Что такое Мужество? Даргинцы — благочестивый и мужественный народ Отличие Мужества от Смелости

Русские становятся всё менее и менее мужественным народом. Этому способствует буквально всё. Телевидение и шоу-бизнес усиленно создают моду на женоподобных существ. Дети воспитываются и образовываются исключительно женщинами, причём далеко не лучшими из них. Последние поколения русских “мужчин” начисто лишены мужского воспитания.

Не случайно почти любой по-настоящему мужской поступок попадает под ту или иную статью уголовного кодекса. Чтобы получить ярлык фашиста, часто достаточно быть просто мужчиной.

Стоит ли удивляться тому, что страна, где мужское начало всячески подавляется, находится на грани вымирания и исчезновения?

По мнению выдающегося русского педагога Владимира Базарного всё это вещи более чем взаимосвязанные:

“Спросите благополучных, здоровых, добропорядочных, живущих в стабильной Германии молодых людей лет 30-35: почему они не заводят детей? Вряд ли вы услышите в ответ что-то вразумительное: нельзя же всерьёз принимать рассуждения о карьере, об удовольствиях свободной жизни, о том, что надо посмотреть мир, накопить денег… А в это самое время в лагере чеченских беженцев справляют свадьбу. У молодых нет жилья — только закуток в палатке, смутное представление о том, где и когда они смогут стабильно работать, но то, что дети у них появятся в положенное природой время, можно не сомневаться.

Если бы семьи сегодня распадались из-за материальных трудностей! Но всё дело в том, что всегда беда, лишения только сплачивали и закаляли семейные коллективы. А сегодня стонут и плачут от брачных мук и бедные, и богатые. Растёт насилие. У нас сотни тысяч (!) социальных сирот, беспризорников. Пьянство. Наркомания. А мы при объяснении этой семейной беды все перебираем и перебираем факторы материальной жизни. А фактор жизни духовной не учитываем. Тем временем духовная пропасть от поколения к поколению растёт всё больше .

К сожалению, нам, воспитанным на жёстком материализме, тонкая вуаль межчеловеческих отношений порой уже недоступна. Да, причин современной трагедии семьи, а в итоге — народа и государства — очень много. Но среди них есть одна самая важная, корневая. Это генетическое угасание факторов мужества у мальчиков, юношей, мужчин и приобретение ими сугубо женских характеристик.

Народы ещё в древности осознали: мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Раскрепощение мужских начал возможно только в испытаниях, направленных на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости и т.д.

Посмотрите, у нас с каждым годом юноши становятся всё более и более женственными, а девушки всё более и более “мужчинистыми”. И процессы эти давно уже развернулись на гормонально-генетическом уровне. Согласно зарубежным исследованиям, уровень гормона, определяющего мужскую принадлежность и мужскую зрелость — тестостерона — в крови молодых мужчин к концу ХХ века составил 24-50 %. В то время как для обеспечения нормальных детородных функций он должен быть не ниже 80 %! Вот вам и благополучный Запад — и питаются они хорошо, и с экологией у них всё в порядке…”.

ГЕРОИЧЕСКАЯ армия мужественного народа. Так назвала одну из глав своей книги «Народы Советского Союза», изданной в 1945 году в Нью-Йорке, американская писательница и журналистка Анна-Луиза Стронг. В этой части ее работы нашлось место и воинам-калмыкам, вместе с другими красноармейцами первыми принявшим на себя удар фашистов...

22 июня 1941 года в 4 часа утра вторжением германской армии в пределы СССР началась Великая Отечественная война - самое грандиозное и жестокое сражение в истории нашего государства. Стронг писала: «Первые комментарии берлинской прессы были посвящены «безумному геро­изму» русских. Эти «сумасшедшие» вели «войну не по правилам». Русские танкисты врезались на своих машинах прямо в немецкие танки, опрокидывая их в лобовом столкновении. Русские летчики обрубали хвосты вражеским самолетам пропеллерами. При защите крепостей русские продолжали сражаться за каждый бастион, а потом взрывали себя вместе с врагами. Русские пехотинцы нападали на танки с бутылками горючей смеси. По странной иронии судьбы, первые красноармейцы, упомянутые в берлинской прессе за «сумасшедший героизм», были не русские, а калмыки, представители народности из дельты Волги... Нацистская «высшая раса» должна была признать, что по какой-то непонятной причине из этой «низшей расы» вышли герои войны...» (Перевод и публикация еженедельника Союза журналистов СССР газеты «За рубежом», № 9 от 22-28 февраля 1985 г., стр. 6).

