100 лет со дня революции. Столетие революции — неудобная годовщина для российской власти. Калининград: каша и личные вещи императора

Великая Российская Революция - коренной перелом в отечественной истории. Затронувший все сферы общественной жизни процесс до сих пор в историческом сознании современной России, переживающей период социальной, культурной и политической трансформации, не приобрел однозначной оценки. Многие аспекты данного периода российской истории остаются нераскрытыми или раскрытыми необъективно и политически ангажировано.

2017 год - год столетнего юбилея Революции 1917 года. Столетний рубеж - знаковый для исторической памяти. Именно сейчас необходимо поддержать тенденцию примирения общества с событиями 1917 года и способствовать популяризации качественного исторического знания для извлечения из них уроков.

Российское историческое общество принимает активное участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных Великой Российской Революции, руководствуясь ценностями научности, верифицируемости и гражданской солидарности, выраженной в деликатном и объективном подходе к историческим событиям.

«Мы подошли к теме Революции 1917 года подготовленными. Ее широкое обсуждение проходило на различных площадках, в рамках разработки концепции преподавания отечественной истории в школе. Уже тогда было предложено рассмотреть Великую Российскую Революцию как сложный и драматичный процесс, включающий в себя взаимосвязанные этапы. События февраля и октября 1917 года, падение монархии и установление республики, выборы в Учредительное собрание и Корниловский мятеж, установление власти Советов и кровопролитную гражданскую войну»,

— председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Новости проекта:

Изучение причин и последствий Великой российской революции будет продолжено - такое заявление на итоговом заседании оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых 100-летию революции 1917 года в России, сделал Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка «Фарфоровая Революция. Мечта о Новом Мире. Советский фарфор» . В экспозиции представлены сотни декоративных тарелок, чашек, блюдец, скульптур, выпущенных в первое двадцатилетие советского государства, которые традиционно принято называть агитационным фарфором.

В концертном зале Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В.Александрова прошёл Международный историко-музыкальный фестиваль детского и юношеского творчества «Российская революция 1917 года: музыкальная память поколений».

На Никольской улице открылась модульная выставка «Революция 1917 года на улицах Москвы в архивных документах и фотографиях». Экспозиция подготовлена Российским обществом историков-архивистов и Историко-архивным институтом РГГУ при поддержке Российского исторического общества и фонда "История Отечества".

Концерт в Мариинском театре, демонстрация уникальных документов из архива Военно-морского флота и закладка на «Адмиралтейских верфях» камня в память о судостроителях эпохи революции и Гражданской войны: в Санкт-Петербурге прошли мероприятия, посвященные столетию революционного переворота в России.

В канун столетия Великой российской революции Cергей Нарышкин дал эксклюзивное интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману, в котором рассказал о значении этого исторического события для граждан России, его оценке в современном российском обществе, а также о мероприятиях, проводившихся по всей стране в преддверии этой даты.

В России в скором времени может появиться мемориал всем погибшим в ходе революции и Гражданской войны. С таким предложением выступили депутаты Государственной Думы на парламентских слушаниях «Столетие революции 1917 года в России: международные аспекты» .

В Государственном историческом музее готовится к открытию выставка «Энергия мечты». Она станет заключительным и самым масштабным событием в календаре мероприятий, посвящённых 100-летию Великой российской революции.

В Доме Российского исторического общества прошла Международная научная конференция «Российская Революция и Конституция». Она собрала несколько десятков экспертов из разных стран - историков, юристов, политологов, экономистов, культурологов.

В Париже стартовала «неделя русской революции»: в ближайшие дни в столице Франции пройдут сразу несколько крупных научных форумов и других мероприятий, посвящённых событиям 1917 года и их влиянию на мир.

МОСКВА, 7 ноября. /ТАСС/. Во вторник исполняется 100 лет со дня самого противоречивого события отечественной истории - Октябрьской революции, ставшей началом создания Советского государства в границах Российской империи.

Осенью 1917 года, спустя полгода после отречения императора Николая II от престола, распад органов власти в России, вызванный соперничеством Временного правительства и различными левыми партиями, сформировавшими параллельные органы власти по всей стране, известные как Советы рабочих и солдатских депутатов, достиг своего пика. Одной из наиболее активных сил, претендовавших на власть, стала Российская социал-демократическая партия (большевиков) во главе с Владимиром Ульяновым (Лениным).

Ровно 100 лет назад, 7 ноября (25 октября по старому стилю) в Санкт-Петербурге начались выступления верных большевикам воинских частей и рабочей гвардии, которые методично брали под контроль основные объекты инфраструктуры столицы. День закончился по сигналу холостым выстрелом с крейсера "Авроры" ночным штурмом Зимнего дворца, резиденции Временного правительства, и провозглашением нового правительства на Всероссийском съезде советов рабочих и солдатских депутатов.

Именно с этого дня началось формирование органов власти Советской России и строительство государства, которое впоследствии вошло в историю как СССР.

Эти события надолго раскололи страну на сторонников и противников большевиков. Сторонники ставили им в заслугу восстановление государственности, индустриализацию страны; распространение влияния на множество стран, также принявших социалистический путь развития; ликвидацию бедности и достижение достаточно высокого уровня жизни. Кроме того, бесспорными достижениями СССР считают успехи науки, ставшей одной из передовых для своего времени, а также победу над нацистской Германией.

Противники не могут забыть, что именно с событий 1917 года начались репрессии коммунистов против политических противников и просто несогласных с ними, достигшие пика в 1930-е годы, когда людей отправляли на казнь списками; гонения на церковь, сопровождавшиеся физическим уничтожением храмов и убийствам священнослужителей; преследования национальных меньшинств, когда целые народы выселялись с мест своего традиционного проживания; почти полную изоляцию на протяжении десятилетий целой страны от остального мира.

Петербург: пушечный залп и 1917-й глазами детей

7 ноября в полдень пушечный залп в Петропавловской крепости прозвучит в память о событиях вековой давности, проходивших в Петрограде и кардинально изменивших ход истории России. "Он напомнит о том, что 100 лет назад во время Октябрьского вооруженного восстания именно выстрел из сигнального орудия с Нарышкина бастиона подал знак крейсеру "Аврора", - отметили в Государственном музее истории Санкт-Петербурга. - "Аврора", в свою очередь, произвела холостой орудийный залп, ставший сигналом к штурму Зимнего".

