Православие и протестантизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви. Протестанты и католики: в чем разница

Последнее обновление:
02.Июня.2010, 04:04


Третий вопрос касается самого молодого из основных направлений христианства - протестантизма (протестантства), возникший в XVI в.

Какие же особенности присущи протестантизма и отличают его от других христианских конфессий?

1. Протестантизм считает источником веры исключительно Библию. В этом вопросе протестанты приближаются к взглядам православных.

2. В отличие от католичества, которое считает, что истина открывается тремя путями: верой, интуицией и умом, в протестантской теологии ум с этой триады исключено. При обращении к Священному Писанию следует исключить совсем и философию - ведь, по словам Лютера, «ум - проститутка Сатаны».

3. Протестанты считают, что судьба человека предопределена еще до его рождения, поэтому традиционная для католиков и православных молитва и роль священника в качестве посредника между Богом и человеком, сложная культовая практика и организация не имеют для протестантов значение.

4. Протестантизм настаивает на удешевлении и упрощении церковных ритуалов, отказывается от изображений Бога, святых, не признает священных реликвий (таких, как святые мощи и т. П.), купить свечи декоративные для них это ненужная роскошь.

5. В протестантизме служба ведется на национальных языках. В ней доминируют совместное выполнение псалмов и чтение Библии с комментированием.

6. Из семи христианских таинств протестанты признают только два: крещение и причастие. Кальвинисты пошли дальше - они признают таинство только крещение.

8. Пастор избирается из самых добродетельных и образованных прихожан.

Начало XVI века в Европе - эпоха радикального перелома в европейской культуре, время, когда закладывается матрица ее развития на многие века вперед. Это время резких контрастов: благородной духовности - и рядом с ней сожжения на кострах еретиков; захвата античным наследием - и судебных процессов над «ведьмами»; благочестивых диспутов - и инквизиционных пыток. Но все эти, казалось бы, несовместимые элементы, персонажи, идейные течения, вливаясь в общий поток социального развития, формируют мировоззрение, провешивают наступления новой, буржуазной эры.

В такой ситуации католическая церковь выступает в защиту идеалов Средневековья, подтвердив характеристику, дал папству английский философ Томас Гоббс: «Привод умершей Римской империи, сидит в короне на ее гробу».

На начало XVI в. антицерковные движения достигли апогея. их социальная база была очень красочной: политические деятели и правители, стремившихся к независимости от Рима; торгаши и промышленники, страдали от взяток и феодальной раздробленности; обедневшие аристократы и рыцарство, которое видело в католической церкви конкурента в обмане подчиненных; деятели науки, сопротивлялись церковным догмам; крестьянство и городские низы, что на них давила вся социальная пирамида...

Для того, чтобы эти общественные силы выступили вместе, необходима была единственная идея, способная их сплотить, какая-то общая программа. ее возникновении связано с событиями, о которых речь пойдет.

31 октября 1517 в Виттенберге местный священник Мартин Лютер прибил на воротах своего собора тезисы, в которых выступал против практики продаж: т. Н. индульгенций - свидетельств об отпущении грехов. Индульгенция как папская грамота отпускала как уже совершенные грехи, так и те, которые могут быть совершены в будущем; выдавалась за деньги или особые заслуги перед церковью.

Выступление Лютера не был в полной неожиданностью. Ведь Виттенбергского священник еще в 1512 начал публиковать взгляды, лишь частично совпадали с официальной католической доктриной. Например, он склонен был противопоставлять взглядам таких церковных авторитетов, как Альберт и Фома Аквинский, взгляды Августина на свободе воли и другие теологические проблемы. В 1517 для Лютера поводом выступления стала циничная деятельность папского уполномоченного Иоганна Тетцеля, что с помощью индульгенций собирал средства на строительство собора Св. Петра в Риме. Тетцель утверждал, что уже в тот момент, когда уплаченная за индульгенцию монета дзенькне о дно блюда для денег, душа грешника перелетает из ада или чистилища прямо в рай.

Основным в тезисах было опровержение теории и практики продажи индульгенций. Здесь еще отсутствует учение протестантизма в полном объеме, а по вопросам, связанным с папской властью, Виттенбергского священник высказывается очень осторожно. «Я был один, - писал позже Лютер, - и только по неосторожности был вовлечен в это дело... Я не только уступал отцу во многих важных догмах, но и от всей души обожал его, так как кто такой был я? ничтожный монах, похожий скорее на мертвеца, чем на живое существо ».

