Определения по географии "географические понятия". Краткий словарь географических понятий и терминов

Абсолютная высота – высота любой точки земной поверхности над уровнем океана.

Азимут – угол между направлением на север и направлением на данный предмет.

Айсберги, ледяные горы – большие обломки материковых ледников, которые плавают в океане.

Артезианские воды – напорные межпластовые воды.

Архипелаг – группа островов в океане или море, имеющих одинаковое происхождение и расположенных недалеко друг от друга.

Атолл – коралловый остров кольцеобразной формы с расположенным внутри него мелководным бассейном.

Бассейн реки, речной бассейн – территория, с которой река собирает воду.

Бессточные озера – озера, не имеющие речного стока. Из таких озер не берут начало реки.

Внутренние моря – моря, которые глубоко врезаются в сушу; соединяются с океаном или прилегающим морем проливами.

Водопад – падение воды с уступа, созданного в русле реки.

Водораздел – граница между бассейнами рек.

Водохранилища – искусственные озера на реках, созданные путем строительства плотины.

Воды суши – это воды рек, озер, болот, ледников и воды в верхней части земной коры. Подразделяются на поверхностные и подземные.

Возвышенности – равнинные участки суши, которые располагаются на абсолютных высотах от 200 до 500 м.

Впадины – замкнутые участки суши, расположенные ниже уровня моря.

Вулканизм – совокупность процессов, связанных с внедрением магмы в толщу земной коры или ее выходом на земную поверхность.

Вулканические озера, кратерные озера – озера в кратерах вулканов.

Вулканы – горы, которые образуются при поднятии из недр Земли и извержении на ее поверхности магмы и других вулканических продуктов.

Выветривание – механическое и химическое изменение горных пород на земной поверхности или вблизи ее под влиянием колебаний температуры, воздуха, воды и организмов. Бывает физическим, химическим и биологическим.

Гейзер – периодически фонтанирующий горячий источник.

Географическая долгота – расстояние в градусах от начального меридиана на запад или восток до данной точки. Бывает западный и восточный.

Географическая карта – уменьшенное, обобщенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Географическая широта – расстояние в градусах от экватора на север или на юг до какой-либо точки. Бывает северной и южной.

Географические полюса – точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью земного шара.

География – наука о природных условиях земной поверхности (физическая география), населении Земли и его хозяйственной деятельности (экономическая география).

Гидросфера – водная оболочка Земли. Основными ее составными частями являются Мировой океан и воды суши.

Глубоководные желоба – длинные узкие понижения дна океана с глубинами свыше 6000 м.

Горизонтали – линии на карте, которые соединяют точки с одинаковой абсолютной высотой.

Горная страна, горы – обширный участок земной поверхности, который поднят над уровнем моря выше 500 м и характеризуется значительными и резкими колебаниями высот на сравнительно коротких расстояниях. По абсолютной высоте различают низкие, средние и высокие горы.

Горные ледники – ледники в горах; имеют разнообразную форму.

Горные породы – природные минеральные образования, из которых слагается земная кора. Бывают магматическими, осадочными и метаморфическими.

Горные реки – реки горных стран с узкими скалистыми долинами и быстрым течением.

Градусная сетка – сетка параллелей и меридианов на глобусе и карте.

Грунтовые воды – подземные воды первого от поверхности постоянного водоносного горизонта, которые не перекрыты сверху сплошным водонепроницаемым пластом.

Дельта – устье реки в виде треугольника. Обычно образуется на мелководных участках моря или озера при впадении реки, которая несет большое количество наносов.

Долинные горные ледники – ледники в горах, имеющие форму в виде ледяных потоков, движущихся от областей питания по горным долинам вниз.

Жерло вулкана – канал, через который магма извергается на поверхность Земли.

Загрязнение окружающей среды – изменение свойств окружающей среды в результате антропогенного (созданного человеком) поступления различных веществ.

Залив – часть океана или моря, вдающаяся в сушу, но имеющая свободный обмен водой с остальной частью водного пространства и слабо отличающаяся от нее по природным условиям.

Запрудные озера, платинные озера – озера, возникшие в результате перекрытия, запруды, загромождения долины горным обвалом, лавовым потоком, ледником или его отложениями.

Землетрясения – резкие подземные толчки и колебания земной поверхности.

