Музыкальные инструменты ренессанса. Музыкальные инструменты эпохи ренессанса Откуда появлялась музыка эпохи Возрождения

«Северное возрождение» - Особенностии Северноего Возрождения. Швидунова Любовь Константиновна Учитель МХК ГОУСОШ №250 СВАО г. Москвы. Северное Возрождение. Любовь земная и Любовь небесная. Ян ван Эйк Портрет четы Арнольфина. Крупнейший мастер нидерландского Возрождения (около1390-1441г). Питер Брейгель Старший. Страна лентяев.

«Культура Возрождения» - Эрмитаж), "Мадонна Литти" (там же), "Мона-Лиза" (портрет, в Лувре) и проч. Юлию II, ц. Сан-Пьетро в Винколи, в Риме), "Ап. Матфей", "Мадонна с младенцем", "Мадонна Дони" (Уффици), гробницы Медичи во Флоренции. Мария delle Grazie в Милане, очень повреждена), "Святое семейство" (СПБ.

«Искусство Возрождения» - Сикстинская мадонна 1515 - 1519 г. Огромная роль в живописи принадлежала Томмазо Мазаччо (1401-1428 г.). Николо стал основателем школы скульптуры, ставшей популярной во всей Италии. «Давид» (1501-1504 г.). Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Лицо героя выражает несокрушимую волю. И в природе царит весна.

«Философия эпохи Возрождения» - 3.Какие методы познания философ выдвигают на первый план? Творчество- первостепенное достоинство человека. Проанализируйте высказывание Гегеля и ответьте на вопросы: .Какие методы познания выдвигают на первый план? В чем проявилось новаторство выдающихся писателей, художников, Возрождения? Становление новой картины мира на основе идей Коперника,Бруно.

«Возрождение» - Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Художники в своих произведениях начинают пользоваться образцами античного искусства. Музыка. Иллюстрация к роману «Дон Кихот». Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Рафаэль. Изобразительное искусство. Фламандский композитор XV в. Гийом Дюфаи. Уильям Шекспир.

«Титаны Возрождения» - Другая статуя - «Пиета». В 1501 году Микельанджело возвращается во Флоренцию. Улыбка. Титаны Высокого Возрождения Конец XV – XVI века. В обрамлении зеленых занавесей на светлых облаках идет Мария с Младенцем на руках. Микеланджело. «Автопортрет». (1475-1564). Ренато Гуттузо. Леонардо да Винчи (1452 -1519).

Всего в теме 32 презентации

В XVI в. стали развиваться различные жанры инструментальной музыки. Музыкальное сопровождение пения или танца все более усложняется и приобретает собственную мелодию в отличии о простых аккордов, которые раньше лишь оттесняли основное действо. Инструменты в ансамбль стали подбираться по принципу распределения партий между различными темпами человеческих голосов(дискант или сопрано, альт, тенор, бас). Это объясняет появление в конце XV в. целых семейств музыкантов, которые были способны разыгрывать целые "диалоги" между голосами и инструментами. Так, квартет флейт, виол или свирелей мог продолжить вокальную партитуру, развивая и дополняя первоначальную мелодию голоса.

