Почему играют дети? Зачем детям нужна игра. Значение игры в жизни ребенка. Игра в развитии ребенка: чем полезна и чему учит

Для системы дошкольного образования установлен федеральный государственный образовательный стандарт, в котором определены обязательные образовательные области и целевые ориентиры образования. Они предполагают изменения подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, а через другие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребёнка, посредством которой он развивается, познаёт взаимоотношения между взрослыми людьми. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» .

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишён увлекательной игры. Задача взрослого – помочь ребёнку организовать игру сделать её увлекательной. Ребёнок ежедневно сталкивается с непонятным. Мир, в который он попал, его волнует, захватывает, удивляет. Он находится в бесконечном потоке событий, пока лишённых для него смысла и никак от него не зависящих. Когда ребёнок играет, примеряя на себе разные роли, воспроизводя или придумывая ситуации и способы поведения в них, этот процесс проходит для него естественно и успешно. С помощью игры он может контролировать ситуацию и найти решения. Пусть ребёнок самостоятельно выберет, во что и как он будет играть. Участвуя в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть директивным – пусть ребёнок проявит фантазию.

О значении игры в развитии ребёнка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребёнка. В игре ребёнок обучается:

  • эмоционально вживаться в сложный социальный мир взрослых людей
  • переживать жизненные ситуации других людей, как свои, понимать смысл этих действий и поступков
  • осознавать своё реальное место среди других
  • уважать себя и верить в себя.

Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявить положительное отношение к его игровой деятельности. В игре ребёнок приобретает умение надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: детям предоставляется возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие. Свободно выражать свои чувства – этому тоже учится ребёнок в игре. В игре ребёнок обучается переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что облегчает реальные взаимоотношения между детьми. Между тем есть игрушки, которые усугубляют эти отношения. Это так называемые «вредные игрушки» . Игрушки-монстры нередко родом из агрессивных мультфильмов. Нужно стараться ограничить общение ребёнка с такими играми.

Для игр ребёнку необходимо время и игровое пространство. Дома – это уголок с правильно подобранным игровым материалом. В условиях детского сада необходимо создать среду для полноценных игр детей. Психологи и педагоги выделяют ряд «игрушечных групп» :

Игрушки из реальной жизни. Это кукольное семейство, игрушечный домик и утварь.

Игрушки для выплеска агрессии. Это солдатики, спортивный инвентарь, детские ружья.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Это конструкторы, кубики, настольные игры, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия.

Игрушки для развития знаний о социальных ролях, имитирующие инструменты врача, шофёра и др.

Театральные игрушки для развития эстетического воспитания, воображения, развития речи.

Технические игрушки – транспорт, конструкторы, развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление.

Спортивно-моторные игры, способствующие двигательной активности, развитию координации движений.

Музыкальные игрушки. Это погремушки, колокольчики, бубенцы и др.

Дидактические игры. Им принадлежит особое место. Они воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремлённость, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики.

Если не играть, не руководить игрой ребёнка в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми. Поэтому надо взять за правило: несколько раз в день включаться в игру детей, это побуждает их к новым действиям. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Я пришёл из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за неё мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!»

Таким образом, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра взрослого и ребёнка не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком!

Список литературы

  1. Андреева А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008 - № 5. – С. 101-114
  2. Давидчук А. Н. Обучение и игра: Метод. пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.
  3. Дьяченко О. М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября» , серия «Школьный психолог» . Вып. 2 (14)
  4. Игры и игрушки в жизни детей: пособие для педагогов ДОУ / Под ред. Т. И. Оверчук; сост. Р. А. Горб – М.: ГНОМ и Д, 2006. – 240 с.
  5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М., Издательство: Линка-Пресс, 2012.

Татьяна Мандрова
Консультация для родителей «Почему ребёнку нужна игра?»

Консультация для родителей «Почему ребёнку нужна игра .

