Мероприятия по развитию технического творчества. Реализации направления "научно-техническое творчество". Развитие технического мышления

Одним из факторов, способствующих развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы, является формирование их осознанного профессионального выбора, при организации занятий научно-техническим творчеством. Техническое творчество - вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов - технических средств, образующих искусственное окружение человека ─ техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серийном производстве.

Для реализации задачи развития научно-технического образования в школе был составлен План работы школы по данному направлению.

Цель работы: развитие устойчивого и глубокого интереса учеников к конструированию простейших моделей, формирование элементарных навыков конструкторского мышления и технического моделирования.

Реализация этих целей способствует решению следующих образовательных задач

  • дать обучающимся теоретические знания основ начального технического моделирования;
  • привить обучающимся специальные практические умения и навыки конструирования разнообразных простейших моделей (пользование инструментами, необходимыми для моделирования, работа
    с шаблонами);
  • черчение моделей, чтение простейших чертежей, испытание моделей, анализ результатов своего труда и других;
  • формировать навыки технического мышления;
  • воспитать в учащихся культуру труда, межличностных отношений, чувство ответственности за качество выполняемой работы.

Принципы работы научно-технического направления в МАОУ Алабинская СОШ с УИОП
имени Героя РФ С.А. Ашихмина:

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учет возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

План работы по данному направлению состоит из трех этапов:

Первый этап - 2015-2017 год.

Второй этап - 2018-2020 год.

На первом этапе для формирования преемственности в реализации информационно-технологического профиля в школе были открыты классы с углубленным изучением информатики: 2016-2017 учебный год - 3 класса (7б, 8б, 9в).

Для реализации задачи развития научно-технического образования в школе была спланирована работа по основным направлениям в 2017-2018 году:

Дополнительное образование

  • внеурочная деятельность: открыты кружки «Инфознайка» (4а кл.), «Юный информатик» (5а, 5б, 5в, 5г кл.), «Робототехника» (6б, 6в, 6г, 6д, 7а, 7б, 7в, 7г, 8а, 8б кл.),

Технообразовательные экскурсии

  • #РобоСити2018 - фестиваль робототехники организации АНО
    ДО Роболатория г. Одинцово (9б кл).

Научная деятельность, конкурсное движение

  • участие в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее»: 2016 год - проектная работа «Конструирование роботов на основе набора LEGO Mindstorms» (призер, обучающийся 7 кл. Гайдуков А.), проектная работа «РОБОТ - MOWAY» (призер, обучающийся 11 кл. Урманцев Р.);
  • участие в районном конкурсе рисунков на языках программирования "Гр@фаль" номинация Анимированный рисунок" (призер, обучающийся
    7 кл. Антонов К.);
  • участие во Всероссийском конкурсе «Кит - компьютеры, информатика, технологии» - количество участников - 94 человека;
  • школьный этап всероссийской олимпиады по информатике и физике - 145 участников;
  • участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады по информатике и физике: 1 - призер по физике, 8 - участников.

Летний лагерь

  • с 1.06.2018г. по 30.06.2018г. на базе школы был открыт летний лагерь для одаренных детей «Эрудит»
    (25 человек) - направление робототехника. Основные дисциплины - информатика, логика, математика.

Привлечение преподавателей образовательных организаций высшего образования

· Заключен договор по программе «Подготовка робототехники» с ООО «НПО «АНК ЭФФЕКТ» с привлечением преподавателей ВУЗ для проведения занятий по робототехнике в летнем лагере для одаренных детей «Эрудит».

Сотрудничество со школами Наро-Фоминского района

  • Школьный робототехнический клуб "Вертер" МАОУ Апрелевская СОШ № 3 СУИОП побывал в гостях и провёл мастер-класс.

Оснащение

  • Имеются наборы конструктора Lego education и конструктор Moway smart city, базовые детали, компьютеры, 3D принтер, проектор, экран, видео оборудование.
  • Приобретен образовательный робототехнический модуль «Базовый соревновательный уровень».

Второй этап

План работы 2017-2018 год

  • Открыть класс информационно-технологического профиля (10б).
  • Продолжить работу по направлениям: углубленного изучения информатики в 8б и 9б классах; дополнительного образования (внеурочной деятельности) с привлечение преподавателей ВУЗ.
  • Организовать совместный робототехнический клуб с МАОУ Апрелевская СОШ № 3 СУИОП с целью обмена опытом.
  • Принять участие в конкурсе РИП по теме «Робототехника, как основа развития научно-технических и творческих способностей обучающихся».
  • Направить на курсы повышения квалификации учителя информатики Подколзину И.И. по направлению робототехника.

2019-2020 год

  • Продолжить работу по направлениям: углубленного изучения информатики в 5- 9 классах, профильного обучения в 10-11 классах; дополнительного образования (внеурочной деятельности) с привлечение преподавателей ВУЗ и молодых специалистов.
  • Совместная работа с МАОУ Апрелевская СОШ № 3 СУИОП, проведение конкурсов, соревнований.

Внеклассная работа по техническому творчеству в сочетании с учебными занятиями помогает учащимся приобрести глубокие и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Занимаясь техническим творчеством, учащиеся смогут практически применять знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.


Одним из факторов способствующих развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы является формирование их осознанного профессионального выбора, при организации занятий научно-техническим творчеством.

Творчество – это специфичная для человека деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Научное творчество - это вид творческой деятельности, ведущей к созданию принципиально новых и социально значимых духовных продуктов - знаний, используемых в дальнейшем во всех сферах материального и духовного производства.

Техническое творчество - вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов - технических средств, образующих искусственное окружение человека ─ техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серийном производстве.

В современных условиях научно-техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Поэтому процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования.

Усвоение основ научно-технического творчества, творческого труда поможет школьникам и будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению развития научно – технической сферы производства.

Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к профессии. Цель обучения школьников основам творческого труда – пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, выражающееся, в конце концов, в активной исследовательской, рационализаторской, а затем и изобретательской деятельности.

С 2009 года в образовательных учреждениях Курганской области (см. Таблицу 1) реализуется сетевой инновационный проект «Развитие инновационной деятельности детей и молодежи в сфере науки, техники и технологии (Малая академия наук (МАН))», целью которого является создание системы поддержки и развития научно-технического творчества учащихся и молодежи в условиях инновационной развивающейся образовательной среды.