Музыкальные инструменты эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения состав музыкальных инструментов значительно расширился, к уже существующим струнным и духовым добавились новые разновидности. Среди них особое место занимают виолы - семейства струнных смычковых, поражающих красотой и благородством звучания. По форме они напоминают инструменты современного скрипичного семейства(скрипку, альт, виолончель) и даже считаются их непосредственными предшественниками(сосуществовали в музыкальной практике до середины XVIII столетия). Однако разница, и значительная, все же есть. Виолы обладают системой резонирующих струн; как правило, их столько же, сколько и основных(шесть-семь). Колебания резонирующих струн делают звук виолы мягким, бархатистым, но инструмент трудно использовать в оркестре, так как из-за большого числа струн он быстро расстраивается. Долгое время звучание виолы считалось в музыке образцом изысканности. В семействе виол выделяются три основных типа. Виола да гамба - большой инструмент, который исполнитель ставил вертикально и зажимал с боков ногами(итальянское слово gamba означает "колено"). Две другие разновилности - виола да браччо(от итал. braccio - "предплечье") и виоль д`амур(фран. viole d`amour) - "виола любви") были ориентированны горизонтально,и при игре их прижимали к плечу. Виола да гамба по диапазону звучания близка к виолончели, виола да браччо - к скрипке, а виоль д`амур - к альту. Среди щипковых инструментов Возрождения главное место занимает лютня(польск. lutnia, от араб. "альуд" - "дерево"). В Европу она пришла с Ближнего Востока в конце XVI столетия для этого инструмента существовал огромный репертупр; прежде всего под аккомпанемент лютни исполняли песни. У лютни короткий корпус; верхняя часть плоская, а нижняя напоминает полусферу. К широкой шейке приделан гриф, разделенный ладами, а головка инструмента отогнута назад почти под прямым углом. При желании можно в облике лютни увидеть сходство с чашей. Двенадцать струн группируются парами, а звук извлекают как пальцами, так и специальной пластинкой - медиатором. В XV-XVI столетиях возникли различные виды клавишных. Основные типы таких инструментов - клавесин, клавикорд, чембало, верджинел - активно использовались в музыке Возрождения, но их настоящий расцвет наступит позже.

Итальянское слово Ренессанс в оригинале звучит как «ринашита» (rinascita), оно придумано Джорджо Вазари. Впервые термин был использован им в труде «Жизнеописания» в значении «расцвет искусств», чтобы указать на период, когда художники в своём творчестве освободились от греко-византийских и римско-латинских канонических форм.

Для определения культурного движения в Европе с 14-го по 17-ое столетия термин «возрождение» или «ренессанс» (от итальянского глагола «rinascere» «возродиться») использовал в 19-ом веке в работе «История Франции» французский историк Жюль Мишле.

Немного об эпохе Возрождения в целом

Эпоха Возрождения характеризуется рекультивацией классической (имеется в виду греко-римский классицизм) культуры. Многие исследователи считают, что ренессансные идеи имеют свое начало в конце 13-го века во Флоренции в литературе и изобразительном искусстве, и связаны, в частности, с произведениями Данте Алигьери, Франческо Петрарки и фресками Джотто ди Бондоне.

Притом, что поэты, художники, философы эпохи Возрождения были и не менее религиозны, чем их предшественники

Они стремились примирить теологическую практику с новым духом – научными исследованиями (философия, названная гуманизмом, пронизывает всю эпоху). Это был время активизации учений, научных достижений, великих географических открытий. В музыке, которая станет неотъемлемой частью религиозной, гражданской и придворной жизни, кардинальные изменения обозначились, начиная с 15-го века.

Периодизация и эволюция музыки Возрождения

Большинство музыкальных историков полагает, что эволюция ренессансной музыки охватывает период в 200-ти лет. Традиционно её разделяют на:

  • музыку раннего периода Ренессанса, с 1400-го по 1467-ой годы;
  • музыку среднего периода Ренессанса, с 1467-го по 1534-ый годы;
  • музыку Позднего (или Высокого) Ренессанса, с 1534-го по 1600-ый годы.

Такая периодизация в свою очередь связана с расцветом и доминированием разных композиторских школ в Западной Европе. Стилистические характеристики, определяющие музыку Ренессанса, – полифоническая текстура, подчиняющаяся законам контрапункта и регулируемая унаследованной от средневековья модальной системой григорианского хорала.

Музыкальная культура Возрождения иногда позиционируется как «золотой век хоровой музыки». На самом же деле, горизонты музыки были значительно расширены.

Если в период средневековья композиторы и музыканты работали преимущественно на церковь, то вследствие религиозного и светского раскола, произошедшего в Западной Европе в эпоху Возрождения, музыка обрела нескольких покровителей: католическую и протестантскую церкви, королевские дворы, богатых аристократов, новый буржуазный класс. Все они стали источниками доходов для композиторов, включая, конечно, и мелотипию: музыкальная культура Возрождения тесно связана с новыми технологиями (изобретением книгопечатания подвижными литерами Иоганном Гуттенбергом).

