«Жизнь и творчество М. Ломоносова (какой вклад внес М. Ломоносов в русский язык и литературу). Реферат: Ломоносов М.В. Принципы стихосложения Тредиаковского

Вопрос о том, где учился Ломоносов, скорее всего, вызовет недоумение у нынешнего поколения. А между тем он далеко не праздный. Сейчас, когда у молодежи наблюдается повышение интереса к прошлому своей страны, не зазорно будет напомнить о её великих сынах. Ведь историю, как известно, творят люди.

Родился Михайло Васильевич на Архангельском Севере. Ломоносов не оставил после себя автобиографии или мемуаров, а потому точно неизвестно, как именно прошли его детские и юношеские годы. Известно только, что он рано остался без матери. Отец (человек добрый, но, по воспоминаниям самого Ломоносова «в крайнем невежестве воспитанный») еще пару раз женился, и третья его избранница стала для 9-летнего Миши злой мачехой.

Начальное образование мальчик получил у местного дьячка С. Н. Сабельникова. Страсть ребенка к книгам еще больше ожесточала и без того недобрую мачеху, в результате жизнь в отчем доме стала невыносимой. Желая учиться, тайком от отца в 1730 году с обозом он пошел в Москву. Вряд ли кто-то из его попутчиков мог предположить, что шагающего рядом паренька когда-то назовут светилом русской науки. Давайте поговорим о том, где учился Ломоносов, первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, астроном, химик и физик, поэт, филолог, геолог, металлург, художник, историк и генеалог.

Гранит науки

Много препятствий было на пути его поступления в школу, ему даже пришлось выдать себя за сына холмогорского дворянина. Как бы там ни было, но Славяно-греко-латинская академия все-таки приняла юного помора. Михайло Васильевич был старше всех учеников школы, а потому постоянно терпел насмешки от младших товарищей. Однако ни бедственное положение, ни чужие нападки не отбили желания учиться. Ломоносов сразу показал свои необыкновенные способности. Он отличался упорством и настойчивостью, за год он проходил программу трех классов. Запоем читал летописи, патристику и другие богословские книги, взятые в библиотеке Заиконоспасского монастыря.

В 1734 году Михаил отправляется в Киев и несколько месяцев проводит в стенах Киево-Могилянской академии.

В 1736 г. школьное руководство получило приказ выбрать для обучения в университете при петербургской Академии Наук лучшего ученика. Учитывая способности Михайла Васильевича, Славяно-греко-латинская академия выбирает именно его. А что же потом? Как сложилась его дальнейшая судьба? Где учился Ломоносов дальше?

По одной из версий, богословская карьера будущего великого ученого оборвалась, так и не успев начаться, поскольку раскрылась история с подлогом документов. В результате рукоположение не состоялось, но способный семинарист был направлен на ниву естествознания.

Под руководством В. Е. Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии».

Согласно биографическим данным, в том же 1736 году из Петербурга его направляют осваивать горное дело в Германии. Помимо заявленного обучения, Ломоносов укрепил свои знания немецкого языка, обучался французскому и итальянскому языкам, танцам, рисованию и фехтованию. Знакомился с трудами философов. Подробных сведений о том, как и где учился Ломоносов в этот период, нет. Сохранились записи о том, что три года он провел в Марбурге. Там он встретил и своего любимого учителя Христиана Вольфа, там же познакомился со своей будущей женой. Русские студенты быстро подружились с немецкими однокурсниками. Вместе они устраивали молодежные пиршества и гулянки. Однако целеустремленный Ломоносов тратил свою стипендию на книги и квартиру. Для него всегда на первом месте была учеба и наука.

Первые научные шаги на родине

В 1741 г. Ломоносов возвращается в Россию и приступает к работе в Академии Наук. В 1745 г. он уже стал профессором химии и академиком. М. В. Ломоносов ведет научную и литературную деятельность. Стремясь развивать отечественную науку, Михайло Васильевич добивается открытия первого в стране университета. И в настоящее время этот московский вуз носит его имя.

Сам Ломоносов был уникальным ученым, которому принадлежат выдающиеся открытия в совершенно разных областях знаний: астрономии, физике, химии, языкознании и литературе.

Литературная деятельность Ломоносова

Работая над трудами в области точных наук, Михайло Васильевич не забывал и о русской речи. Он создал новую русскую грамматику, сблизил разговорный и литературный языки. Вклад его в развитие языкознания трудно переоценить. Чтоб упорядочить литературный язык, он предложил ограничить влияние церковно-славянских, а также множества иностранных слов, заменив их выражениями родной речи.

