Как выбрать микроскоп для лаборатории. Какие бывают микроскопы

Микроскоп для ребенка - окно в абсолютно неведомый ранее мир клеток, крохотных частиц и микроорганизмов. Кому из детей не интересно узнать, например, как выглядят вблизи крылышки и лапки насекомого? С этой точки зрения данный прибор можно отнести к развивающим игрушкам.

Прежде чем решиться на покупку микроскопа, родителям следует проанализировать ситуацию: возраст ребенка, степень его заинтересованности в новой игрушке, склонность к "исследованиям", усидчивость и т. д. "Серьезность" приобретаемой модели (соответственно, и цена) зависит от суммы всех этих факторов.

Для первого знакомства с "наномиром" ребенку годится детский микроскоп с минимальным набором опций. Если же речь идет о школьнике, то лучше остановиться на т. н. учебном с увеличением не менее 650 крат.

Отправляемся в магазин

Как выбрать качественный микроскоп для школьника? Те, что продаются в магазинах игрушек, даже относительно дорогие, настоящей техникой не являются, как ни жаль. А о дешевых и говорить не приходится. Картинка, которую способен разглядеть ребенок с такой игрушкой, вряд ли вдохновит его на долгие "исследования", и интерес будет вскоре утрачен.

Тогда как выбрать микроскоп для школьника? Хорошие приборы, конечно же, существуют. Но цена их - на порядок выше, чем у игровых. Хотя ряд недорогих по стоимости вполне можно сравнить с наиболее "навороченными" из игрушечных. Относится это к моделям, именуемым школьными и профессиональными.

С какой целью приобретается микроскоп для школьника?

Если лишь как игрушку, лучше приобретите лупу хорошего качества. Покупкой его следует озадачиться лишь тогда, когда опыты с микроскопом для школьников не перестанут быть интересными через пару дней, а ребёнок "на полном серьезе" и достаточно давно увлечен естественными науками, такими как химия и биология. А также подумывает о профессии врача или биолога, планирует по данным предметам сдачу ЕГЭ или ОГЭ. В этом случае иметь дома высококачественный школьный микроскоп - реальная необходимость, и немалые затраты на приобретение его со всеми сопутствующими принадлежностями окажутся оправданными.

Как быть, когда ребёнок увлечен биологией, а родители совершенно не разбираются в ней? И если даже не знают, как выглядит микроскоп, как не прогадать с покупкой? Придется всерьез заняться изучением ассортимента магазинов оптики, читать соответствующие форумы, спрашивать у тех, кто "в теме", и в конце концов составить собственное мнение. К тому же определитесь заранее с суммой, которую вы сможете себе позволить потратить на покупку, и, исходя из нее, выбирайте самую оптимальную модель.

Итак, на что же нужно обратить основное внимание, покупая микроскоп для школьника?


Что такое увеличение?

Эта функция может быть оптической и цифровой. Обращать внимание следует в первую очередь на оптическое увеличение. Цифровое - это обычное зуммирование, то есть приближение картинки, без возможности разглядеть дополнительные детали. Тем, кто настроен на серьезную работу, следует ориентироваться на модели с увеличением, начиная с 1000-кратного и больше. Можно найти в продаже и доступные по цене экземпляры для домашнего использования с 2000-кратным оптическим увеличением.

Очень полезная функция - возможность регулировки диоптрий для страдающих плохим зрением. Обычно их можно настроить в пределах от +5 до -5. Согласитесь, работа с микроскопом без очков куда удобнее, чем заглядывание в окуляр через них.

Настройка грубая и тонкая

В более простых моделях предусмотрена, как правило, лишь грубая настройка. У вариантов "посерьезнее" дополнительно есть функция тонкой настройки. Зачастую потребители не в силах уловить разницу между двумя экземплярами с похожим описанием, но значительной разницей в цене (к примеру, за 12-13 и за 30 тысяч рублей), и недоумевают, мол, за что тут переплачивать? Ведь это всего лишь микроскоп для школьника!

Поясняем: разница может быть в качестве оптики. Или же та окажется монокулярной и не предусматривающей функцию настройки диоптрий. Оптика - именно та часть микроскопа, экономить на которой следует в последнюю очередь. В этом смысле стоит выбирать модель максимально дорогую из тех, что вы можете себе позволить.

Микроскоп может быть моно- или бинокулярным. В первом случае в него смотрят одним глазом, во втором - двумя, что, несомненно, удобнее. И хотя для многих этот момент не принципиален, его все же следует учитывать. Смотреть в бинокуляр как минимум легче на протяжении длительного времени - глаза меньше устают.

