Подходы к определению общества? Понятие общества. Основные подходы к его изучению в социологии

В предыдущем разделе речь шла о природе, взаимодействии природы и общества. Как уже отмечалось, природа является необходимым условием жизни общества, в том числе физического и духовного существования человека. Однако хорошо известно, что человек не может существовать не только вне природы, но и вне общества. Ведь, как заметил еще Аристотель, вне общества может жить только гений или сумасшедший. Поэтому естественно, что одно из важнейших мест среди философских проблем занимает проблема человеческого общества или просто общества. Чтобы раскрыть ее сущность с позиций социально-философского анализа, необходимо последовательно ответить на вопросы: что такое общество и каковы основные подходы к его пониманию; что представляет собой общество как самораз- вивающаяся система; что включает структура социума и как осуществляется его развитие?

Целью данного раздела и является поиск ответов на эти вопросы.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ОБЩЕСТВА

Человеческое общество - одно из самых сложных среди известных науке явлений действительности. Тайны возникновения общества, законов его развития, смены одного общества другим волновали мыслителей всех времен и народов.

Термин «общество» - понятие многозначное. Его можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В узком смысле он имеет следующие значения:

  • 1) общество как совокупность общественных отношений. Известно, что общественные отношения - это то специфическое, что отличает социальные образования от других систем материального мира. И каждое общество является не просто совокупностью людей, а представляет собой единую систему социальных отношений, целостный социальный организм, который развивается определенным образом независимо от других социальных организмов;
  • 2) общество как определенный этап человеческой истории (первобытное общество, индустриальное, информационное и др.);
  • 3) отдельное, конкретное общество, являющееся самостоятельным субъектом истории (российское общество, американское общество и др.).

Общество в широком смысле - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающую

ся форму жизнедеятельности людей, основой которой являются человеческий труд, общественное производство, - иными словами, это человечество в целом, т.е. вся совокупность общественных организмов, которые существовали и существуют на нашей планете.

Общество изучают множество наук: социология, история, археология, история государства и права и многие другие, каждая из которых имеет свой аспект изучения. Есть такой аспект и у философии. Социальная философия при изучении общества акцентирует внимание на сущности и закономерностях его развития, на целях, движущих силах, содержании и направленности исторического процесса. Социологию прежде всего интересует социальная структура общества, т.е. способ организации и связи элементов общества в единый организм; история изучает развитие материальной и духовной жизни общества в различные исторические периоды и т.д.

Социальная философия под понятием «общество» понимает продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе не общности, а совместных интересов и договора. Понятие «общество» - шире понятия «общность», поэтому не всякая общность является обществом, но любое общество обладает чертами общности.

Понятие «народ» означает общность людей, связанных прежде всего происхождением, языком, культурой и, как правило, определенной территорией. Под понятием «нация» имеют в виду форму организации жизни одного народа (или нескольких близких), связанных единой государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство же представляет собой продукт исторического развития человеческого общества, форму организации жизни народов и наций, основанную на праве и законе. Все эти понятия тесно связаны между собой и взаимно пересекаются.

Итак, когда же возникло общество и что оно собой представляет?

Установлено, что общество на нашей планете не существовало изначально. Оно имеет свою историю возникновения и развития. Первыми известными науке социальными организмами были первобытные племена, затем - рабовладельческие государственные образования Древнего Востока, созданные людьми в конце IV тыс. до н.э. в плодородных долинах рек Нила (Египет), Тигра и Евфрата (Месопотамия), Инда и Ганга (Индия), Хуанхэ и Янцзы (Китай). Отсюда можно сделать вывод о том, что переход человечества от общинной формы существования к формированию общества произошел более 5 тыс. лет тому назад.

Существует множество точек зрения на общество и причины его возникновения. Можно предположить, что различных интерпретаций общества столько же, сколько существует направлений в истории философской мысли (схема 11.1). Все их рассмотреть достаточно сложно, однако упрощенно их можно объединить в несколько теоретических концепций (моделей).

Схема 11.1. Теоретические модели понимания общества

Одной из первых концепций понимания общества и источников его развития является религиозно-мифологическая модель, возникшая в античный период. Общество, как и отдельный человек, через призму этой модели рассматривалось в системе общего мирового (божественного) порядка - космоса (Бога), выступающего источником и первоосновой всего сущего. Стихийная реализация исторической необходимости порождала и под держивала у людей уверенность в существовании судьбы, божественной предопределенности существующих отношений, порядков, а также всех происходящих изменений. Поэтому божественный (космический) первоисточник существования общества и действующих в нем законов и моральных норм - основная тема древних мифов. Историки и философы эпохи античности также рассматривали общество не как особое образование, развивающееся по собственным законам, а как компонент космического бытия, что отражает религиозно-мифологический характер их взглядов.

Если религиозно-мифологическая концепция возникла на почве античной философии, то теологическая концепция зародилась в недрах схоластической философии Средневековья. Античная философия при всем различии взглядов ее представителей на общество имела космологический характер, поскольку тем единством, в которое включалось все сущее, в том числе общество, была природа (космос). Средневековое же мышление теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, в том числе общественную жизнь, для него являлась не природа, а Бог.

В наиболее полном виде эта концепция развита в учении Аврелия Августина (354-430), а позднее Фомы Аквинского (1225-1274). Августин считал, что вся история определяется божественной волей, а все пороки общества объясняются первородным грехом Адама и Евы. Развивая эти идеи, Фома Аквинский утверждал, что неравенство людей является вечным принципом общественной жизни, а разделение на сословия установлено Богом.

В Новое время значительное распространение получила натуралистическая концепция общественной жизни. Ее представителями были Рене Декарт, Шарль Луи Монтескье, Джон Локк и др., хотя первые натуралистические идеи можно обнаружить еще в творчестве древнегреческих философов. Так, Демокрит высказывал мысль о том, что вся общественная жизнь имеет природное происхождение, а Аристотель выдвинул идею о естественном происхождении социального расслоения людей.

В чем же сущность этого подхода? Натурализм (от лат. natura - природа) как философский принцип рассматривает социальные явления исключительно как действие природных сил: физических, географических, биологических и т.п. В соответствии с этим принципом тип общества и характер его развития определяются климатическими условиями и географической средой (географическая школа - Лев Мечников, Василий Ключевский и др.), биологическими, расовыми, генетическими особенностями людей (социальный дарвинизм: Томас Мальтус, Людвиг Гумплович, Вильям Самнер; расово-антропологическая школа: Жозеф Артур де Гобино и др.), космическими процессами и ритмами солнечного излучения (Александр Чижевский, Лев Гумилев). Таким образом, натурализм сводит высшие формы бытия к низшим, а человека - к уровню всего лишь природного существа. Главный недостаток данной концепции заключается в игнорировании качественного своеобразия человека, принижении человеческой активности, отрицании человеческой свободы.

