Уголок нетрадиционного рисования в детском саду. Техники нетрадиционного рисования в средней группе

Данный материал познакомит родителей с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием.

Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».

РИСОВАНИЕ ЛИНИЕЙ

Материал : карандаш, фломастер, бумага

Ход работы:

А попробуйте-ка нарисовать предмет, не отрывая карандаш или фломастер от бумаги. Вот где работает воображение!

А можно закрыть глаза и под музыку рисовать хаотично разные неотрывные линии, после посмотреть что получилось, на что походить и раскрасить это.

ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА

Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.

Ход работы:

1-ый способ

Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой. Получилась фантастика, космос, может наше настроение? Попробуйте, вы получите столько радости!

2-ой способ

Альбомный лист сложите пополам. Опустите нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.

3-ий способ

Опустить веревку в краску, а затем разложить кольцом или любым другим способом на листе бумаги. Накрыть сверху другим листом и придавить ладонью. Раскрыть, убрать веревку и посмотреть на полученное изображение, дорисовать.

4-ый способ

Обернуть веревку вокруг цилиндра. Сделать перекрещивающийся узор, наложить сначала веревку вверх, потом вниз по всей длине цилиндра. Впитывать краску на веревку. Затем прижать цилиндр к нижнему краю бумаге. Плотно прижимая, хотите его от себя. На листе появится веревочный узор.

МОНОТИПИЯ

Материал: краска, кисточка, бумага

Ход работы:

Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это красавица-бабочка!

НАБРЫЗГ

Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.

Ход работы:

На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ

Материал: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

Ход работы:

1-ый способ

Намыливаем поролоновую губку и выжимаем из нее пену в тарелочку. На листе бумаги карандашом рисуем контур. На карандашный рисунок (можно использовать раскраску) накладываем чистое оргстекло. Мыльной пеной мы будем раскрашивать на стекле рисунок, который лежит под стеклом. Кисточкой берем пену и опускаем ее в акварельную краску нужного цвета. Помешиваем, пока пена не окрасилась в нужный нам цвет. Рисуем раскрашенной пеной на стекле, даем ей высохнуть. Чистый лист бумаги слегка смачиваем водой и влажной стороной накладываем на стекло, прижимаем, затем отрываем от стекла. Все готово!

2-ой способ

В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги, затем слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.

РИСОВАНИЕ СВЕЧОЙ ИЛИ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ

Материал: Свечка, бумага, кисточка, краски.

Ход работы.

1. Переведение – под тонкий альбомный лист положите нарисованный контурный рисунок. Сверху обведите по контуру свечой, затем нанесите краску.

2. Трение – под тонкую бумагу положите, какой либо четко выраженный рельефный рисунок, верхний лист бумаги натрите свечой и нанесите краску.

ПАЛЬЧИКИ — ПАЛИТРА. ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ

Материал: краска, тарелочки, бумага

Ход работы.

Сжать руку в кулак и вдавить его в краску. Поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась по руке. Приложить боковую часть кулака к листу бумаги и поднять его. Сделать несколько отпечатков. Краску также можно наносить кисточкой. Можно рисовать всей ладонью, большим пальцем, кончиком мизинца, согнутым пальцем, суставом согнутого пальца боковой части мизинца и ладони, согнутыми пальцами в кулак, подушечками пальцев.

ПЕЧАТКА

Материал: печатки, бумага краски, тарелочки, губка-подушечка.

Ход работы.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д.

Печатки несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. «Печатка» готова! Можно использовать различные краски, пробки, песочницы и т.п. Теперь прижмем печатку к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный и четкий отпечаток. Составляй любую композицию!

КЛЯКСОГРАФИЯ. РИСОВАНИЕ СОЛОМКОЙ.

Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

Ход работы.

1-ый способ

Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся. Что получится, думайте сами.

2-ой способ

Выполните краской и кисточкой любой рисунок. Поставьте на необходимые для вас линии капли и раздуйте их трубочкой. Рисунок готов!

РИСОВАНИЕ ПО-СЫРОМУ

Материал: влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки.

Ход работы.

1-ый способ

Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.

2-ой способ

Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.

МЯТАЯ БУМАГА

Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.

Ход работы.

1-ый способ

Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.

2-ой способ

Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и т.п.

ГРАТТАЖ

Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.

Ход работы.

Нанесем цветной фон акварелью или возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином. Нальем в розетку черной, или цветной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов.

А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок. Чем не гравюра!

ТРИО – ТУШЬ, ВОДА, ГУАШЬ

Материал: плотная бумага, гуашь, тушь, емкость с водой.

Ход работы.

Разведите гуашь водой и крупно широкими мазками кисти нарисуйте то, что задумали. Главное чтобы рисунок получился крупным. Когда гуашь закрепится, покройте весь лист черной тушью. И когда она высохнет, опустите лист для «проявления» в ванночку с водой. Гуашь смоется с бумаги, а тушь останется. На черном фоне проявится интересный белый контур рисунка с различными краями.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ – «ТЫЧКА»

Материал: Грифельный карандаш с резинкой на конце, старая обрезанная кисть на 1 мм, щетинная кисть, трубочка от фломастера с вставленным поролоном, белая бумага, книжки – раскраски, тарелочка, гуашь.

Ход работы.

В тарелки разливается гуашь. Затем при помощи изготовленных «тычков» наносится краска на изображение, сначала по контуру, потом внутреннее изображение. Готовый рисунок имитирует технику рисования «пуантилизм». Щетинной сухой кистью – тычком можно нарисовать шерсть животных, полянку, крону дерева. Разнообразие изображения зависит от выбранного материала для тычка.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ — ТРЕНИЯ

Материал: Засушенные листья, силуэты с ярко выраженным рельефом, вата, порошок от наструганных грифелей цветных карандашей.

Ход работы.

Под тонкую бумагу положить засушенный лист, ветку, цветов, силуэт, сверху потереть ватным или тряпочным тампоном порошком из карандашного грифеля. Полученное на тонкой бумаге изображение наклеить на плотную бумагу – получится открытка. Таким способом можно создать сюжетную композицию, декоративный узор.

Этим же способом можно потереть края силуэта, которые приложены к листу бумаги.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ПРИМАКИВАНИЯ

Материал: Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага

Ход работы.

Окунув кисточку в краску, приложить ее хвостик к листу бумаги и поднять получится капелька. Если нанести такие капельки по кругу – получился цветок. Примакиванием можно нарисовать листья у деревьев, животных и другие рисунки, стоит только пофантазировать.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ОТ ПЯТНА

Материал: Кисточка №10, 3, бумага, краска, фломастеры, восковые карандаши, уголь или другие графические материалы

Ход работы.

1-ый способ

Широкой кистью наносится пятно произвольно или в соответствии с задуманным изображением. Когда оно высохнет, дополнительно подрисовываются недостающие детали или краской или другими изобразительными материалами. Таким способом можно нарисовать животных, цветы и т. п.

2-ой способ

Восковым карандашом нарисуйте глазки, носик, ротик. Затем широкой кисточкой по верх изображения краской нарисуй те желтое пятно – получился веселый колобок. Так можно изобразить деревья, ветки и ствол нарисовать восковыми карандашами, а крону краской. Фантазируйте.

ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ

Материал: крышка от коробки, шарики, краска, бумага, кисти, вода.

Ход работы.

В коробку поместить лист бумаги, на нее нанести несколько разноцветных или однотонных капель краски. Положить в коробку

2-3 шарика и потрясти коробкой так, чтобы шарики, катались, смешивая краски, создавая узор.

РИСОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Материал: Засушенные листья, ветки, коробочки мака, мох, шишки, колоски и т.п. Бумага, невысокие полые формы с краской — гуашь, темпера, кисточка.

Ход работы.

Природный материал обмакивают в форму с краской и прикладывают к бумаге, слегка прижимают – остается отпечаток. В зависимости от изображения подбирается и природный материал для отпечатывания.

