Арнольдо третьяковское училище. Донская улица. История возникновения Центра "На Донской"

Многие уверены, что система образования и трудоустройства в России глухонемых — завоевание советского XX века. Ведь именно в 1918 году в Москве, на улице Донская, дом 37 появился Московский институт глухонемых. И якобы благодаря новой власти повсеместно стали открываться школы для слабослышащих детей. Однако мало кто знает, что императорское училище для глухонемых появилось в России еще в начале XIX века, а обучение стало системным благодаря частной инициативе, на средства купечества, и по причине одной семейной трагедии. О здании на Донской, меценате Третьякове, Иване Арнольде и его системе обучения глухих рассказывает историк, москвовед, активист общественного движения «Архнадзор» Никита Брусиловский

Здание Московского института глухонемых в Москве на Донской улице, дом 37; фото 1919 года с сайта pastvu.com

К началу XIX века в стране насчитывалось двадцать семь тысяч глухих. Впрочем, не этот факт подвиг сына статского советника и немца по происхождению Ивана (Эдуарда) Арнольда к созданию первого в Москве училища для глухих. Просто он понимал, в чем по-настоящему нуждается товарищ по несчастью.

Иван Арнольд оглох, когда ему было всего три года. Едва научившись ходить, он неудачно упал. Сотрясение мозга и поражение слухового нерва привело к полной глухоте. Какое будущее могло ждать мальчика? Очевидно, что незавидное. Но, к счастью для родителей Ивана, стараниями императрицы Марии Федоровны в 1810 году в Петербурге уже открылось училище для глухонемых. Статский советник, сотрудник министерства финансов Карл Иванович Арнольд незамедлительно определил сына в училище в 1811-ом году.

Правда, Ваня проучился там не очень долго, всего два года. Что заставило Карла Ивановича забрать сына из училища, сейчас сказать сложно. Не исключено, что его не удовлетворила сама система, на которой было построено обучение. Возможно, не так просто было сохранить место. Ведь в первый год в этом «опытном» училище было всего девять детей, причем из очень знатных дворянских семей. Наверняка обучение было очень дорогим. Факт состоит в том, что Карл Арнольд решил заниматься с ребенком сам. Он посвятил сыну весь свой педагогический талант.

Отступление: семейная история

Здесь стоит рассказать историю немцев Арнольдов, происхождение которых, кстати говоря, сыграло немалую роль в появлении системы образования для глухонемых.

Сам Карл Иванович Арнольд был этническим немцем. Родился в Пруссии, учился в Данциге (нынешний Гданьск, в Польше) и Берлине. Вел жизнь типичного немца-предпринимателя. Со временем занялся коммерческой деятельностью и стал бухгалтером. В Россию попал через остзейские губернии, то есть сегодняшнюю Латвию и Эстонию, это вообще был самый немецкий регион империи. В Риге познакомился со своей будущей супругой; женившись, с семьей перебрался в Москву, где начал служить в московском ассигнационном банке. Как типичный немец, Карл Арнольд был человеком дотошным и последовательным. Выявив ряд практических проблем в области коммерции, он не только начал писать научные труды и выпустил несколько самоучителей по основам бухгалтерского учета, он открыл в Москве в 1804 году коммерческий пансион (позднее был преобразован в Императорскую Практическую академию коммерческих наук). В нем преподавались науки, имеющие пользу в сфере бизнеса. Целью академии был выпуск квалифицированных кадров, которые обеспечивали бы стабильность для будущих финансовых империй. В этом отношении Арнольд очень запомнился Москве. Правда, забегая вперед, скажу, что академия быстро забыла своего создателя. Портрет Карла Ивановича в актовом зале появился лишь после его смерти.

Семья не меньше значила для Карла Арнольда, чем наука и желание принести пользу России на государственном поприще. Когда стало ясно, что слух у старшего сына (а всего в семье было трое сыновей) потерян, и глухота — это навсегда, Карл Иванович принял приглашение от министра финансов Дмитрия Гурьева о назначении ревизором департамента Минфина. Где же тут связать, спросите вы? Все просто. Для работы в министерстве ему пришлось переезжать в Петербург, где только открылось императорское училище для глухонемых.

Вообще, Карл Арнольд был человеком, который отличался большой чуткостью, прежде всего к собственным детям. Он ни одного из своих сыновей не заставил идти по собственным стопам. Напротив, убеждал выбирать то поприще, которое им ближе и интереснее. Об Иване скажем отдельно и чуть подробнее. А вот второй сын Арнольда — Федор — стал известным лесоводом, основателем Санкт-Петербургского лесотехнического института и директором Тимирязевской сельхозакадемии. Третий сын — Георгий — вырос известным музыкантом, композитором, прославившимся не только альтернативной мелодией к романсу «Вечерний звон», но и рядом крупным произведений, в том числе в церковной музыке.

Фёдор Карлович Арнольд, брат Ивана Карловича, «дедушка русского лесоводства»; фото с сайта russkij-tekst.ru

Глухой художник

Если с двумя младшими детьми все было ясно, то первенец требовал особого внимания. Занимаясь с Иваном, отец рано понял, что у мальчика есть не только художественное чутье и стиль, но также склонность и интерес к конструированию. Поэтому в 1816 году он отправил сына учиться в Европу, на родину предков. В Берлинской академии художеств мальчик провел три года, параллельно обучаясь в местном училище для глухонемых. Свое общее образование он заканчивал в Дрездене, в пансионе доктора K. Ланга. В 1822 году Иван Арнольд поступил в Дрезденскую академию, которую закончил в 1824 году с серебряной медалью.

Глухой художник. Он вернулся в России. Вращался в творческой среде. Служил художником в императорском Эрмитаже и топографом в департаменте государственных имуществ. Но делал все это скорее по необходимости, чем по зову сердца. Ведь семья Арнольдов жила более, чем скромно.
Карьера художника Ивана Арнольда совершенно не привлекала, а вот педагогический дар, очевидно, был семейным. Как отец, который, увидев проблемы в обучении коммерции, создал свой пансион, так и Иван, понимая сложности жизни глухонемого в мире слышащих, задумал училище. Особенно остро в нем нуждалась Москва.

Русский сурдопедагог

Надо сказать, что в отличие от России (здесь, кстати, преподавали поляки), система обучения глухонемых в Европе к тому времени была уже поставлена на прочные рельсы и активно развивалась. Еще в Германии Арнольд серьезно изучал методики обучения глухонемых. С этой целью он два года (1824–26) посещал разного рода училища и пансионы в Берлине, Лейпциге, Штутгарте, Гейдельберге. Его идея состояла в том, чтобы внедрить современные дактилологические и устные методы общения в русскую почву. Начать воплощать свою мечту в жизнь сразу он не смог. Зато смог апробировать.

