Об обиде. Как оскорбить бога во время поклонения

В докладе «Юмор и чувство его в христианской традиции» писательница Майя Кучерская показала, что юмор был неотъемлемой частью христианской жизни с первых веков нашей эры. Более того, о смехе говорится даже в Ветхом Завете: «И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?» (Быт. 17, 17). Или: «Время плакать и время смеяться» (Екк. 3:3).

Не секрет, что многие верующие настороженно относятся к смеху и юмору. Утверждают даже, что в смехе скрывается кощунство. «Мне кажется, что Бога невозможно оскорбить, – заметила Майя Кучерская. – Страх перед смехом возникает в тоталитарных системах, а тоталитаризм основан на страхе. Страх все переворачивает с ног на голову, выворачивает наизнанку – поэтому при Сталине за анекдот могли посадить. Но вера – это не идеология, и она ничего бояться не должна».

Кроме того, Кучерская выделила исторические причины негативного отношения к смеху в Православии. Например, есть идущее от средних веков предание о том, что Христос никогда не смеялся. Сергей Аверинцев объяснял это так: Христос не нуждался в смехе, потому что смех - это освобождение, а Сын Божий и так свободен.

А вот юмор был свойственен Христу. Если смех – это освобождение, то юмор – пользование свободой. Русь наследовала византийскую культуру выборочно: в частности, смеховая культура античности на Русь не перешла. Может быть, поэтому максима «Христос никогда не смеялся» была у нас органично воспринята.

«В Евангелии ничего не говорится о том, смеялся ли Христос. Но поскольку Христос был в полной мере человеком, он, наверное, хотя бы улыбался, – рассуждает Кучерская. – Например, в притчах, которые рассказывает Христос, юмора много».

Протоиерей Александр Мень говорил, что 70 процентов притч должны были быть услышаны и рассказаны с улыбкой. Это можно отнести и к другим эпизодам Евангелия. Уместно предположить, что с улыбкой были сказаны слова: «Пришел Иоанн Креститель, ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: “в нем бес”. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорите: “вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам”» (Лк. 7:33-35).

Или эпизод с низеньким Закхеем, который влез на дерево, чтобы увидеть Господа, и Христос решил прийти к нему в дом - наверняка это было забавно, и Господь во время этой сценки улыбался. Однажды Христос даже прямо связывает блаженство и смех: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк 6, 21).

О разном отношении к смеху у христиан написано в романе «Имя Розы» Умберто Эко. Главный герой романа обладает единственным экземпляром второй книги «Поэтики» Аристотеля, в которой говорится о смехе. Он очень не хочет, чтобы ее кто-нибудь прочитал, потому что “смех временно отрешает мужика от страха” (перед Богом и законом – прим. ред.). Его оппонент возражает: «Дьявол – это верование без улыбки».

О том же пишет протопресвитер Александр Шмеман: «Меня всегда утомляют люди без чувства юмора, вечно напряженные, вечно обижающиеся, когда их низводят с высот (…). Если “будьте, как дети”, то нельзя без смеха. Но, конечно, смех, как и все, – пал и может быть демоническим. По отношению к идолам, однако, смех спасителен и нужен больше, чем что-либо другое» («Дневники», 14 декабря 1973 года).

Кучерская подтверждает: «Сомнение в своей правоте - то, в чем нуждается каждый человек на земле». Впрочем, «в Евангелии и Патериках мы смеха не найдем. Тихую улыбку – не более того, – добавляет она. – Но юмор и смех могут быть путем к благоговению в нашем падшем мире».

Доклад Майи Кучерской дополнила рефлексотерапевт Фредерика де Грааф , сотрудник Первого московского хосписа, духовная дочь митрополита Антония Сурожского. Она рассказала о том, как связаны радость, о которой так часто говорил владыка Антоний, благоговение и юмор.

«Владыке Антонию был чужд “организованный подход к Богу”, – пояснила Фредерика. – Радость у него была потому, что он знал Бога изнутри. Благоговение было во всем его существе. Благоговение - не то, что мы делаем, а то, чем мы являемся. По-моему, состояние благоговения является вершиной духовной жизни. Это состояние души и состояние сердца. Для этого надо пребывать внутри, надо “сидеть под своей кожей”, как говорил владыка. Действие начинается с созерцания».

