Что нового внес классицизм в развитие литературы. Классицизм в русской литературе. Основные черты классицизма

В последние годы в тестах ЕГЭ увеличилось число вопросов по культуре. В особенности появилось множество вопросов по изобразительному искусству и архитектуре. Тесты проверяют знание основных художественных стилей, персоналий живописцев, скульпторов, архитекторов и других деятелей культуры, а также их произведений.

Вы сможете скачать все изображения произведений эпохи классицизма одной папкой в конце этой статьи.

Трудности вызывают у учащихся задания, в которых вопросы сопровождаются изображениями произведений искусства. Обычно в таких заданиях проверяется авторство работ, принадлежность художника к тому или иному направлению в искусстве или его приверженность какому-либо художественному стилю. Вопрос может быть связан, например, с историческим событием, которому посвящено создание картины, скульптуры или архитектурного сооружения.

Чтобы Вам успешно справиться с такими заданиями, нужно знать азы истории искусства. Для этого необходимо усвоить основные особенности художественных стилей и направлений. Это не так сложно, как может показаться. Для примера можем рассмотреть тему «Классицизм в культуре России».

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) в самом первом приближении — это стиль, ориентирующийся на художественное наследие античной Греции и Рима как на образец для подражания или источник вдохновения.

Для классицизма в России свойственны ясность и четкость линий, рациональность, соразмерность и уравновешенность, проявляющиеся в различных видах искусства. Для того чтобы распознавать эти особенности, нужно обратиться к изучению первоисточника – античного искусства, и попытаться понять, в чем же состоит тот самый античный эстетический идеал применительно к скульптуре, живописи и архитектуре. Позднее эти идеалы возрождали и воплощали в своих произведениях художники эпохи классицизма.

Сначала мы разберем истоки классицизма, а затем рассмотрим, как этот стиль воплотился в культуре России

Античные истоки классицизма

Итак, в Древней Греции в V-IV вв. до н. э. после победы греков над персами наступает эпоха невиданного расцвета культуры, которая породила шедевры, считающиеся до сих пор непревзойденными, классическими. Именно этой древнегреческой классике подражали позже в Древнем Риме, а потом и в Италии эпохи Возрождения, обогащая и развивая художественные приемы.

В центре античного искусства – образ гармоничного, красивого, сильного человека, совершающего подвиги или побеждающего в спортивных состязаниях. Даже боги античного мира антропоморфны (человекоподобны), они изображались в виде прекрасных и могущественных мужчин и женщин.

Скульптура античности

Особенно ярко проявились эти идеалы античности в скульптуре. У древних греков эталоном красоты стало атлетическое, пропорционально сложенное тело. При этом каноны красоты греческие художники представляли очень четко, основываясь на математически выверенном соотношении пропорций тела и лица. Не вдаваясь в подробности канонов, покажем ряд изображений тех шедевров, которые послужили образцом для многих поколений художников и легли в основу классицизма.

Обратите внимание, что лица древнегреческих статуй богов и героев очень схожи друг с другом (как у мужчин, так и у женщин). Это тот самый «греческий профиль» с прямой линией лба и носа, большие глаза и маленькие пухлые губы.

А все потому, что художники эпохи греческой классики не стремились к индивидуализации образов, а изображали обобщенный ими идеал красоты. Лики статуй почти всегда бесстрастны, на них лежит печать «олимпийского спокойствия» (потому что богам, обитавшим на горе Олимп, чужда были суета бренного мира, и они, по представлениям древних греков, были спокойными и величественными).

Тела античных скульптур чаще обнажены или слегка прикрыты драпировкой. Позы статуй торжественны, спокойны и уравновешены, даже если они изображены в движении.

Большинство древнегреческих статуй не сохранилось. Они дошли до нас в римских копиях, которые часто не передают всего совершенства оригинала. Древние римляне тоже внесли весомый вклад в развитие скульптуры: в отличие от греческих скульпторов, изображавших отвлеченный идеал красоты, римские авторы стремились передавать портретное сходство, доходившее до натурализма.

Своих реальных персонажей (политиков, полководцев, императоров) римские скульпторы изображали чаще всего в доспехах или задрапированными в древнеримское одеяние – тогу. Такие статуи именовались тогатусы. Римляне создавали также и конные монументы.

Античная живопись

Представления об античной живописи дает нам древнегреческая вазопись или сохранившиеся древнеримские фрески и мозаики.

Излюбленные сюжеты живописи – иллюстрации к мифам и античному эпосу, посвященные подвигам богов и героев. В древнеримскую эпоху сюжеты пополнились деяниями великих полководцев и императоров. Живописцы следовали тем же канонам изображения людей, что и скульпторы.

Античная архитектура

Непреходящую ценность имеют и достижения античного зодчества, тоже ставшего образцом для архитекторов других эпох. Познакомимся с теми элементами античной архитектуры, которые широко применялись последователями классицизма.

Это прежде всего разработанная в Древней Греции система так называемых ордеров. В самом кратком виде ордер – это определенное соотношение между несущими и несомыми частями здания. Выделяют дорический, ионический и коринфский ордеры. Самое зримое их отличие – в исполнении колонн и их капителей – верхних украшающих частей колонны.

Древнегреческая архитектура гармонична и соразмерна человеческому росту, она не тяготеет к гигантизму, как, например, древнеегипетская (вспомним пирамиды). В Древней Греции появился тип храма-периптера («оперенного» колоннами со всех сторон).

