Услуги подлежащие лицензированию. Лицензирование деятельности

Некоторые виды деятельности в РФ подлежат обязательному лицензированию. То есть государство специально устанавливает контроль за теми видами деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

  • 1) заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
  • 2) копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;
  • 3) копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
  • 3) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
  • 4) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • 5) сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
  • Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами. Срок в течении которого лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии не может превышать 60 дней, со дня подачи заявления. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей. За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей.

Отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию согласно федеральному законодательству

  • разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;
  • деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
  • предоставление услуг в области шифрования информации;
  • разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
  • деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  • разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
  • деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией;
  • разработка вооружения и военной техники;
  • производство вооружения и военной техники;
  • ремонт вооружения и военной техники;
  • утилизация вооружения и военной техники;
  • торговля вооружением и военной техникой;
  • производство оружия и основных частей огнестрельного оружия;
  • производство патронов к оружию и составных частей патронов;
  • торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • торговля патронами к оружию;
  • экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
  • коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
  • разработка и производство боеприпасов;
  • утилизация боеприпасов;
  • выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
  • эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;
  • эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
  • эксплуатация химически опасных производственных объектов;
  • эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;
  • эксплуатация нефтегазодобывающих производств;
  • переработка нефти, газа и продуктов их переработки;
  • транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;
  • хранение нефти, газа и продуктов их переработки;
  • реализация нефти, газа и продуктов их переработки;
  • деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
  • производство взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • производство пиротехнических изделий;
  • деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с государственным стандартом;
  • деятельность по предупреждению и тушению пожаров;
  • производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • деятельность по эксплуатации электрических сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по эксплуатации газовых сетей;
  • деятельность по эксплуатации тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
  • строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
  • инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
  • производство маркшейдерских работ;
  • деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
  • геодезическая деятельность;
  • картографическая деятельность;
  • выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
  • выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
  • деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
  • фармацевтическая деятельность;
  • производство лекарственных средств;
  • производство медицинской техники;
  • деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;
  • культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ;
  • деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах";
  • деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах";
  • деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
  • производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;
  • перевозки морским транспортом пассажиров;
  • перевозки морским транспортом грузов;
  • перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;
  • перевозки внутренним водным транспортом грузов;
  • перевозки воздушным транспортом пассажиров;
  • перевозки воздушным транспортом грузов;
  • перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;
  • перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);
  • перевозки железнодорожным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);
  • сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения;
  • деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов;
  • деятельность по ремонту воздушных судов;
  • деятельность по применению авиации в отраслях экономики;
  • деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте;
  • деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
  • деятельность по обращению с опасными отходами;
  • организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;
  • оценочная деятельность;
  • туроператорская деятельность;
  • турагентская деятельность;
  • деятельность по продаже прав на клубный отдых;
  • негосударственная (частная) охранная деятельность;
  • негосударственная (частная) сыскная деятельность;
  • заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
  • заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;
  • деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
  • деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале;
  • воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей;
  • аудиторская деятельность;
  • деятельность инвестиционных фондов;
  • деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
  • деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • деятельность негосударственных пенсионных фондов;
  • деятельность по производству элитных семян (семян элиты);
  • производство табачных изделий;
  • деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений;
  • осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений;
  • деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;
  • космическая деятельность;
  • ветеринарная деятельность;
  • медицинская деятельность;

Перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с другими законами:

  • деятельность кредитных организаций;
  • деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
  • деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • деятельность в области связи;
  • биржевая деятельность;
  • деятельность в области таможенного дела;
  • нотариальная деятельность;
  • страховая деятельность;
  • деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • осуществление внешнеэкономических операций;
  • осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
  • приобретение оружия и патронов к нему;
  • использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
  • использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
  • деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
  • образовательная деятельность.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих лицензирование отдельных видов деятельности в соответствии с законом от 8.08 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":

