Первое упоминание о балалайке. Как и когда появилась балалайка. Особенности, которыми обладает балалайка-контрабас
Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского народа.
Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили
Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».
Следующее упоминание названия «балалайка» встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.
В течении XVIII в. балалайка широко распространилась в великорусском народе, сделавшись настолько популярной, что её признали за древнейший инструмент, и даже присвоили ей славянское происхождение.
Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию корпуса или кузова балалайки, заместившего круглую форму домры. Форма балалайки XVIII века отличалась от современной. Гриф балалайки был очень длинным, длиннее кузова примерно в 4 раза. Корпус инструмента был более узким.
Кроме того, балалайки, встречающиеся на старинных лубочных картинах снабжены только 2 струнами. Третья струна была редким исключением. Струны у балалайки металлические, что придаёт звучанию специфический оттенок - звонкость тембра.
В середине XX в. была выдвинута новая гипотеза о том, что балалайка бытовала задолго до её упоминании в письменных источниках, т.е. существовала рядом с домрой. Некоторые исследователи считают, что домра была профессиональным инструментом скоморохов и с их исчезновением потеряла широкую музыкальную практику. Балалайка же инструмент сугубо народный и, следовательно, более жизнестойкий.
Cначала распространилась балалайка преимущественно в северных и восточных губерниях России, обычно аккомпанируя народным плясовым песням. Но уже в середине XIX века балалайка была очень популярна во многих местах России. На ней играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты, такие как Иван Хандошкин, И. Ф. Яблочкин, Н. В. Лавров. Однако к середине XIX столетия рядом с нею почти повсеместно встречалась гармоника, которая постепенно вытеснила балалайку.
Второе рождение балалайка получила в конце XIX веке благодаря стараниям Василия Андреева, которого называли «молодым отцом балалайки». В. В. Андреев совместно с инструментальными мастерами В. В. Ивановым, а затем Ф. С. Пасербским и С. И. Налимовым, усовершенствовал народный инструмент и сконструировал семейство балалаек разных размеров по образцу смычкового квартета. Первое выступление ансамбля, который назывался «Кружок любителей совместной игры на балалайках» состоялось в Петербурге в 1888 году.
Андреев и его сподвижники - Н. Привалов, Ф. Ниман, В. Насонов, Н.П. Фомин не ограничились возрождением лишь одной балалайки. Они вели работу и по усовершенствованию и других инструментов русского народа, таких как домра, гусли, жалейка, владимирские рожки и др. Итогом этой работы стало формирование Великорусского оркестра, первое выступление которого состоялось под руководством Андреева 11 января 1897 года в зале Дворянского Собрания. С этих пор оркестры народных инструментов стали распространяться с необычайной быстротой по всей России.
Благодаря исполнительскому искусству Василия Андреева и его талантливым последователям таким мастерам, как Борис Трояновский, Александр Доброхотов и немногим позднее - Николай Осипов, на балалайку обратили внимание маститые композиторы. Теперь на балалайке замечательно звучат не только русские народные песни, но и переложения произведений русской и западной классики, кроме того, композиторы создали для балалайки оригинальный репертуар, в том числе более 100 сюит, сонат, концертов и других произведений крупной формы.
Пожалуй, самый известный инструмент во всем мире. Это также один из самых удивительных инструментов. Ансамбли балалаечников неизменно пользуются большим успехом в Европе и Америке. Иностранцы удивленно разглядывают, казалось бы, простейший инструмент и никак не могут взять в толк, как можно исполнить сложную мелодию на трех струнах. Это еще один повод отметить талант русского человека и его изобретательность.
Балалайка относится к семейству лютни. Это старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом. Лютни объединены в довольно многочисленное семейство, в которое входят не только известные инструменты, такие как мандалина или балалайка, но и довольно необычные и малоизвестные, как, например, чаранг, укулель или сямисен. Все эти инструменты отличаются друг от друга по размеру и характеру звучания. Из всего множества инструментов выделяется балалайка, которую мы и рассмотрим подробнее.
Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Это один из инструментов, ставших, наряду с гармонью и жалейкой, музыкальным символом русского народа.
