Анри матисс. Матисс Анри - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Анри матисс краткая биография

Анри Матисс был лидером фовизма и одной из ключевых фигур искусства ХХ века. Художник прожил очень долгую жизнь. Он умер в 1954 году. Пикассо, узнав о кончине Матисса, воскликнул: «А как же я теперь буду работать?». Мастер имел ввиду, что его творческий путь был постоянным соперничеством с Матиссом, а со смертью Матисса он как бы терял стержень соперничества.

Анри Матисс. В начале творческого пути

Рисовать Матисс начал довольно поздно. Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал. Но будущий художник вскоре понял, что юриспруденция – не его дело, и уехал в Париж изучать искусство. Своим учителем он считал Гюства Моро, и, следуя совету учителя, изучал работы старых мастеров и даже копировал их в Лувре.

На этом этапе он пробовал писать «в духе», искал художественную близость с тем или иным направлением в искусстве. В коллекции ГМИИ хранится натюрморт, выполненный «в духе голландцев». В этой работе Матисс заставил стекло бутылки блестеть необыкновенным цветом. Эта ранняя работа весьма похожа по манере исполнения на стиль Эдуарда Мане. (Интересно, что хотя очень многие причисляют Мане к импрессионистам, он таковым не являлся. Специалисты всегда подчеркивают это, говоря: “Эдуард Мане и импрессионисты”).

Вернемся к раннему Матиссу. Тон его картины тёмный и неоднородный, отдельные цвета – серебристо перламутровые. В отличие от Сезанна, Матисс совсем иначе лепит форму и заботится о ней. Он уделяет больше внимания цвету и строит полотно по классическим канонам. Картина была написана в 1896 году, когда художнику было 39 лет.

В самом конце XIX века художник заинтересовался яркими красками, живыми цветовыми комбинациями и смелыми композиционными приёмами.

К концу 1900-х годов он выработал новое понимание роли искусства в современном мире. Мастер верил, что задача современной живописи – создавать усталому, духовно истощённому зрителю гармоничное окружение, отвлекать его от забот и беспокойств современного мира и помогать расслабиться. Матисс ценил идеалы единения человека и природы, его привлекали сплав инстинкта и разума, присутствующего в архаичных культурах.
Матисс добивался чистоты чувств, характерных для детского рисунка или примитивного искусства.

Фовизм Матисса “Статуэтка и вазы на восточном ковре”

“Статуэтка и вазы на восточном ковре. (Натюрморт венецианской красной)” 1908
В 1908, когда Матисс создал эту картину, в Париже проходила выставка Восточного и мусульманского искусства, которое запрещает изображать лица людей, а также и животных. В исламском искусстве допустимы только орнаменты и каллиграфические надписи. Матисс внимательно изучал восточные искусства и многое из них почерпнул для своего творчества.

В этом натюрморте Матисс отрицает все каноны живописи, использует очень яркие цвета.

Необходимо иметь ввиду, что чувство цвета дается человеку от природы, также, как голос или музыкальный слух. Оно либо есть, либо его нет, воспитать чувство цвета, также как и наработать голос – невозможно. Матисс обладал совершенным чувством цвета. Ему не надо было что-то изобретать, он всё точно знал. И в этом Матиссу можно доверять.

Ковёр на этой картине – реальный. Такой, какой был у Матисса в его доме. Он набросил этот ковёр на камин или комод, или другую мебель. Но мастер не дает здесь глубину пространства в соответствии с математическими законами, а выписывает глубину лишь треугольниками незаполненного ковром пространства. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Углы комнаты даёт другим цветом. С того момента, когда Матисс стал рисовать такие композиции и начинается его развитие, как художника. На холсте хорошо заметна свобода в выборе цвета и красок – интенсивных, почти пламенеющих.

Кажется, что предметы на ковре включены в орнамент покрытия, в арабеск, как элемент восточного узора. В эту композицию мастер также включил гипсовую модель своей скульптуры.

Фовизм Матисса. “Фрукты и бронза”

В 1910 году он создаёт полотно «Фрукты и бронза» . Эта работа была написана для московского коллекционера, почитателя его таланта Сергея Щукина. Здесь, как и на предыдущих работах, светотень, перспектива, отражение отсутствуют.