Рим ответил угрозой отлучения и физической расправы. Уже в следующем году Лютер получает приказ явиться в Рим, но благодаря поддержке саксонского курфюрста Фридриха III сумел уклониться от поездки. Долгое время он просто прятался. В 1520 Лютер получает папскую буллу, отлучала его от церкви, и публично сжигает ее. Это был вызов не только католикам, но и римской власти. Лютер позволил себе этот вызов, потому что имел мощную поддержку народных масс, бюргерства, даже аристократов и чиновников.

Критику Лютера вызвала и католическая идея о небесном представительство церкви. Между человеком и Богом, утверждал он, не должно быть посредников: Бог дает спасение по собственной воле, а не под давлением просьб грешника. Судьба человека определяется не церковью, а милостью Божьей; своими силами достичь спасения невозможно. Спасение достигается только через безоговорочную веру в жертву Христа. Учение о «личном» веру как единственную и достаточное условие спасения составляет фундамент протестантской догматики и является предпосылкой переосмысления традиционного католического учения. Личная вера, что несет спасение, не может быть следствием благочестия верующего. Она возникает под действием Святого духа, вдохновляет человека на мысль о определенность ее спасения. В «Малом катехизисе» Лютер писал: «уверен, что не своей силой и умом могу верить во Христа, хозяина, или прийти к нему, но Дух Святой призвал меня через Евангелие, просветил своими дарами, освятил и сохранил меня в истинной вере» .

Вследствие таких взглядов протестантизм коренным образом изменил представление о месте и роли религии в человеческой жизни. Священной признавалась вся повседневная деятельность, церковная регламентация жизни ликвидировалась. Важно не то, что делает человек, а то, как она осознает свой долг перед Богом, не результат деятельности, а внутреннее состояние, цель, которую человек перед собой ставит.

Личная вера, по Лютеру, делает человека свободным "внутренне". Поэтому лозунг любви к ближнему приравнивается к службе ближнему. Человек не должен вроде монаха бежать от мира. Протестантизм выдвигает особое этику - этику мотивов.

Если в католичестве и православии верующий надеется достичь спасения, в протестантизме он, наоборот, должен верить в то, что его уже спасены. Тем самым человек чувствует себя внутренне свободной, получает возможность служения Богу.

Наряду с бюргерской активизировалась и народная реформация, что в ней значительной фигурой был Томас Мюнцер, который начинал свою деятельность как последователь Лютера. Значение Мюнцера прежде всего в том, что он воплотил эсхатологической языке народное ощущение мира. Мюнцер разделял убеждения в «оправдании верой», но земное предназначение человека он трактовал прежде всего как борьбу избранных Богом ревнителей, которые призваны установить на земле новый порядок, в котором не будет зла. Его взгляды активизировали анабаптистов (название происходит от греческого слова, которое означает «перекрещенные» - из-за принятого в них крещение взрослыми; требовали уничтожения частной собственности введения общего имущества). Анабаптисты представляли в Реформации народные низы. Против них выступали умеренные представители реформационного движения. В общем надо отметить, что разнообразие реформационных течений начала неоднородный характер протестантизма как религиозного направления. Этому способствовало также то, что, переходя из страны в страну, протестантизм приобретал этнических и национальных особенностей, впитывая многообразие обычаев, традиций, психологии различных народов.

Следующий этап Реформации связан с учением Кальвина, который воспринял протестантские идеи уже устоявшимися (он был на 26 лет моложе Лютера). Его книга «Наставления в христианской вере» стала энциклопедией протестантизма. По мнению Кальвина, структуры церкви и светской власти должны быть независимыми. Свою модель Кальвин реализовал на практике, превратив Женеву на некое город - монастырь, преодолев власть прокатолических кругов и установив деспотический порядок. Граждане должны были обязательно посещать богослужения, контролировались книги, которые завозили в город и в нем выдавали. Регламентировалось все: как одеваться, что есть, даже какое имя дать малышу. Строгому запрету подлежали концерты, танцевальные вечеринки, другие развлечения. Члене городского магистрата посещали дома граждан с целью контроля их мыслей и образа жизни.

Особой формы приобрела Реформация в Англии, где в середине XVI в. королевской властью был утвержден компромиссную англиканскую церковь. Отрицая папскую власть, учение о чистилище и «запас» добрых дел церкви, монашество и др., Англиканская церковь одновременно сохранила учение о церкви как непременную промежуточной в спасении, разделение на клир и приход, епископальный устройство и церковную иерархию.