Земная кора – верхняя твердая каменная оболочка Земли.

Изобаты – линии на карте, которые соединяют точки одинаковых глубин дна океанов, морей и озер.

Искусственные озера – озера, созданные человеком (пруды, водохранилища).

Исток реки – место начала реки.

Источник, родник, ключ – естественный выход на земную поверхность подземных вод.

Карст – совокупность процессов, связанных с растворением поверхностными и подземными водами горных пород.

Карстовые озера – озера, возникшие в результате растворения водой известняков, гипсов, доломитов.

Колебательные движения земной коры – медленные поднятия и опускания земной коры.

Кратер – чашеобразное углубление на вершине вулкана или на его склоне, через которое извергаются вулканические продукты (магма, газы и др.).

Лава – магма, которая вылилась на земную поверхность.

Легенда карты – совокупность использованных на карте условных обозначений с пояснениями.

Ледник – естественное скопление льда на земной поверхности, обладающее самостоятельным движением.

Ледниковые озера – озера, образованные ледниками.

Литосфера –верхняя оболочка Земли, охватывающая земную кору и верхнюю часть мантии.

Ложе океана – собственно океаническое дно с земной корой океанического типа.

Магма – расплавленная огненная масса, которая насыщена парами воды и газами. Образуется в недрах Земли.

Мантия Земли – земная оболочка, расположенная между земной корой и ядром Земли.

Масштаб – отношение длины линии на чертеже, плане или карте к длине соответствующей линии на местности.

Материки, континенты – крупные участки суши, окруженные со всех или почти со всех сторон океанами и морями.

Материковая отмель, шельф – подводная слабонаклоненная мелководная равнина до глубины 200 метров.

Материковый склон – часть дна Мирового океана, расположенная между шельфом и ложем океана на глубине от 200 до 2500--3000 м.

Межень – период с наиболее низким устойчивым уровнем воды в реке. Бывает летней и зимней.

Межпластовые воды – подземные воды, которые залегают между водоупорными пластами.

Меридианы – линии на глобусе и картах, условно проведенные на поверхности Земли и соединяющие полюса.

Мировой океан – все водное пространство земного шара вне суши.

Мониторинг – наблюдение и контроль за состоянием природной среды, ее отдельных компонентов и их изменением человеком.

Море – часть океана, обособленная сушей и подводными поднятиями от остальной части водного пространства океана и имеющая свои природные условия.

Морена – твердый обломочный материал, который переносится и отлагается ледником.

Морские течения, океанические течения – горизонтальное перемещение водных масс в океанах и морях в виде огромных потоков, которые движутся по определенным путям.

Наводнение – затопление водой местности, расположенной в речной долине выше поймы.

Нагорье – большая по площади часть горной страны, которая включает как горные хребты, так и участки плоскогорий.

Низменность – равнина с абсолютной высотой до 200 м.

Овраги – глубокие рытвины (рвы) с крутыми склонами, образованные временными водными потоками – ливневыми и талыми водами.

Озеро – естественное замкнутое углубление суши, заполненное водой. Различаются по происхождению озерных котловин, проточности и солености.

Океаны – крупные части Мирового океана, обособленные материками.

Окраинные моря – моря, которые неглубоко врезаются в сушу, широко связаны с океаном и отделены от него островами, полуостровами и подводными поднятиями.

Оползни – сдвиги, сползания вниз масс горных пород на крутых склонах под влиянием силы тяжести.

Ориентирование на местности – определение своего положения по отношению к сторонам горизонта и местным предметам.

Острова – небольшие, по сравнению с материками, участки суши, со всех сторон окруженные водой. По происхождению бывают материковыми, вулканическими и коралловыми.

Отметки высот и глубин – цифры на картах и планах местности, показывающие абсолютные высоты суши и глубины океанов, морей, озер.

Относительная высота – превышение одной точки земной поверхности над другой.

Паводок – быстрый, но кратковременный подъем уровня воды в реке.

Параллели – линии, условно проведенные на поверхности Земли параллельно экватору.

Перекаты – мелководные участки русла реки.

Перешеек – относительно узкая полоса суши в водном пространстве. Соединяет различные участки суши.

Питание рек – поступление воды в реки. Различают дождевое, ледниковое, подземное и смешанное питание рек.

