Создание комиссии по трудовым спорам на предприятии. Комиссия по трудовым спорам: понятие, порядок организации и деятельности

Возникающих между работником и работодателем, в организации или у работодателя-ИП могут создаваться комиссии по трудовым спорам. При наличии такой комиссии работник может первоначально обращаться к ней за разрешением спора, кроме случаев, когда обязателен исключительно судебный порядок урегулирования индивидуального трудового спора. Так, комиссией могут рассматриваться, к примеру, споры об оплате за сверхурочную работу, споры об обоснованности применения к работнику дисциплинарного взыскания в виде замечания или выговора, споры об обоснованности изменения работодателем условий трудового договора.

Подробнее о порядке разрешения трудовых споров мы рассказывали в нашем .

А как оформить приказ о создании комиссии по трудовым спорам на предприятии?

Создание комиссии по трудовым спорам: порядок

Комиссия по трудовым спорам может создаваться по инициативе как работников, так и работодателя и должна состоять из равного числа представителей работников и работодателя. Конкретное число членов комиссии законодательством не установлено. На практике комиссия по трудовым спорам обычно состоит из 3 человек от каждой стороны. Получив предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, работодатель и представительный орган работников должны направить в комиссию своих представителей в течение 10 рабочих дней (ч. 1 ст. 384 ТК РФ).

Сказанное означает, что создание трудовой комиссии - это обоюдное решение, принятое работниками и работодателем. И говорить о том, что трудовая комиссия создается на основании приказа работодателя, нельзя. Комиссия по разрешению индивидуальных трудовых споров действует обычно на основании Положения о комиссии, которое утверждается работодателем и представителями работников.

Под приказом о создании комиссии обычно понимается распорядительный документ, которым работодатель решает основные вопросы, которые возникают при образовании комиссии и которые находятся исключительно в компетенции работодателя.

К примеру, именно работодатель определяет перечень своих представителей в комиссию по трудовым спорам (ч. 2 ст. 384 ТК РФ).

Кроме того, работодатель должен обеспечивать организационно-техническое сопровождение деятельности комиссии (к примеру, выделить помещение для проведения заседаний комиссии) (ч. 4 ст. 384 ТК РФ). Поэтому этот аспект создания трудовой комиссии также может быть отражен в приказе работодателя.

После того, как комиссия будет создана, она избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии (ч. 5 ст. 384 ТК РФ).

Законодательством не установлен срок, на который комиссия создается. Поэтому такая комиссия может создаваться для рассмотрения как конкретного трудового спора, так для постоянной работы в качестве органа по разрешению индивидуальных трудовых споров. Также, при необходимости, из состава комиссии могут выводиться одни лица и включаться в нее другие. Ведь, к примеру, для разрешения денежного спора в комиссию целесообразно включать представителя бухгалтерии. Однако необходимости в нем нет при разрешении исключительно кадрового спора, не связанного с оплатой труда работника.

В соответствии с ч. 1 ст. 384 ТК РФ КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя. Таким образом, для создания КТС в организации достаточно волеизъявления работников в лице полномочных органов или полномочного представителя работодателя. Решение работников о необходимости создания КТС оформляется либо протоколом общего собрания работников организации, либо решением профсоюзного органа, представляющего интересы большинства работников организации. От имени работодателя с требованием о создании КТС может выступить лицо, пользующееся правом приема и увольнения работников. Наличие решения работников организации о необходимости создания КТС является обязательным для представителей работодателя, которые должны назначить своих представителей в состав КТС. В свою очередь, решение полномочного представителя работодателя о создании КТС обязывает работников выделить в установленном законодательством порядке своих представителей в состав КТС.

Из ч. 1 ст. 384 ТК РФ следует, что КТС формируется из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Таким образом, представительство работников в КТС подтверждается решением общего собрания работников организации либо профсоюзного органа работников организации. Полномочия работников в КТС, которые назначены решением профсоюзного органа организации, действительны до проведения первого после такого делегирования собрания (конференции) работников организации. Полномочия членов КТС, делегированных профкомом организации, могут быть подтверждены на общем собрании (конференции) работников организации. Однако собрание (конференция) работников организации может избрать других представителей в состав КТС. В этом случае полномочия членов КТС, делегированных профкомом организации, заканчиваются с момента избрания новых представителей работников в КТС общим собранием (конференцией) работников организации. Следовательно, решение профсоюзного органа о делегировании представителей работников в состав КТС не может противоречить решению общего собрания (конференции) работников организации.

