Русский народ: культура, традиции и обычаи. Проект «Традиции русского народа Ресурсы, необходимые для запуска проекта

«Воспитание – великое дело, им решается участь человека».
В.Г. Белинский
«Воспитание детей есть важная задача государства,
законодатель не должен отводить ему вторичное место».
Платон

Формирование традиций в детском коллективе.

Традиции в жизни детского коллектива имеют большое значение. Не зря существует в народе такая мудрость, которая гласит: « Нация выживает в самые трудные времена, если сохраняет традиции своего народа». Школа, класс состоятся тогда, когда существует культура детской организации.

Культура детской организации – это традиции и обычаи детского коллектива. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

Принципы формирования традиций.

  • Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
  • Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
  • Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
  • Диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.
  • Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
  • Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
  • Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

Традиции, положительно влияющие на мироощущения и мировоззрение ребёнка:

  • знакомство с традициями, которые есть в школе. Экскурсия по школе, знакомство с символикой школы, с людьми, которые в ней работают.
  • разъяснение правил поведения в различных ситуациях.
  • совместная с учащимися выработка законов жизни в классе. Например,
    1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.
    2. Человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека.
    3. Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать своё мнение.
    4. Человек должен учиться дружить и иметь друзей.
    5. Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
    6. Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

Традиции класса.

В классе учитель вместе с родителями может формировать самые различные традиции. Например,

  • традиция работы с дневниками учащихся;
  • презентация книги классных достижений;
  • поддержка ребят, которые часто болеют;
  • традиция «тёплых писем»;
  • традиция классных сочинений о запоминающихся событиях в классе;
  • сменная выставка лучших творческих работ учащихся.

Традиционными могут быть различные мероприятия:

  • Праздник рождения класса;
  • День именинника и т. д.

Список традиций можно продолжить. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.

Проект «ТРАДИЦИЯ».

Базовые ценности:

  1. Традиционные праздники на Руси.
  2. Школьные традиции (традиционные мероприятия).
  3. Традиционное поведение

Цели проекта:

  1. На основе знаний национальных традиций, игр, прикладного искусства, национальной истории сформировать у учащихся осознанное отношение к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.
  2. Знакомство и возрождение народных традиций, обычаев, ремёсел, изучение духовных ценностей народа.
  3. Сформировать умение выступать в качестве носителя особенностей и лучших образцов.

Задачи проекта:

  1. Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.
  2. Социализация учащихся, подготовка их к жизни.
  3. Развитие познавательных интересов, развитие творческой активности.
  4. Воспитание ценностно-нравственного отношения к себе, другим, природе, Родине, культуре, человечеству.
  5. Формирование социально-нормативных навыков поведения;
  6. Формирование валеологической культуры, здорового образа жизни;
  7. Развитие потребности трудиться, способности к самостоятельной общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности.

В результате осуществления проекта предлагаются следующие изменения:

1. В школе как в образовательной системе:

  • разработка системы традиционных общешкольных мероприятий;
  • приобщение учащихся к школьным традициям и передача их подрастающему поколению;
  • вовлечение в систему общешкольных мероприятий представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе ученика:

  • Способность к самореализации. Формирование созидательной нравственной позиции

Деятельность по реализации проекта:

  • Система «Тематические классные часы».
  • Учебная деятельность через предметы.
  • Работа школьных кружков, секций и факультативов.
  • Концерты и народные праздники (игры, посиделки).
  • Конференции и семинары, посвященные направлениям работы школы.
  • Система мероприятий через школьную библиотеку.
  • Традиционные школьные мероприятия.
  • Тематические недели начальной школы.
  • Выставки творческих работ.
  • Видеолекторий.
  • Экскурсии.
  • Творческие конкурсы (рисунков, плакатов, песен, стихов.)
  • Участие в городских мероприятиях.

Система классных часов.

Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии имеют множество вариантов.

Формы проведения классных часов

Выбор формы зависит от поставленной цели, возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса и школьных условий.

В начальной школе можно использовать следующие формы классных часов:

  • беседа (этическая, нравственная);
  • дискуссия (в 4 классе);
  • инсценированный час;
  • литературный час (по творчеству писателя, поэта);
  • музыкальный час;
  • литературно – музыкальный час;
  • игровой час (экономическая игра, интерактивная игра);
  • музыкально – спортивный час;
  • театрализованный классный час;
  • час развлечения на прогулке;
  • встречи с интересными людьми;
  • викторины по различным областям знаний;
  • КВНы;
  • час – тренинг;
  • читательские конференции;
  • устный журнал;
  • час вопросов и ответов;
  • час – сказка;
  • час – путешествие;
  • час – практикум.

Система мероприятий через школьную библиотеку.

  • Экскурсия в библиотеку: «Этот волшебный книжный мир».
  • Литературные праздники, посвящённые писателям и поэтам.
  • Викторины, КВНы, конкурсные, игровые программы, беседы краеведческого, экологического, этическо-нравственного направления.
  • Встречи с писателями Твери и тверской области.
  • Привлечение старшеклассников для проведения читательских дней в школе.
  • Литературно – музыкальные композиции, посвящённые главным праздникам

Тематические недели начальной школы.

Уже много лет тематические недели являются традиционными.

В 2006 – 2007 году проходили тематические недели, посвящённые осени:

«Здравствуй, золотая осень!», «Чудеса из лукошка».

В рамках недели проводились:

  • конкурс стихов по параллелям;
  • конкурс сочинений на тему: «Прекрасная пора, очей очарованье»;
  • выставка творческих работ учащихся из природного материала;
  • открытые мероприятия (утренники, праздники, осенины)
  • конкурс газет на осеннюю тему;
  • заключительный отчётный концерт начальной школы, подведение итогов всех конкурсов.

Экскурсии.

Тверь и Тверской край.

Древний Торжок:

  • Музей вертолётов.
  • Музей золотого шитья.
  • Музей деревянного зодчества: «Василёво».
  • Музей им. А. С. Пушкина.
  • Фабрика «Торжокские золотошвеи».

Осташков – Нилова Пустынь – Исток Волги

Медное:

  • Мемориальный комлекс жертвам репрессий.
  • Фермерское хозяйство.

Клин:

  • фабрика ёлочных игрушек
  • музей Д. Менделеева
  • музей А. Гайдара
  • музей П. И. Чайковского.

Музеи Москвы.

Домотканово: усадьба В. Серова.

Экскурсии в Москве.

Ржев: музей ВОВ, мемориал Воинской Славы.

Традиции школы.

1. Культурно-исторические традиции.

Цель: формирование духовно-нравственных ценностей и этнокультурного сознания: Рождество Христово, Святки, Масленица.

