Эдвард бах. исцели себя самобъяснение истинной причины и способах лечения болезни. Оригинальные цветочные средства баха в россии

«Капли для тех, кто живет в постоянном напряжении, хочет все держать под контролем и испытывает страх… Капли для тех, кто чувствует, что не заслужил испытаний, которые выпали на его долю, и жалеет себя… Капли для тех, кто не умеет сказать «нет» и всегда стремится угождать…» Такие не слишком связные пометки остались в моем блокноте с тех пор, как лет десять назад моя одноклассница привезла из Англии несколько загадочных флаконов темного стекла и попыталась мне перевести, для чего их содержимое нужно.

Те, кому знакомы так называемые «цветы Баха», наверняка согласятся: одно описание их свойств, кажется, уже обладает терапевтическим эффектом. И действительно, сам вопрос: «Что я сейчас ощущаю на самом деле?» - не первый ли шаг к тому, чтобы себе помочь, начать восстанавливать свое душевное равновесие? «Исцели себя сам» - этот принцип, которым вдохновлялся английский врач Эдвард Бах, прост и доступен каждому. Как и изобретенный им метод. Который, впрочем, не похож ни на один другой из известных методов медицины.

Суть его в следующем: пациент, вслушавшись в себя и оценив свое душевное состояние, сам выбирает один или несколько соответствующих цветочных эликсиров. А потом по нескольку раз в день принимает капли - до тех пор, пока не перестанет ощущать в них необходимость. «Таким образом человек получает возможность действовать самостоятельно, лучше узнавая себя и активно стремясь восстановить внутреннюю гармонию, - объясняет Лариса Райкова, сертифицированный консультант по «цветам Баха». - А это, в свою очередь, дает силы преодолеть болезнь».

«Лечить человека»

Медицинская карьера доктора Эдварда Баха (1886–1936) была не совсем типичной. Блестящий врач с передовыми для своего времени взглядами, он прежде всего интересовался пациентом, а не его диагнозом, стремился лечить человека, а не заболевание. С течением лет наблюдения привели его к выводу: болезнь непосредственно связана с нашим (неблагополучным) внутренним состоянием.

«Доктор Бах описал семь подобных состояний, - рассказывает Лариса Райкова. - Страх, неуверенность, недостаток интереса к настоящему, одиночество, повышенная восприимчивость к влияниям извне, отчаяние или уныние, чрезмерная забота о благе окружающих». Увлеченный любитель растений и тонкий знаток их свойств, Эдвард Бах искал возможности их применения, чтобы вернуть своим пациентам душевную гармонию.

Соцветия дикорастущих растений, собранные в указанных Бахом местах, помещаются в наполненный водой сосуд и отдают воде свои свойства

Первым шагом на этом пути стало создание 12 цветочных настоев, которые Бах вскоре дополнил особой композицией из пяти цветов - Rescue Remedy, своеобразной «скорой помощью» для состояний сильных потрясений и острого стресса. Опробовав их на себе, несколько лет спустя он создал еще 26 цветочных эликсиров, убежденный в том, что нашел наконец средство, способное помочь при любых душевных недугах.

Сегодня, как и десятилетия назад, цветочные эликсиры доктора Баха создаются в Англии по его методике. Соцветия дикорастущих растений, бережно собранные утром летнего погожего дня в указанных Бахом местах, помещаются в наполненный водой сосуд, где под воздействием солнца передают свои свойства воде. Далее настой консервируется алкоголем и разливается по флаконам, для удобства снабженным пипеткой, чтобы их можно было отмерять по каплям. Для детей разработана безалкогольная форма эликсиров.

Как принимать «цветы Баха»

Чтобы помочь себе при тех эмоциональных состояниях, которые ярко ощущаются здесь и сейчас и связаны с определенным событием, можно принимать по 3-4 капли соответствующего эликсира 2-4 раза в день (утром, вечером, а также в моменты, когда в этом чувствуется необходимость). Их можно растворить в небольшом количестве чистой, неминерализованной воды или капнуть прямо на язык.

