Турки-сельджуки - нашествие. хазарское безумие. Кто такие сельджуки

Одними из самых грозных средневековых азиатских завоевателей были турки-сельджуки. Они за несколько десятков лет смогли создать огромнейшую империю своего времени, которая, впрочем, вскоре распалась. Но эти осколки империи дали жизнь ещё более могущественному государству. Давайте выясним, что собой представляли турки-сельджуки, кто они и откуда.

Этногенез сельджуков

Прежде всего нам нужно определить, откуда взялись турки-сельджуки. Их возникновение до сих пор содержит много загадок для историков.

По наиболее распространенной версии, они являются одним из ответвлений тюркской народности огузов. Сами огузы, скорее всего, являлись плодом смешения на территории местных угорских и сарматских племен с пришлыми тюрками, с численным и культурным преобладанием последних. Как и остальные тюркские народы, огузы занимались кочевым животноводством, а также набегами на другие племена. Первоначально они были вассалами могущественного Хазарского каганата, но затем обособились и организовали собственное государство по обе стороны Сырдарьи со столицей в Янгикенте, которым управлял ябгу.

Образование государства сельджуков

В IX веке знатный огуз Токак ибн Лукман из племени Кынык перешел вместе с подчиненными ему людьми на службу Хазарскому каганату. Но с упадком державы хазар он вернулся в Среднюю Азию, где стал служить огузскому ябгу Али, тем самым став вторым по значимости человеком в Государстве огузов.

Токак имел сына по имени Сельджук, который в свое время служил вместе с отцом у хазар. После смерти Токака Сельджук получил от ябгу титул сюбаши (командующий армии). Но со временем отношения между Сельджуком и правителем огузского государства разладились. Опасаясь за свою жизнь и жизнь близких, Сельджук был вынужден в 985 году удалится с членами своего племени на юг в мусульманские земли, где принял ислам. Он перешел на службу к Саманидам, которые номинально считались наместниками Халифа в Средней Азии, а фактически были полностью независимыми правителями.

Затем, набрав людей, Сельджук под знаменем новой веры вернулся в государство огузов, возглавив борьбу против ябгу. Таким образом, личная вражда Сельджука и Али переросла в мусульманский джихад. Вскоре молодому полководцу удалось захватить крупный город Дженд и обосноваться тут. Он смог объединить другие тюркские народы, таким образом, основав собственное пока ещё небольшое государство. Столицей его стал город Дженд. А все вступившие под знамя Сельджука племена стали известны в истории как турки-сельджуки.

Укрепление государства

Тем временем в вначале XI века государство Саманидов пало под натиском другого могущественного тюркского союза - Караханидов. Изначально Сельджуки поддерживали в борьбе своих сюзеренов - Саманидов, за что получали большие льготы и самостоятельность в управлении своими землями, но после их падения перешли на службу к Караханидам.

После смерти Сельджука государством правили пятеро его сыновей: Исраил (тюркское имя Арслан), Микаил, Муса, Йусуф и Йунус. Главным был старший сын Исраил. Он ещё больше укрепил власть сельджуков в регионе.

Исраил был женат на дочери правителя Караханидов Али-тегина. Он послал в стольный город Бухару на службу к Али-тегину двух своих племянников, сыновей Микаила - Тогрула и Дауда (Чагры-бек), о великих завоеваниях которых мы поговорим ниже.

В это время в конфликт с Караханидами, поддерживаемыми сельджуками, вступил могущественный правитель Газны Махмуд. Ему удалось в 1025 году пленить Исраила, который в заточении и умер через семь лет. Это событие положило началу борьбе между Газневидами и Сельджукидами, главой которых стал Микаил, укрепившийся в Бухаре.

Великие завоевания

После смерти Микаила власть унаследовали его сыновья - Тогрул и Чагры-бек, главным из которых считался первый. Конфликт между ними и Газневидами все усугублялся, пока в 1040 году не разрешился великой битвой при Дандакане, в которой турки-сельджуки одержали полную победу. После заключения мира они получили в свое владение весь Хорасан, отнятый у Газневидов, а Тогрул с полным правом стал теперь именоваться султаном.

В ближайшие годы турки-сельджуки покорили Хорезм и весь Иран. В 1055 году была захвачена столица халифата - город Багдад. Но Тогрул, являясь верным мусульманином, оставил духовную власть халифу, а сам взамен от него получил высшую светскую власть и титул царя Востока и Запада.

Затем сельджуки начали свои набеги на Закавказье и Малую Азию, на тот момент принадлежавшую Византии. Одни области Тогрул непосредственно присоединял к своему государству, в других сажал на трон родственников, в третьих - оставлял власть местным правителям, приняв от них вассальную присягу.

Империя Сельджукидов

К концу жизни Тогрула образовалась настоящая Сельджукская империя, простиравшаяся от Аральского моря на востоке до Кавказа и пределов Малой Азии на западе. Умер великий полководец в 1063 году, передав верховную власть своему племяннику Алп-Арслану, который являлся сыном Чагры-бека.

Впрочем, Алп-Арслан не остановился на достижениях своего дяди, а продолжал расширять империю. Он сумел покорить Грузию и Армению, а в 1071 году не только нанес сокрушительное поражение Византии под Манцикертом, но и пленил её императора. Вскоре после этого почти вся принадлежала туркам-сельджукам.

В 1072 году, когда Алп-Арслан направлял свою армию против Караханидов, на него было произведено покушение. От полученных ран султан вскоре скончался, завещав престол своему несовершеннолетнему сыну Малик-шаху.

Несмотря на малолетство, новому султану удалось подавить вспыхнувшие мятежи. Он смог отобрать Сирию и Палестину у государства Фатимидов, которое не признавало власти Халифа, а также заставил признать Караханидов. При нем государство Сельджукидов достигло максимального могущества.

Упадок империи Сельджуков

После смерти в 1092 году Малик-шаха начался упадок великой империи, которая была фактически разделена между сыновьями этого султана, постоянно участвовавших в междоусобных войнах. Ситуацию усугубило начало Крестовых походов западноевропейских рыцарей с 1096 года, а также усиление Византии при династии Комнинов. Кроме того, от империи стали отпадать области, в которых правили боковые ветви Сельджукидов.

В конце концов после смерти других братьев остатки империи в 1118 году оказались в руках Ахмада Санджара. Это был последний верховный султан, которого признавали турки-сельджуки. История империи Сельджукидов заканчивается в 1153 году с его смертью.

Окончательный распад сельджукской державы

Ещё задолго до смерти Санджара от империи отпадали целые страны, которыми правили представители боковых ветвей династии Сельджукидов. Так, в 1041 году был основан Карманский султанат на юго-западе Ирана, который просуществовал до 1187 года. В 1094 году отделился Сирийский султанат. Правда, его существование ограничилось 23 годами. На 1118 год приходится основание Иракского султаната, падение которого датируется 1194 годом.

Но из всех осколков Сельджукской империи дольше всех просуществовал Конийский султанат (или Рум), расположенный в Малой Азии. Основателем этого государства является племянник Алп-Арслана Сулейман ибн Кутулмыш, который начал править с 1077 года.

Наследники этого правителя укрепили и расширили султанат, который достиг своего наивысшего могущества в начале XIII века. Но нашествие монголов в середине этого же столетия расшатало последнее государство сельджуков. В конце концов оно распалось на множество бейликов (областей), лишь формально подчинявшихся султану. Окончательно Конийский султанат прекратил существование в 1307 году.

Приход османов

Ещё до окончательной гибели Конийского султаната один из его правителей, Кей-Кубад, в 1227 году разрешил переселиться на территорию своего государства одному из огузских племен - кайи под предводительством Эртогрула. До этого данное племя обитало на территории современного Ирана.

Сын основал на территории Малой Азии новое турецкое государство, которое позже получило наименование Османской империи. При его наследниках эта держава захватила значительную часть Азии, Африки и Европы, территориально превысив размер империи Сельджукидов. Как видим, турки-сельджуки и турки-османы - звенья одной цепи сменяющихся государственных образований.

Значение завоеваний турок-сельджуков

Завоевания турок-сельджуков имели очень большое значение для истории. Именно они открыли период широкого проникновения тюркских племен в западную Азию. Они оказали значительное влияние на формирования целого ряда современных этносов: азербайджанцев, турок, кызылбашей и целого ряда других народов.

Кроме того, не стоит забывать, что фактическим продолжателем государства Сельджукидов стала великая Османская империя, которая оказала очень большое влияние на исторические процессы не только в Азии, но и в Европе.

История заселения Малой Азии тюрками восходит к завоевательным походам турок-сельджуков. Сельджуки были одной из ветвей тюрок-огузов, проживавших до X века в степях Центральной Азии. Ряд ученых считает, что огузы сформировались в степях Приаралья в результате смешения тюркютов (племена Тюркского каганата) с сарматскими и угорскими народами.