Что такое световой микроскоп? Немного о подсветке

Говоря об этом приборе, нельзя не упомянуть систему подсветки. Согласно определению, микроскоп является оптическим прибором с увеличением не менее чем двухступенчатым, позволяющим увидеть не различимые обычным глазом предметы и детали с расстояния 250 мм. Световой микроскоп, таким образом, немыслим без дополнительного источника освещения.

Возможны два варианта - LED-подсветка или галогенового типа. Какая же из них лучше?


LED-подсветка представлена встроенным светодиодом, дающим белый свет. Срок его службы больше, и нагревается он по минимуму. Галогены греются немного больше и свет имеют желтоватого оттенка. Варианты с LED-подсветкой обычно стоят немного дороже, но разница эта не принципиальна. Многие модели микроскопов могут существовать либо с одним, либо с другим видом подсветки - выбор за покупателем.

Камера для вывода изображения

Хороший школьный микроскоп должен быть оборудован камерой, при помощи которой изображение выводится на экран монитора. Эта функция весьма полезна. Она дает возможность сфотографировать или заснять на видео результаты своих опытов и проиллюстрировать снимками доклад или другую работу. Разглядывать образец на экране куда удобнее, чем через окуляр, к тому же делать это можно коллективно.

Отдельные модели (какие именно - требуется уточнять у продавцов-консультантов) позволяют в режиме реального времени производить вывод на компьютерный экран наблюдаемой картинки. Для этого микроскоп должен быть вместо окуляра оборудован специальным видеоокуляром, который крепится в тубус визуальной насадки.

Камеру можно купить и отдельно с последующей установкой на аппарат. Причем наличие ее никак не мешает обычному наблюдению через окуляры. Правда, покупка ее потребует дополнительного расхода порядка 8-10 тысяч руб. или даже больше. Такие камеры располагают возможностью как фото-, так и видеосъемки. Если вы решили, что такая опция вам необходима, лучше выбрать для покупки тринокулярный микроскоп.


Возможность выбирать поле

Наблюдения можно вести как в темном, так и в светлом поле. Это, скорее всего, потребует наличия специальных объективов. На практике темное поле в домашних условиях используется редко - это ведь не специальная лаборатория.

Как выбрать микроскоп для школьника, если вы настроены на серьезную покупку? Какие модели посоветовать родителям? Оптимальным соотношением цены и качества, на наш взгляд, обладают микроскопы "Альтами БИО 6" (трино) стоимостью от 32 000 до 35 000 рублей или "Альтами БИО 7" (трино) - примерно за 38 000. В том же ценовом сегменте Levenhuk D320L (чуть дороже за счет встроенной камеры) или биомикроскопы Levenhuk 670T по цене около 40 тысяч рублей, а также Levenhuk 740T. Это вполне достойные тринокулярные модели с хорошей оптикой. Дополнительное приобретение камеры, как уже говорилось, увеличивает бюджет покупки еще на сумму порядка 10 тысяч.

Если хотите уложиться в сумму чуть меньше (например, в пределах 30 000 руб.), выбирайте "Альтами БИО 4" - хоть он и бинокулярный и обладает увеличением всего лишь до 1000 крат, зато продается сразу с камерой.

Максимально же недорогие школьные микроскопы "Альтами" продаются по цене 6-8 тысяч рублей и обладают увеличением порядка 800 крат, что тоже совсем неплохо, особенно если бюджет ваш ограничен.

В комплектах с такими моделями, как, например, "Альтами БИО 6" идут, как правило, наборы светофильтров диаметром 32 мм (желтого, голубого, зеленого цвета), чехол для защиты от пыли, иммерсионное масло в специальном флаконе-капельнице. Наличие руководства по эксплуатации подразумевается само собой. Все остальное придется докупать отдельно.


Что именно докупить?

Вам потребуется набор для подготовки микропрепаратов. Имеются в виду образцы тканей и т. п., которые планируется рассматривать. Готовые образцы также продаются, бывают самых различных тематик. Стоит покупать те из них, которые содержат максимально разнообразное число экземпляров.

Микротом - тоже очень полезная штука для изготовления тонких срезов (менее полумиллиметра). Стоимость его невелика (примерно рублей 350), но зато не придется возиться с грубым "выпиливанием" образцов или наблюдать неуклюжие "обломки".