Обучение разговорной речи в младшем классе Мариинской школы глухонемых, Санкт-Петербургская губерния, дер. Мурзинка, 1907г. Фото ателье К. К. Буллы, с сайта encblago.lfond.spb.ru

Общая молитва перед занятиями в Училище глухонемых, Санкт-Петербург, нач. 20 века, с сайта orthedu.ru

Находясь на службе в Эрмитаже, он одновременно являлся гувернером у глухого сына петербургского сановника. Убедившись, что метод работает, скопив деньги, в 1852 году Арнольд оставил службу и открыл частный пансион для глухих. Он взял на собственное содержание четверых глухонемых мальчиков (пятого ученика финансировали родители) и начал их обучать. Прежде всего, он как сурдопедагог давал им общее образование, обучал чтению, письму, счету, каллиграфии. Не меньшую роль играли в его обучении и ремесленные навыки: обучение живописи, графике, что в XIX веке для многих глухонемых становилось профессией и средством к существованию. Ведь, как известно, склонность к живописи у глухих носит компенсаторный характер.

Императорское разрешение

Средств было недостаточно. Но останавливаться Арнольд не собирался. Он мечтал о серьезном заведении. Вращаясь в кругу русского дворянства и купечества, Иван Арнольд заручился поддержкой сильных мира сего. Очень серьезно ему помог барон, выпускник императорского училища глухонемых, Павел Александрович Веймарн. Он доложил об идеях Арнольда и результатах его деятельности императору и вплоть до 1868 года оставался попечителем и благотворителем арнольдовского училища.

В феврале 1853 года император дал разрешение на открытие учебного заведения, и частично финансировал его. Чтобы не создавать конкуренции петербургскому училищу Марии Федоровны, Арнольд также испросил разрешение перевести свое заведение в Москву, в Долгоруковский переулок.

Шестидесятые годы - эпоха великих реформ, которая способствовала тому, что Москва стала финансовой столицей. Финансы и предпринимательство сосредоточены в Москве. Не исключаю, что Иван Арнольд понимал это и рассчитывал найти поддержку своим идеям среди московского купечества, ведь собственных средств он все-таки не имел.
Уже в 1860 году в доме Пашкова в Москве состоялись первые публичные экзаменационные испытания для учащихся, которые были ими блестяще пройдены. Общество, московский генерал-губернатор Тучков, а также Городская Дума, с интересом восприняли и одобрили Арнольда, число учеников которого быстро росло.

Вскоре потребовалось новое здание. Но прежде был создано «Попечительское о глухонемых общество». В 1869 году председателем попечительского совета и главным благотворителем стал Павел Михайлович Третьяков. Он оставался им вплоть до своей смерти в 1898 году. Городская Дума активно содействовала училищу. Не только опекала его, но и финансировала сначала 10, а затем 32 ученика, ежегодно перечисляя на их содержание почти десять тысяч рублей.

Полный пансион на средства благотворителей

Не исключено, что первое знакомство с Арнольдом у Третьякова произошло на ниве живописи. Однако, он имел свои резоны, чтобы поддерживать начинание Ивана Арнольда. У Третьякова был болен сын. Павел Михайлович хорошо знал, что такое инвалид в семье. Правда, мальчик не был глухим, его диагноз значился как слабоумие. Но совершенно очевидно, что, понимая трудности, с которыми сталкивается семья в такой ситуации, Третьяков щедро жертвовал тем, кто нуждался в помощи. В этом смысле арнольдовское училище было не единственным. На Большой Сухаревской улице Третьяков открыл клинику для тяжелобольных с отделением для психических пациентов. Как в первом, так и во втором случае жертвовал Павел Михайлович анонимно.

Павел Михайлович Третьяков, меценат и благотворитель; фото 1898 года с сайта tphv-history.ru

В 1873 году, благодаря участию Третьякова и на его средства, на Донской улице у звенигородского купца Николая Комарова было куплено большое владение. Проект трехэтажного здания разработал архитектор А. С. Каминский. И уже в феврале 1876 года весь преподавательский состав и ученики перебрались в новое, оборудованное по последнему слову, здание Арнольдовского училища.

Дети без различия пола, сословия и вероисповедания в возрасте от 7 до 12 лет принимались в Городское Арнольдовское училище для глухонемых (с 1900 года Арнольдо-Третьяковское). Курс обучения был рассчитан на шесть-десять лет в зависимости от возраста и способностей ученика. Общее и ремесленное образование в училище получали 150 человек, а в 1914 году их было уже 200. Позднее был введен ранжир по условиям пребывания (полный, полупансион, только обучение) и введена плата. Дети из беднейших московских семей (по предоставлению справки о доходах родителей) могли попасть на бесплатные места.

Детей обучали не только речи и общеообразовательным предметам, но серьезно занимались их духовным развитием. В целом обучение было схоже с программами уездных училищ. Девочек знакомили с техникой кройки и шитья и рукоделием. Мальчикам, в силу того, что в училище были типография, а также переплётная, столярная, портновская и сапожные мастерские, давали соответствующие профессии.

Вклад, который сделал Арнольд в систему обучения и реабилитации глухонемых в России — бесценен. Это хорошо понимали его современники. В 1881 году высочайшим указом Иван Карлович Арнольд был награжден орденом Святого Станислава второй степени за педагогическую деятельность. Его училище не только давало приют и профессию инвалидам, которые в будущем могли себя прокормить. Главное, что сделал Иван Арнольд — превратил свое училище в научно-практическую и методологическую базу отечественной сурдопедагогики. Его первые ученики стали его опорой в этом начинании и продолжателями.

Слабое здоровье и начавшее падать зрение, вынудило Арнольда очень скоро переложить все дела по развитию училища на плечи попечительского совета. Сам он вернулся в Петербург, где устроился преподавателем в Сестрорецкий приют для глухонемых. Здесь же и скончался в апреле 1891 года.

Училище на улице Донская, 37 существовало еще довольно долго. Только тридцать лет спустя после открытия в нем появилась домовая церковь. В 1906 году в здании был проведен серьезный ремонт, сделана пристройка, в которой и была освящена «Павловская» домовая церковь. Её освятили в честь Павла Латрийского, святого покровителя Павла Михайловича Третькова. У здания до сих пор сохранилась алтарная апсида и кресты на стенах, выложенные кирпичами.

После революции домовая церковь была закрыта, а училище переименовано в Московский институт глухонемых. На Донской, 37 институт просуществовал вплоть до 1941 года, когда его эвакуировали в Пензу. Впоследствии здание меняло своих хозяев, здесь располагались самые разные государственные учреждения. В 1986 году был открыт Дворец пионеров. В последние годы здесь располагается лицей N 1553 «Лицей на Донской».

16 декабря 1898 года умер Павел Михайлович Третьяков — выдающийся деятель отечественной культуры, русский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства. Среди известных благотворителей и коллекционеров-предпринимателей XIX века его имя всегда будет занимать особое место: он навсегда вошел в историю не только русской, но и мировой культуры, подарив Москве богатейшую художественную коллекцию, создав общедоступную картинную галерею. Третьяков был известен также как щедрый благотворитель: создавал и финансировал школы, приюты, больницы, учреждал стипендии и помогал художникам. Мы решили вспомнить о пяти великих делах Павла Михайловича.