Ели засушенный листок от дерева, кустарника покрыть краской и отпечатать на бумаге, могут получиться деревья, цветы, солнышко и другие изображения. Коробочками от мака можно нарисовать звездочки, одуванчик, снежинки и пр. Лишайником, мохом получаются красивые полянки с травой, пушистые зверьки, крона деревьев и др.

РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ

Материал: плотная бумага или картон, пластилин, карандаш.

Ход работы.

На плотный лист бумаги или картон нанесите карандашом контур. Рисуйте по нему теплым пластилином. Получается очень даже выразительно. Ребятишки в полном восторге.

РИСОВАНИЕ СКОТЧЕМ

Материал: Цветной скотч, ножницы, цветная и белая бумага, книжка-раскраска, водостойкие цветные маркеры.

Ход работы.

Предварительно подбирается линейный рисунок с крупным изображением без мелких деталей. Затем небольшими отрезками скотча заполняется изображение. По окончанию работы все мелкие детали проводят маркером.

РИСОВАНИЕ ТУШЬЮ

Материал: тушь, бумага, губка, штрих

Ход работы.

1-ый способ

Работа выполняется на горизонтальной поверхности. Лист бумаги предварительно намачивается. Затем наносятся или капли туши, или, перевернув тюбик туши, проводят линии, слегка нажимая на него. Получается интересное расплывчатое изображение, которое после высыхания дополняется четким линейным рисунком с прорисовкой деталей глеевой ручкой, фломастером или другим изобразительным материалом.

Если весь лист покрыть синей тушью, а затем белым штрихом нанести точки – получится снежное вечернее небо.

2-ой способ

На влажную, но хорошо отжатую губку по ширине наносятся полоски цветной туши. Губка переворачивается краской вниз – «лицом» к влажному листу бумаги, и проводится непрерывная линия – радуга, поле, волны, куст и др.

Разнообразные движения руки с губкой оставляют различные следы, которые легко превратить в бабочку, улитку, цветок, дополнив рисунок характерными штрихами.

ГЕЛЕВАЯ ГРАФИКА

Материал: Бумага черного цвета, набор гелевых ручек, простой карандаш.

Ход работы.

1-ый способ

Монохромная техника. На черный фон нанести линейное изображение белой (серебристой) гелевой ручкой (заметим: необходимо проявить чувство меры). Таким способом выразительно смотрятся замки, пейзажи, роспись миниатюр. Предварительные наброски можно сделать в карандаше. Ошибку можно смело ретушировать гуашью, или черной тушью, подобрав нужный оттенок.

2-ой способ

Полихромная техника. На черном фоне работают цветными гелевыми ручками, затонировать изображение белым или серебристым гелем. Белый тон придаст свежесть, яркость, серебристый имитирует металлографику. После высыхания нужно сделать подмалевку (белого, серебристого цвета) и нанести необходимые цвета. В исключительных случаях, например при росписи пасхальных яиц, прялок, допустим цветной фон.

Работа такова вида прекрасно смотрятся, когда она оформлена в паспорту.

ТОНИРОВАНИЕ БУМАГИ

Материал: Белая бумага, клейстер из крахмала, тряпка, ванночки, гуашь, краски клеевые или масляные, масляный разбавитель (бензин).

Ход работы:

1-ый способ

Масляную краску 2-3 тонов разведите масляным разбавителем до густоты очень жидкой сметаны. Каждый цвет в отдельной посуде, отдельной кисточкой.

В миску или ванночку налейте холодной воды, на нее брызгайте разведенную краску одного цвета. На получившиеся разводы (мраморная пленка) кладите лист бумаги (бумагу держите за отогнутый уголок) и сразу снимайте.

На другие листы можно брызгать сразу 2-3 краски разного цвета. Окрашенную бумагу высушите на газете и положите под пресс. Бумага, выкрашенная таким способом, напоминает разводы мрамора.

2-ой способ

Возьмите клеевые или гуашевые краски 2-3 цветов, сварите крахмальный клейстер, влейте ее в ванночку или тарелку, добавить в нее краску и слегка помешать. Полученную в виде пасты или киселя, цветную массу наносят на бумагу кистью, затем лишнее снимают тряпочкой, щеткой, гребенкой или жесткой кистью. Нужный рисунок можно также получить прикладыванием еловой ветки или проводя в разном направлении всевозможные линии.

ЦВЕТНЫЕ ФИГУРКИ НА СТЕКЛЕ

Материал: Краски в тюбиках, прозрачная пленка или стеклянная поверхность, лист бумаги, клеевая лента.

Ход работы:

1-ый способ

Чтобы получить рисунок, надо тонкими полосками выдавить краску из тюбиков на пленку, оставляя широкие поля, друг от друга.

Можно использовать побольше разных красок.

Аккуратно наложить второй слой пленки на изображение, прижать края. Кончиками пальцев разровнять краску. Приложить картину к окну, разгладить ее и посмотреть, как свет играет на красках. Оклеить по периметру клеевой лентой.

2-ой способ

На стекло, зеркало наносят краску так же, как и в первом способе. Затем прикладывают на него бумагу и прижимают сверху еще одним стеклом, или каким либо тяжелым предметом. Это позволит краске одновременно разойтись по листу бумаги. Затем груз убирают, ждут высыхания краски на бумаге. После чего дорисовывают мелкие детали кисточкой или другими изобразительными материалами.

ВОЛШЕБСТВО БУМАГИ

Материал: Туалетная бумага, альбомная бумага, ванночки, краска, кисти.

Ход работы:

Разлить краску по ванночкам, разбавить водой.

Приготовить туалетную бумагу в 6-4-2 квадратика, около 18 полосок.

Чтобы сделать цветы, сложите полоски 4-6 квадратиков пополам и еще раз пополам. Скатать их в трубочки. Намочить бумагу в краске. Потом быстро окунуть ее в миске с теплой водой и оставить на несколько секунд высыхать. Свернуть бумагу кольцом на стопке газет, надавить не нее сверху так, чтобы стекли краски и вода.

Чтобы сделать листья, согните полоски бумаги из 2-х квадратов пополам, и свернуть в трубочку. Также покрасить и отжать как цветы.

Положить цветы и листья на блюдо, покрыть калькой и просушить в духовке 10 минут.

Готовые цветы размещают и приклеивают на бумагу. Можно добавить вазу, веточке или другие детали, по вашему желанию.

Информацию подготовила: воспитатель ИЗО, Л.В. Овсянкина

Всем привет! Мы продолжаем дарить интересные идеи для воспитателей, родителей и учителей. И сегодня речь пойдет о нетрадиционных техниках рисования. Эти идеи подойдут для детского сада и школы. Нетрадиционное рисование – это не значит что-то сложное. Наоборот – именно нетрадиционная техника превращает занятие по изо в простую и веселую забаву. Не надо вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Нетрадиционные техники потому И СОЗДАНЫ, потому что они УПРОЩАЮТ труд ребенка, ОБЛЕГЧАЮТ задачу педагога в методическом плане и дают ребенку потрясающий творческий опыт с превосходным итоговым результатом. Вы увидите, какие красивые картины и рисунки можно делать в простых приемах нетрадиционного рисования. Ребенок полюбит ваши занятия — он сам потянется к искусству, когда почувствует, что может творить красоту своими руками.

Все техники нетрадиционного рисования я разложила по ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ – и буду объяснять и показывать все по-порядку.

Нетрадиционное рисование

Отпечатки ЛАДОШКАМИ

В детском саду на занятиях по ИЗО-деятельности важно подобрать такую работу, которая будет посильна детям младшего возраста. Во второй младшей группе дети плохо управляют кистью, им трудно заставить кисть провести линию, овал, круг… Поэтому в этом возрасте интересны быстрые и красивые работы-рисунки в технике рисования ладошками.

Вы можете детскими руками нарисовать вот такую милую семейку курочку и цыплята.

Зеленая краска даст вам отпечпаток, который можно обыграть в виде лягушки. Глаза можно нарисовать отдельно на белых кружочках бумаги (сами воспитателем) и дети просто наклеют глаза на рисунок клеем ПВА.