Структура МАН включает в себя три модуля: «Ресурсный центр «Школа естественных наук», «ЛЕГО - ПАРК», «Школьный технопарк».

Каждый из модулей решает свой комплекс взаимосвязанных задач.Так, модуль: «Ресурсный центр «Школа естественных наук» ориентирован на создание системы обучения, обеспечивающей формирование естественнонаучной компетентности обучающихся на основе использования цифровых образовательных ресурсов, входящих в состав «Развивающей образовательной среды AFS™ (Среда AFS™) . В качестве ведущих концептуальных идей модуля мы выделяем:

· обеспечение образовательного процесса компьютеризированными цифровыми образовательными ресурсами, такими как: Устройство измерения и обработки данных LabQuest, системы датчиков Vernier, интерактивного микроскопа Biology ProScope HR Kit, и других инструментов Среды AFS™, обеспечивающих практическое междисциплинарное обучение;

· проектирование открытой образовательной среды, обеспечивающей построение индивидуальных образовательных траекторий, возможность удовлетворения индивидуальных познавательных потребностей обучающихся для профессионального развития и личностного роста;

· использование деятельностного и исследовательского подходов на основе оптимального использования компьютеризированных цифровых измерительных лабораторий Среды AFS™ в процессе изучения физики, химии, биологии, в том числе с применением технологий робототехники на базе конструктора Mindstorms education и датчиков Vernier;

· усиление практико-ориентированного, прикладного характера при использовании различных форм организации учебного процесса (курсов по выбору, элективных курсов, факультативов, спецкурсов, профессиональных проб) и внеурочной деятельности (НОУ, кружков, социальных практик, очно-заочной школы при МФТИ, МЭТИ, МГУ, НГУ, проектной деятельности и др.);

· использование ресурсов социального партнерства с учреждениями профессионального образования, учреждений дополнительного образования детей для кадрового обеспечения и расширение образовательных услуг, предоставляемых обучающимся.

Таким образом, целенаправленное использование цифровых образовательных ресурсов расширяет возможность формирования личностно-ценных качеств обучаемых (образованность, компетентность, конкурентоспособность, адаптивность и т.д.) и создает условия для удовлетворения образовательных потребностей обучаемых.

Реализация модуля предполагается через учебный процесс (инвариантную и вариативную составляющую БУП), а также через систему дополнительного образования детей (кружки, научные общества, очно-заочную школу).

В учебном процессе в рамках реализации инвариантного содержания базового или профильного уровня учебных предметов это: проведение демонстрационного и фронтального эксперимента, решение экспериментальных, исследовательских задач, осуществление проектно-исследовательской деятельности с использованием инструментов Среды AFS™.

При реализации вариативной составляющей БУП это возможно через организацию занятий элективных курсов прикладной, ориентационной направленности, в частности «Прикладные исследования в физике», «Исследование физических процессов на основе цифровых образовательных ресурсов Среды AFS™»

Целенаправленное использование ЦОР позволяет сформировать личностно-ценные качества обучаемых (образованность, компетентность, конкурентоспособность, адаптивность и т.д.), удовлетворить образовательные потребности обучаемых, ориентировать обучающихся на выбор профессий связанных со сферой технического производства.

С нашей точки зрения реализация Проекта способствует:

Развитию мотивации и расширению возможностей для развития личности, ее творческого, интеллектуального потенциала;

Получению практико-ориентированных знаний по предметам естественно-научного цикла;

Повышению качества обучения по предметам естественно-научного цикла;

Развитию познавательных и профессиональных интересов, активизацию творческого мышления учащихся, формированию определенного опыта творческой деятельности, технического конструирования;

Выработке устойчивых навыков самостоятельной творческой работы, стремления к поисково-исследовательской деятельности;

Увеличению доли обучающихся, выбирающих для продолжения образования, профессии, связанные с естественнонаучной и технической сферами.

Еще одним модулем МАН является «Школьный технопарк», актуальность которого обусловлена необходимостью подготовки высоко квалифицированных специалистов для создания новейших информационных систем, внедрения высоких технологий, таких как нано- и биотехнологии, в сферу материально-технического производства, что становится одним из ведущих приоритетов развития современной инновационной экономики.

Повышение качества образовательного процесса в учреждениях профессионального образования требует создания новых образовательных центров, обеспечивающих инновационный подход в обучении, ориентированный на развитие профессиональной компетентности будущих специалистов, что обеспечит их успешность в будущей профессиональной деятельности. Для обеспечения более качественной подготовки будущих специалистов высоко-технологического производства необходимо создание преемственной системы профориентационной работы со школьниками для развития их профессиональных интересов, мотивированного выбора ими специальностей технической сферы, их профессионального самоопределения в соответствующих направлениях.

Таким новым научно-образовательным центром, позволяющим интегрировать ресурсы, усилия науки, образования и производства с нашей точки зрения является «Школьный технопарк», целью которого является развитие профессиональных интересов учащихся и молодежи к профессиям и специальностям технической сферы и организация ранней подготовки технических специалистов.

Школьный технопарк – это объединение учреждений дополнительного и профессионального образования (СПО, ВУЗы), связанных партнерскими отношениями с предприятиями региона, цельсовместной деятельности которых – создание условий для развития профессиональных интересов и ранней подготовки специалистов технической сферы производства.

В настоящее время, в созданном в Курганской области технопарке, действует 6 научно-творческих лабораторий на базе учреждений высшего и среднего профессионального образования (КГУ, КГК И КТК).

Занятия с учащимися проводят преподаватели учреждений профессионального образования, а для создания системы тьюторской поддержки и научного руководства исследовательскими и проектными работами обучающихся используется потенциал аспирантов и соискателей, что обеспечивает проектирование индивидуальной траектории обучения.

Таким образом, реализация Проекта позволит получить различные эффекты, в том числе социально-педагогические. Это, прежде всего:

· создание единого информационного пространства научно-технического творчества детей при сетевом взаимодействии образовательных учреждений города и области;

· координация инновационной деятельности по развитию научно-технического творчества детей, учащихся и молодежи;

· поддержка развития научно-технического творчества учащихся и молодежи на основе инновационной деятельности совета молодых ученых;

· повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих поддержку детского и молодежного творчества;

· развитие интереса и мотивации дошкольников, учащихся и студентов к научно техническому творчеству;

· обеспечение соответствия материально-технической базы образовательных учреждений современному состоянию научно-технического прогресса и др.

· разработка технологии формирования конструкторских умений и комплекта программ, УМК по развитию научно-технического творчества учащихся и молодежи.

