"рыцарь красоты" - василий дмитриевич поленов. Русский художник Василий Поленов: биография, творчество и интересные факты Художник василий поленов биография

Художник Василий Поленов это один из ярчайших представителей в русской живописи второй половины 19 века и начала 20 века. Его пейзажи полны романтики, красоты восприятия и одухотворенности. Автор знаменитых картин "Московский Дворик", "Христос и грешница" и конечно картина "Бабушкин сад"

Василий Дмитриевич Поленов Биография. Художник родился в 1844 году 1 июня в благородной многодетной семье дворян проживавшей в столице в Санкт Петербурге. Глава семьи Поленовых Дмитрий Васильевич был очень образованным человеком, его познания были тесно связаны с археологией, попутно увлекался описанием книг, различных обзоров литературы, заметки в журналах и др.

Мама Поленова М. А. была творчески подкована, увлекалась живописью, историей, а также была замечена, как детский писатель. В семье она заботливо обучала детей рисованию и живописи, картины нарисованные детьми обсуждались на семейном совете, лучшие работы поощрялись наградами. Дополнительно с детьми по основам живописной грамоты занимались художники из академии художеств, все это очень способствовало развитию молодого художника и вступлению во взрослую жизнь.

По развитию в рисовании от Василия также не отставала и его младшая сестричка Елена, в будущем он и она станут профессиональные художниками. Василий вместе с сестрой с 1856 года обучаются под присмотром молодого художника Чистякова П. П., который занимается с ними в течении пяти лет. Паралельно Поленов учится в гимназии и заканчивает данное заведение в 1863 г и поступает в университет изучая основы физики и математики.

Творческий потенциал молодого художника был разносторонен по вечерам как вольнослушатель он посещает уроки в академии, активно занимается музыкой, даже пытается писать свои музыкальные произведения, посещает концертные залы, театры, участвует в различной студенческой самодеятельности, поет на сцене и в последствии на постоянной основе посещает академию художеств занимаясь в натурном классе.

Не определенный в своем истинном предназначении на некоторое время он покидает обучение в университете, полностью отдав себя живописным познаниям в академии и заканчивает курсы в 1867 году с серебряными медалями. Едет за границу на всемирную выставку во Францию, где представлены на то время образцы различных современных народных промыслов, впоследствии для Поленова это будет тема для защиты диссертации в университете.

В 1868 году он опять поступает в университет изучает на данном этапе основы юриспруденции.

В 1869 году активно занимается живописью в надежде на получение золотых медалей, и в конце концов он добивается своего, за картину "Иов и его друзья" его награждают малой золотой медалью, которая давала следующее право в соревновании художников в получении долгожданной большой золотой медали по академическому заданию необходимо написать картину "Воскрешение дочери Иаира". Конечно задача была не простая, тем более в соревновании с ним участвовал Илья Репин.

В 1871 году оба художника справились с заданием на отлично, с некоторыми различиями работ друг от друга, картины получили положительные отзывы и художники были награждены большими золотыми медалями с правом на поездку в Европу.

Закончив университет с защитой диссертации в 1872 году они с Репиным посещают заграничные государства. Поленов едет в Германию, затем в Италию, его впечатляет заграничная жизнь с ее укладом, он посещает музеи и галереи, выставки, впитывая все необходимое в познании европейской живописи и различных ремесел. В последствии он посетит Францию, зачарованный красотой этого города он живет и работает некоторое время В Париже, где под впечатлением напишет картину "Арест графини д’Этремон", собственно за это произведение по возвращении на родину ему присваивают почетное звание академика в 1876 году. В этом же году в должности придворного художника едет в зону русско-турецких военных действий.

Будучи академиком Поленов преподает в училище живописи в Москве, под его руководством стали настоящими художниками, Костантин Коровин, Иссаак Левитан, Абрам Архипов и много других.

Живя в Москве Василий Поленов влюбляется в московские улочки, находя в них поистине живописные места, украшенные красивыми церковными храмами с золочеными куполами и в 1878 году он создает просто неповторимый шедевр своего творчества картину с ласковым названием "Московский дворик", сюжет которого, художник приметил в одном из арбатских закоулков. Данное произведение принесло художнику впечатляющий успех и популярность а его стиль написания, стал восприниматься современниками, как новый стиль, обозначенный интимным пейзажем.

