Конкурс угадай сказку по описанию. Викторина «Как мы знаем сказки» (старшая группа). Четвёртый конкурс «Невидимка»

Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»

Существует множество способов сделать процесс обучения в детском саду интереснее и увлекательнее. Для старших дошкольников отличным вариантом будет викторина по сказкам. При помощи викторины, на основе прочитанных сказок, можно закрепить пройденный материал, развить способности к драматизации. Соревновательный момент викторин стимулирует познавательный интерес детей, а осознание того, что через какое-то время их ждёт викторина, повышает мотивацию к запоминанию и обучению.

В целях обобщения и уточнения знаний детей старшего дошкольного возраста о русских народных сказках, мной была создана литературная игра «В гостях у сказки». Я использовала эту игру в викторине «В гостях у сказки».

Цель : закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Практическая значимость:

  • поможет закрепить знания о русских народных сказках;
  • повысит у детей старшего дошкольного возраста интерес к устному народному творчеству;
  • создаст мотивацию для самостоятельности;
  • доставит радость и эмоциональное равновесие.

Целевая аудитория: презентацию предлагаю использовать в организованной образовательной деятельности, в досуговой деятельности, в подгрупповой и индивидуальной работе.

Программное содержание:

  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
  2. Учить узнавать сказку по заданию.
  3. Развивать умение действовать согласованно.
  4. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
  5. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.

Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал: диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск с викториной по русским сказкам, стульчики

Ход мероприятия

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель . Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?

Дети . Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель.

Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети.

  • Дом без книги - день без солнца.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Книга учит жить, книгой надо дорожить.
  • Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
  • Будешь книги читать - будешь много знать.
  • Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
  • Книга мала да ума придала.
  • Книга поможет в труде и выручит в беде.

Воспитатель. Испокон века книга растит человека. Хорошая книга - ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. А вы много сказок знаете? Вот сейчас мы и узнаем. Приглашаю вас принять участие в викторине сказок. Есть определенные правила викторины, которые необходимо соблюдать:

  1. Ваша задача выполнить все задания, за каждый правильный ответ, участник получает жетон.
  2. В конце викторины выявляется победитель, набравший большее количество жетонов.

Воспитатель.

Отправляемся, друзья,
В чудо сказку - вы и я!
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!

(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»).

Воспитатель.

Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки,
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!

(Загадывает загадки, а дети отгадывают их).

1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка ).

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? ( Баба-Яга ).

3. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка ).

4. Посадил ее дед в поле,
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули,
Очень крупная была. (Р епка ).

5. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок ).

6. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла. (Козлята ).

7. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка ).

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Сказки все он перепутал:
Вы сможете их отгадать?

(Воспитатель задают сказки-перевертыши, а дети исправляют ошибки).

  • «Иван царевич и зеленый волк»;
  • «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;
  • «Дарьюшкина избушка»;
  • «Плавучий корабль»;
  • «Лапша из топора».

Молодцы, ребята, все перевертыши отгадали.

Воспитатель . В круг вставайте дружно, В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славная семья козлят,
Мы любим прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться,
Любим рожками бодаться.

(Дети стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»).

Воспитатель: Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание.

Воспитатель : А вы сможете все картинки мне собрать и сказку русскую назвать! Картинка откроется, если вы правильно отгадаете загадку.

(Дети отгадывают загадки по одной строчке, на экране открывается картинка).

1. Сколько животных встретилось Колобку по дороге?

2. Вымолвил словечко - покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что незнаю, повезло лентяю.

3. Веселый и ловкий герой этого произведения отправился в опасное путешествие, но, привыкнув к постоянным победам и удачам, он потерял бдительность и тут же был съеден врагом, который оказался хитрее его.

Воспитатель .

Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А вот еще одна беда,
Вся запуталась я.
Помогите мне друзья.
«Отгадать мелодию».