Историко-патриотические : встречи с ветеранами ВОВ и труда, с воинами-интернационалистами, концерты для ветеранов и пожилых людей в «День пожилого человека», Вахта Памяти (возложение цветов к памятнику Неизвестному солдату), концерты и музыкально – литературные композиции к Дню освобождения Твери (декабрь) и ко Дню Защитника Отечества» (февраль),конкурс военной песни, конкурс «А ну – ка парни», «Салют, Победа!» (май), экскурсии по боевым и памятным местам Твери, области, Москвы.

Семейные: круг семейного чтения, деревенские посиделки, участие родителей в классных и школьных мероприятиях.

2. Школьные традиции

Цель: повышение мотивации учебной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей.

День Знаний, посвящение в первоклассники, осенний праздник, тематические недели начальной школы, прощание с Азбукой, интеллектуальные марафоны, конкурсы и игры, конкурс «Класс года», библиотечные часы, участие в школьных и городских олимпиадах, бал «Прощание с начальной школой», познавательные, краеведческие, исторические экскурсии.

3. Традиции преемственности (детский сад – начальная школа – выпускники школы).

Цель: построение модели непрерывного образования.

Концерты, посвящённые «Дню Учителя», «Международному женскому дню», новогодний утренник, участие в летнем оздоровительном школьном лагере

4. Спортивно-оздоровительные традиции.

Цель: формирование физической культуры и потребности в здоровом образе жизни.

Проведение Дней Здоровья, смотра строя и песни, участие в военно – спортивной игре «Зарничка», проведение зимних игр и забав на празднике «Проводы Зимы», походы, летний оздоровительный лагерь.

Заключение.

Очень здорово, если классный руководитель младших школьников может рассказать своим ученикам о своих бывших учащихся, о том, каким был классный коллектив, какие традиции и обычаи существовали в классе.

Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили, какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

Проект «Традиции русского народа»

Подготовила и провела: учитель начальных классов

Мерзлякова Людмила Флюровна

МБОУ СОШ с.Уральского

Проект.

Вид проекта : Долгосрочный (на весь учебный год : с сентября по -май, групповой, информационно-творческий.

Участники : Учащиеся 1 класса совместно с педагогами и родителями.

3. Программа проекта

Цель :

Развитие представлений детей о русской культуре .

Задачи :

1. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.

2. Расширить представления о народных традициях , обычаях, обрядах.

3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие) .

5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

3.1. Гипотеза :

Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа , его характер, склад ума, представления о мире, красоте.

3.2. Предполагаемый результат :

Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа , приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись) .

Материальное :

1. создание в группе мини-музея « Русская изба » :

Стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель) ;

Самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т. д. (посуда) ;

Коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода) ;

Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;

Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти) .

2. оформление читательского уголка « Русский фольклор » (сказки, потешки, прибаутки и т. д.) .

4. Этапы работы :

1этап. Подготовительный :

Изучение литературы по данной теме;

Составление перспективно – тематического плана;

Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

Диагностика детей о русской культуре ;

Обогащение развивающей среды

2этап. Реализация проекта :

1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр .

3. Организация предметно – развивающей среды

3 Этап Заключительный

Диагностика полученных знаний детей;

Анализ полученных данных;

Презентация мини-музея « Русская изба » ,

Итоговое мероприятие : Фольклорный праздник « Русские традиции »

Выставка поделок «Ай, да умельцы!»

Содержание работы :

1.«Милости просим, гости дорогие»

Русская изба и её внутреннее убранство.

2. «Стоит в поле теремок»

Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

3. «Чудесный сундучок»

Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи : клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол : иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда : самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т. п.

4. «Самовар Иван Иваныч»

Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием , технологией приготовления чая, сервировкой стола.

5. «Что нам осень принесла?»

Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет , песенок, загадок, пословиц.

6. «Щи да каша-пища наша»

Праздничные, традиционные , ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских . Русская традиция : встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали) .

7. «Хлеб- всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

8. «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке»

Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.

9. «Водичка, водичка умой мое личико»

Разучивание потешек. Жанровое разнообразие : о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.

10. «Молодец в кафтане, девушка в сарафане»

История создания национальных костюмов : внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое , декоре, функциональности ношения народного костюма . Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда : сарафан, «душегрея» , «шушун или телогрея» , «шубка» , передник, понева, рубаха. Обувь : лапти, чуни, валенки, сапоги.

Русская мужская одежда : подпоясанная рубаха (косоворотка, обязательно пояс, порты; зимняя : кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.

11. «Крестьянская игрушка»

Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой . Народная игрушка : яркость, красота, история возникновения.

12. «Коровушка и бычок-чёрненький бочок»

Знакомство детей с домашними животными. Стихи, загадки, песенки о домашних животных.

13. «Здравствуй, зимушка- зима»

Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

14. «Проказы матушки зимы»

Народные игры , загадки, песенки о зиме.

15. «С новым годом со всем родом»

Рассказ о традициях празднования Нового года.

16. «Зимние святки»

Двухнедельный новогодний праздник для всех : игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая) . Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания

17. «Пришла коляда – отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

18. «Шутку шутить – людей насмешить»

Народный юмор (скороговорки, дразнилки) .

19. «Живет в народе песня »

Народная песня -один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни , богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка.

20. « Русская матрешка »

Русская народная игрушка-матрёшка . Русский орнамент в украшении национальной одежды куклы.

21. «Небылица- небывальщина»

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

22. «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны»

Понедельник - встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей) . Среда - лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины) . Четверг - широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы) . Воскресенье -– прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга) .

23. « Русские народные сказки »

Жанровое разнообразие сказок : волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных.

24. «Докучные сказки»

Докучные сказки. Сказки-анекдоты. Юмор, добро и зло.

25. «Вербное воскресенье»

Рассказ о праздновании Вербного воскресенья.

26. «Красна горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.

27. «Христово Воскресенье всем на веселье»

Пасхальные обряды : всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей. Легенды о крашенье яиц и дарение. Пасхальные игры, колядование «волочебников» .

28. «Грач на горе – весна на дворе»

Русские обычаи встречи весны. Заклички.

29. «Весна красна цветами»

Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.

30. « Русская свистулька » .

Глиняная свистулька. Виды свистулек.

31. «Чудо-чудное, диво- дивное»

Русское народное декоративное творчество : хохломская, городецкая, жостовская, гжельская, дымковская роспись.

32. «Богатырями славится Русь-матушка»

Русские богатыри .

33. Фольклорный праздник « Русские традиции »

Обобщающее занятие.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский

сад «Теремок» п.Каменка Вичугского района Ивановской области

Проект для детей средней группы

«Традиции и обычаи русского народа»

Подготовила воспитатель

Смирнова Евгения Владимировна

2016г.

