Толстой русский характер жанр произведения. Урок внеклассного чтения по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер". Обычный парень - Егор Дремов

Урок внеклассного чтения по рассказу

Алексея Николаевича Толстого «Русский характер».

7 класс

Цель урока:

Образовательная: познакомить с творчеством великого русского писателя А.Н.Толстого, с историей создания рассказа «Русский характер», прочесть и проанализировать текст произведения.

Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь обучающихся, умение грамотно формулировать ответ, формировать умение вести диалог, быть слушателем и отвечающим.

Воспитательная: прививать чувство любви к своей Родине, чувство гордости за героические поступки людей в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: высказывания известных людей о русском характере на доске, проектор, мультимедийная доска, тексты рассказов.

Ход урока.

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. У нас сегодня необычный урок, урок- размышление. Мы познакомимся с новым произведением, которое не оставит вас равнодушными и заставит глубоко задуматься над простым с первого взгляда вопросом.

2. Формулирование темы урока

Слово учителя.

На доске расположены высказывания известных философов и критиков, писателей и поэтов. Давайте прочтем их.

Чтение высказываний (читают дети)

1. «Сильный характер, как и сильный поток, встречая препятствие, только раздражается и усиливается еще более; но зато, опрокинув препятствие, прокладывает для себя глубокое русло».
(К. Ушинский)

2. «Наши характеры образуют наши нравы».
(К. Гален)

3. «В русском человеке есть черта: в трудные минуты жизни, в тяжёлые годины легко отрешатся от всего привычного, чем жил изо дня в день. Был человек - так себе, потребовалось от него быть героем - герой»

(А. Толстой)

4. «Русский народ - великий народ. Русский народ - это добрый народ. У русского народа ясный ум. Он как бы рождён помогать другим народам. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него - стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Поэтому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ - неодолим, неисчерпаем».

(И.В. Сталин)

Что объединяет все эти высказывания?

Ученики (Все эти высказывания русских философов, критиков, писателей, поэтов о характере и его чертах.Высказывания содержат положительные характеристики. Следовательно, это высказывание о характере русских людей).

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о русском характере, его силе и несгибаемости. Познакомимся с рассказом АлексеяНиколаевич Толстого «Русский характер», который был написан в 1944году.

Тема нашего урока : «В чем сила и несгибаемость РУССКОГО ХАРАКТЕРА?» (по рассказу А. Н. Толстого «Русский характер»).

О силе и несгибаемости русского характера рассказывали в своих произведениях многие писатели и поэты. Это произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», М. Шолохова «Судьба человека», К. Воробьева «Это мы, Господи!», В. Кондратьева «Сашка», А.Т. Твардовского «Василий Теркин», стихи и рассказы К. Симонова и, конечно, рассказы А.Н. Толстого «Родина», «Русский характер».

3. Слово о писателе

Алексей Николаевич Толстой (1882/83-1945) - русский писатель, оставил глубокий след в литературе как прозаик, драматург, публицист. Он автор социально-психологических, и романов, повестей и рассказов, произведений,лауреат трёх первой степени ( ; ; - посмертно)(слайд 1,2)

Литературная деятельность А. Н. Толстого началасьдо Октябрьской революциив сложной исторической обстановке. Он был военным корреспондентом на фронте в первую мировую войну. Он, по определению , художник «большого, ценного, веселого таланта». Тема Родины оставаласьвечной темой его творчества. Во время Великой Отечественной войны писатель воспевал свой народ, любовь к своей родине. А.Толстой написал и много публицистических статей, ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер» (слайд 3)

Творчество Алексея Толстого отличается тематическим и жанровым многообразием. Общеизвестные из них этои рассказы 20-х годов, и трилогия «Хождение по мукам» (романы «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро»), «Петр I», повесть « », повесть «Хлеб» и другие.Он внесзначительно важный вклад в развитие русской литературы. (слайд 4)

4. О рассказе «Русский характер» (слайд 5, 6)

«Русский характер» - последнее значительное произведение А.Н. Толстого - входит в цикл «Рассказы Ивана Сударева», написано 7 мая 1944 года. Цикл состоит из семи коротких историй, объединённых одной темой (изображение Великой Отечественной войны), одной идеей (описание героизма советских людей), одним рассказчиком (бывалый кавалерист Иван Сударев). В каждом рассказе свои главные герои: бойцы Красной армии, оказавшиеся в немецком тылу и создавшие партизанский отряд («Как это начиналось»); репрессированный кулак, который согласился стать бургомистром при немцах и сообщал важнейшие сведения об оккупантах партизанам («Странная история»), и т.д.

В каждом рассказе есть рассуждение о русском характере, который проявляется особенно ярко в критические моменты истории.

Рассказ «Русский характер» завершает цикл «Рассказы Ивана Сударева» и подводит своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. Тема «Русского характера» обозначена автором в самом начале: «мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере». Идея рассказа проясняется благодаря кольцевой композиции: и в начале, и в конце произведения помещаются рассуждения о красоте человеческого характера, которую автор видит в поступках каждого героя: Егора Дрёмова, его родителей, невесты, водителя танка Чувилёва, рассказчика Ивана Сударева.

5. Знакомство с рассказом (чтение)

6. Словарная работа.