По словам Фредерики, митрополит Антоний редко смеялся во весь голос, но в его обращении было много мягкого юмора: «Владыка не любил людей, которые притворялись святыми. Он любил людей, может быть, не совсем правильных, но настоящих».

Подлинно благоговейна молитва, составленная митрополитом Антонием: «Господи, я стою в благоговении перед непостижимым, и стою в благоговении, в молчании, в преклонении, потому что слова, которые я произнес, говорят мне о том, что я ничего не понимаю, ничего не знаю, кроме одного: я знаю Тебя, Господи, не в этой славе, не в этом сиянии, а в смирении, которые Ты явил в Воплощении Своего Сына ради моего спасения. О, Господи, как это может быть?»

Присутствовавший на вечере священник Петр Коломейцев добавил, что благоговение – один из даров благодати. «Наверное, самое неправильное – когда мы требуем благоговение от тех, кого пытаемся привести к вере, когда находим критерии благоговения – юбку, особое поведение и так далее», – заключил он.

Организаторы семинара – Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» представили видео проповеди митрополита Антония Сурожского перед вечерней Прощеного воскресенья 17 марта 2002 года.

Я не собираюсь в такой грозный вечер сказать проповедь. Я хочу только сказать, что сегодня начинается для нас вместе всем путешествие. Мы идем вместе со Спасителем Христом к Его распятию. Мы идем, как ученики Его шли, рядом с Ним. Они не знали, что Он идет на Крест – мы знаем. И поэтому мы должны продумать себя, как бы нам идти вместе, рядом со Христом, на Его распятие, на смерть, которую Он принимает за каждого из нас. Как нам идти, если не примириться друг со другом? Как можем мы идти с Тем, Который всю жизнь отдает для примирения нашего с Богом, если мы не найдем мужества, чистоты и смирения простить друг друга?

Поэтому, когда вы будете подходить под благословение перед началом этого пути, приносите свое прощение друг другу. Вспомните всех тех, которых вы, может быть, ранили своей жизнью, своим словом и попросите хоть мысленно прощения. А тех, кто вас обидел, остановитесь вниманием на том, что мы все идем на Голгофу увидеть, как за нас, каждого, умирает Христос. Увидеть, как Он умирает за любимых нами и за нелюбимых. И после этого можем мы смотреть вокруг себя и думать: «Этого человека я знать не хочу, этого не люблю, этого отвергаю»? Это невозможно! Так со Христом совершать Крестный путь – невозможно! Поэтому подумаем несколько минут и простим друг другу вся, все. И попросим друг у друга прощения: у тех, которые здесь, и мысленно – у тех, которых нет, у тех, которые умерли без того, чтобы мы просили прощения. У тех, которые вдали, до которых наше слово не доходит. Будем молить об этом.

А я не смогу выйти сегодня на Прощение, потому что у меня сейчас сил не хватит. И прошу вас, прошу и молю: простите меня! Я перед каждым из вас виноват своим недостоинством. Я много слов говорил вам – добрых, правдивых слов о Боге, о духовной жизни, а сам я так недостоин даже того, что я знаю об этом, что я проповедую. Простите, если можете! А если не можете простить, помолитесь Богу, чтобы у меня хватило времени так покаяться, чтобы и вы могли меня простить.

Простите меня, отцы и братья!

Благословение Господне на вас, - Господне, не мое!..

Простите меня…

Мудрого человека невозможно оскорбить, потому что на

правду обижаться нельзя, а неправда не стоит внимания.

Роберт Хайнлайн. Гражданин Галактики

Оскорбление (Оскорбительность) как качество личности – склонность причинять душевную боль, моральный ущерб, тяжело обижать, умышленно, в неприличной форме унижать честь и достоинство личности.

Один человек стал публично оскорблять мудреца: – Ты безбожник! Ты пьяница! Чуть ли не вор! В ответ на это мудрец лишь улыбнулся. Наблюдавший эту сцену разодетый юноша в шелковых шароварах спросил мудреца: – Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно? Мудрец опять улыбнулся. И сказал: – Идем со мной. Юноша проследовал за ним в запыленный чулан. Мудрец зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашел совершенно никчемный дырявый халат. Бросил его юноше и сказал: – Примерь, это тебе под стать. Юноша поймал халат, осмотрел его и возмутился: – Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! – и бросил халат обратно. – Вот видишь, – сказал мудрец, – ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек. Не стоит обижаться на оскорбления – это тоже самое, что примерять лохмотья, которые нам швыряют.