Другой недостаток натуралистического подхода к обществу состоит в понимании человека как социального атома, а общества - как механического агрегата индивидов-атомов, поглощенных только своими собственными интересами. Таким образом, натурализм излишне материалистически трактует сущность человека, выделяя в ней лишь природную субстанцию. Вследствие этого человеческие связи приобретают исключительно природный характер, игнорируются их социальная и духовная составляющие.

В отличие от натуралистической концепции идеалистическая модель изолирует человека от природы, превращает духовную сферу общественной жизни в самодовлеющую субстанцию. Такое понимание истории возникает в результате абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии и выражается в принципе: «Идеи правят миром».

Вершиной объективно-идеалистической модели понимания общества являются воззрения Г. Гегеля, который высказал ряд гениальных догадок о закономерностях развития общества. Согласно Гегелю история движется вперед не как стихийный процесс. Она слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать свои способности, взаимоисключающие интересы, эгоистические цели. Однако в результате действий людей, преследующих свои цели, возникает нечто новое, отличающееся от их первоначальных замыслов. В этом у Гегеля и заключается «хитрость исторического разума», саморазвитие и самопознание которого и представляет собой собственно исторический процесс.

Таким образом, если с точки зрения натурализма развитие общества определяется действием законов природы, то в идеализме функцию творческого начала выполняет мировой разум (объективный идеализм), ничем не ограниченная человеческая активность, прежде всего духовно-волевая (субъективный идеализм).

Недостатки натуралистической и идеалистической моделей пытались раскрыть создатели диалектико-материалистической концепции развития общества, немецкие философы и социологи Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

В чем сущность социальной концепции марксизма? С точки зрения марксизма, опирающегося на работы Ч. Дарвина и Л. Моргана, процесс формирования общества начался с выделения человека из животного мира при формировании у его предков социально-побудительных мотивов поведения. Благодаря этому помимо естественного отбора в силу вступил и социальный отбор. В процессе такого «двойного» отбора выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально значимым требованиям, например, сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства и др. Так постепенно в процессе исторического развития человек, образно говоря, становился на рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей.

Процесс социализации человека осуществлялся прежде всего в процессе труда, навыки которого постоянно совершенствовались, передавались от поколения к поколению, образуя тем самым вещественно фиксируемую «культурную» традицию. Труд, стимулируя людей к совместной деятельности, обусловил возникновение и развитие разнообразных видов общения, возникновение членораздельной речи, образование производственных отношений. Таким образом, труд и возникшие на его основе производственные отношения являются главными материальными силами, которые привели к возникновению и совершенствованию собственно человеческой формы существования - общества.

К. Маркс, анализируя закономерности развития уже сформировавшегося общества, значительно расширил сферу действия материализма и распространил ее на область общественных отношений. Этот подход в дальнейшем стал называться материалистическим пониманием истории. Согласно данному подходу система производственных отношений составляет в обществе первооснову - базис, на котором формируются все иные отношения людей (правовые, политические, идеологические и др.).

Социальная теория марксизма формировалась в условиях революционного подъема, охватившего в середине XIX в. Западную Европу. Очевидно, поэтому такое большое внимание в марксизме уделяется борьбе между антагонистическими классами, которую он понимает как важнейшую движущую силу общественного развития. Многие исследователи этого учения обращали внимание и на другие его слабые места: постулат о диктатуре пролетариата, абсолютизацию экономического фактора в жизни общества, а также роли общества в жизни отдельного человека, что впоследствии послужило предпосылкой формирования тоталитарных режимов в странах, которые на практике попытались воплотить в жизнь теорию К. Маркса.

Теперь несколько слов о современных подходах к обществу. Все современные социально-философские и социологические концепции человека и общества так или иначе рассматривают последнее как совокупность социальных взаимосвязей и взаимодействий людей в процессе удовлетворения их потребностей. Например, одна из наиболее известных концепций общества, созданная Максом Вебером (1864- 1920), называется теорией социального действия. Главная идея веберовской концепции, да и всей его социологии, - обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. В соответствии с этой теорией социальное действие обретает содержание, которым оно не обладает в природе. Для понимания этого смысла необходима соответствующая интерпретация. В этом и заключается главная идея М. Вебера: всегда и везде, во все эпохи природу общества следует понимать как толкование смысла социальных действий людей. Нужно добавить, что под социальным действием понимается не любое действие, а действие, «субъективный смысл которого относится к поведению других людей». Исходя из такого подхода, нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, аффективным или ориентируется на какое-либо природное явление.

Еще одна из известных современных концепций человека и общества, так называемая концепция методологического индивидуализма, сложившаяся на основе идей марксизма, тейярдизма, неофрейдизма и социобиологизма, рассматривает общество как продукт индивидуального взаимодействия. По мнению Карла Поппера (1902-1994), одного из создателей этой концепции, каждое коллективное явление мы должны рассматривать как результат действий, взаимодействий, целей, надежд и мыслей отдельных людей и результат созданных и охраняемых ими традиций. Согласно этому пониманию социальная сущность индивида запрограммирована не только обществом, но и космо-природно- товарно-социальным бытием, поскольку человек является космо-при- родно-товарно-сопиальным существом. Здесь потенциальная духовность космоса реализуется человеком в различных объединениях.

