Рисование на тему поздняя осень подготовительная группа. Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Осенний лес. Постановка цели. Рассматривание схем и их обсуждение

Конспект урока рисования для детей 5-6 лет "Поздняя осень"

Автор: Фирсова Ольга Владимировна, воспитатель город Москва ГБОУ Гимназия 1569 "Созвездие" корпус 9 (детский сад №1267, город Москва.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия для старшей группы детского сада "Рисование с использованием нетрадиционной техники рисования – кляксография на тему "Поздняя осень". В этой работе ребята познакомятся с нетрадиционной техникой рисования кляксографией и научатся рисовать пейзаж гуашью без помощи кисти. Данная методическая работа может быть использована воспитателями детских садов (старший дошкольный возраст). Детям очень нравится использовать разные техники при выполнении творческих работ. Дети проявляют фантазию, у них развивается воображение, совершенствуются технические навыки.
Образовательная область: художественное творчество
Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация
Цель : познакомить детей с кляксографией, вызвать интерес к нетрадиционным техникам рисования, развивать творчество, воображение. Закрепить знания о признаках поздней осени, развивать дыхательную систему. Активизация речи. Обогащение словаря: клякса, кляксография.
Материалы : листы А4 на каждого ребёнка, простой карандаш на каждого ребёнка, баночки с водой, трубочки для напитков на каждого ребёнка, губки на каждого ребёнка, краски гуашь, тушь или жидко разведённая гуашь (для клякс), пластиковые ложечки или пипетки, ватные палочки, салфетки для рук.

Ход работы:

Дети, скажите мне, пожалуйста, какое время года у нас за окном?(Осень)
- Начало осени или её конец??(Конец)
- Почему вы так думаете? Какие признаки осени мы можем сейчас наблюдать? Что изменилось в природе? (ответы детей)
- Итак, мы можем сказать что за окном поздняя осень?
-Вы любите рисовать? Чем вам больше всего нравится рисовать?
- Сейчас я вас научу как можно нарисовать осень красками без помощи кисти.
- Для начала нарисуем фон (идет одновременно объяснение-руководство и показ): расположите лист так, как вам больше нравится, нарисуйте простым карандашом еле видную линию горизонта. Подумайте, какие цвета присутствуют в осеннем небе? Возьмите губку, намочите её и поочередно наносите краски губкой горизонтальными мазками выше линии горизонта. Теперь представьте, какие цвета могут присутствовать на земле, ниже горизонтальной линии. Также горизонтальными мазками наносим краски.
- Проверьте, не осталось ли пустых мест на ваших рисунках.
- Теперь внимательно посмотрите как я буду изображать дерево (показ, дети только смотрят). Зачерпываю ложечкой жидкую гуашь и капаю ниже горизонта, получилась клякса. Теперь беру трубочку и «выдуваю» из кляксы ствол и ветки дерева, направляю трубочку снизу-вверх и в стороны о ствола. Посмотрите, что получилось. Эта техника рисования называется «кляксография», т. е. рисование кляксами или из клякс.
-Теперь попробуйте сами. (помогать детям, подсказывать как лучше).
- Посмотрите какие разные деревья у вас получились!
- Поздней осенью бывает снег? А листья на деревьях?
- Правильно, может выпасть снег, на деревьях остаются редкие засохшие листочки.
- Давайте возьмем ватные палочки и нарисуем падающий снег или засохшие листья на ветках. Можно нарисовать и то и другое, а можно что-то одно.
Дети рисуют. Затем все рисунки собираются в одном месте(выставка).
- Посмотрите, все рисунки отличаются друг от друга. Кто запомнил как называется техника в которой мы рисовали??(кляксография) Из чего мы рисовали деревья? (клякса). Вам понравилось рисовать кляксами?? Вот какие замечательные рисунки получились у нас без помощи кисти!