Марк Аврелий писал: «Если кто меня оскорбил - это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе». На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников: «Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным. Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовёт дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь оправдывает то, что не понимает сам, чужим безумием. Поэтому никогда ни на кого не обижайтесь, и не оскорбляйте сами, чтобы не прослыть глупыми бездарными рабами».

Оскорбление – лай возбужденного эго. Это речевая агрессия своей порочности, перенесенная на других. Можно оскорбить и поведением, но, как правило, пытаются «убить» словом. Алгоритм оскорбления достаточно прост. Кто-то обидел меня, появляется злость и желание вернуть обиду, нанеся обидчику моральный ущерб и причинив душевную боль, желательно попав в уязвимое место. Когда невозможно оскорбить обидчика, зачастую происходит замена объекта оскорбления. Зло срывается на первом встречном.

Диоген Лаэртский рассказывал о философе, который три года обучался бесстрастию, платя монету каждому оскорбившему его человеку. Когда его ученичество кончилось, философ перестал раздавать деньги, но навыки остались: однажды его оскорбил какой-то невежа, и он, вместо того чтобы наброситься на него с кулаками, захохотал: «Надо же, – сказал он, – сегодня я бесплатно получил то, за что платил целых три года!»

Оскорбление – обмазывание другого грязноватой краской своего разболтанного, бесконтрольного ума. Это чувство крайней обиды. Оскорбление может быть намеренным или случайным (от недопонимания или несчастного случая). Качеством личности оно становится, когда человек в межличностном общении постоянно прибегает к оскорблению как средству оптимально решить, по его мнению, все возникшие в общении проблемы. Послал куда подальше и словно поставил точку. Всё, аргументы закончились. Теперь, если соперник не ретировался, можно драться молча.

Самое страшное оскорбление – это когда человек оскорбляет святого человека. Ответственность за это непотребство – огромная. Многие думают, что страшнее всего оскорбления Бога. Богу до лампочки оскорбительные фразы в его адрес. Он любит даже тех, кто его ненавидит. Когда человек отрицательно думает о Боге, он всё-таки о Нём думает. Значит, очищается. Бог говорит: «Не беспокойтесь о тех, кто ненавидит и хулит Меня. Они придут ко Мне. Когда человек думает обо мне со злобой или ненавистью, он всё равно очищается». Бог не нуждается в защите земного правосудия. Любит человек или ненавидит Бога – это вопрос уровня сознания. Хуже, когда вообще не верит.

Совершенно другой коленкор появляется, когда человек плохо думает и говорит о святых. Сам Бог во многих местах Бхагавад — гиты говорит, что вы можете оскорблять Меня, нет никаких проблем, но если вы оскорбляете святого человека, то за это вы будете отвечать по полной программе. Бог не принимает этого. Бог принимает оскорбления в свой адрес, но не принимает оскорбления святого. Торсунов О.Г. утверждает: «Оскорбить Бога безопасней, чем оскорблять святого. Поэтому, если человек ненавидит святого человека, он деградирует до самых низших форм жизни… Как нейтрализовать силу, которая вызывает деградацию? Надо просто прийти, попросить прощения у этого святого, и все, больше ничего не надо. Все грехи будут уничтожены. Если человек этого не делает, он дальше будет деградировать неминуемо и очень сильно… Поэтому, если вы хотите общаться со святыми людьми, надо прежде всего, научиться быть смиренными. Иначе потом будет противоположный эффект, будет все наоборот, деградация полная наступит».

Законы мироздания тяжело наказывают за оскорбление родителей. Практически такое оскорбление приравнивается к оскорблению святых. Когда наносится оскорбление отцу, можешь забыть о высоком положении в обществе. Если твой отец падший из падших и ты оскорбил его, жди трудностей в карьерном росте. Вдобавок оскорбивший сын или дочь рискуют заболеть трудноизлечимыми недугами, у них будет плохое пищеварение и слабый иммунитет.

