Балет "щелкунчик" - история создания волшебства. Щелкунчик - новогоднее чудо Первая постановка щелкунчика 1892 г

Балет «Щелкунчик»: краткое содержание

Первое действие

В семье Штальбаумов празднуют новый год. На приём съезжаются друзья дома. Одним из приглашённых является крёстный детей хозяев дома Мари и Фрица. Его зовут Дроссельмейер. Он самый желанный гость, потому что привёз детям подарки, среди которых смешной Щелкунчик.

Несколько мгновений томительного ожидания. И вот, наконец, свершилось: двери распахиваются, и перед взволнованными детьми предстаёт сияющая огнями ёлка. Праздник начинается.

Вдруг откуда-то появляется мастер-кукловод. Это Дроссельмейер, но он в маске, и дети считают его ещё одним гостем. В его руках оживают куклы. Дети потрясены, заинтересованы, вот только сам мастер их слегка пугает. Добрый крёстный открывает лицо, и все страхи тут же улетучиваются.

Мари просит у крёстного разрешения немного поиграть с куклами, но оказывается, что их уже убрали в шкаф. Остался только Щелкунчик, которого Дроссельмейер и дарит девочке. Забавный деревянный солдат вызывает у Мари симпатию, и она охотно с ним играет.

Но тут в игру вмешивается несносный братец Фриц, который как все мальчишки начинает экспериментировать с механизмом куклы. Щелкунчик не просто кукла, он устроен так, что может раскалывать орехи. В неумелых руках Фрица игрушка, в конце концов, ломается. Мари очень жалко Щелкунчика. Она берёт его на руки и баюкает. Развеселившиеся мальчишки потешаются над Мари, нарядившись при этом в мышиные маски. Но, к счастью, праздник заканчивается. Гости танцуют последний танец и начинают расходиться.

Как только в доме все засыпают, Мари тихонько возвращается в комнату с ёлкой. Огни погашены, а само праздничное дерево таинственно освещает луна, которая заглядывает в окно. Немного страшно, но Мари отважно находит оставшегося под ёлкой покалеченного Щелкунчика и снова берёт его на руки, чтобы пожалеть и утешить.
И тогда приходит волшебник. У него лицо доброго крёстного, но на этот раз он совершает настоящие чудеса. Дроссельмейер взмахивает руками, и мир преображается. Комната превращается в огромный зал, ёлка стремительно растёт ввысь и вширь. Куклы и другие игрушки-украшения тоже увеличиваются и оживают. Праздник должен продолжиться.

Но неожиданно появляется армия мышей во главе со своим Королём. Среди игрушек возникает паника, только отважный Щелкунчик знает, что делать. По его призыву в бой с мышами выступает строй оловянных солдатиков. Вот только мышей больше. Они опрокидывают строй игрушечных солдат, и отважный Щелкунчик остаётся один против вражеского войска.

Мари очень испугана и обращается за помощью к волшебнику. Он предлагает девочке горящую свечу. Мари швыряет её в мышей и обращает их в бегство. Щелкунчик спасён, но, кажется, с ним что-то случилось. Он так и лежит один на опустевшем поле боя. Мари и друзья-куклы бегут к нему.

И вот тут-то происходит невероятное! Вместо несуразного, хоть и милого Щелкунчика, с пола поднимается прекрасный Принц и протягивает руки Мари.

И мир снова преображается. Потолок и стены дома исчезают совсем. Остаётся только ёлка и звёзды в небе над головой. Но ярче всех сияет звезда на верхушке ёлки. Мари и Щелкунчик в образе принца садятся в волшебные санки и устремляются к ней. И все игрушки бегут за ними.

Второе действие

Принц Щелкунчик и Мари плывут среди еловых лап прямо к верхушке новогоднего дерева. Их сопровождают друзья-игрушки. До цели пути остаётся совсем немного. Но бросившиеся в погоню мыши настигают путешественников. Принц Щелкунчик снова вынужден вступить с ними в сражение. Мари и куклы очень переживают, но на этот раз принц побеждает врагов.

И начинается праздник. Все так рады, что подлый Мышиный король повержен. Куклы пускаются в пляс. Ёлка заливается огнями. Принц Щелкунчик и Мари понимают, что достигли места, где исполняются все мечты. Они очень счастливы.

Мари взлетает, парит, парит… и просыпается. Это было всего лишь видение, сон. На руках у девочки всё тот же деревянный Щелкунчик. Вот только Мари уже не та. Она побывала в стране, где исполняются желания, и теперь знает, как достаётся счастье.

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Пётр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик»

1-е занятие

Программное содержание . Познакомить детей с музыкой балета, с сюжетом сказки. Учить детей чувствовать характер музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали фрагменты из сказки-балета «Лебединое озеро». Давайте познакомимся с другим его балетом – «Щелкунчик».