Также в Петропавловской крепости пройдет выставка, посвященная художественному оформлению города в день празднования годовщины "Октября" на протяжении семи десятилетий советской власти. Вместе с тем, специально для музейного проекта к юбилею революции известный петербургский дизайнер одежды Лилия Киселенко представит модную коллекцию с символичным названием "В красных тонах".

На Новой сцене Мариинского театра во вторник состоится гала-концерт, также приуроченный к событиям столетней давности. По замыслу постановщиков, в спектакле сделан акцент на их восприятии глазами детей. "Они будут троцкими, дзержинскими, лениными, николаями. И соответственно, со своим абсолютным отсутствующим отношением к этим событиям, с той чистотой и любознательностью, с которой дети подходят к любому вопросу, они будут объективно рассматривать все, что случилось", - объяснил режиссер Василий Бархатов.

В число творческих коллективов, которые выйдут на сцену в этот вечер, вошли Сергей Шнуров и группа "Ленинград".

Революция на Волге: новый "штурм Зимнего" и разговоры о Ленине

В Володарском районе Астраханской области в парке Победы откроют стелу в виде символа революции - крейсера "Авроры". Она выполнена из композитных материалов, с нанесением специальной фотопленки. А ростовские коммунисты проведут праздничную демонстрацию и реконструкцию "Штурм Зимнего".

В Новороссийске в местном музее выставят письмо- завещание, написанное защитниками плацдарма "Малая земля" 4 февраля 1978 года в честь 35-летия высадки десанта под командованием майора Цезаря Куникова.

В Ульяновске, на родине Владимира Ленина, пройдет день открытых дверей в Ленинском мемориале и состоится дискуссия на тему "100 лет революции: Идеалы. Личности. Итоги".

"Посетители Дома-музея Владимира Ленина в Казани услышат аудиоспектакль с мемориальной экспозицией, смогут выпить чай, приготовленный по старинным традициям и сыграть в психологическую игру с детективным сюжетом. Во всех районах Нижнего Новгорода пройдут тематические встречи, а в Православном парке у подножия Вознесенского Печерского монастыря высадят кленовую аллею.

В Оренбургском областном музее ИЗО на выставке "Время, вперед!" представят уникальные офорты (гравюры) российско-мексиканского художника Владимира (Влади) Кибальчича, сына известного писателя-революционера Виктора Сержа. Исторический парк "Россия - моя история" с интерактивной экспозицией об истории самарского края в свете истории России откроется днем в Самаре.

Калининград: каша и личные вещи императора

В Калининграде, на торжественном митинге участников угостят гречневой кашей "Че Гевара". А в Калининградский областной историко-художественный музей уже открыл к 100-летию революции выставку "На службе России: история одной семьи". На ней представлены архивные материал семьи генерала Русской императорской армии Владимира Слюсаренко, который был участником Гумбинненского сражения в Восточной Пруссии в августе-сентябре 1914 года, и личные вещи императора Николая II, которые дочь генерала купила у матроса на черном рынке в Петрограде осенью 1917 года.

Кавказ: век революции и литература

В Ставропольском государственном музее-заповеднике им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве откроется новая выставка "Век революции", на которой будут представлены документы, вещи, фотографии, газеты и вещи участников тех событий - уроженцев Ставропольского края.

В Национальном музее Чечни открыли выставку, посвященную влиянию событий 1917 года на развитие чеченской литературы. "Выставка, на которой представлены стенды с историей основоположников чеченской литературы, их творчество и личные вещи, будет работать в течение всего месяца. Наши люди, в том числе и писатели, стали жертвами той власти, в которую поверили. Мы сегодня хотели показать, что наши писатели не стали зацикливаться на трагедиях, пережив репрессии: они писали прекрасные романы о межнациональной дружбе, о жизни, о человечности", - рассказала ТАСС заместитель гендиректора музея Элиса Гелогаева.

Иваново: прием в ряды Комсомола

В городе Иваново, который называют "Родиной первого совета", пройдет митинг на одноименной площади. "Все желающие во время проведения мероприятия смогут подать заявки на вступление в ряды Ленинского Комсомола", - отметили в пресс-службе регионального отделения КПРФ.

Чуть позже, в четверг, в городе Кимовске Тульской области откроют Музей, посвященный 100-летию Октябрьской революции на железнодорожной станции. Ее превратят в мемориальное место, посвященное периоду становления советской власти в Кимовском районе". Одним из экспонатов станет паровоз серии "Эр", он взят с Южно-Уральской железной дороги, прошел сервисное восстановление, и уже доставлен в Кимовск.

Сибирь: красные трамваи и "Стрелка 1917"

В Иркутске запустят "Красные трамваи" № 1 и № 3, украшенные атрибутами праздника, прокатиться на ретро-транспорте можно будет бесплатно.

Накануне праздника в новосибирском метрополитене начнет курсировать вагон-музей "Улицы революции".

В Омске, провозглашенном в 1918 году столицей Белой России, еще в октябре прошла тематическая Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию Октябрьской революции. В ней приняли участие представители 14 регионов России, а также гости из Казахстана, Молдавии, Украины и Израиля.

Новый выставочный проект "Стрелка 19 17" представит Кемеровский областной краеведческий музей. Для экспозиции выбрали временной промежуток с начала XX века по май 1918 года: журналы "Летопись войны 1914г.", телеграфный аппарат 1915 года выпуска, обмундирование шахтеров Копикуза (учрежденное в 1912 году франко-немецко-бельгийское акционерное общество, получившее право на разработку ряда угольных месторождений в Сибири), а также обмундирование офицеров российской армии, коллекция дореволюционных денег и фонари железнодорожников и многое другое.

Челябинск: ретрооткрытки и кабинет НКВД

В Музее почтовой связи Челябинской области откроется выставка почтовых карточек 1920-х - 1930-х годов, в экспозиции будет представлено более 170 экспонатов.

А в Центре историко-культурного наследия Челябинска пройдет выставка "На пути в светлое будущее: XX век. Советский союз. Челябинск", где собрано более тысячи экспонатов, воссозданы окоп времен Гражданской войны, барак первостроителей промышленных предприятий города, кабинет сотрудника НКВД, квартира второй половины XX века. Среди экспонатов - советский телевизор, радиоприемник, часы, холодильник и другие предметы времен СССР.

