В третьяковской галерее открылась выставка искусства эпохи революции. Авангардисты Октябрьской революции: почему их эпоха быстро закончилась Пламя революции в третьяковской галерее

С 1927 года раз в десятилетие каждый советский художественно-исторический музей был обязан доставать из запасников знаковые образцы соцреализма вроде «Ленина на броневике», «Ленина в Разливе», «Штурма Зимнего» и прочих произведений на революционную тему, благо их было более чем достаточно. И вот теперь ведущие музеи двух столиц: Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский, Исторический, Музей политической истории России, Мультимедиа Арт Музей — и практически все музеи по стране вновь открывают юбилейные выставки, как в старые добрые советские времена. Повод более чем уважительный — 100 лет, и нынче музеи не ограничены рамками прославления революции большевиков. Одни делают упор на документалистику, выуживая драгоценные крупицы истории из архивов, другие строят свои выставки на художественном материале или подают революцию в модном сегодня формате интерактива.

Экспонат выставки «Печать и революция». Фото: Государственный Эрмитаж

Третьяковская галерея посвятила революции несколько проектов. Главный — «Некто 1917» (до 14 января) — мощная выставка, собранная усилиями не только российских, но и зарубежных музеев, среди которых Центр Помпиду и галерея Тейт. В Третьяковке постарались сохранить нейтралитет, объединив произведения, датированные революционным временем. Получилась выставка, которая могла бы пройти в первые годы революции, где собраны свежие работы, созданные в тот самый момент.

Иван Владимиров. «Уличный бой 27 февраля» («Осада Литовского замка»). Журнал «Искры». 1917. Фото: Государственный Эрмитаж

При этом кураторы не задавались целью показать борьбу художественных течений, хотя соблазн велик, учитывая реальную тогдашнюю борьбу между авангардистами и традиционалистами. Скорее, это панорама чувств, переживаемая художниками в переломный период: от восторга и полного слияния с новым временем до апокалиптических настроений. В то время как Василий Кандинский изобразил тревожное «Смутное», Борис Григорьев рубил суровую правду жизни, написав «Старуху-коровницу», а Борис Кустодиев — своего сказочного «Большевика», шагающего по России. Кузьма Петров-Водкин в суровое революционное время пишет крестьян, все дальше идя по пути идеализации. Крестьянки-мадонны появляются в его картинах «Двое», «Утро. Купальщицы», а «Полдень» и вовсе становится образом крестьянского рая. В сторону идеализации крестьянства идет и Зинаида Серебрякова, написав в 1917 году один из своих шедевров, «Беление холста», где ее русские крестьянки словно вышли из итальянского Ренессанса.

Женский батальон смерти, доброволицы на площади перед Зимним дворцом 7 ноября 1917 г. Фото: Государственный Эрмитаж

В то же время авангардисты начинают занимать лидирующие позиции в новой художественной системе, которую они строят самостоятельно. В новые комитеты по культуре и искусству пришли руководить Малевич, Родченко, Татлин. «Вчера голодали на чердаках, а сегодня комиссары искусства», -— писал о том времени Родченко. И хотя многие радикальные свершения русского авангарда произошли до революции, в 1917 году накал страстей оставался высоким.

Съемка фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь» в библиотеке Николая II в Зимнем дворце. 1927 г. Фото: РГАЛИ

Впрочем, в программе Третьяковки есть и выставка с оттенком сенсации. Здесь вынесли на свет совсем не социалистическое прошлое одного из самых советских скульпторов, автора «Ленинианы» Николая Андреева. За свою жизнь Андреев создал 100 скульптурных и 200 графических портретов Ленина, один из которых украшал партбилеты членов ВКП (б). На выставке «Скульптор Андреев. Кем вы были до 1917 года?» (до 21 января) совсем нет Ильичей, зато здесь покажут 80 работ дореволюционного периода, которые открывают Андреева как приверженца «буржуазного» стиля ар-нуво. Ничто не предвещало в скульпторе, ваяющем дамские портреты а-ля Врубель, авторе памятника Николаю Гоголю и сценографе Художественного театра, изобретателя канонического облика вождя революции. Лицо же настоящего революционера вблизи можно рассмотреть на выставке в той же ГТГ «Ветер революции. Скульптура 1918-1932» (до 14 января). Здесь покажут портреты главных действующих лиц политического переворота и проекты памятников, созданные в рамках плана монументальной пропаганды. Впрочем, экспозиция вдохновлена собирательным образом «унесенных ветром революции», созданным Верой Мухиной.