  • Положение о лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых утверждено постановлением Правительства РФ от 10 октября 2002 г. N 753
  • Положение о лицензировании деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 691
  • Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 691
  • Положение о лицензировании предоставления услуг в области шифрования информации утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 691
  • Положение о лицензировании разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем, утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 691
  • Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации электрических сетей утверждено постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637
  • Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации тепловых сетей утверждено постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637
  • Положение о лицензировании деятельности по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки утверждено постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637
  • Положение о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки утверждено постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637
  • Положение о лицензировании деятельности по переработке нефти, газа и продуктов их переработки утверждено постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637
  • Положение о лицензировании деятельности по реализации нефти, газа и продуктов их переработки утверждено постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637
  • Положение о лицензировании технического обслуживания медицинской техники (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утверждено постановлением Правительства РФ от 16 августа 2002 г. N 613
  • Положение о лицензировании производства медицинской техники утверждено постановлением Правительства РФ от 16 августа 2002 г. N 612
  • Положение о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 600
  • Положение о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 600
  • Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов утверждено постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 595
  • Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов утверждено постановлением Правительства РФ от 23 июля 2002 г. N 553
  • Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов утверждено постановлением Правительства РФ от 23 июля 2002 г. N 552
  • Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 526
  • Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 525
  • Положение о лицензировании ветеринарной деятельности, утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июля 2002 г. N 504
  • Положение о лицензировании производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств и Положение о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний утверждены постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 501
  • Положение о лицензировании производства лекарственных средств утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 500
  • Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 499
  • Положение о лицензировании деятельности по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) и Положение о лицензировании деятельности по производству и использованию племенной продукции (материала), за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя утверждены постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 497
  • Положение о лицензировании осуществляемой в море деятельности по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 496
  • Положение о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 495
  • Положение о лицензировании фармацевтической деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 г. N 489
  • Положение о лицензировании производства взрывчатых материалов промышленного назначения утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 468
  • Положение о лицензировании хранения взрывчатых материалов промышленного назначения утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 468
  • Положение о лицензировании деятельности по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 468
  • Положение о лицензировании применения взрывчатых материалов промышленного назначения утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 468
  • Положение о лицензировании разработки и производства боеприпасов утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 467
  • Положение о лицензировании утилизации боеприпасов утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 467
  • Положение о лицензировании производства пиротехнических изделий утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 467
  • Положение о лицензировании деятельности по распространению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с государственным стандартом утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 467
  • Положение о лицензировании производства патронов к оружию и составных частей патронов утверждено постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 457
  • Положение о лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники утверждено постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 456
  • Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия утверждено постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 455
  • Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" утверждено постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 454
  • Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" утверждено постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 454
  • Положение о лицензировании перевозок морским транспортом грузов утверждено постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447
  • Положение о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров утверждено постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447
  • Положение о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом утверждено постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447
  • Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах утверждено постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447
  • Положение о лицензировании сюрвейерского обслуживания морских судов в морских портах утверждено постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447
  • Положение о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. N 424
  • Положение о лицензировании деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. N 423
  • Положение о лицензировании космической деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. N 422
  • Положение о лицензировании деятельности по производству элитных семян (семян элиты) утверждено постановлением Правительства РФ от 13 июня 2002 г. N 415
  • Положение о лицензировании деятельности по хранению зерна и продуктов его переработки утверждено постановлением Правительства РФ от 13 июня 2002 г. N 414
  • Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом утверждено постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. N 402
  • Положение о лицензировании оценочной деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 395
  • Положение о лицензировании деятельности инвестиционных фондов утверждено постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 394
  • Положение о лицензировании деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002 г. N 384
  • Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002 г. N 383
  • Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002 г. N 383
  • Положение о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом пассажиров утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002 г. N 383
  • Положение о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом грузов утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002 г. N 383
  • Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002 г. N 383
  • Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382
  • Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации химически опасных производственных объектов утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382
  • Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382
  • Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации нефтегазодобывающих производств утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382
  • Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации газовых сетей утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382
  • Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382
  • Положение о лицензировании деятельности по производству маркшейдерских работ утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382
  • Положение о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 381
  • Положение о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров утверждено постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 373
  • Положение о лицензировании геодезической деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 28 мая 2002 г. N 360
  • Положение о лицензировании картографической деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 28 мая 2002 г. N 360
  • Положение о лицензировании деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений утверждено постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 349
  • Положение о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации утверждено постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 348
  • Положение о лицензировании деятельности по выполнению работ и оказанию услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия утверждено постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 347
  • Положения о лицензировании разработки, производства, ремонта и испытаний авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения утверждены постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 346
  • Положение о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов утверждено постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345
  • Положение о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров утверждено постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345
  • Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на внутреннем водном транспорте утверждено постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345
  • Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами утверждено постановлением Правительства РФ от 23 мая 2002 г. N 340
  • Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях утверждено постановлением Правительства РФ от 20 мая 2002 г. N 324
  • Положение о лицензировании работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления утверждено постановлением Правительства РФ от 20 мая 2002 г. N 324
  • Положение о лицензировании работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления утверждено постановлением Правительства РФ от 20 мая 2002 г. N 324
  • Положение о лицензировании деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи утверждено постановлением Правительства РФ от 13 мая 2002 г. N 309
  • Положение о лицензировании деятельности по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале утверждено постановлением Правительства РФ от 13 мая 2002 г. N 308
  • Положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации утверждено постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2002 г. N 290
  • Положение о лицензировании аудиторской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 190
  • Положения о лицензировании деятельности в области проектирования и строительства утверждены постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174
  • Положение о лицензировании туроператорской деятельности, утверждено постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 95
  • Положение о лицензировании деятельности ломбардов утверждено постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1014
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденно постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796
  • Положение о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях утверждено постановлением Правительства РФ от 20 июня 2000 г. N 471
  • Положение о лицензировании производства гражданского и служебного оружия и патронов к нему утвержденно приказом Российского агентства по обычным вооружениям, Российского агентства по боеприпасам и МВД РФ от 3 июня 2000 г. N 128/135/601
  • Положение о лицензировании деятельности по производству и оптовой торговле табачными изделиями утверждено постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2000 г. N 337
  • Федеральный закон от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"
  • Положение о лицензировании деятельности инвестиционных фондов утверждено постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 мая 1998 г. N 10
  • Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации утверждены постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 85
  • Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 865
  • Положение о порядке лицензирования деятельности в качестве специализированного депозитария паевых инвестиционных фондов утверждено постановлением ФКЦБ РФ от 16 августа 1996 г. N 14
  • Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков утверждено постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 916
  • Положение о лицензировании деятельности, связанной с источниками ионизирующего излучения (генерирующими) утверждено постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 688
  • Положение о лицензировании деятельности по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений утверждено постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. N 122
  • Положение о лицензировании проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель утверждено постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. N 1230
  • Положение о лицензировании деятельности по обследованию состояния, консервации, реставрации и ремонту памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения утверждено постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. N 1228
  • Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле, утверждено постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 981
  • Положение о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных растений утверждено постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 968
  • Положение о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства утверждено постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 967
  • Положение о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов утверждено постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. N 792
  • Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр утверждено постановлением Правительства РФ от 31 июля 1995 г. N 775
  • Положение о порядке получения разрешения (лицензии) на деятельность по созданию и реализации производителями медицинских изделий (кроме лекарственных средств) утверждено Минздравмедпромом РФ 3 июня 1994 г.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию - 2017 по ОКВЭД, представлены несколькими десятками позиций. В каких источниках права они зафиксированы? Каким образом можно найти соответствие им в ОКВЭД и для чего это нужно?