Пояснительная записка:

Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций,

праздников. Народные традиции и праздники –это отражение языческих

Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл

народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны

предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру народной

культуры поможетребенку почувствовать гармонию жизни предков –славян,

понять их обычаи и традиции.

Конечно не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью

утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в

старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники,

русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить

историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа,

воспитать национальную гордость.

Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету,

любви, красоте.

Актуальность темы:

В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна.

Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов

современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах,

богатое и разнообразное по своему содержанию.

В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций

русского народа, у детей обогащается представление об окружающей

действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь,

формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с

другими детьми и воспитателем.

Цель проекта: Формировать у детей представление о традициях и обычаях

русского народа. Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ.

Задачи проекта:

1.Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа.

2.Развивать память, воображение, речь.

3.Обогащать словарный запас за счет русских слов.

4.Расширить представление о русских народных сказках, потешках, закличках.

5.Воспитывать уважение к русской культуре.

6.Воспитывать любовь к родной природе.

Планируемый результат:

1.Расширение представлений о русской культуре, обогащение представлений о

традициях русского народа, обогащение жизненного опыта.

2.Знание русских народных подвижных игр.

3. Знание русских ремесел.

4.Знание русских народных сказок, потешек, закличек.

5. Уважение к традициям и культуре русского народа, интерес к культурным

традициям.

Вид проекта: творческий, познавательный, краткосрочный.

Участники:дети средней группы, воспитатель, родители

Срок реализации: три недели

Место проведения: МК ДОУ д\ с «Теремок» п.Каменка

1 этап –по дготовительный

1.Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного

материала по теме.

2.Составление перспективного плана.

3.Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для

девочек и русскими рубахами для мальчиков.

4.Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями.

5.Пополнение уголка художественного творчества дымковскими и

филимоновскими игрушками, иллюстрациями по теме.

6.Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными

сказками, потешками.

7.Подборпредметов народного быта.

8.Выбор формы работы с родителями.

9.Выбор основных мероприятий.

Работа с родителями

1.Анкетирование родителей.

2.Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»

3.Выставка детских поделок.

4.Выставка работ родителей.

2 этап –практический.

1 неделя проекта.

Понедельник

Образовательная деятельность в утренние и вечерние часы.

Тема дня: «С Новым годом поздравляем»

1.д\ игра «Что в мешке у Деда Мороза»

Цель: Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей,

материалов.

2.Рассматривание иллюстраций «Веселый Новый год». Развивать связную

речь, учить делиться впечатлениями о праздновании Нового года.

3.Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович». Продолжать знакомить

детей с русскими народными сказками. Учить внимательно слушать,

беседовать по содержанию сказки.

4.С\ р игра «Кукольный театр» (артисты –зрители). Формировать ролевое

взаимодействие. Воспитывать самостоятельность и творчество детей.

5.Малоподвижная игра «Елочка». Создать эмоционально положительный

Тема дня «Что такое Рождество»

1.Беседа на тему «Что такое Рождество?» Дать детям представление о

народном празднике Рождество. Объяснить смысл непонятных слов.

2.Чтение Рождественских колядок. Познакомить детей с таким понятием, как

3.Д\ и «Назови правильно» Учить правильно называть предметы, относящиеся

к тому или иному празднику.

4.П\ и «Карусель» Учить детей говорить в быстром и медленном темпе.

Воспитывать интерес к народным играм.

5.Слушание народных песен, потешек,закличек.

6.Аппликация «Рождественский ангел» Развивать творческие способности

детей, восприятие символов народного праздника.

Тема дня: «Мешок Деда Мороза»

1.Д\ и «Угадай наощупь» Учить определять наощупь знакомые предметы, их

качества и назначение.

2.Беседа на тему «Мешок Деда Мороза». Развивать активную речь детей.

Совершенствовать умение слушать своих товарищей, уважительно относиться

к их ответам.

3.Д\ и «Добрые слова» Воспитывать желание использовать в речи добрые и

вежливые слова.

4.С\ р игра «Магазин игрушек». Продолжать учить воспроизводить в игре

трудовые действия взрослых.

Тема дня «Русские народные сказки»

1.Д\ и «Ты кто?». Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить

знание героев русских народных сказок, их отличительные признаки.

2.Д\ и «Составь сказку». Учить составлять на фланелеграфе сказку из серии

картинок. Развивать детское творчество.

3.Конструирование «Теремок». Дать детям представление о строительстве

сказочных домов. Развивать конструктивные умения и навыки.

4.Малоподвижная игра «Звериная зарядка» Снятие эмоционального

напряжения.

5.Народная игра «У медведя во бору» Развивать физические качества через

народные игры.

Тема дня: Русская матрешка.

1.Д\ и «Матрешки» Учить сравнивать предметы по величине и раскладывать их

в возрастающем и убывающем порядке.

2.Беседа на тему «Русская матрешка». Познакомить детей с историей создания

русской матрешки. Прививать любовь к русской культуре.

3.Рисование на тему «Украсим сарафан для матрешки». Формировать у детей

интерес к русскому прикладному искусству.

4.Разучивание танца «Мы веселые матрешки». Развивать пластику движений.

Использовать для танца народные костюмы.

5.Чтение потешек, песенок.

2 неделя проекта

Понедельник

Тема дня: «Русь мастеровая»

1.Беседа на тему «Город мастеров» Познакомить детей с ремесленными

профессиями в древнем городе. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2.Рассматривание иллюстраций с изображением древних профессий.

Продолжать знакомить с традициями русского народа. Воспитывать интерес к

3.Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Воспитывать интерес к русским народным сказкам, беседовать по содержанию

4.Малопожвижная игра «Котик к печке подошел». Развивать внимательность,

сообразительность, память.

5.Лепка из соленого теста «Подкова». Развивать детское творчество.

Тема дня: Русский народный костюм.

1.Беседа на тему «Что носили наши предки». Познакомить детей с русским

народным костюмом. Прививать уважение к русской народной культуре.

2.Д\ и «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного

цвета к другому.

3. Рисование на тему: «Роспись кокошника». Познакомить детей с

традиционным русским костюмом и украшениями одежды. Воспитывать

желание творить самим.

4.Заучивание потешки «Посылали молодицу». Учить запоминать небольшие

по объему стихотворения. Развивать память детей.

5.Чтение песенок, потешек, закличек.

Тема дня: «Родная природа»

1.Чтение рассказов В.Бианки. Воспитывать любовь к родной природе на

2.Рассматривание иллюстраций о родной природе. Воспитывать любовь к

родному краю, природе.

