Возможна ли единая европейская или мировая цивилизация? Древние цивилизации мира: список, обзор и интересные факты Мировая цивилизация

Сегодня мы будем говорить о том, что такое мировые цивилизации. Трудный материал, трудный текст, будет много названий и дат. В прошлый раз мы говорили о том, что в середине XVIII в. во французском языке, французской историографии, французской философии появилось слово цивилизация . У французских просветителей в 1757 г. в академическом словаре впервые отмечено это слово. Через 20 лет оно появилось и в Англии – пока что в таком простом значении: цивилизация противопоставлялась варварству. Есть дикие, нецивилизованные народы, а есть цивилизованные. Здесь слово цивилизация употребляется в значении культура. Но слово культура уже было во французском и английском языках (пришло из немецкого языка в XVII в.). Вот зачем-то понадобилось новое понятие и новое слово цивилизация . В России оно появилось в 20-е годы XIX в. и тоже в таком же значении. Но вот у Пушкина (он был один из первых) в 30-е годы это слово появляется несколько раз: сначала в дневнике в 1833 г. (только в другой транскрипции – сивилизация ), а затем в хорошо известной статье «Джон Теннер». Статья – рецензия на книгу одного человека, который прожил в Америке с индейскими племенами 30 лет. В этой рецензии, напечатанной в журнале «Современник», Пушкин употребляет словосочетание «христианская цивилизация». С иронией пишет: «Христианская цивилизация проявила все свои качества, когда стала преследовать индейцев». Это 1836 год. Значит, если есть христианская цивилизация, есть и другие, т.е. цивилизации во множественном числе. Может быть, мусульманская, или буддистская, или другие.

Нужно сказать, что в России научный язык формировался с трудом именно в это время, так как вся русская интеллигенция хорошо знала французский, немецкий, хуже – английский язык. У Чаадаева все его «Философические письма» написаны на французском. Там слова культура и цивилизация встречаются постоянно. Но чтобы это перешло в русский язык, понадобилось какое-то время. Слово культура , например, зафиксировано в словаре русского языка в 1847 г. До этого словари русского языка не фиксировали этого слова. Еще в конце XVIII в. вышел отличный словарь русского языка в 6 томах. Но там этих слов нет. Случилось так, что именно русским ученым досталась историческая миссия развивать мысль о том, что такое русская цивилизация и что такое мировые цивилизации, хотя наиболее активны в этом плане в мировом масштабе были британские ученые. Особенно в XX в. Но сейчас речь пойдет о русском ученом Николае Яковлевиче Данилевском (1822 – 1885). По образованию он, как ни странно, биолог – один из основателей Никитского ботанического сада в Крыму. Именно Данилевский тщательно разработал идею мировых цивилизаций и написал книгу «Россия и Европа» (1869). Эта книга очень интересна и актуальна и сейчас. Но странным образом она не переиздавалась в России больше ста лет. То, что написал Данилевский, многим критически настроенным западникам не понравилось, потому что книга «Россия и Европа» имела антизападнический характер. А в интеллигенции в то время преобладали антизападнические настроения. Об этой книге вспомнили уже не русские, а английские ученые, когда стали разрабатывать концепцию мировых цивилизаций. В этой книге в пятом разделе очень просто написано, что есть несколько Цивилизаций (с большой буквы) – их Данилевский называет «культурно-историческими типами». На протяжении исторического времени за 6 тысячелетий сложились культурно-исторические типы, они рождались, развивались и погибали. Это идея циклического развития культурно-исторических типов. Ученый классифицирует эти типы. Вместе с вновь появившимися культурно-историческими типами у него получилось 13 мировых (великих) цивилизаций. Поскольку Данилевский – биолог, он употребляет биологические термины. Цивилизация «рождается», постепенно набирает силу, достигает своего расцвета, а затем неизбежно должна деградировать и исчезнуть. В своем развитии и уходе с исторической арены цивилизация не передает то самое важное, что она открыла. Это многим не нравилось, особенно русскому философу Владимиру Сергеевичу Соловьеву (1853–1900). У Данилевского есть понятие, что цивилизация цветет как разные виды кактусов. Есть такие виды кактусов, которые цветут один раз в жизни – отцвел и засох. Ученый придумал даже срок, какой «цветет» большая Цивилизация, большой народ: 1200–1500 лет. Строго говоря, есть и более долговечные цивилизации, но Данилевский решил так. Есть много моментов, за которые ученого легко критиковать, но он был одним из первых. Он первый подробно разработал не только идею мировых цивилизаций, но и их классификацию. Здесь самое трудное – понять, почему он установил именно эти типы. А вот заслуга его в том, что он доказал, что мировые цивилизации создаются не одним каким-то народом, разные народы способны на это. Такая идея особенно понравилась в XX веке.

Теперь я назову те 13 цивилизаций (или культурно-исторических типов), которые предложил Данилевский. Они расположены как бы в хронологическом порядке.

Неверно и утверждение, что одна цивилизация сменяет другую. Они существуют как бы параллельно в историческом процессе. Но Данилевский все-таки выделяет цивилизацию, господствующую на данном этапе. В то время, когда он пишет свою книгу, он считает, что господствует Европейская, а будущее за Славянской.

Нужно сказать, что Данилевский не знал о многих археологических открытиях. Уже после него было открыто много цивилизаций. Картина древней истории в целом изменилась, но главное осталось: культурно-исторические типы, по Данилевскому, – это большие по времени и пространству культурно-исторические сообщества.