Ваша задача, отгадать какой сказочный герой поет песню, и заработать фишку. Вы готовы? Слушайте внимательно (звучит музыка, а дети отгадывают).

Быстро справиться сумели
И на стулья тихо сели.

Воспитатель.

За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался,
Подарок свой всем сейчас покажу.

(Детям-победителям дарятся раскраски по сказкам, а всем остальным книга со сказками).

Верить в сказку - это счастье.
И тому, кто верит,
Сказка обязательно
Отворит все двери.

(Дети прощаются и уходят в группу).

Викторина по русским народным сказкам

(Средний дошкольный возраст)

Цель: расширение знаний детей о русских народных сказках и создание положительного эмоционального состояния у детей во время образовательной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

Учить правильно называть название русских народных сказок и их героев ; продолжать знакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.

Формировать безопасное поведение в обращении с незнакомыми предметами.

Развивающие:

Развивать умение строить диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением; активизировать мыслительную деятельность детей.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к устному народному творчеству, желание читать их.

Предварительная работа:

Чтениерусских народных сказок ;

Рассматривание иллюстраций к сказкам ;

Оформление выставки книг с русскими народными сказками с участием родителей.

Оборудование : «Сундук со сказками », книги со сказками, письмо, разрезные картинки к сказкам , карточки с элементами сказок, презентация.

Ход занятия.

Приветствие «Здравствуйте!»

Воспитатель предлагает детям поздороваться с гостями, а потом приглашает их в круг.

Воспитатель:

Здравствуй правая рука (протягивают вперёд),

Здравствуй левая рука (протягивают вперёд)

Здравствуй друг мой справа (протягивает руку соседу вправо),

Здравствуй друг мой слева (протягивает руку соседу влево),

Здравствуй, здравствуй дружный круг (качают руками вперед-назад)

Сюрпризный момент - игровая ситуация «Сундук сказок».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну сказок, где встретимся героями сказок и поиграем с ними.

В мире много сказок , грустных и смешных

И прожить на свете, нам нельзя без них,

В сказке может всё случиться-

Наша сказка впереди

Сказка в двери к нам стучится

Скажем гостю: «Заходи»

(Воспитатель обращает внимание на сундук, накрытый платком, открывает его, а в нем книга сказок и письмо .)

Воспитатель: - Ребята посмотрите, что это?

Дети: - Сундук.

Воспитатель : Молодцы, это- сундук. Думаю, что этот сундук волшебный и просто так не откроется.

Значит его надо… (Ответы детей)

Воспитатель : - Прежде чем открыть сундук, мне хотелось бы вам, ребята напомнить, что при находке незнакомых игрушек и предметов их трогать без взрослых нельзя. Поэтому сундук открою сегодня я. (Пытается открыть)

Не открывается, кажется его нужно расколдовать. Давайте мы с вами на него подуем (Дети дуют на сундук) .

Не открывается, может мы… похлопаем (Дети хлопают) .

Что-то не открывается, предлагаю… потопать (Дети топают) .

Ребята, сундук очень сильно заколдован, давайте все вместе одновременно подуем, потопаем и похлопаем (дети дуют, хлопают и топают одновременно) .

Воспитатель :

Смотрите, сундук открылся, предлагаю присесть, чтобы всем было видно и удобно. (Берет большую книгу с пустыми страницами).

Это же книга сказок, мы сейчас ее прочитаем. Ой, посмотрите, а книга… пустая. А где же сказки ? (Предположения детей)

Наверное, сказки обиделись , что их никто не читает.

Ой, здесь есть какое-то письмо. (Читает)

- «Сказка – это чудеса и волшебная страна.

В сказках много приключений , много сказочных свершений .

Но чтоб сказки вам найти , нужно многое пройти: сложные задания, забавные свидания.

Эй, ребята, торопитесь, всказках вы не заблудитесь !

И подпись: Ваши сказки ».

Воспитатель : - Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу ? (Ответы детей)

-Воспитатель:

И так первое задание «Угадай сказку».