Законодательством не определено, что в состав КТС от работников могут входить лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. В связи с чем работники могут избрать в состав КТС и лиц, которые не состоят в трудовых отношениях с работодателем, например работников вышестоящего профсоюзного органа.

Представители работодателя назначаются в КТС на основании ч. 2 ст. 384 ТК РФ руководителем организации. Из чего следует, что полномочия представителей работодателя в составе КТС могут быть подтверждены исключительно приказом (распоряжением) либо иным документом, в частности доверенностью, выданной лицом, исполняющим обязанности руководителя организации.

Законодательством не определен срок, на который избираются, делегируются или назначаются члены КТС. По этой причине работники в лице полномочных представителей, лицо, исполняющее обязанности руководителя организации, могут менять своих представителей в составе КТС без ограничений каким-либо сроком. Едва ли наличие подобных полномочий будет способствовать эффективности работы КТС. Поэтому в законодательстве целесообразно установить срок, на который члены КТС наделяются полномочиями.

В состав КТС входит равное количество представителей работников и работодателя. Однако законодательство не устанавливает их численность. Поэтому работодатель и работники самостоятельно определяют численный состав КТС. В том случае, если КТС создается по инициативе работодателя, который своим приказом (распоряжением) выделил определенное количество работников в ее состав, у работников возникает обязанность выделить такое же количество представителей в состав КТС. И наоборот, создание КТС по решению полномочного органа работников организации, наделившего полномочиями члена КТС определенное количество представителей, влечет возникновение обязанности у работодателя выделить в состав КТС такое же количество членов. При рассмотрении заявлений работников в КТС также должно присутствовать равное количество представителей работодателя и работников.

По решению общего собрания работников организации комиссии по трудовым спорам (КТС) могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Такие комиссии также должны состоять из равного количества представителей работников и работодателей. Представители работодателя в КТС структурного подразделения могут быть назначены приказом руководителя организации или по его поручению руководителем структурного подразделения, в котором создается КТС. Представители работников в состав КТС структурного подразделения избираются общим собранием работников данного подразделения. До проведения общего собрания работников структурного подразделения в состав действующей в нем КТС представители работников могут быть делегированы решением представительного органа работников организации или профкома структурного подразделения. Полномочия этих представителей могут быть подтверждены на общем собрании работников структурного подразделения. Но при этом общее собрание может не подтвердить их полномочия и избрать в состав КТС других представителей работников. Причем законодательство не предписывает избрание в состав КТС в качестве представителей работников только работников данного подразделения или состоящих в трудовых отношениях с работодателем. Поэтому членом КТС от работников могут стать не только работники соответствующего структурного подразделения, но и другие работники организации, а также лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

Законодательством не определен срок полномочий лиц, назначенных, делегированных или избранных в состав КТС. Однако представители работников могут заключить соглашение с представителем работодателя о сроке полномочий лиц, входящих в состав КТС. Данное соглашение может выступать в качестве приложения к коллективному договору, его изменение возможно только по волеизъявлению сторон. Однако такое соглашение не должно ограничивать права общего собрания (конференции) работников по избранию членов КТС. В связи с чем на определенный в нем срок представители работников могут быть назначены лишь решением общего собрания (конференции) работников организации или структурного подразделения. Срок полномочий члена КТС по соглашению между работодателем и полномочными представителями работников может быть установлен, например, в пять лет. В нем же могут быть предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий члена КТС, в частности, в связи с отказом работника, его увольнением с работы и другие случаи. Прекращение полномочия члена КТС с нарушением такого соглашения следует признавать нарушением, которое не позволяет признать полномочия вновь назначенных, делегированных и избранных членов КТС взамен лиц, полномочия которых прекращены незаконно.

В состав КТС структурного подразделения также должно входить равное количество представителей работодателя и работников. Поэтому наличие решения общего собрания работников структурного подразделения об избрании в состав КТС определенного количества лиц влечет возникновение у полномочного представителя работодателя обязанности назначить в КТС такое же количество членов.

КТС организации и структурного подразделения избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Избранным следует считать члена КТС, за которого проголосовало большинство лиц, входящих в данную комиссию. В законодательстве не определено, что председатель и секретарь КТС должны быть представителями работодателя и работников. Однако КТС формируется на принципе паритетности, гарантирующем равное представительство в ее работе представителей работодателя и работников. Поэтому соблюдение этого принципа предполагает избрание председателя и секретаря КТС из представителей входящих в ее состав сторон. Избрание представителя работодателя председателем КТС должно влечь избрание секретарем этой комиссии представителя работника. И наоборот, избрание председателем представителя работников должно влечь избрание секретарем КТС представителя работодателя.

