Тяжелая промышленность китая. Драйверы роста

Машиностроение

Машиностроение и металлообработка получили значительное развитие и производят широкий ассортимент продукции.

Отрасль включает практически все важнейшие подотрасли и производства. Сложившаяся к началу 80-х годов ее структура отражала особенности начала индустриализации страны, в ходе которой приоритетным было изготовление оборудования для тяжелой и текстильной промышленности. Реформа экономики в 80--90-е годы обусловила опережающий рост производства товаров широкого потребления: часов, радиоприемников, телевизоров, стиральных машин и др. Внедрение системы «семейного подряда» в сельском хозяйстве потребовало резкого увеличения выпуска мотоблоков и маломощных тракторов. Активное участие иностранного капитала в производстве продукции транспортного машиностроения определило существенный рост производства автомобилей, а также других транспортных средств. В результате в структуре машиностроения возросла доля электроники и электротехники, тракторо- и автомобилестроения, сохранился высокий удельный вес производства оборудования для текстильной промышленности, значительную роль начала играть авиакосмическая промышленность .

Отрасль долго развивалась экстенсивным путем: при низкой производительности труда быстро увеличивалось количество предприятий, стремительно расширялся парк станков и росла численность занятых. В настоящее время в КНР примерно столько же предприятий машиностроения и металлообработки, сколько в США, парк станков больше, численность занятых в 1,5 раза выше. Однако производительность труда и общий выпуск продукции существенно ниже .

В машиностроении КНР наряду с высокотехнологичными современными предприятиями (созданными преимущественно с участием иностранного капитала) широкое распространение получили небольшие, технически слабооснащенные кустарные заводики. Значительная часть предприятий отрасли -- универсальные, вырабатывающие в своих цехах большую часть комплектующих изделий. Крупных специализированных заводов немного. В отрасли все еще невысока серийность изготовляемой продукции, что в значительной степени -- наследие приоритета тяжелой, особенно военной, промышленности.

Особенности внешней торговли продукцией машиностроения таковы: импорт существенно превышает экспорт, хотя ускоренный рост экспорта сокращает этот разрыв.

Тяжелое машиностроение -- одно из самых развитых в отрасли -- традиционно ориентировалось на удовлетворение потребностей других отраслей индустрии внутри страны. Поэтому сложилось производство энергетического, нефтепромыслового, металлургического, горнодобывающего оборудования. В Северо-Восточном Китае с его крупной добывающей и развитыми базовыми отраслями индустрии сложился главный ареал тяжелого машиностроения. Ряд крупных предприятий находится в Харбине, Шэньяне и т. д. Восточный Китай -- второй по значению район тяжелого машиностроения, однако в нем слабее сырьевая база, уже круг потребителей, меньше крупных центров. В Северном Китае с его развитой угледобычей изготовляют преимущественно горно-шахтное оборудование .

Станкостроение -- одна из главных отраслей. По производству станков Китай входит в число ведущих производителей в мире. Однако, несмотря на высокий уровень самообеспеченности в массовых типах и видах станков, КНР импортирует наиболее сложные и совершенные станки из США, Японии, стран Западной Европы. Вместе с тем станки вывозятся в десятки стран мира. Производство станков характеризуется рассредоточенностью, наличием большого количества небольших предприятий. На этом фоне выделяются крупные центры, дающие основную массу продукции. Это крупные города, образующие группировки в Северо-Восточном Китае (Шэньян, Цицикар, Далянь и др.), в устье Янцзы (Шанхай, Нанкин, Уси, Чанчжоу), а также столичный регион (Пекин и его пригороды) .