Цель: учить отражать в рисунках приметы осени, используя нетрадиционные техники рисования.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:— закреплять названия осенних месяцев;— упражнять в назывании осенних примет;— учить изображать явления природы на бумаги;— учить рисовать деревья;— закреплять приёмы рисования кистью (концом кисти);— продолжать учить изображать явления природы нетрадиционным способом (приём тычка).2. Коррекционно-развивающие:— развивать координацию движений, сопровождая речью;— развивать мелкую моторику рук через пальчиковую игру;— упражнять в согласовании существительного единственного числа с прилагательным;— развивать воображение;3. Коррекционно-воспитательные:— воспитывать эстетическое восприятие природы через изображение осенних примет;— воспитывать умение слушать как педагога, так и своих сверстников;— воспитывать любовь к природе.Оборудование: платочки по количеству детей, гуашь по количеству детей (чёрная, белая, коричневая, синяя), вырезанные из цветного картона листья на каждого ребёнка по два, тычок из поролона на каждого ребёнка.Ход занятия:1. — Осень в гости к нам стучится и зовёт нас поиграть.2. Игра с листочками «Осень»Падают, падают листья-В нашем саду листопад(дети кружатся, подняв руки вверх, приседают на корточки)Жёлтые, красные листьяПо ветру вьются, летят.(опять кружатся)Птицы на юг улетают-Гуси, грачи, журавли(бегут по кругу, машут руками)Вот уж последняя стаяКрыльями машет вдали.3. Презентация «Осенняя прогулка».I Слайд: Сентябрь. Слегка пожелтевшие листья, солнце мало светит и греет, идут дожди, трава вянет, птицы улетают в тёплые края, люди собирают урожай овощей и фруктов, люди одеваются теплее. Сентябрь-начало осени. (дети проговаривают приметы осени, название месяца, говорят какой он по счёту).II Слайд: Октябрь. В октябре солнце светит и греет меньше, дожди идут ещё чаще, ещё холоднее, чем в сентябре. Листьев на деревьях осталось мало. В октябре вся трава жухлая, птицы улетели в тёплые края, уже собран урожай овощей и фруктов. В октябре люди одеваются теплее, чем в сентябре. Октябрь — середина осени. (дети проговаривают приметы осени, название месяца, говорят какой он по счёту).III Слайд: Ноябрь. В ноябре солнце светит и греет ещё меньше, бывают заморозки, идёт первый снег. Ноябрь-конец осени. (дети проговаривают приметы осени, название месяца, говорят какой он по счёту).4. Рассматривание образца.— Какие приметы осени изображены? (небольшой снег, хмурое небо, на деревьях нет листьев).-Ребята, эти приметы можно отнести к какому периоду осени: к началу, середине, к концу осени?-Какая же, это осень? (поздняя)5. Приёмы рисования.-Посмотрите на деревья, каким способом будем рисовать деревья? (кончиком кисти)-Какую гуашь нам необходимо смешать, чтобы изобразить небо? (в белую гуашь добавить капельку чёрной)-Как «волшебно» изображён снег, а как вы ребята думаете каким способом мы будем рисовать снег? (способом тычка)6. Игра на развитие мелкой моторики рук «Первый снег».Раз, два, три, четыреМы с тобой снежок слепили!Круглый, крепкий, очень гладкий(дети берут платочек за два уголка и пальцами рук собирают платочек в обе ладони)И совсем-совсем не сладкий!(грозят указательным пальцем любой руки)Раз-подбросим! (подбрасывают платочек)Два-поймаем! (ловят платочек обеими руками)Три уроним! (роняют на пол)И сломаем! (грозят указательным пальцем любой руки).7. Самостоятельное рисование.8. Выставка работ.

  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
  • «Уж небо осенью дышало…»

    Цели: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; продолжать учить различать некоторые деревья; воспитывать познавательный интерес, бережное и отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа. Воспитывать воображение, внимание и память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе; Учить детей передавать в рисунке впечатления об осени; самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно выразительными средствами. Развивать чувство цвета, умение удачно располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании гуашью (хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности). Воспитывать эстетическое отношение к природе. Вызывать интерес к художественному творчеству. Продолжать учить передавать предметы, явления окружающего мира посредством рисования.

    Интеграция областей: Коммуникация, Сенсорное развитие, Здоровье, Социализация, Художественное творчество.

    Предварительная работа:

    • Беседы об осени;
    • Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
    • Разучивание стихов и поговорок об осени;
    • Пение песен об осени и слушание музыки;
    • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
    • Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
    • Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
    • Наблюдение за деревьями на прогулке;
    • Поделки из природного материала;
    • Заготовка ствола березы из белого пластилина.