Законодательством не определено и минимальное количество членов КТС организации и структурного подразделения. В связи с чем количественный состав КТС определяется по инициативе одной из сторон путем выделения другой стороной такого же количества членов КТС. При этом представители работодателя и работников могут заключить соглашение о количестве членов КТС организации и структурного подразделения. При избрании в состав КТС двух представителей работодателя и двух представителей работников ее заседание будет правомочным в случае присутствия на нем представителя работодателя и представителя работников, то есть двух членов КТС, при избрании в КТС трех представителей работодателя и трех представителей работников ее заседание будет правомочным при участии в нем двух представителей работодателя и двух представителей работников, то есть не менее половины членов, представляющих в КТС работников и работодателя.

КТС организации может рассматривать отнесенные к ее компетенции индивидуальные трудовые споры работников, состоящих с организацией в трудовых отношениях, в том числе и работников структурных подразделений, в которых создана собственная КТС. Поэтому наличие КТС в структурном подразделении не может служить препятствием для обращения работника этого подразделения с заявлением в КТС организации. В соответствии с ч. 3 ст. 384 ТК РФ в КТС структурных подразделений могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Решение КТС структурного подразделения обязательно для руководителей этого подразделения, оно не может быть вынесено в качестве обязательного для руководителей организации. Поэтому решение КТС структурного подразделения должно приниматься только по вопросам, которые могут быть решены руководителем данного структурного подразделения. Вынесение решения КТС структурного подразделения по вопросам, которые не относятся к компетенции должностных лиц данного структурного подразделения, не позволяет обратить решение КТС к обязательному исполнению. Наличие решения КТС структурного подразделения не лишает работника права обратиться с аналогичным заявлением в КТС организации. При рассмотрении таких заявлений документы КТС структурного подразделения, в частности решение, протокол заседания, должны быть использованы в качестве доказательств.

В соответствии с ч. 4 ст. 384 ТК РФ КТС организации должна иметь собственную печать. КТС структурного подразделения может не иметь собственной печати. В этом случае ее решения заверяются печатью КТС организации либо печатью, имеющейся в структурном подразделении. В этом случае необходимо издать приказ руководителя структурного подразделения об удостоверении решения КТС печатью структурного подразделения. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Данное правило распространяется и на КТС структурных подразделений. В связи с чем члены КТС вправе требовать от полномочных представителей работодателя обеспечения деятельности КТС, в частности, изготовления печати, предоставления помещений для проведения заседаний, выделения бумаги и иных принадлежностей, необходимых для осуществления деятельности комиссии. Невыполнение данной обязанности является нарушением трудового законодательства, за совершение которого полномочные представители работодателя могут быть привлечены к установленным законом мерам ответственности. Кроме этого, председатель КТС, ее секретарь могут обратиться с иском к работодателю об обеспечении деятельности КТС необходимыми средствами и помещением.

В соответствии с той законодательной базой, на которой держатся взаимоотношения работника и работодателя на территории нашей страны, комиссия по так называемым трудовым спорам по полному праву является местом, куда обращаются с проблемами , так называемая социальная защита граждан от недобросовестных работодателей. То есть комиссией.

Если говорить о сроках, на который создается этот, безусловно, важный и нужный орган, то он, как таковой, не оговорен в законе. Также, информации о сроке нет и в важнейшем нормативно-правовом акте в плане трудовых отношений – в Трудовом кодексе нашей страны.

Таким образом, созданная однажды комиссия по трудовым спорам собирается как для рассмотрения разового, то есть случая, который является единственным, так и для множественных нарушений работодателей в отношении работников.

Если вы спросите о том, на основании чего функционирует данная комиссия , то ответ будет состоять из нескольких частей. Во-первых, это, конечно, Конституция Российской Федерации, ведь каждый гражданин имеет право на труд. Во-вторых, это, конечно же, трудовой кодекс. В-третьих, это особое Положение, на основании которого комиссия осуществляет свою деятельность.

Кто может просить о создании комиссии? Ошибочно полагать, что это право принадлежит только работникам. Очень часто работодатели становятся жертвами недобросовестных работников и хотят справедливости. Поэтому инициаторами создания КТС может быть и та и другая сторона.

Как правило, для того, чтобы комиссия была собрана, необходимо совершить какое либо действие, подталкивающее ее к этому. Так, работодателем или работником должно быть оформлено обращение, обязательно в письменном виде и желательно, по установленному образцу.