Эстетические особенности музыки Возрождения

Как и другие виды искусства, музыка в значительной степени находилась под влиянием событий, определяющих эпоху Возрождения в целом: рост гуманистической мысли, восстановление греко-римского классического наследия, инновационные открытия. Древние тексты были пересмотрены, вновь выступая объектом для изучения, а ещё они были отредактированы, но только в соответствие с развивающимися науками.

В то время как все искусства и науки считались взаимосвязанными в древнегреческой культуре, гуманисты эпохи Возрождения их разделяли, выделяя и изучая их индивидуальные качества. Музыка, в частности, рассматривалась как экспрессивное искусство, способное повлиять на эмоции и чувства, то, что было неслыханным для средневекового времени.

Усилия по организации знаний в музыке включали упорядочение звукоряда так, что можно было бы установить взаимосвязи между нотами и человеческими эмоциями.

Важно и то, что музыкальная культура Возрождения характеризуется концепцией гуманизма. Благодаря нему произошло смещение интеллектуальных акцентов – с повсеместного доминирования религиозной мысли к возможностям и достижениям светского человека. Индивидуальный творческий гений человека находился в гораздо более высоком положении. Это означало и то, что многие композиторы были признаны.

Впрочем, в большей степени ренессансная музыка все-таки являлась духовной, как и в средневековое время, но «гуманистические» изменения повлияли на поиски более яркой выразительности в ней – для достижения совершенства.

Основная музыка периода раннего возрождения, написанная для важных церквей и королевских часовен, – это полифонические мессы и песнопения (мотеты) на латинском языке. Но в свете религиозных реформаций возникли новые виды духовной музыки, более того, столь грандиозные потрясения на церковной сцене привели к тому, что светская музыка набирала реальную силу и могла уже соперничать со своей «священной» коллегой.

Композиторские школы эпохи Возрождения

В начале 15-го столетия выдвигается английская школа полифонистов во главе с Джоном Данстейблом. Новый английский стиль, основанный на использовании трезвучий, продиктованный музыкальным ритмом (с каждой вокальной линией, движущейся вместе в «вертикальном» стиле) сильно повлиял на бургундскую композиторскую школу.

Наиболее важным среди композиторов бургундской школы был Гийом Дюфаи, чьё музыкальное творчество включало песнопения, мессы, светские произведения, характеризующиеся мелодичным лиризмом.

Движение, обозначенное как франко-фламандская школа, характеризуется сильным развитием полифонической вокально-музыкальной композиции, заложившей основу современной гармонии. Самые известные её представители – «композитор трёх французских королей»: Йоханнес Окегем и Якоб Обрехт.

Музыкальная культура Возрождения первой половины 16-го века характеризуется тем, что в ней продолжают доминировать франко-фламандские композиторы, среди которых самым известным был Жоскен Депре, чей стиль копировали многие композиторы. В полифонической музыке Жоскена использовались каноны, существовавшие ранее композиционные структуры, но плавно объединенные с мелодиями, подчеркивающими поэтические строки, а не маскирующие их.

Для той эпохи вполне обычным считалось то, что ведущие композиторы много путешествовали, работали на разных покровителей в Италии, Испании, Германии, Франции. Обмен музыкальными идеями сформировал, если можно так считать, первый международный стиль, со времен григорианского хорала в 9-ом веке.

Со второй половины 16-го века непревзойдённого мастерства в музыкальном искусстве добиваются итальянские композиторы. Среди знаковых фигур – Джованни Пьерлуиджи да Палестрина.

Жанры ренессансной музыки

Духовные вокальные жанры – это месса и мотет. Светские жанры – мадригал (в Италии и Англии), шансон (во Франции), лид (в Германии).

Не смотря на то, что музыка на протяжении эпохи преимущественно зависела от вокала, всё больше начинают использоваться инструменты. Исполнители на инструментах иногда аккомпанировали певцам, время от времени заменяли некоторые голоса, если не было певцов.

Инструменты варьировались от крупных, таких как орган и клавесин, виола де гамба, к небольшим – арфе (позднее лютне), рекордеру (блокфлейта). Постепенно композиторы начинают писать произведения только для инструментов без вокалистов.

