Что осуждает и что оправдывает Лермонтов в Печорине (Вариант: Сложность и противоречивость характера Печорина). Тургенев: мысли о жизни, женщинах, любви Себялюбие и парапсихология

СЕБЯЛЮБИЕ

В русском литературном языке, еще в донациональную эпоху освоившем основные, старославянские и греко-византийские модели словосложения, затем по их образцу самостоятельно возникали новые сложные слова. С XVIII в. русская многосторонняя система литературного словосложения была видоизменена и углублена влиянием иных методов образования сложных слов, укоренившихся в западно-европейских языках, особенно немецком. На почве старославянских типов словосложения стали развиваться новые отличные от них методы образования сложных слов. Иногда происходила своеобразная подстановка синонимичных морфем в уже отстоявшиеся формы сложных слов. Например, нельзя не заметить изолированного положения в ряду сложных слов, содержащих в своей второй части -любие : честолюбие, властолюбие, сластолюбие, женолюбие, братолюбие, добротолюбие, сребролюбие и некоторых других, слова – себялюбие (ср. прилаг. себялюбивый ). Других – сложных имен существительных отглагольного типа с формой себя- в первой части в современном русском языке нет (ср. позднее образование себестоимость ).

Правда, в индивидуальных стилях русской литературной речи XIX в. встречаются отдельные сложные слова, составленные из отглагольного имени существительного во второй части и формы себя – в первой. В драме А. А. Шаховского «Двумужница, или за чем пойдешь, то и найдешь»: «...статочное ли дело, чтоб она в другой раз посягнула на такое себягубство ..? » (Шаховской, с. 142–143).

В «Дневнике» А. И. Герцена 40-х годов употреблены слова: себяобольщение и себяпознание .

Однако легко заметить, что слово себялюбие – образование более архаического типа. С другой стороны, нетрудно убедиться в том, что себя – это синонимический эквивалент первой части сам-о- : самолюбие, самообольщение, самопознание . Ясно, что сложные слова, включающие в первой части форму себя – и даже более архаические из них, как себялюбие , – представляют собой вторичное, более позднее явление в истории русского языка – сравнительно с такими старославянизмами, как самодоволие (α τάρκεα ), самолюбие (α θάδεια ) и т. п.

Слова себялюбие и себялюбивый не зарегистрированы в памятниках древнерусской письменности (ср. в «Материалах» И. И. Срезневского: себевластный в значении"самовластный, самостоятельный», греч. α τεξουσάα ; т. 3, с. 320). Для выражения соответствующих значений в древнерусском языке служили старославянизмы: самолюбие (­ пристрастие к самому себе, себялюбие; греч. α θάδεια φιλαυτίας ), самолюбьство, самолюбивый (ср. самолюбьць ) (Срезневский, 3, с. 250–251; ср. Востоков, Сл. ц.-сл. яз., т. 2, с. 163; Погорелов, Сл. к толк. на Псалтырь, с. 184). Это понятно. Местоименная основа само- как первая часть составных слов, выражала эту направленность качества, свойства, действия на субъект, на самого себя (ср. самомнение, самоубийца, самообольщение и т. п.).

Очевидно, слова себялюбие, себялюбивый, себялюбец явились тогда, когда смысловые оттенки слов самолюбие, самолюбивый, самолюбец – в общественном быту, далеком от церковной идеологии, существенно изменились, когда возникла потребность в новообразованиях для выражения понятий эгоизма, эгоиста т. п. В самом деле, уже в XVIII в. слово самолюбие , определявшееся в словарях Академии Российской как «любовь, пристрастие к самому себе» (сл. АР 1822) включало в себя новый признак – высокой оценки своих сил, своего социального достоинства, выражало чувствительность к мнению окружающих о себе.

Правда, еще в конце XVIII в. самолюбие и себялюбие воспринимались как синонимы. Так, в «Полном немецко-российском лексиконе», изданном Обществом ученых людей (1798, ч. 2, с. 488), die Selbstgefälligkeit передается через слова: самородие, самолюбие, любление самого себя », a die Selbstheit переводится словами : «самолюбие, себялюбие, личность ».

