Тема любви в пьесе старший сын. А.в. вампилов "старший сын". анализ произведения - сочинения, рефераты, доклады. B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения

«Старший сын»


Пьеса «Старший сын» заявлена А.В. Вампиловым по жанру как комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переночевать у кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сара-фановых.

Неожиданно дело приобретает серьезный оборот. Глава семейства простодушно признает в Бусыгине старшего сына, так как двадцать лет назад у него действительно был роман с одной женщиной. Сын Сарафанова Васенька даже видит внешнее сходство героя с отцом. Так, Бусыгин с приятелем входят в круг семейных проблем Сарафановых. Выясняется, что жена давно ушла от музыканта. А дети, едва повзрослев, мечтают выпорхнуть из гнезда: дочь Нина выходит замуж и уезжает на Сахалин, а Васенька, не успев окончить школу, говорит, что едет в тайгу на стройку. У одной - счастливая любовь, у другого - несчастная. Дело не в этом. Главная мысль состоит в том, что в планы выросших детей не вписывается забота о пожилом отце, человеке чувствительном и доверчивом.

Бусыгина Сарафанов-старший признает сыном, практически не требуя весомых доказательств и документов. Он дарит ему серебряную табакерку - семейную реликвию, которая переходила от поколения к поколению в руки старшего сына.

Постепенно лжецы свыкаются со своими ролями сына и его друга и начинают вести себя по-домашнему: Бусыгин уже на правах брата вмешивается в обсуждение личной жизни Васеньки, а Сильва начинает ухаживать за Ниной.

Причина излишней доверчивости Сарафановых-младших заключается не только в их природной душевной открытости: они убеждены в том, что взрослому человеку не нужны родители. Эту мысль в пьесе озвучивает Васенька, который потом все-таки оговаривается и, чтобы не обидеть отца, поправляет фразу: «Чужие родители».

Видя, с какой легкостью выращенные им дети спешат покинуть родной дом, Сарафанов не очень удивляется, застав утром собирающихся уйти тайком Бусыгина и Сильву. Он продолжает верить в историю про старшего сына.

Глядя на ситуацию со стороны, Бусыгин начинает жалеть Сарафанова и пытается уговорить Нину не бросать отца. В разговоре выясняется, что жених девушки - надежный парень, который никогда не врет. Бусыгину становится интересно посмотреть на него. Вскоре он узнает о том, что Сара-фанов-старший уже полгода не работает в филармонии, а играет в клубе железнодорожников на танцах. «Он неплохой музыкант, но никогда не умел за себя постоять. К тому же он попивает, ну и вот, осенью в оркестре было сокращение...»

Рассказывает Нина. Щадя самолюбие отца, дети скрывают от него, что знают об увольнении. Оказывается, Сарафанов и сам сочиняет музыку (кантату или ораторию «Все люди - братья»), но делает это очень медленно (застрял на первой странице). Однако Бусыгин относится к тому с пониманием и говорит, что, может быть, так и нужно сочинять серьезную музыку. Назвавшись старшим сыном, Бусыгин взваливает на себя груз чужих забот и проблем. Его приятель Сильва, который и заварил кашу, представив Бусыгина сыном Сарафанова, лишь развлекается участием во всей этой запутанной истории.

Вечером, когда в дом приходит жених Нины Кудимов, Сарафанов поднимает тост за своих детей и произносит мудрую фразу, раскрывающую его жизненную философию: «...Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит».

Правдолюбивый Кудимов выясняет, что видел Сарафанова в похоронном оркестре. Нина и Бусыгин, стараясь сгладить ситуацию, утверждают, что он обознался. Тот не унимается, продолжая спорить. В конце концов Сарафанов сознается, что давно не играет в театре. «Серьезного музыканта из меня не получилось», - с грустью произносит он. Таким образом, в пьесе поднимается важная нравственная проблема. Что лучше: горькая правда или спасительная ложь?

Автор показывает Сарафанова в глубоком жизненном тупике: жена ушла, карьера не состоялась, детям он тоже не нужен. Автор оратории «Все люди - братья» в реальной жизни чувствует себя совершенно одиноким человеком. «Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных», - восклицает он, сравнивая себя со старым диваном, который давно мечтают выбросить. Сарафанов уже собирается ехать в Чернигов к матери Бусыгина. Но внезапно обман раскрывается: поссорившись с другом, Сильва выдает его мнимым родственникам. Однако добродушный Сарафанов на этот раз отказывается ему верить. «Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном», -- говорит он Бусыгину. Даже узнав правду, Сарафанов приглашает его остаться жить в своем доме. Передумывает уезжать на Сахалин и Нина, понимая, что солгавший Бусыгин в душе является хорошим, добрым человеком, а Кудимов, который готов умереть за правду, жестокий и упрямый. Сначала Нине даже нравилась его честность и пунктуальность, умение держать слово. Но на деле эти качества не оправдывают себя. Прямолинейность Кудимова становится в жизни не такой уж нужной, так как заставляет отца девушки тяжело переживать свои творческие неудачи, обнажает его душевную рану. Желание летчика доказать свою правоту оборачивается никому не нужной проблемой. Ведь о том, что Сарафанов не работает в филармонии, дети уже давно знали.

Вкладывая особый смысл в понятие «брат», А.В. Вам пи-лов подчеркивает, что людям следует бережнее относиться друг к другу, а главное - не пытаться играть чужими чувствами.

Счастливый финал пьесы примиряет ее центральных героев. Символично, что и главный обманщик и авантюрист Сильва, и правдолюбивый до мозга костей Кудимов покидают дом Сарафанова. Это наводит на мысль о том, что в жизни не нужны подобные крайности. А.В. Вампилов показывает, что ложь все равно рано или поздно вытесняется правдой, но иногда надо дать возможность человеку самому осознать это, а не выводить его на чистую воду.

Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Питая себя лживыми иллюзиями, человек всегда осложняет себе жизнь. Боясь быть откровенным с детьми, Сарафанов едва не утратил душевную связь с ними. Нина, желая поскорее устроить свою жизнь, чуть не уехала на Сахалин с человеком, которого не любит. Васенька потратил Столько сил на то, чтобы добиться расположения Наташи, не желая послушать здравые рассуждения своей сестры о том, что Макарская ему не пара.

Сарафанова-старшего многие считают блаженным, но его бесконечная вера в людей заставляет их думать и заботиться о нем, становится мощной объединяющей силой, помогающей ему удержать своих детей. Недаром в ходе развития сюжета Нина подчеркивает, что она папина дочка. А у Васеньки такая же «тонкая душевная организация», как у отца.