Музыка сильно повлияла и на придворные танцы, вводя широкий спектр инструментов для их сопровождения. Инструменты использовались в церкви, во время праздничных и общественных мероприятий, в театральных постановках, в частных домах.

В эпоху Возрождения среди струнных смычковых инструментов основными были виолы. По форме они напоминают современные скрипку, альт и виолончель и считаются их предшественниками.

Самым популярным струным щипковым инструментом Возрождения была лютня. У лютни двенадцать струн группируются парами, а звук извлекают как пальцами, так и специальной пластинкой - медиатором. Лютню использовали и как сольный инструмент, и для аккомпанемента. Для нее существовал огромный репертуар.

Даже при папском дворе был личный лютнист Франческо да Милано . Именно он сочинил пьесу для лютни «Канцона», которая дожила до наших дней и известна практически всем.. Канцона – это песня без слов. /ПРИМЕР/

Одной из любимых и популярных мелодий того времени была старинная английская песня «Зеленые рукава». Записана она была в 1580 году. Под нее танцевала английская королева Елизавета Первая. Великий английский драматург Шекспир дважды упоминает ее в своей комедии «Виндзорские насмешницы». Позже на эту вечную мелодию было сочинено множество вариантов текстов. Сейчас эту мелодию часто используется а оформлении спектаклей по пьесам Шекспира как визитную карточку Англии того времени.

Для лютни сочинялись целые циклы разнохарактерных танцев и других пьес, получивших название СЮИТЫ. Количество частей в сюите колеблется от двух до семи-восьми. Эти старинные сюиты вначале предназначалась для аккомпанемента танцам, но позже превратились в музыку для слуха, а не для ног.

В XV-XVI столетиях возникли различные виды клавишных инструментов - клавесин, клавикорд, чембало, вёрджинел.

ОРГАН

Один из самых величественных музыкальных инструментов - орган. Он подобен целому оркестру. В Средние века его использовали преимущественно в церкви. К концу XIV в. орган уже имел две-три ручные клавиатуры и особую клавиатуру для ног - педальную. Орган состоит из труб разной величины, механизма управления, мехов, а также вентилятора и мотора, которые нагнетают воздух, необходимый для звучания. Число труб в органе доходит до нескольких тысяч. Каждая труба издаёт только один звук определённой высоты, тембра и громкости. Группа труб одного тембра, но с разной высотой звука называется регистром.

МУЗЫКА АНГЛИИ

В 16 веке произошел раскол в Западной церкви. Зародился протестантизм, вызвавший войны и восстания. Культурная жизнь Англии в эпоху Возрождения была тесно связана с Реформацией. В XVI столетии в стране распространился протестантизм. Католическая церковь утратила господствуюшее положение, государственной стала Англиканская церковь. Музыкальные отделения открылись в Оксфордском и Кембриджском университетах. В дворянских салонах звучали клавишные инструменты: портативный вёрджинел и малый орган. Популярностью пользовались небольшие сочинения, предназначенные для домашнего музииирования.



Ведущим композитором того времени был Уильям Бёрд (1543 или 1544-1623) - родоначальник английского мадригала. Бёрд создавал также духовные произведения (мессы, псалмы) и инструментальную музыку.

С творчеством композитора Генри Перселл а (1659-1695) связан короткий взлет английской музыки, занявшей передовые рубежи европейского искусства того времени. Его опера «Дидона и Эней» и по сей день является шедевром театральной музыки. Ария Дидоны «Мне в землю лечь» - непревзойденный образец арии-плача.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРИМЕР

Мной выбран путь: мне в землю лечь и на век уснуть.

Ты смерть и судьбу мою забудь.

Но клятву дай: любовь мою на дне души храня,

Любовь, любовь мою, любовь не забывай.

Великий композитор умер от неизвестной болезни 36-и лет от роду.

Так закончилась полоса рождения и мимолетного расцвета национальной оперы в Англии, а позже наступил период ее длительного кризиса, продолжавшегося до конца 19 века.

У Перселла не оказалось последователей. Творчество его - прекрасная и одинокая вершина английского музыкального Возрождение.

