Самооценка и поведение. Влияет ли самооценка на поведение человека? Аспекты самооценки, влияющие на поведение людей

Самооценка является важной составляющей любого успешного человека. Как относиться к себе справедливо, но при этом оставаться позитивно настроенными и заслуживать уважение окружающих?

Когда заходит речь о самооценке, некоторые люди начинают чувствовать себя напряженными. При этом они автоматически придают этому термину некоторый негативный оттенок. Сейчас вопрос самооценки активно обсуждается в обществе, из-за чего становится очень сложно определить, что же действительно представляет из себя самооценка? Тем более что в последнее время становится нормальным чувствовать себя отсталым в некоторых вопросах или ощущать подавленность из-за влияния некоторых людей или сообществ, однако самооценку можем дать себе лишь мы сами.

Это очень важно. Самооценка оказывает воздействие на наши поступки и поведение. Человек с хорошей самооценкой может улучшить качество своей жизни благодаря положительным мыслям. Тот, кто оценивает себя с хорошей стороны, понимает, что он заслуживает большего и способен это получить. И такой настрой позволяет совсем по-другому относиться к проблемам и сложным задачам.

Самое подходящее определение самооценки

Некоторые люди стремятся быть знаменитыми. Они считают, что это улучшит их жизнь и позволит повысить самооценку. Однако на самом деле в большинстве случаев это совершенно разные вещи. Люди начинают быть зависимыми от количества подписчиков и «лайков» на фотографии, загоняя себя в узкие рамки. А ведь на самом деле в большинстве случаев это даже не имеет никакого отношения к реальной жизни. Самооценка - это способность держать баланс. Каждый человек должен любить себя, однако эта любовь не должна переходить в самолюбие. В таком случае самооценка будет сбалансированной и оптимальной.

Признаки проблем с самооценкой

Завышенная или заниженная самооценка негативно влияет на поведение и состояние человека. Например, люди с заниженной самооценкой постоянно относятся к себе чрезмерно требовательно. Они не получают удовлетворения от своих заслуг, а к комплиментам относятся очень осторожно - по их мнению, человек просто старается быть вежливым, поэтому и говорит приятные слова. Это приводит к тому, что удовольствия от жизни такие люди получают меньше.

Другая крайность - завышенная самооценка. Такие люди отличаются самовлюбленностью и не обращают внимания на других. Общаться с ними достаточно сложно, поэтому обычно окружающие не слишком хорошо к ним относятся. Кроме того, люди с завышенной самооценкой намеренно ограничивают свое развитие. Они свысока смотрят на множество возможностей и активностей и считают их слишком простыми/неинтересными/бесперспективными для себя, а также избегают встреч со многими людьми, находя на это тысячи совершенно необъективных причин.

Скрытые причины низкой самооценки

Самооценка формируется с самого раннего возраста. Поэтому воспитание играет очень важную роль. К примеру, чрезмерная любовь родителей может слишком сильно ее завысить, а безответственное отношение наоборот приведет к заниженной самооценке.

Некоторые люди подвержены влиянию социальных сетей. Они внимательно следят за трендами, за действиями друзей. Если их стиль жизни не соответствует тому, который ведут некоторые кумиры, то самооценка начинает падать. При этом у друзей могут быть совсем иные обстоятельства, да и зачастую люди любят выставлять на общее обозрение только самые яркие моменты жизни, что создает иллюзию, будто у них все прекрасно. Очень часто реальная ситуация совсем иная.

Аналогичный эффект оказывает чрезмерная зависимость от мнения других людей. На самом деле, мнение каждого человека субъективно, и пытаться всем угодить - весьма сомнительная затея. Не стоит действовать так, будто кто-то постоянно наблюдает за каждым шагом и движением. Человек имеет полное право быть личностью, и в этом нет ничего плохого, пусть даже кто-то и не одобряет некоторые поступки.

Как формируется самооценка?

Достижение успеха в некоторых сферах, целенаправленные правильные действия - это все хорошо, но не гарантирует того, что после повысится самооценка. Из-за всего этого может развиться страх оступиться, потеряется индивидуальность и уверенность в себе, а значит, самооценка может даже понизиться. Хотя со стороны вышеуказанный пример - крутой и правильный человек.