Ломоносов предложил использовать три стиля - низкий, посредственный и высокий. Высоким надлежало пользоваться при написании од, праздничных речей, героических поэм. Стиль средний допустим при дружеской переписке. А вот низкий подходил для создания комедии, написания эпиграмм и песен. Здесь запросто допускалось использование просторечной лексики. Так Ломоносов гармонично соединил старое и новое. Его литературные и поэтические работы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского языка и литературы.

Научная деятельность

Этот человек обладал глубокими знаниями в области точных наук, владел несколькими европейскими языками. Природный гений позволил Ломоносову заложить фундамент русской технической терминологии. Сформулированные им правила в этой области имеют большое применение и в настоящее время. Часто люди, в особенности нынешняя молодежь, даже не догадываются, что многие научные термины, предложенные ученым, употребляются и сегодня. Взять хотя бы слова, которые ныне у всех на слуху: удельный вес, движение, опыты, ось Земли…

К сожалению, очень мало известно о личной жизни Ломоносова, его жене и детях. Практически во всех источниках больше идет речь о его научной деятельности. Жизнь Ломоносова всецело была посвящена науке. Даже в своих одах он призывал трудиться и развивать науку во благо Отечества.

Слайд 2

Меню Путь к знаниям Академия Заграницей Источники Фотогалерея Авторы

Слайд 3

Первые шаги к знаниям. Свой путь в большую науку Михаил Васильевич Ломоносов начал с изучения грамоты. В то время это было нелегким делом. Сперва заучивались буквы, которые имели свои не простые названия - «аз», «буки» (отсюда «азбука»), «веди», «глаголь», «добро» и т. д. Затем переходили к составлению слогов и, наконец, к словам. Многие его родственники были грамотными. Местный дьяк Семен Никитич Сабельников обучил мальчика читать и писать. От него Ломоносову стало известно, что «для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинский», а этому можно обучиться только в Москве, Киеве или Петербурге. Путь к знаниям

Слайд 4

Обладая пытливым умом и прекрасной памятью, мальчик быстро освоил грамоту и вскоре мог уже переписывать церковные книги, а в приходской церкви читать «Жития святых», псалмы и каноны, считаясь лучшим чтецом в деревне. Хотя церковные книги послужили началом его общего образования, они не увлекли его. В четырнадцать лет Ломоносов грамотно и четко писал.

Слайд 5

Сохранился один из ранних автографов Ломоносова - подрядная запись - до говор на строительство церкви в Куростровской волости, где вместо неграмотных односельчан он рас писался 4 февраля 1726 г. Рукой его было написано: «...вместо подрядчиков Алексея Аверкиева сына Старопоповых да Григория Иванова сына Иконникова по их велению Михайло Ломоносов руку приложил».

Слайд 6

У своего односельчанина X. Дудина Ломоносов впервые познакомился со светской литературой. «Грамматика» МелетияСмотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого очень заинтересовали подростка, и он неоднократно обращался с просьбой к владельцу взять их на не сколько дней и почитать дома. Но книги в то время были слишком дороги, и Дудин не соглашался рас статься с ними. Только после смерти Дудина летом 1724 г. Ломоносов стал обладателем этих сокровищ. С тех пор он не расставался с ними в течение многих лет, выучил их наизусть, называя «вратами своей учености». В то время эти сочинения были самыми лучшими пособиями для изучения русской грамма тики, стихосложения и математики.

Слайд 7

М. В. Ломоносов прибыл в Петербургскую Российскую Императорскую Академию Наук в период, когда она вступила во второе десятилетие своей деятельности. Это было уже сложившееся научное учреждение, имевшее значительный для того времени штат сотрудников. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины того времени. Петербургская академия

Слайд 8

Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный студент Ломоносов с первых дней прибытия в Академию проявил интерес к наукам. Под руководством В. Е. Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии»

Слайд 9

Серьёзное отношение Ломоносова к научным занятиям выделяло его из общей массы воспитанников Спасских школ, прибывших в Петербург. В Академии Наук любознательный и трудолюбивый помор, приобщаясь к новой науке, ознакомился с современным подходом к исследованиям, сильно отличавшимся от дисциплин средневекового схоластического образца, которые преподавались в Славяно-греко-латинской академии. В кабинетах и мастерских Академии Наук Ломоносов мог видеть новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, в академической лавке познакомиться с только что изданными книгами и журналами. Уже тогда Ломоносов начал изучать европейские языки, и делал пометки на полях книг на французском и немецком языках. В 1735 году в Академии было создано Российское собрание для разработки основ русского языка. Ломоносов, получив в Славяно-греко-латинской академии достаточно хорошую подготовку в области грамматики и стихосложения, вероятно, интересовался занятиями Российского собрания.

