Проблема противостояния благородства и жестокости. По Б. Бим-Баду C5 Проблема человеческой силы и слабости. (В чём проявляется сила и слабость человека?) (ЕГЭ по русскому)

Удивительному желанию жить и выживать следует учиться у главного героя повести Бориса Васильева. Николай Плужников оказался в Брестской крепости накануне войны вечером 21 июня 1941 года. Ночью, когда началась бомбёжка, он принял командование и вступил в бой, который продлился для него десять месяцев. В апреле 1942 года, когда фашисты достали его из подвала крепости, он был страшен: «Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнем ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно раздутые черные отмороженные пальцы. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами». Но даже в этот последний день своей жизни он убил двух фашистов. Немощный, ослабевший, ослепший, но не сломленный, не испугавшийся врага, не побоявшийся смерти. Все эти месяцы он верил, что вершит правое дело, он не знал, сдали ли Москву или она выстояла; без людей, без поддержки, он стоял насмерть, бил врага, пока мог.

2. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Иван Денисович Шухов находится в заключении уже восемь лет. Жизнь на зоне полна сложностей. Девиз зоны – умри сегодня ты, завтра я. Поэтому главная цель каждого заключённого – выжить любой ценой. Шухов – крестьянин по происхождению – привык к испытаниям. Его умение приспосабливаться к любым ситуациям является особенностью его, крестьянского, менталитета. Главное – не унижаться, не лизать миски, не надеться на больничку. Это его и спасает. Потому что встаёт не по команде, а до подъёма, ест медленно, работает с удовольствием. Даже здесь, в заключении, пытается сохранить своё человеческое достоинство, не унижаясь, не теряя своего лица. Даже здесь пытается найти плюсы в страшной действительности. Поэтому его день – почти счастливый, потому что сокращает его срок на целый день… А было их в его сроке три тысячи шестьсот пятьдесят три.

3. М.А. Шолохов «Судьба человека»

Тяжёлая судьба выпала на долю Андрея Соколова. Сначала гражданская война, потом голод, в котором он выжил, а отец и сестрёнка умерли, затем короткое счастье с любимой женой и война. В мае 1942 года попал под обстрел и в бессознательном состоянии оказался в плену. Прошёл через все круги ада, остался в живых, благодаря своей смелости и стойкости. А когда бежал из плена, узнал, что и жена, и дочери его погибли. Но остался сын, который связывал его с жизнью. Однако и он погиб 9 мая 1945 года. Как после этого жить и надеяться на лучшее? Но жизнь дана, значит, надо жить. И когда уже не было у Андрея никакой надежды найти родного человека, встретил он беспризорника Ванюшу. Решение его было прекрасным поступком, который свидетельствует о его светлой натуре, великой душе. Он сказал мальчику, что он его отец. Счастью мальчика не было предела. И начал Андрей жизнь сначала. В этом мощь русского характера – умение выживать в самых страшных ситуациях, быть жизнестойким.

Views: 17940

(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди - люди «комплексующие». (2)Слабаки. (З)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.

(4)Большая сила, напротив, великодушна. (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (6)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.

(7)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (8)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (9)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (10)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (11)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (12)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (13)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.

(14)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (15)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (16)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».

(19)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из нее всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (21)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (22)В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.

(23)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24)Нет! (25)Именно он и победит. (26)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (27)Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28)Хороший характер.

(29)Самое надёжное в нашем мире - это благородство духа. (30)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

Сила и слабость человека. В чём они проявляются? Именно эту проблему поднимает Б.М. Бим-Бад в предложенном для анализа тексте.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении одна из главных героинь Наташа Ростова очень разозлилась, узнав о том, что мать не захотела уступить подводы для раненых солдат. Мать хотела вывезти на этих подводах семейное добро. Но Наташа заставила её изменить своё решение. Духовные ценности для Наташи намного важнее материальных, что говорит о силе её характера. И эта сила проявилась в благородном поступке героине, сумевшей пристыдить свою мать и поступить по чести. Таким образом, сила человека проявляется в его благородстве и великодушии.