В Х веке часть огузских племен переместилась на юго-восток от Приаралья и стала вассалами местных династий Саманидов и Караханидов. Но постепенно тюрки-огузы, воспользовавшись ослаблением местных государств, создали собственные государственные образования — государство Газневидов в Афганистане и государство Сельджукидов в Туркмении. Последнее и стало эпицентром дальнейшей экспансии тюрок-огузов, называемых также сельджуками, на запад — в Иран, Ирак и далее в Малую Азию.

Великая миграция тюрок-сельджуков на запад началась в XI веке. Именно тогда сельджуки во главе с Тогрул-беком двинулись на Иран. В 1055 г. они захватили Багдад. При преемнике Тогрул-бека Алп-Арслане были завоеваны земли современной Армении, а затем нанесено поражение войскам Византии в битве при Манцикерте. В период с 1071 по 1081 гг. была завоевана практически вся Малая Азия. Огузские племена расселились на Ближнем Востоке, дав начало не только собственно туркам, но и многим современным тюркским народам Ирака, Сирии и Ирана. Первоначально тюркские племена продолжали заниматься привычным для них кочевым скотоводством, однако постепенно происходило их смешение с проживавшими в Малой Азии автохтонными народами.


Ко времени вторжения тюрок-сельджуков население Малой Азии было невероятно пестрым в этническом и конфессиональном отношении. Здесь проживали многочисленные народы, на протяжении тысячелетий формировавшие политический и культурный облик региона.

Среди них особое место занимали греки — народ, игравший ключевую роль в средиземноморской истории. Колонизация Малой Азии греками началась еще в IX в. до н. э., а в эпоху эллинизма греки и эллинизированные аборигенные народы составляли большую часть населения всех прибрежных районов Малой Азии, а также ее западных территорий. К ХI веку, когда в Малую Азию вторглись сельджуки, греки населяли не менее половины территории современной Турции. Наиболее многочисленное греческое население было сосредоточено на западе Малой Азии — побережье Эгейского моря, на севере — на побережье Черного моря, на юге — на побережье Средиземного моря вплоть до Киликии. Кроме того, внушительное греческое население проживало и в центральных районах Малой Азии. Греки исповедовали восточное христианство и являлись главной опорой Византийской империи.

Пожалуй, вторым по значимости после греков народом Малой Азии до завоевания региона тюрками были армяне. Армянское население преобладало в восточных и южных районах Малой Азии — на территории Западной Армении, Малой Армении и Киликии, от берегов Средиземного моря до юго-западного Кавказа и от границ с Ираном до Каппадокии. В политической истории Византийской империи армяне также играли огромную роль, было много знатных фамилий армянского происхождения. С 867 до 1056 года в Византии правила Македонская династия, имевшая армянское происхождение и также называемая некоторыми историками Армянской династией.

Третьей многочисленной группой народов Малой Азии к Х-XI вв. были ираноязычные племена, населявшие центральные и восточные районы. Это были предки современных курдов и родственных им народов. Значительная часть курдских племен также вела полукочевой и кочевой образ жизни в горных районах на границе современных Турции и Ирана.

Кроме греков, армян и курдов, в Малой Азии проживали также грузинские народы — на северо-востоке, ассирийцы — на юго-востоке, многочисленное еврейское население — в крупных городах Византийской империи, балканские народы — в западных районах Малой Азии.

Вторгшиеся в Малую Азию турки-сельджуки первоначально сохраняли свойственное кочевым народам племенное деление. На запад сельджуки продвигались в привычном порядке. Племена, входившие в правый фланг (бузук), занимали более северные территории, а племена левого фланга (учук) — более южные территории Малой Азии. Стоит отметить, что вместе с сельджуками в Малую Азию пришли и присоединившиеся к тюркам земледельцы, которые также осели на малоазийских землях, создав свои поселения и постепенно тюркизировавшись в окружении сельджукских племен. Переселенцы занимали преимущественно равнинные территории в Центральной Анатолии и лишь затем продвинулись на запад — к Эгейскому побережью. Поскольку большинство тюрок занимали степные земли, горные районы Анатолии в большей степени сохранили автохтонное армянское, курдское и ассирийское население.


Формирование единой турецкой народности на основе многочисленных тюркских племен и ассимилируемого тюрками автохтонного населения происходило достаточно долго. Оно не было завершено даже после окончательной ликвидации Византии и создания Османской империи. Даже внутри тюркского населения империи сохранялось несколько групп, весьма отличавшихся по образу жизни. Во-первых, это были собственно кочевые тюркские племена, которые не спешили отказываться от привычных форм хозяйствования и продолжали заниматься кочевым и полукочевым скотоводством, осваивая равнины Анатолии и даже Балканского полуострова. Во-вторых, это было оседлое тюркское население, включавшее в том числе и земледельцев Ирана и Средней Азии, пришедших вместе с сельджуками. В-третьих, это было ассимилированное автохтонное население, включая греков, армян, ассирийцев, албанцев, грузин, принимавших ислам и тюркский язык и постепенно смешивавшихся с тюрками. Наконец, четвертая группа пополнялась постоянно за счет выходцев из самых разных народов Азии, Европы и Африки, также переселявшихся в Османскую империю и тюркизировавшихся.

По некоторым данным, от 30% до 50% населения современной Турции, считающегося этническими турками, на самом деле составляют исламизированные и тюркизированные представители автохтонных народов. Причем цифру в 30% озвучивают даже националистически настроенные турецкие историки, тогда как российские и европейские исследователи считают, что процент автохтонов в составе населения современной Турции гораздо выше.

На протяжении всего своего существования Османская империя перемалывала и растворяла самые разные народы. Некоторым из них удалось сохранить этническую идентичность, однако большинство ассимилированных представителей многочисленных этносов империи окончательно смешались между собой и превратились в фундамент современной турецкой нации. Помимо греческого, армянского, ассирийского, курдского населения Анатолии, весьма многочисленными группами, принимавшими участие в этногенезе современных турок, были славянские и кавказские народы, а также албанцы. Когда Османская империя распространила свою власть на Балканский полуостров, под ее контролем оказались обширные земли, населенные славянскими народами, в большинстве своем исповедовавшими православие. Некоторая часть балканских славян — болгар, сербов, македонцев — предпочла принять ислам, чтобы улучшить свое социальное и экономическое положение. Сформировались целые группы исламизированных славян, такие как боснийские мусульмане в Боснии и Герцеговине или помаки в Болгарии. Однако многие славяне, принявшие ислам, просто растворялись в турецкой нации. Очень часто тюркская знать брала в жены и наложницы славянских девушек, которые потом рожали турок. Славяне составляли значительную часть янычарского войска. Кроме того, многие славяне в индивидуальном порядке принимали ислам и переходили на службу Османской империи.


Что касается кавказских народов, то они также с самого начала очень тесно контактировали с Османской империей. Наиболее развитыми связями с Османской империей обладали адыго-черкесские народы, проживавшие на Черноморском побережье. Черкесы издавна шли на военную службу к османским султанам. Когда Российская империя покорила Крымское ханство, в Османскую империю начали переселяться многочисленные группы крымских татар и черкесов, не желавших принимать российское подданство. В Малой Азии расселилось большое количество крымских татар, которые смешались с местным тюркским населением. Процесс ассимиляции был быстрым и безболезненным, учитывая очень большую языковую и культурную близость крымских татар и турок.

Присутствие кавказских народов в Анатолии существенно увеличилось после Кавказской войны, когда многие тысячи представителей адыго-черкесских, нахско-дагестанских и тюркских народов Северного Кавказа переселились в Османскую империю, не желая проживать в российском подданстве. Так в Турции сформировались многочисленные черкесские, абхазские, чеченские, дагестанские общины, которые влились в состав турецкой нации. Некоторые группы мухаджиров, как назывались переселенцы с Северного Кавказа, сохранили этническую идентичность вплоть до настоящего времени, другие практически полностью растворились в тюркской среде, особенно если и сами изначально говорили на тюркских языках (кумыки, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, татары).
В полном составе в Османскую империю были переселены воинственные убыхи — одно из адыгских племен. За полтора столетия, прошедшие со времени Кавказской войны, убыхи полностью растворились в турецкой среде, а убыхский язык прекратил свое существование после смерти последнего носителя — Тевфика Эсенча, который скончался в 1992 году в возрасте 88 лет. Многие выдающиеся государственные и военные деятели как Османской империи, так и современной Турции имели кавказское происхождение. Например, убыхом по национальности был маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, кабардинцем — один из военных министров Османской империи Абук Ахмедпаша.

