Русский писатель астафьев. Виктор Петрович Астафьев - биография. Творчество, личная жизнь, фото. Раннее творчество Виктора Астафьева

выдающийся советский и российский писатель

Виктор Астафьев

Краткая биография

Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев (1 мая 1924 года, село Овсянка, Енисейская губерния, СССР - 29 ноября 2001 года, Красноярск, Россия) - выдающийся советский и российский писатель. Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991) и трёх Государственных премий России (1975, 1995, 2003). Член Союза писателей СССР.

Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Петра Павловича Астафьева (1899-1967) и Лидии Ильиничны Потылициной (1900-1931). Он был четвёртым ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев был осуждён к лишению свободы за «вредительство». В 1931 году во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих находилась она, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, зацепилась косой за сплавной бон и утонула. Виктору тогда было семь лет. Возвратившись домой, отец попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании, однако после серьёзного проступка в школе получил направление в детский дом.

Окончив школу ФЗО, работал на станции Енисей сцепщиком и составителем поездов, дежурным по станции.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, несмотря на то, что как железнодорожник, имел бронь. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения (контузия) в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.

Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией».

В бою 20.10.1943 г. красноармеец Астафьев В. П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём.

Из наградного листа на медаль «За отвагу»

Демобилизовался в звании «рядовой» в 1945 году, уехал на Урал, в город Чусовой Молотовской области (ныне Пермский край); работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В том же году женился на Марии Семёновне Корякиной; у них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948-1987) и сын Андрей (род. в 1950 году).Астафьев воспитывал также двух приёмных дочерей - Анастасию и Викторию.

С 1951 года работал в редакции газеты «Чусовской рабочий», где впервые опубликовал свой рассказ («Гражданский человек»). Писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году.

В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР.

В 1959-1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.

В 1962 году Астафьев переехал в Пермь, в 1969 году в Вологду, а в 1980 году уехал на родину - в Красноярск.

С 1989 года по 1991 год Астафьев был народным депутатом СССР.

В октябре 1990 года подписал «Римское обращение» (участников конф. «Национальные вопросы в СССР: обновление или гражданская война?»).

5 октября 1993 года подпись Астафьева появилась в «Письме 42-х» в поддержку силового разгона съезда народных депутатов и Верховного Совета России. Однако, по утверждению поэта Юрия Кублановского, Астафьев заявлял, что его подпись поставили без спроса.

Скончался 29 ноября 2001 года от инсульта в Красноярске. Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между родным селом Овсянкой и Усть-Маной.

Творчество

Важные темы творчества Астафьева - военная-патриотическая и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Чусовской рабочий». Ранние повести Астафьева «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал» вызвали внимание критики: Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что им свойственны «суровая, корявая шершавость звучания, неприглаженность, необструганность деталей и образов», «живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз».

Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего-воина - обезличенного ваньки-взводного, на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак» и списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые в больших количествах обитали на протяжении всей войны в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение.

По мнению маршала Дмитрия Язова (2013), признававшего «сильный литературный талант» Астафьева, он «очень черно писал о войне, надрывно, я бы сказал».

Суровое, на грани подцензурного, изображение горьких и неприглядных сторон жизни свойственно и произведениям Астафьева из мирной жизни. Одним из первых он упомянул в печати (в «Краже», «Последнем поклоне») о «голодном 1933 годе», писал о подростковой жестокости, криминализованности советского общества как в довоенное время, так и при «развитом социализме», о наличии в нём обширного маргинального слоя, прозябавшего в темноте, насилии и саморазрушении, о неустоявшейся культуре и мелочности жизненных целей «городских», «выучившихся».

Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 1930-х годов), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон».

Книги Астафьева за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного и деревенского быта были популярны в СССР и за рубежом, в связи с чем они были переведены на многие языки мира.

Романы

  • «До будущей весны» (1953)
  • «Тают снега» (1958)
  • «Прокляты и убиты» (1995)

Повести

  • «Перевал» (1958)
  • «Стародуб» (1960)
  • «Звездопад» (1960-1973)
  • «Кража» (1966)
  • «Где-то гремит война» (1967)
  • «Последний поклон» (1968)
  • «Слякотная осень» (1970)
  • «Царь-рыба» (1976)
  • «Ловля пескарей в Грузии» (1984)
  • «Печальный детектив» (1987)
  • «Так хочется жить» (1995)
  • «Обертон» (1995-1996)
  • «Из тихого света» (1961, 1975, 1992, 1997) (попытка исповеди)
  • «Весёлый солдат» (1998)
  • «Васюткино озеро»
  • «Фотография, на которой меня нет»(1968)
  • «Стрижонок Скрип»
  • «Зачем я убил коростеля?»
  • «Бабушка с малиной»
  • «Гуси в полынье»

Современная пастораль

  • «Пастух и пастушка» (1967-1971-1989)
  • «Людочка» (1987)
  • «Конь с розовой гривой» (одна из глав повести «Последний поклон») (1968)

Пьесы

  • «Прости меня» (1980)

Экранизации

  • 1977 - «Сюда не залетали чайки», реж. Булат Мансуров
  • 1979 - «Таёжная повесть», реж. Владимир Фетин
  • 1981 - «Звездопад», реж. Игорь Таланкин

