Развитие слуха у ребенка. Развитие музыкального слуха у ребенка — упражнения и рекомендации

Очень часто родители беспокоятся насчет того если ли музыкальный слух у их ребенка и можно ли его развить. Безусловно, слух есть у всех в той или иной степени, ведь это всего-навсего навык и самое главное правильно и вовремя его развивать. Ничего сложного в этом нет, ведь большинство упражнений проходят в виде интересных игр, которые придутся по душе как крохе, так и его родителям.

Особенности развития музыкального слуха.

Как и любая другая способность человека, музыкальный слух может развиваться и тренироваться. Это не что иное, как запоминание определенных структур, компонентов музыкальной ткани, их осмысление и воспроизведение. При развитии слуховой памяти, а также определенных знаний это не составит особого труда. Возрастных ограничений, по развитию музыкальных навыков нет, занятия можно начинать в любом возрасте, даже если человек утверждает, что ему «наступил медведь на ухо». Однако, наиболее легче это сделать именно в детстве.

В каком возрасте можно начинать развитие слуха.

Здесь действует один закон – чем раньше, тем лучше. Первое, что запоминает малыш – это мамин образ и голос. Поэтому пойте колыбельные, чаще разговаривайте с ребенком, он будет следить за интонацией. Чуть позже можно включать ему для прослушивания небольшие фрагменты классической музыки, звуки природы. При этом важно взаимодействовать с малышом, рассказывать, что звучит, какой характер музыки. Выделяйте некоторые моменты в композиции чтобы привлечь внимание крохи и поясняйте их, например, звучание колокольчика, капли дождя, пение птиц. Играя с погремушками, также комментируйте звуки, как звучит тот или иной предмет (громко, тихо). Ближе к году малыш начинает делать первые шаги, можете начать развивать у него чувство ритма. Включайте музыку и хлопайте в ладоши в такт ей. Регулярно выполняя такое несложное упражнение, вы заметите, что малыш без труда сам сможет повторить это. Можно попросить хлопнуть или топнуть ногой только в определенный момент, например, на каком-нибудь слове или ярком фрагменте. Такие занятия отлично разовьют ритм, а также слух, память и координацию.

Ближе к двум годам можно начинать изучение низких и высоких звуков. Для этого отлично подойдут программные произведения различных композиторов, послушайте вместе с малышом отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова или «Карнавал животных» К. Сен-Санса, обсудите то, что вы услышали. Также полезно будет знакомить малыша со звуками, которые издают различные животные, учите с ним вместе как «говорит» корова, кошка, мышка, комарик, у кого из них высокий голос, у кого низкий. Уже в этом возрасте можно пока в игровой форме учиться извлекать звуки на музыкальных инструментах – ксилофоне, губной гармошке, флейте, синтезаторе. Полезно использовать также барабан, маракасы и бубен.

Особенно важно при развитии музыкальных навыков уделять внимание стихам. Обратите на этот этап занятий особое внимание. Стихи А. Барто, К. Чуковского и С. Михалкова хорошо ложатся на музыку, поэтому в течение дня читайте их малышу, весьма полезно будет произносить их нараспев.

Начиная с четырех лет, можно играть в разные игры, например, угадать звучащий предмет. Для этого приготовьте различные кухонные принадлежности, это может быть стакан, фужер, кастрюля, ковш или даже терка. Карандашом постучите по нему и предложите ребенку найти этот предмет.

Предложите малышу с помощью музыкальных инструментов, которые у вас имеются в арсенале изобразить звуки природы и голоса животных. Детям постарше предложите нарисовать то, что они услышали в прослушанном фрагменте, это отлично развивает память, слух и образное мышление. Предварительно обсудите с ним то, что услышали, какие звуки, какие инструменты были.

Не забывайте разучивать простые детские песенки, фрагменты мелодии, петь вместе с малышом, это тоже весьма полезно для развития музыкального слуха.

Уже в этом возрасте можно вместе посещать концерты симфонического оркестра, детские представления, некоторые ансамбли и творческие коллективы устраивают специальные детские программы с элементами беседы и игры.

Во всех этих занятиях важно не только правильно и четкое выполнение ребенком всех пунктов, а в первую очередь его взаимодействие с родителями. Занимайтесь, пойте, читайте стихи и сказки как можно чаще с малышом и тогда он будет также активно включаться в музыкальную деятельность вместе с вами.