В 1879 году Поленов вступил в ряды художников передвижников и часто выставляет свои работы на выставках, среди которых картина "Бабушкин сад" и "Заросший пруд" получила много добрых отзывов, это произведение Стасов обозначил, как наилучшую колоритно живописную работу среди пейзажистов на то время.

В 1881 году Поленов вместе с Праховым А. В. и Абамелек-Лазарев С.С. посещают ближний восток, побывав в Египте, Сирии и Палестине. За время поездки по ближнему востоку Художник исполнял различные этюды с натуры и пейзажи "Нил у Фиванского хребта", "Нил, вдали пирамиды".

В 1882 году художник возвращается в Россию, привезенные работы после поездки были проэкспонированы в 1885 году на передвижной выставке, где их увидел Павел Третьяков, зачаровавшись работами он приобретает их.

В 1882 году Василий Поленов женится, его избранницей становится Якунчикова Н. Б. родственница Мамонтовой Е. Г. В 1883 году он снова едет за границу на этот раз вместе с супругой и посещает Италию,обосновавшись в столице Италии в Риме, где вынашивает замысел к картине на тему из жизни Христа В 1887 году художник пишет картину "Христос и грешница", самое интересное что Христа Поленов изобразил не совсем традиционно, как простого человека с мудрым разумом и чистой душой. Картина была выставлена в этом же году на передвижной выставке и была куплена императором Александром 3-м.

В1890 годы художник уезжает из столицы в Тульскую область, где приобретает дом на берегу Оки а позднее по его замыслу ему построили дом вместе мастерскими, в которых он собирает художников, местных сельских детишек обучает живописи и рисунку. Это имение было названо Борок. Насытившись деревенскими видами Поленов много работает и создает ряд живописных произведений с красотами окрестностей реки Оки "Ранний снег", "Летом на Оке", "Осень на Оке близ Тарусы", "Золотая осень"

Много работая с пейзажной темой Поленову не давало покоя тема из Евангелия, он поэтому замыслу создал много работ и в 1909 году многие из них были продемонстрированы в разных городах России в Петербурге, в Твери и в Москве.

Василий Поленов много времени уделяет работе в театре, исполняя различные декорационные работы это способствовало его дружбе с Савой Мамонтовым.

По замыслу художника в 1915 году построено театральное здание с различными мастерскими для постановки сцен. Сам принимает участие в разработке сценариев и режиссерских постановках.

После Октябрьской революции 1917 года он переезжает в свое имение Борк, где участвует в организации крестьянских театральных кружков. Он много работает с молодежью, Поленов преподает живописные основы детям.

Продолжает заниматься творчеством, пишет картину пишет картину в 1919 году "Разлив на Оке". В 1924 году ему 80 лет в знак данного события устраивается его персональная выставка в залах Третьяковской галереи В 1926 году за различные заслуги советское государство присваивает ему звание народного художника России.

В 1827 году летом 18 июля Поленов скончался, его похоронили на берегу реки Ока в окрестностях села Бехово.

Известный художник-живописец-пейзажист, Василий Дмитриевич Поленов в своих произведениях отражает свой внутренний мир. Он непревзойдённый пейзажист. В его полотнах природа нашего удивительного края – средней полосы России, изображена так, что создается впечатление, что она продолжает там жить и радовать его почитателей. Всем поклонникам таланта Поленова известна любовь к дорогому его сердцу родовому деревенскому дому-усадьбе, основанному им в средней полосе России, в Тульской области. Там же, вокруг дома, заложил и основал Василий Поленов потрясающий парк, находящийся на живописных берегах реки Оки, дошедший до нас совсем без изменений.

Друзья и соратники прозвали его Великим Рыцарем Красоты или Живописи Поэтом – за его непревзойдённое понимание и передачу природных красот Среднерусской полосы. Из всех четырёх времён жизни года В. Д. Поленов очень любил осень. Только осенью в средней полосе России играют краски.

