Прокатилась дурная слава что похабник я. Сергей Есенин — Мне осталась одна забава: Стих

«Мне осталась одна забава…» Сергей Есенин

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава…»

Жизнь в Москве кардинально изменила Сергея Есенина, который приехал в столицу простым деревенским пареньком. Однако уже через несколько лет он почувствовал вкус свободы и первых литературных успехов, обзавелся модной одеждой и превратился во франта. Однако была и обратная сторона медали – сильная тоска по родному селу Константиново, которую молодой поэт пытался заглушить с помощью алкоголя. Пьяные драки, битье посуды в ресторанах, публичных оскорбления друзей и совершенно незнакомых людей – все это стало второй натурой Есенина. Протрезвев, он осознавал, что ведет себя омерзительно, однако уже ничего не мог и не хотел изменить в собственной жизни. В один из таких моментов просветления, когда поэт проходил курс лечения от алкогольной зависимости, появилось на свет его знаменитое стихотворение «Мне осталась одна забава…», которое сегодня многих известно как песня, входящая в репертуар различных исполнителей.

Это произведение было написано в 1923 году, за несколько лет до трагической гибели поэта. И между строк можно прочесть не только слова отчаяния вперемешку с раскаянием, но и увидеть, что свою миссию на этой земле Есенин к тому моменту считал уже выполненной. Он действительно прощался со всем тем, что ему дорого, и готовился к смерти, понимая, что жизнь, состоящая из сплошных пьяных дебошей, ничем не оправдана. Поэт не смущается того, что он «похабник и скандалист», более того, ему безразлично мнение окружающих на этот счет. Гораздо больше Есенина беспокоят вопросы спасения собственной души , хотя он и признается, что не верит в Бога. Тем не менее, для человека, который готов переступить последнюю черту, важно очистить душу от всего того, что в ней накопилось. Поэтому данное стихотворение Есенина многие считают его предсмертной исповедью, которая изобилует откровениями. Только вот кается поэт не перед Всевышним, а перед обычными людьми, отдавая себя на суд читателей и совершенно не рассчитывая на снисхождение. Объясняя свое поведение, автор отмечает: «И похабничал я и скандалил для того, чтобы ярче гореть». При этом поэт сожалеет о том, что ему так и не удалось «розу белую с черной жабой… на земле повенчать». Осознание того, что изменить этот мир к лучшему с помощью поэзии невозможно, приводило Есенина в отчаяние. Устав бороться за свои идеалы, он попросту решить оставить все, как есть, попросив близких лишь об одном – положить его «в русской рубашке под иконами умирать».

Стихотворение С.А. Есенина «Мне осталась одна забава» было написано в 1923 году, за несколько лет до того, как жизнь молодого поэта трагически оборвалась. Известно, что после переезда в Москву творческая карьера Есенина стала стремительно развиваться. Он стал узнаваем и любим многими. Но постоянная тоска по родным местам точила его душу. Он искал забвения в угарном веселье кабаков. Буйный нрав, пьянство - стали его постоянными спутниками.

«Мне осталась одна забава» стих стал своеобразным итогом размышлений поэта о своей жизни. Оглядываясь назад, Есенин видит разудалую жизнь, где он скандалил и похабничал, но при этом прорывается из его души нечто светлое, прекрасное.Стихотворение похоже на исповедь, здесь отражены страх от потери веры в Бога и смирение с тем, что не все в жизни сложилось, как мечталось. Махнув рукой на свою «дурную» славу, Есенин желает лишь одного, чтобы конец его жизни был спокойным. Исповедь отчаявшегося и смирившегося с обстоятельствами человека не может никого оставить равнодушным. Это стихотворение занимает достойное место в философской лирике самого известного русского имажениста.

На нашем сайте есть возможность скачать стихотворение или читать текст в режиме онлайн.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта – ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Сергей Александрович Есенин - личность весьма неординарная и хорошо известная во всем мире не только в поэтических кругах, но и среди читателей самого разного возраста и склада ума. Интересно, что свою ошеломляющую популярность поэт получил при жизни, что, конечно, очень справедливо - поэт вдохновлялся, зная, что его признают, и создавал вещи настолько великие, что они живут в сердцах миллионов и на сегодняшний день.

