Рассказ "Кавказский пленник" Л. Н. Толстого: анализ и характеристика героев. Краткая характеристика произведения "Кавказский пленник" Толстого Л.Н Лев толстой кавказский пленник главные герои

Почти каждый писатель-классик XIX века писал о Кавказе. Этот охваченный почти бесконечной войной (1817-1864) регион привлекал авторов своей красотой, непокорностью и экзотикой. Л.Н.Толстой не стал исключением и написал простой и жизненный рассказ «Кавказский пленник».

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусству всемирному».

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки. Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».
  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек. Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.
  3. Главная мысль

    Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности. Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

    Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

    Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.
  • Проблематика

    • Кавказская война продолжалась почти полвека, немало русских полегло в ней. А ради чего? Л.Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Она выгодна только высшим кругам, простым людям совершенно не нужна и чужда. Жилин, выходец из народа, чувствует себя в горном ауле чужим, но не ощущает враждебности, ведь горцы просто жили себе спокойно, пока их не завоевали и не стали пытаться подчинить себе. Автор показывает в положительный характер «хозяина» Жилина Абдуллу, который нравится главному герою, и его сострадательную и добрую дочь Дину. Они не звери, не изверги, они такие же, как и их противники.
    • Проблема предательства в полной мере встает перед Жилиным. Его предает товарищ Костылин, из-за него они в плену, из-за него не сразу сбежали. Герой – человек с широкой душой, он великодушно прощает сослуживца, понимая, что не каждый человек способен быть сильным.
    • Чему учит рассказ?

      Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.

      Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.

      Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жилин

Жилин - главный герой рассказа (повести) «Кавказский пленник», русский офицер, участвующий в войне за присоединение Кавказа к России. Жилин не из богатой семьи. Он привык всего добиваться сам. По своим человеческим качествам он вызывает у читателей только симпатию. Попав в плен к татарам, он не раскисает, а думает, как бы вернуться обратно в отряд. Со временем даже суровые татары прониклись к нему симпатией. Ведь он мог и куклу из глины для смастерить, и починить сломанные предметы. Вел он себя в плену смело и уверенно. Когда татары предложили ему написать письмо матери с просьбой о выкупе в три тысячи монет, он сразу же отказался и сказал, что может попросить выкуп только в пятьсот монет. За это один татарин назвал его «джигитом».

На протяжении всего рассказа ему противопоставляется другой русский солдат, который вместе с ним также оказался в плену - . Он, в отличие от Жилина, готов и выкуп за себя запросить, аж в пять тысяч монет, и друга предать. Во время пребывания в плену он только и делает, что хнычет, да жалуется. Пока Жилин обдумывает план побега и делает подкоп в сарае, Костылин все ждет, когда же придет выкуп. За смелый нрав и умелые руки, многие татары в ауле стали уважать Жилина. А маленькая девчушка Дина настолько привязалась к нему, что стала регулярно приносить молоко, лепешки, иной раз и мясо. За это Жилин делал для нее глиняные куклы.

Даже дворовая собака любила Жилина за то, что он иногда подкармливал ее. Когда пришло время бежать, он бросил ей лепешку, и они с Костылиным смогли незаметно выбраться из аула. Однако побег с первого раза не удался, так как Костылин всю дорогу ныл и отставал. Их заметил один татарин, и они снова оказались в плену. На этот раз их посадили не в сарай, а в глубокий ров. На помощь Жилина пришла Дина. Она принесла длинную палку, по которой он выбрался из ямы и смог бежать. Преодолев все препятствия, Жилин был спасен русскими казаками и остался служить на Кавказе. А Костылин все-таки дождался выкупа и вышел на волю еле живым.

