Правила хранения труб на складе. Порядок строповки и складирования труб

Cтраница 1


Складирование труб, деталей, узлов и секций трубопроводов. Поступившие на монтажную площадку трубы, соединительные детали, узлы трубопроводов принимаются на склад, при этом делаются записи в книге учета.  

Складирование труб выполняют на деревянных настилах или стеллажах, разделенных на ячейки. В каждую ячейку укладывают трубы одного размера и одной схемы, для которой они предназначаются. Между каждым рядом труб в зависимости от их длины прокладывают по две или три деревянные прокладки, предохраняющие готовые трубы от повреждений и облегчающие их строповку.  

Складирование труб в штабель производят на спланированную площадку. Для транспортировки труб трубоукладчиками используют Торцевые захваты на траверсе. Трубы укладывают на площадки или подготовленную площадку, исключающую повреждение изоляционного покрытия.  


Складирование труб является составной частью производства работ при строительстве трубопроводов. При складировании вначале определяют и подготавливают места складирования, устраивают подъездные пути и основания под склад труб, а затем оснащают склад труб необходимыми машинами и оборудованием. Трубы укладывают в штабеля, обеспечивая устойчивость труб от раскатывания при погрузке и разгрузке труб с транспортных средств. После разборки штабеля труб элементы стеллажа транспортируют на новое место складирования. Склады для хранения труб предусматриваются в ППР и сооружаются по типовым проектам в соответствии с требованиями строительных норм и правил, утвержденных Госстроем СССР, санитарных норм, другой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке. Площадь складов должна обеспечивать размещение труб, проход людей, проезд транспортных и грузоподъемных средств. Должен быть также обеспечен отвод атмосферных осадков и грунтовых вод. Склады должны иметь сквозной или круговой проезды шириной не менее 4 5 м для транспортных и грузоподъемных средств. Трубы укладывают в штабель рядами по вертикали и располагают их в седловинах между труб нижележащего ряда. Штабели труб располагают в поперечном направлении к проезжей части склада. Трубы разного диаметра, изолированные и неизолированные, хранят раздельно. Трубы диаметром более 300 мм следует укладывать штабелями высотой не более 3 м с помощью автоматических захватов, не трубую-щих участия рабочих у штабеля.  

К складированию труб и деталей из легированных сталей предъявляют особые требования: должны быть исключены замена труб и деталей из стали одной марки другими, а также соприкосновение легированных труб с углеродистыми. Несоблюдение этих требований может привести к авариям, особенно в условиях химического производства. Трубы из сталей различных марок маркируются хранятся отдельно.  

При складировании труб с заводской изоляцией в седло необходимо между рядами труб применять также амортизирующие прокладки. Трубы диаметром 529 мм и меньшего диаметра можно складировать друг над другом, применяя между ними деревянные прокладки с концевьши упорами.  

При складировании труб непосредственно у траншеи прокладки под трубы должны перекрывать ее или находиться от края траншеи на расстоянии, исключающем возможность обрушения ее стенок. Это расстояние определяют в зависимости от категории и состояния грунта, глубины траншеи и способа ее крепления.  

При складировании труб (или трубных узлов) между рядами должны быть проложены деревянные бруски, а под крайние трубы подложены деревянные клинья; прислонять трубы к стенам зданий и других сооружений не разрешается.  

При складировании труб, имеющих изоляционное покрытие, конструкцию и число подкладок выбирают в соответствии с расчетом изоляционного покрытия на смятие. Кроме того, выполняют проверочный расчет на смятие изоляционного покрытия соприкасающихся труб.  


При складировании труб не допускается укладывать в один штабель трубы разного диаметра, производить укладку труб верхнего ряда до закрепления труб нижнего ряда, складировать вместе изолированные и неизолированные трубы, а также укладывать трубы в наклонном положении, с опиранием поверхности трубы на кромки нижележащих труб.  