4.Вечер загадок про зимний период. Закрепить знания детей о приметах зимы,

зимних забавах. Учить понимать смысл загадок.

Тема дня: «Филимоновская игрушка».

1. «Любимая филимоновская игрушка». Развивать умение монологической

речи, составлять описательные рассказы. Воспитывать интерес к

народным игрушкам.

2. Д\ и «Что без чего» Расширение словаря, уточнение представления об

особенностях внешнего вида.

3. Народная игра «Гуси – лебеди». Воспитывать интерес к народным

играм, любовь к народным традициям.

4. Аппликация на тему «Филимоновская лошадка». Учить определять

характерные особенности филимоновской игрушки, отображать их в

поделках.

Тема дня: «Деревянная ложка».

1.Беседа на тему «Русские народные инструменты». Обогащать словарный

запас новыми словами. Воспитывать интерес к русской народной культуре.

2.Хороводная игра «Веселятся все игрушки». Прививать любовь к русской

культуре, развивать творческие способности детей.

3. Прослушивание русской народной песни «Ах вы сени» с использованием

игры на ложках. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями

русского народа.

4.Познавательно – творческий вечер «Об обычаях и традициях русского

народа». Формировать представление о самобытных традициях.

3 неделя проекта

Понедельник

Тема дня «Зимние заклички»

1.Рассматривание иллюстраций о зиме с использованием зимних закличек.

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, воспитывать

любовь к русским традициям.

2.Русская народная игра «Ловишки в кругу». Учить соблюдать правила игры.

Воспитывать интерес к русским народным играм.

3.Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Воспитывать интерес к

народному творчеству.

4.Малоподвижная игра «Ты медведя не буди». Снятие общего утомления,

укрепление мышечной системы организма.

Тема дня: «Колыбельные песни»

1.Разучивание колыбельных песен. Учить исполнять небольшие по объему

песенки. Воспитывать уважение к культуре народа.

2.Д\ и «Собери картинку». Учить составлять целое из частей. Собирать

изображения героев колыбельных песен (кота, волка, козы и др.).

3.Слушание колыбельных песен в записи. Продолжать знакомить с народным

творчеством.

4.С\ р игра «Уложим куклу спать». Развивать самостоятельность и творчество

детей в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Тема дня: «Рукотворное чудо»

1.Д\ и «Сложи узор по образцу». Учить составлять узор из геометрических

Шейн Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Брусничка"
Населённый пункт: поселение Тубинский, Усть-Илимский район, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПРОЕКТ "КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА"
Дата публикации: 14.08.2017
Раздел: дошкольное образование

Воспитатель ВКК, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Брусничка» (МДОУ «Брусничка») ПРОЕКТ «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА» «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв).
Актуальность проекта:
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего поселка, не могут различать народные промыслы.
Проблема:
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры
Цель

проекта
: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта:
 Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;  Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;  Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье;  Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
 Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов;  Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;  Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;  Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;  Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх;  Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Ожидаемые результаты:
 Расширение кругозора детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира;  Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю;  Формирование представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств национального достоинства; морально-нравственных ценностей: доброта, правда, красота, трудолюбие, храбрость и отвага;  Развитие эмоционально-волевой сферы, патриотических чувств и любви к Родине, к своей истории, природе, народу;  Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма;  Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма и т.д.;  Разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех областях и видах деятельности;  Широкое использование всех видов фольклора;  Повышение родительской компетенции.
Вид проекта:
познавательно-творческий, открытый, коллективный.
Продолжительность проекта:
долгосрочный (2 года)
Участники проекта:
Дети 5 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, инструктор по физическому воспитанию.
Интеграция образовательных областей
Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре
русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором мы спланировали через интеграцию образовательных областей:  Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; совместная с родителями деятельность: экскурсии, субботники);  Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);  Познавательное развитие (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения);  Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование; развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);  Физическое развитие (подвижные игры, соревнования).
I. этап реализации проекта.

I. подготовительный этап.
№ Вид деятельности Цель деятельности Сроки выполнения 1 2 3 4 5 Анализ работы по данной проблеме Изучение методических разработок Изучение литературы по данной проблеме. Проведение психолого- педагогической диагностики - диагностические задания; - анкетирование родителей; - тестовые работы; - наблюдения; - опросник детей; Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом. Выявить методы, приемы ознакомления дошкольников с культурой и традициями русского народа. Сентябрь - Октябрь Сентябрь -Октябрь Октябрь
II. основной этап.

План работы по осуществлению проекта с учетом Федеральных

Государственных Образовательных Стандартов

Образоват ельная область Форма работы Цель деятельности Сроки выполнени я Результат
Работа с детьми

