Павлопосадские платки как народный промысел. Русская мода. Павловопосадский платок. Вся роскошь России

Узоры Славянской Души. Павловопосадский платок. Часть 1.

Павловопосадские платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. В семнадцатом веке убрус, которым русские женщины покрывали голову в повседневной жизни уступает место платку, позже в русском языке появляется позаимствованное в персидском языке слово «шаль» означающее большой узорчатый платок носимый на теле. Платок всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси.



В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов – бобов и пейсли (или восточный огурец).



Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) - один из старейших российских текстильных центров. В XVIII - первой половине XIX веков богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.



Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.



Изначально павловопосадские набивные платки были шерстяными и полушерстяными. Они были украшены традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х годах.



Павловопосадская мануфактура - единственное из старинных российских платочных предприятий, сохранившихся по сей день. В XVIII - начале XX веков текстильная промышленность была чрезвычайно развита в Москве и Московской губернии.



В Павловском Посаде и близлежащих к нему сёлах располагались крупные фабрики и небольшие мануфактуры, продукция которых вывозилась в Москву и другие города, распространялась на ярмарках.



Одно из крупнейших предприятий России второй половине XIX века - фабрика, принадлежавшая Якову Ивановичу Лабзину (1827-1891) и Василию Ивановичу Грязнову (1816-1869). Основана она была ещё в конце XVIII века крестьянином села Павлова (с 1844 года - город Павловский Посад) Иваном Дмитриевичем Лабзиным, внуки которого к началу 1840-х годов числились уже в купеческом сословии.


Яков Иванович Лабзин (1827-1891)
Василий Иванович Грязнов (1816-1869)


Яков Иванович Лабзин (1827-1891) – купец-благотворитель. С 1849 г. он возглавлял платочную мануфактуру в г. Павловском Посаде Богородского уезда Московской губернии. Однажды он пришёл к местному святому Василию Грязнову за каким-то советом. Первое общение с Грязновым произвело на купца сильное впечатление, он увидел перед собой человека, живущего святой жизнью. Он предложил Василию стать его товарищем в деле, и тот согласился. Вскоре они стали друзьями.

Василий Иванович Грязнов (1816-1869) . Родился в простой семье в деревне Евсеево (в настоящее время Павлово-Посадский район), получил домашнее образование, унаследовал от родителей глубокую веру и любовь к Богу.

Но когда поступил работать на фабрику, наивный деревенский юноша окунулся в мир порока и страстей, начал пить вино, попал под воздействие дурной компании. Однако со временем он сумел перебороть свои слабости и стать на путь исправления.

После знакомства с купцом Я.И. Лабзиным и вступлением в дело Грязнов продолжил вести жизнь святого подвижника. Когда у него появилось больше денег, он тратил их на помощь бедным и на благоугодные дела. Василий вместе с Яковом Лабзиным и сестрами Якова строили школы и богадельни. Василий мечтал построить в городе Павловском Посаде мужской монастырь, но не успел. Благодаря Якову Лабзину и его сестрам в 1874 г. в Павловском Посаде был построен храм на месте захоронения святого Василия. В 1894 г. на месте храма был открыт Покровско-Васильевский монастырь.

Василий Иванович Грязнов канонизирован Русской православной церковью как святой в лике праведных – Праведный Василий Павлово-Посадский .



Небольшое шёлкоткацкое заведение быстро росло, расширяя и меняя свой ассортимент. В 1853 году Яков Иванович Лабзин (правнук основателя фабрики) и его родственник и компаньон Василий Иванович Грязнов (Яков Лабзин был женат на сестре Грязнова), объединив капиталы, основали собственный Торговый дом. Спустя три года они помимо ткацкого производства открыли и набивное.

Вплоть до 1860-х годов фабрика выпускала шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные ткани и павловопосадские шали. Во второй половине XIX века уже преобладали популярные набивные шерстяные палантины и шали. Как раз в это время они широко входили в моду как незаменимый элемент костюма горожанок и сельских жительниц. Купчихи, мещанки, крестьянки щеголяли в накинутых на плечи или на голову палантинах и шалях с орнаментами в "восточном" духе либо с яркими цветочными композициями.

