Обучение грамоте в дошкольном возрасте — с чего начать? НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте. Знакомство c предложением

Я представляю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по разделу Грамота. Данный конспект будет полезен для воспитателей подготовительной группы.

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «художественная литература», «познание», «социализация», «здоровье».

Цель занятия : Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».

Задачи :

Образовательны е: Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте;

Речевые : Упражнять в дифференциации изученных звуков; упражнять в звуковом анализе слова; закреплять умение составлять и анализировать схемы предложений; выявить уровень овладения навыком чтения; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей;

Развивающие: закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитательные : воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.

Демонстрационный материал : карточки со словами: РАКЕТА, КОБРА, КОЛОБОК, ОПУШКА, УЖИН; карточка с физкультминуткой.

Раздаточный материал . «Конфеты» - угощение с фишками (гласный звук, ударный, согласный звук мягкий, согласный звук твёрдый, согласный звук звонкий, согласный звук глухой, слог (ударный, безударный), карточки с картинками сомы, щуки, караси, акула; цветные карандаши, тетради либо чистые листочки, конверты со скороговоркой; карточки с игрой «Потерянная буква»

В. Ребята, к нам пришли гости, много гостей, посмотрите на них и поздоровайтесь с ними. Они хотят посмотреть на вас, какие вы умные и грамотные дети.

В. Присаживайтесь на ковер и все внимание на меня.

В. Я хочу предложить вам отправиться в страну Грамматики. И чтобы туда попасть, вам нужно вспомнить и рассказать все, что вы знаете о звуках, буквах, слогах. Готовы?

В. Кто мне расскажет, что такое звуки? Какие они бывают? Ответы детей. (гласные и согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие).

В. Что такое буквы? Чем они отличаются от звуков? Ответы детей.(звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и т.д.)

В. Молодцы.

В. Вот мы с вами и в стране Грамматики. Жители этой страны приготовили для вас угощения, но угощения не простые, подходите к своим столам, возьмите по конфете и разверните ее, вы видите внутри фишки, по очереди называете, что вы знаете об этих фишках. Дети разворачивают и рассказывают гласный звук, ударный, согласный звук мягкий, согласный звук твёрдый, согласный звук звонкий, согласный звук глухой, слог (ударный, безударный).

В. Молодцы!

В. Присаживайтесь, пожалуйста, за столы. Мы с вами уже знаем, что слова состоят из звуков. А можно ли слово поделить? Такие звуковые части слова называются слогами. Чтобы слово правильно звучало, мы ставим …ударение. Как правильно поставить ударение? Ответы детей (слово нужно позвать и тот слог, который тянется и будет ударным)

В. Вот задание, которое приготовили для вас жители этой страны - раздели слова на слоги и поставь ударение. Воспитатель показывает образец. река (ре-ка)

(Все слова на карточках выполняют дети, слова такие: сомы, щуки, караси, акула)

В. Молодцы, ребята! А, как одним словом можно назвать те слова, над которыми вы работали (рыбы) Кто ловит рыб, как зовут этого человека? (рыбак) Давайте запишем это слово и сделаем звуковой анализ. Дети работают за столами, один у доски.

В. Умницы. А теперь, выходите ко мне, давайте поиграем. Физкультминутка по стихам И. Николаевича

На крючке сидит червяк, (дети садятся на корточки)

Рыб пугая, строит рожи. (артикуляционная гимнастика «Индюк»)

От того - полдня рыбак

Ничего поймать не может. (дети прыгают)

Дети присаживаются на ковер.

В. Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей.(летательный аппарат, который перемещается в пространстве)

Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК

КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)

Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА

КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)

Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ

ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)

Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА

УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда)

Какие неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.

В. Молодцы! А теперь подойдите к столам и возьмите конверт, где находится какое-то сообщение. Дети читают.

Ежу на ужин жук нужен.

В. Замечательно. Скажите, а что вы прочитали, как это называется? Ответы детей Предложение.

В. Сколько слов в этом предложении? Давайте нарисуем схему к этому предложению (один ребёнок выходит к доске, остальные записывают на своих листочках).

Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы). Что ставится в конце предложения? Ответы детей (точка) Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения? (! ?)

В. Молодцы! Выходите ко мне. Теперь давайте вместе произнесём эту скороговорку правильно (тихо, спокойно, быстро, громко, а теперь так, как будто в конце стоит вопросительный знак, радостно). Далее воспитатель спрашивает детей по отдельности.

В. Молодцы. Какой звук здесь встречается часто? [Ж], что вы: можете сказать об этом звуке. Какой он? Ответы детей (Согласный, всегда твердый, звонкий) Замечательно!

В. Присаживайтесь за столы. И на прощание жители замечательной страны приготовили для вас последнее задание «Потерянная буква»

В. Вот и закончилось наше путешествие по стране Грамоты. Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, а чем мы сегодня занимались на занятии? Какое задание понравилось больше всего? С каким настроением наше занятие заканчивается?

Номинация: обучение грамоте в подготовительной группе конспекты занятий журова.
Название: Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ь».

Конспект организованной учебной деятельности «Буква Ь»

Цель: Познакомить детей с новой буквой. Продолжать учить детей проставлять ударение в напечатанных словах и читать их в соответствии с проставленным ударением. Совершенствовать навык чтения детей.

Материал: кассы с пройденными буквами, буква «ь», указка, книга для чтения, карандаш, карточка со словами для проставления ударения.

Ход занятия.