Транспортное машиностроение имеет особое значение для огромной по площади страны, обладающей очень широким выходом к Тихому океану и протяженной сетью водных путей. Это определило развитие производства средств железнодорожного и водного транспорта. Рост жизненного уровня в период проведения экономической реформы обусловил ускоренное наращивание производства автомобилей. Недостаточно производство пассажирских самолетов, практически полностью импортируются авиалайнеры. Сложившаяся география железнодорожного машиностроения отражает исторические особенности сооружения первых магистралей в Китае: возникновение сначала ремонтных предприятий в главных узлах и портах, а затем локо-мотиво- и вагоностроительных заводов. Вплоть до начала 80-х годов в Китае вели выпуск паровозов. Производством продукции железнодорожного машиностроения выделяются Шэньян, Далянь, Датун, Пекин, Циндао, Ухань. Разнообразно судостроение, по масштабам которого КНР вошла в первую десятку стран мира: производятся речные и морские суда, специальные суда разного тоннажа и назначения: сухогрузы, танкеры, контейнеровозы, лесовозы, рефрижераторы и т. д. В портах и особенно в устьях крупнейших рек страны, а также в среднем и нижнем их течении сложился целый ряд центров судостроения и судоремонта с большим количеством верфей (Шанхай, Далянь, Гуанчжоу, а также центр речного судостроения -- Ухань).

Выпуск автомобилей в Китае наращивается очень высокими темпами (в 1999 г. -- 1,85 млн шт.), причем в первую очередь расширяется производство автомобилей на совместных предприятиях (Шанхай, Шиянь, Пекин). Крупнейший центр производства грузовиков (они резко преобладают в выпуске) -- Чанчунь. Китай занимает первое место в мире по производству велосипедов, важнейшие центры -- Шанхай, Тяньзинь .

Электротехническая промышленность включает три группы производств: оборудования для электростанций и передачи электроэнергии, электроаппаратуры для промышленности и сельского хозяйства, бытовой электроаппаратуры. Особенно больших успехов КНР добилась в выпуске бытовой электроаппаратуры: по производству вентиляторов, стиральных машин, холодильников Китай входит в число крупнейших мировых производителей. Основные центры электротехники расположены в приморских провинциях страны.

Быстро растущий спрос на продукцию электронной, приборостроительной промышленности определил резкое увеличение производства радиоприемников и телевизоров (первое место в мире по их выпуску), магнитофонов, видеомагнитофонов, стереофонического оборудования, часов. Создание ЭВМ, новейших средств связи, электронных контрольно-измерительных приборов обусловлено развитием в КНР космической техники, особенно ракетостроения. В стране налажен выпуск больших и малых ЭВМ, периферийных устройств для них, калькуляторов. Растет производство приборов и измерительной аппаратуры для научно-исследовательских целей и различных отраслей народного хозяйства. В стране освоено изготовление многих компонентов, деталей, полупроводников, интегральных схем, цветных кинескопов. Значительная часть производимой в стране продукции электроники и приборостроения идет на экспорт .

География новейших производств характеризуется широким их распространением благодаря невысокой материалоемкости изделий, хорошей транспортабельности сырья, деталей и компонентов. Однако наиболее сложные производства, требующие научной и конструкторской базы, концентрируются в крупных городах приморской части страны.

Среди других отраслей машиностроения довольно хорошо развито производство оборудования для текстильной, швейной и трикотажной отраслей, а по изготовлению бытовых швейных машин Китай -- один из первых в мире. Сельскохозяйственное машиностроение, хотя и является традиционной отраслью, претерпело существенные изменения в ассортименте выпускаемой продукции. При сокращении производства крупных тракторов и комбайнов быстро наращивается выпуск малых тракторов и прочих механизмов для труда в семейных хозяйствах.

китай экономический географический

Длительное время Китай являлся загадочной страной и лишь несколько десятилетий назад о нем всерьез заговорили. КНР - это страна, имеющая огромную площадь. По своим размерам территории Китай занимает третье место. Государство имеет прямой выход к Тихому океану, что позволяет ему успешно экспортировать свою продукцию по всему миру. На его территории находятся пустыня и горы. Ему принадлежит 3400 островов разных размеров. Он известен во всем мире своей культурой, кухней, промышленностью.

