Проблематика произведения Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл). Проблематика произведения Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) Центральная проблема романа мастер и маргарита

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - сложное, многоплановое произведение. Автор затрагивает в нем коренные проблемы человеческого бытия: добра и зла, жизни и смерти. Кроме того, писатель не мог оставить без внимания проблемы своего времени, когда ломалась сама человеческая природа. Насущной была проблема человеческой трусости. Автор считает трусость одним из самых больших грехов в жизни. Эта позиция

выражается через образ Понтия Пилата. Прокуратор распоряжался судьбами многих людей. Иешуа Га-Ноцри тронул прокуратора искренностью и добротой. Однако Пилат не послушался голоса совести, а пошел на поводу у толпы и казнил Иешуа. Прокуратор струсил и за это был наказан. Ему не стало покоя ни днем ни ночью. Вот что сказал о Пилате Воланд: «Он говорит, - раздался голос Воланда, - одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же - лунную дорогу и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то недоговорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу». И Понтий Пилат мучается двенадцать тысяч лун за одну луну, за тот миг, когда он струсил. И только после долгих мучений и страданий Пилат наконец получает прощение.

Заслуживает внимания в романе и проблема чрезмерной самоуверенности и безверия. Именно за неверие в Бога был наказан председатель правления литературной ассоциации Михаил Александрович Берлиоз. Берлиоз не верит в силу Всевышнего, не признает Иисуса Христа и пытается всех заставить думать так же, как он. Берлиоз хотел доказать Бездомному, что главное не в том, каков был Иисус - плох или хорош, а в том, что Иисуса до этого как личности не существовало на свете, и все рассказы о нем - просто выдумка. «Нет ни одной восточной религии, - говорил Берлиоз, - в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога, и христиане, не выдумав ничего нового, точно так же содрали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор». Берлиоза не может переубедить никто и ничто. Не смог переубедить Берлиоза и Воланд. За это упрямство, за самоуверенность наказан Берлиоз - гибнет под колесами трамвая.

На страницах романа Булгаков сатирически изобразил московских жителей: их быт и нравы, повседневную жизнь и заботы. Воланду интересно, какими стали обитатели Москвы. Для этого он устраивает сеанс черной магии. И делает вывод, что не только алчность и жадность присуши им, в них живо и милосердие. Когда Жоржу Бенгальскому Бегемот срывает голову, женщины просят вернуть ее несчастному. И Воланд заключает: «Ну что ж, - задумчиво отозвался тот, - они - люди как люди, любят деньги; но ведь это всегда было... человечество любит деньги, из чего бы они ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их».

Роман «Мастер и Маргарита» - о. большой любви, об одиночестве, о роли интеллигенции в обществе, о Москве и москвичах. Он раскрывается читателю в бесконечном разнообразии тем и проблем. И поэтому произведение будет всегда современным, интересным, новым. Его будут читать и ценить во все века и времена.

Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.
В начале 20-х годов XX века им был задуман роман “Инженер с копытом”, но в 1937 году он получает другое название - “Мастер и Маргарита”. Это произведение - творение необыкновенное, не виданное доселе в русской литературе. Это какой-то сплав гоголевской сатиры и дантовской поэзии, сплав высокого и низкого, смешного и грустного.
Булгаков писал “Мастера и Маргариту” как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. Но в то же время это полное глубоких мыслей повествование обращено в будущее, это книга, как говорится, на все времена. Есть основания предполагать, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его произведения современниками.
В романе “Мастер и Маргарита” царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы Москвы 20-30-х годов прошлого века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны в романе, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. “Мастер и Маргарита” и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о зле, об истинном творчестве, которое всегда преодолевает бесчеловечность, прорывается к свету и добру.
События в романе начинаются “однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах”. В столице появляются Сатана и его свита.
Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в “Мастере и Маргарите”, играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером гротескно-фантастического, сатирического обнажения противоречий живой действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая всяческую неправду и непорядочность.
Сама идея поместить в Москву 30-х годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющих собой силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы “испытать” героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед лицом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации бороться со злом следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом - трагический парадокс романа. Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который Мастер сжигает в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в эпоху возникновения христианства, к истокам европейской цивилизации, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом - вечно, что оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными, преходящими интересами сегодняшнего дня.
Фантастический поворот сюжета позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида. Внезапная встреча с нечистой силой “выворачивает наизнанку”, обнажает сущность всех этих берлиозов, латунских, майгелей, никаноров ивановичей и прочих.
Однако не дьявол страшен автору и его любимым героям. Дьявола, пожалуй, для Булгакова действительно не существует, как не существует и богочеловека. В его романе живет иная, глубокая вера в исторического человека и в непреложные нравственные законы. Для писателя нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного страха перед грядущим возмездием, проявление которого можно легко усмотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного атеиста, возглавлявшего МАССОЛИТ.
И Мастер, создавший роман о Христе и Пилате, тоже далек от религиозности в христианском смысле этого слова. Им написана на историческом материале книга огромной психологической выразительности. Этот роман о романе как бы фокусирует в себе те противоречия, которые обязаны решать своей жизнью все последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.
Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Не забудем: на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший поэт Иван Бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь.
“Мастер и Маргарита” - сложное произведение. Существует множество толкований его. О “Мастере и Маргарите”, мне думается, еще долго будут думать, много писать, спорить.

У каждого читателя есть своя «библия». М. А. Булгаков подарил людям несколько произведений, которые могут претендовать на столь высокое звание. В первую очередь читателю приходит на ум роман «Мастер и Маргарита».

Одиночество как воздух, которым дышат герои

Одиночество - первейшая реальность человеческого существования. Люди рождаются в одиночестве, смерть также - дело одинокое. И если уж говорить совсем откровенно, то и жизнь человек не может по-настоящему с кем-то разделить. Можно удачно жениться или выйти замуж, родить кучу детей, но в глубине души оставаться совершенно одиноким.

Кажется, именно это и выразил М. А. Булгаков в своем нетленном романе. Большинство его главных героев неизменно одиноки: Воланд, Пилат, Иешуа, Иван Бездомный, Мастер, Маргарита. Одиночество для них настолько естественно, что они его даже не замечают.

Чтобы проиллюстрировать, как раскрывается в романе «Мастер и Маргарита», мы будем двигаться в нашем анализе от одного героя к другому.

Воланд

Разве у Сатаны могут быть компаньоны или партнеры? А может быть, друзья? Конечно, нет. Он обречен быть один. В самом начале романа М. А. Берлиоз спрашивает у «Консультанта»: «Профессор, а вы один к нам прибыли или с супругой?» На что Воланд ему отвечает: «Один, один, я всегда один». И вместе с тем «профессор черной магии», может быть, наименее одинок по сравнению с другими героями, конечно, из-за своей свиты. От этой странной компании не исходит тягостного ощущения безысходности, наверное, потому, что она прибыла в Москву не развлечения ради, а для того, чтобы спасти Мастера и дать бал «Ста королей».

Приходится настаивать именно на таком порядке, так как ежегодный праздник мог пройти в любом городе мира, но Москва 1930-х была выбрана не случайно, а именно потому, что там был Мастер и его роман о Понтии Пилате. Таков портрет Воланда в контексте темы «Проблема одиночества в романе “Мастер и Маргарита”».

Понтий Пилат

С Пилатом тоже в этом смысле становится все ясно с самого начала, ему ненавистен Ершалаим. Он одинок. Единственное существо, к которому он привязан, - это его пес Банга. Прокуратор хочет умереть из-за невыносимой головной боли. Ему бы отдохнуть, но нет, надо допрашивать какого-то бродягу. По слухам, тот подговаривал народ разрушить храм.

Потом этот бродяга чудесным образом исцеляет прокуратора и говорит с ним так, как мало кто себе позволяет. Несмотря на это, игемон готов уже отпустить «философа», но тут обнаруживается, что Иешуа виновен еще и в По закону прокуратор должен распять своего избавителя, потому что нет ничего ужаснее преступления против кесаря.