    Материалы и оборудование:

    • Иллюстрации с изображением смешанного леса.
    • Гуашь, тонированные листы бумаги, кисти, стаканчики для воды, салфетки.
    • Кукла ежа из кукольного театра.
    • Запись музыкального произведения П.И.Чайковского цикл «Времена года» (октябрь).

    Ход занятия

    Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие. Проходите и садитесь на стульчики. Послушайте, как звучит красиво музыка. Какие слова можно подобрать к этой музыке? (задумчивая, яркая, замечательная) А какое время года она вам напоминает? (осень)

    Слушание (звучит музыка)

    Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (осень)

    А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь,октябрь,ноябрь)

    А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)

    Сейчас какая осень? (поздняя)

    А давайте вспомним приметы поздней осени. Отвечайте полными предложениями. Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Какими становятся листья? (желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми). Осенью в садах и огородах собирают урожай.

    Воспитатель: Молодцы ребята, все помните. Давайте теперь закроем глаза и представим, что мы попали в сказочный осенний лес (звучит музыка)

    Сюрпризный момент

    Раздается стук: Тук-тук-тук!

    (воспитатель на руку одевает кукольного ежика)

    Воспитатель: Здравствуйте! Ребята кто к нам в гости пришел такой?

    Еж: Здравствуйте, ребята! Я ежик. Живу в лесу и охраняю его. Я вас долго ждал, скучно мне в лесу, хочу с вами поиграть, проходите вот на эту полянку.

    Воспитатель : С удовольствием. Ты знаешь, ежик, чтобы не скучно было идти на полянку, ребята знают очень много разных движений. Да и размяться надо.

    Физкультминутка.

    Вдруг закрыли небо тучи (Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.

    Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на поясе.

    Долго будет дождик плакать,

    Разведет повсюду слякоть . Приседают, держа руки на поясе.

    Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.).

    Поднимай повыше ноги.

    Еж: Присаживайтесь (дети садятся на коврик). У меня в лесу много деревьев. А вы знаете, как они называются?

    Игра "Назови деревья"

    Еж: Чем деревья похожи между собой? (у всех деревьев есть ствол, корень, ветки)

    А чем отличаются друг от друга? (У одних деревьев есть листочки, их называют лиственными, а у других иголочки - хвойные, а ещё они отличаются по цвету коры (береза).

    Еж: Ребята, а вы загадки любите отгадывать? У меня тут припасены кое-какие.

    Загадки

    1. Лежала между ёлками подушечка с иголками.

    Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)

    2. Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
    Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
    Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

    3. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
    А когда придет весна, просыпается от сна. (медведь)

    4. Угадай-ка, что за шапка, меха целая охапка.
    Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (заяц)

    Еж: Молодцы ребята! Всех зверей в лесу знаете. Мне понравилось с вами играть.

    Воспитатель: ежик, в лесу сейчас осень, давай покажем ребятам как художники изображают осень. Ребята, давайте рассмотрим репродукции картин о осени

    Рассматривание репродукций.

    Эта работа называется «Золотая осень». Посмотрите, как художник изобразил красоту природы. Какие краски он использовал? (Желтая, голубая и т.д.) Обратите внимание, как располагаются детали изображения: на перднем плане деревья и река изображены крупнее и отчетливей, чем то, что мы видим на заднем плане. Мы так же понимаем, что это солнечный день, т.к. падет тень от деревьев, небо чистое. А вот на другой картине мы видим совершенно другую осень. Деревья стоят почти голые, дождь моросит, дует ветер. Небо серое. Вот такой разной увидел и показал нам художник осень. И мы с вами сегодня тоже будем художниками и будем тоже «писать картины». Да-да, именно писать, а не рисовать. Ведь правильно надо говорить «писать картины».

    Орг. Момент. Звучит музыка.

    Ребята, вы слышите музыку П.И. Чайковского «Времена года». Какое настроение передает эта музыка: веселое, грустное, задумчивое и т.д.?

    С помощью музыки композитор передал нам свое осеннее настроение. А вот Александр Сергеевич Пушкин очень любил это время года и писал о нем много стихов. Вот послушайте:

    Уж небо осенью дышало,

    Уж реже солнышко блистало.