Я вам загадаю загадки, а вы постараетесь угадать название сказки .

Стоял домик расписной,

Ох, красивый он какой!

В нем зверюшки жили –

Жили не тужили.

Но пришел медведь

и давай реветь.

Мишка домик завалил,

Чуть друзей не раздавил.

Какая это сказка ? («Теремок» )

Кто первый пришел к теремку? (Мышка-норушка)

Воспитатель: - А кто последний? (Медведь)

Воспитатель: -Почему медведь не смог войти в теремок? (Медведь большой, а теремок маленький) .

Воспитатель: - Молодцы, а теперь слушайте следующую загадку.

В лесу темном на опушке, жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали, в домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят…) Волк и семеро козлят).

Сколько козлят было у мамы козы? (Семь козлят.)

Воспитатель: - А это из какой сказки ?

Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.

Он, сам того не ведая, несет ее домой. … («Маша и медведь» )

Что говорила Маша, когда медведь хотел сесть на пенек, съесть пирожок? (Вижу, вижу не садись на пенёк…)

Воспитатель

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок все ж попался? («Колобок» )

Кого встретил колобок в лесу? Зайца, медведя, волка, лису.)

Кто помнит, какую песенку пел колобок? (Я от бабушки ушел и от дедушки ушел.)

Воспитатель : - Молодцы. Угадываем следующую сказку:

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая, голубая речка,

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите сказку? (Гуси-лебеди)

Воспитатель : - Молодцы. Угадываем следующую сказку: вот однажды корнеплод все тянули – градом пот. Мышь мала, но все ж она вырвать овощ помогла. (Русская народная сказка «Репка»).

Воспитатель : - Молодцы. Угадываем следующую сказку:

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали? (Снегурочка.)

Воспитатель : Хорошо. Все справились. Наша викторина продолжается .

Я знаю, что вам всем нравится собирать пазлы. Поэтому сейчас предлагаю собрать пазлы к сказкам и назвать, отгадать название сказки.

Второе задание «Собери и назови сказку».

(Дети берут конверты с разрезными картинками. Собирают группами из 3-4 человек. Пока дети собирают пазлы звучит сказочная музыка .)

Воспитатель : - Молодцы, все справились отлично. Предлагаю поразмяться.

Физминутка:

Вперед четыре шага,

Назад четыре шага.

Покружились в хороводе

Ножками потопали,

Плечиком подвигали

И слегка попрыгали.

Воспитатель : - Размялись немного? Молодцы.

Воспитатель : Продолжим наше испытание, предлагаю вам угадать сказку по предметам .

Третье задание «Назови сказку по предметам».

(В конвертах лежат изображения предметов, а дети должны назвать сказку , по предложенному набору предметов.)

1 набор : Миска, кровать, дом в лесу – «Три медведя»

2 набор : Петух, избушка, снег и лёд – «Заюшкина избушка»

3 набор : Избушка на курьих ножках, печка, река – «Гуси-лебеди»

4 набор : Дом, лягушка, волк – «Теремок»

5 набор : Рыба, прорубь, тесто – «Лисичка – сестричка и серый волк»

6 набор : Лужа в форме копытца, Сестрица-Аленушка – «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Воспитатель : - Молодцы. В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее. Например, Иван … (Царевич) . Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово .

Четвертое задание «Подбери слово герою».

Царевна … (лягушка)

Гуси… (лебеди)

Серый… (волк)

Мишка… (косолапый)

Зайка …(побегай-ка)

Красная …(Шапочка)

Баба …(Яга)

Кощей… (Бессмертный)

Петушок… (Золотой гребешок)

Воспитатель : Молодцы отгадали всех персонажей.

Ребята, мы с вами совсем забыли про сундук. Давайте заглянем в него еще раз.

(Воспитатель с детьми подходит к сундуку и заглядывает в него. Берет в руки книгу со сказками . )

Посмотрите, а ведь в книге сказки появились !!!