Где получить разъяснения о том, как составить данное обращение. Для начала, можете поинтересоваться на своем рабочем месте и если не получите достаточных разъяснений – можете прибегать в помощи Трудового кодекса, а именно, к статье 384.

Подводные камни

Во-первых , это нежелание работников создавать комиссию. Объясняться это может по-разному. Работники не видят смысл в создании комиссии, ведь решение очевидно или же не усматривают изначально в деяниях того или иного лица неправомерный подтекст.

Во-вторых , это нежелание портить отношение с кем-либо по службе.

Нужно сказать, что в случае, если работники отказываются собираться в группу и формировать комиссию — в этом нет ничего ужасного. Никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и тем более — оштрафован.

Если сам работодатель не собирается создавать комиссию на предприятии или отказывается наделить ее полномочиями, то за это полагается административная ответственность. Именно поэтому согласие работодателя на создание комиссии по трудовым спорам просто обязательно.

Каждый из работников, которые войдут в состав комиссии, должны быть оповещены об этом не только устно, но и письменно. Так, каждому из указанных лиц высылаются специально предусмотренные письменные приглашения.

Как образуется?

Комиссия образуется в несколько этапов. Для начала должно появиться условие или основание возникновения подобной комиссии. Это может быть правонарушение одного из работников или работодателя и так далее.

Следующим этапом является формирование комиссии.

Формируется комиссия по трудовым спорам из работников, преимущественно занимающимися общественной деятельностью. Кандидатам рассылаются специальные предложения, на которые работники могут ответить как положительно, так и отказом. Далее, работники обязательно должны еще раз подтвердить свое согласие. А вот следующим, самым важным этапом является составление приказа.

Приказ о создании комиссии

Приказ о создании комиссии по трудовым спорам это, в первую очередь, официальный документ. Именно на основании него формируется комиссия по трудовым спорам, которая может рассматривать в своих рамках далеко не одно дело. О там как правильно составить подобный приказ должен знать каждый работодатель. Все , должны быть составлены верно, и приказ — не единственный.

Так, приказ создается на специальном бланке , а в его отсутствие – на листе А4. Далее, в бланке должно быть обязательно указаны следующие данные: дата создания приказа, город и, безусловно, название организации.

Затем обязательно слово приказываю, после которого работодатель утверждает создание комиссии по трудовым спорам. Затем назначает представителями работников определенных лиц, информацию о которых также перечисляет в документе.

Следом назначается председатель комиссии, его секретарь. Также в приказе должно быть прописано время заседаний, а также, что это никак не скажется на их заработной плате. Подписан приказ должен быть руководителем организации или ее генеральным директором с указанием инициалов.

Только после этого приказ считается вступившим в силу. О приказе должны быть оповещены все работники, а также должны быть с ним ознакомлены. Именно поэтому копия приказа передается либо из отдела в отдел, либо вешается на специальном стенде в общественной части организации.

Подробнее о составе

Как мы уже знаем, комиссии по трудовым спорам образуются только по инициативе работников. Из числа работников, состоящих в комиссии, избирается председатель, его заместитель и собственно, секретарь. Этим людям предоставляется право контролировать и регулировать работу комиссии по трудовым спорам. В некоторых ситуациях может происходить .

Как правило, в ее состав входит не менее пятнадцати человек. На места основных членов комиссии попасть не так уж и просто. Для этого необходимо пройти процедуру голосования и только по ее итогам можно занять какое-либо место.

Таким образом, только те кандидатуры, которые получили необходимое число голосов, могут замещать эти места.

Председатель, его заместитель и секретарь являются членами руководства сформированной комиссии по трудовым спорам.

Председатель

Председатель – это практически самый важный член комиссии по трудовым спорам. Избирается большинством голосов.

Суть его деятельности или работы состоит в том, что председатель не только контролирует работу всей комиссии, за ним также остается право последнего слова.

Таким образом, решение в каком либо споре не может быть вынесено без одобрения председателя . Как правило, председателем является незаинтересованное в исходе дела лицо. На решении о споре председатель ставит свою подпись.

Заместитель

Заместитель председателя также, безусловно, важная личность. В отсутствии председателя именно на его плечи ложится ответственность за принятие , каких либо решений. В отсутствие председателя заместитель контролирует работу комиссии, является последней инстанцией в принятии решения.

В случае присутствия председателя заместителя по большей части является его советником, и консультирует по каким-либо вопросам.

Секретарь

Несмотря на достаточно простую должность, на секретаря комиссии ложатся достаточно серьезные обязанности, которые он обязан выполнять. Именно поэтому на должность секретаря выбирают ответственного и проверенного человека.