Население

На протяжении длительного времени население Китайской Народной Республики стремительно растет. Сегодня численность страны составляет более одного миллиарда трехсот тысяч жителей. Возрастная категория страны - это люди среднего возраста. Такая тенденция обусловлена Законом страны, который гласит, что в одной семье должен быть лишь один ребенок. Китай - это страна, где лидирует урбанизация. За последнее время существенно расширились территории городов, в то время как сельское население сократилось в несколько раз. Такая тенденция обусловлена стремительным развитием промышленных объектов в больших городах, в которых необходимы рабочие руки.

Руководство страны обеспокоено большими темпами увеличения количества населения, именно поэтому уже несколько десятилетий подряд действует правило, что полноценная семья может иметь только одного малыша. Исключением является сельская местность. Не касается этот закон и этнических меньшинств страны. Но как бы ни старались чиновники Китая стабилизировать рождаемость, статданные свидетельствуют о росте населения. Такая тенденция сохранится и в будущем. Китайцы - религиозный народ. Большая их часть исповедуют буддизм. Но официальные данные свидетельствуют, что в КНР более 20 млн мусульман, 10 млн католиков, 12 млн протестантов. Разговаривают китайцы на многих языках, но все владеют так называемым стандартным китайским языком.

Промышленность Китая

Китай имеет самое большее в мире количество промышленных предприятий. Это предприятия тяжёлой промышленности, на которых трудится более 3/5 работающего населения страны. Китайская Народная республика обширно внедряет в промышленности новейшие в мировые технологии. Страна особое внимание отдает именно новинкам. Это помогает ей быть одной из самых развитых стран мира. С особым вниманием здесь относятся к сбережению энергетических ресурсов.

Большая часть промышленности, которую контролирует государство, находится в самых крупных городах. Именно это и способствует процессу урбанизации. Жители стремятся к новым технологиям, меняя сельскую местность на шумный город.

Основные отрасли промышленности

В Китае особо развита энергетическая промышленность. Добыча угля и производство нефти разного качества занимают лидирующие позиции. Страна на своем балансе имеет более 100 крупных угледобывающих предприятий. Газ добывается в небольшом количестве.

Металлургическая промышленность работает на полную силу, но обеспечить потребности отрасли собственная добыча не может. В Китае имеются залежи вольфрама, марганца и иного сырья, используемого для изготовления сортовой стали.

Машиностроение также развито на особом уровне. Страна специализируется на производстве станков и различного оборудования, тяжелых автомобилей. Особое значение имеют предприятия, которые специализируются на производстве именно автомобилей. Такой тип машиностроения наращивается стремительными темпами.

Передовое место в нише микроэлектроники и электронных технологийза последние десятилетия занял Китай за счет огромного количества, как мелких, так и крупных предприятий по сборке самых различных электронных устройств, экспортируемые по всему миру.

Продукция предприятий химической промышленности пользуется спросом во всем мире. Китай производит минеральные удобрения для всего мира.

Но самой популярной промышленностью в КНР считается легкая. Именно на ней занято основное количество работающих. Это самая экономически выгодная отрасль в стране. Здесь развиты абсолютно все направления, но в особенности - текстильная и пищевая промышленность.

Сельское хозяйство Китая

В Китайской Народной республике сельское хозяйство имеет большое значение, особенно выращивание самых разных культур. Страна занимает лидирующие позиции в мире в количестве выращиваемых видов культур: 50 видов полевых, 80 - огородных и 60 - садовых. На сельскохозяйственных работах занято более половины населения страны.

Специализируется КНР на выращивании зерновых культур, в особенности риса. Эту культуру растят на всей территории страны. Но не отстает и выращивание пшеницы. Китай расположен в разных климатических поясах, благодаря чему и выращиваются самые разнообразные культуры сельского хозяйства. Очень развито выращивание чая и табака, хлопка, сахарного тростника. Страна также в больших объемах выращивает плодовые культуры и овощи.

Разведение животных, птиц и рыб

Животноводческое направление в стране зависит от кормовой базы, а это пастбища. Именно поэтому здесь развито скотоводство и свиноводство. Выращивают животных кочевым способом. Разведение крупного рогатого скота, домашних птиц также занимает особое место в сельском хозяйстве.