Воспитатель : - Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями нашей викторины . Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете сказки .

Теперь мы обратно положим книгу со сказками в сундук и отправим её в сказочную страну. Сначала все вместе скажем волшебные слова: Фокус, мокус, покус, а потом предлагаю всем вместе одновременно подуть, потопать и похлопать, чтобы случилось волшебство!

(Дети встают вокруг сундука, повторяют волшебные слова, хлопают, топают и дуют. А воспитатель книгу прячет в сундуке под подкладку, а затем показывает, что книги в сундуке нет.)

Заглянем сундук? Получилось книгу отправить сказочную страну.

Молодцы! У нас все получилось!

Петракова Н.А. Угадай сказку (игра для учащихся 5­6 классов) Цели:  В увлекательной игровой форме развивать у учащихся устойчивый интерес и любовь к чтению.  Развитие навыков устной связной речи, обогащение словарного запаса.  Развитие творческой активности. Эта игра проводится в форме телепередачи «Угадай мелодию» в несколько этапов. Участник, набравший меньшее количество очков или звезд, выбывает из игры. I тур ­ Отборочный: «Русские народные сказки» (Всем желающим задаются вопросы. За каждый правильный ответ вручается звезда. В основную игру выйдут те, у кого будет три и более звезды. Их должно быть не более 5 человек.) Читаются отрывки из сказок, название которых и служат ответом. 1. Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой – и то побоялся; повёз бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти. (Морозко) 2. Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда­сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитала, что худо будет от отца и матери, ­ братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси­лебеди, и пропали за темным лесом. (Гуси­лебеди) 3. Стрелец не оробел, схватил ружье, стрелил и попал ей в левое крыло; вместо собаки кинулся другой Семён, схватил лебедь на море и принес 1 на корабль. Лебедь обернулась опять царевной, только левая рука у неё была подстрелена. Лекарь у них свой, тотчас руку у царевны вылечил. (7 Симеонов) 4. Царю жалко было козленочка, да делать нечего – она так пристает, так упрашивает, что царь наконец согласился и позволил его зарезать. Видит козленочек: уж начали точить на него ножи булатные, заплакал он, побежал к царю и просится: ­Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) 5. Иван­царевич пошел выбирать себе коня, на которого руку положит, тот и падает; так и не смог выбрать себе коня, идет по городу, повесил голову. Ниоткуда взялась старуха, спрашивает: «Что, Иван­царевич, повесил голову?» ­ «Уйди, старуха! На руку положу, другой пришлепну – мокренько будет.» (Кощей Бессмертный) 6. Прошел еще один год; говорит Иван­царевич своей младшей сестрице: «Пойдем во зеленом саду погуляем!» Погуляли немножко, и опять встает туча с вихрем, с молнией. «Вернемся, сестрица, домой!» Вернулись домой, не успели сесть, как ударил гром, раздвоился потолок, и влетел ворон; ударился об пол и сделался добрым молодцем. «Ну, Иван­царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом: отдай за меня Анну­царевну!» (Марья­Моревна) 7. Пришли братья к царю и подали полотенца. Хорошее полотенце у старшего сына, у среднего – еще лучше, а Иван­царевич подал полотенце – и нельзя описать: красивей всех и лучше всех. Задает царь еще задание, чтобы на другой день принесли все по скатерти. Старший брат пошел своей жене заказывать, средний – своей, а Иван­царевич опять заливается слезами, идет