Матисс не использует светотеневую моделировку предметов, он обозначает их цветными пятнами и обводит контуром. Линия и цвет – вот главное в его творчестве. Формы предметов выполнены мазками разного цвета и все это находится на фоне синего ковра.

Фовизм Матисса. “Испанка с бубном”

Эта композиция – одни из самых ошеломляющих фовистских картин. Фигура танцовщицы нарисована очень динамичным цветным контуром и контрастирует с распределением светотени. Это по-новаторски необычно и “по-дикому” экспрессивно. Цвет фона – голубой. Чёрная блуза и красная юбка очень красиво смотрятся на голубом фоне. Это контрастные цвета, которыми художник создаёт глубину пространства.

Анри Матисс и Сергей Щукин. Самым первым “идеальным” покровителем Матисса, человеком, который принял все его идеи, был московский коллекционер Сергей Щукин. Картины Матисса украшали щукинский особняк и составляли единый ансамбль.

Щукин безраздельно доверял Матиссу. Он доверил Матиссу оформить свой дом в том стиле, какой художник считает нужным и правильным. Щукин предоставил Матиссу возможность самовыражения. Отношения между патроном и художником были очень доверительными, полными взаимопонимания. За весьма короткий период перед революцией 1917 года, Матисс написал целую серию картин для Щукина, которые в настоящее время составляют гордость коллекции музея Изобразительных искусств. Знаменитые панно “Музыка” и “Танец” – последняя работа находится в Зрмитаже – также были выполнены позаказу Щукина для его московского особняка.

Щукин весьма щедро заплатил Матиссу. На эти деньги художник смог прожить более 7 лет ни о чём не заботясь.

Революция 1917 года всё изменила. Щукин уехал в эмиграцию. Как-то, Сергей Щукин ехал на поезде в Ниццу. Матисс также был пассажиром в этом поезде и узнал, что его патрон едет тем же рейсом. Матисс везде искал Щукина, хотел поприветствовать и поговорить с меценатом, но нигде не смог его найти. Они не встретились, хотя ехали одним поездом. Всё дело было в том, что Матисс искал своего патрона в 1-м классе, а Щукин ехал в третьем.

В экспозиции следующего зала посетителя встречают цветы, натюрморты – это любимые темы Матисса.

Фовизм Матисса. “Цветы на медовом фоне”

Ваза с пышным букетом цветов стоит на столе. Белая столешница на самом деле – просвечивающий незакрашенный белый холст. Чтобы всё это не сливалось с белой вазой, мастер прорисовывает ее контур. Медово- жёлтый фон полотна, необыкновенно красивый и теплый, охватывает букет цветов.

Сам Матисс отмечал, что современные люди – это усталые люди. В этом безумном мире нужно, используя искусство, его яркость, дать людям возможность отдохнуть. Пусть они отдохнут, глядя на подобные полотна – именно такой была цель Матисса.

Немаловажное значение Матисс придавал гармонии: «Я хочу нести людям отдохновение и радость». В своих картинах художник постоянно претворял свою жизненную программу.

Фовизм Матисса. «Корсиканский пейзаж. Оливы». 1898 год

Очень многие работы Матисса, находящиеся в ГМИИ, были подарены Лидией Николаевной Делекторской. В числе ее даров – палитры художника. В собрании ГМИИ немало ярлыков с ее именем – именем секретаря Анри Матисса. И хотя Делекторская могла бы презентовать собрание картин любому другому музею, она предпочитала Пушкинский. Возможно, в этом была заслуга Ирины Александровны Антоновой(директора ГМИИ), которая сумела понравиться Делекторской.

На корсиканском пейзаже – чисто импрессионистические черты. Но у Матисса гораздо плотнее мазок, и краски положены более интенсивно.

Палитры Матисса. Первая похожа на цветы.

Портрет Делекторской тоже хранится в музее, это небольшой набросок, под стеклом. Но черты лица имеют несомненное портретное сходство.

Два достаточно больших полотна в коллекции – это интерьеры мастерской художника, их в музее три, но застать их одновременно на экспозиции практически невозможно. На одном полотне изображён уголок мастерской, на другой – розовая мастерская с кусочком его картины «Танец». Матис во многих полотнах цитирует сам себя.