Таблица 1.

Образовательные учреждения, входящие в состав МАН

Образовательная ступень /перечень ОУ

Дошкольное образование:

ДОУ №20,120,115, 39, 113,135, 92 г. Курган

ДОУ №9,16,36 г. Шадринск

ДОУ №5,6,1 г. Куртамыш

ДОУ №9, 3 г. Шумиха

Развитие первоначальных конструкторских умений у дошкольников

Общее образование (начальная школа1-4 класс) МОУ «Лицей №12, «Гимназия №30 Г. Кургана»

«Детский сад-школа №63» г. Кургана

МОУ «Лицей №1» г. Шадринска

МОУ «СОШ №1» г. Куртамыша

МОУ «СОШ №4» г. Шумихи

Развитие основ конструкторских умений на основе лего-конструирования у младших школьников

Общее образование (начальная школа 1-4 класс, основная школа 5-7 класс):

МОУ «Лицей №12, «Гимназия №30 Г. Кургана»

МОУ «Лицей №1» г. Шадринска

МОУ «СОШ №1» г. Куртамыша

МОУ «СОШ №4» г. Шумихи

Развитие технического мышления на основе робототехники

Общее образования (9-11 класс):

МОУ «Гимназия №47» г. Кургана»,

МОУ «Лицей №12», «Гимназия №19, 57» г. Кургана

Областной лицей интернат

Прикладные исследования по предметам естественно-научного цикла на основе Цифровых лабораторий Среды AFS™

Общее и профессиональное образование (9-11 класс, студенты):

МОУ г. Кургана, КГУ, КСХА, КГК, КТК, КТММ

Школьный технопарк: научно-творческие лаборатории: «Цифровой мир», «Механические передачи», «Мир машин и механизмов», «Мир строительных материалов», «Мир измерений»; студия «Основы архитектуры и дизайна»

Профессиональное образование:

КГУ, КСХА, КГК, КТК, КТММ

Развитие технического творчества в учреждениях профессионального образования

Об авторе


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

В современных условиях бурного развития научно-технического прогресса, интенсивного увеличения объема научной и научно-технической информации, быстрой сменяемости и обновления знаний особое значение приобретает подготовка в высшей школе высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных результатов.

С этой целью в учебные планы многих специальностей вузов включена дисциплина «Методология научных исследований», широко внедряются элементы научных исследований в учебный процесс. Во внеучебное время обучающиеся принимают участие в научно-исследовательской работе, ведущейся на кафедрах, в научных учреждениях вузов, в научных объединениях.

В новых социально-экономических условиях наблюдается повышение интереса к научному исследованию. Между тем стремление к научной работе все чаще наталкивается на недостаточное овладение обучающимися системы методических знаний. Это существенно снижает качество выполнения обучающихся научных работ, не позволяя им в полной мере реализовать свои возможности. В связи с этим в лекционных материалах особое внимание уделено: анализу методологических и теоретических аспектов научного исследования; рассмотрению проблем сущности, особенностей и логики процесса научного исследования; раскрытию методического замысла исследования и его основных этапов.

Приобщение обучающихся к научным знаниям, готовность и способность их к проведению научно-исследовательских работ - объективная предпосылка успешного решения учебных и научных задач. В свою очередь, важным направлением совершенствования теоретической и практической подготовки обучающихся является выполнение ими различных научных работ, дающих следующие результаты:

Способствует углублению и закреплению обучающимися имеющихся теоретических знаний изучаемых дисциплин и отраслей науки;

Развивает практические умения обучающихся в проведении научных исследований, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;

Совершенствует методические навыки обучающихся в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;

Открывает обучающимся широкие возможности для освоения дополнительного теоретического материала и накопленного практического опыта по интересующему их направлению деятельности;

Способствует профессиональной подготовке обучающихся к выполнению в дальнейшем своих обязанностей и помогает им овладеть методологией исследований.

наука знание творчество

1. Научно - техническое творчество. Общие сведения

Наука - э то непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, получаемых и превращаемых в непосредственную производительную силу общества в результате специальной деятельности людей.

Диалектическое развитие науки идет от сбора фактов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к логически стройной системе научных знаний, которая может объяснить уже известные факты и предсказать новые. При этом по характеру полученных результатов все научные исследования подразделяются на следующие основные группы: поисковые, фундаментальные, прикладные и разработки.

Поисковые работы производятся для нахождения принципиально новых направлений исследований с целью создания новой техники. Они опираются на известные теоретические разработки и идеи, хотя в ходе поисков последние могут быть критически пересмотрены и существенно видоизменены. Отмстим, что при положительных результатах выводы поисковых работ используются в научно-исследовательском творчестве прикладного характера с определенным экономическим эффектом.

Фундаментальные работы направлены на открытие новых фундаментальных законов природы, вскрытие связи между явлениями и объяснение явлений, процессов, фактов. Эти работы в основном проводятся в академических институтах и головных вузах. Отметим, что непосредственные результаты фундаментальных работ зачастую имеют абстрактный характер, хотя в последующем практическое приложение этих исследовании в подавляющем своем большинстве дает значительный экономический эффект. В качестве классических примеров фундаментальной работы можно привести, например, теорию относительности А. Эйнштейна или теорию дифференциального и интегрального исчислений.

Прикладные работы непосредственно направлены па создание новых либо существенное совершенствование известных методов, на основе которых разрабатываются повое оборудование, машины, материалы, способы производства и др. Эти работы носят конкретный характер, они выполняются в основном в отраслевых институтах и в вузах. Примером прикладной работы, внесшей определенный вклад в развитие не только отечественного швейного машиностроения, но и в теорию механизмов и машин.

Разработка - использование научных знаний в процессе опытно - конструкторских работ (ОКР), направленных на создание образцов изделий новой техники, комплексов и систем машин, агрегатов, станков, а также устройств и механизмов.

Разработки осуществляются в проектно-конструкторских, проектно - технологических институтах, конструкторских и технологических отделах и бюро предприятий, в вузах (при выполнении хоздоговорных работ, а также при курсовом и дипломном проектировании), в студенческих конструкторских бюро. Разработки зачастую сравнительно быстро окупаются и дают ощутимый экономический эффект.

