Сочинение: Образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский). Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза Суждение о екатерине гроза

(471 слово) Катерина Кабанова — главная героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза». Она одна противостоит темному царству в лице Кабановой, Дикого и других консервативных обитателей Калинова. Возвышенная, совестливая и одухотворенная любовью женщина восстает против косной и ханжеской морали своего круга.

В девичестве Катерина жила очень счастливо: родители окружали ее заботой и вниманием. Мать наряжала любимую дочь «как куклу» и проводила с ней время в рукоделии и молитвах. Героиня делала лишь то, что хотела, поэтому была резвой, чувствительной и свободной. Но в замужестве она с горечью вспоминала о светлых днях девичества, ведь в доме у мужа «все как будто из-под неволи». Тихон оказался слабовольным мужем и не защищал жену от нападок свекрови. Кабаниха пользовалась мягкостью и почтительностью невестки, постоянно упрекая и унижая ее. Тоска по свободе и любви слышится в монологе Катерины, когда она сожалеет, что люди не летают как птицы. Эти слова выдают ее стремление к независимости и несчастье в браке. В то же время Катерина горько раскаивается в том, что не испытывает любви к мужу. Она называет влечение к Борису грехом и не хочет видеться с ним, чтобы не раздувать пламя греховной страсти. Героиня верит в Бога и боится соблазна, но при этом признает очевидное: «Не уйти мне от этого греха». По мнению Катерины, этот конфликт совести и жажды любви разрешится только смертью. Прозорливость и мудрость героини позволяют ей заранее узнать свою судьбу. Какую же смелость нужно иметь, чтобы принять этот жребий?..

В отличие от Кабанихи и ее окружения, Катерина действительно добра, терпелива и милосердна, и ее вера в Бога не показная, а реальная. Именно религиозное чувство и природная честность заставляют ее признаться в грехе публично. Она не может держать в себе любовь и вину, не может обманывать мужа. Этим она, возвышенная и гордая дворянка, отличается от купеческой дочки Варвары, которая скрывает любовь к Кудряшу и сбегает только тогда, когда не остается иного выхода. Катерина не ищет расчета и выгоды, она идет наперекор всему, что так дорого ценится в купеческой среде. В самобичевании она находит очищение от грехов, а в правде — прощение Бога. Только вот окружающие ее «христиане» не готовы прощать, поэтому после своего признания Катерина находится под сильным давлением свекрови и всеобщего осуждения. А ведь ее вина состояла лишь в том, что она не замалчивала проблему, как все остальные, а открыто о ней заявила. Положение Катерины было настолько ужасным, что даже обманутый муж пожалел ее.

Финальным аккордом в громкой истории Катерины было самоубийство под звуки грозы. Многие говорят, что она не выдержала унижения, и поэтому решилась на прыжок в Волгу. Но я думаю, что это был осознанный бунт против тирании мысли и чувства в доме мужа. Еще в самом начале Катерина открыто призналась, что не потерпит напрасных упреков в свой адрес, и на протяжении всего действия Кабаниха давит на нее, чтобы отобрать у невестки главное — свободу духа, которую та рискнула отстаивать. Только уход из жизни позволил Катерине сохранить верность себе и своим убеждениям.

«Гроза» А. Н. Островского - вечное произведение о столкновении характеров, мировоззрений и взглядов на жизнь. Две главные героини этой пьесы являются полной противоположностью друг друга. Катерина и Кабаних - два полюса Калиновского мира, хотя вынуждены жить в одном доме, как-то существовать рядом друг с другом.

Кабаниха

Кабаниха - не только главная представительница, но и настоящая хозяйка «темного царства». Все остальные персонажи, кроме Катерины, так или иначе вынуждены существовать в этом царстве. Кто-то страдает от него, кто-то к нему приспосабливается. Кабаниху все устраивает в ее мире. Она является его полноценной и единовластной владычицей, делает, что хочет, никто не смеет ей перечить.

Катерина

Катерину не зря называют «лучом света в темном царстве». Катерина - молодая девушка, тонкая, изящная и хрупкая. Но такой она является только внешне. Оказавшись в доме Кабанихи, она не может мириться со сложившимися устоями. Она не принимает мир Кабанихи, ее «темное царство».

Катерина на самом деле имеет сильный характер. Она никогда не готова изменить своим принципам, погрязнуть в жестокости, хамстве, грубости, как это делает Кабаниха. Катерина имеет чувство собственного достоинства, которое сильно раздражает Кабаниху. вместе ужиться им не суждено.

Столкновение характеров

Кабаниху раздражает кроткая уверенность Катерины, нежелание подчиниться законам, по которым живут все в мире Кабанихи. Катерина же не может жить в этом темном мире. Она противостоит ему. Веря в настоящую любовь, она уходит к Борису. Но тот предает ее. вернуться в дома Кабанихи Катерина не может. Ее решением и единственным выходом стало самоубийство. Оно является своеобразным протестом против того мира, в котором остались существовать жители города. Являясь настоящим лучом света в этом темном царстве, Катерина не смогла бы привыкнуть к миру лжи, лицемерия, жестокости, в котором ей предстояло жить. Но даже самоубийство не вернуло Кабаниху в добрые мысли. Она рада этому трагическому событию, ведь теперь никто не будет противостоять ей в ее жестокой и темной обители.