Анри Матисс “Мастерская художника. (Розовая мастерская)”

Это одна из матиссовских студий, с так называемым симфоническим интерьером, который воплощает на холсте гармонию цвета и композиции.
Матисс включает в эту композицию свои картины на стенах ателье и бронзовую статуэтку.

На этой картине хорошо проследить, как создавалась эта композиция. Художник соединяет разные жанры (натюрморт и интерьер) одним арабесковым орнаментом. Перед ширмой – стул, на котором пустая ваза, без цветов. Затем – ширма, экран, на который брошена одежда. И вот складки на этой одежде кажутся стеблями цветов, они как бы начинаются от вазы и создают имитацию стоящих в ней цветов и в то же время эти складки формируют арабесковый орнамент.

Затем всё это органично перекликается с настоящими цветами и деревьями за окном. И это завершение темы арабеска. На этом полотне очень важную роль играет цвет. Никакой другой художник, кроме Матисса не имел такого чувства цвета. Существует музыкальный термин. О человеке, весьма одарённым музыкально говорят, что у него абсолютный слух. И если применить музыкальный термин к изобразительному искусству, то о Матиссе нужно сказать, что у него был абсолютный глаз.

Эта “Розовая студия” была написана, когда Матисс вернулся из России. На деньги, заплаченные ему Щукиным, художник арендовал эту студию, где и написал картину, а студию он впоследствии выкупил.

Анри Матисс “Уголок мастерской”

“Уголок мастерской” .

Матисс очень любил синие драпировки. Как новая, цветочная мелодия. И дневной свет передаётся в красках. И в левом верхнем углу полотна видны те же розовые в полоску стены его мастерской, которые изображены в “Розовой мастерской”.

Марокканский Триптих”. 1912-1913

Перед тем, как Матисс приехал в Россию, он планировал посетить Италию, где хотел изучать работы Старых Мастеров. Но, увидев Русское искусство, понял, что он не найдёт ничего специфического в Италии и отправился в Марокко. (Иконы Матисс видел в собрании Остроухова и Благовещенском соборе Московского Кремля.)

Этот триптих был заказан Матиссу Иваном Морозовым. И, сравнивая натюрморты, букеты и мастерские Матисса с этим триптихом, кажется, что это совсем другой художник.

Интересно, что рама этой картины была специально заказана и оплачена Морозовым.
Весь триптих представляется как три разные времени дня или как философское восприятие Востока.

1 – Утро. И Матисс открывает окно в город. Мы видим собор святого Петра, крепость, двух осликов и араба, верхом на одном из них.

Тень всё ещё окутывает город своей свежестью и прохладой. Через раскрытое окно Матисс показывает городской пейзаж, который, в свою очередь, вводится через натюрморт. Окно-натюрморт – городской пейзаж.

2 – День. Жизнь пряного Востока перемещается внутрь террас и всё выглядит как мираж. Девушка, изображенная в центре холста – дочь Зоры, работницы отеля “Вилла де Франс”, которая очень часто позировала Матиссу.

Некоторое время спустя её стали искать, но она исчезла, растворилась и о ней ничего не известно. Матисс очень любил её писать, неоднократно изображал ее на своих полотнах.

3 – Вечер. В городе нестерпимая жара и все ожидают ночную прохладу и сидящий перед входом араб растворяется, исчезает, как образ и видение. Контуры его фигуры становятся едва различимыми.

Вот это Матисс, который мог сделать всё, что он хотел в области цвета.

Анри Матисс “Голубая ваза с цветами на скатерти”

“Арумы, ирисы и мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти)” 1913. Картина входила в ансамбль Розовой гостиной в доме С.И.Щукина, для которой Матисс создал несколько работ одного формата, в том числе и “Красные рыбы”. Этот букет в нашей экспозиции, написан холодными тонами. «Арумы…» – понимание полотна идёт от восточного иероглифа, по всему фону картины разбросаны завитушки – элементы восточного орнамента. Ваза прикрыта изумрудным листком цветка.