Он говорил, что буйство цветов и оттенков в природе так и просится на холст. Зимой преобладает белый цвет, а весна и лето – все мыслимые и немыслимые оттенки зелёного. И только каждой осенью происходит перерождение художника. Каждый год в течении своей жизни, Поленов В. Д. со своими детьми или один с первого по десятое октября, бросал все свои дела и отправлялся в пешие походы по берегу любимой реки Оки писать свои потрясающие воображение пейзажи, смотреть и восхищаться Золотой Осенью, когда безраздельно царствуют Красота и Вдохновение. Ведь именно на этот период времени года приходится самый пик осенней гармонии в многоцветности. Здесь он нашёл для себя целостное обобщение образа русской природы. Здесь он написал самые знаменитые свои произведения-пейзажи.

Полотна, прославившие его на весь мир, – это и «Ранний снег», написанный им в 1891г, и написанные в 1893г. полотна «Лето на Оке», «Осень на Оке близ Тарусы», «Золотая Осень». Знаменитые картины «Стынет» 1892 г. и «Разлив на Оке» 1918 г. Именно в этих работах можно увидеть и почувствовать, как безгранично любил В. Д. Поленов свою малую Родину. В этих работах видна душа Мастера, которую он так старательно, чутко и радостно растрачивал на свои пейзажи, на которых, как нигде передано состояние и величие природы.

Произведения кисти Василия Поленова, при всей своей простоте восприятия многогранны, сложны, а иногда даже весьма противоречивы. Как и сам художник, с его талантом многогранным, сложным, а иногда, также как и его произведения-картины противоречивым.

Помимо своего постоянного занятия живописью, Поленов занимался, и надо отметить довольно успешно, архитектурой, музыкой, театром и прикладным искусством, где также достиг больших высот. Он один из тех редких людей, которые одарены редким качеством – разносторонними талантами.

У Поленова был талант, переданный ему от родителей при рождении, это незаурядный дар, как архитектора, так и музыканта: исполнителя и композитора. Он прекрасно играл на клавишных инструментах, на скрипке и аккордеоне. Он попробовал себя на сцене как артист и режиссёр. Был известным для своего времени талантливым театральным педагогом и Учителем живописи. У него была целостная гражданская позиция, которую он везде пропагандировал и отстаивал. Он был достаточно известным и активным борцом за справедливое отношение к низшим слоям общества в своё время. Именно он – первый из Русских живописцев заинтересовался такими областями в искусстве, которые ранее не привлекали внимание знаменитых мастеров-живописцев. Это и книжная иллюстрация, и сценическое оформление, и прикладное искусство. Он считал, искусство – это и есть счастье и радость бытия, иначе оно ничего не может стоить в жизни. Он был убежден, что проявление искусства во всех его видах может преобразовывать мир по закону красоты.

Сам Поленов считал, что не мог бы жить без занятий искусством. Он любил все виды искусства. Занятия архитектурой приносили заработок и удовольствие. А занятия поэзией и скульптурой наслаждение и радость. А без живописи и музыки его в жизни просто не было бы. И это понятно, потому что в Поленове, в его стремлении охватить разные области искусства, родился новый тип художника, которому подвластно любое из направлений искусства. Это явление – Поленов В. Д. – первый в России художник-универсал.


Василий Дмитриевич Поленов был совершенно уникальным человеком, имеющим не только талант гениального пейзажиста, а и дар архитектора, музыканта, сочиняющего музыку и играющего на клавишных инструментах, скрипке и аккордеоне; артиста и режиссера собственного театра, талантливого педагога. А еще ко всем его талантам Василия Дмитриевича называли "рыцарем красоты". Но почему так вышло, что к своей любви он шел половину всей своей жизни, далее в обзоре.


Знаменитый пейзажист Василий Поленов (1844-1927), которому стать художником было, что называется «на роду написано», был правнуком архитектора Николая Львова по материнской линии, внуком Веры Воейковой, которая была воспитанницей Гаврилы Державина, мудрой и высокообразованной женщиной. Многие творения художника созданы под влиянием и впечатлением от семейных историй, которые рассказывала бабушка своим внукам.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0017.jpg" alt="Московский дворик.