Но, как и любой творческий человек, Сергей Александрович прошел свой, непростой и местами тернистый путь, который, очевидно, и повлиял на всё его творчество. Что же такое происходило в жизни Есенина, что до сих пор его строки пронизывают до самого сердца? Как поэт начал свой путь и чем он закончился? Для того чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо обратить внимание на факты из биографии поэта.

Мне осталась одна забава...

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
1923

Одно из самых популярных стихотворений Сергея Есенина «Мне осталась одна забава» полностью пронизано душевными терзаниями поэта. Именно здесь он рассказывает о своих жизненных неудачах, именно здесь показано, как он падал и поднимался. Интересно, что в данном стихотворении поэт оправдывает свое постоянное пьянство – он просто хотел "гореть", выделяться из толпы и запомниться всем окружающим.


Произведение пронизано и безграничной любовью к собственной стране, к ее культуре и жизни, но параллельно поэт говорит о том, что больше ни во что не верит – полное разочарование, тоска и грусть. Тем не менее несмотря на все, что происходило в его жизни, несмотря на все гуляния и бунтарства, поэт заявляет, что после своей смерти хочет остаться верным своей стране – умирать в русской рубашке в окружении близких.

Сложно сказать, что именно творилось в душе поэта в момент написания произведения. Очевидно одно – уже в то время он предчувствовал свою скорую погибель. Более того, год написания произведения совпал со сложнейшим периодом жизни поэта, в котором были и репрессии, и преследования, и непонимание властей, предательство влиятельных покровителей и бунтарство против общепринятой морали.

Биография Сергея Есенина


Как и большинство поэтов, Сергей Александрович Есенин был рожден в самой простой семье, которая ничем не отличалась от остальных селян. Семья жила в селе Константиново, и 3 октября 1895 года на свет появился маленький Сережа. Так вышло, что воспитывался будущий поэт не матерью, а старшим поколением – любимой бабушкой и дедом. Мать Сергея была вынуждена уехать из села на заработки, ведь достойной и оплачиваемой работы в селе не было уже в те годы. Еще в раннем детстве Сергей под началом бабушки увлекся стихами – старушка знала огромное количество песен и стихов, чем и развлекала младшее поколение тихими темными вечерами.

В какой-то момент поэт, как и его мать, понял, что перспектив в деревне нет, и уже в 1912 году бросил родное село и с болью в груди отправился покорять столицу. Не удивительно, что столица хорошо приняла молодого и амбициозного Сергея – здесь он практически сразу устроился на оплачиваемую работу корректором в местной типографии и получил уникальную для своего времени возможность читать все, что попадается под руку и даже то, чего практически недостать. Долгое время Сергей стремился к учебе и работе, заглатывая знания пачками. Параллельно он являлся активным участником литературной организации, в которой часто проводились тематические мероприятия, интересные Сергею.

Не удивительно, что монотонная и рутинная жизнь совсем не подходила Есенину – уже в 1914 году поэт бросает все, что окружало его и решает посвятить всего себя написанию стихотворений. В этом же году поэт отправляется в Петроград – именно здесь кипит вся литературная жизнь, собирается все элита и происходят самые масштабные творческие события. Есенин сразу становится своим среди даже самых знаменитых в поэтическом мире личностей, с легкостью находит язык с движением новокрестьянских поэтов, которые и принимают его в свои круги.

Разгуляться в Петрограде у него не получилось, потому что Сергей был призван в армию, где служба его проходила на удивление легко благодаря его особенным талантам – здесь но читал стихи самой императрице и всей ее семье. Не удивительно, что наглый поэт, создавший себе особый имидж хулигана и гуляки, даже в обществе великой императрицы не гнушался матерных слов и прямо объявлял свою точку зрения, чем просто шокировал всех слушателей.

Особый имидж Есенина


Некоторые могут подумать, что поэт был знатным гулякой и всю свою жизнь провел в пьянках и разврате. На самом деле биографы рассказывают о том, что гулянья поэта первое время были не чем иным, как хорошо спланированный образ – первое популярное стихотворение поэта как раз было хулиганским, и публика с удовольствием зацепилась за этот образ. После отъезда из родного села Есенин практически не употреблял спиртных напитков и даже ругал своих соседей, которые проводили все свое время в пьянстве.