Разгрузку и складирование труб необходимо осуществлять при помощи кранов и трубоукладчиков, оборудованных крюками специальной конструкции. Перемещение труб на стреле трубоукладчика в пределах рабочей зоны допускается на расстояние не более 0 5 км. При этом следует применять специальные приспособления, обеспечивающие устойчивое и горизонтальное поло - жение трубы во время транспортировки. Сбрасывание труб или стаскивание их с торца при разгрузке железнодорожных вагонов и автомобилей не допускается.  

Размеры стеллажа для складирования труб и количество контейнеров для деталей, фланцев и арматуры приняты исходя из двух - и трехсменного запаса труб и соответствующего количества деталей.  

Если предусмотрено использовать высокорядное складирование труб, то оно должно производиться в соответствии со специальными инструкциями.  

7.2.1. Организация хранения труб на базисных и прирельсовых площадках должна предусматривать выполнение работ в следующей последовательности:

Назначение лиц, ответственных за производство работ и охрану труда;

Определение и подготовка места складирования;

Устройство подъездных путей с указательными знаками под площадку для хранения труб;

Оснащение площадки необходимыми машинами и оборудованием (подкладки, прокладки, стеллажи);

Обеспечение устойчивости труб от раскатывания;

Погрузка-разгрузка труб с транспортных средств;

Укладка труб в штабели и разборка штабеля;

Разборка элементов стеллажа и транспортировка их на новое место складирования.

7.2.2. Площадь должна обеспечивать размещение необходимого количества труб, беспрепятственный проезд транспортных средств и грузоподъемных машин, проход обслуживающего персонала.

7.2.3. Площадки для складирования должны быть заранее подготовлены и иметь ровную горизонтальную поверхность с твердым (бетонным, асфальтовым) или земляным (хорошо утрамбованным) основанием. На открытых площадках труб должны предусматриваться уклоны от 1,5º до 2º и другие мероприятия, обеспечивающие отвод атмосферных осадков и грунтовых вод от места складирования труб.

7.2.4. Площадки должны иметь сквозной или круговой проезды шириной не менее 4,5 м для прохода транспортных и грузоподъемных средств. Между смежными штабелями труб должны быть оставлены проходы шириной 1 м и более. При формировании штабелей трубы располагают в поперечном направлении (торцами) к проезжей части площадки.

7.2.5. Площадки для хранения труб по назначению и вместимости подразделяются на: заводские, прирельсовые, базисные и притрассовые.

7.2.6. Прирельсовые площадки предназначены для краткосрочного складирования изолированных труб перед доставкой их на базисную или притрассовую площадку. Средствами механизации на данных площадках являются автокраны, пневмоколесные краны, краны-трубоукладчики.

7.2.7. Базисные площадки устраивают вблизи железнодорожных станций или водных пристаней, в местах массового поступления труб. Они предназначены для долговременного складирования и накопления труб до начала строительства трубопровода. Средства механизации те же, что и для заводских и прирельсовых площадок. Типовая схема обустройства базисной площадки приведена на рисунке 7.3.

Рисунок 7.3 − Схема организации работ на площадке для хранения труб

7.2.8. Притрассовые площадки устраивают на трубосварочных базах и на трассе. В первом случае они предназначены для временного складирования труб и сварных трубных секций перед транспортировкой их на трассу строительства трубопровода. Во втором случае – перед раскладкой и сваркой труб (секций) на переходах трубопровода через естественные и искусственные преграды. Средства механизации – автокраны, пневмоколесные краны, трубоукладчики. Грузозахватные устройства: торцевые захваты, мягкие полотенца, траверсы с мягкими стропами и др.

7.2.9. Заводские площадки предназначены для хранения труб на заводе-изготовителе с момента нанесения покрытия до момента отправки заказчику.