Такие храмы, как правило, были прямоугольными в плане, имели двускатную крышу. А между двускатной крышей и перекрытием образовывался треугольник – фронтон. Его заполняли скульптурными композициями. Появились портики – открытые галереи с колоннадой, которые обрамляли храмы или были самостоятельными сооружениями.

В архитектуре Древнего Рима широко использовались полукруглые арки, например, в виде триумфальных арок. Они сооружались в честь знаменательных событий, или военных побед.

А еще римляне научились возводить купола над каменными зданиями.

Все эти особенности античного искусства в полной мере были изучены, усвоены и творчески переработаны художниками эпохи классицизма, зародившегося как художественный стиль во Франции в XVII веке.

Классицизм в Российской культуре

В Россию классицизм пришел во второй половине XVIII века и получил дальнейшее развитие в первой половине XIX столетия. Этот художественный стиль расцветал на почве идей Просвещения.

Идеалы патриотизма и общественной пользы черпались в эпохе древнегреческой классики, представлявшейся временем свободного развития гармоничной человеческой личности под эгидой справедливого государства. Провозглашение Екатериной II правления в духе просвещенного абсолютизма придало мощный импульс развитию классицизма в русской культуре.

Архитектура классицизма

В эпоху Екатерины II рост могущества Российской империи сопровождался масштабным строительством дворцов, усадеб и общественно значимых зданий. Изменялся облик российских городов: на смену стилю барокко пришел классицизм. Античные эстетические идеалы торжественной строгости в архитектуре зримо воплощали возросший престиж России.

М. Ф. Казаков, В. И. Баженов, А.Ф. Кокоринов, Ж.Б.М. Валлен-Деламот, Дж. Кваренги – вот далеко не полный список имен русских и зарубежных зодчих, с которыми связано развитие классицизма в русской архитектуре в XVIII столетии. В первой четверти XIX в. зазвучали новые имена архитекторов: А.Н. Воронихин, Т. де Томон, А. Д. Захаров, О. И. Бове, А. А. Михайлов, Д. Жилярди, К. Росси, О. Монферран.

После победы в Отечественной войне 1812 года и заграничного похода русской армии в архитектуру России была привнесена эстетика позднего классицизма – ампира. Ампир (от фр. style Empire - «стиль империи») зародился во Франции в период правления императора Наполеона I.

Художественные средства ампира тяготели к образцам императорского Рима, Древнего Египта и отличались большей пышностью и парадностью. Сооружения в духе ампира призваны были подчеркнуть военную мощь Российской империи и увековечить ее триумф. Ампир оставался ведущим стилем в архитектуре до 1830—1840 гг.

Наиболее прославленные творения архитекторов эпохи классицизма нужно научиться узнавать «в лицо». Возможно, не сразу удастся запомнить, кем из них спроектировано какое из приведенных ниже зданий. Но не это самое главное. Необходимо запомнить фамилии зодчих и связать их с архитектурой классицизма. Задания в тестах ЕГЭ, как правило, предлагают определить стиль строений или соотнести их с эпохой правления того или иного князя, царя, императора, генсека и т. д.

Мы можем только предполагать, какие именно памятники зодчества попадутся Вам в тестах на ЕГЭ по истории, поэтому важно уметь выделять стилистические особенности архитектурных сооружений. Даже если вы видите здание впервые (ведь все знать невозможно!), то можно легко отличить архитектуру классицизма от, например, барокко или модерна, находя знакомые элементы.

По фотографиям зданий, сооруженных в России архитекторами в стилистике классицизма в XVIII-XIX вв., нужно потренироваться находить элементы античной архитектуры, характерные для этого стиля: портики с колоннами, треугольные фронтоны, купола, полукруглые арки. Обратите внимание, что у большинства архитектурных памятников эпохи классицизма — симметричные и строгие фасады с минимумом декора. Исключение – сооружения в духе ампира, обогащенные скульптурным декором, как правило, в стиле Рима эпохи империи.

Скульптура эпохи классицизма

Скульптура классицизма живо напоминает нам античные образцы с характерной для них героизацией и величием, переходящим в некоторый пафос, что, впрочем, присуще большинству монументов. Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.П. Мартос, Б.И. Орловский, В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов – это имена ведущих русских скульпторов, творивших под влиянием эстетики классицизма.

Их необходимо запомнить. Они запечатлевали в своих монументальных произведениях образы правителей, великих полководцев и государственных деятелей. Однако в России работали и иностранные авторы, которые внесли серьезный вклад в развитие русской монументальной скульптуры. Среди них нужно отметить М. Э. Фальконе, одного из авторов знаменитого памятника Петру I, известного как «Медный всадник».

Живопись эпохи классицизма

Русская живопись эпохи классицизма почти не проявлялась в «чистом виде», активно смешиваясь с другими стилями того времени. Наиболее зримо классицизм проявился в историческом жанре живописи, а среди художников, работавших в этом жанре, можно выделить имена А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмова, И. А. Акимова.

На картинах этих художников мы видим характерные для живописи классицизма героические сюжеты, весьма неестественные позы и патетические жесты персонажей. Даже в полотнах, посвященных русской истории, герои изображаются чаще всего в античных или фантазийных одеяниях и доспехах. В композициях картин отчетливо просматривается искусственность и надуманность.

