Мозаики византии как ведущая техника стенной живописи. Разное чувство мозаик рима и византии. Храмы и мозаики Равенны: невыразительность и роскошь










Византийская мозаика - это прежде всего мозаика из смальты.

Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи. Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно.

И все же основным мозаичным элементом стали кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам. Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс).

Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Если римская мозаика решала наряду с эстетическими задачами чисто функциональные проблемы, византийская стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик и визуальные задачи вышли на первый план.

Римские мифологические образы, зачастую игривые и жанровые, одинаково хорошо смотрящиеся и в частных атриумах, и в общественных термах, сменились грандиозными по замыслу и реализации монументальными полотнами на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины.

Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.

Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях. Использование смальты, фон, образованный неровностями смальтовых кубиков, ровные контуры границ объектов и фона - это классика мозаики, классика Византии.

Византийская мозаика

Презентацию подготовила

Канева Татьяна Васильевна

учитель истории МБОУ «СОШ с. Петрунь»

Г. Инта, Республика Коми


  • Мозаика - изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц, один из основных видов монументально-декоративного искусства.

История восходит к третьему или четвертому веку нашей эры. Именно этим временем датируются одни из самых древних образцов мозаики.


  • Интересно, что искусство это было в самом расцвете в шестом и седьмом веках, а затем было возрождено и постоянно использовалось на протяжении периода с девятого по четырнадцатый век. В основном образцы этого искусства представляют сюжеты на библейскую тему, следовательно многие из них располагаются в различных религиозных зданиях.

  • Смальта.
  • По сути, этот материал был стеклом, в которое добавляли частицы металлов для придания ему определенных оттенков. Так с добавлением золота, стекло приобретало золотой блеск. Именно этот блеск, побудил многих мастеров выбирать золотую мозаику для фона картин.

Византийцы с помощью простых инструментов элементам мозаики придавали элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. И все же основным мозаичным элементом стали кубики.


Ещё в расплавленную массу смальты добавляли в разных соотношениях медь и ртуть. Так древние мастера добивались того, что частички мозаики приобретали различные оттенки, необходимые для создания композиции.


  • Византийская мозаика – это прежде всего мозаика из смальты. Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи.

  • Главной особенностью византийского стиля служил золотистый фон, который присущ для большинства картин. В качестве техники набора применяется обычно прямой набор.

Еще одной особенностью является наличие четких контуров каждого объекта представленного в картине. Если картину разглядывать с большого расстояния, то такие контуры позволят сделать действующих персонажей более заметными на золотом мерцающем фоне.


  • Использование смальты, фон, образованный неровностями смальтовых кубиков, ровные контуры границ объектов и фона – это классика мозаики, классика Византии

Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).


  • Византийская мозаика стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик.

Мозаика в современности

Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях.


Мозаика в современности

Византийская мозаика остается

одним из основных видов художественно - декоративного искусства современности.


Византийская мозаика - это прежде всего мозаика из смальты . Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи. Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. И все же основным мозаичным элементом стали кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.

Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Если римская мозаика решала наряду с эстетическими задачами чисто функциональные проблемы, византийская стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик и визуальные задачи вышли на первый план. Римские мифологические образы, зачастую игривые и жанровые, одинаково хорошо смотрящиеся и в частных атриумах, и в общественных термах, сменились грандиозными по замыслу и реализации монументальными полотнами на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона . Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины.

Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.

Остров Торчелло

Всего в десяти километрах от площади Святого Марка в Венеции в тихих водах Венецианской лагуны расположен остров Торчелло. Полторы тысячи лет назад он был колыбелью Венецианской республики. На острове сохранилась византийская атмосфера, здесь находится самая древняя из византийских церквей.
Кафедральный Собор Санта-Мария Ассунта был построен в 639 году для жителей Альтино, спасавшихся на острове от давления лангобардов, захватывающих территорию Северной Италии.


Английский писатель Джон Рёскин повествует о том времени так: «Сразу видно, что строили ее изгнанники и страдальцы: торопливо возводя на своем островке этот храм, они искали в нем убежища, дабы предаться в нем истовой и печальной молитве, храм, который не привлек бы взора врагов своей пышностью»

Слева на фото Кафедральный Собор, соединенный галереей с церковью Санта Фоска

Снаружи собор имеет простые и строгие, лишенные пышности времен Ренессанса формы, и имеет типичную раннехристианскую схему с притвором и баптистерием, что составляет монументальный ансамбль.
Во внутреннем убранстве собора уникальная византийская мозаика XI и XII веков, считающаяся лучшей в Северной Италии, фрески, византийская резьба с павлинами, цветами и вьющимися лозами винограда, светящийся мрамор, разноцветные мозаичные полы, старинный деревянный потолок.

Вся структура собора Торчелло, византийская мозаика показывают неразрывную связь Запада и Востока.
Единая галерея соединяет собор с церковью Санта Фоска (итал. fosca - "темная, сумрачная"), построенную в первой половине девятого века по типу византийских мартириумов.