Если ты оскорбляешь мать, значит, лишаешься покоя, жизненных сил и спокойного сна. Оскорбляя мать, мужчина не сможет выбрать хорошую жену, так же, как, оскорбляя отца, женщина не сможет найти хорошего мужа. Знание, что мать тобою оскорблена, лишает умиротворения и привносит в жизнь постоянное беспокойство. Человек, оскорбивший родителей, практически ставит себя в безнадежную жизненную ситуацию.

Сильное наказание следует человеку за оскорбление своего учителя, своих бабушек и дедушек, а также людей, которые намного старше него. Оскорбления можно нивелировать, прося прощение. Даже если старшие, по вашему мнению, виноваты, всё равно нужно просить у них прощения – пусть не вслух, а в уме. Святого человека нужно просить о прощении вслух.

Когда человек оскорбляет равных себе, нужно просить прощения в уме и при встрече с ними вести себя приветливо, так, как будто ничего не произошло. Иными словами, оскорбление равных людей считается непотребством, но наказание за него не такое сильное, как за оскорбление святых, родителей и старших.

Для разрядки от этой информации прочитайте несколько оскорблений от поэта Владимира Вишневского:

— Лишь встречу Вас — растёт самооценка…
— Да, черноват порой у Бога юмор…
— Любовь конечно зла, но не настолько.
— За Вашу красоту! Но чокаться не будем.
— Когда б не вы — себя б считал уродом.
— Бьюсь об заклад, что вас зачали на спор!
— Сударыня, где взять мне столько водки?!
— Да, красотою мир вы не спасёте…
— Разделись вы, а мне почти не страшно!
— А с полом бы пора определиться…
— Бабайку вами в детстве не пугали?
— На вас природа славно отдохнула!
— Я б вас послал, да вижу — вы оттуда.
— Я с вами стал сторонником абортов.
-Эх, зря перевели сперматозоид…

Вы как укор порвавшимся кондомам!
-Сказал бы вам…, но очень жалко бисер!
-Вас зеркало, признайтесь, не пугает?
-На Вас собакам страшно помочиться
-Вам в ухо посвети — глаза зажгутся.
-В вас умер гений. Даже сгнить успел…

Петр Ковалев 2014 год

Что можно сказать о правовом сознании тех, для кого религиозные чувства - повод бесконечно упражняться в остроумии? Разве можно заявлять «об оскорблении Бога», ведь «Бог поругаем не бывает»? Каков критерий, определяющий оскорбление чувств верующих? С этими и другими «горячими» вопр осами мы обратились к митрополиту Бориспольскому и Броварскому Антонию , управляющему делами Украинской Православной Церкви.

- Сегодня в определенных «продвинутых» кругах приходится наблюдать довольно ироничное отношение к такому понятию, как оскорбление религиозных чувств. Обычно это сводится к «дремучести» и «нетерпимости» самих верующих. Как вы можете прокомментировать это?

Ироничное отношение в данном случае свидетельствует о неуважении в принципе к человеку и тому, что является для него сакральным.

Принцип толерантности строится не на основании признания чего-то сакральным, а на том, что именно это

Мы можем вести дискуссии о критериях сакрального, о том, что именно таковым является, и т.п., но при этом следует отдавать себе отчет, что принцип толерантности строится не на основании признания чего-то сакральным, а на том, что именно это является для кого-то сакральным . Лично я могу совершенно не рассматривать нечто как сакральное, но рядом есть человек или группа людей, для которых вот именно эта вещь, этот образ или этот текст сакральны. И важно понимать, что вне зависимости от нашей позиции мы учимся уважать позицию, а тем более - веру других.

Те, кто иронично относится к оскорблению чувств верующих, по сути показывают свое отношение к человеку вообще, к его правам. Не следует забывать, что принцип терпимости - один из краеугольных камней современного демократического общества. Так что если кто-то стремится реализовывать демократические ценности, пусть отдает себе отчет, что своим насмешливым отношением к чувствам верующих нарушает современную систему ценностей. Хуже этого может быть только двойная мораль, когда толерантность распространяется на одних и в ней же отказывают другим. Это уже признак вырождения нравственных ценностей.

- Еще говорят, что «Бога оскорбить нельзя».

Бога действительно нельзя оскорбить.