Секретарь не только должен печатать всю документацию, но и фиксировать ход процесса по разрешению какого-либо спора. Именно поэтому секретари являются важной фигурой в разрешении трудовых споров.

Представители работодателя

Представители работодателя в комиссии – люди, безусловно, важные. Кем они назначаются?

Все просто, представители в комиссию по трудовым спорам со стороны работодателя назначаться руководителем самой организации.

Представители выбирают посредством проведения конференции с элементом голосования.

Чем занимаются эти люди? В случает трудового спора с работодателем они отстаивают его интересы, аргументируя то или иное действие. Нередко, представители отказываются от своих должностей и за это не несут никакой ответственности и штрафных санкций. Узнайте в , каковы этапы коллективных трудовых споров.

Заключение

И восстанавливает справедливость. Но кроме того, она выполняет еще одну, маленькую, но одновременно очень важную функцию. Она сближает людей, показывает им то, что все проблемы решаемы и сплошает коллектив.

Именно потому в случае возникновения спора не старайтесь его уладить в одностороннем порядке. Иногда достаточно банальной процедуры создания комиссии по трудовым спорам и работники точно смогут увидеть ваше непредвзятое отношение и мудрость руководителя.

Трудовая деятельность не может быть абсолютно лишена конфликтных ситуаций, которые возникают как между сотрудниками внутри структурных подразделений, так и между работником и работодателем.

Не важна причина конфликта и принадлежность работника к той или иной категории сотрудников. Главное – это юридическая грамотность в рассмотрении получившегося конфликта. И здесь в обязательном порядке необходима комиссия по трудовым спорам, целью функционирования которой и является рассмотрение таких вопросов.

Образование согласно законодательным актам

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, любой трудовой конфликт на предприятии должен быть рассмотрен комиссией по трудовым спорам. Для того чтобы такой орган мог выполнить свои прямые функции, он должен быть создан. Сам процесс образования проходит в соответствии с установленной процедурой, закрепленной ТК РФ.

Причиной создания или созыва органа может стать как заявление самого работодателя, так и работника, то есть инициировать образование трудовой комиссии может каждая из сторон спора .

Также следует знать, что комиссия может создаваться для решения одного спора, но может продолжить функционирование в том же составе и для дальнейшего рассмотрения конфликтных ситуаций. Действующим законом не определен срок действия структуры .

Главный принцип создания : представители от работодателя и рабочего должны быть в равном соотношении. В свою очередь, представители от лица работодателя непосредственно назначаются самим руководителем предприятия (если спор имеет место быть в индивидуальном предприятии, назначение осуществляется физлицом).

Выбор же представителей от рабочего коллектива может осуществляться только на выборных основах при коллегиальном созыве работников, например, на конференции трудового коллектива . Можно также осуществлять делегирование представителей, которые потом будут утверждены или отклонены на коллективном собрании.

Следует знать, что сам работодатель и представитель от трудового коллектива должны получить письменные документы о необходимости созыва такого органа и отреагировать в течение 10 дней с момента получения, направив в комиссию своих представителей.

Все члены должны быть предупреждены о том, что они входят в состав не только устно, но и письменно.

Орган такого значения может быть создан не только на уровне самой компании, но и на уровне его структурных подразделений. Процедура создания аналогична .

Совет по решению конфликтных ситуаций такого значения должен иметь свою структуру, именно поэтому путем голосования необходимо назначить председателя органа, его заместителя, а также секретаря. Также такая организация имеет свою печать.

Говоря об образовании, необходимо упомянуть о том, что, если предприятие в лице руководителя отказывается создавать такую комиссию или не подчиняется ее решению, не наделяя ее теми полномочиями, которыми она должна обладать, к нему может быть применена административная ответственность .

Необходимо запомнить, что согласие работодателя на образование компетентного органа по спорам строго обязательно.

Когда все сотрудники предоставят свое согласие на участие, в обязательном порядке должен быть сформирован приказ руководителя. Без него создание будет не легитимным. Документ печатается на специальном бланке – фирменном. При его отсутствии — на простом белом листе.

В приказе должно быть указано обязательно:

  • название организации;
  • дата создания;
  • город;
  • причина создания комиссии, например, по инициативе профсоюза, по причине обращения Иванова И.И. и т.д.;
  • члены комиссии с определением структуры: кто будет председателем, секретарем и т.д.

Приказ должен быть подписан генеральным директором предприятия . Его копия или скан должны быть доведены к сведению всем работникам.