Слайд 10

Предыстория того, как Ломоносов попал в Германию такая: В Сибири работала экспедиция из Академии наук, но в ее составе не хватало химика, знающего горное дело. Западноевропейские химики отказывались от предложения ехать на большое расстояние порядка 10 тысяч вёрст. Тогда и было решено послать русских студентов на обучение в Германию. В марте 1736 года Академия Наук принимает решение отправить 12 наиболее способных молодых людей, учеников «Спасских школ», для учёбы в Европу. Ломоносов за границей

Слайд 11

Документально это выразилось следующим: 1736 Марта 7 Императорская Академия Н. тогдашнему Имп. Кабинету докладом представила, что ежели несколько молодых людей послать во Фрейберг к горных дел физику Генкелю для обучения металлургии; то можно туда Густава Ульриха Райзера, Дмитрия Виноградова и Михаилу Ломоносова. На содержание их в каждой год потребно 1200 рублей, и потом на каждого по 400 рублей, а именно по 250 на кушанье, платье, книги и инструменты, да 150 на проезд в разные места и в награждение учителям. Хотя Дмитрий Виноградов с Михаилом Ломоносовым немецкого языка и не знают, однако ещё в бытность свою здесь через три месяца столько научиться могут, сколько им надобно…»Корф сообщал, что в Германию могут быть посланы: Густав Ульрих Райзер, советника Берг-коллегии сын, имеет от роду семнадцать лет. Дмитрий Виноградов, попович из Суздаля, шестнадцати лет. Михайло Ломоносов, крестьянский сын из Архангелогородской губернии Двинского уезда Куростровской волости, двадцати пяти лет.

Слайд 12

Это показывает, что способности Ломоносова были настолько очевидны, что правительство и руководство Академии не смутило его крестьянское происхождение. За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около года во Фрайберге, у Генкеля; около года провел он в переездах, был в Голландии. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. На лекциях Вольфа Ломоносов мог выработать свои взгляды в области тогдашнего так называемого естественного права, в вопросах, касающихся государства.

Слайд 13

Фотогалерея

Слайд 14

Фотогалерея

Слайд 15

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=ломоносов%20фото&stype=image http://ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов,_Михаил_Васильевич Материал: Фото: Источники

Слайд 16

Я, Шилова Юлия, учусь в 9 классе. В свободное время люблю слушать рэп, гулять с друзьями, играть разные игры, кататься на велосипеде и роликах. Хожу в театральный и кукольный кружки. Я, Мхитарян Кристина, учусь в 9 классе. В свободное время люблю слушать рэп, гулять с друзьями, кататься на роликах, так жехожу в секции по волейболу и баскетболу. Авторы сайт

Посмотреть все слайды

Человек исключительного ума, огромной силы воли, кипучей творческой энергии, неутомимой жажды деятельности, Ломоносов считал, что долг каждого – трудиться не покладая рук для пользы общества, для блага народа, а если надо, героически отдать свою жизнь во имя Родины, торжества любимых идей. Он писал:

Какая польза тем, что в старости глубокой
И в тьме бесславия кончают долгий век!
Добротами всходить на верх хвалы высокой
И славно умереть родился человек.

Эти волнующие строки, написанные Ломоносовым, можно поставить эпиграфом к его собственной необыкновенной судьбе и беспримерной творческой деятельности.

Сын рыбака-помора, Михаил Васильевич Ломоносов первые девятнадцать лет своей жизни провел на далеком Севере, в селе Денисовке, близ берегов Белого моря. Детские годы навсегда запечатлели в сознании Ломоносова величественные картины суровой полярной природы, дали превосходное знание сказок, былин, пословиц с их живым народным языком. Поездки с отцом в море на промысел развили в мальчике физическую силу и выносливость. Чувства независимости, личного достоинства, свойственные обитателям Поморья, не подавленных крепостным гнетом, составили драгоценнейшую черту его характера.