Автор сценария

  • 1983 - «Дважды рождённый», реж. Аркадий Сиренко
  • 1986 - «Где-то гремит война», реж. Артур Войтецкий
  • До будущей весны: [Рассказы]. - Молотов: Молот. кн. изд-во, 1953. - 152 с.: ил.
  • Огоньки. - Молотов: Молот. кн. изд-во, 1955. - 98 с.
  • Васюткино озеро. - Молотов, 1956. - 48 с.
  • Дядя Кузя, куры, лиса и кот. - Пермь, 1957. - 32 с.
  • Тают снега: Роман. - Пермь: Кн. изд-во, 1958. - 307 с.: ил.
  • Тёплый дождь. - М.: Детгиз, 1958. - 96 с.
  • Перевал: Повесть / Ил. В. Жабский. - Свердловск: Кн. изд-во, 1959. - 135 с.: ил.
  • Сибиряк. - Пермь: Кн. изд-во, 1959 −1960. - 26 с.
  • Стародуб: Повесть и рассказы / Ил. А. Н. Тумбасова. - Пермь: Кн. изд-во, 1960. - 178 с., 1 л. ил.
  • Зорькина песня: Рассказы. - Пермь, 1960. - 116 с.
  • Кровь человеческая.- Свердловск, 1960. - 24 с.
  • Теплый дождь. - М.: Детгиз, 1960. - 96 с.
  • Дикий лук. - Пермь, 1961. - 40 с.
  • Рассказ о любви.- Пермь: Кн. изд-во, 1961. - 58 с.
  • Солдат и мать: Повесть и рассказы. - М.: Сов. Россия, 1961. - 104 с.: ил. - (Корот. повести и рассказы).
  • Дядя Кузя - куриный начальник. - М.: Детгиз, 1961. - 64 с.
  • Васюткино озеро. - М.: Детгиз, 1962. - 96 с.
  • Звездопад: Повести. - М.: Мол. гвардия, 1962. - 336 с.
  • След человека. - Свердловск: Кн. изд-во, 1962. - 208 с.
  • Тают снега. - Пермь: Кн. изд-во, 1962. - 326 с.
  • Гуси в полынье. - Пермь, 1963. - 16 с.
  • Помню тебя, Любовь. - Пермь: Кн. изд-во, 1963. - 150 с.
  • Весенний остров: Рассказы. - Пермь: Кн. изд-во, 1964. - 264 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М.: Правда, 1964. - 48 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - Свердловск, 1965. - 184 с.
  • Поросли окопы травой. - М.: Сов. Россия, 1965. - 174 с.:
  • Стрижонок Скрип. - М.: Детская литература, 1965.- 16 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - Воронеж: Центрально-Чернозем. кн. изд., 1968. - 200 с.
  • Кража: Повесть / [Ил.: А. и В. Мотовиловы]. Пермь: Кн. изд-во, 1970. - 318 с
  • Кража. Где-то гремит война. - М.: Молодая гвардия, 1968. - 368 с.
  • Последний поклон. - Пермь: Кн. изд-во, 1968. - 260 с.
  • Синие сумерки. - М.: Сов. писатель, 1968. - 416 с.
  • Ясным ли днем. - М.: Правда, 1972. - 64 с.
  • Дядя Кузя - куриный начальник. - Пермь, 1969. - 52 с.
  • Повести. - М.: Сов. Россия, 1969. - 528 с.
  • Кража: Повесть / [Ил.: А. и В. Мотовиловы]. Пермь: Кн. изд-во, 1970. - 318 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1970. - 192 с.
  • Затеси: Книга коротких рассказов / Ил. Ю. В. Петрова. - М.: Сов. писатель, 1972. - 238 с.
  • Излучина: Рассказы / Ил. Б. Алимов. - М.: Современник, 1972. - 368 с.: ил.
  • Повести о моём современнике / Послесл. А. Ланщикова; Ил. Б. Косульникова. - М.: Мол. гвардия, 1972.-669 с.: ил.
  • Повести о моём современнике / Послесл. А. Ланщикова; Ил. Б. Косульникова. - М.: Мол. гвардия, 1972.- 669 с.: ил.
  • Ясным ли днём: Повести и рассказы / Вступ. ст. А. Михайлова. - Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1972. - 256 с., 1 л. портр.
  • Дядя Кузя - куриный начальник. - М.: Детская литература, 1972. - 64 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1972. - 192 с.
  • Тревожный сон. - М., 1972. - 92 с. (Б-чка журнала «Пограничник»)
  • Пастух и пастушка: Современная пастораль / Ил. В. Кадочников. - Пермь: Кн. изд-во, 1973. - 149 с.: ил.
  • Избранное: [Повести]. - Красноярск: Кн. изд-во, 1974. - 758 с.: ил.
  • Перевал; Последний поклон; Кража; Пастух и пастушка: Повести. - Красноярск: Кн. изд-во, 1974. - 753 с.: ил.
  • Стрижонок Скрип. - М.: Детская литература, 1974.- 32 с.
  • Где-то гремит война: Повести и рассказы. - М.: Современник, 1975. - 624 с: ил.
  • Перевал: Повесть. - М.: Сов. Россия, 1975. - 135 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1975. - 192 с.
  • Повести. - М.: Худож. лит., 1976. - 445 с,: ил., 1 л.портр.
  • Мальчик в белой рубахе: Повести. - М.: Мол. гвардия,1977. - 591 с.
  • Повести/ Предисл. С. Залыгина. - М.: Сов. Россия, 1977. - 560 с., 1л. портр.
  • Повести; Рассказы; Затеси. Пермь: Кн. изд-во, 1977. - 463 с.: ил.
  • Последний поклон: Повесть/Ил. Ю. Боярский. - М.: Современник, 1978. - 639 с.: ил.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / Худож. В. Бахтин. - Красноярск: Кн. изд-во, 1978. - 408 с.: ил.
  • Белогрудка. - М., Советская Россия, 1978. - 16 с.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах. - М.: Сов. писатель, 1980. - 400 с.
  • Последний поклон: Повесть. - Красноярск: Кн. изд-во, 1981. - 547 с.
  • Затеси: Миниатюры: Корот. рассказы / От авт., с. 5-10; ХУДОЖ. В. М. Харламов. - Красноярск: Кн.изд-во,1982. - 326 с.
  • Дядя Кузя - куриный начальник. - М.: Детская литература, 1981. - 64 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - Воронеж, 1981. - 82 с.
  • Бабушкин праздник. - М., Советская Россия, 1982. - 48 с.
  • В тайге, у Енисея. - М.: Малыш, 1982. - 96 с.
  • Последний поклон: Повесть; Рассказы / Послесл. А. Хватова; Худож. Б. Непомнящий. - Л.: Лениздат, 1982. - 702 с.: ил., 1 л. портр.
  • Последний поклон: Повесть; - М., Известия, 1982. - 636 с.
  • Царь-рыба: Повествования в рассказах / Ил. В. Гальдяев. - М.: Современник, 1982. - 384 с.: ил.