Интересные новаторские идеи в подходе к обществу содержат и другие современные философские концепции: герменевтика, феноменология, аналитическая философия, постмодернизм и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ
  • 2. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К ОБЩЕСТВУ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Функционирование социальных отношений, институтов и организаций порождает сложную систему социальных связей, управляющую потребностями, интересами и целями людей. Эта система сплачивает индивидов и их группы в единое целое - социальную общность и через нее - в социальную систему. Характер социальных связей определяет как внешнюю структуру социальных общностей, так и ее функции. Внешняя структура общности может быть определена, например, ее объективными данными: сведениями о демографической структуре общности, профессиональной структуре, об образовательной характеристике ее членов и т.п. Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные социально-территориальные общности, которые образуют социальные институты и организации. Это придает актуальность данному исследованию.
  • Объект исследования - история социологии.
  • Предмет - основные подходы к изучению истории социологии.
  • Цель исследования - определить особенности различных подходов к изучению истории социологии.
  • Для достижения поставленной цели решались следующие задачи : дать определение основным подходам к изучению истории социологии; рассмотреть формационный и цивилизационный подходы к обществу.
  • Методологической основой исследования является диалектический методи принципы философского познания. В работе нашли отражение положения и выводы по затронутым проблемам, содержащиеся в научных трудах: Е.М. Бабосова, В.И. Добренькова, И.Ф. Девятко, Г.Е. Зборовского, И.Н. Кузнецова и других.
  • 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ
  • Для того, чтобы составить общее представление о социологии как науке, о ее методах, структуре социологического знания, о современных тенденциях и изменениях, происходящих в этой области, необходимо ответить на вопрос: что такое социология? В самом общем виде социология - это наука об обществе. Однако такое определение социологии нуждается в уточнении.
  • История развития социологической науки дала немало различных подходов к пониманию социологии и ее структуры, к определению ее предмета. Сам термин социология был введен в научный оборот французским философом О. Контом для обозначения науки, которую он первоначально назвал социальной физикой, и предметом которой было рассмотрение законов функционирования и развития общества. С этой точки зрения социология должна изучать общество как целостный социальный организм, а также взаимодействие его основных частей, социальных институтов, социальных процессов при помощи особых методов Девятко И.Ф. Методы социологическо-го исследования / И.Ф. Девятко. - Екатеринбург, 1998. - С.125. .
  • В процессе формирования и развития социологии сложилось два уровня изучения общества: микросоциологический и макросоциологический.
  • Микросоциология рассматривает взаимодействие людей. Главный тезис микросоциологии заключается в том, что социальные явления могут быть поняты из анализа личности и ее поведения, поступков, мотивов, ценностных ориентации, которые определяют взаимодействие людей в обществе и формируют его. Такая структура социологического знания позволяет определить предмет социологии как научное изучение общества и его социальных институтов.
  • Макросоциология изучает различные общественные структуры: социальные институты, образование, семью, политику и экономику с точки зрения их функционирования и взаимосвязи. В рамках этого подхода изучаются и люди, включенные в систему социальных структур.
  • Другой подход в понимании структуры социологического знания возник в марксистско-ленинской социологии. Была предложена трехуровневая модель социологии - исторический материализм, специальные социологические теории, эмпирические социологические исследования. Указанная модель стремилась вписать социологию в структуру марксистского мировоззрения, создать систему связей между социальной философией (историческим материализмом) и социологическими исследованиями. В этом случае предметом социологии становилась философская теория общественного развития, т.е. философия и социология имели один и тот же предмет.
  • Указанный подход изолировал марксистскую социологию от мирового процесса развития социологического знания.
  • Социология не может быть сведена к социальной философии, поскольку особенность социологического подхода проявляется в иных категориях и понятиях, которые соотносятся с эмпирически проверяемыми фактами. Особенность социологического познания проявляется, прежде всего, в возможности рассматривать социальные институты, социальные отношения, социальные организации на основе непосредственных эмпирических данных, включающих поведения личности, конкретную мотивацию этого поведения.
  • В этом отношении специфика социологии может быть определена следующим образом: это наука о становлении и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов; это наука о социальных отношениях и механизмах взаимосвязи между социальными общностями, личностями; это наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.
  • Такое понимание предмета отражает особенности в подходах при рассмотрении этого вопроса на протяжении всей истории социологии.
  • Основатель социологии О. Конт обращал внимание на две особенности данной науки: 1) Применение научных методов к изучению общества; 2) Практическое использование социологии в функционировании общества Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков; под общ. ред. проф. В.И. Добренькова. - Изд. 3-е. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - С.231. .
  • При анализе общества социология использует различные подходы и других наук: демографический подход изучает народонаселение и связанную с ним деятельность людей; психологический подход объясняет поведение человека с помощью мотивов, социальных установок; общностный, или групповой подход связан с изучением коллективного поведения групп, организаций и общностей людей; ролевое поведение личностей - структурированное выполнение ролей в основных социальных институтах общества; культурологический подход изучает поведение человека через общественные правила, ценности, социальные нормы.
  • Структура современного социологического знания обусловливает значительное количество социологических концепций и теорий, специализирующихся на исследовании отдельных предметных областей: семьи, религии, культуры, взаимодействий людей и т.д.
  • В понимании общества как социального целого, как системы, т.е. на макросоциологическом уровне, можно назвать два основополагающих подхода: функциональный и конфликтологический.
  • Функциональные теории впервые возникли в XIX веке, а сама идея такого подхода принадлежала Г. Спенсеру, который сравнивал общество с живым организмом. Так же, как и живой организм, общество состоит из многих частей - экономической, политической, медицинской, военной и т.д., причем каждая часть выполняет свою определенную функцию. Задача социологии и заключается в исследовании этих функций, отсюда название теории - функционализм.
  • Развернутую концепцию функционализма предложил и развил французский социолог Э. Дюркгейм. Развивать это направление анализа продолжают современные функционалисты Т. Парсонс, Р. Мертон. Главные идеи современного функционализма: это понимание общества как системы интегрированных частей, наличие механизмов, сохраняющих стабильность общества; необходимость эволюционных изменений в обществе. На основе этих качеств и формируются общественная целостность и стабильность.
  • Марксизм, обосновывающий структуру и взаимодействие элементов структуры в обществе, можно с определенными оговорками рассматривать как функциональную теорию. Однако в западной социологии марксизм анализируется с иной точки зрения. Поскольку К. Маркса определял главным источником развития любого общества конфликт между классами и на этой основе проводил идею функционирования и развития общества, то такого рода подходы в западной социологии получили название теории конфликтов.
  • Классовый конфликт и его разрешение с точки зрения К. Маркса являются движущей силой истории. Отсюда им обосновывается необходимость революционного переустройство общества.
  • Среди приверженцев подхода к изучению общества с точки зрения конфликта можно назвать немецких социологов Г. Зиммеля и Р. Дарендорфа. Если первый полагал, что конфликт возникает на основе инстинкта враждебности и обостряется из-за столкновения интересов, то второй придерживался мнения, что основной источник конфликта - власть одних людей над другими. Конфликт возникает между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет.
  • Современный американский социолог Л. Козер полагает, что причины конфликта в конечном итоге коренятся в том, что существующей в обществе системе распределения люди начинают отказывать в правомочности ее существования, что, как правило, происходит в период обнищания масс.
  • Исходные посылки функционализма и теории конфликтов совершенно различны: если функционалисты рассматривают общество как изначально стабильное, эволюционно изменяющееся, то в рамках теории конфликта видят общество постоянно изменяющимся через разрешение противоречий.
  • Второй уровень, объединяющий социологические теории, изучающие поведение и взаимодействие людей в рамках микросоциологии, развивался в теориях интеракционализма (интеракция - взаимодействие). Видную роль в развитии теорий интеракционализма сыграли У. Джеймс, Ч.Х. Кули, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид, Г. Гарфинкель. Авторы интеракционистских теорий полагали, что взаимодействие людей можно понять исходя из категорий наказания и поощрения, что именно это определяет их поведение.
  • Один из вариантов интеракционализма - символический интеракционализм. Сторонники этой концепции полагают, что люди реагируют не на воздействие внешнего мира, а на определенные, присвоенные явлениям, символы.
  • Особое место в микросоциологических подходах занимает теория ролей, связанная с именами Я.Л. Морено, Р.К. Мертона, Р. Линтона. Смысл ролевой теории можно понять из слов В. Шекспира:
  • ...Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры,
  • У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль Бабосов Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. - Минск: НТООО «Тетрасинтемс», 2002. - С.148. .
  • Теория ролей рассматривает социальный мир как сеть взаимосвязанных социальных позиций (статусов), определяющих поведение человека.
  • Социология, изучая общественные процессы, классифицирует общество по разным основаниям. В одних случаях, рассматривая стадии развития общества, берутся за основу классификации состояние развития производительных сил и технологий (Дж. Гелбрейт). В марксистской традиции в основу классификации положена идея формации. Классифицировали общество и на основе господствующих религий, языка, способа получения средств существования и т.д.
  • Смысл любой классификации заключается в необходимости определить, что представляет из себя современное общество.
  • Современная социологическая теория строится таким образом, что в ней на равных существуют различные социологические школы, разнообразные теории, т.е. отрицается идея универсальной социологической теории.
  • На смену модернистскому обществу с его идеей развития от простого к сложному, рациональности, рассудочности, необходимости преобразования общественной жизни приходит концепция постмодернистского общества. Главная идея постмодернистов - вписать новое в уже существующее старое. Они считают: нет абсолютной рациональности - каждая культура имеет свою рациональность, не может быть одного объяснения явления, сущности происходящего, а есть множественность объяснений.
  • Таким образом, социологи стали приходить к выводу, что нет жесткой теории, нет жестких методов в социологии. Адекватное отражение процессов, происходящих в обществе, обеспечивают качественные методы исследований. Смысл этих методов в том, что явлению придается большее значение, чем причинам, породившим его.
  • 2. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К ОБЩЕСТВУ