7.2.10. При складировании труб с покрытием независимо от типа склада запрещается:

Укладывать в один штабель трубы разного диаметра и с разной толщиной стенки;

Производить укладку труб верхнего ряда до закрепления от раскатывания труб нижнего ряда;

Складировать вместе изолированные и неизолированные трубы;

Укладывать трубы в наклонном положении («ерш», «костер» и т.п.) с опиранием поверхности вышележащих труб на кромки нижележащих.

При укладке труб на неровную площадку под нижний": ряд должны быть уложены деревянные подкладки сечени-ем 80x100 мм. Число труб в ряду и число ярусов не должны превы-шать указанных в табл. 10. ■■■"■"■-■■-■■■; Трубы диаметром 1400 мм и более укладывают в один ряд. - Щ> ■ ■"■■■■ --■ ■■■-■■■ .- Складирование металлических труб Трубы диаметром менее 100 мм и стержневую арма-туру складируют на стеллажах или в инвентарных металли-ческих скобах. Трубы диаметром менее 500 мм складируют в штабеля высотой до 2 м на подкладках и прокладках с концевыми упорами (рис. 68). Стальные сварные трубы диаметром более 500 мм складируют в Штабеля высотой до 3 м в "седло" без, Таблица 10 =; ■: ■ >. ■ ■

Диаметр труб^мм; : Число труб в ряду Число ярусов
Напорные трубы
.... ,500 700 900 "■" : .■ юоо. б. 5 4 4 ■" " 3" 4 ; 4 . 3 3 3
Безнапорные трубы
500 ; 700 900." . 1200 ■■; 5.."■■ j. 3 ■■"■"■": з ■ 3 3


прокладок, кроме нижнего ряда, укладываемого на под-кладки с концевыми упорами или инвентарными металли-ческими башмаками (см. рис. 68). | Чугунные! трубы складируют ■ на деревянных подклад-ках в штабеля высотой не более 1,5 м; при этом ряды труб укладывают поочередно вдоль и поперек. В каждом ряду трубы укладывают раструбами в противоположные сто-роны. Строповка лестничных маршей и площадок Для строповки лестничных маршей и площадок мож-но применять, обычные стропы с использованием удлини-телей (рис. 69 и 70), Для удобства монтажа лестничные марши и площадки следует подавать в наклонном положении (немного больше " проектного). В случае отсутствия монтажных петель применяют петли-подхваты или вилочные захваты. Петли-подхваты применяются в тех случаях, когда вместо монтажных петель предусматриваются строповочные отверстия. При отсутствии монтажных петель и строповочных отверстий можно использовать вилочные захваты. Если лестничные марши хранились в положении "на ребро", то сначала их стропят обычными стропами с крю-ками и переносят на площадку для перестроповки. После того как лестничный марш будет перекантован ступенями вверх, производят его строповку, как указано выше.



Складирование лестничных маршей и площадок Лестничные -марши с- площадками складируют "на ребро" на" !подкладках: (100x150 мм) с упорами (рис. 71). Лестничные чйарши"без площадок складируют плашмя на подкладках (200x150 мм) и прокладках (80x80 мм) с укладкой в 5 рядов.