Третьяковская галерея

«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». Конечно же, имя Павла Михайловича Третьякова навсегда будет связано с главным детищем его жизни — Третьяковской художественной галерей, знаменитой сокровищницей русской живописи. Ее коллекция насчитывает десятки тысяч рисунков, скульптур, картин, икон, а началось все с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых развалах у Сухаревой башни: в 1854 году Павел Михайлович покупает там первые десять картин, полотна старых голландских мастеров. Однако уже через два года он приобретает две картины русской школы — «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Финляндских контрабандистов» В.Г. Худякова, которые и легли в основу выдающейся коллекции. Перов, Якоби, Клодт, Верещагин, Шишкин, Васнецов… Со многими из них Третьякова связывала дружба, и Павел Михайлович имел право «выбрать первым» картину для своей коллекции. Он видел в передвижниках основу возрождающейся русской живописи и не только приобретал картины, но делал заказы портретов выдающихся людей. Благодаря Третьякову мы знаем, как выглядели Достоевский, Толстой, Тургенев, Некрасов. К 1892 году насчитывавшее почти 2 тыс. шедевров живописи и графики собрание — уже коллекция национального уровня. Вместе со зданием Третьяков передает галерею в дар Москве с условием свободного доступа к ней всех желающих. Третьяковка сегодня — это более 170 тыс. произведений искусства, художественный музей с мировым именем, культурный центр и туристический бренд России.

Арнольдо-Третьяковское училище

Третьяков щедро жертвовал деньги на благотворительность. Так, в 1860 году при его участии открылось Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых детей, первое в Москве специализированное заведение для глухонемых. В задачу училища входило обучить глухонемых детей 6-10 лет речи, дать общее образование и практические навыки, подготовить к ремеслу. Первоначально обучение вели глухие учителя, поэтому оно строилось на основе мимического метода, а затем стал применяться устный метод. Третьяков не только финансировал училище, но и живо интересовался его проблемами, часто посещал занятия, знал всех преподавателей. Подготовка директора школы и его учеба была полностью оплачена Третьяковым. После смерти Третьякова училище существовало на завещанные им деньги.

Третьяковская богадельня

В 1899 году, спустя год после смерти П.М. Третьякова, началось строительство Третьяковской богадельни — приюта для слабоумных — так распорядился Петр Михайлович в своем завещании, в котором он просил душеприказчиков, чтобы после раздачи стипендий студентам, выделения средств на содержание членов своей семьи, исполнения долговых обязательств оставшиеся деньги и ценные бумаги были бы переданы Московскому купеческому обществу, которому надлежало использовать эти средства на строительство и содержание богадельни. К строительству этого здания он относился по-особому, имея печальные личные мотивы для сострадания к людям, лишенным возможности полноценно жить в обществе: его сын Михаил оказался душевнобольным. Московское купеческое общество постановило построить богадельню на 380 человек и не экономить средства на объеме, качестве строительства и удобствах для призреваемых. В богадельне даже было решено провести электрическое освещение — редкое по тем временам нововведение. Торжественное открытие состоялось 19 ноября 1906 года. Вплоть до 1917 года богадельня находилась на попечении Московского купеческого общества, теперь тут размещается Институт хирургии им. А.В. Вишневского.

Приют для вдов и сирот художников

Еще одним пунктом в завещании Третьякова значился приют для вдов и сирот художников. Павел Михайлович оставил в собственность городу принадлежавший ему участок земли вблизи Третьяковской художественной галереи и капитал в размере 150 тыс. рублей на «устройство и содержание в этом доме бесплатных квартир для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников». Часть этого капитала пошла на постройку здания, а другая была обращена в неприкосновенный капитал, на проценты от которого и содержался этот приют. В первую очередь квартиры предоставлялись вдовам, детям и незамужним дочерям русских художников, чьи картины выставлялись в Третьяковской художественной галерее. Вдовы и девочки могли оставаться в приюте пожизненно, юноши — до совершеннолетия или до 25 лет, если учились в высшем учебном заведении, при этом, если вдова вновь выходила замуж, за ее малолетними детьми сохранялось право проживания в приюте. Однако с сиротами обязательно должен был находиться близкий взрослый родственник. Здание было рассчитано на 16 квартир. Отопление, освещение, медицинская помощь и питание входили в проживание и были бесплатными. Право на проживание там рассматривал попечительский совет. Здание приюта расположено по адресу Лаврушинский переулок, дом 3/8. Сейчас там размещаются научные отделы Государственной Третьяковской галереи.

Третьяковский проезд

В 1871 году по инициативе П.М. Третьякова был проложен проезд между Никольской улицей и Театральным проездом на месте существовавшего ранее, но застроенного в XVIII веке проезда. Проект разработал архитектор А.С. Каминский, муж Софьи Михайловны Третьяковой, сестры Павла Михайловича: он возвел два здания в виде старинных ворот-арок. Над входной частью расположены башенки, а верхушки стен украшены зубцами в стиле средневековых крепостей. Примечательно, что пассаж встроен в древнюю стену Китай-города. Как и сейчас, внутри проезда находились магазины: «Феникс», торговавший популярной среди московских аристократов мебелью в стиле модерн, Торговый дом братьев Алексеевых, торговый дом Вильгельма Габю, где продавались часы и ювелирные изделия. Одно из помещений Третьяковского пассажа занимал чайный магазин, принадлежавший знаменитому московскому купцу Василию Гавриловичу Куликову. Подобное градостроительное решение уникально для Москвы. Улица была подарена городу. Третьяковский проезд — единственная московская улица, построенная на частные средства.

Видео


История основания Московского Арнольдо-Третьяковского училища

и постройки здания на Донской

«Арнольдовское училище принадлежало к числу тех редких благотворительных учреждений, которые созданы благодаря инициативе одного человека, посвятившего всю свою жизнь помощи несчастным».

Этим человеком и был Иван Карлович Арнольд, глухонемой основатель училища для глухонемых.

Иван Карлович Арнольд, старший сын статского советника Карла Ивановича Арнольда, родился 25 сентября 1805 года. В детстве, когда ему ещё не было и двух лет, он упал. Падение было так неудачно, что он получил сотрясение мозга с поражением слуховых органов, вследствие чего сильно заболел. После выздоровления выяснилось, что Иван Карлович оглох на всю жизнь. В 1811 году он был отдан в училище глухонемых в Санкт-Петербурге, учрежденное в 1810 году императрицей Марией Федоровной.

В училище он пробыл два года, после чего отец взял его оттуда, желая сам с ним заниматься. Заметив у сына способности к рисованию и механике, отец отправил его в Берлин в 1816 году для дальнейшего образования, где он занимался в Академии Художеств и вместе с тем посещал тамошнее училище для глухонемых. Но карьера художника не привлекала его: он хотел по возвращении в Россию заняться обучением и воспитанием глухонемых, так как в России тогда числилось около 27000 глухонемых.