Урал: революция моды и детства

Объединенный музей писателей Урала в Екатеринбурге подготовил для горожан две выставки, первая - "Революция моды", которая воссоздает атмосферу ателье мод 1920-х годов. Посетители увидят образцы одежды начала XX века, швейные машинки того времени и под звуки рэгтайма из старого патефона узнают о влиянии революции на моду. Экспонаты приносили жители города "из старых бабушкиных сундуков", часть из них передали артисты Камерного театра (Екатеринбург). Вторая выставка - "Революция детства", она предлагает сравнить крестьянское, дворянское и советское детство.

Восемь капсул времени

Шесть капсул времени, заложенных к 50-летию Великой Октябрьской революции в 1967 году вскроют в Архангельской области, Ставрополе, Ростове-на-Дону, Курске, Апексине Тверской области и в крымском селе Вилино. В Крыму и Архангельской области не остановятся на вскрытии - там заложат капсулу для потомков, которую можно будет открыть в 2067 году. Причем архангельские коммунисты адресуют потомкам рассказ Иосифа Бродского о его пребывании в ссылке.

В Новороссийске капсулу уже вскрыли, в послании говорится о том, с каким вниманием и заботой относятся в Новороссийске к ветеранам войны. Письмо подписано 56 защитниками Новороссийска.

Дальний восток: искусство и кипяток с сахаром

На Дальнем востоке 100-летие революции уже отметили. В столице Приморья состоялась художественная выставка в краевой картинной галереи. Экспозиция "Даешь революцию в искусстве!"собрала более 60 экспонатов - от живописи до скульптуры, рассказывающие о периоде в истории, который в Приморье связывают с пребыванием в городе выдающихся художников и литераторов, нашедших во Владивостоке временное убежище перед эмиграцией.

В Магадане 100-летию революции посвятили театральный вечер с прочтением стихов. Со сцены прозвучали стихи, а в антракте состоялись мастер-класс по снаряжению патронами пулеметной ленты и раздача кипятка с сахаром.

Также во вторник в честь 100-летия Великой Октябрьской революции в Орле, Воронеже, Ярославле, Липецке, Волгограде, Архангельске, Норильске, Пскове, Петрозаводске, Сыктывкаре, Тамбове, Белгороде, Алтайском крае, Красноярске, Чите, Сочи, Махачкале, Кабардино-Балкарии, Адыгее, Бурятии пройдут торжественные шествия, митинги, собрания, концерты, фото- и художественные выставки и возложения цветов к памятникам Владимиру Ленину и Героям гражданской войны.

Консенсус через историю

Понять и принять - ключевой посыл, который содержится в выступлениях спикеров разного уровня. Однако именно накануне столетия революции в обществе вновь вспыхнула дискуссия, стоит ли оставить в Мавзолее тело вождя революции Владимира Ленина, с новой силой зазвучала тема сталинских репрессий 30-х годов XX века. Это страшное прошлое, по словам президента России Владимира Путина,"нельзя вычеркнуть из национальной памяти и тем более - невозможно ничем оправдать".

Оценивая события вековой давности, директор Российского исторического общества (РИО), директор службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин отметил, что только беспристрастный подход к истории позволит сделать правильные выводы. "Государство впервые за многие десятилетия не диктует историкам их научные выводы. Напротив, власть сама ждет от исследователей этих выводов, ведь только беспристрастный подход к истории позволяет извлекать из нее уроки", - сказал он в интервью ТАСС.

Нарышкин отметил, что рассматривать Великую русскую революцию нужно комплексно, чтобы получить целостную картину этого масштабного исторического события. "В различные исторические периоды мы то восхваляли вождей революции, то демонизировали их. Но с годами становится очевидно, что радикализм истории вреден, я бы даже сказал, противопоказан. Наша история - это история всех без исключения. Способность принять эту многогранную картину мира - верный признак устойчивости нашего гражданского общества, критерий его нравственного здоровья", - подчеркнул глава РИО.

С Нарышкиным согласен исполнительный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Владислав Кононов. По его словам, оценки революции и нового исторического этапа не могут и не должны быть однозначными.

"Здесь не может и не должно быть однозначного мнения. Хороша или плоха революция 1917 года - это неправильная постановка вопроса. Это было в нашей истории, мы должны это внимательно изучать и ни в коем случае не должны это вымарывать или этого стыдиться. События вековой давности - величайший урок, преподнесенный нам историей", - сказал Кононов ТАСС.

Директор Санкт-Петербургского Института истории РАН Николай Смирнов считает, что говорить о примирении общества преждевременно. "С моей точки зрения, наша страна, к сожалению, никаких уроков не вынесла. Она по-прежнему находится в состоянии раскола, у нас по-прежнему общество - это общество красных и белых. В настоящий момент говорить, что это событие сыграет роль объединяющего фактора, совершенно бессмысленно. Пока не будет преодолен раскол, пока общество не будет в значительной степени обществом толерантным, объективно отнестись к тому, что произошло в 1917 году, невозможно", - сказал он.

Церковь в 1917: великий перелом

Особую роль события 1917 года сыграли в жизни Русской православной церкви. Как отмечал ранее патриарх Московский и всея Руси Кирилл, спустя всего несколько лет после событий октября 1917 года Церковь оказалась практически полностью уничтоженной. Как заявил предстоятель РПЦ на открытии памятника репрессированным "Стена скорби" в Москве, причиной революции и последовавшей за ней гражданской войны стал "отказ от духовных основ человеческой жизни". Патриарх призывает не использовать историю для разжигания новых конфликтов и извлечь уроки из событий минувшего века. По его словам, нынешнее поколение не имеет права на повторение исторических ошибок, а "трагические страницы нашего прошлого не должны быть поводом для разжигания ненависти и усиления напряженности".

Выстраданная революция?

КПРФ во вторник завершит продолжающуюся уже неделю череду приуроченных к 100-летию Октября торжественных мероприятий традиционным праздничным шествием и митингом в Москве. "Смешна и лжива мышиная возня тех, кто пытается "отменить" значение Великого Октября", - говорится в поздравлении бессменного лидера компартии Геннадия Зюганова. "Россия выстрадала революцию, она пришла к социализму трудной дорогой мечтаний и стремлений. Это был воистину великий порыв", - подчеркнул он.

Российская компартия позиционирует себя как "наследницу Великого Октября" и, по выражению своего руководителя, "борется за возвращение страны на путь справедливого развития и прогресса". "Как и большевики 100 лет назад, КПРФ предлагает сегодня стратегию спасения, программу "10 шагов к достойной жизни". Вместе с нашими единомышленниками мы противостоим фашизму, национализму и бандеровщине", - указал Зюганов.

