Могли ли быть счастливы Базаров и Одинцова? (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Сочинение на тему «Базаров и Одинцова. Почему не сложились их отношения? Чувства, изменяющие мир

Любовь Базарова и Одинцовой.

Роман «Отцы и дети» построен на взаимоотношениях отцов и детей. Но и здесь автор раскрывает разные точки зрения о любви. Как маленькая любовь может превратиться в большую любовь. Как человек независимый, не признающий женщин, эгоист, может оказаться беззащитным перед ней. Этот роман показывает, на что может пойти человек, встретив свою половинку.

На мой взгляд, любовь Базарова к Одинцовой была безответной. Несомненно, Одинцовой было приятно общество Базарова, ей нравилось выслушивать его мнения, спорить с ним. Но она никогда не признавалась ни себе, ни ему, что любит. Может быть, она слишком горда и боится потерять свою независимость, поэтому не признавалась. А может быть, она вовсе и не любила. По моему мнению, она его не отпускала и не приближала к себе. Она боялась потерять его общество, но и ранить его сердце ей тоже не хотелось.

До встречи с Одинцовой, Базаров придерживался отрицательной точки зрения насчёт любви и брака. Он считал, что никакая женщина не достойна, чтобы о ней говорили в мужском обществе, никакая женщина не способна подчинить его себе. Он не понимал любви, не признавал романтики. Ему казалось, что только слабохарактерные люди способны на романтику. Сам себя он считал вольным, с сильным характером. По натуре он был самоуверенным человеком, прямолинейным. Он никогда не робел перед женщинами и считал это ниже своего достоинства.

Когда Базаров встретился с Одинцовой, всё переменилось. Он стал робеть перед женщинами, что явно заметил его друг Аркадий. Сначала, он не признавал своей любви, но ему хотелось общаться с Одинцовой, в нём проснулась романтика (что для него нехарактерно).

Наконец, он поймал себя на мысли, что любит эту девушку, и в какой-то момент он признался ей. Он даже не сдержался, чтобы не обнять её. Но она не ответила ему ни да, ни нет.

Перед смертью Базаров захотел увидеть Анну и она приехала. Но даже, когда он умирал, она не призналась ему в любви.

Я считаю, что Базаров достоин уважения. Он смог переступить через себя, через свои принципы и признаться Одинцовой в любви. В этот момент он оставил свою гордость, независимость перед женщинами и открыл ей свою душу. А Одинцова не смогла. У неё не хватило силы воли это сделать. Мне кажется, что эти герои очень похожи друг на друга. Оба самостоятельные, гордые, эгоистичные. Но в конце Базаров меняет своё отношение к Одинцовой, а она нет. Если бы она отбросила свою независимость и гордость, то я уверена, что конец этого романа был бы не таким грусным.

Я считаю, что Базаров достоин уважения. Он смог переступить через себя, через свои принципы и признаться Одинцовой в любви. В этот момент он оставил свою гордость, независимость перед женщинами и открыл ей свою душу. А Одинцова не смогла. У неё не хватило силы воли это сделать. Мне кажется, что эти герои очень похожи друг на друга. Оба самостоятельные, гордые, эгоистичные. Но в конце Базаров меняет своё отношение к Одинцовой, а она нет. Если бы она отбросила свою независимость и гордость, то я уверена, что конец этого романа был бы не таким грусным.