К вопросу о терминологии. Археологи ввели понятие «археологическая культура» и стали думать, что назвать цивилизацией, а что культурой. Для древних цивилизаций посчитали обязательным наличие трех признаков: города, большие монументальные памятники и письменность. Если таких признаков нет, то это археологическая культура. В районе Царицына раскопана так называемая «дьяковская культура», около Ярославля раскопали древнюю «фотьяновскую культуру». Со славянами связано, по крайней мере, 6 - 8 таких археологических культур. Это еще не цивилизации, а что-то приближающееся к ним. Как я уже говорил, концепция Данилевского подверглась критике Вл. Соловьевым, А.П. Милюковым. По мнению Соловьева, который постоянно боролся со славянофильством, Россия – это часть Европы, культура у нас общая, поэтому никакой особой славянской цивилизации быть не может.

В XX в., после того как появились новые археологические данные, увеличилось количество цивилизаций, пришло новое осмысление накопленных знаний. В основном здесь заслуга британских ученых и историков – они сделали много открытий в передней Азии, в Индии, поскольку владели Индией, и во многих других местах. Я опускаю очень большую тему о том, как разрабатывалась идея цивилизаций в Германии, в других странах, а сразу приступаю к концепции истории английского историка XX в. Арнольда Джозефа Тойнби (1889–1975). Над концепцией цивилизации он работал больше 30 лет. Я был в Лондоне и встречался с его многочисленными потомками. В книжном магазине – огромный раздел – книги Тойнби. У нас его стали переводить в 90-е годы XX в. Основной его труд – «Постижение цивилизаций» (в другом варианте – «Постижение истории») в 12-ти томах. У нас вышел сокращенный перевод – этого вполне достаточно.

Тойнби очень хорошо придумал и обосновал, сколько должно быть цивилизаций. Вначале появилось столько, сколько и у Данилевского. Когда Тойнби в 30-е годы выпустил свой труд, он указал, что основную идею постижения истории берет у Данилевского. Затем количество цивилизаций он увеличил до 23, а к концу жизни, в завершение этого огромного труда, в 1961 г. их получилось уже 37. Почему так? Просто появилось более мелкое дробление культурно-исторических типов. Тойнби долго мучился над тем, какая из современных цивилизаций зависит от древних. И назвал Православную – в России. Была Православная цивилизация в Византии. Россия идет под № 17. Запомнить все 37 цивилизаций невозможно, поэтому я беру средний вариант 30-х годов с небольшими уточнениями. С самого начала Тойнби подвергся критике за то, что одни народы у него как бы цивилизационные, а другие - нет. Он объяснял, что это не уровень культуры, а уровень масштабности исторического развития, что это большие народы и большие культуры. И чтобы удовлетворить своих критиков, он назвал еще свыше 600 культурных сообществ, которые тоже культурные, но до мировых цивилизаций не дотянули. После трудов Тойнби у многих возникло ощущение, что попасть в разряд мировых цивилизаций очень престижно, а те, кто не попал, вроде второго сорта.

Я уже говорил, что цивилизация живет не только для себя, но и для других: открытия во многих планах. Тойнби считает, что все культурные сообщества постоянно озабочены проблемой выживания, питания и размножения. Для них этого вполне достаточно. Они пребывают на уровне этнического существования. Термин «этнический» Тойнби заимствовал у Данилевского. Народы на этническом уровне могут жить веками, оставляя после себя следы своего пребывания на земле – кострища, захоронения, бугры, ритуальные места. Но сказать, что они создали цивилизацию, нельзя. Общее определение, которое дает Тойнби, приблизительно такое: цивилизация понимается им как «большое и мощное сообщество людей. Либо одна большая нация, либо содружество наций, объединенных общими усилиями по защите, сохранению и росту этого сообщества, объединенных общим мировоззрением, религией, общими представлениями о нравственности и художественных ценностях, своим уникально творческим подходом к разрешению всех возникающих перед ней проблем и трудностей».

У Льва Николаевича Гумилева есть понятие «суперэтнос». Цивилизация – сложная энергетическая и творческая система, огромный творческий коллектив. Тойнби настаивает, что цивилизация – это прежде всего творческий процесс во всех областях (наука, искусство, экономика…). Еще интересное утверждение Тойнби: народ, вставший на путь цивилизации, не может повернуть назад, вернуться к прежнему состоянию. Если так происходит, то наступает постцивилизационный хаос. Либо нужно жить в своей цивилизации, либо мы разрушимся. Если народ или государство включились в этот исторический поток, то они плывут по течению и против течения плыть не могут. Отступить невозможно. Отдельный человек или группа людей это сделать могут, но весь народ отступить не может. Поэтому у Тойнби этот процесс приобретает трагический оттенок. В современных политологических учениях есть понятие «африканская цивилизация», но это смешно – в Африке совершенно разные и противоположные уровни жизни и культуры, часто враждебные сообщества, а в цивилизации все должно быть гармонично. Вот как в российской цивилизации есть вкрапления, внедрения чужих культур, но в целом наша цивилизация существует и не разрушается за счет других вкраплений.

Итак, мне предстоит трудная задача – составить список цивилизаций. Тойнби долго и много колебался, нужна ли его концепция, прежде чем утвердился в ней. Он считал, что человек вообще после 70 лет ничего нового не может придумать, а может только переставлять, комбинировать придуманное раньше. В Англии существует жесткий регламент: если профессору 67–68 лет, умный ты, великий или не великий, – освободи место.