Россия –великая страна, не поддающаяся ни под какие мерки, шаблоны, законы логики. Характер России – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый. Сегодня речь пойдет о русском характере, удивительном и непредсказуемом, когда надо – жестоком, когда надо – милосердном, но всегда стойком и мужественном, сильном и несгибаемом, о загадочной русской душе.

А как вы понимаете слово «характер»?

Обучающиеся дают свои ответы.

Давайте посмотрим, верны ли ваши ответы. Посмотрите на доску

Характер -а, м.

1 . Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении . Сильный, волевой, твёрдый, смирный х. Выдержать х. (сохранить твёрдость, не уступить в чём-н.). В характере чьем-н. (свойственно кому-н.). Человек с характером (с твёрдым характером). Человек без характера (слабовольный). Сильные характеры (также перен.: люди с сильным характером). Литературные характеры (персонажи с их характерными чертами).

2. Отличительное свойство, особенность, качество чего-н. Затяжной х. болезни. Беседа делового характера. Х. местности.

А как вы считаете «русский характер» - это какой характер?

Ответы: мужественный, стойкий, ответственный, героический, сильный, могучий, упрямый

7. Беседа по содержанию текста:

Понравился ли вам рассказ? Какие чувства он у вас вызвал?

(Понравился. Рассказ грустный. Вызывает чувство горечи и гордости за Егора Дремова, за всех его родных людей)

Кто рассказывает историю молодого бойца?

(Рассказчиком является Иван Сударев- однополчанин Егора Дремова).

Кто главный герой произведения? Что о нём говорится в рассказе?

(Главный герой рассказа – Егор Дрёмов)

Что о Егоре мы узнаем из рассказа? Что пишет о нем Алексей Николаевич в начале произведения? Найдите и зачитайте эти слова. (слайд 7)

(А.Н.Толстой пишет о нём так: «Человек он простой, тихий, обыкновенный, - колхозник из приволжского села Саратовской области… до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича»).

Как же воевал Егор?

(Доблестно, «он носит золотую звёздочку и половина груди в орденах»).

Каким писатель рисует Егора Дрёмова? (найдите и прочтите элементы портрета)

(«Среди других заметен сильным и соразмеренным сложением и красотой. Бывало, заглядишься, когда он вылезает из башни танка, - бог войны! Спрыгивает с брони на землю, стаскивает щлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и непременно улыбнётся от душевной приязни»).

Какое несчастье произошло с бойцом? (слайд 8)

(Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк – на бугре. На пшеничном поле – был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. Водитель Чувилев вытаскивает лейтенанта из горящего танка. Но комбинезон на Дремове уже горел. Чувилев кидал пригоршнями землю на лицо, голову, одежду лейтенанта. Надо было сбить огонь. Его надо было спасать. У Егора стучало еще сердце.)

Долгим и тяжелым было выздоровление Дремова. Почему же читатель не испытывает радости, читая следующие строки рассказа?

(«Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. Больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал своё лицо, будто привыкал к нему»).

Как характеризует героя улыбка, которая появилась на лице Егора во время разговора с генералом?

(Улыбка Егора жизнеутверждающая.Герой прошёл через суровые опасности, которые не сломили его, а закалили в нём патриотические чувства, он обладает огромной внутренней силой, верой в победу над врагом).

Как человек меняется на войне?

(«На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как здоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке – ядро».

В ходе оборонительных сражений на Курском рубеже были освобождены г.Орёл, Белгород, Харьков, Воронеж. Лондонское радио передало 7 августа: «Такого поражения, как под Орлом и Белгородом, немцы не испытывали даже в 1918г. Поколения будут вспоминать о том, как Красная Армия нанесла тяжёлый удар фашистам, продемонстрировала тем самым своё мужество и мастерство».

Родина высоко оценила подвиги советских воинов под Курском. Свыше 100 тысяч солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, 180 самых мужественных – удостоены звания Герой Советского Союза. Отличившимся при освобождении советских городов соединениям присвоили почётные наименования Орловских, Белгородских, Харьковских.

Именно во время Курского сражения, когда немцы дрогнули, с Егором Дрёмовым случилось несчастье: герой обгорел, лицо было сильно изуродовано. Какое впечатление на окружающих производит обезображенное лицо Егора?

(- Из рассказа читаем такие строки: «Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала»; «…генерал во время разговора старался не глядеть на него»; невеста «подошла близко к нему. Взглянула, и будто её слегка ударили в грудь, откинулась, испугалась»).

Как характеризует Егора его отношение к своему несчастью?

(Он произносит замечательную фразу: «бывает хуже, но с этим жить можно». Эти слова героя говоря о его сильной воле, об умении смотреть правде в глаза, о том, что его характер несломлен этим несчастьем. Егор считает, что уродство ему не помешает воевать дальше).

Какие черты характера раскрываются в герое в момент его приезда домой. Какие чувства испытывает Егор, приближаясь к родительскому дому?

(Он боится встречи с родными. Егору тяжело, потому что он не знает, как родные отнесутся к его уродству. Очень боится волнения, испуга старенькой матери. А вдруг сердце не выдержит? Ясно видно, что герой колеблется, боится причинить душевную боль родителям. Сейчас он не знает, как они примут его и как переживут его уродство).