Щелкунчик - это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но её брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под ёлку и забыл о нём.

Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился и все дети отправились спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его.

И тут Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём.

Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище, во главе с мышиным королём. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с ёлки.

Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику, и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ног башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасён. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, я ведь так люблю тебя».

Тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было не обычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы!

Теперь, когда вы знаете сказку о Щелкунчике, давайте познакомимся с музыкой балета.

Начнём с танца Мари и принца в его королевстве сластей в конце балета. Послушайте эту музыку. (Звучит запись.) Какая она?

Д е т и. Музыка радостная, нежная.

П е д а г о г. Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали. Мы будем с вами слушать эту прекрасную музыку ещё и ещё раз. А сейчас вернёмся к началу балета.

Новогодняя ёлка наряжена. Дети водят хороводы вокруг ёлочки, рассматривают игрушки на ней, подарки. Звучит марш. (Звучит запись.) Какой это марш по характеру?

Д е т и. Весёлый, шуточный.

П е д а г о г. Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш - отрывистый, лёгкий, весёлый. Этот марш чем-то перекликается с другим шуточным маршем П. Чайковского, из его «Детского альбома» - «Маршем деревянных солдатиков». (Исполняет его.) Чем они похожи?

Д е т и. Оба лёгкие, чёткие, отрывистые, как бы игрушечные.

П е д а г о г. В «Марше деревянных солдатиков» мы слышим, как шагают игрушечные солдатики - смело, бодро, но легко: ведь они деревянные, сказочные. Есть у них и свой оркестр, в котором барабанщик играет то на маленьком барабанчике, то на большом (исполняет фрагмент). В марше из балета «Щелкунчик» вы тоже почувствовали сказочность, игрушечностъ, лёгкость (исполняет фрагмент на фортепиано).

Чтобы усилить впечатление детскости, игрушечности, П. Чайковский вводит в оркестр детские музыкальные инструменты - трубы и барабаны (звучит запись).

2-е занятие

Программное содержание . Продолжать знакомить детей с музыкой балета. Учить узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты, определять характер музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Послушайте фрагмент из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Что это за музыка? (Звучит марш.)

Д е т и. Это марш, весёлый, шуточный.

П е д а г о г. Прислушайтесь к смене характера в средней части. Она звучит иначе, чем в начале и конце, возникает другое настроение (звучит фрагмент).

Д е т и. Как будто засверкали на ёлке блестящие снежинки, льдинки, огоньки.

П е д а г о г. Правильно, музыка звучит высоко, отрывисто, похожа на сверкающие огоньки или переливающиеся снежинки, она волшебная, сказочная. Мы чувствуем, что героев сказки впереди ожидают какие-то необыкновенные приключения. Музыка таинственная.

Но потом опять возвращается знакомая мелодия игривого, бойкого марша. Послушайте марш целиком (звучит запись).

А вот как звучит колыбельная, которую Мари пела Щелкунчику, когда дети ушли спать (исполняет колыбельную). Какая это музыка?

Д е т и. Спокойная, ласковая.

П е д а г о г. Да, колыбельная эта напевная, ласковая, мерно покачивающаяся, убаюкивающая (исполняет фрагмент повторно).

Часы бьют двенадцать… Но вдруг послышалось шуршание, скрип, возня. Со всех сторон показались мыши во главе с мышиным королём (исполняет фрагмент). Как звучала музыка?

Д е т и. Музыка таинственная, злая, тихая, осторожная, потом звучит все громче.

П е д а г о г. Мыши подходят все ближе - музыка становится громче, зловещая, страшная. А сейчас послушайте, как отважно и смело сражались Щелкунчик и игрушечное войско с мышами и их королём (звучит запись).

Наконец сражение выиграно. Мари спасла Щелкунчика от смерти, помогла победить мышиного короля, запустив в него свой башмачок. Вы помните, что после этого Щелкунчик превратился в прекрасного юношу-принца и отправился с Мари в путешествие в сказочное царство сластей.

Давайте вспомним танец Мари и принца, который они танцуют в сказочном королевстве. Мы его слушали в прошлый раз. (Звучит запись.)

Музыка такая счастливая, восторженная! Как ещё можно ее охарактеризовать?

Д е т и. Радостная, взволнованная, нежная.

3-е занятие

Программное содержание . Учить детей различать характер музыки, тембры музыкальных инструментов.

Ход занятия:

П е д а г о г. Послушайте фрагмент из балета П. Чайковского «Щелкунчик» и вспомните, что это за музыка (звучит танец Мари и принца).

Д е т и. Это танец Мари и принца.

П е д а г о г. Как звучит эта музыка?

Д е т и. Радостно, счастливо.