До Матисса сочетание зелёного и синего не укладывалось в голове и такое сочетание цветов никогда не использовалось. А Матисс применил его и мы увидели, насколько это красиво и гармонично.

Фовизм Матисса. “Красные рыбы”

“Красные рыбы”. Сочетание ярких, интенсивных цветов создают неподражаемый декоративный эффект. Свобода, и даже размашистость рисунка усиливает впечатление, что картина была написана “за один присест”, “на одном дыхании”

Полотно трактуется чем-то средним между натюрмортом и пейзажем. Гениальное всегда очень просто, поэтому очень часто про творчество Матисса дилетанты говорят – «и я так нарисую». Да, нарисовать можно. Но дать такое сочетание цветов, предметов, предложить такую гармонию в полотне – вряд ли это удастся кому-то другому.

В полотне обыгрывается круглая форма. Это крышка стола, донышко аквариума, крышка аквариума, вода в аквариуме. И в эту серо-асфальтную и зелёную гамму художник вплетает красных рыбок, изображение которых удваивается в их отражении на поверхности. Эти рыбки притягивают к себе всё внимание, взгляд идёт по кругу и опять возвращается к ним.

В этом обзоре мы рассказали почти обо всех картинах, которые находятся на экспозиции музея Изобразительных Искусств им. Пушкина в Москве. Надо сказать, что в собрании С.И.Щукина их было значительно больше. Коллекция была поделена между Москвой и Ленинградом (как Санкт-Петербург тогда назвался) и много картин сейчас находятся в собрании Эрмитажа.

Матисс умер в 1954 году в возрасте 84 лет. Пабло Пикассо оценил его роль в современном искусстве коротко и просто: “Матисс всегда был единственным и неповторимым”.

Работы Анри Матисса впечатляют своей экспрессией, интенсивными цветами и простыми методами живописи. Его скульптуры и картины поражают воображение при минимальном наборе изобразительных средств, впечатляют своими формами и локальными цветами. Один из создателей фовизма, Матисс прошел долгий путь, «перебрав» множество стилей и направлений, в конце концов найдя себя в движении «диких», запомнившись потомкам как автор запоминающихся неординарных произведений.

Годы жизни

Будущий художник родился в 1869 году, 31 декабря, в одном из северных районов , в Пикардии. Он был старшим ребенком в семье достаточно благополучного торговца зерном, и должен был стать наследником его дела. Его мать помогала мужу работать в лавке и любила расписывать керамические изделия, так что можно сказать, что любовь к искусству Матисс впитал с молоком матери. Однако он пришел к этому не сразу - сначала ему пришлось пройти обучение в Школе юридических наук в вопреки воле отца, который видел его своим преемником. Вернувшись в родной Сен-Кантен, Анри стал работать клерком по своей новой специальности.

После удаления аппендицита, будущий известный художник долго болел и с легкой руки матери увлекся рисованием. Он решил стать художником и учился в разных школах, стремясь поступить в парижскую Школу изящных искусств, куда не попал.

Обучаясь в Школе декоративных искусств, он познакомился с , вместе с которым поступил в Школу изящных искусств в класс . В это время он познакомился с другими учениками, которые в будущем также стали известными художниками.

Развитие таланта

Обучение в Школе включало в себя обязательное копирование полотен известных мастеров старой школы. На Матисса особое влияние оказали полотна , а также художников его времени и классическая японская живопись и графика.

В 1894 году его модель родила ему дочь Маргариту, которую Матисс признал и впоследствии воспитывал в своей семье.

Знакомство с Джоном Питером Расселом коренным образом изменило мировоззрение Анри Матисса как художника. Он увлекся импрессионизмом, подружился с , выставлялся и пользовался популярностью у поклонников и покупателей.

В 1899 году Матисс познакомился с Андре Дереном и другими художниками, которые повлияли на его дальнейшее развитие и становление. В следующем году он начал заниматься скульптурой, проходя обучение в Академии де ля Гран-Шомьер на курсах Антуана Бурделя. Семья начала испытывать серьезные материальные трудности, а художник впал в депрессию, даже подумывая об отказе от карьеры художника.