Прикладные работы состоят из следующих этапов:

- подготовительного, включающего в себя составление библиографии по теме, изучение литературы по основной и смежным темам, изучение опыта других организаций, составление обзорного документа, разработку и утверждение технического задания, календарного плана, калькуляцию работ;

- теоретической части темы, состоящей из разработки и расчета новых схем, теоретического обоснования, поисков новых видов материалов и т. п., совершенствования технологических процессов;

- проектирования и изготовления экспериментальных (опытных) образцов механизмов, устройства машин, проектирования и изготовления или покупки оснастки, средств испытания и контроля;

- экспериментальных работ, которые проводятся в лабораторных и заводских условиях согласно теоретическим разработкам и включают в себя математическую обработку результатов эксперимента, проверку соответствия принятой модели реальному процессу;

- испытания (лабораторные и производственные) по исследованиям теоретического и экспериментального характера;

- корректировки , в которую входят рекомендации по совершенствованию принятой конструкции, внесение соответствующих коррективов и разработанные схемы, расчеты, проекты, установки с учетом законченных циклов испытания;

- внедрение результатов разработки на отдельных предприятиях, выбранных в качестве опытных, или в учебный процесс;

- выводов и предложений, в которых обобщаются результаты испытаний и экспериментальных внедрений, определяется ожидаемый или реальный экономический эффект их;

- заключительного, состоящего из оформления отчетной документации, утверждаемой представителями исполнителя и заказчика.

Опытно-конструкторские работы имеют следующие этапы:

- подготовительный (составление библиографии, изучение литературы и существующих конструкций, разработка технического задания на проектирование образца, калькуляция работ, разработка и утверждение эскизного проекта);

- техническое проектирование (разработка и согласование технического проекта, проведение необходимых расчетов);

- рабочее проектирование (разработка комплекса рабочей документации);

- изготовление опытного образца, его сборка, доводочные и наладочные работы;

- заводские испытания;

- доработка опытного образца по результатам испытания;

- межведомственные испытания;

- корректировка и доводка по результатам межведомственного испытания;

- серийное производство.

2. Особенности научно-технического творчества

В современную эпоху в связи с бурным развитием науки и техники одна из важнейших задач, стоящих перед высшей школой, это обучение техническому творчеству будущих специалистов народного хозяйства. В научно-исследовательской работе (НИР) выделяют три вида творчества: научное, научно-техническое и техническое.

Под научным творчеством понимается работа, призванная непосредственно удовлетворять потребности познания окружающего мира и целесообразно изменять и улучшать его.

Научно-техническое -- творчество, в котором каждое достижение изобретательской мысли опирается на предыдущее и, в свою очередь, служит основой для последующих достижений.

Техническое творчество призвано удовлетворять утилитарные потребности общества, связанные со сферой производства материальных благ.

Практика показывает, что магистрантов в рамках НИРС наиболее эффективно привлекать к участию в научно-техническом и техническом творчестве и в особенности к изобретательству.

Теперь остановимся на общих для всех видов творчества характерных признаках.

Новизна и достоверность говорит о познании неизвестной до сих пор сущности какого-либо предмета, явления, процесса. Отметим, что это не обязательно научное открытие, по непременно новое, значительное в той или иной степени, знание того, чего мы до сих пор не знали.

Вероятностный характер и риск. В научно-техническом творчестве неизбежен элемент неопределенности, особенно в его начальной стадии, т. к. практически невозможно заранее предсказать конечные результаты проводимого исследования или гарантировать успешную работу разрабатываемой конструкции. В научно-техническом творчестве нередки случаи получения отрицательного результата, как на промежуточных, так и на конечных этапах исследования. Всегда надо помнить что творчество -- это неустанный поиск. Следует сказать, что в научно-техническом творчестве нельзя пренебрегать отрицательным результатом, т. к. это тоже результат, позволяющий самому или уже другим исследователям выбрать правильный путь поиска.

Плановость -- необходимый фактор научно-технического творчества, особенно если учесть, что научные исследования на современном этапе характеризуются сложностью и трудоемкостью выполнения, требующей организующей силы плана:

Различают несколько форм плана научных исследований.

Предварительный план исследований определяет его задачу и цели, общее содержание и народнохозяйственное значение, его замысел, принцип решения задачи, методику, объем работ и сроки выполнения, предварительное технико-экономическое обоснование. Отличительной особенностью составления указанного плана части работ является необходимое участие всех исполнителей данного исследования.

Составление предварительного плана исследования представляет собой завершающий элемент в процессе конкретизации темы.

Индивидуальный план - это перечень, содержание и трудоемкость работ с указанием последовательности и сроков выполнения всех их этапов. Правильно составленный план должен также учитывать синхронизацию работ между исполнителями и возможность контроля и самоконтроля. Это особенно важно еще и потому, что в современной науке все возрастающую роль играет коллективный труд.

Рабочий план - это перечень комплекса мероприятий по проверке и развитию принятой гипотезы, которая в свою очередь обоснованно выдвигается на основе изучения истории вопроса, уточнения теоретических и экспериментальных предпосылок исследуемой темы. Отличительная особенность рабочего плана в том, что в нем указываются пути, методы и средства выполнения всех основных этапов работы.

Необходимо предостеречь, особенно молодого исследователя, в том, что на все виды планов нельзя смотреть как на догму, что в процессе работы отдельные части плана, а также сроки его выполнения могут и должны корректироваться и даже существенно видоизменяться, в зависимости от конкретно возникающих ситуации. Если работа важна и сроки выполнения сжаты, целесообразно предусмотреть параллельное выполнение ее этапов.

Во всех случаях исследователю полезно использовать опыт других работников, а перед выполнением каждого последующего этапа глубоко и всесторонне анализировать ход и результаты предыдущего этапа, вносить необходимые коррективы. Для начинающего исследователя к тому же не будет лишним составление, на основе рабочих и индивидуальных планов, еще и ежедневных и еженедельных графиков, строгое выполнение которых в срок в целях самодисциплины должно стать правилом.

3. Уровни творческого процесса

Высшей формой научно-технического творчества в рамках НИР является изобретательство, для которого условно характерны пять уровней.

1-го уровня - использование готового объекта почти без выбора;

2-го уровня - выбор одного объекта из нескольких;

3-го уровня - частичное изменение выбранного объекта;

4-го уровня - создание нового объекта или полное изменение исходного;

5-го уровня - создание нового комплекса объектов.

Для лучшего понимания сказанного приведем примеры изобретений различных уровней.

1 уровень. Предложена конструкция механизма игловодителя швейной машины. Для предотвращения спекания синтетических тканей при сшивании игла опрыскивается воздушно-водяной массой.