У одного из своих односельчан четырнадцатилетнему Ломоносову удалось достать учебники по грамматике и арифметике. Эти книги, которые позднее он называл "вратами своей учености", он буквально выучил наизусть и страстно захотел продолжать учение. И вот тайком от отца, пристав к одному из обозов, он добирается до Москвы и, преодолев многочисленные препятствия, поступает в тогдашнюю школу – Славяно-греко-латинскую академию. Насмешки товарищей по школе – "малых ребят" – над "болваном лет в двадцать", который "пришел латине учиться", скудное существование на три копейки в день не останавливают Ломоносова. Обнаруживая блестящие способности, невероятную настойчивость и трудолюбие, он за один год проходит сразу три класса.

Не удивительно, что, когда в 1736 г. школьное начальство получило указ направить в университет при Петербургской академии наук "отроков добрых, которые бы в приличных к украшению разума науках довольное знание имели", выбор падает на Ломоносова. В этом же году его посылают из Петербурга в Германию для освоения горного дела. За границей Ломоносов изучает точные науки, философию, иностранные языки и овладевает всеми достижениями современной ему научной мысли. В 1741 г. Ломоносов вернулся на родину и начал работать в Академии наук.

В 1745 г. он становится профессором химии, академиком и, несмотря на противодействие засевших в академии немецких администраторов – "неприятелей наук российских", ведет неутомимую, блестящую по своим результатам научную и литературную деятельность. Чтобы способствовать развитию отечественной науки, Ломоносов добился создания первого в стране Московского университета, носящего теперь его имя.

Сам Ломоносов был ученым энциклопедического размаха. Пушкин, говоря, что Ломоносов "все испытал и все проник", имел право называть его "первым нашим университетом". Ломоносову принадлежит ряд выдающихся научных открытий в самых различных областях знания – химии, физике, астрономии.

Наряду с работами в области точных наук, с упорными занятиями русской историей протекала и основополагающая работа Ломоносова в области русского языка, литературной теории и практики. В школьные годы Ломоносова господствовало чуждое природе русского языка и народно­поэтическому творчеству силлабическое стихосложение (от греческого слова, означающего "слог"). От стихотворца требовалось лишь соблюдать во всех строчках одинаковое количество слогов и ставить в конце строки рифму. Подобные стихи были почти лишены ритмичности, музыкальности. Это ощутил уже старший современник Ломоносова – поэт и ученый-филолог (филология – наука о языке и литературе) Тредиаковский. Он обратил внимание на ритмообразующую роль ударения в русских народных стихах и стал строить стихи со строго последовательным чередованием ударных и безударных слогов.

Так силлабическая система начинала заменяться силлабо-тонической (от греческого слова тонус, означающего "ударение"). Однако преобразование Тредиаковского коснулось только длинных (одиннадцати – и тринадцатисложных) стихов. Из стихотворных размеров он признавал лишь двухсложные: хорей, складывающийся из последовательного чередования ударного и безударного слога, и ямб, образуемый, наоборот, чередованием сначала безударного, затем ударного слогов.

Однако Тредиаковский считал, что ямб малопригоден для русского стихосложения.

Ломоносов принял в основном принцип Тредиаковского, но, будучи смелым новатором и следуя природе русского языка, он распространил его на все виды стиха. Точно также он считал возможным употреблять наряду с двусложными и трехсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.

Особенно ценил Ломоносов ямб, считая этот размер наиболее бодрым и энергичным. Именно ямбом и была написана в 1739 г. хвалебная ода Ломоносова, воспевающая доблесть русских войск, взявших турецкую крепость Хотин. Произведение это, исполненное горячего патриотического чувства, написанное стихом небывалой до того звучности, стремительности и силы, открыло новую эпоху в истории русской поэзии. Оды, представлявшие собой как бы торжественные, ораторские речи в стихах, стали отныне излюбленным стихотворным жанром Ломоносова. Он воспевал в них вечную славу героев, величие, мощь и неисчерпаемые богатства родной страны, славил героический характер русского человека.

Свою "возлюбленную мать" – родину Ломоносов олицетворяет в облике державной владычицы, главой касающейся облаков, опирающейся локтем на Кавказские горы, а ноги простирающей до границ Китая. Прославляя военные триумфы России, Ломоносов в то же время настойчиво подчеркивает миролюбие русского народа, который обнажает "правдивый меч" лишь для того, чтобы водворить повсюду мир – "возлюбленную тишину". Поэт страстно призывает к разработке природных богатств родной страны, к насаждению просвещения, развитию искусств и наук.