Полотна выглядят как фрагменты театральных постановок и, в целом, достаточно далеки от исторических реалий изображаемой эпохи. Однако в те годы, когда создавались эти произведения, такой весьма условный художественный язык считался нормой и вызывал одобрение у публики.

Классицистические приемы в живописи, замешанные на романтизме, длительное время культивировались в стенах Императорской Академии художеств. Такая живопись получила название академизм. На десятилетия русское изобразительное искусство едва ли не полностью замкнулось в рамках иллюстрации библейских и мифологических сюжетов, а также событий античной и древнерусской истории.

В конце концов, это привело к открытому бунту в стенах Академии художеств, когда претенденты на золотую медаль отказались писать картины на уже порядком надоевшие темы античности и мифологии. Но это – уже совсем другая история...

Русский классицизм в литературе, музыке, архитектуре

Русский классицизм в литературе

Классицизм стал ведущим направлением в русской литературе в XVIII веке и связан с именами М. Ломоносов а, А. Сумарокова, Д. Фонвизина. Для классицизма характерны следующие жанровые формы: ода, трагедия, поэма, комедия, стихотворная сатира, басня, элегия. Классицизм, как литературное направление, зародился в Италии в середине XVI века. В XVII веке он получил полное художественное выражение во Франции в творчестве Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена.

В целом, европейский классицизм неразрывно связан с эпохой абсолютизма. Своеобразие русского классицизма заключается в том, что он развивался в эпоху становления национальной государственности. Это серьезно отразилось на литературе, которая становилась важнейшим средством утверждения идей гражданственности.

Первым представителем русского классицизма в литературе считается Антиох Кантемир (1708-1744 гг.). Он стал основателем сатиры в России и предшественником Д. И. Фонвизин а, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. Защищая петровские преобразования, Кантемир выступал против реакционного дворянства и духовенства.

Еще одним представителем классицизма в русской литературе является В. К. Тредиаковский (1703-1768 гг.). Он был первым русским профессором, закончил образование в Сорбонне. Тредиаковский писал поэмы, оды, трагедии, басни, элегии. Одной из главных его заслуг стала проведенная реформа стихосложения. М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.) Белинский назвал "Петром Великим нашей литературы". Этот незаурядный человек проявил себя в различных областях научного знания. При этом Ломоносов был поэтом и филологом. Он завершил реформу стихосложения, положил начало формированию русского литературного языка и создал жанр русской оды.



А. П. Сумароков (1718-1777 гг.) ставил своей задачей воспитание дворянского сословия, утверждение в нем гражданских идеалов. Он писал, по большей части, трагедии. Перечисленные писатели относятся к первому периоду развития русского классицизма (30-50-е гг. XVIII века). Их творчество объединяет стремление разрешить общенациональные задачи: развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка.

Второй период развития классицизма в русской литературе приходится на конец XVIII века и связан с именами Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина, Я. Б. Княжнина и др. Д. И. Фонвизин (1745-1792 гг.) прославился двумя комедиями: "Бригадир" и "Недоросль". В своем творчестве он обратился к негативным сторонам русской жизни и подверг их острой критике. Крупнейшим представителем высокой поэзии был Г. Р. Державин (1743-1816 гг.). Он работал в самых разнообразных жанрах, но самыми известными стали его оды, соединяющие лирику с сатирой.

Я. Б. Княжнин (1742-1791 гг.) прославился своими комедиями и трагедией "Вадим Новгородский", в которой провозглашается героический образ гражданина. В целом для второго этапа характерны гражданские мотивы, приобретающие социальную окраску и критическое восприятие русской действительности. Третий этап в развитии русского классицизма в литературе занимает первую треть XIX века. Он связан с именами А. С. Шишкова, А. С. Ширинского-Шихматова, А. Н. Грузинцева. В этот период классицизм начинает вытесняться романтизмом. Тяжеловесные оды и трагедии выглядят устаревшими и не отвечающими требованиям времени.

Русский классицизм в архитектуре

В истории русской архитектуры к периоду классицизма относятся 1760-1820 гг. В этой области искусства очень отчетливо проявились такие признаки классицизма, как культ разума и идеального порядка и преклонение перед античными образцами. Классицизм в архитектуре стал закономерным этапом завершения эпохи петровских преобразований и отказа от пластической избыточности барокко.

В основе перехода к классицизму в архитектуре лежало государственное устройство Российской империи, в которой был провозглашен "просвещенный абсолютизм". Большое значение имели два государственных акта Екатерины II. Реформа административного устройства положила начало городскому самоуправлению. Это привело к появлению новых типов общественных зданий: судов, казначейств, дворянских и купеческих собраний и т. д.

Указ 1763 г. предусматривал подготовку "специальных планов" градостроительства. Хаотичная застройка городов сменялась четким планированием. Расцвет русской культуры привел к массовому строительству театров, музеев, библиотек. Характерной особенностью русской архитектуры было то, что заказчиком крупного строительства всегда выступало государство. На всех чертежах эпохи неизменно содержится надпись императора (императрицы): "Быть по сему". Строительство дворцов, усадеб, музеев часто осуществляется по личным заказам императорской семьи. Инициаторами строительства выдающихся памятников архитектуры также часто выступали богатые вельможи: Юсуповы, Голицыны, Шереметевы. Средние и мелкие помещики не могли воспользоваться услугами знаменитых архитекторов. Тем не менее, обустраивая свои усадьбы, они подражали общему стилю эпохи.