Согласно формационному подходу , представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы - общественно-экономические формации - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования / И.Н. Кузнецов. - М. - Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. - С.105. .

К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда - земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда - инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения - это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

В чём же выражается зависимость производственных отношений от формы собственности на средства производства? Возьмём для примера первобытное общество. Средства производства там являлись общей собственностью, поэтому и трудились все сообща, а результаты труда принадлежали всем и распределялись поровну. Напротив, в капиталистическом обществе средства производства (земля, предприятия) находятся в собственности частных лиц - капиталистов, поэтому и производственные отношения другие. Капиталист нанимает рабочих. Они производят продукцию, но распоряжается ею тот самый владелец средств производства. Рабочие только получают зарплату за свой труд.

Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.

Например, при феодальной общественно-экономической формации (феодализме) производственные отношения следующие. Основное средство производство - земля - принадлежит феодалу. Крестьяне за пользование землёю выполняют повинности. Кроме того, они лично зависят от феодала, а в ряде стран были прикреплены к земле и не могли уйти от своего господина. Тем временем общество развивается. Совершенствуется техника, зарождается промышленность. Однако развитие промышленности сдерживается практически отсутствием свободных рабочих рук (крестьяне зависят от феодала и не могут уйти от него).

Низка покупательная способность населения (в основном население состоит из крестьян, у которых нет денег и соответственно возможности приобретать различные товары), а значит, нет большого смысла увеличивать промышленное производство. Получается, что для развития промышленности необходимо заменить старые производственные отношения новыми. Крестьяне должны стать свободными. Тогда у них появится возможность выбора: или по-прежнему заниматься сельскохозяйственным трудом или, например, в случае разорения, наняться на работу на промышленное предприятие. Земля должна стать частной собственностью крестьян. Это позволит им распоряжаться результатами своего труда, продавать произведённую продукцию, а на полученные деньги приобретать промышленные товары. Производственные отношения, при которых существует частная собственность на средства производства и результаты труда, используется наёмный труд - это уже капиталистические производственные отношения. Они могут установиться либо в ходе реформ, либо в результате революции. Так на смену феодальной приходит капиталистическая общественно-экономическая формация (капитализм).

Как отмечалось выше, формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.

У формационного подхода есть свои недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту «стройную» схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие «азиатский способ производства»). Кроме того формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам.

Цивилизационный подход к развитию общества . Слово «цивилизация» происходит от латинского «civis», что означает «городской, государственный, гражданский». Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию «silvaticus» - «лесной, дикий, грубый». В дальнейшем понятие «цивилизация» приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.

На сегодня существует около 200 определений этого понятия. Например, Арнольд Тойнби (1889-1975), сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. А Освальд Шпенглер (1880 - 1936), основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация - это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация - это совокупность материальных и духовных достижений общества.

Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.

Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять: 1) Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников. 2) Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности - предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития. 3) Стадия «сдвига». Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования. 4) Стадия «зрелости». Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения. 5) Эра «высокого массового потребления». Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков; под общ. ред. проф. В.И. Добренькова. - Изд. 3-е. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - С.346. .

Теории локальных (локальный с лат. - «местный») цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

Локальные цивилизации - это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, «ядро», благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.

Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.

Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, «богоизбранных» личностей.

Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно «тушить», поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою.

Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

микросоциология общество цивилизационный

История развития социологической науки дала немало различных подходов к пониманию социологии и ее структуры, к определению ее предмета. В процессе формирования и развития социологии сложилось два уровня изучения общества: микросоциологический и макросоциологический.

Другой подход в понимании структуры социологического знания возник в марксистско-ленинской социологии. Была предложена трехуровневая модель социологии - исторический материализм, специальные социологические теории, эмпирические социологические исследования. Указанная модель стремилась вписать социологию в структуру марксистского мировоззрения, создать систему связей между социальной философией (историческим материализмом) и социологическими исследованиями. При анализе общества социология использует различные подходы и других наук: демографический, психологический, групповой, ролевое поведение личностей, культурологический.

Согласно формационному подходу общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы - общественно-экономические формации - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. Цивилизационный подход отталкивается от определения, что цивилизация - это совокупность материальных и духовных достижений общества.

Таким образом, изучение общества отталкивается от исторически сложившихся подходов к исследованию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабосов Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. - Минск: НТООО «Тетрасинтемс», 2002. - 640 с.

2. Волков Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков; под общ. ред. проф. В.И. Добренькова. - Изд. 3-е. - Ростов-н/Д: Феникс, 2007. - 572 с.

3. Девятко И.Ф. Методы социологическо-го исследования / И.Ф. Девятко. - Екатеринбург, 1998. - 265 с.

4. Зборовский Г.Е. Общая социология / Г.Е. Зборовский. - М.: ГАРДАРИКИ, 2004. - 592 с.

5. Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования / И.Н. Кузнецов. - М. - Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. - 144 с.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Изучение разных определений общества - определенной группы людей, объединившейся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Традиционное (аграрное) и индустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.

    реферат , добавлен 14.12.2010

    Формационный и цивилизационный подходы к периодизации истории. Античные мыслители об обществе. Особенности древних цивилизаций. Отличия древних цивилизаций от первобытности. Общество на современном этапе развития, проблема взаимодействия Запада и Востока.

    учебное пособие , добавлен 30.10.2009

    Взаимосвязь понятий "страна", "государство" и "общество". Совокупность признаков общества, характеристика его экономической, политической, социальной и культурной сфер. Типология обществ, сущность формационного и цивилизационного подходов к их анализу.

    реферат , добавлен 15.03.2011

    Общество как совокупность людей и социальная организация. Признаки и виды учреждений. Условия появления организации. Формационный и цивилизационный подходы к типологизации общества. Основные направления и формы его движения. Аспекты социальной динамики.

    презентация , добавлен 04.06.2015

    Возникновения социологии как науки, особенности ее предмета и метода. Системный подход к изучению общества в социологии. Исторические типы общества. Культура как инструмент хранения целостности социальной системы. Типология социальных общностей.