Для более глубокой и продолжительной работы над эмоциями, которые сопровождают вас уже давно, растворите смесь из 2-3 капель каждого выбранного эликсира в том количестве воды, которое выпиваете в течение дня. Такой раствор нужно готовить не впрок, а ежедневно. Нужно пить его примерно по глотку в час на протяжении 2-3 недель. Вы сами почувствуете, когда необходимость в выбранной композиции исчезнет.

Помощь в терапии

«У «Цветов Баха» нет побочных эффектов, они не дают аллергических реакций, не токсичны и не вызывают привыкания, - говорит Лариса Райкова. - Их можно совмещать с любыми лекарственными препаратами, назначенными врачом. При этом начать их принимать каждый может самостоятельно. Например, если беспокойство связано с конкретной и понятной причиной (сложный экзамен, неприятное событие…), можно выбрать соответствующий эликсир. Однако если раздражение, страх или тревога становятся постоянными и мешают ясно оценить ситуацию, лучше обратиться к психотерапевту».

В Англии «цветы Баха» врачи сегодня регулярно прописывают пациентам, в Германии их также классифицируют как лекарственные средства, в Бельгии и Швейцарии их стоимость даже возмещают страховые компании, а в Испании «цветочная» терапия преподается на медицинских факультетах. У нас в стране «цветы Баха» зарегистрированы как гомеопатическое средство, но применяют их и некоторые врачи-аллопаты. «На работе у меня всегда под рукой флакончик Rescue Remedy, - признается онколог Татьяна Семикова. - Услышать онкологический диагноз всегда непросто, а это средство дает врачу возможность поддержать пациента, чтобы продолжить работу и разговор с ним».

Быть благодарными доктору Баху можно уже за то, что его эликсиры дают нам повод прислушаться к себе

Детский психолог Наталья Ломакина применяет цветы Баха в работе над коррекцией психоэмоциональных состояний у детей, приводящих к психосоматическим заболеваниям. «Эти цветочные препараты особенно эффективны для часто болеющих детей, тех, у кого адаптация к новым условиям, будь то детский сад или новая школа, и переживание страхов снижают иммунитет, - рассказывает она. - Кроме того, я замечаю, что с «цветами Баха» удается менее болезненно проходить разные этапы детских кризисов. Помогает то, что это монопрепараты, - я могу их подобрать в зависимости от конкретного состояния ребенка. Хотя это и не быстрый процесс, он требует также глубокого психологического обследования, которое позволяет выявить скрытые причины неблагополучного состояния».

Нерешительность, сомнения, душевная усталость, раздражение или чувство вины… Те, кто впервые знакомится с «цветами Баха», нередко признаются, что выбрать хочется все: в их описаниях каждый легко найдет частичку своих переживаний. Может быть, в этом и кроется часть разгадки их пока не объясненных наукой свойств? Так или иначе, быть благодарными доктору Баху можно уже за то, что его эликсиры дают нам повод прислушаться к себе. И всегда стремиться к душевной гармонии.

"Исцели себя сам" - к такому пониманию пришел английский врач Эдвард Бах в 30-х годах прошлого века. Он обнаружил, что болезнь - это следствие конфликта между разумом и душой, потеря внутреннего баланса, разлад со своей личностью. Недостаток мудрости приводит к близорукости, а недоверчивость и злорадность - к сердечным заболеваниям.

А значит, лечить нужно не болезнь, а человека: вернуть ему возможность гармоничного развития, чтобы он перестал испытывать неблагоприятное воздействие расстроенного состояния души и негативных эмоций.

Впрочем, обычные спутники повседневности - сомнения и конфликты, стресс и обиды - не всегда обретают вид болезней. Однако они стеной встают между людьми, создают препятствия на пути движения к цели, мешают жить полной жизнью и, наконец, просто не дают человеку быть собой - то есть той индивидуальностью, которой его создала природа.