После Октябрьской революции фабрику национализировали, она рассталась с именами прежних владельцев и стала называться Старопавловской.

Изменения в жизни страны незамедлительно сказались на ассортименте. В 1920-х годах начались эксперименты с рисунком, возникли неожиданные для платочной тематики мотивы революции, успехов коллективизации и индустриализации. Но цветочные композиции по-прежнему оставались визитной карточкой павлово посадских платков.

Новые рисунки и орнаменты в русле классической для фабрики традиции были основной заботой художников того времени, среди которых выделялись Нил Постигов и Константин Аболихин, работавшие ещё до революции.



Павловопосадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами: причудливо переплетающимися, так называемыми "турецкими" огурцами, "опахалами", картушами, завитками; узорной, почти ювелирной разработкой каждого элемента. Рождались и натуралистичные, объёмно трактованные цветочные композиции садовых и полевых цветов: роз, пионов, ромашек, незабудок…



Павловопосадские платки являются признанными представителями русских народных промыслов. Шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные платки Павлова посада ценятся во всем мире.
Предприятие выпустило более трехсот разных видов шарфов, шалей и палантинов, которые, несомненно, можно назвать настоящими русскими сувенирами.














Натуральные шерстяные, хлопковые и шелковые платки можно носить в любое время года.

Кроме того, художники-модельеры находят интересные решения с применением павловопосадских платков.
Такие предметы женской одежды, как те, что приведены ниже, могут стать визитной карточкой их обладательницы, а любой пасмурный день они сделают ярким и солнечным.








Подбитые мехом платки и жилетки, сшитые из павловопосадских платков - тёплые и стильные элементы костюма современной женщины, которая любит русский народный колорит. Всё это можно носить и с брюками, и с юбками, в праздники и в будни.

Все эти замечательные модели придумали и выполнили мастерицы , ,















Павлово посадский платок настолько узнаваем, что, кажется, трудно найти человека, никогда его не видевшего. Подмосковная павлово посадская шаль давно стала одним из символов русской традиционной культуры. Вспомним купчих в ярких шалях с полотен Кустодиева и Малявина. Рисунки на павловские платки наносили вручную, с помощью специальных деревянных досок: "манер" и "цветок".



Несмотря на то что в 1870-х гг. была куплена пирротина - машина, набивавшая узор на ткань, её применение имело серьёзные ограничения: механически печатались лишь павловопосадские платки небольших размеров четырёх-пяти цветов. С помощью досок узор набивали по частям, накладывая его до 400 раз, так как для каждой части (а их могло быть от 4 до 24) и каждого цвета (порой более 16) применялась своя доска. Этот трудоёмкий и длительный процесс требовал от набойщика высочайшего мастерства, ювелирной точности движений, не позволявшей рисунку сместиться.



Доски использовались долго, иногда в течение десятилетий, ибо спрос на шали с подобными узорами не падал. Ручная набивка павлово посадских шалей частично сохранялась почти до середины 1980-х гг. По краю павловопосадские платки украшались сетчатой шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется и пришивается надомницами вручную. На вязку бахромы одного платка у мастерицы уходит два часа – это семейная традиция, ее вяжут и мамы и бабушки и дети.



С 1970-х годов технология набивки платков значительно упростилась. Принцип нанесения рисунка остается прежним, но краска наносится печатниками на ткань не деревянными формами, а с помощью специальных шелковых или капроновых сетчатых шаблонов. Печать по шаблону позволяет наносить неограниченное количество цветов, получать на ткани тонкий изящный контур, точно совмещать отдельные элементы рисунка.

Печатные шаблоны готовятся с помощью уникальной установки прямого гравирования, наносящей под управлением компьютера капельки расплавленного воска на поверхность покрытой фотоэмульсией сетки.