Все пейзажи Поленова, с их спокойным и широким разворотом пространства, обилием света и воздуха, несут в себе умиротворение и восторг, а колорит его картин приводит в восхищение. В те годы покупатели красок в московских лавках наивно требовали у торговцев: «Дайте нам краски, как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!»

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0016.jpg" alt="Василий Поленов" title="Василий Поленов" border="0" vspace="5">


Там он и встретил впервые 18-летнюю Марусю Оболенскую, русскую девушку, обучавшуюся в Италии оперному пению. Во время совместных прогулок по Римской Кампанье между 28-летним Василием и 18¬летней Марусей зарождается нежная привязанность и влюбленность.
И вскоре, ярко вспыхнувшие чувства Поленова были такими сильными, что он лишился сна и покоя. Около четырех месяцев длились его любовные страдания, но ему так и не хватило духу, чтобы объясниться с Марусей.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219415827.jpg" alt="Больная. (1886).

Похоронили Оболенскую в белом наряде невесты. А Поленов, очень тяжело переживая утрату любимой и сожалея, что не успел признаться ей в своих чувствах, все ходил и ходил на старинное кладбище по темным кипарисовым аллеям к памятнику, где нашла свое последнее пристанище его первая любовь.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/40_4.jpg" alt=" Надгробный памятник Маруси Оболенской. Рим. Скульптор: Марк Антокольский." title=" Надгробный памятник Маруси Оболенской. Рим. Скульптор: Марк Антокольский." border="0" vspace="5">


Надгробный памятник на кладбище Тестаччо - это работа скульптора Марка Антокольского. Он изобразил аллегорическую фигуру молодой девушки-христианки, скорбно сидящей у входа в склеп…

Вторая любовь Василия Поленова

По истечению пяти лет после смерти Оболенской вторая нежданная любовь настигла Поленова в дороге, когда в его купе вошла незнакомка. Как позже оказалось, к удивлению художника, ее звали Марией - Марией Климентовой. И к тому же она обучалась оперному пению Московской консерватории, как и его Маруся. Увидев знак судьбы в таком удивительном совпадении, Василий Дмитриевич сразу же влюбился страстно и горячо.



Девушке было двадцать лет, а ему тридцать три... Но не суждено было и этой любви сбыться. Климентова, не отвечая особой взаимностью, то приближала художника к себе, то отталкивала.
И уже став оперной певицей, такую же интрижку, основанную на пустом женском тщеславии, она заведет с писателем Антоном Чеховым.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0003.jpg" alt=" Портрет Натальи Васильевны Якунчиковой, жены Поленова. (1879). Автор: Василий Поленов." title=" Портрет Натальи Васильевны Якунчиковой, жены Поленова. (1879).

И не сразу Василий Дмитриевич понял, а потом еще долго не мог поверить в то, что по нему вздыхает родственница Мамонтовых, Наталья Якунчикова - дочь московского купца и промышленника. Тихая скромная девушка была на четырнадцать лет моложе Поленова, и уже несколько лет любила его преданно, молча и горячо.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0019.jpg" alt="Наталья Якунчикова за мольбертом. Этюд. Автор: Василий Поленов." title="Наталья Якунчикова за мольбертом. Этюд.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0005.jpg" alt="В.Д.Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей. " title="В.Д.Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей. " border="0" vspace="5">



И вот уже спустя несколько лет семья Поленовых переедет в усадьбу Борок на берегу Оки. В их семье родится шестеро детей - два сына и четыре дочери.(Самый старший сын умрет младенцем). Там за свои средства они возведут церковь, школы, будут лично оплачивать работу учителей, создадут народный театр, в котором первым режиссером станет Наталья Васильевна Поленова. А еще ими будет основана "диорама" из полотен самого художника, которая для местного крестьянства станет как «кругосветное путешествие» по миру.

И всего лишь на четыре года Наталья Васильевна переживет своего мужа - гениального художника- пейзажиста Василия Поленова.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0015.jpg" alt=" Елена Дмитриевна Поленова - сестра Василия Поленова." title=" Елена Дмитриевна Поленова - сестра Василия Поленова." border="0" vspace="5">


Кроме сестры Веры, с которой они родились в один день, у Поленова было еще две сестры и брат. Самая младшая "Лиля" (Елена Поленова), пойдет по стопам знаменитого брата, и станет первой в России профессиональной женщиной-художницей. Она , чем и стала знаменита.