Цвет жизни

Природе свойственна гармония, а значит, она может помочь человеку в обретении внутреннего равновесия. Цветы Баха - это 39 цветочных эликсиров: 38 эссенций созданы из 38 растений по типу монопрепарата, а 39-я содержит в себе настой пяти цветов.

Эдвард Бах пришел к выводу, что каждое из выбранных им растений соответствует энергии особого порядка в человеке, имеет свою «частоту». И значит, для коррекции нашего разбалансированного энергетического поля можно найти свое «цветочное лекарство». Впрочем, поскольку это энергетическое поле соткано из множества волн и потеря настройки одной ведет к сбою другой, то зачастую требуется не одна эссенция, а несколько - от двух до семи.

Поиск цветов

Принцип «исцели себя сам» дает возможность каждому заниматься своей терапией. Для этого нужно беспристрастно оценивать свою личность, свой характер, текущее психоэмоциональное состояние... Поэтому первый этап цветочной терапии - это беседа с самим собой, исследование своей жизни, честные ответы на важные вопросы.

И, в частности, начать следует с определения того, какие эмоции, ощущения и состояния не дают нам достичь гармонии.

В помощь такой беседе служат многие справочники по Цветам Баха, которые помогают понять себя и определить, куда двигаться дальше. И, конечно же, врачи, которые используют Цветы Баха в своей практике. Особенно много их в Европе, где цветочные эссенции изучаются в медицинских институтах, продаются в аптеках как гомеопатические средства и широко используются врачами разного профиля, но и в России тоже, несмотря на то, что эссенции Баха стали известны у нас всего несколько лет назад. Обратите внимание, что сегодня продажа цветов по интернету стала доступна для большинства жителей нашей страны.

Цветочная практика

Сколько времени необходимо принимать Цветы Баха? В отличие от традиционных лекарственных практик, здесь решение принимает не врач, а сам пациент. И безошибочным сигналом в этом становится изменение качества его жизни. Иногда всего нескольких недель бывает достаточно, чтобы скорректировать дисбаланс, иногда для поиска равновесия требуется курс в несколько месяцев.

Решение о том, сколько цветочных эссенций принимать одновременно, опять-таки остается за пациентом: единственное правило, которое тут нужно помнить, - это то, что стоит корректировать те чувства, которые вы испытываете в настоящее время, и не ограничиваться 1-2 «цветами». Кажется, что вам требуются все «цветки» из списка? Скорее всего, вы не закончили процесс своей диагностики и не определили точно основные слабые места.

Исключение составляет только 39-я эссенция, «Рескью ремеди», которая принимается не курсом, а в тех ситуациях, которые сопровождаются интенсивным страхом или требуют напряжения всех душевных сил. Паника перед полетом на самолете или важными переговорами, сильный стресс в условиях, которые требуют действия или утешения? Скорая помощь находится в маленьком флаконе цветочной эссенции: несколько капель - и жизнь удивительным образом начинает пестрить новыми красками.

В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже он сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением». Другой крупный цикл, «Искусство фуги», не был завершён Бахом, несмотря на то, что написан он был, скорее всего, задолго до его смерти.
В последние годы жизни гения музыки проявляется болезнь глаз. Трудно сказать, что это было – диабетическая ретинопатия, возрастная макулодистрофия, глаукома или катаракта. Возможно была гипертония, которая могла усугубить проявления катаракты. Бах жаловался сначала на трудности при чтении, особенно в условиях пониженной освещенности. Говорилось даже о выпадении отдельных букв при попытках беглого чтения. У него ухудшилось цветовосприятие и сумеречное зрение. А еще эти загадочные головные боли. Артериальная гипертензия, атеросклероз сосудов головы и шеи? Если так, то повышение давления и атеросклероз, особенно сонных артерий, имеют четкую связь с макулодистрофией.