Есть указания на то, что слова себялюбие, себялюбивый в 70–80-х годах XVIII в. еще воспринимались как неологизмы. А. Т. Болотов, найдя эти слова в стиле П. Львова, сочинителя романа «Российская Памела, или история Марии добродетельной поселянки» (1789, 2 ч.), отзывался о них, как о «словах совсем вновь испеченных»: «Но что касается до отваги господина сочинителя помещать тут же в сочинении своем многие совсем вновь испеченные и нимало еще необыкновенные слова, как например: ”себялюбие, себялюбивый, белольнистая борода, флейтоигральщик, челопреклонцы, великодушцы, щедротохищники “ и другие тому подобные; так в сем случае он совсем уже неизвинителен, и ему б было слишком еще рано навязывать читателям подобные новости, а надлежало б наперед акредитоваться поболее в сочинениях» (Лит. наследство. М., 1933, № 9–10, с. 217; ср. Виноградов. Очерки, 1938, с. 121).

В «Российской Памеле» Павла Львова (1789), между прочим, очень любопытен такой диалог между Виктором и Плуталовым о словах себялюбивый, себялюбие и самолюбивый, самолюбие (ч. 1-я, с. 25 и след.): «И так ты влюблен в Поселянку, поздравляю, прекрасной выбор, и весьма приличной благородному человеку, долженствующему быть себя любивым. – Себялюбивым – да что ты разумеешь, г. Плуталов, под словом себя любая , скажи. – Я разумею, отвечал Плуталов, человека хорошо мыслящего, не уничижающего себя ни в чем; то есть человека так себя уважающего, которой не позволит себе влюбиться в простую девку» (Львов, с. 25); «...Да кстате скажи мне, каковым же ты представляешь человека самолюбивого ? – Таковым же, каковым и себялюбивого , это все равно, только одно произношение различествует. – Нет, а я так держусь в сем разделении батюшкиного мнения; который человека себялюбивого всегда почитал недостойным, ибо он его полагал безрассудным и низким, который, никогда не входя в самого себя, любит себя по одной наружности; не зная достоинств своих, полагает всю цену свою в одной лишь надменности и знает добродетель не по опыту: а потому только, что она называется добродетелью: по сему-то глупому высокомерию он почитает подлостию глядеть на бедного, и на мужика, кои тем только виноваты, что не богаты и не знатны. Самолюбивым же он называл всегда того, который справедливо чувствует и мыслит, и который из почтения к хорошим своим правилам, из стыдливости пред самим собою и из любви к себе не сделает не токмо порочного, но и предосудительного дела. Себялюбивого человека, говаривал он, оказывают низкие дела, презрение к ближнему; да и что может он сделать доброго, когда он никого более не любит и не видит как только самого себя, а напоследок как приглядится, то и сам себе будет несносен. Человека же самолюбивого оказывают великие и почтенные дела, снисхождение к бедным, и уважение достоинств во всяком роде; ибо, он знает, что всякий человек рожден быть самолюбивым, то есть рожден быть любящим как всех ровных ему человеков, так и себя. Должное и ограниченное самолюбие нужно для побуждения нашего; а есть ли оно преходит свои меры, то затмевает наше умозрение и перерождается в гнусное себялюбие . Вот мое мнение о тех словах, кои ты считаешь одинакими, каково оно?» (там же, с. 26–27).

Для истории употребления слова себялюбие интересны наблюдения над образованием и применением синонимических выражений. Масон А. М. Кутузов в письме к А. А. Плещееву (от 7–8 мая 1791 г.) писал: «Все мои выговоры, деланные и впредь делаемые, суть ничто иное, как действие моего собственнолюбия . Письмы твои приносят мне удовольствие; я люблю быть с тобою, ежели не лично, то хотя чрез письмы, и вот для чего стараюсь иногда прервать твое молчание» (Русский исторический журнал, 1917, №№ 1–2, с. 131). И тут же: «Благодарю тебя искренно за доброе твое мнение о будущих моих произведениях, скажу однако ж, что ежели нынешние мои правилы не пременятся, ежели не буду принужден на сие каким-либо непредвидимыми обстоятельствами и ежели самолюбие и жаждание пустыя, суетныя и по большой части весьма сомнительныя славы, не преодолеют моего разума, то ожидание твое останется навсегда тщетно» (там же, с. 132).