Купечество и промышленники в строительстве также склоняются к классицизму, благодаря провозглашенному им здравому смыслу и прямому расчету. Архитектура русского классицизма устанавливает новую систему ценностей. "Просвещенная монархия" отождествляется с достоинством и порядком. На один уровень с пышностью и великолепием поднимается "благородная простота". Успехи русской армии в конце XVIII - начале XIX вв. приводят к тому, что в архитектуре неизменно присутствуют военные сюжеты, призванные подчеркнуть значение воинской доблести.

Благодаря развитию образования в России пробуждается огромный интерес к античной истории. Искусство Древней Греции и Древнего Рима становится образцом для подражания, что неизбежно находит выражение в русской архитектуре. Античность вызывает восхищение как у закоренелых крепостников, так и у представителей образованного дворянства. В развитии архитектуры классицизма в России выделяются три периода: "ранний", "строгий" и "высокий" классицизм. Для раннего периода характерно сохранение влияние стиля барокко, которое неуклонно снижается. Этот период приходится на правление Екатерины II и связан с именами Ринальди, В. Баженова, Д. Кваренги, М. Казакова и др.

Первая треть XIX века - период "строгого" классицизма, который часто называют термином "ампир". Русская архитектура ориентируется на французские образцы. Она призвана всемерно подчеркнуть мощь Российской империи. Среди архитекторов этого периода выделяются К. Росси, А. Захаров, А. Воронихин и др. Вторая треть XIX века - "поздний" или "николаевский" классицизм, для которого характерны официальные или "казенные" постройки. Этот период представлен именами В. Беретти, А. Мельникова и др.

Русский классицизм в живописи

В XVIII веке характер русской живописи значительно изменился. В Средние века она полностью находилась под влиянием церкви. Художники были обязаны изображать только Бога и святых. В целом, господствовала иконопись. Век Просвещения освободил живописцев от этого и переключил внимание на человека. Большой популярностью начинает пользоваться портретная живопись.

В духе классицизма создаются т. н. парадные и аллегорические портреты. Для первых характерно изображение человека в гордой позе, отражающей его величие (портрет А. Б. Куракина, худ. В. Л. Боровиковский). На аллегорический портрете человек представал в образе античного божества или героя. Самый яркий пример - картина Д. Г. Левицкого "Екатерина II - законодательница", на которой императрица изображена в образе богини правосудия Фемиды.

Начатое Петром заимствование европейских достижений позволило русским художникам обратиться к новым жанрам (пейзаж, натюрморт) и освоить новые приемы: светотень, линейную и воздушную перспективу, масляную живопись. Самый заметный след классицизм оставил в русской исторической живописи. Художники брали сюжеты для картин из античной истории и мифологии, считающейся образцом для подражания.

Один из наиболее ярких примеров - картина А. П. Лосенко "Прощание Гектора с Андромахой". Сцена выбрана не случайно: Гектор предстает настоящим гражданином и патриотом, для которого на первом месте находится общественное благо. Одним из выдающихся художников эпохи классицизма был И. Н. Никитин (1690-1742 гг.), который первым обратился к портретной живописи. Самая известная работа мастера - портрет канцлера Г. И. Головкина. Ему же принадлежит знаменитая картина "Петр I на смертном одре".

А. П. Антропов (1716-1795 гг.) известен двумя парадными портретами Петра III. Основоположником русской исторической живописи считается А. П. Лосенко (1737-1773 гг.). Самые известные его полотна - "Владимир и Рогнеда" (за эту картину художник получил звание профессора Академии художеств) и "Прощание Гектора с Андромахой".

Русский классицизм в музыке

Русская музыка дольше, чем другие направления искусства, сохраняла зависимость от церкви. Церковная музыка до конца XVIII века оставалась единственной формой творчества русских композиторов. При этом иностранные музыканты, приезжающие в Россию, не обращали никакого внимания на сложившиеся национальные музыкальные традиции. Это привело к тому, что русская музыка "запоздала" в переходе к классицизму.

Во время формирования национальной композиторской школы (последняя треть XVIII века) классицизм уже начинает утрачивать свои позиции в искусстве. Поэтому в русской музыке классицизм не стал господствующим направлением, происходило смешение и взаимовлияние различных стилей. К самым известным русским композиторам этой эпохи относятся Д. С. Бортянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин, в творчестве которых заметны элементы классической образности.

"Орфей" Фомина стал уникальным произведением, в котором классицизм соединяется с предромантическими и сентименталистскими элементами. Музыка Бортянского содержит присущую классицизму стройность, законченность и уравновешенность формы. Но при этом классическая строгость органически сочетается с романтической страстностью и чувствительными тонами, родственными сентиментализму.

Русская музыка конца XVIII века в целом находилась на уровне "раннего" европейского классицизма. В это время в Европе уже господствовал симфонизм, как ведущий метод художественного обобщения в музыке. Русские композиторы еще только начинали осваивать этот метод. Главная особенность творчества русских композиторов второй половины XVIII века - сохранение национальных особенностей при активном восприятии европейских норм музыкального мышления.

Самым важным достижением этого периода стало формирование русской композиторской школы, проявившей себя в опере, в монументальной хоровой музыке и в камерных жанрах.