Как и в начале пьесы, Бусыгин в финале ее снова опаздывает на последнюю электричку. Но прожитый день в доме Са-рафановых преподносит герою хороший нравственный урок. Однако включаясь в борьбу за судьбу Сарафанова-старшего, Бусыгин получает награду. Он обретает семью, о которой мечтал. В короткий срок еще недавно совсем чужие ему люди становятся близкими и дорогими. Он порывает с пустым и никчемным Сильвой, который становится ему уже не интересен, и находит новых настоящих друзей.

Произведение по жанровой направленности относится к комедийному стилю с включением в содержание трагических мотивов, создающих впечатление своеобразной философской притчи.

Сюжетная линия пьесы основывается на странном стечении обстоятельств, драматических моментов, являющихся движимой силой в развитии повествовательного действия, выстроенного вокруг семейства Сарафановых.

Все персонажи произведения представляются писателем в качестве ключевых образов, начиная с двух молодых друзей Сильвы (Семена Севостьянова) и Владимира Бусыгина, по волею случая оказавшихся на городской окраине и нашедших ночлег в квартире Сарафанова, главы небольшой семьи в составе заканчивающего школу Васеньки и дочери Нины, недавно вышедшей замуж за курсанта Кудимова.

События пьесы, начавшись с незатейливого обмана юношей, искавших ночлег, разворачивается в серьезном направлении, поскольку старший Сарафанов неожиданно узнает в Бусыгине своего старшего, незаконнорожденного двадцать лет назад сына, а остальные члены семейства впоследствии видят их внешнее сходство. Таким образом, Бусыгин оказывается принят в семейные взаимоотношения Сарафановых, не являющиеся благополучными.

Старший Сарафанов является пожилым интеллигентным мужчиной с несостоявшейся карьерой, давно брошенным женой, в одиночку воспитывавшим детей, которые не планируют связывать свою дальнейшую жизнь со стареющим отцом, мечтая уехать на Сахалин и в тайгу. В Бусыгине же Сарафанов надеется обрести потерянную сыновью любовь, не чувствуя обмана и лжи, а впоследствии и не желая их замечать.

Владимир постепенно свыкается с придуманной ролью сына и начинает принимать активное участие в жизни семейства, давая советы младшим детям в их обустройстве личной жизни, порой грубо вмешиваясь в частные отношения.

Смысловая нагрузка пьесы заключается в изображении писателем острой человеческой необходимости в постоянном ощущении душевного родства и стремлении к обретению родного крова.

Бусыгин, являясь совершенно посторонним для Сарафановых, неожиданно для себя начинает ощущать между ними родственную связи и чувствует свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Несмотря на юношескую браваду и цинизм, в молодом человеке рождается способность на проявление истинных чувств в виде любви, прощения, сострадания.

Повествовательное содержание пьесы «Старший сын» на всем протяжении развития действия демонстрирует на примере простой бытовой истории общечеловеческие гуманистические проблемы в виде острого дефицита людской доброты, доверия, взаимопонимания и ответственности, а также изображает возможность обретения духовного родства людей, несвязанных между собой формальными близкими отношениями, познакомившимися лишь благодаря счастливой случайности.

Писатель поднимает в пьесе глубоко нравственную проблематику, заключающуюся в мечте каждого человека на обретение общей семейной благостной гармонии.

Анализ 2

Произведение А.В. Вампилова «Старший сын» можно отнести к комедийному жанру. Но, несмотря на это в сюжете прослеживаются трагические моменты. Поэтому пьеса больше напоминает философскую притчу. В произведении события происходят будто случайно. Все действия крутятся вокруг семьи Сарафановых.

Абсолютно все персонажи являются главными героями. Можно сказать, что писатель никого не обделил вниманием. Даже, казалось бы, случайные герои (несколько парней попросили ночлег в квартире семьи Сарафановых) играют весомую роль в произведении. Семья Сарафоновых небольшая в ней воспитывается школьник Васенька и проживает дочь Нина с мужем курсантом Кудимовым.

Начинается произведение с истории о том, как ребята искали ночлег, и нашли его в квартире, где проживали Сарафоновы. С этого момента начались разворачиваться события в серьёзном направлении. Глава семейства узнает в одном парне (Владимире Бусыгине) своего незаконнорождённого старшего сына. Ему должно было бы быть двадцать лет. Но через некоторое время все члены семьи стали отмечать внешнюю схожесть старшего Сарафанова и Бусыгина. Бедного парня буквально втянули в семейные отношения, которые не были благополучными.

Глава семьи Сарафанов – это пожилой мужчина, интеллигентный, но у которого не сложилась карьера. От него ушла жена, оставив ему двоих детей. Дети не хотят жить и в дальнейшем досматривать старика. Они планируют уехать из города на Сахалин. Сарафанов увидел в Бусыгине своего сына. Старик понадеялся, что парень останется с ним. Сарафанов верил, что он нужен своему вновь обретенному сыну. Поэтому он не заметил обмана, который происходил у него на глазах.

Владимир был не против подыгрывать старику и поизображать его сына. Он активно вошел в образ. Парень быстро вошел в доверие. Владимир относился к младшим детям, будто к родным братьям. Он давал им советы и наставления. Он пытался научить их жизни. Иногда он перегибал палку и вмешивался туда, куда ему не следует.

На самом деле Бусыгин не являлся родным ребенком Сарафанова. Но, несмотря на это между ними возникли чувства сострадания, отцовской любви и понимания.

Основная идея произведения – это то, что каждый человек хочет чувствовать себя нужным, любимым и незаменимым. Автор пытался донести до читателя мысль о том, как важны семейные отношения и взаимоотношения. В пьесе «Старший сын» демонстрируется проблема дефицита добра, ласки заботы доверия и любви в семейных отношениях.

Сочинение на тему Гениальность

Гениальность. Что значит это понятие? Я думаю это способность придумать что-то новое, возможность совершить открытие. Все знают великих ученых и деятелей искусства, которые благодаря своему таланту

  • Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи Тургенева

    Произведение является одной из частей прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», в качестве основной темы рассматривающего русскую жизнь в разрезе отношения человека к родной земле.

  • Вторая пьеса Вампилова «Старший сын» (1967) в какой-то мере продолжает идеи, заложенные в «Прощании в июне». На-чавшись с безответственного вранья, с почти водевильной си-туации, пьеса обретает подлинный драматизм, разрешаемый только в последней сцене. Вампилов завязывает интригу эксцен-трической выходкой, но все действие в дальнейшем развивается в соответствии с логикой характеров. Оказывается (примени-тельно к вампиловской драматургии очень часто приходится прибегать к слову «оказывается», так как многое развивается вопреки стереотипам), что не все в жизни подчинено простым нравственным правилам, что жизнь неизмеримо сложнее, зако-выристее; необходимо, чтобы нравственный постулат еще оду-хотворялся чувством. Все знают: врать — это плохо, но иногда вранье оказывается гуманнее правды.