Одно из самых частых в поэтическом словаре Ломоносова – слово наука. Восторженные похвалы науке – одна из основных тем ломоносовской поэзии. Из поколения в поколение русские школьники заучивали наизусть знаменитые строки Ломоносова о науках, которые "юношей питают" и "отраду старцам подают". В одной из од поэт перечисляет те области научного знания, которые он особенно ценит за их значение для развития страны, умножения ее силы, богатств:

В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой
И, что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой...

Наука легких метеоров,
Премены неба предвещай
И бурный шум воздушных споров
Чрез верны знаки предъявляй:

Чтоб ратай мог избрати время,
Когда земле поверить семя
И дать когда покой браздам,
И чтобы, не боясь погоды,

С богатством дальны шли народы
К Елисаветиным брегам.

Стихотворные призывы Ломоносова к раз­витию отечественных наук подкреплялись его собственной научной деятельностью, которая в свою очередь находила вдохновенную поддержку и защиту в его стихах. Таково, например, стихотворное послание Ломоносова "О пользе стекла".

С огромной поэтической силой новое научное восприятие мира, космоса, противостоящее наивным церковно-средневековым представлениям о природе, раскрывается в двух "Размышлениях" Ломоносова. В "Утреннем размышлении" поэт описывает солнце, каким оно должно бы было предстать приблизившемуся к нему человеческому взору:

Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

"Несчетные солнца" неизмеримых пространств бесконечной вселенной видит поэт, вглядываясь в усыпанное звездами небо:

Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне – дна...

Ломоносов, как никто до него, почувствовал огромные возможности, таящиеся в русском языке, его "природное изобилие, красоту и силу". Однако эти возможности не были широко использованы. Литературным языком еще оставался средневековый, церковнославянский язык, оторванный от живой, разговорной речи. И литературный язык, и разговорная речь, были засорены чрезмерно большим количеством иностранных слов.

Сблизить литературную и разговорную речь обеспечить целостность и самостоятельность национального русского языка – на это и были направлены усилия Ломоносова. И ему многое удалось сделать в этом отношении.

Для того чтобы внести известный порядок в литературный язык, разумно ограничить употребление церковнославянских и иностранных слов и оборотов, Ломоносов распределил весь словарный состав славяно-российского языка по трем группам – "штилям", прикрепив к каждому из них определенные литературные виды (жанры).

Церковнославянские слова, устаревшие и ставшие малопонятными, он совсем исклю­чил из литературной речи. Те же из них, которые были «россиянам вразумительны», допускались к употреблению преимущественно в так называемых высоких жанрах – оде, героической поэме и т. п., в силу особой своей торжественности, приподнятости отделявшихся от простой, обыденной речи. Наоборот, литературные произведения, содержание которых ближе к жизни, – драматические произведения, сатиры – должны были писаться "средним штилем" – языком менее книжным, более близким к разговорному. Наконец, для "описания обыкновенных дел", сочинения комедий, эпиграмм, песен, дружеских посланий следовало применять "низкий штиль", в котором могут употребляться и простонародные слова. Изгонялись из языка и ненужные иностранные слова – варваризмы.

Разделение литературного языка на "три штиля", резко отграниченные друг от друга, было связано с теорией классицизма и в дальнейшем стало стеснять писателей. Следующий шаг в совершенствовании литературного языка сделал Карамзин. Полный простор свободному развитию языка художественной литературы открыло творчество Пушкина, который в основном продолжил и развил начатую Ломоносовым работу по созданию русского национального языка.

Литературная деятельность гениального поэта-ученого – его поэтическое творчество, его работы в области языка и стиха – имела исключительно большое значение для развития русской литературы. Недаром "Петром Великим русской литературы» назвал Ломоносова В. Г. Белинский.

Проект на тему: «Жизнь и творчество М.В.Ломоносова».

Номинация : «Юниор».

Подготовили: Иванищева Юлия Михайловна, Хаю Кристина Лилиановна, обучающиеся

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 39 пос. им.В.В.Воровского(10 лет,4 класс).

Руководитель проекта: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 39

Марковцева Марина Павловна.


Цель: познакомить с биографией,научными открытиями и литературным творчеством М.В. Ломоносова.

Задачи:

1)собрать и изучить материал по изучаемой теме « Жизнь и творчество М.В.Ломоносова»;

2)познакомить с жанром произведения – одой;

3)представить весь собранный материал в виде презентации.