  • Вторжение классицизма в архитектуру ярко иллюстрирует неудача знаменитого архитектора Растрелли. В 1757 г. он спроектировал Гостиный двор в Петербурге в стиле барокко. Но строительство по требованию купцов было закончено в духе "более простого" (т. е. дешевого) классицизма по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота.
  • "Прорубленное" Петром I окно в Европу не смогло ограничить традиционный неограниченный характер царской власти.
  • Считающийся главным художником России И. Н. Никитин в 1732 г. был по доносу обвинен в "злоумышлениях" против Ф. Прокоповича. Вместе с братом он пять лет провел в Петропавловской крепости, а затем был сослан в Тобольск.
  • Один из выдающихся русских архитекторов классицизма В. И. Баженов за свои успехи был награжден командировкой за границу. Во Франции его талант оценили по достоинству: Людовик XV предложил Баженову стать архитектором французского двора. Зодчий отказался, объяснив это одной фразой: "Без родины не могу".

Как литературное направление русский классицизм отличался внутренней сложностью, неоднородностью, обусловленной различием идейных и литературно-художественных особенностей творчества его основоположников. Ведущими жанрами, которые разрабатывались представителями классицизма в период утверждения этого литературного направления, были, с одной стороны ода и трагедия, в положительных образах пропагандировавшие идеалы просвещенного абсолютизма, с другой -- сатирические жанры, боровшиеся с политической реакцией, с врагами просвещения, с общественными пороками и т.п.

Русский классицизм не чуждался национального фольклора. Наоборот, в восприятии традиции народной поэтической культуры в определенных жанрах он находил стимулы для своего обогащения. Еще у истоков нового направления, предпринимая реформу русского стихосложения, Тредиаковский прямо ссылается на песни простого народа как на образец, которому он следовал в установлении своих правил.

В области чисто художественной перед русскими классицистами стояли такие сложные задачи, которых не знали их европейские собратья. Французская литература середины XVII в. уже имела хорошо обработанный литературный язык и сложившиеся на протяжении длительного времени светские жанры. Русская литература в начале XVIII в. не располагала ни тем, ни другим. Поэтому на долю русских писателей второй трети XVIII в. выпала задача не только создания нового литературного направления. Они должны были реформировать литературный язык, осваивать неизвестные до того времени в России жанры. Каждый из них был первооткрывателем. Кантемир положил начало русской сатире, Ломоносов узаконил жанр оды, Сумароков выступил как автор трагедий и комедий. В области реформы литературного языка главная роль принадлежала Ломоносову.

Творческая деятельность русских классицистов сопровождалась и подкреплялась многочисленными теоретическими работами в области жанров, литературного языка и стихосложения. Тредиаковский написал трактат под названием «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», в котором обосновал основные принципы новой, силлабо-тонической системы. Ломоносов в рассуждении «О пользе книг церьковных в российском языке» провел реформу литературного языка и предложил учение о «трех штилях». Сумароков в трактате «Наставление хотящим быти писателями» дал характеристику содержания и стиля классицистических жанров.

Русский классицизм XVIII в. прошел в своем развитии два этапа. Первый из них относится к 30-50-м годам. Это становление нового направления, когда один за другим рождаются неизвестные до того времени в России жанры, реформируется литературный язык, стихосложение. Второй этап падает на последние четыре десятилетия XVIII в. и связан с именами таких писателей, как Фонвизин, Херасков, Державин, Княжнин, Капнист. В их творчестве русский классицизм наиболее полно и широко раскрыл свои идеологические и художественные возможности.

Своеобразие русского классицизма состоит в том, что в эпоху становления он соединил в себе пафос служения абсолютистскому государству с идеями раннего европейского Просвещения. Во Франции XVIII в. абсолютизм уже исчерпал свои прогрессивные возможности, и общество стояло перед буржуазной революцией, которую идеологически подготовили французские просветители. В России в первые десятилетия XVIII в. абсолютизм еще шел во главе прогрессивных для страны преобразований. Поэтому на первом этапе своего развития русский классицизм воспринял от Просвещения некоторые из его общественных доктрин. К ним относится прежде всего идея просвещенного абсолютизма. Согласно этой теории государство должен возглавлять мудрый, «просвещенный» монарх, стоящий в своих представлениях выше своекорыстных интересов отдельных сословий и требующий от каждого из них честной службы на благо всего общества. Примером такого правителя был для русских классицистов Петр I, личность уникальная по уму, энергии и широкому государственному кругозору.

