Последние дни и похороны А. Островского.  Островский А.Н. Основные даты жизни и творчества Александр островский биография


Роль и место в литературе

Александр Николаевич Островский – самобытный русский писатель и драматург XIX столетия. Его считают отцом современного театра в России. Островский был членом Академии наук в Петербурге. Так же он получил премию Уварова.

Происхождение и первые годы жизни

Появился на свет Александр Островский в 1823 году в Российской империи (Москва). Детские годы прошли в купеческом обществе.

Отец – Николай Федорович Островский, сын священника, выпускник Костромской семинарии. Работал судебным стряпчим, обеспечивал семью. Сумел добиться высокого чина и получить дворянство.

Мать – Любовь Ивановна Островская (в девичестве Саввина), дочь пономаря. Не стало ее, когда будущему писателю было всего 8 лет.

Николай Федорович много работал и благодаря его усилиям семья жила хорошо. Он женился во второй раз на баронессе Эмили фон Тессин, которая была дочерью шведского аристократа. Мачеха оказалась заботливой и дети Николая Федоровича ее приняли.

Детство писателя в основном проходило в центре Замоскворечья.

Образование

Первое образование Островский получил дома. Отец владел огромной библиотекой, к которой имел доступ юный Александр. По велению отца, в 1835 году будущий писатель идет учиться в гимназию, а потом поступает в Московский университет, чтобы стать юристом. Но учебу он так и не заканчивает, потому что находит настоящее призвание – театр. В качестве компромисса, Островский согласился работать писарем в суде. Занимался он этим делом до 1851 года.

Творчество

Склонность к литературной деятельности Островский почувствовал рано, еще когда только осваивал библиотеку отца в детстве.

Творческий путь писатель начал с публикации короткой пьесы «Картина семейной жизни», которую восторженно приняли. По мнению профессора Шевырева, молодой Островский – светило русской драматургии. Его талант по достоинству оценили и другие деятели, такие как Гоголь и Гончаров.

Главная задача, которую ставил перед собой драматург – это правдивое изображение народа в сочинениях.

Начиная с 1856 года, Островский числится редактором популярного журнала «Современник».

В 1863 году драматург получает премию Уварова.

Важные произведения

«Свои люди – сочтемся!» — произведение, с которого началась слава писателя. Оно было создано в 1849 году.

Главными достижениями автора являются такие его работы: «Гроза», «Бесприданница» и «Снегурочка». Пьеса «Бесприданница» — это многогранная драма, в которой писатель необычно описывает характеры, точно передает чувства главных действующих лиц. «Гроза» — это реалистическая пьеса, построенная на конфликте старых порядков и новой жизни. В 1873 году вышла трогательная пьеса «Снегурочка». В ее основе лежит народная русская сказка, но талант писателя сделал пьесу самобытной.

Последние годы

В последнее время Александр Островский жил в бедности, к тому же обострились болезни. Но писатель продолжал усердно работать, что истощало его организм. Драматург мечтал, что школа театра возродится. Не стало писателя 14 июня 1886 года.

Хронологическая таблица

Год (годы) Событие
1823 Родился Александр Островский
1835 Начало учебы в Московской гимназии
1840 Поступление в Московский университет
1847 Представление автором своей пьесы «Картина семейной жизни»
1850 Публикация пьесы «свои люди – сочтемся!»
1853 Появление пьесы «Бедность не порок»
1860 Публикация пьесы «Гроза»
1873 Выход пьесы «Снегурочка»
1879 Появление пьесы «Бесприданница»
1886 Не стало Александра Островского
  • Островский был полиглотом: знал много европейских языков.
  • Литературная деятельность писателя длилась около 40 лет.
  • Александр Островский – отец современного театрального искусства.
  • Писатель с любовью относился к своим работам и сильно обижался на критику.

Музей Александра Островского

Дом-музей А.Н. Островского открылся в 1984 году в Замоскворечье, в доме, где прошло детство драматурга.

Отец Островского, Николай Федорович, в свое время окончил курс в Духовной Академии. Служил в Гражданской палате, занимался частной адвокатурой. Под конец жизни заслужил и приобрел чин потомственного дворянина.

Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника. Родила мужу одиннадцать детей, из которых выжило четверо. Умерла в 1831 году. Детей воспитывала няня, Авдотья Ивановна Кутузова, а впоследствии – вторая жена Николая Федоровича.

Мачеха Островского, баронесса Эмилия Андреевна фон Тесин, по происхождению была шведкой. Она воспитала детей Николая Федоровича и привила им любовь к европейскому искусству. Во многом благодаря ей дети в семье Островских говорили на нескольких языках. Александр, в частности, знал греческий, французский, немецкий, позже - английский, итальянский, испанский языки.

1835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию.

1840 год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Московского Университета. Отец хочет, чтобы Александр стал юристом, но стремление к литературному творчеству и увлечение театром оказываются сильнее.

1843 год – Островский прерывает учебу в Университете (его мало интересует юриспруденция), но по настоянию отца поступает на службу писцом в Московский совестный суд. Эта работа очень помогла Островскому как писателю, дала богатый материал для будущего творчества, ведь перед ним проходили непридуманные истории из частной жизни обычных людей. Александр Николаевич записывал все сколько-нибудь примечательные случаи из купеческого и дворянского быта.

1846 год – Островский задумывает написать комедию. По разным источникам, она называлась «Несостоятельный должник» или «Картина семейного счастья». Окончательный вариант, впрочем, был назван «Свои люди – сочтемся!» и появился позже.

1847 год – наброски будущей комедии и очерк «Записки замоскворецкого жителя» опубликованы в «Московском городском листке». Одну сцену пьесы Островский писал в соавторстве с провинциальным актером Дмитрием Горевым, в результате чего под первой публикацией стояли инициалы не только «А.О.», но и «Д.Г.». Недоброжелатели Александра Николаевича впоследствии воспользовались этим обстоятельством и раздули большую кампанию по обвинению драматурга в плагиате.

Лучшие дня

Весна 1848 года – семья Островских переезжает в имение Щелыково в Кинешемском уезде Костромской губернии. Это было желание Николая Федоровича, который решил под старость вернуться в родные места. Александр Николаевич, который уже давно жил отдельно от семьи, тем не менее, посещает Щелыково. Его очаровывает среднерусская природа, а Волга производит неизгладимое впечатление. Впоследствии восхищение великой русской рекой отразится во многих произведениях драматурга.

Конец 40-х годов – Александр Николаевич и его первая жена, московская мещанка Агафья Ивановна, начинают жить гражданским браком.

1849 год – Островский пишет свою первую комедию «Свои люди – сочтемся!» (сначала названную «Банкрут»).

1850 год – «Свои люди – сочтемся!» опубликована, но указом императора Николая I комедия запрещена к постановке на сцене. Автор же был уволен со службы и отдан под надзор полиции. Надзор сняли только после воцарения Александра II. Однако пьеса получила одобрение И.А. Гончарова и Н.В. Гоголя. Островский становится известным. Он начинает сотрудничать с журналом «Московитянин», входит в круг писателей, художников и других работников искусства. В этом году были также написаны пьесы «Утро молодого человека» и «Неожиданный случай».