План местности – уменьшенное условное изображение небольшого участка земной поверхности на чертеже, сделанное в определенном масштабе.

Плесы – более глубокие части русла реки между более мелководными.

Плоскогорье – крупный равнинный участок суши с абсолютной высотой свыше 500 м.

Поверхностные воды – воды, переносимые ручьями и реками, сосредоточенные в озерах, водохранилищах, болотах и ледниках.

Подводная окраина материков – часть дна океанов, что включает материковую отмель и склон.

Подземные воды – воды, находящиеся в порах, пустотах и трещинах горных пород в верхней части земной коры (до глубины 12-16 км).

Пойма – пониженная часть речной долины, затапливаемая водой в половодье.

Покровные ледники, материковые ледники – ледники в виде куполов или щитов, покрывающие поверхность суши, независимо от рельефа.

Полезные ископаемые, минеральные ресурсы – природные минеральные образования в земной коре, которые добываются и используются человеком.

Половодье – высокий и продолжительный подъем уровня воды в реке, сопровождаемый затоплением поймы.

Полыньи – незамерзающие участки реки зимой.

Полуостров – участок суши, вдающийся в водное пространство, с трех сторон окруженный водой.

Пороги – мелководные каменистые или скалистые участки в русле реки с быстрым течением. Образуются в результате выхода твердых горных пород.

Пресные озера – озера, содержание растворенных солей в которых менее 1г на литр воды.

Приливы и отливы – периодические подъемы и спады уровня воды в океанах и морях. Вызываются силами притяжения Луны и Солнца.

Пролив – относительно узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее отдельные части Мирового океана.

Пруд – небольшое искусственное озеро в долине речки, оврага, балки и в других понижениях рельефа, которое образовалось путем строительства плотины или выкапывания котлована.

Равнины – крупные участки суши и океанического дна со сравнительно малыми колебаниями относительных высот. По характеру поверхности бывают плоскими и холмистыми, по абсолютной высоте представлены низменностями, возвышенностями и плоскогорьями.

Равнинные реки – реки равнины с широкими речными долинами и плавным, спокойным течением.

Режим реки – изменение состояния реки во времени (изменение уровня воды, скорости течения, температуры воды и т.д.). Обычно выделяются половодье, межень, паводки.

Река – природный водный поток, который течет постоянно по одному и тому же месту.

Рекультивация земель – восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека.

Рельеф – совокупность неровностей земной поверхности.

Речная долина – продольно вытянутое понижение от истоков к устью, созданное или измененное рекой.

Речная система – река вместе со своими притоками.

Речные равнины – равнины, образованные речными отложениями.

Русло реки – углубление в речной долине, по которому текут воды реки.

Снеговая граница (линия) – абсолютная высота выше которой выпадение снега превышает его таяние. Снег накапливается и преобразуется в лед. На снеговой границе снега выпадает столько, сколько его может растаять.

Соленость воды – общее количество всех солей в граммах, содержащихся в 1 л. Или 1 кг воды.

Соленые озера, минеральные озера – озера с содержанием более 24г растворенных веществ в литре воды.

Солоноватые озера – озера, в которых содержание растворенных солей от 1 до 24г в литре воды.

Срединно-океанические хребты – мощные горные сооружения на дне Мирового океана с вулканизмом и землетрясениями.

Старицы – озера в старых руслах рек, обычно серповидной формы.

Сточные озера – озера, имеющие речной сток. Из них берут начало реки.

Тектонические озера – озера, образовавшиеся в результате движений земной коры, ее опускания по трещинам или прогибам.

Террикон – конусообразный отвал пустой породы около горных выработок (например, угольный шахт).

Устье реки – место впадения реки в другую реку, озеро или море.

Ущелье – узкая и глубокая горная долина с крутыми склонами.

Цунами – большие морские волны, которые возникают в результате мощных подводных землетрясений, иногда – подводных извержений вулканов.

Части света – материки или их части и расположенные вблизи острова.

Шкала высот и глубин – цветная шкала на физических картах и глобусах, с помощью которой определяют высоты и глубины.

Экватор – линия на глобусе и картах, условно проведенная на поверхности земного шара на одинаковом расстоянии от географических полюсов.