Чем больше мы сравниваем, тем сильнее теряем себя. Так или иначе, при сравнении появляется желание стать похожим на кого-то. Вместо того чтобы развиваться и расти самому, мы смотрим на людей, которые преуспели. На это уходит время, а настроение падает. Зачем это делать? Всегда можно найти человека, который лучше вас в чем-то. Но это не повод расстраиваться. Точно так же можно с легкостью найти тех, кто сильно отстает в развитии. На их фоне мы выглядим «красавчиками», но ведь это не значит, что мы достигли совершенства и должны на этом остановиться.



Наличие цели в жизни сможет существенно повысить самооценку. Положительно скажется работа или иная деятельность, которая интересна и приносит много удовольствия. Если человеку будет нравится то, что он делает, это улучшит его самоуважение.

Важно помнить, что самооценка определяется исключительно самим человеком. В идеале она не зависит от количества «лайков» в Facebook или других внешних факторов.

Как стать уверенным в себе?

Уверенность в себе сильно зависит от самооценки. Это очень важная черта характера, которая позволяет добиваться больших успехов в жизни, а также заслуживать уважение других людей. Безусловно, всегда важна мера. Если уверенных в себе людей считают очаровательными, то слишком самоуверенных обычно не любят и не уважают.

Чтобы обрести уверенность, нужно поверить в себя и свои возможности. Нужно верить в то, что вы можете решить любую задачу, разобраться с какой-либо проблемой. Более того, важно понимать, что каждый человек способен достичь высот в какой-то сфере, стать действительно великим. Уверенный в себе человек может искренне радоваться за других людей вместо того, чтобы им завидовать. И это очень сильно помогает в жизни.

Введение

Цель данной работы - проследить взаимосвязь самооценки и социального поведения личности в работах отечественных и зарубежных авторов.

Предметом данного исследования является взаимосвязь самооценки и социального поведения личности.

Объект исследования – самооценка.

1)Проведение теоретико-методологического обзора литературы

2)Обсуждение результатов теоретико-эмпирического исследования

3)Обобщение полученных результатов

4)Формулировка основных выводов

I .Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки

Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения (№ 16, с.343). Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

В исследованиях А.З.Зака (№ 8, с.106 – 108) самооценка представляется в качестве средства анализа и осознания субъектом собственных способов решения задач, на которых строится внутренний план действий, обобщённая схема деятельности личности.

Т.Шибутани (№ 22, с.220) говорит о самооценке так: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка».

Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включённый в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально - ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя (http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).

Б.Г.Ананьев (№ 1) высказал мнение, что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного Я(№ 26)) , являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности.

Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взаимоотношений с окружающими и его общения с ними (

И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий (№ 12, с.294) говорят, что формирование «Я»-концепции – важнейший этап в развитии самосознания.

Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п..(№ 17, с.124). Так И.С.Кон говорит (№ 11 , с.109) о самоуважении, определяя его как итоговое измерение "Я", выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя.

А.Н.Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию "чувство" как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее "выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций"(№ 13, с.304).

Гиппенрейтер Ю. Б. (№ 6) даёт отличие самопознания, самооценки, самосознания от интроспекции, говоря словами всемирно известного сказочника- Г.Х. Андерсена из сказки "Гадкий утенок": «Помните тот волнующий момент, когда утенок, став молодым лебедем, подплыл к царственным птицам и сказал: "Убейте меня!", все еще чувствуя себя уродливым и жалким существом. Смог бы он за счет одной "интроспекции" изменить эту самооценку, если бы восхищенные сородичи не склонили бы перед ним головы".

Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворённости собой (http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).

В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое /И.И.Чеснокова/. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания (№23).
Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин /Л.И.Корнеева/. Суверова Э.И.(МОСУ) (№ 23) .

Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

1) уровню – высокая, средняя, низкая

2) соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная

3) особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная

По характеру временной отнесённости выделяются прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценка.

В психологическом словаре говорится: «Самооценка развитого индивида образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности » (№ 16, с. 343).