Пилат делает все возможное, чтобы предотвратить трагедию, но, к сожалению, его усилия тщетны. В ходе повествования с ним случается духовное преображение. Он меняется до неузнаваемости и открывает для себя, что на самом деле бродяга, которого не захотел помиловать синедрион, оказывается ему так же близок, как и Банга, хотя никаких разумных причин для этого нет. Проблема одиночества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова немыслима без образа Понтия Пилата.

Он, возможно, является самой одинокой и самой трагической фигурой романа. И без нее у сочинения было бы совсем другое лицо и иная глубина. Все последующие мучения: лунный свет, бессонница, бессмертие - ничто, по сравнению с тем моментом, когда Пилат потерял своего единственного друга - Иешуа.

Пока тема «Проблема одиночества в романе "Мастер и Маргарита"» выдерживается в печальной тональности. К сожалению, ничего не меняется и тогда, когда речь заходит о судьбе Ивана Бездомного

Иван Бездомный

С персонажами, представляющими советскую реальность романа, все сложнее. Их одиночество становится очевидным только в пограничных ситуациях - точках человеческого существования, где жизнь подходит к своим пределам (смерть или безумие).

Так случилось и с поэтом И. Бездомным, который только в психбольнице осознал, насколько неправильную жизнь он вел до того. Правда, фигура Ивана Бездомного, так или иначе, трагическая - жизнь открыла ему истину о его бесприютности, но ничего не дала взамен. Надежды на обретение спасения у Ивана нет.

Главные герои

Мастер и Маргарита - единственная пара персонажей, чья история заканчивается хорошо, но не в этой реальности, а только лишь на «том свете». Если освободить эту историю от романтического флера, то окажется, что именно одиночество толкнуло их в объятия друг друга.

Мужа Маргариты в романе нет (он присутствует только в ее словах), но читатель понимает, что, скорее всего, ее супруг скучен, до пошлости практичен и умен только в бытовых или коммерческих вопросах, поэтому женщине и захотелось полета.

Мастер тоже У него ничего нет, кроме подвальчика и романа о Понтии Пилате, и он как никто другой нуждается в любви хорошенькой женщины. Правда, в силу того, что у пары совсем нет денег, только сильная любовь держит их вместе, а может быть, страх вернуться в свое тотальное и сплошное одиночество. Вообще, трудно сказать наверняка, была ли любовь между ними. Если и была, то, наверное, больная и хроменькая, а вот страх остаться одному - точно был. Получается, что проблема одиночества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова прячется даже там, где на первый взгляд живет любовь.

Мастеру изменил рассудок именно потому, что он не справился с грузом неосуществленных надежд и чаяний. Он очень рассчитывал на роман, на его публикацию, а сочинение было встречено критикой, что и закрыло ему путь в свет.

Мастер больше не мог мучить Маргариту. «Лодка любви разбилась о быт». Вернее, у Мастера просто оказалась совесть, но тут пришел Воланд и все исправил. Правда, даже его власти не хватило для того, чтобы дать паре спасение в этой жизни, а не в другой.

Роман М. А. Булгакова - произведение многослойное

Соответственно, проблемы романа «Мастер и Маргарита» не ограничиваются только темой одиночества. Талант писателя в том, что читатель не может с уверенностью сказать, в чем же главная тема этого загадочного романа: то ли это «Евангелие Михаила Булгакова» (название книги Александра Зеркалова), а значит, религиозные вопросы в нем занимают главное место. А может быть, основное - это сатира, направленная против советской реальности?

Роман обо всем сразу, и чтобы не нарушить целостность его лучше не расщеплять на молекулы и составляющие. Таков, наверное, самый общий ответ на вопрос, какие существуют проблемы романа «Мастер и Маргарита».