Найдите и прочитайте эпизод встречи Егора с матерью. Что необычного заметили вы в её поведении, когда сын был ещё дома? (слайд 9)

(Внимательной, заботливой, доброй была онак Егору: накормила, пристально следя за его рукой, выстирала портянки, вымыла сапоги, напекла пшённых блинов).

О чем постоянно думает Егор, находясь дома?

(«Неужели никто не узнаёт его? Нужен ли он кому-нибудь с таким лицом?» Егора нужно понять, ведь до войны он был, наверное, симпатичным молодым человеком, а после ранения его лицо изуродовано. Это его угнетает. Ему хотелось, конечно же, чтобы мать и отец узнали его, обняли, расцеловали. Ему больно оттого, что этого не случилось. Он был готов крикнуть им: «…признаете же вы меня, урода!»)

Почему Егор принимает решение уйти?

(Когда невеста Катя, увидев его, тоже не узнала, а ещё испугалась, отпрянула от него. Это его очень сильно огорчило, поэтому он решил уйти. Да и родители не почувствовали в этом уроде своего сына).

Беда не сломила Егора. Он не хочет чувствовать себя инвалидом, прятаться за спины своих товарищей, поэтому он вернулся на фронт, чтобы вновь воевать.

Какие черты характера свойственны герою?

(Герой – человек мужественный, скромный, он наделён настоящей человеческой красотой. Внутренняя красота ценится выше всего.

Он искренне любит своих родителей, невесту настолько, что не хочет причинять им душевную боль) (слайд 10,11)

Какое решение принимает невеста Егора, узнав, что именно он навестил родителей во время отпуска? Прочтите отрывок рассказа, подтверждающий ваш ответ.

(Катя любила и любит Егора по-прежнему и готова ждать до конца войны, и его обезображенное войной лицо не пугает ее, не может заставить ее забыть своего Егора).

Красивая Катя ему отвечает: «Егор, я с вами собиралась жить навек. Я вас буду любить верно... очень буду любить… Не отсылайте меня…»

Перечитайте начало и конец рассказа, обратите внимание на кольцевую композицию рассказа. В чем видит Алексей Толстой сущность русского характера? (слайд 12)

(Сила и глубина русского характера заключается в любви к Родине, к родным людям, за них не страшно и жизнь отдать. Некогда лейтенанту думать о себе и о своем горе, надо Отчизну защищать от гнусного врага, чтобы матери с отцом и любимой Кате, и всему русскому народу дать возможность мирно жить. «Пришла суровая беда… И поднимается в нем великая сила - человеческая красота»

Характер красив, если человек умеет искренне любить, понимать того, кто любит его, не обижать его, не причинять никакой боли).

Отец о своем сыне говорит «если это был бы он, таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно…»

Объясните слова отца.

(Отец сказал:«Таким лицом…гордиться нужно…» Это объяснить просто: человека искалечила войной, он защищал Родину, а не прятался за спинами тех, кто ушёл на фронт).

Так в чем же, по-вашему, сила и несгибаемость русского характера?

Сила и несгибаемость русского характера заключается в безграничной любви к Родине и родным людям, в поступках человека, а в данном рассказе в героических поступках лейтенанта Егора Дремова, который несмотря на нечеловеческие страдания, физические и душевные, нашел в себе силы вернуть любовь родных людей и продолжить боевые действия за освобождение своей страны от немецких захватчиков. Сила русского характера его родителей в том, что, безгранично любя своего сына, сумели разглядеть под изуродованной маской своего родного Егорушку, приехали к нему в часть и силой своей родительской любви вернули ему силы и желание жить и бороться. Сила и несгибаемость характера невесты Кати также заключается в любви к Егору и желании быть всегда рядом с ним, каким бы он ни был. Сила характера водителя танка Чувилева заключается в том, что, не думая о себе, он кинулся к горящей машине и спас жизнь своему командиру.

Их сила в умении всегда оставаться людьми, любить, сочувствовать, защищать, выручать, оберегать, никогда не сдаваться, не сгибаться под ударами судьбы.

Давайте прослушаем песню в исполнении Александра Маршала «Русский характер» (приложение 3) и поразмышляем еще раз над прочитанным. Вдумайтесь в слова автора: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт беда, в большом или в малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота».

8. Рефлексия.

Понравился ли вам сегодняшний урок?

Как может проявиться русский характер в современное время?

Можете ли вы о себе сказать: «У меня настоящий русский характер?»

В чем это проявляется?

9. Домашнее задание.

Напишите сочинение на тему: «Что такое подвиг? Возможен ли подвиг в современном мире?»

Русский характер! - для небольшого рассказа название слишком многозначительное. Что поделаешь - мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере.

Русский характер! Поди-ка опиши его… Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, - который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни. Как он бил немцев, я рассказывать не стану, хотя он и носит золотую звёздочку и половина груди в орденах. Человек он простой, тихий, обыкновенный, - колхозник из приволжского села Саратовской области. Но среди других заметен сильным и соразмерным сложением и красотой. Бывало, заглядишься, когда он вылезает из башни танка, - бог войны! Спрыгивает с брони на землю, стаскивает шлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и непременно улыбнётся от душевной приязни.