В своем выступлении на международном форуме левых сил в Москве 6 ноября глава КПРФ призвал к "напряженной политической и агитационной работе", которая, по его словам, необходима, чтобы "превратить идеалы Великого Октября и дружбы народов в руководство к действию для миллионов людей во всем мире". Он считает социалистическую доктрину "единственной альтернативой капитализму, несущему с собой кризисы и войны".

Иначе оценивают революцию 1917 года в руководстве Федерального собрания РФ. Главным уроком событий столетней давности должно стать то, что развитие страны происходит не революционным путем, а с помощью консолидации общества на основе взаимного уважения и сохранения традиций, заявил 1 ноября спикер Госдумы Вячеслав Володин на XXI Всемирном русском народном соборе. По его мнению, "недопустимо романтизировать революции и героизировать людей, свергающих законные правительства, обрекающие свои народы на страдания".

"Справедливая Россия" как "партия социалистической направленности" будет отмечать 100-летие Октября, говорил ранее ТАСС первый замглавы ее думской фракции Михаил Емельянов. При этом, по словам лидера справороссов Сергея Миронова, "насилием никого и никогда осчастливить не удавалось", поэтому партия "видит перспективы страны исключительно на путях эволюционного развития".

Однозначен в своем отношении к революции председатель ЛДПР Владимир Жириновский. "Любая революция - это насилие, а любое насилие порождает насилие потом", - сказал он на недавних слушаниях в Госдуме. "Неужели нам с вами можно гордиться революцией, когда погибли миллионы? Не должно быть праздника разгрома государства, должна быть панихида, надо чтить память погибших. Надо один памятник поставить - жертвам всех русских революций", - считает он.

Революция в культуре

Революция оказывала и оказывает влияние на современное искусство. Исторические личности, имевшие отношение к событиям вековой давности, становятся не только объектом научных споров, но и центральными героями культурных произведений. В этом году выставочные проекты, связанные с темой революции 1917 года, прошли в музеях по всей России. В Москве ключевыми площадками стали Государственный музей истории России, Государственная Третьяковская галерея, Государственный центральный музей современной истории России, а также ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Однако наибольший резонанс в обществе вызвал выход в прокат художественного фильма режиссера Алексея Учителя "Матильда", посвященного отношениям императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Основным оппонентом режиссера выступила депутат Госдумы Наталья Поклонская, которую поддержали ряд религиозных организаций. В течение 2017 года в Москве, Санкт-Петербурге и других городах прошел ряд акций против "Матильды", в том числе поджоги офиса режиссера и автомобиля его адвоката. Русская православная церковь решительно осудила радикальные действия противников фильма, однако ее представители, включая патриарха Кирилла, неоднократно говорили, что современное искусство, в том числе фильм о Николае II, причисленном к лику святых, не должно оскорблять чувства верующих. Сейчас в России картина идет по всей стране на 2 тыс. экранов.

Эксперты сходятся во мнении, что в ближайший год у общества еще будет множество поводов поспорить и попытаться прийти к консенсусу, потому что практически на каждый месяц будет выпадать 100-летняя дата, важная для истории. Например, 100 лет с момента расстрела царской семьи в июле 2018 года.

От редакции:

В 2017 году исполняется 100 лет со дней драматических событий, связанных с двумя русскими революциями — февральской и октябрьской 1917 года. Революционные потрясения того года не только повлияли на текущую жизнь в государстве, но и изменили сам ход его истории. Установившийся после октября 1917 режим открыл новую страницу в печальной череде гонений на христиан и вообще на религию. Сегодня в нашей стране идет общественная дискуссия о причинах и последствиях революций 1917 года. Рассматриваются разные альтернативные варианты развития событий, а также многочисленные конспирологические версии о причинах и движущих силах этих явлений. Периодически озвучивается версия о причастности старообрядцев к революционным событиям. В связи с этим наш сайт открывает серию статей с целью максимально правдивого освещения этой непростой темы.

***

Период жизни старообрядчества после известного указа 1905 года императора Николая II об укреплении начал веротерпимости казался началом нового пути. Были распечатаны храмы, построены сотни новых церквей, ширилась издательская, образовательная деятельность. Казалось, что мрачные времена гонений на Церковь Христову уходят в прошлое навсегда. Вместе с тем в стране сохранялись многие нерешенные экономические и политические проблемы. Так, острый конфликт был вокруг аграрного вопроса — земли оставались в собственности помещиков. Непростым оставалось положение рабочих — существующее трудовое законодательство не соответствовало современным требованиям. Ситуация осложнилась и некоторыми историческими обстоятельствами, такими как вступление России в кровопролитную Первую Мировую Войну или «распутинщина » в стенах императорской семьи.

Эти и другие причины привели к революционным событиям февраля 1917 года, когда династия Романовых была отстранена от власти. Только что созданное Временное правительство объявило о намерении снять все ограничения с деятельности религиозных объединений. 14 июля 1917 года появилось соответствующее Постановление «О свободе совести», которое значительно расширяло права граждан на религиозное самоопределение. В нем, например, говорилось: «Каждому гражданину Российского Государства обеспечивается свобода совести. Посему пользование гражданскими и политическими правами не зависит от принадлежности к вероисповеданию, и никто не может быть преследуем и ограничиваем в каких бы то ни было правах за убеждения в делах веры» . Эти и другие подобные постановления вызвали большие надежды во всех старообрядческих согласиях, собрания общин и епархий высказали поддержку Временному Правительству.

В апреле 1917 г. состоялся внеочередной съезд старообрядцев Белокриницкой иерархии. В его резолюции говорилось:

Церковь не может быть в услужении государственной власти, Церковь должна отказаться от всяких поползновений к господству… Полное отделение Церкви от государства и свобода религиозных групп, находящихся в России, послужат только ко благу, величию и процветанию свободной России .

В Москве, Петербурге и других городах весной и летом 1917 года прошли десятки больших и малых собраний старообрядческих согласий. Общими усилиями был создан Организационный комитет московских старообрядцев всех согласий, который выступил в мае 1917-го с объединенной программой политических и духовных преобразований. Предлагалось провести Учредительное собрание, которое бы установило форму правления и федеративное устройство будущего Российского государства, уравняло в правах все исповедания и приняло закон об отделении Церкви от государства. В качестве основы государства старообрядцы предлагали так называемую народоправскую (республиканскую) форму правления по образцам древнерусских республик Пскова и Великого Новгорода . Старообрядческие общества также высказались за возвращение столицы из Петрограда в Москву. Съезд поддержал временное правительство и обратился к премьер-министру князю Георгию Евгеньевичу Львову . В телеграмме говорилось: «…приветствуя в лице Вашем Временное правительство, выражаем ему полное доверие и уверенность в том, что под его мудрым руководством Бог сохранит Россию от грядущей анархии и внешнего врага » .