То, что называют в быту музыкальным слухом , - это целый ансамбль разнообразных способностей и задатков: чувство ритма, ладовое чувство, абсолютный слух и т. д. Какая-либо из этих способностей не является только наследственной (врожденной) и может быть создана умелой тренировкой. Иначе говоря, музыкальный слух можно воспитать у любого нормального ребенка: у одних это пойдет легче, у других потребует больше усилий.

Широко известны случаи очень раннего проявления музыкальных способностей (значит, и музыкального слуха) у многих выдающихся композиторов и исполнителей. Однако примеры противоположного рода почему-то известны гораздо хуже, а их тоже немало (так, скажем, А. Хачатурян начал обучаться музыке с шестнадцати лет).

Чтобы развить музыкальный слух у ребенка , вовсе не обязательно усаживать его за инструмент, или заставлять петь, или изучать с ним нотную грамоту. В раннем дошкольном возрасте (три-четыре года) полезней играть в различные игры, незаметно для ребенка тренируя у него чувство ритма, умение различать высоту звука, тембровый слух и музыкальную память.

Что нужно делать для этого? Вот несколько простейших игр, в которые можно играть с детьми дошкольного возраста (от трех лет и более) для развития музыкального слуха.

Игра «Простучи и ты»

Вы отстукиваете карандашом по столу такт простой песенки или танца (вальс, марш, полька, мазурка, венгерка, полонез), повторяете в одном темпе три-четыре раза, потом предлагаете ребенку так же отстучать этот ритм. Варьируйте игру: пусть ребенок сначала повторит такт, отстукивая карандашом по столу (как вы ему показали), потом - по стеклу: сначала в том же темпе, что и вы, а потом - варьируя темпы («можешь то же самое выстукать быстрее? медленнее?»). Конечно, понемногу и рисунок ритма усложняйте: сначала фраза ритма берется из трех, пяти, семи звуков (стуков), потом больше, по мере продвижения ребенка.

Игра «Кто поет?»

Посадите ребенка так, чтобы он вас не видел, или перейдите в другую комнату и начните одним предметом (сначала лучше палочкой) постукивать равномерно по другому предмету, проводить по нему - заставить его «петь». Ребенок должен угадать, какой предмет дает звук. Конечно, начинать надо с таких вещей, «пение» которых малыш не раз слыхал, а потом переходить к новым для него (в звучании) предметам.

Другое усложнение в том, чтобы в качестве угадываемых вещей брать и то, чем стучите, и то, по чему стучите (или водите). Дальнейшее усложнение игры - учить его различать в аудиозаписях голоса отдельных музыкальных инструментов. Для этого всегда можно приобрести несколько записей сольных концертов, а если они будут слишком сложны, заранее наметить себе какую-нибудь самую простую часть и проигрывать только ее.

Игра «Путаница»

В эту игру можно играть только тогда, когда дошкольник уже запомнил (безошибочно узнает на слух, если сам не умеет пропеть или проговорить) несколько разных песенок. Можно слова одной песни пропеть на мотив другой. Например, детскую песню «Я играю на гармошке» на мотив «В лесу родилась елочка» и т. д. Ребенок должен узнать, что с чем спутано, но не обязательно спеть обе песни, а любым способом показать, что он их припомнил, назвать слова обеих или названия и т. д.

Некоторые советы по развитию музыкального слуха у детей дошкольного возраста

Безусловно полезны и занятия ритмической гимнастикой, и разучивание танцев под музыку, и вообще музыкальная атмосфера в доме. Последнее вовсе не значит, что с утра до вечера в комнатах должен раздаваться этакий винегрет из джаза, «Кармен», хоралов Баха и «Дубинушки»: чувство меры важнее всего. Но два-три раза в неделю в доме должна звучать настоящая музыка, а ребенок в это время не должен мешать старшим (чем он будет заниматься, неважно, лишь бы не шумел).

Такие музыкальные моменты рано или поздно оживут в памяти и чувствах ребенка.
Разумеется, когда он подрастет, лет в шесть-восемь, можно устраивать уже настоящие викторины, предлагая узнать ту или иную запись по ее фрагментам из середины и конца, придумывая условия угадывания, учреждая призы и участвуя всей семьей в таких викторинах.