Ядро Земли – центральная часть Земли, расположенная ниже мантии.

Введение

…………….

Что изучает география

Изучение земной поверхности в древности и в средние века

Эпоха Великих географических открытий. География Нового времени

Современная география

Раздел 1. Изображение поверхности Земли на плане

местности, глобусе и карте

Тема 1. План местности

Ориентирование на местности

Измерение расстояний на местности

План местности

Масштабы планов местности

Составление схематического плана участка местности

Абсолютная и относительная высоты

Изображение рельефа горизонталями

Тема 2. Географическая карта

Особенности изображения Земли на глобусе

Географическая карта

Параллели и меридианы. Градусная сетка

Географические координаты

Отличие плана местности от географической карты. Значение карт.

Обобщающее повторение по разделу «Изображение поверхности Земли на плане местности, глобусе и карте»

Раздел 2. Природные условия земной поверхности.

Тема 3. Литосфера и рельеф Земли

Внутреннее строение Земли

Породы, слагающие земную кору.

Медленные вертикальные и горизонтальные движения земной коры

Землетрясения как кратковременные движения земной коры

Горы, горные страны и нагорья

Охрана земных недр и поверхность суши

Обобщающее повторение по теме «Литосфера и рельеф Земли»

Тема 4. Гидросфера. Мировой океан.

Понятие о гидросфере

Суша в мировом океане. Материки.

Острова и полуострова.

Моря, заливы, проливы.

Рельеф дна Мирового океана

Соленость и температура вод Мирового океана

Волны в океанах и морях

Океанические течения и приливные явления

Растительный и животный мир океанов и морей

Значение Мирового океана в жизни людей. Охрана океанских вод

Изучение Мирового океана

Тема5. Воды суши

Подземные воды. Источники

Характер течения рек

Питание и режим рек

Работа текучих вод

Сточные и бессточные озера, пресные и соленые озера

Охрана вод суши

Обобщающее повторение по теме «Воды суши»

ПРИЛОЖЕНИЯ

………….………………………………………….

……………………………………………………………………………………………

…………….

…………………………………………………………………

………………………………………

……………………………………………………………………………….

…………….

…………….

……………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………….

……………………………………….

……………………………………………………..

……………..

…………….

Тема урока : География - наука о земле.

Основные цели и задачи : сформировать у учеников 5-ого класса понимание того, чем занимается география, сформировать начальный интерес к этой науке и желание ее изучать.

План урока :

  1. Определение географии
  2. Подразделы географии
  3. Откуда географы черпают информацию

Ход урока

1. Определение географии

Как уже было сказано, география - это наука о Земле. Она всесторонне изучает нашу планету. В переводе с греческого слово «география» означает «землеописание». Да и состоит это слово из двух простых греческих слов: «ге» (что в переводе означает Земля) и «графо» (что переводится как пишу).

Развитие географии проходило параллельно развитию человечества. Помните, с самого начала люди считали, что Земля стоит на трех слонах, которые, в свою очередь, размещались на огромной черепахе? Тогда и описание Земли было другим. Древний человек, не имея достаточных инструментов, описывал то, что мог увидеть невооруженным глазом - леса и поля, реки и озера, людей и их обычаи. С тех пор, как было доказано, что Земля - это круглая планета, методы ее исследования круто поменялись. Современные географы ни для не проживут без различных искусственных помощников, позволяющих им, прежде всего, преодолевать значительные расстояния (например, автомобилей с повышенной проходимостью). Кроме того, им понадобятся бинокли, дальномеры, но при этом и микроскопы.

С чего начнется изучение географии для вас, учеников 5 класса? Конечно, это будет общая география. Вы узнаете об особенностях природы вашего родного края, изучите, какие особенности рельефа тут присутствуют, какие растения растут и какие животные обитают. Со следующего года вы пойдете дальше - и вот уже узнаете, что такое географическая оболочка, из чего она состоит, как она сформировалась. Наверняка вам будет интересно узнать, что такое литосфера или атмосфера. Может, вы сами сможете догадаться, для чего нужна гидросфера и что включает в себя биосфера. А еще вы узнаете, что человечество обитает именно в географической оболочке, и его влияние на нее огромно.