А теперь мой список.

1. Шумерская – самая древняя цивилизация: 3300 лет до н.э. – 2000 лет до н.э. У Тойнби она была обозначена в 30-е годы, затем он ее убрал, а позже снова выделил. В российской традиции эта цивилизация известна, хотя Данилевский о ней не знал. Шумерская цивилизация открыла письменность – сначала пиктограммы, потом клинопись. Некоторые оспаривают приоритет шумеров. Говорят, что не только они клинопись отрыли, а еще какие-то другие народы. Но бесспорно, что шумеры стали строить большие поселения, т.е. города. У них не было единого царства, а были царства-города. От шумеров сохранилось много археологических памятников. Они жили в южной части современного Ирака между Тигром и Евфратом. Представьте себе, что многие шумерские ценности были в Багдадском музее и 13 тысяч экспонатов исчезло из этого музея во время иракской войны. Теперь они появляются на черном рынке. Потеря невосполнимая. Сохранилось около 150 литературных текстов шумеров – молитвы, гимны богам, анекдоты, басни. Они хорошо переведены на английский и на русский языки. Доктор исторических наук В.К. Афанасьева считает, что это самый великий народ на земле. Я тоже к шумерам питаю слабость. Это был веселый и жизнерадостный народ. Они верили в бессмертие души. Они строили храмы на высоких местах. Небольшие. Якобы любили петь. Иногда я в аудитории читаю их тексты.

2. Египетская – долгоживущая цивилизация: 3000 до н.э. – 1 век н.э. (начальная дата всегда условна. Ее я взял у Тойнби). По настроению, по духу она противоположна шумерской. Очень устойчивая – в ней сменилось три типа царства. Именно египтяне позаботились о том, чтобы сохранить о себе память на тысячелетия. Это великие египетские пирамиды. Египетские иероглифы прочитаны были только в XIX в. Полноценное обследование этой цивилизации – безусловно, заслуга французов. Самые интересные экспонаты находятся в музеях Египта и в Лувре. Здесь все построено было на власти религии и жрецов. Довольно мрачная и замкнутая эзотерическая религия, вера в бессмертие души. В «Книге мертвых» (у нас издана в 2003 г.) говорится, что существует 8 частей человека. Душа – только одна из частей. Когда человек умирает, его душа отправляется в другой мир на ладье. От древних египтян осталось много текстов. Греки хорошо знали Египет, часто бывали там, а греческие философы многое позаимствовали.

3. Индская, или Древнеиндийская цивилизация: 2500 до н.э. – 1500 до н.э., т.е. одна тысяча лет. Эту цивилизацию открыли в середине XIX в. почти случайно: строили дорогу и раскопали целый город. Остатки этой цивилизации находятся сейчас не в Индии, а в Пакистане. Раскопан огромный город, стены громадные, фрагменты скульптур, диски с какими-то надписями (они не прочитаны). Данных об этой цивилизации у нас мало, ее исследование впереди. Может быть, самое важное, что шумеры переселились на Индостан и их культура повлияла на местных жителей.

4. Древнекитайская цивилизация. Ее начало тоже в тумане. Примерно 2200 до н.э. – 2 век н.э. Вторая дата – не гибель ее, а смена мировоззрения и религии. Некоторые ученые говорят об одной китайской цивилизации. Мне ближе концепция раннего Тойнби, который считал что их все-таки две. Основу древнекитайской цивилизации составляет письменность, которую сами китайцы прочитать не могут. Только ученые. К этой цивилизации принадлежит философ Конфуций (VI век до н.э.). Во 2 в. до н.э. в Китай пришла новая религия – буддизм. И основу новой китайской цивилизации составляет буддийская религия. Вот и судите. Если понимать цивилизацию как мировоззрение, религию, менталитет, свойственные всем народам, то в Китае все-таки существовало две цивилизации. В марте 2003 г. в Китае поставлен памятник в честь пятитысячелетия китайского народа.

Весь период существования человечества, после того как оно вышло из своей ранней стадии развития и покинуло изрядно надоевшие к тому времени пещеры, можно условно разделить на определённые этапы, каждый из которых будет представлять собой длительно существующее сообщество стран и народов, объединённых общими социальными, культурными и экономическими особенностями. Такой отдельно взятый исторический отрезок называется цивилизацией и несёт в себе лишь ему одному присущие черты.

Цивилизация как всеобщий исторический прогресс

В учениях наиболее прогрессивных представителей XIX века господствовали теории всеобщего исторического прогресса. При этом не учитывались индивидуальные черты развития отдельных обществ, связанных особенностями их расы, среды обитания, климата, религиозных и прочих факторов. Предполагалось, что всё человечество вовлечено в единое История цивилизаций отдельных его групп практически отошла на второй план.

Однако к концу века такой исторический оптимизм пошёл на спад, и уступил место сомнениям в реальности всеобщего исторического прогресса. Появились, и приобрели большое количество последователей теории, связывающие развитие отдельных групп людей с географическими особенностями районов их проживания и степенью приспособленности к ним, а также с преобладающими религиозными воззрениями, традициями, обычаями и так далее. Понятие «цивилизации» приобрело более современный смысл.