Печатные краски готовятся на автоматической красковарке, где все процессы выполняются без участия человека. Здесь впервые в мире была внедрена плазмохимическая обработка ткани перед печатью вместо вредного хлорирования.



В музее платков можно увидеть всё разнообразие павловопосадских платков, от старинных классических образцов ручной набойки девятнадцатого века, авангардно-пропагандистских платков тридцатых годов прошлого века до современных платков и шалей выпускаемых предприятием в настоящее время.

За более чем двух вековое существование, Павловопосадская платочная мануфактура прошла огромный путь своего развития от крестьянской светлицы до современного конкурентоспособного производства, отвечающего всем мировым стандартам. Ее достижения неоднократно были отмечены на различных выставках, начиная от Малой Серебряной Медали на Московской выставке российских мануфактурных произведений, до Большой Золотой Медали на Всемирной выставке в столице Бельгии в Брюсселе.



Именно с рисунка (крока) начинается работа над каждым новым изделием. Все подготовленные кроки рассматриваются и утверждаются художественным советом, на который приглашаются заслуженные художники предприятия, представители Министерства культуры РФ и экспертного совета Московской области по народным художественным промыслам.



Как только рисунок утвержден, к работе над ним подключаются колористы. Их задача - подобрать рецепты печатных красок, добиваясь точного воспроизведения с помощью текстильных красителей авторского рисунка, выполненного гуашью.
Основная сложность работы колористов состоит в том, что истинный цвет будет виден только после обработки ткани паром.



Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах - колоритах. В зависимости от сложности рисунка применяются различные способы его нанесения на ткань.



Печать осуществляется на печатных столах с автоматическими печатными каретками и многокрасочных печатных машинах. Самые ответственные операции выполняются вручную.


В цехе готовой продукции



Работа с бахромой



Работница мануфактуры демонстрирует готовое изделие


До того, как павлово-посадские платки стали неотъемлемой частью народного костюма крестьянства и купеческого сословия, они долгое время оставались модным аксессуаром дам благородных сословий. В начале 19 века этот элемент женского гардероба был настолько популярен, что существовал даже танец с шалью, в котором дамы могли демонстрировать свою благородную осанку. Платки того времени обычно декорировались турецкими орнаментами, чуть позднее в моду вошли так же и цветочные орнаменты. Их создание – особое искусство, бережно и ревностно хранимое художниками и мастерами набойного дела павловопосадской платочной мануфактуры.

«Однажды на балу у Орлова попросили одну из московских красавиц, жену его незаконного сына, протанцевать "pas de chele", - вспоминает Е. И. Раевская. - Она согласилась и, став посреди залы, будто невзначай, выронила гребень, удерживающий ее волосы. Роскошные, как смоль, черные волосы рассыпались по плечам и скрыли стан ее почти до колен. Все присутствующие вскрикнули от восторга и умоляли ее исполнить танец с распущенными волосами. Она только того и хотела; исполнила танец при общих рукоплесканиях". Появлению этого танца способствовало увлечение французского общества античной культурой. «Па-де-шаль -соло, танцуется с легким газовым шарфом в руках: танцующая то обмотывается им, то распускает его». Особое внимание обращалось на плавность и грациозность движения рук Танец с шалью требовал грации и изящества. Дама медленно поворачивалась к публике то лицом, то спиной, поднимая поочередно то правую, то левую руку сзажатым в ней концом шали. Каждое новое движение начиналось с вытянутого носка правой или левой ноги. В начале 19века это мог быть и парный танец, но впоследствии он стал сольным дамским танцем. Чтобы шаль была послушной, в ее концы вшивались тяжелые золотые, серебряные или кораловые шарики. Сначала танец назывался а-ля грек, новое название появилось ближе к 30-м годам. Это танец-импровизация, где особое значение имела игра с шарфом и движения рук. Дама выходила на середину зала и, подбрасывая вверх легкий шарф, ловила его, проделывая с ним различные грациозные движения. Все внимание приковывалось к плавности и красоте движений рук. В царствование Александра I воспитанниц женских учебных заведений начали обучать танцу с шалью. Так девушки демонстрировали свое изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века.