Восьмиугольная церковь Санта-Фоска с колоннами из греческого мрамора увенчана большим круглым куполом. Окруженная портиками с пяти сторон, в плане она представляет собой греческий крест.
Рядом с собором и церковью в XI веке была построена высокая колокольня,величаво возвышающаяся над лагуной.

Изолированность этого ансамбля, отсутствие украшений на фасадах, уникальные для послераскольного христианского мира мозаики XII века свидетельствуют о том времени, когда вера была молодой, гонимой и ее еще не затронула внутриконфессиональная борьба.

Внутри собора сокрыта настоящая сокровищница венецианского византийского искусства, сохранившаяся до настоящего времени. Идеальное сочетание между искусством и духовностью находит свое отражение в каждой детали - в том, как свет обтекает интерьер, в красоте украшенных тонкой резьбой мраморных колонн, разделяющих пространство на три нефа, в золотом сиянии мозаик.

Мраморный романский барельеф XI-XIII века с древом жизни, крылатыми драконами и павлинами, пьющими воду из чаши

Величественный храм Богородицы устилает прекрасный ковер из лепестков цветов и сложных геометрических переплетений мраморного орнамента византийской мозаики. Мозаика украшает и алтарную часть храма.

Посреди ослепляющего небесного золота под куполом парит Богородица в сине-золотых одеяниях с Младенцем на руках. Из огромных глаз по щеке ее катится слеза.

Образ Спасителя в абсиде южного придела

Здесь можно видеть самую раннюю из известных сцену Страшного Суда - грандиозную мозаику в шесть ярусов. Истоки изображения этого сюжета восходят к живописи христианских катакомб.

В верхней части мозаики в центре композиции изображен Христос - «Судия мира».
Справа и слева от Спасителя стоят ангелы - стражи Небесные.

В центре мозаики изображен Престол уготованный для Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых, на котором возлежит Евангелие - символ живого слова, Логоса, учения.
У трона Адам и Ева, молящие о милосердии и Ангелы.

Над порталом еще один образ Девы Марии, ходатайствующей за человечество в час суда и сопровождающей всех верующих своими молитвами.

Слева от Престола земля отдает мертвых, лежащих в ней, и они восстают из гробов в возрасте Христа. Звери-людоеды исторгают умерщвленных ими, а Ангелы возвращают их к жизни.

На мозаике справа другая сцена: здесь мертвецов отдает море. Их встречают Ангелы, трубящие в трубы, дабы восстали мертвые. "Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и Ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим"

Сцена взвешивания души: в то время как ангел взвешивает добрые и злые дела, совершенные человеком, бесы с длинными шестами пытаются склонить чашу весов в свою сторону.

Мозаичная картина, изображающая торжество праведников в небесном Иерусалиме.
На мозаике изображены Адам и Ева в Раю. У их ног первые люди на земле, прародители рода человеческого - как образ всего преклонившегося праведного, искупленного человечества. Рядом изображен благоразумный разбойник с крестом.
В дверях стоит херувим, после преступления Адама закрывший доступ в Эдем.

Мозаика с изображением картины ада.
Ангелы сопровождают в Ад нераскаяшихся грешников, среди которых и император в диадеме, и епископ с омофором, и иноверец в чалме, и все еще завернутый в похоронные пелены недавно умерший богатый человек. Где –то среди них есть и Атилла.

Все они изображены сохраняющими следы былого авторитета и значимости в обществе своего времени, в драгоценных украшениях и богатых одеждах, но их фарисейство, тщеславие и гордость – препятствие к тому, чтобы войти в царство небесное и обрести вечную жизнь. И, наоборот, покаяние, невзгоды, кротость, праведность - единственное условие для этого.

Ангелы не дают нераскаявшимся грешникам выбраться из ада, где им суждено гореть, мучимыми демонами.
Ад изображен в виде «геенны огненной» , в которой плавает страшный зверь, морское чудовище с сидящим на нем князем тьмы с душой Иуды в руках.


Мозаики грандиозны. Можно только представить, какое мощное впечатление они производили на рыбаков Торчелло, замкнутых в раннесредневековом религиозном самосознании, как устрашали и какую надежду верующему человеку они давали...

Флорентийская, римская, венецианская, византийская мозаика – эти названия техник ласкают слух, а образы, ассоциирующиеся с теми высокохудожественными объектами, что создавали мастера прошлого, тысячелетиями приковывают взгляды. Каждая школа уникальна, но все художники укладывали рисунок, собранный из различных материалов (смальты, камней, керамических плиток, шпона дерева и прочего), на подготовленную поверхность.

Быстрая навигация по статье

Первые опыты

История мозаики начинается ещё во времена шумерского царства. Самая древняя мозаика собиралась из кусочков обожжённой глины. В качестве основы использовали глину необожжённую.


Искусство древнеегипетских мозаистов – это разнообразие материалов (полудрагоценные и драгоценные камни, слоновая кость и ценные породы деревьев) и областей применения – мебель, предметы быта, одежда фараонов. Мозаичными элементами инкрустирован и знаменитый трон Тутанхамона.