1855 – 1860 годы – в этот период Александр Николаевич сближается с революционными демократами. Характерная черта произведений этого времени – противопоставление «властителей» «маленькому человеку». Островский пишет «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанницу».

1856 год – Островский начинает сотрудничать с журналом «Современник». В этом же году Великий Князь Константин Николаевич предлагает российским писателям командировку – описать различные области страны в плане бытовом и промышленном. Островский берет на себя Волгу, от верховьев реки до Нижнего Новгорода. Он путешествует на пароходе, по пути делая многочисленные записи.

1857 год – Островский пишет пьесу «Не сошлись характерами».

1859 год – написана «Гроза». В этом же году были напечатаны два тома сочинений А.Н Островского.

1860 год – Добролюбов, высоко оценив «Грозу», пишет статью «Луч света в темном царстве».

1860-е годы – в этот период творчества Островский обращается к исторической тематике. Пишет хроники «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», психологическую драму «Василиса Мелентьева».

1861 год – разрешена постановка пьесы «Свои люди – сочтемся!».

1863 год – Островский награжден Уваровской премией. Избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Второй женой Александра Николаевича стала актриса Малого театра Мария Васильевна Бахметьева. Она была намного моложе Островского.

1864 год – у Островских появляется первенец, сын Александр. Всего же у Александра Николаевича было шесть детей: в 1866 году родился сын Михаил, в 1867 году дочь Мария, в 1869 сын Сергей, в 1874 – вторая дочь Любовь, в 1877 году – четвертый сын Николай.

1865 – 1866 годы – в это время (точная дата не определена) Островский создает в Москве Артистический кружок, откуда впоследствии на Московскую сцену вышли многие талантливые театральные деятели. С начала 1866 года Александр Николаевич назначен заведующим репертуарной частью московских императорских театров.

Период 1870-х годов – Островский в своих произведениях обращается к жизни дворянства. Выходят пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Снегурочка», «Волки и овцы». В первой половине десятилетия в Москве было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, председателем которого Александр Николаевич был до самой смерти.

1870 – 1880 годы – известны как последний период творчества Александра Николаевича Островского. Для произведений характерно обращение к судьбе русской женщины в постреформенной России: «Последняя жертва», «Бесприданница», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники» и другие пьесы.

1881 год – при дирекции имперских театров учреждена Комиссия «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления». Островский принимает самое живое участие в работе Комиссии, и его стараниями были приняты многие изменения, значительно улучшившие материальное положение актеров.

1883 год – Император Александр III жалует Островскому пенсию в размере 3000 рублей в год.

1885 год - Островский назначен заведующим репертуарной частью московских театров и одновременно начальником театрального училища.

2 (14) июня 1886 года – Александр Николаевич Островский умирает в имении Щелыково. Похоронен на местном кладбище. Всего, по разным данным. Островским было написано 47 или 49 пьес.

Биография и эпизоды жизни Александра Островского. Когда родился и умер Александр Островский, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя и драматурга, фото и видео.

Годы жизни Александра Островского:

родился 31 марта 1823, умер 2 июня 1886

Эпитафия

«Нет, не остов камня обелисковый
И не склеп и холод гробовой,
Как живого, как родного, близкого,
В наши дни мы чествуем его».
Из стихотворения Виктора Волкова памяти Островского

Биография

Он должен был стать юристом, но всегда по-настоящему грезил только театром. За свою жизнь Островский написал около пятидесяти пьес, которые до сих пор экранизируются и ставятся на сценах театров России и по всему миру. Он оставил после себя не просто литературное наследие, но и создал целую школу актерского мастерства.

Биография Островского началась в Москве, где он родился в образованной и обеспеченной семье. Юношей он получил хорошее образование, закончил духовную семинарию, затем духовную академию, московскую гимназию и университет. Полученная Островским профессия юриста вовсе его не привлекала - скорее, он просто поступал в соответствии с волей отца, которого не хотел расстраивать. Ведь матери будущий писатель лишился еще ребенком. Но любопытный и наблюдательный характер Островского даже в профессии юриста помогал ему находить положительные стороны. Работая в суде, он собрал богатый материал для своего творчества и, наконец, задумался о своей первой комедии. Дебютную свою пьесу он написал в соавторстве с актером Дмитрием Горевым, а спустя еще три года опубликовал свою первую большую работу «Свои люди - сочтемся!». Комедия хоть и имела большой успех, но вызвала негодование среди купцов, они даже отправили жалобу императору, после чего Островский был уволен, арестован, но вскоре освобожден. И все же репутация «неблагонадежного» уже была закреплена за Островским, что нередко создавало ему проблемы.

В 1849 году Островский сошелся с мещанкой Агафьей - такие отношения не могли быть благословлены его отцом, и писатель лишился его материальной поддержки. Он полностью посвятил себя драматургии, и вскоре его пьесы стали каждый сезон появляться на сценах Малого театра в Москве и Александринского — в Петербурге. Островский создал в Москве Артистический кружок, из которого вышла целая плеяда талантливых театральных актеров. Когда Островский занял пост заведующего репертуарной частью, он был очень рад этой должности, так как это позволяло ему продвигать самых лучших и талантливых артистов. К тому времени он уже был женат вторично - его первая жена, с которой они сожительствовали, скончалась после двадцати лет их довольно счастливой и полной теплоты семейной жизни.

До последних дней жизни Островский был полон планов и творческих задумок, но здоровье все сильнее подводило драматурга. Причиной смерти Островского стала стенокардия. Похороны Островского прошли в селе Николо-Бережки, недалеко от его семейного имения Щелыково, в котором и скончался писатель. Могила Островского находится на кладбище церкви Николая Чудотворца.

Линия жизни

31 марта 1823 г. Дата рождения Александра Николаевича Островского.
1840 г. Окончание гимназии, поступление на юридическое отделение Московского университета.
1849 г. Начало сожительства с Агафьей Ивановной (фамилия ее неизвестна).
1850 г. Вступление в кружок писателей журнала «Москвитянин», публикация пьесы «Свои люди - сочтемся!».
1860 г. Публикация пьесы «Гроза».
1862 г. Поездка по Европе.
1863 г. Член-корреспондент Петербургской Академии.
1865 г. Создание Островским Артистического кружка.
1867 г. Смерть Агафьи.
1869 г. Брак с Марией Бахметьевой.
1870 г. Создание Общества русских драматических писателей.
1886 г. Заведующий репертуарной частью московских театров.
2 июня 1886 г. Дата смерти Островского.
5 июня 1886 г. Похороны Островского.

Памятные места

1. Особняк Долгорукова, здание бывшей 1-й Московской гимназии, которую окончил Островский.
2. Московский университет, который окончил Островский.
3. Санкт-Петербургская академия наук, членом-корреспондентом которой был выбран Островский.
4. Памятник Островскому перед Малым театром в Москве.
5. Дом-музей Островского в Замосковоречье, открытый в доме Островского, в котором родился писатель.
6. Музей-заповедник Островского «Щелыково», усадьба Островского, в которой он скончался.
7. Кладбище церкви Николая Чудотворца села Николо-Бережки, где похоронен Островский.