В предвоенное время призывники с Северного Кавказа, в том числе и калмыки, приписывались к западным округам и в большинстве своем службу проходили в частях, расположенных в приграничных районах. Им судьбой было уготовано в первые дни и даже часы фашистского вторжения испытать на себе всю мощь нацистской военной машины.

Уже на рассвете 22 июня летчик-истребитель Василий Дармаев в паре с командиром звена вступил в бой с четырнадцатью немецкими бомбардировщиками и, повредив один из них, заставил-таки остальных повернуть вспять. А пилоты Ани Менкенов и Очир Булуктаев с первых дней наносили бомбовые удары по скоплениям вражеских войск на румынской территории, в небе над которой их самолеты были сбиты. В от­личие от погибшего Менкенова, Булуктаеву с экипажем и встретившимися по пути армейскими разведчиками все же удалось выйти к своим. Дважды выходил из окружения и рядовой зенитно-артиллерийского дивизиона 7-го Доно-Кубано-Терского корпуса, уничтоженного немцами в Западной Белоруссии, Сергей Васькин. Не сдавшись врагу в начале войны, он закончил свой боевой путь в 1945-м в Манчжурии в звании лейте­нанта.

В сражениях на западных рубежах отличились пограничник Кару Шалбуров, танкисты Игорь Шарманжинов, Санджи Гаряев, Дени Бадмаев, командир мотопехотного батальона Мацак Бимбаев, кавалерист Василий Хахлинов, артиллерист Чуча Дорджиев, зам. политрука Аюр Манцынов и многие, многие другие наши земляки.

Навечно вошли в список героев-защитников Брестской, крепости пехотинец Венициан Майоров и наводчик орудия Церен Пасугинов. Его останки, найденные под руинами одного из бастионов уже после войны, с почестями перезахоронены в героической цитадели в 1992 году.

Артиллерийское орудие сержанта под номером 12671, обнаруженное там же, экспонируется в Военном музее Санкт-Петербурга...

Илишкин Л. Герои войны: Первые красноармейцы, упомянутые в берлинской прессе за сумасшедший героизм были калмыки //Степная мозаика. – 2004. – 19 июня(№11).

ОБРАЗОВАНИЕ

(наименование учебного заведения, специальность, год окончания)

Притчи народов мира

Что нужнее всего в бою (индийская притча)

Однажды Акбар спросил Бирбала:
— Что нужнее всего в бою?
Бирбал ответил:
— Повелитель Вселенной! Нужней всего мужество!
— А сила, а оружие? Или ты о них забыл? — сказал Акбар.
— Государь! Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие, - ответил Бирбал.

Сергей Половников

Мужество

Под мужеством обычно понимают качество человека стойко переносить трудности, доводить до конца начатое дело, не поддаваясь обстоятельствам, даже преодолевая, может быть, и физические страдания.

Мужество в более частном понимании - это набор качеств, присущих именно мужчине. В более широком понимании мужество - это способность человека оставаться Человеком в любых испытаниях и потрясениях, даже если они угрожают его здоровью и самой жизни. С этой точки зрения считается, что даже женщина может быть мужественной. «Будьте мужественной», «мужайтесь» - говорят ей в трудные моменты жизни, давая силы, чтобы пережить потрясение.

Итак, мужество - это такое поведение, когда человек действует, не поддаваясь страху, отчаянию и прочим негуманоидным состояниям. Значит ли это, что мужественный человек не знает страха? Конечно, нет. Ведь страх - это реакция человека на опредёленные сигналы. С одной стороны, сигналы записанного в физическом теле инстинкта самосохранения. Такой страх присущ и животным.

С другой стороны - это сигналы личности, которая оценивая ситуацию, делает для себя неблагоприятный прогноз, предполагая, что события будут развиваться угрожающим для неё образом. Обычный человек подвержен действию страха. Могут не испытывать страха люди с определёнными психическими отклонениями. Эго такого человека, полностью захватившее физическое тело, иногда с помощью алкоголя или наркотиков блокирует сигналы опасности, идущие от тела, не даёт им пробиться к осознаванию. Если ещё при этом эго имеет агрессивные, маниакальные черты, то оно толкает человека на безрассудные поступки, бессмысленный риск. Здесь мужеством и не пахнет.