Когда дети играют дома – родителям приятно . Но что такое детская игра ? Для чего она? Некоторые родители считают , что это баловство, шалости, забава, которые ребёнку ничего не дают . Давайте разберёмся в этом и сделаем выводы. Оказывается игра – основной , ведущий вид деятельности дошкольника. От рождения до семи лет психологи, учёные выделяют три вида деятельности : 1 – Общение от рождения до года. 2 – С одного года до трёх лет – предметная деятельность. 3 – С трёх до семи лет – игра особенно сюжетно – ролевая.

Почему ведущий ? Потому что развивают все психические процессы детей, мышление и речь, внимание, память, воображение. Жизнь малыша это период, когда он избавлен от труда, от учёбы, не страшится ни холода, ни голода, ни болезни. Всё каким – то волшебным образом появляется на столе, в шкафу, в холодильнике и никаких забот. Но ведь ему хочется принять участие в жизни взрослых людей. Пусть не по – настоящему, пусть «понарошке» .А что в это поиграть ? Зачем ждать, когда вырастешь, когда уже сейчас можно сесть за штурвал корабля, слетать в космос, быть пожарником, спасателем, доктором, или просто мамой, папой. А много и не надо, возьми предметы пусть маленькие, упрощённые и пользуйся, дерись с пиратами, защищай родину от врагов . И ребёнок играет . Уже на втором году жизни кормит куклу, купает её. Кажется простое подражание, но какой шаг в развитии. Он может использовать лоскуток как одеяло, палочку как ложечку, пить из пустой кружки. Появляется воображение, он использует заменители предметов. Но вы рядом. Он играет , но косвенно обращается к вам, ему нужно получить одобрение и оценку. Уйдите из комнаты и игры нет. С трёх до пяти лет игра становится сложнее . Дети хотят принять участие в настоящей жизни. Играют вместе берут роли , братья, сёстры объединяются. И в играх появляется всё новое, что они увидели по телевизору, в кино, что им прочитали. И вот уже ни только будни, но и жизнь города, страны. Появляется проводник, машинист, бэтман, человек – паук. И ему всё равно, что вместо ракеты пара стульев, а на голове не шлем, а шляпа из бумаги. Он оживляет предметы, они разговаривают, но он знает, что это не живое. У родителей возникают вопросы : сколько времени должен играть ребёнок , стоит ли отвлекать другим занятием?.Ответ : Надо дать ребёнку возможность играть . Если он не наиграется в детстве , то не будет успеха в серьёзной деятельности Ребёнок развивается в игре – учится обобщать, анализировать то, что нужно , развивается фантазия, способность концентрировать внимание. Педагоги говорят – каков ребёнок в игре таков будет в будущей жизни.

Если ребёнок хорошо играет - значит он учиться мыслить, действовать, значит он не будет бесполезным фантазёром. А значит, родителям не следует жалеть времени на игру. Вы должны понять игра – серьёзный вид деятельности, орудие самовоспитания ребёнка . Если ваш малыш спокойно и подолгу играет – значит ребёнок развивается правильно!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку преодолеть ночные страхи» В дошкольном возрасте дети впервые начинают осознавать тот факт, что человек не бессмертен. Они узнают, что такое смерть, начинают осознавать.

Консультация для родителей: «Как помочь застенчивому ребёнку преодолеть трудности в общении?» Застенчивый ребёнок робок, тих и удивительно послушен, безмолвен, словно тень, ни в чём вам не перечит, похож на пластилин, который можно.

Консультация для родителей «Почему дети кусаются и как им помочь» У каждого родителя кусающий ребенок вызывает сильные эмоции, которые не позволяют нам принимать разумные меры по этому поводу. Большинство.

Консультация для родителей «Почему дети ссорятся» В первые годы жизни возникает много трудностей между сверстниками, их причина - не развитые навыки общения. Они не умеют предугадывать реакцию.

Консультация для родителей «Почему нельзя драться?». Почему нельзя драться? Если возникает конфликтная ситуация между детьми, то практически всегда найдётся такой ребёнок, который не будет.

Консультация для родителей «Почему ребенок ведет себя агрессивно?» Мечтая о ребёнке, многие молодые пары уверены в том, что дети – сущие ангелы, приносящие своим родителям только безграничную радость. Кажется,.

Вам кажется, что детские игры – это просто способ провести время с малышом? В корне не верно такое мнение, ибо игра – это своего рода подготовка ребенка к взрослой жизни. Давайте поговорим о значении игр в развитии наших малышей подробно.

Что такое игра?

Для малыша – это способ самореализации и выражения самого же себя в свободной форме вне рамок поведения, которого требуют от него взрослые. Вы никогда не задумывались над тем, как много всего дети должны делать по велению сначала родителей, бабушек, дедушек, а затем в детском саду, школе? Вот игрой они и компенсируют свою роль подчиненного, выбирая тот сценарий, который им нравится. Таким образом, наши крохи тренируются, повышая свое мастерство в умении принимать решения, быть ответственными. Заодно и самооценку свою тоже повышают.

Малышам очень сложно изначально понять взрослый мир, он настолько для них сложный, что они с помощью игры учатся его узнавать и принимать. Все, что их окружает в большом мире, кажется им большим, часто пугающим и совершенно непредсказуемым. Куда понятней мир игрушек! Он мал по размерам, доступен и понятен – именно по этой причине у детей часто появляются любимые игрушки и игры с ними. Эти игры, своего рода доверительно-поддерживающие, иногда совершенно не понятны взрослым: им они кажутся бессмысленными, не имеющими никакого логического смысла. Ну, сидит малыш и катает туда-сюда свой любимый гоночный автомобиль, что-то при этом бормоча под нос или напевая какую-то песенку либо же мелодию. «В чем смысл катания?» - спросите вы. А все достаточно объяснимо: малыш в процессе игры убеждается в том, что мир на самом деле не так уж и страшен, даже предсказуем.

Одна сплошная польза.

Игра – это один большущий плюс в копилку развития малыша. Смотрите сами: активные игры улучшают физическую форму ребенка, понижая тем самым риск заболевания диабетом, астмой и ожирением; игры на свежем воздухе, активные и подвижные, отлично тренируют легкие и помогают укрепить иммунитет, способствую нормальному росту и развитию.
Также игры – это отличный способ развития психики ребенка. В процессе подвижных игр ребенок тренирует свою крупную моторику, оттачивает мастерство ловкости, учится удерживать равновесие. И, кстати, в таких вот подвижных играх при наблюдении за ребенком можно определить его спортивные или же хореографические таланты.

Но не только активные игры приносят пользу. Есть огромный плюс к развитию малышей и в спокойных занятий. Таких, например, как настольные игры, занятия творчеством – словом все то, что способствует развитию мелкой моторики. И совсем необязательно покупать дорогущие наборы для творчества, когда буквально под ногами столько материалов для творчества! Вот вам и листочки, и каштаны, и шишки – можно сделать отличную поделку! Главное – желание и чуть-чуть фантазии.

И еще один несомненный плюс активных игр: развитие речи. Нет, конечно, не только игры развивают детскую речь, но как утверждают психологи, именно в процессе игры малыши активно впитывают в себя информацию, поступающую извне. Чтобы польза от игр была максимальной – не стоит навязывать малышу игры, которые ему не нравятся. Даже если это супермодная развивающая игрушка, рекомендованная для игр всеми в мире педагогами. Навязывание своей модели игры малышу не даст ожидаемого эффекта и может вполне вызвать негатив в сторону игры. Дайте возможность малышу самому выбрать, как играть и во что играть – присоединитесь к нему в процессе игры, соблюдая его правила. Даже если вы хотите с помощью кубиков, например, Зайцевых, выучить буквы с ребенком – не спешите сразу же пояснять и акцентировать внимание, пусть малыш немного поиграет, привыкнет к ним. Все равно он потом проявит интерес к нарисованным картинкам и буквам. И вот тут вы уже можете спокойно объяснять малышу, рассказывать, что нарисовано, какая буква – в этом случае малыш будет готов принять информацию и запомнить ее.

Давайте будем поощрять детское творчество!

Первые краски, с которыми рекомендуют знакомиться малышам – пальчиковые. Его первые мазочки кажутся смешными и нелепыми, но такими милыми и трогательными! Так здорово наблюдать, как малыш окунает свой пальчик в краску и водит им потом по листу, при этом испытывает такой восторг, словно великий художник, который наносит очередной удачный мазок на свою картину! Маленькие дети обостренно воспринимают цвета, музыку, форму – ведь они только открывают для себя новый мир. Увы, но эта сенсорная чуткость сохраняется не у всех, большинство просто привыкает и увиденное больше не будоражит воображение. Чтобы не потерять насовсем такое чувство – стоит помочь крохе развивать и дальше чувство прекрасного и умение видеть красоту в каждой мелочи.

Детки по своей природе креативны – они умеют использовать в своих играх весь подручный материал, который им доступен. И простая палочка (а сколько их малыш приносил домой с прогулки), и пульт от телевизора, и плед с подушкой будут отличными помощниками в игре. Не стоит ругать малыша за беспорядок в комнате – так вы можете отбить желание играть вообще. Лучше договоритесь после игры навести вместе порядок: заодно малыш научится убирать за собой.

Самый простой способ «убить» творческие задатки в малыше, заодно, вместе с фантазией – это купить готовые игрушечные крепости, домики и компьютерные симуляторы. Может быть, теперь в комнате будет порядок, но вместо фантазии малыша будет работать фантазия изготовителей игрушек. У них как раз с изобретательностью все в порядке – им родители точно не запрещали выстраивать дома из подушек, одеял, стульев и кастрюль. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок думал по шаблону – давайте ему возможность играть по своим правилам, а еще лучше – играйте вместе!

А если игры агрессивные?

Иногда так бывает, что игры малышей, скажем так, слегка агрессивны: они выясняют отношения на кулаках. Это своего рода способ «выпустить» пар, а также в дошкольном возрасте это определенный этап социального развития. Таким образом, наши дети учатся сотрудничать, взаимодействовать в коллективе. Их большой энергетический потенциал нужно реализовывать, расходовать, чтобы к концу дня нервная система «разрядилась» и, как говорит мой ребенок: «Мои батарейки сели, надо зарядиться» - требовала отдыха. Если малыш в течении дня активно двигается, играя в подвижные игры, он становится более спокойным, спит дольше, а потребность в непонятных истериках отпадает сама собой.

Если вас пугает детская игра.

Иногда детские игры пугают родителей, вызывая у них недоумение, более того – тревогу. Прежде, чем паниковать – давайте попробуем разобраться, может все не настолько страшно, как кажется?

Рассмотрим на примере игры в больницу. Конечно же, такая игра подразумевает собою «обследование больного». И в процессе осмотра «доктор» просит снять штанишки своего «пациента». Если вы застали малышей за подобной игрой – не ругайте их. Лучше просто подключитесь к игре и расскажите деткам, что укольчик делать можно не только в попу, его еще делают и в ручку. Ваша цель – научить детей играть в больницу, исключив эротический и даже в какой-то степени садистский подтексты. Чтобы у малыша не возникало потребности изучать анатомию на сверстниках – может, настало время купить ему энциклопедию для детей, разумеется, подходящую ему по возрасту?

А чтобы ваш малыш не был пассивным объектом при настоящих медицинских осмотрах – поясняйте ему, что с ним происходит и для чего производится с ним та или иная манипуляция. Заодно и договоритесь с ребенком, что у тебя, как и у папы, можно спросить все, что интересует малыша, и он всегда получит от вас ответ.

Играйте вместе.

Совместные игры – отличный способ для всех членов семьи быть ближе друг к другу. В процессе вы учитесь понимать один одного, лучше чувствовать. А смех – самый лучший «клей» в связке родитель-ребенок. Совместные позитивные воспоминания – это своего рода способ подпитки, если плохое настроение или что-то не ладится. Я уверенна, что у каждого взрослого есть такой запас детских воспоминаний, связанных с его родителями, а воспоминания вызывают прилив теплых эмоций и поднимают настроение.