    Действие динамично развивается, двигаясь от бусыгинского тезиса «У людей толстая кожа и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочув-ствуют» — к убеждению Сарафанова «Все люди братья». Понача-лу кажется, что Бусыгин прав: ведь никто не хотел пустить мо-лодых людей погреться, когда они говорили, что опоздали на последнюю электричку. Но вот Сильва, осененный случайно бро-шенной Бусыгиным фразой, начинает игру. Бусыгин, привык-ший не придавать никакого значения расхожим лозунгам, гово-рит Васеньке: «Человек человеку брат, надеюсь, ты об этом слы-шал». Конечно, как не слышать, если эти слова повторяются постоянно и истерты до такой степени, что смысл исчез, оста-лась одна оболочка. Ерничая, Бусыгин пытается восстановить содержание, реализовать то, что превратилось в метафору: «Брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога…» Вот за сло-во «брат», имеющее общее значение, и ухватывается Сильва, придавая ему конкретный смысл родственных отношений. Бу-сыгин включается в игру — обман поневоле. Он рассчитывает немного погреться и уйти. Но пружина уже отпущена, и собы-тия раскручиваются помимо логики.

    Бусыгин не ожидал, что взрослый, уже пожилой человек так безоглядно поверит вранью, с такой щедростью и открыто-стью примет его — своего старшего сына. Росший без отца Бусы-гин, может быть, впервые ощутил любовь к себе, материализо-вавшуюся в слово «сынок». Этот момент становится определяю-щим. Володю Бусыгина необъяснимо волнует все, что происхо-дит в семье Сарафановых. Он, так безответственно солгавший, ощущает свою ответственность за Васеньку, который не хочет любить «кого полагается», а влюблен в легкомысленную особу, которая к тому же на десять лет старше его. Бусыгин хочет обе-речь Нину от брака с «положительным во всех отношениях» Кудимовым. Он, чужой человек, пытается сплотить эту стран-ную семью, в которой все ссорятся друг с другом, но в сущно-сти любят друг друга — безумно, как-то вывороченно. Бусыгин не просто «входит в роль» старшего сына, он чувствует себя им. Потому трижды порываясь уйти, прекратить затянувшийся спек-такль, он каждый раз медлит: его не отпускает ответственность за семью. Когда наконец раскрывается, что все — выдумка, вра-нье, и никакой он не сын, это уже не имеет значения. Сам Бу-сыгин повзрослел, переродился, он не сможет отмахнуться от забот о людях, которые приняли его как родного.

    Бусыгин — сын Сарафанова не по крови, а по духу. Он гово-рил о толстокожести, а сам оказался не способен на жестокость. Как Сарафанов, он отзывчив и добр и тоже похож на «блажен-ного», взваливая на себя проблемы чужих людей. Бывшая жена Сарафанова называла мужа «блаженным» за открытость, неуме-ние постоять за себя, приспособиться. Но интересно, что не с ней — серьезной, знающей всему цену — остались дети, а с «бла-женным» отцом, ибо он мог дать то, что не купишь и ничем не заменишь — любовь. Сарафанов говорит: «То, что случилось, — все это ничего не меняет… Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. Вы мои дети, потому что я люблю вас. …Я вас люблю, а это самое главное». Если вдуматься, какая глубокая христианская мысль: «вы мои дети, потому что я люблю вас», а не «я люблю вас, потому что вы мои дети». В свете этого особой духовностью наполняется название сарафановской оратории «Все люди братья». Любовь открывает ложность посылки Бусыгина о толстокожести людей, утверждает истинность другого тезиса — об их братстве.

    Вампилов разрушает стереотипы вроде «лучше горькая прав-да, чем сладкая ложь». Еще М. Горьким в пьесе «На дне» была поставлена проблема правды и лжи, решение которой вовсе не так просто, как долгое время толковалось в школьных учебни-ках. Хрестоматийное отрицание необходимости и гуманности утешительных сказок Луки — не совсем верная и уж, конечно, не единственная трактовка пьесы Горького.

    У Вампилова идеальный постулат наполняется реальной жизнью. И оказывается, что иногда пороком бывает и безогляд-ная правда. В доме Сарафановых тоже существует вранье: отец врет детям, что все еще работает в филармонии; дети, зная, что он давно играет в похоронном оркестре, делают вид, что верят отцу, то есть тоже врут. Но ведь ложь здесь ради сохранения душевного спокойствия отца, чтобы он не потерял свое досто-инство. Вот этого и не почувствовал Кудимов — по всем пара-метрам абсолютно положительный человек. Бусыгин дает ему ироническую характеристику, составленную из расхожих пове-денческих норм: «Он большой и добрый. Некрасивый, но обая-тельный. Веселый, внимательный, непринужденный в беседе. Волевой, целеустремленный. Точно знает, что ему в жизни надо. Много на себя не берет, но он хозяин своему слову». Он никогда не опаздывает, знает, что ждет его завтра, всегда говорит толь-ко правду. Он не успокаивается, пока не докажет свою правоту. Все эти качества хороши, но они не одухотворены любовью. Кудимов как хорошо отлаженный механизм, следующий схеме и не способный ни на какие душевные порывы. Он не плохой человек. Просто другой, не вписывающийся в систему вампиловских ценностей, где важнее всего — умение чувствовать дру-гого, любить.

    Кудимову близок Сильва. Он тоже почти не врет: ни когда идет в кино с Макарской, ни когда в порыве злости «раскрыва-ет», что Бусыгин вовсе не сын Сарафанова. Сильва не способен любить, может только флиртовать с девушками. Это какой-то опереточный персонаж, выпрыгнувший с легкостью в жизнь. Недаром у него и кличка такая, опереточная. Сильва родственен Кудимову не по внешним поведенческим параметрам, а по глухо-те души, заторможенности чувств.