Аналогично складируют лестничные ступени. Стропальщики с применением гусеничного крапа ДЭК-251 переносили лестничные марши с одного места на другое. Один из маршей был складирован "на ребро" на насыпном грунте без применения подкладок. СтропальЩик, находившийся меж-ду лестничными маршами, стал производить строповку лест-ничного марша, лежащего плашмя. Находясь в полусогнутом состоянии, он подал сигнал крановщику произвести натяже-ние стропов. В этот момент стоящий на ребре лестничный марш, упал на стропальщика, прижав его к площадке лежа-щего марша. Стропальщик получил тяжелую травму. Лестничный марш упал, потому что не Шыли установ-лены подкладки. 3 Строповка ферм ; :^ ; При подъеме ветви стропа должны бы1ъ направлены вертикально или иметь небольшой уклон, чтобы верхний пояс ферм не. испытывала усилий сжатия. Строповку ферм следует производить непосредственно за верхние узлы или, при наличии строповочных отвер-стий, при помощи вставляемых в них штырей. Не допускается строповка фермы за отдельные ее эле- .> менты. При строповке ферм: очень важно соблюдать г,схе-.... му строповки, установленную проектом производства ра- бот. Несоблюдение схемы строповки может привести к разрушению фермы. Обычно фермы длиной до 18 м стро-пят за две точки, а.при.: большей/длине - за четыре ■точки (рис. 72р /Я.: V . При; расстоянии между точками"захвата;. ;ферм более 12 м следует применять траверсы различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечат одинаковое натяжение стропов при подъеме. На рис. 73 показана выгрузка строительной фермы с автопоезда с применением траверсы. Складирование ферм: - Строительные фермы должны храниться в рабочем положении в кассетных стеллажах с опиранием на деревян-ные подкладки в пределах опорных узлов ферм или против первых от опорных узлов стоек (рис, 74), При установке



ферм в кассетные стеллажи необходимо обеспечить воз-можность захвата И подъема каждой фермы для погрузки и разгрузки. Толщина прокладок должна быть" не менее 40 мм, ширина - 150 мм. Строповка наружных и внутренних стен крупнопанельных зданий Особенностью строповки наружных и внутренних стен крупнопанельных зданий является то, что в ряде случаев они имеют смещенные центры тяжести. Строповку стено-вых панелей со смещенным 1 центром тяжести-целесообраз-но производить с применением стропов с уравнителями. При наличии двух монтажных петель строповку произво-дят двумя ветвями, объединенными одним блоком. Строповку панели с четырьмя петлями производят попарно, зацепляя крюки каждого двухветвевого стропа за две находящиеся рядом петли. Ветвь с уравнительным канатом располагают со стороны петли, которая находится ближе к центру тяжести. При подъеме панелей сиЛа их тяжести распределяется равномерно на "каждую ветвь; 1 -что достигается путём перекатывания стропов -но блокам. Стропы с уравнителями применяют, и для. строповки горизонтааьных элементов. Ветви с уравнительными кана-тами в этом случае располагают по диагонали. Нельзя стропить грузы за детали, не предназначенные для этой цели. щ Монтажники вели: монтаж стеновых плит- главного корпуса электростанции с применением башенного крана КБ-1000. Чтобы"подать очередную Щл"цту"массой 2 } 3 т на проектную отметку, потребовалось установить монтажный болт на нижней "стороне. -Для выполнения: этой операции один из монтажников"^зацепил строп за арматурную скобу (монтажные петли были срезаны) и после подъема края плиты на высоту 1 м полез под нее. В результате разрушения скЪбы плита "упала на рабочего, нанеся ему смертельную травму. Для освобождения пострадавшего другой монтажник произвел строповку за две следующие арматурные скобы, которые при подъеме оборвались, что привело к травмирова-нию второго рабочего:" Строповка гйпеобетонных крупнопанельных перегородок Гипсобетонмыс перегородки могут иметь 2-4 монтаж-ные петли. Для строповки следует применять специальный балан-сирный строп, какой применяют при подъеме стеновых панелей, 1 или универсальную четырех"ветвевую балочную траверсу с переставными роликами: Если на панели имеются 4 монтажные- петли, то подъем панели следует производить за все петли, так как подъем за две петли может привести к их выдергиванию из-за перегрузки. Рекомендуется следующий порядок строповки панелей (рис. 75). ^ф ■ Стропальщик поднимается на площадку кассеты, при помощи ломика проверяет прочность монтажных петель и при необходимости, исправляет их положение. Застропив панель за все монтажные петли, Стропаль-щик подает сигнал": кранбвщику натянуть стропы. Затем стропальщик спускается с. площадки и, отойдя.на 4-5 м от панели, подает сигнал крановщику поднять груз на 200- 300 мм. Убедившись в надежности строповки, стропаль-щик подает сигнал крановщику на подъем панели.