Сложно сказать, как хорошо продуманный образ превратился в реальную жизнь – но с каждым годом Есенин пил все больше и больше, что не могли не заметить его знакомые.

Женщины Сергея Есенина

Сергей Александрович с самого детства осознавал свою необычную природную красоту и пользовался ей всю жизнь. От женщин у поэта не было отбоя и он пользовался этим – играл с ними как хотел и менял их как перчатки. Тем не менее у поэта были и серьезные романы. Еще в 1917 году поэт познакомился с Зинаидой Райх, с которой поженился и завел сразу двоих детей, но переезд поэта обратно в Москву, к самой гуще литературной жизни, развел пару и Есенин с легкостью нашел замену даме сердца.

Погоня за популярностью и переезд в Москву совпали со знакомством с Надеждой Вольпин, которая, как и Райх, подарила поэту ребенка. Однако, слава, которая наваливалась на поэта все большим и большим грузом, постоянные ночные гулянья по кабакам и любовь к женскому вниманию развели и эту пару.

Самым громкий и яркий роман Сергея Александровича Есенина был с американской популярной танцовщицей Айседорой Дункан. Эта женщина оставила в жизни поэта серьезный отпечаток – она была инициатором его мирового тура, в котором, как ни удивительно, поэт много пил, гулял и дебоширил. Должного внимания Дункан не получала, чем была очень огорчена, и после возвращения из турне пара навсегда рассталась без лишних скандалов и истерик.

Смерть поэта

Жизнь великого творца продлилась весьма недолго и завершилась очень трагично - 28 декабря 1925 года Есенин готовился к выпуску собрания сочинений, но был найден повешенным на трубе в гостинице Англетер. Биографы до сих пор спорят, была ли смерть Есенина суицидом, но множество фактов говорят все же об убийстве:

Беспорядок в номере говорит либо о безумии поэта в последние часы, либо о присутствии посторонних лиц;

Поэт явно боялся, что за ним придут;

Низкий рост поэта просто не мог позволить ему самостоятельно повеситься под высоким потолком гостиницы.

Как бы там ни было, Сергей Александрович Есенин оставил заметный след во всей русской литературе, потому даже сегодня его популярность растет – его стихи изучают в школе, о нем снимают фильмы и сериалы. Творчество поэта для многих стало вдохновителем, а его жизнь – примером.

"Мне осталась одна забава:

Покатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.

Ах, какая смешная потеря!

Стыдно мне, что я в бога верил,

Золотые, далекие дали!

Все сжигает житейская мреть.

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта - ласкать и карябить,

Рокавая на нем печать.

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помослы розовых дней.

Но коль черти в душе гнездились -

Значит ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,

Отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной, -

Чтоб за все грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать -

Под иконами умирать.

С.Есенин

Очень грустный текст, - текст, передающий "сейчас-тут" ="ici- maintenant"

Есеневского отчаяния, безвыходного состояния, одиночества, предчувствие приближающегося конца.. Этот поэтический текст сложен для имманентного анализа, т.к. по своему построению он приближается к ОТЧЕ НАШ, как поэтическая форма раскаяния и страха; и к знаменитому роману Альфреда де Мюссе "Исповедь сына века" -т.е. все сказанное русским Поэтом напоминает ИСПОВЕДЬ-РАСКАЯНИЕ

Раскаяние и Исповедь возможны только при одном условии, - когда Я Поэта осознает свое Я моральное опятненным и одно Я, ставшее одновременно местом его внутренней трагедии и трагедии внешней, т.е. поставлен вопрос о раздвоении Личности! ДВА самых важных вопроса: ЗЛО / ДОБРО -

" Но коль черти в душе гнездились -

Значит ангелы жили в ней."