Полезно и беседовать время от времени с ребенком о музыкальных произведениях, о композиторах, предлагать ему самому прочитать и пересказать в семье художественные и популярные произведения о музыке и музыкантах. Как и для проведения игр, здесь нужен большой такт, выдумка.

Один-два раза в неделю по полчаса - и через год или два результаты скажутся у любого нормального ребенка, если внимательно следить за тем, не устал ли он, не скучно ли ему, все ли он понял. Избегайте какого бы то ни было принуждения и наказания, а действуйте внушением, лаской, поддразниванием, юмором, «подкупом» (призы, сладости, кино и пр.) и, конечно, самой музыкой, силу которой трудно переоценить при умном подборе музыкальных отрывков и целых вещей.

С музыкальным слухом не рождаются, его надо долго и правильно тренировать и пестовать.

Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха , а возможности его развития практически безграничны. Отсутствие слуха - такая же редкость, как, например, врожденная слепота. Без него мы, например, не узнавали бы людей по голосу. Невербальные характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем произнесенные вслух слова.

У подавляющего большинства людей слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию своих способностей.

Занятия на инструменте требуют от ребенка и его родителей само-отдачи. Готовы ли вы к этому?

2 Если ребенку, как говорится, «медведь наступил на ухо», то тут уже ничего не поделаешь!

Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь? Значит, тебе «медведь на ухо наступил», у тебя «нет слуха».

Важно учитывать, что такие проблемы как «нечистое» интонирование отдельных звуков и музыкальных фраз далеко не всегда свидетельствуют об отсутствии музыкальных способностей. Зачастую дети, особенно маленькие, не умеют управлять своим голосом, голосовыми связками, вследствие чего не могут точно передать звучание ноты или мелодии, которое существует в их сознании в абсолютно верном варианте. Отсюда рождается распространенное заблуждение, что ребенок, который поет фальшиво, лишен музыкального слуха в принципе.

Как развить у ребенка музыкальные способности?

Слушайте вместе музыку, когда малыш еще в животике

Младенцу пойте песенки - от колыбельных до бодрых маршей

Разучивайте с малышом детские и мелодичные взрослые песни

Показывайте малышу музыкальные мультики

Покупайте детские инструменты и показывайте, как ими пользоваться

Играйте на гаджетах в музыкальные игры.

3 Малыш будет слушать классическую музыку, только если он привык к ней с колыбели.

Если в доме часто звучит классическая музыка, ребенок будет воспринимать ее хорошо. Но она не должна навязываться ребенку, иначе будет вызывать отторжение. Ставьте классику, но понемногу, по 5–10 минут. Не включайте музыку громко, следите за реакцией малыша. Ему не нравится? Выключите: либо ваш малыш еще не дорос до такой музыки, либо она не подходит ему на психоэмоциональном уровне.

4 Занятия музыкой - это пустое времяпровождение и ими стоит заниматься лишь тем, кто решил сделать карьеру в этой сфере.

Бытует мнение, что если уж «лишать ребенка детства», так уж только ради профессиональных занятий. Но ведь занятия музыкой необычайно полезны и на уровне общего развития!

Музыкальное образование очень нужно всем детям для их развития. У музыкальных детей лучше развиты память, зрительное восприятие, речь, координация слуха и движений, фантазия. Кроме освоения навыка игры на инструменте, ребенок тренирует память, усидчивость. становится более дисциплинированным. Музобразование оказывает положительное влияние на общее развитие. Но прежде чем вести малыша в специализированную школу, подумайте о той нагрузке, которую вы добавляете и ребенку, и себе. Ведь далеко не все дети (и родители) готовы это принять и выдержать.

5 Есть «сложные» и «легкие» музыкальные инструменты, и делать первые шаги лучше на «легких» - таких, например, как барабаны.