До 1905 года Матисс активно искал себя, создавая полотна и скульптуру в стиле импрессионизм, а также экспериментируя с другими направлениями. Но по-настоящему он нашел себя в движении фовистов, или диких, лидером которого вместе с Андре Дереном он стал. Несмотря на короткий период популярности течения и неприятие его реакционной критикой, именно фовистский период дал нам того Матисса, которого мы знаем и любим.

Скандальный успех произведений мастера дал ему возможность продолжить работу и основать Академию Матисса, подарившую миру более 100 художников.

Матисс постепенно приобрел всемирную популярность, во многом благодаря русским меценатам и коллекционерам, а также работам над эскизами для Балета Дягилева. Последние годы жизни, даже время Второй Мировой Войны, художник провел в Ницце, где и скончался в 1954 году.

Полюбоваться Матиссом периода фовизма можно в

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 17.09.2017 14:21 Просмотров: 2514

Каким способом лучше передать эмоции?

Конечно, через цвет и форму. Так считал Анри Матисс. Ведь он был лидером фовистов , которых французский критик Луи Воксель назвал «дикими зверями» (фр. les fauves). Современников поразила их экзальтация цвета, «дикая» выразительность красок. Это случайное высказывание закрепилось как название всего течения – фовизм, хотя сами художники этого названия никогда не признавали.

А. Морер. Фовистский пейзаж
Художественное направление во французской живописи фовизм развивалось с конца XIX до начала XX в.
Лидеры направления – Анри Матисс и Андре Дерен. К числу сторонников этого направления относят Альбера Марке, Шарля Камуана, Луи Вальта, Анри Эвенепула, Мориса Марино, Жоржа Руо, Жоржа Брака, Жоржетту Агутт и других.

Анри Матисс: из биографии (1869-1954)

Анри Матисс. Фотография
Выдающийся французский художник Анри Матисс родился 31 декабря 1869 г. в Ле-Като на севере Франции в семье преуспевающего торговца зерном. Предполагалось, что сын продолжит дело отца, но Анри уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного.
Интерес к рисованию возник у будущего художника совершенно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита, и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Надо сказать, что его мать занималась росписью керамики, поэтому могла предполагать, что и сын её не останется равнодушным к искусству рисования. Так и случилось. Сначала Анри начал копировать цветные открытки, это его так увлекло, что он решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур, где обучались чертёжники для текстильной промышленности.
В 1892 г. он приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
На выставке мусульманского искусства в Мюнхене в 1903 г. Матисс впервые познакомился с этим видом живописи, которая произвела на него сильное впечатление и дала направление дальнейшего развития его таланта. Характерные особенности этой живописи – интенсивный цвет, упрощенный рисунок, плоскостное изображение. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г.
Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов.
Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена . Он знакомился с художниками разных стран. В Лондоне изучал творчество Уильяма Тёрнера .
Однажды он познакомился с художником из Австралии – Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена . Рассел коллекционировал картины, он же познакомил Анри с импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога , с которым он был дружен в течение 10 лет. Позднее Матисс называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета.
Импрессионизм очень впечатлил Матисса. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901).

А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Холст, масло. Эрмитаж (Петербург)
Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Структура живописи и работа с цветом Поля Сезанна оказали особенное влияние на творчество Матисса, который называл его впоследствии своим главным вдохновителем.
Первая персональная выставка Матисса состоялась в июне 1904 г. в галерее Амбруаза Воллара. Но большого успеха она не имела.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) , используя раздельные точечные мазки. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим.

А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)
В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену, изучая итальянское искусство.
По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. За это время в академии получили образование 100 студентов из числа соотечественников художника и иностранцев.
Обучение в академии носило некоммерческий характер. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой.
В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма).
В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. В связи с этим он упростил свой стиль – разработал технику составления изображения из обрезков бумаги. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. В 1944 г. его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления.
3 ноября 1954 г. художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет.

Творчество Анри Матисса

Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи , могут показаться незначительными по теме, но они являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Художник был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов.

Фовизм

Вместе с Андре Дереном Матисс создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием фовизма. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средств
С картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Главным в своём творчестве Матисс провозгласил искусство яркого цвета, смелых решений и декоративности.