Нигилист Базаров и любовь - вещи несовместимые. Но вдруг в его жизни появляется Одинцова. Уже после бала он понял, "что тут что-то не ладно". А после первых минут более близкого знакомства с Одинцовой он был околдован её красотой и умом. Анна Сергеевна была настолько умна, чтобы Базарову было интересно с ней общаться, и настолько красива, чтобы понравиться ему. Когда одному человеку интересно с другим, когда тот ему нравится, возникает любовь. Это и начало происходить с ним: он стал вдруг многословен, "старался занять свою собеседницу". Когда друзья после этой встречи возвращались домой, Евгений, всё ещё пытаясь выйти из-под власти Одинцовой, уже признаёт её красоту и опережает желание Аркадия поехать в Никольское. Вскоре Базаров понял, что влюбился. И изо всех сил старался искоренить в себе это рыцарское "чувство, которое его мучило и бесило и от которого он отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хоть отдалённо намекнул ему на возможность того, что в нём происходило". Евгений боролся с самим собою: он "высказывал равнодушие ко всему романтическому", но "с негодованием сознавал романтика в самом себе". Он бранил "вполголоса и её, и себя" за происходившее между ними, но в его голове то и дело возникал образ Одинцовой. Он говорил, что надо было посадить "в жёлтый дом Тоггенберга со всеми миннезингерами и трубадурами", но спустя несколько дней сам принял участие в рыцарском турнире, сразившись на дуэли с Павлом Петровичем. Причиной всем страданиям Базарова был сам нигилист, его вульгарно-материалистический подход к жизни противоречил тому прекрасному чувству, которое возникло вдруг у него в душе. Евгений с бешенством понимал, что человек и лягушка не одно и то же, что, несмотря на анатомию глаза, существует загадочный взгляд, что нашёлся человек сильнее него, и, значит, он не бог, ему-то горшки обжигать и следует. Ночь, проведённая Евгением у Одинцовой, показала его неспособность открыть свою душу и выпустить на волю своё чувство, это, как он сам говорит, не по его части. Действительно, может ли такой материальный человек как Базаров позволить себе такую непростительную роскошь, как любовь, да он лучше будет мучить и терзать себя, но ни за что не позволит себе это. Логической кульминацией отношений между ним и Одинцовой стало всё-таки сделанное им объяснение. Но как он его сделал! Это было не страстное признание истинно любящего человека, который уже жить не может без неё. Это было гневное и безумное обвинение Одинцовой за то, что она своей красотою и умом заставила Базарова полюбить её. В тот момент в душе у него было не лёгкое "трепетание юношеской робости", а "страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей". Евгений, прожив всю жизнь нигилистом и издеваясь над влюблённостями Аркадия, настолько изуродовал свою душу, что сам уже не был способен не только на глубокое, сильное, красивое чувство, но и на хоть какую-нибудь любовь, кроме этой злобной страсти. Спустя некоторое время произошла новая встреча Одинцовой и Базарова. "Оба уже не первой молодости", "оба умны". Одинцова заметно постарела и с приездом Аркадия "опять попала в свою колею, свою настоящую роль, роль тётки, наставницы, матери". Базаров "давно опомнился" и хотел доказать себе и Аркадию, что "любовь.. . ведь это чувство напускное". Но, несмотря на его внешнее охлаждение к Одинцовой, его всё равно тянуло к ней, и поэтому Базарову пришлось смириться с ролью отца, н