Все инструменты сложны, при игре на них нужно развитие слуха, памяти, ритма. Например, для игры на ударных инструментах нужно хорошо развитое чувство ритма . У многих детей, которые приходят поступать в музыкальную школу, оно недостаточно совершенно. Нужна также блестящая координация. Кстати, без нее на любом инструменте никуда…

Произведения классики, которые должен услышать каждый малыш:

П.И. Чайковский, музыка к балету «Щелкунчик»
П.И. Чайковский, пьесы из «Детского альбома»
П.И. Чайковский, пьесы из цикла «Времена года»
В.А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада»
Э. Григ, сюита «Пер-Гюхт»
Ф. Шопен, произведения на выбор родителей
Н.А. Римский-Корсаков, «Шехеразада»
В.А. Моцарт, симфония № 40, 1 часть
Л. Бетховен «К Элизе»

Вольфганг Амадей Моцарт уже в 5 лет сочинял довольно сложные музыкальные произведения. Игорь Стравинский в 9 лет превосходно играл на музыкальных инструментах. Иоганн Штраус-младший и его четверо братьев с ранних лет увлеклись музыкой, все стали выдающимися и знаменитыми музыкантами-композиторами. Всё почему? Да потому, что все вышеупомянутые люди росли в музыкальной среде: Моцарт являлся сыном известного музыканта-педагога, отец Стравинского был певцом Мариинского театра, а Иоганн Штраус-старший известен на весь мир своими произведениями. И, кстати, отец Штрауса, ни в коем случае, не хотел видеть своих сыновей в качестве музыкантов, однако, Штраус-младший прятался, скрывался, но все же играл на скрипке. Если есть желание развивать слух у ребенка, то первым делом нужно окружить его музыкой. И пусть это будет не только классическая музыка, а совершенно разная. Причем дитё ещё в утробе слышит и запоминает то, что ему поют или играют. Поэтому беременные женщины могут ходить на музыкальные концерты, в оперу или в театр, чтобы ребенок учился улавливать настроения и эмоции мамы.

Для многих музыкальный слух представляется как нечто возвышенное, уникальное и непостижимое. Уже сегодня ученые доказали, что при наличии музыкальной среды, желания и умения к достижению цели можно достичь прекрасного музыкального слуха. К сожалению, сегодня все сложнее развивать музыкальный слух у детей, так как современный мир высоких технологий просто не дает этого делать. Ведь так легко включить телефон, ноутбук или телевизор и послушать музыку. Однако все сложнее напевать мелодии самостоятельно, без нажатия кнопок. Вспомните даже застолья и праздники 100 лет назад, - они, конечно же, не обходились без песен. А в послевоенный период и подавно. Поэтому первым условием развития музыкального слуха является исполнение песен. В младенческом возрасте - это колыбельные. Их стоит петь с выражением, лаской и определенной постановкой. Вряд ли ребенок будет воспринимать колыбельную при плохой подаче. То есть мама должна тоже обладать хоть негениальным, но слухом.

Музыкальным слухом, даже не подозревая об этом, в обыденной жизни человек пользуется постоянно. Например, различает голоса у собеседников, разные мелодии и песни. Можно определить, в каком настроении человек, как к собеседнику расположен. Музыкальный слух, в той или иной степени, существует у каждого человека, и кто его активно развивает, тот и становится музыкантом, композитором и певцом.

Не стоит откладывать игру на музыкальных инструментах до 5-7 лет. Нужно с самого раннего детства показывать ребенку как многогранна, интересна музыка, каким образом звучат музыкальные инструменты. И выделять 30-40 минут в день для прослушивания музыкальных произведений, ведь дети так любят чему-то подражать. Все занятия по музыке лучше проводить в игровой форме, без навязывания и прочих хитростей, так как ребенок воспринимает в юном возрасте всю информацию через игру.

Важным способом в развитии музыкального слуха являются стихи. Да-да, именно они. Ритмические стихи Агнии Барто, Корнея Чуковского или Сергея Михалкова прекрасно ложатся на музыку, поэтому стоит разнообразить день ребенка такими вот занятиями, а можно их петь и во время уборки, приготовлении ужина и других домашних дел.

А еще способствуют развитию музыкального слуха разные игрушки и специальные инструменты. Например, пианино, синтезатор, гитара, трещетки, ксилофон, барабан и многие другие детские игрушки могут быть полезными, дабы ребенок с самого раннего детства играл на таких инструментах, различал мелодии и сам увлекался процессом. Сегодня ни для кого не секрет - для успешного изучения иностранного языка необходимо иметь музыкальный слух, потому что он помогает правильно произносить слоги, ударения, растягивать слова и многое другое.