к речке. (Царевна­лягушка) 8. Царевич ударился об пол – и сделался перышком; она положила перышко в коробочку и отворила дверь. Сестры и туда смотрят, и сюда 2 заглядывают – нет никого! Только они ушли, красная девица открыла окно, достала перышко и говорит: «Полетай, мое перышко, во чистом поле, погуляй до поры до времени!» (Перышко Финиста – Ясна сокола) 9. Шел он целый день и устал несказанно, и только хотел присесть отдохнуть, вдруг нагнал его серый волк и говорит ему: «Жаль мне тебя, Иван­царевич, что ты изнурился, жаль мне и того, что я заел твоего коня… Садись на меня и скажи, куда тебя везти и зачем?» (Иван­ царевич и серый волк) 10.Он залез в левое ухо – напился, наелся, в правое – нарядился. И стал такой молодец – ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! Поехал; обгоняет весь народ, катит – вся земля дрожит! Догнал братьев – хлестнул плетью. (Сивка – бурка) 11.Барин пошел посмотреть, а в ухе лошади действительно мальчик, в золотой шапочке. Барину понравилась золотая шапочка, он и говорит: «Мальчик, дай мне золотую шапочку – жениться», – «Тебе дай, ты не отдашь». – «Нет, отдам, дня через два привезу!» Отдал мальчик шапочку, барин взял, сел и уехал. (Мальчик спальчик) II тур ­ Былинный 1. Из того ли то из города из Мурома, Из того села из Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, Ай к обедне поспеть хотел он в стольный Киев­град. (Илья Муромец и Соловей разбойник) 2. Взговорит Алеша Попович млад; ­ Ай ты, братец Яким Иванович, В грамоте поученый человек, Посмотрим на камени подписи, Что на канени подписано. 3 (Алеша Попович и Тугарин Змеевич) 3. А во том­то городе во Коргуне Ни царя­то не было, ни царевича, А ни короля – то не было и ни королевича Как ни князя не было и ни княжевича: Тут жила – была Маринка дочь Кайдалова (Глеб Володьевич) 4. Подъезжает он ко речке ко Смородинке Да ко той он ко грязи он ко Черной, Да ко тою ко березе ко поклялыя, К тому славному кресту ко Леонидову, Засвистал­то Соловей, да по соловьеву, Закричал злодей­разбойник по звериному. (Илья Муромец и Соловей ­ разбойник) 5. Щукой – рыбою ходить ему в глубоких морях, Птицей – соколом летать ему подоблака, Серым волком рыскать да по чистым полям. (Вольга и Микула Селянинович) 6. Закинул тоньку в Ильмень – озеро, Добыли рыбу – золоты перья; Закинули другую тоньку в Ильмень­ озеро, Добыли другую рыбу – золоты перья; (Садко) 7. –Ай ты ей, Владимир стольно­киевский! А нынче что у тебя теперь на разуме; Выдаешь девчину сам за женщину, За меня, Василисту за Микуличну? (Ставр Годинович) 4 8. – Видно, царь морской требует Живой головы во сине море, Делайте, братцы, жеребья вольжаны, Я сам сделаю на красноем на золоте, …Спускайте жеребья на сине­море: Чей жеребий ко дну пойдет, Таковому идти в сине море. (Садко) Окончился II тур. К сожалению, нашу игру покидают те, кто набрал меньшее количество звезд (называются выбывшие так, чтобы осталось 2 человека). Но победителя нет, если нет проигравшего. III тур ­ Финал: Сказки А.С.Пушкина (Участники торгуются начиная с 7 строк после подсказки.) 1. Сказка о чудесах на суше и славных делах на воде. (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди) Все теперь идут в палаты: У ворот блистают латы, И стоят в глазах царя 33 богатыря, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор. 2. Сказка о том, что жадность к добру не приводит. (Сказка о рыбаке и рыбке) «Разбранила меня старуха, Не дает старику мне покою; Надобно ей новое корыто; Наше­то совсем раскололось». 