На протяжении XIX — начала ХХ вв. османские султаны постепенно переселяли в Малую Азию многочисленные группы мусульманского и тюркского населения с окраин империи, особенно из регионов, где преобладало христианское население. Например, уже во второй половине XIX века началось централизованное переселение греков-мусульман с Крита и некоторых других островов в Ливан и Сирию — султан беспокоился о безопасности мусульман, проживавших в окружении христиан-греков. Если в Сирии и Ливане такие группы сохраняли собственную идентичность в силу больших культурных отличий от местного населения, то в самой Турции они стремительно растворялись в среде тюркского населения, также вливаясь в состав единой турецкой нации.

После провозглашения независимости Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, а особенно — после Первой мировой войны и распада Османской империи, — началось вытеснение тюркского и мусульманского населения из стран Балканского полуострова. Были проведены т.н. обмены населением, главным критерием которых была религиозная принадлежность. Христиане выселялись из Малой Азии на Балканы, а мусульмане — из балканских христианских государств в Малую Азию. В Турцию были вынуждены переселиться не только очень многочисленные балканские турки, но и исповедовавшие ислам группы славянского и греческого населения. Наиболее масштабным был Греко-турецкий обмен населением 1921 года, в результате которого в Турцию переселились греки-мусульмане с Кипра, Крита, Эпира, Македонии и других островов и регионов. Аналогичным образом происходило и переселение турок и исламизированных болгар — помаков из Болгарии в Турцию. Общины греческих и болгарских мусульман в Турции ассимилировались довольно быстро, чему способствовала большая культурная близость между помаками, греками-мусульманами и турками, наличие многовековой общей истории и культурных связей.

Практически одновременно с обменами населением в Турцию стали прибывать и многочисленные группы новой волны мухаджиров — на этот раз с территории бывшей Российской империи. Установление советской власти было очень неоднозначно воспринято мусульманским населением Кавказа, Крыма и Средней Азии. В Турцию предпочли переселиться многие крымские татары, представители кавказских народов, народов Средней Азии. Появились и иммигранты из Китая — этнические уйгуры, казахи, киргизы. Эти группы также частью влились в состав турецкой нации, частью — сохранили собственную этническую идентичность, которая, однако, все больше «размывается» в условиях проживания в среде этнических турок.

Современное турецкое законодательство считает турками всех, кто рожден от отца — турка или матери — турчанки, распространяя понятие «турок», таким образом, и на потомство от смешанных браков.

Одними из самых грозных средневековых азиатских завоевателей были турки-сельджуки. Они за несколько десятков лет смогли создать огромнейшую империю своего времени, которая, впрочем, вскоре распалась. Но эти осколки империи дали жизнь ещё более могущественному государству. Давайте выясним, что собой представляли турки-сельджуки, кто они и откуда.

Этногенез сельджуков

Прежде всего нам нужно определить, откуда взялись турки-сельджуки. Их возникновение до сих пор содержит много загадок для историков. По наиболее распространенной версии, они являются одним из ответвлений тюркской народности огузов. Сами огузы, скорее всего, являлись плодом смешения на территории Средней Азии местных угорских и сарматских племен с пришлыми тюрками, с численным и культурным преобладанием последних. Как и остальные тюркские народы, огузы занимались кочевым животноводством, а также набегами на другие племена. Первоначально они были вассалами могущественного Хазарского каганата, но затем обособились и организовали собственное государство по обе стороны Сырдарьи со столицей в Янгикенте, которым управлял ябгу.

Образование государства сельджуков

В IX веке знатный огуз Токак ибн Лукман из племени Кынык перешел вместе с подчиненными ему людьми на службу Хазарскому каганату. Но с упадком державы хазар он вернулся в Среднюю Азию, где стал служить огузскому ябгу Али, тем самым став вторым по значимости человеком в Государстве огузов. Токак имел сына по имени Сельджук, который в свое время служил вместе с отцом у хазар. После смерти Токака Сельджук получил от ябгу титул сюбаши (командующий армии). Но со временем отношения между Сельджуком и правителем огузского государства разладились. Опасаясь за свою жизнь и жизнь близких, Сельджук был вынужден в 985 году удалится с членами своего племени на юг в мусульманские земли, где принял ислам. Он перешел на службу к Саманидам, которые номинально считались наместниками Халифа в Средней Азии, а фактически были полностью независимыми правителями.

Затем, набрав людей, Сельджук под знаменем новой веры вернулся в государство огузов, возглавив борьбу против ябгу. Таким образом, личная вражда Сельджука и Али переросла в мусульманский джихад. Вскоре молодому полководцу удалось захватить крупный город Дженд и обосноваться тут. Он смог объединить другие тюркские народы, таким образом, основав собственное пока ещё небольшое государство. Столицей его стал город Дженд. А все вступившие под знамя Сельджука племена стали известны в истории как турки-сельджуки. Укрепление государства

Тем временем в вначале XI века государство Саманидов пало под натиском другого могущественного тюркского союза – Караханидов. Изначально Сельджуки поддерживали в борьбе своих сюзеренов – Саманидов, за что получали большие льготы и самостоятельность в управлении своими землями, но после их падения перешли на службу к Караханидам. После смерти Сельджука государством правили пятеро его сыновей: Исраил (тюркское имя Арслан), Микаил, Муса, Йусуф и Йунус. Главным был старший сын Исраил. Он ещё больше укрепил власть сельджуков в регионе.


Исраил был женат на дочери правителя Караханидов Али-тегина. Он послал в стольный город Бухару на службу к Али-тегину двух своих племянников, сыновей Микаила - Тогрула и Дауда (Чагры-бек), о великих завоеваниях которых мы поговорим ниже. В это время в конфликт с Караханидами, поддерживаемыми сельджуками, вступил могущественный правитель Газны Махмуд. Ему удалось в 1025 году пленить Исраила, который в заточении и умер через семь лет. Это событие положило началу борьбе между Газневидами и Сельджукидами, главой которых стал Микаил, укрепившийся в Бухаре. Великие завоевания После смерти Микаила власть унаследовали его сыновья – Тогрул и Чагры-бек, главным из которых считался первый. Конфликт между ними и Газневидами все усугублялся, пока в 1040 году не разрешился великой битвой при Дандакане, в которой турки-сельджуки одержали полную победу. После заключения мира они получили в свое владение весь Хорасан, отнятый у Газневидов, а Тогрул с полным правом стал теперь именоваться султаном.

В ближайшие годы турки-сельджуки покорили Хорезм и весь Иран. В 1055 году была захвачена столица халифата – город Багдад. Но Тогрул, являясь верным мусульманином, оставил духовную власть халифу, а сам взамен от него получил высшую светскую власть и титул царя Востока и Запада. Затем сельджуки начали свои набеги на Закавказье и Малую Азию, на тот момент принадлежавшую Византии. Одни области Тогрул непосредственно присоединял к своему государству, в других сажал на трон родственников, в третьих – оставлял власть местным правителям, приняв от них вассальную присягу. Империя Сельджукидов К концу жизни Тогрула образовалась настоящая Сельджукская империя, простиравшаяся от Аральского моря на востоке до Кавказа и пределов Малой Азии на западе. Умер великий полководец в 1063 году, передав верховную власть своему племяннику Алп-Арслану, который являлся сыном Чагры-бека. Впрочем, Алп-Арслан не остановился на достижениях своего дяди, а продолжал расширять империю. Он сумел покорить Грузию и Армению, а в 1071 году не только нанес сокрушительное поражение Византии под Манцикертом, но и пленил её императора. Вскоре после этого почти вся Малая Азия принадлежала туркам-сельджукам.

В 1072 году, когда Алп-Арслан направлял свою армию против Караханидов, на него было произведено покушение. От полученных ран султан вскоре скончался, завещав престол своему несовершеннолетнему сыну Малик-шаху.

Несмотря на малолетство, новому султану удалось подавить вспыхнувшие мятежи. Он смог отобрать Сирию и Палестину у государства Фатимидов, которое не признавало власти Халифа, а также заставил признать вассальную зависимость Караханидов. При нем государство Сельджукидов достигло максимального могущества.

Упадок империи Сельджуков

После смерти в 1092 году Малик-шаха начался упадок великой империи, которая была фактически разделена между сыновьями этого султана, постоянно участвовавших в междоусобных войнах. Ситуацию усугубило начало Крестовых походов западноевропейских рыцарей с 1096 года, а также усиление Византии при династии Комнинов. Кроме того, от империи стали отпадать области, в которых правили боковые ветви Сельджукидов. В конце концов после смерти других братьев остатки империи в 1118 году оказались в руках Ахмада Санджара. Это был последний верховный султан, которого признавали турки-сельджуки. История империи Сельджукидов заканчивается в 1153 году с его смертью. Окончательный распад сельджукской державы

Ещё задолго до смерти Санджара от империи отпадали целые страны, которыми правили представители боковых ветвей династии Сельджукидов. Так, в 1041 году был основан Карманский султанат на юго-западе Ирана, который просуществовал до 1187 года. В 1094 году отделился Сирийский султанат. Правда, его существование ограничилось 23 годами. На 1118 год приходится основание Иракского султаната, падение которого датируется 1194 годом.