Дина

Дина – персонаж из рассказа «Кавказский пленника», дочь татарина из аула, помощница пленного . Это девчушка лет тринадцати, тоненькая, худенькая с блестящими и «дикими» глазами. Она бегала «как козочка», исправно выполняя просьбы отца. По натуре Дина была доброй и отзывчивой девочкой. С тех пор как Жилин оказался у них вплену, она успела с ним подружиться и сильно привязалась к нему. За то, что он мастерил для нее глиняных куколок, она носила ему молоко, лепешки, иногда даже кусочки мяса. Снабжая пленных едой, она немало рисковала. Таким образом, эта татарская девочка с черными глазами и светлым, лучистым лицом, отличалась храбростью.

Ради своего друга, пленного офицера, она неоднократно рисковала. В конце рассказа именно она принесла Жилину длинную палку, чтобы он мог выбраться из ямы и бежать. При этом она осознавала, что они больше не увидятся. На прощание Дина принесла ему несколько лепешек и расплакалась. На протяжении всего рассказа просматривается линия дружбы маленькой татарской девушки с русским офицером. Ее решительное и предусмотрительное поведение было продиктовано жалостью к пленному и умением сострадать. Ради друга она совершила такой поступок, за который ее могли наказать, но это ее не остановило.

Костылин

Костылин - один из героев рассказа «Кавказский пленник», русский офицер, попавший в плен к татарам. Внешне это грузный, толстый и неповоротливый мужчина. Также как и он отправился в отпуск, а во время Кавказской войны дороги были не безопасны. У Костылина на этот случай имелось ружье, но и им он не смог быстро воспользоваться. По дороге он познакомился с Жилиным, после чего решено было ехать вместе, но их настигли татары. Когда Жилин попросил Костылина стрелять, тот испугался и сбежал. В результате, Жилин оказался в плену, а Костылина скоро тоже нагнали, так как лошадь под ним стала, а ружье осеклось.

В плену этот герой показал себя не с лучшей стороны. Вместо того чтобы мобилизовать все свои силы и подумать, как выйти из сложившейся ситуации, он быстро сдался. По приказу татар он написал домой письмо с просьбой о выкупе в пять тысяч монет. Жилин, в отличие от Костылина, согласился написать такое письмо только c условием, что их накормят, дадут свежую одежду и снимут с них кандалы. При этом адрес на письме он указал неверный, чтобы не дошло. Пока Костылин ждал выкуп, Жилин обдумывал план побега и делал подкоп под сараем. И даже во время побега Костылин подвел товарища. По дороге он столько стонал, что ему ноги натерло, что Жилин согласился нести его на себе. В результате, их заметил один татарин и оба были возвращены в аул.

Костылин отчаялся и второй раз бежать не согласился. Он решил покорно ждать, пока за него заплатят выкуп. Жилин с помощью сумел все-таки бежать и, несмотря на все трудности, дошел до родных полей. Оказавшись на русской стороне, он рассказал казакам, которые спасли его, о своих приключениях и сказал, что останется служить на Кавказе. Через месяц пришел выкуп за Костылина и его освободили, но бедняга был измученный и еле живой.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

в рассказе "Кавказский пленник "

Внешность Жилина:

«...А Жилин хоть невелик ростом, а удал был...»

Внешность Костылина:

«...мужчина грузный, толстый...»

«...высокий, толстый...»

Жилин – небогатый дворянин:

"...я не богат..."

Костылин – состоятельный дворянин:

"...он, может, богат..."

Жилин – строптивый человек. Он не смиряется с обстоятельствами:

"...Вот, – говорит Жилину, – ты все серчаешь..."

Костылин смиряется с обстоятельствами:

«...а товарищ твой смирный...»

Жилин – оптимист. Он надеется, что из плена можно сбежать:

«...Бог даст – и сам выберусь...»

Костылин - пессимист. Он не верит, что из плена можно сбежать:

"...Да как же бежать? Мы и дороги не знаем...»

Жилин надеется только на себя. Его бедная мать не может выкупить его из плена: «...Что ж ты будешь сидеть? Хорошо, пришлют денег, а то ведь и не соберут...»

Костылин ждет, когда его семья пришлет выкуп за него:

"...Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал..."