Каково же строение балалайки? Основной ее составляющей является корпус треугольной формы. На корпусе располагаются подставка и розетка. От корпуса отходит гриф, то есть ручка, за которую держится музыкант. На грифе находятся струны и лады. Оканчивается гриф головкой, на которой располагается настроечная шпилька.
Струны имеют особое значение для балалайки. Их всего три, из которых первая называется мелодичной, а две другие – гудящими. Головка грифа несет не только важной значение для игры, но и является эстетическим украшением. Она вырезана в форме лошадиных голов, повернутых друг к другу. Корпус склеен из отдельных сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. На грифе современной балалайки от шестнадцати до тридцати металлических ладов, в тот время как вплоть до конца девятнадцатого века их было не больше семи.
Звучание балалайки отличается тонкостью и сразу же заряжает своим оптимизмом. Благодаря этому звучание балалайки легко узнаваемо из тысячи других инструментов. А также выделяется своей узнаваемостью во всех фильмах, которые можно посмотреть вот ТУТ.
Тональный диапазон инструмента довольно обширный – до полутора октав. Это позволяет исполнять не только программные произведения, но и импровизации различной степени сложности.
Материал, из которого изготавливается балалайка, прост и легко находим. Так, корпус делается из дерева, а струны – из стали, лесы или нейлона. Как видно, инструмент не только прост в использовании, но и не представляет проблемы в плане изготовления. Это лишний раз доказывает уникальность балалайки.
Балалайка отличается компактными размерами, что значительно облегчает ее транспортировку. Общая длина инструмента не превышает семидесяти сантиметров. Это позволяет без особых трудностей переносить инструмент на любые дальние расстояния, не заботясь о специальной багажной установке. Конечно, балалайку следует переносить в специальном чехле, но поскольку инструмент легкий, делать это можно без особых затруднений.
Балалайка относится к разряду аккомпанирующих инструментов. Издавна она являлась неизменным спутником различных народных гуляний. Инструмент всегда «шел в ногу» с настроением людей. Всего лишь на трех струнах можно не только порадоваться счастью, но и сопереживать трудностям.
Балалайка появилась в результате развития домры, более раннего русского народного инструмента. Она была усовершенствована в конце девятнадцатого века. Сейчас она продолжает радовать любителей народной музыки и неизменно завоевывает все новых и новых поклонников.
Всем привет! А вот и статья нежданчик для всех моих читателей блога. Отвлечемся от гитар и поговорим о нашем родном русском народном инструменте, благодаря которому строилась вся славянская культура. История возникновения балалайки – тема моей сегодняшней статьи.
Сложно сказать, когда балалайка в своей современной форме стала традиционным русским инструментом. Однако известно, что в XVII веке она уже занимала центральное место в музыкальной жизни средней полосы и севера России. Этот щипковый струнный инструмент, относящийся к семейству лютневых, имеет характерную треугольную форму и считается типичным русским представителем данной категории инструментов.
Существует множество доказательств того, что балалайка происходит от домры, которая изначально использовалась в пасторальной культуре. Известно, что домру – лютневый инструмент, принадлежащий к семейству танбур, в XIII веке привезли в Россию монголы.
Округлые формы домры со временем превратились в треугольные формы балалайки, что значительно упростило производство последней. Изменение формы привело к появлению новых техник исполнения: если для игры на домре необходимо было использовать деревянные палочки или твердый конец пера, то на оснащенной новыми струнами балалайке можно было играть пальцами.
Музыкальные исследователи сомневаются в прямой связи между этими инструментами, так как в момент появления балалайки домра практически исчезла с музыкальной сцены. Тем не менее, поставив под сомнение теорию эволюции одного инструмента в другой, невозможно не признать, что балалайка заняла место домры в музыке.
По утверждению некоторых специалистов, балалайка имеет украинские корни. Инструмент, напоминающий балалайку, встречался в разных регионах Украины задолго до ее появления в России. Первое упоминание балалайки встречается в документе 1688 года, в котором говорится о двух исполнителях из Арзамаса, игравших на ней. Также известно, что в 1648 году царь Алексей Михайлович приказал конфисковать и уничтожить все народные музыкальные инструменты, запрещенные православной церковью и государством.