КНР является мировым лидером продукции водного промысла. Для разведения рыб страна использует рисовые поля. Уникальная технология и благотворный климат позволяют в одном месте заниматься разными видами сельского хозяйства. Но в последнее время Китай начал использовать и природные морские отмели, которые преобразовались в «фермы» для выращивания различных морских жителей.

Китай - это очень интересная страна с богатой культурой и своими традициями. Население Китайской Народной республики очень трудолюбиво. Грамотная политика, огромное количество трудовых ресурсов позволили государству во многих отраслях стать лидером в мире.

Вместе с тем за последние 50 лет в Китае восстановлена пищевая промышленность, построено более 370 тыс. новых промышленных предприятий, а промышленное производство возросло в 39 раз. О масштабах развития нынешнего индустриального комплекса Китая свидетельствует тот факт, что ежедневно в стране производиться промышленной продукции на 2.1млрд юаней, добывается 2.3млн. т. угля, вырабатывается 360т. нефти, производиться 140 тыс. тонн стали и 455 тыс. тонн цемента и т.д.

Сегодня отраслевая структура промышленности страны представлена более чем 360 отраслями. Помимо традиционных созданы новые современные такие как: электроника, нефтехимия, авиастроение, металлургия редких и рассеянных металлов. По количеству промышленных предприятий к числу занятых на них Китай занимает первое место в мире. Однако оборудование предприятий в основной массе своей устарело и изношено.

Топливно-энергетические отрасли промышленности относятся к числу слабых звеньев индустриального комплекса Китая. Не смотря на наличие богатых природных ресурсов развитие добывающих отраслей в целом отстает от обрабатывающих.

За последние годы в Китае во многом возросли мощности угледобывающей промышленности, а объем добычи предприятий превысил 920 млн. тонн уже в 1989 году. Потенциальные же запасы угля составили 3200 млрд. тонн, а разведанные лишь 850 млрд. тонн. Запасы размещены не равномерно, около 80% приходиться на Северный и Северно-Западный Китай, а самое крупное месторождение в стране находиться вблизи города Датун (пров. Шанси). В целом же в стране более 100 крупных центров добычи угля.

На нефтедобывающую промышленность приходиться 21% производства топливно-энергетических ресурсов. Нефть обеспечивает около 16% валютных поступлений от экспорта.

Тем не менее в Китае до сих пор ведущими остаются также отрасли легкой промышленности как текстильная и пищевая, на которые приходиться более 21% всей производимой промышленной продукции.

Легкая промышленность в Китае имеет древние традиции и занимала ведущее место в экономике еще до революции

К настоящему моменту количество видов продукции машиностроения превышает 53 тыс. изделий, что полностью обеспечивает внутренние потребности страны.

Крупнейшими центрами машиностроения являются Шанхай, Шэньян, Тяньцзинь, Харбин, Пекин, Далянь.

Кроме того, располагая значительными запасами сырья Китай имеет прочную базу для развития металлургической промышленности.

По запасам железной руды Китай занимает третье место (после России и Бельгии), а по разведанным запаса магниевых руд - второе место в мире.

В целом предприятия черной металлургии превышают 1,5 тыс. и расположены практически во всех провинциях и автономных районах. Вместе с тем общий технический уровень металлургических производств остается невысоким, а оснащение ведущих предприятий современными видами оборудования проходит частично и за счет импорта.

В Китае выплавляют более 1 тысячи сортов стали, включая жаропрочные сплавы для авиационной промышленности, высоколегированные стали для ускорителей ядерных частиц и сплавы с заранее заданными свойствами.

В области информационной технологии акцент делается на создание технологий, обеспечивающих существенное усовершенствование и широкое использование в начале следующего столетия "интеллектуальных" систем ЭВМ. Ведутся исследования в области совершенствования современной техники измерений, вычислений и связи; техники разведки полезных ископаемых и обработки данных разведки, прогноза погоды, контроля качества и степени загрязнения сельскохозяйственных, лесных и промышленных продуктов.