Мне бы очень хотелось донести до вас, дорогие родители, что ранние родственные связи дарят деткам ощущение своей собственной ценности в шкале семьи. Совместные игры с братьями, сестрами, родителями помимо возможности сблизиться друг с другом, развивают крепкую семейную привязанность, преданность и умение сопереживать и сочувствовать. Играйте и проводите время вместе – ведь оно бесценно и, как видите из статьи, имеет сплошные плюсы для развития малыша и укрепления семейных отношений!

Зачем современным детям играть? И вообще, нужно ли им это делать?

Игра, по мнению родителей — это приятная, но отнюдь не самая необходимая вещь, которой должен заниматься всякий уважающий себя ребенок дошкольного возраста. Его дело (и, заметим, дело его родителей) — готовиться к предстоящей взрослой жизни, к конкурентной борьбе за выживаемость.

Но где же? Где та чудодейственная, волшебная методика, которая обучит ребенка жить в современном обществе? Ответ парадоксально прост. Это та самая игра — «без которой вполне можно-де обойтись».

Именно в игре развивается личность, причем, не только в познавательной, но и во всех остальных сферах — эмоциональной, социальной, творческой. Игра знакомит детей со взрослым миром на детском языке, учит правилам жизни, взаимопомощи и взаимодействию.

Конечно, развивающие логические игры — занятие весьма достойное и полезное, но они развивают лишь одну сторону его личности. Эти занятия ни в коем случае не должны заменять собой знаменитые обычные детские игры. Тем более, что они дают вам уникальную возможность — увидеть мир глазами ребенка, привить ему свою систему ценностей и даже справиться с некоторыми психологическими проблемами вашего малыша.

Зачем нужны незатейливые, на первый взгляд, игры нашего детства?

”Дочки-матери”
Это название немного условно. Совсем не обязательно играть именно в «дочки-матери», хотя и классическая модель семьи очень важна — в ней дети (кстати, не только девочки, но и мальчики) учатся выстраивать семейные роли. Но в подобных играх малыши определяют не только свое место (и, кстати, место своих родителей) в семье, но и примеряют на себя разнообразные социальные функции, профессии, даже общественное положение.


Если вашему малышу 2-3 года, основные режиссерские функции придется взять пока в свои руки. Чем младше ребенок, тем проще должна быть кукла. Покажите крохе игрушку, рассмотрите вместе, во что она одета, какие у нее глазки, ручки и пр. Обязательно придумайте имя для игрушечной девочки или мальчика. А теперь попробуйте разыграть небольшую сценку из собственной жизни — как вы кормите малыша, укладываете его спать или собираете на прогулку. Для начала одного сюжета будет вполне достаточно. Даже если у вас напрочь отсутствуют актерские способности, постарайтесь «войти в образ» — меняйте интонации и тембр голоса, когда вы говорите за разных персонажей.
Для игры пригодятся разнообразные аксессуары — стол и стульчик, чтобы покормить куклу, игрушечная ванночка, чтобы ее искупать, коляска, в которой ее можно будет возить и пр.
Кстати, об аксессуарах. Если вы давно не заглядывали в «Детском мире» в отдел кукол и кукольного хозяйства, вас ждет потрясение. Современная промышленность, похоже, решила воссоздать в миниатюре взрослую жизнь до последних мелочей. Можно, например, найти игрушечный кухонный комбайн с «фирменной» надписью, действующий электрический пылесос и пластмассовую курицу-гриль. Стоят они немало и вызывают поначалу скупую слезу умиления — ах, если бы было такое в нашем детстве! Но на самом деле, столь детализированные игрушки детям не нужны. Более того, совсем не полезны. Потому что они закрывают дорогу фантазии и воображению. Ведь лишь в детстве одна и та же палочка может стать то ложкой, то ручкой, то мобильным телефоном. Это использование предметов-заместителей характерно для детей старше трех лет и говорит о том, что их развитие идет по правильному пути. Ведь именно так начинается символическое мышление — и в конечном счете — умение абстрагироваться. И поэтому не стремитесь завалить свое чадо слишком реалистичными игрушками — дайте простор его фантазии.
Ребенок 4-7 лет уже сам будет вести сюжет, вам достанется роль ведомого. Попробуйте воссоздать в игре разнообразные жизненные ситуации — и мы обещаем, что вы узнаете много нового. О себе и своей семье, о детском саде, о друзьях и воспитательнице вашего сокровища.

”Жмурки-пряталки”

Наши предки, от которых нам достались в наследство эти игры, были совсем не глупы. Таким способом они учили детей справляться со страхами темноты и замкнутого пространства.


По традиции одному из игроков завязывают глаза платком или шарфом, и он на ощупь или по звуку должен найти других участников незабываемого зрелища. Но имейте в виду, если ваш ребенок слишком тревожен или испытывает очень сильный страх темноты, то завязывать глаза ему не стоит — разрешите в этом случае их просто закрыть. Все, кроме водящего, расходятся в разные стороны, и по команде водящего замирают. После команды «Замри!» двигаться уже нельзя. Но зато, если процесс поиска затянулся, можно всем одновременно хлопать в ладоши. Более веселый и динамичный вариант — отменить команду «Замри!» и, поддразнивая водящего, легонько хлопнуть его, чтобы он побыстрее нашел остальных.

”Прятки”
В прятки любят играть абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, когда ребенок обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или свернувшегося в три погибели в платяном шкафу. И, кстати, эта любовь не случайна. Ведь прятки помогают справиться с чувством одиночества — его в какой-то момент испытывает каждый ребенок. А во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, еще и в тайном, укромном месте. Если ваш ребенок боится темноты, можно во время игры выключить или хотя бы притушить свет в одной из комнат. Выключая свет, громко скажите, что сюда-то ваш сын или дочка точно не пойдет. И спрячьтесь в темной комнате сами.

”Куча мала”
Вот уж во всякой возне точно никакого толку нет! — воскликните вы. И будете неправы. Во-первых, потому что психологи подобные игры очень даже ценят и называют их телесно ориентированной терапией. А во-вторых, такая возня чрезвычайно удобна для уставшей мамы, которая еле-еле приползла с работы. И больше всего на свете ей хочется упасть. Так падайте! И станете не просто мамой, а Эверестом или Джомолунгмой, на которую будет карабкаться юный альпинист — Покоритель Вершин.

Телесно ориентированные игры учат ребенка ощущать границы своего тела. У каждого человека (как взрослого, так и маленького) свой стиль движения, и это так или иначе отличает его характер. Кроме того, в этой игре ребенок учится чувствовать себя в паре или в коллективе (вспомните, куча мала — одна из любимейших забав в детском саду, независимо от возраста), развивает телесную чуткость, владение своим телом. Телесный контакт жизненно необходим малышу уже с первых дней жизни. Но младенцев, так или иначе, носят на руках, обнимают и целуют. А потом — почему-то считают, что это делать уже не обязательно. Между тем и дошкольнику, и даже подростку очень важно чувствовать близкий контакт с мамой — и физический в том числе. В этом невербальном общении тоже зашифровано ваше послание: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».
Вот несколько идей (новых и хорошо забытых старых) для телесно ориентированных игр.
Массаж «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы...» — можно по очереди с ребенком делать его друг другу.
«Угадай материал» — игра из арсенала Марии Монтессори. Приготовьте несколько образцов материала самой разной фактуры. Подойдет дерево, различная ткань (от шифона до рогожки), мех, бумага (от папиросной до наждачной), металл, стекло, керамика, пластмасса и т.д. Теперь один участник закрывает глаза (для надежности можно завязать их платком) и на ощупь угадывает материал. Кстати, это можно делать не только рукой, но и другими частями тела — спиной или ногой. Заодно выясните, какая часть более чувствительна.
Просто дурачиться, танцевать и обниматься.
Маленький человек в игре не только учится, он в ней ЖИВЕТ. И если в вашу задачу входит научить его жизни, то легче и проще всего это сделать в игре. Не бойтесь «простых» игр — в них заложен глубочайший смысл.