Ответ оставил Гость

Нигилист Базаров и любовь - вещи несовместимые. Но вдруг в его жизни появляется Одинцова. Уже после бала он понял, "что тут что-то не ладно". А после первых минут более близкого знакомства с Одинцовой он был околдован её красотой и умом. Анна Сергеевна была настолько умна, чтобы Базарову было интересно с ней общаться, и настолько красива, чтобы понравиться ему. Когда одному человеку интересно с другим, когда тот ему нравится, возникает любовь. Это и начало происходить с ним: он стал вдруг многословен, "старался занять свою собеседницу". Когда друзья после этой встречи возвращались домой, Евгений, всё ещё пытаясь выйти из-под власти Одинцовой, уже признаёт её красоту и опережает желание Аркадия поехать в Никольское. Вскоре Базаров понял, что влюбился. И изо всех сил старался искоренить в себе это рыцарское "чувство, которое его мучило и бесило и от которого он отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хоть отдалённо намекнул ему на возможность того, что в нём происходило". Евгений боролся с самим собою: он "высказывал равнодушие ко всему романтическому", но "с негодованием сознавал романтика в самом себе". Он бранил "вполголоса и её, и себя" за происходившее между ними, но в его голове то и дело возникал образ Одинцовой. Он говорил, что надо было посадить "в жёлтый дом Тоггенберга со всеми миннезингерами и трубадурами", но спустя несколько дней сам принял участие в рыцарском турнире, сразившись на дуэли с Павлом Петровичем. Причиной всем страданиям Базарова был сам нигилист, его вульгарно-материалистический подход к жизни противоречил тому прекрасному чувству, которое возникло вдруг у него в душе. Евгений с бешенством понимал, что человек и лягушка не одно и то же, что, несмотря на анатомию глаза, существует загадочный взгляд, что нашёлся человек сильнее него, и, значит, он не бог, ему-то горшки обжигать и следует. Ночь, проведённая Евгением у Одинцовой, показала его неспособность открыть свою душу и выпустить на волю своё чувство, это, как он сам говорит, не по его части. Действительно, может ли такой материальный человек как Базаров позволить себе такую непростительную роскошь, как любовь, да он лучше будет мучить и терзать себя, но ни за что не позволит себе это. Логической кульминацией отношений между ним и Одинцовой стало всё-таки сделанное им объяснение. Но как он его сделал! Это было не страстное признание истинно любящего человека, который уже жить не может без неё. Это было гневное и безумное обвинение Одинцовой за то, что она своей красотою и умом заставила Базарова полюбить её. В тот момент в душе у него было не лёгкое "трепетание юношеской робости", а "страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей". Евгений, прожив всю жизнь нигилистом и издеваясь над влюблённостями Аркадия, настолько изуродовал свою душу, что сам уже не был способен не только на глубокое, сильное, красивое чувство, но и на хоть какую-нибудь любовь, кроме этой злобной страсти. Спустя некоторое время произошла новая встреча Одинцовой и Базарова. "Оба уже не первой молодости", "оба умны". Одинцова заметно постарела и с приездом Аркадия "опять попала в свою колею, свою настоящую роль, роль тётки, наставницы, матери". Базаров "давно опомнился" и хотел доказать себе и Аркадию, что "любовь.. . ведь это чувство напускное". Но, несмотря на его внешнее охлаждение к Одинцовой, его всё равно тянуло к ней, и поэтому Базарову пришлось смириться с ролью отца, н

Отношение писателя к главному герою «Отцов и детей» очень непростое. Там, где Базаров клеймит насмешкой дутые, отвлеченные «принсипы», он побеждает. И автор разделяет его позицию. Но вот Базаров оказывается в непривычной для себя ситуации — он влюбляется, то есть вступает в ту утонченную сферу, существование которой всегда отрицал. От его уверенности не остается и следа. Перед читателем совсем иной человек. Случайно ли отрицатель возвышенных чувств оказывается в их плену? С приезда в поместье Одинцовых начинается смятенность Базарова, меняется его внутреннее состояние. Не без усмешки он думает: «какой я смирненький стал», а после пребывания в усадьбе «дней пятнадцать» у него стала появляться небывалая прежде тревога: «он легко раздражался, говорил нехотя». Романтической чертой считает Базаров и духовную утонченность любовного чувства: «Нет, брат, все это распущенность и пустота. Мы, физиологи, знаем, какие это отношения». Любовь к Одинцовой — начало трагического возмездия заносчивому Базарову: любовь раскалывает его душу на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них — убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной природы любви. Другой — страстно и одухотворенно любящий человек, впервые столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Совсем недавно он заметил по адресу Одинцовой: «Эдакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр». Теперь наступила пора взволнованных раздумий... И как только Одинцова разрешает ему откровенность, он в страстном порыве признается: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно». Базаров захвачен чувством. «Страсть в нем билась, сильная, тяжелая, — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей». А Одинцова, под влиянием «уходящей жизни, желания новизны... заставила себя дойти до известной черты» и спокойно отступила. После своего признания Базаров всю ночь «не спал и не курил, и почти ничего не ел уже несколько дней. Сумрачно и резко выдавался его похудевший профиль из-под нахлобученной фуражки».

