Образ раскольников в романе преступление и наказание. Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание. Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников - бедный, мыслящий студент, который вынужден жить в маленькой комнатке, похожей на гроб. Крайняя нищета толкает его на создание теории, согласно которой он делит людей на «тварей дрожащих» (таких людей много и они простые обыватели, которые нужны, чтобы продолжать род человеческий), и на «право имеющих» (это особая группа людей). Последние для достижения своих целей могут переступить через закон, моральные принципы, им разрешено убивать людей, потому что их поступки развивают общество и продвигают вперед.

Себя он относит к особой группе. И чтобы точно определить, кем является он сам, Раскольников решается на убийство старухи процентщицы. Герой оправдывает поступок тем, что убив старуху, он спасет многих от бедности и страданий. Тщательно спланировав свои действия, он совершает преступление.

Но за этим преступлением следует наказание, начинается оно с душевных терзаний Раскольникова. После ограбления своей жертвы, Раскольников стремится скорее спрятать награбленное, от вида всего того, что он украл, у него мутнеет рассудок. Главный герой бежит из дома, находит большой камень, складывает туда и деньги, и драгоценности. Этот поступок демонстрирует читателю, что Раскольников не является холоднокровным убийцей, несмотря на то, что он создал такую страшную теорию, в нем не остается что-то человеческое.

Это проявляется в заботе о семье Мармеладовых. Случайная встреча с Мармеладовым в баре прочно связывает Раскольникова с этой семьей. Он помогает пьяному знакомому добраться до дома, увидев то, в каких условиях он живет, пожалев его детей и жену, Раскольников, бедный и нищий, оставляет на подоконнике деньги. Еще он пытается помочь молодой пьяной девушке на улице, которая вынуждена заниматься проституцией, он дает деньги извозчику, чтобы никто не мог ей воспользоваться в таком состоянии. Эти милосердные порывы доказывают, что душа героя жива, что у него есть шанс вернуться к нормальной жизни.

Постепенно Раскольников приходит к мысли, что нужно раскаяться. Понять ему это помогает самоубийство Свидригайлова. Свидригайлов - один из двойников Раскольникова, в какой-то степени его отражение. Он понял, что и его ожидает такая судьба, если он не раскается.

Начинаются сомнения в теории, главный герой понимает, что теория антигуманна и уязвима. Увидев свое отражение в Свидригайлове, он переосмысляет жизнь и понимает, что нужно исправляться.

Он решается на исповедь Сонечке, он выбирает именно ее, потому что она сама преступница, она переступила через себя. По повелению Сони он пошёл на площадь и начал целовать землю. Но это не значило, что он раскаялся, скорее Раскольников старался попробовать любые методы, чтобы не мучиться. Потому что когда Раскольников был на каторге, он и там не сразу раскаялся, это видно по отношению к нему каторжников, которые не принимают его, хотя их преступления гораздо хуже. Они говорят Раскольникову "ты в Бога не веруешь".

Спустя время Раскольников отказывается от своей теории, когда ему снится второй сон про заболевание всего человечества и находит спасение в любви " сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого".

Не раз обращался к изображению таких героев, которые достигли нравственного совершенства, пройдя через большие испытания. В черновых тетрадях прямо говорится о Раскольникове: «С самого этого преступления начинается его нравственное развитие, возможность таких вопросов, которых прежде бы не было.

В последней главе, в каторге, он говорит, что без этого преступления он бы не обрел в себе таких вопросов, желаний, чувств, потребностей, стремлений и развития».

Фёдор Достоевский. Портрет работы В. Перова, 1872

История Раскольникова разыгрывается в Петербурге. Самый фантастический на свете город порождает фантастического героя. В мире Достоевского место и обстановка мистически связаны с действующими лицами. Это – не нейтральное пространство, а духовные символы. Как Герман в «Пиковой даме » Пушкина, Раскольников – «петербургский тип». Только в таком угрюмом и таинственном городе могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента. В «Подростке » Достоевский пишет: «В такое петербургское утро, гнилое, сырое и туманное, дикая мечта какого-нибудь пушкинского Германа из «Пиковой дамы» (колоссальное лицо, необычайный, совершенно петербургский тип – тип из петербургского периода) мне кажется, должна еще более укрепиться». Раскольников – духовный брат Германа. Он тоже мечтает о Наполеоне , жаждет силы и убивает старуху. Его бунтом завершается «петербургский период русской истории».