Зачем знать, какие ОКВЭД соответствуют лицензируемым видам деятельности

Строго говоря, наличие у фирмы кодов ОКВЭД, коррелирующих с лицензируемой деятельностью, в общем случае не является условием для получения лицензии. В заявлениях на подачу лицензии, как правило, требуется указание только вида деятельности по существу (либо это подразумевается самой структурой заявления). То, какие у фирмы прописаны коды ОКВЭД, органы, выдающие лицензию, могут и не проверять.

Но данный критерий важен с точки зрения последующих проверок. Если в ЕГРЮЛ фирмы прописан лицензионный ОКВЭД, но соответствующего разрешительного документа у нее нет, то в ходе государственной проверки фирма может быть оштрафована на основании того, что по тем или иным признакам проверяющие посчитают, что организация фактически занимается лицензируемым видом деятельности.

Таким образом, в интересах юрлица, не планирующего заниматься лицензионной деятельностью, обеспечить отсутствие в своей записи в ЕГРЮЛ лицензионных кодов ОКВЭД.

Самый простой способ их выявления — сопоставление текущих видов деятельности по ОКВЭД, которые есть в ЕГРЮЛ или которые фирма собирается вносить в ЕГРЮЛ (например, по факту государственной регистрации), с видами деятельности, подлежащей лицензированию, ориентируясь на их сущность.

Для этого полезно будет ознакомиться с перечнем лицензируемых видов деятельности в РФ.

О том, какие негативные последствия для налогоплательщика может иметь выявление недостоверных данных в ЕГРЮЛ, читайте в статье .

Какие виды предпринимательской деятельности лицензируются в РФ

В соответствии с п. 1 ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ получение лицензии обязательно для осуществления 49 видов деятельности (из 51 пункта, приведенных в тексте закона, 2 утратили силу). Условно их можно классифицировать на следующие основные группы:

  1. Производство, продажа ПО для защиты информации, оказание услуг в данной сфере.
  2. Производство и продажа технических средств для негласного получения информации.
  3. Выпуск полиграфической продукции, которая защищена от подделок.
  4. Выпуск авиационной техники.
  5. Выпуск, продажа, техобслуживание оружия, военной техники, боеприпасов.
  6. Хранение и уничтожение химоружия, отходов.
  7. Осуществление операций на химически опасных, а также взрывопожароопасных промышленных объектах в рамках оборота взрывчатых веществ.
  8. Деятельность по обеспечению пожарной безопасности.
  9. Выпуск и обслуживание медицинской техники.
  10. Осуществление легального оборота наркотических средств.
  11. Деятельность лабораторий по исследованию микроорганизмов (инфекционных, генно-модифицированных).
  12. Оказание услуг по перевозкам пассажиров, доставке грузов различными видами транспорта.
  13. Оказание услуг по погрузке и разгрузке опасных грузов на различных видах транспорта.
  14. Оказание услуг по буксировке посредством морского транспорта.
  15. Организация азартных игр.
  16. Деятельность охранных, детективных служб.
  17. Переработка и продажа лома металлов.
  18. Трудоустройство граждан РФ за рубежом.
  19. Оказание телекоммуникационных услуг, организация вещания.
  20. Изготовление копий объектов интеллектуальной собственности на различных носителях.
  21. Работа с источниками радиации.
  22. Оказание образовательных услуг.
  23. Выполнение геодезических, картографических, маркшейдерских работ.
  24. Деятельность в сфере гидрометеорологии.
  25. Деятельность в сфере медицины, фармацевтики.
  26. Деятельность по сохранению созданных народами РФ объектов культурного наследия.
  27. Оказание услуг по экспертизе промбезопасности.
  28. Управление на коммерческой основе многоквартирными домами.

Задача владельца бизнеса — сопоставить текущие ОКВЭД с теми, что установлены для видов деятельности, в той или иной степени схожих с перечисленными нами выше лицензируемыми видами деятельности.

Для этого необходимо обращаться к первоисточнику — классификатору ОКВЭД. Нюанс в том, что таковых в РФ действует несколько. К каким именно следует обращаться?

