Ситуации и задания для обсуждения. Основные законы управления организацией

Данный закон гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством.

Она должна содержать все необходимые элементы, объективно соответствующие целям и задачам управления. Функциональная целостность означает, что система управления должна реализовывать все функции управления, необходимые для достижения целей системы.

Единство системы управления означает, что она образует собой единую систему, а не сумму частей, фрагментов, блоков. Это означает, что вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, единых интересов, что не означает унификацию, единообразие звеньев, уровней и подходов в управлении.

Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления

Суть его заключается в соответствии сферы управления требованиям характера деятельности. Закон гласит, что любая система управления независимо от степени сложности и места в общей системе управления представляет собой комплекс элементов, между которыми должна поддерживаться пропорциональность и оптимальная соотносительность.

Организация рассматривается как система управления, состоящая из объекта и субъекта управления.

Объект управления – это то на что оказывают управляющее воздействие (производственно-хозяйственные процессы), т.е. то чем управляют.

Субъект управления – это то, что оказывает управляющее воздействие на объект управления (орган управления, управленческий аппарат), т.е. то, что управляет.

Соотносительность системы управления означает, что субъект и объект управления должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития. В частности, она предполагает установления и поддержание между ними оптимальных соотношений, в том числе по численности занятого персонала, технико-экономическому уровню и уровню технической оснащенности производства и другим характеристикам.

Закон зависимости эффективности решения и задач управления от объема использования информации

Закон определяет устойчивые связи и зависимости, которые объективно существуют в процессе управления между качеством выполнения задач управления и объемом информации.

Для решения каждой задачи управления органам управления требуется определенный объем информации.

Механизм действия закона показывает, что с увеличением объема поступающей информации эффективность принимаемого решения быстро растет. Однако после накопления определенного объема информации дальнейшее ее увеличение уже не приводит к существенному повышению эффективности. Поскольку дальнейшее увеличение объема информации приводит к возрастанию времени на принимаемое решение. Это связано с обилием сведений, требующих больших затрат на обработку, осмысление, сопоставление и анализ. Качество же принимаемых решений повышается менее интенсивно, поскольку оно уже приблизилось к наилучшему.

Знание механизма данного закона позволяет:

  • рационально организовывать информационный поток, документооборот при построении информационных систем;
  • обосновывать структуры информационного поля в автоматизированных системах управления;
  • планировать мероприятия по повышению живучести, надежности и помехозащищенности средств и систем связи, сбора, обработки, передачи и отображения информации.

Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления

Этот закон отражает одно из важных требований к управлению – его оперативность .

Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления

Значимость всякого планируемого действия зависит от того, насколько оно соответствует поставленным целям, а показатели такого соответствия служат критерии эффективности. На одних уровнях управления для характеристики степени достижения может быть достаточно одного показателя. На более высоких уровнях управления потребуется несколько показателей или некоторая критериальная функция, зависящая от многих показателей. А в целом нужна система критериев эффективности, увязанная с «деревом целей».

Закон требует единства и соподчиненности используемых критериев эффективности, а для этого, во-первых, локальные критерии (критерии оценки частных мероприятий) должны быть подчинены, логически следовать из критериев, используемых на более высоких уровнях. Во-вторых, системе должны использоваться унифицированные критерии для оценки аналогичных мероприятий.

Закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем

Этот закон отражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления. Совместимость должна обеспечивать стыковку технических средств в едином контуре управления по пропускной способности, формам входных и выходных сигналов и параметров, энергопотреблению, транспортной базе и другим характеристикам. Кроме того, совместимость предусматривает исключение взаимных помех при одновременной работе различных средств, используемых в системе управления. Особенно важны требования этого закона при автоматизации управления.

Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления организационной системы экономической природе отношений между ее подсистемами и ее элементами

Связи между субъектом и объектом управления могут быть прямые и обратные. Прямые связи получают свое выражение в форме команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратные связи – это команды (управляющие воздействия) от объекта к субъекту управления, выражающие реакцию объекта на управляющее воздействие. Если в системе управления нет обратной связи или она не улавливается органом управления, то она в конечном счете может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

Закон единства действий законов управления

Суть закона в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая разноприложенных, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления, как и законов развития объективного мира в целом.