Но из всех осколков Сельджукской империи дольше всех просуществовал Конийский султанат (или Рум), расположенный в Малой Азии. Основателем этого государства является племянник Алп-Арслана Сулейман ибн Кутулмыш, который начал править с 1077 года. Наследники этого правителя укрепили и расширили султанат, который достиг своего наивысшего могущества в начале XIII века. Но нашествие монголов в середине этого же столетия расшатало последнее государство сельджуков. В конце концов оно распалось на множество бейликов (областей), лишь формально подчинявшихся султану. Окончательно Конийский султанат прекратил существование в 1307 году. Приход османов Ещё до окончательной гибели Конийского султаната один из его правителей, Кей-Кубад, в 1227 году разрешил переселиться на территорию своего государства одному из огузских племен – кайи под предводительством Эртогрула . До этого данное племя обитало на территории современного Ирана.

Сын Эртогрула Осман основал на территории Малой Азии новое турецкое государство, которое позже получило наименование Османской империи. При его наследниках эта держава захватила значительную часть Азии, Африки и Европы, территориально превысив размер империи Сельджукидов. Как видим, турки-сельджуки и турки-османы – звенья одной цепи сменяющихся государственных образований. Значение завоеваний турок-сельджуков Завоевания турок-сельджуков имели очень большое значение для истории. Именно они открыли период широкого проникновения тюркских племен в западную Азию. Они оказали значительное влияние на формирования целого ряда современных этносов: азербайджанцев, турок, кызылбашей и целого ряда других народов.

Кроме того, не стоит забывать, что фактическим продолжателем государства Сельджукидов стала великая Османская империя, которая оказала очень большое влияние на исторические процессы не только в Азии, но и в Европе.

Византийская империя знала турок уже давно. Проект турецковизантийского союза существовал во второй половине VI века. Турки служили в Византии как наемники, а также – в дворцовой гвардии. 886 Их было немало в рядах арабских войск на восточных рубежах империи.

Турки принимали активное участие в осаде и грабеже Амория в 838 году. Но все эти сношения и столкновения с турками до XI века не имели важного значения для империи. С появлением в первой половине XI века на восточной границе туроксельджуков обстоятельства изменились. 887

Сельджуки (или сельджукиды) были потомками туркменского князя Сельджука, находившегося около 1000го года на службе у одного из туркестанских ханов. Из киргизских степей Сельджук со всем своим племенем переселился в Бухарскую область, где он и его народ приняли ислам. Вскоре сельджуки настолько усилились, что два внука Сельджука во главе своих диких туркменских полчищ могли уже произвести нападение на Хорасан.

С середины же XI века сельджуки стали играть важную роль и в истории Византии, угрожая ее пограничным провинциям в Малой Азии и на Кавказе. Уже раньше было отмечено, что в сороковых годах XI века, при императоре Константине IX Мономахе, Армения с ее новой столицей Ани была присоединена к Византии. Но последнее обстоятельство лишило бывшее Армянское царство его значения, как государствабуфера между империей и турками, по крайней мере, на северовостоке. Наступая после этого в Армению, сельджуки наступали уже на византийскую территорию. Одновременно с этим сельджуки стали продвигаться и в Малую Азию.

Во время энергичного, хотя и кратковременного правления Исаака Комнина восточная граница успешно оборонялась против натиска сельджуков. Но с его падением антивоенная политика Константина Дуки ослабила военные силы Малой Азии и тем облегчила вторжение сельджуков в византийские пределы. Может быть, центральное правительство, по мнению одного историка, даже не без удовольствия «взирало на несчастье этих упорных и гордых провинций». «Восток, подобно Италии, поплатился страшными потерями за ошибки столичного правительства». 888 При Константине Х Дуке и после его смерти, во время семимесячного регентства его жены Евдокии Макремволитиссы, второй по счету султан сельджукидов Алп Арслан завоевал Армению со столицей Ани и опустошил часть Сирии, Киликию и Каппадокию. В главном городе последней, Кесарии, турки ограбили главную святыню города – церковь Василия Великого, где хранились мощи святого. 889 Византийский хронист писал по поводу времени Михаила Парапинака (1071–1078): «При этом императоре весь мир, земной и морской, был захвачен нечестивыми варварами, разрушен и лишился населения, ибо все христиане были ими убиты, и все дома и деревни Востока с их церквями были разорены, полностью разрушены и превращены в ничто». 890

В таких обстоятельствах военная партия нашла правительнице Евдокии мужа в лице энергичного Романа Диогена. Новый император предпринял несколько походов против турок, из которых первые были довольно удачны. Но разноплеменное войско, состоявшее из македонских славян, болгар, узов, печенегов, варягов, франков, под которыми в это время в Византии разумели вообще представителей западноевропейских народностей, не являло собой хорошо организованного и обученного войска, способного с успехом противостоять быстрым движениям турецкой конницы и системе быстрых и смелых кочевых набегов (nomadic attacks). Особенно ненадежны в рядах византийского войска были составлявшие в нем легкую конницу узы и печенеги, которые при столкновении с турками тотчас же почувствовали с последними племенное родство.

Последний поход Романа Диогена закончился для него роковой битвой в августе 1071 года при Манцикерте (Маназкерт, теперь Мелазгерд) в Армении, на север от озера Ван. Незадолго до сражения отряд узов со своим вождем перешел на сторону турок. Это вызвало большое беспокойство в войске Романа Диогена. В пылу завязавшейся битвы один из византийских военачальников распустил слух о поражении императорского войска, которое, будучи охвачено паникой, обратилось в бегство. Геройски сражавшийся Роман Диоген был захвачен в плен турками и с почетом встречен Алп Арсланом.

Между победителем и побежденным был заключен «вечный» мир и дружественный договор, главные пункты которого мы узнаем из арабских источников: 1) Роман Диоген получал свободу за уплату определенной суммы; 2) Византия должна была платить Алп Арслану ежегодно крупную сумму денег; 3) Византия обязывалась возвратить ему всех пленных турок.

891 Роман, после возвращения в Константинополь, нашел престол занятым Константином Х Дукой и, подвергшись ослеплению, вскоре умер.

Сражение при Манцикерте имело серьезные последствия для империи. Хотя, согласно соглашению. Византийская империя, вероятно, не уступала Алп Арслану никакой территории, 892 ее потери были весьма велики, так как армия, защищавшая малоазийскую границу, была уничтожена и империя была не в состоянии противостоять последующему продвижению турок. Печальное положение империи было еще больше осложнено слабой «антимилитаристской» администрацией Михаила VII Дуки. Поражение при Манцикерте было смертельным ударом для византийского господства в Малой Азии, этой важнейшей частью Византийской империи. После 1071 года больше не было византийской армии, способной оказывать сопротивление туркам. Один исследователь заходит столь далеко, что утверждает – после этой битвы все византийское государство было в руках турок. 893 Другой историк называет это сражение «часом смерти великой Византийской империи» и продолжает: «хотя его последствия во всех его ужасных аспектах не проявились сразу, восток Малой Азии, Армении и Каппадокия – провинции, которые были домом для стольких знаменитых императоров и воинов и которые составляли основную силу империи – были потеряны навсегда, и турок поставил свои палатки кочевника на руинах древней римской славы. Колыбель цивилизации оказалась добычей грубой силы и исламского варварства». 894

После катастрофы 1071 года и до вступления на престол Алексея Комнина в 1081 году, турки пользуются беззащитностью страны и внутренними раздорами империи, где та или другая партия не задумываясь приглашали их к себе на помощь и тем самым все глубже вводили во внутреннюю жизнь государства. Турки доходили по Малой Азии отдельными отрядами до ее западных границ. Поддерживая, например, Никифора Вотаниата в его стремлении захватить престол, турки дошли с ним до Никеи и Хрисополя (теперь Скутари, напротив Константинополя).