    Короче становился день.

    Лесов таинственная сень

    С печальным шумом обнажалась.

    Гусей крикливых караван

    Тянулся к югу. Приближалась

    Довольно скучная пора.

    Стоял ноябрь уж у двора…

    Какое по характеру это стихотворение? (ответы детей)

    Беседа после чтения.

    О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Об осени)

    О каком периоде осени здесь говорится (Поздняя осень)

    Найдите слова, подтверждающие ваше мнение.

    (Приближалась довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора).

    Какой месяц относится к поздней осени? (Ноябрь)

    Какой есть ещё период осени? (Ранний)

    Какие месяцы относятся к ранней осени? (Сентябрь, октябрь)

    Какие признаки осени упоминает поэт?

    Как вы понимаете слова

    «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась…»

    (Листья облетают с деревьев, и становится грустно и печально).

    Что значит слово караван?

    (Движущаяся вереница – друг за другом)

    Кто двигался караваном? (Гуси)

    Куда они двигались? (Улетали на юг)

    Какие ещё птицы улетают на юг зимовать? Почему на юг?

    Ребята, но не только композиторы и писатели посвящали свои произведения осени, но также и известные художники писали картины, изображая красоту этого времени года. Давайте и мы нарисуем позднюю осень.

    Практическая работа.

    Занимаем свои места. Прежде, чем приступить к работе, немного подумайте, что именно вы хотите изобразить на своем листе бумаги, как вы будете располагать свой замысел. Какие краски вам понадобятся. Если надо смешать краски, чтобы получить другие оттенки, у вас есть палитра.

    Дети рисуют.

    Рассматривание работ.

    По окончании работы рисунки вывешиваются на стенде, дети их рассматривают, оценивают, делятся впечатлениями.


    Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) с пуантилизмом «Золотая осень»

    Предлагаемый мастер-класс по рисованию по ознакомлению с пуантилизмом «Золотая осень» предназначен для педагогов дошкольного образования в работе с детьми старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).

    Назначение композиции: «Золотая осень» станет прекрасным украшением стен детской комнаты, подарком для родных и близких, выразительной композицией в любой выставке детских работ.

    Представленная композиция является интересным вариантом для педагогов для использования в совместной деятельности или индивидуальной работе с одаренными, увлекающимися живописью дошкольниками. Создание изображения с помощью точек способствует не только развитию у детей мелкой моторики, усидчивости, но и развитию воображения, мышления, фантазии.

    Цель мастер-класса : познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм» с помощью акварельных красок.

    Задачи в работе с детьми:

    Познакомить старших дошкольников с нетрадиционным течением в живописи - «пуантилизмом»;

    Обучать созданию композиции «Золотая осень» в технике «пуантилизм»;

    Развивать воображение, моторику, творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет);

    Воспитывать усидчивость в работе, эстетическое восприятие.

    Уважаемые коллеги. Представленный мастер-класс является более сложным вариантом использования пуантилизма в творчестве дошкольников, чем предложенный мною мастер-класс «Золотая рыбка», выполненный фломастерами. Позвольте Вам в нескольких словах напомнить особенности техники «пуантилизм».

    Описание техники «пуантилизм».

    Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.

    «Золотая осень» в технике «Пуантилизм»

    На одной из встреч я познакомила дошкольников с несколькими картинами художников, выполненных в технике «пуантилизм».

    Ребята были очень удивлены эффектом от увиденных картин, особенно им понравилось рассматривать их издалека. Конечно, я не могла не предложить им попробовать изобразить собственные композиции в этой технике акварельными красками. Позвольте представить Вашему вниманию неболльшой мастер-класс, который поможет создать осеннюю композицию.

    Материалы, необходимые для создания композиции:

    1. Бумага для черчения А3

    2. Простой карандаш

    3. Стирательная резинка

    4. Акварельные краски

    5. Стаканчик для воды

    6. Рамка для оформления работы

    Предлагаем приступить к первому этапу - созданию эскиза будущей композиции. Лист необходимо простым карандашом разделить горизонтальной линией на две плоскости: небо и земля. Вдоль линии горизонта располагаем деревья, на заднем плане - горы, на переднем - река.