Взята готовая задача, т. к. необходимость охлаждения машинной иглы при сшивании на больших скоростях материалов с синтетическими волокнами общеизвестна. Использована готовая поисковая концепция - надо отвести часть тепла, причем специального поиска информации не требуется, т. к. способов этого более чем достаточно. Выбрано тривиальное решение: охлаждать иглу воздушно-водяной массой, конструктивные исполнения опрыскивателей известны и не требуют доводки для внедрения.

2 уровень. В реечном механизме для транспортировки деталей швейных машин с целью исключения посадки верхнего материала использована отклоняющаяся игла, работающая синхронно с нижней рейкой.

В данной задаче, поисковая концепция очевидна, авторами выбран один из нескольких (отклоняющаяся вдоль строчки игла, дифференциальный механизм и т. п.) вариантов решения.

3 уровень. С целью получения условий и режимов работы, адекватных эксплуатационным, предложено устройство для испытания на износ, позволяющее на испытуемых кинематических парах вращательного, качательного и поступательного движений создавать сложные, нестационарные и знакопеременные нагрузки как от цикла к циклу, так и внутри каждого из циклов, повторяющихся практически с любой частотой.

Изменено известное решение, позволившее на стендах имитировать условия и режимы работы кинематических пар механизмов, например, швейных машин, в которых преобладающее значение по сравнению с силами полезного сопротивления имеют инерционные нагрузки.

4 уровень. Предложен принципиально новый способ получения нераспускающейся цепной строчки для деталей одежды и разработано повое конструктивное решение для реализации названного способа.

5 уровень. Предложен способ получения сверхвысоких давлений с помощью импульсного электрического разряда внутри объема любой проводящей или непроводящей жидкости. В результате данного изобретения открыт новый эффект - электрогидравлический удар.

Примерно 80% всех изобретений относятся к первым двум уровням, тогда как изобретения высших уровней, определяющих качественное изменение техники, составляют лишь около 20%. Студент, овладевший основами общенаучных и общеинженерных дисциплин, как показывает практика, вполне может плодотворно работать над изобретениями 1 и 2 уровней.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Научно-техническое творчество в общеобразовательной школе. Формы научно-технического творчества в системе технологической подготовки. Условия эффективности процесса развития педагогического творчества, повышения квалификации и креативности учителя.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2009

    Определение и история творчества. Четырехэтапная модель творческого процесса, существующие методики и способы его организации. Выборка принципов, на которых строится система творческих заданий. Программа учебной и научно-исследовательской деятельности.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2010

    Методологические аспекты развития технического творчества. Стратегии и тактики творческой деятельности учащихся. Природа творческого мышления. Методы развития технического мышления у учащихся. Кружок как основная форма организации технического творчества.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2011

    Сущность технологического образования школьников, этапы его становления в России. Реформы общеобразовательной школы. Формы и средства изучения технического творчества в 10 классе. Анализ традиционных и инновационных методов. Контроль знаний и план уроков.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2009

    Взаимосвязь творчества и исследовательской деятельности личности как философско-психологическая проблема. Вопрос развития творчества студентов в научно-исследовательской деятельности. Состояние педагогического обеспечения развития творчества студентов.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2008

    Характеристика учреждения дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества": устав, контингент воспитанников, направления деятельности. Кадровое, научно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

    отчет по практике , добавлен 13.09.2013

    Понятие "творчество" и его особенности в младшем школьном возрасте. Оригами как вид творчества. Исторические аспекты развития оригами. Виды оригами и методика обучения младших школьников. Критерии и уровни развития детского художественного творчества.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2015

    Сущность и основные направления научно-исследовательской деятельности студентов, ее значение в повышении качества выпускаемых вузами кадров. Классификация научно-исследовательских работ и их отличительные признаки, степень занятости в них студентов.

    контрольная работа , добавлен 14.01.2010

    Требования, предъявляемые к высшей школе со стороны бурно развивающихся науки, техники, производства, значение школы научно-технического творчества в педагогическим процессе. Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству, их значение.

    реферат , добавлен 15.10.2014

    История педагогики как науки о воспитании и обучении человека. Становление дошкольных учреждений. Функции и понятийный аппарат дошкольной педагогики, её связь с другими науками. Признаки и специфика воспитания. Логика научно-педагогических исследований.

План-график мероприятий («Дорожная карта»)

по научно-техническому творчеству и освоению инженерно-технических компетенций,

в том числе робототехника на 2016-2017 учебный год.

Глава 1. Основные положения.

Для исполнения Указа Губернатора от 2014 года по реализации программы «Уральская », реализации программы «Развитие образования Арамильского городского округа» в части подпрограммы 3 «Горизонты техники» необходимо проведение ряда мероприятий по созданию условий развития научно-технического творчества и освоения инженерно-технических компетенций, в том числе робототехники у воспитанников и обучающихся Арамильского городского округа.

В настоящее время, одной из ключевых проблем в России является недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Наблюдается сильнейший дефицит качественных молодых инженерно-конструкторских кадров для развивающихся российских предприятий. Особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству.

Программа направлена на развитие интереса у детей к технике, конструированию, робототехнике, внедрение и распространение лучших практик по профориентации молодежи на инженерно-конструкторские специальности.

Цель программы:

    Совершенствование условий для обучения детей и подростков основам робототехники, приемам авиамоделирования, лего-конструирования и ; Способствование предпрофильной и профильной подготовке обучающихся.

Задачи программы:

    Обеспечить кадровое оснащение и повысить уровень квалификации имеющихся педагогов; Создать информационное и педагогической деятельности; Повысить уровень социальной успешности обучающихся и сформировать инженерно-технические компетенции;
    Обобщить и распространить опыт внедрения и использования авиамоделирования, робототехники, лего-конструирования и ; Осуществить финансирование мероприятий, связанных с реализацией программы.

Глава 2. Основные количественные характеристики.

Процесс развития технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования. В образовательных организациях Арамильского городского округа активно начинается популяризация профессии инженера по следующим направлениям: авиамоделизм, лего-конструирование, робототехника, деревообработка.

В восьми образовательных учреждениях Арамильского городского округа кружки технической направленности посещает 458 детей. Обучение осуществляется по лего-конструированию, робототехнике, авиамоделированию, деревообработке. Нормативный срок реализации указанных программ рассчитан от 1 года до 3 лет. Программы нацелены на детей разных возрастных категорий: дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возрастов.