5 Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, Будет вам новое корыто». 3. Сказка о коммерсанте. (Сказка о попе и о работнике его Балде) Время идет, и срок уж близенько. Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит: Лоб у него заранее трещит. Вот он попадье признается: «Так и так: что делать остается?» Ум у бабы догадлив, На всякие хитрости повадлив. 4. Сказка о говорящем флюгере. (Сказка о золотом петушке) Год, другой проходит мирно, Петушок сидит все смирно. Вот однажды царь Дадон Страшным шумом пробуждён: «Царь ты наш! Отец народа!­ Возглашает воевода – Государь! Проснись! Беда!» 5. Сказка о чудесном воскрешении. (Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях) «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее.» И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, 6 И прищелкивать перстами. Вот и определился наш победитель. Им стал (называют Ф.И. победителя). А теперь, если вы согласны, суперигра. IV тур­ Суперигра: Сказы Бажова За 3 минуты вам предстоит отгадать 7 сказов. 1. –Это дело в наших руках. Завтра пробьем дудку сперва на месте костра, а потом под сосной испробуем. Тогда и увидим, пустяшный твой разговор или всамделе что на пользу есть. С этим и спать легли. Федюнька тоже калачиком свернулся, а сам думает: «Над чем это филин хохотал?» (Огневушка – поскакушка) 2. Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит – Муренка лежит спокойнехонько. Даренка и повеселела. Села к окошечку, смотрит в сторону покосных ложков и видит – по лесу какой­то комочек катится. Как ближе подкатился, разглядела – это козел бежит. Ножки тоненькие, голова легонькая, а на рожках по пять веточек. (Серебряное копытце) 3. Поворотился Илюха в ту сторону. Видит ­ девчонка подходит. Простая девчонка, в обыкновенный человеческий рост. Годов так восемнадцати. Платьишко на ней синее, платок на голове синий, и на ногах бареточки синие. А пригожа эта девчонка – и сказать нельзя. (Синюшкин колодец) 4. – Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера. За удалость да твердость твою вот тебе подарок. Пусть у Данилы все мое в памяти останется. Только вот это пусть накрепко забудет! – и полянка с диковинными цветами потухла. – Теперь ступайте в ту сторону, ­ указала Хозяйка. (Горный мастер) 5. Работа ходко идет. Низ камня отделал. Как есть, слышко, куст дурмана. Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки – все пришлось лучше нельзя. Прокопьич и то говорит – живой цветок­то, хоть рукой пощупать. На, а как до верху дошел – тут захолодило. Стебелек выточил, боковые листики тонехоньки – как только держаться? (Каменный цветок) 7 6. И вот пошли. Она впереди, Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашены, что и сказать нельзя. И платье на ней – на Хозяйке­то меняется. (Медной горы Хозяйка) 7. Как Настасья уехала, Танюшка побегала много – мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги навесила. В это время и пых в избу этот хитник. Танюшка оглянулась – на пороге мужик незнакомый, с топором. Испугалась Танюшка, сидит, как замерла, а мужик ойкнул, топор выронил, глаза захватил, как обожгло их. (Малахитова шкатулка) Награждение победителя. Литература 1. Бажов П.П. Данило­мастер: Избранные сказы// Сокровища русской сказки. – М.: ГИФ «Рос. Книж. СОБР.», 1993 2. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. – М.: «Детская литература», 1979 3. Сказки русских писателей. ­ М.: «Детская литература», 1980 4. Фольклор народов России. В 2 т. – М.: Дрофа, Вече, 2002 8