Также не обойтись без набора стекол, которые бывают предметными и покровными. У хороших стекол с низкой интерференцией волн наилучшее соответствие с длиной световой волны. Стоимость наборов сравнительно невелика (от двухсот рублей до полутысячи). Покровными стеклами называют очень тоненькие стеклянные пластинки, которые могут быть в форме квадрата или круга. Применяются они, чтобы защитить препарат, помещенный на нижнее, предметное стекло.

От качества стекол зависит изображение, поэтому китайские наборы лучше не покупать.

Линейка популярных и качественных прямых микроскопов марки "Альтами" представляет модели стоимостью от 23 до 45 тысяч (цены ориентировочные) в зависимости от класса прибора. Модели сложнее и дороже, чем "БИО 8" (стоимостью около 60 000 рублей) приобретать для домашнего использования нет смысла, если речь не идет о покупке для практикующего на дому врача. Но мы с вами сейчас рассматриваем микроскоп для школьника.

Следует учитывать, что если комплектующие впоследствии можно поменять или докупить, то оптику или тип подсветки (галоген или светодиод) изменить в процессе эксплуатации не получится, так что определитесь с этим заранее.


Российский или китайский?

Перечисленные марки ("Альтами", "Микромеды", "Биомеды"), а также многие другие, несмотря на высокое качество, относятся все же к китайским (именно там производятся комплектующие для них).

Настоящие советские микроскопы (старые) - "Бимам 13" (другое название его "Микмед-2"), "Биолам" - сейчас можно найти, пожалуй, лишь бывшими в употреблении или не использовавшимися со старых времен. К ним довольно тяжело найти комплектующие (к тому же нужно знать, как их правильно поменять), вдобавок почти наверняка они потребуют замены смазки, но если данные моменты вас не смущают, то такой вариант - для вас.

В сравнении старые советские микроскопы немного превосходят современные по разрешающей способности, но к величине кривизны изображения это, как правило, не относится. Да и увеличения современные модели позволяют добиться немного большего.

Вариант попроще

Если вы не готовы тратить столь серьезные суммы, или интерес вашего ученика носит довольно поверхностный характер, то есть неплохой бюджетный вариант - микроскоп для школьника "Юный ученый", который продается в комплекте с набором предметов для изучения общим числом около 60. Его окуляр обладает 10- и 20-кратным увеличением, к набору прилагается три различных объектива. Наименьший из них ведет к увеличению под микроскопом исследуемого объекта в пять раз, наибольший - в 60.


То есть если вы выберете самый мощный объектив микроскопа и настроите окуляр по максимуму, то добьетесь увеличения в 1200 раз. Этого достаточно для рассмотрения крылышек насекомых, волосков, шерсти домашних животных и еще массы всего.

В данном аппарате имеется встроенный прожектор, проецирующий изображения на стену или экран, - эту функцию можно использовать для занятий в группе. Кроме того, в комплект входит набор светофильтров для большей четкости и контрастности.

Если вы уже видели какой-нибудь материал о выборе микроскопа, то вы не могли не заметить, что большинство из них довольно однообразны и сводятся в основном к выбору технических характеристик этих устройств. Безусловно, такие параметры как тип микроскопа, увеличение, разрешающая способность и т.д. играют решающую роль в качестве приобретаемого устройства, и мы их обязательно коснемся в нашей статье. Но мы ведь с вами хотим выбрать микроскоп не просто лучший (в таком случае вопрос решился бы много проще), а оптимальный по соотношению цена-качество. Причем это соотношение для разных людей, целей и задач будет различным. Статья будет не маленькая, поэтому если лениво читать - можете сразу перейти к выводам. Однако если хотите в вопросе разобраться, советую уделить этому немного времени.

Учитывая, что выбирать мы будем микроскоп по соотношению цена-качество, я предлагаю немного изменить стандартный подход и для начала определить ту сумму, которую вы готовы потратить на микроскоп. Поверьте, это позволит вам отсеять 90 % моделей и сосредоточить свое внимание на технических характеристиках оставшихся 10 %. Я считаю такой подход оптимальным, поскольку мы используем формулу цена-качество. Вот с первым критерием - ценой - я вам и предлагаю определиться. С суммой определились? Значит можно двигаться дальше!

После того как вы определите для себя сумму, которую вы готовы потратить, можно переходить ко второй составляющей нашего соотношения - качеству. Здесь в принципе тоже ничего сложного нет, если подойти к информации систематизированно, а не рассматривать характеристики разрозненно. Попробуем двигаться от общего к частному.