Вспоминаем число, месяц и день недели на двух языках.
-Ребята,вы знаете, у меня неприятность. Я забыла одно слово. Думала, приду в детский сад и вспомню или на доске прочитаю. Я вчера его написала. Так нет же, Буквоежка мне все испортил, съел часть букв. Помогите мне дописать буквы.
— Конечно, ребята, здравствуйте! Какое доброе и хорошее слово. А слово, противоположное по значению вы знаете?
— Верно. До свидания. Вот мы с вами и вспомнили слова вежливости (стук в дверь, посылка).
— Интересно, от кого же посылка? Прочитай, Стасик.
Читай -город. Ваши друзья — буквы.
-Дети, здесь небольшое письмо, в котором буквы сообщают, что одна их подруга — буква попала в беду, и помочь ей сможем только мы. Буквы посылают нам задания, и, как только мы их выполним, то узнаем, какая буква нуждается в нашей помощи.

1. Какие гласные пишутся после твердого согласного? После мягкого?
— А какие-нибудь исключения вы знаете? ЖИ-IIIИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.

2.Проставьте ударения в напечатанных словах: ЗВОНОК, ШКОЛА, ПЕНАЛ, УРОК, РУЧКА, УЧЕНИК. (Возьмите карандаш и проставляйте ударения в словах над гласными буквами черточками)

Затем дети по очереди читают слова с выделением ударного звука, называя ударный звук и букву, над которой поставили ударение.

По мере выполнения задания доска наборного полотна движется и открывает лист с полосками.

Ребята, на последней строчке этого листа будет слово, которое укажет нам на букву, попавшую в беду. Нам нужно будет изменять по одной букве в слове. На верхней полоске слово, которое принадлежит существу с двумя клешнями. В народе говорят «покраснел, как… ».
РАК. Подумайте, какую букву надо изменить, чтобы получился красивый красный цветок.
МАК. Поменяйте последнюю букву в этом славе, и вы узнаете, как можно сказать о том, кто ниже вас ростом.
МАЛ. Измените букву в середине слова и у вас в руках комочек, которым вы очень любите рисовать.
МЕЛ.
— Мы так трудились и устали, а теперь отдохнем.

Физминутка.

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
А потом их разведем и к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей хлопнем, топнем веселей.
Звуковой анализ слова «мел».

Один ребенок работает у доски, остальные в кассах.
-А теперь под словом «мел» выложим слово «мель»(дети работают самостоятельно).
-Кто знает, что такое «мель»?
— Какой последний звук в слове «мел»? Л.
-Этот звук твердый или мягкий?
-Какой последний звук в слове «мель»? ЛЬ.
-Какой это согласный? Мягкий. Ребята, вот в чем беда! Как же быть, как же обозначить, что Л мягкий? Может какая-нибудь буква поможет?
-Верно. Нужна поставить букву Ь (стихотворение о букве).
— На что похожа буква Ь? Показываю рисунок.
-Вот оказывается, какой секрет у буквы Ь. Она не имеет звука, а ставится для того, чтобы обозначить мягкость согласного, стоящего перед ней?
— Итак, чем же отличаются слова МЕЛ и МЕЛЬ по звукам?
— А по буквам?
— Какую букву вы сегодня узнали?
— Она имеет звук? — Что показывает Ь?
— Откройте кассы, найдите букву Ь и поставьте ее правильно.

Чтение текста в книге для чтения.

— А теперь, дети, я буду называть слово, а вы должны сказать, в каком по счету столбике и на какой строчке находится это слово.
КОРЬ — 3 ст., Зстр.
МЕЛЬ — б ст., 3стр.

А теперь вы прочитаете слово, которое находится в 5 столбике 2 строчки (конь), в 3 столбике 2 строчки (моль).
— Что такое моль? Молодцы, ребята, вы очень хорошо занимались. Скажите, кто-нибудь из вас запомнил стихотворение о букве, с которой мы сегодня познакомились?
— Когда при письме используется Ь?
-Придумайте слова, в которых надо написать эту букву.
-Молодцы! Наше занятие закончено.

Название:
Номинация: обучение грамоте дошкольников конспекты занятий.

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: ГККП «ясли-сад «Солнышко»
Месторасположение: г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан

Одним из важных направлений работы воспитателя ДОУ является подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.

Актуальность этой работы определяется введением с пяти лет, требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования — дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения.

Процесс обучения детей грамоте был предметом исследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др.), лингвистов (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов), классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др.), современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.).

Взгляды педагогов на проблему обучения дошкольников грамоте

Нередко взгляды педагогов относительно этих вопросов являются диаметрально противоположными: от полного одобрения до полного отрицания. Подогревают эту дискуссию еще и родители, которые нередко требуют от воспитателей .

Это связано с тем, что для многих родителей, нередко и учителей начальных классов, умение читать до школы является одним из основных показателей .

Вызывает недоумение и попытка, как ученых, так и практиков дошкольного звена образования, механически перенести содержание работы по обучению грамоте, который определяется действующими программами для детей подготовительной к школе группы на детей старшей группы.

В литературе (А. Богуш, Н. Вашуленко,. Горецкий, Д. Эльконин, Л. Журова, Н. Скрипченко и др.) подготовка старших дошкольников к обучению грамоте определяется как процесс формирования у детей начальных элементарных умений читать и писать.

Как известно, умения читать и писать, необходимые и важные для современного человека, поскольку обеспечивают формирование и удовлетворение его культурно-эстетических потребностей, являются ведущими каналами самостоятельного приобретения знаний, развития и саморазвития личности, центральным звеном самостоятельной деятельности.

Ученые признают чрезвычайную сложность процесса усвоения грамоты, наличие в нем нескольких взаимосвязанных этапов, большинство из которых приходится на начальную школу.

Однако следует заметить, что подготовка старших дошкольников к обучению грамоте необходима, а большая часть умений, традиционно относимых к обучению грамоте, необходимо начинать формировать у детей еще на этапе дошкольного возраста.

Что необходимо ребенку перед школой?