По всей стране собирались старообрядческие собрания, на которых высказывались самые искренние надежды на преобразования. Так, христиане Егорьевска на своем собрании 17 апреля 1917 года приняли очень характерную для того времени резолюцию, где отмечали, что «душевно радуются свержению мучительного гнета деспотической власти безответственного правительства, чуждого русскому духу — гнета, сковывавшего развитие духовных и материальных сил страны; радуются также и всем возвещенным свободам: слова, печати, личности » .

Также была высказана поддержка Временного правительства в ожидании созыва главного конституционного органа России — Учредительного Собрания, «которое установит незыблемые начала основам твердой власти, закрепит обещанные свободы и успокоит страну » . Это же собрание осудило попытку некоторых групп взять власть силовым путем или вести сепаратные переговоры с Германией, которая находилась в состоянии войны с Россией. Егорьевские старообрядцы провидчески указывали, что подобные попытки окончатся «гражданской войной и затем анархией, последствия коих, безусловно, пагубны » . С другой стороны, обращения и статьи старообрядцев встречались и в умеренной социал-демократической печати.

Летом 1917 г. религиозная ситуация осложнилась главным образом из-за того, что продолжалась война с Германией, уносящая тысячи жизней, а Временное Правительство не могло найти выход из этой ситуации. С одной стороны, подписание сепаратного мира с Германией грозило серьезным поражением, с другой — на продолжение войны уже не было сил и средств. Также не был решен вопрос о земле, миллионы крестьян ждали немедленной передачи земли в свою собственность. Осенью 1917 г. в стране разразился глубокий правительственный кризис. Под напором леворадикальных сил Временное правительство пало, и к власти пришли большевики, которые разогнали Учредительное собрание и установили диктатуру личной власти.

В ноябре 1917 года, сразу после свержения Временного правительства, епископ писал епископу Филарету Казанско-Вятскому (Паршикову) : «Да, «большевики» столько бед творят, что великая Россия становится бедной «Рассеей», от «рассеяния народов», ее составлявших: отделяются Финляндия, Латвия, Украина, Кавказ, Крым, Дон, Сибирь, а может быть, Волга и проч., и проч. Заключит Ленин и К° сепаратный мир с Германией, а союзники, соединившись с Германией, за долги растащат остатки и закабалят на сотни лет несчастный русский народ, потерявший не только совесть, но и веру в Бога, как доказала московская братоубийственная война , когда не щадили ни икон святых, ни храмов. О Господи, до чего мы дожили! Вскую, Боже, отвращаеши лице Свое от нас? »

Во многих местах старообрядческие общины отказывались признавать новую власть. Так, под председательством епископа прошло собрание Донской Епархии, которое высказалось против октябрьского переворота. Епископ , будущий Белокриницкий митрополит, первым составил молитву об избавления Руси от безбожной власти большевиков.

Уже в первые годы после Октябрьского переворота стало ясно, что большевистская партия ставила своей задачей борьбу не только с буржуазными классами, но и с Церковью и религией как таковой. В постановлении ЦК РКП(б) от 1921 года говорилось: «Как в антирелигиозных диспутах, так и в печати… систематически подчеркивать, что РКП борется не с какими-нибудь отдельными религиозными группами, а со всяким религиозным мировоззрением вообще » .

Резолюция XII съезда РКП(б) 1923 г. об антирелигиозной агитации и пропаганде указывала: «Работа партии по окончательному разрушению религиозных верований во всех видах среди рабочих и крестьянских масс неизбежно приобретает, прежде всего, характер углубленной систематической пропаганды, наглядно и убедительно вскрывающей каждому рабочему и крестьянину ложь и противоречие его интересам всякой религии» .

Однако реальные гонения на Церковь развернулись даже не в 20-е годы, а еще раньше, в первые же месяцы после революции. Подписанный Лениным 23 января 1918 года Декрет Совета народных комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» лишал религиозные объединения права на собственность и образование юридического лица. Особую опасность для старообрядческой Церкви представляла 13-я статья декрета: «Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ» .

В отличие от синодальной церкви, церковные здания которой (монастыри, храмы, часовни и пр.) изначально создавались как специализированные культовые сооружения, множество старообрядческих храмов и моленных (особенно возведенных до 1905 года) были построены как неотъемлемая часть частных владений и даже жилых помещений. Такая ситуация возникла по причине непрерывных гонений в царское время, когда староверам было практически невозможно официально оформить строительство отдельно стоящего старообрядческого храма.

Из 46 официально зарегистрированных старообрядческих храмов и моленных Москвы в 1917 году только 16 представляли собой отдельные здания. Остальные, включая существенное число незарегистрированных моленных и храмов, определялись властями как «домовые », частные, не созданные специализированно для совершения богослужения и, следовательно, подлежащие ликвидации. Уже в 1918 г. был закрыт старообрядческий учительский институт, другие духовные и благотворительные учреждения на Рогожском.

В 1919 г. под предлогом передачи помещения страховой кассе была закрыта моленная свв. Петра и Павла на Лужнецкой. В 1923-1924 гг. закрыты храмы и моленные свв. Сергия и Вакха в Гжельском переулке, Введения в Церковь Пресвятыя Богородицы в доме Спиридоновых на Малой Андроновке, прп. Сергия Радонежского на Измайловском шоссе, апостола Матфея в доме М. С. Кузнецова на 1-й Мещанской и многие другие.

Оставшиеся у старообрядцев храмы отныне де-юре принадлежали государству и использовались верующими на правах аренды. Договор на аренду здания составлялся между местной религиозной общиной и Губисполкомом, который мог в любой момент расторгнуть договор по самым надуманным и фиктивным причинам. Например, в ответ на «письмо трудящихся » в местные органы власти с просьбой организовать в здании храма клуб.

Изъятие зданий храмов, монастырей и моленных стало далеко не единственным способом борьбы с Церковью. Еще раньше, в начале 1918 года, были закрыты все периодические старообрядческие издания. Летом 1925 г. Политбюро РСДРП(б) постановило разрешить издание только той религиозной литературы, которая использовалась исключительно в богослужебных целях. Однако вскоре издание любой религиозной литературы было фактически запрещено.