Когда ребёнок чуть подрастет (2-3 года), можно начинать ходить с ним на музыкальные представления, мини-концерты. Мальчикам и девочкам такое нравится. Как только малыш научился хоть немного разговаривать, стоит начинать с ним разучивать песни: веселые и грустные, быстрые и медленные.

Не стоит также забывать и про развивающие школы, в которых ребёнок не только учится общаться с другими людьми, читать и различать цвета, а и развивает музыкальный слух. Сейчас таких школ великое множество, поэтому выбрать подходящее заведение наверняка не затруднительно для родителей.

И напоследок хотелось бы напомнить о том, что ребёнок - не робот, и не все рождаются и становятся вундеркиндами. Поэтому если сыну или дочке все же не нравится музыка, пение или танцы, то не стоит заставлять. Нужно выбирать ту музыку, которая нравится ребенку, ведь в любом направлении можно найти настоящий шедевр. Добрые мультфильмы, спектакли и представления с музыкой - вот то, что нужно маленькому человечку. В первую очередь ему следует показать, какой мир проникновенный, искренний, впечатляющий и благодаря музыке он становится еще ярче и насыщеннее. Необходимо развивать не только музыкальный слух, но и эстетический вкус, тягу ко всему прекрасному. И тогда жизнь такого ребёнка заиграет разными красками, и будет напоминать радугу, а не зебру.


Статьи по теме: Воспитание детей

Еще, будучи беременной, многие рекомендуют включать классическую музыку в комнате, где находится будущая мама, т. к. это оказывает положительное влияние на развитие плода. В нашей жизни малышу также, необходимо понемногу приучаться к прекрасному, и это молодые родители делают с самых ранних периодов.

Важно понимать, что прививая грудничку музыкальный слух – тем самым родители развивают в нем сенсорные способности.

РАЗВИВАЕМ СЛУХ МУЗЫКАНТА С РАННИХ ПЕРИОДОВ ВЗРОСЛЕНИЯ

Первым знакомством с музыкой будет не аудиозапись на проигрывателе, а первая, подаренная дудочка или гитара, а может маленький синтезатор. Только нажимая каждую клавишу по отдельности, перебирая каждую струну – взрослый может хоть немного объяснить юному дарованию звук. Объяснить звук словами весьма сложно. Стоит изощряться, ассоциируя нижние ноты с рычание тигра или медведя, средние со звуками, которые издают олени, лягушки, а самые высокие – со сверчком, кузнечиком, соловьем и т. д.

Еще раньше можно начинать знакомить со звуками в возрасте 10-11 месяцев от роду, по картинкам демонстрируя собачку, которая говорит «ГАВ-ГАВ», кошечку связывать со словами «МЯУ!МЯУ!» и так далее. Малышу очень понравится такая игра – он сначала будет просто молча улыбаться и внимательно следить за тем как двигается ваш рот и язык, позже он сможет произнести что-то подобное голосу кисы или собачки. Можно напевать песенку и танцевать с ребенком на руках, при этом менять темп подачи музыки, то очень быстро, то медленно, иногда – плавно меняя темп.

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СЛУХА

Грудничкам в первые месяцы жизни покупают пищащие, шуршащие игрушки, одни из них очень громкие, другие потише. Можно собрать несколько игрушек и рассказать ребенку стихи в виде импровизированного спектакля. Причем на повышение и понижение тембра голоса менять зверюшку, тем самым прививая внимательность и наблюдательность маленькому человечку.

Существует масса интересных песен по типу «Каравай», «Тень-тень», «Тили-бом! Загорелся кошкин дом!» и огромное множество других композиций, которые легко можно найти в сети интернета.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКОВ

Эти игры уже для деток постарше, которые уже могу сопоставить, где низкий тембр и с чем он схож, а где высокий и, также, привести примеры. Именно развивая правильное восприятие звуков, ребенку гораздо проще будет запоминать стихотворения, проще будет читать книги по школьной программе и не только.

Звуки струящейся музыки – это не иностранный язык, который учат со словарем. Это эмоциональное восприятие чьего-то душевного излияния.