П е д а г о г. Прислушайтесь к основной мелодии. Она состоит из спускающихся подряд звуков, которые играют струнные инструменты - виолончели и скрипки, Но как красива эта простая мелодия! Она словно расцвечивается оркестром, звучит красочно, пышно. Звучание арф придаёт ей трепетность, взволнованность (звучит фрагмент).

А теперь прислушайтесь, как меняется характер музыки в разных частях этого танца (исполняется целиком).

Д е т и. В середине музыка звучит тихо, нежно, немного грустно.

П е д а г о г. В средней части мелодию играет деревянный духовой инструмент - гобой, нежно, легко, мягко, светло. Ему вторит другой духовой инструмент - фагот, более низко и сумрачно (звучит фрагмент). А затем мелодию подхватывают скрипки - трепетно, взволнованно. Мелодия как бы рвётся ввысь, звучит все более напряжённо (исполняется фрагмент).

К инструментам присоединяются тромбоны (медные духовые инструменты). Они звучат мощно, резко, угрожающе. Музыка как бы напоминает о пережитых волнениях, страданиях, о борьбе со злыми силами. (Звучит средняя часть.)

И наконец, звучит первая мелодия - торжественно, ликующе. Её ведёт весь оркестр - мощно, уверенно. (Звучит фрагмент.)

Но вот музыка затихает, словно растворяется, звучит зыбко, нежно и таинственно. На фоне «дрожащих» скрипок слышны отрывистые, низкие звуки оркестра.

4-е занятие

Программное содержание . Знакомить детей с вальсами из балета. Учить различать характер, настроение каждого произведения. Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы познакомились с несколькими фрагментами из балета «Щелкунчик», слушали марш, колыбельную, сцену появления мышей и сражения с ними (играет фрагменты).

Вы знаете также замечательную музыку танца Мари и принца в конце балета (исполняет фрагмент).

Сегодня мы послушаем несколько вальсов из этого балета. Мы сравнивали несколько вальсов из балета «Лебединое озеро» - нежный, полётный вальс лебедей и праздничные, торжественные вальсы, которые звучали на балу (играет фрагменты).

В балете «Щелкунчик» тоже есть вальсы. Мы сравним три вальса. Первый называется «Вальс снежных хлопьев». Он звучит в балете, когда принц пригласил Мари посетить его сказочное королевство. Они отправились в путь, и попали в зимний, заснеженный лес. Как звучит «Вальс снежных хлопьев»? (Дети слушают запись.)

Д е т и. Легко, нежно, тревожно, в музыке слышно, как ветер кружит снежинки.

П е д а г о г. Да, в музыке передана картина сказочного зимнего леса, мелькание лёгких, волшебных, сверкающих снежинок, а настроение этого вальса слегка встревоженное, смятённое, но одновременно и светлое.

Мари и принц вместе идут в чудесную, волшебную страну и, конечно, преодолеют все преграды.

Слышите, как звенят в оркестре звонкие треугольники и колокольчики, посвистывают нежные флейты, как будто блестят на солнце пушистые снежинки. Переборы арфы помогают передать картину метели, а «вьюжную» мелодию ведут трепетные скрипки. (Звучит фрагмент повторно.)

Но вот Мари и принц пришли в сказочную страну сластей. В их честь был устроен праздник с танцами. Зазвучал вальс цветов (включает запись) . Какой он?

Д е т и. Праздничный и нежный.

П е д а г о г. Да, во вступлении к вальсу слышна нежная арфа, а мелодия звучит то полётно и призывно (у валторн), то ласково, плавно (у скрипок). Она полна радости и красоты. (Фрагмент звучит повторно.)

В конце балета звучит ещё один вальс (исполняет его). Какой он?

Д е т и. Очень торжественный, праздничный.

П е д а г о г. Да, это самый радостный из трёх вальсов, звучит ярко, пышно, блестяще, радостно-взволнованно. Слышны торжественные удары тарелок, праздничное звучание всего оркестра. А мелодию вальса играют струнные инструменты, полётно, ликующе. А в средней части, прислушайтесь, как радостно, волшебно переливаются, позванивают колокольчики. (Звучит запись - фрагмент средней части.)

Послушайте фрагменты всех трёх вальсов.

5-е занятие

Программное содержание . Знакомить детей с музыкой танцев балета. Учить различать характер пьес, средства музыкальной выразительности. Формировать тембровый слух детей.

Ход занятия:

П е д а г о г. Сегодня мы послушаем новые фрагменты из балета «Щелкунчик». Давайте побываем на празднике в королевстве сластей. Нас встречает фея Драже. (Исполняется фрагмент.) Какая это музыка?

Д е т и. Волшебная, нежная.

П е д а г о г. Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста. Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П. Чайковский привёз этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его.

Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

Звучат на празднике и несколько других танцев. Испанский («Шоколад») - музыка эта быстрая, огненная, задорная, слышно щёлкание кастаньет. (Звучит запись.)

Затем - арабский танец («Кофе») - медленный, плавный, изящный, нежный, с позвякиванием бубна. (Звучит запись.)

Есть на этом празднике и китайский танец («Чай») - шуточный, словно прыгающий. На фоне низко звучащих фаготов мы слышим свистящую флейту. (Звучит запись.)

Есть и задорный, весёлый, удалой русский народный танец - трепак (звучит запись).

Танец пастушков - один из самых изящных и грациозных номеров балета. В нем спокойный темп, умеренная звучность. Движения танцующих отличаются гибкостью и пластичностью.

Вы можете сами попробовать передать характер каждого танца в движениях, соответствующих настроению музыки. Кому какой танец понравился больше, тот его и будет танцевать. (Дети делятся на группы по нескольку человек, импровизируют движения танцев.)

6-е занятие

Программное содержание . Закрепить знание детьми музыки балета «Щелкунчик».

Ход занятия:

П е д а г о г. Сегодня мы послушаем различные фрагменты из балета П. Чайковского «Щелкунчик». Вы будете называть, какую музыку из этого балета вам хотелось бы услышать. (Дети называют фрагменты, педагог исполняет их на фортепиано или включает запись.)

Можно устроить и концерт-угадайку. Я буду играть вам фрагменты из балета, а вы отвечайте, что это за музыка.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 37 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Балет «Щелкунчик»:
Па-де-де, mp3;
Марш, mp3;
Колыбельная Мари, mp3;
Появление мышей, mp3;
Битва Щелкунчика с мышиным королем, mp3;
Вальс снежных хлопьев, фрагмент, mp3;
Вальс цветов, фрагмент, mp3;
Заключительный вальс, фрагмент, mp3;
Танец Феи Драже, mp3;
Испанский танец «Шоколад», mp3;
Арабский танец «Кофе», mp3;
Китайский танец «Чай», mp3;
Русский танец «Трепак», mp3;
Танец пастушков, mp3;
Чайковский. Детский альбом. «Марш деревянных солдатиков», mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Пролог

В канун Рождества советник медицины Штальбаум собирает в своем доме гостей. Сам хозяин и его жена с детьми – Мари и Францем, приветливо встречают пришедших на праздник.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

В уютном доме все готово к празднику. Дети с нетерпением ждут рождественские подарки. Вспыхнула елка разноцветными огнями, начались танцы взрослых и детей. Родители дарят детям подарки. Вдруг на пороге гостиной появляется незнакомец в маске. Он снимает ее, и все узнают доброго Дрроссельмейера, крестного Мари. Дрроссельмейер показывает фокусы, а затем достает Щелкунчика и начинает рассказ об истории этой куклы.

Сказка закончилась, все апплодируют Дрроссельмейеру. Мари просит подарить ей Щелкунчика. В этот момент Франц отнимает куклу и ломает ее. Дрроссельмейер прогоняет несносного мальчишку, чинит Щелкунчика и дарит его Мари.

Праздничный вечер заканчивается, исполняется последний танец – гроссфатер. Гости расходятся. Елка гаснет. Мари пробирается в опустевшую гостиную, чтобы еще раз взглянуть на Щелкунчика, оставшегося под елкой. Вместе с боем часов, словно по волшебству, появляется Дроссельмейер.

Вокруг все начинает преображаться: елка растет, и вместе с ней комната превращается в огромный зал. Щелкунчик и игрушки тоже увеличиваются и оживают. Вдруг в комнате появляются мыши во главе с Мышиным королем. Им противостоит отважный Щелкунчик с немногочисленной армией елочных игрушек. Начинается бой: Щелкунчик храбро сражается с мышиной армией, но силы не равны. Еще немного… и Мышиный король одержит верх. Дрроссельмейер подает Мари горящую свечу, которую она, в отчаянии, бросает в Мышиного короля. В это время Щелкунчику удалось освободиться. Он пронзает саблей Мышиного короля, а остатки «серой» армии разбегаются в панике по своим норам. Противник побежден. Чары рассеялись: Мари видит перед собой прекрасного Принца.

Взявшись за руки, Мари и Принц присоединяются к волшебному хороводу снежинок и через звездное небо спешат в королевство Принца.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Мари и Принц любуются звездным небом. Дрроссельмейер неотступно следует за ними. Волшебный шар, на котором они летят, опускается перед стенами сказочного города. Дрроссельмейер проходит к воротам замка и открывает их волшебным ключом, потом незаметно исчезает. Мари и Принц входят в тронный зал. Их встречают Король, Королева и торжественная свита. Жители волшебного города преподносят подарки и устраивают необыкновенный праздник, в завершении которого танцуют Мари и Принц.