Для того чтобы наиболее полно использовать действия законов, необходимо, с одной стороны, уметь, выделить действия каждого закона, а с другой стороны – выяснить механизм воздействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

В сфере управления, как и в любой другой сфере сознательной деятельности общества, действуют многообразные законы и закономерности:

    Закон единства и целостности системы управления. Система управления должна обладать организационным и функциональным единством. Без обеспечения единства и целостности системы управления невозможна эффективная деятельность ни одной большой системы – ни федерации, ни её субъектов, ни фирмы, ни её подразделений.

    Закон обеспечения необходимого числа степеней свободы - системы управления. Число степеней управляющих систем ограничивается рамками принятых в стране законов, нормами исполнительной власти, международными и национальными нормами, обычаями, обыкновениями, субъективными ограничениями. Недостаточное число степеней свободы управляющих систем может привести тот или иной бизнес в тупик, излишнее число степеней свободы – к незаконным или антиобщественным направлениям деятельности.

    Закон необходимого разнообразия систем управления. Этот закон предполагает, с одной стороны, разнообразие возможных форм управления, а другой – динамичное изменение их с целью обеспечения функционирования и развития производственных систем.

    Закон соотносительности управляющих иуправляемых систем означает, что системы должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям.

4. Характеристика современных концепций управления

Процесный подход был впервые предложен приверженцами школы администра- тивного управления, которые пытались описать функции управления. Однако эти авторы рассматривали функции как независимые друг от друга. Процессный же подход изучает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых есть процесс, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также включает серию взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

А. Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить планирование, организацию, распорядительство (или командование), мотивацию, координацию, контроль, коммуникацию, исследование, оценку, принятие решения, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

Системный подход к управлению позволяет рассматривать организацию как многоплановое явление, связывающее в органичное единство цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее. Теория систем впервые была применена в точных науках и технике. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система представляет собой целостность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации – открытые системы, поэтому им необходимо взаимодействие с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Кроме того, организация как открытая система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде и делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Модель организации как открытой системы представлена на рис. 1 На входе организация получает из окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Продукция и услуги являются выходами организа­ции, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управле­ния эффективна, то в ходе процесса преобразования возникает добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополни­тельные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовле­творение работников, рост организации и т.п.

Входы Преобразования Выходы

Информация

Материалы

Трудовые

Обработка и

преобразование входов (зависит от эффективности

управления)

Продукция или услуги

Прибыль (в бизнесе)

Социальная

ответственность

Доля рынка

Удовлетворенность

работников

Рис. 1. Организация - открытая система

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, так как позволил использовать возможности и достижения науки в конкретных ситуациях и условиях. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Разработанный в конце 60-х годов ситуационный подход, не считает, что концеп- ции традиционной теории управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается объединить различный частичные подходы. Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между управленческими функциями и не рассматривает их по отдельности.

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств. Это, скорее, способ мышления об организаци­онных проблемах и их решениях. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он расши­рил практическое применение теории систем, определив основные внутрен­ние и внешние переменные, влияющие на организацию. С точки зрения си­туации «лучшего способа» управления не существует.

Одной из наиболее популярных в 80-е годы системных концепций ме­неджмента стала теория «7-С» , разработанная двумя парами исследователей, работавших с консультационной фирмой «МакКинзи». Первую пару соста­вили Томас Питере и Роберт Уотерман - авторы известной книги «В поисках эффективного управления», вторую пару - Ричард Паскаль и Энтони Атос - авторы бестселлера «Искусство японского управления: пособие для амери­канских управляющих». Исследования привели их к выводу о том, что эф­фективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных состав­ляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего измене­ния остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляю­щих начинается на «С», эта концепция получила название «7-С».