Михаил Нестеров. «Философы». 1917. Фото: Третьяковская галерея

Что касается Государственного Эрмитажа, то он отмечает юбилей на протяжении всего года. В рамках грандиозного проекта «Штурм Зимнего» в музее проходят выставки о том, «как это было», в реальных декорациях дворца с использованием преимуществ гения места. Уже открылись выставки, посвященные пребыванию в Зимнем Александра Керенского — в библиотеке Николая II, а также работе Художественной комиссии под руководством Василия Верещагина — в Белом зале. На очереди еще несколько проектов. В экспозиции «Печать и революция. Издания 1917-1922 годов в фондах Государственного Эрмитажа» (26 октября — 14 января) покажут графические и книжные редкости из эрмитажных запасников количеством более 200, причем не только агитационные плакаты, но и раритеты вроде «Двенадцати» Александра Блока с иллюстрациями Юрия Анненкова. Другая выставка — «Зимний Дворец и Эрмитаж в 1917 году» (25 октября — 4 февраля), на ней собраны документы о самой горячей точке революции, в частности об истории превращения императорского дворца в государственный музей. Из запасников вытащат на свет божий свидетеля переворота — портрет Александра II работы Генриха фон Ангели, который революционные матросы проткнули штыками во время штурма. Апофеозом эрмитажной программы станет проекционное шоу в формате 3D-мэппинга: прямо на стенах дворца будет показано грандиозное видео, рассказывающее о штурме Зимнего.

Борис Григорьев. «Старуха-молочница». Из цикла «Расея». 1917. Фото: Третьяковская галерея

Кроме того, музеи Москвы и Петербурга готовят монографические выставки художников, на чью судьбу, художественную и личную, революция оказала огромное влияние.

В Русском музее открылись целых четыре выставки: «Плакат эпохи революции» (до 6 ноября), «Дети Страны Советов» (до 20 ноября), «Мечты о мировом расцвете» (до 20 ноября), где собраны художники революционной эпохи со своим видением будущего, и «Искусство в жизнь. 1918-1925» о революционной теме в декоративно-прикладном искусстве (до 20 ноября).

Павел Кузнецов. «Натюрморт с зеркалом». 1917. Фото: Третьяковская галерея

Еврейский музей и центр толерантности подготовил выставку «Каждому по свободе? История одного народа в годы революции» (17 октября — 14 января). Истории свидетелей и участников событий 1917-1919 годов, в том числе Льва Троцкого и Веры Инбер, представят на фоне картин Марка Шагала, Роберта Фалька, Иссахара Бера Рыбака и Эль Лисицкого из частных коллекций. Последнему художнику здесь и в Третьяковке посвятят двухчастный проект (16 ноября — 18 февраля). Хотя выставки Эль Лисицкого у нас проходили, эта будет первой столь подробной ретроспективой одного из самых активных героев авангарда, включающей около 400 работ как из российских, так и из западных коллекций, и пройдет она одновременно на территории двух музеев. В Еврейском музее покажут раннего Лисицкого, в Третьяковке — художника в зените его творчества.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Выставка «Некто 1917» открывается двумя картинами. Справа – «На Руси (Душа народа)» Михаила Нестерова: прекрасные, лучшие, русские люди с иконами и хоругвями идут вслед за чистым душой мальчиком к Богу. Напротив – «Смутное» Василия Кандинского, абстрактная композиция с непонятной пестрой сердцевиной и чрезвычайно депрессивным серым фоном. Дальше экспозиция так и разделится на противоположные части. По самой живописи: традиционное фигуративное искусство и беспредметный авангард, а между ними картины модернистские, в меру условные. И по сюжетам – отражающим действительность и независимым от нее. Не отражающих жизнь работ большинство, не то чтобы художники были не от мира сего, нет, некоторые состояли в партиях, практически все понимали, что из войны и беспорядков без потерь страна не выйдет. Но напрямую в искусстве никто об этом не высказывался.

Документы

На выставке есть отдельный раздел с документальной хроникой событий 1917 г. К ней издана книга-каталог со статьями о художественной жизни и рынке в революционные годы, о развитии авангарда и о художниках-евреях. Также приведены фрагменты из дневников художников – очевидцев событий.