Значение термина

Впервые он был введён в употребление такими мыслителями XVIII века, как Вольтер, А.Р. Тюрго и А. Фергюссон. Происходит термин от латинского слова «civilis», что означает «гражданский, государственный». Однако в ту эпоху ему предавался несколько иной, более узкий смысл, чем теперь. Вся вышедшего из стадии дикости и варварства без разделения на отдельные этапы, обозначалась как Цивилизация.

Что такое цивилизация в понимании современных людей, хорошо выразил английский историк и социолог Арнольд Тойнби. Он сравнил её с живым организмом, способным непрерывно воспроизводить себя и проходить путь от рождения к смерти, преодолевая при этом стадии рождения, роста, расцвета, упадка и гибели.

Новый подход к пониманию старого термина

В начале XX века современная цивилизация стала рассматриваться, как результат развития её отдельно взятых локальных субъектов. В поле зрения учёных попали особенности их социальных систем, характерные черты людей, населяющих те или иные регионы, а также их взаимодействие в контексте мировой истории.

Этап становления цивилизации является общим для всех без исключения народов, но протекает везде по-разному. Ускорение или замедление его темпов зависит от большого количества причин, среди которых важнейшими являются войны, стихийные бедствия, эпидемии и так далее. Общей чертой возникновения всех цивилизаций, их отправной точкой принято считать переход древних людей от охоты и рыболовства, то есть потребления готового продукта, к его производству, а именно земледелию и скотоводству.

Последующие этапы развития общества

Второй этап, который включает в себя история цивилизаций, характеризуется возникновением гончарного производства и письменности в её ранних и подчас примитивных формах. И то и другое свидетельствует об активном прогрессе, в который вовлечено конкретное общество. Следующим этапом, который проходят мировые цивилизации, является становление городской культуры и, как следствие этого, дальнейшее интенсивное развитие письменности. На основании того, насколько быстро шло развитие этих и ряда иных факторов, можно условно выделить прогрессивные и отсталые народы.

Итак, всё вышеизложенное даёт общее представление о том, что такое цивилизация, что такое исторический прогресс и каковы его главные признаки. Однако следует отметить, что в научном мире нет единой точки зрения на этот вопрос, так как каждый учёный вносит свои, сугубо личные черты в его понимание. Даже в вопросе деления цивилизаций на аграрные, индустриальные, а также руководствуясь их географическим положением и чертами экономики, существуют различные точки зрения.

Появление древних цивилизаций

Одним из спорных вопросов является попытка установить хронологию зарождения самых ранних известных науке цивилизаций. Принято считать, что ими были города-государства Месопотамии, появившиеся в долине и Евфрат примерно пять тысяч лет назад. К этому же историческому периоду относят зарождение Древнеегипетской цивилизации. Несколько позже черты цивилизации приняли народы, населявшие Индию, а примерно через тысячу лет она появилась в Китае. Исторический прогресс народов, живших в тот период на Балканах, дал толчок для появления древнегреческих государств.

Все мира возникали в долинах крупных рек, таких как Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Ганг, Янцзы и так далее. Они получили название «речных», и во многом их появление было обусловлено необходимостью создания многочисленных оросительных систем на возделываемых территориях. Важным фактором являлись и климатические условия. Как правило, первые государства появлялись в тропических и субтропических зонах.

Аналогично происходило развитие цивилизации в приморских районах. Оно также требовало организации совместных действий большого числа людей, а успехи мореплавания способствовали установлению культурных и торговых связей с другими народами и племенами. Начинался сыгравший столь значительную роль во всём мировом развитии и не теряющий поныне своей актуальности.

Борьба человека с природой

Основные мировые цивилизации древности развивались в условиях непрестанной борьбы с природными катаклизмами и сложностями, обусловленными ландшафтом местности. Как свидетельствует история, люди далеко не всегда выходили победителями. Известны примеры гибели целых народов, ставших жертвой разбушевавшейся стихии. Достаточно вспомнить Крито-Микенскую цивилизацию, погребённую под пеплом вулкана, и легендарную Атлантиду, реальность существования которой пытаются доказать многие видные учёные.

Виды цивилизаций

Типология цивилизаций, то есть их деление на виды, осуществляется в зависимости от того, какой смысл вкладывается в само это понятие. Тем не менее, в научном мире бытуют такие термины, как речные, морские и горные цивилизации. К ним относят соответственно Древний Египет, Финикию и ряд государств Доколумбовой Америки. Также в отдельную группу выносят континентальные цивилизации, которые, в свою очередь, делятся на кочевые и оседлые. Это лишь основные разделы типологии. В действительности каждый из перечисленных видов имеет ещё много делений.

Исторические этапы развития обществ

История цивилизаций показывает, что зародившись и пройдя период развития, часто сопровождаемый захватническими войнами в результате которых, как ни странно, совершенствуется система управления и структура общества, они достигают своего расцвета и зрелости. Этот этап таит в себе определённую опасность ввиду того, что, как правило, процесс бурного качественного развития уступает место сохранению завоёванных позиций, что неизбежно ведёт к застою.

Далеко не всегда это осознаётся обществом. Чаще оно воспринимает подобное состояние как наивысшую точку своего развития. На практике же это оборачивается политическим и экономическим кризисом, следствием которых бывают внутренние смуты и межгосударственные столкновения. Как правило, застой проникает в такие области, как идеология, культура, экономика и религия.

И наконец, следствием застоя бывает разрушение цивилизации и её гибель. На этом этапе наблюдается обострение социальных и политических конфликтов, что на фоне ослабления властных структур имеет гибельные последствия. За редким исключением все бывшие цивилизации прошли этот тернистый путь.