Усиление английской буржуазии стимулировало пуританское движение (название происходит от «purus» - «чистый»). Пуритане призвали к дальнейшему освобождение церкви от папизма, особенно за признание ее независимости от светской власти. На правом фланге пуритан находились кальвинисты (в данном случае они именовались пресвитерианами), которые признавали право власти королевы контролировать церковь, поддерживать ее финансовое благополучие, преследовать еретиков и др. Более радикальные круги, так называемые индепенденты (т.е. независимые, это группировка возглавлял лидер английской буржуазной революции Оливер Кромвель) настаивали на полной самостоятельности религиозных группировок, выдвигали идею церкви как «сообщества видимых святых», отрицали крещение детей.

Становление протестантских группировок вызвало волну католического сопротивления, вошел в историю как Контрреформация. Апогеем Контрреформации стала т. Н. Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 - жестокое истребление протестантов, охватившего всю Францию и отмечалось неслыханной жестокостью.

Преследование протестантов становятся причиной их массовой эмиграции, в первую очередь к православным стран. Таким образом в конце XVIII в. появляются в Украине первые поселения меннонитов - представителей одной из старейших протестантских церквей, которые отделились от анабаптистов (см. выше). В течение века на Украине возникают многочисленные поселения пятидесятников, баптистов, евангельских христиан (евангелистов), адвентистов, «свидетелей Иеговы» и др. (подробнее об этом аспекте религиозной жизни нашей страны пойдет речь в следующей теме).

Католики и протестанты, их нетерпимость по отношению друг к другу.

В отличие от преступлений инквизиции, крайне мало свидетельств сохранилось о варварских преследованиях протестантов в Голландии, которые имели место в то же самое время. Филипп II Испанский был католиком-фанатиком, который решил искоренить протестантство в Нидерландах, уничтожив сторонников ненавистной религии - то есть, все население. Задача невероятная, но он приступил к ее выполнению с такой же решимостью, какую позже проявил Гитлер в проведении "окончательного решения" - плана массового уничтожения евреев.
В первые годы правления Филиппа II были замучены и сожжены десятки тысяч голландских протестантов. Но только в 1567 году, когда он назначил герцога Альбу "усмирить" Нидерланды, его "окончательное решение" стало стремительно набирать ход. Герцогу необходимо было уничтожить три миллиона человек: еще одна почти невыполнимая задача, если вспомнить, что все происходило задолго до появления газовых камер и атомных бомб. Но он использовал свои таланты наилучшим (или наихудшим?) образом.
Когда герцог Альба в конце концов покинул Нидерланды, он, по его подсчетам, лично отдал приказ о казни 18 600 человек - рекорд для своего времени.
Однако бесчинства Филиппа II в Голландии привели к его падению. Королева Англии Елизавета выступила против абсолютного господства испанцев над Нидерландами и поддерживала восстание. Поэтому в 1588 году Филипп послал против нее "Непобедимую Армаду". ПОражение испанского флота подорвало власть испанцев в Европе. В Голландии весть о поражении Армады приветствовали даже с большей радостью, чем в Англии - и по всей Европе протестанты ликовали по поводу падения "зверствующих" испанцев.
Но Елизавета сама оставила мрачный след в истории геноцида и религиозного фанатизма. Именно она решила, что ирландцы представляют угрозу езопасности английского народа и послала войска "утихомирить" их. В течение следующего столетия ирландцев уничтожали в больших количествах - например, 2000 человек погили при осаде Дроэды в 1649 году. Ирландские католики, в свою очередь, уничтожали тысячи протестантов - главным образом, английские семьи, присланные для заселения Северной Ирландии. Не что иное, как массовая резня протестантов (число жертв колелется от 300 000 до 400 000) в 1649 году заставила Кромвеля "наказать" ирландцев в 1649-м. Сейчас, спустя более трех столетий, убийства протестантов католиками и католиков протестантами продолжаются и нет никаких признаков затухания религиозной нетерпимости.

Несмотря на то, что христианская вера предусматривает поклонение единому Богу, имеются некоторые различия в конфессиях. Например, если взять католиков и протестантов, то они не только по-разному проводят богослужения, а порой и вообще смотрят на жизнь. Перед тем, как примкнуть к какой-либо конфессии, нужно детально разобраться, чем дышат эти люди, на что ставят акцент, и вообще — чем отличается их вера.