К тому же после смерти Романа Диогена и Алп Арслана ни турки, ни империя не считали себя связанными договором, заключенным этими правителями. Турки использовали любую возможность для грабежа византийских провинций Малой Азии и, по словам современного событиям византийского хрониста, входили в эти провинции не как бандитыналетчики, но как постоянные хозяева. 895 Это утверждение, конечно, является преувеличением, по крайней мере для периода до 1081 года. Как писал Ж. Лоран: «В 1080 году, через 7 лет после первого появления на берегах Босфора, турки еще нигде не утвердились. Они не основали государства и представляли собой лишь блуждающих и неорганизованных грабителей». 896 Преемник Алп Арслана передал командование военными силами Малой Азии СулеймануибнКуталмышу, который занял центральную часть Малой Азии и позже основал Румийский, или Малоазийский, султанат. 897 Ввиду того, что его столицей был красивейший и богатейший византийский город Малой Азии Иконий (совр. Конья), это государство сельджукидов часто называется Иконийским султанатом. 898 Благодаря своему центральному положению в Малой Азии, новый султанат распространил свою власть как до Черного моря на север, так и до Средиземного моря на юге и стал опасным соперником империи. Турецкие войска продолжали продвигаться на запад, тогда как византийские войска не были достаточно сильны для того, чтобы противостоять им. 899

Продвижение вперед сельджукидов и, возможно, угрожающие перемещения северных узов и печенегов к столице побудили Михаила VII Дуку Парапинака в начале своего царствования обратиться за западной помощью и отправить послание папе Григорию VII, с обещанием отплатить за помощь папы содействием в воссоединении церквей. Григорий VII отреагировал благосклонно и послал целую серию посланий западноевропейским властителям и «всем христианам» (ad omnes christianos), в которых утверждал, что «язычники оказывают сильное влияние на христианскую империю и с неслыханной жестокостью разоряют все, практически до стен Константинополя «. 900 Однако призывы Григория ни к каким реальным результатам не привели и никакая помощь с Запада послана не была. Папа тем временем оказался втянутым в длинную и жестокую борьбу за инвеституру с немецким королем Генрихом IV. К моменту восшествия [на престол] [науч.ред.82] Алексея Комнина стало очевидно, что продвижение на запад сельджукидов является смертельной опасностью для империи.

Государство сельджуков

В 985 г. племя кыныков из огузской конфедерации, под защитой крыльев коршуна – своего родового тотема, покинуло северные земли и разбило лагерь на правом берегу Сырдарьи, на территории, подконтрольной саманидам, или в близком соседстве с ними, а если быть точнее, в Джанде, городе, основанном, по преданию, мусульманами. Предводителем племени был некий Сельджук, отец которого был на службе у хазарского принца. Сведения о его происхождении есть в «Малик-намэ» («Книге царей»), ныне утраченной, но часто упоминаемой историками прежних эпох.

Сельджукское объединение сформировалось из тюркских племен, населявших бассейн среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау. Основное ядро этой группировки составляли огузские племена. Они вели кочевой и полуоседлый образ жизни. В дальнейшем их состав пополнился кыпчакскими и другими тюркскими племенами. Первоначально объединение насчитывало 24 племени: кынык, баюндур, ива, салур, афшар, бектили, баят, имур, язгыр, кара-булак, алка-булак и т. д.

Обосновавшись на новом месте, вождь огузов Сельджук ибн Кынык первым принял ислам. Процесс исламизации у огузов был неравномерным и затяжным. Основная масса нижнесырдарьинских и приаральских огузов фактически оставалась в тэнгрианстве. Более значительное распространение мусульманская вера получила среди огузов среднего течения Сырдарьи и западных окраин Семиречья. Мусульманская религия внедрялась сначала у полуоседлых огузов, да и то преимущественно среди господствующей верхушки.

Первые сельджуки, естественно, были на стороне Саманидов, хотя не гнушались переходить к их противникам, когда это было выгодно, и терпеливо подготавливали свое будущее величие, свое молниеносное появление на Ближнем Востоке, и этого можно было добиться только посредством исламизации, если не искренней, то хотя бы формальной.

Сельджук имел трех сыновей: Исраила, Михаила и Мусу. После его кончины титул главы «ябгу» получил его старший сын Исраил.

Историки отмечают, что Сельджук прожил сто лет, что же касается его преемников, то его сын Михаил умер молодым, Муса оказался нечестолюбивым. Семейство обязано своей славой сыну Исраила – Кутулмушу и двум сыновьям Михаила – Тугрул-беку и Чагрибеку.

К моменту перехода власти в руки преемников, сельджуки разделились на две группировки: первую возглавлял Исраил, вторую – Муса со своими племянниками Тугрул-беком и Чагри-беком.

В разгоревшейся войне газневидов с караханидами сельджуки встали на сторону последних. В 1025 г. Исраил был пленен Махмудом Газневи и отправлен в далекую Индию, в одну из крепостей Мултана, где и погиб. Согласно праву наследования место Исраила должен был занять Михаил, но его к тому времени уже не было в живых, поэтому титул «ябгу» перешел к Мусе.

Газневидское войско, напав на владения караханида Алитегина, разгромило заодно и сельджукские кочевья в окрестностях Бухары и рассеяло их по Мавераннахру и Хорасану. Одна из подвластных Исраилу огузских орд была переправлена Махмудом Газневи через Амударью и поселена на территории нынешнего Туркменистана. Возглавляли ее сельджукские роды, состоящие из 4 тыс. семей. Султан Махмуд обязал их нести военную службу и платить налоги за землю и пастбища.

В 1030 г., в период борьбы преемников Махмуда Газневи за султанскую власть, Масуд Газневи, стремясь увеличить свои силы, «перетянул» к себе часть сельджуков, которые поселились в Балханских горах. В 1031 г. эти отряды были направлены в Нишапур. Заветной целью сельджукских племен было обретение пастбищ и земель для поселения, за это они были готовы нести военную службу и платить налоги. Однако их отношения с султанскими властями и местным оседлым населением приобрели довольно сложный характер. Газневидские правители были не прочь использовать ополчения сельджуков в своих целях, превратив их в пограничные и карательные силы. Вместе с тем султан Масуд опасался вольного духа степняков. Желая превратить сельджукские ополчения в надежное и послушное войско, султан избрал план физического истребления гордых вождей и подчинения степняков предводителям, верным его трону. Жертвой султанского плана стали несколько предводителей сельджуков, а остальные вожди сельджуков рассеялись по областям Рея и Джибаля, а затем ушли в пределы Закавказья. Впервые в истории тюркские племена начали проникать на территорию современного Азербайджана не с севера, а уже с юго-востока, т. е. из Центральной Азии через Иран.

Репрессии султана Масуда против сельджуков настроили сельджукскую верхушку против газневидов. Сельджуки развернули военные действия в Хорасане. Одновременно с ними поднялись сельджуки, жившие в Ургенче и Дехистане. Воодушевленные слухами о действиях сородичей в Хорасане, поднялись сельджуки, жившие в районе Прикаспия. Борьба сельджукских племен с Газневидским государством, происходившая на территориях нынешних Туркменистана, Афганистана, Ирана и сопредельных областей Центральной Азии, носила стихийный характер. Основную массу сельджуков составляли простые кочевники, не имевшие общего военного и гражданского руководства. Их движения переплелись с другими антигазневидскими выступлениями в Центральной Азии и с наступлением тюрков-караханидов. Сельджуки действовали главным образом внезапными нападениями, а также в сочетании с операциями армейских отрядов караханидов.

В декабре 1034 г. в окрестностях Серахса произошло кровопролитное сражение между сельджуками и гвардией султана. Побоище закончилось отступлением сельджуков в юго-западные Кара-Кумы. Султан Масуд сурово расправился с захваченными в плен сельджуками, приказав растоптать их боевыми слонами. Под натиском газневидской армии сельджуки отступили от Абиверда и Нисы в Фераву, из Нишапура – к Балханским горам. Движение сельджуков, развернувшееся на обширной арене, пошло на убыль и стало постепенно затухать.

В начале 1035 г. в сельджукское объединение влились новые отряды огузов, кыпчаков и других племен – выходцев из нынешнего Центрального и Западного Казахстана. Во главе всего этнополитического объединения стали: Муса, Тугрул-бек и Чагри-бек, но затем выдвинулся как более энергичный и дальновидный Тугрул-бек.

В мае 1035 г. 10 тыс. всадников-сельджуков, переправившись через Амударью, двинулись в Мерв и Нису. Газневидский визирь по этому поводу сказал начальнику государственной канцелярии: «До сих пор мы имели дело с пастухами, сколь возрастут неприятности, ибо нам предстоят испытания, теперь пришли завоеватели».

Битва произошла около Нисы. Сельджукское войско нанесло страшное поражение газневидской армии. Поражение под Нисой хорошо оснащенного султанского войска, которое по численности почти вдвое превосходило сельджукскую конницу, произвело ошеломляющее впечатление в Газне. После этого поражения Масуд согласился передать для поселения сельджукам районы Нисы, Феравы и Дехистана. Часть сельджуков, оставив Мавераннахр, с ордой и войском направились в Хорасан. В ноябре 1036 г. сельджукские вожди Хорасана обратились к султану Масуду с тем, чтобы он уступил им города на краю пустыни – Мерв, Серахс и Абиверд, за что обязывались нести военную службу. Свою просьбу они объясняли теснотой из-за притока новых огузов. Султан Масуд пришел в ярость от притязаний сельджукских вождей и объявил им войну.

Весной 1037 г. произошло крупное сражение в Мургабской долине. Газневидские отряды отступили, и сельджуки без боя взяли Мерв. Газневиды не могли примириться с потерей Мервской области: решающее сражение произошло в начале июня 1038 г. у ворот Серахса и завершилось позорным разгромом армии газневидов. После чего сельджуками без боя был занят Нишапур, где на имя Тугрулбека была прочтена хутба в мечетях.