    Пьеса «Старший сын» несла в себе узнаваемые мотивы вре-мени. 1960-е годы с моральным кодексом строителя коммуниз-ма, который должен был заучиваться в школе наизусть, с уже начавшимся раздвоением морали на личную и общественную узнаются и по социальному статусу героев (студент, интелли-гент), и по социальному амплуа (пижон и стиляга), и по драма-тургическому стереотипу (подросток Васенька в духе розовских мальчиков, бунтующих против лжи взрослых). Вампилов уловил существенные тенденции времени, показал характер углубляю-щихся противоречий. Материал с сайта

    Трудно определить жанр пьесы Вампилова, хотя и называет-ся она комедией. Начинаясь с водевильной интриги, «Старший сын» продолжается как бытовая драма, заканчиваясь как мело-драма или лирическая комедия. Спаянность разных элементов отражает неоднородную природу самой жизни, ее «разножанровость». Интересно, что в пьесе с удивительной точностью со-блюден закон поэтики классицизма о трех единствах в драме — места (дом Сарафановых), времени (одни сутки), действия (раз-витие одной сюжетной линии). Как в классицистической коме-дии герой делает три попытки выхода из им же созданной си-туации. Но каждая проваливается из-за парадоксальной реакции действующих лиц и самого героя. Характерна и еще одна черта, наблюдаемая в комедиях классицизма, — двойственное сущест-вование героев. Герой выступает в двух ипостасях: как нечто мнимое, кем он притворяется (вспомните пьесы Мольера, Бо-марше), и в своей настоящей сущности. В «Старшем сыне» Бу-сыгин тоже мнимый сын. Но в отличие от пьес классицизма, где мнимое в финале распознавалось и высмеивалось как фальшь и лицемерие, у Вампилова мнимость оказывается сущностью, обо-рачивается истинным родством душ и сердечностью. В финале, когда Сарафанов-старший не хочет верить, что Бусыгин не его сын, герой признается: «Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын». Так игра, притворство обнаруживают глубинную, сокровенную сущность героев.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • смысл название пьесы старший сын сочинение
    • почему вампилов назвал свою пьесу старшим сыном
    • анализ пьесы старший сын кудимов
    • как Бусыгин из сына самозванца превращается в родного для Сарафановых человека
    • впечатление о драме старший сын

    Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в районном поселке Кутулик (по-бурятски «яма») Иркутской области в учительской семье. Отец его, Валентин Никитич Вампилов, обрусевший бурят, был директором Кутуликской средней школы и преподавал русский язык и литературу, мать, Анастасия Прокопьевна Копылова, русская, дочь иркутского священника, вела в той же школе математику – алгебру и геометрию. Саша был третьем сыном и четвертым ребенком в семье.

    То, что Саша, будущий драматург, был третьим сыном – в этом усматривается больший знак судьбы, чем имя Александр, данное ему отцом в честь Александра Сергеевича Пушкина в год столетия со дня гибели поэта.

    Отцу и сыну увидеть друг друга не довелось: вскоре после рождения Александра Валентин Никитич по ложному доносу был арестован и расстрелян в 1938 году. Реабилитирован в 1957 году.

    Каким при этом могло быть детство Саши Вампилова? Обыкновенное, то есть вольное, не ограниченное никаким воспитанием, как и у миллионов его сверстников, отцы которых погибли либо в лагерях, либо на войне. Детство, предоставленное самому себе, своей абсолютной свободе, таящее в себе не только постоянную смертельную опасность, но и величайшее безотчетное блаженство от растворенности в бесконечном и вечном мире Природы. Именно в этом слиянии с Природой душа ребенка впервые осознает себя бессмертной и блаженной, доброй частью той бесконечности и вечности, которая создала её.

    В возрасте 21 года Вампилов, окончив Иркутский государственный университет, пишет свой первый рассказ «Стечение обстоятельств» и активно печатается в иркутских газетах, в том числе и в «Советской молодежи» под псевдонимом А. Санин. Ранние очерки и статьи Вампилова имеют конкретно – исторический план, точные географические координаты: это Сибирь, новостройки 50 – 60х годов, Братск, Ангарск, Красноярск, Саяны, Усть – Илим. Его мир населяют первопроходцы и покорители тайги, которые строят «белые города» (так называется один из ранних очерков писателя). Героика и торжественность, свойственные его персонажам (лесорубам, вальщикам, плотникам, штукатурам, шоферам) – дань автора духу своего времени, времени научно-технических преобразований.

    II. Прижизненные постановки

    Корни интереса будущего писателя к драматургии и театру, психологический путь его к осознанию своего призвания – одна из «загадок» Вампилова». Ни в роду, ни в непосредственном окружении его до того, как он уже стал автором, никаких связей с театром не было; регулярно посещать театр он до переезда в 1955 году в Иркутск просто не мог. Но, по – видимому, первый мощный импульс увлеченности сценой Вампилов получил еще в детстве в Кутулике на каком–то из выездных спектаклей профессионального театра – об этом повествует рассказ «Солнце в аистовом гнезде», интонация которого автобиографична.

    По воспоминаниям актера В. П. Букина, в 1961 г. учащиеся студии при Иркутском Драматическом Театре под руководством режиссера М. Б. Шнейдермана подготовили и сыграли в качестве учебной работы сценку «Свидание» из только что вышедшего первого сборника рассказов Вампилова «Стечение обстоятельств», причем молодой автор по приглашению студийцев консультировал их работу. Этот первый скромный опыт делового контакта с театром, вероятно, повлиял на решение заняться драматургией, но долго не получал продолжения.

    Именно в ту пору, в начале 60х, создавая собственную модель драмы, Вампилов, по свидетельствам ряда лиц (в частности, журналиста П. В. Забелина), остро критически отзывался о ряде пьес и спектаклей современного репертуара и почти перестал посещать «живой» театр в качестве зрителя. Во все последующие годы он бывал на постановках не своих пьес крайне редко; сведений о его впечатлениях, отведенных спектаклям, в литературе, даже мемуарной, практически нет. Очевидно, что влияние практики современного театра на драматургию Вампилова было минимальным.

    В то же время его пьесы писались не «в стол» и не для «чтения», а прямо предназначались сцене. По завершении каждую из них автор предлагал театрам – прежде всего Московским и местному, Иркутскому.

    Рукописи, а потом и первые публикации (выходившие, как правило, в Иркутске) становились известными довольно широкому кругу людей театра, переговоры с автором о постановках вели многие театры разных городов. Но необычность мира в интонации этих пьес смущала и отпугивала не только чиновников, медливших с разрешением к исполнению на сцене даже опубликованных текстов (немало подробностей на эту тему содержится в переписке Вампилова с Якушкиной), но и режиссеров и актеров, привыкших к иному уровню и качеству драматургии. Так, обсуждение «Утиной охоты» художественным советом Иркутского драматического театра в 1967 году обнаружило полное непонимание и резкое неприятие пьесы старейшинами театра и вылилось в конфликт и временный разрыв между драматургом и коллективом.

    III. Загадка пьесы «Старший сын»

    1. История создания

    Пьеса написана в 1965г. Первоначальное название (обозначенное, например, в отрывке, напечатанном в Иркутской газете «Советская молодежь 30 мая 1965г.)- «Женихи». Под названием «Предместье» поставлена в Иркутском драматическом театре имени Н. П. Охлопкова в ноябре 1969г. (режиссер В. Симоновский).

    Из всех пьес Александра Вампилова «Старший сын» наиболее часто привлекает внимание наших театров. В сезоне 1975-1976гг. , например, пьеса, шла сразу в 52 театрах страны. В 1976г. был снят телевизионный художественный фильм «Старший сын» (режиссер В. Мельников). Пьеса идет за рубежом: в Чехословакии, Венгрии, Болгарии и других странах.