Его оперировал некий Д. Тейлор (John Taylor, 1703–1774). Он был старшим сыном Джона Тейлора, хирурга и аптекаря из Норвича. Родился 16 августа 1703 года. В 1722 году поступил на работу в качестве помощника аптекаря в Лондоне. Учился хирургии под руководством У. Чизелдена (William Cheselden) в госпитале св. Фомы, уделяя особое внимание заболеваниям глаз. Затем Тейлор некоторое время практиковал в Норвиче в качестве общего хирурга и окулиста, но, встретив значительное сопротивление врачебной корпорации, решил расширить сферу своей деятельности. В 1727 году он начал путешествие по стране, и до 1734 объехал большую часть Британских островов. Получил степень доктора медицины в Базеле в 1733 году и стал членом тамошней коллегии врачей. В 1734 году Тейлор получил степень доктора медицины в университетах Льежа и Кельна. В том же году совершил турне по Франции и Голландии и вернулся обратно в Лондон в ноябре 1735 года. В 1736 году он был назначен окулистом английского короля Георга II. Более 30 лет Тейлор продолжал свои офтальмологические «гастроли», имея в Лондоне штаб-квартиру, но посетив почти каждый суд в Европе!

Тейлор уверял, что слушал лекции Г. Бургаве и учился коучингу у выдающегося французского хирурга и анатома Жана Луи Пти (Jean Louis Petit, 1674–1750). Похоже, что лучше он от этого не стал. Современники характеризовали Тейлора как субъекта, который потрясающе умел «убалтывать» больных. Существует очень выразительное определение его: «в науке - ученый, в практике - шарлатан».Он был автором книги «История путешествий и приключений Шевалье Джона Тейлора, офтальмиатра» (Лондон, 1761). Себя он неизменно величал «шевалье» (кавалер). Помните «шевалье д,Артаньяна»? Ну прямо мушкетер! Если судить по тому, скольких пациентов Тейлор лишил глаз, то да. Тейлор путешествовал по Европе в карете, на которой были нарисованы красивые и выразительные… глаза! О его прибытии в город сообщалось заранее (он использовал громкий слоган «Возвращая зрение - возвращаю жизнь»), чтобы привлечь как можно больше доверчивых простофиль. Обычно он делал небольшой разрез в конъюнктиве глаза и накладывал повязку на семь дней. За это время он смывался из города, и его обман не успевали разоблачить. А под повязкой легче развивалась вторичная инфекция, которая тогда могла легко погубить глаз. Примечательно, что в качестве платы за лечение Тейлор принимал не только деньги, но и ценные вещи, например золотые часы. Писатель Сэмюэль Джонсон использовал пример Тейлора в качестве иллюстрации того, как «далеко в своей наглости может дойти невежество». Но Тейлор не смущался упреками и называл себя опытным «коучером» - хирургом, специализирующимся на удалении катаракты дроблением.