Византия

Самая древняя мозаика Византии датирована III-IV вв. н.э. Золотое время данной технологии приходится на VI-VII и IX-XIV вв. н.э. Учитывая дороговизну материалов и работы, основным заказчиком мозаики Византии была католическая церковь. Великолепная древняя мозаика сохранилась в храмах Италии (в Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (в Соборе святой Софии в Стамбуле). Основные мотивы – библейские сюжеты.

Византийская мозаика – это эталон, она характеризуется высоким художественным мастерством. Изображения точны, предпочтение отдаётся большим полотнам, учитывается эффект масштаба: удалённость зрителя, его местоположение. Отличительная черта рисунка – наличие контура у каждого изображённого объекта. Цель приёма – зрительно выделить элемент на общем, чаще золотистом, фоне при просмотре с большого расстояния.

Мозаика «Христос Пантократор». Кафедральный собор епархии Чефалу (Италия, о. Сицилия). 1145-1148 гг.


Древняя мозаика, созданная византийскими художниками, отличается соблюдением пропорций, особенно при изображении человеческого тела, представляемого даже в динамике. Рисунок создаётся объёмным, но эффект нивелируется наличием контура.

Мастера в своей работе использовали смальту – цветное стекло. Технология основана на добавлении к стеклу оксидов металлов, придающих плитке необходимый цвет. В мастерских получали до нескольких сотен различных оттенков. Материал для мозаики в Византии был очень дорог. Для создания панно прибегали к смальте с добавлением сусального золота, подмешивали медь и ртуть. Технология характеризуется плотностью расположения пластин (небольших квадратов, реже иной формы) и применением прямого набора при их укладке. Готовое полотно имеет неровную поверхность и характерный блеск.

Флоренция


Флорентийская мозаика Pietra Dura (с итальянского – «поделочный камень») — уникальная техника, самая сложная из существующих. Это древнейшее искусство, в основе которого положена работа с каменными пластинами.

Флорентийская мозаика была особенно популярна в XVI-XIX вв. В конце XVI в. В город были приглашены мастера из Милана, в котором создание изделий из камня в тот период времени процветало. Покровителями мастеров выступали члены семьи Медичи, которые создавали первые мастерские и впоследствии стали главными заказчиками.

Особенности направления:

  • В работе использовали полудрагоценные камни — тигровый глаз, аметист, малахит, лазурит, гематит, яшму, мрамор, авантюрин, горный хрусталь, агат, халцедон;
  • Проект рисунка создавался с учётом особенностей фактуры и естественного узора камней;
  • Форма плиток не ограничивалась классическим прямоугольником;
  • Платины укладывались настолько плотно друг к другу так, что зазор отсутствовал;
  • Технику использовали для украшения стен, элементов мебели (столов, шкафов), шкатулок, шахматных досок;
  • Филигранность исполнения («каменная картина»), сложность и реалистичность композиции. Мастера создавали марины, натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены.

Мозаика, выполненная во флорентийской технике на створках деревянного шкафа, из 20000 цветных камней (яшмы, лазурита, мрамора, амазонита и прочих). Петергофская гранильная фабрика. 80-90-е гг. XIX в.


Флорентийская мозаика появилась в России в середине XVIII в. Русские мастера легко освоили технику, составив достойную конкуренцию итальянцам. В СССР флорентийская мозаика применялась для декора станций метрополитена, хотя априори техника применялась при создании небольших полотен.

Рим

Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков. В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника. Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).

Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.

Известны следующие техники:

Утка на полу выполнена в технике opus tessellatum. «Сатир и нимфа», мозаика в доме Фавна в Помпеях. Opus vermiculatum. Мраморная кладка opus sectile на полу виллы Адриана.

  • Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
  • Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
  • Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
  • Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.


Особенности рисунка панно, выполненного в римском стиле:
  • Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
  • Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
  • Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.

Венеция

Венеция — это искусство, а искусство — это Венеция. Потому здесь была создана собственная школа мозаичного дела. И искусство это здесь процветало, чему свидетельствует только список храмов, где имеется венецианская мозаика:

  • Архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.);
  • Церковь Санта Мария э Донато (о. Донато, вторая половина XII в.);
  • Собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.).

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. Венеция, Италия. XII в.


Местные художники находились под влиянием и византийских, и романских традиций:
  • Фигуры людей тяжеловесны, а их лица однообразны;
  • Ярко выражена линейная стилизация, особенно заметная при передаче объёма и перспективы;
  • Преобладает тёмная цветовая гамма.

Современная венецианская мозаика — «терраццо», созданное на основе цементной смеси и инертных материалов (каменной крошки, осколков гранита, битого цветного стекла).


Мозаичное панно вне зависимости от техники исполнения – это доминирующий элемент интерьера. Его сюжет и цветовая гамма – основа дизайна помещения. comments powered by HyperComments