Складирование стеновых панелей крупнопанельных зданий Стеновые панели, крупнопанельных зданий должны храниться в рабочем положении "на ребро", вертикально, в кассетах или пирамидах на деревянных подкладках, рас-положенных в местах подъема панелей (рис. 76). Подклад-, ки состоят из досок толщиной 50 мм. Звено монтажников вело монтаж железобетонных па-нелей, которые были установлены в наклонном положении в пирамиде без ограничительных упоров на концах основания пирамиды. В нарушение технологической карты вместо 5 панелей с каждой, стороны пирамиды. было установлено со-ответственно 17 и 30 панелей. Разгрузка пирамиды производилась неравномерно, в ре-зультате на левой стороне, осталось 5 панелей, на правой - 15. . Для подготовки панели к перемещению стропальщик зашел в пространство между левой частью пирамиды и кассетой, расположенной на расстоянии 2,5 м от пирамиды. В этот момент под действием тяжести панелей с правой стороны

пирамида начала перемещаться в сторону кассеты. Панель, установленная одним концом на опорной части пирамиды^ а другим - на подкладке, упала на стропальщика и нанесла ему смертельную травму. Причинами несчастного случая явились: изготовление пирамиды с нарушением технических усло-вий; . складирование панелей в пирамцдё с нарушением техно-логической карты; ^\ , односторонняя разгрузка пирамиды; s нахождение стропальщика в опасной зоне. Производился монтаж стеновых панелей строящегося жилого здания. Для временного раскрепления панелей исполь-зовали подкосы, изготовленные без технической документа-ции и не испытанные, перед эксплуатацией. Установив, наружную панель в проектное положение, монтажники закрепили ее одним подкосом неперпендикулярно к плоскости стеновой панели, без жесткой фиксации, не выполнив в полном объеме сварочные работы для окончатель-ного закрепления панели в проектное положение. Тем не менее была произведена расстроповка панели и одновременно был демонтирован подкос с ранее установленной соседней наруж-ной панелью. В момент выполнения сварочных работ в месте стыковки двух наружных панелей произошел излом выдвиж-ной части подкора. Две незакрепленные панели упали на свар-щика, нанеся ему смертельную травму.. Строповка фундаментных блоков, блоков стен подвала, фундаментов стаканного типа н многопустотных плит перекрытия Строповку таких грузов целесообразно; производить при помощи двух- и четырехветвевых стропов (рис. 77). Складирование фундаментных блоков, блоков стен подвала и многопустотных плит Плиты перекрытий и покрытий складируют в штабель горизонтально, элементы сплошных и составных фунда-

ментов - в один ярус на подкладках, ребра составньг. фундаментов - в штабель вертикально вплотную один i другому на подкладках в один ярус*" бетонные стены под валов - в штабель на подкладках и прокладках вплотнук один к другому высотой не более 2,5 м при длине ш менее 1 м, плиты днищ подвалов и подкладные петли - в штабель высотой не более 2,5 м горизонтально на про-кладках и подкладках (рис. 78). Выполнялись работы по устройству тоннеля сетей теп-лоснабжения из стеновых панелей СТ5С угловой формы раз-мером -1480x1300x4900 мм, массой 7 т. Работа производи-лась с применением гусеничного крана ДЭК-251. Блоки складировались вертикально на неподготовленную неутрамбованную площадку вблизи места монтажа. Устано-вив очередной блок на короткую сторону, стропальщик при-ставил металлическую лестницу и поднялся на блок для освобождения стропа из монтажных отверстий. В это вре-мя блок из-за просадки грунта потерял устойчивость и начал падать. Стропальщик спрыгнул с лестницы, но попал под падающий блок и получил смертельную травму. Строповка лесоматериалов Обычные стропы не могут в полной мере отвечать требованиям при производстве работ с лесоматериалами. При расцепке и вытаскивании стропов из-под пачки про-исходит раскатывание лесоматериалов. Более рационально применять, полужесткие стропы с траверсами (рис. 79 и 80). Находят применение и грейферные захваты,. навеши-ваемые на автопогрузчики. На прирельсовом складе производилась погрузка башен-ным краном КБ-572А в полувагон пиловочника длиной 4 м, массой 10 т. Стропальщик не сумел определить пригодность стропа, который был выдан в работу без " маркировки и