Какой ОКВЭД использовать фирме

До 2017 года в РФ действовали 3 перечня кодов ОКВЭД:

  • ОК 029-2001;
  • ОК 029-2007;
  • ОК 029-2014.

Первый ОКВЭД был введен 06.11.2001 вместо таких классификаторов, как ОКОНХ и ОКДП, которые в правоотношениях, связанных с получением лицензии, сегодня не используются.

Классификатор ОК 029-2007 был введен с 01.01.2008, но его вступление в силу, во-первых, не отменило юридическую силу ОК 029-2001, а во-вторых, его действие стало распространяться на узкий круг правоотношений, связанных главным образом со сбором экономической статистики.

Классификатор ОК 029-2014 с 31.01.2014 используется как действующий источник ОКВЭД. С 11.07.2016 он начал применяться для отражения соответствующих кодов в ЕГРЮЛ и ЕГРИП при регистрации юрлиц и ИП (письмо ФНС России от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@). С начала 2017 года этот классификатор стал единственным действующим на территории РФ. Действие всех иных аналогичных справочников отменено (приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Таким образом, в 2017 году нужно искать соответствие лицензируемых видов деятельности тем видам деятельности, которые прописаны в классификаторе ОК 029-2014.

Отметим, что наряду с обращением к первоисточнику — классификатору ОКВЭД — существенную помощь в решении рассматриваемой задачи может оказать использование положений постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 584. В нем содержатся списки видов деятельности, о которых бизнесы должны уведомлять государство, и многие из них (например, информационные технологии, работа со взрывчатыми веществами) совпадают с лицензируемыми. При этом для них в постановлении № 584 указаны также коды ОКВЭД.

Поэтому для сопоставления текущих видов деятельности с лицензируемыми можно также задействовать перечень, зафиксированный в постановлении № 584.

Но без обращения к официальному классификатору ОКВЭД часто не обойтись. Изучим нюансы его использования.

Как сопоставить код ОКВЭД с лицензируемой деятельностью

В структуре перечня ОК 029-2014 виды деятельности объединены в разделы и внутри каждого из разделов разбиты на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды. Разделы обозначены латинскими буквами, а каждый из более мелких регистров имеет цифровое обозначение.

Из набора цифровых обозначений регистров, разделенных точками, и складывается код ОКВЭД. Поиск кода, соответствующего определенному виду деятельности, в классификаторе достаточно прост, поскольку основывается на его соотнесении с названием определенного раздела и, в порядке убывания, с наименованием каждого более мелкого регистра.

Рассмотрим несколько примеров нахождения соответствия кодов ОКВЭД лицензируемым видам деятельности.

В соответствии с подп. 1. п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ лицензия нужна для выпуска и продажи криптографических средств защиты информации. В ОКВЭД ОК 029-2014 нет терминов «криптография», «шифрование». Но зато присутствует класс 26 «Производство компьютеров, электронных и оптических изделий», в котором указаны и такие виды деятельности, как производство средств защиты информации, создание информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. В этом классе выделена группа 26.20 «Производство компьютеров и периферийного оборудования», содержащая подгруппу 26.20.4, в которую входит деятельность по производству средств защиты информации, а также информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. Это дает повод признать данный вид деятельности лицензируемым.

В достаточной мере близкое соответствие кодам ОКВЭД имеет деятельность по обнаружению устройств, которые предназначены для негласного получения данных. Эта деятельность лицензируется в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ. Речь идет о коде группы 80.20 «Деятельность систем обеспечения безопасности», выделяемом в классе 80 «Деятельность по обеспечению безопасности и проведению расследований».

В случае с подп. 8 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ лицензируется разработка и продажа военной техники. В этом случае правомерно говорить о корреляции с ней сразу нескольких кодов ОКВЭД по перечню ОК 029-2014. А именно:

  • 25.40 (для деятельности по выпуску оружия и боеприпасов);
  • 30.11 (строительство судов, включая военные);
  • 30.30 (выпуск летательных аппаратов);
  • 20.51 (производство взрывчатых веществ);
  • 84.22 (деятельность в сфере военной безопасности).

Таким образом, сопоставление кодов ОКВЭД и лицензируемых видов деятельности — вопрос вполне решаемый, даже с учетом того, что в структуре перечня ОК 029-2014 коды не всегда очевидным образом соответствуют тем видам деятельности, что зафиксированы в положениях закона № 99-ФЗ. Многие ОКВЭД как минимум не противоречат специфике хозяйственного сегмента, к которому относится лицензируемый вид деятельности. И это может стать поводом для отнесения вида деятельности налогоплательщика, выбравшего такие ОКВЭД, к лицензируемым.

Итоги

Виды хозяйственной деятельности в РФ, требующие лицензии, установлены положениями п. 1. ст. 12 закона № 99-ФЗ. Налогоплательщику, не собирающемуся заниматься подобными видами деятельности, при первичной регистрации или внесении корректировок в регистрационные данные нужно избегать появления в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД, соответствующих лицензируемым видам деятельности, иначе при проверке может быть выписан штраф за отсутствие лицензии.

Сопоставлять лицензируемые виды деятельности нужно с теми видами, для которых определены коды в перечне ОК 029-2014.