Эпизоды жизни

Островский нередко черпал свои сюжеты из реальной жизни. Так, драматург присутствовал на похоронах Николая Гоголя. После того, как он прошел некоторое время пешком, писатель сел в сани с актрисой Любовью Никулиной и начал с ней душевную беседу. Актриса разоткровенничалась и стала делиться с Островским своими детскими воспоминаниям. Островский внимательно слушал Никулину, а потом вложил ее слова в уста Катерины, героини его «Грозы». Никулина же стала первой исполнительницей роли Катерины. По слухам, Островского и Никулину связывали любовные чувства, но так как у обоих были семьи, отношениям не дано было сложиться.

Много лет Островский прожил с простой девушкой Агафьей, так и не женившись на ней официально. Агафья стала для Островского близким другом и соратницей. Она была хорошо знакома с купеческим бытом, прекрасно исполняла русские народные песни, понимала обычаи и нравы русского народа, поэтому ей приписывают большую долю в сочинениях Островского. Друзья писателя также сохранили о его первой жене только теплые воспоминания.

Несмотря на успех пьес Островского, писатель до конца жизни нуждался в деньгах, очень много работал, из-за чего нередко получал обвинения в том, что он «исписался» или работает исключительно ради денег, что, конечно, было неправдой. Материального достатка Островский достиг только в конце жизни, когда стал получать пенсию и занял должность заведующего репертуарами московских театров. Но к этому времени его здоровье уже было сильно истощено.

Завет

«Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной».


Документальный сюжет «Островский — самый современный драматург»

Соболезнования

«Излишне говорить о заслугах Островского в истории русского драматического искусства. Они уже давно всеми признаны. Но у него есть и другая заслуга пред русской историей вообще: ученому-исследователю нашей прошлой бытовой жизни он дал в своих драмах и комедиях драгоценный и содержательный материал для освещения одной из сторон целого периода именно этой жизни».
Анатолий Кони, юрист, литератор

«Все на свете подвержено переменам - от людских мыслей до покроя платья; не умирает только правда, и какие бы ни являлись новые направления, новые настроения, новые формы в литературе - они не убьют творений Островского, и к этому живописному источнику правды „не зарастет народная тропа“».
Михаил Прович Садовский, актер

Времена и уличные декорации меняются, а люди в России остаются прежними. Писатели 19 века писали про своё время, но в обществе многие отношения остались прежними. Есть общемировые закономерности общественных отношений.

Мельников-Печорский описывал события в Заволжье, а про московскую жизнь 19 века писали многие, в том числе А.Н. Островский.

Алекса́ндр Никола́евич Остро́вский (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886) — русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Написал около 50 пьес, из которых н аиболее известны "Доходное место", "Волки и овцы", "Гроза", "Лес", "Бесприданница".

С Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. Ставил спектакли в Московском Малом театре.

Основные идеи реформы театра:

  • театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
  • неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
  • ставка на всю труппу, а не на одного актёра;
  • «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу — её можно и прочитать».

Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским.

Состав Полного собрания сочинений в 16 томах.Состав ПСС в 16-ти томах. М: ГИХЛ, 1949 - 1953 гг. С приложением переводов, не включенных в состав ПСС.
Москва, Государственное издательство художественной литературы, 1949 - 1953, тираж - 100 тыс. экз.

Том 1: Пьесы 1847-1854 гг.

От редакции.
1. Семейная картина, 1847.
2. Свои люди - сочтемся. Комедия, 1849.
3. Утро молодого человека. Сцены, 1950, ценз. разрешение 1852 г.
4. Неожиданный случай. Драматический этюд, 1850, публ. 1851.
5. Бедная невеста. Комедия, 1851.
6. Не в свои сани не садись. Комедия, 1852, публ. 1853.
7. Бедность не порок. Комедия, 1853, публ. 1854.
8. Не так живи, как хочется. Народная драма, 1854, публ. 1855.
Приложение:
Исковое прошение. Комедия (1-я редакция пьесы "Семейная картина").

Том 2: Пьесы 1856-1861 гг.

9. В чужом пиру похмелье. Комедия, 1855, публ. 1856.
10. Доходное место. Комедия, 1856, публ. 1857.
11. Праздничный сон - до обеда. Картины московской жизни, 1857, публ. 1857.
12. Не сошлись характерами! Картины московской жизни, 1857, публ. 1858.
13. Воспитанница. Сцены из деревенской жизни, 1858, публ. 1858.
14. Гроза. Драма, 1859, публ. 1860.
15. Старый друг лучше новых двух. Картины московской жизни, 1859, публ. 1860.
16. Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. 1861, публ. 1861.
17. За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова). Картины московской жизни, 1861, публ. 1861.

Том 3: Пьесы 1862-1864 гг.

18. Козьма Захарьич Минин, Сухорук. Драматическая хроника (1-я редакция), 1861, публ. 1862.
Козьма Захарьич Минин, Сухорук. Драматическая хроника (2-я редакция), публ. 1866.
19. Грех да беда на кого не живет. Драма, 1863.
20. Тяжелые дни. Сцены из московской жизни, 1863.
21. Шутники. Картины московской жизни, 1864.

Том 4: Пьесы 1865-1867 гг.

22. Воевода (Сон на Волге). Комедия (1-я редакция), 1864, публ. 1865.
23. На бойком месте. Комедия, 1865.
24. Пучина. Сцены из московской жизни, 1866.
25. Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский. Драматическая хроника, 1866, публ. 1867.

Том 5: Пьесы 1867-1870 гг.

26. Тушино. Драматическая хроника, 1866, публ. 1867.
27. На всякого мудреца довольно простоты. Комедия, 1868.
28. Горячее сердце.. Комедия, 1869.
29. Бешенные деньги. Комедия, 1869, публ. 1870.

Том 6: Пьесы 1871-1874 гг.

30. Лес. Комедия, 1870, публ. 1871.
31. Не все коту масленница. Сцены из московской жизни, 1871.
32. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Комедия, 1871, публ. 1872.
33. Комик XVII столетия. Комедия в стихах, 1872, публ. 1873.
34. Поздняя любовь. Сцены из жизни захолустья, 1873, публ. 1874.

Том 7: Пьесы 1873-1876 гг.

35. Снегурочка.Весенняя сказка, 1873.
36. Трудовой хлеб. Сцены из жизни захолустья, 1874.
37. Волки и овцы. Комедия, 1875.
38. Богатые невесты. Комедия, 1875, публ. 1878.


Том 8: Пьесы 1877-1881 гг.

39. Правда - хорошо, а счастье лучше. Комедия, 1876, публ. 1877.
40. Последняя жертва. Комедия, 1877, публ. 1878.
41. Бесприданница. Драма, 1878, публ. 1879.
42. Сердце не камень. Комедия, 1879, публ. 1880.
43. Невольницы. Комедия, 1880, публ. 1884?

Том 9: Пьесы 1882-1885 гг.

44. Таланты и поклонники. Комедия, 1881, публ. 1882.
45. Красавец-мужчина. Комедия, 1882, публ. 1883.
46. Без вины виноватые. Комедия, 1883, публ. 1884.
47. Не от мира сего. Семейные сцены, 1884, публ. 1885.
48. Воевода (Сон на Волге). (2-я редакция).

Том 10. Пьесы, написанные совместно с другими авторами, 1868-1882 гг.

49. Василиса Мелентьева. Драма (при участии С. А. Гедеонова), 1867.