Философия как признак высокой классики

Принято считать, что философия - это что-то скучное и обитающее где-то в стенах академий. Простому смертному все это точно недоступно. Таково массовое и в корне неверное представление о «любви к мудрости». На самом деле в жизни каждого человека (а уж тем более художника) наступает время, когда он задумывается о Боге, судьбе, человеческом одиночестве. Обычно подобные произведения тяжело писать, их трудно читать, но они необычайно много дают человеку. Таких творений великое множество как в русской, так и в мировой классике, поэтому гипотетически тема статьи могла звучать так: «Проблема одиночества в…». Мастер и Маргарита были выбраны неслучайно, ибо эти персонажи и книга о них пользуются неимоверной популярностью у современных россиян.

Курт Воннегут и Михаил Булгаков: два взгляда на проблему одиночества

Так же как и наш классик, всю жизнь «болел» проблемой одиночества и пытался ее решить на свой лад. Например, в романе «Балаган, или Конец одиночеству» он предложил всем людям объединиться в семьи так, чтобы на свете не осталось ни одного одинокого человека (за подробностями читатель может обратиться к первоисточнику). В некоторых своих публицистических книгах американский классик писал примерно следующее: жизнь человека - это постоянная борьба с одиночеством.

Думается, Булгаков с этим вполне согласился бы, но они разошлись бы в вопросе преодоления одиночества. Согласно нашему роману, одиночество (в «Мастере и Маргарите» это хорошо видно) для человека непреодолимо, трагично и неизбежно. К. Воннегут же смотрит на человека и его перспективы более оптимистично, что не может не радовать. Если вдруг люди преодолеют собственный эгоизм и поймут, что «все мы братья», то есть надежда на победу над одиночеством. Правда, если говорить честно, то это похоже на чудо.

Мастер и Маргарита — шедевр русской литературы, где переплелись настоящее и прошлое. Над своим творением автор работал большую часть жизни и в итоге подарил читателям грандиозное и уникальное произведение полное красок. Разнообразие героев, привлекающее внимание своей фантастичностью и необычностью. Это роман Булгакова, где поднимаются разные темы со всеми его проблемами, о чем и напишем наше .

Мастер и Маргарита проблемы

Как мы уже сказали, в своем романе Булгаков поднимает разнообразные проблемы, которые с помощью своих героев, их образов и действия писатель раскрывает их и ищет пути решения. Таким образом в романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, проблемы добра и зла, проблемы любви и одиночества, проблемы творчества и нравственности. Рассмотрим все более подробно.

Читая произведение Булгакова, мы замечаем первую проблему, которую поднимает писатель и это проблема выбора. Булгаков строит сюжет так, что от каждого персонажа зависит его судьба и то по каким законам будет развиваться жизнь. Писатель дает каждому из своих героев возможность менять жизнь к лучшему, вот только не каждый из них этим шансом пользуется. А ведь перед выбором поставлен каждый. Это и Маргарита, которой нужно выбирать жизнь с мужем в богатстве, либо жить с бедным Мастером. Это и выбор, который нужно было сделать Понтию Пилату. Выбор, который нужно было делать Рюхину и Бездомному. Дочитав работу Булгакова, мы увидели, что каждый из героев все-таки сделал свой личный выбор и он для каждого был по-своему правильным.

Ключевой в романе является и нравственная проблема, когда каждый человек должен определить для себя, что хорошо, что плохо, стать на путь предательства или остаться верным своим идеалам, быть трусом или же стать на справедливый путь. Все герои в определенный момент своей жизни решают для себя нравственные вопросы, выбирая тот или иной путь. Так Понтий должен для себя решить, оправдать невиновного или же вынести смертный приговор. Мастер должен делать выбор либо отказаться от своего произведения, подчинившись цензуре или же отстаивать собственный роман. Маргарите нужно решить быть с мужем или же разделить судьбу с любимым Мастером. При этом все персонажи сталкиваются с нравственной стороной проблемы.