Анализ самооценки как самооцениваний деятельности позволил выявить несколько её функций: прогностическую (заключающуюся в регуляции активности личности на самом начальном этапе деятельности) , корректирующую (направленную на контроль и осуществление необходимых подстроек) и ретроспективную (используется субъектом на заключительном этапе деятельности для подведения итогов, соотнесения целей, способов и средств выполнения деятельности с её результатами (№ 21 , С.22-23).

Проанализируем самооценку с помощью понятий категорий деятельности - результат, средство, операции:

1) В качестве результата самооценки исследователями выделяются следующие характеристики: в результате осуществления самооценки индивид узнаёт превосходит ли исполнение стандарт, равняется ему или не достигает его (№ 20, с.191) ; личность сверяет себя с эталоном и, в зависимости от результатов проверки, оказывается довольна или недовольна собой (№ 14, с.410) ; констатация личностью качественных, содержательных особенностей своего Я, своих физических сил, умственных способностей, поступков, своего отношения к окружающим и себе (№ 21 , с.9) ; самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой (№ 7, с.88) ; самооценка отвечает на вопрос:"не что я имею, а чего это стоит, что это значит " (№ 4, с.99).

Таким образом, результатом самооценки является либо констатация некоторых качеств, либо результат сопоставления этих качеств с некоторым эталоном, либо результат некоторого эмоционально-чувственного отношения.

2) Для изучения вопросов самооценки большое значение также имеют исследования средств самооценки.

В качестве средств или стандартов самооценки применяются такие параметры как: ценностные ориентации, и идеалы личности (Петровский А.В.) , мировоззрение (Рубинштейн С.Л.) , уровень притязаний (Божович Л.И.,Хекхаузен Х. И др.) , "Я"-концепция (Соколова Е.Т.,Столин В.В.), требования, предъявляемые коллективом (Савонько Е.И.).

Итак, в функции средств самооценки могут вступать 2 типа: когнитивные (Я-концепция или её отдельные стороны) и аффективные (ценности, идеалы, уровень притязаний, требования). Подводя итоги по этому пункту, можно заключить, что практически любой феномен бытия человека (в т.ч. и сама самооценка) может быть им самооценен, т.е. содержательное поле самооценки бесконечно.

3) В самооценке выделяют следующие операции: самопознания как построения образа "Я – реальное" (№ 4, с.141), сопоставление оцениваемого качества со стандартом (№ 21,с.24), каузальная атрибуция результата сопоставления (№ 21 , т.1, с.408) ; реакция (отношение, самоприятие) на достигнутый результат (№ 7, с.368).Каузальная атрибуция результата рассматривается как дополнительная процедура, которая может быть применима как к результату сопоставления, так и к результату самоотношения, если они чем-то не удовлетворяют оценивающего себя. Тогда оказывается, что в самооценке присутствуют лишь 2 типа фундаментальных операций: сопоставление и самоотношение, которые, помещаемые в разные контексты, приобретают разное звучание (например на сопоставлении базируется проектирование "Я - реального" на "Я - идеальное", Петровский А.В.) , самокритика. В качестве своей основы самоотношение имеет самоприятие (Бороздина Л,В, там же) , самодовольство и недовольство собой (№ 2, с.368).

Самооценка является доминирующей, а её выражением считается уровень притязаний, заключает Бороздина Л.В. (№ 4,с.141).То есть уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности. Подобная проблема возникает и в различении понятий самооценки и мотивации достижения. Например, Хекхаузен Х. Утверждает, что "мотив достижения выступает как система самооценки" (№ 19 ,с.194).

По данным Е.А.Серебряковой (№ 18 , с.42-44) , представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей: его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи.

Уровень притязаний - характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я). Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций - тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач . Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке (№ 34).

«Самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь» , в виде формулы это может быть представлено таким образом:

Самооценка = притязания / возможности.

Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие её внутреннего мира (http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).

Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека (№ 23).

Как считают многие психологи, структура личности и основы самооценки формируются в первые пять лет жизни человека (№3, с.103)

Обычно мнение о себе основывается на отношении к нам других людей (№ 10, с.284). Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности: оценка других людей; круг значимых других или референтная группа; актуальное сравнение с другими; - сравнение реального и идеального Я (№ 27).

Самооценка формируется и на базе оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе (№ 16, с. 343).

Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами: её можно перенять в детстве у своих родителей, не разобравшихся со своими личными проблемами; она может развиться у ребёнка из-за плохой успеваемости в школе; из-за насмешек сверстников или чрезмерного критицизма со стороны взрослых; личностные проблемы, неумение вести себя в определённых ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе (№ 19 , с.484).

Санфорд и Донован подтверждая сказанное Ч.Т.Фолкэном, говорят, что оценка пришла со стороны - от родителей, "которые делали вам замечания, говорили, что вы плохая, сверстников, которые потешались над вашими рыжими волосами, вашим носом или тем, что вы не могли быстро справляться с математикой… Никто не может приобрести низкую самооценку в изоляции, - указывает Санфорд, - и никто из нас не в состоянии изменить ее в одиночестве...» (№ 27).

Р.Бернс аналогично высказывается по этому поводу: «Если родители, выступающие для ребёнка как социальное зеркало, проявляют в обращении с ним любовь, уважение и доверие, ребёнок привыкает сам относиться к себе как к человеку, достойному этих чувств» (№3, с. 157).

И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий (№ 12 ,с.272) подчёркивают, что у детей с завышенной или заниженной самооценкой изменить её уровень крайне сложно.

Куперсмит отмечает, что для формирования положительной самооценки необходимы три условия: полное внутреннее принятие родителями своего ребёнка; ясные и последовательные требования; уважение индивидуальности ребёнка в рамках установленных ограничений (№ 3, с.159)

Чак Т. Фолкэн (№ 19 , с.485) говорит, что если человек занимается любимым делом, со временем он приобретает опыт и мастерство, которыми имеет право гордиться. Это одно из условий составляющих нормальную самооценку.Каждый человек создаёт для себя образ идеального "Я". Оно обладает качествами, имеющими ценность в глазах родителей, сверстников, учителей и людей, пользующихся авторитетом (№ 10 , с.286) . Оно может изменяться в зависимости от окружения. Если реальные качества соответствуют идеалу или приближаются к нему, у человека будет высокая самооценка.

Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки (№ 19 ,с.485).

Подводя итоги, можно сделать заключение: самооценка – компонент самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ "Я-реального" , "Я-идеального", результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию. Самооценка есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального "Я".

II .Исследование влияния самооценки на социальное поведение личности

Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни (№ 27) .

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей , которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке) (№ 34) .

Первым, кто выделил тип семейной ситуации, формирующей у ребёнка положительную Я-концепцию, был Скотт (№ 3, с.144-145). Исследовав 1800 подростков, он установил, что те из них, у кого дома царит атмосфера взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, готовность принять друг друга, в жизни более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив, подростки из семей, где царит разлад, менее приспособлены.

Таким образом, высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплочённостью и солидарностью. (№ 3, с.149-150) . Более позитивно здесь отношение матери к мужу. В глазах ребёнка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Он менее подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого.

У мальчиков с высокой самооценкой уровень притязаний выше (№ 3, с.150). Таким образом, дети с высокой самооценкой ставят перед собой более высокие цели и чаще добиваются успеха. И наоборот, для детей с заниженной самооценкой характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности их достижения.

Куперсмит (там же, с.150) так описывает мальчиков с высокой самооценкой: они независимы, самостоятельны, коммуникабельны, убеждены в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им придерживаться своего мнения, позволяет в спорных ситуациях отстаивать свои взгляды и суждения, делает их восприимчивыми к новым идеям. Уверенность в себе, наряду с ощущением собственной значимости, рождает убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений. Эта установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более независимый статус в социальных отношениях, но и немалый творческий потенциал, способность к энергичным и позитивным социальным действиям. В групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию. По собственному признанию, они не испытывают особых затруднений, сближаясь с новыми людьми, готовы выразить своё мнение, зная, что оно будет встречено враждебно. Важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами.

«Высокая самооценка,- говорит Р.Бернс,- (№ 3, с. 151) обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребёнок приобрёл в семье способность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружён любовью, заботой и вниманием. Всё это создаёт прочную основу для его социального развития» .