Тема: МОЙ ДОМ – МОЯ СЕМЬЯ
Задачи: - формировать представление о мире семьи; - актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений; - развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие - НОД «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Моя мама – лучше всех», «Моя семья». - Беседа на темы: «Ни кого роднее мамы и папы в целом мире нет», « О родне», «Где и кем работают твои родители», «Бабушкин портрет». - Рассматривание семейных альбомов; иллюстраций с изображением опасных предметов и ситуаций в быту. - Конструирование «Комната, в которой я живу». - НОД «Давайте познакомимся», «Мой портрет», «Мужчины и женщины в семье». - Дидактические игры: «Чем можно порадовать маму», «Туалетные принадлежности», «Кому, что нужно для работы», «Маленькие Развивать познавательную активность детей Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Формировать нравственно – этические чувства, эстетическое восприятие, любовь к семье. В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарно му плану «Генеал огическ ое дерево»
Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. помощники». - Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Выходной в семье», «Телевидение - интервью о своей семье». - Разыгрывание этюдов - Решение проблемных ситуаций - Составление рассказов о семье - Чтение стихотворений: Я. Акима «Моя родня»; «Кто кому кто?»; «Мой братишка Мишка»; «Люблю»; Е. Григорьевой «Бабушка»; Э Успенской «Если бы я был девчонкой»; Б. Заходера «Повара»; Е.Серовой «Папа дома»; О. Высотской «Семья». - Обсуждение поговорок и пословиц о семье. - Игры: «Закончи предложение», «Подбери слово», «Вежливые слова». - Продуктивная деятельность: рисование «Портрет моей семьи», «Отдыхаем всей семьей»; изготовление подарков для членов семьи; Создание эмоционального комфорта. Развивать связную речь, интонационную выразительность Развивать творчество детей
Физическо е развитие раскрашивание раскрасок по теме «Профессии». 2. Слушанье и пение песен о членах семьи. - Пальчиковые игры: «Дом», «Семья» - Подвижные игры: «Мы веселые ребята» - Игровые упражнения «Что могут сделать умелые руки» Развивать двигательную активность детей
Тема: НАША МАЛАЯ РОДИНА - П. ТУБИНСКИЙ
Задачи: - познакомить с историей возникновения поселка; - показать значимые места поселка; - знакомить с природными зоны поселка; - воспитывать чувство восхищения красотой родного поселка, любовь и гордость за свою малую Родину. Познавател ьное развитие Социально - коммуника - Беседа на темы: «История моего поселка», «Мой поселок – моя малая Родина», «Моя улица» - Целевая прогулка «Поселок, в котором я живу» - Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Мой поселок» - Экскурсия «Любимое место в поселке». - Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее родного поселка», - Экскурсия в сельскую библиотеку знакомство с летописью. Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательност ями региона, в котором живут дети. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарн ому плану «Макет поселка»
тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. - Сюжетно-ролевая игра «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу», - Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте. - Дидактичесие игры «Улицы поселка», «Узнай здание по описанию», «Узнай, где я нахожусь», «Покажи, назови, расскажи», «Знаменитые люди поселка», «Что изменилось?». - Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие по поселку», «Магазины родного поселка», «Почта», «Строители», «Перекресток» - Чтение стихотворений С. Маршака «Дом, который построил Джек», « Моя улица»; стихов о поселке, загадок. - Разучивание стихотворения З. Александровой «Родина». - Составление рассказов о поселке - Игры: «Закончи предложение», «Расскажи, а мы отгадаем», «Из чего построен дом» - Продуктивная Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия; Развитие свободного общения с взрослыми и детьми Развитие интереса к художественно- творческой деятельности. Развитие двигательной активности
Физическо е развитие деятельность: изготовление макета «Улицы родного поселка»; рисование «Моя улица», «Наш детский сад», «Мой поселок «самый, самый. - Слушанье песен - Конструирование из крупного строительного материала «Строим поселок» Пешие прогулки по поселку.
Тема: НАША РОДИНА – РОССИЯ
Задачи: - расширять знания детей о родной стране; - познакомить детей с многонациональным составом населения России; - познакомить со столицей России; - познакомить с официальной символикой (гербом, флагом, гимном РФ) и неофициальной (матрешка, балалайка, самовар); - формировать у детей целостное представление о природных зонах России; - воспитывать патриотические чувства, уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. Познавател ьное развитие - Беседа на темы: «Наша Родина - Россия»; «Какие народы живут в России», «Государственные символы России», «Природа России» - Рассказ о неофициальных символах России (матрешке, балалайке, самоваре) - Рассматривание карты России: «Что может рассказать карта о России»; Формирование представлений у детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. В течение Альбомы (с символик ой, презента ции)
Социально - коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах, блюд национальных промыслов народов России; - Просмотр слайдов на тему: «Природные зоны России» - Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее главного города России», - НОД «Россия Родина – моя», Наша Родина –Россия, наш язык русский» - Сюжетно-ролевые игры «Защитники Родины», «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу», - Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте. - Дидактичесие игры «Достопримечательн ости Москвы», «Что предмет расскажет о себе» - Ручной труд изготовление атрибутов для игры - НОД Рассматривание картины «Богатыри» - Дидактические игры «Военная техника», «Собери символику» - Чтение Воспитывать патриотических и интернациональных чувств, любовь к Родине. Обогащение обществоведческого словаря детей. Совершенствовать речь как средство общения. Формирование 2013- 2014 учебного года согласно календарн ому плану
развитие. Физическо е развитие стихотворений известных писателей о Родине. - НОД Лепка « Русская матрешка» - Конструирование из крупного строительного материала «Кремлевские башни» - Рисование символики России. - Слушанье песен известных исполнителей о Родине - Спортивный праздник «Открытие олимпийских игр» - Подвижные игры интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Развитие двигательной активности
Тема: РУССКИЙ БЫТ
Задачи: - формировать представления о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре; - познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы; - познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; - расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук; - воспитывать патриотические чувства Познавател ьное развитие Социально - НОД «История русского быта», «Русская изба», «Горница» - Рассматривание иллюстраций, презентаций на темы: «Старинные предметы домашнего быта», «Традиции русского народа», «Праздники» Ознакомление детей с жилищем русских людей в старину представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках В течение Создание мини- музея «Русского быта»; макет русской избы
- коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. Физическо е развитие - НОД: «Посиделки в горнице», «День рождения на Руси», «Что за зернышко такое, не простое – золотое» - Трудовая деятельность по изготовлению атрибутов для колядования (маски) - Сюжетно-ролевая игра «День рождения на Руси» - Чтение энциклопедий, рассказ воспитателя о русской избе - «Вечер загадок» (загадки о предметах быта) - Чтение пословиц, поговорок, сказок. - Пение народных мелодий: «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «Ой встала я ранешенько» и т.д. - Слушанье русских народных мелодий - Конструирование и украшение русской избы - Лепка русского быта - Развлечение «Масленица» - Игра «Взятие снежной крепости» - Русские народные игры Приобщать детей к истокам русской культуры; расширять знания детей о труде крестьянина, праздниках Пополнять литературный багаж детей Приобщение детей к народному искусству Развитие двигательной активности 2013- 2014 учебного года согласно календарн ому плану