Все образовательные организации имеют в наличии специальные помещения для организации технической направленности средней площадью 39 . Из двенадцати образовательных организаций только семь имеют материально-техническое оснащение в виде наборов конструкторов Лего, Дупло, напольных модулей, комплектов для робототехники, инструментов, станков.

Общее количество педагогов, реализующих программы технической направленности, составляет 21 человек. Три дошкольных организации и одна общеобразовательная не имеют педагогов по техническому творчеству. Большая часть педагогов относится к возрастной категории 26-45 лет, имеют высшее , средний стаж преподавания технических дисциплин – 2,5 года. 12 педагогов прошли курсы повышения квалификации по образовательной робототехнике и лего-конструированию.

Глава 3. Трудности в реализации программ научно-технической направленности.

Техническое творчество является ресурсоёмким направлением деятельности, которое требует больших вложений финансовых средств, приобретения дорогостоящего оборудования и инструмента, специально оборудованных помещений, рабочих мест, расходного материала. Необходимо изменить ситуацию, которая до сих пор не улучшилась.

В пяти образовательных организациях: МБДОУ «Детский сад №1 «Аленка», МБДОУ «Детский сад №3 «Родничок», МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Светлячок», МБОУ «СОШ №3», МБОУ «СОШ №4» - отсутствует возможность закупа конструкторов Лего, семь организаций не могут обеспечить каждого обучающегося конструктором.

Для работ по деревообработке отсутствует ряд инструментов, необходимых для занятий: ножовки, шуруповерты, электролобзик, стусло, шлифовальная машинка, токарные министанки.

Для организации работы по робототехнике необходимы: компьютеры, наборы «Перворобот lego Wedo», ресурсные наборы.


Необходимо повышение квалификации 9 , реализующих программы технической направленности. В четырех образовательных организациях столкнулись с проблемой нехватка педагогов, а также недостаточным количеством ставок. Существует недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, способных вести интересные и современные программы. Кружки ведутся преимущественно педагогами-женщинами, есть острая потребность в педагогах-мужчинах.

Отсутствует система учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий, направленных на повышение мотивации детей и подростков к изобретательской и рационализаторской деятельности.

Существует острая потребность в разработке новых методических подходов преподавания кружков технической направленности, обеспечения научно-методического сопровождения образовательного процесса по техническому творчеству.

Глава 4. Мероприятия по развитию научно-технического творчества и освоения инженерно-технических компетенций, в том числе робототехники, у детей.

мероприятие

сроки проведения

контингент

механизм реализации

ответственные

соискатели

Мероприятия по развитию научно-технического творчества у детей и подростков

Формирование у обучающихся представления об инженерно-технической деятельности


Постоянно

Воспитанники дошкольных учреждений, учащиеся школ и центров

Проведение бесед и культурно-массовых мероприятий по профессиональной ориентации инженерно-технических специальностей. Привитие практических навыков обучающимся на занятиях кружков робототехники, авиамоделированию, лего-конструи-рованию и деревообработки. Организация и проведение экскурсий на промышленные предприятия Арамильского городского округа и области.

Союз промышленных предприятий Урала.

Промышленные предприятия Арамильского городского округа.

Уральская инженерная школа.

Повышение уровня социальной успешности воспитанников и обучающихся.

Популяризация научно-технического творчества среди детей и молодежи, расширение уровня технической грамотности молодежи.


Постоянно

1. Участие обучающихся по программам технической направленности в соревнованиях различных уровней.

2. Внедрение новых видов детского технического творчества в образовательное пространство АГО.

3. Организация конкурсов по робототехнике, авиа-моделированию, лего - конструированию и деревообработки.

Образовательные учреждения, Отдел образования Арамильского городского округа

Промышленные предприятия города и области.

Детские технопарки (виртуальные экскурсии и лаборатории).

Образовательный центр «Робострой»


Развитие системы учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий в целях повышения мотивации детей к изобретательской и .

Постоянно

Воспитанники дошкольных учреждений, учащиеся школ и центров дополнительного образования

Проведение открытых муниципальных мероприятий по поддержке научно-технического творчества обучающихся (выставки, конкурсы, гранты, семинары - практикумы, научно - технические конференции)

Образовательные учреждения, Отдел образования Арамильского городского округа

Администрация АГО

Методическое сопровождение программы

Обеспечение научно-методического сопровождения образовательного процесса по техническому творчеству


Постоянно

Методическое объединение и

Создание метод. Совета педагогов АГО, реализующих программы научно-технической направленности; Разработка, корректировка и утверждение на методическом совете дополнительных общеразвивающих составительских программ; Реализация общеразвивающих составительских программ

по авиамоделированию, лего-конструированию, робототехнике, деревообработке;

Систематизация программно-методической продукции. Организация сетевого сообщества педагогов кружков технической направленности АГО. Создание страницы социальной сети вКонтакте «Группа единомышленников», создание и поддержка информационного портала сети Интернет.

Образовательные учреждения

Институт развития образования

Методические центры

Передовые организации дополнительного технического образования Екатеринбурга

Создание и обеспечение деятельности Методического объединения педагогов по развитию инновационного детского технического творчества на основе (с участием администрации , Отдела образования АГО, учреждений профессионального образования, представителей промышленных предприятий, организаций, и т. п.).


1 раз в квартал

Педагоги Методического объединения (на базе МБОУ ДОД «Центр и юношества «ЮНТА»

Сотрудничество с ГАОДО СО «Дворец молодежи»; администрацией Арамильского городского округа; Отделом образования Арамильского городского округа; образовательными учреждениями Арамильского городского округа; родителями (законными представителями) обучающихся.

Образовательные учреждения

Администрация АГО

Отдел образования АГО

ГАОДО СО «Дворец молодежи»

Промышленные предприятия

Общественные объединения

Обобщение и распространение опыта внедрения и использования в образовательном процессе.

1 раз в квартал

Педагоги Методического центра (на базе МБОУ ДОД «Центр развития детей и юношества «ЮНТА»

Анализ и оценка инновационной деятельности кружков, подведение итогов работы. Публикации в СМИ и размещение информации на интернет-сайте города и Метод. центра. Распространение опыта инновационной деятельности перед педагогическим сообществом на различных уровнях (семинары, педсоветы, методсоветы, мастер-классы и т. д.)