В отличие от французского классицизма XVII в. и в прямом соответствии с эпохой Просвещения в русском классицизме 30 --50х годов огромное место отводилось наукам, знанию, просвещению. Страна совершила переход от церковной идеологии к светской. Россия нуждалась в точных, полезных для общества знаниях. О пользе наук почти во всех своих одах говорил Ломоносов. Защите «учения» посвящена первая сатира Кантемира «К уму своему. На хулящих учение». Само слово «просвещенный» означало не просто образованного человека, но человека-гражданина, которому знания помогли осознать свою ответственность перед обществом. «Невежество» же подразумевало не только отсутствие знаний, но вместе с тем непонимание своего долга перед государством. В Западноевропейской просветительской литературе XVIII в., особенно на позднем этапе ее развития, «просвещенность» определялась степенью оппозиционности к существующим порядкам. В русском классицизме 30 --50х годов «просвещенность» измерялась мерой гражданского служения абсолютистскому государству. Русским классицистам -- Кантемиру, Ломоносову, Сумарокову -- была близка борьба просветителей против церкви и церковной идеологии. Но если на Западе речь шла о защите принципа веротерпимости, а в ряде случаев и атеизма, то русские просветители в первой половине XVIII в. обличали невежество и грубые нравы духовенства, защищали науку и ее приверженцев от преследований со стороны церковных властей. Первым русским классицистам уже была известна просветительская мысль о природном равенстве людей. «Плоть в слуге твоем однолична», -- указывал Кантемир дворянину, избивающему камердинера. Сумароков напоминал «благородному» сословию, что «от баб рожденным и от дам / Без исключения всем праотец Адам». Но этот тезис в то время еще не воплощался в требование равенства всех сословий перед законом. Кантемир, исходя из принципов «естественного права», призывал дворян к гуманному обращению с крестьянами. Сумароков, указывая на природное равенство дворян и крестьян, требовал от «первых» членов отечества просвещения и службой подтвердить свое «благородство» и командное положение в стране.

Если в западноевропейских вариантах классицизма, и особенно в системе жанров французского классицизма, главенствующее место принадлежало драматическому роду - трагедии и комедии, то в русском классицизме жанровая доминанта смещается в область лирики и сатиры.

Общие жанры с французским классицизмом: трагедия, комедия, идиллия, элегия, ода, сонет, эпиграмма, сатира.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 (8) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, что расположена на одном из островов Северной Двины, неподалеку от города Холмогоры. Будущий великий ученый впервые увидел свет в семье черносошного крестьянина (так в отличие от крепостных называли государственных крестьян) Василия Дорофеевича Ломоносова. Василий Дорофеевич, как и большинство жителей тех мест, не мог прокормиться за счет земледелия (слишком коротко северное лето) и занимался морским промыслом. Для этого он заимел небольшое парусное судно, на котором выходил в Белое и Баренцево моря, перевозил грузы, промышлял морского зверя и рыбу. Когда Михаилу исполнилось десять лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать с собой в качестве юнги. Впечатления от плавании, охоты на тюленей, новых мест и людей были столь сильными, что оставили след на всю жизнь. Скорее всего, именно в это время пробудилась у мальчика неистребимая любознательность, превратившаяся в жажду знаний. М.В. Ломоносов рано научился читать и писать, а главное думать. Он жадно потянулся к знаниям, на «добычу» которых отправился в конце 1730 г. в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Годы учебы были нелегкими, но Ломоносов все выдержал и немногим более чем через четыре года перешел в седьмой, предпоследний, класс академии, а когда в 1735 г. потребовалось отобрать наиболее успевающих студентов для отправки в Петербург в университет при Академии наук, Ломоносов оказался в их числе. Петербургская Академия наук была основана Петром I и открыта после его смерти в 1725 г. Она должна была стать не только научным центром страны, но и центром по подготовке русских научных кадров. С этой целью при Академии были созданы гимназия и университет, которые привлекали лучших учеников из других школ, в том числе из Славяно-греко-латинской академии. Для быстрого роста различных отраслей производства стране были необходимы подготовленные специалисты. Нужда в них особенно остро ощущалась в горнодобывающей промышленности, поэтому было решено послать за границу трех русских юношей для обучения горному делу. И через полгода после прибытия в Петербург Ломоносов вместе с Д.Виноградовым и Г. Райзером отправился в Германию. Осенью 1736 г. все трое стали студентами университета в городе Марбурге. Окончив через три года курс обучения, освоив несколько языков и современные естественные науки, русские студенты отправились затем в город Фрейберг к известному в то время преподавателю И. Генкелю обучаться горному делу. Ломоносов начал заниматься очень прилежно, но ссоры с не понимавшим его устремлений Генкелем привели к разрыву, и в мае 1740 г. Ломоносов возвратился в Марбург. После нескольких попыток (и скитаний по Германии) Ломоносову удается вернуться в Россию.19(8) июня 1741 г. он прибыл в Петербург. К этому времени обстановка в стране, и Петербургской Академии в частности, была неспокойной. Высказывалось недовольство засильем иноземцев. Поэтому всесильный в то время управитель Академии советник академической канцелярии И.Д.Шумахер решил приблизить к себе молодого русского ученого. Ссора с Генкелем и самовольный от него уход были забыты. Ломоносову поручили составление каталога камней и окаменелостей Петербургской Кунсткамеры - первого в России естественнонаучного музея. Одновременно он пишет научную работу «Элементы математической химии» и создает проект катоптрикодиоптрического зажигательного инструмента - своеобразной солнечной печи. 19 (8) января 1742 г. Ломоносова назначают адъюнктом физического класса Академии наук и он получает право присутствовать на собраниях академиков.

Особенно плодотворными для научной деятельности Ломоносова в области физики и химии были 1743-1747 г. Именно тогда он разработал первую в нашей стране научную программу исследований в области физики и химии, которая позднее получила название «276 заметок по физике и корпускулярной философии». (Корпускула, по терминологии того времени, частица вещества, близкая по своим свойствам тому, что в конце XIX в. называли молекулой, а философией тогда называли науку или учение.) В этот же период им были написаны диссертации «О нечувствительных частицах», «О действии химических растворителей вообще», «О металлическом блеске», «Размышления о причине теплоты и холода» и т.д.