Сегодня многие дизайнеры обращаются к национальному стилю вообще и к павловопосадским узорам в частности. Секрет такой популярности в том, что эти платки передают особенности национального русского характера, напоминая о свойственной ему духовности.



Спустя столько лет павловопосадский платок продолжает жить и развиваться: восстанавливаются старинные узоры, заимствуются орнаменты других народов и культур. К примеру, в настоящее время пользуются популярностью платки и шали с «турецкими огурцами» и «бобами», позаимствованные у знаменитых индийских кашемировых шалей.



Это неудивительно, потому что настоящие, традиционные, качественные вещи найдут своих ценителей в любые времена, и павловопосадские платки тому подтверждение.

Фотохудожник Лара Кантур (Lara Kantur)




Рисунок павловопосадского платка. Почтовая марка России, 2013 г.



Девушка слева накинула на плечи шаль, очень похожую по стилю и орнаменту на павлово-посадский платок . Фрагмент картины.

Па́влово-поса́дские набивны́е платки́ - шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880 -х гг.
Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) - один из старейших российских текстильных центров. В XVIII - первой половине XIX вв. богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860 -х гг. начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом. Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.

Павлово посадский платок настолько узнаваем, что, кажется, трудно найти человека, никогда его не видевшего. Подмосковная павлово посадская шаль давно стала одним из символов русской традиционной культуры. Вспомним купчих в ярких шалях с полотен Кустодиева и Малявина. Да и современные женщины с удовольствием используют посадские шали как эффектное дополнение к одежде, имеющее ещё и практическую сторону: тёплая и мягкая шерстяная павлово посадская шаль отлично согревает.

Павлово посадская мануфактура - единственное из старинных российских платочных предприятий, сохранившихся по сей день. В XVIII - начале XX в. текстильная промышленность была чрезвычайно развита в Москве и Московской губернии. В Павловском Посаде и близлежащих к нему сёлах располагались крупные фабрики и небольшие мануфактуры, продукция которых вывозилась в Москву и другие города, распространялась на ярмарках. Одно из крупнейших предприятий России второй половине XIX в. - фабрика, принадлежавшая Я. И. Лабзину (1827-1891) и В. И. Грязнову (1816-1869). Основана она была ещё в конце XVIII в. крестьянином села Павлова (с 1844 г. - город Павловский Посад) Иваном Дмитриевичем Лабзиным, внуки которого к началу 1840-х гг. числились уже в купеческом сословии.

Небольшое шёлкоткацкое заведение быстро росло, расширяя и меняя свой ассортимент. В 1853 г. Яков Иванович Лабзин (правнук; основателя фабрики) и его родственник и компаньон Василий Иванович Грязнов (Яков Лабзин был женат на сестре Грязнова), объединив капиталы, основали собственный Торговый дом. Спустя три года они помимо ткацкого производства открыли и набивное. Вплоть до 1860-х гг. фабрика выпускала шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные ткани и павлопосадские шали. Во второй половине XIX в. уже преобладали популярные набивные шерстяные палантины и шали. Как раз в это время они широко входили в моду как незаменимый элемент кос-тюма горожанок и сельских жительниц. Купчихи, мещанки, крестьянки щеголяли в накинутых на плечи или на голову палантинах и шалях с орнаментами в "восточном" духе либо с яркими цветочными композициями. Несомненно поправу русским сувениром можно называть Павлопосадские шали и палантины.