Тема: НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.
Задачи: -показать красоту национального костюма, выделить его элементы; -организовать выставку «Русский народный костюм»; -воспитывать интерес к национальному костюму, желание использовать в театрализованных представлениях. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ - Познавательные беседы «История русского костюма» - НОД « Отражение русских традиций в национальном костюме» - - Театрализованная деятельность: обыгрывание сюжетов былин, сказок - Сюжетно-ролевые игры « Русские богатыри» - Изготовление головных уборов (кокошников, колпаков) - Рассматривание и составление рассказов по репродукциям известных художников В. Васнецова «Богатыри», В.Сурикова « «Русская красавица» - Чтение художественной литературы (сказки, былин, пословиц, поговорок) - Составление и разгадывание загадок Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках Привлечение детей к созданию развивающей среды группы (мини-музеев, выставок) Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества Развитие пред- посылок ценностно- В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарн ому плану Тематиче ские альбомы; куклы в национал ьных костюмах
ое развитие. Физическо е развитие - Слушанье народных мелодий русских композиторов: «Тридцать три богатыря», «Море» и др. - Рисование «Узоры для русских красавиц», «Узоры для русских богатырей» Народные подвижные игры, хороводы, игры- массового гулянья смыслового восприятия и понимания произведений искусства Овладение подвижными играми с правилами
Тема: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.
Задачи: -познакомить с народными промыслами: гончарное дело, резьба по дереву, изготовление игрушек; -создание выставки «Вот они, какие-куклы расписные». -воспитывать бережное отношение к народной игрушке. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие - НОД «История ложечки», «В гостях у мастеров» , «В гостях у Матрешки» - Познавательные беседы « История тряпичной куклы» - Рассматривание познавательного материала, презентаций - Исследовательская деятельность с глиной - Изготовление тряпичных кукол, масок, костюмов - Сюжетно-ролевая игра «Музей» - Трудовая Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках Привлечение детей к созданию развивающей среды группы (мини-музеев, выставок) В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарн ому плану Выставка «Какие разные куклы» Мини - музей « Город мастеров »; коллекци и
Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. Физическо е развитие деятельность: вышивка орнаментов русского костюма - Чтение художественной литературы (рассказов, сказок, стихов) - Рассматривание и составление рассказов по репродукциям картин известных художников. - Декоративное рисование «Павловские платки», «Разноцветная Хохлома», «Гжель» - Лепка « Хохломские мастера», Филимоновская игрушка» - Аппликация из ткани «Жостовский поднос» Подвижные, хороводные игры, игровые упражнения Развитие речевого творчества, литературной речи. Развитие детского художественного творчества Развитие двигательной активности
Тема: МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
. Задачи: -познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками -разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение; -вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной жизни, в нужных ситуациях. Познавател ьное развитие - Познавательные беседы о народных пословицах, поговорках - Рассматривание иллюстративного познавательного материала Развивать познавательную активность Тематиче ские альбомы малых фольклор ных форм
Социально - коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. Физическо е развитие - Наблюдения в природе - Театрализованная деятельность (обыгрывание поговорок, пословиц) - Игровая деятельность: эмоциональны, дидактические, сюжетно-ролевые игры - Разучивание пословиц, поговорок, потешек, закличек - Рассматривание и составление рассказов по иллюстрациям художников изображенным к малым фольклорным формам - Придумывание рассказов по пословицам - Разучивание, инсценирование попевок, закличек - Лепка «Карусель» (по сюжетным небылицам) - Развлечение с использованием народных потешек, загадок, игр, прибауток. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигатель-ной активности В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарн ому плану

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
. Задачи: -познакомить с русскими народными подвижными играми; -вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные подвижные игры; -воспитывать чувство коллективизма. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. - Познавательные беседы, презентации «История народных подвижных игр» - Просмотр видеофильмов «Игры наших предков» - Изготовление атрибутов для народных подвижных, хороводных игр - Изготовление оборудования и атрибутов для оформления участка - Разыгрывание игр «Плетень», «Ярмарка», «Народные гулянья» - Чтение и разучивание хороводов, слов к играм, считалок -Рассматривание иллюстраций известных художников «Массовые гулянья», «Масленица» и др. - Слушанье музыкальных произведений (песенок, закличек, хороводов) - Игры на музыкальных Развивать познавательный интерес к русским народным подвижным играм Привлекать детей к созданию развивающей среды Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях Воспитывать интерес к народному творчеству, к культурному прошлому родного народа В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарн ому плану Картотек а народных подвижн ых игр; оборудов ание участка в народном стиле
Физическо е развитие инструментах - Рисование «Моя любимая игра», «Мои впечатления от игры» - Игры –хороводы - Досуг «Русские игрища» Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности
Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
. Задачи: -познакомить с многообразием русских народных сказок; -научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами, выражением лица и глаз; -развивать чувство юмора; -вызвать интерес к театрализованным представлениям. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие - Рассматривание иллюстративного материала, репродукций к русским народным сказкам - Беседы, просмотр материала познавательного характера - Экскурсии в сельскую библиотеку «Сказочные странички» - Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Библиотека» - Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых, театрализованных игр - Театрализованная деятельность: обыгрывание сказок, этюдов - Эмоциональные игры: «Изобрази страшного зверя», Развивать познавательную активность детей. Привлекать детей к созданию развивающей среды; создание эмоционального комфорта. Развивать связную В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарн ому плану Выставка «Комната сказок»; показ театра
Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. Физическо е развитие «Покажи движениями» и др. - Чтение художественной литературы (сказок, небылиц, былин) - Разучивание игровых диалогов, попевок, закличек - Самостоятельное составление сказок. - Рисование «Добрые сказочные герои», «Злые сказочные герои» - Лепка «Карусель» (по сюжетным небылицам) -Слушанье музыкальных произведений; и гры на музыкальных инструментах Разные виды игры речь, интонационную выразительность Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства, к художественно- творческой деятельности. Развитие двигательной активности
Работа с семьей

Формы работы

Цель

Сроки
- Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры». - Оформление наглядной информации для родителей в родительском уголке по устному народному творчеству. - Проведение родительских собраний на тему: «Приобщение детей к русской культуре и декоративно- прикладное творчество»; «Особенности нравственного воспитания в Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через знакомство с культурой родного народа. Знакомство родителей с народными календарными праздниками, обычаями, традициями. 1 раз в месяц 1 раз в квартал
дошкольном возрасте». - Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре». - Проведение консультаций для родителей: «Народные игры», «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом», «Русские народные праздники», « Из истории русского народного костюма», « Русская народная игрушка» др. - Участие родителей в экскурсиях и целевых прогулок: в библиотеку; к известным памятным местам; в сельский клуб. - Совместные посиделки с родителями и детьми: «Я – семья – род – народ», «Русская народная песня» (колыбельная, частушки), «Русский самовар и чаепитие на Руси», «Без примет ходу нет (народные приметы). - Участие в подготовке и проведении праздников: «Масленица», «Рождество», «Пасха» и др. - Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества. - Практические занятия по изготовлению театров, оборудования для игр на участке. -Участие в совместной проектной деятельности - Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками». и др Развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности 1 раз в квартал Согласно по плану Согласно календарно- тематическому плану В течение учебного года
III. заключительный этап.
№ Вид деятельности Цель деятельности Сроки выполнения 1 Педагогический мониторинг Выявить уровень Май 2015г
2 Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям русского народа. сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества. Обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям русского народа. Май 2015г.
Используемая литература
1. Ивановские ситцы: Альбом /Авт.- сост. Е.В. Арсеньева.- Л.: Художник РСФСР, 1983. 2. Картышова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005. 3. Костюм в России 15 – начало 20 века. Из собрания государственного исторического музея Е.Р. Беспаловой – « АРТ - родник» Москва, 2000 4. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011. 5. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010 6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2001. 7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский костюм. 8. «Традиционные промыслы и ремёсла» Альманах. М.: ООО «Издательство Родникъ» 1997, №3 – Л.В. Беловицкий. Типология русского народного костюма. 9.Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Паникинская средняя общеобразовательная школа

Русские национальные обычаи

и обряды Рождества.