  • Стародуб.- М.: Детская литература, 1982.- 64 с.
  • Стрижонок Скрип. - М.: Детская литература, 1982.- 32 с.
  • Стрижонок Скрип. - М.: Малыш, 1982. - 22 с.
  • Ясным ли днём. - Иркутск, 1982. - 48 с.
  • Кража.- Красноярск, 1983. - 246 с.
  • Весенний остров. - М.: Малыш, 1983. - 18 с.
  • Зорькина песня.- М.: Малыш, 1983. - 10 с.
  • Последний поклон: Повесть. - М.: Детская литература, 1983. - 288 с.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / Ил. В. Гальдяев. - М.: Современник, 1983. - 384 с.: ил.
  • Звездопад: Повесть. - М.: Современник, 1984. - 80 с.
  • На далёкой северной вершине: Повести; Рассказы / Худож. Г. Краснов. - Красноярск: Кн. изд-во, 1984. - 455 с.: ил.
  • Повести. - М.: Худож. лит., 1984. - 680 с., 1 л. портр.
  • Повести и рассказы. - М.: Сов. писатель, 1984. - 688 с., портр.
  • Рассказы / Худож. Ю. Алексеева. - М.: Сов. Россия, 1984. - 577 с.: ил.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / Нл. В. Гальдяев. - М.: Современник, 1984. - 384 с.: ил.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1984. - 208 с.
  • Где-то гремит война: Повести и рассказы. - Баку: Азериешр, 1985. - 470 с.
  • Последний поклон: Повесть / Худож. Ю. Алексеева. - М.: Современник, 1985. - 543 с.: ил.
  • Всему свой час. - М.: Мол. гвардия, 1985. - 254 с., ил., фотогр. - (Писатель - молодежь - жизнь).
  • Белогрудка: Рассказы. - М.: Детская литература, 1985. - 128 с.
  • Военные страницы: Повести и рассказы / Худож. Г. Метченко. - М.: Мол. гвардия, 1986, 1987. - 460 с.: ил.
  • Где-то гремит война: Повести и рассказы. - Рига: Лиесма, 1986. - 349 с.: ил.
  • Жизнь прожить: Роман, рассказы. - М.: Современник, 1986. - 317 с., 1 л. портр.
  • Капалуха. - М.: Малыш, 1985. - 10 с.
  • Военные страницы: Повести и рассказы / Худож. Г. Метченко. - М.: Мол. гвардия, 1986. - 462 с.: ил.
  • В тайге, у Енисея. - М.: Малыш, 1986. - 96 с.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах. - Минск: Нар. асвета, 1987. - 367 с.
  • Печальный детектив. - М., Правда, 1986. - Кн. 1. - 64 с.; Кн.2. - 48 с. (Б-ка «Огонёк»)
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах. - Петрозаводск: Карелия., 1986-368 с.
  • Царь-рыба. Повести. - Хабаровск, 1986. - 576 с.
  • Где-то гремит война. - М.: Современник, 1987. - 64 с.
  • Военные страницы: Повести и рассказы / Худож. Г. Метченко. - М.: Мол. гвардия, 1987. - 462 с.: ил.
  • Васюткино озеро. - Кишинев, 1987. - 64 с.
  • Печальный детектив. - М., 1987. - 80 с. (Б-чка журнала «Советская милиция»)
  • Печальный детектив. - М., Художественная литература, 1987. - 66 с. (Роман-газета).
  • Где-то гремит война: Повести, рассказы / Вступ. ст. Н. Н. Яновского. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1988. - 480 с.
  • Где-то гремит война: Повести, рассказы / Вступ. ст. Н. Н. Яновского. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1988. - 477 с.
  • Зрячий посох / Худож. Н. Абакумов. - М.: Современник, 1988. - 588 с.: ил.
  • Капалуха. - М.: Малыш, 1988. - 8 с.
  • Падение листа. - М.: Сов. писатель, 1988. - 512 с.
  • Перевал. Кража. - М., Детская литература, 1988. - 302 с.
  • Печальный детектив: Повести, роман, рассказы / [Худож. И. Кырму]. - Кишинев: Лит. артистикэ, 1988. - 671 с.: ил.
  • Царь-рыба: Повествование в рассказах / [Вступ. ст. Н. Н. Яновского; Худож. В. А. Авдеев]. - Новосибирск: Кн. изд-во, 1988. - 381, с., л. ил.
  • Царь-рыба. - Симферополь, Таврия, 1989-384 с.
  • Где лето с зимою встречаются. - М.: Малыш, 1989. - 96 с.
  • Последний поклон: Повесть. - М.: Детская литература, 1989. - 352 с.
  • Кража; Зрячий посох: Повести / Худож. Ю. М. Павлов. - Кемерово: Кн. изд-во, 1989. - 479 с.: ил.
  • Пастух и пастушка / Худож. Ю. Ф. Алексеева. - М.: Сов. Россия, 1989. - 604 с., 1 л. портр.: ил.
  • Печальный детектив: Роман, рассказы, новеллы, очерк / Худож. Е. А. Галеркина. - Л.: Лениздат, 1989. - 366 с.: ил.
  • Последний поклон: Повесть. - М.: Мол. гвардия, 1989. - Т. 1-2. T.I, кн. 1,2.1989.333 с.: ил. Т. 2, кн. 2 (продолж.), 3.1989.430 с.: ил.
  • Царь-рыба. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1989. - 368 с., л. портр.
  • Ясным ли днём: Сборник / Худож. Ю. Ф. Алексеева. - М.: Сов. Россия, 1989. - 668 с., л. портр.
  • Гуси в полынье. - М.: Малыш, 1990. - 24 с.
  • Кража. Последний поклон. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
  • Пастух и пастушка. - Иркутск, 1990. - 480 с.
  • Звездопад: Повести. - Кемерово: Современник. Сиб. отд-ние, 1990. - 554с.
  • Стародуб: Повести / Худож. Е. Яковлев. - Кемерово: Современник. Сиб. отд-ние, 1990. - 544 с.
  • Улыбка волчицы. - М.: Кн. палата, 1990. - 378 с.
  • Конь с розовой гривой: Рассказы. - М., Детская литература, 1990. - 142 с.
  • Мною рождённый: Роман; Повести; Рассказы. - М.: Худож. лит., 1991. - 606 с.
  • Печальный детектив: Роман; Зрячий посох: Повесть [Вступ. ст. Л. Вуколова, с. 5-22]. - М.: Профиздат, 1991. - 412. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. - 720 с. - 2500 экз.
  • Документальный фильм (2010, реж. Андрей Зайцев) «Виктор Астафьев. Весёлый солдат»
  • Евгений Ермолин Последние классики. М.: Совпадение, 2016.