Рисунки на павловские платки наносили вручную, с помощью специальных деревянных досок: "манер" и "цветок". Несмотря на то что в 1870-х гг. была куплена пирротина - машина, набивавшая узор на ткань, её применение имело серьёзные ограничения: механически печатались лишь павлово посадские платки небольших размеров четырёх-пяти цветов. С помощью досок узор набивали по частям, накладывая его до 400 раз, так как для каждой части (а их могло быть от 4 до 24) и каждого цвета (порой более 16) применялась своя доска. Этот трудоёмкий и длительный процесс требовал от набойщика высочайшего мастерства, ювелирной точности движений, не позволявшей рисунку сместиться. Доски использовались долго, иногда в течение десятилетий, ибо спрос на шали с подобными узорами не падал. Ручная набивка павлово посадских шалей частично сохранялась почти до середины 1980-х гг. По краю павлово посадские платки украшались сетчатой шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется и пришивается надомницами вручную.

После Октябрьской революции фабрику национализировали, она рассталась с именами прежних владельцев и стала называться Старопавловской. Изменения в жизни страны незамедлительно сказались на ассортименте. В 1920-х гг. начались эксперименты с рисунком, возникли, мягко говоря, неожиданные для платочной тематики мотивы прославления революции, успехов коллективизации и индустриализации. Но цветочные композиции по-прежнему оставались визитной карточкой павлово посадских платков. Новые рисунки и орнаменты в русле классической для фабрики традиции были основной заботой художников того времени, среди которых выделялись Нил Постигов и Константин Аболихин, работавшие ещё до революции. Павлово посадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами: причудливо переплетающимися, так называемыми "турецкими" огурцами, "опахалами", картушами. завитками; узорной, почти ювелирной разработкой каждого элемента. Рождались и натуралистичные, объёмно трактованные цветочные композиции садовых и полевых цветов: роз, пионов, ромашек, незабудок…

После войны сюда вернулись Семён Петрович Рыжов (1916-1994) и Евгений Иванович Штыхин (1909-1976; мастер-резчик с 1934 г.). Последний помогал в составлении коллекций платков по эскизам других художников и делал собственные, ставшие известными рисунки для шалей, например "Медальоны". Во второй половине XX в. на фабрике создаются бесконечно разнообразные варианты цветочных и орнаментальных композиций, используются старые рисунки в новых колористических разработках.

В последнее время павлопосадские художники, лауреаты многих государственных премий, пробуют себя в новых направлениях, создают лаконичные композиции из геометрических и абстрактных форм, производят шелковые платки. В уникальном фабричном музее собраны образцы изделий с конца XIX в.


Особенности производства

Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декорировке павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды. По-прежнему популярен орнаментальный мотив «турецкие огурцы», заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей, ставших модными в Европе в наполеоновскую эпоху. Преобладает молочно-белый, чёрный, красный, тёмно-синий, вишнёвый фон. На протяжении 1920-1930-х гг. в Павловском Посаде выпускались преимущественно хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором. Искусство нарядного набивного шерстяного платка было возрождено в послевоенные годы, когда стала активно применяться ручная набойка. Однако с конца 1950-х гг. ручное производство стало постепенно вытесняться современными печатными машинами и техникой фотопечати, и в настоящее время платки методом ручной набойки на Павловопосадской платочной мануфактуре в Павловском Посаде не вырабатываются. Однако, создавая образцы для тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приёмы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности колорита. Среди ведущих художников предприятия - Е. Регунова , З. Ольшевская , И. Дадонова , К. Зиновьева , Н. Слащева , В. Фадеева , Е. Жукова .

Процесс производства павловопосадских платков

скачать
Данный реферат составлен на основе

В начале XIX века наши русские шали и платки ничуть не уступали кашмирским шалям и европейским образцам, а порой превосходили их. Они по праву заслужили международную славу, и не раз на выставках им присуждалась пальма первенства. Но всё же, техника выполнения была сложной – в отличие от европейских и индийских шалей они не имели изнанки. Позднее и в других странах освоили эту технику. Но цена на эти шали делала их недоступными для большей части населения.


Чтобы женщины всех сословий могли порадоваться, глядя на себя в зеркало, и покрасоваться «на людях», с середины ХIХ века в России начали производство шалей с набивным рисунком. Они стали гораздо дешевле тканых. Вот теперь шаль становится доступной для всех слоёв российского общества.