У мужественного человека страх становится сигналом, предупреждающим об опасности, индикатором, помогающим выбрать адекватную линию поведения.

Аналогичная ситуация происходит, когда и другие негуманоидные качества пытаются подчинить себе человека. Например, отчаяние - когда рушатся жизненные опоры, устоявшиеся стереотипы. Человеку нужно мужество, чтобы отказаться от старых внутренних подпорок и перейти к новому мироощущению. Жадность - для кого-то требуется немалое мужество, чтобы отказаться, если надо, от $10 (а может, и $10 млн.). Самоутверждение - мужественный спортсмен отказывается от нечестной победы. То же и для других качеств.

Мужество - это способность человека оставаться Человеком в любых ситуациях, постоянный осознанный выбор в пользу порядочности, честности, искренности. Это выбор, который делается не только в серьёзных испытаниях или поворотных событиях, но и в мелочах, повседневно. Именно в так называемых мелочах растёт по каплям запас мужества и сил.

Встать пораньше, вырвавшись из сладких объятий сна, сделать разминку, преодолевая засасывающую инерцию, вылить на себя тазик холодной воды - это повседневное, «бытовое» мужество. Оно же проявляется и в безупречном выполнении каждодневных дел, взятых на себя обязанностей, в доведении до завершения начатого и реализации построенных планов. Кому не знакома такая ситуация: вначале новое интересное дело привлекает, манит возможностями. Потом начинаются трудности, возникают невидимые ранее обстоятельства, кем-то не выполняются обещания, кто-то слегка обманул или подвёл. Дело начинает чахнуть и становится как бы никому не нужным. Конечно, нужно мужество, чтобы вкладывать свои силы, сердечную энергию и «толкать» дело. И ведь что обидно - никто при этом не видит, как много ты работаешь и на какие жертвы идёшь, и никто не узнает о твоём «героизьме»!

Мужества требует любое проявление искренности, особенно, когда дело касается необходимости осознавания или признания своих недоработок, наличия у себя разрушительных черт характера.

Мужество находит своё проявление и во внешнем облике человека, манере его поведения. Такие люди не суетятся, так как им не нужно никем казаться и производить на кого-то впечатление. Они скромны, немногословны, спокойны и уравновешенны. Они достаточно открыты и чутки и поэтому способны на ласку и нежность. Это люди, на которых можно положиться, которым можно доверять. Их внутренний стержень даёт им силу. Внешнее проявление мужества можно назвать мужественностью.

Мужественный человек не предаст. Рядом с ним спокойно и надёжно. Он отвечает за свои решения, за свой выбор. Вы не встретите мужественного человека, жалующегося на обстоятельства и препятствия, или упрекающего кого-либо в «неправильном» по отношению к нему поведении.

Ещё об одном аспекте мужества: мужество коллективное или одиночное. Когда группа людей делает одно дело, то каждый выполняет свою задачу, являющуюся частью общей. Мужество коллективное складывается из мужества каждого из участвующих. При этом каждому из них, с одной стороны, тяжелее, чем если бы он был один, а с другой стороны - легче. Тяжелее потому, что есть ответственность за успех общего дела и за жизнь всех других, ибо малодушие одного может свести на нет усилия всех и даже погубить их. А легче потому, что твои товарищи своим присутствием всегда помогут. Твой внутренний стержень, слитый с общим стержнем друзей, становится более устойчивым и прочным, если ты действительно искренно работаешь на общее дело.

Что помогает человеку быть мужественным? Любовь во всех её проявлениях. Любовь к женщине, любовь к Родине, любовь как Идея Жизни и её движущая сила, любовь как способ человеку быть Человеком.

Любой народ переживает время активных войн и экспансий. Но есть племена, у которых воинственность и жестокость – неотъемлемая часть их культуры. Это идеальные воины без страха и морали.

Название новозеландского племени «маори» означает «обычный», хотя, по правде говоря, ничего обычного в них нет. Еще Чарльз Дарвин, которому довелось встретиться с ними во время своего путешествия на «Бигле», отмечал их жестокость, особенно по отношению к белым (англичанам), с которыми они сражались за территории во время маорийских войн.

Маори считаются автохтонным населением Новой Зеландии. Их предки приплыли на остров приблизительно 2000-700 лет назад из Восточной Полинезии. До прихода англичан в середине XIX века серьезных врагов у них не было, "развлекались" они в основном междоусобицами.