Так что говоря о географии, мы будем подразумевать комплекс наук, который изучает географическую оболочку, в рамках которой происходит взаимодействие природа и человека, живущего в обществе.

2. Подразделы географии

Как и любая другая наука, изучающая явления в комплексе и системе, география имеет несколько подразделов, каждый из которых занимается своими отдельными вопросами. Всего известно более 80 взаимосвязанных между собой наук, которые относятся к географии. Самые известные и популярные среди них:

  • Океанология - наука, изучающая процессы, которые имеют место в Мировом океане.
  • Демография - исследует население земного шара, его качественный и количественный состав. Именно эта наука говорит о том, что в настоящее время на Земле проживает 7,5 млрд. человек. К сожалению, демография не может дать ответа на вопрос, сколько же населения сможет выдержать наша планета.
  • Инженерная география - в рамках этой науки подлежат исследованию грунты, на которых возводят различные сооружения. Специалисты в этих вопросах следят, чтобы построенное здание, к примеру, не сползло в море из-за нестабильных грунтов.
  • Климатология - как следует из названия, и это очень легко, наука о климате на планете. Главный вопрос - существует ли парниковый эффект или его придумали злые ученые.
  • Геология - исследует земную кору, ее строение и состав. А вдруг в месте, где запланировано строительство небоскреба, расположена сейсмически опасная зона и велика вероятность землетрясений?
  • Геоморфология - занимается изучением рельефа земной поверхности.
  • Медицинская география - для нее важными являются вопросы влияния различных особенностей территорий на состояние здоровья тех людей, которые там проживают.
  • Картография - наука о создании карт и их чтении.

Как и биология, усилия географии и ученых, работающих в данной сфере, направлены на то, чтобы сохранить природу в ее первозданном виде, а также экономно и бережно использовать те богатства, которые она нам предоставляет.

Все науки, работающие под «эгидой» географии, относятся к одному из двух классов:

  • Физическая география - они посвящены изучению поверхности нашей планеты.
  • Социально-экономическая - в фокусе ее внимания многообразие проявлений мира, в котором живут люди, а также той экономической деятельности, которую они ведут.

Практическое задание:

Разделите указанные выше подразделы географии между двумя этими классами.

3. Откуда географы черпают информацию

Изучать географию на начальном этапе не очень-то и сложно - географические карты, словари, учебники и энциклопедии, рассказывающие о географических достижениях различной давности очень много. Прежде всего, нужно научиться читать географическую карту - это умение может иметь и практические применение, например, поможет вам в походе или в путешествиях.

Кроме того, просмотр телевизора и компьютера с подключением к Интернету в данном случае более чем приветствуется - на сегодняшний момент многие телеканалы мира (например, BBC), имеют собственные программы, посвященные вопросам географии. Ну и про книги (в первую очередь, учебники) забывать не стоит - в них собрана квинтэссенция тех знаний, которые вам сейчас доступны.

Оценивание : Поскольку в рамках урока было мало практических заданий, оценивать учеников необходимо по итоговой проверке уровня освоения ими материала. Следует задать несколько вопросов, перечисленных в разделе «Итоги урока», чтобы понять, как был усвоен его материал.

4. Итоги урока:

В ходе проведённого урока ученики познакомились:

  • Что такое география? Какие отличия в изучении нашей планеты в прошлом и в настоящем вы можете отметить?
  • Какие есть подразделения географии и чем каждое из них занимается? Что такое физическая и социально-экономическая география?
  • Что является источником информации для изучения географии?

Домашнее задание:

В рамках творческого задания можно посоветовать ученикам:

  • Дополнить список подразделений географии - приведенный в п.3 не является конечным.
  • Разобраться с тем, как теоретические исследования в области географии влияют на практическую деятельность человека - например, помогают в строительстве или медицине.
  • Найти в Интернете одно видео, посвященное географическим вопросам, посмотреть его и письменно пересказать, о чем там шла речь, своими словами.

Увлекательный предмет география является научным направлением, изучающим земную поверхность, океаны и моря, окружающую среду и экосистемы, а также взаимодействие между человеческим обществом и окружающей средой. Слово географии в буквальном переводе с древнегреческого означает "описание земли". Ниже приведено общее определение термина география:

"География - система научных знаний, изучающая физические особенности Земли и окружающей среды, включая влияние деятельности человека на эти факторы, и наоборот. Предмет также охватывает закономерности размещения населения, землепользования, наличия и производств".