    курс лекций , добавлен 15.05.2013

    Предпосылки возникновения и становление социологии музыки. Проблема взаимосвязи музыки и общества. Музыка как объект социологического анализа. Подходы к изучению музыки. Социология эстетического удовольствия. Элементы конструктивизма в работе М. Вебера.

    реферат , добавлен 06.09.2012

    Характеристика социальных наук. Взаимодействие социальных институтов, их влияние друг на друга. Необходимые условия для формирования истинной демократии в стране. Цивилизационный подход к развитию общества по М. Элиаде, его сущность и особенности.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2012

    Методология изучения в статистике и социологии. Теоретические аспекты оценки доходов и уровня жизни населения. Выявление дифференциации статистическими методами. Социологический подход к изучению бедности и благосостояния, дифференциации доходов.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Анализ различных подходов к структуре социологии. Трехуровневая модель социологии и ее роль в развитии науки. Основы структурирования социологического знания. Основные категории и функции социологии. Место социологии в системе общественных наук.

    реферат , добавлен 08.06.2010

    Определение социологии как научного изучения общества. Объект и предмет социологии, ее методы, задачи и основные функции. Демографический, психологический, коллективный и культурологический подходы к анализу общества. Структура социологической теории.

Можно выделить три теоретических подхода объяснению общества: натуралистический, идеалистический и материалистический.

1. В рамках натуралистического подхода общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и космоса. С этих позиций общество и исторический процесс определяются особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), ритмами солнечной активности и космических излучений(А Чижевский, Л. Гумилев), природной организацией человека и его психологией (Г. Тард, 3. Фрейд).

2. Согласно идеалистическому подходу основой общества является некое духовное начало (комплекс идей, Абсолютный дух, Божественная воля и т.п.). С наибольшей силой идеалистический подход к обществу разработан в философии Г. Гегеля.

3. Материалистический подход разработал К. Маркс. Представители этого подхода считают, что основой существования и развития общества является способ производства материальных благ, который складывается независимо от сознания людей. Общество, являясь частью материального мира, развивается по своим собственным законам. История общества с позиций материалистического подхода предстает как естественно-исторический процесс, где действуют объективные законы-тенденции в сочетании с субъективными факторами.

В современном обществознании трудно выделить какой-либо господствующий подход к объяснению общества, но наиболее разработанной моделью общества и общей теорией развития является материалистическое понимание общества.

Многие ученые, рассматривая общество как сложное образование, используют системный подход. В общем плане суть системного подхода заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы, внутри которой выделяют элементы и устанавливают структурные связи между ними. Система - это совокупность элементов, которые взаимодействуют друг с другом и образуют определенную

целостность. Элементы представляют собой далее неразложимые компоненты системы, из которых могут быть образованы отдельные ее части, называемые подсистемами. Структура представляет собой связь и взаимодействия между элементами, благодаря которым возникают новые интегративные свойства системы, отсутствующие у ее элементов. Эти связи и взаимодействия между элементами обеспечивают целостность и форму существования объекта. Исходя из этого, сущность системного подхода применительно к обществу заключается в исследовании его элементов, подсистем и связей между ними.

Общество является сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системой, имеющей многоуровневый и иерархический характер. Оно состоит из подсистем, которые обладают относительной самостоятельностью и включают в себя собственные подсистемы. В качестве универсального элемента общества и его подсистем выступает человек, без активной деятельности которого невозможен никакой процесс в обществе. Структурой общества являются общественные отношения, которые обеспечивают устойчивую связь между элементами системы. Причем общественные отношения влияют на функционирование элементов (индивидуумов), которые подчиняются этим отношениям.

Важнейшим свойством общества как целого является его самодостаточность, т.е. способность общества своей собственной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

1.2. Основные сферы жизни общества

Общепринятым является выделение в обществе как целостной системе следующих подсистем: экономической, социальной, политической и духовной. Подсистемы общества называют сферами общественной жизни. Каждая из этих сфер представляет собой систему различных элементов, находящихся во взаимодействии. Остановимся на их краткой характеристике.

Экономическая сфера

Экономическая сфера представляет собой материальное производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Экономическая сфера сложна и многогранна. Она выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей народного хозяйства и международное экономическое сотрудничество. Основополагающим элементом экономики считают материальное производство, так как в нем воспроизводятся материальные условия существования людей - продукты питания, одежда, жилище и т.д. Экономическая сфера оказывает существенное влияние на функционирование.

и развитие других сфер общественной жизни. Многие мыслители считают способ производства основой, фундаментом существования и развития общества. Так, по мнению Маркса, способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный прогресс жизни вообще.

Социальная сфера

Социальная сфера - сфера деятельности и взаимоотношений в обществе этнических общностей людей (народностей, наций и т.д.), социальных групп, классов, профессиональных и социально-демографических слоев по поводу социальных условий их жизни. Это сфера регулирования социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, образования и уровня жизни людей.

Политическаясфера

Политическая сфера - сфера отношений между классами, социальными группами, нациями, политическими партиями и движениями, общественными организациями по поводу использования политической власти в целях реализации собственных интересов и потребностей. Эта сфера также включает в себя политические организации (государство, политические партии и т.д.), политические нормы (конституции, законы, уставы и т.д.) и политические взгляды, идеи и теории.

Духовная сфера

Духовная сфера - сфера отношений людей по поводу создания, распространения и усвоения духовных ценностей. Духовная сфера жизни общества включает формы и уровни общественного сознания. Общественное сознание - это идеальное отражение общественной жизни.

Выделяют два уровня общественного сознания - обыденное и теоретическое, отличающиеся по глубине отражения объективного мира, включая общественное бытие. Обыденное сознание отражает общественное бытие поверхностно, а теоретическое сознание проникает в закономерную сущность явлений. К формам общественного сознания относятся политическое, правовое, моральное, религиозное сознание, искусство, наука и философия. Они отличаются предметом и способами отражения действительности, социальными функциями.

Подсистемы общества взаимосвязаны и взаимообусловлены. Кроме того, находясь в постоянном взаимодействии, все сферы общественной жизни выполняют только им свойственные функции, обладают относительной самостоятельностью и имеют собственные закономерности развития.

1.3. Взаимосвязь общества и природы

Одной из актуальных проблем современности, от решения которой зависит будущее человечества, является проблема взаимосвязи общества и природы.

В широком смысле слова под природой понимается весь окружающий нас мир во всем многообразии его форм. В этом значении природа выступает как синоним понятия "Вселенная". В узком смысле слова - в соотношении с понятием "общество" - под природой понимают весь материальный (неорганический и органический) мир за исключением общества. В этом контексте природа отождествляется с окружающей человека средой, т.е. с той частью действительности, которая выступает как совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Общество, качественно отличаясь от природы, связано с ней прошлым, настоящим и будущим. В процессе эволюционного развития природы сформировались необходимые климатические и биологические предпосылки для возникновения человека и общества. Природа является естественной основой жизнедеятельности человека и общества в целом. Общество черпает из природы продукты питания и сырье для изготовления средств производства.