Однако Арнольду совсем не сразу удалось воплотить в жизнь свои планы. Не имея перво-наперво своих собственных средств, которые он употребил на открытие и обзаведение всем, Иван Карлович обратился к русскому дворянству и купечеству с просьбою о помощи. И получил её. Кроме того, нашлись еще сановники, которые были близки к трону и обещали доложить о пользе этого учреждения императору. Государь, в свою очередь, не только дал разрешение на основание, но и пожаловал значительную сумму в пользу училища. 13 февраля 1853 года было получено разрешение.

Хоть дела училища и шли хорошо, но, потому что в Петербурге уже существовало казенное заведение для глухонемых, а в Москве такого училища не имелось, а в нем существовала настоятельная потребность, Иван Карлович признал правильным и полезным перевести своё училище в Москву, для чего в 1859 году и отправился туда, чтобы выхлопотать для этого надлежащее разрешение. В 1860 г. было получено такое разрешение, и в том же году он переселился в Москву с несколькими своими учениками и преподавателями. Первое помещение, которое заняло училище, было в Долгоруковском переулке.

По мере расширения, училищу требовалось всё больше и больше места, а денег для съёма больших помещений не было. К концу 1863 года в заведении числился 21 воспитанник; к январю 1865 года училище уже состояло из 25 учащихся, (17 мальчиков и 8 девочек).

И вот, в 1873 году на Донской улице было приобретено владение у купца Комарова и началась постройка трехэтажного с подвальным помещением здания для училища.

По данным Московского Городского Архива на участке, принадлежащем Московскому Городскому Арнольдо-Третьяковскому училищу, согласно плану 1814 года находился дом отставного прапорщика Яблочкова. В течение 18 века участок не раз менял своих хозяев, пока в 1771 году не попал в руки звенигородского купца Николая Ивановича Комарова, у которого и был приобретен Третьяковым для строительства здания Арнольдо-Третьяковского училища. Здесь по проекту А. С. Каминского выстроили специальное здание (N 37) для училища.

Постройка окончилась в 1875 году, и в феврале 1876 состоялся переход училища в собственное помещение. Так было построено здание на Донской, 37.

После ремонта 1906 года перегородка между 3-им и 2-ым этажами была убрана, само здание перестроено и 25 апреля 1906 года в этой пристройке была освящена домовая церковь при Арнольдо-Третьяковском училище во имя Павла Латрского (Латрийского), небесного покровителя умершего в 1899 году главного благотворителя и председателя попечительского комитета Павла Третьякова, бывшего душою деятельности попечительского общества училища и распорядительного комитета.

Вступив в члены комитета с самого его основания в 1863 году,
П.М. Третьяков в 1869 г. сделался его председателем и оставался в этой должности до самой своей смерти, последовавшей 4 декабря 1898 г. Мало-помалу вся деятельность общества сосредоточилась в одном лице. Именно он спонсировал покупку трех соседних владений для расширения участка, постройку дома для бани, прачечной и трех учительских квартир, постройку больницы.

Впоследствии на территории училищного сада разместились здание больницы, флигель для учителей, а также здание оранжереи и теплицы с грядками для занятий садоводством.

Внутренние помещения были спланированы специально для учебного заведения: спальни, классы для занятий, ремесленные мастерские, столовая.

Таким образом, соединились усилия учителя И.К. Арнольда и купца П. М. Третьякова - было основано и поселилось в собственном здании новое учебное заведение - Московское городское училище для глухонемых.

История возникновения Центра "На Донской"

С 1918 года училище становится государственным учреждением и называется Московским институтом глухонемых.

В 1941 году учебное заведение было эвакуировано в Пензенскую область, а возвратилось в 1943 году, но уже в другое помещение.

В годы войны здание института было передано другим государственным учреждениям города Москвы. Тут расположились районные комитеты (райком) партии и комсомола

В 1986 году Московский городской дворец пионеров и школьников посетил первый секретарь МГК КПСС Ельцин Б.Н. и обратил внимание на недостаточное развитие технического и интеллектуального творчества учащихся, особенно старшеклассников. Он предложил организовать такое учреждение для способной молодежи, где учащиеся могли бы развивать свой творческий потенциал на современной технической базе с использованием прогрессивных и высокопрофессиональных методик обучения и научных исследований.

Для решения этой были подключены специалисты Московского городского дворца пионеров и школьников (МГДПиШ), научно-исследовательский институт АН СССР, проектные и строительные организации г.Москвы. Исполком Октябрьского райсовета г.Москвы выделил для дома научно-технического творчества здание бывшего РК КПСС по адресу ул. Донская, 37. Был разработан проект его полной реконструкции и переоборудования его помещений в соответствии с нормами для размещаемых научно-исследовательских лабораторий. Строительство велось методом народной стройки; на стройке работали несколько молодежных стройотрядов. Всего за один год в здании были сняты все перекрытия и заново отстроены молодежные научно-исследовательские лаборатории со всеми необходимыми коммуникациями.

Новое учреждение народного образования, - ДНТТМ, - был создан как филиал МГДПиШ. Для обеспечения высокого качества обучения и работы учащихся кадровый состав сотрудников и преподавателей ДНТТМ формировался в основном из числа действующих специалистов исследовательских учреждений и высшей школы.

К январю 1988 г. строители вручили символический ключ от здания ДНТТМ активу школьников лаборатории Физики космоса дворца пионеров для того, чтобы они под руководством заведующего лабораторией в те годы Д.Л. Монахова начали оборудовать здание нового научного центра. Поскольку финансирование от ГУНО было открыто лишь в июле 1988 г., то именно силами самих ребят было проведено оснащение лабораторий, их минимальное оформление и благоустройство для того, чтобы 1 сентября 1988 года ДНТТМ смог открыть свои двери для 2-х тысяч старшеклассников, желающих связать свой жизненный путь с научными исследованиями и техническими разработками.

С октября 2015 года Дом научно-технического творчества молодежи переименован в Центр «На Донской»

Сегодня это учреждение - современный государственный центр дополнительного образования детей, структурное подразделение ГБПОУ "Воробьевы горы" - является местом встречи детей, подростков, интересных людей и рождения новых идей.

Ваш ребенок может посетить Центр после уроков и заняться чем-то интересным и увлекательным - проектированием и конструированием роботов, проведением экспериментов в химической, физической или биологической лабораториях, разработкой и созданием собственного сайта, научиться программировать, танцевать, рисовать или фотографировать.

Ключевые слова

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГЛУХИХ / ИВАН КАРЛОВИЧ АРНОЛЬД / ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ ТРЕТЬЯКОВ / МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ АРНОЛЬДО-ТРЕТЬЯКОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ ДЛЯ ГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ / ЗВУКОВОЙ МЕТОД / ТИПОГРАФИЯ / МАСТЕРСКИЕ / CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENTS / TRAINING DEAF PEOPLE / IVAN KARLOVICH ARNOLD / PAVEL MIKHAILOVICH TRETYAKOV / MOSCOW ARNOLD-TRETYAKOV SCHOOL FOR DEAF-AND-DUMB CHILDREN / SOUND METHOD / PRINTING / WORKSHOPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Воронова А.А.