Поведение людей с высокой самооценкой (№ 3, с.151) противоположно хорошо известной психотерапевтам картине поведения людей, испытывающих депрессивное состояние. Для последних характерна пассивность, неуверенность в себе, в правильности своих наблюдений и суждений, они не находят в себе сил, чтобы влиять на других людей, противостоять им, не могут с лёгкостью и без внутренних колебаний выразить своё мнение.

Неверная самооценка, считают Санфорд и Донован, лежит в основе многих проблем, которые могут быть у женщин: от переедания до алкоголизма. "Если мы не любим себя, мы выходим замуж за мужчин, недостойных нас, выбираем работу, слишком простую для наших возможностей, и совершаем другие ошибки, начиная от отравления себя наркотическими средствами до слишком большой терпимости, в основе которой, - замечает Санфорд, - лежит наше мнение, что мы этого заслуживаем" (). Исследования показывают, что самоуничижающее поведение ("если бы только…") , например фокусирование внимания на собственных недостатках или преувеличение роли неудачи, имеет связь с депрессией. По материалам Американской психологической ассоциации, невысокое мнение о себе совершенно очевидно является важным фактором в развитии депрессии. На заниженную самооценку указывают как на фактор, оказывающий влияние на большую распространённость депрессии среди женщин, которые страдают депрессией в два раза чаще, чем мужчины.

«Самооценка является важным фактором, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Оптимальна – высокая самооценка (

30. http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm

31. http:linky.ru/~alexxxey/book/tom.htm

33. http:www.cross-edu.ru/IpkCdoSt12.htm

34. http://encikl.by/ru/txt/uu15.htm

Когда самооценка низкая, человек живет сиюминутными интересами и старается немедленно получить желаемое, будь то потребности эго или физическое удовольствие, часто в ущерб будущему. Его не волнуют интересы других людей, и он движим собственным эгоизмом. Когда са­мооценка возрастает, интересы смещаются в сторону бу­дущих, предвкушаемых удовольствий. Человек находит удовольствие в более значительных вещах, открываю­щих ему новые перспективы, а не сулящие немедленное вознаграждение.

Уверенность

Люди с высокой самооценкой более уверены в том, что способны мыслить и действовать эффективно, в частно­сти в новой ситуации. Им легче преодолевать трудности и проявлять упорство, они меньше думают о возможных неудачах. Чем ниже самооценка человека, тем больше его эго и больше его беспокойство о том, как на него посмотрят окружающие, что они подумают, тем больше он старается произвести впечатление.

Убеждения и ценности

Нездоровые или ложные убеждения формируются для того, чтобы защитить психику, и основаны на на­ших собственных ограничениях. Почти все из того, во что мы верим, служит для оправдания нашего поведе­ния по отношению к внешнему миру и самим себе. Если мы чувствуем, что больше не нуждаемся в ложных или вредных убеждениях, то можем отпустить их. Высокая самооценка дает нам душевные силы и способность осво­бодиться.

Примитивные ценности имеют значение лишь при низкой самооценке. Когда мы не можем выйти за преде­лы своих желаний и потребностей, тогда мы выстраива­ем иерархию ценностей так, чтобы обеспечить себе воз­можность самолюбования. Мы понижаем планку вместо того, чтобы расти над собой.

Суждение и рационализация

Самооценка имеет главное значение при оцен­ке ситуации. Для того, чтобы чувствовать себя лучше, мы создаем картину мира и самих себя такой, какой нам хочется, а не в соответствии с реаль­ностью.

Например, если кто-то вложил в дело много времени, усилий, энергии или денег, он по-другому смотрит на вещи. Человек с низкой самооценкой не хочет верить в то, что попусту потратил время. В то время как человек с высокой самооценкой готов принять и оценить ситуацию объективно и отступить, увидев, что это более не имеет смысла.

Преобладающее настроение

Настроение, все взлеты и падения нашего эмоцио­нального состояния также определяются уровнем са­мооценки. От настроения зависит в каком цвете нам видятся окружающий мир и мы сами. Чем ниже само­оценка человека, тем более он подвержен влиянию на­строения. Выбор решения в данном случае определяется двумя факторами: уровнем самооценки и значимостью самого события.

Если мы понимаем, что у человека низкая самооценка, мы можем быть уверены, что принятие им решения и поведение будет сильно зависеть от его настроения даже в самых малозначительных ситуа­циях. Человек с высокой самооценкой склонен делать правильный выбор, несмотря на то, хочется ему делать что-либо или нет.