Марина Муратшина
Игра-викторина «Угадай сказку»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №60»

Игра-викторина

«Угадай сказку »

Разработано :

Муратшина Марина Хамитовна, воспитатель

Пермский край,

г. Березники, 2016 г.

Цель : закрепление знаний детей о русских народных сказках .

Практическая задача :

Поможет закрепить знания о русских народных сказках ;

Повысит у детей старшего дошкольного возраста интерес к устному народному творчеству;

Создаст мотивацию для самостоятельности;

Доставит радость и эмоциональное равновесие.

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках .

2. Учить узнавать сказку по заданию .

3. Развивать умение действовать согласованно.

4. Развивать речь, мышление, воображение, фантазию,.

5. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Методы : Игровой, словесно-логический.

Приемы : художественное слово (пословицы, загадки, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.

Ход мероприятия.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказочница . Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки ?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке , какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель.

Все, что создано умом,

Все, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети :

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Кто много читает, тот много знает.

Книга - наш друг, без неё как без рук.

Воспитатель. Испокон века книга растит человека. Хорошая книга – ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика : «Любимые сказки » (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем ,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад .

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети : Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель.

Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут .

На полянке есть загадки,

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей !

(Загадывает загадки, а дети отгадывают их) .

1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка) .

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга) .

3. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка) .

4. Посадил ее дед в поле,

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули,

Очень крупная была. (Репка) .

5. На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей. (Колобок) .

6. Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла. (Козлята) .

7. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка) .

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Сказки все он перепутал :

Вы сможете их отгадать?

(Воспитатель задают сказки-перевертыши , а дети исправляют ошибки).

«Иван царевич и зеленый волк» ;

«Коза и семеро волчат» ;

«Лапша из топора» ;

«Дарьюшкина избушка» ;

«Гадкий слоненок» ;

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

Воспитатель. Молодцы, ребята, все перевертыши отгадали.

Воспитатель. В круг вставайте дружно, В сказки поиграть нам нужно !

Физкультурная минутка «Сказки »

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко» )

Посмотрите - ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу» )

Мы славная семья козлят,

Мы любим прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться ,

Любим рожками бодаться.

(Дети встают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки» ).

Воспитатель.

Проделки Кощея преодолели!

Воспитатель.

За руки умелые,

За ум и смекалку

Сказать я спасибо хочу !

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался,

Подарок свой всем сейчас покажу.

(Детям-победителям дарятся раскраски по сказкам ) .

Верить в сказку – это счастье .

И тому, кто верит,

Сказка обязательно

Отворит все двери.

(Сказочница прощается и уходит ) .

Публикации по теме:

Цель. Развитие познавательного интереса. Задачи. -Учить правильно называть животных, части тела животного, узнавать известных зверей по.

Игра «Угадай кто?» Цель: развитие творческих способностей детей. Задачи: Снятие эмоциональных зажимов; Развитие связной речи детей;.

Вторая младшая группа (3-4 года). Цель игры: Формировать у детей умение угадывать предмет, опираясь на его описание. Задачи игры: Образовательная:.

Игровая обучающая ситуация с использованием ИКТ «Угадай сказку» Игровая обучающая ситуация путешествие по сказкам "Дюймовочка". Данное пособие разработано для детей всех возрастных групп дошкольного возраста.

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе «Угадай сказку» Программные задачи: Побуждать детей узнавать русские народные сказки по загадкам, иллюстрациям, сказочным персонажам. Продолжать расширять.

Внеклассное мероприятие в начальной школе «В гостях у сказки»

Цель: повторить и систематизировать знания о сказках.

Задачи:

1) развитие речи, мышления, воображения; умения отвечать на вопросы;

2) воспитание любви к сказкам;

3) формирование читательского интереса.

Конкурсная программа рассчитана на младших школьников.

В конкурсе принимают участие две команды.

За правильный ответ 1 балл. Победитель определяется по количеству баллов.

1 конкурс «Измени букву»

В названиях сказок изменена одна буква. Определите название сказки.

1 команда

1. Кепке. (Репка)

2. Кот и киса. (Кот и лиса)

3. Золотая рубка. (Золотая рыбка)

2 команда

1. Шар-птица. (Жар-птица)

2. Лиса и мак. (Лиса и рак)

3. Чадо лесное. (Чудо лесное)

2 конкурс «Волшебные предметы»

По предмету угадайте героя.

1 команда

1. Туфелька (Золушка)

2. Ступа и метла. (Баба-яга)

3. Игла (Кощей Бессмертный)

2 команда

1. Сапоги (Кот в сапогах)

2. Золотой ключик (Буратино)

3. Яйцо (Курочка Ряба)

3 конкурс «Подумай»»

Отгадайте загадку и назовите героя сказки.