Д Е Т С Т В О

М.В. Ломоносов родился 19 ноября 1711г. в селе Денисовке Архангельской губернии Холмогорского уезда. Отец, Василий Дорофеевич Ломоносов был зажиточным крестьянином, он занимался рыбной ловлей. Он нередко брал мальчика в морские плавания, где тот начал задумываться над вопросами, которые нашли отражение в его будущих исследованиях. Мальчик был весьма наблюдательным и любознательным. С детства интересовался природой северного сияния, составом льда, причиной изменения погоды и прочими природными явлениями.



Освоив грамоту, Ломоносов увлекся чтением. Жажда знаний росла с каждым днем, молодой отрок страстно хотел заниматься наукой.

В 19 лет он ушел из дома в Москву. Ломоносову предстоял долгий и тяжелый путь. Он должен пройти вместе с обозом многие сотни километров, преодолев расстояние от Архангельска до Москвы.


В 1731г. Ломоносова приняли в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Для того, чтобы поступить туда, ему пришлось утаить свое истинное происхождение. Много горя и нужды претерпел здесь Ломоносов: укоры отца, бедность, насмешки школьников. За 5 лет обучения, Ломоносов постиг основы всех наук и твердо решил посвятить свою жизнь исследованиям и экспериментам.

В 1736г. в числе лучших учеников его отправили на дальнейшее обучение в Германию.




В 1762 году великий учёный усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света". Он открыл атмосферу на Венере.





Оды Ломоносова

Ломоносов вошел в историю русской литературы прежде всего как поэт-одописец. Ода была привлекательна для Ломоносова тем, что в ней соединена высокая лирика и публицистика. Автор оды мог не только выражать свои чувства, но и развивать важные общественные идеи.

Ода – поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью .


Ломоносов тяготел к жанру хвалебной оды, поскольку большинство из них посвящались монархам, императрице Елизавете Петровне, Петру III, Екатерине II.

Обычно ода приурочивалась к придворному празднику, вступлению на престол. Ода читалась всегда, как часть торжественной церемонии и это давало возможность обратиться к большой аудитории. Такая ода издавалась большим тиражом.

В рамках хвалебной оды Ломоносов решал просветительские задачи.


Им созданы:

  • 33 похвальные оды;
  • 12 од духовные;
  • героическая поэма о Петре Великом;
  • множество надписей – стихов на случай;
  • пародий и сатирических стихотворений.

Михаил Васильевич Ломоносов умер 15 апреля 1765 г. Был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.

Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии создания русского общества, оставили глубокий след в истории русской культуры и науки


Н А Г Р А Д Ы

Больша́я золота́я меда́ль и́мени М. В. Ломоно́сова -

высшая награда Российской академии наук. Ежегодно присуждаются две Большие золотые медали имени М. В. Ломоносова - одна российскому и одна иностранному учёным за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук.


Нам хочется закончить свой проект стихотворением М.В.Ломоносова :

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет из стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать ”.



источники

1 . Руссика. Школьная энциклопедия. История России 18 -19 века. Москва. «ОЛМА-ПРЕСС образование» 2003

2. История России для детей и взрослых.

Владимир Соловьёв. Белый Город. Москва, 2003.

3. Михайло Ломоносов. Сергей Перевезенцев.

Белый Город. Москва, 2004.

4. История России. Конец XVI – XVIII век.

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва «Просвещение» 2008

Интернет-ресурсы

5. http://www.hpono.info/biograf/lomonjs.html

6. http//ru.wikipedia.org/wiki

7. http//slovari/yandex.ru/dict/krugosvet/alticbe/h/47

Кафедра гуманитарных наук

РЕФЕРАТ

по культурологии

Тема: «М.В. Ломоносов - жизнь и творчество

великого русского гения»


Введение. стр.3

Глава I Жизнь М. В. Ломоносова. стр. 4

Глава II Творчество великого ученого стр. 6

Заключение. стр. 9


Введение

В то время, когда родился М. В. Ломоносов, в Российском государстве существовало всего лишь два высших учебных заведения – славяно-греко-латинская академия в Москве и Киевская духовная академия. Петровские преобразования привели к более широким контактам с западными странами. В 1725 году в Петербурге была открыта Академия наук, а еще раньше – артиллерийская, математико-навигационная, техническая школы. А также лингвистические школы, медицинская, школа горной промышленности, «цифирные» школы, «гарнизонные». Однако требования высших кругов общества не позволяли людям из низших сословий научиться более существенному, кроме как читать и писать да и то не всякий, так как по традиции крестьянину заниматься науками считалось пустым и ненужным занятием. Поэтому случай с М. В. Ломоносовым можно считать уникальным. Чтобы было, если бы Ломоносова Михаила местный дьяк не научил читать и писать, а у одного крестьянина из соседней деревни не нашлись «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леона Магницкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Наверняка бы российская наука никогда бы и не узнала имя великого русского ученого - М. В. Ломоносова.