В исходе объяснения этих людей все показательно: разнородность переживаний, полярность жизненных установок, наконец, главное — значение произошедшего для их судьбы. Одинцова снова уходит в свой уютный мирок, а позже вступает в выгодный брак «по убеждению». Базаров мучительно ощущает потерю, пытается еще раз поговорить с ней, заставляет себя назвать любовь «чувством напускным», но перед смертью прощается с Одинцовой, как если бы прощался с красотой самой жизни, называя любовь «формой» человеческого бытия. Материал с сайта

Переживания Базарова, их страстность, цельность вызывают наше восхищение. И в любовном конфликте он выглядит личностью. Отвергнутый, он одержал нравственную победу над эгоистичной женщиной. Мы становимся свидетелями еще одной способности Базарова к глубоко критичному самоанализу и переосмыслению прежних убеждений. Все то, что он отвергал: мечтательность, любовь к философии, поэзию — это, оказывается, не праздные занятия аристократов, как думал Базаров, а вечное свойство человеческой природы, культуры. Жизнь оказалась сложнее того, что о ней знают «физиологи». Для Базарова наступает время переоценки ценностей, скажем прямо — нелегкое время. Все тургеневские герои проходят испытание любовью — своего рода проверку на жизнеспособность. Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Часто любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой, но в идеале она делает человека сильнее, красивее. После признания Базарова Одинцовой наше отношение к тургеневскому герою меняется к лучшему, но, к сожалению, мы понимаем, что эти люди не могли бы быть вместе.

Почти по-пушкински прощается Базаров с Одинцовой и говорит языком поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Любовь Базарова сделала его ближе и понятнее читателям, но не приблизила Одинцову к нему...

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • почему базаров и одинцова не могли быть вместе?
  • почему не состоялась любовь базарова и одинцовой
  • как меняется базаров в усадьбе у одинцовой
  • сочинение могли ли быть вместе базаров и одинцова
  • почему одинцова отвергла любовь базарова

Тургенев всегда считал, что именно любовь проверяет человека, а потому любовная линия Базаров - Одинцова очень важна для пони­мания романа в целом. С момента ее возникновения конкретно-историческая линия развития сюжета преобразуется в нравственно-философскую, на смену идейным спорам приходят вопросы, постав­ленные самой жизнью, а характер героя становится сложнее и проти­воречивее. Он, отрицавший романтику любви, сам влюбился роман­тически, безнадежно. В конфликт вступают его чувства и прежние убеждения, что делает отношения с Одинцовой сложными и подчас болезненными для героя.

Красавица Анна Сергеевна Одинцова - натура сильная, глубо­кая, независимая, наделенная развитым умом, но при этом она холод­на и эгоистична. В чем-то она похожа на Базарова: как и он, она свы­сока относится к другим людям, ощущая свое превосходство над ними. Она единственная в романе верно поняла сложный и противо­речивый характер Базарова, по достоинству оценила его, поняла глу­бину и силу возникшего в нем чувства. Казалось бы, все это могло привести к прочному союзу героев. Ведь оба они, по сути, очень оди­ноки. Одинцова, как и Базаров, чувствует, что силы ее богатой натуры остаются нереализованными.

Но что ждет ее с Базаровым? Сцена объяснения героя в любви по­казывает, что гармонии в их взаимоотношениях нет и быть не может. Недаром Анну Сергеевну так пугает какая-то скрытая, но порой вы­рывающаяся наружу грозная сила, таящаяся в Базарове. Ему хватает мужества признать, что он влюблен, как настоящий романтик, но соз­нание этого вызывает у него самого злость - то ли на себя, то ли на Одинцову. С другой стороны, ей самой не хватает смелости и реши­мости, чтобы связать с ним свою судьбу. Насыщенной, непредсказуе­мой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное сущест­вование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью. Так что ответст­венность за несложившиеся отношения с Базаровым лежит и на ней.

И лишь сцена смерти героя снимает те острые противоречия, ко­торые так наглядно проявились в его любви к Одинцовой. Может быть, только во время последнего свидания с умирающим Базаровым она поняла, что потеряла самое ценное в своей жизни. Он же больше не пытается противостоять своему чувству, и оно выливается в по­этическом признании: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Но эта гармония лишь на короткий миг освещает героев, так и не сумевших воплотить ее в жизнь.