Выполнили: обучающиеся 8 класса

Классный руководитель: Казакова Л.Л.

2014 Г.

В каком народе живёшь,

Такого обычая и держишься .

Введение

Мы, молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего. А нужно ли нам, современному поколению, знать обычаи, которыми руководствовались наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой, например, русские национальные обычаи.

Культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных обычаев складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Знание своих исторических и культурных корней воспитывает в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей.

Тема данного проекта «Русские национальные обычаи обряды Рождества». Обращение к духовным ценностям русской культуры достаточно актуально в современном обществе. Обряд, традиция, обычай являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.

Нам часто кажется, что мир традиций и обычаев безвозвратно ушёл в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские традиции и обычаи.

Но нормы поведения, этика, мораль межличностных отношений нельзя ни производить, ни ввозить, и утеря традиционной культуры в этой области оборачивается бездуховностью.

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Страна переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение вечных человеческих ценностей:

Мира в семье,

Любви к ближнему,

Сплочённости,

Нравственного добра,

Скромности, красоты, истины,

Патриотизма.

Проблема в том, что в зависимости от того, насколько мы осознаём ценности своей культуры, умеем их хранить, бережно передавая из поколения в поколение, настолько определяется и благополучие нашего народа. В этой связи становится понятным мой интерес к обычаям русского народа.

Цель данной работы: определить основные обычаи русского народа и выяснить, насколько они сохранились в современном мире.

Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи :

Ознакомиться с русскими национальными обычаями и обрядами как важнейшим блоком в системе духовной культуры русского народа;

Исследовать современное знание обычаев русского народа среди учеников;

Осмыслить роль и значение обычаев в жизни этноса в наше время.

На всякий случай – свой обычай .

пословица

Основная часть

В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для того, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучить историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат духовного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности. Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам оригинальной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи и традиции любого народа - это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует.

В нашем небольшом проекте мы хотим коснуться обычаев и традиций русского народа. Подойти к раскрытию данной темы через историю обычаев русского народа, так как исторический подход даёт возможность вскрыть наслоения в сложном комплексе народных обычаев, найти в них первичную основу, определить её материальные корни и её первоначальные функции.

Весь комплекс обычаев и обрядов можно выделить в три группы:

Совершаемые всей деревней или рядом поселений, так называемые сельские;

Семейно-родовые, т.е. домашние или семейные;

Совершаемые индивидом или ради него или индивидуально, т.е. индивидуальные.

Обычаев очень много, невозможно все перечислить. Коснемся лишь некоторых, которые в нашей местности тоже соблюдаются.

Колядки - старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями и сама песня. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки – старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В царские времена даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поколядовать. Колядование начинали дети и молодежь, которые пели песни под окнами и получали за это различное угощение. Отправляясь колядовать, богатые, как правило, переодевались - рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю одежду наизнанку и надевали маски животных. Сейчас этот обряд возрождается: люди разучивают песни, переодеваются, как в старину, надевают маски и идут к соседям, родственникам, коллегам и в городах, и в деревнях. Особенно нравится участвовать в коляде детям, которых за песенки обязательно угощают. У нас в посёлке тоже дети ходят рано утром 7 января и поют Колядки.

Святочные гадания. Всем всегда хочется хоть немножко заглянуть в будущее, а святки считались идеальным временем для гаданий - и люди гадали. Для гаданий выбирали "нечистые" места, где, как считалось, обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся в святочный период, - места нежилые и нестандартные: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.п.

Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы. На гадания направлялись тайком: выходили из дому, не перекрестясь, шли молча, босиком в одной рубашке, зажмурившись и покрыв лицо платком, чтобы не быть узнанными. Чтобы окончательно не пропасть, предпринимали "защитные" меры против нечистой силы - очерчивали вокруг себя кочергой круг и надевали на голову глиняный горшок.

Тематика гаданий варьировалась от вопросов жизни, смерти и здоровья до приплода скота и медоносности пчел, однако основная часть гаданий была посвящена вопросам брака - девушки старались узнать наиболее подробную информацию о своем суженом.

В основе технологии гадания лежало универсальное верование, что при соблюдении определенных условий, будут получены "знаки" судьбы, которые при правильном истолковании приоткроют завесу времени и подскажут будущее.

"Знаками" могло быть что угодно - сновидения, случайные звуки и слова, формы расплавленного воска и вылитого в воду белка, поведение животных, количество и чет-нечет предметов и др.

Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду и смерть, музыка скорую свадьбу, топот коня - дельную дорогу; гадали не только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и т.д. А о нраве будущего мужа гадали по поведению тараканов, пауков и муравьев.

По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые - колядующие, специально, для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих. Современные гадания сильно отличаются от старинных гаданий, но, тем не менее, обычай этот сохранился: молодые девушки при свечах гадают.

Современные обычаи . Отголоски старины, славянские корни русских дают о себе знать и в современной жизни. Не одно столетие россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. При этом современная культура русских сохранила также более поздние традиции и обычаи, зародившиеся в начале 20 столетия.

Под Старый Новый год соседи, родственники, дети ходят из дома в дом под видом «сеятелей», поздравляют друг друга и желают каждому здоровья и добра, при этом бросают горсть зерна в передний угол и поют-выкрикивают:

Сею-вею, подсеваю,

С Новым годом поздравляю!

Чтоб здоровеньки были,

Много лет жили!

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок,

Хоть блин,

Хоть сала клин!

Каждый хозяин, заботясь о благополучии и здоровье, считает обязательным хорошенько угостить «сеятелей».

Итак, я общо познакомилась с обычаями и традициями не только русских вообще, а и выяснила, какие же обычаи сохранились и соблюдаются нашими жителями. Главную роль, конечно, в сохранении русских национальных обычаев играет семья, потому что первоначальные знания дети получают о них от родителей. И насколько родители знают эти обычаи, настолько они их и передают своим детям. Только значительно позднее детьми в полной мере усваиваются духовные ценности русской культуры.

Нами было проведено анкетирование среди обучающихся 5-11 классов, позволяющее определить, что им известно об обычаях и обрядах. По данным анкеты мы получили следующие результаты:

Только 3% не знают никаких народных обычаев и обрядов. Остальные назвали следующие:

Крещение (75%), свадьба (80%), Пасха (86%), Рождество (77%), Масленица (82%), Троица (43%), венчание (27%), святки (29%), рождественские подарки (24%). Во многих семьях соблюдают следующие обычаи, обряды, праздники: Пасху(67%), Рождество (59%), Масленицу (56%), Новый год (98%), день именин (а не день рождения) (12%). Знают Рождественские обычаи (56%).