Глава I. Жизнь М. В. Ломоносова.

М. В. Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в деревне одного из островов дельты Северной Двины против Холмогор Архангельской губернии. В девятилетнем возрасте он лишился матери, а мачеха была «злой и завистливой» и противилась его стремлениям. То, что мальчик родился в семье черносошного (государственного) свободного крестьянина, занимавшегося рыбным промыслом и имевшего пахотную землю и судно, должно было сказаться на его дальнейшей судьбе: он тоже должен был заняться рыбным промыслом. Местный дьяк Семен Никитичь Сабельников обучил Михаила читать и писать, и судьба повела его другой дорогой. Однако «вратами учености» для него стали «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леона Магницкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого, которые он брал у Христофора Дудина, крестьянина соседней деревни. Отец и мачеха всячески противились стремлениям Михаила к наукам, но он все равно добивается своего. Втайне от отца он получил на руки паспорт, отдалжил денег, одежду и с рыбным обозом отправился в Москву (декабрь 1730 года). С жильем в Москве ему помогли земляки, и в 1731 году М. В. Ломоносов подает прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, в которой обучались дети священников. Ввиду того, что в этом году случился недобор, то ректор этого заведения разрешил взять разночинцев, но не крестьян. Поэтому Ломоносов вынужден был скрыть свое происхождение, назвав себя сыном Холмогорского дворянина. Таким образом, его приняли. Большая разница в возрасте принесла ему немало горечи и обид от одноклассников. Как позже он сам вспоминал: «Школьники, малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де какой болван лет в двадцать пришел латыне учиться!» Непродолжительный период он учился в Киевской духовной академии, но потом вернулся в Москву, в славяно-греко-латинскую академию.

В числе лучших учеников академии он в 1736 году будет послан на дальнейшее обучение в университет при Петербургской академии наук. Необходимо отметить, что кроме программных предметов Михаил Ломоносов много занимался самостоятельно. В этом 1736 году его в числе лучших посылают учиться химии и горному делу за границу, в Германию.

Годы учебы в Марбургском университете не прошли даром: живя на квартире он познакомился с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью хозяйки и женился на ней. В 1739 году М. В. Ломоносов успешно заканчивает Марбургский университет. Затем обучение химии и горному делу продолжалось в г. Фрейберге (1739-1740). Ссора М. В. Ломоносова с одним немецким ученым привела к тому, что он покинул Фрейберг. На протяжении многих месяцев он странствовал по Германии под видом немецкого студента, был взят в рекруты в прусскую армию, но смог бежать. Если говорить в целом, то в Германии М. В. Ломоносов был с 1736 по 1741 год (германский период его жизни). После возвращения в 1741 году в Петербургскую Академию наук он продолжает заниматься наукой, но его ссора еще с одним немецким ученым привела к тому, что с 1741 по 1743 год М. В. Ломоносов был под домашним арестом. За весь свой Петербургский период жизни (1741-1765 г. г.) он неустанно работал в Петербургской академии наук, несмотря на интриги других ученых и козни недоброжелателей. 4(5) апреля 1765 года М.В. Ломоносов умер на 54 году жизни, после тяжелой болезни.


Глава II. Творчество М. В. Ломоносова.

Рукописное наследие М. В. Ломоносова представляет собой целый ряд работ по различным отраслям знаний, причем многообразие тематики не только удивляет, но и вызывает восхищение. Вклад М. В. Ломоносова в развитие русской науки поистине неоценим. 19 августа 1739 года русская армия после сражения овладела штурмом мощной турецкой крепостью Хотин. М. В. Ломоносов не смог не откликнуться на это событие, которое явилось завершением четырехлетней войны:

«Не медь ли в чреве Этны ржет

И с серою кипя клокочет?

Не ад ли тяжки узы рвет

И челюсти разинуть хочет?