Слово собственнолюбие было широко распространено в масонской среде. Оно очень употребительно в масонской литературе. В деле о Новикове и его товарищах, изданном проф. Тихонравовым, в 5 т. «Летописей русской литературы и древности» (М., 1863), оно встречается в показаниях Лопухина И. В.: «Мы говаривали так, что старание сделаться приятными той особе, хотя в том виде, чтоб когда-нибудь благоволение ее обращать на обогащение себя и прочее, уже мерзки и гнусны в отношении к чистой добродетели, а вид сей, по свойственным человечеству пристрастиям, может тайно, иногда и самому себе несведомым образом, сокрываться под личиною мнимого доброжелательства. И ежели бы случилось привлечь благоволение той особы, то всегдашнее играние собственнолюбия и страстей человеческих могло бы породить в нас желание скорее той особе быть в возможности, благоволением оныя, существенно пользовать нас, а одна мысль такового желания есть адская и ужасная для сердца христиан и верноподданных» (с. 76).

Можно предполагать, что слово себялюбие составлено и пущено в литературный оборот великим русским сатириком Д. И. Фонвизиным. Дело в том, что в «Недоросле» Фонвизина это слово, встречающееся в речи Стародума, обставлено семантическими комментариями и, как острое новое обозначение, противопоставляется старому термину самолюбие .

В «Недоросле» (д. 3, явл. 1) читаем: «Тут не самолюбие , а, так назвать, себялюбие . Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся» (Стародум).

Слова себялюбие, себялюбивый укрепляются в системе русского литературного языка XVIII в. и крепко входят в общенациональный словарный фонд русского языка.

У Пушкина в «Евгении Онегине» (гл. 7):

В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой...

У Н. А. Некрасова в стихотворении «Поэт и гражданин» (1856):

Хитро скрывает ум надменный

Себялюбивые мечты...

У Тургенева в «Рудине»: «Себялюбие , – так заключил он, – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое, бесплодное дерево; но самолюбие , как деятельное стремление к совершенству, есть источник всего великого...».

Опубликовано в Ученых записках МГПИ им. Ленина (т. 56. М., 1948, Кафедра русск. яз., вып. 2) вместе со статьями «В сорочке родился (родилась )», «Двурушник, двурушничество », «Отчитать – отчитывать », «Завсегдатай », «Себялюбие, себялюбивый » под общим названием «Из истории русской литературной лексики». Сохранилась рукопись (9 пронумерованных листков разного формата) «История слов себялюбие, себялюбивый » и машинопись с авторской правкой (6 стр.). В. В. Виноградов вставил в машинописный текст отдельные куски. Например, в самом начале статьи после первой фразы был введен тезис об углублении системы русского словосложения в связи с воздействием (в XVIII в.) западно-европейских языков. В машинопись были включены два больших абзаца, начиная со слов «Для истории употребления слова себялюбие интересны наблюдения...» и кончая словами: «мысль, ... ужасная для сердца христиан и верноподданых» (они вошли в окончательный вариант).

При подготовке статьи к изданию В. В. Виноградов дополнил ее текстом (отсутствующим в рукописи и машинописи), который начинается словами: «В ”Российской Памеле“ Павла Львова...» и завершается: «Вот мое мнение о тех словах, кои ты считаешь одинакими».

Здесь публикуется по печатному тексту с внесением добавлений и поправок по машинописи.

Слово себялюбие упоминается В. В. Виноградовым в ряду других и в труде «Русский язык» (см. комментарий к статье «Отсебятина »). – Е. X .


Тургенев: коротко и мудро о жизни, о женщинах и любви: мысли и высказывания Тургенева.

Тургенев Иван Сергеевич
(28.10/09.11.1818-22.08/03.09.1883) Русский писатель, поэт.