В первую очередь следует определиться, что вы хотите наблюдать. Если это крупные непрозрачные объекты (насекомые, кристаллы, мелкие механизмы и т.д.), то вам следует смотреть в сторону стереоскопических микроскопов. Они, как правило, небольшого увеличения и снабжены раздельными оптическими системами для каждого глаза. Но истинное удовольствие от наблюдения микромира можно получить только с микроскопом биологическим. Вот уж где можно удовлетворить свою любопытную натуру! Двигаемся дальше.

Условно микроскопы можно разделить на несколько больших групп: детские, учебные, лабораторные и специализированные. Две группы мы отсеем сразу - это специализированные и детские. Первые нам не подходят ввиду их специфических функций, например, металлографические, поляризационные, люминисцентные микроскопы. Мы ведь люди любознательные, не так ли? Поэтому нам нужен микроскоп для выполнения более широких и общих задач. А вторая группа нам не подходит по причине недостаточной функциональности. Зачастую производители указывают довольно заманчивые параметры детских микроскопов. Однако на практике эти значения бывают сильно завышены. По сути - это игрушка. Причем не дешевая. А рассмотреть в нее мало что удастся. Да, они красочные, и на вид ребенку конечно понравятся, но не более того. В итоге остаются только две группы: учебные и лабораторные. Именно микроскопы этих двух групп способны погрузить вас или вашего ребенка в таинственный и увлекательный микромир.

Следующим этапом в выборе микроскопа (заметили, что мы движемся как бы по ступенькам? Каждая ступенька приближает нас на один шаг к микроскопу нашей мечты ) будет выбор по конструкционным возможностям и техническим характеристикам. Поэтому предлагаю немного остановиться на строении светового микроскопа. Это поможет нам лучше ориентироваться в том многообразии приборов, которое существует на рынке. Итак, смотрим на картинку.

Тубус - полая трубка, в верхней части которой располагается окуляр микроскопа.

Окуляр - система линз, через которую производится наблюдение. Съемный окуляр предоставляет дополнительные возможности варьировать увеличение. Микроскопы могут быть оснащены монокулярной насадкой (для одного глаза), бинокулярной (для двух глаз) и тринокулярной (для двух глаз и камеры для съемки).

Объектив - также система линз, только располагается она по другую сторону тубуса, непосредственно перед объектом наблюдения. При выборе микроскопа на объектив следует обращать особое внимание. Объективы бывают сухие и иммерсионные. Иммерсионные объективы позволяют повысить увеличение микроскопа за счет использования воды или масла, наносимых на покровное стекло.

Револьверная насадка - специальный механизм, позволяющий оперативно менять увеличение за счет быстрой смены объективов. У самых простых микроскопов ее может не быть вовсе. Тогда объективы придется менять вручную.

Предметный столик - служит для размещения исследуемого объекта. Замечательно, если предметный столик оснащен винтами для его перемещения. Они позволят более точно позиционировать исследуемый объект в поле зрения.

Винт регулировки - позволяет фокусироваться на изображении путем перемещения объекта в вертикальном направлении.

Конденсор - позволяет регулировать освещенность исследуемого препарата. Как правило, в дешевых моделях микроскопов конденсор или отсутствует вовсе, или он очень простой конструкции.

Подсветка - может быть электрической или зеркальной. Лучше, если ваш микроскоп будет оснащен электрической подсветкой.

Также следует сказать еще и об увеличении микроскопа . Оно измеряется в кратах и вычисляется путем перемножения увеличений окуляра и объектива. То есть если вы используете окуляр с увеличением 10х, а объектив 40х, то общее увеличение микроскопа составит 400х.

Ну что, голова уже пошла кругом? Тем не менее, все намного проще, чем кажется. Достаточно ответить всего на несколько вопросов, чтобы определиться с выбором.


  • Что хотите наблюдать (непрозрачные или прозрачные объекты)?

  • Сколько хотите окуляров (удобнее два, но ежели хотите сэкономить, одного вполне достаточно)?

  • Нужна ли револьверная насадка и сколько объективов она должна нести?

  • Каково должно быть максимальное увеличение (для учебных моделей - 600 — 800 крат, для лабораторных - 1000 - 1600. На практике 1200 крат можно считать более чем достаточно для домашних наблюдений)?

  • Должен ли предметный столик быть подвижным или вы согласны двигать предметное стекло руками в обмен на меньшую стоимость микроскопа?