Эпилог

Неожиданно возникает фигура Дрроссельмейер…. Все замерло: стены замка исчезают, появляется гостиная дома Штальбаумов. В углу комнаты – спящая Мари с куклой-Щелкунчиком. Проснувшись, девочка видит Дрроссельмейера. Она подбегает к нему, чтобы поблагодарить за чудесную Рождественскую сказку.

В моем понимании Новый год - это мой родной Омск, где много пушистого, белоснежного снега, настоящий сибирский холодец на каждой кухне, каток, после которого бежишь в ближайшую кофейню, отогреваться чем - нибудь вкусным и очень горячим, наблюдая из сверкающего разноцветными огоньками окна за детьми, что бегут с санками в сторону городской елки и, конечно же, традиционный поход в музыкальный театр на сказочный балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». В Омске любят отмечать Новый год и обожают ходить в театр. Мне доводилось бывать в разных городах нашей страны, но так как аплодируют в Омске, не аплодируют нигде. Если Феодосия - это город музеев, то Омск - самый настоящий город театров.

Омский музыкальный театр

Мне всегда было интересно, как композиторы пишут музыку для балета. В частности, меня всегда интересовало, почему Чайковский решил написать именно балет «Щелкунчик», действие которого происходит в одном из немецких княжеств в эпоху Гофмана, а именно в сказочном городке Конфитюренбург. Однажды Петр Ильич получил заказ от дирекции Императорских театров на одноактную оперу и двухактный балет для постановки в один вечер. Чайковский выбрал для оперы произведение датского писателя Х.Херца «Дочь короля Рене» («Иоланта»), и известную сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» для балета. Сказка эта была взята во французском пересказе, который сделал А.Дюма - отец и называлась «История Щелкунчика».

Сначала Чайковский письменно изложил сюжет «Щелкунчика» и только потом приступил к работе с великим хореографом Мариусом Петипа, который сделал подробный план - заказ и балетмейстерскую экспозицию. К тому времени, Петипа служил России более сорока лет и поставил не один спектакль. Прославленный мастер давал Чайковскому подробные рекомендации и советы относительно того, какой должна быть музыка для этой волшебной и зимней сказки. В 1891 году Чайковский отправился в США на торжественное открытие Карнеги - холла, но он продолжал сочинять музыку, даже когда плыл на пароходе. Понимая, что не успевает к сроку, он еще из Парижа отправляет письмо с просьбой перенести премьеры «Щелкунчика» и «Иоланты» на следующий сезон. Работа пошла активнее, когда Петр Ильич вернулся из поездки. Балет был закончен в течение января и февраля 1892 года. Один из симфонических оркестров Русского музыкального общества исполнил сюиты из музыки к балету «Щелкунчик» под управлением самого композитора. Прозвучало шесть номеров, из которых пять были повторены по требованию публики - это был оглушительный успех.

Заканчивать постановку балета будет второй балетмейстер Мариинского театра Л.Иванов по точным сценариям и указаниям тяжело заболевшего Петипа. Льву Ивановичу Иванову принадлежали постановки половецких плясок в «Князе Игоре» Бородина и танцев в опере-балете Римского-Корсакова «Млада». Репетиции «Щелкунчика» началась в конце сентября 1892 года, а премьера состоялась уже 18 декабря. На удивление, критика была разной, как положительной, так и резко отрицательной. Тем не менее, никакая критика не помешала балету продержаться в репертуаре Мариинского театра более тридцати лет. В 1923 году балет был восстановлен балетмейстером Ф. Лопуховым. В 1929 он создает новую хореографическую версию спектакля. Что изменилось? Изначально героиню балета звали Кларой, в советские годы ее стали называть Машей. (Мари у Дюма). Позже, постановки «Щелкунчика» на разных сценах страны осуществляли разные балетмейстеры.

Почему мы так любим «Щелкунчика» именно в канун Нового года? Все начинается с рождественского сочельника в доме Зильбергаузов, когда гости собираются на праздник. В зал заходят Клара, Фриц и их маленькие гости. В центре внимания абсолютно всех - пушистая и нарядная елка. Часы бьют полночь, и с последним их ударом появляется крестный Клары, таинственный Дроссельмейер, который приносит в подарок детям огромные механические куклы — Маркитантку, Солдата, Арлекина и Коломбину. Зильбергауз, боясь, что дети испортят подарки, приказывает унести их в его кабинет. Дети страшно огорчены и Дроссельмейер, чтобы утешить их, вынимает из кармана странную игрушку - смешного маленького Щелкунчика и показывает, как тот грызет орехи. Фриц заставляет Щелкунчика разгрызать самые твердые орехи, и у Щелкунчика ломается челюсть. Тогда раздраженный Фриц бросает игрушку на пол, но Клаpa поднимает его, укачивает, укладывает на кроватку своей любимой куклы и укутывает теплым одеялом. Зильбергауз велит вынести из гостиной мебель, начинается бал.