В статье рассматривается актуальная проблема профессиональной подготовки глухих обучающихся в контексте их социализации в условиях поиска путей эффективной социальной адаптации, введения ФГОСов. Получение профессии это основа успешного вхождения в общество для людей с нарушениями слуха. Автор анализирует опыт одного из заметных учебных заведений в решении обозначенной проблемы в период становления национальной системы специального образования опыт Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых детей с момента его открытия в Москве (I860 год) до момента его реорганизации в Московский институт глухонемых (1918 год). В условиях отсутствия методических и специальных учебных пособий, подобных учебных заведений училище представляло собой уникальную образовательную систему, основоположником которой был талантливый глухой художник И.К. Арнольд. Двери данного учебного заведения были открыты для всех детей независимо от их пола, сословия, вероисповедания. Автор обращается к дореволюционному опыту организации обучения детей с нарушениями слуха , который на сегодняшний день в педагогической науке описан фрагментарно, раскрывает особенности профессиональной подготовки обучающихся в училище в динамике, факторы, повлиявшие на ее становление. Профессиональная подготовка была тесно связана с выполнением жизненных задач. Начав с решения насущных проблем училища (пошив и починка одежды, ремонт мебели и пр.), учительская корпорация во главе с директором совместно с благотворителями к началу ХХ века организует при училище типографию и мастерские , одна из задач которых профессиональная подготовка обучающихся. В статье подчеркиваются необходимость и потенциал сопряжения школьного и профессионального образования, социального партнерства в организации профессиональной подготовки обучающихся с нарушениями слуха, значение работы в качестве учителей людей с нарушениями слуха.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Воронова А.А.

Professional training of students at Moscow city Arnold-Tretyakov school for deaf-and-dumb children

Getting a profession is a basis of successful entry into society of people with hearing impairments. In the article considers the urgent problem of professional training of deaf-and-dumb students in the context of their socialization in the conditions of searching ways of their effective social adaptation and introduction of FSES. The author analyzes experience of one of visible educational institutions for people with hearing impairments for the solution of the designated problem during formation of national system of professional education as experience of Arnold-Tretyakov school for deaf-and-dumb children from the moment of its opening in Moscow (I860) and until its reorganization in the Moscow Institute for the Deaf-Mutes (1918). The author addresses the organization of pedagogical process which is described as fragmentary one in pedagogical science today, reveals features of professional training of students in school in dynamics. The author emphasizes need and potential of the interfaced school and professional education, social partnership in the organization of professional training of students with hearing impairments.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка обучающихся в Московском городском арнольдо-третьяковском училище для глухонемых детей»

А.А. Воронова, канд. пед. наук, доцент, кафедра специальной психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Россия, [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В МОСКОВСКОМ ГОРОДСКОМ АРНОЛЬДО-ТРЕТЬЯКОВСКОМ УЧИЛИЩЕ ДЛЯ ГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ

В статье рассматривается актуальная проблема профессиональной подготовки глухих обучающихся в контексте их социализации в условиях поиска путей эффективной социальной адаптации, введения ФГОСов. Получение профессии - это основа успешного вхождения в общество для людей с нарушениями слуха. Автор анализирует опыт одного из заметных учебных заведений в решении обозначенной проблемы в период становления национальной системы специального образования - опыт Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых детей с момента его открытия в Москве (1860 год) до момента его реорганизации в Московский институт глухонемых (1918 год). В условиях отсутствия методических и специальных учебных пособий, подобных учебных заведений училище представляло собой уникальную образовательную систему, основоположником которой был талантливый глухой художник И.К. Арнольд. Двери данного учебного заведения были открыты для всех детей независимо от их пола, сословия, вероисповедания. Автор обращается к дореволюционному опыту организации обучения детей с нарушениями слуха, который на сегодняшний день в педагогической науке описан фрагментарно, раскрывает особенности профессиональной подготовки обучающихся в училище в динамике, факторы, повлиявшие на ее становление. Профессиональная подготовка была тесно связана с выполнением жизненных задач. Начав с решения насущных проблем училища (пошив и починка одежды, ремонт мебели и пр.), учительская корпорация во главе с директором совместно с благотворителями к началу ХХ века организует при училище типографию и мастерские, одна из задач которых - профессиональная подготовка обучающихся. В статье подчеркиваются необходимость и потенциал сопряжения школьного и профессионального образования, социального партнерства в организации профессиональной подготовки обучающихся с нарушениями слуха, значение работы в качестве учителей людей с нарушениями слуха. Ключевые слова: дети с нарушениями слуха, профессиональная подготовка глухих, Иван Карлович Арнольд, Павел Михайлович Третьяков, Московское городское Арнольдо-Третья-ковское училище для глухонемых детей, звуковой метод, типография, мастерские.

На современном этапе развития общества общее образование детей с нарушения слуха, согласно ФГОСам, должно составлять основу для наиболее полной их социальной адаптации и интеграции в обществе, получения профессии. Профессиональная подготовка, определяющая практически весь жизненный путь человека, делает его

полезным членом общества, создает основу материального обеспечения самого обучающегося и его семьи. Поэтому для успешной реализации государственных задач образования требуется осмысление в нынешних условиях опыта профессиональной подготовки глухих детей в учебных заведениях прошлого.

Многие исследователи (например, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Г.Н. Пен-нин) в своих исследованиях обращались к отечественной практике обучения глухих, в частности, к деятельности Московского городского Арнольдо-Тре-тьяковского училища, но не рассматривали саму постановку образовательного процесса

в нем. В научных тру- _

дах Д.В. Долгова наиболее полно представлена деятельность училища. Актуальным для теории и практики специальной педагогики остается вопрос реконструкции целостной картины профессиональной подготовки в одном из видных училищ для глухих второй половины XIX -начала ХХ века.

Подготовка глухих к жизни в обществе, их успешная социализация - приоритетная задача училища для глухих, открытого в Москве в 1860 году.

Его основатель И.К. Арнольд (18051891) на личном опыте испытал все трудности жизни глухого в обществе. Иван Карлович (Эдуард - до принятия православия) в возрасте двух лет в результате болезни потерял слух. Его отец - статский советник, успешный специалист в области бухгалтерии и немец по происхождению - приложил много усилий, чтобы дать достойное образование сыну.

Два года (1811-1813) Иван Карлович учился в Петербургском училище для глухонемых. После отец сам лично занимался с ним по звуковому методу дома, в 1816 году устроил сына в училище для глухонемых в Берлине.