Отметим, подготовка старших дошкольников к обучению грамоте и обучение детей чтению и письму является главной задачей начальной школы. Вместе с тем, школа заинтересована в том, чтобы ребенок, который приходит в первый класс, был хорошо подготовленным к обучению грамоте, а именно:

  • имел бы хорошую устную речь;
  • развитый фонематический слух;
  • сформированные элементарные представления об основных языковых единицах, а также начальные навыки аналитико-синтетического характера в работе с предложениями, словами и звуками;
  • был подготовлен к овладению графикой письма.

Поэтому вполне логичным является выделение в Базовом компоненте дошкольного образования, практически во всех действующих программах, по которым работают дошкольные учебные заведения («Я в Мире», «Ребенок», «Ребенок в дошкольные годы», «Уверенный старт», «Ребенок в дошкольные годы» и др), такой задачи, как подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.

Задача пропедевтической работы по обучению грамоте

  1. Ознакомить детей с основными единицами речи и научить правильно пользоваться терминами их обозначения: «предложение», «слово», «звук», «слог».
  2. Сформировать элементарные представления о слове как основной единице речевого общения и его номинативном значении (может называть предметы и явления, действия, признаки предметов и действий, количество и тому подобное); дать представление о словах, которые не имеют самостоятельного значения и употребляются в речи детей для связи слов между собой (показать на примерах союзов и предлогов).
  3. Научить выделять из речевого потока предложение, воспринимать его как несколько связанных по смыслу слов, выражающих законченную мысль.
  4. Упражнять в делении предложений на слова, определении количества и порядка слов в них и составлении предложений из разрозненных слов, с заданным словом, в распространении предложений новыми словами; привлекать детей к моделированию предложения в работе со схемами предложений.
  5. Ознакомить со звуками речевыми и неречевыми; на основе совершенствования фонематического слуха и совершенствование звукопроизношения, формировать умения звукового анализа речи.
  6. Научить определять на слух первый и последний звук в слове, место каждого звука в слове, выделять заданный звук в словах и определять его позицию (в начале, середине или конце слова), выделять звук чаще звучит в тексте; самостоятельно подбирать слова с заданным звуком в определенной позиции; показать зависимость значения слова от порядка или изменения звуков (кот-ток, карта — парта); строить общую звуковую схему слова, называть слова, соответствующие заданной схеме.
  7. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте, формируя знания о гласных и согласных звуках на основе понимания различия их образования; дать понятие о составе как часть слова, образованной из одного или нескольких звуков, о роли гласных звуков.
  8. Упражнять в делении слов на слоги с ориентацией на громкие звуки, определении количества и последовательности слогов; показать зависимость значения слова от порядка слогов в нем (бан-ка — ка-бан. Ку-ба — ба-ку); научить определять ударные и безударные слоги в словах, замечать смысловую роль ударения (за’мок — замо’к); упражнять в составлении слоговых схем слов и подборе слов к заданной схеме.
  9. Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками; научить выполнять на слух звуковой анализ слов, строить звуковые схемы слов из меток или фишек в соответствии с порядком (гласный или согласный, твердый или мягкий согласный).

Следовательно, для реализации предусмотренных программой задач воспитания детей необходимо глубоко осознать научно-теоретические и письму, особенности современного подхода к организации занятий по родному языку, а именно подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.

С чего начинается подготовка старших дошкольников к обучению грамоте?

Осветим ряд наиболее важных для практической деятельности воспитателя вопросов, связанных с обучением детей грамоте.

Прежде всего следует понимать психологическую сущность процессов чтения и письма, механизмы этих видов речевой деятельности человека.

Чтение и письмо — это новые ассоциации, которые базируются на уже сложившейся у ребенка второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее.

Итак, основой для них служит устная речь, а для обучения грамоте важен весь процесс речевого развития детей: овладение связной речью, словарем, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя.

Особое значение приобретает обучение детей осознавать чужое и собственное высказывание, вычленять в нем отдельные элементы. Речь идет об устной речи, которым дошкольники полностью овладевают.

Но известно, что до 3,5 лет ребенок еще не замечает речи как самостоятельного явления и тем более не осознает ее. Пользуясь речью, ребенок осознает только ее смысловую сторону, которая оформлена с помощью языковых единиц. Именно они становятся предметом целенаправленного анализа во время .

По мнению ученых (Л. Журова, Д. Эльконин, Ф. Сохин и др.), необходимо добиться «разведение» звуковой и смысловой стороны слова, без чего невозможно овладеть чтением и письмом.

Психологическая сущность чтения и письма

Не менее важно для воспитателя глубоко осознавать психологическую сущность механизмов чтения и письма, которые рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи.

Известно, что вся информация, которой пользуются люди в своей деятельности, закодирована. В устной речи таким кодом являются звуки или звуковые комплексы, которые в нашем сознании связываются с определенными значениями.

Стоит в любом слове заменить хотя бы один звук другим, как смысл его теряется или изменяется. На письме используется буквенный код, в котором буквы, буквенные комплексы в определенной степени соотносятся со звуковым составом сказанного слова.

Говорящий постоянно осуществляет переход с одного кода на другой, то есть перекодирует звуковые комплексы буквы (во время письма) или же буквенные комплексы в звуковые (при чтении).

Итак, механизм чтения состоит в перекодировании печатных или письменных знаков в смысловые единицы, в слова; письмо же представляет собой процесс перекодирования смысловых единиц речи в условные знаки, которые могут быть написаны (напечатаны).

Д.Эльконин о начальном этапе чтения

Известный отечественный психолог Д. Эльконин рассматривает начальный этап чтения как процесс воссоздания звуковой формы слова по его графическому строению (модели). Ребенок, который учится читать, оперирует не буквами или их названиями, а звуковой стороной речи.