    2. Сюжет и жанровые особенности пьесы.

    Действие пьесы начинается с грубоватого розыгрыша, недоброй мистификации. Двое подгулявших, промерзших молодых людей опоздали на последнюю электричку и ищут себе ночного пристанища.

    Недоверчивые жители предместья не расположены пускать к себе поздних гостей с улицы. «Человек человеку брат, ты, надеюсь, об этом слышал?» - это формула почти ернически звучит в устах Сильвы.

    Как известно, существует много хороших, идеальных лозунгов, заветов и правил. Но каждодневность не по лозунгам строится. А частная жизнь, домашняя жизнь, семейное, дружеское общение идут сами по себе. Более того, чем идеальнее лозунг, тем нагляднее разрыв между ним и будничными обыкновениями жизни. На этом построена завязка пьесы «Старший сын».

    Мысль выдать Бусыгина за старшего сына хозяина квартиры, в которую они случайно постучались, приходит молодым людям неожиданно – она навеяна пародийно звучащей фразой о «страждущем брате». И вот уже Бусыгин, вошедший в роль пропавшего сына Сарафанова, выпивает, закусывает и отдыхает самозванцем в незнакомой квартире. Случай с Бусыгиным, навязавшимся в сыновья Сарафанову, - это анекдот, ставший жанрообразующим компонентом, так происходит своеобразная новеллизация жанра. Именно новеллистическая интрига придает пьесе то, что критика практически единодушно называет «высоким мастерством» построения сюжета.

    Анекдот подчеркивает неожиданность жизни, сообщает ей яркость красок. Жесткий розыгрыш в «Старшем сыне», казалось бы, удался Бусыгину и Сильве вполне. «Чему посмеешься, тому и послужишь», - говорит пословица. Беззащитная, доверчивая душа старика Сарафанова защитила сама себя.

    Вся его жизнь - это самообман, мираж. Оттого он так легко и попадается на розыгрыш Бусыгина, что всей предшествующей иллюзорностью своей жизни подготовил к этому себя. По свойствам души Сарафанов не может лишь волочить существование сквозь будни. Ему непременно нужно жить какой-то мечтой, хотя бы домашним миром, будто он работает в филармонии или вот-вот напишет ораторию, которая его прославит. Иначе бы бедность реальности, когда он принужден идти в поношенном черном костюме с кларнетом в руках за очередным покойником, задушила бы его.

    Сарафанов – пожилой человек, имеющий дочь Нину и сына Васеньку. Ситуация в семье складывается непросто.

    Шестнадцатилетний сын Васенька влюбился в легкомысленную особу, которая к тому же на десять лет старше его. Из–за этого Васенька хочет покинуть дом и уехать. Дочь Нина собирается выйти замуж за Кудимова и тоже уехать, оставив своего отца. Может быть, Сарафанову не хватало того, кто бы был с ним на старости лет. И тут появился Бусыгин. Бусыгин не ожидал, что взрослый человек так безоглядно поверит лжи, с такой щедростью и открытостью примет его за своего старшего сына. Бусыгина волнует все, что происходит в семье Сарфановых. Он ощущает свою ответственность за Васеньку и Нину. Одним словом, Бусыгин не просто входит в роль старшего сына, он чувствует себя им. Потому, трижды порываясь уйти и прекратить затянувшийся спектакль, он каждый раз медлит: его не отпускает ответственность за семью.

    В доме Сарафановых тоже существует ложь. Отец и сын друг другу лгут. Отец лжет, что все еще работает в филармонии, дети, зная, что он давно играет в похоронном оркестре, делают вид, что верят отцу, то есть тоже лгут. Но ведь ложь здесь ради сохранения душевного спокойствия, однако эта тайна становится известна всем. Раскрывается также и ложь Бусыгина и Сильвы. Бусыгин захотел жить честно. Во-первых, он влюбился в Нину, во-вторых, он больше не смог обманывать, по его мнению, замечательного человека Сарафанова.

    Бусыгин - сын Сарафанова не по крови, а по духу. Ему, может быть, тоже не хватало любящего и заботливого отца. Сын и отец как бы обрели друг друга. Бусыгин мог бы продолжать свою жизнь с «отцом», но не смог. Он не смог бы жить с ложью. Но, несмотря на то, что все уже выяснилось, он все-таки продолжает чувствовать себя сыном Сарафанова.

    3. Художественное своеобразие пьесы

    Фольклорная традиция в творчестве драматурга рассматривается в связи со всей идейно – образной системой его художественного мира.

    Во всех пьесах Вампилов создает глобальный образ мира вне уклада – образ «глухой, неведомой тайги», «темного леса». Один из героев пьесы, Сильва, имеет лесное прозвище. Мифологема темного леса связана у Вампилова с темой всенародного одичания.

    Эх, да в Черемхове на вокзале

    Двух подкидышей нашли

    Не удалась жизнь и у другой героини – у Макарской. Также подчеркивается одиночество старшего поколения в лице Сарафанова.

    В пьесе «Старший сын» случайно услышанные имя и фамилия становятся и движущей силой конфликта произведения, и силой, способной духовно преобразить героя. Обращает на себя внимание то, что не все герои в пьесе имеют личные имена. Нет имени у Макарской, Сильвы. Нет имени – значит, человек как личность не состоялся, не сложилась его судьба. Давая Бусыгину имя «Владимир», автор, возможно, хотел подчеркнуть, что с появлением этого человека в доме Сарафанова воцарится мир и спокойствие. Имя другого героя, Сарафанова, «Андрей» в переводе с древнегреческого означает «мужчина». Да, он по мере сил пытается защитить свою семью, детей, дом от неприятностей, даже его ложь о филармонии у читателя и зрителя не вызывает осуждения.

    Значимо и имя младшего сына: именно «Васенька», а не Василий, что подчеркивает его детскость, незрелость, необдуманность многих его поступков.

    В мифологии дать имя означает определить судьбу. И развитие действия, и финал пьесы «Старший сын» завершают образное решение мифологической матрицы. Бусыгину ничего не остается, как стать если не кровным, то духовным сыном Сарафанова, наследником его идей добра, любви, творческого отношения ко всему сущему как единственного спасения человека от инерции существования.

    Таким образом, в комедии «Старший сын» предпринимается опыт устроения дома. Действие пьесы начинается буквально с поисков «одиноких, неполносемейных» Бусыгиным и Сильвой «теплого дома». Этот мотив соединяется с другим – поиском отца: Бусыгин, «не знающий своего отца», «еще пионером» поклялся найти его. Вера в этой пьесе предстает скорее как желание веры, как чистое «без понятия» и «без цели» нравственное усилие любви, добра, надежды.