Самой большой популярностью стали пользоваться Павловопосадские платки из города Павловский Посад (Московская область). Здесь с середины ХIХ века начали производство шалей с набивным рисунком. Павлово-Посадские платки отмечались не раз призами российских и международных выставок.




Павловопосадские платки и шали фото






Надо отметить, что набивка, или набойка рисунка на ткани на Руси известна давно. Это ремесло было знакомо нашему народу еще в XI-XII веке. Из набивной ткани шили и одежду, и церковное облачение, а также занавески, шатры и знамена.


Павловопосадские платки украшали и согревали женщин до начала ХХ – го века. Затем они уступили место шапочкам и шляпкам. Вместо платков остался шарф.



Сейчас шали и платки снова вернулись и, похоже, не собираются уступать своё место – они всё чаще появляются в коллекциях лучших модельеров.



Павловопосадские платки - история, технологии производства в прошлом и в наши дни.


В городе Павловский Посад уже не первый год проводится в сентябре фестиваль - карнавал, который собирает не только жителей города, но и гостей. Именно здесь можно увидеть яркие и павловопосадские платки, и не только платки, но и множество других изделий, которые сшиты из платков: палантины, платья, корсеты, жилеты, куртки, сумки, шапочки и т.д.



Разные изделия, сделанные из павловопосадских платков





















Вконтакте

Эти платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. К XVII веку убрус уступает место платку или шали.

vector-images.com , CC BY-SA 3.0

К началу XVIII века в районе г. Павловский посад уже существовали традиции кустарного текстильного производства. В Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам.


, CC BY-SA 3.0

Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово Иваном Дмитриевичем Лабзиным. Лабзины имели небольшое производство. Большая часть материалов раздавалась крестьянам окрестных селений, которые на домашних станах вырабатывали шелковые и бумажные материи и платки.

Правнук, Яков Иванович Лабзин, совместно с Василием Ивановичем Грязновым, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком, получивших в то время широкое распространение в русском обществе. Первые павлово-посадские шали были выпущены в начале 60-х годов XIX века.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Расцвет мануфактуры приходится на 1870-1880-е годы. В 1881г. Яков Лабзин получает звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. В 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде было получено право изображения государственного герба на вывесках и этикетках.

После Октябрьской революции предприятие было национализировано и переименовано в Старо-Павловскую фабрику. Предприятие расширяет ассортимент, производятся попытки модернизации внешнего вида платков (изображения животных, рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации), выпуска хлопчатобумажных тканей.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В 1937 году фабрика участвует во Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже.

В послевоенный период происходит расширение расцветок и ассортимента платков при сохранении традиционных мотивов и рисунков.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В 1963 году фабрика получила название Московское производственное платочное объединение. С 1995 года - ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».

Фотогалерея






Дата начала: XVII в.

Полезная информация

История - павловопосадские платки

Названия фабрики

После 1855 года платочное предприятие имело разные названия:

1868г. - Полное товарищество "Яков Лабзин и Василий Грязнов"

1892г. - Товарищество на паях "Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова в Павловском Посаде"

1918г. - фабрика была национализирована и стала называться

Старо-Павловская фабрика № 11 Государственного камвольного треста ВСНХ

1928г. - фабрика имени 10-й годовщины Красной Армии Главного управления шерстяной промышленности

1963г. - Московское производственное платочное объединение

1989г. - Павлово-Посадское производственное платочное объединение

1992г. - Акционерное общество закрытого типа "Павлово-Посадские шали

с 1995г. - Открытое акционерное общество "Павловопосадская платочная мануфактура"

Василий Павловопосадский

Василий Грязнов был широко известен при жизни среди окрестного населения не только как фабрикант, но и своими богоугодными делами. Много лет он состоял старостой Павлово-Посадского собора Воскресения Христова.

В августе 1999 г. В.И.Грязнов был канонизирован Русской Православной церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский.