Компетенция, состав, полномочия

Состав комиссии:

  1. Представители работодателя, которые делегируются на основании приказа руководства.
  2. Представители трудового коллектива, представляющие интересы сотрудника, с которым возник спор.

Структура комиссии по трудовым спорам состоит из следующих:

  • председатель;
  • заместитель председателя;
  • секретарь.

Считается, что минимальное количество членов такого вот собрания не может быть менее 15 человек .

Самая главная функция – это рассмотрение индивидуальных споров , которые возникают в пределах одной организации. За пределы предприятия полномочия не «выходят».

Примечательной особенностью прав является то, что комиссия является самостоятельной единицей, она не подчиняется руководству. Также следует знать, что споры могут решаться за счет привлечения данных представителей как между руководством и текущими сотрудниками, так и теми работниками, которые уже не работают в данном учреждении.

Физические лица, которые претендовали на какую-либо открытую вакансию и не были приняты не по объективным причинам, могут также по заявлению обращаться в орган. Не принять к рассмотрению жалобу нет никаких оснований.

Компетенция и полномочия по поводу рассмотрения споров могут касаться следующих вопросов :

  1. Правильность, корректность, рациональность начисления заработной платы.
  2. Применение мер взыскания к сотруднику, в том числе взыскание из заработной платы.
  3. Условия труда, их надлежащее предоставление.
  4. Прием и увольнение с должности, понижение по штатному расписанию и т.п.
  5. Любые другие проблемные вопросы, которые не были решены в результате договоренности между субъектами.

Но в компетенцию данного совета не могут входить такие предметные области , как:

  • восстановление на должности после понижения;
  • восстановление на работе в любой должности после увольнения;
  • любого рода компенсационные выплаты, связанные с увольнением;
  • удержание средств на основании прогулов.

Все перечисленные предметные области уже входят в компетенцию суда и должны рассматриваться исключительно в судебном порядке, по решению которого и будет вынесен легитимный вердикт: восстанавливать на работу или нет.

Компетенция и полномочия определены также ТК РФ, статьей 385.

Главный вопрос, который волнует большинство: по чьей же просьбе такой компетентный орган может быть создан? По действующему законодательству, такая инициатива может исходить как от работника, так и от работодателя.

При этом желание о создании может подавать представитель работника, то есть профсоюзная организация. Кроме того, инициатива одновременно может исходить от обеих сторон – по согласованию.

Помимо этого, право созывать предоставлено также и бывшим сотрудникам, у которых еще остались спорные вопросы, а также претендентам на работу.

Другое дело, что не всегда возможно создание такого органа по просьбе самих сотрудников, которые даже имеют какие-либо веские претензии к своему работодатели.

Люди считают, что создавать такой орган не имеет никакого смысла, так как исход дела все равно предопределен. Кто-то не выступает с такой инициативой только по причине нежелания портить отношения в коллективе, боясь, что, несмотря на разрешение спорной ситуации, потом карьера сотрудника на данном предприятии будет предопределена.

Сроки обращения

По действующему законодательству каждый сотрудник может обратиться в такую комиссию в строго установленный срок – в течение 3 месяцев после того, как возник сам факт нарушения. Срок обращения может быть продлен только за счет уважительных причин, которые будут подтверждены документально, например, по причине болезни.

При этом для работодателя срок обращения установлен на протяжении года.

По итогу рассмотрения дела комиссия должна вынести соответствующее решение – официальный документ, который и будет юридическим основанием для дальнейших действий.

Следует отметить, что каждое решение должно быть правильно составлено, в том числе и в разрезе информативности. По действующему нормативно-правовому акту в решении обязательно должно быть отображено следующее :

  1. Полное наименование юридического лица, где такой спор рассматривается.
  2. Ф.И.О., занимаемая должность, квалификация, специальность и т.д. того сотрудника, который является одним из участников спорного конфликта.
  3. Дата принятия к рассмотрению поданного заявления.
  4. Дата, когда данный спор был рассмотрен на КТС.
  5. Суть конфликта, то есть предмет спора.
  6. Перечень всех лиц, которые присутствовали на рассмотрении дела.
  7. Само решение. Описание должно быть полным с представлением правовой сущности принятого решения, его соответствие законодательным актам (их следует указывать).
  8. Голосование и его результаты.

Это обязательные содержательные части Решения КТС , без которых документ может быть признан незаконным и его можно будет обжаловать в высшей инстанции – в суде.

Документ должен быть подписан председателем комиссии, проставляется печать.