Несмотря на репрессии, в конце XVII века все еще существовали бродячие артисты и музыканты, игравшие на ярмарках, свадьбах и других торжествах. Неудивительно, что православная церковь, старавшаяся искоренить языческие традиции, была обеспокоена влиянием шутов и музыкантов.
Скоморохи пользовались большой популярностью и авторитетом в народе, и поэтому духовенство и власть, которые всеми силами старались сохранить контроль над населением, видели в них реальную угрозу. Большинство скоморохов преследовались законом. В 1649 году их массово обвинили в язычестве и изгнали из Москвы. Это обвинение было вызвано распространением свободолюбивых песен, которые несли в себе идеи народного восстания. Преследуемые властями скоморохи были вынуждены покинуть большие города, оставив тем самым производителей инструмента без работы. Музыканты сами начали мастерить балалайки. В результате чего упростилась ее конструкция, и появились новые менее замысловатые модели.
Многие историки все же соглашаются с теорией происхождения балалайки от домры. Следует заметить, что социальные и исторические условия России XVII века не были благоприятными для развития народных инструментов: на протяжении многих лет исполнители и музыкальные инструменты преследовались властями. Однако в конце XVIII века балалайке удалось завоевать свое место – она стала популярной не только в народе, но и среди профессиональных музыкантов.
Тогда балалайка представляла собой инструмент с треугольным корпусом (также существовали и круглые модели), основа которого составляла 33 см, две или три струны располагались над резонаторным отверстием. Наиболее распространённые в XVIII веке модели имели пять или семь ладов.
В середине XIX века балалайку сменила семиструнная гитара, которая пользовалась большой популярностью. На треугольной балалайке (круглые модели практически исчезли) играли лишь те, кто не мог себе позволить гитару. Некоторые историки утверждают, что балалайка была популярна уже на начальном этапе своего существования, а в последней трети XIX века появились первые виртуозы балалайки.
Выход на сцену российского дворянина Василия Васильевича Андреева коренным образом изменил судьбу этого инструмента. Популярность балалайки в России и в Украине была очень велика. На ней играли многие бродячие поэты и певцы. В середине XVII в. обеспокоенный народными волнениями царь Алексей Михайлович приказал собрать все имевшиеся экземпляры инструмента и сжечь их.
Доподлинно неизвестно, почему Василий Андреев впервые обратился к балалайке. Музыкальные историки утверждают, что он создал свой первый инструмент в 1883 году, вдохновившись образцом неаполитанской мандолины, которую увидел в Италии. Несмотря на то, что Андрееву было трудно найти людей, поддержавших его идею, он не переставал предпринимать новые попытки создания инструмента. В результате экспериментов в 1886 году он произвел на свет настоящий шедевр. Воодушевлённый этим успехом музыкант продолжил работу над совершенствованием инструмента и создал шесть различных по настройке типов балалайки.
Василий Андреев был богатым землевладельцем, однако он не забывал о простых людях. Его главной целью было помочь возрождению любимого инструмента и вернуть его народу, чего он в результате и добился. Андреев давал уроки игры на балалайке солдатам, которые могли забирать инструмент с собой, чтобы заниматься дома. Таким образом, музыкант повлиял на распространение балалайки на всей территории России.
Василию Андрееву с помощью мастеров, входивших в его кружок, также удалось вывести в народ другие народные инструменты — домбру, гусли и жалейку, что привело в 1897 году к созданию Великорусского Оркестра. Успех этого оркестра и других музыкальных групп, игравших на народных инструментах, вызвал большой интерес композиторов. Они стали писать произведения, в которых раскрывались многогранные возможности этих инструментов. После гастролей российских оркестров в начале XX века подобные музыкальные коллективы начали активно появляться заграницей. Так, в Лейпциге, Париже, Нью-Йорке, Лондоне и других культурных столицах, были основаны многочисленные ансамбли, исполнявшие русский репертуар. В XIX в. Василий Андреев сыграл ключевую роль в возрождении балалайки. С конца XIX — начала XX в. балалайка стала популярной на всей территории России.