На протяжении романа – несколько кратких описаний города. Они напоминают театральные ремарки; но этих немногих острых черт достаточно, чтобы мы почувствовали «духовный пейзаж». Раскольников в ясный летний день стоит на Николаевском мосту и пристально вглядывается в «эту действительно великолепную панораму». «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы, духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». Душа Петербурга – душа Раскольникова: в ней то же величие и тот же холод. Герой «дивится своему угрюмому и загадочному впечатлению и откладывает разгадку его».

Роман посвящен разгадке тайны Раскольникова – Петербурга – России. Петербург так же двойствен, как и порожденное им человеческое сознание. С одной стороны – царственная Нева, в голубой воде которой отражается золотой купол Исаакиевского собора, – «великолепная панорама», «пышная картина»; с другой – Сенная площадь с улочками и закоулками, населенными беднотой; мерзость и безобразие. Таков и Раскольников: «Он замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен»; мечтатель, романтик, дух высокий и гордый, благородная и сильная личность. Но у этого «прекрасного человека» есть своя Сенная, свое грязное подполье: «мысль» об убийстве и грабеже.

Преступление героя, отвратительное и низкое, имеет сообщниками трущобы, подвалы, кабаки и притоны столицы. Кажется, что ядовитые испарения большого города, зараженное и лихорадочное его дыхание проникли в мозг нищего студента и породили в нем мысль об убийстве. Пьянство, нищета, порок, ненависть, злоба, разврат – все темное дно Петербурга – ведут убийцу в дом жертвы. Обстановка преступления, квартал и дом, в котором живет процентщица, вызывают в герое не меньшее «омерзение», чем его «безобразная мечта».

Вот он идет «делать пробу» . «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и особенная летняя вонь. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, завершали отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека...». Дом, в котором живет старуха, выходит одной стеной на канаву: «Он стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками – портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами».

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

После «пробы» Раскольников восклицает: «О Боже! как все это отвратительно». Его охватывает «чувство бесконечного отвращения». Сенная площадь со своими девицами, пьяницами и «промышленниками» и идея преступления – два образа одного душевного состояния. Другой пример воплощения духа и одуховления материи – описание комнаты Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Бывший студент спит на «неуклюжей большой софе, обитой ситцем, обыкновенно не раздеваясь, без простыни, покрываясь ветхим студенческим пальто». Автор сравнивает эту «желтую каморку» со шкафом, сундуком и гробом.

Такова материальная оболочка «идеи» Раскольникова. Его комната – келья монаха-аскета. Он заперся в своем углу, в своем «подполье», улегся в «гроб» и думает. Вся жизнь его ушла в мысль; внешний мир, люди, действительность – перестали существовать. Он мечтает о богатстве, будучи совершенно бескорыстным, о практическом деле, будучи теоретиком. Ему не нужно ни еды, ни платья, потому что он – бесплотный дух, чистое самосознание . В нем продолжается тот процесс мышления, о котором нам рассказывал «человек из подполья». Только в такой тесной и низкой каморке могла родиться дикая идея о преступлении. Мышление разъедает старую мораль, разлагает психофизическое единство человека. Раскольников должен пройти через аскезу, дематериализироваться, чтоб почувствовать в себе демоническую силу и восстать на Бога. «Желтая каморка» – символ бесовского, завистливого отъединения. Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

Так же «психологично» описание квартиры старухи-ростовщицы: темная и узкая лестница, четвертый этаж, слабо дребезжащий колокольчик, дверь, приотворяющаяся на крошечную щелочку, томная прихожая, разгороженная перегородкой, и, наконец, комната «с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах». «Мебель вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана, с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам, да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель. В углу, перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто – и мебель, и пол были оттерты под лоск: все блестело». Герой сразу же переводит свое впечатление на язык психологии: «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота». Поразительна безличность этой обстановки, бездушность порядка, мещанская пошлость «немецких барышень» и ханжеское благочестие лампадки.