Более того, с точки зрения православного вероучения, Богу нельзя и угодить, так как «Он не требует служения рук человеческих». И Он как Всесовершенный не нуждается в чем-либо. Он все совершенства, как пишет преподобный Иоанн Дамаскин , «имеет по самой природе, а ниоткуда не получил, но Само (Божество. - м. А .) сообщает всякое благо Своим тварям».

Поэтому, конечно, в глубоком, метафизическом смысле речь не может идти об оскорблении Бога, но вполне можно говорить об уничижительных выражениях по отношению к образу жизни и учению, которые имеют своим началом волю Божию. И в этом смысле такое оскорбительное поведение именуется богохульством и кощунством.

Приведем пример из жизни. Ведь и нас могут оскорблять не напрямую, а, скажем, унижать то, что является результатом нашей работы, труда, творческого вдохновения, стиля жизни, который мы ведем. Это не напрямую уничижает нас, но в конечном итоге имеет отношение к нам и воспринимается нами как личная обида. Если кто-то скажет, что такая-то картина ужасно написана, то, прежде всего, это высказывание относится не к картине, а к художнику, хоть и не напрямую. Так и в отношении к религии. Иногда богохульство происходит не прямо, а косвенно, когда объектом оскорбления является то, Создателем чего является Бог.

Скажем более: неверие как таковое может быть сформировано не из критики Бога, а из критики того, что Бог создал. Вспомним классический вариант такого мировоззрения - Ивана Карамазова, говорящего своему брату: «Я не Бога не принимаю, я мира Его не принимаю». Но в конечном итоге Иван Карамазов характеризуется именно как неверующий, хотя отправной точкой его неверия является не Бог, а мир, созданный Богом.

В наше время деятели искусства, чтобы привлечь зрителя, часто его эпатируют. Произведения, получающиеся в результате этого процесса, редко отличаются хорошим вкусом, но чаще бросают вызов общественным нормам поведения и морали. Это тоже может возмутить верующих. Каков вообще критерий, определяющий оскорбление чувств верующего? Ведь церковного человека может оскорбить не только конкретное кощунственное произведение искусства, но и многие вещи, которые окружают нас в обычной жизни, - например реклама, эксплуатирующая сексуальные образы. Как реагировать христианину на нехристианские декорации, в которых ему зачастую приходится существовать?

Здесь можно говорить о сугубо христианском мировоззрении, которое свойственно церковному сообществу, и об общерелигиозных утверждениях, которые разделяются большинством мировых религий. Например учение о Христе как Спасителе мира является специфической чертой христианства, а взгляд, согласно которому брак должен строиться на принципах доверия, любви и верности, разделяют все мировые религии и не только религии.

Не всегда предметом насмешки или эпатажа становится сугубо христианское учение, часто таковым оказывается то, что в принципе является признаком религиозного мировоззрения.

Так, могут высмеиваться сакральность семьи и , традиционные отношения между родителями и детьми и т.п. Это всё может делаться даже без всякого упоминания какой-либо религии, но по своим последствиям такая «критика» бьет именно по религиозному мировоззрению. Поэтому не только христиане, но и представители других религий, особенно традиционных для нашей страны, должны совместно реагировать на действия, подрывающие принципы нравственного поведения человека. А, как известно, именно они являются нервом религиозного мировоззрения.

Ненавистники религии поняли, что выбрать объектом критики вероучительные утверждения - путь долгий и малопродуктивный, поэтому избрали более легкий и действенный способ - разрушить у человека нравственное чутье, без которого он просто не в состоянии видеть, где добро, где зло, где есть для него опасность, а где нет. И хотя, как вы заметили, есть явления, формально не касающиеся религии, я уверен, что нужно смотреть на последствия этих явлений, а они часто самые разрушительные для традиционных ценностей.

Когда аморальные феномены имеют широкий общественный резонанс, верующее сообщество должно высказать свою позицию

Христианин должен прежде всего беречь себя от негативного опыта или помыслов, которые могут возникнуть в результате видения или слышания вещей недостойных. И только в некоторых случаях, когда аморальные феномены имеют слишком широкий общественный резонанс, верующее сообщество должно высказать свою позицию.

Имеет ли право верующий высказывать публично свое резко негативное отношение к вещам, которые противоречат вере? Какая форма выражения своего протеста в подобных случаях уместна для верующих?