В нашей местности соблюдаются такие обычаи, как Масленица (78%), Пасха (70%), Колядки (32%). Знают ученики и обычаи и обряды, связанные с рождением ребёнка, такие, как крещение (73%), собирание гостей по случаю рождения ребёнка (39%), не показывать ребёнка в первый месяц чужим, т.к. могут сглазить (15%).

Результаты анкетирования показали, что большинство обучающихся знают и соблюдают в своих семьях народные обычаи и обряды и, что обычаи и обряды не утратили своего значения в жизни современного человека, несмотря на процесс бурных преобразований, происходящих в последнее время в нашей стране.

Обычай не клетка – не переставишь .

пословица

Заключение

Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества

Православные обычаи – это вера, преобразившая быт, это обычаи, в которых отразились основные стороны жизни. Мы увидели на примере русских национальных обычаев, почитаемых и ныне, что они помогают сплачивать народ в единое целое.

Православные обычаи народа – это сформированный веками уклад его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается путь правильного развития природных способностей, путь к жизненному успеху.

Главная задача русского человека сегодня – сделать духовный выбор: соединиться со своим народом в его тысячелетней судьбе, в его благодатных православных обычаях и традициях, идущих из глубины веков, обрести спасительную веру, отвечающую на все насущные вопросы жизни, и навсегда приобщиться к историческим обычаям и нормам жизни нашего народа.

Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре.

Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.

Приложения

Колядки.

Ты нас будешь дарить -

мы будем хвалить,

а не будешь дарить -

мы будем корить!

Коляда, коляда!

Подавай пирога!

Коляда, Коляда,

Отворяйте ворота.

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки.

Подавайте пирога

Не дадите пирога?

Подавайте пряники!

Не дадите пряники?

Подавайте конфеты.

Святочное гадание по зеркалу

Одно из самых известных и страшных русских святочных гаданий на суженого. Когда именно гадать по зеркалам, сказать трудно - можно сидеть и за полночь, можно и поздним вечером. Но обычно начинают гадать ровно в полночь.

Для гадания понадобятся зеркало, свеча и полотенце. Зеркало поставьте напротив себя, рядом - свечу. Только она должна освещать темную комнату. Произнесите заклинание: "Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать", и всмотритесь в зеркало. Появление жениха предвестит легкое колыхание свечи и запотевшее зеркало. Как только это произойдет, быстро протрите стекло полотенцем.

Жених подходит сзади и смотрит в зеркало. Разглядев его лицо, девушка должна сказать: "Чур, сего места". Жених сразу исчезает. Если девушка не произносит нужной фразы, он присаживается на стол и вынимает из кармана какую-нибудь вещь. Если девушка воскликнет "чур", вещь будет ее.

Рождество Христово

Рождество Христово

Счет годам ведет.

Этот праздник снова

К нам на двор идет

И несет с собою

Радость детских лет

И над всей землею

Проливает свет,

Старость оживляет,

Младость бережет.

Будь благословен ты,

Рождества приход!

Тропарь, глас 4-й

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

На старый новый год пели:

Сею-вею, подсеваю,

С Новым годом поздравляю!

Со скотом, с животом,

С малыми детушками,

С малолетушками!

Сколько на кусочке веточек,

Столько бы у вас было детушек!

С Новым годом, хозяин с хозяюшкой!

Анкета

1. Какие народные обычаи и обряды вам известны?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Соблюдает ли кто – либо в вашей семье обряды, обычаи, праздники? Укажите какие__________________________________________________________________________

3. Знаете ли Вы рождественские обычаи?____________________________________________

________________________________________________________________________________

4. Как вы думаете, соблюдаются ли в нашей местности какие – нибудь обычаи, обряды, связанные со старинной верой? Если да, то какие именно__________________________________________________________________________

5.Какие народные обычаи и обряды известны вам, связанные с рождением ребенка?__________________________________________________________________________

6. Какие народные обычаи ты чтишь? __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Сценарий «Что такое Рождество»

На востоке взошла звезда
Волшебная звезда Иисуса.
Её увидели три мудреца
И приняли как чудо.

История рождения Христа в иудейском городе Вифлееме – одна из наиболее популярных в христианском мире. Она легла в основу ежегодного празднования Рождества Христова во всем мире!

Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы с востока (волхвы - это древние мудрецы). Они ждали, что вскоре должен нa землю прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.

Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2,10-12).

У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища - Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством.

Считается,что церковь Рождества Христова в Вифлееме стоит на том месте,где когда-то Он и родился.Эту церковь в VIв. Построил император Юстиниан на месте другой церкви,освещенной в 339г. Еленой,матерью Константина Великого

Рождество – главный христианский праздник. День рождения Сына Божия – день доброты, милосердия, примирения, день прославления Спасителя.

Праздник Рождества Христова для православных христиан имеет огромное значение и по своей значимости уступает, разве что, Пасхе.

К достойному празднованию Рождества Христова православные верующие приготавливаются сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппова.

Существует много обрядов и обычаев и сегодня мы представим вам несколько из них.

Колядки

Имя этого русского бога,пожалуй, известно всем, ведь от Сочельника до самого Велесова дня от дома к дому ходили ряженные колядники и пели особые песни колядки.

Россияне благоговейно относились к Рождеству Христову, праздновали его весело, ярко и красиво. На улицах и площадях славили Христа. Славлением Христа занимались дети и взрослые. Они ходили по домам со звездой (зажженной свечой) и песнопениями о рождении Спасителя.

В колядовании тесно переплелись языческие и христианские мотивы. Прежде Коляда символизировал поклонение Солнцу, теплу, дарующим плодородие и веселье, в колядках воспевались солнце, гроза, месяц, звучали пожелания обильного урожая.

Под влиянием церкви, которая долго не признавала Коляду, из колядок почти вытеснялись языческие символы и стали преобладать христианские.

Весь праздник Рождества Христова продолжается 12 дней.

Едва ли можно назвать другие столь веселые празднества, как дни Рождества и святок, так шумно и весело отмечавшиеся на Руси.

Гадания.

Русская культура - это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой.
Русская культура - это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой.
Русская культура - это сказки нянины,
Песня колыбельная, горькая до слез.
Русская культура - это разрумяненный,
В рукавицах-варежках, Дедушка Мороз.
Русская культура - это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль,
Терема и маковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура - это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей,
Это - радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура - это все, чем славится
Со времен Владимира наш народ святой.
Это наша женщина - русская красавица,
Это наша девушка с чистою душой.
Русская культура - наша жизнь убогая
С вечными надеждами, с замками во сне,
Русская культура - это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране.