Фирсов иван иванович. Юный живописец. И. Фирсов: биография
Судьба живописца Ивана Фирсова напоминает судьбу Левши из рассказа Н. С. Лескова. Отец и дед его были художниками. Пятнадцати лет, по императорскому указу, он отправился, вместе со столярами, резчиками и позолотчиками, в Петербург участвовать в украшении города по случаю бракосочетания наследника престола - будущего Петра III с немецкой принцессой - будущей Екатериной II. Фирсов выполнял «золотарные работы», однако быстро обратил на себя внимание художников. В 1747 г. он находится уже в «живописной команде Канцелярии от строений» и работает под руководством И. Я. Вишнякова и Д. Валериани. В 1759 г. Фирсов становится придворным живописцем наследника Петра Федоровича, едет в Ораниенбаум, пишет декорации к оперным постановкам и оформляет некоторые дворцовые интерьеры. В 1762 г. Фирсова зачисляют в ведомство Дирекции императорских театров, с которым он будет связан до конца своей деятельности.
В 1765 г. художник оказался в Париже, в поразившей его атмосфере свободы, независимости, почтительности. Там написал единственное свое достоверное произведение - это знаменитая картина «Юный живописец», одна из первых в русском бытовом жанре.
Судя по лицам, костюмам, обстановке - изображены французы. Художник искусно передает непринужденную естественность поз и движений. С меткой наблюдательностью изображены спокойная и ласковая строгость матери, лукавство и нетерпение маленькой натурщицы, самозабвенное увлечение юного живописца. Фирсов замечательно передает естественность поз и движений. Мастерскую заливает ровный солнечный свет. На стенах - картины, на столе - женский мраморный бюст, несколько книг и манекен из папье-маше, изображающий фигуру человека. В русской живописи того времени трудно найти столь же непринужденно, свободно переданное пространство. Колорит картины розово-серый, серебристый.
Конечно, Фирсов был знаком с живописью Ж.-Б.-С. Шардена, однако просто подражателем не стал. Он заимствовал главный художественный принцип - увидеть поэзию повседневности и запечатлеть, остановить жизнь в момент ее наибольшей одухотворенности.
Увы, Фирсов пробыл в Париже лишь два с небольшим года. Он нередко терпел «крайнюю нужду», так как деньги из России во Францию поступали с большими задержками.
В XIX веке «Юный живописец» числился работой А. Лосенко и даже имел его поддельную подпись «A. Losenko 1756». Правда, уже в начале XX века специалистам-искусствоведам было вполне ясно, что картина не имеет ничего общего с творчеством Лосенко. Но ее авторство оставалось гадательным. Высказывались разнообразные предположения, клонившиеся к тому, что автора этой картины следует искать среди западноевропейских мастеров. Было даже названо имя известного немецкого гравера и живописца Д. Ходовецкого. Не все имена русских живописцев дошли до нашего времени. Ивану Ивановичу Фирсову, в какой-то мере повезло. Его авторство единственной дошедшей до нас картины было окончательно подтверждено лишь в начале ХХ века.
В 1913 году по инициативе И. Грабаря подпись Лосенко была удалена и под ней обнаружилась подлинная, написанная по-французски «I. Firsove».
Известно также, что в 1771 году Фирсов исполнил ряд икон и декоративных росписей, которые до нас не дошли. «Юный живописец», остается одиноким в творчестве замечательного русского мастера. По-видимому, Фирсов был наиболее одарен как раз в той области искусства, которая так мало могла найти применения в русской действительности второй половины XVIII века.
Тяжело сложилась судьба художника по возвращении в Россию. Работа театрального декоратора - за мизерное жалованье, без выходных и праздников, под началом третьестепенных иностранных художников - вконец истощила его здоровье. В 1784 г. он заболел тяжелым психическим расстройством, и никаких сведений о его дальнейшей судьбе не сохранилось.
Замечательные полотна. Л., 1966
Фирсов Иван Иванович
(1733-1785)
Отец и дед его были художниками. Пятнадцати лет,
по императорскому указу, он отправился, вместе со столярами,
резчиками и позолотчиками, в Петербург участвовать в украшении
города по случаю бракосочетания наследника престола - будущего Петра
III с немецкой принцессой - будущей Екатериной II. Фирсов выполнял "золотарные
работы", однако быстро обратил на себя внимание художников.
В 1747 г. он находится уже в "живописной команде" Канцелярии от
строений и работает под руководством
И. Я. Вишнякова и Д. Валериани.