1038 г. считается началом образования государства сельджуков, хотя борьба их с газневидами еще не была завершена.

В мае 1040 г. в битве под Данданаканом султан Масуд вновь был наголову разбит сельджуками. Сам Масуд едва спасся бегством. Сокрушительное поражение султана Масуда под стенами Данданакана ознаменовало рождение нового государства. Прямо на месте сражения был сооружен шатер, в котором установили престол, и Тугрул-Бек сел на трон. Вожди племен принесли присягу на верность Тугрул-беку как верховному правителю и султану Хорасана.

Тугрул-бек назначил своего брата Чагрибека главнокомандующим сельджукским войском. Их дядя Муса оставил за собой свой высокий титул. Дабы не случилось разногласий на почве двоевластия, решили собрать курултай, в результате чего возможность возникновения конфликта была исключена.

Что касается Данданаканской битвы, то победа открыла сельджукам дорогу в Северный Афганистан и Иран.

С тех пор события резко ускорили свой ход. Чагри-бек остался в Хорасане, чтобы управлять страной, не допуская возможного возвращения газневидов и сдерживая караханидов.

Характер ожесточенной войны носила борьба тюрков-сельджуков с тюркамигазневидами за обладание Систаном и другими областями Северо-Западного Афганистана. В 1040 г. Систан был взят. В ответ в 1043 г. армия султана Маудуда вторглась в пределы владения Чагри-бека, в Хорасан, где имела незначительный успех, но в конечном счете сельджукские ополчения оттеснили газневидские войска. В 1043 г. сельджуки взяли Хорезм; в 1059 г. Чагри-бек умер.

Тем временем Тугрул-бек отправился на покорение Ирана. Между 1040 и 1044 гг. он захватил Рей и Хамадан. По пути Тугрул-бек столкнулся с туркменами Арслан Исраила, которые не пожелали признать его превосходство и ушли в Верхнюю Месопотамию, где их сильно потрепали курды и арабы. В 1059 г. он подошел к Исфахану и, за неимением осадных машин, взял его измором. Потом объявил Исфахан своей столицей. Теперь Тугрул-Бек был властителем Ирана, и ему надо было проводить свою политику, и начал он с похода, который можно назвать удивительным для тюрка: на Среднем Востоке, раздираемом распрями, Тугрул-бек показал себя гарантом порядка, но не грабителем. И он установил строгий порядок на земле Дар аль-Ислама, которая имела для него первостепенное значение, грабительские же походы за добычей он совершал на византийские земли. Так, в 1048 г. Тугрулбек послал своего кузена по материнской линии Ибрагима ибн Инала в Малую Азию, а в 1054–1055 гг. сам водил туда войска. Возобновление «священной войны» позволило ему выступить в роли защитника истинной веры. Он решил играть такую же роль и внутри страны, объявив себя защитником халифа и суннитства. На взгляд неинформированного наблюдателя, и халифат, и суннитство переживали агонию, но этот тюрк видел, насколько сильны были в массах традиции мусульманской ортодоксии и авторитет халифата.

И вскоре Тугрул-бек был вознагражден. В 1055 г. его призвал на помощь тот, кто воплощал собой ислам, но уже не был его вождем, даже в Багдаде. Тугрул-бек вошел в Месопотамию, взял столицу империи, изгнал оттуда последнего буида. Благодарный халиф присвоил ему титул султана, который издавна употреблялся арабами, но, видимо, не присваивался официально. Получил он также титул «царя Востока и Запада». Таким образом, султану Тугрулу поручалось следить за порядком во всем исламском мире.

Многолетняя борьба между сельджуками и газневидами закончилась в 1060 г. заключением мирного договора. По условиям этого договора, стороны прекращали территориальные споры, каждая сторона довольствовалась «теми землями», которыми она обладала на момент заключения договора.

Войскам Тугрула еще не раз приходилось спасать халифат. Однако неожиданное событие – церемония, отпразднованная согласно тюркским обычаям, увенчала триумф победителя: Тугрул взял в жены дочь самого полководца всех верующих. Попробуйте представить себе свадьбу какого-нибудь старого царя – негра и юной дочери Капетинга или Габсбурга под грохот тамтама.

Тугрул-беку было 70 лет, смерть его была уже на пороге. Границы Сельджукского государства в это время простирались от Амударьи до Евфрата. Власть перешла к его племяннику Альп Арслану (1063–1073 гг.), который также унаследовал от Чагри-бека ключи от ворот Хорасана. Теперь империя Великих Сельджуков в Иране сформировалась окончательно.

Восхождение на трон Альп Арслана было сопряжено с трудностями, но эти трудности не повлекли за собой тяжелых последствий в будущем. Его главные соперники довольно быстро сошли со сцены, и Альп Арслан остался единовластным хозяином объединенной территории, которая включала родовой надел в Хорасане и обширные ирано-месопотамские владения его дяди.

Это был воин по природе своей, и, к счастью для себя, он доверил административную власть мирному человеку, иранцу Низам аль-Мульку (1018–1092 гг.). Тот оставался у власти и при преемнике, сыне Альп Арслана Малик-шахе. Это было счастливое время для страны, ознаменованное культурным расцветом Сельджукского Ирана в XI в.

Теперь главная задача заключалась в уничтожении Фатимидского халифата Каира, что соответствовало оборонительной политике Аббасидской державы и ортодоксальности – той политике, которую провозгласил Тугрулбек и которую намеревался продолжить новый властелин. Однако обстоятельства не позволили воплотить эту политику в конкретные дела. Следует отметить, что ни один план не был направлен против Византийской империи, если не считать укрепления границ, дабы избежать нападения с тыла во время похода на Египет. Но Малая Азия оставалась беспокойным и «злачным» местом, и султан не раз водил туда свои войска для того, чтобы дать воинам утолить воинственный пыл и собрать средства на оплату их жалованья; иногда там появлялись «сухопутные» корсары, подстрекаемые своим правителем, но чаще они действовали в собственных интересах, рискуя быть обнаруженными, даже когда их тайно поощряли к грабежам; огузские и другие кланы постоянно бесчинствовали в Иране, и с каждым разом их вылазки становились более жестокими, они были главной причиной нестабильности и беспокойства.

Напомним, что в 1048 г. Тугрул-бек направил против христиан своего кузена по матери, Ибрагима. В том же году был взят Эрзерум, что стало ужасной катастрофой для армян. В самом деле, возможно, что это событие было началом нашествия на запад. По крайней мере, в последующие десятилетия туркмены, жившие в Азербайджане и Верхней Месопотамии, с небывалой свирепостью обрушились на Армению и на центральные районы Малой Азии. В 1054 г. они пришли в район Вана, в 1057 г. – в район Малатии, в 1059–1060 гг. появились у Сиваса, в 1062 г. снова окружили Малатию и вошли в Дьярбакир. В 1064 г. пала столица Армении, и на храме, одном из красивейших в городе, Альп Арслан приказал воздвигнуть полумесяц, один из тюркских символов, который много лет спустя стал эмблемой Османской империи, а через нее – всего исламского мира.

С этим пора было кончать. Во всяком случае, так думал базилеус Ромен Диоген, профессиональный военачальник. Едва надев на голову корону, он собрал большую разнородную армию – порядка 200 тыс. человек, – состоявшую из греков и других христиан, а также мощных отрядов тюркских наемников, в частности печенегов и огузов, и пошел на Иран. Альп Арслан, предвидя угрозу своим границам, двинулся навстречу с меньшими, но более подготовленными силами. 19 августа 1071 г. состоялась встреча к востоку от озера Ван, в верхнем течении Евфрата, в местечке Маницкерт. К этому времени греки устали. По пути их деморализовали развалины, которые они видели повсюду. Они упустили маневр тюрков, и их предводитель оказался в руках противника. Ромен Диоген – базилеус, римский цезарь, попал в плен! Впервые в истории мусульманский султан пленил византийского императора.

Победа была абсолютной, не было никаких сомнений в том, что Альп Арслан без боя покорит всю Малую Азию. Но если тюрк победил грека, то он не победил его миф. Рим, который процветал за Византией, как и сам исламский мир, казался вечным, и даже теперь, когда путь был открыт, разгромить его не было никакой возможности. Султан пошел на хитрость: возможно, его действительно интересовал только Египет? Альп Арслан освободил императора без всякого выкупа, вернул ему все, что тот потерял за полвека постоянных поражений.

Воинственной политики придерживался Альп Арслан и по отношению к владениям Караханидов в Мавераннахре. В 1072 г. Альп Арслан из Мерва двинулся во главе мощного войска в сторону Бухары. Однако поход этот не был завершен из-за убийства Альп Арслана плененным комендантом одной из караханидских крепостей сразу же после переправы через Амударью. Войско, не выполнив поставленной задачи, вернулось в Мерв.