  • Должен ли ваш микроскоп иметь конденсор?

  • Какой тип освещения вы выбираете (электрическая подсветка или зеркальная)?

Если вы наложите ответы на эти семь вопросов на ту сумму, с которой определились в начале статьи (увы, что бы там не говорили, но с бюджетом приходится считаться), вы и получите ту модель микроскопа, которую хотите купить.

Часто при выборе микроскопа еще возникает вопрос, нужно ли покупать оптический прибор в комплекте с цифровой камерой для микроскопа для вывода изображения на экран монитора. Мое мнение такое. Если средства позволяют - купите такое устройство, оно станет приятной «плюшкой» к вашему микроскопу. Ежели хотите сэкономить, можете смело приобрести микроскоп без такого устройства. Позднее вы всегда сможете докупить USB камеру для микроскопа отдельно или даже приспособить для съемки USB-камеру от компьютера или цифровой фотоаппарат (об этом собираюсь написать отдельную статью).

Уфф, какая длинная получилась статья. Надеюсь, я вас не сильно утомил. Но ведь и вопрос мы рассматриваем сегодня серьезный - выбор оптического микроскопа, который способен погрузить вас или вашего ребенка (а лучше всю семью) в удивительный и увлекательный мир, который всегда рядом с нами, но вместе с тем без этого замечательного устройства недосягаем.

Я нарочно не стал указывать вам конкретные модели микроскопов. Скажу лишь, что сам для себя выбрал микроскоп Микромед P-1 — такой, как изображен в заголовке статьи. Но вам нужно самим определиться с выбором, и, надеюсь, эта статья поможет вам в вопросе выбора микроскопа !

Если перед вами стоит задача подобрать микроскоп и вы не знаете с чего начать, наш сайт и статьи помогут определиться с выбором. Чтобы сузить область поиска, решите для себя, для каких целей планируете использовать данное устройство.

Например, если собираетесь изучать строение клеток, то стоит остановить свой выбор на микроскопе с большим увеличением. С другой стороны, если вы подбираете микроскоп для изучения деталей на печатной плате, то останетесь довольны стерео микроскопом. Чем руководствоваться? Все приборы условно можно разделить на большие группы:

  1. Детские - отличный вариант, для первого знакомство ребенка с микромиром. Как правило, они имеют яркий дизайн, выполнены в пластике, оснащены красочными наборами, но в них не сильная оптика.
  2. Учебные и школьные - это то чем оснащены классы биологии в школах. Учебными называются потому, что в них очень простой механизм и с помощью них можно проводить сразу несколько методов исследований - плоских объектов в проходящем свете и твердых, не пропускающих свет предметов - в отраженном свете.
  3. Лабораторные - это «рабочие лошадки», которые решают очень широкий круг задач в биологических лабораториях мед.учреждений, НИИ и т.д.
  4. Специализированные - предназначены для решения узкого круга задач, к примеру - поляризационные (изучение объектов в поляризованном свете), а металлографические - для изучения структуры металлов.

Определившись с категорией микроскопа, стоит решить, какая у него должна быть насадка:

  • Монокулярная - обеспечит просмотр одним глазом;
  • Бинокулярная или тринокулярная - обзор, как в бинокль, двумя глазами; Тринокулярная - смотреть двумя глазами, а третья окулярная трубка отводится под подключение видео-камеры.

Далее определяемся с методом исследования. Если это профессиональный специализированный оптический прибор, то метод исследования уже понятен из его названия. Если это учебный, то желательно чтобы было два метода исследования: для наблюдений в проходящем свете должна быть нижняя подсветка - тогда можно будет посмотреть клетки растений, конечности насекомых и т.д., так же желательно наличие верхней подсветки - с помощью нее в отраженном свете можно будет рассмотреть все то, что не пропускает свет (монеты, камни и т.д.).

И, наконец, определяемся с увеличением. Для учебных моделей оптимальное максимальное увеличение - от 640 до 800 крат. Для лабораторных моделей - от 1000 до 1600.

Не обходите стороной дополнительные аксессуары. Они расширяют возможности прибора и проводимых исследований.

  • Во-первых, это дополнительные объективы и окуляры . Купив окуляр большей кратности, можно повысить максимальное увеличение микроскопа.
  • Наборы готовых микропрепаратов , наборы для опытов - они позволят сразу после покупки микроскопа посмотреть на интересные объекты, провести самостоятельно эксперименты и т.д. Для профессиональных специализированных моделей микроскопов существует широчайший ассортимент аксессуаров, которые подбираются менеджерами под конкретные задачи покупателя.