Принятие

Кстати, копии решений в течение 3 дней после принятия должны быть вручены как работодателю, так и работнику. С ним каждая участвующая сторона должна ознакомиться.

Порядок рассмотрения

Дело заслушивается только в присутствии самого работника или его уполномоченного органа. Заседание КТС может проводиться при отсутствии заявителя только в том случае, если он дал на это свое письменное разрешение.

Если сторона не явилась на заседание, то тогда КТС переносится на другую дату. Если же на второе рассмотрение дела сотрудник также не явился, не предоставил оправдательных документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия, то тогда вопрос может быть снят.

При этом по закону никто не ограничивает неявившегося субъекта заново подать заявление.

На КТС можно приглашать свидетелей, консультантов, специалистов по трудовому праву и т.д., то есть всех тех, кто объективно может помочь решить конфликт законно.

По итогу проведения сборов обязательно ведется протокол, который должен быть подписан председателем и секретарем КТС.

Обжалование

После того как решение КТС было принято, то у всех участников процесса есть 10 дней на обжалование такого результата. Если в течение отведённого срока обжалование не поступило, то тогда в трехдневный срок после истечения 10 дней на обжалование решение должно быть принято.

Перенесение

Как было уже сказано ранее, заседание может быть перенесено по причине первичной неявки заявителя, то есть работника. При вторичной неявке такое заседании не переносится.

Образец заявления

Главным документом, которое должен подать работник для создания и созыва КТС, является заявление . Конечно, строго установленного бланка такого документа нет, но необходимо придерживаться общепринятой схемы .

В документе обязательно необходимо указать :

  • кто подает заявление;
  • контактные данные заявителя
  • на кого или на какую организацию подается;
  • причину подачи такого заявления, суть конфликта: что хочет получить субъект, дата подачи заявления, подпись.

К заявлению могут прилагаться приложения – документы, которые поясняют или уточняют сущность возникшего спора.

Заявление принимается, регистрируется и на нем проставляется штамп входящего документа. Потом уже должна быть начата процедура создания КТС.

Таким образом, при возникновении любого трудового спора необходимо обращаться с заявлением на создание соответствующей комиссии. Это способ не просто решить возникший конфликт, а рассмотреть его с разных сторон, доказав свою правоту. Рассмотрение дел таким образом не всегда идет во вред, как многие думают, а может, наоборот, сблизить работодателя и его сотрудников.

Принципы работы данной комиссии рассмотрены на видео.

И работодатель, и сотрудники обязаны следовать положениям Трудового кодекса. Однако очень часто положения закона нарушаются. При наличии мелких претензий в суд обращаться нет смысла. Это довольно неэффективное решение. Имеет смысл решать вопрос прямо на месте. Для этого формируются комиссии по трудовым спорам.

Что собой представляет комиссия по трудовым спорам

Первый по популярности и простоте метод решения трудовых споров – это переговоры с работодателем. Второй – это обращение к комиссии по трудовым спорам. Это специальная структура, служащая для решения конфликтов внутри компании. Позволяет решить конфликт без обращения к сторонним инстанциям. Комиссия включает в себя обе стороны конфликта.

Эта структура может формироваться по инициативе как сотрудников, так и работодателей. Решения комиссий должны соответствовать нормативным актам. Никто не имеет право оказывать давление на участников структуры.

Создание трудовой комиссии сопровождается формированием специального положения.

Оно включает в себя порядок создания органа, число участников, порядок принятия коллегиальных решений, сроки.

Задачи и преимущества комиссии

Комиссия создается для решения вопросов, связанных с этими аспектами:

  • Зарплаты и прочие выплаты.
  • Нарушения трудового соглашения.
  • Незаконное наложение дисциплинарных взысканий.
  • Выплаты командировочных и сверхурочных.

Комиссия уполномочена разрешать только трудовые споры индивидуального характера. Формирование этой структуры отличается этими преимуществами:

  • Повышение доверия сотрудников. Работники знают, что в случае возникновения проблем они могут обратиться за помощью, а потому работодатель может рассчитывать на лояльность. Комиссии позволяют предотвратить обращение в суд и прокуратуру.
  • Решение проблем прямо на месте. Обращение в суд или трудовую инспекцию предполагает трату большого количества времени и средств, утрату репутации. А потому удобно решать проблемы в пределах самого предприятия. Это ускоряет процесс, сокращает издержки.
  • Упрощение сбора документации. Если возникли проблемы, комиссия сама запрашивает все нужные документы у руководителя. В случае если решение комиссии не удовлетворит сотрудников, они могут обратиться в суд. Работникам не придется собирать документы, так как за них это сделано комиссией.