По окончании торжества детей отправляют спать, а гости и хозяева расходятся. В окно опустевшего зала проникает мягкий лунный свет, а за окном медленно падают пушистые снежные хлопья. Кларе не спится. Она беспокоится о Щелкунчике. Вдруг, слышатся шорох, беготня и царапанье. Девочка пугается, и хочет убежать, но большие настенные часы начинают отбивать время. Клара видит, что вместо совы на часах сидит Дроссельмейстер, помахивающий полами кафтана, словно крыльями. Со всех сторон мерцают маленькие огоньки — мыши заполняют комнату. Клара бежит к кроватке Щелкунчика. Но вдруг, елка начинает расти и становится огромной, куклы оживают и бегают в испуге. В ряды строятся пряничные солдаты, и начинается битва с мышами. Щелкунчик, поднимаясь с постели, приказывает бить тревогу. Раскрываются ящики с оловянными солдатиками, армия Щелкунчика строится в боевое каре. Мышиное войско атакует, но солдатики смело противостоят натиску, и мыши отступают. Тогда в поединок вступает коварный Мышиный король. Он хочет убить Щелкунчика, но Клара снимает башмачок и бросает его в Короля. Щелкунчик ранит его, и тот вместе с остатком войска бежит с поля боя. Щелкунчик с обнаженной шпагой в руке подходит к Кларе. Он превращается в прекрасного юношу и просит девочку последовать за ним. Оба скрываются в ветвях елки. Вот здесь и начинается настоящее новогоднее волшебство, потому что зал превращается в настоящий зимний лес. Крупными хлопьями падает снег и поднимается самая настоящая метель. Снежинки, подгоняемее ветром, танцуют. В сказочном городе Конфитюрюнбурге приезда Клары и принца Щелкунчика уже ожидают во Дворце сластей Фея Драже и Принц Коклюш. В лодке из позолоченной скорлупы приплывают во дворец, где все подготовлено к предстоящему торжеству, Клара и Щелкунчик. Начинается красивый праздник, в котором принимают участие сама повелительница сластей Фея Драже, Матушка Жигонь и другие сказочные персонажи.

«Щелкунчик» - последний балет композитора. Здесь, Чайковский обращается к теме, что уже «звучала» в «Лебедином озере» и «Спящей красавице» - это тема преодоления злых чар могущественной силой любви. В «Щелкунчике» музыка обогащена всевозможными выразительными средствами. В этом балете происходит удивительное слияние изобразительного и выразительного, театральности и психологизма. Музыка очень тонко воплощает все, что происходит на сцене: рост елки, окрики часового, барабанный бой, игрушечные фанфары, мышиный писк и чудесное превращение Щелкунчика. Когда танцуют блестящие и легкие снежинки, музыка волшебным образом передает ощущение холода, игру лунного света и чувства героини, которая вдруг оказалась в таинственном и сказочном мире. Во втором акте звучат различные танцы: танец шоколада, кофе, чая (ярко характерный, насыщенный комическими эффектами китайский), а также живой, в народном духе, русский трепак, изящный и стилизованный танец пастушков, комический танец Матушки Жигонь. Конечно же, вершина дивертисмента — знаменитый Вальс цветов с его разнообразием мелодий, симфоническим развитием, пышностью и торжественностью. Удивительно изящен и тонок танец Феи Драже. Лирической же кульминацией всего балета, от которого мурашки по коже, является адажио, которое изначально было поставлено для Феи Драже и принца, сейчас — для Клары и Щелкунчика.

Русский балет и русские композиторы - это, безусловно, золотая визитная карточка нашей страны. Для нас навсегда останется загадкой, как Чайковский слышал всю эту величественную музыку, что именно его вдохновляло на ее написание, и какие чувства он испытывал, когда создавал свои бессмертные шедевры. Петр Ильич был гениальным композитором и оставил нам огромное и прекрасное музыкальное наследие. К сожалению, в Феодосии пока нет театра, где было бы возможно ставить балеты и принимать у себя артистов из других театров нашей страны. Но мы надеемся, что в ближайшем будущем эта ситуация изменится. Всем нам, а особенно нашим детям очень важно слушать музыку великих русских и зарубежных композиторов. Что касается балета, то это отдельный, волшебный мир, где грация танца тонко переплетена с красотой души, ее болью и радостью. Это просто необычайно красиво. Это искусство, это наша культура, без которой у нас не может быть достойного будущего. Сегодня у всех феодосийцев есть возможность прикоснуться к творчеству великого композитора, придя на концерт, посвященный 175 - летию со дня рождения Петра Ильича.