Еще одной из вечных проблем, что раскрыл Булгаков, была проблема добра и зла. Данная тема интересовала многих писателей и была актуальна во все времена. Булгаков тоже не остался в стороне от проблемы добра и зла и раскрыл ее по-своему, используя жизнь и выбор своих персонажей. Две разные силы, что должны быть в равновесии и не могут существовать одна без другой, автор воплощает в образах Иешуа из Ершалаима и Воланда. Мы увидели, что две силы равноправны и стоят на одной ступени. Воланд и Иешуа не управляют миром, а лишь сосуществуют и противоборствуют, устраивая споры. При этом можно смело утверждать то, что борьба добра и зла вечная, так как не найдется в мире ни одного человека, кто бы не совершил греха, точно так же как нет того, кто бы ни разу в жизни не совершил добра. Главное уметь распознать эти две силы и выбрать правильный путь. Как раз роман помогает читателям понять, что есть добро, а что зло.

Не остался в стороне автор и от проблемы творчества. Уже с первых страниц мы замечаем поднятую проблему ложного и настоящего творчества. Данная тема также волновала и была болезненной для Булгакова. Видимо поэтому многие читатели и литературоведы в образе Мастера видят самого Булгакова.

Читая произведение, мы видим членов МАССОЛИТа, которые заботятся не о том, что написать, а как набить свои карманы. Автор изображает писателей, для которых храмом культуры и его достопримечательностью во все времена был ресторан, что расположен на первом этаже. А вот истинный писатель — это Мастер, в его образе изображается настоящий художник пера, который написал поистине хорошую работу. Но вот бездарные массолитяне ее не оценили, мало того, довели персонажа до сумасшествия. Однако автор говорит о том, что придет время и халтура будет наказана, высшие силы воздадут каждому за их деяния. В произведении сделан упор на то, что рукописи не горят, а значит каждый человек, который связал себя с литературой, должен относиться к творчеству ответственно. Справедливость была восстановлена благодаря Воланду и его свите. Весь рассадник лжи и халтуры был объят огнем. И пускай, новое здание отстроится, придут новые халтурщики, но на время истина восторжествовала. А у настоящих талантов появилось немного времени для того, чтобы нести в мир свои шедевры.

Любовь чувство, которое волнует всех, и проблема любви также была раскрыта в романе Мастер и Маргарита. Любовь — воистину сильное чувство, которое толкает людей на разные поступки. Булгаков раскрывает тему любви с помощью образов двух героев: Маргариты и Мастера. Вот только имеются препятствия на пути их общего счастья. Во-первых замужество героини, во-вторых нахождение Мастера в психиатрической больнице. Но любовь героев настолько сильная, что Маргарита решается на сделку с дьяволом. Она продает свою душу ему, лишь бы тот вернул ей любимого человека. Какой мы видим любовь в романе? Прежде всего, это любовь, которая не делает героев хуже или лучше, она их делает просто другими. Любовь у писателя самоотверженная, бескорыстная, милосердная, вечная и верная.

На долю произведений а выпала непростая судьба. При жизни автора были опубликованы лишь первая часть его романа

«Белая гвардия», книга фантастической и сатирической прозы, цикл рассказов «Записки юного врага» и многочисленные газетные фельетоны. Только в шестидесятые годы к писателю пришла широ-

кая известность и, увы, посмертная слава. Родился Михаил Афана­сьевич в Киеве на Воздвиженской улице в мае 1891 года. Отец его был преподавателем Духовной академии, мать в молодости работа­ла учительницей. Дом на Андреевском спуске, атмосфера семейно­го тепла, интеллигентности и образованности навсегда остались в сознании писателя.

Окончив Первую киевскую гимназию, поступает на медицинский факультет университета. Подобно другим деятелям русской культуры, вышедшим из разночинной среды и получив­шим прекрасное образование, Михаил обладал четкими представлениями о чести русского интеллигента, которой ни разу не изменил.

Смело можно сказать, что итоговым произведением а, вобравшим в себя все идеи и помыслы писателя, звучавшие в более ранних произведениях, стал роман «Мастер и Маргарита?. Неуди­вительно, что роман этот полифоничен, богат сложными философ­скими и нравственными проблемами, захватывает широкий круг тем. О «Мастере и Маргарите» написано много критических статей, роман исследовали литературоведы разных стран мира. Роман со­держит несколько пластов смысла, он необычайно глубок и сло­жен.