Жилин в плену занимается рукоделием:

«...А Жилин на всякое рукоделье мастер был...»

Костылин в плену ничего не делает и спит:

«...сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит...»

Жилин – храбрый человек. Он не робеет перед татарами:

«...Эх, – думает Жилин, – с ними что робеть, то хуже...»

Костылин – трусливый человек:

«...только увидал татар – закатился что есть духу к крепости..."

«...А Костылин заробел..."

Жилин – ловкий мужчина:

«...Рванулся он, скинул с себя татар, – да еще соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове...»

Костылин – неуклюжий мужчина:

"...Полез и Костылин, да зацепил камень ногой, загремел..."

Жилин – выносливый, мужественный человек:

"...Тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. Нагнется, подправит, подкинет, чтоб повыше сидел на нем Костылин, тащит его по дороге..."

Костылин – слабый, изнеженный человек:

"...Пошел Костылин босиком – еще того хуже: изрезал все ноги по камням и все отстает..."

Жилин – надежный товарищ. Он не бросает Костылина в беде:

«...Бросить товарища не годится...»

Костылин – ненадежный человек. Он бросает Жилина в беде:

«...А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар – закатился что есть духу к крепости...»

«Кавказский пленник» — рассказ, повествующий о храбром офицере, который не потерял надежды выжить, когда был взят в плен татарами.

В середине XIX в. на Кавказе шла тяжелая и кровопролитная война, Л.Н. Толстой в те времена служил там, поэтому видел все своими глазами.

Жанр произведения определен самим писателем - быль, он указывает на реальность описываемых событий. Завязка. Житии едет к матери. Кульминационные моменты:

1. Жилин и Костылин попадают в плен.
2. Неудачный побег.
3. Второй побег Жилина.

Развязка - счастливое освобождение Жилина, он оказывается в казацком отряде. Едва живой Костылин, откупившись, попадает в свой лагерь.

Рассказ полно и подробно описывает быт горцев, их обычаи. Повествование поражает динамичностью: все вокруг движется, дышит, живет, все реально, но одновременно мы находимся как будто в сказке. Но главное — яркое описание характеров и поступков людей, которые умеют достойно переносить трудности, бороться за свободу, не теряя собственного достоинства.

Рассказ построен на сопоставлении двух героев. Кстати, их фамилии значимы. Жилин - от слова «жила», народного названия кровеносных сосудов и сухожилий. Это человек крепкий, волевой, спокойный, смелый, способный выдержать многое. Костылин - от слова «костыль», деревянного орудия, помогающего двигаться хромым. Это слабохарактерный человек, легко поддающийся унынию, его необходимо поддерживать, направлять. С самого начала герои ведут себя по-разному. Им обоим не хочется двигаться с еле ползущим обозом. Однако Жилин задумывается о том, стоит ли рисковать своей жизнью, добираясь по опасным местам самостоятельно. Этот герой всегда сначала думает, принимает решение, а потом действует. Мысли Костылина здесь (и далее) намеренно скрыты от нас автором. Он не обдумывает свои поступки заранее. Он предлагает Жилину ехать вдвоем, не задумываясь о последствиях, и молчаливо соглашается с предложением Жилина с случае опасности не разъезжаться. При встрече с татарами Костылин мгновенно забывает свое обещание и, видя, что Жилин почти в плену, бессовестно удирает.

Когда оба оказываются у татар, Костылин сразу же соглашается написать письмо домой, чтобы его выкупили за пять тысяч рублей. Жилин знает, что его мать не сможет выслать для выкупа такую сумму, поэтому он сначала торгуется с пленившими его, а после указывает на конверте неправильный адрес. Жилин говорит, что больше пятисот рублей за него дать не смогут. Он просто хочет выиграть время, чтобы суметь выбраться из плена самому.