Надо признать, что кое-какие достижения у Тейлора все же были. Он был первым, кто описал кератоконус, да и в хирургическом подходе к косоглазию (посредством разреза глазодвигательной мышцы) он был впереди своего времени (R. Zegers, 2011). Пациенты во второй половине XVIII века при глазных операциях сидели в кресле в вертикальном положении и плотно прижимались помощником врача к спинке стула, ведь единственной анестезией были алкоголь и опиаты. А вот Д. Тейлор использовал шпатель, которым прижимал верхнее веко к костной стенке глазницы. Части назоресничного нерва или его ветвей «выключались», а именно эти нервы обеспечивали иннервацию роговицы, радужки и ресничного тела, поэтому манипуляция Тейлора все-таки ослабляла боль.
В течение последнего года жизни Баха зрение композитора стало настолько плохим, что он, после уговоров друзей, решился на операцию. На беду в тот момент и прикатил Тейлор в своей «глазной» карете. Первая операция Баха состоялась между 28 и 31 марта 1750 года, а вторая была выполнена в период с 5 по 7 апреля. Скорее всего, первая операция была стандартным «коучингом» - процедурой, которую Тейлор описал в своей книге о лечении катаракты и глаукомы (1736). При этой операции разрез размером около 4 мм производился на 3,5 мм кзади от лимба. Плоско-выпуклой иглой вскрывалась задняя капсула хрусталика, и движением иглы кпереди и вниз непрозрачный хрусталик смещался книзу в стекловидное тело. Понятно, что без какой-либо коррекции даже в случае удачи человек мог видеть очень плохо. Второй раз Бах был прооперирован из-за появления катаракты (?!). Возможно, что коучинг привел к смещению хрусталика кпереди, зрачковому блоку и вторичной глаукоме.
Что именно случилось во время операции, нам никогда не будет известно, но общий подход Тейлора после вмешательства включал кровопускание, слабительные, закапывание в глаз капель крови от убоя голубей (?!) и припудривание его сахарной пудрой или прокаленной солью. В случае серьезных воспалений Тейлор назначал большие дозы ртути. И это все происходило в доантисептическую эпоху. Конечно, много осложнений могло быть вызвано такими операциями: увеит или эндофтальмит, вторичная глаукома, кровоизлияние, отслойка сетчатки и даже (после 4–8 недель) симпатическая офтальмия.

Кстати говоря, неизвестно, прооперировал Тейлор один или оба глаза у Баха в обоих случаях. Он, возможно, взялся за вторую операцию потому, что результат был не совсем таким, как он хотел, или, возможно, он прооперировал второй глаз во время второй операции. По данным газеты Vossische Zeitung (1750 г., № 41), Бах был в состоянии видеть намного лучше после первой операции: «В числе других он оперировал - причем с наижелательнейшим успехом - и господина капельмейстера Баха, из-за [слишком] частого употребления зрения почти совершенно оного лишившегося, - какового неоценимого счастья многие тысячи людей сему всемирно знаменитому композитору от души желали и всячески господину Тейлору за то признательны… [Сообщение в „Берлинской привил. газете“. - Лейпциг, 1.IV. 1750 г.]». Но есть предположение, что на газету мог оказать влияние сам Тейлор.

Биографы указывают на то, что Бах полностью ослеп после второй операции и что он почувствовал себя плохо и испытывал боль в глазах. Но, как уже говорилось, боль в глазах была и задолго до этого. Именно то, что Бах был «совершенно слепой» после второй операции, говорит в пользу операции на двух глазах или слепого до операции одного глаза. Если и правда его правый глаз был незрячим, то Тейлор предпочел, как и всегда, оперировать левый глаз! Кроме того, выражение «полностью слепой», которое использовалось тогда, возможно, не совпадает с интерпретацией современных офтальмологов. Бах так и не восстановился после операции. В источниках упоминается внезапное возвращение зрения за несколько дней до смерти композитора, за которым последовал инсульт. Потом развилась лихорадка, спутанность сознания и наступила смерть. 28 июля 1750 года, в 18:15, на 66-м году жизни, несмотря на помощь двух самых искусных врачей в Лейпциге, И. С. Бах умер менее чем через четыре месяца после второй операции.

Внезапный краткий, спонтанный возврат зрения композитора большинству исследователей кажется маловероятным после длительного периода воспаления и/или повышенного внутриглазного давления. Может, это была галлюцинация или синдром Бонне, когда больные испытывают сложные зрительные галлюцинации. Этот синдром связан с ухудшением или потерей зрения из-за того, что деафферентация вызывает в сенсорной коре спонтанную активность с формированием зрительных образов в сознании. Впервые описавший этот синдром Шарль Бонне (Charles Bonnet, 1720–1793) сам им не страдал. Галлюцинации были у его деда - Шарля Люллена. Он перенес операцию по поводу катаракты, и зрение было довольно плохим. В 1759 году он описал внуку свои разнообразные видения. Первое, что он «увидел», - носовой платок в воздухе. Большой голубой носовой платок с четырьмя оранжевыми кругами. Он знал, что это галлюцинация, потому что платков в воздухе не бывает. Потом он увидел большое колесо на горизонте. Но иногда он не был уверен в том, видит он сейчас галлюцинацию или нет, потому что галлюцинации могли соответствовать зрительному контексту. Один раз у него в гостях были внучки. Он спросил: «Кто эти красивые молодые люди с вами?» Они ответили: «Увы, дедушка, с нами нет никаких красивых молодых людей». И тогда красивые молодые люди исчезли. Ш. Люллен видел сотни разных фигур, различные пейзажи всех видов. Однажды он увидел человека в халате, курившего трубку, и понял, что это он сам и есть. «Это был единственный персонаж, которого он узнал»(G. de Morsier, 1967).
«Апоплексический удар» - в те времена неспецифический термин, который, возможно, указывает лишь на то, что Бах потерял сознание. Но это не была внезапная «аритмическая» смерть от остановки кровообращения. У композитора была лихорадка и постепенная утрата сознания. Лихорадка свидетельствует об инфекции. Важно понять, есть ли связь между операцией Д. Тейлора и инфекцией. Кажется маловероятным, что послеоперационный эндофтальмит тлел в течение четырех месяцев, прежде чем привести к смертельному сепсису. Безусловно, операции, кровопускание и/или слабительные, примененные Тейлором, ослабили бы и проявления инфекции. Одним словом, однозначно обвинить Д. Тейлора в смерти Баха невозможно. Но ведь он же ослепил и другого великого композитора - Генделя! Судьба, кстати говоря, жестоко отомстила Тейлору: согласно легенде, перед смертью он сам ослеп.

«Некролог» пишет о болезни Баха: «У него было слабое от природы зрение, которое следствие неслыханного воодушевления, с которым он учился, особенно в молодые годы, когда бодрствовал целыми ночами, все ухудшалось, и в последние годы эта слабость зрения превратилась в болезнь глаз. Бах хотел было избавиться от своей болезни путем операции. Движимый отчасти желанием всеми своими оставшимися, и еще очень свежими, духовными и телесными силами служить богу и своим ближним, отчасти следуя совету некоторых своих друзей, возлагавших большие надежды на одного глазного врача, прибывшего в то время в Лейпциг, Бах решил избавиться от болезни путем операции. Однако операция, несмотря на то, что ее пришлось проделать дважды, не удалась. Он не только потерял зрение, но вследствие операции и оказавших вредное действие лекарств, разрушился весь его до того совершенно здоровый организм, так что целые полгода он был почти постоянно болен. За десять дней до смерти казалось, что зрение его поправляется, так что как-то утром он снова начал видеть и даже мог выносить свет. Но через несколько часов после этого с ним случился апоплексический удар, затем резко поднялась температура и, несмотря на все старания двух самых лучших врачей Лейпцига вернуть его к жизни
28 июля 1750 года в четверть девятого на шестьдесят шестом году жизни он тихо отошел в другой мир».

Известный английский глазной врач шевалье Джон Тейлор, который позже лечил и Генделя, в своих мемуарах «История путешествий и приключений глазного врача шевалье Тейлора, написанная им самим» рассказывает, кстати, довольно неточно, историю лечения Баха: «Я видел множество удивительных животных, дромадеров, верблюдов и др., особенно в Лейпциге, где я возвратил зрение одному знаменитому музыканту, которому шел уже 88-ой год (sic!). С ним вместе вначале воспитывался Гендель».
Последним произведением Баха стала хоральная прелюдия для органа, которую он продиктовал своему зятю, практически находясь на смертном одре. Название прелюдии - "Vor deinen Thron tret ich hiermit" ("Вот я предстаю перед Твоим троном"), этим произведением часто заканчивают исполнение неоконченного "Искусства фуги".