С 1744 г. М.В.Ломоносов читал лекции по физике студентам академического университета. Эти занятия показали, что для успешного обучения нужен хороший учебник. И Ломоносов переводит с латинского на русский язык «Экспериментальную физику» одного из своих марбургских учителей - X. Вольфа. По нему долгое время учились физике в различных учебных заведениях страны. Примерно в этот же период Михаил Васильевич начал систематическое изучение грозовых и атмосферных явлений, предложил свою теорию тепловых явлений, основывающуюся на его атомно-молекулярной теории, и разработал теорию растворов. Тогда же он серьезно занялся русской историей и литературой, подготовил учебник красноречия.

В 1745 г. Ломоносов был избран профессором химии (академиком) Петербургской Академии наук и стал активно добиваться создания химической лаборатории. Его усилия увенчались успехом. В 1748 г. на второй линии Васильевского острова во дворе того дома, где жил ученый, была построена первая в России научная и учебная лаборатория. 1748 г. стал знаменательным в жизни ученого не только открытием химической лаборатории. В этом же году увидели свет его научные работы по физике и химии, где среди прочих был опубликован «Опыт теории упругости воздуха» с изложением созданной Ломоносовым кинетической теории газов. В этом же году он написал большое письмо к выдающемуся математику Л. Эйлеру (1707-1783), в котором изложил свою теорию всемирного тяготения, для подтверждения которой он привлек закон сохранения количества движения (обоснованный французским ученым Р. Декартом) и известный еще древним атомистам закон сохранения количества материи, объединив их впервые в научной практике в одной формулировке. Эта формулировка была опубликована лишь в 1760 г. С 1749 г. Ломоносов начинает интенсивную работу в химической лаборатории, где проводит анализы присылаемых из различных мест России образцов руд, создает новые красители, ведет опыты по исследованию растворов и обжигу металлов, а в «учебной каморе» впервые в мире читает студентам курс «Истинной физической химии», в котором вслед за Р.Бойлем пытается дать физическое объяснение химическим явлениям. В 1753 г. Ломоносов построил в деревне Усть-Рудницы, находящейся неподалеку от Ораниенбаума (современный город Ломоносов), фабрику цветного стекла. На этой фабрике он организовал производство различных изделий из стекла и стал изготовлять специальные цветные непрозрачные стекла, из которых создавал мозаичные картины. Параллельно со строительством фабрики Ломоносов вместе с академиком Г.В. Рихманом (1711 - 1753) занимался изучением природы электричества, наблюдая грозовые явления. В конце июля 1753 г. Рихман был убит у себя дома молнией, когда он проводил опыты, и все противники просвещения стали требовать их прекращения. Несмотря на это, Ломоносов выступил в публичном собрании Академии наук и прочитал «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», одним из первых отметив идентичность атмосферного и «искусственного» электричества, получаемого от электростатических машин.

Ломоносов считал распространение просвещения в русском народе одной из своих главных задач. Ученого давно беспокоило плачевное состояние академических гимназии и университета. По его предложе­нию и проекту был открыт в январе 1755 г. Московский университет. В этом же году Ломоносов сдал в печать «Российскую грамматику» - первый в России учебник грамматики - и закончил работу над «Древней российской историей», а в 1756 г. прочел перед академиками «Слово о происхождении света...», в котором изложил свою теорию световых и цветовых явлений. В 1758 г. М.В.Ломоносов назначен заведовать Географическим департаментом Академии наук. Он начинает работу по составлению нового «Российского атласа». Параллельно проводит совместно с академиком Брауном опыты при низких температурах. Им впервые удалось «заморозить» ртуть и доказать, что она тоже является металлом, но с низкой температурой плавления. В июне 1761 г. научный мир Европы наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца. Многие видели это явление, но только один Ломоносов понял, что планета окружена атмосферой. Такой вывод им был сделан на основании знаний, полученных при изучении рассеяния света и преломления его в различных средах. Летом 1761 г. Ломоносов закончил работу над учебником но горному делу - «Первые основания металлургии или рудных дел», где поместил два «Прибавления», одно из них - «О слоях земных» - стало блестящим очерком геологической науки XVIII века.

В конце 1762 г. Ломоносов был награжден чином статского советника. В это время Ломоносов начинает новое и последнее крупное предприятие. Он высказывает давно занимавшую его мысль о необходимости найти путь по Северному Ледовитому океану на восток. По представлению Ломоносова была снаряжена экспедиция под командованием И.Я. Чичагова, которая уже после смерти ученого дважды (в 1765 г. и 1766 г.) пыталась пройти на восток, но каждый раз наталкивалась на сплошные льды.

К концу 50-х г. научная слава Ломоносова достигает зенита. В мае 1760 г. его избирают почетным членом Шведской академии наук, а в апреле 1764 г. - почетным членом Болонской академии наук. Его кандидатуру готовили представить в Парижскую академию, но было уже поздно. 15 (4) апреля 1765 г. Ломоносов скончался от простуды у себя дома на Мойке. 19 (8) апреля его похоронили при большом стечении народа на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Вне учета национально обусловленной гуманистической идеологии и ее своеобразия нельзя понять и исторически конкретно объяснить важнейшие моменты эстетического развития литературы XVIII в. Влияние этой идеологии раньше всего сказалось на художественной практике крупных поэтов русского классицизма.