На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке - ядро. Разумеется - у одного оно покрепче, у другого послабже, но и те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем. Но приятель мой, Егор Дремов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича. «Отец мой - человек степенный, первое - он себя уважает. Ты, говорит, сынок, многое увидишь на свете, и за границей побываешь, но русским званием - гордись…»

У него была невеста из того же села на Волге. Про невест и про жён у нас говорят много, особенно если на фронте затишье, стужа, в землянке коптит огонёк, трещит печурка и люди поужинали. Тут наплетут такое - уши развесишь. Начнут, например: «Что такое любовь?» Один скажет: «Любовь возникает на базе уважения…» Другой: «Ничего подобного, любовь - это привычка, человек любит не только жену, но отца с матерью и даже животных…» - «Тьфу, бестолковый! - скажет третий, - любовь - это когда в тебе всё кипит, человек ходит вроде как пьяный…» И так философствуют и час и другой, покуда старшина, вмешавшись, повелительным голосом не определит самую суть… Егор Дремов, должно быть стесняясь этих разговоров, только вскользь помянул мне о невесте, - очень, мол, хорошая девушка, и уж если сказала, что будет ждать, - дождётся, хотя бы он вернулся на одной ноге…

Про военные подвиги он тоже не любил разглагольствовать: «О таких делах вспоминать неохота!» Нахмурится и закурит. Про боевые дела его танка мы узнавали со слов экипажа, в особенности удивлял слушателей водитель Чувилев.

- …Понимаешь, только мы развернулись, гляжу, из-за горушки вылезает… Кричу: «Товарищ лейтенант, тигра!» - «Вперед, кричит, полный газ!…» Я и давай по ельничку маскироваться - вправо, влево… Тигра стволом-то водит, как слепой, ударил - мимо… А товарищ лейтенант как даст ему в бок, - брызги! Как даст ещё в башню, - он и хобот задрал… Как даст в третий, - у тигра изо всех щелей повалил дым, - пламя как рванётся из пего на сто метров вверх… Экипаж и полез через запасной люк… Ванька Лапшин из пулемета повёл, - они и лежат, ногами дрыгаются… Нам, понимаешь, путь расчищен. Через пять минут влетаем в деревню. Тут я прямо обезживотел… Фашисты кто куда… А - грязно, понимаешь, - другой выскочит из сапогов и в одних носках - порск. Бегут все к сараю. Товарищ лейтенант даёт мне команду: «А ну - двинь по сараю». Пушку мы отвернули, на полном газу я на сарай и наехал… Батюшки! По броне балки загрохотали, доски, кирпичи, фашисты, которые сидели под крышей… А я еще - и проутюжил, - остальные руки вверх - и Гитлер капут…

Так воевал лейтенант Егор Дремов, покуда не случилось с ним несчастье. Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк - на бугре, на пшеничном поле - был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. Водитель Чувилев, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта, - он был без сознания, комбинезон на нем горел. Едва Чувилев оттащил лейтенанта, танк взорвался с такой силой, что башню отшвырнуло метров на пятьдесят. Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт… «Я почему его тогда поволок? - рассказывал Чувилев, - слышу, у него сердце стучит…»

Егор Дремов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на свое и теперь не на свое лицо. Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. Он тотчас ей вернул зеркальце.

Бывает хуже, - сказал он, - с этим жить можно.

Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал своё лицо, будто привыкал к нему. Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. Тогда он пошел к генералу и сказал: «Прошу вашего разрешения вернуться в полк». - «Но вы же инвалид», - сказал генерал. «Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью». ![(То, что генерал во время разговора старался не глядеть на него, Егор Дремов отметил и только усмехнулся лиловыми, прямыми, как щель, губами.) Он получил двадцатидневный отпуск для полного восстановления здоровья и поехал домой к отцу с матерью. Это было как раз в марте этого года.

На станции он думал взять подводу, но пришлось идти пешком восемнадцать вёрст. Кругом ещё лежали снега, было сыро, пустынно, студёный ветер отдувал полы его шинели, одинокой тоской насвистывал в ушах. В село он пришел, когда уже были сумерки. Вот и колодезь, высокий журавель покачивался и скрипел. Отсюда шестая изба - родительская. Он вдруг остановился, засунув руки в карманы. Покачал головой. Свернул наискосок к дому. Увязнув по колено в снегу, нагнувшись к окошечку, увидел мать, - при тусклом свете привёрнутой лампы, над столом, она собирала ужинать. Все в том же тёмном платке, тихая, неторопливая, добрая. Постарела, торчали худые плечи… «Ох, знать бы, - каждый бы день ей надо было писать о себе хоть два словечка…» Собрала на стол нехитрое, - чашку с молоком, кусок хлеба, две ложки, солонку и задумалась, стоя перед столом, сложив худые руки под грудью… Егор Дремов, глядя в окошечко на мать, понял, что невозможно ее испугать, нельзя, чтобы у нее отчаянно задрожало старенькое лицо.

Ну, ладно! Он отворил калитку, вошёл во дворик и на крыльце постучался. Мать откликнулась за дверью: «Кто там?» Он ответил: «Лейтенант, Герой Советского Союза Громов».

У него так заколотилось сердце - привалился плечом к притолоке. Нет, мать не узнала его голоса. Он и сам, будто в первый раз, услышал свой голос, изменившийся после всех операций, - хриплый, глухой, неясный.