Немного истории

Еще в далеком 1054 году, когда Вселенская Церковь была единой, случилось в ней разделение. В результате образовалась Восточная и Западная. Немного позже в 17 веке небезызвестный богослов Мартин Лютер произвел реформацию в католической церкви, из-за чего отделилась некоторая часть верующих. Он опровергал учение и догматы Папы, выражал свое несогласие по поводу многих нововведений. После этого образовалась протестантская конфессия, которая функционирует наряду с католической и по сей день. Организация церкви — в чем различие Католики считают главным авторитетом для себя Папу Римского. На этом зиждется единство всех поместных церквей. Что касается протестантов, то для них авторитетом является исключительно Иисус Христос.

Проповедниками и духовниками в католических собраниях могут быть только мужчины. А вот некоторые протестантские ответвления признают духовенство женщин, и они имеют полное право читать и толковать Священное Писание на богослужениях. И в той, и в той конфессии для принятия нового человека в члены церкви требуется крещение. Но различие лишь в том, что католики крестят младенцев или людей любого возраста — от маленьких детей до стариков. Также признают такой духовный образ жизни, как монашество — отделение себя от земных искушений. Протестанты относятся к этому вопросу более строго и принимают в свои ряды только людей сознательного возраста, которые могут отвечать за свои поступки и принимать веру, независимо от желания их родителей или родственников. Протестантом можно стать только по собственному желанию.

Духовная жизнь

Также у них не существует монастырей и монашеских орденов. Духовная жизнь зиждется на личной вере, молитве, чтении Библии, но при этом не требуется полностью выходить из мира и отделять себя от всего земного. Совет: При вступлении католическую веру и принятия сана священника (что касается исключительно мужчин), не стоит забывать об обете безбрачия. При несогласии с этим обетом и уставами данной конфессии, лучше выбрать другую церковь, где к вопросам брака относятся более либерально и не ставят запреты на создание семьи для священнослужителей. Протестантская церковь в этом смысле более свободно относится к женитьбе священника и даже приветствует этот шаг. Но в некоторых ответвлениях нельзя жениться или выходить замуж за человека другой веры — за это даже могут отлучить от церкви.

Нюансы вероучения Католики считают равноправным авторитет Библии и Священного Предания. Они признают эти писания священными, поэтому строго подчиняются многим человеческим законам, которые не описаны в Библии. Протестанты строго придерживаются авторитета Священного Писания. В самой церкви на служении толковать его могут дьяконы и пресвитеры. Но также существуют и так званые домашние группы, где люди собираются в свободной обстановке и делятся своими откровениями. Протестанты при этом отвергают священство Девы Марии и не поклоняются ей. Они, на основе Священного Писания, утверждают, что един посредник между людьми — Иисус Христос, и нет другого. Католики же превозносят Богородицу и считают ее заступницей перед Богом за людей. На этой почве у представителей данных конфессий нередко возникают нешуточные споры и разногласия. Нужно помнить, что христианская вера склоняет всех к любви и миру, поэтому подобные вопросы и «острые углы» лучше обходить стороной в общении.

Плюсы католицизма:

  • Строгий и неизменный порядок богослужения — месса, почти никогда не меняется. Он создает особый настрой души и благоговение.
  • Обязательна исповедь перед священнослужителем, которая подталкивает человека к исправлению.
  • Строгий вид в одежде при нахождении в церкви.

Плюсы протестантизма:

  • Не придают особого значения таинствам, считая, что обряды не должны являться частью жизни истинно верующего. Признают только такие таинства, как причастие и крещение. Во время причастия используют любой хлеб — в то время, как католики считают, что для этого подходят только опресноки.
  • Разнообразие в порядке богослужения может стать плюсом для тех, кто не придает этому значения. Это избавляет от ощущения обрядовости, позволяет простому человеку прикоснуться к божественному. Каждый может поучаствовать в собрании, поделиться своим духовным опытом и даже исполнить псалом.
  • Не признают поклонение иконам и изображениям святых. Молятся исключительно одному Богу.

После Великого разделения Вселенской Церкви, в христианстве образовалось два направления – Восточное и Западное. Христиане Западного обряда стали называть себя католиками. Но со временем в их среде появились те, которых в догматах веры что-то не устраивало. Так возникло христианское течение, которое стало называться протестантизмом.

Православие – направление в христианстве, образ жизни людей, согласных с догматами Православной Церкви.
Протестантизм – направление в христианстве, отделившееся от католичества в ходе Реформации в знак несогласия с догматами Католической Церкви.

Сравнение православия и протестантизма

В чем же разница между православием и протестантизмом?