Классицизм как определенное направление сформировался раньше всего во Франции в XVII в. Используя современные ему достижения философской мысли, французский классицизм освобождал человека и от влияния религиозно-церковной морали, выдвигая в качестве верховного и непререкаемого авторитета человеческий разум.

В этом он опирался на опыт развития человечества в его постоянном стремлении утвердить человека как высшую ценность бытия, отстоять его права, определить все истинно прекрасное в нем. Тем самым классицизм, выступая наследником античности, в искусстве которой прежде всего он находил идеальное выражение человеческих возможностей, духовно объединял человечество, вырабатывал общий язык искусства.

Так подготавливались условия и возможность выражения на этом языке самобытных идеалов, индивидуального опыта исторической жизни каждой отдельной нации, неповторимо национальных решений общечеловеческих проблем, раскрытия идеала человека в его конкретном проявлении, в живой общественной практике, в его социальной, национальной и исторической обусловленности.

Русский классицизм, выйдя на историческую арену веком позже, был необходимым этапом развития русской литературы как литературы общеевропейской. Он отвечал потребности создания общенационального искусства и потому развивался с необыкновенной интенсивностью.

Классицизм создал многожанровое искусство, но оно утверждало свое бытие лишь поэтическим словом. Русская поэзия XVIII в. и выступала в рамках классицизма. Ее опережающее развитие было исторически закономерным явлением. Проза станет развиваться позднее — с 1760-х гг. и на другой эстетической основе. Усилиями нескольких поколений поэтов были развиты многие жанры лирической и сатирической поэзии.

Поэтами-классицистами (Ломоносов, Сумароков, Херасков, Княжнин) утвержден жанр трагедии, тем самым были подготовлены условия для организации и успешной деятельности русского театра: созданный в 1756 г. русский театр начал свою работу под руководством Сумарокова. Классицизм, начав создание национальной литературы, способствовал выработке идеалов гражданственности, сформировал представление о героическом характере, высоко поднял поэтическую культуру, включил в национальную литературу художественный опыт античного и европейского искусства, показал способности поэзии к аналитическому раскрытию душевного мира человека.

Классицизм с момента своего становления во Франции теоретически отрицал личность и в художнике, и в писателе. Дух дисциплины, подавление субъективной воли художника потому обусловили необходимость создания нормативной поэтики.

Она подчиняла сознание писателя и художника строгим правилам, определяя жестокую регламентацию творческого процесса. То обстоятельство, что классицизм в России утверждался в эпоху, когда интенсивно решались проблемы Возрождения, создало неповторимые по сложности и своеобразию условия собственно эстетического развития.

Гуманизм Возрождения столкнулся с антииндивидуалистической философией нового направления. Бурные события эпохи и гуманизм Возрождения питали личностное начало в литературе, формировали идеалы поэтов, а рационалистическая система регламентаций и правил (в русском классицизме сформулированные в эпистоле «О стихотворстве» А. П. Сумарокова) не допускала проявления личности автора в произведении. Так русский классицизм начал свою историю с резко обозначившегося противоречия. Это противоречие порождало особенности русского классицизма как национального варианта общеевропейского стиля. Наука уже давно отметила такие черты его своеобразия, как связь с фольклором, развитие сатирического направления и сатирических жанров.

Но противоречие это порождало и еще одно важное явление — отступления в реальной практике поэтов от эстетического нормативного кодекса, которые появились под натиском живой действительности.

Отступлением от правил было, например, и одическое творчество гениального поэта русского классицизма Ломоносова, поскольку оды оказались выражением личности автора.

Отступления вовсе не означают отсутствия исторически закономерной, естественной связи и зависимости од от стиля классицизма. Но зависимость не помешала Ломоносову дерзко нарушать многие «правила», создавать принципиально новую художественную форму оды, которая соответствовала потребностям исторической эпохи и открывала возможность поэтического воплощения конкретных явлений политической и национальной жизни России.

Ломоносов оказался способным поэтически обобщить опыт нации на завоеванном ею рубеже своего всемирно-исторического существования. Стремясь запечатлеть громадность и обширность русского государства и мощь народной России, он создал географический образ России.

Это образ России в ее грандиозных масштабах с севера на юг — от Невы до Кавказа, и с запада на восток — от Днепра и Волги до Китая (Хины) несет мощный заряд эмоциональной энергии, передающей патриотизм русского человека, его любовь, гордость и восхищение своей родиной. Поэзия Ломоносова способствовала развитию самосознания русских людей. Ломоносовский образ России был усвоен последующей поэтической традицией (см. стихотворения Батюшкова «Переход через Рейн» и Пушкина «Клеветникам России»).

Ломоносов, опираясь на художественный опыт человечества, писал глубоко национальные, самобытные оды, выразив дух подымающейся нации. Пафосом его поэзии стала идея утверждения величия и могущества России, молодости, энергии и созидательной деятельности верящей в свои силы и свое историческое призвание нации. Идея утверждения рождалась в процессе творческого объяснения и обобщения опыта, реальной практики «российских сынов».

Созданная Ломоносовым поэзия существовала рядом с сатирическим направлением, зачинателем которого был Кантемир. Жизненность ломоносовского направления подтвердила последующая история русской поэзии XVIII—XIX вв.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.