Василий Дмитриевич Поленов (20 мая (1 июня) 1844, Санкт-Петербург - 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) - русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.

Биография Василия Поленова

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец — Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, — был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью.

Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей — П.П. Чистяковым — стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах.

После долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет (естественный разряд) Петербургского университета.

Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но так же с интересом слушает лекции по предметам анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в студенческом хоре Академии.

Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. Сделав тем самым правильный выбор, ведь уже в 1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд.

В 1871 году он получает диплом юриста.

Творчество Поленова

В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» - большую золотую медаль.

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году, Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 году звание академика.

Возвратившись в том же 1876 году в Россию, вскоре отправился на русско-турецкую войну, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III).

С 1870-х Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. В 1882-1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.

В 1877 Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра - «интимного пейзажа».

С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем приумножит, поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью христианства.

В 1881-1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма.

В 1883-1884 в Италии продолжает работу над картиной «Христос и грешница», в 1887 она экспонируется на XV-ой выставке передвижников.

В 1888 пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

Работы художника

  • Бабушкин сад. 1878
  • Березовая аллея. 1880
  • Московский дворик. 1878
  • Золотая осень. 1893
  • На лодке. Абрамцево. 1880
  • Заросший пруд. 1879


  • Старая мельница. 1880
  • Зима. Имоченцы. 1880
  • Ранний снег. 1891
  • Ливень. 1874
  • Осень в Абрамцеве. 1898
  • Пруд в Абрамцеве. 1883
  • Сказитель былин Никита Богданов. 1876
  • Теремной дворец. Наружный вид. 1877
  • Христос и грешница. 1888
  • Олива в Гефсиманском саду. 1882
  • Голова еврея. 1884
  • Парфенон. Храм Афины-Парфенос. 1881-2
  • Арест гугенотки 1875
  • Мечеть в Дженине. 1903
  • В парке. Нормандия. 1874

Работавший в разных жанрах художник запомнился публике, прежде всего, как создатель замечательных образцов русского пейзажа. Запомнился солнечной, радостной простотой своих картин. Возле работ Поленова в Третьяковской галерее всегда скопление народа. Небо светлое, высокое, омывающее купола церквей и деревянные крыши дворовых построек, блики на дорожках, кущи сирени и буйные заросли травы – все это безыскусное, знакомое, и во всем этом она, Россия-матушка. Увидеть привычных вещей и передать ее так, чтобы тронуло сердце, под силу только большому таланту. 18 июля – день памяти этого замечательного художника. Дай Бог, чтобы творчество Василия Дмитриевича не ушло из памяти, как это часто бывает с классикой. Привычка в этом случае – род забвения. Пусть в том или ином жанре кто-то из наших молодых читателей откроет для себя «своего» Поленова.

В бодром духе

Холодная и мрачная выдалась осень в 1920-м. Беспощадный зной минувшего лета во многих районах уничтожил посевы. За реквизициями начался массовый голод. 76-летний художник жил в бывшей своей усадьбе Борок. По неделям не вылезал из толстого пиджака, не снимал шапки и рукавиц. Чтобы как-то подкрепить себя, пек яблоки и с утра до вечера работал.

Чем поддержать людей, когда так трудно, тоска подступает? И тут-то родилась идея – показать красоту Божиего мира, дать хоть немного радости. На этот раз Поленов задумал нечто сказочное: устроить световой с подсвеченными картинами, на которых бы изображалось путешествие по разным уголкам земли. «Вы подумайте только, как живут крестьяне» , — говорил Василий Дмитриевич, — «Полгода холода, темноты, ничего кроме трактира… С тоски можно умереть…И вдруг кругосветное путешествие!» .

Для создания картин художник использовал свои ранние этюды, привезенные из поездок. Он сам сконструировал и изготовил переносной складной ящик для диорамы. Голод и работа понемногу подорвали его здоровье – писал он стоя. Когда диорама была, наконец, готова, он собрался ехать в Страхово, чтобы лично участвовать в показе, и тут ноги предательски отказались служить – распухли так, что валенки надеть было невозможно. Но не так-то просто было удержать Василия Дмитриевича на месте — он велел разрезать валенки сверху и все-таки поехал. Диораму открыли при местном музее, а ее создатель скромно сидел на крыльце при входе и любовался улыбающимися лицами выходящих зрителей.