Какие бы методы своего несогласия мы ни избрали, они не должны иметь черты агрессии, озлобления и тем более ненависти

- «Добро, сделанное недобрым способом, не есть добро», - говорит преподобный Симеон Новый Богослов . Какие бы методы своего несогласия мы ни избрали, они не должны иметь черты агрессии, озлобления и тем более ненависти. Для выражения своего несогласия верующие могут использовать все способы, которые не идут в разрез с государственным законодательством, не противоречат нормам нравственного поведения и правилам приличия.

Простое слово из трех букв может либо оскорбить и унизить Бога, либо воздать Ему хвалу.

Неправильное понимание короткого слова из трех букв может превратить искренний акт поклонения в самое настоящее оскорбление.

Возможно вы уже слышали песню Мэта Редмана «Здесь для Тебя». Слова первого куплета звучат так.

Своей хвалой приветствую любя,
И песня наша - это знак,
Что здесь мы, Боже, для Тебя&
Пусть каждый вздох, пусть каждый шаг.

Маленькие слова очень много могут значит. В них может проходить та самая точка разделения между добром и злом, между раем и адом. В этом конкретном случае понимание одного маленького слова может предотвратить скатывание поклонения к настоящему акту оскорбления Бога. И слово это - «для».

Здесь, чтобы помочь?

Представьте на минутку, что кто-нибудь их вашей церкви заболел и прикован к постели. И вот, пока он беззащитно лежит, его дом приходит в запустение и требует ремонта. И не только дом - прилегающий к дому сад тоже требует ухода. И вот группа энтузиастов из церкви во главе вас самих появляется на пороге его дома, чтобы помочь с теми делами, которые хозяин дома сделать не в состоянии.

Хозяин дома спрашивает: «А что вы здесь делаете? Что все это значит?»

«Мы здесь для вас, ради вас», - в унисон отвечают церковные «тимуровцы». Подумайте, что значит слово «для» в этом конкретном случае. Вы говорите своему другу, что вы пришли, чтобы послужить ему, вы здесь «для» служения ему. Он слаб и болен, ему нужна помощь, а вы с друзьями пришли что-то сделать для него, что он сам сделать не в состоянии, не в силах.

И вот дело сделано: дом чист, сад убран, газон подстрижен, мусор вывезен. Хозяин дома произносит: «Я поверить не могу, как вы все добры ко мне. Вы так круто послужили для меня. У меня не было сил и энергии сделать то, что вы сделали для меня. Спасибо огромное».

Когда мы всей церковью собираемся и поем песни прославления Богу, что мы делаем? Какие у нас намерения? Что именно мы пытаемся достичь своими действиями?

Когда мы поем слова «здесь мы, Боже, для Тебя», что мы подразумеваем под словом «для»?

Бог в вас не нуждается

Если ваши песни, молитвы, ваше поклонение, ваши проповеди сродни помощи друзей своему заболевшему приятелю, вы оскорбляете Бога. Почему я так говорю? А вы представьте, как апостол Павел пришел в вашу церковь и произнес речь:

«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все»
(Деяния 17:24-25).

Если говорить простым языком, то ни вы, ни я Богу не нужны. Он самодостаточен, не зависит ни от кого. Фактически, Он как раз ответственен за возникновение на земле всякой жизни, в том числе нас с вами. Именно поэтому невозможно служить Ему так, будто Ему нужна помощь, будто Он устал, будто Ему чего-нибудь не хватает, а мы всей церковью можем восполнить этот недостаток.

Если приходить в воскресенье в церковь и заявлять перед Богом, что мы, дескать, «здесь для Тебя», имея ввиду, что мы хотим восполнить то, чего Богу недостает - это оскорбление Бога на самом основополагающем уровне.

Именно поэтому нам следует очень внимательно следить за тем, чтобы мы не приходили к Богу так, как мы могли бы приходить к нашему «больному» или страдающему приятелю, который не может о себе позаботиться.

Здесь для обновления

Но давайте вернемся к нашему заболевшему другу и помощи, которую мы сделали «для» него. Представьте, что за окном жара за сорок, и вы отправились помогать своему другу после долгого, изнурительного рабочего дня. Вас мучает жажда.