При выборе также помните, что микроскоп, как и любая вещь, должен вам понравиться, ведь покупают что-либо обычно надолго.

Микроскоп (греч. μικρός — маленький и σκοπέω — смотрю) — лабораторная оптическая система для получения увеличенных изображений малых объектов с целью рассмотрения, изучения и применения на практике. Совокупность технологий изготовления и практического использования микроскопа называют . С помощью микроскопов определяют форму, размеры, строение и многие другие характеристики микрообъектов, а также микроструктуры макрообъектов.

История микроскопа . Считается, что голландский мастер очков Ханс Янссен и его сын Захария Янссен изобрели первый микроскоп в 1590, но это было заявление самого Захария Янссена в середине XVII века. Другим претендентом на звание изобретателя микроскопа был Галилео Галилей. Он разработал «occhiolino» («оккиолино»), или составной микроскоп с выпуклой и вогнутой линзами в 1609 г. Галилей представил свой микроскоп публике в Академии деи Линчеи.
Кристиан Гюйгенс, другой голландец, изобрел простую двулинзовую систему окуляров в конце 1600-х, которая ахроматически регулировалась и, следовательно, стала огромным шагом вперед в истории развития микроскопа. Окуляры Гюйгенса производятся и по сей день, но им не хватает широты поля обзора, а расположение окуляров неудобно для глаз по сравнению с современными широкообзорными окулярами. Антон Ван Левенгук (1632—1723) считается первым, кто сумел привлечь к микроскопу внимание биологов, несмотря на то, что простые увеличительные линзы уже производились с 1500-х годов. Изготовленные вручную, микроскопы Ван Левенгука представляли собой очень небольшие изделия с одной очень сильной линзой. Они были неудобны в использовании, однако позволяли очень детально рассматривать изображения лишь из-за того, что не перенимали недостатков составного микроскопа (несколько линз такого микроскопа удваивали дефекты изображения). Понадобилось около 150 лет развития оптики, чтобы составной микроскоп смог давать такое же качество изображения, как простые микроскопы Левенгука. Немецкие ученые Штефан Хелль в 2006 году Stefan Hell и Мариано Босси Mariano Bossi из Института биофизической химии разработали оптический микроскоп под названием Наноскоп, позволяющий наблюдать объекты размером около 10 нм и получать высококачественные трехмерные 3D изображения.
Один из первых микроскопов, 1876 год

Разрешающая способность микроскопов . Степень прониковения в микромир, изучения микромира зависит от возможности рассмотреть величину микрообъектов, от разрешающей способности прибора, определяемой длиной волны используемого в микроскопии излучения (видимое, ультрафиолетовое, рентгеновское излучение). Фундаментальное ограничение заключается в невозможности получить при помощи электромагнитного излучения изображение объекта, меньшего по размерам, чем длина волны этого излучения. «Проникнуть глубже» в микромир возможно при применении более коротковолновых излучений, т.е. излучений с меньшими длинами волн, с более высокой разрешающей способностью микроскопов.

В зависимости от требуемой величины разрешения рассматриваемых микрочастиц материи, микроскопы разделяются на Оптические; Электронные; Рентгеновские; Лазерные рентгеновские микроскопы.

Оптическая система микроскопа состоит из основных элементов - объектива и окуляра. Они закреплены в подвижном тубусе, расположенном на металлическом основании, на котором имеется предметный столик. В современном микроскопе практически всегда есть осветительная система (в частности, конденсор с ирисовой диафрагмой), макро- и микро- винты для настройки резкости, система управления положением конденсора. В зависимости от назначения, в специализированных микроскопах могут быть использованы дополнительные устройства и системы.

Электронный микроскоп отличается возможностью получать сильно увеличенное изображение объектов, используя для их освещения электроны. В отличие от оптического микроскопа, в электронном микроскопе используют потоки электронов и магнитные или электростатические линзы. Некоторые электронные микроскопы позволяют увеличивать изображение в 2 млн. раз, в то время, как максимальное увеличение лучших оптических микроскопов достигает 2000 раз. Как электронные, так и оптические микроскопы имеют ограничения в разрешающей способности в зависимости от длины волн. В электронных микроскопах используются электростатические или электромагнитные линзы для формирования изображения путем управления пучком электронов и концентрации его на отдельных участках изображения подобно тому, как оптический микроскоп использует стеклянные линзы для фокусирования света на (или сквозь) изображении.