Обучаясь в училище, Иван Карлович вместе с тем брал уроки в Академии художеств, так как отец заметил в нем способности к рисованию и механике. В 1822 году Иван Карлович окончил курс в Академии художеств с серебряной медалью и дипломом художника. Однако карьера живописца не прельщала молодого человека, он мечтал заняться обучением и развитием несчастных глухих детей в России, которые в большинстве случаев оставались без возможности

В период формирования народного образования устройство частного училища глухим является ярким примером борьбы людей с нарушениями слуха за право на образование.

получить образование, на всю жизнь как бы быть отвергнутыми от общества здоровых людей.

Около двух лет он ездил по Германии, - изучая устройство училищ для глухонемых в Берлине, Дрездене, Лейпциге, Штутгарте и других городах.

Но вернувшись в Россию, он получил место художника при Императорском Эрмитаже, а позднее - должность топографа в Департаменте Государственных Имуществ, где служил до 1854 года.

С 1854 года посвятил себя исключительно педагогической деятельности на поприще обучения и воспитания глухих детей. Плодом и памятником этой деятельности служит московское училище для глухонемых, носящее его имя. Иван Карлович все силы отдал служению этому благому делу и заведовал училищем до 1865 года, когда управление учебным заведением по состоянию здоровья должен был оставить училищному комитету и новому директору.

За время заведования училищем Иван Карлович преодолел множество трудностей. Открытое им частное учебное заведение в столице было переведено в Москву в 1860 году, где подобных заведений на тот момент не действовало. Материальное обеспечение образовательного процесса было непрестанной его заботой1.

Анализ отчетов о деятельности училища (с 1867 года по 1916 год) позволяет сделать вывод, что на обучение принимались дети обоего пола, без различия сословий и вероисповеданий и, по возможности, прежде всего из тех семей, которые не имели средств дать детям домашнее образование. Часть детей получали образование абсолютно бесплатно, часть - за полную плату, остальные оплачивали обучение частично. Некоторые дети жили при училище, другие же приходили на занятия.

Первые «соработники» Ивана Карловича были, как и он сам, глухонемыми. Это создавало особую атмосферу в учебном заведении, отличавшуюся теплыми, довери-

тельными отношениями между учащими и учащимися. А в истории, на наш взгляд, в период формирования народного образования устройство частного училища глухим является ярким примером борьбы людей с нарушениями слуха за право на образование.

Мысль о том, чтобы сделать глухих детей полезными членами общества, отражена в исходной образовательной концепции училища. Одна из задач учебного заведения в отчете за 1859-1860 годы обозначена так: «... наиспособнейшие из воспитанников назначаются преимущественно в учителя для несчастных своих собратьев, живущих в дальних краях нашего Отечества»2. Следует подчеркнуть, что в Российской империи на тот момент не существовало организованных форм подготовки сурдопедагогов. В постановке этой задачи и ее реализации мы находим отражение жизненного пути самого И.К. Арнольда. Особых предметов педагогической направленности в программе обучения не было, и, по-видимому, лишь в личном общении, в процессе воспитания обучающихся передавались знания и опыт обучения глухих.

Но задача подготовки педагогических кадров для развития сети учебных заведений

для глухонемых была решена не в полной мере.

Так, в период с 1867 года по 1900 год в Арнольдовском училище преподавали 4 выпускника: В.А. Гиршинг (глухой), П.П. Ермолаева (слышаще-говоря-щая), Г.Г. Григорьев (глухой), Е.Ф. Томке-ев (глухой). Последний, следует отметить, за 25-летний труд в училище в 1900 году был удостоен ордена святого Станислава III степени.

Выпускница училища 1873 года Вознесенская (глухонемая) открыла в Туле маленький частный пансион. Н.Ф. Петров (глухой), кончивший курс в 1877 году, поступил преподавателем в Петербургское училище для глухонемых. С.Е. Журомский (глухонемой), закончивший училище в 1891 году, преподавал в открывшемся 1892 году в Вязниках отделении при церковно-приходской школе для глухонемых.

О качестве профессиональной подготовки свидетельствуют и результаты многочисленных публичных экзаменов обучающихся. К примеру, выпускник 1895 года А.М. Хлебников (глухонемой) выдержал экзамен на звание учителя народного училища, но избрал службу в конторе своего глухонемого товарища по училищу Миленина3.

Не все способны были к ведению педагогической деятельности. Большинство выпускников отправлялись к родителям и там, по возможности, занимались рукоделием или ремеслами. Редки были случаи, когда воспитанники продолжали обучение или занимали руководящие посты. Например, по окончании курса в училище в 1872 году Владимир Жекулов продолжил обучение рисованию в Школе живописи и ваяния, Козьма Сопов в доме своих родителей содержал сапожную мастерскую, Василий Терентьев служил в губернской типографии во Владимире4.

Училище в социально-культурных условиях второй половины XIX века зачастую становилось единственным учебным заведением в жизни обучающихся. Здесь они научались читать и писать, получали знания по Закону Божьему, арифметике, географии, истории, черчению. Здесь же получали профессиональные навыки по доступным для них ремеслам.

В 1867 году в образовательную практику училища были введены портняжное и сапожное дело, а в 1868 году - техническое рисование. На занятиях учащиеся решали практические задачи, которые возникали перед училищем5. Поначалу даже постановка таких задач определяла направление профессиональной подготовки. Так, к примеру, портняжное дело велось временно (до 1869 года), только в тот период, когда готовился новый комплект одежды, в остальное время дети занимались лишь починкой и содержание мастера было невыгодно.

Интересен опыт Арнольдовского училища по выстраиванию партнерских отношений с различными производствами. Важную роль в этом процессе сыграл распорядительный комитет училища - специально созданный орган, в обязанности которого входило управление хозяйством, изыскание материальных средств. С 1869 года до последних дней своей жизни бессменным его

председателем был купец первой гильдии П.М. Третьяков, известный своей благотворительностью.

По решению распорядительного комитета училище вошло в соглашение с содержателем типографии Т. Рис и содержателем заведения конторских книг Гагеном. В типографии Т. Рис стали обучаться три воспитанника, а у Гагена переплетному и линовальным мастерству - два. У воспитанников Преображенского и Ахапкина обнаружились весьма хорошие способности к техническому рисованию. Рисунки первого были отмечены в 1872 году на политехнической выставке, второй по окончании курса поступил рисовальщиком в фотографию Мебиуса.

Кроме этого, распорядительный комитет признал полезным ввести в самом училище обучение типографскому набору. Так было положено начало устройству собственной типографии при учебном заведении.

При организации профессиональной подготовки важную роль сыграли учителя с нарушением слуха. Например, у истоков типографского дела стоял глухонемой учитель Иван Петрович Ермолаев. Он целый год посещал городские типографии, знакомился с постановкой типографского дела. В 1874 году по его рекомендации были приобретены некоторые типографские принадлежно-сти6. Иван Петрович 40 лет трудился в училище, из которых 16 лет был бессменным учителем типографского дела (до последних дней своей жизни).