Без правильного воссоздания звуковой формы слова оно не может быть понятным. Поэтому Д. Эльконин приходит к очень важному выводу — подготовка старших дошкольников к обучению грамоте должно начинаться с ознакомления детей с широкой языковой действительностью еще до изучения букв.

Методы обучения дошкольников грамоте

Актуальным для организации процесса обучения дошкольников грамоте является вопрос выбора метода. Воспитателям предлагается в помощь ряд методик обучения дошкольников грамоте, а именно: метод раннего обучения чтению Н. Зайцева, метод обучения грамоте Д. Эльконина, подготовка старших дошкольников к обучению грамоте и обучение раннему чтению по системе Глена Домана, методика обучения грамоте Д. Эльконина — Л. Журовой и др.

Ученые отмечают, что подготовка старших дошкольников к обучению грамоте и выбор метода обучения грамоте зависит от того, насколько полно он учитывает соотношение устной и письменной речи, а именно звуков и букв.

Наиболее полно отвечает особенностям фонетической и графической систем языка звуковой аналитико-синтетический метод обучения детей грамоте, основоположником которого был известный педагог К. Ушинский.

Естественно, что метод совершенствовался с учетом достижений психолого-педагогической и лингвистической науки и передовой практики, но и сегодня он является наиболее эффективным в решении комплекса образовательно-воспитательных и развивающих задач обучения грамоте как первоклассников, так и детей дошкольного возраста.

Звуковой аналитико-синтетический метод

Охарактеризуем звуковой аналитико-синтетический метод. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте по этому методу носит развивающий характер, обеспечивая умственное развитие через систему аналитико-синтетических упражнений; строится на активных наблюдениях за окружающей средой; метод также предусматривает опору на живое общение, на уже сформированные у детей речевые навыки и умения.

Научно-методические принципы метода

Основными научно-методическими принципами, на которых основывается метод, являются следующие:

  1. Предметом чтения является обозначенное буквами звуковое строение слова; звуки речи являются теми языковыми единицами, которыми старшие дошкольники и первоклассники оперируют на начальном этапе овладения грамотой.
  2. Первоначальные представления о языковых явлениях дети должны получать на основе активных наблюдений за соответствующими единицами живого общения с должным осознанием их существенных признаков.
  3. Ознакомлению детей с буквами должно предшествовать практическому усвоению фонетической системы родного языка.

Исходя из научных основ звукового аналитико-синтетического метода, предметом чтения является обозначенная буквами звуковая строение слова.

Понятно, что без правильного воссоздания звуковой формы слова не могут быть понятными читателю. А для этого необходима подготовка старших дошкольников к обучению грамоте и долгий путь ознакомления детей со звуковой действительностью, усвоения ими всей звуковой системы родного языка в устной речи.

Поэтому не случайно на начальном этапе обучения детей грамоте за основу аналитической и синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним).

Отметим, что основой сознательного овладения детьми звуковыми единицами являются развитие у них фонематического слуха и фонематического восприятия.

Развитие фонематического слуха

Результаты специальных исследований детской речи (В. Гвоздев, Н. Швачкин, Г. Лямина, Д. Эльконин и др.) доказали, что фонематический слух развивается очень рано.

Уже в 2 года дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой. Такой уровень фонематического слуха является достаточным для полноценного общения, но является недостаточным для овладения навыками чтения и письма.

Фонематический слух должен быть таким, чтобы ребенок мог расчленить поток речи на предложения, предложения на слова, слова на звуки, определять порядок звуков в слове, давать элементарную характеристику каждого звука, строить звуковые и слоговые модели слов, подбирать слова в соответствии с предложенными моделями.

Д. Эльконин назвал эти специальные действия, связанные с анализом звуковой стороны слова, фонематическим восприятием.

Действия звукового анализа не усваиваются детьми спонтанно сами по себе, потому что такой задачи в их практике речевого общения никогда не возникало.

Задание овладеть такими действиями ставит взрослый, а сами действия формируются в процессе специально организованного обучения, во время которого дети усваивают алгоритм звукового анализа. А первичный фонематический слух является предпосылкой более сложных его форм.

Поэтому одной из главных задач в обучении дошкольников грамоте является развитие у них фонематического слуха, и на его основе — фонематического восприятия, что включает формирование широкой ориентации детей в языковой деятельности, умений звукового анализа и синтеза, развитие осознанного отношения к языку и речи.

Подчеркнем, что ориентировки детей в звуковой форме слова является более значимым, чем просто подготовка к усвоению основ грамоты. Стоит прислушаться к мнению Д. Эльконина о роли раскрытия перед ребенком звуковой действительности языка, звуковой формы слова, поскольку от этого зависит все дальнейшее изучение родного языка — грамматики и связанной с ней орфографии.

Ознакомление с основными языковыми единицами

Введение детей в звуковую действительность предполагает ознакомление их с основными языковыми единицами.

Напомним, что первоначальные представления о языковых явлениях дети должны получать на основе активных наблюдений за соответствующими единицами живого общения с должным осознанием их существенных признаков.

При этом воспитатели должны принять во внимание особенности фонетики и графики. Вполне понятно, что без глубокой лингвистической подготовки воспитатель не сможет сформировать у детей элементарные, но научные представления об основных языковых единицах: предложение, слово, слог, звук.

Ознакомление с фонетикой и графикой языка

Наблюдения за практикой обучения дошкольников грамоте убедительно свидетельствуют, что больше всего ошибок допускают воспитатели на этапе ознакомления детей с фонетико-графической системой родного языка.

Так, нередки случаи отождествления звука и буквы, привлечение внимания детей к несущественным признакам фонем, формирование ложного взгляда на соотношение звуков и букв и тому подобное.