Когда Эдварду исполнилось 30 лет, у него самого был обнаружен рак. По прогнозам врачей жить ему тогда оставалось не более трех месяцев. Впрочем, прогнозы эти оказались ошибочными, и Бах прожил еще 19 лет.


Эдвард Бах (Edward Bach) родился в 1886 году в английском Бирмингеме (Birmingham, England). По случайности имя этого доктора полностью совпадает с именем гениального немецкого композитора, однако те люди, кто хоть немного знаком с медициной и особенно с гомеопатией, конечно же, никогда не перепутают двух этих личностей.

Итак, Эдвард Бах появился на свет в семье простого литейщика, и с самого детства он проявлял интерес к биологии и другим естественным наукам. Отец его, впрочем, имел другое мнение в отношении будущего своего сына – он желал видеть его также литещиком. Так, начав учиться литейному делу, Эдвард все же нашел в себе силы убедить отца и позволить ему заниматься медициной.

Учился медицине Эдвард в Университетском медицинском колледже Лондона (University College Hospital, London), а степень по медицине он получал в Кембридже (Cambridge).

Молодой доктор вплотную занялся бактериологией, и вскоре он обнаружил, что между некоторыми болезнями и состоянием микрофлоры больных существует определенная взаимосвязь. К тому моменту Бах работал в весьма известной Гомеопатической больнице Лондона (London Homeopathic Hospital), и вскоре он уже выявил семь групп кишечных бактерий, к которым он разработал и семь вакцин, которые впоследствии получили название нозоды Баха (нозоды – гомеопатические препараты). Впрочем, использовали их в основном на родине Эдварда – в Британии.

Помимо собственно инфекций и вакцин, Бах заметил, что все эти виды соответствуют и определенным типам характера, и, таким образом, лечение нозодами несколько влияет и на личности пациентов.

Когда Эдварду исполнилось 30 лет, у него самого был обнаружен рак. По прогнозам врачей жить ему тогда оставалось не более трех месяцев. Впрочем, прогнозы эти оказались ошибочными, и Бах прожил еще 19 лет. Известно, что он так и не прибегал к хирургическому вмешательству, вместо этого пользуясь собственным методом лечения. Так, его открытием, которое впоследствии прославило его, стала Цветочная терапия.

Итак, узнав о своем неутешительном диагнозе, Бах оставил Лондон, перебравшись в сельскую местность. Он активно начал изучать дикорастущие цветы, и вскоре доктор заметил, что цветочная энергия имеет влияние на душевное состояние человека. Так, он пришел к выводу, что те или иные виды цветов в состоянии избавить его от негативных эмоций, а также в целом укрепить здоровье. Вскоре Бах уже приготовил три своих первых цветочных настоя, и эти растворы, что бы ни говорили скептики, работали! Позже было доказано, что цветочные эликсиры готовили еще в древних цивилизациях.

Кстати, остается неясным, как именно доктор Бах находил нужные ему цветы. Есть мнение, что со временем он стал настолько чувствителен к цветам, что безошибочно мог определить, какое растение обладает теми или иными лечебными свойствами.

Эссенции его пользовались огромным успехом и после смерти Эдварда Баха, который скончался 27 ноября 1936 года. Сегодня эти цветочные препараты используются во множестве альтернативных медицинских организаций Европы и США.

Биография Эдварда Баха

Доктор Эдвард Бах, основатель системы лечение цветочными настоями, родился 24 сентября 1886 г. в небольшом селении близ английского города Бирмингема, Отношения в семье были очень жесткие. Позже Э. Бах многократно писал о том, что родители не должны вмешиваться в желания детей. Они напротив обязаны пестовать в детях независимость, индивидуальность и свободу так, чтобы ребенок не боялся самостоятельно думать и действовать. Он много писал о том, что именно в раннем детстве в семье складываются стереотипы, с которыми приходится потом бороться всю жизнь. Его отец был литейщиком и хотел, чтобы старший сын Эдвард перенял его мастерство, поэтому мальчик с шестнадцати лет начал помогать отцу, не переставая мечтать о врачебной деятельности.