Комиссии по трудовым спорам – это цивилизованный и законный способ решать все возникающие локальные проблемы.

Компетенции представителей комиссии

Комиссия принимает жалобы и претензии от бывших и действующих сотрудников, касающихся следующих аспектов:

  • Зарплаты и прочие выплаты.
  • Исполнение положений трудового соглашения.
  • Штрафы, различные взыскания (выговоры, увольнения).
  • Прочие вопросы, которые не удалось решить при прямых переговорах с работодателем.

Комиссия не имеет полномочий для решений вопросов, связанных с этими аспектами:

  • Восстановление сотрудников в должности.
  • Восстановление сотрудника в должности после увольнения.
  • Начисление компенсаций за прогулы при наличии уважительных причин.
  • Выплата разницы в ЗП при понижении в должности.
  • Причинение вреда сотруднику по вине предприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Во всех этих случаях нужно идти в суд. Только он имеет право принимать юридически действительные решения. Компетенции комиссии оговорены в статье 385 ТК РФ. В частности, это исключительно индивидуальные трудовые споры.

Порядок формирования комиссии по трудовым спорам

Создание комиссии может инициироваться как сотрудниками, так и работодателями. В состав структуры должно входить равное количество представителей работников и руководителя. Точное число участников комиссии законом не установлено.

Как это происходит? Работодатель получает письменное предложение о создании комиссии. В течение 10 суток работодатель и представительский орган сотрудников направляют в комиссию своих представителей (часть 1 статьи 384 ТК РФ).

ВНИМАНИЕ! Рассматриваемый орган формируется по обоюдному решению руководителя и работников.

Представители работодателя и сотрудников должны утвердить Положение о комиссии. Именно на его основании будет действовать структура. Издается приказ о формировании комиссии. Это распорядительная бумага, через которую руководитель устанавливает все важные положения, касающиеся образования органа.

Работодатель на основании части 2 статьи 384 ТК РФ должен установить перечень своих представителей, которые будут участвовать в работе комиссии. Именно руководитель должен обеспечить организационно-техническое сопровождение работы структуры на основании части 4 статьи 384 ТК РФ.

После основных этапов формирования комиссии ее участники избирают председателя, его заместителя и секретаря комиссии. Избираются представители этих должностей из членов структуры. Основание – часть 5 статьи 384 ТК РФ.

В нормативных актах ничего не сказано по поводу сроков функционирования органа, поэтому комиссия может формироваться как для решения конкретного вопроса, так и для постоянной деятельности. Состав участников структуры может изменяться. К примеру, если нужно решить финансовый вопрос, в состав включается бухгалтер.

Особенности деятельности комиссии

Приведем этапы обращения сотрудника в комиссию по трудовым спорам:

  1. Подача заявления сотрудником. Обращаться в орган нужно в течение 90 дней с даты возникновения правонарушения. Обращение составляется в письменной форме. Документ оформляется на имя председателя комиссии. Составляться обращение может в свободной форме. Главное – изложить суть претензии и требования. Если есть дополнительные документы, подтверждающие позицию сотрудника, рекомендуется их приложить к заявлению.
  2. Проведение заседания. Не позже 10 суток после получения обращения организуется заседание. Протокол его вручается сотруднику, который направил заявление. Работник может не участвовать в заседании, но нужно оговорить это в заявлении. Комиссия может не рассматривать обращение, если сотрудник не явился на заседание без предварительного уведомления.
  3. Сбор требуемого пакета документов. Комиссия имеет право затребовать у работодателя эти бумаги: приказ о наложении взыскания, табель рабочего времени, различные бухгалтерские отчеты, объяснительные и докладные. Документы требуются в том случае, если предоставленной информации для решения вопроса недостаточно.
  4. Голосование участников комиссии. Вопрос ставится на голосование после изучения всех документов и материалов, слушаний представителей сторон конфликта. После этого организуется тайное голосование. В нем должно участвовать не меньше 50% представителей и работодателя, и сотрудника.
  5. Вынесение вердикта. Решение комиссии принимается на базе большинства голосов. В решении указывается эта информация: суть проблемы, доводы сторон, юридическое обоснование, резюме. Экземпляры документа в течение 3 дней передаются и сотруднику, и работодателю.

Все требования должны быть исполнены в трехдневный срок. Исчисляться он будет после 10 суток после принятия решения. 10 дней – это время для обжалования решения. Если требования не были исполнены, сотрудник может обратиться к судебным приставам. На основании удостоверений, выданных комиссией, инициируется исполнительное производство.