История создания

Премьера балета состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге одновременно с оперой «Иоланта ». Роли Клары и Фрица исполняли дети, учащиеся Петербургского Императорского театрального училища , которое оба закончили лишь через несколько лет в 1899 году (это видно и по приведенной в данной статье фотографии - см. выше): Клара - Станислава Белинская, Фриц - Василий Стуколкин. Другие исполнители: Щелкунчик - С. Г. Легат, фея Драже - А.Дель-Эра, принц Коклюш - П. Гердт, Дроссельмейер - Т. Стуколкин, племянница Марианна - Лидия Рубцова; балетмейстер Иванов, дирижёр Дриго, художники Бочаров и К. Иванов, костюмы - Всеволожский и Пономарев.

В разных редакцих есть разночтения в имени главной героини: Клара и Мария. В оригинальном произведении Гофмана имя девочки Мария, а Клара - это ее любимая кукла.

В постановках в СССР с середины 1930-х годов, в связи с общей идеологической установкой сюжет балета русифицировался, и главная героиня стала зваться Машей.

Действующие лица

Чайковский - Вариация Маши
Помощь по воспроизведению
  • Зильбергаус.
  • Его жена.
их дети:
  • Клара (Мари, Маша), принцесса
  • Марианна, племянница
  • Няня.
  • Дроссельмейер.
  • Щелкунчик, принц
  • Фея Драже
  • Принц Коклюш
  • Кукла.
  • Паяц (шут).
  • Король мышей.
  • Кордебалет: гости, родственники, слуги, маски, пажи, цветы, игрушки, солдатики и т. д.

Либретто

Балет в 2-х действиях с прологом

Пролог

В канун Рождества, в красивом доме доктора Штальбаума начинают собираться гости. За взрослыми на цыпочках следуют девочки и маршируют мальчики.

Действие I

Дети Штальбаума Мари и Фриц, как и другие дети, с нетерпением ждут подарков. Последний из гостей - Дроссельмейер. Он входит в цилиндре, с тростью и в маске. Его способность оживлять игрушки не только забавляет детей, но и пугает их. Дроссельмейер снимает маску. Мари и Фриц узнают своего любимого крестного.

Мари хочет поиграть с куклами, но с огорчением узнает, что они все убраны. Чтобы успокоить девочку, крестный дарит ей Щелкунчика. Странное выражение лица куклы забавляет ее. Шалун и озорник Фриц нечаянно ломает куклу. Мари расстроена. Она укладывает полюбившуюся ей куклу спать. Фриц вместе с друзьями надевают маски мышей и начинают дразнить Мари.

Праздник заканчивается, и гости танцуют традиционный танец «Гросс-Фатер», после чего все расходятся по домам. Наступает ночь. Комната, в которой находится ёлка, наполняется лунным светом. Мари возвращается, она обнимает Щелкунчика. И тут появляется Дроссельмейер. Он уже не крестный, а добрый волшебник. Он взмахивает рукой и в комнате начинает все меняться: стены раздвигаются, ёлка начинает расти, ёлочные игрушки оживают и становятся солдатиками. Внезапно появляются мыши под предводительством Мышиного короля. Отважный Щелкунчик ведет солдатиков в бой.

Щелкунчик и Мышиный король встречаются в смертельной схватке. Мари видит, что армия мышей превосходит армию солдатиков.

В отчаянии она берёт тяжёлый горящий подсвечник и со всей силой бросает его в Мышиного короля. Он напуган и убегает вместе со своей армией. Армия солдатиков победила. Они триумфально несут Мари на плечах к Щелкунчику. Внезапно лицо Щелкунчика начинает меняться. Он перестает быть уродливой куклой и превращается в прекрасного Принца. Мари и оставшиеся в живых куклы оказываются под звездным небом и фантастически красивой ёлкой, вокруг кружатся снежинки.

Действие II

Мари и Принц любуются красотой звездного неба. Внезапно их атакуют мыши. И вновь, Принц наносит им поражение. Все танцуют и веселятся, празднуют победу над мышиным войском.

Испанская, Индийская и Китайская куклы благодарят Мари за то, что она спасла им жизнь. Вокруг танцуют прекрасные феи и пажи.