Внутренняя организация церкви

В православии существует территориальное деление на поместные церкви, которые, однако, не имеют существенных отличий в богослужебных вопросах. В протестантизме существует либо централизация, как в лютеранстве или англиканстве, либо полная независимость общин друг от друга, как в баптизме. Церковь – невидимое духовное сообщество людей.
Православное белое духовенство вступает в брак, но при условии, что произойти это должно до принятия священства. Монахи соблюдают обет безбрачия. Священниками могут быть исключительно мужчины. В протестантизме нет особых условий вступления в брак духовенства. Они те же, что и для обычных граждан. В некоторых направлениях допускается служение женщин в священническом сане.
В православии распространено монашество. В протестантизме его нет.
В православии крестятся и дети, и взрослые. Детям обязательно выбираются крестные мать и отец. При крещении взрослых присутствие восприемников не обязательно. В протестантизме крещение совершается только над взрослыми людьми.

Вероучение

Высший авторитет в вопросах православной веры – Священное Писание и Священное Предание. Кроме этого, Символ Веры, правила и решения Семи Вселенских Соборов, многовековая практика Церкви. Безусловный авторитет в протестантизме – Священное Писание. В православии сам человек не имеет права толковать Священные Книги. В большинстве направлений протестантизма крайний индивидуализм в этом вопросе вполне приемлем.
В православии глубоко почитание Пресвятой Богородицы. Она, по учению Церкви, лишена любого, даже первородного греха. Многие молитвы православных обращены именно к Богородице. В протестантизме Она всего лишь совершенная женщина.
В православии Таинств семь: крещение, миропомазание, причащение, елеосвященство, покаяние, брак, священство. В протестантизме таинств два – крещение и причащение. У квакеров и анабаптистов нет даже их.
В православии существует учение о посмертных мытарствах души, то есть о страданиях ее за совершенные при жизни грехи. Православные молятся о своих умерших. Протестантизм такое учение отвергает. Принимается только вера в Страшный Суд.

Церковная практика

Причащение священства и мирян совершается на квасном (дрожжевом) хлебе. Под видом хлеба человек принимает Тело Христово, а под видом вина – Его Кровь. В протестантизме причащение совершается только хлебом, причем, вид его не имеет значения.
Исповедь в присутствии священника обязательна в православии. В самых исключительных случаях допускается прямая исповедь перед Богом. Протестанты считают, что не должно быть посредника между Богом и человеком и используют прямое покаяние.

Богослужение

Главное богослужение в православии – Божественная Литургия. В протестантизме используются различные формы собраний верующих и какой-то особой, одинаковой для всех, не существует.
В православии почитаются иконы, крест и мощи святых. Протестантизм, за малым исключением, это отвергает.

TheDifference.ru определил, что отличие православия от протестантизма заключается в следующем:

Православное учение строится на авторитете Священного Писания и Священного Предания. Протестантское учение построено исключительно на Священном Писании. Все остальное отвергается.
Священниками в православии могут быть исключительно мужчины, в отдельных направлениях протестантизма это позволено и женщинам.
Протестантизм отвергает монашество.
В православии крестятся и взрослые, и дети. В протестантизме – только взрослые.
В православии существует культ Пресвятой Богородицы, в протестантизме ее принято считать всего лишь совершенной женщиной.
В православии принято семь таинств, в протестантизме – всего два. Анабаптисты и квакеры не признают и их.
Протестантизм не принимает учения о посмертных страданиях души.
Причащение в православии совершается Телом и Кровью Христовыми, в протестантизме – только Телом.
Православные исповедуются в присутствии священника, протестанты признают только прямое покаяние.
У протестантов нет особой формы богослужения. В православии это – Божественная Литургия.
Протестанты не признают икон, креста и не почитают мощи святых.

После Великого разделения Вселенской Церкви, в христианстве образовалось два направления – Восточное и Западное. Христиане Западного обряда стали называть себя католиками. Но со временем в их среде появились те, которых в догматах веры что-то не устраивало. Так возникло христианское течение, которое стало называться протестантизмом.

Определение

Православие — направление в христианстве, образ жизни людей, согласных с догматами Православной Церкви.

Протестантизм — направление в христианстве, отделившееся от католичества в ходе Реформации в знак несогласия с догматами Католической Церкви.

Сравнение

Внутренняя организация церкви

В православии существует территориальное деление на поместные церкви, которые, однако, не имеют существенных отличий в богослужебных вопросах. В протестантизме существует либо централизация, как в лютеранстве или англиканстве, либо полная независимость общин друг от друга, как в баптизме. Церковь – невидимое духовное сообщество людей.