То род отверженной рабы,

В горах огнем наполнив рвы

Металл и пламень в дол бросает,

Где в труд избранный наш народ

Среди врагов, среди болот

Чрез быстрый ток на огнь дерзает.»

Тем самым М. В. Ломоносов положил начало подлинно художественной тонической поэзии. На протяжении 40-х-60-х годов XVIII века из литературных произведений он пишет оду 1747 г., «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния», «Утреннее размышление о божием величестве», оду 1750 г., трагедию «Тамира и Селим», «Письмо о пользе стекла», стихотворения «Гимн бороде», оды посвященные участию России в Семилетней войне, поэму «Петр Великий», «Стихи сочиненные на дороге в Петергоф». Особняком стоят его работы этого периода, касающиеся русского языка – «Российская грамматика», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» – стали продолжением развития русского языка XVIII века.

М. В. Ломоносов занимался самыми различными науками и отраслями знаний: горной металлургией, физикой и химией, историей и географией, риторикой и геологией, демографией, декоративно-прикладным искусством и астрономией. В 40-е-60-е годы XVIII века М. В. Ломоносов пишет работы по горной металлургии – «Первые основания металлургии или рудных дел», «О вольном движении воздуха в рудниках примеченном», по физике и химии – «Элементы математической химии», «Размышления о философских началах физико-химического соответствия серебра и ртути», «Рассуждение о катоприно-диолтрическом зажигательном инструменте», «276 заметок по физике и корпускулярной философии», «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств», «Заметки о тяжести тел», «О сцеплении и расположении физических монад», «О действии химических растворителей вообще», «Размышления о причине теплоты и холода», «О металлическом блеске», «Об отношении количества материи и веса», «О тяжести тел и об известности первичного движения», «О составляющих природные тела нечувствительных физических частицах», «Диссертация о селитре», «Опыт теории упругости тела», «Рассуждения о твердости и жидкости тел», «Введение в истинную физическую химию», «Слово о происхождении света», «Слово о явлениях воздушных», «Об отношении массы и веса», «Теория электричества, изложенная математически», по истории и географии – «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, до 1054 года», «Рассуждения о большей точности морского пути», «Краткое описание путешествий разных по северным морям и возможного проходу из Сибирского океана в Восточную Индию», «О морозе, случившемся после теплой погоды», «Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях», по риторике и геологии – «Риторика», «Краткое руководство к красноречию», «Слово о рождении металлов от трясения земли», «О слоях земных», по демографии – «О размножении и сохранении российского народа», по декоративно-прикладному искусству и астрономии – мозаический портрет «Петр Великий», мозаика «Полтавская баталия», «Явление Венеры на солнце». Кроме этого М. В. Ломоносов переводил книги с иностранных языков, читал лекции, проводил бесчисленные эксперименты.

Свыше 46-ти работ – таков творческий итог его деятельности. Российская наука получила благодаря этому великому ученому поистине термоядерный импульс.


Заключение

М. В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40 известных нам работ творческой деятельности – таков итог его кропотливых трудов.

Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Он был единственным из русских ученых XVIII века при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов.

Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло более двух столетий, его имя живет в памяти народов. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей, его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры, его имя носят города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя М. В. Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов, а в 1956 году учреждена Золотая медаль им. М. В. Ломоносова за выдающиеся работы в области естественных наук. Как позже писал С. И. Вавилов, что «часто встречающееся сопоставление М. В. Ломоносова с Леонардо да Винчи и Гетте правильно и оправдывается не многообразием видов культурной работы М. В. Ломоносова, а глубоким слиянием в одной личности художественно-исторических и научных интересов и задатков. Среди современников М. В. Ломоносова, живших и работавших в России, было немало «политигисторов», соединявших, например, математические исследования с работой над изданием летописей. Однако энциклопедизм этих людей вытекал из внешних требований и нажима, а не из внутренних потребностей, как это было у М. В. Ломоносова». И в заключении мне хотелось бы привести высказывание – призыв самого Михаила Васильевича: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопи; а моя слава падет и с вашею».


Используемая литература.

1. Андерсон М. Петр Великий. Ростов-на-Дону 1997 г.

2. Вавилов С. И. Михаил Васильевич Ломоносов М. 1961г

3. Шилинский А. Ю., Павлова Г. Е. М. В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986 г.

4. Кузнецов Б. Р. Творческий путь Ломоносова. М. 1961 г.