проверки качества. : ; г Во время подъема груза натяжение каната в 3,6 раза превысило максимально допустимое: Строп оборвался, и рас-катившимися бревнами рабочий был прижат к соседнему штабелю леса, получив смертельную травму: : : Правилами техники безопасности запрещено нахожде-ние людей на подвижном составе в момент проведения погрузочно-разгрузочных работ. Производилась выгрузка пакета хлыстов из лесовоза с применением козлового крана K -30 SH . Из-за неисправности в цепи управления грузовой лебедки крановщик начал подъем груза массой,18 т на пятом положении крмандоконтроллера, т.е. на максим"0ьной Т скорости^ фоизршел"отрыв канатных блоков от траверсы^ и пакет щыстов; упал на кабину ле-совоза, в котором находился водитель, что привело к его гибели. " . ; Складирование лесоматериалов : Площадки рля складирования лесоматериалов должны быть очищены от сухой травы, коры, бурьяна и щепы или покрыты слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 150 мм. Круглый лес укладывается в штабеля высотой не бо-лее 1,5 м с.прокладками;. между рядами и, установкой упоров против раскатываниМ(рйс; U1). Прокладки следует уклады-вать симметрично продольной оси Штабеля на расстоянии от торцов-бревен не более 1 м с каждой стороны. Лесоматериалы должны быть уложены комлями и вер-шинами в разные стороны и выровнены по одной из сторон штабеля. Концы лесоматериалов не; должны выступать более чем на 0,5 м. Пиломатериалы можно укладывать в штабели, высота которых при укладке рядом должна составлять не более половины ширины штабеля, а при укладке в клетки - не более длийы штабеля. При укладке штабеля пиломатериалов необходимо выполнять следующие правила техники безопасности: при подъеме пакета пиломатериалов отходить к сторо- не, противоположной его перемещению, на расстояние не менее ^м; ■.;:.;■:■".:■■, -:■,.,;." ф._. . направлять /пакет -при помощи крючков,."длина руко-ятки которых составляет, не менее 1 м; ; ■ ! вытаскивать; вручную стропы из-под пакета,- чтобы не развалить" его;;-:: .■■" ""■■. ■;- ■ ,^: :: -:~ " . сЩ ..";;■. , .■ не становиться на край штабеля или на концы! про-кладок; " : >-.". Sjx / i * " *! :.■"■■ "{[:■ " не производить одновременно погрузочно-разгрузочные работы с одним штабелем. Для подъема на штабель стропальщики должны быть обеспечены переносной лестницей. Складирование подкрановых балок и прогонов, ригелей н колонн" Ь. ■ "■ : -\/ -. V 1 %:... " i _",.; ■". "■ ■ - , Подкрановые балки и прогоны складируют (рис. 82) на подкладках и прокладках до двух ярусов при общей высоте штабеля до 1,2 м. Производилась погрузка железобетонных приставок на ав-томашину с применением козлового крана. Работы выполня-лись вблизи складированных железобетонных балок (масса каждой 4,5 т). При строповке приставок произошло"падение двух балок. При расследовании выяснилось, что балки были складированы "на ребро" без подкладок и дополнительного креп-ления. .■■- , | i: Складирование металлопроката Профильную сталь крупных сечений (балки, швелле-ры) и релЬсы складируют в штабеля высотой до,1,5 м на деревянных подкладках (рис. 83). Мелкосортный металл складируют в стеллажи высотой, не более,5 м. Металлопрокат (уголки, балки, швеллеры) укладывакт в перевязку, обеспечивающую устойчивость штабеля. Толщшу. прокладок и подкладок выбирают с учётом свободного подведения и высвобождения стропов, конфи-гурации и массы складируемых изделий! Расстояние между