Родился в Орле в семье отставного офицера. В 1837 г. окончил словесное отделение философского факультета Петербургского университета. С 1838 по 1840 г. продолжал образование за границей, где получил степень магистра философии. В 1840-х годах создал множество поэтических, прозаических и драматических произведений: «Параша» (1943), «Три портрета» (1846), «Помещик» (1846), «Нахлебник» (1848), «Месяц в деревне» (1850) и др. Но самым знаменитым произведением этого периода стал цикл очерков «Записки охотника», осуждающих крепостное право, оказавших большое влияние на развитие русской литературы. Теми же настроениями проникнуты повести «Муму» (1854), «Постоялый двор» (1855). В 1856 г. написал роман «Рудин», затем «Дворянское гнездо» (1859), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Новь» (1877). В 1870-е годы, живя в Париже, вошел в кружок крупнейших французских писателей: Г. Флобера, Э. Золя, А. Доде и др., где пропагандировал русскую литературу. Умер близ Парижа.

Мужчина может сказать, что дважды два не четыре, а пять или три с половиною, а женщина скажет, что дважды два - стеариновая свеча.

Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собой.

Жизнь есть не что иное, как постоянно побеждаемое противоречие.

Жизнь - это красноватая искорка в мрачном и немом океане вечности, это единственное мгновение, которое нам принадлежит.

Русские люди - самые изолгавшиеся люди в целом свете; а ничего так не уважают, как правду, ничему так не сочувствуют, как именно ей.

Бесполезно доказывать предубежденному человеку несправедливость его предубеждений.

Брак, основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни.

Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх - даже презрение. Да, все чувства… исключая одного: благодарности. Благодарность - долг, всякий человек платит свои долги…, но любовь - не деньги.

Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная, - настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь.

Всякому человеку следует не переставая быть человеком, быть специалистом.

Вы еще не знаете, есть ли у вас талант? Дайте ему время вызреть; а если его даже не окажется, разве человеку необходим именно поэтический талант, чтобы жить и действовать?

Говорят, всякая мысль подобна тесту: стоит помять ее хорошенько - всё из нее сделаешь.

Добро по указу - не добро.

Если стремление происходит из источника чистого, оно все-таки, и не удавшись вполне, не достигнув цели, может принести пользу великую.

Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают.

Жалок тот, кто живет без идеала!

Заметили ли вы, что человек, необыкновенно рассеянный в кружке подчиненных, никогда не бывает рассеян с лицами высшими?

Идите вперед, пока можете, а подкосятся ноги, сядьте близ дороги и глядите на прохожих без досады и зависти: ведь и они недалеко уйдут!

Иная барышня только оттого и слывет умною, что умно вздыхает.

Исполнение долга: вот о чем следует заботиться человеку.

Каждый делает свою судьбу, и каждого она делает.

Какую клевету ни возведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того.

Кто стремится к великой цели, уже не должен думать о себе.

Личность всегда главное, человеческая личность должна быть крепка как скала, ибо на ней всё строится.

Много дрязг плавает в шумных волнах молодости и уплывает с ними; а все-таки лучше этих волн нет ничего.

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках.

Нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости.

Ничего не может быть хуже и обиднее слишком поздно пришедшего счастья. Удовольствия оно все-таки вам доставить не может, но зато лишает вас права браниться и проклинать судьбу.

Ничего нет утомительнее невеселого ума.

О, взгляд женщины, которая полюбила, - кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались…

О, молодость! Молодость! Может быть, вся тайна твоей прелести не в возможности всё сделать, а в возможности думать, что ты всё сделаешь.

Порицать, бранить имеет право только тот, кто любит.

Самолюбие - архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть.

Себялюбие - самоубийство. Самолюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево; но самолюбие как деятельное стремление к совершенству есть источник великого.

Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием.

Слезы - это гроза, после нее человек всегда тише.

Слово «завтра» придумано для людей нерешительных и для детей.

Смешного бояться - правды не любить.

Стремление к отысканию общих начал в частных явлениях есть одно из коренных свойств человеческого ума.