    В драматургии Вампилова библейские мотивы впервые активно используются в комедии «Старший сын» как в явной цитатной форме, так и в форме подтекста. Эти два плана разыгрываются в разных эмоциональных регистрах и образуют довольно сложный и противоречивый комплекс. Вера в этой пьесе предстает скорее как желание веры, как чистое «без понятия» и «без цели» нравственное усилие любви, добра, надежды.

    В ироническом тоне, в комедийных мероприятиях обыгрываются библейские мотивы братства («Брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога», «Все люди – братья»), блудных детей (Нина, Васенька), бегущих из дома отца, «огня карающего» (пожар, устроенный Васенькой в доме Макарской) и «царства» - всеобщего примирения в финале.

    Художественно обрабатывая мотив дома в библейских образах, драматург выполняет соборную функцию: под крышей дома Сарафанова происходит восстановление семьи, примирение поколений, духовное братание людей с «тонкой душевной организацией», объединяющихся против «толстокожих».

    В пьесе центральным становится мотив игры. Игра – обман предстает как пора творческого жизненастроения. Сарафанов – сочинитель оратории «Все люди братья» и Бусыгин – сочинитель и актер истории о побочном сыне – осуществляют свои «сочинения» в действительности, в акте породнения, без обмана.

    Настойчиво пробивается в центр сценического пространства мотив смерти. Сарафанов – первый вампиловский герой, остро переживающий свое экзистенциальное одиночество. Он буквально «брошен» на произвол судьбы отечеством, в сражениях за которое бывший музыкант, мобилизованный в артиллерию, потерял слух. Он брошен женой, дети готовы бросить его. Все это приводит Сарафанова в «похоронный оркестр», олицетворяющий его одинокое «бытие - при – смерти».

    Сарафанов горько: «Теперь я свободен и на старости лет могу наслаждаться одиночеством».

    В семье Сарафановых «скандалы и свары Сарафановских детей» (М. Туровская) – не так уж безобидны: за ними встают серьезные проблемы, волнующие автора: проблемы дома, семьи, одиночества, конфликт отцов и детей.

    4. «Старший сын» на экране

    Впервые в 1975 году на киностудии «Ленфильм» снял художественный фильм «Старший сын» режиссер В. Мельников. В этом фильме снялись очень известные актеры. Евгений Павлович Леонов сыграл Сарафанова, главного героя, Николай Караченцев сыграл одну из лучших своих ролей – Бусыгина. К Михаилу Боярскому, снявшемуся в роли Сильвы, и Наталье Егоровой (Нина) известность пришла после этого фильма. Макарскую сыграла Светлана Крючкова.

    «Старший сын» Мельникова «добросовестно» (кроме пролога) повествует строго «по Вампилову».

    5. «Старший сын» на сцене братского драматического театра.

    На сцене Братского драматического театра воспроизвели заново спектакль по пьесе А. Вампилова «Старший сын» в ноябре 2006г (первая была в 2000 году).

    Коллектив театра под руководством иркутского режиссера Сергея Болдырева представил на суд зрителей свое видение этой пьесы. Главные роли исполнили Дмитрий Евграфов (Бусыгин), Евгений Винокуров (Сарафанов). Также в спектакле были заняты актеры: Инесса Бычкова (Нина), Роман Бубнов (Васенька), Виктор Головин (Сильва), Ирина Кузнецова (Макарская), Валерий Корчанов (сосед).

    Зритель с первых минут оказывается в особой атмосфере: эмоциональный фон создает музыкальная композиция Консуелы Веласкес «Besame mucho».

    Особое впечатление производит игра самих актеров на музыкальных инструментах.

    Необходимо отметить, что режиссер стремится сохранить атмосферу самой пьесы, как требовал А. Вампилов: «Точно, как в книге».

    Помогли осуществить постановку: художник – постановщик А. Штепин, художник по костюмам Н. Корнева, хормейстер О. Кеппул, режиссер О. Кравзе, монтировщики Д. С. Кашкарев, В. А. Рахимулин.

    Никто в зале не остался равнодушным: кто–то сочувствовал Сарафанову, кто-то - Бусыгину, обманом вошедшему в семью, а кто-то, жалел себя, узнавая в Макарской, героине Ирины Кузнецовой, свою неудачную жизнь.

    Да, это пьеса о Нас, о Наших близких, о Нашем общем Доме.

    Заключение

    Для художественного мира Вампилова характерно взаимопроникновение лирического и комического, комического и трагического. Особую роль играют парадокс, ситуации абсурда, анекдот. В зависимости от прочтения определяется жанровое своеобразие пьес. Так, «Старший сын» называют комедией лирической, сатирической, или трагикомедией. Это определяет акцент режиссера, актеров, иначе говоря, случай.

    Презентация. РРТ.

    Чтение стихотворения Петра Реутского:

    Вспоминайте меня весело,

    Словом, так, каким я был.

    Что ты, ива, ветви свесила,

    Или я недолюбил?

    Не хочу, чтоб грустным помнила.

    Я уйду под ветра гик.

    Только песни, грусти полные,

    Мне дороже всех других.

    По земле ходил я в радости.

    Я любил её, как бог,

    И никто мне в этой малости

    Отказать уже не мог…

    Всё моё со мной останется,

    И со мной, и на земле

    У кого – то сердце ранится

    На моём родном селе.

    Будут вёсны, будут зимы ли,

    Запевайте песнь мою.

    Только я, мои любимые,

    С вами больше не спою.

    Что ты, ива, ветви свесила,

    Или я недолюбил?

    Вспоминайте меня весело,

    Словом, так, каким я был.

    Прозвучало стихотворение Петра Реутского. Оно посвящено человеку, который вошел в литературу молодым, молодым в ней и остался. Он прожил всего 35 лет. Александр Валентинович Вампилов (слайды 1,2). Валентин Распутин сказал о нем: « Он был талантлив вдвойне – и как человек, и как писатель».

    Александр Вампилов ни одного дня не мог прожить без музыки. В его доме хранилась гитара, старинная, оставшаяся еще от деда, поэтому особенно притягательная. В тесном дружеском кругу под аккомпанемент гитары звучали и щемяще трогали за сердце романсы на стихи А.С. Пушкина, А. Дельвига, М. Ю. Лермонтова и других авторов. ( слайд 3, прослушивание романса на стихи А. Пушкина) .

    Нам предстоит познакомиться с жизнью А. Вампилова, окунуться в творческий мир писателя. Подумайте, какие строки из тех, что прозвучат сегодня, можно поставить эпиграфом к уроку? В каких из них выражается сущность этого человека?

    Близкие друзья называли Вампилова просто и ласково: «Саня». От этого имени образован псевдоним Александр Санин, которым молодой драматург подписал свою первую книгу, она называлась «Стечение обстоятельств».