Сходства и различия героинь

Конечно, Катерина и Кабаниха - абсолютно разные персонажи. У них различное отношение к миру, к жизни, к любви и даже к Богу. Если Катерина свято верит и искренне соблюдает все законы христианства, то Кабаниха даже в церковь ходит лишь для того, чтобы показать себя набожным человеком, коим не является на самом деле.

Но есть в Катерине и Кабанихе и схожие черты. Обе они являются сильными личностями. Ни одна из них не готова мириться с собственным унижением, не терпит оскорблений, прогибаться под обстоятельства. но вот проявление этих чувств и качеств выражается у них по-разному. Катерина честна перед собой и миром. Она воспитана и тактично, никогда не сможет ответить на грубость хамством. Кабаниха же наоборот, готова обхамить и унизить каждого, кто посмеет посягнуть на ее личность. Она не столько умна, сколько хитра. Она готова затравить любого, кто посмеет ей противоречить. Пыталась она затравить и Катерину. Но поступок Катерины - не реакция на травлю. Она сделала свой страшный выбор не потому что ее затравили, а потому, что не готова мириться с такой жизнью.

Публикация «Грозы» пришлась на 1860 год. Непростые времена. В стране пахло революцией. Путешествуя по Волге в 1856 году, автор делал наброски будущего произведения, где старался изобразить наиболее точно купеческий мир второй половины 19в. В пьесе лежит неразрешимый конфликт. Именно он привел к смерти главной героини, не справившейся со своим эмоциональным состоянием. Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» портрет сильной, неординарной личности, вынужденной существовать в условиях небольшого патриархального города. Девушка не смогла простить себе измену, отдав себя на людской самосуд, даже не надеясь заслужить прощение. За что и поплатилась жизнью.



Катерина Кабанова – жена Тихона Кабанова. Невестка Кабанихи.

Образ и характеристика

После замужества мир Катерины рухнул. Родители ее баловали, лелеяли, словно цветок. Девушка росла в любви и с чувством безграничной свободы.

«Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, то и делаю».

Стоило ей очутиться в свекровином доме, все изменилось. Порядки, законы те же, но теперь из любимой дочери Катерина стала подчиненной невесткой, которую свекровь ненавидела всеми фибрами души и даже не пыталась скрывать своего отношения к ней.

Совсем юной ее отдали в чужую семью.

«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще».

Так положено, для Катерины это было нормальным. По любви в те времена никто не строил семью. Стерпится-слюбится. Она готова подчиниться, но с уважением и любовью. В доме мужа о таких понятиях не ведали.

«Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле…»

Катерина свободолюбива. Решительна.

«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!».

Она не из тех, кто подчиняется самодурам. Грязные интриги со стороны Кабановой ей не страшны. Для нее свобода главней всего. Не выполнять идиотские приказы, не прогибаться под чужое влияние, а делать то, что душа пожелает.

Ее душа томилась в ожидании счастья и взаимной любви. Тихон, муж Катерины, любил ее, по-своему, как умел, но слишком сильно было влияние его матери на него, настраивающей против молодой жены. Проблемы он предпочитал глушить алкоголем, а от конфликтов в семье сбегал в дальние командировки.

Катерина часто оставалась в одиночестве. Детей с Тихоном не нажили.

«Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это».

Девушка все чаще грустила о своей никчемной жизни, молясь перед алтарем.

Катерина религиозна. Походы в церковь словно праздник. Там она отдыхала душой. Ребенком ей слышалось пение ангелов. Она верила, что мольбы Бог услышит везде. Когда не было возможности сходить в храм, девушка молилась в саду.

Новый виток жизни связан с приездом Бориса. Она понимает, что страсть к чужому мужчине ужасный грех, но справится с ней не в силах.

«Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?».

Она пыталась сопротивляться, но сил и поддержки у нее не хватило:

« точно я стою над пропастью, а удержаться мне не за что».

Слишком сильно оказалось чувство.

Грешная любовь подняла волну внутреннего страха за свой поступок. Чем сильнее росла любовь к Борису, тем больше она ощущала греховность. Как за последнюю соломинку хваталась, взвывая к мужу с просьбой забрать ее с собой, но Тихон недалекий человек и не смог понять душевных страданий жены.

Плохие сны, необратимое предчувствие надвигающейся беды сводили с ума Катерину. Она чувствовала приближение расплаты. С каждым раскатом грозы, ей казалось, что Бог кидает в нее стрелы.

Устав от внутренней борьбы, Катерина публично признается мужу в измене. Даже в этой ситуации бесхарактерный Тихон был готов простить ее. Борис, узнав о ее раскаянии, под давлением дяди покидает город, бросив любимую на произвол судьбы. Катерина не получила от него поддержки. Не выдержав душевных мук, девушка бросается в Волгу.