Исключением могут быть лишь те народы и государства, которые исчезли с лица Земли в силу чисто внешних, не зависящих от них причин. Например, нашествие гиксосов уничтожило Древний Египет, а испанские конкистадоры положили конец государствам Мезоамерики. Однако даже в этих случаях, проводя глубокий анализ, можно обнаружить на последних этапах жизни исчезнувших цивилизаций признаки всё того же застоя и распада.

Сменяемость цивилизаций и их жизненный цикл

Внимательно оглядываясь на историю человечества, нельзя не заметить, что далеко не всегда гибель цивилизации влечёт за собой уничтожение народа и его культуры. Подчас происходит процесс, при котором распад одной цивилизации является зарождением другой. Наиболее ярким примером может служить Греческая цивилизация, уступившая место Римской, а на смену ей пришла современная цивилизация Европы. Это даёт основание говорить о способности жизненного цикла цивилизаций повторяться и самовоспроизводиться. Данная его особенность лежит в основе поступательного развития человечества и вселяет надежду в необратимость процесса.

Подводя итог описанию этапов развития государств и народов, нужно отметить, что приведенные выше периоды проходит не каждая цивилизация. Что такое естественный ход истории, например, перед лицом природных катаклизмов, способных в мгновение ока изменить его течение? Достаточно вспомнить хотя бы Минойскую цивилизацию, находившуюся в стадии расцвета и уничтоженную вулканом Санторин.

Восточная форма цивилизации

Важно учитывать и тот факт, что особенности цивилизации часто зависят от её географического положения. Кроме того, большое значение имеют национальные черты людей, составляющих её население. Например, цивилизация Востока полна уникальными, присущими только ей чертами. Этот термин охватывает собой государства, расположенные не только в Азии, но и в Африке, и на просторах Океании.

Восточная цивилизация по своей структуре неоднородна. Её можно разделить на Ближневосточно-Мусульманскую, Индийско-Южноазиатскую и Китайско-Дальневосточную. Несмотря на индивидуальные особенности каждой из них, они заключают в себе много общих черт, дающих основание говорить о единой восточной модели развития общества.

В этом случае общими являются такие характерные особенности, как безграничная власть бюрократической верхушки не только над крестьянскими общинами, находящимися в её подчинении, но и над представителями частного сектора: среди них ремесленники ростовщики и всевозможные торговцы. Власть верховного правителя государства считается данной от Бога и освящается религией. Практически каждая восточная цивилизация имеет эти черты.

Западный образец общества

Совершенно иная картина представляется на Европейском континенте и в Америке. Западная цивилизация это, прежде всего, продукт усвоения, переработки и преобразования достижений прежних, ушедших в историю культур. В её арсенале религиозные импульсы, заимствованные от иудеев, унаследованная от греков философская широта и высокая степень государственной организации, основанная на римском праве.

Вся современная западная цивилизация построена на философии христианства. На этой основе, начиная с эпохи средневековья, формировалась человеческая духовность, вылившаяся в свою высшую форму, именуемую гуманизмом. Также важнейшим вкладом Запада в развитие мирового прогресса является наука, изменившая весь ход глобальной истории, и реализация институтов политической свободы.

Западной цивилизации присуща рациональность, но, в отличие от восточной формы мышления, ей свойственна последовательность, на основе которой получила развитие математика и Она же стала базой для выработки правовых основ государства. Главным его принципом является доминирование прав личности над интересами коллектива и общества. На всём протяжении мировой истории наблюдалось противостояние цивилизаций восточного образца и западного.

Феномен русской цивилизации

Когда в XIX веке в странах, населённых славянскими народами, родилась идея их объединения на основе этнической и языковой общности, появился термин «русская цивилизация». Особой популярностью он пользовался среди славянофилов. Это понятие заостряет внимание на оригинальных чертах русской культуры и истории, подчёркивает их отличие от культур Запада и Востока, ставит во главу угла их национальное происхождение.

Одним из теоретиков русской цивилизации был известный историк и социолог XIX века Н.Я. Данилевский. В своих трудах он предрекал Западу, прошедшему, по его мнению, апогей своего развития, близкий закат и отмирание. Россия же, в его глазах, являлась носительницей прогресса, и именно ей принадлежало будущее. Под её началом все славянские народы должны были прийти к культурному и экономическому расцвету.

Среди выдающихся деятелей литературы русская цивилизация также имела своих горячих сторонников. Достаточно вспомнить Ф.М. Достоевского с его идеей «народа-богоносца» и противопоставлением православного понимания христианства западному, в котором он видел приход антихриста. Также нельзя не упомянуть и Л.Н. Толстого и его идею крестьянской общины, всецело опирающейся на русскую традицию.

На протяжении многих лет не затихают споры о том, к какой цивилизации относится Россия с её яркой самобытностью. Одни утверждают, что её неповторимость лишь внешняя, и в глубине своей она является проявлением общемировых процессов. Другие, настаивая на её своеобразии, подчёркивают восточное происхождение и видят в ней выражение восточнославянской общности. Русофобы же вообще отрицают уникальность российской истории.

Особое место в мировой истории

Оставляя в стороне эти дискуссии, отметим, что многие видные историки, философы богословы и религиозные деятели как нашего времени, так и прошедших лет, отводят русской цивилизации совершенно определённое место, выделяя её в особую категорию. Среди тех, кто первыми подчёркивал уникальность путей своего отечества в мировой истории, были такие выдающиеся личности, как И. Аксаков, Ф. Тютчев, И. Киреев и многие другие.