В 1759 г. Фирсов становится придворным живописцем наследника Петра
Федоровича, едет в Ораниенбаум, пишет декорации к оперным
постановкам и оформляет некоторые дворцовые интерьеры.
В 1762 г. Фирсова зачисляют в ведомство Дирекции императорских
театров, с которым он будет связан до конца своей деятельности.
Его талант был отмечен, и по личному указанию Екатерины II, будучи
уже одним из известных русских художников, он был отправлен «в чужие
краи на два года для лучшего живописной и театральной науке
обучения».
В 1765 г. художник оказался в Париже, в поразившей его атмосфере
свободы, независимости, почтительности. Там написал единственное
свое достоверное произведение - это знаменитая картина "Юный
живописец" (1760-е), одна из первых в русском бытовом жанре.
Судя по лицам, костюмам, обстановке - изображены французы.
Мальчик-живописец перед большим мольбертом пишет портрет маленькой
девочки, которая устала от долгого позирования. Стоящая рядом с ней
молодая женщина, вероятно, уговаривает ее посидеть еще немного.
Фирсов замечательно передает естественность поз и движений.
Мастерскую заливает ровный солнечный свет. На стенах - картины, на
столе - женский мраморный бюст, несколько книг и манекен из
папье-маше, изображающий фигуру человека.
В русской живописи того времени трудно найти столь же непринужденно,
свободно переданное пространство. Колорит картины розово-серый,
серебристый. Конечно, Фирсов был знаком с живописью Ж.-Б.-С.
Шардена, однако просто подражателем не стал. Он заимствовал главный
художественный принцип - увидеть поэзию повседневности и
запечатлеть, остановить жизнь в момент ее наибольшей
одухотворенности.
Фирсов пробыл в Париже лишь два с небольшим года. Он нередко терпел
"крайнюю нужду", так как деньги из России во Францию поступали с
большими задержками.
Тяжело сложилась судьба художника по возвращении в Россию. Работа
театрального декоратора - за мизерное жалованье, без выходных и
праздников, под началом третьестепенных иностранных художников -
вконец истощила его здоровье. В 1784 г. он заболел тяжелым
психическим расстройством, и никаких сведений о его дальнейшей
судьбе не сохранилось.
Современники живописца утверждают, что большинство работ, выполненных рукой Ивана Ивановича Фирсова, поступали в распоряжение церквей, соборов и театров. Нередко панно этого художника можно было встретить и в интерьерах домов зажиточных семей. Однако до наших времен дошли буквально считанные его произведения, одним из которых является картина «Юный живописец». Причем с ее историей, как и с жизнью самого создателя, связано несколько интересных и загадочных событий.
И. И. Фирсов: биография
Точная дата рождения Фирсова не известна, однако появился на свет он около 1733 года в Москве, в купеческой семье. И отец, и дед Ивана Ивановича имели непосредственное отношение к искусству - они занимались художественной резьбой по дереву и ювелирным делом. Именно от них и перешел к наследнику талант в области живописи.
Как только выяснилось, что у юного Фирсова имеется весьма явственная предрасположенность к данному виду деятельности, на семейном совете было принято решение о его отправке на работу в Санкт-Петербург. По прибытии будущего художника определили на отделочные работы, где он занимался украшением зданий и дворцов.
В 14 лет (именно в этом возрасте) Фирсов поступает на службу в Канцелярию строений, одновременно обучаясь и развивая свой талант живописца. Талант Ивана Ивановича не мог остаться незамеченным - его творчество восхитило саму Екатерину II, и она настояла на его дальнейшем обучении, причем не где-нибудь, а за границей, во Франции.
В 1756 году Фирсов поступает в Парижскую и уже там в значительной степени вдохновляется работами французских живописцев. Наибольшее влияние на него оказал Шарден, пишущий полотна с изображением жанровых сюжетов: картина Ивана Фирсова «Юный живописец» наиболее созвучна с творчеством этого парижского реалиста.
По возвращении из Франции (период 1758-1760 гг.) И. И. Фирсов становится придворным художником. Известность он приобрел главным образом в результате декоративного оформления собственноручно написанными панно к различным спектаклям и постановкам. Чуть позднее Иван Иванович становится одним из главных сотрудников Дирекции императорских театров.
К сожалению, о последних годах жизни живописца известно очень немного. В связи с этим, сопоставив некоторые исторические данные и даты упоминания о Фирсове, специалисты утверждают, что умер он после 1785 года. Согласно некоторым фактам, художник вполне мог окончить свои дни в доме для умалишенных, так как под конец жизни страдал некоторыми психическими отклонениями.