Приведу теперь литературный пример из того же романа, который показывает: слабость человека проявляется в агрессии и разрушительности. Элен Курагина часто проявляла агрессию по отношению к своему мужу Пьеру Безухову (за которого вышла замуж по расчёту). Когда он ещё был в неё влюблён, она всячески пыталась его принизить, желая показать своё превосходство. Когда Пьер спросил, не чувствует ли она признаков беременности, она «засмеялась презрительно и сказала, что она не такая уж дура, чтобы желать иметь детей, и от Пьера у неё детей не будет». Потом Элен изменила Пьеру с Долоховым. Эта женщина разрушила семью. Кроме того, она значительно повлияла на разрыв Наташи Ростовой с Андреем Болконским, так как помогла своему брату Анатолю свестись с Наташей. В основе поступков Элен лежит корысть и эгоизм. Её нельзя назвать цельной личностью – у неё нет моральных принципов, и она слабый человек. Следовательно, слабость проявляется в агрессии и разрушительности.

В заключение ещё раз подчеркну: сильный человек – это всегда человек высоких моральных принципов, который обладает соответствующими качествами: великодушием и благородством. Для слабого же человека мораль – пустое слово, такие люди часто агрессивны, и их действия, как правило, направлены на разрушение, а не на созидание.

В рассказе «Студент» А.П.Чехов повествует о случайной встрече главного героя с двумя женщинами, работающими на огороде. Простое желание согреться от общения заставляет Ивана Великопольского заговорить и начать рассказывать вдовам пришедшую ему на память историю из Евангелия. Историю о том, как апостол Петр проявил слабость, отрекся от Иисуса, своего учителя. «И исшед вон, плакася горько», - повествует церковнославянский текст, а студент находит свои слова: «И в тишине сада едва слышатся глухие рыдания»… Петр в рассказе Ивана предстает обыкновенным человеком, которому свойственны и слабость, и способность к раскаянию.

В конце рассказа «Гранатовый браслет» А.И.Куприн идет по самому краю мелодрамы. Чутьё художника подсказало ему верное решение: сосредоточить драматизм финала не на самоубийстве, а на предсмертном письме Желткова. В каждой строчке - чувство неподдельной, жгучей до беспамятства любви. Ни одного слова, бьющего на жалость, на то, чтобы вызвать у княгини Веры чувство раскаяния. Перед смертным своим часом Желтков находит совсем иные, неожиданные слова, слова благодарности. Любовь, казавшаяся жалким, смешным чудачеством, любовь, отброшенная презрительно и высокомерно, победила.

Весной 1912 года весь мир облетело сообщение о столкновении с айсбергом крупнейшего пассажирского судна «Титаник», о страшной гибели более чем полутора тысяч человек. Это событие явилось предостережением человечеству, упоённому научными успехами, убежденному в своих безграничных возможностях. Огромный «Титаник» на какое-то время стал символом этой мощи. Но неспособность противостоять стихии, беспомощность команды подтвердили хрупкость и незащищенность человека перед лицом космических сил. Наиболее остро воспринял эту катастрофу И. А. Бунин, о чем и написал в своём рассказе «Господин из Сан-Франциско» три года спустя.

Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, обычно плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары. Большая сила всегда великодушна.

Сочинение

Личность человека многогранная, и, безусловно, ограничивать людей двумя категориями сложно и странно, однако иногда такое ограничение оправдывает себя и вводит мотив некоего противостояния. В данном тексте Б.М. Бим-Бад предлагает нам задуматься над вопросом: «В чем проявляется сила и слабость человека?».

Обращаясь к теме, автор подводит нас к мысли о том, какими качествами обладает сильный человек, а какими слабый – и приводит в пример «сверхсилача», человека сильного не только физически, но и нравственно, духовно. Он за всю свою жизнь не причинил никому зла, хотя имел на это возможность. Этот «богатырь» импонирует Б.М. Бим-Баду, потому что именно такие личности способны бескорыстно совершать добро и помогать людям, пользоваться своей силой с честью и достоинством. И в противовес ему автор приводит собирательный образ человека, против которого нацелено воспитание и культура как таковые. Слабым людям, в силу их «недалекости», корыстолюбия, жестокости, «душевной ущербности» никогда не придет в голову совершать благородные поступки – а ведь именно на благородстве зиждется сила духа, и наоборот. Автор делает акцент на том, что именно поэтому слабые люди редко добиваются успеха – для созидания чего-то нужны иные нравственные ориентиры, людям сильным легче держаться на плаву – им в этом помогает «благородство духа» - «по уму и чести».