Награды

  • орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 апреля 1999) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы
  • орден Дружбы Народов (25 апреля 1994) - за большой вклад в развитие отечественной литературы, укрепление межнациональных культурных связей и плодотворную общественную деятельность
  • Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 августа 1989, орден Ленина и медаль «Серп и Молот») - за большие заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную деятельность
  • орден Отечественной войны I степени (1985) - как участник Великой Отечественной войны, имеющий боевые награды .
  • ордена Трудового Красного Знамени (1971, 1974, 1984)
  • орден Дружбы народов (1981) - к юбилею Союза писателей СССР
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • медаль «За освобождение Варшавы» (1945)
  • орден Красной Звезды (1944-45)
  • медаль «За отвагу» (1943)

Премии

  • Государственная премия СССР (1978) - за книгу «Царь-рыба»
  • Государственная премия СССР (1991) - за роман «Зрячий посох» (1988)
  • Государственная премия РСФСР имени Памятник Астафьеву в Красноярске
    • На родине писателя, в селе Овсянка, работает Библиотека-музей В. П. Астафьева, а при ней Центр изучения и распространения творчества великого земляка. Он ведёт работу по сохранению, исследованию и популяризации наследия писателя, сотрудничая с библиотеками, музеями, учебными заведениями, издательствами, журналистами, исследователями, деятелями литературы и искусства. Сюда приезжают почитатели таланта Астафьева.
    • 29 ноября 2002 года был открыт мемориальный дом-музей Астафьева в селе Овсянка. Документы и материалы из личного фонда писателя хранятся и в Государственном архиве Пермской области. Дом-музей Астафьева есть также в Чусовом.
    • 30 ноября 2006 года в Красноярске открыт памятник Астафьеву. Скульптор - Игорь Линевич-Яворский.
    • Литературный музей в Красноярске носит имя Астафьева.
    • В Перми на доме 84 по улице Ленина, где писатель жил и работал в 1960-х годах, в Вологде на улице Ленинградской, где жил Астафьев, на здании железнодорожного вокзала города Чусового установлены мемориальные доски.
    • Необычный памятник Виктору Астафьеву расположен недалеко от трассы, ведущей из Красноярска в Дивногорск. Памятник представляет собой огромного осётра, рвущего сети - рыбы, которой посвящён один из самых знаменитых рассказов писателя - «Царь-Рыба». Вокруг памятника находится небольшая площадка для отдыха и смотровая площадка с видом на протекающий внизу Енисей и на Овсянку. Автором проекта скульптурной композиции является красноярский предприниматель Евгений Пащенко.
    • Именем Астафьева названы школы в Игарке, в Железногорске, в посёлке Подтёсово, красноярский лицей № 19 (бывшее ФЗО-1, которое окончил писатель), Красноярский государственный педагогический университет.
    • Имя Астафьева носит танкер (бывший «Ленанефть-2035»):.
    • В Новосибирске на Затулинском жилмассиве открыта библиотека имени В. П. Астафьева.
    Категории:

Биография и эпизоды жизни Виктора Астафьева. Когда родился и умер Виктор Астафьев, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя и драматурга, фото и видео.

Годы жизни Виктора Астафьева:

родился 1 мая 1924, умер 29 ноября 2001

Эпитафия

«Сибирская осень чиста и невинна.
Суровую мощь Енисей распростер.
Поспела калина, пылает калина
В усадьбе Астафьева, словно костер!
А горечь калины уже сладковата.
Плоды от мороза сочнее еще.
Какая утрата! Какая утрата!
Невосполнимо пространство ее…»
Из романса на стихи Нины Гурьевой памяти Астафьева

Биография

Его девизом было «ни дня без строчки!» До самой смерти Астафьев был полон замыслов - на бумаге и в сердце. Биография Виктора Астафьева - это непростая история жизни талантливого и сильного человека, пережившего множество потерь. Но это не помешало ему стать по-настоящему народным писателем.