гениальное прозрение Поэта, т.к. согласно ОПЕРАТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ, "понятие Добро/ Зло" есть дериваты самой сильной модальной позиции "необходимым быть" (проф. Красимир Манчев)

Однако эта самая сильная модальная позиция есть позиция Божественного! и сам Сергей Есенин это осознает:

Дар поэта - ласкать, карябить,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черной жабой

Я хотел на земле повенчать."

нет нельзя поставить знак равенства между этими ДВУМЯ противоположными понятиями ДОБРO и ЗЛО. Вопрос, а ЧТО могло побудить Поэта пoпытаться "повенчать" ЧИСТОТУ (= "розу белую") со ЗЛОМ = АТЕИСТИЧЕСКИМ Обществом (" черной жабой") ? Да! эта же самая сильная модальная позиция = позиция БОЖЕСТВЕННОГО ВСЕЗНАЮЩЕГО и ВЕЗДЕСУЩЕГО! Почему? Потому, что сам С.Есенин использует слово "ДАР" , т.е. Поэт от момента своего рождения (даже априорно) поставлен в привилегированную самую сильную модальную позицию "необходимым быть" и Ему С. Есенину дан ДАР=ПРАВО ТВОРИТЬ .

Еще Платон разделил людей на две категории:" философствующие люди , чья жизненная цель сводится к заботе о собственном теле" и "настоящих философов ", т.е. ТЕХ, кому дан ДАР постичь Божественное, изучать общество и СУДИТЬ его. Однако Поэт не собирался СУДИТЬ, а "ПОВЕНЧАТЬ"! - тут и его "слабость" , Поэт оказывается в слабой модальной позицции типа: "мочь / не мочь"

Кстати идею об избрании Человека лансирует и Св. Павел в своем ПЕРВОМ ПОСЛАНИИ РИМЛЯНИНАМ:

"...но те,кто был избран Богом, опознали Истину, а другие остались слепыми" (ХІ:7)

И как-то сказано: Господь дал им заспавшее сознание... и он им дал глаза, чтобы не видеть и уши, чтобы не слышать"(ХІ:9) ....в этом и их наказание"

Эту "слабость" (под влеянием того же заспавшего и заржавевшего общества) хорошо объясняет Христо Тодоров в своем анализе произведения Альфреда де Мюссе "Исповедь сына века":

" Итак душа героя оказывается единственным местом драмы, душа героя представляется как сложный внутренний мир, полный противоречий, непроницаемой, необъяснимой, около которой конценрируется все внимание автора..." -

" La Confession d"un enfant du siècle" Alfred de Musset: "-

"Ainsi, l"âme du héros devient le seul lieu du drame; elle apparaît comme tout un univers complexe, contradictoire, opaque et inexplicable, autour duquel se concentre toutе l"attention de l"auteur." (p. 48, Hist.)

- в нашем случае наше внимание концентрируется на предложенной выше цитате С.Есенина.

Интересно проследить наблюдения Хр. Тодорова над текстом Мюссе:

" В сущности, Мюссе проводит параллель между двумя одновременно существующими факторами -Зло моральное индивида и Зло, от которого ржавеет общество. ...." -

" A vrai dire, Musset établit tout simplement un parellèle entre deux faits suimultanés - le mal moral de l"individu et le mal qui ronge en général toute la société;... "

Более того, Хр. Тодоров обращает внимание на ПРИРОДУ героя, такой, какой она ему дана от рождение и ПРОМЕНЕННОЙ (внутреннее духовное состояние героя) под влиянием того же ржавеющего общества.

Эти исследования болгарского ученого интересны тем, что они оказываются общим постоянным идеогенетическим критерием для изучения трагедий и А.Пушкина, и М.Лермонтова,и нашего Сергея Есенина, - общество судит избранных Богом Творцов.