Жилин вызывает уважение даже у своих врагов. Его «хозяин» Абдул-Мурат называет его джигитом, местные жители ценят его как мастера, способного починить любую вещь. Жилин подружился с Диной, дочерью Абдул-Мурата, делает для нее игрушки.

Костылин в плену просто ждет помощи из дома, а Жилин рассчитывает только на себя. Он готовит побег: осматривает местность, чтобы знать, куда двигаться при побеге, прикармливает хозяйскую собаку, чтобы приручить ее, копает лаз из сарая. Стремясь убежать из плена, он не забывает и Костылина, берет его с собой. Жилин не помнит зла (ведь Костылин однажды его предал). После неудачного побега Жилин все равно не сдается, а Костылин совсем падает духом. Благодаря счастливому стечению обстоятельств (помощи Дины, отсутствию татар), собственной настойчивости, храбрости и смекалке Жилину удается выбраться из плена.

Иван Жилин – это главный герой рассказа Толстого «Кавказский пленник». Иван – это русский бравый офицер, отбывающий службу на Кавказе, где в тот момент шла война. Молодой человек был среднего роста, знатного, но не богатого рода, холост. У Ивана была пожилая мать, которой он постоянно отсылал деньги. Он не был женат, но когда в очередной раз получил письмо от матери о том, что она нашла ему подходящую невесту, очень обрадовался.

Очередной отпуск закончился для него и его товарища Костылина трагично – они попали в плен к татарам, желавшим получить крупный выкуп за русских офицеров.

Несмотря на все тяготы и трудности нахождения Жилина в плену, он ведет себя как настоящий мужчина, истинный офицер. В отличие от Костылина, который оказывается на самом деле трусливым человеком, Иван отгоняет от себя грустные мысли, вынашивая план побега, не отчаивается и начинает заниматься привычными для него делами. То он своими руками делает татарским детишкам глиняные игрушки, занимается ремонтом оружия, даже оказал помощь в лечении одного знатного татарина. Жилин – добрый и трудолюбивый парень, он не может отказать в помощи человеку, которому плохо.

Татары предложили написать Ивану письмо матери, в котором он просит за себя выкуп. Но когда он узнал сумму, честно ответил, что такие деньги за него никто не заплатит. У нее их нет.

Со временем, несмотря на сильную неприязнь татар к русским, они начинают уважать этого честного, сильного духом и искреннего человека. Татарская девочка по имени Дина сильно привязалась к Ивану, стала считать его своим близким другом и часто приносила ему еду.

Приходит время, и Жилин совершает побег вместе с Костылиным и другими пленниками. Но эта попытка оказалась неудачной, их догнали и посадили в деревянных кандалах в колодец.

С больными, окровавленными ногами, измученный тяжелой жизнью в плену, Иван снова решается на побег. В этот раз ему помогла его подруга Дина. Она бросила в колодец длинный кол, с помощью которого Иван выбрался наружу.

Татары погнались за ним и почти нагнали его у казацкой крепости, но сильные казаки отбили Ивана у врагов. Он остался у казаков до самого конца войны. Костылина отпустили из плена, так как за него заплатили крупный выкуп родственники.

В своем рассказе «Кавказский пленник» автор раскрывает лучшие качества человеческого характера в одном человеке – Иване Жилине. Это настоящий патриот своего времени, любящий свободу и верующий в силу духа и победу своего народа. Несмотря на вражду между собой, Иван остается честным и отзывчивым даже по отношению к своему врагу.

Вариант 2

Одним из основных персонажей произведения является военный офицер Иван Жилин, который участвует в боевых действиях на Кавказе.

Писатель представляет Жилина в качестве молодого мужчины, имеющего дворянское происхождение из обедневшего знатного рода, являющегося единственным сыном у горячо любимой пожилой матери.

Во время поездки в очередной отпуск домой Жилин вместе с сослуживцем Костылиным попадают в плен к суровым татарам, которые планируют получить за русских офицеров значительный выкуп.