Батюшка, а чего тебе надо-то? - спросила она.

Марье Поликарповне привёз поклон от сына, старшего лейтенанта Дремова.

Тогда она отворила дверь и кинулась к нему, схватила за руки:

Жив, Егор-то мой! Здоров? Батюшка, да ты зайди в избу.

Егор Дремов сел на лавку у стола на то самое место, где сидел, когда ещё у него ноги не доставали до полу и мать, бывало, погладив его по кудрявой головке, говаривала: «Кушай, касатик». Он стал рассказывать про ее сына, про самого себя, - подробно, как он ест, пьёт, не терпит нужды ни в чем, всегда здоров, весел, и - кратко о сражениях, где он участвовал со своим танком.

Ты скажи - страшно на войне-то? - перебивала она, глядя ему в лицо тёмными, его не видящими глазами.

Да, конечно, страшно, мамаша, однако - привычка.

Пришел отец, Егор Егорович, тоже сдавший за эти годы, - бородёнку у него как мукой осыпало. Поглядывая на гостя, потопал на пороге разбитыми валенками, не спеша размотал шарф, снял полушубок, подошёл к столу, поздоровался за руку, - ах, знакомая была, широкая, справедливая родительская рука! Ничего не спрашивая, потому что и без того было понятно - зачем здесь гость в орденах, сел и тоже начал слушать, полуприкрыв глаза.

Чем дольше лейтенант Дремов сидел неузнаваемый и рассказывал о себе и не о себе, тем невозможнее было ему открыться, - встать, сказать: да признайте же вы меня, урода, мать, отец!.. Ему было и хорошо за родительским столом и обидно.

Ну что ж, давайте ужинать, мать, собери чего-нибудь для гостя. - Егор Егорович открыл дверцу старенького шкапчика, где в уголку налево лежали рыболовные крючки в спичечной коробке, - они там и лежали, - и стоял чайник с отбитым носиком, - он там и стоял, где пахло хлебными крошками и луковой шелухой. Егор Егорович достал склянку с вином, - всего на два стаканчика, вздохнул, что больше не достать. Сели ужинать, как в прежние годы. И только за ужином старший лейтенант Дремов заметил, что мать особенно пристально следит за его рукой с ложкой. Он усмехнулся, мать подняла глаза, лицо ее болезненно задрожало.

Поговорили о том и о сем, какова будет весна, и справится ли народ с севом, и о том, что этим летом надо ждать конца войны.

Почему вы думаете, Егор Егорович, что этим летом надо ждать конца войны?

Народ осерчал, - ответил Егор Егорович, - через смерть перешли, теперь его не остановишь, немцу - капут.

Марья Поликарповна спросила:

Вы не рассказали, когда ему дадут отпуск, - к нам съездить на побывку. Три года его не видала, чай, взрослый стал, с усами ходит… Эдак - каждый день - около смерти, чай, и голос у него стал грубый?

Да вот приедет - может, и не узнаете, - сказал лейтенант.

Спать ему отвели на печке, где он помнил каждый кирпич, каждую щель в бревенчатой стене, каждый сучок в потолке. Пахло овчиной, хлебом - тем родным уютом, что не забывается и в смертный час. Мартовский ветер посвистывал над крышей. За перегородкой похрапывал отец. Мать ворочалась, вздыхала, не спала. Лейтенант лежал ничком, лицо в ладони: «Неужто так и не признала, - думал, - неужто не признала? Мама, мама…»

Наутро он проснулся от потрескивания дров, мать осторожно возилась у печи; на протянутой верёвке висели его выстиранные портянки, у двери стояли вымытые сапоги.

Ты блинки пшённые ешь? - спросила она.

Он не сразу ответил, слез с печи, надел гимнастёрку, затянул пояс и - босой - сел на лавку.

Скажите, у вас в селе проживает Катя Малышева, Андрея Степановича Малышева дочь?

Она в прошлом году курсы окончила, у нас учительницей. А тебе ее повидать надо?

Сынок ваш просил непременно ей передать поклон.

Мать послала за ней соседскую девочку. Лейтенант не успел и обуться, как прибежала Катя Малышева. Широкие серые глаза ее блестели, брови изумлённо взлетали, на щеках - радостный румянец. Когда откинула с головы на широкие плечи вязаный платок, лейтенант даже застонал про себя: поцеловать бы эти тёплые светлые волосы!.. Только такой представлялась ему подруга, - свежа, нежна, весела, добра, красива так, что вот вошла, и вся изба стала золотая…

Вы привезли поклон от Егора? (Он стоял спиной к свету и только нагнул голову, потому что говорить не мог.) А уж я его жду и день и ночь, так ему и скажите…

Она подошла близко к нему. Взглянула, и будто ее слегка ударили в грудь, откинулась, испугалась. Тогда он твердо решил уйти, - сегодня же.

Мать напекла пшённых блинов с топленым молоком. Он опять рассказывал о лейтенанте Дремове, на этот раз о его воинских подвигах, - рассказывал жестоко и не поднимал глаз на Катю, чтобы не видеть на ее милом лице отражения своего уродства. Егор Егорович захлопотал было, чтобы достать колхозную лошадь, - но он ушел на станцию пешком, как пришёл. Он был очень угнетён всем происшедшим, даже, останавливаясь, ударял ладонями себе в лицо, повторял сиплым голосом: «Как же быть-то теперь?»