Каморка Раскольникова – гроб, квартира старухи – опрятная сеть паука, комната Сони – уродливый сарай. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четыреугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, другой же угол был уж слишком безобразно тупой... Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели... желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам...». Изуродованная Сонина судьба символизирована нежилой комнатой с уродливыми углами. У Раскольникова, отъединившегося от мира, тесный гроб, у Сони, обращенной к миру, – «большая комната с тремя окнами». Свидригайлов загадочно говорит Раскольникову: «Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху». Идейный убийца задыхается в своем гробу, в безвоздушном пространстве мысли. Он приходит к Соне в ее просторный сарай с тремя окнами подышать воздухом земли .

Раскольников-индивидуалист тяжело переживает крушение веры в свое превосходство над окружающими . В то же самое время он мучается потерей нравственной чистоты, ибо человек, уничтоживший человека, – это, с точки зрения Достоевского, прежде всего самоубийца. Достоевский исходит из абстрактных «христианских» моральных норм, вечных и неизменных. «Несчастным слепым самоубийцей» называет он, например, Каракозова , совершившего 4 апреля 1866 года неудавшееся покушение на Александра II (Записные тетради Ф. М. Достоевского, 1935, стр. 341).

Георгий Тараторкин в роли Раскольникова в фильме «Преступление и наказание» 1969 г.

Герои Достоевского в своей духовности мало зависят от времен года и перемен погоды. В романах его очень редки метеорологические указания. Но когда они встречаются, в них всегда заключена транскрипция душевных состояний. Явления природы, так же, как и пейзаж, существуют только в человеке и для человека. Раскольников совершает преступление «в начале июля, в чрезвычайно жаркое время». Он бродит по городу. «Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца ». Когда, после преступления, убийца идет в контору, его слепит солнце: «На улице опять жара стояла невыносимая, хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные... Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась – обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день». Раскольников – ночной человек; в его каморке почти всегда темно; он – гордый дух тьмы, и его мечта о господстве порождена мраком. Ему чужда земная жизнь, освещенная солнцем, он отрезан от «дневного сознания». Но вот «идея» толкает теоретика на действие: ему приходится из сумерек отвлеченной мысли выйти в жизнь, столкнуться с реальностью. Свет дня ослепляет его, как ночную птицу. Из холода абстракции он попадает в летний Петербург – жаркий, зловонный, душный. Это усиливает его нервную раздражительность, развивает зародыш болезни. Солнце обличает его беспомощность и слабость. «Он даже убить не умеет», совершает промах за промахом и, как муха на свечку, летит прямо в сети Порфирия Петровича. Солнце у Достоевского – символ «живой жизни», побеждающей мертворожденную теорию. Раскольников входит в комнату старухи, ярко освещенную заходящим солнцем. В уме его мелькает страшная мысль: «И тогда , стало быть, так же будет солнце светить!». В ужасе преступника перед солнцем уже заключается предчувствие гибели.

Достоевский долго не мог решить, как закончить роман. Во всех черновых тетрадях писателя есть записи и о необходимости покаяния Раскольникова, и о бегстве его за границу, и даже о самоубийстве. Так, в самой ранней, Второй записной книжке читаем: «К утру, сквозь сон, мне мерещился все проект уехать, убежать... сначала в Финляндию, а потом в Америку» (стр. 31). В Первой: «Всем мешаю: пулю в лоб. Приходит прощаться» (стр. 122). В Третьей: «Финал романа. Раскольников застрелиться идет» (стр. 150). Писатель понимал, что раскаянье противоречит характеру Раскольникова, логике развития этого художественного образа. Очень любопытна одна из черновых записей о покаянии Раскольникова: «Прощения просит у народа... Соня и любовь сломали» (Первая зап. кн., стр. 133). И в окончательной редакции Раскольников далек от полного раскаяния даже тогда, когда он идет «предавать себя», даже тогда, когда отбывает каторжные работы.

Главный герой романа, Родион Раскольников – студент. Он беден, далек от каких либо терзающих тогдашнюю молодежь идей. У него есть сестра, которая работает гувернанткой в богатой семье. Мать, будучи вдовой, получает пенсию и не работает. Все средства семья отправляет Раскольникову. Но их все равно не хватает. Раскольников подрабатывал репетиром. Однако занятия с учениками не принесли ни удовлетворения, ни достойной оплаты.