Самым разрушительным образом отразились на старообрядчестве и другие общественно-политические события. В конце 1917 г. были национализированы банки, а в первой половине 1918 г. поэтапно все отрасли тяжелой и легкой промышленности. Класс старообрядческого купечества, промышленников и предпринимателей, которые являлись главными благотворителями Церкви, перестал существовать.

Не меньший удар по старообрядчеству нанесла политика так называемого «расказачивания ». 12 декабря 1918 года высшим революционным советом РСФСР была выпущена инструкция:

Лица, перечисленные в пунктах, подлежат обязательному истреблению: все генералы; помещики; штабс- и обер-офицеры; окружные, станичные и хуторские атаманы; все контрреволюционеры и — все казачество .

Таким образом, в годы гражданской войны, а также в ходе коллективизации была уничтожена одна из важных социальных опор Церкви.

Разразившаяся гражданская война, спровоцированная октябрьской революцией и установлением диктатуры большевиков, разделила старообрядческие епархии, отрезала Московскую Архиепископию от остальных епархий России. В годы Гражданской войны многие старообрядцы выступили против безбожной большевистской диктатуры. Среди них был и герой Первой Мировой войны Козьма Крючков . Его присутствие в рядах казаков было лучшей агитацией для добровольцев. В конце августа 1919 года Козьма погиб в бою под селом Лопуховки Саратовской губернии. Он был похоронен на кладбище родного хутора.

Легендами овеяно имя другого казака — старообрядческого священника 1-го Уральского сводного полка Мокия Кабаева , благословлявшего казачьи полки на борьбу с безбожным режимом. После окончания Гражданской войны он отказался покинуть родную землю, был арестован и расстрелян большевиками в 1921 году. Ныне Мокий Кабаев почитается южноуральским казачеством как местночтимый святой.

Иначе сложилась судьба иерея Иоанна Кудрина , официально занимавшего должность главного старообрядческого священника армии и флота верховного правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака . После Гражданской войны он эмигрировал за границу, где в Китае и Австралии основал ряд старообрядческих приходов, некоторые из которых существуют и в наши дни. Среди них храм Петра и Павла в Сиднее.

После окончания гражданской войны духовная жизнь старообрядческой Церкви стала понемногу налаживаться. Характерной особенностью ее жизни в смутное революционное и послереволюционное время, в отличие от синодальной церкви, было отсутствие каких бы то ни было расколов, «автокефалий », обновленчества, движений «непоминающих » и т. п. Церковь сохранила целостность и единство, благодаря присущему ей духу соборности. Однако гонения на религию, начатые после Октябрьской революции, продолжали усиливаться. Священнослужители, или «служители культа », как их тогда называли в советских законах и СМИ, были приравнены к кулакам, бывшим белогвардейским офицерам, дворянам и предпринимателям, налоги для них с 1928 по 1930 годы возросли в десять раз. Это поставило старообрядческое духовенство на грань выживания.

В 1930 г. было обнародовано постановление ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулаческих хозяйств в районах сплошной коллективизации». Новая политика советского правительства во многом ударила по сельскому старообрядчеству, основу которого составляли зажиточные крестьяне, называемые в советское время кулаками. Постановление предполагало либо заключение их в концентрационные лагеря, либо высылку в отдаленные местности СССР.

Одновременно с борьбой против кулаков власти начали широкомасштабное закрытие сельских старообрядческих храмов и монастырей. Последние ликвидировались не только как религиозные центры, но и как эффективные хозяйства, конкурирующие с создаваемыми колхозами. Похожее происходило и в городах: к началу Великой Отечественной войны в Москве оставался лишь один действующий храм РПсЦ — .

Не только закрытие храмов стало страшной приметой времени. Тотальная и беспощадная борьба с религией шла на всех направлениях. Политика уничтожения религии, объявленная большевиками после трагического октября 1917 года, привела к страшным последствиям. Тысячи священников и верующих были репрессированы, в школах насаждалось антирелигиозное мировоззрение, итогом которого стала бездуховность, потеря уважения к русской истории, церковной и народной традиции. И хотя после периода безбожия и борьбы с религией прошло уже более 25 лет, наследие этой эпохи продолжает сказываться, и еще много стоит сделать Церкви Христовой, чтобы преодолеть богоборческие плоды октябрьской революции 1917 года .

Постановление Временного Правительства «О свободе совести» (14 июля 1917 г.) // Церковные Ведомости. 1917. № 31. 29 июля. С. 247-248.
. Козлов В. Ф. Московское старообрядчество в первой трети XX в. / Старообрядчество в России. Москва, 1999. С. 197.

7 ноября страна отмечает 101-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Событие давнее, но важное, сыгравшее значительную роль в развитии России и всего мира в целом. Помнит ли народ то, что происходило в этот день 101 год назад?

Штурм Зимнего дворца 25 октября 1917 года. Петроград. Кадр из фильма «Октябрь». Режиссеры Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров. 1927 год.

С этим вопросом вышел на улицы города Выборга год назад и попытался узнать у прохожих, что происходило 7 ноября (25 октября по старому стилю) более 100 лет назад. Кто-то вспомнил о противостоянии «красных» и временного правительства. Один человек вспомнил о свержении новым режимом старого. Не обошлось и без смущения: не все смогли дать хоть примерное описание событий столетней давности.

7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года произошло вооруженное свержение Временного правительства России и приход к власти партии большевиков, провозгласившей установление советской власти.

Почему произошло свержение власти?

Затянувшаяся Первая мировая война (1911 — 1918) стала своеобразным катализатором радикально-революционных настроений в обществе. Россия в этой войне была обороняющейся стороной, а существенная нехватка боеприпасов, обмундирования, военной техники сильно подрывала боевой дух армии. Так, на начало войны у России было всего 13 крейсеров, в то время как у Германии и Австро-Венгрии — 42. Отставала Россия и по количеству тяжелых орудий — на начало военных действий их в стране насчитывалось около 240, а в одной только Германии — 2076. Уступала Россия и в авиации, и в танках.

Начало революции ускорило и национальное движение, усилившееся после Февральской революции. После отречения Николая II государство осталось без самодержца и лидера. Страной фактически управляло два органа: Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и Временное правительство. Временное правительство оказалось неспособным решить насущные вопросы: рабочий, аграрный, националистический.