Ключевыми составляющими являются следующие:

стратегия - планы и направления действия, регламентирующие распре­деление ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению конкрет­ных действий во временной достижения поставленных целей;

    структура - внутренняя композиция организации, отражающая распаде­ние организации на подразделения, иерархическую субординацию этих под­разделений и распределение власти между ними;

    системы - процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;

    штат - важные группы кадров, существующие в организации, охаракте­ризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;

    стиль - способ, с помощью которого руководители управляют организацией;

    квалификация - отличительные возможности ключевых людей в организации;

    разделенные ценности - смысл и содержание основных направлений Деятельности, которые организация доводит до своих членов.

В соответствии с данной концепцией только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи компонентов.

В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию « Z » , вкоторой используется эффективный японский подход к управлению. Теорию «Z» нельзя отнести к разряду общих теорий управления, но она ознаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщённого описания управления. Предложив теорию «Z» управления организацией, Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организацией.

Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том , что человек это основа любой организации, и от него в первую очередь зависит успех ее функционирова -ния . Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления. Идеи теории «Z» в сжатом виде сводятся к следующему:

    долгосрочный наём кадров;

    групповое принятие решения;

    индивидуальная ответственность;

    медленная оценка кадров и их продвижения;

    неопределенный, неформальный контроль четкими и формализованными методами;

    неспециализированная карьера;

    всесторонняя забота о работниках.

Краткий обзор учений XX в. об управлении показывает, что управленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. В то же время практика бизнеса и управления им всегда оказывалась сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль, открывая время от времени перед исследователями управления все новые, ранее неведомые стороны и качества и ниспровергая с пьедестала незыблемых истин положения и теории, которые претендовали на окончательные истины об управлении.

Теоретические положения, обладающие определœенным уровнем абстракции и обобщения, чаще всœего формулируются в виде законов, закономерностей и принципов.

Наивысший уровень понимания сущности явления отражают объективные законы, которые устанавливают связи их свойств и характеристик. Учёт этих связей и способствует практике управления.

Закон – внутренняя и необходимая, всœеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной действительности, ᴛ.ᴇ. прочное, повторяющееся, идентичное в явлении.

Существуют различные точки зрения на понятие законов управления. Одни авторы считают, что это юридические законы, регламентирующие управление. Другие считают, что эти не юридические, а экономические законы, так как управление осуществляется в социально-экономических системах. Наконец некоторые считают, что это специфические законы, определяющие функционирование и развитие специфической сферы деятельности человека – управления. Кто прав? Правы те, кто считают, что глубинные, сущностные процессы в явлениях отражаются в законах: часть юридических и экономических законов используют управленцы в своей работе, часть законов сформировалось только в сфере управления как специфических.

Законы управления – положения, определяющие строение, функционирование и развитие управления и характеризующие существенные (необходимые), устойчивые (повторяющиеся) и объективные (независимые от желания людей) внутренние черты и связи.

Приведем примеры законов управления ввиду отсутствия их систематизированного перечня.

Пример 1. Закон крайне важно го разнообразия. Сущность закона в следующем:

– разнообразие управляющей системы должно быть не менее разнообразия управляемого объекта;

– чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Пример 2. Закон единства анализа и синтеза. Сущность закона в следующем:

– каждая материальная система, будь то живой организм, завод, учебное заведение стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счёт постоянного пересмотра функций и изменения своей структуры;

– вслед за разделœением функций и преобразованием структуры управления наступает их синтез, соединœение воедино в новом качестве.

Пример 3. Закон информированности – упорядоченности. Сущность закона состоит в следующем: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем скорее наступает упорядочение деятельности и тем большая вероятность ее устойчивого функционирования.

Пример 4. Закон развития. Сущность закона состоит в следующем: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всœех этапов жизненного цикла.

Пример 5. Закон самосохранения. Сущность закона состоит в следующем: каждая материальная система стремится сохранить себя (выжить), используя для достижения этого весь свой ресурс (потенциал).

Законы управления - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Законы управления" 2017, 2018.

  • - Различают общие и специфические законы управления.

    К общим законам управления относятся: · закон специализации управления; · закон интеграции управления; · закон экономии времени; Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами... .


  • - Законы управления

    Принципы менеджмента Законы менеджмента Тема 3. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Ситуации для обсуждения 1. В США говорят так: «Пока менеджер либо предприниматель работает, он должен учиться». Правильно ли это? 2.... .