За это время сложились их уникальные обычаи, свойственные многим полинезийским племенам. Например, они отрубали головы плененным врагам и съедали их тела – так, по их верованиям, к ним переходила сила противника. В отличие от своих соседей – австралийских аборигенов - маори участвовали в двух мировых войнах.

Известно, что во время Первой мировой войны они с помощью своего боевого танца хака заставили противника ретироваться в ходе наступательной операции на Галлипольском полуострове. Этот ритуал сопровождался воинственными криками, топотом и устрашающими гримасами, что в буквальном смысле обескуражило врагов и дало маори преимущество.

В ходе Второй мировой войны маори сами настояли на формировании собственного 28 батальона.

Другой воинственный народ, который тоже повоевал на стороне британцев, – это непальские гурхки. Еще в колониальные времена англичане отнесли их к категории «самых воинствующих» народов, с которыми им пришлось столкнуться. По их словам, гуркхов отличала агрессивность в бою, храбрость, самодостаточность, физическая сила и пониженный болевой порог. У этих гордых воинов даже дружеское похлопывание по плечу считается оскорблением. Самим британцам пришлось сдаться под напором гуркхов, вооруженных одними ножами.

Неудивительно, что еще в 1815 году была развернута широкая кампания по привлечению гуркхских добровольцев в британскую армию. Бесстрашные воины быстро сыскали славу лучших солдат мира.

Они успели поучаствовать в подавлении восстания сикхов, в Афганской, Первой и Второй мировых войнах, а также в Фолклендском конфликте. Сегодня гуркхи по-прежнему являются элитными бойцами английской армии. Набирают их все там же – в Непале. И надо сказать, что конкурс, по данным портала modernarmy, сумасшедший - на 200 мест претендуют 28 000 кандидатов.

Сами британцы признают – гуркхи как солдаты лучше, чем они сами. Может, потому что они более мотивированы. Хотя сами непальцы утверждают, дело здесь совсем не в деньгах. Они гордятся своим воинским искусством и всегда рады применить его в деле.

Когда одни малочисленные народы активно интегрируются в современный мир, другие предпочитают сохранять традиции, даже если они далеки от ценностей гуманизма.

Например, племя даяков с острова Калимантан, которые заслужили страшную репутацию охотников за головами. Что скажешь, если по их традициям мужчиной можно стать, только добыв голову своего врага. По крайней мере, так было еще в XX веке. Народ даяков (по-малайски - «язычник») – это этническая группа, которая объединяет многочисленные народы, населяющие остров Калимантан в Индонезии.

Среди них: ибаны, кайяны, моданги, сегаи, тринги, инихинги, лонгваи, лонгхаты, отнадомы, сераи, мардахики, улу-айеры. До места проживания некоторых из них даже сегодня добраться можно только на лодке.

Кровожадные обряды даяков и охота за людскими головами официально были прекращены в XIX веке, когда местный султанат попросил англичанина Чарльза Брука из династии белых раджей как-то повлиять на народ, представители которого не знают иного способа стать мужчиной, кроме как отсечь кому-то голову.

Захватив в плен наиболее воинственных вождей, посредством политики кнута и пряника ему вроде бы удалось наставить даяков на мирный путь. Но люди продолжили бесследно исчезать. Последняя кровавая волна прокатилась по острову в 1997-1999 годах, когда все мировые агентства кричали о ритуальном каннибализме и играх маленьких даяков с человеческими головами.

Среди народов России одной из самых воинственных народностей являются калмыки, потомки западных монголов. Их самоназвание переводится как «отколовшиеся», ойраты означает "не принявшие ислам". Сегодня большая их часть проживает в Республике Калмыкия. Кочевники всегда агрессивнее земледельцев.

Предки калмыков – ойраты, жившие в Джунгарии, были свободолюбивыми и воинственными. Даже Чингисхану не сразу удалось подчинить их, за что он требовал полностью уничтожить одно из племен. Позже ойратские воины вошли в состав войска монгольского полководца, и многие из них породнились с чингизидами. Поэтому не без основания некоторые из современных калмыков считают себя потомками Чингисхана.

В XVII веке ойраты ушли из Джунгарии и, совершив огромный переход, достигли приволжских степей. В 1641 году Россия признала Калмыцкое ханство, и с этого времени калмыков постоянно стали набирать в русскую армию. Говорят, что боевой клич «ура» когда-то произошел от калмыкского «уралан», означающего «вперед». Особенно они отличились в Отечественной войне 1812 года. В ней участвовали три калмыцких полка численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высших орденов России.