1 команда

1. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше. (Карлсон)

2. Всех он любит неизменно, кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена, это Гена … (Крокодил)

3. Возле леса, на опушке трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя)

2 команда

1. Она красива и мила, а имя ей от слова «зола». (Золушка)

2. Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит добрый доктор … (Айболит)

3. Он и весел, и незлобен, этот милый чудачок.

С ним хозяин - мальчик Робин и приятель - Пятачок.

Для него прогулка - праздник и на мёд - особый нюх.

Этот плюшевый проказник медвежонок … (Вини-Пух)

4 конкурс «Расшифруй ребус»

Расшифруй ребус-название русской народной сказки.

В чём заключается ключ к разгадке?

1 команда

ТЕЯРЕЯМОКЯ (Теремок)

ЯБЯЛОЧЯКО (Яблочко)

2 команда

КОЯЛОЯБОКЯ (Колобок)

МОЯРОЗЯКО (Морозко)

5 конкурс «Путаница»

Переставьте местами буквы так, чтобы получились имена сказочных героев.

1 команда

1. РНГСЕУОАКЧ (Снегурочка)

2. ОЛКАЯШКП (Шапокляк)

2 команда

1. ЙДМОРЫДО (Мойдодыр)

2. УАКЧБРАЕШ (Чебурашка)

6 конкурс «Угадай название сказки»

Угадайте сказку по отрывку.

1 команда

1. Елена взяла волшебную книгу, посмотрела - и всё словно на ладони увидела. («Елена Премудрая»)

2. - Мы пойдём далеко, а ты оставайся домавничать, да голоса не подавай: когда придёт лиса, в окошко не выглядывай. («Петушок - золотой гребешок»)

3. Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. (Иван-царевич и серый волк)

2 команда

1. Василиса добыла всё, что надо, и легла спать, а кукла за ночь приготовила славный стан.? («Василиса Прекрасная»)

2. Старшая звалась Одноглазка, средняя - Двуглазка, а меньшая - Триглазка. («Крошечка-Хаврошечка»)

3. Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идёт сзади, посмеивается … (По щучьему веленью)

7 конкурс «Где, кто?»

Каждой команде ответить на вопросы.

1 команда

1. Где спрятался седьмой козлёнок? (Под печкой)

2. Кто одолел тараканище из сказки К.Чуковского «Тараканище»? (Воробей)

3. Из чего Фея сделала Золушке карету? (Из тыквы)

2 команда

1. Где баба взяла муку на колобок? (Наскребла по сусекам)

2. Кто доставил доктора Айболита в Африку? (Орёл)

3. Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубые)

8 конкурс «Когда мы так говорим»

1 команда

«Медведь на ухо наступил»

«Как рыба в воде»

2 команда

«Убить двух зайцев»

«Держать нос по ветру»

9 конкурс «Составь пословицу»

Каждой команде раздаются карточки. На карточках написаны слова. Ребята должны собрать из них пословицу.

СКАЗКА ДЕЛО СКОРО ДА ДЕЛАЕТСЯ НЕ СКОРО СКАЗЫВАЕТСЯ ДЕЛАЕТСЯ

(Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается)

10 конкурс «А ну-ка, отыщи!»

В сетку по горизонтали и по вертикали вписаны восемь действующих лиц книги «Дядя Фёдор, пёс и кот». Найдите их и подчеркните.

Ответ:

По горизонтали: Митя, Шарик, Гаврюша, Печкин.

По вертикали: Матроскин, Хватайка, Мурка, Фёдор.

Литература:

1. Козак О.Н. «Загадки и скороговорки» - Санкт-Петербург: Союз, 1997

2. Н.В.Ёлкина, Т.И.Тарабарина «1000 загадок» - Ярославль: Академия развития, 1997

3. Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников», 1 класс - М.: РОСТ, 2011

4. Э.В.Померанцева «Русские пословицы и поговорки» - М.: Детская литература, 1973

5. Русские народные сказки. ЗАО «Славянский дом книги». - М.: Слово, 2001