Преемник Альп Арслана – его сын – на троне Великих Сельджуков объявил о новой политической программе. Низам аль-Мульк был назначен визирем, а он сам взял себе имя Малик-шах (1072–1092 гг.). Тем самым он дал понять, что будет мусульманским царем и никем другим. Его называли «самой крупной жемчужиной в ожерелье сельджукских владык». Временем высшего политического могущества Сельджукского государства считается двадцать лет правления Малик-шаха.

Выдающиеся успехи его армий объясняются заслугами Малик-шаха как стратега, талантами его блестящих полководцев и стремлением народов к мирной жизни. На севере он аннексировал Мавераннахр и установил протекторат над Караханидами. На юге сурово наказал экстремистское мусульманское царство карматов Бахрейн и отобрал у халифа право охранять священные города ислама Мекку и Медину. В Верхней Месопотамии овладел Дьярбакиром, одной из самых укрепленных крепостей Востока (единственной в Турции, которая по сей день сохранила свои стены из базальта – внушительные и мрачные, несмотря на рельефы, украшающие их). Затем он вступил в Сирию, имея в виду дальний египетский горизонт.

В Сирии бесчинствовала шайка огузов во главе с неким Атсизом («Человек без имени», или «Человек без коня»), который взял Рамлу, Иерусалим (1071 г., затем 1077 г.) и Дамаск (1076 г.), после чего получил такой сильный удар от Фатимидов, что был вынужден обратиться за помощью к султану. Тот сразу послал в Сирию своего брата Тутуша, который восстановил ситуацию и вошел в Дамаск, где поспешил убрать Атсиза (1079 г.), а затем откликнулся на призыв жителей Алеппо, которым угрожало нашествие Сулаймана ибн Кутулмуша. Он взял город и назначил губернатором Ак-Шунгкура, отца будущего Зенги, основателя династии, носившей его имя; именно этому человеку Алеппо обязан многим (в частности, своей оригинальной архитектурой). Наконец, в 1086 г. он вступил в Антиохию, где напоил своего коня водой Средиземного моря и поблагодарил Аллаха за все, чего он добился с его помощью.

Политическое влияние Сельджукского государства к концу XI в. достигло Египта, где правили Фатимиды, враждовавшие с сельджуками и халифами Багдада.

Сразу после апогея наступил упадок. Для Великих Сельджуков он начался в 1092 г., когда умер Малик-шах. Слабость этих восточных монархий заключалась в отсутствии четких правил наследования трона. Четверо сыновей монарха, Махмуд, Баркьярук, Мухаммед и Санджар были вовлечены в борьбу за власть, что послужило раздроблению государства.

Сразу после смерти Малик-шаха его жена Таркан-хатун захватила всю полноту власти. Получив поддержку со стороны эмиров, она назначила своего четырехлетнего сына Махмуда верховным сельджукским правителем. Таркан-хатун двинулась в Исфахан, где находился второй сын покойного султана от другой жены – двенадцатилетний Баркьярук. Таркан-хатун вступила в столицу империи, а Баркьярук, в сопровождении оставшихся ему верными эмиров и гулямов, бежал в Рей. Вокруг него сгруппировались небогатые, но стремившиеся к власти люди. Баркьярук при активном участии рейской знати был провозглашен верховным султаном.

В истории Сельджукского государства впервые появились два верховных правителя: Махмуд – в Исфахане и Баркьярук – в Рее. Двоевластие продолжалось недолго. В 1094 г. произошла решающая битва между армией Баркьярука и войсками Таркан-хатун. Баркьярук одержал победу и начал осаду Исфахана, где укрылись его противники. Вскоре умерла Таркан-хатун, а затем скончался от оспы ее малолетний сын Махмуд. Баркьярук получил инвеституру на верховную власть от багдадского халифа. Двенадцатилетнее правление Баркьярука было заполнено междоусобицами, ожесточенной борьбой за власть.

Баркьярук, еще в период борьбы с Махмудом, отдал во владения своему сводному брату Мухаммеду область в Азербайджане Гянджу. Укрепив власть в Азербайджане, осенью 1099 г., подстрекаемый своими визирями, Мухаммед двинулся против Баркьярука. Вскоре ему удалось захватить Рей. Мухаммед воссел на трон, а аббасидский халиф не замедлил огласить хутбу с его именем в Багдаде.

Жестокие военные столкновения между сводными братьями случились дважды, с переменным успехом. В результате чего в 1104 г. оба претендента на верховную султанскую власть заключили мирное соглашение, по которому оба брата именовались султанами, но верховным правителем объявлялся Баркьярук; Мухаммед помимо Азербайджана получил северо-западные провинции Ирана, области по Евфрату, Мосул и Сирию.

В процессе междоусобицы прекратились завоевательные походы, в связи с чем уменьшился приток богатств. Тюрки по-прежнему хранили верность племенным отношениям, шиитство доходило до крайности, исмаилиты Аламута ввели в систему политические убийства, которые совершались людьми, опьяненными гашишем – «гашишинами», – скоро это слово стало синонимом слова «убийца». Эти личности создавали государство в государстве, что ослабляло мощь сельджуков.

Между тем в 1092 г. в Северном Хорасане начал активно действовать сын Альп Арслана, Арслан Аргун, который при жизни отца был назначен эмиром Хорезма. Арслан Аргун воспользовался междоусобной борьбой своих племянников и других родичей и приступил к захвату Хорасана. В качестве предлога он выдвинул наследственное право на эту провинцию, которая некогда принадлежала его деду Чагри-беку. Он легко овладел в 1095 г. Мервом, Серахсом, Балхом, Термезом.

В 1096 г. султан Баркьярук снарядил своего сводного брата Санджара в поход на Хорасан против Арслана Аргуна. Арслан Аргун погиб, и Санджар почти без боя овладел Хорасаном, а затем был назначен его правителем.

В 1096 г. начался первый крестовый поход на Ближний Восток (см. «Тюрки и Крестовые походы»). Кровопролитные завоевания крестоносцев вызвали тревогу и озабоченность в государстве Сельджуков. Баркьярук решил готовить поход на Сирию и Палестину. Но междоусобица не дала возможности сельджукскому султану объединить в поход всех сельджукских эмиров и перейти к решительным действиям против крестоносцев. В 1105 г. Баркьярук умер. Несмотря на временную реставрацию центральной власти при Мухаммеде I (1105–1108 гг.), после смерти последнего брата Санджара власть себя дискредитировала.

Впрочем, все это не поколебало тюркское могущество. Напротив, в течение всего ХII в. и в начале ХIII в. положение тюрков еще больше укрепилось. Тот факт, что аббасидский халиф Ан-Назар (1188–1225 гг.) стал независимым властителем Багдада, а в Сирии, затем в Египте воцарилась династия Айюбидов, основанная знаменитым курдом Саладином (см. «Султан ислама»), в сущности, не имел серьезных последствий для тюркизма.

В царствование Санджара (1118–1157 гг.), последнего из Великих Сельджуков, достойного носить этот титул (он останется в силе до 1194 г., года смерти Тугрула III), дальневосточные народы, которые долгое время не вмешивались в дела Западной и Центральной Азии, снова вмешались в них косвенным образом.

Кидани, которые разгромили Кыргызское государство Орхона, покорили Северный Китай в 936 г., а в 1125 г. были вытеснены оттуда, забыли о своей китаизации, кстати сказать чисто поверхностной, вернулись к кочевому образу жизни и прошли через всю Центральную Азию под предводительством вождя с китайским именем Елюй Даши (около 1130–1142 гг.). По пути они покорили Турфан и Кучу, затем вышли к границам Караханидов. В то время те воевали с карлуками Или и кангли – тюркоязычным племенем, жившим на северном берегу Арала. Караханиды допустили ошибку, увидев в пришельцах своих возможных союзников. Елюй Даши вошел в Баласагун, сверг местного Караханида и занял его место. После чего взялся за остальных принцев царствующего семейства, захватил Кашар, Хотан, победил правителя Самарканда (1137 г.) и объявил себя гурханом, т. е. ханом конфедерации племен.

Санджар, сюзерен Мавераннахра, не мог сидеть сложа руки: он вмешался и был разбит. Так родилась новая степная империя, но империя буддийская, частично китаизированная, с тех пор носившая имя Kapaкитайская.

Поражение Великого Сельджука – Санджара – имело широкий резонанс, потому что казалось современникам поражением Ирана и всего ислама, триумфом Китая – иными словами, реваншем за битву при Таласе.

И действительно, антимусульманские репрессии, сравнимые с испанской Реконкистой, обрушились на эти, совсем недавно исламизированные земли. (На этом важном этапе в мировой истории мы остановимся подробнее в «Истоках „Желтого крестового похода“»). Именно тогда в среде левантийских христиан родилась, а затем распространилась вплоть до Западной Европы вера в таинственного Отца Жана, который должен был появиться в самом сердце Азии, чтобы сбросить ислам, и который несколько позже персонифицировался в образе Онг-хана христиан-кераитов в Монголии.