    Эскиз готов, теперь самое время приступить ко второму этапу - окрашиванию нашей композиции цветными точками. Работу необходимо начинать с заднего плана - гор. Наносим точки коричневого цвета.

    Немного добавим серой и черной краски, чтобы подчеркнуть контур каждой вершины, склона.

    Теперь переходим к среднему плану композиции - деревьям: окрашиваем точками коричневого цвета стволы и веточки.

    Далее необходимо «одеть» деревья в осеннюю листву. Деревья, расположенные ближе к горам, лучше окрасить желтым цветом, чтобы они не сливались со склонами, цвет других деревьев вы можете варьировать по своему усмотрению (мы воспользовались оранжевым, красным и пурпурным цветами).

    Вдоль берегов реки нанесем оттенок зеленого цвета - это травка, сохранившая свежесть у воды. Можно добавить желтый цвет - речной песок.

    Приступаем к созданию осеннего «покрывала» для земли. Под деревьями, на отдельных участках наносим темно-зеленый оттенок травы.

    Затем расширяем окрашиваемые участки, используя более светлый оттенок зеленого цвета.

    Оставшиеся участки земли заполняем охрой.

    Приступим к окрашиванию небосвода. Для этого воспользуемся голубой (или светло-синей) краской. При заполнении верхней части листа можно оставить незакрашенные участки - облака.

    Цели: учить видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности.

    Программное содержание: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - отпечатки листьев деревьев, закрепить умение детей аккуратно использовать краски при работе, развивать творческие способности, воспитывать интерес к процессу рисования.

    Материал: листы бумаги для рисования, кисть, гуашь, ватные палочки, баночки с водой, влажные салфетки, листья деревьев.

    Интеграция образовательных областей: «художественное творчество», «коммуникация», «музыка», «познание».

    Ход занятия:

    Воспитатель: дети, какое сейчас время года?

    Дети: осень.

    Воспитатель: Да. Одно из самых красивых времен года. Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали осень.

    Дети рассматривают репродукцию картины И.И.Левитана «Золотая осень».

    Что изображено на картине?

    Какие чувства хотел выразить художник?

    Почему картина называется «Золотая осень»?

    Какие краски использовал художник, чтобы показать «золото» осени?

    Что может случиться с таким замечательным пейзажем через две недели, месяц?

    Воспитатель: читает стихи об осени («Осень» А.Пушкина, «Лес, точно терем расписной» И.Бунин).

    Воспитатель задает вопрос: как поэты описали время года «осень»? Ответы детей.

    Воспитатель: молодцы, а теперь немножко отдохнем (проводится физминутка «Листики)»:

    Мы листики осенние, на ветках мы сидим (дети приседают)

    Дунул ветер - полетели (поднимают руки вверх, качают ими)

    Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

    И на землю тихо сели (дети приседают)

    Ветер сильно набежал (поднимая руки, качают ими)

    И листочки все поднял (легкий бег по кругу)

    Закружились, полетели (дети кружатся)

    И на землю тихо сели (дети приседают).

    Воспитатель: молодцы, а какой осенний пейзаж вы бы хотели изобразить, если бы были художниками? какие краски бы использовали? Воспитатель предлагает детям нарисовать осень с помощью листьев от деревьев (дети собрали их на прогулке). Покрасим листик гуашью и сделаем его отпечаток на листе бумаге, прорисуем ствол дерева кистью, а ватными палочками нарисуем много летящих осенних листиков. Что еще можно нарисовать к нашему пейзажу?

    Дети: небо, солнце, река.

    Практическая часть.

    Самостоятельная работа.

    Рефлексия:

    Воспитатель: дети, чем мы сегодня занимались?

    Дети: рисовали осенний пейзаж.

    Воспитатель: каким способом мы рисовали осенние деревья?

    Дети: отпечатками листьев деревьев.

    Воспитатель: молодцы, какие красивые осенние рисунки у вас получились, ребята. Пусть эти осенние пейзажи порадуют вас и поднимут вам настроение.

    В заключении дети слушают отрывок из произведения П.И.Чайковский «Октябрь. Осенняя песня».