Заслуживает внимания по этому вопросу позиция, так называемых, евразийцев. Это философско-политическое направление появилось в двадцатых годах минувшего века. По их мнению, русская цивилизация является смешением европейских и азиатских черт. Но Россия их синтезировала, превратив в нечто самобытное. В ней они не свелись к простому набору заимствований. Только в такой системе координат, утверждают евразийцы, и можно рассматривать исторический путь нашей Родины.

Исторический прогресс и цивилизация

Что такое конкретно взятая цивилизация вне исторического контекста, обусловливающего её формы? Исходя из того, что она не может не быть локализована во времени и пространстве, необходимо для всестороннего изучения, прежде всего, составить максимально полную картину исторического периода её существования. Однако история не является чем-то статичным, неподвижным и меняющимся лишь в какие-то определённые моменты. Она постоянно в движении. Поэтому любая из рассматриваемых мировых цивилизаций подобна реке - при схожести своих внешних очертаний постоянно новая и каждое мгновение наполненная иным содержанием. Она может быть полноводной, нести свои воды долгие тысячелетия, а может обмелеть и бесследно исчезнуть.

Чтобы судить о древних цивилизациях, необходимо знать рамки этого исторического периода человеческой жизни на Планете. А также то, что подготовили к этому переходу предшествующие поколения. Рамки Древнего мира открываются от доисторического периода (первобытнообщинный строй) до начала Средних веков в Европе. В Индии и Китае они были другие.

Итак, Европа (греческая и римская история) в классической древности или античности. Начало ее положено в 776 году до нашей эры (другая версия – по основанию Рима в 753 году). Конец античности – это падение Западной Римской империи (476 год нашей эры), по другим меркам – от появления религии ислам (622 год), или начало правления Карла Великого (742 или 748 год). По крайней мере, от его имени пошло гулять по миру слово «король» – от латинского Carolus.

Доисторическое время не было бесплодно в геополитическом смысле, усовершенствовании орудий труда. Процесс получил мощное развитие в бронзовом и железном веках. Напомним, что империя персов «выкована» железным веком. Ниже представим ее, а также самые древние цивилизации мира (список). Но прежде ознакомимся с понятием «империя».

Что такое империя?

Любое государственное образование строится по определенному образцу, который должен отвечать ряду важных моментов. Наличие заглавного (титульного) народа или нации, границ территории, главных органов управления всей жизнью, структурами, способными надежно защищать народ.

У страны может стоять у власти император, но она от этого не становится империей. Государство, даже очень крупное, отличается от империи. Империя должна быть многонациональной и объединять многие культуры, преимущества отдельной части для применения на всей территории империи, даже если они находятся на разных ступенях человеческого развития.

Да, империи имеют и негативный характер. Но история показывает, что именно такие наднациональные образования дают гигантский толчок прогрессу. Даже в Средние века. В таких случаях приумножаются все достижения ума многих народов империи, и они «на голову» выше, чем в тех странах, которые ограничены своей территорией.

Персия: древнейшая цивилизованная империя

И в 21-м веке Персия является синонимом государства Иран. А вообще слово «Иран» – это современное название Арианы, страны ариев. Таково было второе название персов. В шестисотых годах до нашей эры мало кто знал о племенах персов. Даже там, где они находились, — на Ближнем Востоке, и где основательно создавали свой этнический дом. При этом оставались долго загадкой и для историографов всех времен самые древние цивилизации мира, список которых выглядит следующим образом:

  • Цивилизации Мезоамерики: Майя, Ацтеки;
  • Цивилизации Южной Америки: Чивну, Наска, Инки;
  • Крито-Микенская (минойская);
  • Древняя Индия;
  • Древняя Финикия;
  • Древний Китай;
  • Кельтская, скифская;
  • Древняя Ассирия;
  • Вавилонское царство;
  • Хеттская;
  • Древняя Греция и Древний Рим.

Но вернемся к рассказу о Персии. Источники характеризовали ариев чуть ли не гигантскими людьми, с большой физической силой и выносливостью. Ведь им постоянно приходилось сражаться и с диким климатом, и с дикими народами, не дававшими покоя. Это вынуждало персов постоянно мигрировать по горным и степным массивам.

Персиполис -столица Древней Персии. Музей под открытым небом

Но как только они сплотились как народ, оставили кочевье и стали создавать государство, в них проснулись те качества, которые превалировали все Средние века во всем цивилизованном мире. Роскошь в одежде, драгоценности в украшениях, еда у знати заморская в прямом смысле слова. Рыба везлась из далеких морей, фрукты с территорий нынешних Сирии и Ирака.

Было развито многоженство и даже женитьба на близких родственниках, на наложницах, как было и в Древнем Египте.

Вскоре поднявшиеся с колен персы встали на путь завоеваний. Это было началом создания Персидской империи – одного из древнейших неустойчивых государственных образований. Первыми были захвачены территории от Аракса до Эльбруса, жившие там народы мидии покорились под враждебным натиском. За ними последовали походы и приращение новых земель. Персидский царь Кир Второй смог создать мощную по тем временам армию и готовил ее к захвату Вавилонской территории.

Уже перед этим походом на Ближнем Востоке все увидели новую военную силу, которая имела претензии называться изменяющей геополитическую структуру этого и так беспокойного региона.