Находясь в плену, Жилин начинает продумывать варианты побега, при этом не раскисает в отличие от Костылина, постоянно ноющего и страдающего, и старается выполнять полезную работу: мастерит игрушки для маленьких татарчат, ремонтирует поломанное оружие и другие предметы, помогает в лечении знатного татарина, поскольку является разносторонним и трудолюбивым человеком.

На предложение татар о получении большой суммы денег за его освобождение Жилин честно и открыто отвечает, что его мать не в состоянии выплатить такой огромный выкуп, поэтому смысла обращаться к ней нет.

Татары, несмотря на вражду с русскими, привязываются к Ивану, ценя и уважая его смелость, доброту, искренность, а маленькая девочка-подросток Дина начинает относиться к Жилину как настоящему другу, жалея его и подкармливая.

Наконец Иван решается на побег, который заканчивается неудачно из-за толстого и неповоротливого Костылина, задерживающего пленников. Татары догоняют бежавших и помещают в колодец, заковав в деревянные кандалы.

С израненными, истертыми ногами, измученный пленом, но не сломленный духом, Жилин предпринимает новую попытку побега, тщательно подготовившись и воспользовавшись помощью Дины, опустившей для пленника в яму длинный кол.

Пустившись в погоню за отчаянным Жилиным татары, терпят неудачу, поскольку Ивану удается добраться до казачьей крепости, где остается служить до конца войны. Костылин же освобождается из плена, благодаря предоставленному родственниками большому выкупу.

Повествуя об одном из событий русско-кавказской войны, писатель раскрывает истинные патриотические качества настоящих русских офицеров, характеризующихся волей к свободе и неизбежной победе, способностью стойко переносить тяготы и лишения военного времени, не забывая о проявлении человеческого отношения к окружающим, в том числе и к противнику.

Сочинение про Жилина

Главный герой рассказа - русский офицер из обедневших дворян, с простым именем – Иван.

Действие происходит во время Кавказской войны. Иван Жилин, единственный сын у матери, получив от нее письмо, засобирался домой в отпуск, повидаться со старушкой. Во время пути Ивана и его спутника Костылина берут в плен татары с целью выкупа. Костылин безоговорочно отправляет письмо родственникам, что бы те привезли за него деньги. Жилин, зная, что его мать не имеет сбережений на выкуп, пишет заведомо неверный адрес. Торгуясь за сумму выкупа с татарами, хотя знает, что никто за него не даст и рубля, герой показывает свой характер, смелость перед лицом смерти.

Два пленника ведут себя по – разному. Костылин, и так показавший себя предателем в пути, падает духом, постоянно ноет, жалуется. Жилин же, наоборот, что бы отогнать грустные мысли, старается занять себя любым возможным делом. Он и часы своим мучителям чинит, и оружие. Заводит дружбу с девочкой Диной и дарит ей глиняных куколок.

За стойкий характер и умелые руки татары стали уважительно относится к Жилину, но жажда выгоды пересиливает в них человеческие качества. И только маленькая Дина жалеет пленника и подкармливает его потихоньку лепешками и молоком. Даже злая и вечно голодная дворовая собака прониклась любовью к Ивану.

Жилин все время продумывает различные варианты освобождения из плена. Первый побег закончился провалом. Толстый, неповоротливый Костылин, которого Жилин взял с собой, ныл и мешал идти быстрее. Ивану пришлось тащить его на себе. Татары догнали беглецов и посадили в яму, заковав ноги в деревянные колодки.

Попытка сделать подкоп так же потерпела неудачу – глину негде было складывать незаметно.

И тогда, в третью попытку, Дина помогает пленнику выбраться из ямы, опустив к нему длинный шест. За одну ночь, собрав все свои силы, с израненными ногами, в колодках, Жилин преодолевает большое расстояние и добирается до крепости казаков. Уже на подходе к крепости его чуть не догнали татары, кинувшиеся за ним в погоню, но казаки сумели отбить героя.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Поповича Письмо дедушке (описание)

    Мальчику предстоит написать письмо дедушке. На картине он ещё не пишет его, а только рассуждает, как начать и с чего. Первое, что я вижу на картине - это фотография дедушки, он выглядит строго, одет в костюм и шляпу.