Иван Иванович выполнил достаточное количество работ как по заказу руководства, так и для дворян. Однако мало что сохранилось до наших времен. Картина «Юный живописец» одновременно и рассказывает о том, каким талантом обладал Фирсов, и точно так же не позволяет глубоко прочувствовать все то, чем были проникнуты его творения. Бесспорно единственное: это настоящий шедевр в области жанровой живописи.
Описание картины «Юный живописец»
Композиция на полотне проста и в то же время этой своей будничностью интересна. В центре внимания находятся три фигуры: самого юного живописца, маленькой девочки и ее матери. Мальчик в синем мундире сидит на стуле, поставив одну ногу на мольберт, и рисует портрет малышки, находящейся напротив него. Несмотря на кажущуюся расслабленность позы, он сосредоточен и увлечен своим занятием.
Что касается самой юной натурщицы, одетой в и светлый чепчик, то она того и гляди готова убежать, чтобы заняться более интересными делами. Такая черта, как стеснение, тоже сквозит в ее позе - она прижалась к матери, ласково приобнявшей дочь за голову. Сама женщина одной рукой одновременно и удерживает, и успокаивает маленькую егозу, а второй назидательно грозит ей пальцем. Однако здесь не присутствует и тени напряженности - кажущаяся строгость матери нисколько не серьезна.
Кроме самих людей, в комнате, залитой мягким светом, также находятся некоторые предметы, присущие мастерской каждого художника: бюст, манекен, ящик с кистями и красками, пара картин на стене.
Пастельные и не потерявшие своей свежести с течением времени тона, атмосфера уютной и спокойной обыденности - вот чем можно завершить описание картины «Юный живописец». Сюжет ее передан с невероятной сердечностью, о чем свидетельствует и тот факт, что написано полотно было не на заказ, а «для души», под влиянием неких чувств.
История картины
Картина «Юный живописец» была завершена примерно в 1768 г. в Париже. Это полотно открывает последующую серию произведений в аналогичном жанре. На момент же написания «Юного живописца», помимо Фирсова, аналогичными работами можно считать некоторые картины Шибанова и Еременева, повествующие о жизни крестьян.
Кстати, вплоть до начала XX века считалось, что данное полотно создал вовсе не Фирсов. «Юный живописец» - картина под авторством художника А. Лосенко, о чем пыталась свидетельствовать одноименная подпись на лицевой стороне. Однако искусствоведы не успокаивались до того момента, пока в 1913 г. в ходе экспертизы не было принято решение об устранении вышеозначенной фамилии, под которой и обнаружилось имя И. И. Фирсова.
На данный момент картина «Юный живописец» хранится в Третьяковской галерее, куда она попала благодаря основателю музея - купцу выкупившему полотно у некоего коллекционера по фамилии Быков в 1883 г.
Бытовая живопись как жанр и отношение к ней
Российская Академия художеств в пору написания Фирсовым своей знаменитой работы, можно сказать, не признавала бытовой жанр как род живописи в полной мере, считая его низкопробным. Возможно, данный факт также является причиной того, что работа долгое время провела в мастерской, в которой трудился Иван Фирсов.
Картина «Юный живописец», несмотря на это, все же увидела свет и сейчас считается самым ярким примером бытового жанра XVIII в., а ценность ее от этого лишь возрастает.
Картина в русской живописи
Главное отличие полотна заключается в его некоторой рассеянности. Оно написано с любовью, не подчиняясь каким-либо общепризнанным законам классики. Изображение сценки из обычной жизни, без прикрас, излишней строгости и соблюдения канонов - вот чем характеризуют искусствоведы картину «Юный живописец». Люди не позируют, они очаровательны в своей простоте, что совершенно не было характерно для русского изобразительного искусства того времени.
Именно поэтому долгое время ни у кого не возникало ассоциаций с тем, что данное произведение могло быть выполнено рукой нашего соотечественника. Специалисты в области живописи подтверждают, что написанная картина настолько не связана с событиями в России в XVIII в. по духу, что создает яркое впечатление нетипичности и непосредственности.
Другие картины И. И. Фирсова
Однако рассматриваемое произведение - это не все, что оставил нам в наследство Фирсов. «Юный живописец» - картина руки этого мастера в своем жанре, можно сказать, одинокая, но существует еще одно сохранившееся полотно. Называется оно «Цветы и фрукты» и представляет собой ранее размещавшееся в Написаны обе работы в совершенно разной стилистике, но тем не менее принадлежат они кисти Ивана Ивановича, свидетельствуя о многогранности и незаурядности его таланта.