Педагоги Методического объединения (на базе МБОУ ДОД «Центр развития детей и юношества «ЮНТА»

Развитие кадрового потенциала

Обеспечение образовательных организаций квалифицированными кадрами для преподавания программ технической направленности

Сентябрь 2016 года

Соискатели должности педагога, реализующего программу технической направленности и действующие педагоги.

Создание банка педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности.

Отдел образования АГО

соискатели

Обеспечение участия педагогических кадров, реализующих программы технической направленности и работающих в области современных видов инженерно-технической деятельности в повышении квалификации.

2016-2017 учебный год

педагоги, реализующие программы технической направленности

Прохождение педагогами дополнительного образования курсов повышения квалификации в: - ГАОДО СО «Дворец молодежи»,

ГАОУ ДПО СО «ИРО»,

Самообразование.

Отдел образования АГО

Методическое объединение

ГАОДО СО «Дворец молодежи»

ГАОУ ДПО СО «ИРО»

Проведение конкурсов педагогических инициатив с использованием авиамоделирования, робототехники, лего-конструирования, деревообработки и прочего инновационного технического творчества

По отдельному графику

педагоги, реализующие программы технической направленности

Грантовые конкурсы, смотры, фестивали.

Отдел образования АГО

Методическое объединение

Администрация АГО

Организация стажировок педагогов на базе региональных инновационных площадок – организаций дополнительного образования, реализующих программы технической направленности

постоянно

педагоги, реализующие программы технической направленности

Отдел образования АГО

Методическое объединение

«Школа молодых педагогов» по научно-техническому творчеству (цикл обучающих мастер-классов и семинаров для молодых педагогов)

постоянно

педагоги, реализующие программы технической направленности

Отдел образования АГО

Методическое объединение

Участие в вебинарах для педагогических работников по научно-техническому творчеству (онлайн-консультации)

постоянно

педагоги, реализующие программы технической направленности

Отдел образования АГО

Методическое объединение

Организация муниципальных конкурсов, соревнований, смотров.

Организация и проведение муниципальных конкурсов, соревнований, фестивалей и смотров.

2016-2017 учебный год

Обучающиеся всех возрастных групп

Городской Лего-фестиваль «Лего-фантазии»;

Городской - выставка технического творчества «Техностарт»;

Смотр «Летать легко!» авиамодели, воздушные змеи и летающие тарелки (НЛО);

Конкурс авиамоделей и воздушных змеев «Полет навигатора» (или «Небо Арамили»)

Конкурс технических проектов «Уральский инженер XXI века»;

Конкурс по робототехнике и конструктору «Юный изобретатель»

Конкурс самоделок ко Дню защитника Отечества «Военная техника».

Педагоги, реализующие программы технической направленности.

Отдел Образования АГО

Методическое объединение

Администрация АГО

Отдел образования АГО

ГАОДО СО «Дворец молодежи»

Учреждения профессионального образования

Промышленные предприятия

Общественные объединения

Родители (законные представители) обучающихся.

Материально-техническое оснащение

Обеспечение объединений технической направленности оборудованием, инструментами и необходимыми расходными материалами

В течение года

Формирование и пополнение материально - технической базы

Администрация АГО,

Образовательные учреждения АГО

Поставщики

Обеспечение сохранности оборудования и эффективное функционирование классов по техническим предметам

постоянно

Образовательные организации, реализующие программы технической направленности

Выполнение , дополнительных общеразвивающих программ и учебных планов.

Образовательные организации, реализующие программы технической направленности

Финансирование

Осуществление финансирования мероприятий, связанных с реализацией проекта по развитию инновационного детского технического творчества на территории Арамильского городского округа.

В рамках текущего финансирования

Образовательные организации, реализующие программы технической направленности, педагоги, учащиеся.

Создание материально-технических условий; Дополнительная оплата работникам за осуществление инновационной деятельности; Приобретение расходных материалов, необходимых для ведения образовательного процесса согласно сметам; Организация поездок обучающихся на соревнования различных уровней.

Администрация Арамильского городского округа; Отдел образования

Безопасность

Обеспечение безопасных, здоровьесберегающих, соответствующих современным санитарно-эпидемиологическим требованиям условий для занятий робототехникой, авиамоделированием, лего - конструированием, деревообработкой и инновационным техническим творчеством.

постоянно

Оборудование кабинетов в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"».


Глава 5. Ожидаемые результаты.

Реализация мероприятий программы «Горизонты техники» обеспечит:

Повышение интереса детей и молодежи к научно-техническому творчеству;

Увеличение числа технически грамотных школьников для дальнейшего обучения в технических образовательных учреждениях;

Создание единого образовательного пространства по научно-техническому творчеству через организацию методического Совета педагогов АГО, реализующих программы научно-технической направленности;

Расширение образовательного пространства за счет введения новых дополнительных научно-технической направленности;

Повышение профессионального уровня и творческого потенциала педагогов, реализующих программы по авиамоделированию, робототехники, лего-конструированию и деревообработки. Увеличение количества рабочих мест;

Ежегодное проведение открытых муниципальных мероприятий по поддержке научно-технического творчества обучающихся (выставки, конкурсы, семинары - практикумы, научно - технические конференции, фестивали);

Участие в исследовательской и , научно-технических программах, областных выставках и мероприятиях;

Организацию сетевого взаимодействия МАУ ДО «ЦДТ» с Уральской Инженерной школой.

ВВЕДЕНИЕ

В поисках различных средств повышения готовности учащихся школ и ПТУЗ к производительному труду, нам ни в коем случае нельзя обойтись без творчества. Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество – весьма надежный резерв трудовой активности, развития мышления, да и вообще одно из мощных средств формирования всесторонне развитой, гармоничной личности – личности, без которой невозможно себе представить наши завтрашние успехи. Но эта проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. В самом деле, казалось бы, чего проще; бери и учи учащихся творчеству – техническому, научному, художественному. Но обучение творчеству очень сложный процесс, требующий систематического и продуманного подхода.

Значение технического творчества в формировании качеств личности и трудовом становлении молодого человека чрезвычайно велико и многогранно. Техническое творчество – это прежде всего средство воспитания. Воспитание таких важных качеств, как уважение и любовь к труду, пытливость, целеустремлённость, воля к победе.

В техническом творчестве взрослых сегодня видят своеобразный «мост» от науки к производству.

Цель данной курсовой работы – изучить научно-методическую литературу по рассматриваемой проблеме и разобрать рекомендации мастеру производственного обучения по техническому творчеству.