Б.М. Бим-Бад считает, что слабость человека проявляется в агрессии, в стремлении к разрушению, а сила – в великодушии и благородстве.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что гораздо сложнее создавать что-то доброе, помогать людям, сохранять честь и достоинство при любых обстоятельствах – это, бесспорно, является привилегией сильных личностей. Все остальное, нацеленное на разрушение и негатив – признак духовно неполноценных, слабых людей.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» ярко и точно показывает, как отражаются сила и слабость на состоянии человека. Поистине сильной является Соня Мармеладова – она готова была жертвовать последним ради своей семьи, пойти по «желтому билету» – и даже после этого девушка сохранила благородство духа. Героиня была способна жертвовать собой ради других и вселять в людей силу, веру и надежду – именно она спасла Родиона Раскольникова от полной духовной смерти и привела его к просвещению. В противовес девушке представлен Свидригайлов: он глумится над нравственностью, с гордостью признаёт свои грехи и, в целом, является низким, мерзким, корыстным и циничным человеком. Этот герой по-настоящему слабый: он не способен на добродетель и даже отвергает её, в интересах Свидригайлова лишь постоянная праздность и самодовольство.

Проблема силы и слабости человека представлена и в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Данко – сильный и смелый альтруист, целью и предназначением которого является бескорыстная, искренняя помощь людям. Он убил себя, вырвав из груди пылающее сердце, чтобы осветить другим людям путь через весь лес. К сожалению, толпа самих людей в основной своей массе состояла из слабых, ничтожных личностей. Они, в виду своего малодушия и духовной нищеты, не были способны на банальную благодарность – сначала эти люди обвиняли Данко в том, что он не может вывести их из леса, а позже, выбравшись с его помощью на свободу, растоптали сердце героя, испугавшись его мощи и благородства.

Таким образом, можно сделать вывод, что сила человека проявляется в богатстве его души, а слабость – в его нравственной нищете. Безусловно, всю свою жизнь важно стремиться к тому, чтобы быть сильной личностью – противном случае жизнь превращается в ничтожное существование.

аргументы к сочинению

По моему мнению, жестокость – это не только когда ты делаешь людям больно физически или психологически, но жестокость – это и непроявление участия к людям, которые ждут от тебя помощи или просто слов сочувствия. И с таким видом жестокости мы сталкиваемся почти каждый день, потому что, и в этом моё глубокое убеждение, жестокость – это в первую очередь порождение человеческого равнодушия и эгоизма.

Название рассказа относит нас к пьесе У. Шекспира «Леди Макбет», где коварство и интриги леди Макбет возводят её супруга на трон. Желание добиться первенства заставляет леди Макбет переступить даже через убийство. Такова и Екатерина Измайлова: будучи женой богатого купца, она влюбляется в Сергея, своего работника, и ждёт от него ребенка. Понимая, что очень скоро её незаконная связь разоблачится, она с помощью Сергея убивает мужа и свёкра. А затем, чтобы остаться единственной наследницей всего состояния, идёт и на убийство Феди, племянника мужа.
Похожий на Катерину Измайлову персонаж мы находим

Это Василиса Костылева, которая подговаривает вора Ваську Пепла убить её мужа, старика Костылева. Василиса, выданная замуж за Костылева без любви, за годы их совместной жизни, так и не смогла проникнуться к мужу хотя бы чувством уважения. Единственное, что она испытывает по отношению к нему – это ненависть. Убийство мужа развязало бы Василисе руки, сделав её наследницей пусть небольшого, но состояния. И она легко решается на убийство, хладнокровно излагая свой план Пеплу.

мальчик подбирает бездомную собаку и приносит её домой. Мы видим, как он полон заботы об одинокой, никому не нужной собаке и как он не понимает отца, требующего выгнать пса из квартиры. В его голове никак не укладывается, что можно обидеть беззащитное существо, которое уже не раз обижали:

Финал рассказа трагичен: подозвав доверчивого пса, отец стреляет ему в ухо. Прочитав это, мы понимаем, что на самом деле отец убил не собаку, точнее не только её. В первую очередь он убил в ребёнке его душу. Таким образом, писатель утверждает, что жестокость взрослого может привести только к ненависти, к утрате веры в добро и справедливость.

главную героиню, Лену Бессольцеву, взявшую на себя ответственность за некрасивый поступок, который она не совершала, одноклассники всячески унижают и даже пытаются сжечь на костре как предательницу. Жестокость этих, ещё очень невзрослых людей, по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: она изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение. А ведь для подростка, да вообще для человека, нет ничего тяжелее изгнания, одиночества. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов) никак не мог найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. На мой взгляд, их равнодушие, даже страшнее трусости Димы Сомова.