    Сообщение ученика о А.В. Вампилове

    Александр Валентинович Вампилов родился в 1937 году в посёлке Кутулик Иркутской области в учительской семье. Волею обстоятельств вынужден был расти без отца. Валентина Никитича по ложному доносу арестовали и расстреляли в 1938 году. Накануне рождения сына он писал жене Анастасии Прокопьевне: « Вероятно, будет разбойник – сын, и боюсь, как бы он не стал писателем, так как я во сне вижу писателей».

    Вещий отцовский сон оправдался, родился будущий писатель, драматург, принесший на сцену «удивительное, всесильное чувство правды». (слайд 4 родители)

    В юности Вампилов зачитывался произведениями Н.В. Гоголя и В. Белинского, все вспоминают, что Александр прекрасно пел, у него был небольшой, но очень приятный голос, удивительная по простоте и искренности манера исполнения, но пел он не часто, только среди своих, близких друзей, в хорошую минуту. Любил старинные романсы, песни на стихи С. Есенина и Н. Рубцова, с которым подружился позже, во время учебы в литературном институте. Рыбная ловля и охота также входят в круг его интересов.

    После окончания школы Александр Вампилов учился на историко – филологическом факультете Иркутского университета, с 1960 года работал в редакции областной газеты « Советская молодежь», увлекся драматургией, стал писать пьесы.

    Иркутяне по праву гордятся своим талантливым земляком. В городе есть театр, носящий его имя, на центральной площади Иркутска стоит памятник Александру Вампилову, в залах старейшего музея Сибири проходят вечера, посвященные памяти драматурга. ( слайды 5, 6, 7)

    В 1965 году А. Вампилов привёз в Москву в театр «Современник» и предложил О.Н. Ефремову пьесу « Нравоучение с гитарой», которая затем была названа «Предместье», а в 1970 году – « Старший сын». При жизни писателя были поставлены всего две пьесы: «Прощание в июне» и «Старший сын». Шли годы так называемого застоя, не обо всём можно было писать прямо и открыто. Молодого драматурга глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале того времени. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра, милосердия - вот основные мотивы его пьес .( слайд 8 )

    « Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске» увидели свет и были поставлены на сцене уже после гибели писателя.

    Вампилов утонул в Байкале летом 1972 года. «Было пасмурно, но сухо и тихо, когда мы несли его на руках до здания театра, где ждали машины, - вспоминал Вячеслав Шугаев.- От оркестра мы отказались, помня Сашину печальную усмешку, с которой он писал Сарафанова, музыканта из «Старшего сына», играющего на похоронах. Похоронен А. Вампилов в Иркутске.

    Жизнь оборвалась на самом её взлете, жизнь, которой, казалось, не будет конца, которой он сам привык диктовать условия, ведь Саня даже не позволял себе утонуть. В лодке, перевернувшейся от удара о топляк, их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого. А Вампилов поплыл к берегу. И он доплыл, и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало.

    На берегу в это время стояла машина. Люди, приехавшие на машине, курили, равнодушно наблюдая за происходящим, за борющимся со смертью человеком. Вдруг кто – то истошным голосом закричал: « Люди, люди, киньте запасное колесо от машины, киньте хоть палку, протяните навстречу руку, но сделайте что – нибудь». Люди, оставив кинутую реплику без внимания, поглазели еще раз на утопающего, сели спокойно в машину и уехали. Так печально и трагично оборвалась жизнь человека . (слайд 9)

    Смерть А. Вампилова потрясла его друзей. 20 августа 1972 года в газете «Советская молодежь» был опубликован некролог, написал его иркутский поэт Марк Сергеев . (слайд 10)

    Сообщение ученика

    « Не стало нашего Саши. Не верится в это, не верится. Мы гордились, когда узнали, что пьесами Саши заинтересовались Георгий Товстоногов, Олег Ефремов, Юрий Любимов. В сентябре он вновь собирался в Москву. Одному из нас обещал привезти модный галстук и пластинку вальсов Шопена, а другой советовался с Сашей о своём отпуске, и они вместе составляли «план».

    А потом он уехал в гости к Байкалу, и старик его обратно не отпустил…

    Теперь о тебе, Саша, нужно говорить «был». Ты бы рассмеялся, старик, если бы услышал об этом неделю назад. И глаза твои, острый восточный разрез которых всегда говорил, что ты умеешь понимать и ценить шутку, улыбнулись бы вместе с тобой. Но мы не скажем, Саша, что ты был, потому что ты останешься с нами среди своих героев, среди дел и поступков своих друзей. Они будут жить как же любя жизнь и людей, как ты. Мы сбережем память о твоей прямоте и честности, о твоём уважении к творчеству.

    А ещё мы будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно».

    Подумайте, какие строки выражают сущность личности Александра Вампилова и могут стать эпиграфом к нашему уроку? («Будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно» Марк Сергеев – запись эпиграфа в тетрадях)

    Чтение учеником стихотворения Александра Вампилова (слайд 11)

    Что неприветливо, широкий дол, шумишь?

    Не можешь мне простить разлуки?

    Что не хранят, чего не помнят люди,

    То, вечный, ты и помнишь, и хранишь.

    Я навсегда в твоих лугах бескрайних,

    Я навсегда в твоих лугах густых.

    И после всех дорог судьбы –

    Случайных,

    Извилистых, запутанных, крутых –

    Последняя дорога мне

    Прямая –

    Сюда, чтобы спокойно умереть…

    (слайд 12)

    Если так переживали безвременную гибель Вампилова его друзья, можно представить, каково матери, пережившей своего сына.

    Сообщение ученика

    Анастасия Прокопьевна Копылова – Вампилова была учителем математики в сельской школе. Именно ей посвятил свой шедевр – рассказ « Уроки французского» - Валентин Распутин. Хорошо знавшие её люди вспоминают, что мать драматурга была человеком величайшего такта и благородства.

    Из воспоминаний Анастасии Прокопьевны Копыловой – Вампиловой: « С первых курсов университета Саня стал писать рассказы, читал их мне, и когда сказал, что хочет писать пьесы, я выразила большое сомнение, по силам ли ему? А Саша сказал: « Ты, мама, не веришь в меня». На что я ответила: « Матери всегда должны быть строги к своим детям и их способностям». И незадолго до гибели Саша сказал мне: « А ведь ты, мама, не верила в меня». Подарив мне пьесу «Старший сын», изданную в Москве, Саша написал на ней: « Дорогой маме от младшего сына».

    (слайд 13, перечень книг А. Вампилова)

    Запись в тетрадях важнейших дат жизни и творчества А. Вампилова (слайды 14,15)

    1937г. – родился А.В. Вампилов. Поселок Кутулик. Иркутская область. Родился драматург, принесший на сцену «удивительное, всесильное чувство правды».