Лицензируемые виды деятельности в 2018 году | Список по кодам ОКВЭД

Какие виды деятельности подлежат лицензированию в 2018 году? Приводим список.

Не всегда можно сразу приступать к реальной деятельности. Некоторые сферы бизнеса требуют получения специального разрешения от государства – лицензии на определенное направление. Лицензия подтверждает, что лицензиат имеет необходимую техническую базу и квалифицированный персонал для осуществления выбранного направления.

Основной закон, где указаны лицензируемые виды деятельности 2018 года, это закон № 99-ФЗ от 04.05.2011. Но кроме этого, есть еще перечень законов, каждый из которых регулирует отдельное лицензионное направление бизнеса.

Номер закона (№-ФЗ) Направления, подлежащие лицензированию
171 от 22.11.1995 Производство и оборот алкоголя
7 от 07.02.2011 Клиринговая деятельность
4015-1 от 27.11.1992 Страховая деятельность
395-1 от 02.12.1990 Деятельность кредитных организаций
325 от 21.11.2011 Проведение торгов
75 от 07.05.1998 Деятельность негосударственных пенсионных фондов
39 от 22.04.1996 Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
5663-1 от 20.08.1993 Деятельность в области космоса
5485-1 от 21.07.1993 Защита государственной тайны
170 от 21.11.1995 Деятельность в атомной энергетике

Кроме этих федеральных законов, включающих в себя список видов деятельности, подлежащих лицензированию, действуют подзаконные акты на уровне постановлений Правительства. В них указаны лицензионные требования, без которых разрешение не будет выдано.

Лицензирование отдельных видов деятельности поручено уполномоченным государственным органам. Узнать, какая именно структура занимается выдачей нужного вам разрешения, можно из Постановления Правительства от 21 ноября 2011 г. № 957. Так, образовательную лицензию выдает Рособрнадзор, на медицинскую и фармацевтическую деятельность – Росздравнадзор, а на перевозки – Ространснадзор.

В 2018 году работа без такого разрешения, если оно необходимо, наказывается в соответствии со статьями КоАП РФ:

  • статья 14.1 — штраф от 4 до 5 тысяч рублей на руководителя и от 40 до 50 тысяч рублей на саму организацию (с возможной конфискацией продукции, орудий производства и сырья);
  • статья 14.1.2 (специальная норма для деятельности в области транспорта) — 50 тысяч рублей на руководителя и 400 тысяч рублей на ООО;
  • статья 14.1.3 (для управления многоквартирными домами) – от 50 до 100 тысяч рублей на должностное лицо и от 150 до 250 тысяч рублей на юридическое лицо;
  • статья 14.1.3 (проведение азартных игр) — от 30 до 50 тысяч рублей на руководителя и от 500 тысяч до 1 млн рублей на организацию с конфискацией игрового оборудования.

Достаточно серьезные санкции, поэтому стоит разобраться, требуется ли в вашем случае лицензирование деятельности юридических лиц.

На какие виды деятельности надо получать разрешение

А теперь конкретно – какие направления подлежат лицензированию в 2018 году? В таблице выше мы уже указали лицензионные виды деятельности, каждый их которых регулирует отдельный закон.

Но самый большой список по сферам бизнеса, для которых необходима лицензия, приводится в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011. Всего в списке 51 пункт, но некоторые из них можно объединить в одно направление:

  • Деятельность в сфере информационных и телекоммуникационных систем, шифровальных средств.
  • Деятельность, связанная со специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, а также по их выявлению.
  • Разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации, деятельность по защите конфиденциальной информации.
  • Производство и реализация полиграфической продукции, защищенной от подделок.
  • Производство, испытание, ремонт авиатехники.
  • Деятельность, связанная с оружием, боеприпасами, военной техникой.
  • Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.
  • Тушение пожаров, монтаж, ТО, ремонт средств пожарной безопасности.
  • Производство лекарственных средств и медицинской техники.
  • Оборот наркотических и психотропных веществ.
  • Деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и ГМО.
  • Перевозки пассажиров и грузов автомобильным, железнодорожным, водным, морским, воздушным транспортом.
  • Погрузочно-разгрузочная деятельность и буксировка транспорта.
  • Сбор, транспортировка, обезвреживание отходов I — IV классов опасности.
  • Организация и проведение азартных игр.
  • Частная охранная и детективная деятельность.
  • Заготовка, хранение, переработка, реализация металлолома.
  • Трудоустройство российских граждан за пределами РФ.
  • Услуги связи, теле- и радиовещание.
  • Изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных, фонограмм на любых носителях.
  • Использование источников ионизирующего излучения.
  • Образовательная деятельность.
  • Геодезическая и картографическая деятельность, маркшейдерские работы.
  • Деятельность в области гидрометеорологии и геофизики.
  • Медицинская и фармацевтическая деятельность.
  • Сохранение объектов культурного наследия.
  • Экспертиза промышленной безопасности.
  • Деятельность, связанная с взрывчатыми материалами промышленного назначения.
  • Управление многоквартирными домами.

Коды ОКВЭД для получения лицензии

При регистрации общества с ограниченной ответственностью заявитель указывает в форме Р11001, какие виды деятельности по кодам ОКВЭД он будет осуществлять. В 2018 году цифровые коды должны соответствовать общероссийскому Классификатору ОКВЭД-2.