Ущемленной в правах и рано выданной замуж. Большинство браков того времени были рассчитаны на получение выгоды. Если избранник был из состоятельного семейства, это могло помочь получить высокий чин. Выйти замуж хоть и не за любимого молодого человека, а состоятельного и богатого было в порядке вещей. Такого явления, как развод, не было. Видимо, из таких расчетов и Катерина выдана замуж за богатого молодого человека, купеческого сына. Замужняя жизнь не принесла ей ни счастья, ни любви, а напротив, стала воплощением ада, наполненного деспотизмом свекрови и ложью окружающих людей.

Вконтакте


Этот образ в пьесе Островского «Гроза» является главным и в то же время самым противоречивым . От жителей Калинова она отличается силой характера и чувством собственного достоинства.

Жизнь Катерины в родительском доме

На формирование ее личности большое влияние оказало ее детство, о котором Катя любит вспоминать. Ее отец был зажиточным купцом, она не испытывала нужды, материнская любовь и забота окружала ее с рождения. Детство ее прошло весело и беззаботно.

Главными чертами Катерины можно назвать:

  • доброту;
  • искренность;
  • открытость.

Родители брали ее с собой в церковь, а потом она гуляла и посвящала свои дни любимой работе. Увлечение церковью началось в детстве с посещения церковных служб. Позднее именно в церкви Борис обратит на нее внимание.

Когда Катерине исполнилось девятнадцать лет, ее выдали замуж. И, хотя, в доме мужа есть все то же самое: и прогулки, и работа, это уже не доставляет Кате такого удовольствия, как в детстве.

Прежней легкости уже нет, остались только обязанности. Чувство поддержки и любви матери помогало ей верить в существование высших сил. Замужество, разлучившее ее с матерью, лишило Катю главного: любви и свободы .

Сочинение на тему «образ Катерины в «Грозе» будет неполным без знакомства с ее окружением. Это:

  • муж Тихон;
  • свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова;
  • сестра мужа Варвара.

Человек, причиняющий ей страдания в семейной жизни - свекровь Марфа Игнатьевна. Ее жестокость, контроль над домочадцами и подчинение их своей воле касаются и невестки. Долгожданная свадьба сына не сделала ее счастливой. Но у Кати получается противостоять ее влиянию благодаря силе своего характера. Это пугает Кабаниху. Обладая всей властью в доме, она не может допустить, чтобы Катерина влияла на мужа. И упрекает сына за то, что жену он любит больше чем мать.

В разговорах между Катериной Тихоном и Марфой Игнатьевной, когда последняя открыто провоцирует невестку, Катя ведет себя крайне достойно и дружелюбно, не позволяя разговору перерасти в перепалку, отвечает кратко и по делу. Когда Катя говорит, что любит ее как родную мать, свекровь не верит ей, называя это притворством перед окружающими. Тем не менее дух Кати не сломить. Даже в общении со свекровью, она обращается к ней на «Ты», показывая этим, что они на одном уровне, в то время как Тихон обращается к матери исключительно на «Вы».

Мужа Катерины нельзя причислить ни к положительным, ни к отрицательным персонажам. По сути, он - ребенок, уставший от контроля родительницы. Однако его поведение и действия не направлены на изменения ситуации, все его слова заканчиваются жалобами на свое существование. Сестра Варвара упрекает его за то, что тот не в силах вступиться за свою жену.
В общении с Варварой Катя бывает искренна. Варвара предупреждает ее о том, что жизнь в этом доме невозможна без лжи, и помогает организовать встречу с любовником.

Связь с Борисом полностью раскрывают характеристику Катерины из пьесы «Гроза». Их отношения развиваются стремительно. Приехав из Москвы, он влюбился в Катю, и девушка отвечает ему взаимностью. Хоть статус замужней женщины и тревожит его, но он не в силах отказаться от свиданий с ней. Катя борется со своими чувствами, не хочет нарушать законы христианства, но во время отъезда мужа, ходит тайно на свидания.

После приезда Тихона по инициативе Бориса свидания прекращаются, он надеется оставить их в секрете. Но это противоречит принципам Катерины, она не может лгать ни другим, ни себе. Рассказать об измене ее подталкивает начавшаяся гроза, в этом она видит знак свыше. Борис хочет уехать в Сибирь, но на ее просьбу взять ее с собой отказывается. Вероятно, она ему не нужна, любви с его стороны не было.

А для Кати он был глотком свежего воздуха. Явившись в Калинов из чужого мира, он принес с собой ощущение свободы, которой ей так не хватало. Богатое воображение девушки присвоило ему те черты, которых у Бориса никогда не было. И она влюбилась, но не в человека, а в свое представление о нем.

Разрыв с Борисом и невозможность соединиться с Тихоном заканчиваются для Катерины трагически. Осознание невозможности жить в этом мире побуждает ее броситься в реку. Для того, чтобы нарушить один из самых строгих христианских запретов, Катерине необходимо обладать огромной силой воли, но сложившиеся обстоятельства не оставляют ей выбора. читайте в нашей статье.