  • - Статический режим работы систем и линейные законы управления

    АНАЛИЗ СУ Основные требования к СУ: 1) точность: в становившемся режиме система должна поддерживать заданное значение выхода, причем ошибка (разница между заданным и фактическим значением) не должна превышать допустимую; 2) устойчивость: это свойство системы... .


  • - Законы управления

    (1) пропорциональное управление: ; . В установившемся режиме Сигнал ошибки: Пусть Тогда Ошибка где к – общий коэффициент усиления. При данном управлении всегда имеется ненулевая статическая ошибка, причем она тем меньше, чем больше. При таком законе ПФ...

  • Существует более десятка определений понятия «управление». Управление - свойство, внутренне присущее любым сложным системам на любой ступени развития. Приведем некоторые из них, лучше всего отражающие суть этого феномена.

    Управление - это способность целостных динамических систем производить структурную и функциональную перестройку в ответ на изменения в условиях внутренней и внешней среды их существования.

    Управление - это процесс воздействия субъекта на объект, направленный на упорядочение, сохранение, разрушение или изменение системы объекта в соответствии с поставленной целью.

    Управление - есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

    По А. Файолю: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

    В широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Следует раскрыть содержание этого руководства, его сущностные черты.

    Управление - деятельность управляющей подсистемы, заключающейся в выработке управляющего воздействия и его осуществления и направленная на эффективное достижение цели деятельности системы в целом.

    В определении содержится главное, ради чего осуществляется управление деятельностью и сама деятельность - цель. Далее отмечается необходимость выработки и осуществления непрерывного воздействия на управляемую подсистему , подчеркивая этим самым необходимость деятельности и по выработке управляющего воздействия, и по осуществлению того воздействия, то есть по существу предусматривает в составе управленческой деятельности, кроме задач выработки управляющего воздействия, и организаторские задачи по обеспечению выработанного решения. И, наконец, отмечается необходимость эффективного управления.

    Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.

    Основные законы управления и их характеристики

    управление таможня красноярский

    В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

    Законы характеризуют (Приложение 1): единство процессов объективного мира; связь мировых процессов; взаимозависимость мировых процессов; цельность мирового процесса. Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

    В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Это законы диалектики (Приложение 2): закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания; закон перехода количественных изменений в качественные. На основе законов вырабатывается методология исследования процессов управления, формулируются принципы управления, которые в виде правил и рекомендаций отражают отдельные стороны и требования этих законов.

    Законы управления как специфические законы выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и элементами внешней среды. В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления). Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на 3 основные группы.

    К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов. Во вторую группу входят частные, или субъективные законы управления , посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля. К третьей группе относятся «специальные» законы, - непосредственно не связанные с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы.

    Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды. В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления).

    1) К общим законам управления можно отнести:

    1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления.

    2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.

    3. Закон единства системы управления.

    4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

    5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.

    6. Закон единства действий законов управления.

    Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления, заключается в следующем. Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой - отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности. Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.

    Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления гласит , что экономические системы с сознательным планомерным управлением потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессах. Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества. Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

    Согласно закону единства системы управления, деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

    Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности. Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект организации - это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

    Объект и субъект управления оформлены в определенные системы - управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.

    Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природы отношений между ее подсистемами заключается в следующем. Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи. Связь между управляющей и управляемой системами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.

    Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды. Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

    Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.

    Для того, чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой - выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

    2) Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управленческой подсистеме, законы организации (т.е. управляемой подсистемы) и др. К ним относятся:

    1. Закон изменения функций управления.

    2. Закон сокращения числа ступеней управления.

    3. Закон концентрации функций управления.

    4. Закон распространения контроля.

    Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других. Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее. Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала. Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

    3) Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации. Например, для предприятий пищевой и фармацевтической промышленности особенно важны законы химии, без применения которых невозможна разработка и осуществление технологических процессов в этой области. Среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.

    Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования. Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. Все закономерности управления можно разделить на группы: закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию и закономерности менеджмента. К закономерностям управления относятся:

    Единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);

    Пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);

    Централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));

    Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).