Появляется Дроссельмейер, он опять меняет все вокруг. Все готовятся к королевской свадьбе Мари и Принца. Мари просыпается. Щелкунчик всё ещё у неё в руках. Она сидит в Знакомой комнате. Увы, это был всего лишь сказочный сон…

Значимые постановки

Мариинский театр

  • 6 (18) декабря 1892 года - премьера: балетмейстер Л. И. Иванов , дирижёр Р. Дриго, художники А. И. Бочаров и К. Иванов, костюмы - И. А. Всеволожский и Е. П. Пономарев; Клара - Станислава С. Белинская, Фриц - Василий Н. Стуколкин; остальные партии: Щелкунчик - С. Г. Легат, фея Драже - А.Дель-Эра, принц Коклюш - П. Гердт, Дроссельмейер - Т. Стуколкин, Шут - А. В. Ширяев , Марианна - Лидия Рубцова.
  • 1923 - возобновление постановки Л. И. Иванова в тех же декорациях; балетмейстеры Ф. В. Лопухов и А. В. Ширяев , дирижер А. В. Гаук ; фея Драже - Е. П. Гердт, принц Коклюш - М. А. Дудко, Дроссельмейер - Н. А. Солянников.
  • 1929 - Новая редакция; балетмейстер Ф. В. Лопухов, дирижер А. В. Гаук , худ. В. В. Дмитриев; Маша - О. П. Мунгалова, Щелкунчик - П. А. Гусев , Дроссельмейер - Л. С. Леонтьев.
  • 1934 - балетмейстер В. И. Вайнонен, дирижер Е. А. Мравинский , худ. И. Ф. Селезнев; Маша - Г. С. Уланова , Щелкунчик-принц - К. М. Сергеев .

Большой театр

  • 1919 - балетмейстер А. А. Горский, дирижер Н. А. Федоров, художник Константин Коровин ; Клара - В. В. Кудрявцева, Фриц - Шокоров 2-й, Щелкунчик-принц - Ефимов, Дроссельмейер - А. Д. Булгаков. В этой постановке сцена представляла собой сервированный стол с огромным кофейным сервизом, из которого выходили танцоры.
  • 1932 - спектакль балетного техникума при ГАБТе; балетмейстер Л. И. Иванов, возобновление А. И. Чекрыгина и А. М. Монахова, дирижер Ю. Ф. Файер , художник Панфилов; Клара - Е. К. Фарманянц, Щелкунчик - Ю. В. Папко, Фриц - Ю. Гербер, Дроссельмейер - А. И. Чекрыгин, фея Драже - О. В. Лепешинская .
  • 1939 - балетмейстер В. И. Вайнонен, дирижер Ю. Ф. Файер, худ. В. В. Дмитриев; Маша - М. Т. Семенова , Щелкунчик - А. Н. Ермолаев, Дроссельмейер - В. А. Рябцев.
  • 12 марта 1966 - новая постановка; балетмейстер Ю. Н. Григорович , дирижер Г. Н. Рождественский , худ. С. Б. Вирсаладзе ; Маша - Е. С. Максимова , Щелкунчик-принц - В. В. Васильев , Мастер кукол - В. А. Левашев, Король мышей - Г. Б. Ситников, Пастушка - Т. Н. Попко.

Примечания

Ссылки

  • балет «Щелкунчик» Театра Санкт-Петербургской консерватории на сцене Михайловского театра на телеканале «Искусство ТВ»
  • Щелкунчик - либретто и фотографии балета в постановке Театра классического балета п/р Н. Касаткиной и В. Василёва

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Юнга
  • Эль Сид

Смотреть что такое "Щелкунчик (балет)" в других словарях:

    Щелкунчик (значения) - Щелкунчик: Щелкунчик из Рудных гор Щелкунчик вид щипцов для орехов в виде куклы; традиционная рождественская игрушка. «Щелкунчик и мышиный король» … Википедия

    Балет П.И.Чайковского "Щелкунчик" - В 1890 году русский композитор Петр Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на двухактный балет. Для балета композитор избрал известную сказку немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана Щелкунчик и мышиный король из… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Балет - С середины 30 х гг. XVIII в. в Петербурге стали регулярными придворные балетные представления. В 1738 в Петербурге открыта первая русская балетная школа (с 1779 Театральная школа), включавшая балетные классы (ныне Хореографическое училище); … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    ЩЕЛКУНЧИК - (нем. Nupknacker) центральный персонаж сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» (1816). Щ. забавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный Дроссельмайер. Большая голова нелепо выглядела по сравнению с… … Литературные герои

    Щелкунчик - У этого термина существуют и другие значения, см. Щелкунчик (значения). Щелкунчик Фрагмент спектакля «Щелкунчик» в постановке Импер … Википедия

    Балет в филателии - Почтовая марка СССР (1969): I Международный конкурс артистов балета в Москве Тема балета в филателии составляет одно из направлений тематического коллекционирования почтовых марок и других филателистических материалов, посвящённых балетным… … Википедия

    Балет - (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… … Музыкальная энциклопедия

    ЩЕЛКУНЧИК - Один из самых знаменитых балетов П.И. Чайковского (либретто М. Петипа по сказке Э.Т.А. Гофмана). Написан в 1891 г., впервые поставлен М. Петипа на сцене Мариинского театра в 1892 г. Балет начинается рождественским праздником, на котором девочке… … Лингвострановедческий словарь