Выбрать при регистрации юридического лица можно неограниченное количество кодов ОКВЭД, да и впоследствии их можно добавить. Надо ли получать разрешение уже по факту указания лицензионного вида деятельности в заявлениях Р11001 (Р13001, Р14001) и ЕГРЮЛ?

Само по себе указание кодов ОКВЭД, которые соответствуют одному из лицензионных видов деятельности, не обязывает получать разрешение, если в реальности вы к этому бизнесу не приступили.

Однако здесь есть некоторый риск того, что проверяющие будут пытаться оштрафовать компанию, если она занимается каким-то схожим направлением. Проблема в том, что описание лицензируемого направления бизнеса и его характеристика в Классификаторе ОКВЭД не всегда совпадает.

Например, в ОКВЭД нет термина «конфиденциальная информация» или «защита информации», при этом в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011 целых четыре лицензируемых вида деятельности в этой сфере. Зато в Классификаторе есть совсем другие направления:

  • Разработка компьютерного программного обеспечения (62.01)
  • Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий (62.02)
  • Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность (63.11).

При осуществлении реальной деятельности по этим кодам ОКВЭД можно как иметь, так и не иметь доступа к конфиденциальной информации. В таких неоднозначных случаях ответить на вопрос, нужна ли ООО лицензия, смогут только лицензирующие органы после анализа конкретной ситуации. Желательно, чтобы полученный ответ ведомства был дан в письменной форме, что в какой-то мере защитит от возможного штрафа.

Если же говорить о видах деятельности, не вызывающих сомнений в необходимости их лицензирования, то нельзя назвать один код ОКВЭД, полностью характеризующий лицензионное направление бизнеса.

Например, фармацевтическая деятельность, на которую надо получать лицензию, включает в себя изготовление лекарственных препаратов, их хранение, перевозку, отпуск, а также оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами.

В ОКВЭД-2 мы найдем такие коды, соответствующие фармацевтической деятельности:

  • 21.20 — производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях;
  • 46.46 — торговля оптовая фармацевтической продукцией;
  • 47.73 — торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах.

Такой же анализ и подбор кодов надо проводить и для других лицензируемых направлений. Сделать это можно самостоятельно или обратиться за помощью к юристам-регистраторам. В некоторых случаях их консультации по подбору кодов ОКВЭД оказываются

В переводе с латыни слово «лицензия» означает «разрешение». В широком смысле этот термин означает документально зафиксированное и имеющее юридическую силу разрешение на занятие какой-либо деятельностью. Главным видом деятельности, требующим наличия лицензии, является предпринимательство.

Полный перечень сфер бизнеса, требующий получения лицензии, дан в Федеральном законе «О лицензировании», принятом в 2011 году. На данный момент он включает 50 наименований. Кроме этого, получение официального разрешения требуется для охоты на отдельные виды животных или ловле рыб. В патентном праве лицензирование подразумевает получение разрешения от правообладателя на пользование изобретением. Попробуем подробнее разобрать все эти аспекты.

Лицензия на предпринимательскую деятельность

В законе перечислено 50 видов деятельности, требующих лицензирования. В данном законе прописаны основные и общие правила, более подробно выдача разрешения на тот или иной вид деятельности оговаривается в дополнительных актах, имеющих силу закона. Согласно рейтингу, самые востребованные лицензионные разновидности бизнеса, разместились следующим образом:

  • пассажирские коммерческие перевозки. Разрешение требуется в том случае, если транспорт предназначен для перевозки 9 и более человек;
  • установка и обслуживание систем пожарной сигнализации и пожаротушения;
  • производство и продажа лекарственных препаратов;
  • медицинские услуги;
  • деятельность в сфере образования.

На первые четыре из перечисленных видов деятельности оформить разрешение может как организация, так и частное лицо (в виде индивидуального предпринимателя). Вести образовательную же деятельность имеет право только юридическое лицо (организация). Имеются отдельные виды бизнеса, которые регулируются особыми законодательными актами. К ним относятся, например, производство и продажа алкогольных напитков, питьевого спирта и товаров, содержащих его.

Требования к соискателям

Чтобы получить разрешение на занятие одним из лицензионных видов деятельности, необходимо соответствовать ряду требований. Подзаконные акты определяют эти требования, предъявляемые к соискателям. Например, чтобы получить разрешение на оказание услуг по медицинскому обслуживанию населения, необходимо:

  • иметь в своем распоряжении соответствующее помещение. Оно может находиться как в собственности, так и быть взятым в аренду;
  • обладать всем необходимым набором инструментов, медицинской аппаратурой и техникой, необходимой для качественного оказания услуг;
  • руководители и работники должны иметь высшее профильное образование и рабочий стаж не менее 5 лет;
  • иметь в наличии трудовые договоры с сотрудниками и контроль качества и безопасности предоставляемых услуг.

Общие документы, необходимые для подачи в лицензионный орган, – это заявление, ксерокопии учредительных документов, документы, подтверждающие наличие всего необходимого оборудования для осуществления данного вида деятельности. Представить пакет документов можно как в личном порядке, так и отправив по почте заказным письмом или при помощи официального представителя (юриста, курьера). С недавних пор возможен вариант отсылки документов по электронной почте с заверением подлинности электронной подписью, правда, подобная форма пока еще не сильно распространена.