Появление в 1876 году собственного помещения у училища дало возможность развивать профессиональную подготовку воспитанников. В 1876 году в училище введены портняжное, столярное, токарное, переплетное дело. В типографии увеличено количество образцов шрифта и поставлен ручной печатный станок. С 1877 года по 1880 год велось обучение резному и литографному делу. Для девочек велись занятия шитья, вязания, в том числе и кружев, вышивания

Училище в социально-культурных условиях второй половины XIX века зачастую становилось единственным учебным заведением в жизни обучающихся. Здесь они научались читать и писать, получали знания по Закону Божьему, арифметике, географии, истории,

черчению. Здесь же получали профессиональные навыки по доступным для них ремеслам.

по канве и гладью, рисования, с 1877 года по 1880 год - росписи красками посуды7.

Профессиональные знания закреплялись и расширялись при посещении ма-

Анализ отчетов о деятельности училища стерских с образцовой постановкой реме-(с 1867 года по 1916 год) позволяет сделать сел. Так, например, «ученики типографии вывод, что в первые годы его существования в обучении преобладала мимика. С 1870 года после посещения директором училища Д. К. Органовым специальных учебных заведений для детей с нарушением слуха в Бельгии, Англии, Германии, Фран-

Профессиональная подготовка, начавшаяся с решения насущных задач учебного заведения, совершенствовалась по мере материального укрепления училища, становилась на рельсы реализации целостной авторской программы по овладению ремеслами.

и переплетной посетили типографию Товарищества И. Д. Сытина, где они познакомились с отливкой стереотипа для ротационной машины и покрытием ее сталью, травлением цинкографических клише и гальва-никой; ученики садоводства осмотрели садовые хозяйства Подольска и других мест; ученики столярного дела посетили магазины готовой изящной мебели; ученицы старших классов ездили на выставку рукодельных работ в Ле-пешкинское училище»11.

Таким образом, усилия учительской корпорации, включающей людей с нарушениями слуха, были направлены на вооружение воспитанников необходимыми знаниями и умениями для жизни в обществе, средствами общения, профессиональными навыками. Профессиональная подготовка, начавшаяся с решения насущных задач учебного заведения (починка одежды, ремонт обуви и др.), совершенствовалась по мере материального укрепления училища, становилась на рельсы реализации целостной авторской программы по овладению ремеслами. Следует подчеркнуть, что овладение профессиональными навыками было сопряжено с получением «необходимых для общежития сведений»12.

Немаловажную роль в деле общественного признания училища, в развитии профессиональной подготовки играли благотворители учебного заведения. Среди них можно выделить Его Императорское Ве-медали, в 1885 году на ремесленной выстав- личество и Членов Императорской фамилии ке - большую золотую медаль, а от Импера- (450 р. постоянно в 1860-1870-е годы), кня-торского Технического общества, устраивав- зей, купцов. Материально укрепил, упрочил шего эту выставку, - серебряную10. социальный статус училища П.М. Третья-

ции, Швейцарии сначала в качестве эксперимента, а затем практически во всех классах был введен звуковой метод. «Этот способ состоял в том, чтобы научить глухонемых понимать слова говорящих по одним движениям губ и произносить их, подражая этим движениям»8. Наполняемость классов была небольшой (не более 10 человек).

Некоторые воспитанники настолько хорошо овладевали мастерством и средствами общения, что держатели мастерских оставляли их у себя после окончания училища, были довольны ими и выражали желание, чтобы и новые выпускники тоже приходили к ним на службу9.

Нужно подчеркнуть, что результаты профессиональной подготовки учащихся были отмечены на разных выставках, что свидетельствует о качестве постановки профессиональной подготовки воспитанников. В 1872 году на политехнической выставке училище получило серебряную медаль за образцы технического рисования и сапожной работы, в 1882 году на Всероссийской про-мышленно-художествен-ной выставке - диплом первого разряда, что соответствовало золотой

Дореволюционный опыт Арноль-до-Третьяковского училища убеждает нас в том, что при сопряжении школьного и профессионального образования у выпускников формируется реальная способность осознанно определять стратегию профессионального, а в итоге жизненного, выбора.

ков. При нем, к примеру, неприкосновенный капитал с 24 тыс. р. в 1869 году к 1899 году возрос до 200 тыс.

Анализ отчетов о деятельности училища убеждает нас в том, что к началу ХХ века при училище работали типография и следующие мастерские: переплетная, столярная, портновская, сапожная, которые решали задачи профессиональной подготовки обучающихся, трудоустройства людей с нарушениями слуха, приносили прибыль училищу13.

Организация профессиональной подготовки в мастерских имела свои особенности. Обучающиеся отрабатывали профессиональные навыки в условиях действующей типографии или мастерских, выполняющих серьезные заказы (таблица)14.

Обучение проводилось отдельно от эксплуатационной деятельности типографии и мастерских и предполагало не только выполнение практических заданий, но и изучение теоретического материала. В мастерских

чисто практически обучались умственно отсталые дети с нарушениями слуха. Обучение происходило под руководством учителя-мастера при непосредственном наблюдении заведующего мастерскими.

Обучению в мастерских предшествовало изучение воспитанниками ряда предметов. Например, с работой столярной мастерской было связано преподавание черчения и технологии.

Анализируя отчеты о деятельности училища, можно сделать вывод, что овладению типографскому мастерству уделялось особое внимание. В отчете за 1915 год отмечается необходимость разработки курса рисования в тесной взаимосвязи с наборным делом. Для обсуждения проблемы попечительский совет училища приглашал на особое совещание знатоков прикладного искусства (А.М. Васнецова, И.И. Грабаря и др.)15.

В начале 1916 года при училище были открыты двухгодичные курсы для практи-

Состояние работы типографии и мастерских при училище

Тип мастерской Общее количество трудящихся / в том числе практикантов / в том числе учеников, чел. Заказы

Типография 55 / 13 / 13 Ведомость о городских начальных училищах и других просветительных учреждениях, отчет о приютах и ремесленных училищах, справочник о всех городских учреждениях и лицах, телефонный справочник Красного Креста и др.

Переплетная мастерская 25 / 7 / 9 Брошюровка, фальцевание, линевка, резка, просечка, нумерование, переплет разных заказов, отпечатанных в типографии. Кроме этого, принимались заказы на чисто переплетные работы от городских учреждений и частных лиц

Столярная мастерская 20 /10/8 Заказы главным образом по оборудованию двух детских садов для глухонемых и отделению для умственно отсталых при училище, а также частных лиц, в том числе изготовлено 30 костылей для раненых воинов по заказу Прохоровского лазарета. Кроме того, по примеру прошлых лет практикантами в течение лета произведен полный ремонт классной мебели

Портновская мастерская 5 / 2 / учеников не было, но два раза в неделю по 1 часу штатный портной преподавал ученикам старшего приготовительного класса самые главные приемы ремесла Заказы интерната самого училища, а также заказы частных лиц

Сапожная мастерская 9 / 5 / 2 Заказы интерната самого училища, небольшие заказы частных лиц

кантов, освоивших 6-летнюю программу училища.