Виктор Астафьев родился в селе Овсянка (сейчас это Красноярский край), где сегодня работает целый мемориальный комплекс писателя. Дом бабушки Астафьева - часть этого комплекса, именно бабушка воспитывала мальчика после того, как его отца посадили, а мама утонула, отправляясь к мужу на свидание. Позже с новой семьей отца Виктор переехал в Игарку, но вскоре мачеха решила спихнуть с себя обузу в виде ребенка и Астафьеву пришлось бродяжничать. Литературный талант Астафьева первым заметил преподаватель школы-интерната, куда попал мальчик. После интерната Астафьев поступил в училище в Красноярске, а затем ушел на войну добровольцем, где был несколько раз тяжело ранен. Состояние здоровья Астафьева, увы, не позволяло ему получить квалифицированную работу, и он пытался кормить свою семью, как мог: работал грузчиком, плотником, даже мойщиком мясных туш.

Однажды в Чусовом Астафьев попал на занятие литературного кружка, это его так вдохновило, что он написал рассказ за одну ночь, а потом еще несколько лет проработал в газете «Чусовский рабочий». Уже в 1953 году вышла его первая книга с рассказами, затем последовали романы, книги для детей, очерки. В 1958 году его приняли в Союз писателей РСФСР - после выхода его романа «Тают снега». Оттуда же Астафьева отправили на литературные курсы в Москве, где он проучился два года. Этот период принес писателю большую известность, а его проза за это время достигла своего лирического расцвета. Дальше последовали долгие годы плодотворной работы Астафьева - многочисленные рассказы, пьесы, романы, повести, в которых писатель часто обращается к своему детству, к местам, в которых жил, воспоминаниям о войне, размышлениям о жизни и о стране. Читатели особенно любили Астафьева за его живой литературный язык и за его талант - так реалистично отображать русский быт. Когда в конце 90-х годов вышло собрание сочинение Астафьева - оно заняло 15 томов!

Смерть Астафьева наступила 29 ноября 2001 года. Причиной смерти Астафьева стал инсульт, который он перенес в апреле и после которого так и не смог оправиться. Похороны Астафьева прошли 1 декабря в Овсянке, на родине писателя. Могила Астафьева находится на Майской пашне - в трех километрах от Овсянки, там же, где похоронена его дочь Ирина.

Линия жизни

1 мая 1924 г. Дата рождения Виктора Петровича Астафьева.
1942 г. Уход Астафьева добровольцем на фронт.
1945 г. Демобилизация в звании рядового, отъезд на Урал, женитьба на Марии Корякиной.
1948 г. Рождение дочери Ирины.
1950 г. Рождение сына Андрея.
1951 г. Работа в газете «Чусовский рабочий», публикация первого рассказа.
1953 г. Выход первой книги Астафьева «До будущей весны».
1958 г. Принятие Астафьева в Союз писателей СССР.
1959-1961 гг. Учеба на Высших литературных курсах в Москве.
1962 г. Переезд в Пермь.
1969 г. Переезд в Вологду.
1980 г. Переезд в Красноярск.
1987 г. Смерть дочери Астафьева, Ирины.
1989-1991 гг. Народный депутат СССР.
1994 г. Присуждение Астафьеву независимой премии «Триумф».
1995 г. Присуждение Астафьеву Государственной премии России за роман «Прокляты и убиты».
29 ноября 2001 г. Дата смерти Астафьева.
1 декабря 2001 г. Похороны Астафьева.

Памятные места

1. Село Овсянка, где родился и где похоронен Астафьев.
2. Профессиональное училище № 19 в Красноярске им. Астафьева (бывшее ФЗО-1), где учился писатель.
3. Дом-музей Астафьева в Чусовом, где писатель жил и работал после войны.
4. Литературный институт им. М. Горького, где Астафьев учился на Высших литературных курсах.
5. Дом Астафьева в Перми, где он жил в 1960-х годах и где сегодня установлена мемориальная доска писателю.
6. Мемориальный комплекс Астафьева в селе Овсянка, в который входят музей Астафьева, дом бабушки писателя Екатерины Потылициной и часовня.

Эпизоды жизни

Первая дочь супругов Астафьевых умерла еще малышкой. Это были тяжелые времена, сразу после войны, все голодали, продовольственных карточек не хватало. Дочке просто было нечего есть, а у мамы пропало молоко. Позже родилась дочь Ирина, которую Астафьеву, увы, тоже пришлось потерять, когда у нее у самой уже было двое детей, - Ирина скончалась от сердечного приступа. Внуков Астафьевы забрали к себе и воспитывали как родных детей.

Своему однополчанину Ивану Гергелю Астафьев писал после перенесенного инсульта, что иногда испытывает настоящее отчаяние. «Если б водился дома пистолет, оборвал бы все эти мучения, ведь жить-то не могу», - сетовал Астафьев. Больше всего он переживал, что не может писать - пробовал надиктовывать на диктофон, но получался словно чужой текст.

Завет

«Пусть имя моё живёт до тех пор, пока труды мои будут достойны оставаться в памяти людей. Желаю всем вам лучшей доли; ради этого жил, работал и страдал».


Документальный фильм с Виктором Астафьевым «Всему свой час»

Соболезнования

«Его кончины можно было ожидать, и все-таки она неожиданна. Смутно верилось: может быть, он удержится и на этот раз, и на этом, уже смертном, рубеже. Но, видно, есть предел и астафьевскому жизнелюбию и упорству. Это был настоящий солдат - битый, стреляный, неунывающий, веселый и печальный, сердечно добрый и по-настоящему злой, порой грубый. Все в нем было. Он цеплял читателя, что называется, за живое. Не все его принимали, и это естественно, - он был ни на кого не похож в нашей прекрасной литературе о былой страшной войне. Ведь, кроме общей, война у каждого была еще и своя».
Константин Ваншенкин, поэт

«Ушел в вечность Виктор Петрович Астафьев, оставив за спиной такую короткую и такую долгую жизнь. Жизнь тяжкую до мученичества. И радостную до самозабвения. Жизнь, полную ароматов трав и цветов, прекрасной музыки, поэзии и творчества. И он смог своим уходом нравственно превзойти всех нас - красноярцев, не сумевших защитить, уберечь больное сердце писателя от грязи злоречивых СМИ, от душевной помраченности депутатов. И прости нас, Господи, и упокой душу усопшего раба твоего Виктора в селениях праведных, даруй ему Царствие небесное и вечный покой, он много потрудился на этой земле. А для нас, оставшихся здесь, эта утрата - невосполнимая…»
Геннадий Фаст, настоятель Успенского храма города Енисейска


Виктор Петрович Астафьев
Родился: 1 мая 1924 года
Умер: 29 ноября 2001 года

Биография

Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение.

Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).

В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир» , возглавляемом А.Твардовским . Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть Стародуб , 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража , 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.

В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль» , рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995).

В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф» , ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах» . Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю.

Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел – например, в главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах . Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека.

Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы – противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным.

Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987).

Ее главный герой, милиционер Сошнин , пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева , свойственна публицистичность.

В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты.

Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели.

Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев , он назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).

Работы

1953 - «До будущей весны»
1958 - «Тают снега»
1995 - «Прокляты и убиты»
1958 - «Перевал»
1960 - «Стародуб»
1960 - «Звездопад»
1966 - «Кража»
1967 - «Где-то гремит война»
1968 - «Последний поклон»
1970 - «Слякотная осень»
1976 - «Царь-рыба»
1984 - «Ловля пескарей в Грузии»
1987 - «Печальный детектив»
1995 - «Так хочется жить»
1995 - «Обертон»
1997 - «Из тихого света»
1998 - «Весёлый солдат»

Многие из нас помнят произведения Виктора Петровича Астафьева по школьной программе. Это и рассказы о войне, и повести о тяжелой жизни в деревне русского крестьянина, и размышления по поводу происходящих до и после войны событий в стране. Поистине народным писателем был Виктор Петрович Астафьев! Биография его - яркий пример страданий и жалкого существования простого человека в эпоху сталинизма. В его произведениях русский народ предстает не в образе всемогущего национального героя, которому по плечу любые лишения и утраты, как это было принято изображать в то время. Автор показал, как тяжело бремя войны и тоталитарного режима, господствовавшего в то время в стране, для простого русского мужика.

Виктор Астафьев: биография

Родился автор 1 мая 1924 года в в селе Овсянка Советского района. Здесь же прошло и детство писателя. Отец мальчика, Пётр Павлович Астафьев, и мать, Лидия Ильинична Потылицына, были крестьянами, имели крепкое хозяйство. Но во времена коллективизации семья была раскулачена. Две старшие дочери у Петра Павловича и Лидии Ильиничны умерли во младенчестве. Виктор рано остался без родителей.

Отца его посадили в тюрьму за «вредительство». А мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. Это был несчастный случай. Лодка, на которой Лидия Ильинична среди прочих переплывала реку, чтобы встретиться с мужем в остроге, перевернулась. Упав в воду, женщина зацепилась косой за бону и утонула. После смерти родителей мальчик воспитывался в семье дедушки и бабушки. Тяга к сочинительству у ребенка возникла рано. Позже, став писателем, Астафьев вспоминал о том, как бабушка Катерина называла его «врушей» за неуемную фантазию. Жизнь у стариков казалась мальчику сказкой. Она стала единственным светлым воспоминанием его о детстве. После инцидента в школе Виктора направили в интернат в селе Игарке. Там ему жилось несладко. Мальчик часто беспризорничал. Учитель интерната Игнатий Рождественский заметил в воспитаннике тягу к чтению. Он старался развивать ее. Сочинение мальчика о его любимом озере позднее назовут бессмертным его произведением «Васюткино озеро», когда он станет После окончания шестого класса средней школы Виктор поступает в железнодорожную школу ФЗО. Закончит он ее в 1942 году.

Взрослая жизнь

После этого юноша какое-то время работает на станции недалеко от города Красноярска. Война внесла свои коррективы в его жизнь. Осенью того же, 1942 года, он уходит добровольцем на фронт. Здесь он был и артразведчиком, и шофером, и связистом. Виктор Астафьев участвовал в боях за Польшу, Украину, воевал на В ходе боев был тяжело ранен и контужен. Военные подвиги его отмечены медалями «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией» и После демобилизации в 1945 году в городе Чусовом на Урале селится Виктор Петрович Астафьев. Биография его здесь делает новый виток. Начинается иная, мирная жизнь. Сюда же он привозит и свою жену, ставшую позднее известной как писательница - М. С. Корякину. Они были совершенно разными людьми. Вокруг Виктора всегда вились женщины. Он был очень интересным человеком. Известно о том, что у него есть две внебрачные дочери. Жена Мария его ревновала. Она мечтала, чтобы муж был верен семье. Здесь, в Чусовом, Виктор берется за любую работу, чтобы прокормить детей. В браке у него родилось их трое. Старшую девочку Мария и Виктор потеряли. Ей было всего несколько месяцев, когда она умерла в больнице от тяжелой диспепсии. Произошло это в 1947 году. А в 1948 году у Астафьевых родилась вторая дочь, которую назвали Ирой. Через 2 года в семье появился сын Андрей.

Дети Виктора Петровича Астафьева росли в тяжелых условиях. Из-за состояния здоровья, подорванного на войне, будущий писатель не имел возможности вернуться к своей специальности, полученной в ФЗО. В Чусовом он успел потрудиться и слесарем, и грузчиком, и литейщиком на местном заводе, и мойщиком туш на колбасном предприятии, и плотником в вагонном депо.