Он вернулся в свой полк, стоявший в глубоком тылу на пополнении. Боевые товарищи встретили его такой искренней радостью, что у него отвалилось от души то, что не давало ни спать, ни есть, ни дышать. Решил так, - пускай мать подольше не знает о его несчастье. Что же касается Кати, - эту занозу он из сердца вырвет.

Недели через две пришло от матери письмо:

«Здравствуй, сынок мой ненаглядный. Боюсь тебе и писать, не знаю, что и думать. Был у нас один человек от тебя, - человек очень хороший, только лицом дурной. Хотел пожить, да сразу собрался и уехал. С тех пор, сынок, не сплю ночи, - кажется мне, что приезжал ты. Егор Егорович бранит меня за это, - совсем, говорит, ты, старуха, свихнулась с ума: был бы он наш сын - разве бы он не открылся… Чего ему скрываться, если это был бы он, - таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно. Уговорит меня Егор Егорович, а материнское сердце - все свое: ои это, он был у нас!.. Человек этот спал на печи, я шинель его вынесла на двор - почистить, да припаду к ней, да заплачу, - он это, его это!.. Егорушка, напиши мне, Христа ради, надоумь ты меня, - что было? Или уж вправду - с ума я свихнулась…»

Егор Дремов показал это письмо мне, Ивану Судареву, и, рассказывая свою историю, вытер глаза рукавом. Я ему: «Вот, говорю, характеры столкнулись! Дурень ты, дурень, пиши скорее матери, проси у нее прощенья, не своди ее с ума… Очень ей нужен твой образ! Таким-то она тебя ещё больше станет любить».

Он в тот же день написал письмо: «Дорогие мои родители, Марья Поликарповна и Егор Егорович, простите меня за невежество, действительно у вас был я, сын ваш…» И так далее, и так далее - на четырех страницах мелким почерком, - он бы и на двадцати страницах написал - было бы можно.

Спустя некоторое время стоим мы с ним на полигоне, - прибегает солдат и - Егору Дремову: «Товарищ капитан, вас спрашивают…» Выражение у солдата такое, хотя он стоит по всей форме, будто человек собирается выпить. Мы пошли в поселок, подходим к избе, где мы с Дремовым жили. Вижу - он не в себе, - все покашливает… Думаю: «Танкист, танкист, а - нервы». Входим в избу, он - впереди меня, и я слышу:

«Мама, здравствуй, это я!..» И вижу - маленькая старушка припала к нему на грудь. Оглядываюсь, тут, оказывается, и другая женщина, Даю честное слово, есть где-нибудь ещё красавицы, не одна же она такая, но лично я - не видал.

Он оторвал от себя мать, подходит к этой девушке, - а я уже поминал, что всем богатырским сложением это был бог войны. «Катя! - говорит он. - Катя, зачем вы приехали? Вы того обещали ждать, а не этого…»

Красивая Катя ему отвечает, - а я хотя ушёл в сени, но слышу: «Егор, я с вами собралась жить навек. Я вас буду любить верно, очень буду любить… Не отсылайте меня…»

Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила - человеческая красота.

Рассказ предложила наша читательница
Алёна


Русский характер? Что в нём особенного? Когда он раскрывается в полную силу? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста А.Н.Толстого.

Автор поднимает в своём тексте проблему русского характера. Какой он? Чтобы ответить на этот вопрос, он рассказывает нам о молодом лейтенанте-танкисте Егоре Дрёмове. Описывает не подвиги, которых было немало, а о ранении бойца. Танк был подбит и загорелся. Водитель вытащил горящего лейтенанта. Но тот сильно обгорел, особенно лицо.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Восемь месяцев в госпитале, операция за операцией. «Восстанавливали всё: и нос, и губы, и веки, и уши». Когда Егор впервые «взглянул на своё и теперь не своё лицо», он сказал: «Бывает хуже, а с этим жить можно». Больше зеркальца он не просил, только ощупывал лицо, привыкая к нему. Известие о том, что его признали негодным к строевой службе, его не обрадовало. Он пошёл к генералу с просьбой отправить его на фронт. На возражения он ответил: «…Я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!». Вот он русский характер! «Великая сила – красота человеческая».

Позиция автора мне понятна. Русский характер в силе духа, в способности преодолеть любые трудности, в способности думать о других, а не о себе. Егор не раскисает, не жалеет себя, он видит себя не уродом, а человеком, способным воевать, служить Родине. И это самый правильный выбор. Он замечает и слёзы медсестры, и взгляд генерала, который при разговоре пытался не смотреть на него, но не обращает на это внимание. Он остался прежним Егором Дрёмовым, и ничто этого не изменит.

Я согласна с позицией автора. Война раскрывает в человеке «ядро», красоту человеческую. И мы видим поступок героя, который раскрывает нам настоящий русский характер. В художественной литературе мы встречаем обычных людей, которые в минуты опасности становятся героями, забывая о себе, не страшась смерти.