Узнать больше о том, как научиться разбираться в людях, какие возможности открываются перед теми, кто изучает профайлинг, а также о том, как работает человеческий организм и как с помощью его сигналов и знаков определять истинность слов и поведения, научиться влиять на других людей и не поддаваться оказываемому влиянию на вас, вы сможете прочитав книгу Дэвида Либермана “Чужая душа потемки” или (что будет быстрее и увлекательнее) из материалов .

Подготовлено командой АНО НИЦКБ

  • Имидж
  • Представление о себе
  • Самовосприятие
  • Самоуверенность
  • Эффект, производимый на окружающих
  • Удовлетворенность собой
  • Чувство собственного достоинства
  • Самоуважение
  • Самооценка

С помощью этих понятий мы определяем свое отношение к самим себе и то, какое значение придаем себе в этом мире. И каждое понятие немного отличается от остальных.

Понятия «имидж», «представление о себе» и «самовосприятие» указывают на ту общую картину, которую мысленно составляет о себе каждый человек. С их помощью человек не всегда оценивает себя именно как личность; они могут использоваться и для общей характеристики. Так могут выражаться:

  • принадлежность к определенной национальности (или указание на изначальное место жительства): например, Я англичанин; Я из Йоркшира;
  • расовая и религиозно-культурная принадлежность (Я араб, Я христианин)
  • социальный статус, профессия (Я - мама; Я полицейский);
  • возраст (Мне 13; Я старик);
  • внешние признаки (Я высокий; У меня карие глаза);
  • вкусы (Я люблю футбол; Я не выношу шпинат);
  • регулярно производящиеся действия (Я играю в бейсбол; Я пользуюсь компьютером);
  • психологические характеристики (У меня есть чувство юмора; Я очень вспыльчивый).

В отличие от первых трех, понятия «самоуверенность» и «эффект, производимый на окружающих» мы используем тогда, когда говорим о чем-то, что у нас получается, или когда уверены в том, что производим очень хорошее впечатление. Человек, уверенный в себе, говорит: «Я могу это сделать и знаю, что могу». Так могут утверждаться:

  • наличие определенных способностей (Я талантливый математик; Я хорошо ловлю мяч);
  • свобода в общении с окружающими (Я легко уживаюсь с новыми людьми; Я хороший слушатель);
  • способность управлять ситуацией (Если я чего-то хочу, то обычно добиваюсь; В трудный момент на меня можно положиться).

С помощью понятий «удовлетворенность собой», «чувство собственного достоинства», «самоуважение» и «самооценка» определяются не только положительные или отрицательные качества, которые мы себе приписываем, и наша способность совершить какой-то поступок. Скорее, они служат для выражения нашего мнения о себе. Мнение о себе может быть как положительным (Я хороший; Я стоящий человек), так и отрицательным (Я плохой; Я бесполезный человек). И когда мы приписываем себе негативные черты, это означает, что у нас заниженная самооценка .

Как узнать, что у меня заниженная самооценка?

Прочитайте десять вопросов, которые вы видите ниже. Ставьте галочку после каждого вопроса в том случае, когда чувствуете, что ваше состояние полностью совпадает с описанным. Отвечайте честно - здесь нет верных или неверных ответов, а только правда о вас самих.

Да, определенно Да, в большинстве случаев Да, иногда Нет, в большинстве случаев Нет, никогда
Мой жизненный опыт научил меня ценить себя таким, какой я есть
Я о себе хорошего мнения
Я хорошо к себе отношусь и слежу за собой
Я себе нравлюсь
Я в равной степени оцениваю как спои сильные, так и слабые стороны
Я вполне себя устраиваю
Я чувствую, что имею право на внимание и время других людей
Я сужу себя точно так же, как и других людей не более, не менее
Я более склонен поощрять себя, нежели заниматься самокритикой
Чем больше ваших ответов расположено в правой части таблицы, тем ниже ваша самооценка.

Низкая самооценка может стать причиной возникновения трудностей и проблем в вашей жизни. В этой статье вы найдете много интересного и нового для себя. Здесь вы узнаете, как повысить свою самооценку и изменить отношение к себе и окружающему миру .