В трехдневный срок соответствующий орган принимает решение о том, будет ли им рассматриваться данное заявление, или нет. Причина отказа должна быть письменно указана. Установленные сроки рассмотрения обращения – 45 дней. В случае отрицательного ответа или затягивания времени рассмотрения, соискатель вправе обратиться в суд.

Срок действия

Разрешение на предпринимательство в большинстве случаев выдается бессрочно, то есть в нем не указывается срок его прекращения. Исключение – когда получаются временные разрешения, оговоренные специальным положением. Прекращение действия лицензии может наступить и автоматически в связи с реструктуризацией предприятия. Приступать к деятельности физическое или юридическое лицо имеет право уже на следующий день после получения на руки лицензии.

Кто выдает в 2018-2019 году

Органы, уполномоченные выдавать такие лицензии, зависят от рода деятельности предпринимателя. Полный их список с распределением по «зонам ответственности» дан в указе Правительства России № 957. К примеру, Министерство по чрезвычайным ситуациям уполномочено выдавать разрешения на работы, связанные с установкой или обслуживанием пожароохранных систем. Министерство внутренних дел выдает разрешения на частную охранную деятельность. Росздравнадзор – желающим заняться бизнесом в области фармацевтики.

Однако при этом имеется один неудобный нюанс. Дело в том, что выдавать лицензии по некоторым видам бизнеса уполномочены региональные органы. И как следствие, подобное разрешение будет не действительно на территории другого субъекта федерации. Выход из подобного положения – обратиться в местный лицензирующий орган с просьбой официально известить своих коллег из другого региона о действительности выданного разрешения. После получения лицензии предпринимателю не нужно почивать на лаврах, уповая на то, что она бессрочна. За организацией, получившей добро от лицензионного органа, ведется постоянный контроль.

Так что предприниматель должен быть готов к постоянным проверкам соответствующих надзорных органов – как плановым, так и внеплановым. В случае лишения лицензии, заниматься далее коммерческой деятельностью данного направления запрещается законом. В этом случае бизнесмену грозит административная ответственность. А в случае если его деятельность привела к причинению вреда здоровью клиента, при этом разрешения на занятие коммерцией у него нет, то дело уже подпадает под уголовную статью.

Лицензионный договор

Лицензии могут выдаваться не только государственными учреждениями, но даже частными лицами. Такое положение применяется в Патентном праве. Этот договор, по своей сути, является инструментом охраны интеллектуальной собственности. Согласно лицензионному договору, правообладатель обязуется передать другой стороне (лицензиату) право пользования своей интеллектуальной собственностью. В таком договоре прописываются все нюансы – время действия, право передачи пользования третьим лицам и т. д. Следовательно, такой договор может быть обращен на авторские, патентные или другие подобные права. В случае несоблюдения договора наступает гражданская или уголовная ответственность, в зависимости от тяжести причиненного ущерба.

При этом форма заключения подобного договора бывает двух видов – документальным и «оберточным». Первый вид заключается в соблюдении всех предусмотренных законом правил. Нарушения в его оформлении могут явиться причиной признания лицензионного договора недействительным. Другая форма его заключения, носящая странное наименование «оберточная», представляет собой помещенный на упаковку или обертку текст договора.

Приобретая данную вещь, покупатель автоматически присоединяется к договору. Это относится, как правило, к всевозможным операционным программам для ЭВМ, компьютерным играм и прочим продуктам высоких технологий. А условия договора включают в себя в основном запрет на распространение данного продукта среди других потенциальных пользователей.

Лицензия на охоту или рыбалку

Подобная лицензия выдается департаментами охотничьего или рыбного хозяйства. Бывают они трех видов:

  • долгосрочная. Получает ее лишь юридическое лицо (организация);
  • распорядительная. Также распространяется лишь на организации;
  • именная. Эта разновидность охотничьих лицензий может выдаваться как организации, так и частному лицу с указанием его паспортных данных.

Лицензия - это разрешение на право осуществлять конкретный вид деятельности, которое выдается специальным лицензирующим органом. Для получения лицензии соискатель должен соответствовать определенным требованиям и оплатить госпошлину.

Кому нужно получать лицензию?

В статье 12 закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 51, среди них:

  • деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
  • деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
  • производство лекарств и медтехники;
  • охранная и детективная деятельность;
  • оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
  • образовательная деятельность;
  • фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • перевозки водным и воздушным транспортом;
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
  • перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Лицензионные требования

Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 2 апреля 2012 г. № 280. Соискатель такой лицензии должен иметь:

  • транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
  • помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
  • водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
  • специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.

С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.

Документы для получения лицензии

В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться. Для примера мы предлагаем вам ознакомиться с заявлением на получение лицензии для пассажирских автоперевозок.

В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.

Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.

Необходимость представления нотариально заверенных учредительных документов отменена законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ, поэтому если от вас требуют такие копии (а они по-прежнему указаны в некоторых Административных регламентах для получения лицензий), вы можете отказаться от выполнения такого требования, ссылаясь на этот закон.

Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.

Сколько стоит лицензия?