Мастерские ежегодно приносили чистую прибыль училищу. Например, в 1915 году она была такова16:

По типографии................18729 р. 69 коп.

По столярной....................750 р. 49 коп.

По сапожной....................67 р. 60 коп.

По портновской................26 р. 75 коп.

Итого 19574 р. 53 коп.

Анализируя постановку профессиональной подготовки обучающихся в училище, следует подчеркнуть, что не сама материальная прибыль являлась здесь главной задачей. По окончании училища его выпускники были вооружены профессиональными навыками. А профессия в руках - залог успеха в самостоятельной жизни в обществе.

Оставаясь единственным в своем роде в Москве, училище имело достаточно большую популярность к 1917 году (из 90 желающих могли быть приняты не более 20 человек).

Дореволюционный опыт Арнольдо-Третьяковского училища, а так училище стало называться в память о своих главных благодетелях И.К. Арнольде и П.М. Третьякове после смерти последнего, убеждает нас в том, что при сопряжении школьного и профессионального образования у выпускников формируется реальная способность осознанно определять стратегию профессионального, а в итоге жизненного, выбора.

Реализация задачи профессиональной подготовки обучающихся училища для глу -хих - яркий пример социального партнерства системы производства (мастерских) и учебного заведения, благотворителей, родителей и педагогической корпорации.

Московское городское Арнольдо-Тре-тьяковское училище - это пример доступного профессионального образования для глухих, пример учебного заведения, тесно связанного с жизнью, учитывающего в своей работе возможности воспитанников, пример кропотливой непрестанной работы преподавателей и благотворителей, порой сравнимой с подвигом, по решению главной задачи

учебиого заведения - социализации воспитанников.

Литература

1. Отчет Московского городского Арнольдо-Тре-тьяковского училища глухонемых за 1900 год. М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых, 1901. С. 1-6.

2. Там же. С. 14.

3. Там же. С. 14.

4. Отчет Московского Арнольдовского училища глухонемых детей обоего пола за 1872 год. М.: Тип. В.Ф. Зам, 1873. С. 8.

5. Отчет Московского Арнольдовского училища глухонемых детей обоего пола за 1867 и 1868 годы. М.: Тип. Современных известий, 1869. С. 1-20.

6. Отчет Московского Арнольдовского училища глухонемых за 1874 год. М.: Тип. А.И. Мамонтова, 1875. С. 9-13.

7. Отчет Московского городского Арнольдо-Тре-тьяковского училища глухонемых за 1900 год. М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых, 1901. С. 7-11.

8. Отчет Московского Арнольдовского училища глухонемых детей обоего пола за 1870 год. М.: Тип. Грачева и К, 1871. С. 11.

9. Отчет Московского городского Арнольдо-Тре-тьяковского училища глухонемых за 1900 год. М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых, 1901. С. 7-11.

10. Там же. С. 9.

11. Отчет Московского городского Арнольдо-Тре-тьяковского училища глухонемых за 1904 год. М.: Городская тип., 1906. С. 8.

12. Отчет Московского Арнольдовского училища глухонемых детей обоего пола за 1867 и 1868 годы. М.: Тип. Современных известий, 1869. С. 19.

13. Отчет Московского городского Арнольдо-Тре-тьяковского училища глухонемых за 1902 год. М.: Городская тип., 1903. 11 с.; Отчет Московского городского Арнольдо-Третьяковского училища глу -хонемых за 1910 год. М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых, 1911. 36 с.

14. Отчет Московского городского Арнольдо-Тре-тьяковского училища глухонемых за 1915 год. М.: Тип. Московского городского Арнольдо-Третья-ковского училища глухонемых, 1917. С. 21-24.

15. Там же. С. 7.

16. Там же. С. 25.

PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS AT MOSCOW CITY ARNOLD-TRETYAKOV SCHOOL FOR DEAF-AND-DUMB CHILDREN

A.A. Voronova, Candidate of Pedagogy, Docent, The department of special psychology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia, [email protected]

Getting a profession is a basis of successful entry into society of people with hearing impairments. In the article considers the urgent problem of professional training of deaf-and-dumb students in the context of their socialization in the conditions of searching ways of their effective social adaptation and introduction of FSES. The author analyzes experience of one of visible educational institutions for people with hearing impairments for the solution of the designated problem during formation of national system of professional education as experience of Arnold-Tretyakov school for deaf-and-dumb children from the moment of its opening in Moscow (1860) and until its reorganization in the Moscow Institute for the Deaf-Mutes (1918). The author addresses the organization of pedagogical process which is described as fragmentary one in pedagogical science today, reveals features of professional training of students in school in dynamics. The author emphasizes need and potential of the interfaced school and professional education, social partnership in the organization of professional training of students with hearing impairments.

Key words: children with hearing impairments, training deaf people, Ivan Karlovich Arnold, Pavel Mikhailovich Tretyakov, Moscow Arnold-Tretyakov school for deaf-and-dumb children, sound method, printing, workshops.

1. Report of the city of Moscow Arnoldo-Tretyakov school for the deaf in 1900. Typography Arnoldo-Tretyakov school for the deaf. Moscow, 1901, pp.1-6.

4. The report of the Moscow Arnoldsche Institute for deaf-mute children of both sexes in 1872. Typography V. F. Zam. Moscow, 1873, p. 8.

5. The report of the Moscow Arnoldsche Institute for deaf-mute children of both sexes for 1867 and 1868. Typography Modern news. Moscow, 1869, pp. 1-20.

6. The report of the Moscow Arnoldsche school of the deaf in 1874. Typography A. I. Mamontov. Moscow, 1875, pp. 9-13.

7. Report of the city of Moscow Arnoldo-Tretya-kov school for the deaf in 1900. Typography Arnol-do-Tretyakov school for the deaf. Moscow, 1901, pp. 7-11.

8. The report of the Moscow Arnoldsche Institute for deaf-mute children of both sexes in 1870. Typography Grachev. Moscow, 1871, p. 11.

9. Report of the city of Moscow Arnoldo-Tretyakov school for the deaf in 1900. Typography Arnoldo-Tretyakov school for the deaf. Moscow, 1901, pp. 7-11.

11. Report of the city of Moscow Arnoldo-Tretyakov school for deaf-mutes in 1904. Urban typography. Moscow, 1906, p. 8.

12. The report of the Moscow Arnoldsche Institute for deaf-mute children of both sexes for 1867 and 1868. Typography Modern news. Moscow, 1869, p. 19.

13. Report of the city of Moscow Arnoldo-Tretyakov school for deaf and dumb-1902. Urban typography. Moscow, 1903, p.11; Report of city Moscow Arnol-do-Tretyakov school for the deaf 1910. Typography Arnoldo-Tretyakov school for the deaf. Moscow, 1911, p. 36.

14. Report of the city of Moscow Arnoldo-Tretyakov school for the deaf in 1915. Typography The city of Moscow Arnoldo-Tretyakov school for the deaf. Moscow, 1917, pp. 21-24.