Православное белое духовенство вступает в брак, но при условии, что произойти это должно до принятия священства. Монахи соблюдают обет безбрачия. Священниками могут быть исключительно мужчины. В протестантизме нет особых условий вступления в брак духовенства. Они те же, что и для обычных граждан. В некоторых направлениях допускается служение женщин в священническом сане.

В православии распространено монашество. В протестантизме его нет.

Монашество в православии

В православии крестятся и дети, и взрослые. Детям обязательно выбираются крестные мать и отец. При крещении взрослых присутствие восприемников не обязательно. В протестантизме крещение совершается только над взрослыми людьми.

Вероучение

Высший авторитет в вопросах православной веры – Священное Писание и Священное Предание. Кроме этого, Символ Веры, правила и решения Семи Вселенских Соборов, многовековая практика Церкви. Безусловный авторитет в протестантизме – Священное Писание. В православии сам человек не имеет права толковать Священные Книги. В большинстве направлений протестантизма крайний индивидуализм в этом вопросе вполне приемлем.

В православии глубоко почитание Пресвятой Богородицы. Она, по учению Церкви, лишена любого, даже первородного греха. Многие молитвы православных обращены именно к Богородице. В протестантизме Она всего лишь совершенная женщина.


Знамение Пресвятой Богородицы

В православии Таинств семь: крещение, миропомазание, причащение, елеосвященство, покаяние, брак, священство. В протестантизме таинств два – крещение и причащение. У квакеров и анабаптистов нет даже их.

В православии существует учение о посмертных мытарствах души, то есть о страданиях ее за совершенные при жизни грехи. Православные молятся о своих умерших. Протестантизм такое учение отвергает. Принимается только вера в Страшный Суд.

Церковная практика

Причащение священства и мирян совершается на квасном (дрожжевом) хлебе. Под видом хлеба человек принимает Тело Христово, а под видом вина – Его Кровь. В протестантизме причащение совершается только хлебом, причем, вид его не имеет значения.

Исповедь в присутствии священника обязательна в православии. В самых исключительных случаях допускается прямая исповедь перед Богом. Протестанты считают, что не должно быть посредника между Богом и человеком и используют прямое покаяние.

Богослужение

Главное богослужение в православии – Божественная Литургия. В протестантизме используются различные формы собраний верующих и какой-то особой, одинаковой для всех, не существует.

В православии почитаются иконы, крест и мощи святых. Протестантизм, за малым исключением, это отвергает.

Выводы сайт

  1. Православное учение строится на авторитете Священного Писания и Священного Предания. Протестантское учение построено исключительно на Священном Писании. Все остальное отвергается.
  2. Священниками в православии могут быть исключительно мужчины, в отдельных направлениях протестантизма это позволено и женщинам.
  3. Протестантизм отвергает монашество.
  4. В православии крестятся и взрослые, и дети. В протестантизме – только взрослые.
  5. В православии существует культ Пресвятой Богородицы, в протестантизме ее принято считать всего лишь совершенной женщиной.
  6. В православии принято семь таинств, в протестантизме – всего два. Анабаптисты и квакеры не признают и их.
  7. Протестантизм не принимает учения о посмертных страданиях души.
  8. Причащение в православии совершается Телом и Кровью Христовыми, в протестантизме – только Телом.
  9. Православные исповедуются в присутствии священника, протестанты признают только прямое покаяние.
  10. У протестантов нет особой формы богослужения. В православии это – Божественная Литургия.
  11. Протестанты не признают икон, креста и не почитают мощи святых.

Из школьного курса истории мы знаем, что на Русь неоднократно нападали захватчики из католических стран под знаменами Христа. Как такое могло случиться, не все ли веруют в одного Спасителя? Это вопрос встал особенно остро после возвращения русских людей к православной вере. Моя подруга посещает евангельскую церковь и активно приглашает меня на богослужения. Я решила выяснить основное отличие православия от протестантизма и католицизма, обратившись с этим вопросом к священнику и достоверным источникам. В статье мы коснемся основных отличий данных конфессий, чтобы получить представление о правде и вымыслах.

Чтобы понять отличия православия от католицизма и протестантизма, нужно совершить мысленное путешествие в глубину веков. На Седьмом Вселенском Соборе в 787 году произошел раскол единой церкви, который окончательно утвердился в 1054 году. С того момента христианский мир распался на две независимые ветви — православие и католицизм. Главой католической церкви остался Папа Римский, а главой православия — Константинопольский Патриарх.

Основой символа веры остался воскресший Христос, а разногласия касались только обрядовости и некоторых убеждений. Все христиане (католики или православные) верят в триединство божественной ипостаси, в наследование царства божьего по заветам Иисуса, и в его искупительную жертву. Несмотря на взаимные анафемы католической и православной церкви, основа веры осталась единой у всех. А крестовые походы на Русь явились следствием анафем. В 1965 году обе конфессии примирились и не враждуют.