Счастье - как здоровье. Когда его не замечаешь, значит, оно есть.

Толпа - наш царь - и ест и пьет исправно / И, что в душе задумчиво живет, / Болезнию считает своенравной.

Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями.

У нас всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга.

Ум, направленный на одно порицание, беднеет, сохнет.

Учение - не только свет, по народной пословице, - оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание.

Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.

Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие - архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть.

Человек все в состоянии понять - и как трепещет эфир, и что на солнце происходит, а как другой человек может иначе сморкаться, чем он сам сморкается, это он понять не в состоянии.

Человек, желающий создать что-нибудь целое, должен употребить на это целое свое существо.

Человек, который расстается с женщиной, некогда любимой, в тот горький час и великий миг, когда он невольно сознает, что его сердце не всё, но вполне проникнуто ею, этот человек, поверьте мне, лучше и глубже понимает святость любви, чем те малодушные люди, которые от скуки, от слабости продолжают играть на полупорванных струнах своих вялых и чувствительных сердец.

Чрезмерная гордость - вывеска ничтожной души.

* * *

Чтобы ни говорили, главное честолюбие женщин состоит в том, чтобы внушать любовь.
Де Молеон

Честолюбие есть лестница, источенная червями, покрытая прекрасным лаком; с доверчивостью взбираетесь вы по ней, уже вы на последней ступени, но она ломается и низвергает вас.
Автор неизвестен

Себялюбие - яд для дружбы.
О. Бальзак

Там, где замешано честолюбие, нет места чистосердечию.
О. Бальзак

Честолюбие - непреодолимое стремление подвергнуться нападкам врагов при жизни и насмешкам друзей после смерти.
А. Бирс

Себялюбие - отвратительный порок, которого никто не прощает другим и вместе с тем никто не лишен сам.
Г. Бинер

Честолюбие во все времена надевало на себя личину общественного блага или религии для того, чтобы морочить людей.
П. Буаст

Честолюбие подобно желчи… способствует в людях живости, проворству и рвению в делах, если не преграждать ей выхода. В противном случае она перегорает, обращаясь в губительный яд.
Ф. Бэкон

Себялюбивая мудрость гнусна во всех видах своих.
Ф. Бэкон

Пылкое честолюбие с самой юности изгоняет из нашей жизни всякую радость: оно хочет править единовластно.
Л. Вовенарг

Честолюбие - примета дарования, мужество - мудрости, страсть - ума, а ум - знаний, или наоборот, потому что от случая и обстоятельств любое явление то хорошо, то дурно, то полезно, то вредно.
Л. Вовенарг

Честолюбие - это нескромность ума.
У. Дэвенант

Большое честолюбие издавна превращало благоразумных в безумцев.
И. Кант

Честолюбие само по себе, может быть, и порок, но оно часто является источником достоинства.
Квинтилиан

Честолюбие для нашей души то же, что клобук для сокола: сначала оно нас ослепляет, потом побуждает возвыситься именно вследствие нашего ослепления. Но увы! Стоит только достигнуть вершины тщетной славы, чтобы почувствовать себя в бездне несчастья, ибо тогда желать больше нечего, но бояться можно всего.
Ч. Колтон

Ни в одной страсти себялюбие не царит так безраздельно, как в любви; люди всегда готовы принести в жертву покой любимого существа, лишь бы сохранить свой собственный.
Ф. Ларошфуко

Самое большое честолюбие прячется и становится незаметным, как только его притязания наталкиваются на непреодолимые преграды.
Ф. Ларошфуко

Себялюбие наше таково, что его не перещеголяет никакой льстец.
Ф. Ларошфуко

Себялюбие - это любовь человека к себе и ко всему, что составляет его благо. Оно побуждает людей обоготворять себя и, если судьба им потворствует, тиранить других; довольство оно находит лишь в себе самом, а на всем постороннем останавливается, как пчела на цветке, стараясь извлечь из него пользу… Море с вечным приливом и отливом волн - вот точный образ себялюбия, неустанного движения его страстей и бурной смены его вожделений.
Ф. Ларошфуко

Для человека, который любит только себя, самое нестерпимое - оставаться наедине с собой.
Б. Паскаль

Честолюбие великого ума в лучшем случае негативно. Он борется, трудится, создает не потому, что стремится к превосходству, но потому, что нестерпимо быть превзойденным, чувствуя в себе способность превзойти.
Э. По

Очень редко, а вернее - никогда не бывает так, чтобы наше честолюбие не приносило вреда другому.
М. Сервантес

Честолюбие есть чрезмерное желание славы.
Б. Спиноза

Честолюбие - добродетель в юношеские годы и при хороших средствах, ибо оно делается пошлостью и недостатком, когда человек уже не в средствах удовлетворить своей страсти.
Л. Толстой

Себялюбие - самоубийство. Самолюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево; но самолюбие как деятельное стремление к совершенству есть источник великого.
И. Тургенев

Честолюбие и гордыня - обманчивое возбуждение духа. Стоит это возбуждение унять, как проступают истинные свойства натуры.
Хун Цзычэн

Честолюбие человека умного и порядочного заключается в том, чтобы выделиться среди других своим добрым именем и быть ценимым за свои знания, правдивость и благородство -
качества, которые нигде не могут быть куплены, а могут быть приобретены только теми, у кого ясная голова и доброе сердце.
Ф. Честерфилд

Честолюбие воспламеняет низменные души гораздо легче, нежели возвышенные: омет соломы или хижина загораются быстрее, чем дворец.
Н. Шамфор

Мелкое честолюбие гораздо охотнее подчиняется суровому ярму принуждения, чем кроткой власти сильного духа.
Ф. Шилаер

Себялюбие - величайшая нищета живого создания.
Ф. Шиллер

Честолюбие подобно голодному желудку - оно не повинуется никаким законам, кроме своего аппетита.
Г. Шоу

Ненасытное честолюбие помрачает ум человека, и он не замечает грозящих ему опасностей.
Эзоп

Занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях удовлетворяет свое стремление к счастью.
Ф. Энгельс

Себялюбие… порождает правила справедливости и является первым мотивом соблюдения последних.
Д. Юм

Себялюбие – есть у всех, но у каждого в разной степени. Как влияет себялюбие на человека, на его духовность? – сегодня отвечаем на этот не простой вопрос.

Определение себялюбия:

забота только о себе, о своих интересах; эгоизм.

Себялюбие и религия

Себялюбие не входит в список смертных грехов, но любой священник скажет Вам, что себялюбие является причиной всех остальных грехов.

Себялюбие – исполнение прихотей человека. И обжорство, и похоть, и гордыня, и тщеславие, и зависть, и упрямство, и алчность, и – это список можно перечислять бесконечно, и всему этому одна причина – себялюбие.

Противоположность себялюбию является вера в бога, божественная, . Так как в человеке не может быть места для творца, если все его мысли, желания и действия подчинены только его эго. Именно поэтому божественный, идеальный инструмент для достижения целей – – у нас не работает. Как может бог помогать тому, кто о нем не думает, кого он изгнал из себя, заменив своими прихотями?

Себялюбие и парапсихология

На курсе «Духовное исцеление» нам тоже поступил вопрос про себялюбие:

Верно ли то, что в нас живут Эго и истинное Я? Как разделить свое истинное Я от Эго? Какая разница между эгоцентризмом (эгоизмом) и себялюбием? Ведь в заповедях говорится, что надо возлюбить ближнего как себя самого… Значит любовь к себе это нормально, а эгоизм это грех? Какая разница между эгоизмом и себялюбием? Благодарю.

Отвечает преподаватель Елена Николаевна Кузьмина (0:08:52):

Есть очень простой пример, как проверить есть ли в Вас эго? – представьте, что завтра Ваш муж или жена уйдет к другому (ой), и он (она) будут в разы лучше, чем Вы. И посмотрите свою реакцию. Если Вы скажите, что да, я готов (а), чтобы моя бывшая половина будет в разы счастливее, богаче, успешнее, то Вы сразу поймете, ест ли в Вас себялюбие или нет. Именно Ваше эго все стремится забрать себе, но не делает для этого ничего.