На занятиях по обучению грамоте в современном ДОУ воспитатель должен свободно оперировать такими лингвистическими знаниями в области фонетики и графики родного языка.

В нашем языке существует 38 фонетических единиц. Фонемы — это основные звуки речи, с помощью которых различаются слова (дом — дым, руки — реки) и их формы (брат, брата, брату). За акустическими свойствами звуки речи делятся на гласные (их в русском языке 6 — [а], [о], [у], [э], [ы], [и]) и согласные (их 32).

Гласные и согласные звуки различаются своими функциями (гласные образуют слог, а согласные только входят в состав) и способом создания.

Гласные образуются выдыхаемым воздухом воздуха свободно проходит через ротовую полость; основой их является голос.

Во время произнесения согласных воздушный поток встречает препятствия вследствие полного или частичного смыкания органов речи (рото-закрывающие). Именно по этим признакам педагог учит детей различать гласные и согласные звуки.

Гласные звуки бывают ударными и безударными, а согласные — твердыми и мягкими. Буквы бывают большие и малые, печатные и рукописные. Неправильно поэтому говорить, что словосочетание «гласные, согласные буквы», «твердые (мягкие) буквы». Правильно с точки зрения лингвистики употреблять словосочетание «буква для обозначения гласного звука», «буква для обозначения согласного звука», или «буква гласного», «буква согласного звука».

32 согласных звука делятся на твердые и мягкие звуки. Подчеркнем, звуки [л] — [л’], [д] — [д’], [с] — [с’] и т. д. существуют как самостоятельные звуки, хотя нередко в методических пособиях авторы отмечают, что это один и тот же самый звук, который в одном слове произносится твердо, в другом — мягко.

В русском языке мягкими могут быть только звуки, которые произносятся с помощью зубов и переднего кончика языка: [д’], [с’], [й], [л’], [н’], [г’], [с’], [т’], [ц’], [дз’]. Есть слияние ля, ня, ся, зя, эта, но нет бя, мя, вя, кя.

Следует помнить, что на начальном этапе обучения грамоте к мягким согласным звукам относят не только [д’], [с’], [й], [л’], [н’], [г’], [с’], [т’], [ц’], [дз’], но и все другие согласные звуки, которые находятся в позиции перед гласным [и], например в словах: петух, женщина, шесть, белочка, лошадь и тому подобное.

В период обучения грамоте дети получают только практическое представление о твердости-мягкости согласных.

Фонетические представления

Начальные фонетические представления формируются у старших дошкольников на практической основе, путем организации наблюдений за языковыми явлениями. Так, дошкольники распознают гласные и согласные звуки по следующим признакам;

  • способ произношения (наличие или отсутствие препятствий в ротовой полости);
  • способность образовывать состав.

Одновременно дети изучают твердый и мягкий согласные звуки. При этом применяются такие приемы, как восприятие звуков в словах и отдельно на слух (сын — синь), выделение звуков в словах, сопоставление твердого и мягкого звуков, наблюдение за артикуляцией, самостоятельный подбор слов с твердым и мягким согласными звуками.

Поскольку в языке звуковое содержание буквы проявляется лишь в сочетании с другими буквами, то побуквенное чтение постоянно приводило бы к ошибкам в чтении.

Слоговое чтение

Поэтому в современной методике обучения грамоте принят принцип слогового (позиционного) чтения. С самого начала работы над техникой чтения дети ориентируются на открытый склад как единицу чтения.

Поэтому большое значение для решения методических вопросов обучения детей грамоте имеет слог с точки зрения созидания, который представляет собой несколько звуков (или один звук), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.

Основным звуком в каждом слоге есть гласный, именно он образует слог.

Типы слогов различают по начальным и конечным звукам: открытый слог заканчивается гласным звуком (игра-ты): закрытый слог оканчивается согласным звуком (год, наименьший).

Простейшими слогами являются те, что образованы из одного гласного или из сочетания (слияния согласного с гласным, например: о-ко, дже-ре-ло. Деление слов на слоги не представляет для детей никаких трудностей.

Деление слогов

При делении слов со стечением согласных звуков на слоги следует руководствоваться основною особенностью слогоделения — тяготением к открытому слогу: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным (ри-чка, ка-тока-ля, ли-сто-колючки и тому подобное). Согласно этому большинство слогов в словах открыты. Именно такой подход к слогоделению нужно вырабатывать у детей.

Как организовать занятие?

Успех обучения дошкольников грамоте в значительной степени зависит от умения воспитателя организовать занятие, структурировать его, методически правильно провести.

В старшей группе занятия по обучению грамоте проводятся один раз в неделю, их продолжительность — 25-30 минут. На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления ранее полученных знаний и умений.

При подготовке и проведении занятий по обучению грамоты воспитателю необходимо придерживаться ряда известных дидактических принципов. Основные из них: научность, доступность, систематичность, наглядность, сознательность и активность усвоения знаний детьми, индивидуального подхода к ним и тому подобное.

Следует отметить, что в методике обучения детей грамоте некоторые традиционные принципы начинают трактоваться по-другому. Например, хорошо известен принцип научности, несмотря на возраст детей, им сообщают элементарные, но важные сведения о единицах языковой системы.

Следовательно, такие объяснения воспитателя, как «Звук [о] гласный, потому что его можно петь, тянуть» являются ошибочными с точки зрения современной фонетической науки и свидетельствует о грубом нарушении указанного дидактического принципа.

Ошибочными являются методические приемы деления слов на слоги, во время которых дети хлопают в ладоши, откладывают счетные палочки, движениями руки показывают выделенные слоги и др. Вместо них на занятиях должны вводиться такие методические приемы, как подкладывание руки под подбородок, расположение ладони руки перед ртом поскольку именно они являются такими, которые базируются на учете существенных признаков слога как языковой единицы.