В год столетия русских революций Третьяковская галерея решила показать лучшие, важные и знаковые работы, созданные художниками России в катастрофический год гибели империи и двух революций. Как ни странно, никакого предчувствия эпохального перелома и ужасов братоубийственной войны в сотне с лишним картин выставки не найдется.

Конечно, по лицам крестьян из цикла Бориса Григорьева «Расея» видно, что русский народ не богоносец, но этот художник вообще предпочитал не идеализировать портретируемых, то ли в силу мизантропии, то ли просто манера письма у него была резкая. Полная ему противоположность – Кузьма Петров-Водкин со своими нежнейшими живописными идиллиями, где крестьянки изящны и иконолики и народ трудится в сладком «Полдне. Лето» в полной гармонии друг с другом и мирозданием.

Фотогалерея

Единственный из показанных в «Некто 1917» художников, кто смотрел прямо и трезво в лицо грядущему хаму, – Илья Репин. В его «Большевиках» свиномордый солдат отбирает хлеб у бедных детишек. Рядом, в идеологическом центре выставки, в том месте, где в советское время красовался бы образ Ленина, висят два портрета Александра Керенского. Репин написал председателя Временного правительства с явной теплотой и уважением, а Исаак Бродский – мастеровито и сухо, впоследствии в портреты советских вождей он будет вкладывать куда больше лести и сантиментов. Ленина на выставке нет, не писали его русские художники в 1917 г. В разделе «Лица эпохи» совсем другие герои: Феликс Юсупов у Яна Рудницкого красив и печален, Максим Горький у Валентины Ходасевич тоже щеголеват и грустен, только написаны они принципиально по-разному.

Вообще, выставка, отмечающая столетие революций, в Третьяковке получилась более про время художественное, а не историческое, не про революцию, а про искусство. Про богатство и многообразие творческих поисков прекрасных художников, работающих кто традиционно, кто новаторски, но интересно и сильно. Это был год создания шедевров: идеалистичных «Философов» Нестерова, знаменитой картины «Над городом» Марка Шагала с летящими в небесах влюбленными, яркого беспредметного «Динамического супрематизма» Казимира Малевича и абсолютно новаторской «Зеленой полосы» Ольги Розановой.

Вместе с ними можно увидеть еще десятки очень интересно решенных и артистичных картин разного направления: от условной, почти геометрической, «Беженки» Александра Древина до сухого и эстетского «Портрета танцовщицы» Юрия Анненкова, от афиши кафе «Питтореск» в стиле капризного модерна Георгия Якулова до суровой «Селедки» Давида Штеренберга, от салонного и томного «Портрета М. Г. Лукьянова» Константина Сомова до пестрого и яркого «Тверского бульвара» Аристарха Лентулова, от купеческих красот Бориса Кустодиева до умствований Василия Кандинского.

Среди вещей очень и мало известных есть и по-новому открывшиеся именно на «Некто 1917». Дерзкая до безумности картина Лентулова «Мир, торжество, освобождение» – где некто человекообразный пляшет над карикатурным имперским орлом и на его стилизованном теле нарисованы натуралистичные гениталии – на этой выставке видится не шутовской, а зловещей.

МОСКВА, 27 сен — РИА Новости. Выставка произведений русских художников, созданных в эпоху революции 1917 года, "Некто 1917" открылась в Третьяковской галерее, специально для экспозиции из-за рубежа впервые в Россию привезли два полотна кисти Казимира Малевича.

"Третьяковская галерея, хранящая самое значительное собрание искусства XX века, не могла пройти мимо этой даты… Эта выставка про мироощущение художников в 1917 году, самых различных, представлявших самые различные точки зрения, как этические, так и политические, философские, эстетические. Это такая многоголосица, которая одновременно обрушивается на вас. Это в самой последней степени отражение тех политических событий, которые происходили на глазах этих художников", — сказала на открытии выставки глава Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

По ее словам, на выставке представлены работы из 36 музейных и частных собраний России и Европы. "Хотела бы обратить ваше внимание на то, что впервые в России показываются две принципиальных работы Малевича. На них стоит маркировка "1916", но, по мнению всех специалистов, это конец 1916 — начало 1917 года. Это работа Малевича из галереи Тейт и его же "Супрематизм" из музея Людвига в Кельне", — заявила глава Третьяковки. Посетители выставки смогут увидеть в Третьяковской галерее на Крымском валу и работу Марка Шагала из галереи Помпиду в Париже.

Как отметили в музее, выставка ставит вопрос о месте искусства в переломную эпоху. Цель проекта — отойдя от устойчивых стереотипов, приблизиться к пониманию сложной картины важнейшего периода в жизни России. "Искусство перед неизвестной реальностью" — так кураторы условно обозначили тему, избрав новый подход к ее презентации. Они отказались как от привычного иконографического принципа — показа работ, изображающих революционные события, так и от ставшего традиционным сближения политической революции с искусством авангарда. Выставка готовилась на протяжении более чем трех лет.

Также в среду в музее открылась выставка "Ветер революции. Скульптура 1918 - начала 1930-х годов", на которой представлены портреты революционеров, рабочих и красноармейцев, проекты памятников, созданных по плану монументальной пропаганды 1918 года, а также произведения, отразившие дух революционной эпохи.

"Мы попытались показать в этой выставке совершенно разные стороны того, как творили и чувствовали в эту эпоху скульпторы. Это и вожди, среди которых есть уникальный портрет Ленина работы Альтмана, который зрители не видели уже многие десятилетия. Это гражданская война, герои заметные, безымянные, а есть вещи, которые экспонируются впервые", — подчеркнула заведующая отделом скульптуры музея Ирина Седова.

Автор скульптуры «Рабочий и колхозница», ставшей квинтэссенцией советского стиля, и лауреат пяти Сталинских премий - оставила после себя огромное количество неосуществленных замыслов (она называла их мечтами на полке). Среди них демоническая композиция «Пламя революции» - отвергнутый проект памятника Свердлову, - пастушок со свирелью, так и не ставший частью водруженного рядом с Московской консерваторией монумента Чайковскому, памятник челюскинцам. На выставке в Третьяковской галерее, посвященной ее 125-летию, кураторы решили не сводить Мухину к «Рабочему и колхознице» и показали около двух десятков ее эскизов 1910-1940-х годов.

Помимо «Рабочего и колхозницы» и исполнения ленинского плана монументальной пропаганды

Мухина разрабатывала модель советского костюма для порицающей буржуазные излишества советской женщины, делала скульптурные портреты из бронзы (напоминающие и античные головы, и размашистые фигуры экспрессионистов), работала со стеклом и рисовала эскизы к театральным постановкам.

Можно по-разному относиться к псевдоантичности с привкусом сталинизма, энтузиазму скульпторов-монументалистов и главному жанру тогдашнего советского искусства - производственному подвигу. Но едва ли их тяжеловесным скульптурам можно отказать в мощи и динамике. Сама Мухина, например, в 1939 году писала: «Стиль родится тогда, когда художник… иначе не может уже чувствовать, когда идеология его века, его народа становится его личной идеологией».

«Рабочий и колхозница»

«Рабочий и колхозница»

ИТАР-ТАСС

«Рабочий и колхозница» рассказывают о тоталитарном режиме бойче и красноречивее учебников истории. Мухина видела в них наследников петербургского «Медного всадника» - Петра I, - а также Минина и Пожарского, восседающих рядом с Кремлем. Скульптура была задумана для Всемирной выставки 1937 года в Париже, которая стала предвестницей Второй мировой. Тогда «Рабочий и колхозница» с павильона СССР (его спроектировал Борис ) смотрели на венчавшего немецкий павильон орла, а между ними лежала площадь Варшавы.

Победившей в конкурсе на реализацию скульптуры Мухиной не нравилась идея Иофана «равновеликости скульптуры и архитектуры». Иофан сомневался, что склонная к лирике Мухина справится с проектом.

Над статуей работали больше сотни человек. Одна «рука - гондола; юбка - целая комната», - вспоминала Мухина. Она хотела одновременно передать «тот бодрый и мощный порыв, который характеризует нашу страну», и при этом не раздавить зрителей тяжестью скульптуры. Роль облегчающего элемента сыграл развевающийся в воздухе шарф.

Был покорен выбором материала - нержавеющей стали. Парижане отметили логическую обоснованность каждой линии и стремительность шага героев. Позже Мухину, правда, обвинят по ложному доносу, что в лице Рабочего она изобразила . После выставки «Рабочего и колхозницу» должны были разобрать, однако на волне успеха решили вернуть в Москву - пускай постоит лет пять на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ). Там она простояла до 2003 года (с прогнившим до корней внутренним каркасом), а после шесть лет пролежала разобранная на части и только в 2009-м вернулась на ВДНХ.

Памятник Леониду Собинову на Новодевичьем кладбище

vivovoco.astronet.ru

Примечательно, что сама Мухина своим лучшим творением считала не «Рабочего и колхозницу», а декоративного умирающего лебедя - мемориальную скульптуру, сделанную для могилы оперного певца . Она хотела представить артиста то Ленским, то Орфеем, спускающимся в Аид, - в одном из главных его образов. Однако вместо стоящей между кипарисами фигуры в хитоне явилась сделанная в гипсе умирающая птица, напоминающая врубелевского «Демона поверженного», - гимн упадку, не знающему преображения.

От монументалистки Мухиной не ожидали натурализма, перемешанного с сентиментальностью.

Но вдове (кстати, двоюродная сестра Мухиной) Нине Ивановне нравилось, а дочь Светлана называла лебедя обожженной металлом русской песней. Через шесть лет, в 1941-м, она перевела скульптуру в мрамор, сделав из лебедя с распростертыми крыльями символ надмирной скорби, а не овеществленную муку физического умирания.

Граненый стакан


Граненый стакан

РИА «Новости»

Дизайн граненого стакана советского образца, ставшего частью отечественной мифологии и главным фетишем эпохи, приписывают Мухиной. Однако подтверждающих это документов, конечно же, нет. Единственное доказательство - связь скульптора с Ленинградским экспериментальным заводом художественного стекла, где в 1930-1940-х она создала, например, массивный и строгий сервиз «Кремлевский» из дымчатого стекла.

В это же время созрел госзаказ на очередной производственный подвиг: нужно было сделать стакан для общепита - прочный и подходящий по форме для посудомоечных машин.

Считается, что первый советский граненый стакан был выпущен 11 сентября 1943 года на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном. Он имел 16 граней и гладкое кольцо, идущее по окружности. Размеры стандартного граненого стакана - 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. В СССР он был распространен повсюду, от столовых до автоматов с газировкой, и моментально стал таким же знаком времени, как, скажем, банка кока-колы для Америки 1960-х.

Памятник на Новодевичьем кладбище

Памятник Максиму Пешкову на Новодевичьем кладбище

vivovoco.astronet.ru

Максим Пешков в исполнении Мухиной - сын знаменитого отца, болезненно переживающий существование в тени гиганта советской литературы. Задумчивый и сосредоточенный, он почти слился с могильной плитой из уральского серого мрамора, только голова чуть выдается вперед.

Горький хотел поставить на могиле сына простой камень с барельефом и надписью: «Душа его была хаос».

Мухина сочла замысел бедным и невыразительным. Она решила: «Возьмем камень, но пусть из него рождается человек». Тогда, в 1935 году, надгробные скульптуры должны были быть торжественными и элегическими одновременно. Максим вышел у Мухиной некрасивым: его лицо угрюмо, голова выбрита, руки засунуты в карманы. Он мог бы стать одним из жителей дна, изображенных Горьким. Однако чувство драмы (а не ужаса перед смертью) делает фигуру спокойной и, кажется, даже величавой.


Памятник П.И. Чайковскому около здания Московской консерватории

ИТАР-ТАСС

В скульптуре, считала Мухина, не должно быть ничего мелочного и обыденного, только один большой обобщенный смысл. Однако Чайковского она решила представить не идолом, а творцом за работой. Сначала она собиралась изобразить его в полный рост, дирижирующим оркестром. Затем остановилась на сидящей фигуре, но дирижерский взмах рук остался. Мухину обвиняли в том, что поза композитора неестественна и чересчур грациозна, не может, мол, гений в миг творческого озарения сидеть ножка на ножку.

Чтобы объяснить позу Чайковского, за памятником она собиралась изваять фигурку деревенского мальчика, играющего на свирели. Это к его мелодии прислушивался композитор, подхватывая ее движением руки.

Но пастушка, связанного с древнегреческими идиллиями и идеологически чуждого советским представлениям о музыке, велели убрать. В 1945 году первый вариант памятника был отвергнут приемной комиссией. Утверждения второго варианта пришлось ждать еще два года. Перед смертью Мухина продиктовала сыну письмо в правительство: просила закончить памятник и установить его. Чайковского она называла своей лебединой песнью, но до его открытия в 1954 году так и не дожила.


Вера Мухина за работой в своей мастерской

РИА «Новости»