Существование и развитие общества в определенной степени определяется запасами природных ресурсов, так как они территориально распределены неравномерно. На развитие общества влияние оказывают естественные природные богатства как средства к жизни (естественное плодородие почвы, наличие рыбы в морях и реках, дичи в лесах и пр.) и средства труда (уголь, нефть, газ, водные ресурсы и т.д.). На ранних стадиях развития общества, в особенности в условиях первобытно-общинного строя, естественные богатства как средства к жизни играли для людей гораздо большую роль. Однако начиная с промышленной революции XVIII в. главную роль в развитии общества стали играть природные богатства, являющиеся средствами труда.

На жизнедеятельность человека и общества известное влияние оказывают климатические условия различных географических широт (наиболее благоприятными являются средние широты, а менее благоприятными - районы Севера и пустынь) и стихийные силы природы (засухи, наводнения, землетрясения и т.д.).

Общество, в свою очередь, в процессе жизнедеятельности оказывает влияние на природу через материальное производство: используя природные ресурсы, культивируя и преобразуя природу, загрязняя и охраняя ее. История совместного существования общества и природы представляет собой единство двух тенденций:

  • 1) с развитием общества расширяется господство человека над природой;
  • 2) одновременно постоянно увеличивается дисгармония между обществом и природой.

Закономерным результатом взаимодействия общества и природы выступает обмен веществ между ними: человек потребляет вещества

1,4. Проблема периодизации общества: формационный и цивилизационный подходы

Важнейшими аспектами исследования общества как системы являются вопросы о причинах происходящих в обществе изменений, проблемы периодизации и направленности исторического процесса.

К проблеме периодизации истории человечества существует два основных подхода:

  • 1) представители формационного подхода считают, что всемирная история представляет собой единый процесс поступательного восходящего развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные этапы в истории человечества;
  • 2) представители цивилизационного подхода исходят из того, что человеческая история - это история нескольких самостоятельных образований, цивилизаций.

Формационный подход

Формационный подход к исследованию исторического развития общества разработал К. Маркс в рамках материалистической концепции истории. Основными понятиями этого подхода являются:

  • общественно-экономическая формация;
  • способ производства;
  • базис и надстройка;
  • социальная революция.

Общественно-экономическая формация - это определенный тип общества, основанный на конкретно-историческом способе производства, определяющем политику и культуру.

Способ производства является фундаментом общества и системообразующим началом, объединяющим все сферы и стороны общественной жизни. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы - это люди и средства производства: предметы, орудия и средства труда.
Производственные отношения - это отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Эти две стороны способа производства находятся в органическом единстве. Определенному уровню производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. Производительные силы развиваются быстрее, а производственные отношения, в основе которых лежит отношение к собственности на средства производства, более устойчивы. На определенном этапе развития общества возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который разрешается в результате социальной революции. Результатом является смена формаций.

В структуре формации выделяют базис и надстройку.

Базис - это совокупность производственных отношений, экономический строй общества.
Над базисом возвышается надстройка , представляющая собой совокупность общественных идей и отношений, а также учреждений и организаций, созданных в соответствии с общественными идеями.

Надстройка определяется базисом, но надстройка обладает относительной самостоятельностью и играет активную роль в общественной жизни.

Согласно формационному подходу логика мировой истории представляет собой закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Формации рассматривались как ступени прогрессивного развития общества.

К. Маркс разделил всю историю человечества на пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая,

феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Правда, у Маркса встречается и другое деление истории: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация, основанная на частной собственности (рабство, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм).

Многие ученые отмечают ограниченность формационного подхода к истории человечества. Они считают, что формационная теория предписывает истории однолинейный характер, строгую последовательность ступеней развития, определенную заданность, смысл и финал этого развития - коммунизм как идеальное состояние общественной жизни.

Цивилизационный подход

Наряду с формационным подходом к истории в обществознании существует и цивилизационный подход к развитию общества.

В современном обществознании термин "цивилизация" используется в различных смыслах:

  • как этап исторического развития человечества, следующий за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс);
  • как ступень развития того или иного региона либо этноса (например, средневековая цивилизация);
  • как синоним культуры (А. Тойнби, П. Сорокин и др.);
  • как конечный этап в развитии локальной культуры, означающий ее "закат" или упадок (О. Шпенглер).

При всех различиях в подходах главная мысль в содержании понятия "цивилизация" сводится к многообразию исторического процесса и своеобразию путей, пройденных отдельными народами.

Впервые понятие "цивилизация" появилось в XVIII в. Французские просветители цивилизованным называли общество, основанное на началах разума, справедливости и права. В XIX в. начинает формироваться цивилизационная концепция исторического развития, направленная против идей европоцентризма. Согласно европоцентризму человеческая история - это процесс приобщения варварских народов к западно-европейской культуре и установление единой мировой цивилизации, основанной на этой культуре. Стали разрабатываться представления об истории как совокупности локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самостоятельную историю и отличается духовно-нравственными ценностями и культурными традициями, особенностями образа жизни и типом личности.

Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Н. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, П. Сорокиным.

Так, например, по Н. Данилевскому, цивилизации - это различные культурно-исторические типы, каждый из которых представляет

собой отдельную самобытность, базирующуюся на религиозной, культурной, политической и социально-экономической основе. Условием зарождения и развития цивилизации выступает политическая независимость данного народа. Цивилизации являются замкнутыми, локальными образованиями. Данилевский выделил десять таких цивилизаций: египетскую, ассирийско-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, арабскую, германо-романскую (европейскую) и славянскую. Каждая цивилизация возникает, развивает свои собственные формы и ценности, а затем погибает.

Английский историк А. Тойнби считал, что цивилизация представляет собой особый социокультурный феномен, который имеет определенные пространственные и временные рамки. Основу цивилизации составляет совокупность религиозных ценностей. Рассматривая цивилизации как динамические образования, Тойнби выделяет в каждой цивилизации фазы исторического существования: рождение, рост, надлом, упадок и разложение. Тойнби полагает, что в настоящее время существует пять крупных цивилизаций: западная, восточно-православная, исламская, индуистская и дальневосточная. Каждая цивилизация существует до тех пор, пока она в состоянии давать ответы на "вызовы" истории. Замкнутость и обособленность цивилизаций не исключают их духовного взаимодействия. Смысл всемирной истории Тойнби видит в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества.

Ключевым понятием концепций Н. Данилевского и А. Тойнби является культура во всем ее многообразии, но чаще всего на первый план выступает духовная культура.

Формационный и цивилизационный подходы не исключают друг друга, а взаимно дополняют. Если формационный анализ раскрывает движение человечества от простых (низших) ступеней к ступеням более сложным, развитым, то цивилизационный анализ раскрывает уникальные цивилизации, сосуществующие в историческом пространстве-времени. Так, например, цивилизационный подход позволяет установить, чем отличается японское общество от французского, а формационный - чем отличается современное французское общество от того же общества Средних веков.