Курды наряду с арабами, персами и армянами являются одним из древнейших народов Ближнего Востока. Проживают они в этногеографической области Курдистан, которую после Первой мировой войны поделили между собой Турция, Иран, Ирак и Сирия.

Язык курдов, по мнению ученых, принадлежит к иранской группе. В религиозном плане единства у них нет – среди них встречаются мусульмане, иудеи и христиане. Курдам вообще сложно друг с другом договориться. Еще доктор медицинских наук Э.В. Эриксон отмечал в своей работе по этнопсихологии, что курды – народ беспощадный к врагу и ненадёжный в дружбе: «Уважают они только себя и старших. Нравственность их вообще очень низка, суеверие чрезвычайно велико, а настоящее религиозное чувство развито крайне слабо. Война – их прямая врождённая потребность и поглощает все интересы».

Насколько в наши дни актуален этот тезис, высказанный в начале XX века, сложно судить. Но тот факт, что они никогда не жили при собственной централизованной власти, дает о себе знать. По словам Сандрин Алекси из Курдского университета в Париже: «Каждый курд - король на своей горе. Поэтому они ссорятся друг с другом, конфликты возникают часто и легко».

Но при всей своей бескомпромиссности друг к другу курды мечтают о централизованном государстве. Сегодня «курдский вопрос» - один из самых острых на Ближнем Востоке. Многочисленные волнения, устраиваемые курдами с целью добиться автономии и объединиться в одно государство, продолжаются с 1925 года. С 1992 по 1996 год они вели гражданскую войну на севере Ирака, перманентные выступления до сих пор возникают на территории Ирана. Одним словом, «вопрос» висит в воздухе. Сейчас единственное государственное образование курдов с широкой автономией – это Иракский Курдистан.

Спорить о том, какая нация самая смелая можно очень долго, и каждый будет по-своему прав. Если вдаваться в тонкости исторических фактов, то в каждом веке разные народности проявляли неистовый героизм и отвагу. Поэтому составить рейтинг самой смелой нации навряд ли получится, а вот рассмотреть некоторые моменты проявления отваги вполне реально.

Пожалуй, можно начать с России. , в меру присущей ему неугомонности, отличался очень часто. Начиная с Киевской Руси, постоянные княжеские междоусобицы приводили к регулярным битвам и войнам. Брат шел против брата, отбирая земли и присваивая имущество. Естественно людьми двигала жажда наживы, однако надо иметь огромную смелость, чтобы решиться на подобный поступок.

Если рассматривать события более близких эпох, то можно заметить, что Россия, пострадавшая в годы Первой мировой войны (1914-1918г.г.) и Великой Отечественной (1941-1945г.г.), не утратила дух свободы и нравственности. Благодаря мужественности русского народа, страна не только выиграла битвы, но и расширила свои территории и заимела союзников в лице других государств.

Соответственно следующий стоит рассмотреть германский (немецкий ) народ , поскольку провокаторам двух последних и самых жестоких войн была именно Германия.

Мысль о захвате великой Российской империи будоражила ни одного правителя, однако только немецкие власти дважды попытались это осуществить. Причем поражение в первой войне не остановило народ, и была предпринята повторная попытка. Проявление великой смелости, а может, даже и некоего безумства подвигло на отчаянные шаги с боку германской нации. И нельзя говорить, что высшие эшелоны власти командовали простым людом, ведь если бы народ не был готов, навряд ли бы покорился подобной участи.

Великий писатель А. И. Солженицын, который в своем произведении «Архипелаг ГУЛАГ» не единожды упоминает о чеченцах , считает их не только смелой и бунтарской нацией, но непреклонной и непокорной.

Столько бед и страданий, сколько пережил этот народ, мало кто испытывал. Если после Гражданской войны чеченам дали земли, началось развитие национальной письменности и культуры, то уже буквально через пару десятков лет их выгоняют с постоянного места жительства в Среднюю Азию.

Смелость духа чеченского народа заставляет их бросить вызов тем, кто постоянно их теснит. События 90-х годов 20 века до сих пор живы в сердцах многих, которым пришлось присутствовать на поле боя.

Кто-то, читая эту статью, усмехнется, вспомнив о монголо-татарском иге , которое держало в «железном кулаке» страны Европы более 300 лет, кто-то приведет в пример Африканское племя Туарегов . Все эти доводы будут верны. В каждом народе есть свои герои, которых нужно помнить, чтить и уважать.