Попытаемся кратко охарактеризовать проблематику произведе­ния и ее связи с основными героями романа. Глубочайшая фило­софская проблема - проблема взаимоотношений власти и лично­сти, власти и художника - находит отражение в нескольких сю­жетных линиях. В романе присутствует атмосфера страха, полити­ческих гонений 1930-х годов, с которой столкнулся сам автор. Бо­лее всего тема угнетения, преследования неординарной, талантли­вой личности государством присутствует в судьбе Мастера. Неда­ром образ этот во многом автобиографичен. Однако тема власти, ее глубинного воздействия на психологию и душу человека проявля­ется и в истории Иешуа и Пилата.

Своеобразие композиции романа заключается в том, что в сю­жетную ткань повествования о судьбах московских обитателей вплетается основанная на евангельском сюжете повесть - повесть об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате. Здесь раскрывается тонкий психологизм а. Пилат - носитель власти. Этим обуслов­лена двойственность героя, его духовная драма. Власть, которой наделен прокуратор, вступает в противоречие с порывом его души, не лишенной чувства справедливости, добра и зла. Иешуа, безза­ветно верящий в светлое начало в человеке, не может осознать и принять действия власти, ее слепого деспотизма. Столкнувшись с глухой властью, бедный философ погибает. Однако в душу Пилата Иешуа заронил сомнение и раскаяние, мучившие прокуратора дол­гие века. Так, идея власти связана в романе с проблемой милосер­дия и прощения.

Для понимания этих вопросов важен образ Маргариты и по­смертная судьба двух любящих друг друга героев. Для а милосердие выше мести, выше личных интересов. Маргарита гро­мит квартиру критика Латунского, погубившего Мастера, но отвер­гнет предложение уничтожить своего врага. После бала у Сатаны

героиня в первую очередь просит за страдающую Фриду, забывая о собственном страстном желании вернуть Мастера,

Указывает своим героям путь душевного обновления, преображения. Роман с его мистицизмом, фантастическими эпизо­дами бросает вызов рационализму, мещанству, пошлости и подлос­ти, а также гордыне и душевной глухоте. Так, Берлиоза с его само довольной уверенностью в завтрашнем дне писатель приводит к ги­бели под колесами трамвая. Иван Бездомный, напротив, оказыва­ется способным преобразоваться, отказавшись от прошлых заблуж­дений. Здесь возникает еще один интересный мотив - мотив ду­ховного пробуждения, наступающего с потерей того, что в косном обществе считается разумом. Именно в психиатрической больнице решается Иван Бездомный не писать более своих жалких стихов. осуждает воинствующий атеизм, не имеющий истинной моральной основы. Важная мысль автора, утверждаемая его рома­ном, - мысль о бессмертии искусства. «Рукописи не горят », - го­ворит Воланд. Но многие светлые идеи живут среди людей олагода-ря ученикам, продолжающим дело учителя. Таков Левин Матвей. Таков и Иванушка, которому Мастер поручает «написать продол­жение» своего романа. Таким образом, автор заявляет о преемст­венности идей, их наследовании. Необычно истолкование Булгако­вым функции «злых сил», дьявола. Воланд и его свита, находясь в Москве, возвращали к жизни порядочность, честность, карали зло и неправду. Именно Воланд приводит Мастера и его подрусу в их «вечный дом», даруя им покой. Мотив покоя также знаменателен в булгаковском романе.

Нельзя забывать и о ярких, замечательных своей выразительно­стью и сатирической остротой картинах московской жизни. Суще­ствует понятие «бул гаковской Москвы», появившееся благодаря таланту писателя подмечать детали окружающего мира и воссозда­вать их на страницах своих произведений,

Проблематика романа «Мастер и Маргарита» сложна и разнооб­разна, понимание ее требует серьезных исследований. Однако мож­но сказать, что каждый читатель по-своему проникает в глубину булгаковского замысла, открывая для себя новые грани таланта писателя. Читатель с чуткой душой и развитым умом не может не полюбить это необычное, яркое и притягательное произведение. Именно поэтому талант а завоевал столько искренних по­клонников во всем мире.