Образ Раскольникова является духовным и композиционным центром романа.

Характер Раскольникова

Раскольников являет собой человека замкнутого, склонного к ипохондрии. Главный герой превратил свою замкнутость в особенность характера, которой казалось бы гордился. Однако, это не совсем так. Он бы и рад общаться с людьми больше, но нищета гнетет его и заставляет все дальше отдаляться от друзей и родных.

В начале романа Ф.М. Достоевский представляет читателю Раскольникова следующим образом: "Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен." При этом писатель подчеркивает, что Родион был чрезвычайно беден.

У Раскольникова нет друзей, кроме Разумихина, которому тяжело приходится переносить скверный характер Родиона. Достоевский пишет о своем персонаже:" Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, бежал всякого общества, особенно в последнее время."

Разумихин характеризует нрав Раскольникова в противоречивом ключе. Он говорит, что, с одной стороны Раскольников неразговорчивый и порой жестокий человек, с другой – добрый и великодушный юноша. Особенностью характера Раскольникова является то, что он не только высказывает свое мнение, но и отстаивает его.

Ф.М. Достоевский рисует нам человека погрязшего в нищете: "Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу". Родион Раскольников живет в комнатке, похожей на гроб: " Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок."

Такая жизнь является одним из стимулов для вынашивания мысли об убийстве. Именно на фоне и под воздействием вопиющей нищеты Раскольников обособляется от всех. Окружающий мир и люди перестают быть для него подлинной реальностью. Однако "безобразная мечта", которую он вынашивает в течение месяца, вызывает у него отвращение. Он не верит в то, что может совершить убийство, и презирает себя за отвлеченность и неспособность к практическому действию. Он идет к старухе-процентщице для пробы – место осмотреть и примериться.

Помыслы о предстоящем убийстве терзают душу Раскольникова. Она как птица в клетке хочет вырваться и сбежать от черных мыслей и ненависти.

Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Он должен пройти через мучительное раздвоение, почувствовать на себе все "за" и "против", чтобы понять себя и нравственный закон, нерасторжимо связанный с человеческой сущностью. С первых страниц романа Ф.М. Достоевский симпатизирует своему персонажу.

Во сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, явлена правда его личности, правда земного нравственного закона, который он все-таки намерен преступить, отворачиваясь от этой правды.

Образ Родиона Раскольникова – это образ человека суеверного и склонного к преувеличению и паранойе.

В романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский пишет следующее:"Следы суеверия оставались в нем еще долго спустя, почти неизгладимо. И во всём этом деле он всегда потом наклонен был видеть некоторую как бы странность, таинственность, как будто присутствие каких-то особых влияний и совпадений".

Образ Раскольникова не лишен доброты и благородства. Ф.М. Достоевский особенно подчеркивает их, когда Родион отдает деньги семье Мармеладова и спасает от преследования пьяную девочку на бульваре. Кроме того, писатель пытается оправдать своего героя подчеркивая, что одна из причин, по которой он убивает старуху-процентщицу – это желание помочь матери и сестре, которая решается выйти замуж за Лужина, чтобы материально помогать брату.

Критики об образе Раскольникова

По мнению русского писателя и критика Сергея Аскольдова, образ и имя Раскольникова приобретает символическое значение: раскол означает раздвоение, понимаемое в широком смысле. Здесь и этическое раздвоение Раскольникова (убийство – любовь к ближним, преступление – муки совести, теория – жизнь), и раздвоение непосредственного переживания и самонаблюдения – рефлексия.

Д.И. Писарев анализирует социально-психологические причины, толкнувшие Родиона Раскольникова на преступление, и объясняет его бесчеловечностью и противоестественностью существующего строя.

В статье критика Н. Н. Страхова "Наша изящная словесность" выдвигается на первый план мысль, что Ф.М. Достоевский вывел в лице Родиона Раскольникова новый образ "нигилиста", изобразив "...нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием". Страхов увидел образе Раскольникова черту "истинного русского человека" – своего рода религиозность, с которой он предается своей идее, стремление дойти "до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум".