Ученые, которые изучают географию известны как географы. Эти люди занимаются исследованием природной среды нашей планеты и человеческого общества. Хотя картографы античного мира были известны как географы, сегодня это относительно самостоятельная специализация. Географы, как правило, сосредоточены на двух основных областях географических исследований: физической географии и географии человека.

История развития географии

Термин "география" был придуман древними греками, которые не только создали подробные карты окружающей местности, а также объяснили отличие людей и природных ландшафтов в разных местах Земли. С течением времени, богатое наследие географии осуществило судьбоносное путешествие в яркие исламские умы. Золотой век ислама стал свидетелем поразительных достижений в области географических наук. Исламские географы прославились новаторскими открытиям. Были исследованы новые земли и разработана первая сетка-основа для системы карт. Китайская цивилизация также инструментально способствовала развитию ранней географии. Компас, разработанный китайцами, использовался исследователями для изучения неизвестного.

Новая глава в истории науки начинается с периода великих географических открытий, период, совпадающий с Европейским Ренессансом. В европейским мире проснулся свежий интерес к географии. Марко Поло - венецианский купец и путешественник возглавил эту новую эпоху исследований. Коммерческие интересы в установлении торговых контактов с богатыми цивилизациями Азии, такими как Китай и Индия стали основным стимулом путешествий в те времена. Европейцы продвинулись вперед по всем направлениям, открыв новые земли, уникальные культуры и . Был признан огромный потенциал географии для формирования будущего человеческой цивилизации и в 18 веке, ее ввели в качестве основной дисциплины на университетском уровне. Опираясь на географические знания, люди начали открывать новые пути и средства для преодоления трудностей, порождаемых природой, что привело к процветанию человеческой цивилизации во всех уголках мира. В 20-м веке, аэрофотосъемка, спутниковые технологии, компьютеризированные системы, и сложное программное обеспечение радикально изменили науку и сделали изучение географии более полным и подробным.

Ветви географии

География может рассматриваться как междисциплинарная наука. Предмет включает в себя трансдисциплинарный подход, что позволяет наблюдать и анализировать объекты в пространстве Земли, а также разрабатывать пути решения проблем на основе этого анализа. Дисциплина география может быть поделена на несколько направлений научного исследования. Первичная классификация география разделяет подход к предмету на две обширные категории: физическая география и социально-экономическая география.

Физическая География

определяется как ветвь географии, которая включает в себя изучение природных объектов и явлений (или процессов) на Земле.

Физическая география дополнительно подразделяется на следующие отрасли:

  • Геоморфология: занимается изучением топографических и батиметрических особенностей поверхности Земли. Наука помогает прояснить различные аспекты, связанные с формами рельефа, такие как их история и динамика. Геоморфология также пытается предсказать будущие изменения физических характеристик внешнего облика Земли.
  • Гляциология: раздел физической географии, занимающийся изучением взаимосвязи динамики ледников и их влияния на экологию планеты. Таким образом, гляциология предполагает исследование криосферы, включая альпийские и материковые ледники. Ледниковая геология, гидрология снега и т.д. являются некоторыми субдисциплинами гляциологических исследований.
  • Океанография: так как океаны содержат 96.5% от всей воды на Земле, специализированная дисциплина океанография посвящена их изучению. Наука океанография включает в себя геологическую океанографию (изучение геологических аспектов дна океана, подводных гор, вулканов и т.д.), биологическую океанографию (изучение морской флоры, фауны и экосистем океана), химическую океанографию (изучение химического состава морских вод и их воздействие на морские формы жизни), физическую океанографию (исследование океанических движений, таких как волны, течения, приливы и отливы).
  • Гидрология: еще одна важная отрасль физической географии, занимающаяся изучением свойств и динамики движения воды по отношению к суше. Она исследует реки, озера, ледники и подземные водоносные горизонты планеты. Гидрология изучает непрерывное движение воды от одного источника к другому, выше и ниже поверхности Земли, через .
  • Почвоведение: раздел науки, который изучает различные типы почв в их естественной среде на поверхности Земли. Помогает собирать информацию и знания о процессе формирования (почвообразование), составе, текстуре и классификации почв.
  • : незаменимая дисциплина физической географии, исследующая рассредоточение живых организмов в географическом пространстве планеты. Она также занимается изучением распределения видов в течение геологических периодов времени. Каждый географический регион имеет свои уникальные экосистемы, а биогеография исследует и объясняет их взаимосвязь с физико-географическими особенностями. Существуют различные ветви биогеографии: зоогеография (географическое распределение животных), фитогеография (географическое распределение растений), островная биогеография (изучение факторов, влияющих на отдельные экосистемы) и т.д.
  • Палеогеография: отрасль физической географии, которая изучает географические особенности в различные моменты времени геологической истории Земли. Наука помогает географам получить информацию о континентальных положениях и тектоники плит, определяющиеся путем изучения палеомагнетизма и ископаемых записей.
  • Климатология: научное исследование климата, а также важнейший раздел географических исследований в современном мире. Рассматривает все аспекты, связанные с микро или местным климатом, а также макро или глобального климатом. Климатология также включает в себя изучение влияния человеческого общества на климат, и наоборот.
  • Метеорология: занимается изучением погодных условий, атмосферных процессов и явлений, влияющих на местную и глобальную погоду.
  • Экологическая география: исследует взаимодействие между людьми (отдельными лицами или обществом) и их природной средой с пространственной точки зрения.
  • Прибрежная география: специализированная область физической географии, которая также включает в себя изучение социально-экономической географии. Она посвящена исследованию динамического взаимодействия между прибрежной зоной и морем. Физические процессы, формирующие побережья и влияние моря на изменение ландшафта. Исследование также предполагает понимание воздействия жителей прибрежных районов на рельеф и экосистему побережья.
  • Четвертичная геология: узкоспециализированный раздел физической географии, занимающаяся изучением четвертичного периода Земли (географическая история Земли, охватывающая последние 2,6 миллиона лет). Это позволяет географам узнать об экологических изменениях, произошедших в недавнем прошлом планеты. Знания используется в качестве инструмента для прогнозирования будущих изменений в окружающей среде мира.
  • Геоматика: техническая отрасль физической географии, которая включает в себя сбор, анализ, интерпретацию и хранения данных о поверхности земли.
  • Ландшафтная экология: наука изучающая влияние различных ландшафтов Земли на экологические процессы и экосистемы планеты.

География человека

География человека, или социально-экономическая география - ветвь географии, занимающаяся исследованием воздействие окружающей среды на человеческое общество и земную поверхность, а также влияние антропогенной деятельности на планету. Социально-экономическая география ориентирована на изучение самых развитых с эволюционной точки зрения существ мира - людей и их окружение.

Эта ветвь географии делится на различные дисциплины в зависимости от направленности исследований:

  • География население: занимается изучением того, как природа определяет распределение, рост, состав, образ жизни и миграции человеческих популяций.
  • Историческая география: объясняет изменение и развитие географических явлений с течением времени. Несмотря на то, что этот раздел рассматривается как отрасль человеческой географии, он также фокусируется на определенных аспектах физической географии. Историческая география пытается понять, почему, как и когда изменяются места и регионы Земли, а также какое влияние оказывают на человеческое общество.
  • Культурная география: исследует, как и почему культурные предпочтения и нормы меняются в зависимости от пространства и места. Таким образом, она занимается изучением пространственных вариаций человеческих культур, включая религию, язык, выбор источников средств к существованию, политику и т.д.
  • Экономическая география: важнейший раздел социально-экономической географии, охватывающий исследование расположения, распределение и организацию хозяйственной деятельность человека в географическом пространстве.
  • Политическая география: рассматривает политические границы стран мира и разделение между странами. Она также изучает, как пространственные структуры влияют на политические функции, и наоборот. Военная география, электоральная география, геополитика - некоторые из субдисциплин политической географии.
  • География здоровья: исследует воздействие географического положения на здоровье и благополучие людей.
  • Социальная география: изучает качество и уровень жизни человеческого населения мира и пытается понять, как и почему такие стандарты меняются в зависимости от места и пространства.
  • География населенных пунктов: занимается исследованием городских и сельских поселений, экономической структуры, инфраструктуры и т.д., а также динамики расселения человека по отношению к пространству и времени.
  • География животных: изучает животный мир Земли и взаимозависимость между людьми и животными.