Наглядность в обучении

Любое занятие в дошкольном заведении нельзя представить без использования наглядности. Этот принцип во время обучения грамоте, требует того, чтобы к познавательной деятельности ребенка были привлечены ряд анализаторов, прежде всего слухоречевые.

Работа этого анализатора активизируется во время развития фонематического слуха детей, обучение их звукового анализа, знакомство со звуками речи, предложением, словом и составом. Изучение звуков и их характеристики, формирование у детей представлений об особенностях предложения, слова, слога, обучение их правильно интонировать предложения происходит более успешно, если деятельность слухового анализатора дополняется движениями артикуляционных органов — произнесением.

Решению определенных дидактических задач способствует зрительный анализатор. Зрением ребенок воспринимает не сами элементы устной речи, а символы, которые его отражают. Так, предложение или слово схематично показывают полосками разной длины, звук и звуковую структуру слова - фишками и схемами, которые состоят из трех-четырех ячеек и тому подобное.

Зрительное восприятие такой наглядности, а также действия с ней позволяют ребенку сначала «увидеть» , а потом сознательно оперировать ими.

На занятиях по обучению грамоте педагог использует средства наглядности не только и не столько с целью иллюстрирования, а чаще как средство фиксации признаков языковых единиц, явлений, их связей и отношений.

Наглядность в обучении грамоте — это показ детям элементов устной речи. Педагог демонстрирует отмеченный (безударный) слог, твердость (мягкость) согласного, наличие (отсутствие) того или иного звука в слове и тому подобное.

А потому наглядностью может служить и речь педагога, речь детей, дидактические рассказы, сказки, стихи и тому подобное. Языковая наглядность не исключает использование иллюстративной, изобразительной (репродукции, картинки, схемы), а также предметной (игрушки, фишки, палочки, полоски и т.п.) наглядности.

Общие дидактические требования

Заботясь об успешности дальнейшего обучения грамоте ребенка в начальной школе, воспитатель должен придерживаться общих дидактических требований, которые обеспечат целенаправленность каждого занятия по обучению грамоте, организационную завершенность, методическую компетентность и результативность.

Дельные мысли дидакта, профессора А.Савченко относительно требований к современному уроку в 1 классе, могут будут учтены и в обучении старших дошкольников:

  • на уроке (занятии в старшей группе ДОУ) учитель (воспитатель) обязательно должен сообщить детям, что они будут делать и для чего, а потом после оценивания, что и как делали. Профессор А.Савченко считает, что для обеспечения целенаправленности урока прежде всего нужно правильно определить его цели. Не менее важным, по ее мнению, активизировать внимание детей в начале урока, предложив им зрительный план его проведения. Этим же планом можно воспользоваться как зрительной опорой, подводя итоги занятия;
  • задания и вопросы формулируются педагогом конкретно и короткими фразами. Важную роль в работе над новым учебным материалом играют подражательные действия дошкольников и первоклассников. Итак, когда дети усваивают новый способ действия, лучше показать образец ее выполнения. Например, «Слово произносится так …», «Произнесите этот звук вместе со мной».

На занятиях по обучению грамоте преобладают коллективные формы работы, но дети могут работать индивидуально в сотрудничестве с педагогом, самостоятельно индивидуально с раздаточным материалом.

Широко применяется на занятиях «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» групповая форма организации учебной деятельности детей, когда они объединяются в пары или группы по четверо. Ценный опыт обучения детей работать в группах описан авторами технологии развивающего обучения Д.Элькониным и В.Давыдовым.

Они считают, что для группового выполнения можно предложить задания на составление предложений или слов по представленной схеме, распространение предложения или окончания начатого педагогом предложения и тому подобное.

В течение урока (занятия) необходимо несколько раз менять виды деятельности детей. Благодаря этому оно становится более динамичным, внимание детей более устойчивым. Кроме того, чередование видов деятельности является надежным средством предотвращения переутомления детей.

Наглядные пособия, дидактический материал, игровые задания должны использоваться в такой степени, чтобы помочь педагогам достичь учебной цели, а подготовка старших дошкольников к обучению грамоте станет процессом доступным и интересным для детей.

Планирование занятия по обучению грамоте

Планируя работу на занятиях по обучению грамоте, необходимо учитывать уровень подготовленности и реальные возможности как всех детей, так и каждого ребенка отдельно.

Педагогу следует поддерживать даже малейшие успехи детей в овладении грамотой. Однако чрезмерное употребление таких выражений, как «Молодец!», «Прекрасно!» и др. по мнению проф. А.Савченко, кроме кратковременного эмоционального воздействия на ребенка, не имеет стимулирующего значения.

Вместо этого необходимо давать развернутые оценочные суждения, которые содержат конкретные советы по устранению недостатков, преодоление трудностей; сопоставлять детские работы; устраивать в конце занятия выставка лучших работ; привлекать детей к оцениванию выполнения задания товарищами. Самое главное, чтобы оценочные суждения педагога были мотивированными и понятными детям.

Характеризуя содержание, структуру и методику занятий по обучению грамоте, хотим предостеречь воспитателей от научно необоснованного механического объединения занятий по обучению грамоте с занятиями по воспитанию звуковой культуры речи.

Такая подготовка старших дошкольников к обучению грамоте не позволяет максимально полно реализовать специфические задачи этих двух типов занятий, перегружает их содержание, делает непрозрачной структуру. Не смотря на близость отдельных целей этих занятий (например, развитие фонематического слуха), общность методов и приемов и др, каждое из них должно строиться и проводиться своеобразно. Так, на занятиях по обучению грамоте усиленного внимания требует работа по формированию у дошкольников представлений о языковой единице (предложение, слово, слог, звук) и на их основе анапитико-синтетических умений.