Вдруг по дороге вы видите ларек, в котором можно попросить холодной, освежающей водички. Вы подходите к хозяину ларька и говорите: «А вас-то мне и нужно! Я привел себя для вас!» Здесь это «для» совсем не подразумевает, что у вас есть что-нибудь, что можно предложить хозяину ларька. Ничего, кроме вашей жажды. А у хозяина как раз есть то, что нужно вам. Вам очень нужно утолить жажду. Если не попить, можно и в обморок упасть. И вы смиренно просите у него то, что только он может вам дать: освежающей, оживляющей в жару воды.

Именно таким образом мы «здесь для Бога» во время поклонения. Мы не можем ничего Ему предложить, потому что у Него есть все. Он безграничный и самодостаточный. Ему от нас ничего не нужно. Напротив, мы приходим к Нему, как жаждущий приходит к источнику, как голодный к еде, как бедный за податью, как виноватый приходит ради прощения, как грешник приходит за спасением.

Именно поэтому «мы здесь для Бога». Только Он может дать нам то, что нам нужно.

Если мы «здесь для Бога», думая, что Ему это нужно, мы оскорбляем Его. Но если мы приходим к Нему, чтобы утолить жажду и голод в Нем через Иисуса Христа, мы поклоняемся Ему.

Надо отдать должное Мэтту Редману за то, что в своей песне он отвечает на вопрос, что значит быть «здесь для Бога»

Пусть каждый вздох, пусть каждый шаг.
Твоей наполнен будет жизнью…

Настоящий поклонник приходит к Богу не дополните Его дыхание, но получить дыхание от Него. Поклоняющийся не помышляет о том, что будто у Него есть, что дать Богу, он умоляет Бога наполнить поклоняющееся сердце сверхъестественной жизнью Бога.

Вот так простое слово из трех букв может либо оскорбить и унизить Бога, либо воздать Ему хвалу.

И когда мы поем: «Здесь мы, Боже, для Тебя», пусть это будет все-таки хвала, а не оскорбление.

Атеисту. Стяжать Дух, что это? Можно ли оскорбить БОГА?

= "Цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Божиего" Ну, стяжание оно движение модное во все времена было. Вот уже и до Духа Божьего добрались и стяжать его хотят. "вот это-то и есть тот самый грех, которым оскорбил ты Всетворца Бога!"А что это за грех? По моим убеждениям смертному невозможно оскорбить Бога. Как-то это совсем написано без признаков разумения очевидного. = (Н.К.)

1. Ув. Н.К., видимо, вам известно только одно значение слова «стяжать». В таких случаях очень полезно чаще заглядывать в словари, чтобы расширить свои познания и не делать опрометчивых и нелепых выводов. «Стяжать» - старинное слово, а не =модное течение= и не =вот уже добрались=, как Вы тут невпопад заявляете.

Слово Стяжать в словаре Даля
стяжавати церк., снискивать, приобретать, добывать (стягать). Аще стяжеша друга, во искушении стяжа его. (Сир.) Сей убо стяжа село от мзды неправедные, (Деян). Стяжать славу, любовь, дружбу. Стяжать венец первенства. | Блюсти, хранить, содержать. Стяжанье ср. об. дейст, по глаг. | Именье, имущество, богатство, собственность, скарб, все приобретенное и добытое. Неправедное стяжанье - огонь. Всякое стяжанье - благо, приказн. Церковное стяжанье (Святого Духа) - Божье. Воровское стяжанье впрок не пойдет. Стяжатель, -ница, стяжавший что-либо; приобретатель, наживатель, добыватель: | собиратель, копитель и | обладатель. -тельный человек, добычливый и бережливый, скопляющий состоянье; | корыстный, жадный, падкий на стяжанье.

Слово Стяжать в словаре Ожегова
СТЯЖАТЬ, -аю, -аешь; сов., что (высок.). Приобрести, достигнуть чего-н. С. себе любовь окружающих. С. славу.

Слово Стяжать в словаре Д.Н. Ушакова
СТЯЖА;ТЬ, стяжаю, стяжаешь, совер. и несовер., что ( книж. ритор.). Приобрести (приобретать), снискать (снискивать). «Стяжать венок от вас не мечу.» Тютчев. «Стократ блажен, когда я мог стяжать стихом хотя одну слезу участья.» Фет. Стяжать славу. Стяжать любовь. «Не даром он стяжал известность.» Вяземский.