В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» Пьер Безухов после неудачной попытки убить Наполеона отправляется на фронт. Грузный, неуклюжий Пьер в белом фраке и белой шляпе участвует в Бородинском сражении, оказавшись в самом пекле. Другой бы испугался, спрятался в штабе, а он подаёт снаряды, пытается разобраться, что происходит, помочь. Желание послужить Родине начисто лишает его страха смерти. Благородно и отважно он ведёт себя и в плену. Ожидал ли от себя такой храбрости Пьер? Думаю, нет. Но русский характер даёт себя знать.

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв не получает помощи в Оренбурге и отправляется в Белогорскую крепость один спасать любимую девушку Марию Миронову, которая оказалась в руках подлого Швабрина. За ним увязался преданный ему Савельич. Крепость захвачена врагами. За доброту (заячий тулупчик) Пугачёв отпустил Гринёва. Один раз повезло. Повезёт ли другой? Гринёв об этом не думает. Он должен спасти Машу. Чувство долга выше страха смерти. И в этом тоже русский характер.

Так в чём же особенность русского характера? В силе духа, в стойкости, в чувстве долга, в стремлении думать о других, а не о себе. А в минуты опасности быть готовым всё это проявить. Конечно, все эти черты, думаю, есть и у людей других национальностей. Каждая нация имеет своих героев. Но мы говорим о русском характере. Давайте гордиться своими героями! Нам есть с кого брать пример

Обновлено: 2017-12-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Виктория Довжаница
Конспект урока чтения в 8 классе по рассказу А. Н. Толстого «Русский характер»

Урок чтения

Класс : 8 «В»

Тема : Рассказ А . Н. Толстого «Русский характер »

Цель :

Показать сущность русского характера : силу духа, любовь к людям, к Родине, верность, преданность, самопожертвование.

Задачи :

Развивать произвольное внимание, процессы мышления (анализ, синтез, обобщение, связную речь (давать развёрнутый ответ на вопросы) ;

Воспитывать чувство гордости за свою страну, любовь к Родине.

План к тексту

1. Несчастье Егора Дрёмова;

2. В родительском доме;

3. Внутренняя красота человека;

Презентация;

Инвентарь для сценки (кувшин, ложки, чашки, платок, пилотка) ;

Кроссворд;

Учебник.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Сядьте правильно, руки положите на парты.

1. Сообщение темы и цели урока .

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что это такое русский характер .

2.Вступительное учителя :

Русский характер формировался веками . Были былинные герои, как на картине В. Васнецова «Три богатыря» . Исторические личности Александр Невский, Михаил Кутузов. (слад 1-3)

Особенно проявился русский характер во время Великой Отечественной войны. Много подвигов совершили солдаты.

Летом 1943г. было самое большое танковое сражение на Курской дуге. в нём участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов (слайд 4-8)

II. Закрепление материала

Мы читали рассказ А . Н. Толстого «Русский характер » об одном из героев Курской битвы.

Кто главный герой произведения? (Егор Дрёмов)

Выборочное чтение

Каким его описывает Алексей Николаевич в начале произведения? Прочитайте (слайд 9)

Пересказ 1пункта плана

Какое несчастье случилось с Егором? Расскажите . (Пересказ первого пункта плана)

А вы обжигались? Больно?

c) Выборочное чтение

Как изменилось лицо героя? Прочитайте

Как отнёсся Егор к своему новому лицу? Прочитайте

Характеристика героя

Как вы думаете, легко он пережил своё несчастье?

А почему он так сказал? (герой сильный духом, не сломался)

Почему Егор Дрёмов поехал домой?

f) Выборочное чтение

Какой он увидел свою мать, о чём подумал? Прочитайте

Наконец он решает постучать в дверь, сердце его колотится.

Драматизация, чтение по ролям

Как разговаривали Егор и мать? (волновались)

Какие чувства, эмоции испытывали Егор? Мать? (любовь к матери, тревога за сына)

Постарайтесь передать эти чувства и эмоции. Сценка

Мать : -Кто там?

Егор : - Лейтенант, Герой Советского Союза, Громов.

Мать : - Батюшка, а чего тебе надо-то?

Егор : - Марье Поликарповне привёз поклон от сына, старшего лейтенанта Дрёмова.

Мать : - Жив Егор-то мой? Здоров? Батюшка, да ты зайди в избу. (садятся) Ты скажи- страшно на войне-то?

Егор : - Да, конечно, страшно, мамаша, однако – привычка. (мать уходит, а Егор один, сидя за столом) Да признайте же вы меня.

Спасибо дети.

Выборочное чтение

Вскоре пришёл отец. Как Егор встретился с отцом? Прочитайте

Что думал Егор о матери ночью? («неужели не узнала… мама, мама» )

А о чём думала мать? (ворочалась, вздыхала, не спала.

Как прошла встреча Егора и Кати?

Характеристика героя

Какое решение принял Егор и почему?

О чём писала мать Егору в письме? Прочитайте

Почему она написала такое письмо? (сердце любой матери очень чувствительно)

В конце рассказа происходит встреча сына с матерью и любимой девушкой. Какие черты характера проявились в поступке Кати Малышевой? (любовь, верность, преданность) (слайд 10)

Как вы думаете, прав ли был Егор, скрывая от близких своё несчастье? Почему?