Ради того чтобы дать отпор персам, неуживчивые вавилоняне и египтяне примирились. Они понимали всю зарождавшуюся опасность для обеих стран. Вавилония и Египет стали готовиться к отражению агрессии ближайшего соседа. Но это не помогло: Вавилон быстро был захвачен. Кир пошел далее в азиатские степи, где и погиб.

Два его преемника – Камбис и Дарий – продолжили начатое дело. Присоединили Египет, ставший военно-административной провинцией персов (сатрапией). Скорее всего, по примеру персов и в Римской, и в Османской империях подобные захваченные территории становились вассальными провинциями.

Персидская монополия распростерлась на тысячи километров с запада на восток. Под ее началом оказался почти весь мир цивилизации к 4-му веку до нашей эры. По современным названиям это были ближневосточные, все постсоветские азиатские государства, балканские страны, часть Кавказа. Не дотянулись руки персов только до России. Их могучую империю сломил Александр Македонский (Искандар). Когда-то персы захватили и сожгли греческие Афины, теперь полководец отомстил иранцам за это: сжег их Персеполь.

Культурное наследие империи

Иранцы получили выгоду от захвата Вавилонии, переняв достижения месопотамской цивилизации. Ремесленники быстро освоили способы обработки бронзы и изготовления из нее различных предметов для армии и быта. Археологи раскапывали древние города, изучали артефакты и по достоинству оценили содержание.

Завоевание греко-римлянами Персии стало для нее катастрофой. Империя привыкла властвовать, а не преклоняться. Построенные завоевателями города стали чуждые персам и по архитектуре, и по религии. Но и после изгнания греков парфянами греческие мотивы продолжали действовать. Возводилось то же самое, как было и при греках. Монеты чеканились с греческими надписями. Традиции местной культуры забыты.

Как и заповедь иранского жреца и пророка Заратуштры: не поклоняться идолам, а только символу божества – неугасимому пламени. Позднее греческое зодчество здесь было названо «строениями Дракона».

Греки, ознакомившись с правилами административного устройства и госуправления империей персов, были поражены их умением все предусмотреть и сделать удобным. Считали организацию высоким достижением монархии персов.

Империя делилась на провинции и сатрапии. Все было подчинено взиманию налогов на захваченных территориях. На полученные средства она и существовала. Но при этом в расчет брались национальные и иные особенности страны. Допускалось правление местных царей и наличие особенных людей, которым в пожизненное управление и владение отдавались целые города. Продолжали действовать местные правила, системы измерений, языки, культурные начала.

Лишь династия Сасанидов пытались возродить утраченное. Но получилось наоборот. Вся она была насквозь теологической, а все хорошее от греков уничтожалось. На смену разбитым афинским скульптурам появляются жертвенники огня.

Но были и полезные начинания. Возводятся дворцы, царские парки. Парки греки называли «парадис» — рай. Появляется монументальная архитектура, украшения, ставшие предшественниками мусульманского орнамента. Иран и прилегающие к нему имперские провинции были испещрены изумительными по тем временам дорогами – в горах, на долинах. Даже проложили ее к Синопу (северная Турция), пересекшую всю Малую Азию. От присоединенной Лидии персы переняли монетное обращение.

Как ни странно, но столицей своей империи персы сделали город Ктесифон, построенный другими племенами вблизи поникшего Вавилона (нынешний Ирак).

Усовершенствуется ирригация: под землей прокладываются многокилометровые водоводы из прочных глиняных труб («каризы»). Через десяток шагов вдоль этой линии оборудовались колодцы для очистки водовода от ила. Это подняло уровень земледелия, начато выращивание хлопка и сахарного тростника, плодов и ягод. Изготавливались несколько видов тканей, которые пользовались спросом и за пределами империи.

Вторая, Сасанидская, империя продержалась дольше первой, но на урезанной территории. И также теряла силы в борьбе с римлянами и византийцами. Напавшие арабы, распространители ислама, положили конец империи.

Эпоха осевых цивилизаций

Она берет начало на границе второго – первого тысячелетий до нашей эры. Кругооборот завершил крах одной из самых могущественных цивилизаций средних веков – Римской империи.

Или эпоха Нового царства Египта. Фараоны пересекли границы своей страны и завоевали ближайшие племенные территории, отдельные города и даже пустыни – Ливийскую. Нубия была самостоятельной территорией и поставляла до присоединения к Египту рабов на север. Завоеватели включили ее в нормальную свою экономику. Нубийцы, жители Эфиопии, приобщились к египетской культуре.

И римская, и египетская, и византийская цивилизации в начале своего зарождения располагались на широкой береговой полосе от Гибралтара до Желтого моря и по обеим сторонам Средиземного моря. Вглубь их уход не был не из-за природных преград. На полосе лежали древнейшие цивилизации Крита и Микен, Египта, Инда и Джун го (Китая). Здесь были все условия для существования будущих империй: древняя, но устойчивая логистика как по берегам, так и по морю, администрации, военные образования. Это была сокровищница всех человеческих достижений. Используй их, тогда возникнет и разовьется государство со всем необходимым для его дальнейшей цивилизации.

Империи, как и государства, и люди, проходили один и тот же путь: рождения, развития и смерти. Ни одна империя не стала бессмертной. Они погибали от суммы существенных факторов. Например, Римской империи угрожали сильные к тому времени османы. Сотни историков доказали различные причины падения этой цивилизации: от варварских племен до загнивающей в своих предпочтениях правящей верхушки, уничтожавшей полководцев. Но она погибла… от комаров. Это был сильный и страшный враг империи, не знавшей поражений.