Но вернемся к Есенинскому тексту, к этому раздвоению....По своей природе Есенин верующий в Бога, - крещен, - Православие, - это же сущность Поэта и вот это жестокое раздвоение своей сущности Поэт очень метко и коротко выражает антитезисной структурой:

"Ах, кака смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в бога верил

Горько мне, что не верю теперь. "

теза антитеза= теза

"Стыдно мне, что я в бога верил / Горько мне что не верю теперь

"И не въведи нас во изкушение / но избави ни от Лукавия"

"Еt ne nous soumets pas à la tentation / mais délivre nous du Mal"

Мною предложены ТРИ варианта раскаяния: текст Есенина; текст Молитвы на болгарском; текст молитвы на французском - необходимо глубже понять состояние души Есенина. (по две строфы)

Во французском тексте слово " Mal" означает ЗЛО! и тут нет никаких метафорических оттенков как в слове "ЛУКАВИЯ" - как мы говорим:"Лукавый попутал" - само слово имеет идею персонификации - т.е. можно себе вообразить любой Образ Лукавого!

Почему это так важно для нашего имманентного анализа? потому что и в тексте Молитвы и в словах Есенина смысл кажется один и тот же т.к. он сводится к сильному и очень коварному модальному глаголу "ХОТЕТЬ" . Именно идея ЖЕЛАНИЯ=СОБЛАЗНА отклоняет человека от правильного пути. Так что в примерах из текста Молитвы и левая и правая сторона редуцируются к: не хотеть/ не хотеть" :т.е. последние две строфы Молитвы ОТЧЕ НАШ редуцируются к НЕЖЕЛАНИЮ молящегося "хотеть иметь в неограниченном количестве ВСЕ, когда глагол "хотеть" из транзитивного переходит в форму ИНТРАНЗИТИВНОГО= НЕОГРАНИЧЕННОЕ БОГАТСТВО! ВЛАСТЬ и т.д. ( Хр. Т.) , что и считается ГРЕХОМ.

Однако в тексте Поэта идеогенетическая база другая:

"Стыдно мне , что я в бога верил / Горько мне, что не верю теперь" -

разница между настоящим текстом Молитвы ОТЧЕ НАШ и субъективной интерпретацией Поэта состоит как раз в том, что левая сторона у него редуцируется к "интранзитивному" ХОТЕТЬ ИМЕТЬ ВСЕ" :

"Стыдно мне, что я в Бога вирил" = ХОЧУ ИМЕТЬ ВСЕ!

" И ПОХАБНИЧАЛ Я И СКАНДАЛИЛ

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЬІ ЯРЧЕ ГОРЕТЬ ." - интранзитивное желание ХОТЕТЬ ИМЕТЬ! КАЗАТЬСЯ и т.д. - тут НЕТ РАСКАЯНИЯ ! Поэт ХОТЕЛ испытать все искушения Известного Поэта.

Однако прозрение к Поэт- избраннику приходит, когда Общество со своим прогнившем Я называет Поэта Есенина,по своей сущности остающемуся все тем же православным, крещенным, "похабником и скандалистом" И это и позволяет Поэту начать свое стихотворение мальчишеским, озорным ВЬІЗОВОМ Той части общества, Которое не видело в нем его православную сущность:

"Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот - веселый свист,

Покатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист" -

да! Поэт-избранник возвращается к своему первоначальному Я - , которое молит:" но избави ни от Лукавия" = НЕ ХОЧУ ГРЕШИТЬ!="Горько мне , что не верю теперь"

Таким образом, стихотворение С.Есенина интегрируется на базе трех типов Я:

1. Я - Душа Поэта православного христианина - "быть" = Аз есмь =

"Чтоб за все грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать -

Положили меня в русской рубашке,

Под иконами умирать." - раскаяние...

2 - внешнее, типа: "казаться" :

"Золотые, далекие дали!

Все сжигает житейская мреть

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть."

3. Я=МЬІ=Часть ОБЩЕСТВА, не воспринимавшая С.Есенина тогда, в его бытность и не воспринимающая его и сегодня, - министр РФ открыто назвал Сергея Есенина -"ХУЛИГАН" и убрал его из школьной программы.

Гениальное стихотворение создал Сергей Есенин - прозрев свое ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА, данное ему от Бога, пройдя через АД человеческого общества, Великий Сын России понял, что необходимо вернуться к Своему ИСТОЧНИКУ - СОЗДАТЕЛЮ через РАСКАЯНИЕ - "под ИКОНАМИ умирать."

Низкий поклон.....

Литература:

1. Christo Todorov, Histoire de la littérature fraçaise, FABER, 1999 p.48