Несмотря на всю трагичность романа Ф.М. Достоевский заканчивает "Преступление и наказания" оптимистичными мечтами Раскольникова о счастье. Писатель дает своему герою второй шанс начать все заново, но с грузом прошлых ошибок. Ф. М. Достоевский подчеркивает, что Раскольников стал более мудрым человеком.

Родион Раскольников – центральный персонаж одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Образ этого героя, равно как и всех остальных, описанных великим русским писателем, наполнен глубоким философским смыслом. Для того чтобы лучше его понять, нужно проанализировать сущность Раскольникова и основные поступки, совершаемые им в романе.

Идея Раскольникова

Внешность персонажа, несомненно, имеет большое значение. С самых первых строчек произведения в воображении читателя создается образ довольно красивого молодого человека: у него высокий рост, русые волосы, темные глаза. Однако одежда Родиона Раскольникова изношена, а живет он в тесной комнате; видно, что юноша находится в трудном финансовом положении. Из-за этого молодой человек стал замкнут; ему, умному и гордому человеку, было унизительно ощущать себя бедным. Он отдает вещи старой процентщице, чтобы получить хоть какие-то деньги, и вскоре решает убить старуху, а ее деньги использовать для помощи молодым людям. Такая идея была порождена рассуждениями юноши о делении людей на обычных и «право имеющих»; первые должны просто существовать, полностью подчиняясь воле вторых, которые могут распоряжаться человеческими судьбами и нарушать законы во имя достижения различных высоких целей. Отнеся себя ко второй категории, Родион считал, что сможет улучшить качество жизни многих людей, пользуясь своим правом.

Разочарование

Однако осуществление этого плана не улучшило состояния Раскольникова: молодому человеку становится страшно и неприятно, он фактически находится на грани сумасшествия. Но это состояние вызвано не совершением тяжкого преступления, а тем, что он не выдержал поставленного перед собой испытания и, следовательно, не является «право имеющим». Очевидно, что он совершил преступление из-за своей нищеты, подтолкнувшей его на подобные рассуждения. Юноша живет в постоянном страхе и напряжении, ему трудно, но он из гордости не признает своих ошибок. Раскольников начинает бросаться в крайности: то совершает благородные поступки, например, отдает все свои деньги на похороны Мармеладова, то срывает свою злость на близких людях. Он боится осквернить честь родных своим страшным поступком. Через некоторое время ему стало невыносимо держать в себе всю накопившуюся на душе тяжесть. Человеком, которому он смог открыться, стали не родные и не близкий друг Разумихин, а Соня Мармеладова – девушка с непростой судьбой, вынужденная зарабатывать деньги на панели для того чтобы кормить свою семью.

Помощь Сони

Скромная Соня постоянно терпит обиды и унижения, но сильная вера в Бога помогает ей переносить все трудности и даже жалеть окружающих ее людей. Раскольников рассказывает ей о содеянном, и вскоре по совету девушки признается в этом и следователю. Он должен отправиться на каторгу; однако более страшное для него наказание – терзания совести и необходимость обманывать близких людей – оказывается позади. Соня едет в Сибирь вместе с Родионом, и впоследствии ее любовь и терпение помогают молодому человеку обратиться к богу, по-настоящему ощутить раскаяние и начать новую жизнь.

Основная идея (заключение)

Через образ главного героя писатель раскрывает перед читателями основную идею произведения: ни один человек не может остаться безнаказанным, и самым тяжелым наказанием являются испытываемые им душевные муки. Любовь к ближним, вера в Бога и следование принципам нравственности помогут каждому прожить жизнь как можно лучше. В конце романа это осознал и его главный герой – Родион Раскольников.

Многогранный роман

Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

Главный герой романа

Внешний вид

Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид».

Внимательно разглядываем детали изношенной одежды. Родион Раскольников находится в крайне бедственном положении. У него нет денег, чтобы отдать долги за квартиру, оплатить учёбу.

Черты характера

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.

Идея Раскольникова

Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

Преступление и наказание героя

В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!

О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого не любил!» – восклицает он.

После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

Проведенный анализ образа главного героя романа может быть использован учащимися 10 классов при подготовке к написанию сочинения на тему «Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».

Тест по произведению