В области биотехнологии исследования и разработки направлены на резкое увеличение продовольственных ресурсов, предупреждение и лечение тяжелых заболеваний, освоение новых и возобновление старых энергетических источников, развитие безотходных производств и сокращение вредных воздействий на окружающую среду.

Сельскому хозяйству страны традиционно присуще растениеводческая, прежде всего зерновая направленность, зерно составляет 3% пищевого рациона страны, а главными продовольственными культурами являются рис, пшеница, кукуруза, гаолян, просо, клубнеплоды и соя. Около 20% посевных площадей занято под рисом, на его долю приходится примерно половина всего сбора зерна в стране.

Диаграмма 4. Ведущие отрасли КНР

Китай — индустриально-аграрная страна с высокими темпами эко-номического развития. По объёму ВВП и промышленного производства Китай вышел на 2 место в мире, уступая только США, а по объёму сель-скохозяйственного производства занимает 1 место в мире. Однако в рас-чёте на душу населения Китай по всем показателям уступает многим странам мира.

Промышленность Китая характеризуется сложной отраслевой структурой. Развита добывающая промышленность: Китай занимает 1 место в мире по добыче каменного угля (2,2 млрд. т), оловянных руд, вольфрама, молибдена и фосфоритов, 2 место — по добыче же-лезных руд.

Основу индустрии страны составляет тяжёлая промышленность .

Топливно-энергетический комплекс базируется в основном на угле. По выработке электроэнергии Китай вышел на 3 место в мире после США и Японии. Примерно 3/4 электроэнергии производят ТЭС. Интен-сивно осваивается гидроэнергетика: на реке Янцзы строится крупнейшая в мире ГЭС «Санься» («Три ущелья») мощностью 18 млн. кВт-ч. Начина-ет развиваться атомная энергетика.

Китай обладает развитой металлургией . По производству чёрных ме-таллов (более 420 млн. т) Китай занимает 1 место в мире. Основные ме-таллургические центры Китая расположены на северо-востоке (Аньшань, Шэньян), на севере (Пекин, Баотоу, Тянцзинь) и на юге (Ухань). Развита цветная металлургия (Шэньян, Шанхай, Куньмин, Гуйян, Чжэнчжоу).

Широкий ассортимент продукции производят предприятия машино-строительного комплекса . В Китае развиты транспортное машинострое-ние (Чаньчунь, Ухань, Далянь, Нанкин, Шанхай, Гуанчжоу), тяжёлое машиностроение (Шэньян), станкостроение (Пекин, Шэньян и Шанхай), электротехническая промышленность и электроника (Пекин, Шанхай. Сянган). По производству часов, телевизоров, радиоприёмников и сти-ральных машин Китай вышел на 1 место в мире, по производству фото-аппаратов и металлообрабатывающих станков — на 2 место, а по произ-водству автомобилей и судов — на 3 место в мире. Однако продукция машиностроения Китая отличается низким качеством.

Огромными масштабами производства выделяется химическая про-мышленность , в структуре которой выделяется основная химия: по про-изводству азотных удобрений (24 млн. т) Китай занимает 1 место в мире, а по производству фосфорных удобрений (8 млн. т) и серной кислоты — 2 место в мире. Быстрыми темпами развиваются химия органического синтеза и химия полимеров: по производству химических волокон Китай в 2005 году вышел на 1 место в мире. Хорошо развиты бытовая химия и фармацевтика. Основные центры химической промышленности Китая приурочены к районам добычи угля, нефти и металлургическим центрам: Шэньян, Пекин, Чанчунь, Шанхай, Ухань и др. Материал с сайта

Одна из традиционных и ведущих отраслей промышленности Китая — лёгкая , особенно текстильная . По производству хлопчатобумажных и шер-стяных тканей Китай прочно занимает 1 место в мире, а по производству шёлковых — 3 место в мире. Большое развитие получили швейная, трико-тажная, кожевенно-обувная и другие трудоёмкие отрасли.