Если мы посмотрим в словарь Даля слово изобретение означает - новое, техническое решение задачи, обладающее существенным отличием, дающее экономический эффект. Изобретательская деятельность позволяет быстрыми темпами модернизировать старую и создать новую технику и технологию, обеспечить снижение себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции. В 1989 г. число изобретателей, получивших авторские свидетельства (АС) по стране составило 97 тысяч, а экономический эффект от внедрения изобретений дало 3,9 млд. руб. (по курсу денежных банкнот 1989г.). За период независимости страны эти показатели существенно снизились.

Успехи ведущих зарубежных предприятий, фирм обусловлены наличием у них высококачественной машинной техники и оборудования и являются результат создания совершенных условий, истинно творческой массовой деятельности в области технического изобретательства, оперативного внедрения результатов в практику. Неудачи страны в развитии экономики связаны в основном с отсутствием, наряду с другими причинами: системного подхода к обучению, воспитанию и развитию изобретательских начал личности; условий для массовой творческой деятельности и др.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

технический творчество учащийся кружок

1.1 Общая характеристика технического творчества

В системе творчества можно выделить определенный круг объектов психологического изучения. Это проблема сущности творческой деятельности, ее специфики и особенностей проявления; проблема творческого процесса, его структуры, особенностей протекания; проблема творческой личности, особенностей ее формирования, проявления у нее творческих способностей; проблема коллективного творчества; проблема продукта творческой деятельности: проблема обучения творчеству, активизации и стимуляции творческой деятельности и некоторые другие. Остановимся достаточно подробно на каждой из этих проблем, но постараемся хотя бы в общих чертах коснуться некоторых наиболее естественных аспектов творческой деятельности.

Попутно отметим, что в различное время в определениях сущности творчества и творческой деятельности отражались меняющиеся представления об этом важном феномене. В одном из наиболее авторитетных философских словарей начала двадцатого века составленном известным философом-идеалистом Э. Л. Радловым, отмечалось, что творчество связано с созданием чего-либо, что в наибольшей степени способность к творчеству присуща божеству, а человек может выполнять лишь относительно творческие действия. Наряду с такого рода утверждениям и обращалось внимание на наличие неосознаваемых процессов в структуре творческого процесса. Затем по мере научного изучения различных видов творчества менялись и отношение к нему в целом, и определения, даваемые творчеству. В последнее время больше всего внимания обращается на то, что с творчеством связано создание принципиально нового продукта, которого никогда ранее не было; творчество проявляется в различных сферах человеческой деятельности, когда создаются новые материальные и духовные ценности. «Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.п.)».

В определениях творчества, речь идет о создании чего-то нового, отличающегося от уже существующего. Хотя с психологической точки зрения некоторые из имеющихся определений слишком категоричны (когда речь идет о создании «никогда ранее не бывшего»), тем не менее главное в определении творчества связано именно с созданием того или иного продукта (материального или духовного), который характеризуется оригинальностью, необычностью, чем-то существенно по форме и содержанию отличается от других продуктов такого же предназначения. В психологическом плане является первостепенно важным то, что творчество, процесс творчества переживаются как новое субъективно . Если с философской, социально-экономической точки зрения имеет смысл считать творчеством только то, что связано с созданием никогда ранее не бывшего продукта, то с психологической стороны важно именно то, что речь может идти о создании чего-либо нового для данного субъекта, о субъективной новизне. Ведь в повседневной практике, а особенно в практике усвоения ребенком-дошкольником, школьником, молодым рабочим новых понятий, решения задач, которые являются для него новыми, мы часто имеем дело именно с творчеством, которое отражает процесс создания новых для данного субъекта ценностей в виде понятия, знания, умения, решения задачи, создания детали и т.д. В этом смысле мы можем говорить о творчестве человека, которое проявляется в его игровой, учебной, трудовой деятельности.

Поэтому важно, чтобы в психологическом определении творчества был отражен именно этот момент субъективной значимости: творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее для данного субъекта неизвестного.

Другой момент имеет отношение к масштабам творческой деятельности. В общественной практике, как правило, творчество измеряется такими категориями новизны, как открытие, изобретение, рационализация. В последнее время много говорится об инновационной (нововведенческой) деятельности, сопряженной с внедрением в организационно-технологические процессы чего-то нового. Но такого рода деятельность можно подвести под рационализаторскую.

Если ориентироваться на такое рабочее определение творчества, то представляется целесообразным связывать его с решением новых задач или с нахождением новых способов решения ранее решавшихся задач, с решением различного рода проблем, ситуационных затруднений, которые возникают в производственной и обыденной жизни.

Прежде чем перейти к рассмотрению структуры творческогоc решения новой задачи остановимся обзоре видов технического творчества. К числу видов профессионального творчества можно отнести изобретательство, конструирование, рационализацию, дизайн.

Между всеми названными видами технического творчества существует тесная взаимосвязь. В первый период интенсивного развития техники такого разделения не наблюдалось, и в научной литературе речь шла в основном об изобретательской деятельности. Ныне существует научно-практическое разделение открытия, изобретения и рационализаторского предложения, которое к тому же реализуется не только по отношению к техническим объектам. Так, под открытием понимается установление ранее неизвестного объективно существующего свойства или явления. Изобретением называют существенно новое решение проблемы, задачи, имеющее положительное значение для производства, культуры и т.д. Изобретения разделяются на конструктивные (устройства), технологические (способы) и связанные с созданием новых веществ. Под рационализаторским предложением понимается локальное (в отличие от изобретения, которое имеет всеобщее значение) решение той или иной задачи по улучшению функционирования уже известной техники в новой конкретной обстановке (например, в каком-то цехе завода, но не в масштабах всего завода, а тем более всего производства). Понятно, что в определенных случаях рационализаторское предложение может быть изобретением.

Конструирование может «вплетаться» и в изобретательскую» и в рационализаторскую деятельность, если для их осуществления необходимо создание тех или иных конструкций. Практическое различие между изобретательством, конструированием и рационализацией нужно искать в характере целей, которые преследует каждый из видов деятельности. Изобретательство направлено на решение технической проблемы, задачи в целом; конструирование - на создание конструкции; рационализация - на улучшение использования существующей техники (мы берем только аспект, связанный с решением технических проблем). Таким образом, можно сказать так: изобретателя интересует в первую очередь конечный эффект, функция, конструктора - устройство, выполняющее функцию, а рационализатора - более рациональное использование готового устройства для каких-то частных целей.