И только истинное Я, скажет Вам, посмотри какой он (она) будет счастливый (ой). И это возможно только, если Вы любите по-настоящему, безусловно, божественно.

Из опыта работы практика-парапсихолога Елены Николаевны никто себя не любит, все работают только на свое эго, потакая своим низменным прихотям.

Для себя мы экономим: мы не готовы оплатить себе курс духовного развития, купить себе удобную и качественную одежду или полноценный, здоровый продукт питания. А вот слить свои деньги на пустышки, безделицы, в какие-то инвестиционные фонды (пирамиды), прокачать чужие цели, это всегда запросто.

На духовное развитие, на свое истинное Я, для своей души, мы жалеем деньги. В тоже время съесть три куска торта, которые пойдут только во вред организму, но единомоментно удовлетворит наше обжорство – на это денег нам не жалко.

Себялюбие и эгоизм – страшные, опасные и лукавые враги души человека, только духовное развитие может помочь справиться с ними.

«Себялюбие - самоубийство. Самолюбивый человек засыхает словно одинокое дерево…» (И. С. Тургенев)

Сюжет своей баллады «Песнь о вещем Олеге» Пуш­кин заимствовал из летописной истории об Олеге. Об­раз князя Олега, нарисованный Пушкиным, мало от­личается от летописного оригинала.

Первые же строки баллады содержат оценку кня­зя - «вещий», то есть мудрый. Олег вместе со своей дружиной собирается в поход против «неразумных хазар». Последним уже подписан «приговор» - за «буйные набеги» Олег «обрекает» их «мечам и пожа­рам» . То есть Олег не только мудрый человек, но и уве­ренный в собственной силе и правоте.
На пути ему встречается «вдохновенный кудес­ник», который выходит навстречу дружине Олега из леса. Пушкин говорит о том, что старик «покорный Перуну одному», то есть является жрецом славян­ского бога Перуна. Старик верит и подчиняется толь­
ко своему богу. Кудесник провел свою жизнь «в моль­бах и гаданьях ».
Услышав страшное пророчество, князь поверил в предсказание и принял решение расстаться с «вер­ным слугой» - боевым конем.

Одержав победу, Олег вспоминает о коне, и ему со­общают, что тот давно умер. Олег поник головой - ему и жаль хорошего коня, который мог бы еще слу­жить ему, и обидно за то, что он доверился «лживо­му, безумному старику». Князь жалеет о том, что не «презрел» предсказание сразу же, как услышал его. Олег едет взглянуть на кости коня. Князь наступает на череп коня, при этом говорит, что пережил его и примет смерть уже точно не от него. Саркастически князь говорит, глядя на череп коня: «Так вот где та­илась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!» Из черепа выползла змея, которая жалит князя, и укус оказывается смертельным. Таким образом, предсказание кудесника сбылось.

Олег уверен в себе, но в высшие силы он верит больше. Этим он и кудесник похожи. Но также оче­видно и то, что, в отличие от кудесника, чья вера в провидение незыблема, Олег сразу же и разочаро­вался в силе небес, как только узнал о смерти коня. То есть можно сделать вывод о том, что кудесник - более сильная и цельная натура.

В балладе часто встречается слово «вещий». При этом «вещим» Пушкин называет и кудесника и Олега. Но очевидно, что действительно мудрым можно назвать скорее кудесника, нежели князя, и не только потому, что предсказание кудесника все-таки сбылось. Достаточно вспомнить ответ волхва Олегу, его слова, обращенные к князю.

Таким образом, характер пушкинского Олега не­однозначен: с одной стороны, он отважный воин, муд­рый человек. Но все-таки он обычный человек, которо­му свойственно сомневаться. Кудесник же в этом отношении стоит выше князя, да и других людей, он приближен к высшему, и сомнения его не трево­жат.

Безусловно, образ князя Олега достоин уважения. Но вместе с тем мы видим, что именно чрезмерное са­молюбие, неспособность в полной мере довериться мудрому советчику стали причиной его смерти.