Влияние заниженной самооценки на жизнь человека

Самооценка является тем общим представлением о нас как о личности, и о том, какое значение мы придаем своим поступкам. Мы детально рассмотрим, как заниженная самооценка влияет на жизнь человека, Это даст вам возможность понять, какого вы о себе мнения и как это влияет на ваши чувства, мысли, повседневную жизнь.

Низкая самооценка: ваше основное мнение о себе

Обычно ваши представления о себе как о личности основаны на определенных фактах. На первый взгляд такие факты кажутся правдивой картиной, которую вы о себе составили. Однако на самом деле это просто частное мнение, которое вы о себе составили на основании вашего собственного жизненного опыта. Если у вас в жизни многое получалось, то и мнение о себе вы составите положительное. Если же что-то вам удалось лишь отчасти (как бывает у большинства людей), то ваше мнение о себе меняется в зависимости от обстоятельств, в которых вы оказываетесь. Но если дела идут совсем плохо, то столь же плохо вы начинаете думать, и о себе. Это становится основанием для занижения вашей самооценки.

Как заниженная самооценка влияет на человека

Негативные мысли о себе, приводящие к понижению самооценки, выражаются по-разному. Чтобы убедиться в этом, представьте себе человека, у которого, на ваш взгляд, заниженная самооценка. Лучше, если это будет кто-то посторонний, а не вы сами. Думая о себе, очень трудно составить объективную картину - ведь речь идет о проблемах. Вспомните ваши последние встречи с этим человеком. Что было тогда? О чем вы разговаривали? Как он (она) выглядел (а)? Что он (она) делал (а)? Как вы ощущали себя, общаясь с этим человеком? Постарайтесь мысленно составить о нем (ней) объективно ясную картину. Теперь - вопрос: как вы поняли, что у вашего собеседника заниженная самооценка? Что натолкнуло вас на эту мысль?

Кратко запишите все, что привело вас к этому убеждению. Вспомните, что говорил ваш собеседник. Может быть, вы слышали, что он (она) слишком много критикует себя или постоянно оправдывается? Что в его (ее) поведении наводит вас на мысль о себе? Вспомните его (ее) поступки, то, как он (она) общается с вами и другими людьми. Например, показательным может быть то, что он (она) тихо ведет себя в компании и скучает. Вспомните манеры вашего собеседника, выражение его лица, взгляд. Может быть, он горбится, держится замкнуто и избегает встречаться с кем-либо взглядом? О чем вам это говорит? Подумайте также, какие могут быть чувства и у вашего собеседника. Каково ощущать себя на его (ее) месте? Он кажется грустным? Может быть, ему все надоело или он чем-то расстроен? Он чего-то боится, его что-то тревожит? Как внешние перемены могут повлиять на подобные эмоции и чувства? Возможно, вы обнаружите ключи к разгадке в самых разных местах.

Мысли и отзывы о себе

Негативные мысли на свой счет выражаются в том, что люди обычно о себе говорят и думают. Заниженная самооценка способна сосредотачивать внимание на слабостях и недостатках, делая незаметными положительные стороны.

Поведение

Заниженная самооценка видна по тому, как человек ведет себя каждый день. Присмотритесь: возможно, ваш собеседник с трудом может отстоять свои права, высказать свое мнение. Он постоянно находится в позиции самозащиты, отказывается от новых возможностей и приглашений. Он избегает смотреть людям в глаза, у него тихий голос, он нерешителен.

Эмоции

Заниженная самооценка влияет и на эмоциональное состояние человека. Присмотритесь: может быть, он кажется грустным, тревожным, виноватым, стыдящимся чего-то, расстроенным или обозленным.

Самочувствие

Часто эмоциональное состояние человека сказывается и на состоянии его здоровья. Он может казаться утомленным, вялым, находящимся в постоянном напряжении.
Все эти признаки демонстрируют вам, как плохое отношение к себе отражается на всех сторонах жизни, действуя на мысли человека, его поведение, эмоциональное состояние и самочувствие. Подумайте, насколько все это может быть применимо к вам. Если бы вы так же тщательно понаблюдали за собой, как наблюдали за другим человеком, что бы вы увидели? Какие признаки низкой самооценки вы могли бы найти у себя?