Начало творческого пути

Писательское дело по-прежнему влечет будущего мастера слова. Здесь, в Чусовом, он посещает литературный кружок. Вот как об этом вспоминает сам Виктор Петрович Астафьев. Биография его мало известна, поэтому для его читателей важны любые мелочи, связанные с его жизнью или творчеством. «Тяга к сочинительству у меня появилась рано. Отлично помню, как в то время, когда я посещал литературный кружок, один из занимающихся прочел свой только что написанный рассказ. Произведение поразило меня своей надуманностью, неестественность. Я взял и написал рассказ. Это было мое первое творение. В нем я рассказал о своем фронтовом друге», - поведал о своем дебюте автор. Название этого первого произведения - «Гражданский человек». В 1951 году оно было напечатано в газете «Чусовой рабочий». Рассказ имел успех. Следующие четыре года писатель является литературным сотрудником данного печатного издания. В 1953 году в городе Перми вышел его первый сборник рассказов под названием «До будущей весны». А в 1958 году Астафьев написал роман «Тают снега», в котором осветил проблемы деревенской колхозной жизни. Вскоре второй сборник рассказов под названием «Огоньки» выпустил Виктор Астафьев. «Рассказы для детей» - так охарактеризовал свое творение.

Повесть «Стародуб». Перелом в творчестве писателя

Виктор Астафьев считается самоучкой. Образования как такового он не получил, однако он всегда старался повышать свой профессионализм. С этой целью писатель в 1959-1961 годах учится на Высших литературных курсах в Москве. В журналах Урала периодически печатает свои произведения Виктор Петрович Астафьев, биография которого здесь представлена.

В них он поднимает острые проблемы становления человеческой личности, взросления в тяжелых условиях 30-х, 40-х годов. Это такие рассказы, как «Кража», «Последний поклон», «Где-то гремит война» и другие. Стоит отметить, что многие из них носят автобиографический характер. Здесь и сцены детдомовской жизни, представленные во всей ее жестокости, и раскулачивание крестьян, и многое другое. Переломным моментом в творчестве Астафьева стала его повесть «Стародуб», написанная в 1959 году. Действие в ней разворачивается в старинном сибирском поселении. Идеи и традиции староверов не вызывали у Виктора сочувствия. Таежные законы, «природная вера», по мнению автора, вовсе не спасают человека от одиночества и решения насущных проблем. Кульминация произведения - смерть главного героя. В руках покойника вместо свечи - цветок стародуба.

Астафьев о в рассказе «Солдат и мать»

Когда началась серия произведений автора о «русском национальном характере»? По мнению большинства литературных критиков, с рассказа Астафьева «Солдат и мать». У главной героини творения нет имени. Она олицетворяет всех русских женщин, по сердцам которых прошлось «тяжелое железное колесо войны». Здесь писатель создает такие человеческие типы, которые поражают своей реальностью, подлинностью, «правдой характера».

Удивляет и то, как мастер смело в своих творениях обнажает больные проблемы общественного развития. Главный источник, в котором черпает вдохновение Астафьев Виктор Петрович - биография. Краткая версия ее вряд ли сможет пробудить в сердце читателя ответное чувство. Поэтому и рассмотрена непростая жизнь писателя здесь так подробно.

Тема войны в произведениях писателя

В 1954 году вышло «любимое детище» автора. Речь идет о повести «Пастух и пастушка». Всего за 3 дня мастер написал черновик в 120 страниц. Позднее он лишь шлифовал текст. Повесть не хотели печатать, постоянно вырезали из нее целые фрагменты, которые не допускала цензура. Лишь через 15 лет автор смог выпустить ее в первоначальном варианте. В центре повествования - история молодого командира взвода Бориса Костяева, который переживает все ужасы войны, но все же умирает от ран и истощения в поезде, везущим его в тыл. Любовь женщины не спасает главного героя. В повести автор рисует перед читателем жуткую картину войны и смерти, которую она несет. Не так уж и сложно догадаться, почему произведение не хотели выпускать в свет. Народ, который воевал и победил в этой войне, принято было изображать могучим, сильным, несгибаемым. Согласно рассказам мастера, он не только сгибаем, но и уничтожаем. Причем смерть и лишения люди терпят не только по вине фашистских захватчиков, пришедших на их землю, но и по воле тоталитарной системы, господствующей в стране. Творчество Астафьева Виктора пополнилось и другими яркими произведениями, такими как «Сашка Лебедев», «Тревожный сон», «Руки жены», «Индия», «Синие сумерки», «Русский алмаз», «Ясным ли днем» и другими.

Повесть «Ода русскому огороду» - гимн крестьянскому трудолюбию

В 1972 году свое очередное произведение выпускает Астафьев Виктор Петрович. Биография, краткая версия которой изложена здесь, очень интересна. Писатель рос в деревне. Он видел ее изнанку. Ему не чужды страдания и тяготы людей, занятых непосильным трудом, который знаком ему с детства. Повесть «Ода русскому огороду» - это произведение, которое является своего рода гимном крестьянскому труду. Писатель Е. Носов так сказал о нем: «Это не рассказано, а пропето…» Для простого деревенского мальчишки огород - это не просто место, где можно «брюхо набить», а целый мир, полный загадок и тайн. Это ему и школа жизни, и академия изящных искусств. При чтении «Оды» не покидает чувство печали по утраченной гармонии земледельческого труда, которое дает возможность человеку ощутить животворную связь с природой-матушкой.

Повесть «Последний поклон» о жизни в деревне

Крестьянскую тему писатель Виктор Астафьев развивает и в других своих произведениях. Одно из них - цикл рассказов под названием «Последний поклон».

Повествование ведется от первого лица. В центре данного творения автора - судьбы деревенских детей, чье детство пришлось на годы 30-е годы, когда в стране началась коллективизация, а юность - на «огненные» 40-е. Стоит отметить, что данный цикл рассказов создавался два десятилетия (с 1958 по 1978 годы). Первые повествования отличаются несколько лиричным изложением, тонким юмором. А в заключительных рассказах явно прослеживается готовность автора жестко обличить систему, разрушающую национальные основы жизни. В них звучит горечь и открытая издевка.

Повесть «Царь-рыба» - путешествие по родным местам

В своих произведениях писатель развивает тему сохранения национальных традиций. Его повесть под названием «Царь-рыба», выпущенная в свет в 1976 году, является близкой по духу к циклу рассказов о деревенской жизни. В 2004 году в Красноярске был установлен памятник в честь 80-летия писателя. Сейчас он является одним из символов города.

Ко времени выхода книги в свет уже узнаваемым и популярным автором становится Виктор Астафьев. Фото его - на первых полосах литературных журналов. Что можно сказать о книге? Интересна манера подачи материала в данном произведении. Автор рисует картины девственной природы, не тронутой цивилизацией, народной жизни в сибирской глубинке. Люди, чьи нравственные нормы утрачены, в рядах которых процветают пьянство, браконьерство, воровство, кураж, представляют собой жалкое зрелище.

Роман о войне «Прокляты и убиты» - критика сталинизма

В 1980 году переезжает на родину - в Красноярск - Виктор Астафьев. Биография здесь его меняется не в лучшую сторону. Спустя несколько лет после переезда скоропостижно умирает дочь писателя Ирина. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе ее детей, своих внуков Полину и Витю. С другой стороны, именно здесь, на родине, у мастера наблюдается творческий подъем. Он пишет такие произведения, как «Заберега», «Пеструха», «Предчувствие ледохода», «Кончина», последние главы «Последнего поклона» и другие. Здесь же была создана им его главная книга о войне - роман «Прокляты и убиты». Это творение писателя отличает резкость, категоричность, страстность. За написание романа Астафьев был удостоен Государственной премии России.

2001 год стал для автора бессмертных рассказов роковым. Он много времени проводит в больнице. Два перенесенных инсульта не оставляют надежды на выздоровление. Его друзья ходатайствовали перед Красноярским Краевым Советом Депутатов на выделение средств на лечение писателя за границей. Рассмотрение этого вопроса превратилось в судилище над автором. Денег выделено не было. Врачи, разведя руками, отправили больного умирать домой. 29 ноября 2001 года скончался Виктор Астафьев. Фильмы, снятые по его произведениям, и сегодня очень интересны зрителям.

В.П. Астафьев

Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, в Енисейской губернии(сейчас это Красноярский край).
Биография Виктора Петровича была наполнена множеством трагичных моментов. Еще в самом малом возрасте, его родной отец попал под арест, а родная мама ушла из жизни, совершая очередную поездку к мужу.
Ранние годы, Виктор Астафьев был вынужден коротать с дедушкой и бабушкой. Этот период остался в памяти Виктора положительной полосой жизни, ностальгию о которой он позже напишет в своей биографии.
Отца арестовали не пожизненно, после его возвращения, отец женится во второй раз, и уже вместе со всей семьей они переезжают в город Игарк, что в Красноярском крае. Спустя небольшой период времени, отец Виктора попадает в больницу, и тогда маленький мальчик понимает, что кроме папы в новой семье он никому не нужен. Так, постепенно от Виктора Астафьева отворачивается вся семья, и он, остается среди улицы один. Проскитавшись в одиночестве двое месяцев, Виктор Астафьев направляется в детский дом.
Достигнув совершеннолетия, Виктор Петрович решительно становится добровольцем на военном фронте. Пройдя обучение по специальности военного дела в пехотной школе Новосибирска, уже в 43 году Виктор попадает в разгар военных действий. Поменяв несколько профессий и видов деятельности, Виктор Петрович, дойдя до окончания военных действий, так и остался обычным солдатом. Однако, не смотря на невысокий чин, Виктор был награжден орденом "Красной Звезды", а также медалью "За отвагу".
По окончании военных действий, Виктор Астафьев берет в жены Марию Корякину, которая была известной писательницей. Именно с ней Виктор позже начнет жить в Пермской области, городе Чусовой.
Проводя годы жизни в Чусовом, Виктору придется поменять огромное количество специальностей: тут он успел побывать и слесарем, и кладовщиком, и преподавателем, и даже успел найти работу на мясокомбинате. Но, работа была не единым видом деятельности Виктора. Самое большое увлечение для него представляла литература. Виктор Петрович был участником литературного клуба и кружка.
Дебютом для Виктора Астафьева стала публикация 1951 года, когда было издано его произведение "Гражданский человек". В этот же период, Виктор Астафьев начинает строить карьеру в издании "Чусовский рабочий", данное место работы настолько полюбилось ему, что он не покидал его на протяжении четырех лет. Для издания Виктор Петрович написал большое количество рассказов, повестей, очерков, а также статей. С каждым новым произведением литературный талант Виктора Астафьева открывал все новые и новые границы. Первая самостоятельная книга Виктора Астафьева публиковалась 1953 годом, и имела название «До будущей весны».
Главным событием и мечтой всей жизни Виктора Петровича было принятие его в "Союз писателей". Для того чтобы поднять свой литературный уровень на новый передел, Виктор получил образование на Высших курсах литературного искусства в период с 59 до 61 года.
Литературные шедевры Виктора Астафьева наполнены всего тремя тематиками: деревенской, которая прослеживается в детских рассказах, военной, а также антисоветской тематикой.
За время своей литературной деятельности, Виктор написал и издал множество произведений, так, из них, произведение "Прокляты и убиты" было награждено премией Российской Федерации в разделе искусства и литературы.
Умер Виктор Петрович Астафьев 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен недалеко от родного села.