Гжель, Дулево, Федоскино, Сергиев Посад, Жостово, Богородское – далеко не полный перечень адресов, где можно познакомиться со старейшими народными художественными промыслами Подмосковья.

Визитной карточкой одного из пунктов этой «культурной программы – Павловского Посада стал знаменитый на весь мир «плат узорный», один из русских национальных символов.

Первое упоминание о Вохне или селище Павловом, давшем начало Павловскому Посаду, получившему статус города 171 год назад, относится к 1328 году. И сегодня здесь можно увидеть множество исторических построек, например, дом купца Широкова – памятник архитектуры первой половины XIX века, в нем оформлен уголок быта купеческой семьи. В будущем в исторической части города планируется реализовать масштабный проект «музея под открытым небом», представляющего образец провинциальной застройки торгово-промышленного посада.

Один из бревенчатых домов улицы Володарского еще до революции построил дед народного артиста СССР Вячеслава Тихонова. Здесь родился и вырос легендарный актер. В нынешнем году депутаты горсовета Павловского Посада приняли решение о покупке строения в муниципальную собственность с целью открытия дома-музея Тихонова. Здание находится в удручающем состоянии, предстоит его реставрация. Часть экспозиции будущего музея – мебель, посуду и другие вещи семьи Тихоновых, а также многочисленные фотографии – можно увидеть сейчас в историко-художественном музее Павловского Посада. Сбор экспонатов продолжается. Ожидается, что долгожданное открытие дома-музея состоится в следующем году.

Сохранились в Павловском Посаде и кирпичные корпуса ткацкой фабрики, основанной на рубеже XIX и XX веков русско-французским обществом. Фабричные здания занимают целый квартал, который в народе окрестили «Парижем». В память о российско-французском сотрудничестве у здания музея был установлен макет Эйфелевой башни.

Сохранилось и восстановлено в Павловском Посаде большинство церквей дореволюционной постройки. Архитектурным символом города является колокольня храма Воскресения Словущего, известного с 1389 года. А в 1989 году здесь был восстановлен Собор Покрова Пресвятой Богородицы Покровско-Васильевского монастыря.

Монастырь этот непосредственно связан с павловопосадскими платками. Покровско-Васильевский храм построил во второй половине XIX века над могилами своей супруги Акилины и ее брата Василия Грязнова, компаньона по производству павловопосадских шалей, фабрикант и благотворитель, внук (по другим данным – правнук) основателя фабрики Яков Лабзин. Обитель стала одним из красивейших монастырей Московской епархии.

Лабзин и Грязнов вели масштабную благотворительную деятельность. В признание заслуг в 1999 году Василий Грязнов, местночтимый святой Праведный Василий Павлово-Посадский, был канонизирован церковью. Его мощи хранятся в Покровско-Васильевской обители.

В фильме «Платки» режиссера Юрия Павлова герой Валерия Баринова, старый художник, рассказывает своей ученице: «Знаешь, как моя старуха про наши платки говорит? Это Богу картинки! Сидит он на небе, сверху смотрит. Видит бабьи маковки и радуется».

Действительно, платок имеет сакральный смысл – он произошел от омофоров – головных покровов, изображенных на иконах. По библейской легенде сама Пресвятая Богородица распростерла свой головной покров над молящимися в знак высокого покровительства, с тех пор 14 октября мы празднуем один из великих православных праздников – Покров Пресвятой Богородицы.

Каждый платок был наделен своей символикой орнамента, благодаря которой уборы нередко имели силу оберегов и несли духовную информацию.

Язык узора канул в Лету и стал для нас тайной. Поэтому старинные платки, отреставрированные мастерами павлово-посадской платочной мануфактуры, работающей по сей день, имеют особую ценность. Немало таковых вы сможете увидеть в Павлово-Посадском музее русского платка и шали. В основу фондов, насчитывающих более 400 экспонатов, легла частная коллекция Владимира Шишенина.