Имеют место и неоднократные попытки отдельных методистов, а вслед за ними и воспитателей, дополнить содержание занятий по обучению грамоте ознакомлением дошкольников с буквами и обучением их читать. Следует отметить, что это является завышением требований действующих программ, следовательно, является недопустимым. Вся работа по овладению навыком читать должно организовываться исключительно в индивидуальном порядке. Такое занятие по содержанию, структуре и методике напоминать урок чтения в буквенный период в первом классе.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: дидактические цели

Обращаем внимание воспитателей на необходимость правильного формулирования дидактических целей занятий по обучению грамоте. Прежде всего, следует четко представлять конечный результат этого занятия, а именно: какими знаниями должны овладеть дошкольники о языковых единицах, какие умения у них будут выработаны на основе этих знаний.

Подытоживая сказанное, отметим, что успех организации обучения детей пяти-шести лет зависит от того, насколько педагог в совершенстве владеет современной технологией обучения детей грамоте, лингвистическими знаниями, как он учитывает требования современной психолого-педагогической науки к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении.

Цель: Развивать у дошкольников интерес к обучению грамоте.

1. Закреплять навыки:

поиска анонимов;

знания гласных и согласных звуков;

составления слов из слогов;

2. Расширять словарный запас (следопыты, талисман);

3. Развивать сообразительность, смекалку, находчивость;

4. Формировать умение работать в малых группах, договариваться между собой.

Оборудование и материалы: письмо от следопытов, монетки с буквами по кол-ву детей, 2 ведра с прикрепленными к дну магнитами - удочки, 2 обруча – колодца, 2 бочки со словами, буквы – капельки ы и и с прикрепленными к ним магнитиками, чудесное колесо, мяч, карточки для разминки «Веселые человечки», камни со слогами, карта, талисманы в форме сердца с ребусом для разгадывания, карточки для цепочки слов, карандаши по кол – детей, 2 стола, 2 листа бумаги, стрелки, карточки с цифрами от 1 до 6, музыкальное сопровождение.

Ход занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Посвящение в следопыты»

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо от следопытов из Волшебной Страны Слов. Вот оно (зачитывает письмо)

«Дорогие друзья! Мы следопыты из сказочной Волшебной Страны Слов.

Следопыты это те люди, которые первыми ступают на новые земли, разгадывают тайны. Мы хотим, чтобы вы тоже стали следопытами. Для этого отправляем вам карту, по которой вам надо отправиться в путешествие, где вы будете выполнять различные задания. Чтобы быстрее пройти путь, вам надо разделиться на две команды с помощью монеток. В конце пути, если вы справитесь со всеми испытаниями, вас ждет сюрприз. Желаем удачи!»

Воспитатель: Ребята, вы принимаете приглашение следопытов из Волшебной Страны Слов? (Да!) Тогда давайте разделимся на две команды. (Дети берут с тарелочки монетки, на которых написаны буквы, обозначающие гласные и согласные звуки и делятся самостоятельно с их помощью на две команды). Дети объясняют по какому признаку они объединились в команды и проверяют все ли правильно нашли свою команду.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас внимательно посмотрим на карту. Как вы думаете, откуда начнется наше путешествие?

Дети: С цифры 1.

Воспитатель: Правильно, с цифры 1, а вот и она.

Подходят к цифре 1

Перед нами чудесное колесо, которое состоит из букв. Смотрите на колесо, мысленно поворачивайте его слева направо, и наоборот и находите на нем слова. Найденные слова записывайте вот на эти листы, которые лежат на столах.

Дети находят слова на чудесном колесе, записывают их, а затем команды по очереди зачитывают вслух слов а (колесо, кол, сад, лес, око, осел, село, сок).

Воспитатель: Молодцы ребята все слова нашли, можно продолжать путь и идти к цифре 2.

Дети идут по стрелочкам и находят цифру 2

Воспитатель: Перед вами две бочки в которых живут слова, но буквы Ы и И из этих слов любят безобразничать и постоянно убегают из своих слов вот в эти колодцы.

Ребята, вам надо выловить каждому по очереди из колодца с помощью этих ведер по одной букве и вернуть беглецов на свои места в словах, вписав их в свободные клеточки. (Дети вылавливают ведрами буквы, находят их место в словах. Слова написанные на бочках: ш_на, ш_ло, ш_пы, л_жа, с_р, м_р, ш_ть, м_ть, ж_р, п_р)

Воспитатель: А теперь идем дальше по стрелочкам, впереди у нас цифра 3. Ребята, на пути «Кривое зеркало», дальше сможет пройти только тот, кто справится с чарами кривого зеркала. Сейчас зеркало вам будет называть слова, а вы должны в ответ назвать то слово, которое отразиться в кривом зеркале. Если вам скажут - далеко, а вы ответите - близко, скажут Маше -

высоко, а Маша ответит - низко. (С детьми проводится игра противоположности: тяжелый – легкий, старый – молодой, сладкий – кислый, широкий – узкий, гладкий – шершавый, холодный – горячий, день – ночь, старт – финиш, начало – конец)

Физминутка «Веселые человечки» .

Дети под музыку танцуют, как только музыка прекратилась, дети встают в фигуру, которую показывает воспитатель на карточке.

Воспитатель: Ребята, чтобы добраться до цифры 5 надо разобрать завал из камней, на которых написаны слоги. Но завал сможем разобрать лишь тогда, когда из слогов составим слова. Камни коричневого цвета для одной команды, камни черного цвета для другой команды. (Дети составляют слова из слогов, затем команды меняются местами и проверяют друг друга)

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились, теперь мы у цифры 5. Здесь надо восстановить цепочку из слов с помощью этих карточек. (Детям даются карточки, на которых изображены предметы, которые составляют цепочку из слов: Машина – апельсин - нож – жук- кот – тигр – руль – лес – сом. Барабан – нитки – иголка – ананас – стул – лук – ключ – часы)

Дети подходят к цифре 6 и находят письмо.