  • Какой смысл содержит пословица: дело мастера боится? Есть, к примеру, дело, которое вас заинтересовало и хочется увидеть результат работы. Если результат получился и он понравился самому мастеру, это и значит, что ему подчинилось дело.

  • Семья Болконских в романе Война и мир Толстого сочинение

    Лев Николаевич Толстой отвел семье Болконских основную роль в своем романе-эпопее. Эта семья выглядит несчастливой, не умея найти общий язык, не столько друг с другом, сколько с отцом семейства.

  • Ларины в романе Евгений Онегин Пушкина (семья Лариных)

    Ларины живут в деревне, ведут спокойную размеренную жизнь. Это – отец, мать, две сестры. Про отца мы знаем только, что он умер к моменту написания романа. В прошлом он был военным

  • Критика о романе Тургенева Отцы и дети

    Первая публикация произведения вызывает неоднозначные и бурные мнения в кругу литературного сообщества, выражающиеся в отсутствии единогласия в оценке романа, доходящего до полярно противоположных суждений и полемик.

Удивительные образы создавал в своих произведениях великий классик русской литературы Лев Толстой. Его рассказ «Кавказский пленник» повествует о судьбе русского офицера Жилина, который олицетворяет собой лучшие человеческие качества.

Место действия произведения – суровый и одновременно окутанный романтикой Кавказ. Название рассказа – аллюзия на одноименное произведение Александра Пушкина. Однако, несмотря на это, рассказ Толстого - самобытное и яркое творение.

Иван Жилин является главным героем рассказа . Он – русский офицер, отбывающий службу на Кавказе. Говорили о нем как о барине, хотя был он из небогатой семьи. Роста Жилин был невысокого, но за себя и товарищей умел постоять.

Жилин еще был холост, но не возражал против женитьбы. Поэтому новость о том, что мать подыскала ему невесту, обрадовала мужчину.

Главный герой просит отпуск, чтобы повидать старенькую мать. Ему дают разрешение. Так как в тех местах идет война, то оправляется в путь он в сопровождении небольшой группы людей. Чтобы быстрее добраться к дому, Жилин вместе с офицером Костылиным вырываются вперед, отделяясь от основной группы.

Герой был предусмотрительным, и поэтому решил проверить, насколько близок к ним враг. Жилин взбирается на гору и обнаруживает, что несколько татар находятся в непосредственной близости. Он окрикнул своего товарища, у которого было ружье, а значит, и возможность спастись. Однако Костылин испугался и, не дождавшись Жилина, убежал. В результате предательства друга Жилин оказывается в плену. Хотя и сам предатель вскоре был пойман татарами.

Пленников горцы спрятали в сарае в одном ауле. Движения офицеров ограничили, надев деревянные колодки, которые снимали только ночью. Главный из них надеялся получить хороший выкуп за офицеров. Поэтому оба написали письма родственникам с просьбой о своем выкупе. Жилин понимал, что бедная мать ограничена в деньгах, а других близких людей он не имел на примете, да и гордость не позволяла просить о таком. И поэтому главный герой пишет на письме неправильный адрес. Теперь только он сам может себя спасти. А значит, необходимо совершить побег.

Жилин умел рукодельничать, и это ему здорово помогло в плену. Он стал делать кукол из глины для хозяйской дочки . Она оказалась благодарным человеком и тайком приносила еду офицерам.

Жилин и сбегают с аула. В пути Костылин жалуется, что не может самостоятельно идти – и Жилин несет его на себе. Так раскрывается отношение к дружбе и верности двух героев. Несмотря на предательство, Жилин не бросает Костылина, а помогает ему.

Главный герой – настоящий офицер, преданный друг, умеющий прощать.