Вся роскошь России

По отзывам специалистов, коллекцией равной полноты и выразительности обладают разве что Государственный исторический музей и Музей декоративно-прикладного искусства в Москве. Здесь представлены платки и шали многих известных мануфактур России и Европы с характерными художественными стилями, в том числе и знакомый нам оренбургский пуховый платок. Большой интерес представляют также старинные головные уборы и предшественник платка – вышитый убрус, то есть льняное полотенце, которое носили поверх головного убора – кичи или кокошника. На примере коллекции головных уборов русского Севера – сорок, кокошников, повойников – можно увидеть разные манеры ношения и способы завязывания платка, ставшего обязательным атрибутом традиционного русского женского костюма. Ведь с давних времен замужняя женщина не могла появиться на людях с непокрытой головой и распущенными волосами. «Не стоит изба без крова, а баба без покрова», – говорит пословица.

Особое место в экспозиции занимают памятные платки и панно, напечатанные в честь знаменательных событий. По их сюжетам можно проводить уроки о короновании императоров, о 300-летии царствования Дома Романовых, о столетии Отечественной войны 1812 года… В советский период эта традиция была продолжена в сюжетах о новых праздниках – десятой годовщине Красной Армии, 30-летии советской власти, 800-летии Москвы.

Представлены предметы русского быта XVIII-XX веков – прялки, рубели, коклюшки, утюги, чесалки. И, конечно же, инструменты, использовавшиеся старинными мастерами для ткачества и набивки рисунка платков – набивные доски, чугунные молотки и прочий инструмент.

Технологии меняются, традиции живут

Павловские мастерицы занимались изготовлением шерстяных набивных платков еще в XVIII веке. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин открыл фабрику – это была ткацкая светелка по выпуску шелковых платков с ручным трудом. В то время таких крестьянских фабрик только в Московской губернии насчитывалось более семидесяти.

Павлово стало центром шелкоткацкого и парчового производства, а с 1860-х годов здесь начали выпуск шерстяных и полушерстяных платков, шарфов, шалей, палантинов, украшенных ярким набивным орнаментом. Фабрика получила огромную известность и бурно развивалась в период руководства внука основателя Якова Лабзина.

Торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов», основанный в 1863 году, открыл торговлю по всей России и за рубежом.

К концу позапрошлого века мануфактура стала крупнейшим предприятием по выпуску шерстяных набивных платков в России, здесь трудились более двух тысяч рабочих. Настало время, когда платки посадской платочной мануфактуры вытеснили с прилавков все остальные головные уборы.

В XIX веке нанесение узоров на платки на Павлово-Посадской мануфактуре осуществлялось вручную способом набивки. Рисунок на платочную ткань переносили с деревянных резных форм, используя для этого доски двух типов: «манеры» и «цветки» (с ударением на е). С помощью «цветок» на ткань наносили краски, каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали «манерами». Их изготавливали так: сначала узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом. Полученный контур накладывали на отдельные доски. Изготовление набивных досок на величину всего платка было невозможно, рисунок разбивали на части. Для набивки одного платка могло быть использовано до семидесяти досок! Ручной способ был очень трудоемким и требовал огромной силы, выносливости и внимательности.

Позднее на Павлово-Посадской платочной мануфактуре внедрили метод трафаретной печати – для набивания узора на платки начали использовать шелковые или капроновые сетчатые шаблоны, рисунок стал переноситься на ткань способом фотокопирования. Метод положил начало автоматизации. Первая машина для многокрасочной фотофильмпечати была установлена на фабрике в 1961 году.

Несмотря на современные технологии, авторскую школу создания платочных рисунков и яркий «букетный» характер павловопосадского платка как традиции исконно народного промысла здесь бережно сохраняют. Аналогов этим рисункам нет нигде в мире, они уникальны. Сохраняют и традиционное качество чистошерстяного полотна, для изготовления которого пригодна только тонкорунная шерсть с загривка белоснежных овец.

Шелковую бахрому шалей по старинке вяжут вручную. А словосочетание «русский платок» по-прежнему ассоциируется именно с платком павловопосадским.