В 1930-е годы талантливый музыкант Сергей Никифорович Василенко написал «Сюиту для балалайки и аккордеона» и «Концерт для балалайки с оркестром». Виртуоз Михаил Ипполитов-Иванов также использовал сочетание балалайки и симфонического оркестра в своей симфонии-фантазии «Юбилейный марш». Во второй половине XX века для балалайки писали такие композиторы, как Юрий Шишаков («Концерт для балалайки», 1955), а также Николай Римский-Корсаков, Арам Хачатурян и Рейнгольд Глиэр.
Музыкальные критики считают появление богатого репертуара признаком зрелости балалайки, которая заняла, наконец, достойное место в музыкальной культуре. Так она перестала быть инструментом только для народных развлечений, перейдя в оркестровый ранг. Ее уникальные тембровые возможности позволяют исполнять не только русские народные мелодии, но и классическую музыку.
Сегодня в профессиональных музыкальных кругах с сожалением говорят об исчезновении оркестров народных инструментов в Украине. Этот факт связывают с тем, что преподавание игры на балалайке в консерваториях стало большой редкостью. Напротив, обучение игре на народных инструментах в российских консерваториях считается очень престижным. Интерес к народным инструментам, возникший на Западе во второй половине XX века, впоследствии способствовал созданию большого числа фольклорных групп во всем мире. В XX в. балалайка стала признанным музыкальным инструментом и заняла достойную роль в оркестре.
Балалайка, благодаря своим неограниченным возможностям, может быть как сольным, так и оркестровым инструментом. Начиная с 1880 года появление целого семейства балалаек, способствовало созданию многочисленных нюансов звучания. В традиционном балалаечном оркестре также могут участвовать домра, гармонь (русский вариант аккордеона) и гусли.
Первый балалаечный оркестр был создан в 1888 году Василием Андреевым, который представил его публике в Петербурге. В процессе введения народных инструментов в оркестр их конструкция, так же как техника исполнения на них, претерпели множество изменений, благодаря которым народные инструменты вошли в симфоническую музыку. В настоящее время интерес к балалаечным оркестрам значительно вырос как в России, так и в странах Западной Европы и в Соединенных Штатах Америки.
Выход на большой экран легендарного фильма Дэвида Лина «Доктор Живаго» значительно способствовал популярности балалайки во всем мире. Самая известная тема фильма – тема Лары, исполнена на этом инструменте. Вдохновленный балалаечными оркестрами, композитор Морис Жарр создал эту великолепную музыкальную композицию всего за шесть недель. Критики считают это произведение одним из лучших когда-либо написанных для кино. По их мнению, такой успех вызван тем, что в своей работе Жарру удалось одновременно передать агонию, охватившую Россию во время революции, а также историю любви главных героев.
История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и на бутылку водки и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют.
Заболотский П.Е.. Мальчик с балалайкой. 1835.
Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Но время шло, царь умер и репрессии постепенно прекратились. Балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.
Лашин Андрей Кириллович
Мальчик с балалайкой
Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент.
Василий Васильевич Андреев
Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически.
Виртуоз.Николай Петрович Богданов-Бельский
Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.
.Талант и поклонник 1910-е
Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского.
Богданов-Бельский Николай Петрович.Праздник на крылечке 1931
Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки (Трояновский и др.). В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром.
Матецкая Е. Натюрморт с балалайкой
Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах.
Elisabeth Jerichau Baumann Polsk balalajkaspiller.
Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин Валерий Евгеньевич, Горбачев Андрей Александрович, Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Быков Евгений, Захаров Д. А., Безотосный Игорь, Конов Владимир Николаевич, Михаил Федотович Рожков. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.
Федоскинская шкатулка Миниатюра.
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.
БАЛАЛАЙКА
Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.
Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов).
Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.
До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.
Маленький концерт с балалайкой. 1937 (Дети.Игра на балалайке) Х., м. 110x135
Богданов-Бельский Николай Петрович
Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй - первая струна «соль», вторая - «ми», третья - «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков
Балалаечник. 1930.Богданов-Бельский Николай Петрович
Разновидности
Контрабас-балалайка
В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас - функцию баса.