Рентгеновский микроскоп - устройство для исследования микроскопического строения вещества с помощью рентгеновского излучения. Разрешающая способность достигает 100нм, что в 2 раза выше, чем у оптических микроскопов (200нм). Теоретически рентгеновская микроскопия позволяет достичь на 2 порядка лучшего разрешения, чем оптическая (поскольку длина волны рентгеновского излучения меньше на 2 порядка). Однако современный оптический микроскоп - наноскоп имеет разрешение до 3-10нм. Различают рентгеновские микроскопы отражательные и проекционные.

Лазерный рентгеновский микроскоп - прибор или микроскоп c применением рентгеновских лазерных лучей отличающийся разрешающей способностью, обеспечивающей получение изображений на субатомном, атомном уровне на базе использования генерируемого вынужденного луча, например, (инфракрасного) мощностью 14,2 киловатта с длиной волны 1,61 ангстрема.(Например, в ходе химической реакци в режиме 3D и др.).

Применение микроскопов:

  • Биологические микроскопы применяются для лабораторных биологических и медицинских исследований прозрачных объектов. Доступны «режимы» светлого и темного поля, фазовый контраст, поляризованный свет.
  • Металлографические микроскопы применяются в научных и промышленных лабораториях для исследования непрозрачных объектов. Возможна работа в отраженном и проходящем свете. Доступны режимы светлого и темного поля, фазовый контраст, поляризованный свет.
  • Стереоскопические микроскопы применяются в лабораториях и на различных производствах для получения увеличенных изображений объектов во время проведения рабочих операций. Возможна работа в отраженном и проходящем свете.
  • Поляризационные микроскопы применяются в научных и исследовательских лабораториях для специализированных исследований в поляризованном свете. Возможна работа в отраженном и проходящем свете.

Науке покорны все возрасты, а микроскопу обрадуется как ученик младшей школы, так и взрослый с «серьезной» работой. Но из-за высокой стоимости этого оптического прибора нужно сделать удачную покупку с первого раза, поскольку на вторую попытку ресурсов семейного бюджета может не хватить. Как же выбрать хороший микроскоп? На какие параметры следует обратить внимание?

Особенности строения микроскопа

Прежде чем отправляться за покупкой, необходимо хотя бы примерно уяснить, что же представляет собой микроскоп. Он состоит из следующих элементов:

  1. Система освещения. Именно от нее зависит качество «картинки». Существует два вида подсветки:
    • зеркальце, отражающее свет лампы или солнца;
    • электрический осветитель, в качестве которого выступает галогенный или светодиодный источник света. Этот вариант считается предпочтительным, так как пользователь может получить максимально полную информацию об изучаемом объекте.
  2. Предметный столик. На нем происходят все манипуляции с препаратом. Зависимо от стоимости и «продвинутости» модели, столик может:
    • фиксироваться при помощи зажимов (бюджетный вариант);
    • изменять положение за счет использования микрометрических винтов координатного нониуса (более совершенный вариант).
  3. Окуляры. «Занимаются» выстраиванием изображения, которое сможет увидеть человеческий глаз. Именно сквозь окуляры ведется наблюдение. Некоторые модели оснащены специальными наглазниками, смягчающими давление и уменьшающими усталость пользователя при продолжительной работе с микроскопом. Окуляры съемные, а значит, их можно подбирать под себя – главное, контролировать совпадение посадочного размера.
  4. Объективы. Подразумевается система линз, закрепленных на револьверной насадке, регулируя которую пользователь может изменять степень приближения. Объективы делятся на две группы:
    • обычные (сухие);
    • иммерсионные, требующие нанесения на покровное стекло масла или воды. Такие объективы обеспечивают увеличение на уровне 100х, за счет чего при использовании окуляра на 10х приближение возрастает до 1000х.
  5. Тубус. Представляет собой полую трубку, в которой находится оптика.

Все детали устройства закреплены на прочной металлической станине с устойчивым основанием, иногда имеющим крепежную резьбу для более надежной фиксации прибора на рабочей поверхности.

Следует обратить внимание – микроскоп может быть:

  • монокулярным – обычным, при котором картинку видит только один глаз;
  • бинокулярным – предполагающим, что в изучении объекта «примут участие» оба глаза;
  • тринокулярным – позволяющим не только проводить наблюдение двумя глазами, но и выводить изображение на ПК.