Зудящий и непознанный враг

Только современные врачи, биологи, ботаники, физиологи с помощью ДНК раскрыли страшную имперскую тайну. Враг – малярийный комар, переносящий смертельные микробы Plasmodium Falciparum. Но сам комар без бацилл безобиден, а бацилла без переносчика погибнет. Только когда самка комара напьется крови больного малярией, тогда и становится переносчиком заразы.

Парадокс: войска обеих Римских империй уже валились с ног от тропической лихорадки. А римляне, знавшие об опасности, не умели излечиваться от нее. Заболоченные земли размножали «интервентов» ежедневно и ежечасно.

По мнению философа и социолога Адама Фергюсона, цивилизацией можно назвать стадию общественного развития, характеризующуюся наличием социальных классов, письменности, городов, развитием ремесел и земледелия, и – главное – рационализацией мышления.

Отталкиваясь от этого определения, попробуем выяснить, какие самые древние цивилизации нашей планеты известны историкам, а также узнать, как они были образованы, чего достигли и как стали частью истории Древнего мира. Также на сайте сайт представлена статья о самых загадочных цивилизациях в истории.

Самая древняя цивилизация

Шумеры

Период зарождения : между IV и III тысячелетием до н.э.


Данные, которыми располагают историки, свидетельствуют о том, что именно шумерская цивилизация предшествовала остальным. Шумеры пришли на плодородные земли в междуречье Тигра и Евфрата, также известные как Месопотамия, в конце IV тысячелетия до н.э., прогнав с насиженного места племена протошумеров. Цивилизация шумеров имела ярко выраженный сельскохозяйственный характер, поддерживаемый разветвленной системой ирригации, от которой зависела жизнь первых городов-государств Месопотамии (Киш, Урук, Сиппар и т.д.). Обводнительные каналы способствовали своевременной транспортировке воды к засеянным полям, осушительные каналы, дамбы и плотины помогали избежать затопления посевов при бурном разливе Евфрата.


Шумеры считаются основателями клинописи – самой ранней из известных науке форм письменности. Самый древний памятник шумерской письменности – табличка из города Киш, приблизительно датирующаяся 3500 годом до н.э. Система символов, изображенных на ней, является переходным звеном от пиктографической протописьменности к клинописи.


С развитием письменности началось формирование основ цивилизации: происходит урбанистическая революция, шумеры отправляют поселенцев для создания колоний на отдаленных землях Месопотамии, совершенствуется архитектура, возводятся монументальные храмы с прилегающими хозяйствами, усугубляется социальное неравенство. Согласно результатам археологических исследований, шумеры обладали знаниями о добыче и выплавке меди, а также были хорошо знакомы с колесом.


Каждый шумерский город представлял собой независимое государство – «ном» – с вождем и богом-покровителем. В таком городе, прототипе древнегреческих полисов, могло проживать до 50-60 тысяч человек. Однако своеобразный центр все же был – это ном Ниппур, в котором находилось святилище Энлиля, главного божества шумерского пантеона, одной из самых древних религий мира.


Что касается социального строя шумеров, жители каждого нома могли принадлежать к одной из четырех страт: знать (храмовые жрецы, старейшины), ремесленники-торговцы, земледельцы-общинники и воины. Были также рабы – должники, отдавшие себя в полное распоряжение кредитора, и военнопленные, находящиеся в самом низу лестницы иерархии.


На сегодняшний день история загадочной цивилизации шумеров обросла огромным количеством домыслов, однако доподлинно известно, что этот народ обладал знаниями о гелиоцентрической системе мира, знал о круге зодиака, владел шестидесятеричной системой счисления (его отголоски дошли до нас в циферблате часов и разделении года на сезоны и месяцы) и вел историческую хронику.

Тайны первых цивилизаций – шумеры

В XXIV веке до н.э. шумерская цивилизация была завоевана и поглощена Вавилонским царством.

Древние цивилизации: тайны и гипотезы

Атлантида


Об Атлантиде, цивилизации, упомянутой в «диалогах» Платона, мы знаем только то, что она существовала около 9 тысяч лет назад, располагалась на островах рядом с Гибралтарским проливом и ушла на дно океана вследствие мощнейшего землетрясения. Большинство современных ученых сходится во мнении, что Атлантида – не более чем выдумка древнегреческого философа, однако многие исследователи все еще не оставляют надежды обнаружить подтверждение ее существования.

Лемурия (Му)


В эпосе жителей Тибета, Индии и Полинезии можно найти упоминания о древней цивилизации, именуемой Лемурия. Согласно легендам, около 80 тысяч лет назад воды Индийского океана омывали материк, населенный змееголовыми протолюдьми.


В середине XIX века ученые предположили, что остров Мадагаскар может являться частью затонувшего континента. Более поздние исследования показали, что около 60 миллионов лет назад Мадагаскар был частью полуострова Индостан – возможно, никакой загадки нет, и пресловутая Лемурия – часть Индостанской плиты, ранее отделенной от Азиатского континента.

Гиперборея


Еще один загадочный северный материк, жителям которого приписывают создание древнейшей славянской цивилизации. Указание на Гиперборею очень часто встречается в древнегреческой мифологии, но все-таки подавляющее большинство исследователей склоняются к псевдоисторическому характеру этой локации.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен