Поклонение волхвов картина Леонардо да Винчи. Сюжет картины, описание и фото. Поклонение волхвов (картина Леонардо да Винчи)

    Поклонение волхвов (картина) - «Поклонение волхвов» популярный библейский сюжет в живописи. «Поклонение волхвов» картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» («Жемчужина Брабанта») триптих Д. Боутса «Поклонение волхвов» картина Рогира ван дер Вейдена «Поклонение волхвов»… … Википедия

    Леонардо да Винчи - (Leonardo da Vinci) (1452 1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам того времени. Учился у А. Верроккьо (1467… … Художественная энциклопедия

    Поклонение волхвов (картина Леонардо да Винчи) - … Википедия

    Леонардо да Винчи - Запрос «Леонардо» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Леонардо да Винчи (значения). Леонардо да Винчи Leonardo da Vinci … Википедия

    Леонардо Да Винчи - (Leonardo da Vinci) 1452, Винчи 1519, Амбуаз. Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, теоретик искусства. Мастер флорентийской школы, ученик Верроккио. Творческий путь начал во Флоренции. В 1481/1482 был приглашен в Милан… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    Леонардо да Винчи - (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых… … Большая советская энциклопедия

    Леонардо да Винчи - (1452 1519) великий ит. художник (живописец, скульптор, архитектор), ученый (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), инженер изобретатель и мыслитель эпохи Возрождения. Родился в селении Анкиано (ок. г. Винчи, между Флоренцией и Пизой).… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    Иоанн Креститель (Леонардо да Винчи) - … Википедия

    Тайная вечеря (Леонардо да Винчи) - Леон … Википедия

    Спаситель мира (Леонардо да Винчи) - … Википедия

Книги

  • Йос ван Клеве , Астахов Юрий. Голландский художник Йос ван дер Беке вошел в историю искусства под именем Йос ван Клеве (Клеве - местечко, где родился живописец). Образование получил, видимо, в Брюгге, где познакомился с… Купить за 2589 руб
  • Йос ван Клеве , Астахов Ю.. Голландский художник Йос ван дер Беке вошел в историю искусства под именем Йос ван Клеве (Клеве - местечко, где родился живописец). Образование получил, видимо, в Брюгге, где познакомился с…

Орехова Елизавета

Исследовательская работа на тему "Евангельский сюжет «Поклонение волхвов»

на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи" . «Поклонение волхвов» – знаменитый евангельский сюжет о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Эта тема широко представлена в искусстве: музыке, литературе, скульптуре. Но особенно ярко и широко эта тема отражена в живописи. Данная работа направлена на изучение и анализ реализации евангельского сюжета на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа «Новый путь» г. Армавир

Исследовательская работа

Евангельский сюжет «Поклонение волхвов»

на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи

Орехова Елизавета, ученица 6 «А» класса

ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Руководитель работы:

Волошина В.П., учитель русского языка и литературы

ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Армавир

2017

1. Введение

2. Евангельский сюжет «Поклонение волхвов» на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи – сравнительный анализ:

2.1 Образ Волхвов

2.2 Дары Волхвов

2.3 Место и время сцены поклонения

2.4 Животные

2.5 Образ Марии

2.6 Образ младенца Христа

2.7. Цвет, фон, композиция картины, манера письма художника

3. Заключение

4. Список источников

5. Приложение

1. Введение

Тема исследовательского работы: «Евангельский сюжет «Поклонение волхвов» на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи».

Цель работы: выполнить сравнительный анализ реализации евангельского сюжета «Поклонение волхвов» на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи».

Задачи:

Ознакомиться с первоисточником, повествующем о событии – Поклонение волхвов;

Изучить литературу по данной теме;

Сопоставить события первоисточника и картины, изображающие данный сюжет;

Сравнить картины А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи;

Определить общее и различное в реализации сюжета «Поклонение волхвов» в картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи.

Объект исследования: воплощение, реализация евангельского сюжета «Поклонение волхвов» в живописи.

Предмет исследования: особенности картин «Поклонение волхвов» А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи.

Методы исследования: сравнительно-исторический анализ (сопоставление), метод аналогий, наблюдение, описательный метод.

«Поклонение волхвов» – знаменитый евангельский сюжет о мудрецах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Эта тема широко представлена в искусстве: музыке, литературе, скульптуре. Но особенно ярко и широко эта тема отражена в живописи.

Впервые по хронологии памятников, отражающих данный сюжет, входит катакомбная живопись и рельефы на саркофагах IV века.

Затем этот сюжет становится одним из наиболее распространённых сюжетов в живописи средневековых мастеров, писавших картины на тему рождения Иисуса . Для художников сцена поклонения волхвов зачастую служила поводом продемонстрировать своё мастерство. При росписи стен христианских храмов этот сюжет являлся неотъемлемой частью.

Сюжет чаще распространен в Европе в разных странах, но встречается и в России, только в иконописи.

Художественные полотна на данный сюжет создали многие великие художники, среди которых: Г. Давид, И. Босх, А. Дюрер, Д. Веласкес, Рубенс, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и другие.

2. Евангельский сюжет «Поклонение волхвов» на картинах А. Дюрера, Рафаэля, П. Рубенса, Леонардо да Винчи – сравнительный анализ .

В нашей работе мы попробуем проанализировать несколько картин на данный сюжет: «Поклонение волхвов» А. Дюрера, П. Рубенса, Рафаэля, Леонардо да Винчи. Но будем рассматривать данные художественные полотна, используя первоисточник, чтобы лучше понять идею шедевров живописи и ее реализацию у разных художников.

Итак, что же говорится об этом событии в первоисточнике?

В Библии, в Евангелии от Матфея говорится: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (2:1 - 2).

Попробуем рассмотреть, как данная информация реализовалась в картинах.

2.1. Образ Волхвов

Вопросы о том, кто такие волхвы, откуда они пришли, сколько их было, какой возраст был у каждого, не освещены у Матфея. Их называли в разное время магами, мудрецами, звездочетами, волшебниками, кудесниками, гадателями, астрономами, даже царями. Евангелие не называет числа явившихся к Младенцу волхвов. Отсюда образ волхвов разнится на картинах в зависимости от автора и эпохи, в которую написано произведение.

Так, у Дюрера на картине 3 волхва разного возраста: юный чернокожий (европейская традиция), старец и мужчина средних лет. Изображение таких волхвов у Дюрера символично: три волхва разного возраста – символ трех возрастов человека: юности, зрелости и старости. Темнокожий юноша - символ того, что Христу поклоняются повсюду. На картине из трех волхвов только один стоит на коленях перед Христом, остальные просто ждут своей очереди.

В картине Рафаэля Санти количество волхвов больше, но солируют три, только у них в руках есть подарки. Среди волхвов также присутствует темнокожий человек. Но если у Дюрера волхвы одеты в богатые одежды, то у Рафаэля волхвы одеты в похожую и простую одежду, без украшений. В отличие от картины Дюрера на полотне Рафаэля практически все волхвы стоят на коленях перед Иисусом.

Волхвы у Рубенса так же, как и у Дюрера и Рафаэля, разного возраста и разных рас. Изображение одежды волхвов у Дюрера и Рубенса в какой-то мере совпадает: они богатые, расшитые, яркие, прописанные детально. На картине Рубенса огромное количество действующих лиц, поэтому понятно, почему Рубенс так ярко выделил волхвов, которых тоже всего три, тоже разного возраста.

И последняя картина, которую мы рассмотрим, это шедевр Леонардо да Винчи. Здесь волхвы обезличены, так как по композиции картины центр полотна – это Мария с ребенком. Волхвы лежат ниц, поклоняются Христу, что сближает по изображению волхвов у Рафаэля Санти. Они тоже в простой одежде, так как для Леонардо это не так важно.

2.2 Дары Волхвов

Волхвы пришли с дарами к младенцу Иисусу. «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею , Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото , ладан и смирну . (Мф. )

Каждый подарок имеет определенный смысл, символ.

Леонардо да Винчи Шово Софи

« Поклонение волхвов»

« Поклонение волхвов»

В июле 1481 года монастырь Сан-Донато в Скопето, нотариусом которого служил его отец, заказал Леонардо картину большого формата (246x243 сантиметра), которая должна была служить запрестольным украшением главного алтаря. Сюжет заказанной картины давно привлекал его: поклонение волхвов. Это была классическая тема, над которой размышляли все художники, особенно тосканские. На выполнение заказа Леонардо отвели тридцать месяцев.

Он с увлечением принялся за работу. Его замысел был грандиозен: он задумал ни больше ни меньше как обновление жанра. Прежде всего, Леонардо перевернул перспективу, поместив на заднем плане множество людей с тщательно прорисованными лицами. На переднем плане из сфумато выплывают смутные очертания Богоматери и младенца Иисуса. Более никого – ни отца, ни осла, ни вола… Художник отказался и от прочих атрибутов классического сюжета, таких как ореол вокруг головы младенца и традиционные зашифрованные смыслы. Как и следовало ожидать, публика была шокирована. Новизна трактовки обеспокоила заказчиков и восхитила собратьев по искусству, сразу же возвысив Леонардо до уровня самых великих из них.

Монахи были крайне недовольны. То, что представил им Леонардо, оказалось совсем не тем, что они заказывали. Художник же, успевший уже израсходовать всё, что получил от заказчиков в качестве аванса, запросил у них еще денег для переноса рисунка с картона на панно. Монахи заплатили, только на сей раз натурой, чтобы у Леонардо были средства к существованию до окончания работы, – зерном, вином, дровами… А тот опять всё израсходовал еще прежде, чем приступил к завершающей стадии работы. Монахи были в ярости, и тогда Леонардо бросил работу, в очередной раз отказавшись завершить начатое, после того как почувствовал пренебрежительное отношение к своему картону.

Картон «Поклонение волхвов» не остался в монастыре. Леонардо передал его своим друзьям Бенчи. Он отлично сознавал, каким новаторским произведением является его картина, даже и в форме картона, поэтому считал необходимым сохранить ее. Поскольку монахи отвергли ее, она будет принадлежать ему.

Во всяком случае, Леонардо был убежден в том, что даже если бы завершил работу в установленные сроки, монахи все равно не приняли бы ее: слишком резко контрастировала она с традиционными представлениями о том, как надо интерпретировать этот сюжет из Священной истории, восходящий к средневековым легендам о царях-магах (волхвах), принесенным крестоносцами с Востока. Монахи Сан-Донато в Скопето пятнадцать лет терпеливо ждали появления художника, достойного Леонардо и способного завершить «Поклонение волхвов». Им оказался сын Липпи – Филиппино, лучший ученик Боттичелли.

Трудно сказать, почему Леонардо взял за правило не доводить до конца работу по выполнению полученных заказов. С тех самых пор, как у него появилась собственная мастерская, он не сумел завершить ни одного из своих произведений, выполняемых на заказ, не говоря уже о том, чтобы сдать работу в срок. Больше он ничего не доведет до конца. Хотя его «Святой Иероним» и заставил говорить о себе, он забросил его в углу своей мастерской, не имея ни малейшего желания и терпения завершить работу. Возможно, не случайно сквозит тревога в словах, которые он любил повторять: «Сколько времени уходит впустую!»

Почему Леонардо бросил работу над самым завидным из полученных им заказов? Загадка! Возможно, это как-то связано с тогдашним намерением Лоренцо Великолепного направить лучших художников Флоренции в Рим – расписывать в знак примирения с папой Сикстом IV его новую капеллу. Лоренцо заявлял, что отобрал для исполнения этой миссии лучших, во главе с Боттичелли. Лучших художников как посланников тосканской культуры – но среди этих лучших не было Леонардо! Какие чувства испытал он при этом: ревность, досаду, огорчение? И тогда он принимает решение бежать, исчезнуть, покинуть Тоскану, которая определенно не достойна его, страну, во главе которой стоит Лоренцо, самый безобразный человек, какого Леонардо когда-либо встречал в своей жизни. И по сей день еще с Медичи связано большое недоразумение. Подлинным меценатом был не тот Лоренцо, которого история нарекла Великолепным, но его внучатый племянник, именующийся также Лоренцо Медичи, однако затерявшийся в тени славы Великолепного. Это он поддерживал своими заказами творчество художников эпохи Ренессанса. Лоренцо же Великолепный умел только собирать драгоценные камни и тратить деньги республики на проведение своих праздников. Он не помог никому, ни одному художнику, ни одному скульптору. Ему приписали потрясающую художественную интуицию, в действительности отличавшую его внучатого племянника, поскольку из двух имен Лоренцо Медичи история сумела сохранить лишь одно.

Уезжать или бежать?

Ломбардийский двор при Лодовико Сфорца, который сам себя провозгласил герцогом Миланским, завоевывал репутацию третьего по важности двора Европы. Туда-то и решил отправиться Леонардо.

Тогда он совершил один из самых нелепых поступков в своей жизни, которых, надо признать, было и так немало. Он сочинил нечто вроде того, что в наши дни получило бы название рекламного проспекта или предвыборной программы. На десяти страницах он расхваливал собственные достоинства в качестве архитектора, военного инженера и, как тогда говорили, технолога и уверял герцога Миланского в том, что, приняв его, Леонардо, к себе на службу, он никогда больше не проиграет ни одной войны.

Отправлялся ли он в качестве представителя Флоренции и того нового стиля жизни, который внедрялся в тосканской столице? Или же просто бежал как пария, отверженный, постоянно преследуемый неудачами? Споры по этому поводу до сих пор ведутся среди биографов Леонардо да Винчи, однако его вышеупомянутое странное письмо позволяет склоняться к версии о бегстве. В свои тридцать лет он рекламирует себя как «многообещающего таланта». Тогда же он записал для себя слова Данте: «Двигаться по пути к славе – не на перине нежиться. Кто проживет свою жизнь без славы, тот оставит после себя на земле след, подобный струйке дыма в воздухе, пене на воде…»

Некоторые придерживаются мнения, что тот же Лоренцо, который отказался отправить Леонардо в Рим к папе в качестве своего представителя, лично направил его в Милан, дабы польстить грубым, как он полагал, вкусам внука кондотьера, захватившего власть в Ломбардии. В это трудно поверить, особенно после прочтения пресловутой «программы» Леонардо, из которой явствует, что он готов был принять от герцога любую должность…

Воспользовавшись отъездом Бернардо Ручеллаи, назначенного послом Флоренции в Милане, Леонардо отправился в качестве его спутника, прихватив с собой свои пожитки и домашних животных, а также двоих сотоварищей, давних приятелей, отличных компаньонов в горе и радости.

Первый из них, Томмазо ди Джованни Мазини, предпочитавший прозвище Зороастро, представлял собой своего рода гротескного близнеца Леонардо. Неглупый от природы, балагур и насмешник, он придумал себе предков княжеского рода. В душе своей считая себя византийцем, о чем свидетельствовало и его прозвище, этот изобретатель и шут, алхимик и торговец скобяными изделиями, гениальный кузнец и никудышный астролог, маг и шарлатан, он был известен как металлург, умевший обращаться с металлами, как никто другой.

Вторым товарищем Леонардо был красавчик Аталанто, человек-оркестр, музыкант, певец, танцор, роскошный Аталанто ди Мильоретти. Их дружба с Леонардо и совместная работа будут продолжаться более тридцати лет. Все трое были друзьями с детства, давними учениками Верроккьо.

К счастью, двое приятелей Леонардо познакомились с посланием, которое предполагалось вручить Лодовико Моро, герцогу Миланскому. Поскольку в нем не было ни слова о профессии живописца, главной для Леонардо и единственной, которой он учился (и в области которой он, дважды начиная всё сначала, добивался признания), Зороастро и Аталанто заставили его включить в перечень своих талантов также ремесло живописца и скульптора.

Отдавал ли себе отчет Леонардо да Винчи в том, что, направляясь в Милан, он покидает Флоренцию на долгие, очень долгие годы?

Преисполненный амбициозных замыслов и жизненных сил, он не сомневался, что добьется успеха в Милане, а добившись, сразу же, в ореоле славы, возвратится во Флоренцию – возвратится победителем, получив полное удовлетворение за все прежние неудачи и обиды. И для этого, полагал он, не потребуется слишком много времени.

Охваченный нетерпением, он летит в Милан на крыльях надежды. Там ждут его слава, богатство – настоящая жизнь

Из книги Вокзал мечты автора Башмет Юрий

"Дары волхвов"… или "Декабрьские вечера" Рассказ о "моем Рихтере" был бы предательски неполным, если бы я не включил в книгу специальный сюжет о "Декабрьских вечерах". И не только потому, что по предложению Ирины Александровны Антоновой и Нины Львовны Дорлиак и с одобрения,

Из книги Маленькая повесть о большом композиторе, или Джоаккино Россини автора Клюйкова Ольга Васильевна

Глава 13. ПОКЛОНЕНИЕ БЕТХОВЕНУ Отдых в Кастеназо был очень недолгим. В конце марта 1822 года Россини с женой уже прибыл в Вену, согласно контракту. Там их ждал Барбайя. И каковы же были его изумление, возмущение, гнев и обида, когда ему представились супруги Россини! Прелестная

Из книги Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург автора Толстая Елена Дмитриевна

Поклонение В 1922 году Толстой, возглавивший литературное сменовеховство в Берлине, открыл первый номер своего литературного приложения к газете «Накануне» двумя до тех пор не печатавшимися в России стихотворениями Ахматовой: «Земной отрадой сердца не томи» и «Как мог

Из книги Размышления команданте автора Кастро Фидель

Дар волхвов Информационные агентства заранее сообщили, что 6 января Буш завершит свой рождественский отпуск и отправится на Ближний Восток. Он поедет в земли мусульман – людей иной религии и культуры, которым, считая их неверными, европейцы-христиане объявили войну в ХI

Из книги Дневник молодежного пастора автора Романов Алексей Викторович

8. Поклонение Нам необходимо научиться поклоняться Богу, не только во время прославления, но и все время. Вся моя жизнь – это поклонение Богу. Мы должны разделять музыку на две категории: музыка поклонения и вся остальная музыка. И музыка поклонения никогда не должна

Наверное, невозможно найти в современном мире человека, которому не доводилось слышать имени величайшего итальянского архитектора и художника, учёного и скульптора, мыслителя и философа, изобретателя и инженера, гениального представителя эпохи Возрождения — непревзойденного Леонардо да Винчи.

Наследие

Его жизнь и творчество изучались и продолжают изучаться исследователями со всего мира. Сохранившиеся работы Леонардо да Винчи в разных областях позволяют судить о многогранности этого человека. Большинству наших читателей гениальный итальянский мастер известен как живописец. Его работы «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Мона Лиза», «Крещение Христа» и многие другие являются шедеврами мирового искусства. Всего же им создано девятнадцать полотен, некоторые из которых остались незавершенными.

Великий итальянец оставил свой след в науке, медицине, литературе. Сам да Винчи считал себя в первую очередь ученым или инженером. Живописи он уделял не слишком много времени. Его художественное наследие невелико: ряд работ безвозвратно утрачен, а некоторые сильно повреждены.

Среди незавершенных работ великого живописца картина «Поклонение волхвов». Год создания произведения (1481) на самом деле является началом работы над ним. Картина отличается присущей всему творчеству мастера загадочностью и таинственностью. По мнению специалистов, это первая довольно зрелая работа художника, в которой он проявил свою яркую индивидуальность. Он использовалпри создании шедевра свои знания анатомии, экспериментировал с перспективой, применил свои инженерные изыскания. Однако это полотно наделено чем-то большим, чем художественное произведение, даже такое гениальное, - до сих пор не раскрыта тайна его замысла.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов»: история создания

Благодаря содействию отца, нотариуса монастыря, в 1481 году Леонардо да Винчи получил крупный заказ на большое полотно для алтаря церкви монастыря Огастина в Сан-Донато Скопето. Договор заключили на два с половиной года. Но картина осталась незавершенной. В 1482 году Леонардо покинул Флоренцию. Местный банкир Лоренцо Великолепный отправил его в Милан к герцогу Лодовико Сфорца, как «посланника муз»: художнику предстояло продемонстрировать созданную им лиру, поскольку только он умел на ней играть.

Краткосрочная, казалось бы, поездка затянулась на восемнадцать лет. Этот поступок художника монахи Сан-Донато сочли бесчестным и предложили завершить начатую работу другому живописцу. Он согласился и стал вносить в картину собственные изменения. Возможно, они были продиктованы требованиями церкви. Но, к счастью, сохранилось множество эскизов, которые помогают понять задумку да Винчи.

Леонардо да Винчи, «Поклонение волхвов»: описание картины

«Поклонение волхвов» является воплощением придуманного Леонардо языка «говорящей» живописи. Удивительная выразительность эмоций, интенсивность жестов спустя столетия будут воплощены в немом кино. Многие искусствоведы считают, что картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» — это некий набросок, состоящий из нескольких тем, которые не связаны со смысловым фокусом полотна - Марией с младенцем Иисусом.

Центр картины занимает Мария с новорожденным Иисусом. Ее окружают почитатели, преклонившие колена. На переднем плане можно увидеть трех царей-волхвов, которые преподносят святые дары. На заднем, более темном плане, изображено большое дерево, прописанное с натуралистической точностью. Верхний левый угол занимает полуразрушенное здание. Справа находятся два всадника в поединке. В нижнем правом углу расположился молодой человек, который отвернулся от того, к чему прикованы все взгляды, хотя на Святое Семейство указывают его жесты.

Исследователи и искусствоведы уверены, что в этом юноше просматривается портретное сходство с юным Леонардо. Вся композиция построена на фоне горных вершин, что очень характерно для творчества да Винчи.

Сюжет картины

«Поклонение волхвов» (1481) — полотно да Винчи, анализ которого довольно сложен, поскольку его содержание не совсем вписывается в привычные рамки. Композиция построена по принципу пирамиды, где ее вершину определяет голова Марии. Главная тема — поднесение дара одним из волхвов будущему Спасителю. Когда самый старый из царей припадает к ногам Богородицы, второй, прижимаясь к скале, одаривает святого младенца. Собирается опуститься на колени и третий волхв.

Существует версия, что три эти фигуры олицетворяют народы Европы, Азии и Африки, которые готовы принять новую веру. Расположенные слева руины — символ дворца Давида. На его развалинах уже выросли два молодых дерева, символизирующие новое время - эру любви и милосердия. Центральное дерево тянется своими корнями к голове младенца Иисуса, словно намекая на его прямое родство с самим царем Давидом.

Два вооруженных всадника, сражающихся в смертельной схватке, напоминают враждующих королей, которые, посетив Вифлеем, решили помириться. Композиция в целом подчеркивает резкий контраст между ярким светом, который исходит от Марии с Иисусом, и темнотой, их окружающей.

Тайны картины

Неоконченная картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» вызывает огромный интерес среди исследователей всего мира. Однако самых больших результатов на этом поприще добился М. Серачини — известный итальянский биоинженер, который долгие годы жизни посвятил изучению жизни и творчества великого мастера.