Юный менестрель.Богданов-Бельский Николай Петрович
Распространённость
Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.
Срок обучение на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 - 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении - 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.
Мальчик с балалайкой 1930 холст, масло 90.5x70.5
Богданов-Бельский Николай Петрович
История
Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).
Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю В. Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600-700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.
Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.
Богданов-Бельский Николай Петрович.Деревенские друзья.
Этимология
Форма корпуса балалайки была изначально округлой.
Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатапею варвар). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.
Добавление к вышесказанному! Слово "балабайка" происходит от турецкого "балаба" - музыкальный народный инструмент, сродный домбре, с округлой формой (см. выше) Этимология слова "балаба"-"балабайка"-"балалайка", так же, как и большинства славянских слов с повторяющейся гласной в слоге происходят из тюркских языков. Возможно, что и "болтать" и "болоболить" имеють сродную историю.
Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве
« в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили »
Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К.П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и "бил их балалайкой".
Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, - подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.
Я. Штелин говорил о Петре I, что он «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки...»
В конце XVIII века слово начало проникать и высокую литературу, например, оно встречается в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».
В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у балабайку». Такая форма «балабайка» присутствует также в южнорусских диалектах и белорусском языке.
Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).
Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. И. Налимову и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием. Андреев В. В. предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, а также укоротить до 600-700 мм. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.
Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В 1887 году Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 20 марта 1888 года в здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.
Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».
Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, - подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.
Другая версия говорит о праславянском происхождении названия. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать , балабонить , балаболить , балагурить , что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатопею варвар ). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.
Конструкция
Длина балалайки составляет от 60-70 см (балалайка прима ) до 1,7 метров (балалайка-контрабас). Корпус треугольной (в XVIII-XIX веках также овальной), слегка изогнутой формы, состоящий из отдельных (6-7) сегментов. Головка грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (в XVIII веке две из них были жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов).
Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука бряцание, пиццикато , двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби и гитарные приемы.
Строй
До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.
Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй - первая струна Соль , вторая - Ми , третья - До (по мажорному трезвучию До ). При этом строе проще берутся трезвучия, однако недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков .
Квартово-унисонный
Звучание открытых струн балалайки прима образует её квартово-унисонный строй . Последовательность тонов, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ля , Ми , Ми (первой октавы) - это академический строй балалайки.
Балалайка секунда настраивается на квинту ниже примы , альт - ниже на октаву . Секунда и альт могут также иметь квартовый строй, в этом случае их строй будет совпадать со строем домры альт (d 1 , a, e) и тенор (a, e, H).
Музыкальный диапазон балалайки прима с 24-мя ладами на грифе составляет две полных октавы и пять полутонов (часть первой октавы, вторую и часть третьей): от Ми первой октавы до Ля третьей.
Квартовый
Струна | Нота |
---|---|
1 | D (Ре) |
2 | A (Ля) |
3 | E (Ми) |
Балалайки размерами секунда, альт, бас и контрабас имеют квартовый строй, аналогичный строю трёхструнной домры . Последовательность тонов: Ре , Ля , Ми . Интервалы: D {ч.4} A {ч.4} E .
Музыкальный диапазон балалайки квартового строя с 15 ладами составляет две полных октавы и один полутон: от Ми большой октавы до Ми диез первой.
Настройка
Сначала проверяют правильность положения подставки на деке: одна и та же открытая струна и зажатая на XII ладу должна звучать с разницей в октаву . Если звук на XII ладу оказывается ниже, то подставку передвигают в сторону грифа (укорачивают рабочую часть струны), если выше - наоборот. Так проверяют все три струны.
Опорной струной, от которой начинают настройку, у балалайки примы является 1-я. Её настраивают по камертону Ля , фортепиано или баяну .
Вторую струну настраивают путём образования чистой кварты с 1-й струной. В этом интервале содержится V полутонов , следовательно, 2-ю струну зажимают на V ладу и настраивают её в унисон с 1-й, после чего между ними открытыми образуется необходимый интервал. Третью струну настраивают в унисон со 2-й.