География - это одна из древнейших наук в мире. Еще первобытные люди изучали свою местность, чертили на стенах своих пещер первые примитивные карты. Разумеется, современная наука география ставит перед собой совсем иные задачи. Какие именно? Что она изучает? И какое определение можно дать этой науке?

Определение географии: основные проблемы и трудности

Если физика учит "как", история объясняет "когда" и "почему", то география рассказывает "где". Конечно, это весьма упрощенное представление о данном предмете.

География - наука очень старая. Сам термин имеет древнегреческие корни и дословно переводится как "землеописание". Да и фундамент ее был заложен именно в античности. Первым ученым-географом называют Клавдия Птолемея, который еще во втором веке издал книгу с недвузначным названием: "География". Труд состоял из восьми томов.

Среди других ученых, которые сделали солидный вклад в развитие географии как науки, стоит выделить Герхарда Меркатора, Александра Гумбольдта, Карла Риттера, Вальтера Кристаллера, Владимира Вернадского,

Точное и единое определение географии до сих пор остается достаточно сложной задачей. Согласно одному из нескольких толкований, наук, изучающих различные аспекты функционирования и строения географической Существует еще одно определение географии, по которому эта наука изучает закономерности распространения любого явления по земной поверхности. А вот профессор В.П. Буданов писал о том, что хоть содержание географии определить весьма сложно, но её объектом вне всякого сомнения выступает поверхность всего земного шара.

География как наука о географической оболочке Земли

Все же главным объектом изучения выступает географическая оболочка Земли. Отечественная наука дает следующее определение данного термина. - это целостная и непрерывная оболочка планеты Земля, которая состоит из пяти структурных частей:

  • литосферы;
  • гидросферы;
  • атмосферы;
  • биосферы;
  • антропосферы.

Причем, все они находятся в тесном и постоянном взаимодействии, обмениваясь веществом, энергией и информацией.

Географическая оболочка имеет свои параметры (мощность - примерно 25-27 километров), а также обладает определенными закономерностями. Среди таковых целостность (единство компонентов и структур), ритмичность (периодичная повторяемость природных явлений), широтная зональность, высотная поясность.

Структура географической науки

Разграничение между естественными и жирной линией прошло по "телу" некогда единой географической науки, разбросав отдельные её дисциплины в совершенно разные плоскости научного исследования. Таким образом, некоторые физикогеографические отрасли более тесно связаны с физикой или химией, нежели с населением, либо экономикой.

География Земли делится на две большие дисциплины.

  1. Физическая.
  2. Социальная и экономическая.

В состав первой группы входят гидрография, климатология, геоморфология, гляциология, география почв и прочие. Нетрудно догадаться, что они занимаются изучением природных объектов. Ко второй группе относится населения, урбанистика (наука о городах), страноведение и другие.

Связи с другими науками

Насколько тесно связана география с другими науками? Какое место она занимает в системе научных дисциплин?

География имеет самые тесные связи с такими науками, как математика, история, физика и химия, экономика, биология и психология. Как и любая другая дисциплина, она также генетически связана с философией и логикой.

Стоит отметить, что некоторые из этих межнаучных связей были настолько сильными, что породили совершенно новые так называемые сквозные дисциплины. К таковым можно отнести следующие:

  • картография (география + геометрия);
  • топонимика (география + лингвистика);
  • историческая география (география + история);
  • почвоведение (география + химия).

Основные географические проблемы на современном этапе развития науки

Как ни странно это звучит, но одной из важнейших географических проблем является определение географии как науки. Более того, методологи и теоретики настолько увлеклись решением этой задачи, что уже возник вопрос, а существует ли такая наука вообще?

В XXI веке возросла роль прогностической функции географической науки. С помощью огромного количества аналитических и фактических данных строятся различные геомодели (климатические, геополитические, экологические и т.п.).

Главная задача географии на современном этапе - не только осознавать глубокие связи между природными явлениями и общественными процессами, но и научиться их предугадывать. Одним из важнейших разделов науки сегодня является геоурбанистика. С каждым годом растет численность городского населения в мире. Крупнейшие города планеты сталкиваются с новыми проблемами и вызовами, которые требуют немедленного и конструктивного решения.