А. Матисс «Женщина в шляпе» (1905). Холст, масло. 24 × 31 см

Матисс выставил эту картину на Осеннем салоне в 1905 г. На портрете художник изобразил свою жену Амели. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой? Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Цвет его был цветом живописи, а не быта.
Фовизм, как направление в искусстве, появился в 1900 г. на уровне экспериментов и был актуален до 1910 г. Движение имело всего 3 выставки. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Каждый из них имел своих последователей.
Снижение значения фовизма после 1906 г. и распад группы в 1907 г. не повлияли на творческий рост самого Матисса. Многие из его лучших работ были созданы им в период между 1906-1907 гг.
В 1905 г. Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо . Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения.
В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина.
В период 1946-1948 гг. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.

А. Матисс «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947). Холст, масло. 116 x 89 см

А. Матисс «Египетский занавес» (1948)
Последняя работа Матисса (1954) – витраж Церкви, построенной Рокфеллером в 1921 г. в штате Нью-Йорк.
Остальные 9 витражей расписаны Марком Шагалом.

Наряду с живописными произведениями известны его замечательные графические рисунки, гравюры, скульптуры, рисунки для тканей. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).
В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Матисс сам нашёл решение её художественного оформления. В начале декабря 1947 г. Матисс определил план работы, в согласии с доминиканскими монахами, братом Рейссинье и с отцом Кутюрье.

Интерьер капеллы – алтарь, витраж, настенная роспись «Святой Доминик»

Интерьер капеллы – настенная роспись «Крестный путь»

О некоторых известных работах Анри Матисса

А. Матисс «Зелёная полоса» (Мадам Матисс) (1905). Холст, масло. 40,5 х 32,5 см. Государственный музей искусств (Копенгаген)
Эта картина – портрет жены художника. Портрет поразил современников своей «уродливостью», то есть необычностью. Даже для фовизма интенсивность цвета была чрезмерной. Три цветовых плоскости выстраивают композицию портрета.

А. Матисс «Танец» (1910). Холст, масло. 260 х 391 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
Предположительно, «Танец» написан под впечатлением от греческой вазовой живописи и русских сезонов Сергея Дягилева.
Картина удивляет сочетанием лаконичности живописных средств и её огромным размером. «Танец» написан всего тремя красками: синим цветом передано небо, розовым – тела танцоров, зелёным – изображение холма. Хоровод на вершине холма ведут 5 обнажённых людей.

А. Матисс «Музыка» (1910). Холст, масло. 260 х 389 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Он осознанно лишал героев индивидуальности, наделяя их почти идентичными чертами лица и телосложением, чтобы изображённое воспринималось зрителем как единое целое. Главной задачей художник считал достижение цветовой гармонии полотна с использованием контраста: фигуры персонажей окрашены в яркий пунцовый оттенок, интенсивный цвет синего неба и зелёной травы находятся в контрасте с ними. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Все люди на картине находятся в неподвижности. Матисс сознательно выписал их силуэты упругими, гибкими линиями, чтобы придать полотну музыкальный ритм.
О какой-либо трактовке этой картины сам художник не упоминал. Существуют лишь предположения искусствоведов. Поэтому каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов».
Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны.


А. Матисс «Парижский танец» (1831-1933). Музей современного искусства (Париж)
В этой работе Матиссом была впервые применена техника декупажа. Фигуры и куски фона были вырезаны из листов, окрашенных гуашью, а затем прикреплены булавками к основе по рисунку. Затем маляр по указанию художника наносил краску на холст.

А. Матисс «Голубая обнажённая» (1952). Техника декупажа. 115, 5 x 76, 5 см

Анри Матисс (Henri Matisse) — выдающийся французский художник, лидер течения фовистов — известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, красивых ваз, сочных плодов, оранжерейных растений, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бескрайних пейзажей. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания, настроения и мотивы. Рафинированные художественные средства, колористические гармонии, сочетающие яркие контрастные созвучия, словно бы призывают созерцателя этих работ наслаждаться чувственной красотой мира.