Будучи очень деликатным, только через три года такой несчастной жизни Эдвард решился сказать отцу о своем призвании. Учитывая его слабое здоровье, отец позволил ему оставить литейное дело и осуществить своё решение стать врачом. Биографы доктора Баха писали о том, что Эдвард чувствовал себя очень виноватым, из-за того, что пришлось в связи с учебой взять некоторое количество денег из семейного бюджета. В возрасте двадцать лет он начал изучать медицину в Кембриджском университете.

Окончив обучение в университете с отличием, Э. Бах углублённо занялся бактериологией, и вскоре, благодаря выдающимся результатам своих исследований, стал известен. Он обнаружил взаимосвязь между определёнными заболеваниями и состоянием микрофлоры кишечника. Ему удалось также создать соответствующие вакцины.

Однако доктор Бах был не совсем доволен своей работой и чувствовал, что чисто физическое устранение симптомов болезни не является главным. Он всё больше осознавал, что в процессе возникновения различных заболеваний большую роль играет душевное состояние человека, которое соответствует данному заболеванию. Доктор Бах продолжает свои исследовательские работы по бактериологии, однако теперь уже под другим углом зрения. Он обнаруживает, что определённая микрофлора кишечника соответствует не только определенному заболеванию, но еще больше — вполне определенному человеку со всеми присущими ему индивидуальными особенностями.

Он выявил семь групп кишечных бактерий, которые соответствуют семи различным типам характеров. Будучи к тому времени знакомым с гомеопатией (он работал бактериологом в Лондонском Королевском гомеопатическом госпитале), он разработал препараты, которые не надо было впрыскивать, как созданные ранее вакцины, а можно было принимать внутрь, что гораздо больше нравилось пациентам и намного реже приводило к осложнениям. Эти знаменитые семь «кишечных нозодов» доктора Баха (нозоды — гомеопатические препараты) помогли множеству людей, особенно тем, кто страдал хроническими заболеваниями.

Со временем доктор Бах обратил внимание на то, что на эффективность лечения нозодами сильно влияют характерные особенности пациента как личности. Он стал учитывать это, и во время лечения больше интересовался психическими трудностями, испытываемыми пациентом и им самим как личностью. Тем не менее доктор Бах был не вполне доволен результатами прописываемого им лечения, он был убежден, что самые эффективные целебные средства надо искать в нетронутой природе.

Для этого он погрузился в поиски целебных растений, которыми он мог бы заменить полученные с помощью бактерий нозоды. Подспорьем в этой новой для него деятельности были воспоминания детства, проведенного в сельской местности, а также необыкновенные наблюдательность и интуиция. Тем не менее, прошло много времени, пока он нашел свой путь к новому методу лечения людей.

Однажды, когда доктор Бах отдыхал в Уэльсе, на него снизошло своего рода озарение. Он нашел растения, из цветков которых, используя придуманный им самим «солнечный метод», приготовил три первых цветочных настоя. Это были цветы губастика, недотроги и репешка, назначение которых отражало тревоги и страхи, характерные для самого доктора Баха. Настоем из цветов губастика (Mimuius) он предполагал лечить страх бедности и одиночества; из цветов недотроги (Impatiens) — болезненную суету и спешку, а из цветов вяз (Elm) — склонность к гипертрофированному чувству долга и т.д. Рассказывая о смысле своего открытия спустя долгое время, доктор Бах придумал сказку, повествующую об особенностях разных характеров человеческих типов. Так доктор Бах иллюстрировал разные реакции человеческих типов и позитивный настрой, который восстанавливают цветочные лекарства.