1.5. Общественный прогресс и регресс. Противоречивость прогресса

В истории обществознания сложились два подхода к решению вопроса о направленности человеческой истории: пессимистический и оптимистический.

Пессимистический подход

Представители пессимистического подхода утверждают, что в истории господствует регресс, т.е. такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процесс деградации, понижение уровня организации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Идея регрессивного развития общества зародилась еще в древности. Древнегреческий поэт Гесиод разделил историю на пять веков: золотой, серебряный, медный, бронзовый и железный. По Гесиоду, золотой век отличался высокой моралью, но от века к веку люди развращаются, в силу чего каждый последующий век оказывается хуже предыдущего. Самый плохой, самый страшный - железный - век, современный Гесиоду, демонстрирует полный развал нравственности.

В XX в. появилось много пессимистических теорий человеческой истории, в которых разрабатываются идеи "конца истории", глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Как правило, идеи общественного регресса разрабатываются в период глубоких социальных кризисов и потрясений.

Оптимистический подход

Представители оптимистического подхода исходят из того, что в истории господствует прогресс, т.е. такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного состояния к более совершенному.

Представление о прогрессе - направленном изменении к лучшему - также возникло в древности. Так, древнегреческий философ Демокрит делит историю общества на качественно различные периоды (прошедшее, настоящее, будущее). Переход от одного периода к другому, по мнению Демокрита, характеризуется ростом культуры и улучшением жизни людей.

Особое внимание проблемам общественного прогресса стали уделять в Новое время. Одним из первых идею общественного прогресса отчетливо сформулировал и обосновал французский философ XVIII в. М. Кондорсе. Он разделил историю на десять эпох, которые сменяют друг друга на основе совершенствования разума. Кондорсе считал, что исходным моментом прогресса является возможность развития познавательной способности человека.

Гегель всемирную историю характеризовал Как прогресс в сознании свободы. Он выделял восточную, греко-римскую и германскую фазы исторического развития. Восточная фаза выражает свободу одного (деспотизм), греко-римская - свободу некоторых (аристократия и демократия), германская - абсолютную свободу, всеобщую волю. Гегель не считал, что прогресс безграничен. Для него история заканчивается в Прусской монархии, которая является вершиной развития мировой истории.

Тема 2.1 Общество. Социальные институты

План:

2.1.1 Основные подходы к определению понятия «общество».

2.1.2 Признаки общества. Условия жизнедеятельности общества.

2.1.3 Структурная композиция общества. Типология общества.

2.1.4 Социальные институты.

2.1.1 Основные подходы к определению понятия «общество»

Исходной и важнейшей категорией социологии является общество. Вся история социологической мысли – это история поисков определения общества, построения теорий общества.

Существует множество определений понятия общество. Его рассматривают как:

– предельно широкую общность людей;

– как рациональную форму организации деятельности людей;

– как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Первые теоретические попытки понять сущность общественной жизни связаны с именами Аристотеля и Платона. Особенностью античного подхода к обществу является отождествление общества и государства.

Попытки системного представления общества предприняты немецкими учеными И.Г. Гердером и Г.Ф. Гегелем. Они, по существу, заложили два подхода к рассмотрению общества:

    В центре концепции И.Г. Гердера лежит идея развития мира , в рамках этой концепции рассматривается эволюция и ее результат (человеческий род и затем общество, его культура).

    По Г.Ф. Гегелю, общество – это продукт эволюций идеи , проходящей последовательно стадии социогенеза: семья – гражданское общество – государство.

Среди подходов к определению общества также выделяют следующие:

1) Атомистическая теория . Общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. «Все общество в конце концов, – считает американский социолог Дж. Дэвис, – можно представить как легкую паутину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими и косвенно ­со всем миром».

2) Сетевая теория Р. Берта , согласно которой общество представлено действующими индивидами, принимающим социально значимые решения изолированно, независимо друг от друга. Начало этой теории было положено еще Г. Зиммелем. По Зиммелю, общество есть феномен, несводимый к простой сумме отдельных людей. Общество – это взаимодействие индивидов, руководствующихся своими целями, мотивами . Эта теория и ее разновидности в центр внимания объяснительной концепции общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов.

3) В теориях социальных групп общество интерпретировалось как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. В этом смысле, следуя концепции Ф. Знанецкого, можно говорить о народном обществе, что означает всевозможные группы и совокупности, существующие в пределах одного народа или католической общественности, подразумевая под этим всевозможные совокупности и группы, существующие в рамках католической церкви.

Если в «атомистической» или «сетевой» концепциях существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях – человеческие группы. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции по существу отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество».

4) Институциональное или организационные определения общества. Существует группа дефиниций категории «общество», согласно которым оно представляет собой систему социальных институтов и организаций. Общество – большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. «Общество не простая сумма индивидов, но система, образованная из ассоциаций и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами» (Э. Дюркгейм).

Согласно этой концепции именно социальные институты и организации гарантируют устойчивость и постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни. Без них было бы невозможно обеспечение потребностей, гарантирование организованного процесса коллективной деятельности, регулирование конфликтов, развитие культуры и т. д. Без них (институтов и организаций) общество не могло бы гарантировать свою дальнейшую эволюцию и саморазвитие. Такое понимание общества часто встречается в работах этнологов.

5) Функциональная теория , в которой общество – это группа человеческих существ, составляющих самообеспечивающуюся систему действия . На основе различных концептуальных определений в социологии сложилась еще одна (аналитическая) дефиниция: общество как относительно самостоятельное и самообеспечивающее население, характеризуемое внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством .

В зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятия «самообеспечение», «организация», «культура» и др. и какое место отводится этим понятиям в той или иной теории, эта дефиниция приобретает различный характер.

6) Социологические категории (более низкого порядка, чем категория «общество»), которые включаются представителями различных социологических школ, как в аналитическую, так и в концептуальную дефиниции общества, имеет существенное значение для понимания его природы и характера. Однако общий недостаток всех названных выше определений понятия «общество» состоит в том, что они отождествляют понятие «общество» с понятием «гражданское общество», опуская вопрос о той материальной основе, на которой возникает и развивается «гражданское общество».

Согласно аналитической теории, общество – это относительно самостоятельное, или самообеспечиваемое население, характеризующееся внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями.

Определения общества

1) Общество – это установившееся в процессе исторического развития, относительно устойчивая система социальных связей и отношений, больших и малых групп людей, поддерживаемая обычаями, традициями, законами, социальными институтами, определяемая особенностями производства материальных и духовных благ (Г.В. Осипов);

2) Общество – это социальный организм, самостоятельное целое, мегасистема, включающая все виды сообществ и характеризующуюся целостностью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием (Г. Сбаровских).

Таким образом, общество предстает как органическое единство основных социальных субъектов (индивидов, групп, общностей, организаций и социальных институтов), взаимодействующих на определенной исторически конкретной ценностно-нормативной основе, источником которой является культура данного общества.

Основной задачей системного подхода является объединение знаний об обществе в целостную систему, которая могла бы быть основой единой теории общества. Это подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Системный подход дополняется детерминистским и функционалистским подходами.