А кто такие протестанты, откуда они появились? Это были католики, которые выразили протест против догматов римско-католической церкви. К православию протестанты не имеют никакого отношения. Если рассматривать раскольничество в лоне православной церкви, то нашими «протестантами» можно назвать староверов, не подчинившихся реформе Никона (1650-1660 гг).

Принципы католицизма

Чем отличаются догматы католической церкви от других? Принципиальным отличием являются догматы о:

  • непорочном зачатии богородицы;
  • посмертном чистилище;
  • значимости индульгенций для души человека;
  • непогрешимости Папы Римского в своих деяниях;
  • преемственности Папы Римского от апостола Павла;
  • нерасторжимости священных брачных уз;
  • особенностях почитания святых мучеников.

К другим отличиям относится учение о нисхождении Святого Духа от Отца и Сына, запрет на брак принявшего сан священника, крещение возлиянием воды на голову и правило наложения крестного знамения.

Католика можно сразу отличить от православного по способу наложения крестного знамения: он касается рукой сначала левого плеча, а потом правого. Также крестятся католики не щепоткой, а всей ладонью.

Православие

После вселенского раскола православная ветвь была под началом Константинопольского Патриарха. В наше время существует несколько автокефальных (независимых) православных церквей, которые решают свои вопросы на Соборах. Своим главой православные церкви почитают не патриарха, а самого Иисуса Христа.

Православные священники могут заключать брак. Запрет на брачные узы существует только у монахов. Также и по остальным пунктам, перечисленным в разделе о католицизме, православные каноны отличаются от католических. В частности, в православной традиции отсутствует догмат о непогрешимости Папы Римского.

Православного человека можно сразу отличить от католика по осенению себя крестом: справа налево тремя перстами (щепоткой). А старообрядцы отличаются от православных двоеперстным осенением.

Протестантизм

Кто такие протестанты и есть ли разница с христианством? Это течение возникло на европейском континенте в 16 веке как протест против всеобъемлющего господства римско-католической церкви. Единого центра у протестантского движения не существует, в этом течении находится множество церквей с разными названиями. Первыми протестантскими церквями были:

  • англиканская церковь;
  • лютеранская церковь;
  • кальвинизм.

Позже выделились и другие течения:

  • баптисты;
  • евангелисты;
  • методисты;
  • адвентисты;
  • пятидесятники;
  • иные.

Некоторые протестантские течения не признаны как церковь и отнесены к сектам — мормоны, иеговисты. Протестанты категорически отрицают поклонение иконам, святым и монашество, но признают триединство бога. Протестанты твердо убеждены, что спасение души зависит от принятия Иисуса Христа личным спасителем, поэтому человеку не нужны посредники между ним и богом.

У протестантов нет Молитвословов, в храмах не возжигают свечи, а на молитвенных служениях поют песни в честь Иисуса Христа. В некоторых протестантских церквях принято танцевать под славословия. Особенно этим отличаются неопротестантские церкви, где люди хлопают в ладоши и пританцовывают в славословиях Иисусу. Также там не принято почитать Богоматерь как равную богу, она считается простой смертной женщиной.

Протестантское движение отличается активной миссионерской деятельностью, особенным (братским) укладом жизни и взаимопомощью. Общины проповедуют равенство между всеми членами и живут единой семьей. Современная англиканская церковь придерживается консерватизма в своих воззрениях, и сейчас уже ведутся разговоры о признании ею верховенства Папы Римского.

В протестантских церквях монашество отсутствует как вообще подлежащее рассмотрению явление. Верующие ведут обычный образ жизни, но подчиненный местным церковным уставам. Разводы разрешены, но неодобряемы. Главой общины является пастор, который считается образцом для подражания.

Отличия между конфессиями

Рассмотрим принципиальные отличия конфессий на сравнительных примерах.

Внутренняя организация церквей

В православии существует немало автокефальных поместных церквей, которые отличаются некоторыми нюансами в обрядах и каноническими формами.

В России все церкви подчиняются Московскому патриархату.

В протестантском движении нет единого организующего центра. Каждая община существует независимо от другой, признавая авторитет Иисуса Христа.

Брак и монашество

В православии развито монашеское движение, отличительной чертой которого является обет безбрачия. Белое духовенство (священники) могут вступать в брак (только раз).