О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Искусству художника нередко давали определения «светского» и «салонного», усматривая в праздничности и нарядности его картин прямое воздействие вкусов богатых меценатов. Упрекали в оторванности от действительности, декадентстве, непонимании современных проблем. Действительно, за редким исключением в его картинах не увидишь невзрачных будничных мотивов. Анри старался запечатлеть совершенно иное: нарядных женщин в красивой элегантной обстановке, пышные букеты цветов, яркие ковры.

Анри Матисс Танец

Будущий художник пришел в мир, который позже с такой любовью будет воспет им с помощью кисти и красок, перед самым наступлением Нового года — 31 декабря 1869 года в Като-Камбрези, что на севере Франции. Отец хотел, чтобы сын поскорее встал на ноги, видел в нем юриста, обеспеченного человека, но его желания так и остались мечтой. Правда, после окончания лицея Сен-Квентин Матиссу все-таки пришлось изучать право в Париже. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и... работа увлекла его. В 20 лет он начал заниматься в художественной школе Вентин де ла Тур, а в 1891 году отправился в Париж, где поступил в Школу изящных искусств. Тогда же, вопреки воле отца, Матисс оставляет юриспруденцию и полностью обосновывается в Париже, поступив в Академию Жюлиана и беря уроки у мэтра французской живописи Гюстава Моро.

Мистик и символист, Моро предрекал начинающему художнику большое будущее, особенно ценя его новаторские приемы в неожиданных сочетаниях цветов. Занятия живописью требуют времени и денег. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья — Жан и Пьер. По воспоминаниям современников, брак Матисса был чрезвычайно счастливым: преданная художнику Амели Матисс много работала, чтобы муж мог заниматься только творчеством. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера; наиболее известные работы — «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». Амели делала все возможное, чтобы Анри больше путешествовал, видел мир, впитывал его краски. Вместе супруги отправляются в Алжир, где Матисс знакомится с искусством Востока, оказавшим на него большое влияние. Отсюда в его творчестве — преобладание цвета над формой, пестрота и узорчатость, стилизация в разработке предметов.

Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных на выставке фовистов на парижском Осеннем салоне 1905 года. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, интересуется классической японской ксилографией и декоративным арабским искусством.

В 1908 году российский коллекционер Сергей Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» даны фигуры артистов, играющих на различных инструментах. Третье панно — «Купание, или Медитация» — осталось лишь в набросках. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса).

Нельзя сказать, что художественный бомонд принимал творчество Матисса однозначно положительно. Скажем, Пабло Пикассо вовсе не воспринимал французского живописца и видел в нем своего соперника. Вспоминает Игорь Стравинский: «Что такое Матисс? — любил повторять Пабло. — Балкон, а на нем яркий цветочный горшок».

В отличие от Пикассо, Матиссу пришлось столкнуться с противодействием отца, который всю жизнь стыдился того, что его сын решил стать художником. Многие годы Матисс жил в нужде. Ему было около сорока, когда он, наконец, смог самостоятельно обеспечивать семью. Анри искал в искусстве спокойствия и стабильности, которых не могла дать ему жизнь; Пабло — напротив — расшатывал мировые устои.

Когда они познакомились в 1906 году, Пикассо было 25 лет, он только что приехал из Испании, едва говорил по-французски, и в Париже его практически никто не знал. Зб-летний Матисс в то время уже был признан первоклассным художником. Первой картиной, которую Матисс подарил Пикассо в 1907 году, был портрет дочери Анри — Маргариты. Пикассо повесил работу у себя в студии и предложил друзьям использовать ее как мишень для игры в «дротики».

Матисс испытал сильное влияние исламского искусства, представленного на выставке в Мюнхене в 1911 году. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от мастеров кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, оно основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Все эти полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, являются результатом долгого изучения природных форм. Можно сказать, что Матиссу удалось гармонично выразить непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, он был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания нескольких интенсивных цветов. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции.

Цветовое воздействие картин Матисса па зрителя невероятно; цвета взывают и кричат, точно громогласные фанфары. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева, идея абсолютной синевы; для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел — звонкая киноварь. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом».