Слово Стяжать в словаре Синонимов
доставать, получать; заслуживать, завоевывать, приобретать, заслужить, завоевать, приобрести, снискать, раздобыть, снискивать, обретать

Таким образом, слово "стяжать Духа", в соответствие со всеми словарями не несёт тот негативный смысл, какой Вы, ув. Н.К., безуспешно пытаетесь ему приписать.
Напротив, стяжание (обретение) благодати Святого Духа - важнейшая цель, которую поставил перед людьми БОГ, для достижения ими Святости и оБОжения.

И ещё об употреблении слова "стяжать" в Библии:

«Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей? Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал(!) издревле, искупил в жезл достояния Твоего, – эту гору Сион, на которой Ты веселился.» (Пс.73, 1-2)

Обратите внимание: "...Ты (БОГ) стяжал...". Однозначно, употребление слова "стяжал" в Православиии не может иметь негативного значения.

Если бы атеисты читали Священное Писание в толковании Святых Отцов, то не было бы у них трудностей в понимании и, якобы, «неразумностей» и в Библии, и в святоотеческой литературе, и в словах Серафима Саровского (в пересказе Мотовилова), которые приводит Н.К.:
«Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого Божиего», т.е. в обретении и преумножении благодати Святого Духа, и в возрастании в Святости и оБОжении.
О Святом Духе можно узнать много интересного в Богословии и у Святых Отцов.

Библия иноприродна и не понятна атеисту, а потому ему везде мерещатся противоречия. Воинствующий атеист в своём безумии по бесовскому внушению мнит, что он-то гораздо «умнее» Святых Пророков, Апостолов по Слову Святого Духа написавших Священное Писание. А потому непонятное в Библии (то есть всё) безбожник объявляет «неразумным», не осознавая, что «без признаков разумения» пребывает именно он, бесноватый атеист. Также и труды Святых Отцов он не понимает и не принимает, а они взаимосвязаны с Библией.

2. Оскорбить БОГА – Абсолютный Беспредельный РАЗУМ, Вечный и Бесконечный, трансцендентный человеку, невозможно в том смысле, что всё человеческое безумие и злость возвращается на голову несчастного и глупого «оскорбителя», никак не достигая ТВОРЦА. ОН не доступен злу.

*Не плюйте в Небо, до него не долетит, но все плевки на голову плюющего падут!
Над глупостью его глумливо бесы ржут, кощунства грех как труп в душе его смердит,
и он, оплеванный, ничтожный, жалкий, падет как рухлядь на бесовской свалке.*

Из Священного Писания:

«Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их – против Господа, оскорбительны для очей славы Его(БОГА)». (Ис 3:8)
Обличает пророк "язык и дела иудеев", которые полны беззакония и поклонения идолам, что они "против Господа, оскорбительны для очей славы Его(БОГА)».

«Господь Бог Дух Святой касается нашей совести и скажет нам священно-тайно: вот это-то и есть тот самый грех, которым оскорбил ты Всетворца Бога!»
Итак, БОГ не доступен злу и никакому оскорблению. Но ответственности с человека за совершенное зло (кощунство, идолопоклонство и любой другой грех) это не снимает.

Если же между БОГОМ и человеком существуют отношения как между ОТЦОМ и сыном, то сын свой грех ощущает как оскорбление ОТЦА, и любя ЕГО, всячески старается этого не допускать.

Ув. атеисты! Для вашего же блага, либо читайте Библию в толковании Святых Отцов, либо вообще не читайте, не мучайтесь напрасно. Ибо буква убивает, а Дух животворит (2 Кор 3,6). Но Его вы не имеете, не обрели (не стяжали))). Можно начинать с простейших «детских» книжек о вере, а потом обратиться к Новому Завету в толковании богословов и Святых Отцов, к святоотеческой литературе, лишь потом к книгам Ветхого Завета. Но знать или хотя бы познакомиться необходимо и с тем, и с другим. И это можно сделать на сайтах: Азбука веры, К Истине, Православие.ру и др. И тогда вы осознанно и со знанием дела сможете сделать выбор между атеизмом и верой или, по крайней мере, вести полемику, не допуская досадных ляпов и извращений смысла.
Успехов и Божией помощи!