Воспитатель зачитывает письмо:

«Дорогие ребята! Вот вы и справились со всеми заданиями. Мы посылаем вам в подарок талисманы, т.е. предметы которые приносят счастье и удачу. Но получить талисман сможет лишь тот, кто разгадает ребус, который нарисован на талисмане. Ребята, не забывайте, только тот, кто выполнит задание, будет носить почетное звание следопыт!»

Дети получают талисманы в форме сердечек, на которых написан ребус.

Разгадав ребус, дети подходят к воспитателю, который проверяет правильность выполнения задания и надевает ребенку талисман. Дети, которые выполнили первыми задание правильно, могут помочь воспитателю в проверке разгаданных ребусов.

Воспитатель: Ребята, я вас поздравляю, вы все справились с заданиями и теперь с гордостью можете носить почетное звание следопыт.

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной к школе группы, тема: « Буратино у нас в гостях. Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б »

Задачи:

Уточнять произношение звуков [Б], [Б’], закреплять умения проводить звуковой анализ, давать характеристику звуков.

Закреплять зрительный образ буквы Б, умение составлять слоги, слова на магнитной азбуке.

Воспитывать сотрудничество в работе парами, группами.

Воспитывать мотивацию к обучению.

Оборудование:

Игрушка Буратино; предметные картинки на звуки [Б],[Б’], фишки для звукового анализа, изображение буквы, « монетки » с буквами, магнитные азбуки.

Ход занятия:

Организационный момент

- Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям

Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?

( Ответ: Буратино)

Сегодня к нам в гости пришел Буратино. Как вы помните, Буратино так и не дошел до школы, и он много не знает. Буратино хочет сегодня у вас поучиться.

Игра « Немые звуки »

- Буратино слышал, что вы умеете играть в игру « Немые звуки ». Давайте научим и его играть в эту игру. Звуки будет показывать Данил, а вы будьте внимательны (Ребенок показывает артикуляцию гласных звуков, а дети произносят их вслух хором)

Звуки, которые мы с вами сейчас проговаривали, как называются и почему? (гласные). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки (красным)

Отгадывание загадок. Выкладывание картинок.

Загадки

1. В зоопарке я найду

Зверя этого в пруду.

Если выйдет он на сушу,

Станет очень неуклюжим. (Бегемот)

2. Прибыла из жарких стран,

Там жила среди лиан

И, за хвост на них повиснув,

Уплетала я банан. (Обезьяна)

3. Вот лошадки, все в полосках,

Может быть, они в матросках

Нет, они такого цвета.

Угадайте, кто же это? (Зебры)

- Скажите, какие звуки встречаются в названиях этих картинок? Правильно - звуки [Б],[Б’] Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуками [Б],[Б’] и познакомим с ними Буратино.

Звук [Б] произносится с препятствием (ему мешают губы), значит это согласный звук, звонкий, бывает твердый или мягкий. Коля, расскажи Буратино про звук [Б]. (Дети самостоятельно дают характеристику звуку )

Характеристика звука (звук согласный, твердый, мягкий, звонкий)

Раз, два, три, четыре, пять - снова будем мы играть.

Игра « Поймай звук »

А теперь давайте научим Буратино, определять место звука Б в слове.

Скажите Буратино где может находится звук. (в начале, в середине и в конце слова)

Раз, два, три, четыре, пять - продолжаем мы играть.

Игра « Кто внимательный »

Я буду произносить слова, если в слове есть звук [Б], вы хлопнете в ладоши, а если звука в слове нет хлопать не надо, будьте внимательны

Составлении схемы слов: бизон, бобр, барсук

А сейчас покажем Буратино, как мы умеем составлять звуковые схемы. Из цветных квадратов выложите слова бизон, бобр, барсук. Какой первый звук? Какого цвета выложим фишку? Какой второй звук? Почему положили красную фишку? Сколько всего слогов в слове, почему. (Сколько гласных звуков, столько и слогов. Проверяем)

Физминутка

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел

Чтобы ключик нам достать

На носочки надо встать

Знакомство с буквой Б

Ребята, давайте мы расскажем Буратино, что мы слышим, произносим? (звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (буквы). Давайте все вместе повторим правило:

Звук я слышу, произношу,

Букву вижу, читаю, пишу.

Звуки [Б[, [Б’] обозначаются на письме буквой Б. На что похожа буква Б? Из каких элементов состоит буква Б?

Раз, два, три, четыре, пять - становись скорей играть

Буратино удивите, в букву все вы превратитесь. (Дети « превращаются » в букву, показывают букву Б с помощь пальцев. Прописывают букву в воздухе. Выкладывают буквы на столе из бобов)

Игра « Доскажи словечко »

Раз, два, три, четыре, пять - выходи в кружок играть. Буратино рассыпал все свои монетки. На обратной стороне каждой монетки написана буква. Вам нужно будет разбиться на пары и составить из этих букв слоги.

Работа с магнитными азбуками

- Ребята, а теперь давайте научим Буратино вас составить из букв слова при помощи магнитной азбуки. (белка, барсук, бобр)

Итог занятия:

Вот вы и справились со всеми заданиями. Давайте напомним Буратино, с чем мы сегодня познакомились. Какое из заданий вам понравилось выполнять? А когда вы испытали трудности? Буратино очень благодарен вам. Он получил сегодня много знаний, благодаря вам. И в награду за ваши старания он вам дарит золотые ключики, чтобы вы могли открыть двери в страну знаний.