Окулисты рекомендуют выбирать модели микроскопов, рассчитанные на «применение» двух глаз. Такой подход обеспечивает малую утомляемость и гарантирует сохранение зрения при частом и длительном использовании устройства. Но приобретая бинокулярный микроскоп, нужно оценить, насколько хорошо в нем регулируется расстояние между зрачками.

Как выбрать микроскоп по типу?

Моделей микроскопов существует достаточно много, но в целом вырисовывается деление на такие основные группы:

Разновидность микроскопа Характерные особенности Предназначение Пример
Стереоскопический (инструментальный) Модель предоставляет возможность изучения объекта под разными углами за счет объемного восприятия изображения.

Микроскоп оборудован верхней подсветкой, благодаря чему можно изучать непрозрачные предметы.

Из-за большой дистанции между предметным столиком и объективом пользователь приобретает свободу манипуляций с изучаемым предметом.

  • ювелирные работы
  • ремонт мобильников, часов
  • наблюдение за крупными насекомыми, кристаллами, минералами
  • оценка состояния металлических или пластиковых поверхностей, а также электронных плат
  • нанесение гравировок
Delta Optical SZ-450Т

Bresser Advance ICD 10x–160x

Цифровой Окуляр как таковой отсутствует – вместо него имеется встроенная веб-камера с высокими показателями разрешения и объектив, позволяющий настраивать резкость и кратность.

Картинка выводится на компьютерный экран.

  • проведение наблюдений на выезде – достаточно захватить с собой ноутбук
  • изучение монет, марок, ювелирных украшений
  • пайка микросхем
Delta Optical Smart 2мп

Levenhuk DTX 500 LCD

Биологический Привычная модель, знакомая большинству еще со школы. В современном исполнении микроскоп несколько усовершенствован: в частности, он имеет координатные нониусы, качественную подсветку, отличную оптику.

Увеличение, как правило, не превышает 640х, но попадаются модели на 1280х и даже 2000х.

  • «детские» наблюдения
  • изучение объектов без иммерсии
Delta Optical BioLight
Лабораторный Такой микроскоп нередко встречается в клиниках и лабораториях.

В большинстве случаев устройство имеет минимум четыре объектива, один из которых обязательно иммерсионный.

проведение серьезных наблюдений на профессиональном уровне Delta Optical Genetic Pro Mono

При покупке микроскопа нужно четко понимать, кому и с какой целью приобретается прибор. Ребенку достаточно биологической модели, тогда как взрослому, серьезно настроенному на покорение научных вершин, можно попробовать поработать со стереоскопическим или цифровым микроскопом.
Некоторые модели отличаются повышенной компактностью. Портативные микроскопы легко транспортируются, что понравится людям, которые много путешествуют. Хороший пример – бинокулярное стереоскопическое устройство Levenhuk 2ST.

Микроскоп: как выбрать по ключевым характеристикам?

Приобретая микроскоп, необходимо ознакомиться с его техническими параметрами. Наиболее важными считаются следующие характеристики:

  1. Увеличение. Напрямую зависит от особенностей объектива и окуляра. Ребенку достаточно микроскопа кратностью около 200х, начинающему исследователю подойдет модель на 400х, тогда как серьезно занимающемуся наукой человеку следует приобрести устройство с увеличением в пределах 1500-2000х. Ожидаемо – чем больше значение, тем дороже прибор.
  2. Разрешение. Определяет качество картинки, отвечая за степень ее четкости. На параметр оказывают влияние характеристики объектива: окуляр лишь увеличивает уже существующее разрешение. Ситуация сравнима с фотографией – многократно увеличенный снимок ладони не позволит рассмотреть клетки, из которых состоит тело, будут заметны лишь растянутые гранулы краски. Мощные объективы обеспечивают более качественную картинку. Например, сочетание объектива на 40х и окуляра на 10х лучше, чем комбинация 20х и 20х (хотя в обоих случаях увеличение одинаково и составляет 400х).
  3. Расположение подсветки. Она бывает:
    • верхняя – предназначена для наблюдения за непрозрачными объектами (листья, насекомые);
    • нижняя – рассчитана на изучение прозрачных предметов (тонкие срезы растений). Желательно, чтобы микроскоп был оснащен диафрагменным светофильтром, позволяющим увидеть некоторые моменты, незаметные при обычном освещении;
    • комбинированная – представляет собой сочетание вышеупомянутых типов.

Приобретение микроскопа может стать новым этапом в жизни человека, ведь этот прибор дарит шанс посмотреть на мир в совсем другом ракурсе. Главное, не ошибиться с выбором.