Стремление приносить людям радость он сохранил до конца своей жизни, а в 80 лет – получил известие о присвоении ему звания народного художника. Он и был народным художником, по сути – вместе со своим народом переживал то, что стало общим уделом.

Многие люди отмечали присущий Поленову аристократизм. Пастернак писал о нем: «Это был единственный, в полном и лучшем смысле слова, джентльмен – европеец и аристократ» .

Поленова же такие определения смущали. Как-то он заметил родным: «Здесь почему-то все считают меня аристократом. Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу…Близкие мне люди все работники» . Поленов, действительно, всю жизнь трудился, но все же, связь с дворянской культурой выделяла его из среды художников и во многом определила своеобразие его творчества.

Истоки таланта

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге, в 1844 году в родовитой семье. Отец его был крупным чиновником и дипломатом, и одновременно – известным историком и археологом. В доме Поленовых собирались художники, профессора, музыканты, ученые, и Василий рано приобщился к интеллектуальной и художественной атмосфере. С этим были связаны и трудности при выборе жизненного пути. С юности ему многое удавалось, и он никак не мог выбрать между наукой и искусством. Наконец, в семье было решено, что университетское образование ему не помешает, и Василий Дмитриевич поступил на физико-математический факультет университета, не оставляя и занятий на ученическом курсе в Академии художеств. Правда, живопись уже тогда больше увлекала его, и он даже на время ушел из университета.

Интерес Поленова к искусству во многом был обязан тому, что его учителем оказался один из лучших педагогов той поры, воспитавший целую плеяду великих художников – П.П. Чистяков. Через несколько лет, по настоянию родителей Поленов вернулся на университетскую скамью (на этот раз в качестве студента юридического факультета), но внутренний выбор, по-видимому, уже состоялся. Однако о получении высшего образования художник никогда не жалел – оно расширило круг его представлений, что было важно и для творчества. В годы учебы он с удовольствием посещал самые разные курсы: по праву, анатомии, по строительному искусству и начертательной геометрии и, наконец, по истории изящных искусств.

Две медали

1871 год в жизни начинающего художника был особенным. Впереди были выпускные испытания в университете и в Академии художеств, практически, одновременно. Экзаменовка не была для Василия Дмитриевича пустой формальностью. Он держал экзамены с честью. Большую часть предметов в университете Поленов сдал на «отлично», а между тем, в Академии его ожидало не менее серьезное испытание.

В качестве темы работы для выпускного конкурса они с И.Е. Репиным – его однокурсником – получили . Известная история о том, как Христос воскресил скоропостижно умершую 12-летнюю дочь начальника синагоги. По окончании работы на суд Академии были представлены две замечательные, но совершенно разные по стилю и по настроению картины. Репину удалось передать величие и таинственность чуда воскресения. В репинском образе Спасителя была и божественная сила, и мощь, и доброта, и Его безмерное одиночество среди мира. При взгляде на этот образ вспоминались слова пророчества о Христе: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 54:3; Мф. 8: 17). «Мужем скорбей» был Христос на картине Репина.

И.Е. Репин «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

Иное художественное решение предложил Поленов. Его работа выглядела более простой, почти жанровой, чудо было, как бы, растворено в повседневности, а при взгляде на его образ Спасителя вспоминалось другое пророчество – «нет в нем ни вида, ни величия» (Ис.53:2). Усталым путником, самоотверженным врачом представил Господа художник. Картина служила напоминанием о том, что, придя в мир, Сын Божий по смирению«принял зрак (т.е. образ) раба» , уподобился нищим земли. И сколько теплоты и надежды было во взгляде девочки, которую держал за худенькую, прозрачную от болезни руку Христос! Оба выпускника Академии получили за свои картины большие золотые медали и право на заграничные поездки для совершенствования своего таланта.