Почему рассказ называется «Русский характер » ? В каких словах рассказа заключается его главная мысль? Прочитайте (слайд 11)

(«Да, вот они, русские характеры ! Кажется, прост человек, а придёт беда, в большом или в малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота» А. Н. Толстой «Русский характер » )

В чьих поступках проявился русский характер ? Чем красивы поступки этих людей?

Слово учителя

В истории Великой Отечественной войны много было проявлений русского характера . Рассказ о подвиге Алексея Маресьева

(слайд 12)

Рассказ о подвиге Александра Матросова (слайд 13)

А как вы думаете, сейчас есть примеры проявлений русского характера ?

Рассказ о подвиге Романа Филиппова (слайд 14)

Недавно, 25 февраля, закончилась Зимняя олимпиада. Нашим спортсменам очень мешали. Но они проявили русский характер , волю, любовь к своей Родине и выиграли в хоккее и фигурном катании. (Слайд 15)

Только русские люди способны на такие поступки.

Какие черты свойственны только русскому характеру ? (слайд 16)

А теперь проверим, как хорошо вы помните героев. Разгадаем кроссворд.

IV Домашнее задание Посмотреть фильм.

Публикации по теме:

Открытый урок по литературе в 7 классе по рассказу Платонова «Юшка» «Я тоже, всему свету нужен…» - открытый урок по литературе в 7 классе. Учитель: Стучкова Лариса Александровна Предмет: литература Класс:.

Конспект занятия по рассказу Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше…» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, восприятие художественной.

Беседа по рассказу А. Толстого «Русский характер» (по «Рассказам Ивана Сударева»)»
Будь человеком, сын мой!
Где бы ты ни был, будь Человеком!
Всегда оставайся человеком!
Ч. Айтматов.

  1. Вступительное слово учителя.

    Алексей Николаевич Толстой - талантливый художник, на долю которого выпало немало испытаний: революции, эмиграция, первая и вторая мировые войны, но он не только пережил эти события, а сумел осмыслить и отразить в своем творчестве.
    Уже в конце жизни Толстому пришлось пережить едва ли не самое сильное потрясение - Великую Отечественную войну. Писатель ни мгновения не сомневался, что Россия выстоит и победит в этой страшной трагедии, но скорбел о тех жертвах, которые пришлось принести на алтарь Победы. В этот период Толстой пишет рассказы, впоследствии объединенные в цикл под названием “Рассказы Ивана Сударева”. Остановимся подробно на рассказе “Русский характер”.

2. Выразительное чтение учителем рассказа « Русский характер».

3. Обсуждение прочитанного.

Какова композиция рассказа?

Используя хорошо известную в литературе форму “рассказ в рассказе”, Толстой повествует о замечательных русских людях: Егоре Дремове, его родителях - Егоре Егоровиче и Марье Поликарповне, о невесте Кате. Каждое действующее лицо рассказа - личность.

Характеристика Егора Дремова. Что произошло с героем рассказа на войне? Как он отнесся к случившейся беде?


Сам лейтенант Дремов смелый, но скромный человек. Звезда героя и ордена говорят сами за себя, но лейтенант никогда не выпячивается вперед, не гордится перед товарищами своими подвигами. “Про военные подвиги он не любил разговаривать”. “О таких делах вспоминать неохота!” “Нахмурится и закурит”.

Но случилось несчастье с лейтенантом, горел в танке и сильно изменился лицом. “Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на свое и теперь - не свое лицо. Медсестра, подававшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. Он тотчас ей вернул зеркальце: - Бывает хуже,- сказал он,- с этим жить можно”.

Почему Егор Дремов, так и не сказав правду родителям и невесте, возвращается в часть?
Действительно, он не потерял зрения, мог продолжать воевать, и делал свое дело достаточно хорошо и умело. Награжденный отпуском, Дремов поехал домой, но, не прожив там суток, вернулся в часть. Кажется Дремову, что стал он чужой родителям и невесте - красавице Кате.
Иван Сударев скажет о ней: “Даю честное слово - есть где-нибудь еще красавицы, не одна же она такая, но лично я не видел...” По молодости и неопытности подумал Дремов, что откажется от него невеста, что испугаются его родители. Сердце матери подсказало ей, что сын это приезжал. А вот отцу никак не понять, что может мужчина стыдиться такого лица: “Таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно”,- скажет Егор Егорович, оценивая подвиг солдата.

Как повели себя родители и невеста героя, когда узнали правду?


Да, родителям не важно - красив или нет их сын, нужно, чтобы честен был, жив остался. Но и для невесты оказалась важнее внутренняя красота Дремова. Катя приехала на фронт (можно себе представить, сколько ей стоило усилий добиться этой поездки!), чтобы подтвердить жениху свое слово: “Егор, я с вами собиралась жить навек. Я вас буду любить верно, очень буду любить... Не отсылайте меня...”

4. Вывод. В чем смысл названия рассказа?
Устами своего героя - Ивана Сударева писатель восхищается русскими характерами, стойкими и верными, любящими и нежными. В суровое время выпало жить этим людям, но они достойны своей судьбы.
Название рассказа символично. Этот очерк повествует о героях, но сколько их еще на русской земле?! Всем строем рассказа автор доказывает, что такой народ победить невозможно. С особым пафосом звучат заключительные строки рассказа: “Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, и поднимается в нем великая сила - человеческая красота”.