После смерти Перселла в национальной музыке Англии воцарилась двухсотлетняя «эпоха молчания». Музыкальная жизнь Англии все больше подчиняется духу капиталистического предпринимательства. Для организаторов концертов и оперных постановок музыка превратилась из элемента духовной культуры в источник дохода. Первые коммерческие концерты появились именно в Англии. Они проходили в специальных больших помещениях, которые назывались «Вокзалами».

МУЗЫКА ГЕРМАНИИ

XVI столетие в Германии - время Реформации, существенно изменившая религиозную и культурную жизнь страны. Основателем движения Реформации стал Мартин Лютер (1483-1546) В 1522 г. Лютер перевёл Новый Завет на немецкий и стало возможным совершать богослужение на родном языке. Он также реформировал церковное пение. Мелодии григорианского хорала были отвергнуты. Их место занял протестантский хорал. Его источник народные духовные и светские песни, простые и ясность по мелодии, ровные по ритму и легкие для запоминания основной массой верующих. Мелодии к некоторым из хоралов Лютер сочинил сам. Один из них, "Господь - опора наша", стал символом Реформации в период религиозных войн XVI в.

Другая яркая страница немецкой музыки Ренессанса связана с творчеством мейстерзингеров (нем. Meistersinger - "мастер-певец") – поэтов-певцов из среды ремесленников.

Выдающийся мейстерзингер XVI в. Ганс Сакс (1494-1576) в юности покинул родительский дом и отправился путешествовать по Германии. Во время странствий юноша обучился ремеслу сапожника, но главное - познакомился с народным искусством. Сакс был хорошо образован, прекрасно знал античную и средневековую литературу. Он сочинял и духовные и светские песни (всего около шести тысяч песен).

Следующий этап в развитии европейской музыкальной традиции - эпоха Возрождения, или Ренессанса, которая длилась на протяжении 14-16 веков. Это знаменательный период для развития европейской культуры в целом. Музыка в период Возрождения стала полноправным видом искусства, со своими течениями, законами развития и национальными особенностями.

Возрождение началось в Италии, поэтому на период 14 века пришелся апогей развития итальянской музыки. В 15 веке Ренессанс завоевал Голландию, а потом и всю Европу: Францию и вслед за ней Англию и Германию.

Орган и виола

От эпохи Средневековья культура Возрождения унаследовала свой главный музыкальный инструмент - орган. К нему постепенно добавляются и множество других струнных и духовых инструментов.


Орган

Именно в эпоху Ренессанса появилась - представитель струнного смычкового семейства с равным количеством основных и резонирующих струн. Она дает бархатистое звучание и чаще всего солирует. В оркестре виола практически не использовалась из-за сложностей в настройке. Именно виола, по всей видимости, является предшественницей скрипки, альта, виолончели и других скрипичных инструментов.


Виола

Лютня

Второй тип музыкальных инструментов, распространенных в эпоху Возрождения - это щипковые. Среди них выделяется лютня, название которой произошло либо от польского слова lutnia, либо от арабского альуд‎‎, что означает дерево. Для лютни характерны небольшие размеры, полусферическая форма нижней части и плоская верхняя часть. Шейка довольно широкая, с отогнутой под прямым углом головкой. У нее десять пар струн и два способа извлечения звука: при помощи пальцев либо специальной пластины, медиатора.


Лютня

Лютня имеет восточные корни и в Европе появилась только в 15 веке, быстро став одним из самых популярных инструментов. Специально под нее создавался отдельный репертуар, в который входили не только инструментальные мелодии, но и песни.

Клавесин и другие клавишные инструменты Возрождения


Клавесин

Третье семейство музыкальных инструментов, зародившееся в эпоху Ренессанса, - Прототипом их был орган, у которого клавиши заменили широкие и неудобные рычаги. Вслед за органом появились и другие инструменты, звук из которых извлекается при помощи клавиш. Это клавесин, чембало, верджинел, клавикорд, спинет, мюзелар… Возрождение дало им путевку в жизнь, а вот период их наибольшего расцвета придется уже на эпоху Барокко.