Семейство балалаек
В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас . Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас - функцию баса.
Балалайки альт и контрабас звучат на октаву ниже написанного на нотном стане .
Вид | Строй | Нотация | Мензура | Длина | Лады | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Прима | a 1 , e 1 , e 1 | 435-450 | 675-685 | 19-24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Секунда | d 1 , a, a Но в минуты отдыха крестьяне любили слушать балалайку, петь под неё, поэтому часто приобретали инструмент, не считаясь с расходами: "Бог даст, батюшка дворик продаст, а балалаечку купит" (Голейзовский, Касьян Ярославич|Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии). О талантливом балалаечнике обычно говорили: "Наш Семён с балалаечкой рождён". Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки : В лесу выросло, из лесу вынесли, На руках плачет, а на полу скачут. В лесу тяп-тяп; дома-то ляп-ляп, На колени возьмёшь - заплачет.Балалайка вошла и в образы детских считалок (жеребьёвок), служащих детям для выбора водящего в игре: Цынцы-брынцы, балалайка, Цынцы-брынцы, заиграй-ка, Цынцы-брынцы, не хочу, Цынцы-брынцы, спать хочу.Слова "цынцы-брынцы" имитируют звучание балалайки. Слово "брынцы" можно связать со глаголами "бряцать", "ударять", "бренчать" по струнам. Но чаще всего балалайка упоминается в частушках , она способствовала кристаллизации частушечной мелодии закреплению песенной традиции как основа, от которой шли варианты. Исполнение частушки под аккомпанемент "трёхструнного бубенца", так любовно называл поэт И. Кобзев балалайку, всегда было одной из наиболее распространённых форм народного музицирования. Трень-брень - балалайка. Души моей хозяйка. Поиграй повеселее В балалайку, дорогой! .В песне немецкой группы Scorpions "Wind Of Change" есть такие строки: Let your balalaika sing What my guitar wants to say (Пусть твоя балалайка пропоёт то, Что хочет сказать моя гитара...) РаспространённостьБалалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5-7 лет (в зависимости от возраста учащегося), в среднем учебном заведении 4 года, а в высшем - 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка. ИсполнителиНапишите отзыв о статье "Балалайка"ПримечанияЛитература
Радиопередачи
Ссылки
Отрывок, характеризующий Балалайка– Помощь дается токмо от Бога, – сказал он, – но ту меру помощи, которую во власти подать наш орден, он подаст вам, государь мой. Вы едете в Петербург, передайте это графу Вилларскому (он достал бумажник и на сложенном вчетверо большом листе бумаги написал несколько слов). Один совет позвольте подать вам. Приехав в столицу, посвятите первое время уединению, обсуждению самого себя, и не вступайте на прежние пути жизни. Затем желаю вам счастливого пути, государь мой, – сказал он, заметив, что слуга его вошел в комнату, – и успеха…Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев, как узнал Пьер по книге смотрителя. Баздеев был одним из известнейших масонов и мартинистов еще Новиковского времени. Долго после его отъезда Пьер, не ложась спать и не спрашивая лошадей, ходил по станционной комнате, обдумывая свое порочное прошедшее и с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко. Он был, как ему казалось, порочным только потому, что он как то случайно запамятовал, как хорошо быть добродетельным. В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство. Приехав в Петербург, Пьер никого не известил о своем приезде, никуда не выезжал, и стал целые дни проводить за чтением Фомы Кемпийского, книги, которая неизвестно кем была доставлена ему. Одно и всё одно понимал Пьер, читая эту книгу; он понимал неизведанное еще им наслаждение верить в возможность достижения совершенства и в возможность братской и деятельной любви между людьми, открытую ему Осипом Алексеевичем. Через неделю после его приезда молодой польский граф Вилларский, которого Пьер поверхностно знал по петербургскому свету, вошел вечером в его комнату с тем официальным и торжественным видом, с которым входил к нему секундант Долохова и, затворив за собой дверь и убедившись, что в комнате никого кроме Пьера не было, обратился к нему: Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.] |