Современный машиностроительный комплекс КНР отличается сложной отраслевой структурой. В размещении машиностроения произошли изменения: до 1949 г. 9/10 продукции отрасли давали 10 крупнейших городов, расположенных в основном в приморских районах. Ныне машиностроительные предприятия имеются во всех провинциях, но основная часть производства машин и оборудования все же сосредоточена в приморской зоне, особенно выделяется Восточный Китай. По-прежнему важными центрами машиностроения остаются крупнейшие города.
Ведущие центры тяжелого машиностроения (производство оборудования для топливно-энергетической, горнорудной и металлургической промышленности) сложились вблизи металлургических баз - в Северо-Восточном (Харбин, Шэньян) и Восточном Китае (Шанхай, Нанкин). Основная часть продукции станкостроения приходится на Восточный (Шанхай, Нанкин, Уси, Чанчжоу), Северо-Восточный (Шэньян, Цицикар, Далянь, Ляоян, Фушунь, Аньшань), Северный Китай (Пекин, Тяньцзинь, Тайюань).
К динамично развивающимся отраслям машиностроительного комплекса относится транспортное машиностроение. КНР стала одним из мировых лидеров в изготовлении подвижного состава для железных дорог - локомотивов и вагонов, однако все еще не может удовлетворить свои потребности в мощных электровозах. Производство железнодорожных вагонов и локомотивов налажено в центрах Северо-Восточного (Шэньян, Далянь, Цицикар, Чанчунь), Северного (Датун, Пекин), Восточного (Циндао), Центрально-Южного Китая (Ухань, Чанша, Чжучжоу, Наньян). Морское судостроение и судоремонт представлены в Шанхае, Даляне, Гуанчжоу, речное - в Нанкине, Чунцине, Ухани. Страна вошла в первую десятку стран по судостроению, опередив по тоннажу спущенных на воду судов Великобританию, Францию, Италию. Развивается автомобильная промышленность, чему способствует привлечение инвестиций крупных иностранных компаний - "Фольксваген", "Пежо", "Ситроен", "Форд". Пока на Китай приходится около 3% мирового выпуска автомобилей. Их производство рассредоточено по многим десяткам мелких заводов, но более 2/3 продукции автомобилестроения дают предприятия Северо-Восточного (Чанчунь) и Центрально-Южного (Шиянь, Ухань) Китая. Выпуск самолетов и вертолетов сосредоточен в городах Северо-Восточного, Северного, Восточного и Северо-Западного Китая. Крупнейшие центры производства велосипедов - Тяньцзинь, Шанхай.
К недостаточно развитым отраслям машиностроительного комплекса относится сельскохозяйственное машиностроение. Несложную технику для земледелия производят небольшие многочисленные заводы, расположенные в разных провинциях; крупнейшие центры отрасли - Лоян (тракторы), Кайфын (зерноуборочные комбайны). Напротив, хорошо развито производство оборудования для текстильной, швейной, трикотажной промышленности, часть этой продукции экспортируется.
Производство радиоприемников ныне есть во всех провинциях страны. Производство телевизоров тяготеет к большим приморским городам. Выпуск ЭВМ, контрольно- измерительных приборов, средств связи сосредоточен в немногих крупнейших промышленных центрах - Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Нанкин, Гуанчжоу, Чэнду, Шэньян.
Химическая промышленность имеет сложную структуру, особенно быстро развиваются производство минеральных удобрений, химических волокон, шин для всех видов транспортных средств, пластмасс, синтетических и натурального каучуков. Химическая продукция из КНР экспортируется более чем в 100 стран. Ядра районов химической промышленности образуют крупные города, в которых имеются почти все виды химического производства: Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Циндао, Далянь, Шэньян. Боле специализированны центры нефтехимии (Ланьчжоу, Шэнли, Сучжоу, Ляоян), газохимии (Чунцин), углехимии (Аньшань, Бэнси, Ухань), сланцехимии (Фушунь, Маомин). Производство пластмасс, каучука, резиновой обуви, велосипедных и автомобильных шин, транспортерной ленты, химических волокон тяготеет к приморским городам (Шанхай, Ханчжоу, Циндао), реже - к глубинным центрам (Шэньян, Муданьцзян, Чунцин).