Вот еще пример рисунка-аппликации в этой нетрадиционной технике рисования своими руками. Если к отпечатку ладошки добавить боковые крылышки и острые кончики ушей – то мы получим силуэт совы. Фон для такой поделки можно выбрать из чернего картона, на него наклеить большой круг из желтой бумаги (луну). И уже на фоне лунного диска делать отпечаток совы-ладошки. И потом когда отпечаток высохнет добавляем длинную ветку, на которой эта сова сидит.

Ладошка выступает как шаблон – сначала эскиз, обводите ладошку на листочке бумаги, а потом пытаетесь там или сям нарисовать глазик. И всмотреться, увидето какой именно персонаж смотрит на вас.

Точно также для поделки в нетрадиционной технике «Ладошка + краска» нужно подготовить заранее фон. Либо из цветной бумаги создать зеленую лужайку и пруд для уточек. Либо заранее нарисовать –затонировать листок в синюю и зеленую краску, высушить и подготовить для занятия (подержать под тяжелым прессом из книг).

Как видите на фото ниже к ладошковому элементу рисунка можно добавлять накладные детали – аппликации из бумаги и других материалов. Ниже пример того как обычная серая бумага от коробки может стать прообразом поделки. Чтобы маленькому ребенку было удобнее рисовать круг-морду льва – дайте ему шаблон-крышечку от банки. Пусть дети карандашом обведут круглую крышечку по цетру «картонной гривы» и потом аккуратно закрасят кружок краской – сначала обводка медленной кистью по краешку линии, а потом закрашивание серединки. Черные детали усов, носа и ушей дорисовываем маркером (сам воспитатель когда поделка высохнет).

В нетрадиционном рисовании ладошками часто используются образы птичек. Вот вам простая идея рисунка воробья в детском саду.Просто и быстро нарисовать своими руками детям в средней группе.

А вот идеи нетрадиционного рисования ладошками для детей средней и старшей группы. Поделка ОБЕЗЬЯНА. Здесь нужно уже правильно расположить ладонь – так чтобы пальцы были повернуты в сторону лианы, на которой будет висеть обезьяна. Потом кисточкой нарисовать красивый завиток хвоста. И уже из бумажно аппликации выложить голову.

А вот занатие по нетрадиционному рисованию старшей группы – здесь нужно нарисовать сначала дерево (ствол, ветки, листики). Листики это просто следы от кисточки (прижали кисточку боком. Подняли резко вверх, чтобы след не размазался). Пока дети заняты прорисовкой листиков ствол как раз хорошо подсохнет и на нем как на сухом фоне уже будет отлично лежать отпечаток медвежонка-коалы. Красивая поделка как для детского сада так и для школы (1-4 класс).

А вот красивая яркая поделка-рисунок ЖИРАФ. Здесь мы тоже видим базу из отпечатка ладошки. Но к рисунку добавляется длинный элемент шеи с головой. Перед нанесением пятнышек и штришков гривы надо дождаться полного высыхания красной основы. Грива кладется отпечатком кисти – прикладываем кисть на бочок и резко поднимаем вверх, получается след-отпечаток как клочок волосиков гривы – далаем таки отпечатков много вдоль всего шейного хребта жирафа. .Круглые пятнышки легче нарисовать ватной палочкой (кисточкой круги будут получаться не ровные – не все дети умеют вести кистью круг – это сложная техника, которой они овладеют уже после того, как научатся писать буквы).

Для старшей группы детского сада подойдет рисунок из ладошки в виде радужного волшебного единорога. Отличная поделка для девочек. Рог нарисует педагог.

А мальчикам придется по сердцу рисунок в виде дракона – тоже в этой технике.

Также маленькие дети очень любят коллективные поделки. Где вся группа детского сада учавствует в одной общей художественной работе. Например на большом листе бумаги гариовать очертания будущего тела павлина – и вокруг него выстроить отпечатки перьев его пышного хвоста. И потом когда хвост высохнет – можно по цетру наклеить само тело.

Рисование ВИЛКАМИ.

нетрадиционная техника в детском саду.

Одноразовые пластиковые вилки – тот инструмент, который может создать для вас интересную технику нетрадиционного рисования. Все рисунки, где нужна характерный лохматый мазок , станет просто и быстро рисовать даже меленькому ребенку.

Вот образец такой работы для детей в детском саду. На листе бумаги педагог рисует пенек. От пенька идет вверх линия – это ОСЬ будущей елки . Вилкой зачерпываем густую краску и накладываем отпечатки по направлению от бока оси вниз. Сначала обрабатываем правую сторону от оси, потом левую от центрального стержня елки.

И уже третий этап – мы поверх этих мазков кладем еще один слой ЦЕНТРАЛЬНЫХ МАЗКОВ – уже более вертикально вниз от центра, чуть чуть расходясь в стороны.

Для удобства краску наливать в мисочки – крышки от банок отлично подойдут.

И чтобы расход краски был меньше , гуашь можно разводить с клеем ПВА – один к одному, или в другой пропорции. Ценный совет – не покупайте ШКОЛЬНЫЙ ПВА в маленьких тюбиках – идите в строительный магазин и купите там литровое (или поллитровое) ведерко ПВА клей. Он будет называться универсальные ПВА, или строительный ПВА – пусть вас это не смущает. По химическому составу он точно такой же как школьный ПВА-клей. А вот по цене раз в 5 или 10 дешевле. И в ведерке клей не теряет своей свежести, как в тюбике. И литрового ведра хватает группе детского сада на 3-4 месяца активных занятий.

В такой нетрадиционной техинке вы можете нарисовать любые КОЛЮЧИЕ эелементы рисунка – например, ЕЖИК или КАКТУС.

Также вилка поможет нарисовать лохматых персонажей. Например желтого пушистого ЦЫПЛЕНКА, или котенка, или медвежонка.

Так как краска уже содержит клей-ПВА, то на мокрую еще не высохшую краску можно приклеить любые бумажные детали (клюв, глаза, уши, хвосты и прочее).

Также вилочный мазок похож на оперение птиц. Поэтому вы можете сделать рисунок любой птицы в этой технике. Вот как это происходит видно на фото поделки ниже — ПЕТУХ..


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ – классическая.
На двух образцах рисунка.

Как лучше всего в детском саду ОБУЧАТЬ РИСОВАТЬ. Вот техника, которая уже несколько лет отлично работает в детском саду. Эта методика позволяет с первого раза получить ПРАВИЛЬНЫЙ детский рисунок. Разберем ее на примере того же ПЕТУХА с картинки выше.

ЭТАП 1

Усаживаем детей на стульчике (в 2 ряда) перед одним столом. На нем воспитатель будет делать показ. На листе бумаги уже есть очертания петуха, нарисованные карандашом. В трех миски налита разная краску – желтая, красная, синяя. В каждом цвете – своя вилка.

На глазах у детей начинаем нашу работу – рисуем перья вилкой свободно смешивая краски. Показываем как не правильно, и как правильно. Пусть на вашем примере дети убедятся что линии лучше вести ВДОЛЬ шеи, и ВДОЛЬ линий хвоста, а не поперек.

ЭТАП 2

Нарисовали на глазах у детей оперенье одному петуху. Теперь делаем ему друга – берем еще один лист с карандашным петухом, и спрашиваем у детей, «Что надо делать?». Дети подсказывают, вы «косячите», дети исправляют вас, подсказывают как надо – вы исправляетесь и продолжаете то ошибаться, то исправляться. Теперь уже дети выступают в роли «знающего учителя» . После этой игры на рисование второго петуха. Дети сами садятся за столы, где их ждет такой же карандашный петух и, уже со знанием дела» выполняют каждый свою поделку.

Как видите методика показа всегда лучше работает на 2-УХ тренировочных рисованиях рукой педагога.

  • Первый рисунок, где педагог выполняет все сам (обучая и объясняя детям)
  • Второй рисунок педагог выполняет по подсказкам детей («ошибаясь» и исправляясь).
  • Третий рисунок каждый ребеноу уже делает сам, у себя за столом, с умным ученым видом.

Нетрадиционное РИСОВАНИЕ

Отпечатки СТУПНЯМИ

Отпечаток детской ступни, как и ладошки, можно превратить в интересный рисунок. Самые разные персонажи могут прятаться в отпечатке ноги ребенка.

Вот такие картины можно создать в технике нетрадиционного рисования из обычного отпечатка детской ступни.

Сразу скажу, что в реалиях детского сада (где в группе 30 детей) такое рисование ступнями трудно организовать. В случае с рисунками ладошками все просто: дети вытирают ладони мокрой тряпочкой (снимают основной слой краски), а потом идут к умывальнику и моют руки с мылом. При рисовании ногами, ребенок уже пойти и помыть ноги в умывальнике не может. Нежен человек с мылом и несколькими тазиками, чтобы мыть ноги. Такую работу не сделаешь с целой группой детского сада. Но…

Такое рисование можно сделать как специально организованное индивидуальное занятие. Дети делятся на группы по 4 человека. Один ребенок дает свои ноги для отпечатка, второй рисует глаза, уши, хвосты, третий ребенок рисует травку, солнышко, четвертый дерево, птичку и так далее…(взависимости от темы и сюжета картины).

Можно попробовать такой вариант организации всего процесса. Перед сном, когда дети босиком. Дать ребенку наступить на кусок поролона, смоченного в краске. А потом сразу на лист бумаги. А потом сразу не толстое мокрое намыленное махровое полотенце, потом в тазик с водичкой… и спать в кроватку.

То есть надо купить лист поролона (он дешевый в строительном отделе, продается нарезкой на метры). Намочить поролон, развести краску слегка водой, чтобы хорошо впитывалась в поролон (как чернила в печати), лист поролона положить на пластиковый поднос. Рядом на втором пластиковом подносе лежит мокрое мыльное полотенце (для вытирания краски), далее стоит тазик с водой, и сухое полотенце. Рядом с каждым подносом и тазом стоит стульчик. Три стула + три элемента (красящий, мыльный, ополаскивающий, вытирающий).

Получается конвеер – ребенок садится на первый стульчик (ступает на поролон с краской, хоп – поднимает ногу), поднос с поролоном отодвигаем, на его место кладем лист бумаги (хоп – отпечатали). Ребенок передвигает попу на второй стул, рядом с которым поднос с мыльным полотенцем (хоп-намылили ногу, стерли краску). Ребенок передвигает попу на третий стул, рядом с которым тазик с водой, в нем плавает тряпочка(хоп- смываем мыльную ногу, где надо трем тряпочкой). И вытираем сухим полотенцем.

Все рады. Кроме санстанции. Она не допускает коллективное ополаскивание в одном тазу. Санстанция требует на 20 детей – 20 тазиков, и 20 мыльных полотенец… 20 сухих полотенец)))

Нетрадиционное рисование

метод ШТРИХОВКИ

А вот еще красивая техника для детского сада. Где элементы рисунка создаются методом штриховки. Получается интересная фактура изображения. Этим методом удобно рисовать все пушистое и мохнатое.

Техника хорошо показана на пример вот такой поделки-ЗАЙЦА.

Рисунок зайца делиться на РЯДЫ-СЕКТОРЫ, каждый из которых заштриховывается. Получаем ровные ряды штриховки.

Вот шаблон этой поделки в натуральную величину.

Вы можете видоизменить эту поделку и представить ее как апликацию. Где каждый элемент вырезается отдельно (уши, лоб, щеки, носовая часть, шея). Потом каждый элемент заштриховывается. И потом все собирается в единую целую аппликацию.

Метод ЗОНАЛЬНОЙ ШТРИХОВКИ можно использовать для создания любых других мохнатых персонажей. Напрмер страуса пушистика.

То есть воспитатель дает ребенку лист бумаги – на котором нарисованы глаза и клюв страуса. Задача ребенка вокруг глаз нарисовать пушистое облако из штрихов карандашом или восковыми мелками. И потом под получившимся пушистым шаром, нарисовать шею тоже рядами штрихов. Педагок может помочь детям тем, что нарисует окружность шара головы и линии будущей шеи, и поделит шею на секторы для полосатого разноцветного штрихования.

Вы можете придумать любого персонажа и оформить его в виде СЕКТОРОВ под штриховку – котика, попугая, собачку и так далее.

РИСОВАНИЕ в детском саду

ВАТНОЙ ПАЛОЧКОЙ

(нетрадиционная техника).

Все мы в детском саду рисовали поделку ПУШИСТЫЙ ОДУВАНЧИК – с помощью ватных палочек. Вот такой (фото ниже). Давайте подумаем, а какие картины еще можно нарисовать с помощью ватной палочки.

Хотя даже из простой темы ОДУВАНЧИКИ можно создать нетрадиционный рисунок – ЯРКИЙ СОЧНЫЙ, как на фото ниже.

Маленьким детям лучше всего в технике ТЫКА ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ, предлагать рисовать лишь НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ персонажей – только хвост у лисы, толоко иголки у ежика.
То есть воспитатель в детском саду совмещает работу по рисованию ватнйо палочкой с аппликацией. Сначала на листе бумаги ребено делеет аппликацию мордочки ежика (из коричневой бумаги) и шкурки-спинки ежика (из белой бумаги). И потом эту шкурку-спинку нужно полностью утыкать разноцветными отпечатками ватной палочки. Веселое детское занятие по рисованию и наклеиванию.

Можно исользовать рисование ватной палочкой в технике ЗОНАЛЬНОГО ЗАПОЛНЕНИЯ. На листе бумаги рисуются карандашом очертания (силэут) персонажа – например, морской конек. Ребенок должет заполнить всю эту зону, не оставляя пустых мест и не вылезая за карандашную границу. Это сложно, ребенок не всегда видит где у него густо, а где пусто. Восптателю нужно все время повторять ищем пустые дырки, заполняем дырки разными цветами точек, а не точками одного цвета.

Тут работает и мозг, и внимательность, и мелкая моторика рук, и чувство цвета. Ведь нужно чувствовать как ты распределяешь цвет по зоне – равномерно или вверху все желтое, а внизу все синее.

Такое задание можно начинать давать в младшей группе и потом в старшей –и даже взослый надет чему поучится в такой тренировке на чувство цвета и композиции.

Еще ватной палочкой можно делать ЦЕПОЧКИ-УЗОРОВ. Как ряды колечек на кактусах ниже.

А также точками можно рисовать целые картины. Такую технику нетрадиционного рисования можно назвать ТОЧКО-ГРАФИЯ.

Самое интересное это подбирать точки разных оттенков и разнобойно их размещать на объектах изображения.

Вы можете начать работу над этим видом рисования с небольших задач. Кусочков пейзажа, элементов архитектуры.

Есть художник Ангело Франко, который рисует картины в технике ТОЧКА В ТОЧКЕ. Здесь крупные точки, содержать внутри более мелкие.

Ватной палочкой и красками можно рисовать красивые МАНДАЛЫ (фото ниже). Мандалы – это круговые узоры, симметричные и разноцветные. Родина мандал – Восток. Там до сих пор выкладывают узоры из цветных камушков, крашеного песка, или лепестков цветов.

Для детей мы должны дать уже готовые графические шаблоны-мандалы, с заданным узором. И задача ребенка каждый ТЫК палочкой ПОВТОРИТЬ ТОЧЬ В ТОЧЬ в каждой из симметричных зон мандалы. То есть… если в одной зоне вы сделали 2 желтых тыка на лепестке, значит и в остальных зонах нужно сделать по 2 желтых тыка, на таком же лепестке, в том же месте лепестка.

Много круглых мандал для закрашивания вы можете найти в интренете. Выберите те, что просто и легко сделать детям того или иного возраста.

Рисовать точечные мандали можно и на пластиковых тарелках . Как на фото ниже.

Начинать рисовать мандалы, нужно когда ребенок уже освоил элементарный счет до 5. И может посчитать количество ТЫКОВ в каждом луче или в каждом ряду мандалыа (если это рядно-лучевая мандала, как на фото ниже).

Согласитесь эта красивая и нетрадиционная техника для рисования отлично развивает ум ребенка, его математические способности, конструктивное мышление, умение планировать результат, просчитывать рисунок.

Рисование С МОКРЫМ ЭФФЕКТОМ.

(нетрадиционные способы).

Вот еще одна нетрадиционная акварельная техника рисования. Здесь на лист бумаги кладем разведенную водой акварель и дуем на нее из трубочки. Получаем водянистые разводи и красочные ручейки. Для такого рисования необязательно использовать акварель, тоже самое можно сделать гуашью, разбавленной водой.

Вот ниже мы видим как эту технику можно использовать на занятиях по изодеятельности в детском саду и в школе. Ребенку даем рисунок личика (мальчика или девочки) и задача ребенка выдуть ПРИЧЕСКУ этим персонажам.

Можно использовать дощечку на которой прищепкой крепим лист бумаги. На край листа кладем крупную каплю краски и поднимаем этот край доски вверх – чтобы капля потекла вниз как с горки.

Если часть листа временно заклеить куском малярной скотч-ленты, то у нас на листе останется пустое, незакрашенное место. И тогда на этом месте можно расположить аппликацию кого-нибудь под зонтом. Вот как это сделано на фото ниже.

В младшей группе детского сада детям очень понравится рисовать клаксовых монстриков. Кракозябру можно раздувать из трубочки в любые стороны. А потом после высыхания накливать на них элементы аппликации.

Теперь хочу познакомить вас с еще одной техникой – МЫЛО+ КРАСКА. Наливаем в стаканчики обычного жидкого мыла, или жидкость для мыльных пузырей — в каждый стаканчик добавляем немного гуаши. Получаем разноцветную мыльную краску. Окунаем в нее трубочку от коктейля или круглую «выдувалку» и пускаем пузыри прямо на бумагу. Получаем нежные пузырчатые ОБЛАКА. Их можно оформить в интересную картину.

Пузырчатые облака могут быть ПЫШНЫМИ ПИОНАМИ (как на фото ниже). Пузырчатые области можно гребешки на морских волнах, как кудрявые шкуру овечки и т.д.

Можно просто надуть соломинкой пузырей на поверхность листа бумаги, и потом из этого разноцветного листа вырезать аппликацию-поделку. Интересная идея для занятий в детском саду.

Рисовать можно и брызгами – просто БРЫЗГАТЬ на бумагу разноцветную краску. Лучше всего для этого подходит зубная щетка.

Нетрадиционное рисование

метод ВОСКО-ГРАФИЯ.

Вот еще одна техника, которую можно назвать СВЕЧКО-ГРАФИЯ, или ВОСКО-ГРАФИЯ.

Для этой технике подходит белая свеча восковая (или парафиновая). Также это может быть детский восковой мелок для рисования (но не любой). Выбирайте мел, который более жирный на ощупь. Заранее проверьте как мелки работают.

Теперь будем действовать. На листе белой бумаги белым мелом рисуем картинку. Потом берем акварель (не гуашь!!!) и начинаем наносить водянистую (не густую!!!) краску поверх нарисованных мелом линий. То есть просто закрашиваем цветными водянистыми красками наш лист бумаги и невидимый белый восковой рисунок начинает проявляться. Краска не цепляется за воск и эти места на бумаге остаются белыми.

Вы можете рисовать разноцветные круглые мандалы в этом стиле (с разводами разных цветов). Красиво смотрятся нарисованные осенние листья: контуры листа и прожилки восковые , а заполнение листа разноцветное (красно-желто-оранжевое).

Красиво смотрится ночной дождь над водой. Косые линии дождя, расходящиеся круги на воде – это все восковое. А потом закрашиваем темно-синей краской и получаем красивую картину дождя.

Можно воском нарисовать медуз и морских тварей. И потом нанести темные (сине-фиолетово-черные) тона и морские глубины оживут.

Дети приходят в восторг, когда им предлагаешь такое занятие. Воспитатель или учитель сам заранее рисует на каждом листе медуз, черепах, мелких головастиков и амеб. А потом ребенок должен узнать кто водится в глубинах морей. Он закрашивает краской лист бумаги и под его кистью появляются все эти существа.

Важное правило. Перед занятием научите детеь ГЛАДИТЬ лист бумаги мокрой кистою, а НЕ ТЕРЕТЬ КИСТЬЮ ЛИСТ, КАК МОЧАЛКОЙ. Иначе можно повредить восковой рисунок.

Красиво в этой технике смотрятся НОЧНЫЕ картинки. Воском рисуем одну линию горизонта, потом волны, восковую лунную дорожку и диск луны на верхней половине листа. Теперь закрашиваем это в цвета ночи и получаем море, луну и белую лунную дорожку.

ЗИМНИЕ картинки тоже хорошо смотрстя. Белые линии воскового рисунка как элементы белого снега, очертания сугробов, силуэт снеговика, заснеженные избушки – все это рисуем воском. Потом ребенок наносит синюю или голубую краску и на листе проявляется зимний пейзаж.

Но важно – перед тем как давать детям эти картинки, проверьте сами подходит ли воск по качеству. Проявляются ли линии рисунка? Какой слой краски класть (какая степень разбавления краски водой)?

Нетрадиционное рисование

В технике ОТПЕЧАТКА.

Все дети любят эту технику рисования. Потому что она дает быстрый и красивый результат у каждого ребенка. Даже у самого неумелого художника получаются красивые картины. Дети воспринимают весь процесс как волшебство, увлекательную игру с магическим эффектом возникновения картины

В детском саду удобнее всего организовывать именно технику отпечатка. Давайте посмотрим какие материалы подойдут для реализации этой технике при рисовании с детьми.

ВАРИАНТ 1 – комочек мятой бумаги.

Мятая бумага дает красивую рваную структуру отпечатка. Это подходит для рисования кроны деревьев весенних (желто-зеленых или розовый) и осенних (оранжево-багряных). Краска берется их баночек или акварельки, капается на мисочку (крышку от банки). В это каплю макаем салфетку, пробуем отпечаток на черновом листе и если нравится переносим на бумагу.

ВАРИАНТ 2 – гофрокартон.

Упаковочный серый картон отлично подходит для рисования розы в технике отпечатка. Нарезаем картонную коробку на полоски поперек линии гофрирования. Скручиваем полоски трубочкой, закрепляем резинкой или ниточкой. Штамп для зеленого листика делаем из рулончика от туалетной бумаги.

Также этот способ РУЛОННОГО рисования подходит для изображения СПИРАЛИ УЛИТКИ, Также вы можете сделать ЗАВИТКИ ШКУРКИ БАРАШКА.

ВАРИАНТ 3 – пушистые помпоны.

В поделочных магазинах (или на сайтах для поделок) можно купить мешок с такими мягкими помпончиками. Если к каждому прицепить прищепку, то получим удобную держалку для работы. В технике помпоно-графия можно создавать декор для росписи плоских деталей поделок. А также рисовать картины белых воздушных одуванчиков акварелью.

ВАРИАНТ 4 – втулка от туалетной бумаги.

Тут масса вариантов, потому что трубочке-втулке можно придать разную форму. Можно втулку разрезать пополам ВДОЛЬ, и мы получим штамп полу-кольца – идеальный трафарет для рисования чешуи рыбы или ярусов хвойных лапок елки.

Круглый рулончик можно приплюснуть с двух сторон и получится заостренный овал – эта форма цветочного лепестка, или ушек зайчика. Отличная идея для нетрадиционного рисования в детском саду с детьми младшего возраста (зайчик) или старшего (цветок).

Цветок сложнее чем зайчик так как нужно РАДИАЛЬНО выстроить лепестки вокруг серединки цветка.

Также вы можете КРАЙ РУЛОНЧИКА нарезать в фигурные лепестки – и получится готовые лепестки для картин. Такие штампы просто находка для быстрого рисования букетов и клумбы для детей младшей группы. И даже для самых маленьких малышей в яслях.

ВАРИАНТ 5 – пузырчатая пленка.

Упаковочная пленка с пузырьками тоже дает интересный узор отпечатка, который можно обыграть в нетрадиционном рисовании в детском саду. Например сделать отпечаток пчелиных сот (как на рисунке ниже).

Или сделать рисование весеннего, или осеннего дерева.

ВАРИАНТ 6 – штампы из картошки.

Из половинок картофеля можно вырезать штампы любой формы. Разрезаем картофель пополам. Вытираем моркрый срез картошки бумажной салфетокой. На срезе маркером рисуем очертания будущего штампа. Вырезаем ножом по нарисованным контурам.

Лучше для штампов выбирать продолговатые вытянутые картофелины. Чтобы детская рука могла удобно обхватить картошечку. Ниже на фото мы представляем только две темы для такого нетрадиционного рисования – совы и тюльпаны. Но вы можете придумать свои варианты. Если в краску добавить клей-ПВА, то поверх отпечатков можно наклеить детали (глазки. Носик, ручки).

Можно сделать экспериментальный двойной штамп. Вырезать из двух картофелин половинки шатмпов и скрепить две картошки вместе, проткнув их зубочисткой насквозь и обмотав изолентой или скотчем. Замахнитесь на крутую идею и поэкспериментируйте с созданием штампов под нее.

Нетрадиционное рисование

ПУХЛЫМИ красками.

А вот еще крутой материал для нетрадиционного рисования, которое так любят маленькие дети. Это ОБЪЕМНАЯ КРАСКА для создания пухлых рисунков. Делается такая краска на дому быстро и просто – в мисочке смешиваем клей ПВА с гуашьюй и добавляем папину пену для бритья. Делаем несколько таких мисочек (не обязательно больших) под идею того, что мы будем рисовать с детьми. Для арбуза нужно всего две краски – вот с него и начните. Косточки арбуза – это простая черная гуашь, которой мы капаем там-сям.

Самые разные идеи можно воплотить в этой технике рисования для детей в детском саду. Наиболее простое – это вафельнй рожок с мороженным. Рожок вырезается из грубого упаковочного картона, на нем рисуем маркером вафельную сетку. Ребенок приклеивает рожок на лист бумаги (внизу) и на нем выкладывает круглые шарики объемного рисунка. Можно дать ребенку круглые шаблоны, которые он обведет сначала карандошом над краем рожка, и потом в эти круглые контуры будет укладывать пенистую краску.

А еще можно на рожок положить несколько ложек разной краски и потом обратным концом кисточки (или деревянной палочкой) смешать краску в разноцветные разводы. Получится красивое миксовое морожко. Отличная поделка для детей в школе или детском саду на занятиях по рисованию.

Методика работы с густой краской на детских занятиях.

Вы можете смешивать краску на отдельном подносике (или на кусочке клеенки). Лучше когда каждый ребенок сам делает цветную смесь – поэтому даем каждому ребенку свою клеенку.

На каждый стол кладем индивидуальные клеёнки для детей. В центр стола ставим мисочки с 4-мя цветами красок. Ребенок на своей клеенке смешивает в общую лужицу эти цвета – до состояния красивых разводов. Потом к луже прикладывает бумажный контур персонажа (например, морского конька). И потом укладывает его на просушку (контуры коньков надо заранее подписать именем ребенка, и не забыть напомнить детям прикладывать к краске не подписанную сторону). Далее на следующий день, когда пенная краска высохнет на силуэте конька, можно продолжить работу и сделать аппликацию конька в морских водах, дорисовать ему шипы, водоросли вокруг, наклеить ракушки, насыпать песочка на клей.

Вот такие интересные техники рисования вы можете поробовать в работе с детьми, и дома и в саду. В школе это нетрадиционное рисование можно проводить на уроках по изобразительной деятельности, предоставив весь процеес ребенку для самостоятельного творчества.

На старничках нашего сайта вы найдете еще много разных техник для необычного рисования красками.

У нас уже есть подробные развернутые статьи на тему:

Удачного вам творчества.
Ольга Клишевская, специально для сайта
Хорошие сайты на вес золота, вы можете поддержать энтузиазм тех, кто работает для вас.

Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему вокруг. Разнообразие форм, методов и приемов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности ребенка. В данной статье представлены отдельные виды нетрадиционных техник рисования.

Что такое нетрадиционное рисование?

Эта такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается неизбитостью, оригинальностью. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа.

Нетрадиционные техники рисования в школеи детском саду учат ребят выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Детские страхи отступают, появляется уверенность в себе. Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно дает возможность детям быстро получить желаемый результат.

Какое значение имеет техника изображения при создании детского рисунка?

В творчестве ребят окружающий их мир открывается всякий раз по-разному. Это зависит от внутреннего состояния маленького художника: от его желаний и ощущений. Дети в большей степени подвержены эмоциям. В их воображении возникают такие образы, которые не поддаются никакому объяснению. Они могут нарисовать красного слоника, желтый дождь, бегущий дом.

Почему ребенку хочется творить, что его побуждает к этому? Прежде всего, конечно, воображаемый образ в его сознании. На первый взгляд все, кажется, просто: увидел и нарисовал. Но на самом деле этот путь очень сложный для ребенка, и требует от него много знаний и впечатлений. Это и душевные переживания, и способность удивляться, наблюдать.

Рисование. Нетрадиционная техника. Старшая группа

Изображение рисунка на бумаге карандашами или красками помогает ребенку подготовиться к учебному процессу в школе. Ведь во время занятий дети проявляют свою индивидуальность. Правильно организованные уроки по рисованию развивают интеллектуальные способности ребенка, корректируют психические процессы. И это не случайно. На таких занятиях дошкольники имеют возможность уверенно оценить свои силы, что очень важно для будущего школьного коллектива. Развитию мелкой моторики рук способствуют техники нетрадиционного рисования. Дети старшей группы детского сада обучаются рисовать пальчиками, воском, ладошками, поролоном, акварелью. Ребята с большим интересом рисуют методом кляксографии, точечного изображения, отпечатков, разбрызгивания.

Кляксография с использованием нити

Для написания рисунка в этой технике кисточка не нужна. Нетрадиционная техника рисования, фото которой представлено вашему вниманию, тем и привлекательна, что здесь не существует строго обозначенных канонов. Например, вот эту кляксу нужно нарисовать в обязательном порядке округлой формы. Используя на занятиях техники нетрадиционного рисования, открываются широкие возможности для детской фантазии.

Итак, для работы нужны нитки, краски и белая бумага. Сначала нить следует окрасить в тот цвет, который больше нравится. Затем разложить ее на приготовленном листе бумаги в хаотичном порядке, но так, чтобы кончик остался за полем. Другим листом накрыть сверху, а нить вытянуть. Получатся пятна и линии причудливой формы. С помощью карандаша они легко превращаются в желаемый образ.

Разбрызгивание

Нетрадиционные техники рисования для детей самые разнообразные. Одной из них является разбрызгивание, или набрызг. В этой технике рисунок следует выполнять жесткой кисточкой или щеткой для чистки зубов. Чтобы получить какое-то изображение, сначала нужно кисточку обмакнуть в гуашь, а затем разбрызгать по всему листу. Получаются мелкие капельки, которые местами сливаются в большие пятна. Достаточно взять карандаш и дорисовать любимый персонаж или предмет. Если кисточку обмакнуть в зубную пасту и разбрызгать, получится снег.

Монотипия

Отличаются большим разнообразием нетрадиционные техники рисования. Монотипия - одна из них. Это, пожалуй, самый волшебный жанр рисования: и не живопись, и не графика, а что-то среднее между фокусом и красивой сказкой. Детские нетрадиционные техники рисования дают возможность свободного самовыражения. Этот метод рисования очень заманчив для дошкольников, хотя используется на занятиях по изобразительному искусству редко. В чем он заключается?

Такая техника используется, если нужно получить зеркальное отражение. С ее помощью рисуется отражение на воде, предметы, расположенные симметрично. Сначала рисунок изображается на гладком целлофане. Для этого понадобится мягкая кисточка или спичка, обмотанная ватой. В крайнем случае можно рисовать пальцем. Краску нужно использовать яркую и густую, чтобы она не растекалась. Дальнейшее действие таково: пока краска не высохла, на белый лист плотной бумаги переворачивается целлофан рисунком вниз и как бы промакивается. Затем осторожно, чтобы не размазать, поднимается. Получается два одинаковых рисунка: один на бумаге, другой на целлофане.

Граттаж

Это слово в переводе с французского языка означает "царапать, скрести", отсюда и другое название этой техники - царапанье. Для выполнения рисунка в этой технике нужно картон залить парафином, нанести тушь, подождать до полного высыхания и выцарапать желаемый рисунок.

Акватипия

Рисунок в этой технике выполняется при помощи воды. Для этого на плотной бумаге изображается крупный рисунок гуашью. Когда краска высохнет, весь рисунок покрывается черной тушью и проявляется в воде. Гуашь смоется водой, а тушь останется. Творят чудеса нетрадиционные техники рисования. Цветы, нарисованные таким методом особенно красивы.

Водяная печать

Это своеобразный метод рисования. Для работы понадобится ванночка с водой. Прямо на ее поверхность наливается краска разных цветов, а сверху на нее кладется альбомный лист бумаги. Получится изображение, его можно завершить штрихами при помощи кисточки.

Рисование свечой или восковыми мелками

Очень много названий имеют техники нетрадиционного рисования. Одной из них является рисование свечой. Для этого нужно раскрасить лист белой бумаги карандашами разных цветов. Затем свечой рисуем дома, звезды или какой-то другой предмет или образ. После этого закрашиваем наш рисунок акварельными красками.

Рисунок точками

Техники нетрадиционного рисования очень нравятся детям. Написание рисунка точками относится к необычному приему. Для этого берутся цветные карандаши или фломастеры и на белый лист бумаги наносятся точки. Но лучше это делать красками.

Спичку очищают от серы, наматывают на кончик кусочек ваты, окунают в краску и наносят точки.

Рисунки поролоном

У многих людей рисование красками ассоциируется с кисточкой. Но это не совсем верное суждение. Ведь вместо кисточки можно нарезать из поролона геометрические фигуры, прикрепить их к незаточенному карандашу или любой ровной палочке. Самодельная кисточка готова. Далее каждая фигурка обмакивается в краску и штампуется на бумаге. Таким образом, получаются круги, треугольники, ромбы. Из них можно составить орнамент.

Рисование мелом

Дети любят, когда в их жизнь вносится разнообразие. Сделать это можно с помощью обыкновенного мела или угля. Они хорошо ложатся на асфальт, керамическую плитку, камни, фарфор. Емкие изображения сюжетов хорошо рисовать на асфальте.

Если работа не закончена, можно продолжить на следующий день. Конечно, могут быть и разочарования, если пойдет дождь и смоет весь рисунок. По нарисованным сюжетам дети составляют целые рассказы. На керамической плитке удобно изображать мелкие предметы, узоры. А вот на больших камнях - головы сказочных животных.

Оттиск

Обычным в использовании материалом - картофелем - можно изобразить на бумаге животных. Для этого нужно сделать из овоща печатку. Картофель разрезают пополам и на гладкой стороне ручкой рисуют животное или предмет. Затем кончиком ножа аккуратно вырезают по контуру на высоту 1,5 сантиметра, приделывают рукоятку и печать готова. Ребенок прикладывает печатку к поролону с краской, затем оттиск наносит на бумагу. Если цвет краски нужно сменить, берется другая печатка и поролон. Эта техника рисования особенно нравится детям. Ведь один и тот же предмет можно изобразить насколько раз, и составить из него целую композицию.

Отпечатки листьями

Проводя занятия с детьми, можно применять самые разнообразные нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Ранней весной, когда на деревьях распускаются молодые клейкие листочки, и поздней осенью, когда они меняют цвет и опадают, ребенок с интересом наблюдает за ними. Поэтому, когда на занятиях детям предлагается отпечатать самый настоящий листок березы или клена, они это делают с огромным удовольствием. Сначала нужно покрыть листок краской, а затем окрашенной стороной приложить к белой бумаге. Всякий раз следует брать другой листок. Так прожилки лучше будут отпечатываться. Если черешка нет, не беда. Его можно легко нарисовать кисточкой.

Раздувание краски

Если нужно изобразить кустарники, деревья, необычные сказочные растения или кораллы, используют эту технику. На лист бумаги нужно капнуть краску и с помощью трубочки для коктейля раздуть ее в соответствии с предполагаемым изображением. Рисунок получается ярким, выразительным. Эта техника особенно подходит для тех детей, которым с трудом дается выражение своего творчества через линию.

Рисуем на мокрой бумаге

Виды нетрадиционных техник рисования настолько разнообразны, что для каждого ребенка индивидуально можно подобрать наиболее интересный и увлекательный для него метод. Одним из таких является изображение рисунка на мокрой бумаге. Дело в том, что до недавнего времени считали возможным рисовать только на сухой бумаге, так как разбавленная водой краска и так ее увлажняет.

Но существуют такие сюжеты, образы, предметы, в которые нужно внести расплывчатость, неопределенность. Например, туман, приснившийся сон, ночь. Однако бумага не должна быть излишне влажной, иначе рисунок не получится. Всю бумагу окунать в воду не нужно. Достаточно намочить кусочек ваты, отжать его и провести по поверхности листа или отдельным его частям. Бумага подготовлена к работе, можно приступать к изображению образов.

Рисование с помощью рук

Дети старшей группы детского сада с удовольствием обучаются такому методу нетрадиционного рисования. Ведь в работе используются пальчики, которые ребенок опускает в гуашь и начинает рисовать ими без всякой кисточки. Каждый пальчик можно окунуть в краску разного цвета. Таким образом, получается целый набор кисточек. А если окрасить краской ладонь и приложить ее к бумаге, на ней останется отпечаток.

Ребята сами придают изображению желаемые формы. Они с легкостью превращают его в дракона, бабочку, у кого, на что фантазии хватает. Выполняя это задание, дети делают разные движения руками: промакивают, прихлопывают, размазывают.

Рисунок тканевым тампоном. Мастер-класс по теме

Такая форма проведения занятий в детском саду привлекает детей, их родителей и воспитателей. С огромным удовольствием желающие посещают мастер-класс. Нетрадиционные техники рисования всегда интересны своей загадочностью и новизной. Если темой мастер-класса обозначить рисование пейзажа в черно-белом цвете, то для работы понадобится гуашь соответствующего цвета, кусочки хлопчатобумажной ткани, белый лист бумаги, клей ПВА, цветной картон, ножницы.

Итак, начинаем работать. Сминаем ткань и делаем из нее тампон такого размера, чтобы удобно было его держать. Это и будет вашей кисточкой. Обмакиваем ее в черную краску и на листе бумаге проводим горизонтальную линию. Она является горизонтом, то есть, отделяет небо от земли. Чем выше эта линия, тем больше пространства открывается взору.

Продолжаем рисование нетрадиционной техникой. Будем изображать лес на удаленном расстоянии. Для этого хаотичными примакивающими движениями печатаем кустарники и деревья от линии горизонта вверх. Всегда нужно помнить, что предметы на переднем плане всегда крупнее и отчетливее, чем на дальнем. Это правило распространяется и на нетрадиционные техники рисования. Картинки тогда получаются красивыми, изображенные на них предметы становятся похожими на настоящие.

Теперь заполняем передний план и рисуем линию берега способом протяжки слева направо. Все тем же тампоном печатаем кустики, затем способом размазывания рисуем тучки и облака на небе. Далее изображаем рябь на озере, солнышко и его отражение в прозрачной воде. Рисование нетрадиционной техникой закончено. Картинка готова.

Мастер-класс по рисованию. Нетрадиционное рисование кусочком текстиля

Тема: «Пейзаж кусочком текстиля - за 3 минутки»

Мастер - класс рассчитан : на детей старшего дошкольного возраста, педагогов дошкольного образования, родителей.

Назначение : данный рисунок, выполненный своими руками в нетрадиционной техники, является отличным подарком родным и близким, может использоваться для оформления интерьера комнаты, выставок детского творчества.

Цели и задачи : развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений. Повышения уровня педагогического мастерства педагогов и родителей.

Материалы : бумага белая формата А - 4 , гуашь черная, палитра, кусочек текстиля размером 10 х5 см, клей белый ПВА, лист цветного картона.

Описание Мастер - класса:

Мы открыли мастерскую.

Полюбуйтесь - вот какую!

Приглашаем всех учиться

Вместе весело трудиться!

Только смелый и упорный

Доберется к цели бодро.

Я предлагаю вам сегодня на практике освоить нетрадиционные техники рисования, стать непосредственными участниками нашего мастер класса.

И хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования - рисование текстилем, то есть (тканью). И предлагаю вам сегодня написать пейзажи, без помощи кисточки - простым кусочком ткани.

Как мы знаем, пейзаж - это рисунок изображающий природу, то есть леса, реки, поля, луга, озера, горы.

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется …пейзаж .

Ведь как гласит китайская мудрость.

Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю.

Поэтому предлагаю преступить.

Для работы нам понадобится: черная гуашь, так как рисовать мы будем в черном тоне, кусочки хлопчатобумажной ткани, лист белой бумаги формата А - 4, клей белый ПВА, лист цветного картона (для оформления работы).

Берем кусочек ткани размером 10 х5 см, сминаем, делаем что то вроде тампона.

Обмакиваем тампон из ткани в черную гуашевую краску и проводим на листе линию горизонта.

Горизонтом мы называем линию границы неба и земли. Чем выше линия горизонта, тем больше простора открывается нашему взгляду.

Нарисовали линию горизонта способом протяжки.

Теперь нам нужно нарисовать вдали лес, для этого мы примакивающими движениями печатаем хаотично деревья и кустарники, при этом мы получаем фактурные отпечатки.

Лес и кустарники на линии горизонта готовы.

Важно помнить, что на дальнем плане предметы кажутся маленькими, а на ближнем переднем плане более крупными, отчетливыми. Теперь на переднем плане рисуем тампоном способом протяжки линию берега.

Берег готов.

Приступаем к печатанию кустов.

Кусты готовы.

Рисуем способом протяжки, хаотичным размазыванием кусочком ткани на небе тучи или облака.

Тучи нарисовали.

Приступаем к рисованию ряби на озере.

Рябь готова.

Теперь рисуем солнце и его отражение в воде.

Материал на странице будет постоянно обновляться!

Все мы знаем, что малыши познают мир через ощущения. Вот такое цветное панно увлечет ребенка и вызовет восторг от превращений, которые происходят от прикосновений собственными руками!
Материалы:
- краски
- белый картон или холст на картоне
- пленка

Рисование нетрадиционными способами очень увлекает детей. Это необычно, интересно и открывает целое поле для экспериментов. Кроме того, занятия с использованием нетрадиционных приемов рисования способствует снятию детских страхов, развивает мелкую моторику рук, укрепляет уверенность в собственных возможностях, развивает пространственное и образное мышление, что побуждает детей свободно выражать свой замысел, искать творческие пути его решения. Дети учатся работать с разнообразным по фактуре и объему материалом, имеют возможность фантазировать и проявлять самостоятельность.
Ниже приведены несложные техники, доступные и интересные детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Игра "Фоторобот" или "рисуем" почти как Пабло Пикассо.








Техника "Пуантилизм"
(фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионист Жорж Сёра. Сёра писал картины, используя вместо обычных мазков и сплошных закрашенных участков крошечные разноцветные точки. Он добивался различных оттенков, размещая точки чистых цветов близко друг к другу. Самая известная картина Сёра называется "Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт".
Обычно, когда детям предлагают нарисовать картину в технике пуантилизма, вместо кисточки используют ватную палочку. Мы же хотим предложить вам попробовать рисовать расплавленными восковыми карандашами.




Техника "Граттаж"


На лист бумаги наносится цветной фон. Когда краска высохнет, лист нужно натереть воском или свечой. В шампунь или жидкое мыло влить тушь. Этой смесью покрыть весь лист. После того, как лист высохнет, заостренной палочкой нужно процарапать рисунок. Это может быть космос, деревья, ваза с цветами, в общем все, что подскажет воображение.

Техника "Пенный орон"


Добавить в воду шампунь или мыло, отжать в ней губку для образования густой пены, собрать губкой пену на стекло, добавить краску, сверху положить лист бумаги. Разгладить его и поднять. Фон готов. Примерная тематика: "В гостях у Русалочки", "Волшебство природы", "Там, где холодно или жарко".

Техника "Фотокопия"


(Рисование восковыми карандашами, жировой пастелью, свечкой.)
На бумагу свечкой и восковыми мелками наносится рисунок. Затем весь лист заливается акварелью.

Техника "Рисуем ладошкой и пальчиками"


Вместо кисточек - ладошки и пальчики. Обмакнуть кисть руки в краску, дать ей стечь, и приложить ладошку к листу бумаги. Пальцем нарисовать на получившемся отпечатке точки, полоски - на каждый пальчик - рисунок другого цвета. Для миниатюрного оформления рисунка удобно пользоваться тонкой кистью. Поле для фантазии безграничное!

Техника "Диатипия и монотипия"


Диатипия - тампоном из ткани нанести легкий слой краски на гладкую поверхность картона. Сверху положить лист бумаги и нарисовать что-нибудь карандашом или просто палочкой. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск.


Монотипия - на одну сторону листа накапать краски разных цветов. Согнуть лист пополам, разгладить рукой, развернуть. Примерная тематика: "Лягушка", "Цветок", "Как в зеркало смотрят березки", "В краю чудесных бабочек".

Техника " Мозаичная живопись"


Нанести на бумагу простым карандашом изображение какого-нибудь предмета. Разделить рисунок на части. Заполнить цветными карандашами, фломастерами или красками отдельные части рисунка, подбирать сочетающиеся и красиво гармонирующие цвета; продумать цвет фона.

Техника "Пластилиновая живопись"


На плотном картоне сделать карандашный набросок будущей картины. Предметы "закрашиваются" пластилином - размазываются небольшими кусочками.

Техника "Набрызг"


На конец зубной щетки или кисти, набрать немного краски, наклонить щетку над листом и
провести палочкой по ворсу. Брызги разлетятся по листу. Набрызг можно использовать как дополнительный эффект уже созданного изображения, либо накладывая вырезанный из бумаги определенный силуэт. Поступенчатый набрызг, как показано ниже, дает интересный эффект объема.



Техника "Печать осенними листьями"



Опавший кленовый лист, например, мягкими движениями кисти покрыть гуашевыми красками, наложить на подготовленный лист бумаги окрашенной стороной вниз. Сверху приложить бумагу и прижать рукой.

Техника "Рисование мятой бумагой"



Тонкий лист бумаги смять и опустить в краску, а затем комок примакивать к плотному бумажному листу в определенном месте - там, где вы хотите изобразить кружева облаков, пышную крону осеннего дерева или салют, все зависит исключительно от вашего замысла.

Техника "Кристаллическая текстура"

Нитки длиной 25 см. окрасить в разные цвета. Разложить любым образом на листе бумаги. Концы ниток вывести наружу. Сверху наложить еще один лист бумаги и пригладить ладонью. Выдернуть все нити одну за другой, снять верхний лист.

Техника "Рисование через мокрую марлю"


На лист бумаги накладывается смоченная марля и на нее гуашью наносится рисунок. Когда краска чуть подсохнет, марлю снимают. Детали дорисовываются тонкой кистью (образы пушистых животных, живописные пейзажи и т.д.)