В работах Матисса цвет настолько преобладает над рисунком, что можно сказать: именно он, цвет, — подлинный герой содержания картин. Подобный творческий метод был характерен не только для Матисса, но и для фовизма в целом. Один из критиков писал в адрес фовистов: «Они швырнули публике в лицо банку с краской». Матисс в одном из своих эссе парирует: «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин, что бы там ни говорили критики». Недаром Гийом Аполлинер восклицал: «Если бы творчество Матисса нуждалось в сравнении, следовало бы взять апельсин. Матисс — плод ослепительного цвета».

Анри Матисс: matisse46

Анри Матисс: Les voiliers

Замечательна та меткость, с которой он строит композицию на холсте. Матисс схватывает самую ось движения, придавая рисунку цельность и закономерность. Его наброски настолько остры, динамичны, лапидарны и вместе с тем пластичны, что их невозможно перепутать с работами других рисовальщиков — они узнаваемы тотчас же!

Французские художники эпохи модерн были неравнодушны к танцу. Изящные балерины Дега, примы кабаре Тулуз-Лотрека — различные ипостаси вошедшей в моду танцевальной темы. Анри Матисс не был исключением. И хотя образам Матисса чужда реалистичность, а его декоративные полотна имеют мало общего с достоверным изображением балерин на пуантах, тема танца неизменно возникает в поворотные моменты творческого пути.

Анри Матисс: Matisse Icarus (Icare), 1943-1944, From Jazz

Анри Матисс: Matisse Music, 1910, oil on canvas, The Hermitage at St. Pet

Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику — декупаж (в переводе с французского — «вырезание»). Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры и куски фона, затем по рисунку, обозначенному углем, прикреплял их к основе булавками... «Парижский танец» известен в трех вариантах. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. Со второй, уже практически завершенной работой, вышла досадная история: Матисс ошибся в размерах помещения, и весь холст пришлось переписывать заново. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея — неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский живописец пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. Этой простой русской девушке суждено было войти в историю — она стала секретарем, затем незаменимой помощницей, а после — ближайшим другом и последней музой художника. В октябре 1933 года Лидия Лелекторская переехала в дом Матисса и задержалась в нем почти на 22 года.

О своем впечатлении от России Матисс писал: «Я видел вчера коллекцию старых икон. Вот истинное большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. В этих иконах, как мистический цветок, раскрывается душа художников. И у них нам нужно учиться пониманию искусства».

Первая мировая война, оставившая глубокий след в душе Матисса, изменила его художественную манеру. Колорит картин становится мрачным, а рисунок — почти схематичным. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце, изредка навещая в Париж. Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро... В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Написанные небрежными мазками, эти картины создавали радостное, но обманчивое впечатление — будто бы они написаны легко, с первого раза, как результат счастливого и беспечного вдохновения. Но на деле каждое из творений мастера — итог кропотливых поисков, упорного труда, огромного морального и физического напряжения. Не отличаясь крепким здоровьем, страдая бессонницей, Матисс отказывал себе во многих удовольствиях, лишь бы сохранить способность работать. Создавая картину, он забывал обо всем на свете.

Анри Матисс: Matisse Jazz- The Toboggan, 1943, paper cut-outs

Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. С 1941 года он тяжело болен, его жену и дочь арестовало гестапо за участие в движении Сопротивления, Матисс долгое время ничего не знает об их участи. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. С каким восторгом выписывал он узоры восточных ковров, как тщательно добивался точных, гармоничных цветовых соотношений! Великолепны, полны таинственного внутреннего света и его натюрморты, портреты позднего времени. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание. Вынужденный оставить работу маслом, не имея сил держать в руках кисть и палитру, художник разработал технику составления изображения из обрезков цветной бумаги. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем — изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих исканий, — достойно завершила его художественный путь. Впрочем, Матисс рисовал до последнего, даже ночью, даже после инфаркта, за день до смерти, 3 ноября 1954 года, он попросил карандаш и сделал три портретных наброска.

У художника, к счастью, была долгая и интенсивная творческая жизнь — в мире, полном катастроф, технических, научных и социальных революций. Этот мир оглушал, он менялся с поистине взрывной скоростью, и Матисс опрокидывал все привычные представления, громоздил развалины, множил открытия, искал новые формы бытия в искусстве. Искал — и нашел!

Анри Матисс: Одалиска в красных шароварах }