Последний великий султан сельджуков Санджар был побежден сначала каракитаями в 1141 г., затем балхскими огузами – в 1153 г., которые снова наводнили Иран, против него поднялись и другие племена, жившие в Бактрии.

Напуганные огузской смутой, правящие круги Центральной Азии и Ирана стали объединяться в военный блок. Его душой стал хорезмшах Атсыз, тезка завоевателя Иерусалима, тюркский вождь из устья Оксуса, плодородного и процветающего региона, давно исламизированного. Атсыз ваял себе старый титул шаха Хорезма и с неохотой подчинился сельджукскому диктату. Он вместе со своим сыном Иль Арсланом пошел на Хорасан, но безуспешно. В 1156 г. внутренние раздоры предводителей огузских племен помогли Санджару бежать из плена. Находясь в Шахристане, хорезмшах Атсыз узнал о бегстве Санджара из огузского плена и направил ему поздравительное послание.

Освободившись из плена, Санджар послал во все стороны гонцов с призывом присоединиться к нему. В Термезе, где укрепился султан, намечался план грандиозного наступления на огузов силами хорезмшаха, правителей Гура, Систана, Табристана. Одновременно через Атсыза велись переговоры с огузскими вождями. Однако этому плану не суждено было претвориться в жизнь. В конце июля 1156 г. внезапно скончался Атсыз, оставив престол Иль Арслану. В Термезе собрались военачальники. Вместо того, чтобы осуществить план, разработанный Санджаром, они переругались, а потом перебили друг друга. Санджар поселился в своем пригородном замке Андаробе, располагавшемся под Мервом. Шансов на восстановление фактически распавшегося султаната уже не оставалось. Казна была пуста, войско не повиновалось одряхлевшему повелителю. От потрясений Санджар заболел и умер 29 апреля 1157 г. в Хорасане. Началась феодальная междоусобица. Почти тридцатилетняя борьба вождей огузов, хорезмшахов, гуридов Афганистана и других фeoдальных владетелей за обладание Хорасаном закончилась победой хорезмшаха Текеша.

К 1193 г. преемник Атсыза завладел Хорасаном, что дало ему возможность осадить царскую ставку сельджука Тугрула III, законного принца, которого считали узурпатором. Он разгромил его войска около Рая, в пригороде нынешнего Тегерана, и убил его. Сын Текеша, Ала ад дин-Мухаммед (1197–1220 гг.), выдающийся принц, сполна воспользовался плодами своих предшественников. Он начал войну против последнего караханидского принца, который все еще номинально правил. Это было начало заката империи каракитаев: она, вероятно, была слишком чуждой, чтобы продержаться долгое время. Кроме того, вдали уже появился монгольский призрак. В 1211 г. последнего монарха сбросил с престола его зять, найман Кючлюк, тюрок из Монголии, самый непримиримый враг Чингисхана.

Свои блистательные победы Мухаммед одержал в Восточном Иране. Там, в горах Гур, обитало дикое и гордое иранское племя, в котором исламской была только верхушка, но оно сформировало небольшое сильное государство, известное нам по названию их родины – государство Гуридов.

Конфликт между иранцами и тюрками, Гуридами и шахом Хорезма был неизбежен. Он разразился по поводу обладания Гератом в 1204 г. В 1215 г. Ала эд дин-Мухаммед захватил Газни и почти весь Афганистан. Благодаря этому в 1217 г. он осуществил победный поход в районы Ирана, где его с восторгом приняли независимые атабеки. В то время его империя, кроме Хорасана, включала в себя Мавераннахр, Афганистан и почти весь Иран. Он готовился идти на Багдад, но, чтобы выжить, ему приходилось оставаться под защитой неприступных гор. А к востоку от него собиралась самая свирепая в истории буря. И она смела его. И имя ей – Чингисхан.

Итак, обозначим основные факторы раскола Сельджукского государства:

– сельджукская правящая династия, после объединения тюркских народов и создания Сельджукского государства, стала опираться на иранскую чиновную и арабскую духовную знать. Сельджукские султаны перестали соблюдать тюркские традиции, огузских вождей больше не вызывали на курултай для решения важных государственных дел, предпочитая правление по персидскому образцу, где шах был единоличным правителем. Все это, в свою очередь, развивало сепаратистские тенденции среди огузских вождей и отделяло султанов от основной массы своих тюркских сородичей;

– объединение всех народов и племен вокруг ислама и на основе этого создание мусульманской империи во главе с халифом не выдержало испытания временем. Халифат распался. Нужна была новая идея. У сельджукских правителей ее не было, и в продолжение прежней идеи о всеобщей мусульманской державе они усилили старую борьбу за чистоту ислама (суннитского направления);

– у огузов, принявших ислам в Сельджукском государстве, тюркские традиции уходили в забвение, национальные чувства притуплялись, заменялись религиозными. Новые поколения теряли свои исторические и национальные корни древней культуры, традиции предков;

– начиная войну с исмаилитским тайным орденом, сельджукские правители не доводили ее до победного конца, а это не только отражалось на престиже государства, но и ослабляло его, так гак исмаилиты запугивали и расправлялись с лучшими сельджукскими воинами. Имам исмаилитов – «горный старец» направлял своих убийц на самых талантливых и энергичных эмиров. Места убитых занимали менее способные, а то и вовсе бездарные. Исмаилиты в этой войне не победили, тем не менее такой целенаправленный геноцид за 50 лет подорвал генофонд и этническую систему Сельджукского государства.

Из книги Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи. 1420-1520 автора Эрс Жак

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Роль сельджуков в истории тюрков В X в. персидская география – Худуд эль-Алам свидетельствует, что страна киргиз-казахов на севере оз. Балхаш, т.е. степи Сары-су, Тургая и Эмбы, была населена тюркскими народностями, огузами или гузами, о которых византийские летописцы

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Государство Шан-Инь Древнейшим периодом китайской истории, который в настоящее время можно изучать на основании документов и археологических данных, является период существования государства Шан-Инь. По традиционной китайской хронологии, эта эпоха обычно относится к

Из книги Гитлер автора Штайнер Марлис

Государство Государство для Гитлера – как и партия, как и экономика – всегда было лишь средством для увековечивания «расы» и создания новой империи германской нации.Из осторожности он избегал четких высказываний на эту тему, изложив их только в своем завещании. Так, в 1920

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

14.3. Средневековые наваррцы - это «античные» спартанцы Средневековое Афинское государство каталанцев - это «античное» Афинское государство 78а. ВОЕННОЕ ГОСУДАРСТВО НАВАРРЦЕВ В XIV ВЕКЕ Н.Э. Наваррцы известны в истории средневековой Греции как воинственная «банда

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

10.2. ДЕРЖАВА СЕЛЬДЖУКОВ Завоевавшие Ближний Восток тюрки были мусульманами-суннитами и как правоверные мусульмане испытывали почтение к багдадским халифам. Вождь тюрок Тогрул-бек из рода Сельджука женился на внучке халифа и принял из его рук титул султана. Сельджуки

Из книги Распад Тюркского каганата. VI–VIII вв. автора Ахматнуров Сабит Садыкович

Глава IV Государство тюрок-сельджуков К концу Х века влияние кимаков на тогуз-огузские племена начинает ослабевать. Их вожди ведут борьбу за независимость, в том числе выступают против своего вождя, формально подчинявшегося кимакскому кагану. Глава одного из огузских

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 2 автора Светозаръ

автора

Конец власти сельджуков Следствием политики Низам-аль-Мулька стала децентрализация, которая наступила после его смерти, когда империя Сельджуков с ее показным имиджем великой централизованной бюрократии распалась. Империю отчасти скрепляли ожидания образованного

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Государства после распада империи Сельджуков Сельджукская империя никогда не представляла собой абсолютизм с сильным единым центром. Она рано достигла критической точки, когда государственные ресурсы находились в такой зависимости от частных интересов эмиров, что при

Из книги Русское влияние в Евразии. Геополитическая история от становления государства до времен Путина автора Леклерк Арно

Государство Carr? Jean-Michel: Poutine: le parrain de toutes les Russies, Fondation Saint Simon, Paris, 2008Favarel-Garrigues Gilles, Rousselet Cathy: La soci?t? russe en qu?te d’ordre avec Vladimir Poutine?, Autrement, Paris, 2004Kalika Arnaud: L’Empire ali?n?. Le syst?me du pouvoir russe, CNRS Editions, Paris, 2008Ladous R?gis: De l’?tat russe ? l’?tat sovi?tique 1825–1941, SEDES, Paris, 1990Mendras Marie: Comment fonctionne la Russie? Le politique, le bureaucrate et

Из книги Исторический очерк о буддизме и исламе в Афганистане автора Берзин Александр