Он применил глубокое сканирование слоя краски, сумев проникнуть под верхние ее слои и рассмотреть первоначальное изображение, нанесенное на полотно. Как выяснилось, снизу картина была обрезана на десять сантиметров. Вначале она была отполирована растворителями, а затем загрунтована белилами. Постепенно на них появились трещины и их снова заретушировали, но теперь использовали синюю краску.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» была наполнена множеством персонажей, занятых различными действиями. Всего Серачини выделил 66 фигур. На первом плане волхвы преподносят дары священному младенцу. Но Богородица в первоначальном варианте стоит на скале как на постаменте, а не на земле. В правом вернем углу отчетливо стали видны сцены сражений, в то время как верхний левый угол оказался заполненным рабочими, которые строят новый прекрасный храм.

Что означает жест Иоанна Крестителя?

Итальянский художник Леонардо да Винчи использовал в своей работе интересный элемент — он изобразил один, но очень значимый жест Иоанна Крестителя. Он трактуется в католицизме как призыв к покаянию. Под центральным деревом да Винчи изобразил старца с указующим перстом.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» акцентирует внимание зрителя к подтексту, связанному с Иоанном Крестителем. Этот жест прекрасно виден, и молодые персонажи, расположенные на втором плане, смотрят не на Марию с Иисусом, а на человека, воздевшего палец кверху.

Дерево Иоанна

Все исследователи сходятся во мнении, что да Винчи разместил над Марией рожковое дерево (цератонию) неспроста: оно ассоциировалось в символике католицизма с Иоанном Крестителем, который во время странствий по пустыне питался его бобами. В те времена они были пищей самых бедных слоев древних египтян. Значительно позже ими стали кормить домашний скот.

Но Иоанн был настолько неприхотлив во время скитаний, что ему хватало для насыщения всего нескольких стручков с этого дерева. В эпоху Возрождения изображение этого дерева ассоциировалось с присутствием самого Иоанна.

Куда ведут лестницы?

В левом верхнем углу картины можно увидеть две лестницы, каждая из которых насчитывает по шестнадцать ступеней. Они ведут наверх, к площадке, где завершается восхождение. В сумме лестницы насчитывают тридцать три ступени. Это число стало «кодом да Винчи», который дал возможность предположить некоторым исследователям, что Леонардо был связан с орденом тамплиеров. Это число совпадает с числом посвящения в члены ордена.

Так, под слоем краски Серачини обнаружил на верхней площадке сооружения строителей, занятых возведением стен. По замыслу автора стало ясно: «символ язычества» должен был возродиться.

Битва или дуэль?

В верхнем правом квадрате, где изображены два сражающихся воина, высветилось настоящее побоище. Серачини утверждает, что вид этой битвы вызвал у него шок. Вероятно, картина содержала в себе первоначально замысел батальной темы, которую автор позже реализовал в «Битве при Ангьяри».

В этой части картины художник отобразил свое отношение к войнам и к Крестовым походам в частности. Под батальной сценой видны лица людей, которые повернуты в сторону будущего храма новой веры.

Описание и анализ картины, сделанные Серачини, проясняют многие подводные камни, которые стали предпосылками для создания шедевров да Винчи, однако он уверен, что главные открытия еще ждут нас впереди.

Реставрация

Сегодня неоконченное полотно великого итальянца хранится в галерее Уффици. В ноябре 2011 года специалисты из института Opificio delle Pietre Dure заявили о том, что картина, не покрытая лаком, начинает разрушаться. Реставраторы планировали очистить картину от следов прежних восстановительных работ. По их утверждениям, все фигуры, изображенные на полотне, вновь станут объемными, цвета - более живыми, а сама картина — яркой. Однако в ходе дискуссий было принято решение пока не проводить восстановительные работы, чтобы не исказить замысел да Винчи.