    В управлении производством имеет место система общественных отношений, носящих как базисный, так и надстроечный характер. Эти отношения подчиняются соответствующим законам. Законы развития производства - это наиболее существенные, устойчивые объективные взаимозависимости и связи в явлениях и процессах производства. Управление производством основывается на системе законов, которая включает:

    экономические законы;

    законы развития техники, технологии и научного знания о них;

    законы кибернетики и системотехники;

    законы развития общества и собственно законы управления общественным производством.

    Эти законы действуют не изолированно, а все вместе, одновременно и взаимообусловлено. Поэтому реализация требований законов в механизме управления предполагает, во-первых, учет действий не одного какого-то закона, а всей их системы, а во-вторых, такую организацию деятельности людей, при которой действие законов помогает им наиболее эффективно достигать поставленных целей. Существуют две стадии в познании законов. Эмпирическая, при которой раскрывается связь явлений, их глубинных сторон и зависимостей, разграничение сущности и форм проявления с установлением их связей, определении количественной характеристики явлений и выяснении механизма действия законов как системы.

    Приходится констатировать, что отечественная наука находится на эмпирической (первой) ступени познания законов развития производства. Что касается законов управления, то они не сформулированы вообще.

    Для примера назовем лишь некоторые законы управления, сформулированные современными учеными-управленцами:

    закон специализации управления;

    закон интеграции управления;

    закон необходимой и достаточной централизации управления;

    закон времени - закон управления временем;

    закон единства политических и экономических основ управленческих решений;

    закон плановой основы управления производством и т.п.

    Анализ названных законов показывает, что они являются, прежде всего, принципами и правилами построения системы управления, а не законами. В их определении отсутствуют требования даже эмпирической стадии познания, когда должны быть вскрыты причинно-следственные связи между явлениями в управлении производством.

    Даже те немногочисленные исследования в области теории и практики управления, которые проводились в республике, в настоящее время из-за дефицита средств свернуты. Теоретическая непроработанность реформ вряд ли может привести к их успеху.

    В любой системе, будь то естественная или искусственная, закрытая или открытая, главенствуют свои законы. Системы управления не исключение. Рассмотрим основные из них:

    • 1. Синергия
    • 2. Информированность - упорядоченность
    • 3. Самосохранение
    • 4. Единство анализа
    • 5. Развитие
    • 6. Композиции и пропорциональности
    • 7. Специфические законы социальной организации
    • 8. Принципы статической организации
    • 9. Принципы динамической организации

    Основными по степени влияния на систему управления, как неотъемлемую часть организации являются следующие законы:

    1. Закон сохранения организации - организация стремиться к возрастанию упорядоченности, т.е. применительно к управляющей системе. Организация стремиться к устойчивости, которая является основой сохранения организации. Во всех случаях систем управления можно наблюдать противоречие между внутренней и внешней мотивировкой. Если внутренняя мотивировка субъекта управления примерно совпадает с потенциальными возможностями, а взаимодействие с объектами управления, соответствующим имеющимся правам и ресурсам, то в этом случае можно говорить о гармонии в системе управления. Это приводит к выводу о наличии двух критериев.

    a. добиваться внутренней стабильности системы управления

    b. стабильности взаимодействия системы управления с внешней средой.