В.Д. Поленов «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

От европейского романтизма – к русской лирике

Путешествуя по Европе, Поленов искал свой «стиль», свою дорогу в искусстве. Он привез из заграницы две значительные исторические картины – «Арест гугенотки» и «По праву господина». Обе были высоко оценены знатоками живописи, однако еще слишком напоминали работы европейских мастеров, а Поленов не хотел идти путем простого подражания.

«Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875.г.)

Прошло несколько лет, и Василий Дмитриевич, наконец, нашел свою «нишу». В те годы он сближается с передвижниками – художниками нового поколения, противопоставившими суховатому академизму с его строгими канонами – более живое, реалистическое изображение действительности.

Поленов с его стремлением к простоте встраивался в это направление. И тогда один за другим появились на свет его «тургеневские» пейзажи. Прежде русские художники часто подражали итальянским мастерам, искали особые виды, необычное освещение. Казалось, что из «бедной русской природы» нельзя извлечь ничего особенного. Поленов же опрокинул стереотипы, смог передать красоту привычного. Работы его были то радостными, как «Московский дворик», пронизанными солнцем, то немного грустными, передающими неброскую прелесть, застенчивость поросших травой и кустарником старинных усадеб.

«Московский дворик» (1878 г.)

«Бабушкин сад» (1878 г.)

Глядя на его «Бабушкин сад» или «Заросший пруд», хотелось погрузиться в неторопливую, размеренную жизнь, где все – уютный дом с историей, мостки и лодка, укромные уголки сада и лилии на воде – радовало сердце, было близко и соразмерно человеку. Успех картин Поленова был полным, и если прежде друзья, подшучивая над его увлечением Европой, называли его «Доном Базилио», то теперь ему присвоили почетное «звание» — «рыцаря передвижничества».

«Заросший пруд» (1879 г.)

Дорогами Христа

Художественное наследие Поленова – это не только пейзаж, историческая и жанровая живопись. Еще в юности под впечатлением работы Иванова «Явление Христа народу», художник задумал создать цикл картин о жизни Спасителя. С этой целью Василий Дмитриевич много путешествовал, изучал природу, быт, этнографические детали, пока, наконец, не воплотил свой замысел. При этом ему удалось сохранить ту же простоту, что и в русском пейзаже.

Одна из известных работ поленовского цикла – «На горе». Мы знаем, что Господь — Создатель мира, но как просто передает это Поленов! — Христос здесь – путник, находящийся в полной гармонии с природой. Он – источник ее красоты и совершенства.

«На горе»

Та же будничность, то же отсутствие внешних эффектов – и в работе В.Д, Поленова «Христос и грешница», где главной является тема милосердия и правосудия. Яростная толпа с чувством мнимой правоты под крики и улюлюканье влачит к Иисусу обличенную в грехе молодую женщину, а Тот хранит удивительное спокойствие. Еще минута, и после нескольких Его слов от этого множества народа не останется никого, а над головой этой несчастной, успевшей пережить и ужас позора, и угрозу расправы, — заплаканной, оцепеневшей, — прозвучит слово прощения и предостережения…

«Христос и грешница» (1887 г.)

В каком бы жанре ни работал Василий Дмитриевич Поленов, писал ли он интерьеры или античные развалины, жанровые портреты или пейзажи, повествовал ли о жизни Христа, – все его творчество излучало мир, гармонию и добро. Так он понимал свое призвание, свое назначение художника.

«Теремной дворец» (1877 г.)

1 Цит. по: Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991. С. 105

2 Пастернак Л.О. В.Д. Поленов. Из моих воспоминаний. Г Т Г. О Р. ф. 54, ед. хр. 3415 (Цит. по: Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. С. 106)

3 Цит. по: Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961. С. 149

4 Название свое это направление получило, благодаря передвижным художественным выставкам, которые художники организовывали по разным городам России.

При работе над материалом были использованы следующие источники:

  1. Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991.
  2. Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961.
  3. Сахарова Е.В. В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художника. – М., 1964.
  4. Любимые русские художники. Василий Дмитриевич Поленов. (http://www.bibliotekar.ru/kPolenov)
  5. Государственный музей усадьба В. Д. Поленова (http://polenovo.tula-oblast.ru)
  6. Поленов, Василий Дмитриевич. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. // ВикипедиЯ.