    1960г. - закончил историко – филологический факультет Иркутского университета. Работа в газете «Советская молодежь». Увлечение драматургией.

    1965г. – приезд в Москву в театр «Современник»

    1966г. – «Прощание в июне»

    1970г. – « Старший сын», «Утиная охота»

    1972г. – «Прошлым летом в Чулимске». Август 1972г. – трагическая гибель писателя

    Александр Вампилов любил повторять: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека». Переходим к обсуждению пьесы «Старший сын». В конце 60-х первой половине 70-х годов пьеса была поставлена более чем в 50 городах нашей страны, а также за рубежом (в Болгарии, Венгрии, Германии, Польше). В 1976 году режиссер Виталий Мельников снял фильм по этому произведению, пригласил замечательных актеров, которые сумели мастерски воплотить характеры главных героев, передать замысел автора – драматурга Александра Вампилова.

    Вопросы для анализа

      Вспомните, какое стечение обстоятельств привело главного героя и его попутчика в дом семьи Сарафановых? (слайд 16)

      Что можно рассказать о членах этой семьи? Почему Андрей Григорьевич поверил, признал в Володе Бусыгине старшего сына? Можно ли его назвать неудачником? (слайд 17)

      Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце пьесы? (слайд 18)

      Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора помогает разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы? (слайд 19)

      Расскажите о Володе Бусыгине. Каковы главные черты его характера? Как характеризует Володю его отношение к семье Сарафановых? Изменила ли его встреча с этой семьей? (слайды 20, 21)

      Докажите, что Сильва по сути тоже сирота при живых родителях. Где проявляется цинизм и практичность Сильвы? (слайд 22)

      Ваше мнение о женихе Нины – Михаиле Кудимове? Что настораживает в нем? Какова, на ваш взгляд, главная черта его характера? (слайд 23)

    Александр Вампилов использовал несколько названий для своего произведения – «Предместье», «Нравоучения с гитарой», «Семья Сарафановых».

      Почему «Старший сын» - наиболее удачное? Что утверждает Александр Вампилов в человеке? ( слайд 24)

    Главное не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать другого, поддерживать в трудную минуту – вот главная идея пьесы. Быть по духу родным – это важнее

    кровного родства.

    Подводя итоги, обратимся к высказыванию В. Распутина о творчестве Вампилова: « Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение» (слайд 25)

    Я надеюсь, что творчество А. Вампилова оставило глубокий след в ваших душах, заставило о многом задуматься, многое переосмыслить, расставить жизненные приоритеты. Сегодня мы только лишь приоткрыли дверцу в мир талантливого большого писателя. Этот мир надо постигать через его произведения.

    Д/З: подготовить отзыв о прочитанной книге по следующему плану:

      Какова тема и основная мысль произведения?

      Где и когда происходят события?

      Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?

      Кто из героев особенно понравился? Почему?

      Кто из героев, по – вашему, заслуживает осуждения?

      Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?

    Отзыв о прочитанной книге (ученическая работа)

    «Давайте будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно», - эти слова своему другу Александру Вампилову посвятил сибирский поэт Марк Сергеев. Они стали по сути жизненным правилом, которому следовал драматург. Такие черты характера, как: доброта, отзывчивость – Вампилов хотел видеть в героях своих пьес. Не стал исключением и Володя Бусыгин из комедии «Старший сын».

    О чем эта книга? Сюжет прост: два молодых человека весенним вечером провожают девушек домой, надеются, что их пригласят, знакомство продолжится, а в итоге на всю ночь вынуждены остаться на улице. Недоверчивые жильцы не спешат помочь ночным гостям. Продрогшие, уже отчаявшиеся Володя и Сильва стучатся в одну из квартир, где Сильва представляет Бусыгина как старшего сына семьи. Эта встреча «отца» и мнимого сына станет важной и для Володи, и для всех Сарафановых. Ведь главное заключается не в том, сколько у тебя родственников, а в том, есть ли хоть кто – нибудь, на кого ты мог бы опереться, кому довериться, важно не родство по крови, а родство душ.

    Володя Бусыгин притворяется сыном Андрея Григорьевича, но притворяется только в самом начале. Возможно, молодой человек чувствует, что нуждается в Сарафанове так же, как Андрей Григорьевич нуждается в нем. Старший Сарафанов – человек умный, добрый, доверчивый, одинокий, его не всегда понимают окружающие, даже собственные дети, жена, оставившая его, называла мужа «блаженным». Когда появился новый член семьи – «старший» сын, он схватился за него, как утопающий за соломинку. Отец семейства говорит: « Для меня то, что ты появился, - это настоящее счастье, сынок».

    Дети Андрея Григорьевича и не заметили, что забыли об отце, перестали нуждаться в нем.

    Нина выходит замуж, на днях уезжает с женихом на Сахалин; Васенька – в тайгу на стройку, убегая от неразделенной любви. Кто же из героев мне понравился? Это Володя Бусыгин. Есть в нем что – то такое, что привлекает с первых минут знакомства с ним. Он студент мединститута, нелегко складывалась его судьба. Сирота, он никогда не знал отца, но не утратил доброты, любви, отзывчивости к людям. Володя готов остаться с совершенно незнакомым ему человеком, чтобы помочь, поддержать. Нина и Васенька тоже многим ему обязаны. Бусыгин помог младшим Сарафановым понять, что такое настоящее чувство, любовь, привязанность, забота о близких.

    Пьеса Вампилова учит нас быть добрее, любить, уважать своих родителей. Как бы не сложилась твоя жизнь, несмотря ни на что постарайся остаться человеком.

    Вспомним слова Андрея Григорьевича Сарафанова: « Каждый человек родится творцом, каждый в своём деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него».

    Я думаю, так считал и Александр Вампилов, который внес значительный вклад в российскую литературу. Его комедия, написанная в 1970 году, не утратила своей современности, значимости и в наши дни: во все времена обществу будут необходимы добрые, честные, порядочные, отзывчивые люди.

    Список используемой литературы:

      Хрестоматия по литературе для средней школы. Учебн. пособие для 10 – 11 кл./ Сост.: Аламдарова Э. Н., Безрук Ю.Л., Евдокимова Л.В. и др. – СПб.: Корвус; Астрахань: Изд – во Астраханского педагогич. Ин – та, 1994.

      Вампилов А.В. Записные книжки. – Иркутск: Изд – во Иркутского университета. 1996.

      Венок Вампилову. : Сб. / Сост. Л. В. Иоффе. Иркутск: Изд –во Иркутского ун – та 1997.

      Мир Александра Вампилова. : Жизнь. Творчество. Судьба.: Материалы к путеводителю. – Иркутск. Издание ГП. « Иркутская областная типография № 1» 2000.