    • 2. Закон разнообразия гласит, что эффективность управления может быть обеспечена только в том случае, если разнообразие средств управляющего, хотя бы не меньше, чем разнообразие средств управляемой ситуации.
    • 3. Закон дополнений гласит о том, что наиболее организованы те системы управления, где части дополняют друг друга
    • 4. Закон минимума - устойчивость системы управления зависит от наименьшего сопротивления всех ее частей в каждый момент времени. Иначе говоря, суммарная устойчивость считается по самому слабому звену в цепи системы.
    • 5. Закон взаимодействия с окружающей средой и его критический уровень утверждает, чем более изменчива среда, тем менее устойчива система. Чем среда консервативней, тем устойчивее система. При этом структура объекта управления повторяет колебания среды. Во взаимодействие системы со средой существует некоторый критический уровень управляющих воздействий среды. Если количество информации превысит его, то придет не соответствие с принципами внутри системы. Постоянно растущие информационные потоки в течении долгого времени не могут выдержать даже самые опытные руководители.
    • 6. Закон обратной связи гласит, что обратная связь это объективное явление свойство системы, позволяющее регулировать будущее поведение прошлым и рассматривать как входной сигнал о разнице между заданным и фактическим результатом, заставляющее второе сближаться с первым.
    • 7. Закон тождественности организации и информации утверждает, что организация порождает информацию, которая является толчком для организации. Информация понимается здесь как ядро организации. Важнейшим условием эффективного управления системой является соблюдение этого закона. Таким образом, внешние и внутренние информационные потоки, связанные с состоянием предприятия и внешней средой, а также, взаимосвязанные с ними, внутрисистемные информационные потоки образуют базовые информационные потоки, которые являются основой для выработки управляющей информации, как главного продукта деятельности системы управления в организации.

    Не менее важное значение играют принципы управления, представляющие собой основные правила и положения, которыми руководствуются работники аппарата управления. На практике они могут выступать в формах организационных регламентов, нормативов, норм права и морали, различных социально-психологических установок и т.п. Принципы управления, так же как и законы, объективны, поскольку они базируются на законах и выражают их требования. Однако они в то же время субъективны, потому что формулируются людьми. Таким образом, принципы управления представляют собой результат обобщения объективно действующих законов и форм их проявления в управлении производством. В такой трактовке принципы выступают в качестве руководящих начал, чтобы практическая деятельность всех участников производства не противоречила законам природы и общества и тем самым оказывала эффективное воздействие на процессы их развития. В этом состоит суть сознательного использования законов в управлении.

    Поскольку принципы управления субъективны, то между ними и законами нет вербального соответствия. Это означает, что на практике один закон может быть реализован в нескольких принципах и, наоборот, несколько законов в одном принципе. Особенность принципов управления белорусской и российской управленческих научных школ состоит в том, что все они сформулированы без открытия соответствующих законов. Однако проблема заключается не в том, что выбраны неверные принципы, а в том, что за их провозглашением не следуют конкретные действия. Невыполнение требований законов, постановлений директивных органов, судебных решений даже на самых высоких уровнях управленческой пирамиды стало обыденной практикой.

    Все принципы управления условно можно разбить на две группы:

    системотехнические, отражающие законы построения и функционирования систем управления;

    социально-экономические (социально-политические), отражающие законы развития общества, экономики и производства.

    К системотехническим (общеорганизационным) принципам, например, относятся следующие:

    принцип полномочности;

    единства распорядительства;

    иерархичности;

    специализации и кооперации труда в управлении.

    Эти принципы проработаны достаточно полно и широко применяются на практике. Касаясь социально-экономических и политических принципов, следует отменить, что в подавляющем большинстве они сформулированы некорректно, не отражают глубинной сущности протекаемых в экономике процессов, несут идеологическую нагрузку, устарели и по этой причине не составляют надежный теоретический фундамент механизма управления, тем более в изменившихся условиях. Что могут дать современному руководителю такие принципы, как принцип социалистического соревнования, принцип единства долга и дела, принцип демократического централизма и т.п.? Это скорее лозунги, а не руководящие правила. Поэтому переход к рыночной концепции управления требует незамедлительного проведения научно-исследовательских работ в этом направлении науки управления, тем более что пока еще есть квалифицированные кадры в данной области науки. Принципы управления не могут быть неизменными, стандартными. В процессе развития производства они также должны видоизменяться, отражать новые условия управления им. Проблема состоит в том, что реорганизация действующей административной системы на этом уровне значительно опередила по времени и масштабам формирование заменяющих ее элементов рыночных структур и отношений, что привело к появлению управленческого вакуума. Это вызвало, с одной стороны, развал четкой и жесткой системы планирования, контроля, распределения, связей, сбыта, ликвидации зависимости от вышестоящих уровней, а с другой - правовую, экономическую и организационную неопределенность в вопросах полноты реальной хозяйственной самостоятельности, взаимоотношений с поставщиками, потребителями, посредниками, государством и т.п.