Детерминистский подход ярко выражен в марксизме. Общество в нем предстает как целостная система, состоящая из подсистем (которые, в свою очередь, можно рассматривать как системы): экономической, социальной, политической, идеологической.

Природа и ее конкретные условия определяют общую структуру социальной жизни – форму собственности и тип взаимоотношений необходимого и прибавочного труда, форму организации человека в обществе. Либо данное общество- совокупность индивидов, либо – система, определяющая отношение между различными коллективами. Природа включается в производительные силы общества, составляет содержание предметов нашей духовной жизни, природа является основой и условием возникновения мира культуры.

Природа и общество тождественны в некоторых аспектах или совпадают по своему содержанию. Человек является личностью, социальным индивидом + составной частью мира живого, подчиняется фундаментальным законам жизни. Наличие этих оснований обусловило существование различных подходов к объяснению содержания и сущности социальн. организации человека.

Основные подходы к пониманию природы общества в настоящее время:

1.Натуралистический подход

Впервые сформулирован в Др.Греции, продолжил развитие в эпоху нового времени во Французском материализме (Спиноза,Руссо,Фейербах + социобиология -> Аррент, Огасси)

Фейербах: Общество возникает на определенном уровне развития природы и не выходит за сферу природной организации. Общество стало высшей формой развития природной организации, когда сумело подняться до удовлетворения духовного или идеального интереса человека.

Поэтому общество абсолютно подчиняется природным закономерностям и не может существовать вне природы. Все, что производится обществом, существует в виде природного материала.

Основной недостаток подхода – во внимание не берется уровень развития социализации, когда социальн. законы взаимоотношения между людьми господствуют над естественными. Духовн. момент развития человека не берется во внимание: человек может существовать только в сфере культуры, главным содержанием которой является духовный интерес и духовная потребность, определяющие сам процесс нашего существования.

Григорий Сковорода: «Человек живет не для того, чтобы есть, а для того, чтобы жить.»



2.Идеальный подход к пониманию общества.

Общество – форма духовного образования и духовного взаимодействия человека, и под духовными основаниями понимаются Бог, идея, духовная потребность, духовное знание.

Гельвеций (ХVIII век): «Мнения управляют миром.»

Общество создано Богом и в основе связи между людьми – любовь, долг и др. ценные основания.

Бердяев: Общество- форма организации людей, предполагающая существование некой исторической традиции или прошлого, а прошлое существует только в виде идеального. Человек живет в обществе -> у него постоянно возникает доминирующая потребность в совершении карьеры, достижении общественного положения. Человек ставит перед собой цель, это говорит о том, что идеальное является основой общественной организации.

Почему одни идеи воплощаются в жизнь, а другие – нет? Ответ один: воплощение и реализация идеи зависит от условий общественного бытия, уровня развития этих идей. -> В основе общественной связи лежит материальное производство, создающее основание для возникновения соответствующих идей и их реализации. Этот момент был впервые сформирован Сенсионом и получил дальнейшее развитие в трудах Маркса, который является основателем 3-его подхода – социального.

3. Социальный подход.

Суть Марксизма в понимании общества: Маркс определил фундаментальное основание общественной жизни.

Общество – форма существования человека, -> в основу понимания общества необходимо положить социального индивида. Первой необходимой потребностью человека и первым историческим фактом является самих физических индивидов – людей, которые должны питаться, иметь одежду и жилище, удовлетворять свои потребности. Следовательно, первым шагом социальной организации является организация материального производства, создающего средства существования человека. Вторая потребность – необходимость создания условий безопасности своего существования и развития. Человек нуждается в социальной организации, которая является условием его бытия. Только после этого у человека появляется потребность в культуре, искусстве и т.д. Это определяет уровень духовного развития как самого человека, так и социума.

Маркс: Основой социальной жизни является материальное производство, основными элементами которого являются:

· Производство средств существования (пища, одежда, жилье)

· Производство условий существования (социальные коммуникации)

· Производство самого человека (в его физическом и культурном типе)

Материальное производство становится основой возникновения и развития духовного производства, создающего творческую индивидуальность человека.

Маркс впервые определил: особенностью развития человека является то, что он для своего становления требует наличия исторически определенного коллективного труда. Человек формируется под действием всего общества как исторической формы существования индивида.

Сагатовский: «Общество – совокупность общественных отношений, в которые вступают взаимодействующие друг с другом индивиды, коллективно производя самих себя и условия своего существования».

1. История – естественный исторический процесс развития общества, его основа – социальная закономерность.

2. В основе исторического процесса – процесс развития способа производства, определяемого взаимоотношением производительных сил и производственных отношений.

3. Развитие способа производства определяет становление общественно-экономических формаций.

4. Движущей силой исторического процесса является борьба классов; целью является завоевание политической власти, создание государства.

5. Основой исторического процесса является не личность, а народные массы, движение которых и определяет содержание исторического процесса.

Определив это, Маркс переходит к определению содержания духовного производства, которое основано на взаимодействии развития форм общественного сознания, в основе которых лежит идеальный фактор/идея. Идея является основой социальной значимости и выступает в виде источника социального развития.

Социальная идея реализуется в виде:

· Закона производственной деятельности человека

· Эстетического идеала, дающего понимание красоты/безобразия

· Норм морали, нравственности и права

· Общезначимой социальной идеи, воплощающей основные принципы социальной организации (свобода, равенство, справедливость и т.д.)

Сагатовский считает, что социальная идея выступает в форме религиозной нормы - определяется понятием «святое» , обозначая меру либо культурного развития человека, либо меру социальной допустимости его поведения, за нарушение которых человек изгоняется из общества.

Вторая форма развития духовного производства – развитие внутреннего мира человека, оно осуществляется в двух аспектах:

· Развитие познавательной деятельности человека, в основе которого – стремление отобразить истину, создать адекватную модель действительности или научную картину мира;

сформулировать необходимые знания для ориентации в существующем пространстве,

высшей формой деятельности которой является научная деятельность в области естествознания, математики и философии.

· Развитие ценностей парадигмы (= основания) человека, когда он формирует систему ценностей/идеалов, на основе которой происходит включение его в мир социума.

Сейчас этот подход доминирует в социально-философской литературе, основан на классическом анализе работ Маркса и Энгельса.

В наше время выявляются недостатки данного понимания общества:

1. Маркс утверждает, что в основе общественной организации лежит социальная связь, определяющая духовно-нравственное мировоззрение человека, но Маркс не исследует обратный процесс их взаимодействия.

Достоевский: «Сводить человека к его социальным основам – значит искажать их содержание».

2. Маркс саму социальность сводит к экономическим основаниям; экономика становится определяющим фактором общественного развития, хотя показывает, что возможны исключения.

В истории России определяющим был экономический, а не политический фактор, т.к. экономических ресурсов не хватало на реформы и преобразования, мы вынуждены всегда дополнять их на основе политической воли и социального насилия.

3. Уровневый подход (современный) к пониманию природы общества выражен в работах Сагатовского.