Размер государственной пошлины за лицензию установлен статьей 333.33 НК РФ. Статья очень большая, поэтому подскажем, где искать. Находим пункт 1 подпункт 92. Размер госпошлины составляет 7 500 рублей для всех видов лицензируемой деятельности, за исключением :

  • банковских операций (0,1 % уставного капитала, но не более 500 тыс. рублей);
  • производство, хранение, закупку, поставки этилового спирта и алкогольной продукции (от 800 тыс. до 9,5 млн. рублей);
  • розничная продажа алкогольной продукции - 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии;
  • предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - 30 тыс. рублей.

Обращаем ваше внимание - госпошлина оплачивается один раз за весь срок действия лицензии . В общем случае срок лицензии не ограничен, но по некоторым видам деятельности он установлен (с возможностью продления), например, срок алкогольной лицензии не должен превышать пять лет.

При отказе в выдаче лицензии госпошлина не возвращается . В 2013 году в Конституционном суде рассматривалось дело о возврате заявителю 40 тыс. рублей в связи с отказом в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя (Постановление КС от 23.05.2013 № 11-П). По этому вопросу даже сами судьи не пришли к согласию, один из них высказал особое мнение, суть которого «Формально правильно, но по сути — издевательство». Исходя из этого, прежде чем оплачивать лицензию, рекомендуем сначала обратиться в соответствующий лицензирующий орган, чтобы убедиться, что вы сможете соблюсти необходимые требования для ее получения.

Как получить лицензию?

После того, как вы нашли контакты лицензирующего органа, подготовили необходимые документы и уплатили госпошлину, надо обратиться за получением лицензии. Документы можно подать:

  • лично, при визите в лицензирующий орган;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

При получении документов соискателю лицензии выдается копия описи с отметкой о дате приема (лично или заказным письмом с уведомлением о вручении). Если в поданном пакете документов обнаруживается неполный комплект или нарушение требований, то в течение трех рабочих дней со дня приема заявления соискателю вручается (высылается) уведомление о необходимости устранить нарушения в тридцатидневный срок. После устранения нарушений мотивированное решение о рассмотрении заявления на лицензию или о возврате заявления принимается в течение трех рабочих дней.

Если же претензий к документам не было, то решение о выдаче лицензии выносится в течение пяти рабочих дней , а сама лицензия вручается лицензиату или направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней после этого решения. Возможно получение лицензии и в форме электронного документа, если было указано в заявлении.

В выдаче лицензии могут отказать, тогда в решении об этом должны быть указаны мотивы отказа со ссылками на нормативно-правовые акты или реквизиты акта проверки соискателя лицензии, если отказ был основан на несоответствии лицензионным требованиям.

Выдается лицензия по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826. Если лицензия был испорчена или утеряна, то можно получить ее дубликат в порядке, предусмотренном статьей 17 закона № 99-ФЗ.

Действует лицензия на территории всей Российской федерации, но если лицензиат меняет регион деятельности, то должен сообщить об этом в лицензирующий орган того субъекта РФ (край, область, республика), где он собирается работать.

Как получить лицензию на алкоголь?

Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво - это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия .

С 2013 года продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. В городских поселениях для продажи пива необходимо применять кассовый аппарат даже на режимах ЕНВД и ПСН. И еще одно отличие пива от другого алкоголя - его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя , т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

Для получения лицензии соискатель должен:

  • быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
  • иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
  • общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
  • при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат, даже если он является плательщиком ЕНВД;
  • иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.

Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.

Переоформление, приостановление и возобновление действия лицензии

Если у лицензиата меняются данные, указанные в статье 18 закона № 99-ФЗ, надо обратиться в лицензирующий орган за переоформлением лицензии. Переоформление требуется в случаях:

  • реорганизации юридического лица;
  • изменения личных данных и места жительства ИП;
  • смене юридического адреса и наименовании организации;
  • изменения адреса, по которому осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Порядок переоформления лицензии приводится в статье в статье 18 закона № 99-ФЗ, размер госпошлины составляет от 600 до 2600 рублей.

Лицензирующий орган не только выдает лицензии, но и следит за деятельностью лицензиата. Если в процессе плановой или внеплановой проверки обнаружатся нарушения лицензионных требований, то будет вынесено предписание об их устранении, а если это не произойдет в указанный срок, то деятельность лицензии может быть приостановлена (статья 20 закона № 99-ФЗ), На период приостановления вести лицензируемую деятельность запрещено.

После того, как требования лицензирующего органа выполнены, действие лицензии возобновляется. Сведения о приостановлении и возобновлении лицензий вносятся в специальный реестр.

Аннулирование и прекращение действия лицензии

В случае невыполнения требований, из-за которых было вынесено предписание или приостановлена деятельность лицензии, она должна быть аннулирована по иску лицензирующего органа. Действие лицензии прекращается в течение 10 рабочих дней после такого судебного решения.

Деятельность лицензии может быть прекращена и в добровольном порядке, если:

  • подано заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности;
  • прекращена деятельность физического лица в качестве ИП;
  • прекращена деятельность юридического лица (за исключением реорганизации).

При прекращении деятельности ИП или юрлица сообщать об этом в лицензирующий орган не надо, это сделает налоговая инспекция.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1(2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП - от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП - от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1(4) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП - от 4 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • за деятельность без лицензии при производстве и реализации алкоголя по статье 14.1(17) КоАП РФ: от 200 до 300 тысяч рублей с возможностью конфискации продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ - штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.