прокладками и подкладками выбирают, Исходя из условий, исключающих появление остаточных прогибов металлопро-ката. Строповка металлопроката и металлических балок Строповку ■ листовой стали следует производить при ■ помощи зажимных грузозахватных устройств (эксцентрико-вых захватов), которые обеспечат большую безопасность. Захваты располагают симметрично относительно центра тяжести листа (пакета) и на расстоянии от края листа, равном 1/3 длины листа (пакета). Схемы строповки металлопроката и металлических балок приведены на рис. 84. Строповка оборудования ; ;; : ;: В случае оснащения груза рымами, цапфами, петлями^ и другими устройствами, предназначенными для стропов-ки, стропить следует только за указанные приспособления; (рис. 85). IX . ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Порядок оповещения о несчастном случае или аварии на производстве На предприятии должна быть разработана система оповещения о несчастном случае или аварии. Все работни-ки предприятия должны ее знать. Если произошел несчастный случай, то необходимо оказать пострадавшему первую помощь и немедленно, ис-пользуя любые виды связи, известить руководство пред-приятия. : Очень важно сохранить в неприкосновенности место происшествия до приезда комиссии или представителя администрации. Нарушить обстановку происшествия мож-но только в исключительных случаях (для прекращения воздействия травмирующего фактора на пострадавшего, если создается угроза для безопасности людей и т.д.)> Основные причины несчастных случаев при работе грузо-подъемных кранов Работы с применением грузоподъемных машин отно-сятся к разряду опасных. Ежегодно при эксплуатации гру-зоподъемных кранов происходит много несчастных случаев. Анализ материалов расследований 213 несчастных слу-чаев, происшедших при производстве работ, связанных с/ применением грузоподъемных машин, в разных регионах страны за один год, показал, что основными их причина-* ми являются: | " неправильная-строповка грузов^ (2к %); п^ф#$^щ0, неправильная установка стреловых самоходных"кранов (17,8 %). При этом более половины несчастных случаев; произошло при работе вблизи ЛЭП; : штнЛ ^ нахождение людей в опасной зоне работы крана (13 %); ■ неисправное состояние механизмов кранов^ прибо-ров безопасности, грузозахватных приспособлений и тары ЩР "■■ выход на крановые пути работающих мостовых кранов ; (5,2 %); ■: :, : -/■■,■" ! перегрузка крана (5,2 %); - падение людей с высоты из-за удара грузом; крюком или грузозахватным приспособлением (2,8 %) i ■" прочие причины (20,7 %), к которым относятся нека-чественное изготовление-кранов и грузозахватных приспо-соблений, зажатие поворотной частью крана и травмировав ние его механизмами, неустойчивая установка груза, обрыв монтажных петель груза, неправильное складирование, на-хождение людей на поднимаемом грузе, подъем защемлен-ного груза, подъем груза при наклонном положении кана-тов и т.ц.. Показатели производственного травматизма в зависимости от типа грузоподъемных кранов Щ% Анализ материалов. 213 > несчастных случаев показал, что 16,9 % травм получено при работе башенных кранов, 2,3 % w при работе портальных кранов, 24>9 % - мос-товых И козловых кранов, 52,1 % - стреловых самоход-ных кранов, 3,8 % - прочих кранов. Наиболее высокий процент травм при работе стрело-вых самоходных кранов, объясняется большим удельным весом этих кранов в общей численности грузоподъемных машин и тем, что они нередко используются в полевых-условиях^ без достаточного контроля со стороны ответствен-ных лиц и С; привлечением в качестве стропальщиков^ неаттестованных рабочих. ^ - Распределение пострадавших от несчастных случаев в зави-симости от профессии i(.-..,....,. Анализ материалов.213 несчастных^ случаев показал; . что среди пострадавших крановщики.составляли 12^2 %, £ стропальщики - 19,2 %- л технологические рабочие - Таким образом, чаще всего травмируются рабочие, не-посредственно занимающиеся строповкой или находящиеся в опасной зоне работе! крана. Распределение пострадавших от несчастных случаев в зави-симости от стажа работы .■■:■■■ Анализ материалов 213 несчастных случаев показал, что стаж работы"более 3 лет был у 86,4 % пострадавших,: до 6 мес - у 4,7 %, от 6 мес до 3. лет - У 1 8,9 %. ..■■■■> ,