Александр Федорович Керенский (1881-1970), министр-председатель Временного правительства. Петроград, 21 августа 1917 года. Источник: РИА Новости

Продолжало существовать помещичье землевладение. Все еще не был решен важный для крестьянства вопрос — простой народ хотел получить в собственность землю и самовольно распоряжаться ей. Военное положение только откладывало рассмотрение требований крестьянского населения. Временное правительство ничего не сделало для того, чтобы реализовать аграрную программу. «Красные» же обещали на митингах решить аграрный вопрос и наделить крестьян землей. Их лозунги «землю – крестьянам», «фабрики — рабочим» привлекали все больше сторонников.

В результате крестьяне, которые составляли большинство населения Российского государства, поддержали большевиков и отказали в доверии Временному правительству. Поддержали революционное движение и рабочие, которые устали жить, не разгибаясь, под гнетом монархии. Реальная зарплата рабочего населения к осени 1917 года упала до 40-50% от довоенного уровня.

Временное правительство также ничего не сделало для решения национального вопроса. В национальном вопросе царская Россия отстаивала лозунг «единой и неделимой» и проводил политику насильственной русификации, что выражалось, в частности, в насаждении русского языка. Нации в свою очередь требовали культурно-национальной автономии. В силу многонациональности страны и жесткости государственной политики национальный вопрос становится наиболее острым. На территории России в начале XX века проживало свыше 200 народов, говоривших на 146 языках и наречиях. Большевики предлагали право наций на самоопределение, отмену национальных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств. Поэтому Временное правительство, не уделявшее должного внимания национальным меньшинствам, лишилось их поддержки.


В.И.Ленин.

Столетие революции 1917 года ставит в неудобное положение российские власти, которые рады его мировому значению, но в корне не приемлют любую идею свержения власти. Редкие памятные мероприятия должны подчеркнуть значимость национального единства, антидота для классовой борьбы. Как бы то ни было неофициальные собрания могут несколько отойти от этой линии.

7 ноября 2016 года, на 99-ю годовщину Октябрьской революции, журналист радио «Свобода» обратился к москвичам на улицах с таким вопросом: «В 1917 году вы поддержали бы белых или красных?» Ответы продемонстрировали незначительное преимущество вторых и показали, что в России неприятие революций не обязательно касается большевиков, носителей проекта нового общества. Проводившиеся впоследствии опросы лишь подтвердили эту тенденцию.

В тот же самый день около двух тысяч ностальгирующих по коммунизму молодых и не очень молодых людей вышли на улицы столицы с портретами Ленина и Сталина. Возглавлял процессию лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Двумя часами ранее лидер либеральной партии «Яблоко» Сергей Митрохин возложил у Министерства обороны цветы и табличку в память о «защитниках демократии и Учредительного собрания». По его словам, эти люди были героями. Они с оружием в руках дали отпор «политическим бандитам» (большевикам), которые распустили в январе 1918 года избранное 25 ноября 1917 года Учредительное собрание, потому что не получили в нем большинство голосов. Как бы то ни было, московские власти не согласны с позицией российских либералов: они периодически запрещают мероприятия «Яблока», но разрешают коммунистам ходить с портретами Ленина и Сталина. Что касается Ленина, он по-прежнему покоится (против собственной воли) в мавзолее на Красной площади и может остаться там еще на долгое время. Слишком велики опасения, что его захоронение вызовет больше полемики, чем статус-кво.

Два этих примера демонстрируют, сколько противоречий вызывает революция 1917 года в российском обществе, и насколько деликатным вопросом является для власти ее память о ней. Хотя с приходом Владимира Путина резко антисталинские взгляды эпохи Бориса Ельцина уступили место более позитивному восприятию советского вождя, оба этих периода объединяет одно: категорическое неприятие революционных потрясений. В 1996 году 7 ноября сделали Днем согласия и примирения. В 2004 году годовщина восстания в Петрограде лишились статуса официального праздника. Наконец, в 2005 году ее окончательно задвинули в тень с введением Дня национального единства 4 ноября. Эта дата связана с окончанием иностранных вторжений (в первую очередь польско-литовских) в Россию в 1612 году. Это отмечавшееся до 1917 года событие ознаменовало конец Смутного времени и скорое пришествие династии Романовых. Отмена празднования Октябрьской революции свидетельствует о попытках стереть это событие из памяти людей и заменить его другим, более способствующим примирению общества.

Напоминание «идеалистам»

Как бы то ни было, годовщина взятия Зимнего дворца полностью так и не исчезла. Вот уже несколько лет российские власти проводят 7 ноября военный парад на Красной площади. Речь идет о годовщине не революции, а военного парада 7 ноября 1941 года (на 24-ю годовщину Октября), когда нацистские силы находились на подступах к Москве. Большинство из участвовавших в нем 28 тысяч солдат затем напрямую отправились на фронт. Таким образом, нынешняя власть не хочет ни полностью вычеркивать это событие, ни отмечать его как революцию. Она пытается слить в одно несколько исторических дат, чтобы тем самым сформировать более сильную коллективную поддержку.

Долгое время иностранные наблюдатели задавались вопросом, собираются ли власти отмечать столетие революции, и если да, то как. 4 ноября 2016 года, на фоне незатихающего конфликта с Украиной, президент Путин и патриарх Кирилл открыли у Красной площади колоссальный памятник князю Владимиру, основателю Киевской Руси, которая стала государством-колыбелью русских, украинцев и белорусов. 400-летие утверждения династии Романовых с размахом отметили в 2013 году. 200-летие Отечественной войны 1812 года против наполеоновских войск стало поводом для масштабных празднеств в 2012 году. Наконец, каждое 9 мая проходят грандиозные празднования капитуляции нацистов. Последние четыре года они сопровождаются шествием «бессмертного полка», в котором несколько миллионов человек несут фотографии участвовавших в Великой отечественной войне родственников. Все эти мероприятия укладываются в логичную схему: объединение и централизация российского государства. Революция же вызывает в памяти разрушение государства, поставленную на колени Россию и пролитую кровь в ужасной гражданской войне, которую поддерживали иностранные державы.

Отход от стабильности, традиций и авторитета государства — Октябрьская революция воплощает в себе все, что ненавидит власть. Политическая риторика несет на себе антиреволюционный отпечаток. В 2007 году советник Путина Владислав Сурков напомнил всем мечтающим о революции «идеалистам», что «в результате действий романтиков к власти обычно приходят маньяки и террористы».

Под прицелом власти, понятное дело, оказались «цветные революции», в частности события 2003 года в Грузии и 2004 года на Украине: они были восприняты как результаты маневров Запада на постсоветском пространстве. Протестные движения в России в 2011-2012 годах против результатов выборов всколыхнули подозрения насчет вмешательства. Для дискредитации демонстрантов власть не только говорила о работе по подрыву государственного суверенитета, но и подчеркивала революционный (следовательно, опасный) характер протестов.

Во время выступления на сессии Генеральной ассамблеи ООН 28 сентября 2015 года президент Путин раскритиковал «экспорт теперь уже так называемых «демократических» революций. (…) Всем нам не стоит забывать опыт прошлого. Мы, например, помним и примеры из истории Советского Союза. Экспорт социальных экспериментов, попытки подстегнуть перемены в тех или иных странах, исходя из своих идеологических установок, часто приводили к трагическим последствиям, приводили не к прогрессу, а к деградации».

Контекст

Победа «исторической России»

Frankfurter Allgemeine Zeitung 11.01.2017

Могла ли Россия избежать революции?

Financial Times 27.02.2017

Путин не празднует годовщину революции

Newsweek 27.02.2017

Жестокий век большевизма

HlídacíPes.org 15.01.2017

Возможно ли достичь линии горизонта?

Observador 02.02.2017 Как бы то ни было, молчать о событии мирового масштаба просто так не получится. Слово «революция» уже у всех на устах. Даже Украина готовится к «своей» столетней годовщине события, которое, без сомнения, будет представлено как период борьбы за украинскую национальную независимость против задавивших ее московских большевиков. Осенью 2017 года по всему миру появится бессчетное множество посвященных годовщине семинаров, документальных фильмов и публикаций. Россия тоже не останется в стороне. Об этом свидетельствует в частности организация международной конференции с участием более 200 историков (30 из них прибудут из Латинской Америки) в сентябре под патронажем МГИМО, Института всеобщей истории и Российским историческим обществом.

Власть уже не первый год пытается выработать собственную интерпретацию революции. Предпосылки к этому были заметны еще в 2007 году в учебниках истории, которые были частью проекта разработки новых федеральных учебных программ. Февральская и Октябрьская революции и последовавшая за ними гражданская война объединены в них в единый блок под названием «Великая российская революция», что явно говорит о стремлении поставить ее на один уровень с «Великой французской революцией». Особо подчеркиваются трагический характер войны и ее последствия. Россия вышла из этих тяжелейших испытаний более сильной, чем прежде, став Советским Союзом. В такой схеме не может быть и речи о поиске виновных и анализе разнородных политических взглядов. Как белые, так и красные были готовы отдать жизнь за Россию: первые — за имперскую, вторые — за советскую. Поэтому и те, и другие заслуживают уважения.

Выражение «Великая российская революция» появилось даже в научных кругах. Оно позволяет подчеркнуть значимость этого события для страны и всего мира. Кроме того, оно помогает сделать Октябрь частью более широкого процесса, чем, кстати говоря, и занимаются историки после исчезновения советского «мифа» об Октябре, который задвинул в глубокую тень «буржуазную» февральскую революцию.

В 2015 году в Москве состоялся круглый стол под председательством министра культуры Владимира Мединского на тему «Столетие Великой российской революции: осмысление во имя консолидации» с участием представителей различных исторических институтов. Мероприятие прошло в бывшем Музее революции, который был переименован в 1998 году в Государственный центральный музей современной истории России. Название открыто указывает на выбранный курс: годовщина должна стать поводом для «консолидации» общества.

«Великая российская революция 1917 года навсегда останется одним из важнейших событий ХХ века», — отметил министр на открытии мероприятия. По его словам, «всестороннее и объективное изучение Великой российской революции и гражданской войны помогает нам осознать трагичность раскола общества на противоборствующие стороны, понять важность для России сильной государственной власти, поддерживаемой всеми слоями населения страны». Была отмечена необходимость подчеркнуть трагический характер раскола общества после революции 1917 года и гражданской войны при уважительном отношении к героям обоих лагерей (красным и белым). Наконец, революционный террор заслуживает осуждения в той же степени, что и «ошибочность ставки на помощь внешних союзников во внутриполитической борьбе» (это явно звучит как предупреждение в современной России).

Настоящий запуск памятных мероприятий состоялся в декабре 2016 года, когда Владимир Путин поручил официальному Российскому историческому обществу сформировать организационный комитет. «Наступающий 2017 год — год столетия Февральской и Октябрьской революций, — отметил он. — Это весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой природе революции в России. Не только для историков, ученых. Российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий. Это наша общая история, относиться к ней нужно с уважением». Как отметил бывший спикер Думы и глава Российского исторического общества Сергей Нарышкин, «юбилей такого события, как революция в России, необходим не для торжественных мероприятий, не для празднования, а прежде всего для глубокого осмысления событий столетней давности. И главное — для того, чтобы сформулировать самые важные уроки не только для нашей страны, но и для мира». Этими уроками являются, прежде всего, «ценность единства, гражданского согласия, умение общества находить компромиссы и не допускать крайнего раскола в обществе в форме гражданской войны».

Сопротивление историков

Таким образом, задача власти — извлечь уроки из революции. Тем не менее, если судить по списку мероприятий (выставки, публикации, конференции, научные проекты, фильмы), которые были одобрены организационным комитетом или будут проводиться вне официальной программы, на единомыслие рассчитывать все же не стоит. Историки выскажут свою точку зрения, которой чужды любые мистификации. У официальной риторики возникнет противовес из научных, культурных и политических кругов. Так уже было в 2007-2009 годах, когда власть пыталась навязать позитивное восприятие сталинизма, напирая на модернизацию страны, которая позволила СССР одержать победу в войне. Множество публикаций по истории сталинизма не позволили этой инициативе увенчаться успехом.

На этот раз множество историков напомнят о том, что иногда заглушается в небеспристрастных рассуждениях и призывах к консолидации общества вокруг сильной власти. Падение царизма в 1917 году и взятие большевиками власти в октябре стали возможными лишь потому, что подавляющее большинство населения империи хотело перемен и устало от сильнейшего неравенства в социально-политической системе. Кроме того, опрошенные 7 ноября 2016 года москвичи, по всей видимости, прекрасно понимали, сто лет спустя, что принадлежать к лагерю красных или белых — не одно и то же. Так, женщина в элегантной шубе кремового цвета ответила, что в 1917 году ее семья была нищей, и она бы поддержала большевиков. «Сейчас я, конечно, была бы за белых», — добавила она с ослепительной улыбкой.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.