В католической церкви все священнослужители дают обет безбрачия, независимо от монашеского пострига.

Протестантизм полностью отрицает монашество и признает институт брака. Члены общины могут жениться и разводиться. Расторжение брака допустимо, но не везде приветствуются. В некоторых церквях запрещены повторные браки.

В католицизме высшим авторитетом считается мнение Папы Римского и его позиция относительно духовных вопросов. Также признается и авторитет святого писания как основа вероисповедания. Вопросы общины католики решают на своих Вселенских Соборах.

В протестантизме высшим авторитетом считается евангелие. Однако способов толкования евангелия столько много, что сойтись в едином мнении верующим не удается. В каждой общине существует свой взгляд на послания апостолов, который считается единственно верным.

Учение о святой Марии

В православной церкви Богоматерь считается полностью безгрешной, так как не имела первородного греха. Также православные уверяют, что после успения Богородица была взята на небеса.

Католики поддерживают веру православных в непорочность Девы Марии. На ней не было никакого греха.

В протестантских церквях Мать Христа считается обычной женщиной, образцом святости и праведного поведения.

Догмат о посмертном чистилище

В православной церкви существует догмат о мытарствах, то есть, посмертных испытаниях души.

В католической церкви говорят о чистилище, которое проходит каждая душа для очищения от грехов.

В протестантских церквях отвергают как мытарство души, так и чистилище.

Церковные Таинства

В православной и католической церкви признают 7 церковных Таинств:

  • крещение;
  • покаяние;
  • евхаристия;
  • брак;
  • миропомазание;
  • соборование;
  • священство.

В протестантских церквях признают только два Таинства — крещение и причастие (евхаристия).

Таинство крещения

В православной и католической церкви крестят новорожденных детей. В протестантской церкви крещение принимают, как правило, в сознательном возрасте. Погружение в воду в протестантских общинах не обязательно. Если проводят крещение водой, то в реке.

Таинство причастия

В православных храмах причащаются дрожжевым хлебом и вином. Это касается как духовенства, так и паствы.

В католических костелах причащаются безжрожжевым хлебом. Духовенство причащается хлебом и вином, паства — только хлебом.

В протестантских церквях нет единого обычая причащения, все зависит от устава общины.

Тайна исповеди

В православной церкви исповедуют грехи перед каждым причастием, исповедь принимает священник. Покаяние может быть произведено и без причастия.

В католической вере исповедь может быть и без присутствия священника, а также и с его присутствием — по желанию.

В протестантских церквях не признается никакое посредничество между богом и человеком, поэтому каяться в грехах можно без свидетелей.

Форма богослужений

В православных храмах обрядовое служение проводят по восточному (византийскому) образцу. Музыкального сопровождения во время службы нет, в хоре принимают участие женщины и мужчины.

В католических храмах богослужения (мессы) проводят по латинскому либо восточному образцу. На мессах играет органная музыка, в хоре участвуют только мальчики (мужчины).

В современных протестантских церквях богослужения проходят без обрядовой части, в основном, это проповеди и прославление бога. Присутствует хоровое пение и сопровождение на различных музыкальных инструментах, вплоть до современной ударной установки. Во время прославления верующие могут танцевать и хлопать в ладоши.

Почитание икон

В православной церкви развито поклонение иконам и почитание креста (распятия). Верующие обращаются непосредственно к иконе с молитвой веры.

В католической церкви почитают распятие и иконы. Но во время молитвы к иконе не обращаются, а только лишь стоят перед ней.

В протестантских церквях признают только крест без распятия. Нет никаких икон и скульптур, это считается идолопоклонством.

Почитание святых и умерших

В православной и католической церкви принято почитание святых угодников. Также принято молиться за умерших.

В протестантских церквях культ умерших отвергается, святых угодников не почитают.

Примирение церквей

Раскол и последующая вражда между христианскими конфессиями были ликвидированы на Втором Ватиканском Соборе в 1965 году. С этого момента римская католическая церковь признала в православии свою возлюбленную сестру, а протестантские движения назвала христианскими объединениями. Это был большой прогресс среди христиан мира, так как официально были признаны все конфессии и движения истинными и допустимыми.

Многовековая вражда закончилась, анафемы были сняты, и весь христианский мир с облегчение вздохнул на зависть врагам. Несмотря на то, что православие и католицизм продолжают считать свои учения единственно правильными, открытой вражды между ними нет. Сегодня никто не преследует протестантов и старообрядцев, считая их раскольниками и сектантами. В мире воцарились любовь и согласие, как и заповедовал всем своим последователям Иисус Христос.