Стальные трубы без специального покрытия, изготовленные в соответствии с нормативной документацией, при соблюдении условий хранения сохраняют эксплуатационные характеристики долгие годы. Требования к упаковке, складированию и перевозке изложены в ГОСТе 10692-2015, они зависят от химического состава и сортамента. В заводских условиях прокат без антикоррозионного покрытия обрабатывается масляными составами типа солидола или мазута.

Как защитить трубный металлопрокат от влаги?

В зависимости от планируемого срока хранения для металлических труб подготавливается соответствующее место. Необходимо исключить контакт с грунтом с помощью стеллажей. Варианты мест складирования:

  • открытые площадки с ограничительными конструкциями;
  • навесы с естественным движением воздуха;
  • вентилируемые складские помещения.

Оптимальные условия для складских помещений:

  • температура не менее +12°C;
  • относительная влажность воздуха не более 60%;
  • равномерная вентиляция.

Правила складирования стальных труб

Продукция должна быть защищена не только от ржавчины и длительного воздействия ультрафиолетовых лучей, но и от деформации, механических повреждений, динамических нагрузок.


Стеллажи для хранения труб оснащают пограничными опорами или обвязкой, предотвращающими раскатывание штабеля. Минимальное расстояние между оборудованием для складирования - 1,5 м. Для хранения длинномерного проката удобны одно- и двухсторонние консольные стеллажи с четко установленной нагрузкой. Оборудование должно периодически обрабатываться антикоррозионными составами и подвергаться техническому осмотру.

  • прокат диаметром менее 100 мм может храниться на стеллажах по типу стержневой арматуры;
  • изделия с сечением 100-500 мм - на межслойных прокладках штабелями, высота которых не должна превышать 2 м;
  • трубы большого диаметра укладывают в один ряд.

При хранении труб в заводских условиях необходимо обеспечить удобный подъезд техники для сортировки и погрузки. Разгрузочно-погрузочные работы должны производить только работники, ознакомленные с инструкцией по складированию и хранению труб. Средства для скрепления продукции для строповки не применяются.

Основные и дополнительные требования к упаковке и транспортировке труб

  • Прокат с наружным диаметром до 160 мм увязывают в пакеты и/или пакуют в ящики и на поддоны.
  • Для скрепления пакета вместо средств обвязки могут использоваться строповочные приспособления.
  • Средство обвязки - стальная проволока диаметром не менее 5 мм. Допускается применение стальной или неметаллической ленты, способной обеспечить прочность не меньшую, чем при использовании проволоки. Для снижения вероятности возникновения коррозии из-за контакта металлических поверхностей под проволоку подкладывают неметаллические материалы или применяют окрашенную ленту.
  • Прокат может быть обернут упаковочным материалом, как вариант - с применением летучих или контактных ингибиторов, замедляющих коррозию. Концы труб без резьбы защищают заглушками, колпачками, резиновыми кольцами.
  • Для увязки в пакеты труб из высоколегированных сталей используется проволока из легированной стали, неметаллическая лента, «черная» проволока или металлическая лента с применением подкладочных неметаллических материалов.