Совместно с Н. Я. Соловьевым:
50. Счастливый день. Сцены из жизни уездного захолустья, 1877.
51. Женитьба Белугина. Комедия, 1877, публ. 1878.
52. Дикарка. Комедия, 1879.
53. Светит, да не греет. Драма, 1880, публ. 1881.

Совместно с П. М. Невежиным:
54. Блажь. Комедия, 1879, публ. 1881.
55. Старое по-новому. Комедия, 1882.

Том 11: Избранные переводы с английского, итальянского, испанского языков, 1865-1879 гг.

1) Усмирение своенравной. Комедия Шекспира, 1865.
2) Кофейная. Комедия Гольдони, 1872.
3) Семья преступников. Драма П. Джакометти, 1872.
Интермедии Сервантеса:
4) Саламанская пещера, 1885.
5) Театр чудес.
6) Два болтуна, 1886.
7) Ревнивый старик.
8) Судья по бракоразводным процессам, 1883.
9) Бискаец-самозванец.
10) Избрание алькальдов в Дагансо.
11) Бдительный страж, 1884.

Том 12: Статьи о театре. Записки. Речи. 1859-1886.

Том 13: Художественные произведения. Критика. Дневники. Словарь. 1843-1886.

Художественные произведения. С. 7 - 136.
Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или от великого до смешного только один шаг. Рассказ.
Записки замоскворецкого жителя Очерк.
[Биография Яши]. Очерк.
Замоскворечье в праздник. Очерк.
Кузьма Самсоныч. Очерк.
Не сошлись характерами. Повесть.
"Снилась мне большая зала..." Стихотворение.
[Акростих]. Стихотворение.
Масленица. Стихотворение.
Иван-царевич. Волшебная сказка в 5 действиях и 16 картинах.

Критика. С. 137 - 174.
Дневники. С. 175 - 304.
Словарь [Материалы для словаря русского народного языка].

Том 14: Письма 1842 - 1872 гг..

Том 15: Письма 1873 - 1880 гг.

Том 16: Письма 1881 - 1886 гг.

Переводы, не включенные в состав Полного собрания

Вильям Шекспир. Антоний и Клеопатра. Отрывок из незаконченного перевода. , первая публикация 1891 г.
Старицкий М. П. За двумя зайцами. Комедия из мещанского быта в четырех действиях.
Старицкий М.П. Последняя ночь. Историческая драма в двух картинах.

Александр Николаевич Островский (биография 1823 – 1886) – известный русский писатель и талантливый драматург. Основоположник современного русского театра, основатель Артистического кружка, член-корреспондент Петербургской Академии наук и обладатель премии Уварова.

Краткая биография Островского А. Н.для детей

Вариант 1

Островский Александр Николаевич (1823-1886), драматург.

Родился 12 апреля 1823 г. в Москве в семье судейского чиновника. Получил хорошее домашнее образование. В 12 лет был отдан в 1‑ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 г. Затем поступил на юридический факультет Московского университета. В 1843 г. оставил университет: юридические науки перестали его интересовать, и Островский принял решение всерьёз заняться литературой. Однако по настоянию отца поступил на службу в Московский совестный суд, а затем (1845 г.) перешёл в канцелярию Московского коммерческого суда.

Адвокатская практика отца и служба в суде в течение почти восьми лет дали будущему драматургу богатый материал для его пьес. В 1849 г. в журнале «Москвитянин» была опубликована комедия « », а Островский стал сотрудником журнала В 1851 г. он ушёл со службы, чтобы посвятить себя литературному творчеству.

Драматург создал около 50 пьес («Доходное место», 1856 г.; « », 1859 г.; «Бешеные деньги», 1869 г.; «Лес», 1870 г.; « », 1873 г.; «Бесприданница», 1878 г., и многие другие). С именем Островского связана целая эпоха в развитии русского театра. Его перу принадлежат переводы из Сервантеса, Шекспира, Теренция, Гольдони. Творчество Островского охватывает огромный период развития России в XIX в. - от эпохи крепостничества 40‑х гг. до развития капитализма в 80‑х.

Его драматургия сыграла решающую роль в утверждении на русской сцене самобытного и яркого репертуара, способствовала формированию национальной сценической школы. В 1865 г. Островский основал в Москве артистический кружок и стал одним из его руководителей. В 1870 г. по его инициативе было создано Общество русских драматических писателей, бессменным председателем которого он являлся с 1874 г. и до конца жизни.

В 1881-1884 гг. Островский принимал участие в работе комиссии по пересмотру законоположений об Императорских театрах. С 1 января 1886 г. его назначили заведующим репертуарной частью московских театров. Но здоровье драматурга к этому времени уже сильно пошатнулось, и 14 июня 1886 г. Островский скончался в имении Щелыково в Коссуштромской губернии.

Вариант 2

Александр Николаевич Островский родился в 1823 г. в Москве, в Замоскворечье, в сердце купеческого квартала. Его отец был чиновником, а позже – адвокатом с купеческой клиентурой в том же Замоскворечье. Будущий драматург поступил в университет, но в 1843 г., после скандала с университетским начальством, ушел оттуда и поступил на службу в Торговую палату. Там он оставался до 1851 г., пока не оставил службу. Восемь лет в Торговой палате многое добавили к его жизненному, домашнему и общественному опыту пребывания в купеческой среде и очень помогли ему узнать быт.

Первое его произведение было опубликовано в 1847 г. Это был отрывок из комедии Банкрут (Свои люди - сочтёмся ) , которую он в 1849 г. закончил. Пьеса эта, которую он читал во многих московских домах, произвела огромное впечатление. С тех пор Островский стал центром кружка молодых людей, которые были влюблены в русский национальный характер и в разгульный образ жизни. Этот разгул погубил Аполлона Григорьева и других не столь крепких личностей, но основной чертой Островского был могучий здравый смысл, который помог ему остаться уравновешенным, много работающим человеком, каким он и был по натуре.

Первой его пьесой, представленной на сцене, была Бедная невеста ; это произошло в 1853 г. После этого и до самой смерти Островского (в 1886 г.) не проходило года, чтобы на сценах императорских театров не появилась его новая пьеса. Апогей популярности Островского, как и Тургенева , Гончарова и Писемского , – 1856–1860 гг. После этой даты известность Островского, хотя и не снижалась, но перестала расти, и критика и публика стали утверждать, что ранние его пьесы лучше новых.

Личная жизнь его проходила без особых событий, ибо всю свою энергию он отдавал театру. В 1885 г. Островский был назначен содиректором Московских императорских театров и директором состоявшего при них театрального училища. Умер он в следующем, 1886, году.

Вариант 3

Островский Александр Николаевич (1823–1886) - русский драматический писатель, переводчик. Родился 31 марта 1823 года в Москве в семье государственного служащего. Его отец работал в гражданской палате, а через некоторое время стал частным адвокатом. Мать рано умерла, поэтому Островский не получил домашнего образования. Детские годы писателя и юность прошли в Замоскворечье.

Учился в гимназии, а по окончанию получал юридическое образование в Московский университете, но не доучился из-за конфликта с каким-то профессором. Служил писцом в совестном суде, а потом перешел в коммерческий. Комедия «Семейная картина» (1856) в журнале «Современник» стала первой публикацией писателя. Он также пробовал писать повести и фельетоны. Комедию «Свои люди - сочтемся» (1850) печатает в «Москвитянине», но цензура запрещает ее презентацию и написание критики о ней в прессе, а сделать сценическую постановку стало возможным лишь в 1861 году с измененным финалом.

В 1856 году князь Константин Николаевич приказал писателям изучить и описать производство и быт разных русских местностей. Островский изучал Волгу и опубликовал отчет о командировке в «Морском Сборнике» в 1859 году.

Свои впечатления от поездки были выражены в статье «Гроза» (1860) и драматической хронике «КозьмаЗахарьич Минин-Сухорук» (1862).

Островский также занимался переводами на русский язык пьес зарубежных писателей: «Усмирение своенравной» Шекспира (1865), «Великий банкир» Итало Франки (1871), «Кофейная» Гольдони (1872), «Заблудшие овцы» ТеобальдоЧикони (1872) и «Семья преступника» Джакометти (1872). Переделал с французского языка «Рабство мужей». Переведенные 10 интермедий Сервантеса были опубликованы в отдельной книге в 1886 году.

Островский написал 49 пьес, создал в 1866 году в Москве Артистический кружок, а в 1874 году - Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, которое возглавлял на протяжении всей оставшейся жизни. Создал в 1881 году комиссию при дирекции Императорских театров, которая рассматривала законопроекты о театральной деятельности. В 1885 году работает заведующим репертуарной частью театров Москвы и возглавляет театральное училище. Активная трудовая деятельность подкосила здоровье писателя.

Биография Островского А. Н. по годам

Вариант 1

Хронологическая таблица Островского помогает выделить главные этапы жизни писателя. В этой статье в удобной форме изложена информация о жизни и творчестве Островского по датам. Сведения биографии А Н Островского, известного русского драматурга, будут интересны школьникам и всем, кто интересуется русской классической литературой.

Островский внес уникальный вклад в театральное искусство. Почетное место в жизни Островского занимает театральное дело. В периодизации его творческого пути отражены даты развития русского театра, связанные с основанием Артистического кружка. Произведения Александра Николаевича Островского в таблице указаны в хронологической последовательности. Подробно ознакомиться с творчеством драматурга можно в специальном разделе.

1823 год, 31 марта – Родился А.Н. Островский в Москве в семье чиновника московских департаментов Сената Николая Федоровича Островского и его супруги Любови Ивановны.

1831 – Смерть матери А.Н. Островского.

1835 – Поступление в третий класс 1‑й московской гимназии.

1840 – Поступление на юридический факультет Московского университета.

определен на службу в Московский совестный суд.

1847, 14 февраля – Чтение пьесы «Картина семейного счастья» у С.П. Шевырева, первый успех.

1853, 14 января – Премьера на сцене Малого театра комедии «Не в свои сани не садись» - первой пьесы А. Н. Островского, поставленной в театре.

1856 – Сотрудничество с журналом «Современник».

1860, январь – Пьеса «Гроза» впервые опубликована в №1 журнала «Библиотека для чтения».

1865, март-апрель – Утвержден устав Московского артистического кружка (А.Н.Островский, В.Ф. Одоевский, Н.Г. Рубинштейн).

1865, октябрь – В №9 «Современника» напечатана пьеса «На бойком месте»;открытие Артистического кружка.

1868, ноябрь – В №11 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия «На всякого мудреца довольно простоты».

1870, ноябрь – По инициативе А. Н. Островского в Москве учреждено Собрание русских драматических писателей, преобразованное позднее в Общество русских драматических писателей и оперных композиторов.

1874 – А. Н. Островский единогласно избран председателем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.

1879 – В №5 «Отечественных записок» опубликована драма «Бесприданница».

1882, январь – В №1 «Отечественных записок» опубликована комедия «Таланты и поклонники».

1882, февраль – Чествование А. Н. Островского по случаю 35-летия его творческой деятельности.

1886, 2 июня – Смерть А.Н. Островского. Похоронен на кладбище в Николо-Бережках около Щелыково.

Вариант 2

1823 , 31 марта (12 апреля) – родился в Москве на Малой Ордынке в семье Островского Николая Фёдоровича, судебного стряпчего, занимавшегося имущественными и коммерческими делами, коллежского асессора, в 1839 году получившего дворянство.

1835–1840 – учёба в Московской губернской гимназии, окончил девятым из одиннадцати учеников в своей группе.

1840 – зачислен студентом юридического факультета Московского университета. По настоянию отца поступает на нелюбимый юридический факультет вместо желанного историко-филологического.

1843 – стал чиновником Московского совестного суда.

1845 – переходит на службу в Московский коммерческий суд. Переписывая и разбирая сначала дела в Совестном суде гражданские дела, а потом в Коммерческом суде дела финансовые, чиновник-переписчик не столько продвигался по службе, сколько собирал материал.

1847 – в “Московском городском листке” публикуются первые произведения Островского – “Записки замоскворецкого жителя”, отрывки из комедии “Несостоятельный должник” и одноактная комедия “Картина семейного счастья”.

1848 – первая поездка в имение отца Щелыково (Костромская губерния). С 1868 года Островский проводит здесь каждое лето.

1849 – закончена первая большая комедия – “Банкрот” (“Свои люди – сочтемся”). В процессе работы «Несостоятельный должник» превратился в «Банкрота». Эту четырехактную пьесу восприняли уже не как первый шаг начинающего таланта, а как новое слово в русской драматургии.

1849–1850 , зима – Островский и П. Садовский читают пьесу “Банкрот” в московских литературных кружках. Пьеса своей обличительной силой и художественным мастерством производит на слушателей, в особенности на демократическую молодежь, огромное впечатление.

1851 , 10 января – Островский уволен в отставку ввиду установленного за ним полицейского надзора. (В 1850 г. секретное отделение канцелярии московского генерал-губернатора начало “Дело о литераторе Островском” в связи с запрещением его комедии “Свои люди – сочтемся”.)

1853 – закончена и впервые поставлена на сцене Малого театра комедия “Не в свои сани не садись”, в бенефис Никулиной-Косицкой. Представление прошло с большим успехом. Это была первая пьеса Островского, сыгранная на театральной сцене. Начало февраля – Островский находится в Петербурге, руководит постановкой комедии “Не в свои сани не садись” в Александринском театре.
Ноябрь – в любительском спектакле, в Москве, в доме С. А. Пановой, Островский сыграл роль Маломальского в комедии “Не в свои сани не садись”. Островский закончил комедию “Бедность не порок”.
Конец декабря – Островский находится в Петербурге, наблюдает за репетициями пьесы “Бедность не порок” в Александринском театре.

1854 , январь – в Петербурге Островский присутствует на обеде у . Встречается с .
Состоялось первое представление комедии Островского “Бедность не порок” в Малом театре. Представление прошло с огромным успехом.
9 сентября – состоялось первое представление комедии Островского “Бедность не порок” в Александринском театре в бенефис режиссера Яблочкина. Представление прошло с большим успехом.

1856 , 18 января – состоялось первое представление комедии Островского “В чужом пиру похмелье” в Александринском театре в бенефис Владимировой.
Апрель–август – поездка по верховьям Волги. Написана комедия “Доходное место”.

1858 , 17 октября – дозволено цензурой печатание Собрания сочинений Островского в двух томах, в издании гр. Г. А. Кушелева-Безбородко (на титульном листе издания стоит дата – 1859 год).
7 декабря – закончены сцены из деревенской жизни – пьеса “Воспитанница”.

1859 , 10 марта – Островский в Петербурге произнес речь на обеде в честь великого русского артиста А. Е. Мартынова; он встретился здесь с Н. Г. Чернышевским, Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Л. Н. Толстым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым.
Переведена “Гецира” Теренция. Написана драма “Гроза”.
2 декабря – состоялось первое представление драмы Островского “Гроза” в Александринском театре в бенефис Линской.

1860 , январь – в № 1 “Библиотеки для чтения” напечатана драма Островского “Гроза”.
23 февраля – в Петербурге на литературном вечере в пользу Литфонда Островский читает отрывок из комедии “Свои люди – сочтемся”.
Октябрь – в № 10 журнала “Современник” напечатана статья Н. ‑бова (Н. А. Добролюбова) “Луч света в темном царстве”.

1861 , январь – Островский в Петербурге руководит постановкой комедии “Свои люди – сочтемся” в Александринском театре.
16 января – состоялось первое представление комедии Островского “Свои люди – сочтемся” в Александринском театре в бенефис Линской.
Декабрь – окончена работа над драматической хроникой “КозьмаЗахарьич Минин-Сухорук”.

1862 , 9 января – Островский в Петербурге у председателя Литфонда Е. П. Ковалевского прочитал свою драму “КозьмаЗахарьич Минин-Сухорук”.
Февраль – Островский отказался поставить свою подпись под протестом группы петербургских реакционных и либеральных писателей против демократического журнала В. Курочкина “Искра”, резко критиковавшего реакционные статьи Писемского в “Библиотеке для чтения”.
Конец марта – перед отъездом за границу Островский в Петербурге встретился с Н. Г. Чернышевским.

1863 , 1 января – состоялось первое представление комедии Островского “За чем пойдешь, то и найдешь” (“Женитьба Бальзаминова”) в Александринском театре.
Январь – состоялось первое представление драмы Островского “Грех да беда на кого не живет” в Александринском театре.
27 сентября – состоялось первое представление комедии Островского “Доходное место” в Александринском театре в бенефис Левкеевой.
22 ноября – состоялось первое представление пьесы Островского “Воспитанница” в Александринском театре в бенефис Жулевой.

1864 , 15 апреля – дозволен цензурой № 3 (мартовский) журнала “Русское слово”, в котором напечатана статья Д. И. Писарева о творчестве Островского “Мотивы русской драмы”

1865 , конец февраля – начало марта – Островский в Петербурге хлопочет о разрешении учредить Московский артистический кружок.
23 апреля – состоялось первое представление комедии Островского “Воевода” в Мариинском театре, в присутствии автора.
25 сентября – состоялось первое представление комедии Островского “На бойком месте” в Александринском театре в бенефис Левкеевой.

1866 , 6 мая – состоялось первое представление драмы Островского “Пучина” в Александринском театре в бенефис Васильева 1‑го.

1867 , 16 января – дозволено цензурой либретто оперы В. Кашперова “Гроза”, написанное Островским.
25 марта Островский в Петербурге в зале Бенардаки выступает с публичным чтением в пользу Литфонда драмы “Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский”.
4 июля – Островский посетил Н. А. Некрасова в Карабихе.
30 октября – состоялось первое представление оперы В. Кашперова “Гроза” одновременно в Мариинском театре в Петербурге и в Большом театре в Москве.
Островский и его брат Михаил Николаевич купили у мачехи, Эмилии Андреевны Островской, имение в Щелыкове, где драматург проводил впоследствии летние месяцы.

1868 , 1 ноября – состоялось первое представление комедии Островского “На всякого мудреца довольно простоты” в Александринском театре в бенефис Бурдина.
Ноябрь – в № 11 журнала “Отечественные записки”, выходившего с начала 1868 года под редакцией Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина, напечатана комедия Островского “На всякого мудреца довольно простоты”. С этого времени Островский сотрудничает в “Отечественных записках” постоянно, вплоть до закрытия журнала царским правительством в 1884 г.

1869 , 29 января – состоялось первое представление комедии Островского “Горячее сердце” в Александринском театре в бенефис Линской.
12 февраля – Островский вступает в церковный брак с артисткой М. В. Васильевой (Бахметьевой). (От этого брака у Островского было четыре сына и две дочери.)

1870 , февраль – в № 2 “Отечественных записок” напечатана комедия Островского “Бешеные деньги”.
16 апреля – состоялось первое представление комедии Островского “Бешеные деньги” в Александринском театре.

1871 , январь – в № 1 “Отечественных записок” напечатана комедия Островского “Лес”.
25 января – Островский выступает с публичным чтением в пользу Литфонда комедии “Лес” в зале Петербургского собрания художников.
Сентябрь – в № 9 “Отечественных записок” напечатана комедия Островского “Не все коту масленица”.
1 ноября – состоялось первое представление в Александринском театре в бенефис Бурдина.
3 декабря – в Петербурге Островский на обеде у Н. А. Некрасова читал комедию “Не было ни гроша, да вдруг алтын”.

1872 , январь – в № 1 журнала “Отечественные записки” напечатана комедия Островского “Не было ни гроша, да вдруг алтын”.
13 января – состоялось первое представление комедии Островского “Не все коту масленица” в Александринском театре.
17 февраля – состоялось первое представление драмы Островского “Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский” в Мариинском театре в бенефис Жулевой; присутствовавшему на спектакле Островскому преподнесены от труппы вызолоченный венок и адрес.
27 марта – московские купцы, почитатели таланта драматурга, чествуют Островского обедом и преподносят ему серебряную вазу с изображениями и .
20 сентября – состоялось первое представление комедии Островского “Не было ни гроша, да вдруг алтын” в Александринском театре в бенефис Малышева.

1873 , конец марта – апрель – Островский окончил пьесу “Снегурочка”.
Сентябрь – в № 9 журнала “Вестник Европы” напечатана пьеса Островского “Снегурочка”.
21 декабря – в Петербурге Островский заключил договор с Н. А. Некрасовым и А. А Краевским на издание собрания своих сочинений.

1874 , январь – в № 1 журнала “Отечественные записки” напечатана комедия Островского “Поздняя любовь”.
21 октября – в Москве состоялось учредительное собрание Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, организованное по инициативе Островского. Драматург единогласно был избран председателем Общества.
Выходит из печати собрание сочинений Островского в восьми томах, в издании Некрасова и Краевского.

1875 , ноябрь – в № 11 журнала “Отечественные записки” напечатана комедия Островского “Волки и овцы”.
Состоялось первое представление комедии Островского “Богатые невесты” в Александринском театре в бенефис Левкеевой.
8 декабря – состоялось первое представление комедии Островского “Волки и овцы” в Александринском театре в бенефис Бурдина.

1876 , 22 ноября – состоялось первое представление комедии Островского “Правда – хорошо, а счастье лучше” в Александринском театре в бенефис Бурдина.

1877 , январь – в № 1 журнала “Отечественные записки” напечатана комедия Островского “Правда – хорошо, а счастье лучше”.
2 декабря – состоялось первое представление комедии Островского “Последняя жертва” в Александринском театре в бенефис Бурдина.

1878 , январь – в № 1 журнала “Отечественные записки” напечатана комедия Островского “Последняя жертва”.
17 октября – Островский окончил драму “Бесприданница”.
22 ноября – состоялось первое представление драмы Островского “Бесприданница” в Александринском театре в бенефис Бурдина.
Декабрь – вышел из печати IX том сочинений Островского в издании Салаева.

1879 , январь – в № 1 журнала “Отечественные записки” напечатана пьеса Островского “Бесприданница”.

1880 , февраль – Н. А. Римский-Корсаков начал оперу “Снегурочка”, самостоятельно составив либретто по тексту одноименной пьесы Островского.
24 апреля – Островский посетил И. С. Тургенева, приехавшего в Москву в связи с подготовкой пушкинских торжеств.
7 июня – во время обеда, устроенного Московским обществом любителей российской словесности в Благородном собрании для литераторов-участников пушкинских торжеств, Островский произнес “Застольное слово о Пушкине”.
12 августа – Н. А. Римский-Корсаков закончил оперу “Снегурочка”.

1881 , апрель – Островский руководит постановкой комедии “Свои люди – сочтемся” в первом частном театре Москвы – Пушкинском театре А. Бренко.
1 ноября – в Петербурге Островский участвовал в заседании комиссии по пересмотру Положения о театрах и представил комиссии “Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время”. Островский принимал участие в работе этой комиссии в течение нескольких месяцев, однако “комиссия была в действительности обманом надежд и ожиданий”, как писал потом о ней Островский.
6 декабря – Островский окончил комедию “Таланты и поклонники”.

1882 , январь – в № 1 журнала “Отечественные записки” напечатана комедия Островского “Таланты и поклонники”.
Состоялось первое представление комедии Островского “Таланты и поклонники” в Александринском театре в бенефис Стрельской.
Состоялось первое представление оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка” в Мариинском театре.
12 февраля – И. А. Гончаров в своем письме поздравил Островского с 35-летним юбилеем его литературной деятельности и высоко оценил творчество драматурга.
19 апреля – Александр III разрешил Островскому учредить в Москве частный театр.

1883 , 28 апреля – состоялось первое представление комедии Островского “Невольницы” в Александринском театре с участием М. Н. Ермоловой в роли Евлалии.
Лето – Островский начал работу над пьесой “Без вины виноватые”.
17 декабря – в Петербурге Островский посетил .

1884 , 20 января – состоялось первое представление пьесы Островского “Без вины виноватые” в Александринском театре.
В № 1 журнала “Отечественные записки” напечатана драма Островского “Без вины виноватые”.
5 марта – Островский был принят Александром III в Гатчинском дворце в связи с пожалованием ему пожизненной пенсии в размере трех тысяч рублей (вместо просимых шести тысяч).
20 апреля – правительство закрыло журнал “Отечественные записки”, в котором Островский с 1868 года поместил 21 пьесу, в том числе две написанные в сотрудничестве с другими авторами и одну переводную.
28 августа – Островский закончил “Автобиографическую заметку”, в которой подвел итог своей многолетней литературно-театральной деятельности.
19 ноября – в Петербурге Островский подписал договор с издателем Мартыновым об издании собрания своих сочинений.

1885 , 9 января – состоялось первое представление пьесы Островского “Не от мира сего” в Александринском театре в бенефис Стрепетовой.
С января по май вышли тт. I–VIII Собрания сочинений Островского в издании Н. Г. Мартынова.
4 декабря – в Петербурге Островский продал Н. Г. Мартынову право на второе издание своих драматических переводов.

1886 , 1 января – Островский вступил в должность заведующего репертуарной частью Московских императорских театров.
19 апреля – Общество любителей российской словесности избрало Островского своим почетным членом.
23 мая – обратился к Островскому с письмом, в котором просил разрешить издательству “Посредник” перепечатать некоторые пьесы Островского в дешевом издании. В этом письме Л. Н. Толстой называет Островского “несомненно общенародным в самом широком смысле писателем”.
2 июня – в 10 часов утра от сильного припадка грудной жабы (стенокардии) скончался в своей рабочей комнате в Щелыкове великий русский драматург Александр Николаевич Островский.

Полная биография Островского А. Н.

Вариант 1

Александр Николаевич Островский – российский драматург и писатель, на произведениях которого строится классический репертуар театров России. Его жизнь полна интересных событий, а литературное наследие исчисляется десятками пьес.

Детство и юность

Александр Островский родился весной 1823 года в Замоскворечье, в купеческом доме на Малой Ордынке. В этом районе драматург провел свои юные годы, а дом, где он появился на свет, существует по сей день. Отец Островского был сыном священника. Окончив духовную академию, молодой человек решил посвятить себя светской профессии и подался в судейские чиновники.

Мать Любовь Островская скончалась, когда сыну было 8 лет. Спустя 5 лет после смерти жены Островский-старший женился вновь. В отличие от первого брака с девушкой из мира духовенства, в этот раз отец обратил внимание на женщину из дворянского сословия.

Карьера Николая Островского шла в гору, он получил дворянское звание, посвятил себя частной практике и зажил на доходы от предоставления услуг богатым купцам. В его собственность вошло несколько имений, и к финалу трудовой деятельности он перебрался в Костромскую губернию, в село Щелыково, где стал помещиком.

Сын поступил в Первую московскую гимназию в 1835 году и стал выпускником в 1840‑м. Уже в юности мальчик увлекался литературой и театральным делом. Потакая отцу, он поступил в Московский университет на юридический факультет. В годы обучения там Островский проводил все свободное время в Малом театре, где блистали актеры Павел Мочалов и Михаил Щепкин. Увлечение молодого человека заставило его покинуть институт в 1843 году.

Отец питал надежду на то, что это прихоть, и пытался пристроить сына на выгодную должность. Александру Николаевичу пришлось пойти работать писцом в Московский совестный суд, а в 1845 году в канцелярию Московского коммерческого суда. В последнем он стал чиновником, принимавшим просителей устно. Этот опыт драматург часто использовал в своем творчестве, вспоминая немало интересных случаев, услышанных им за время практики.

Литература

Литературой Островский увлекся в юности, зачитываясь произведениями Гоголя и Белинского. В какой-то степени молодой человек подражал своим кумирам в первых произведениях. В 1847 году состоялся дебют писателя в газете «Московский городской листок». Издательство опубликовало две сцены из комедии «Несостоятельный должник». Это первый вариант известной читателям пьесы «Свои люди – сочтемся».

В 1849 году автор закончил работу над ней. Характерная манера писателя просматривается в первом же его произведении. Он описывает общенациональные темы сквозь призму семейно-бытового конфликта. Персонажи пьес Островского – обладатели колоритных и узнаваемых характеров.

Язык произведений легок и прост, а финал ознаменован моральной подоплекой. После публикации пьесы в журнале «Москвитянин» на Островского обрушился успех, хотя цензурный комитет запретил постановку и повторную публикацию произведения.

Островского внесли в перечень «неблагонадежных» авторов, что сделало его положение невыгодным. Ситуацию усложнил брак драматурга с мещанкой, который не благословил отец. Островский-старший отказал сыну в финансировании, и молодые люди испытывали нужду. Даже сложное материальное положение не помешало писателю отказаться от службы и с 1851 года полностью посвятить себя литературе.

Пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок» допустили к постановке на театральных подмостках. Их созданием Островский совершил революцию в театре. Публика шла смотреть на простую жизнь, и это в свою очередь требовало иного актерского подхода к воплощению образов. Декламация и откровенная театральность должны были смениться естественностью существования в предлагаемых обстоятельствах.

С 1850 года Островский стал членом «молодой редакции» журнала «Москвитянин», но материальную проблему это не исправило. Редактор был скуп на оплату большого объема работы, которую проводил автор. С 1855 по 1860 годы Островский вдохновлялся революционными идеями, влиявшими на его мировоззрение. Он сблизился с Тургеневым и Толстым , стал сотрудником журнала «Современник».

В 1856 году участвовал в литературно-этнографическом путешествии от Морского министерства. Островский побывал на верховьях Волги и использовал воспоминания и впечатления в творчестве.

1862 год ознаменовался путешествием по Европе. Писатель посетил Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию и Венгрию. В 1865 году он оказался в числе основателей и руководителей артистического кружка, из которого вышли талантливые российские артисты: Садовский, Стрепетова, Писарева и другие. В 1870‑м Островский организовал Общество русских драматических писателей и был его председателем с 1874 года до последних дней жизни.

За всю жизнь драматург создал 54 пьесы, переводил произведения зарубежных классиков: Гольдони, . К популярным произведениям автора относятся «Снегурочка», «Гроза», « », «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые» и другие пьесы. Биография писателя была тесно связана с литературой, театром и любовью к родине.

Личная жизнь

Творчество Островского оказалось не менее интересным, чем его личная жизнь. Он состоял в гражданском браке с супругой 20 лет. Они познакомились в 1847 году. Агафья Ивановна вместе со своей юной сестрой поселилась неподалеку от дома писателя. Одинокая девушка стала избранницей драматурга. Никто не знал, как они познакомились.

Отец Островского был против этой связи. После его отъезда в Щелыково молодые люди стали жить вместе. Гражданская жена была рядом с Островским независимо от того, какая драма происходила в его жизни. Нужда и лишения не погасили их чувств.

Ум и сердечность Островский и его друзья особенно ценили в Агафье Ивановне. Она славилась гостеприимством и пониманием. Супруг часто обращался к ней за советом, работая над новой пьесой.

Их брак не стал законным даже после кончины отца писателя. Дети Александра Островского были незаконнорожденными. Младшие умерли в детском возрасте. В живых остался старший сын Алексей.

Островский оказался неверным мужем. У него был роман с актрисой Любовью Косицкой-Никулиной, сыгравшей роль Катерины в премьерном спектакле «Гроза» в 1859 году. Артистка предпочла писателю богатого купца.

Следующей возлюбленной стала Мария Бахметьева. Агафья Ивановна знала об изменах, но не теряла гордость и переносила семейную драму стойко. Она умерла в 1867 году. Где находится могила женщины, неизвестно.

После кончины супруги Островский два года жил один. Его возлюбленная Мария Васильевна Бахметьева стала первой официальной супругой драматурга. Женщина родила ему двух дочек и четырех сыновей. Брак с актрисой был счастливым. С ней Островский прожил до конца жизни.

Смерть

ЗдоровьеОстровскогоистощалосьпропорциональнонагрузке, которуюписательбрал на себя. Он велбурную общественную и творческую деятельность, но все времяоказывался в долгах. Постановкипьесприносилинемалыесборы. ТакжеОстровскийимел 3 тыс. рублейпенсии, ноэтихсредствпостояннобылонедостаточно.

Плохоематериальноеположение не могло не влиять на самочувствиеавтора. Он находился в заботах и хлопотах, которые сказывались на работе сердца. Активный и живой, Островский был в веренице новых планов и идей, требующих скорейшего воплощения.

Многие творческие задумки не реализовались из-за ухудшения здоровья писателя. 2 июня 1886 года он скончался в костромском имении Щелыково. Причиной смерти считают стенокардию. Похороны драматурга прошли вблизи семейного гнезда, в селе Николо-Бережки. Могила литератора расположена на кладбище церкви Николая Чудотворца .

Похороны писателя организованы за счет пожертвования, которое приказал сделать император Александр III . Он передал родственникам почившего 3 тыс. рублей и такую же пенсию назначил вдове Островского. На воспитание детей писателягосударствовыделяло 2400 рублейежегодно.

Вариант 2

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года в Москве.

В детстве Александр получил хорошее домашнее образование – изучал древнегреческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки.

В 1835–1840 годах Александр Островский учился в Первой Московской гимназии.

В 1840 году поступил в Московский университет на юридический факультет, но в 1843 году из-за столкновения с одним из профессоров оставил учебу.

В 1943–1945 годах служил в Московском совестном суде (губернский суд, рассматривавший гражданские дела в порядке примирительной процедуры и некоторые уголовные).

1845–1851 – работал в канцелярии Московского коммерческого суда, уйдя в отставку в чине губернского секретаря.

В 1847 году Островский опубликовал в газете “Московский городской листок” первый набросок будущей комедии “Свои люди – сочтемся” под названием “Несостоятельный должник”, затем комедию “Картина семейного счастья” (впоследствии “Семейная картина”) и очерк в прозе “Записки замоскворецкого жителя”.

Признание Островскому принесла комедия “Свои люди – сочтемся” (первоначальное название “Банкрот”), которая была окончена в конце 1849 года. До публикации пьеса получила одобрительные отзывы писателей Hиколая Гоголя, Ивана Гончарова, историка Тимофея Грановского. Комедия была напечатана в 1950 году в журнале “Москвитянин”. Цензура, усмотревшая в произведении оскорбление купеческого сословия, не разрешила ее постановку на сцене – впервые пьеса была поставлена в 1861 году.

С 1847 года Островский сотрудничал как редактор и критик с журналом “Москвитянин”, публикуя в нем свои пьесы: “Утро молодого человека”, “Неожиданный случай” (1850), комедии “Бедная невеста” (1851), “Не в свои сани не садись” (1852), “Бедность не порок” (1853), “Не так живи, как хочется” (1854).

По прекращении издания “Москвитянина”, Островский в 1856 году перешел в “Русский Вестник”, где во второй книжке за этот год была напечатана его комедия “В чужом пиру похмелье”. Но в этом журнале он работал недолго.

С 1856 года Островский – постоянный сотрудник журнала “Современник”. В 1857 году им были написаны пьесы “Доходное место” и “Праздничный сон до обеда”, в 1858 году – “Не сошлись характерами”, в 1859 году – “Воспитанница” и “Гроза”.

В 1860‑е годы Александр Островский обратился к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра. Он создал цикл исторических пьес: “КозьмаЗахарьич Минин-Сухорук” (1861), “Воевода” (1864), “Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский” (1866), “Тушино” (1866), психологическую драму “Василиса Мелентьева”(1868).

Завершили цикл пьесы 1873 года: “Комик XVII столетия”, и драматическая сказка в стихах “Снегурочка” – псевдоисторическая утопия русской жизни.

Драматургом написаны бытовые комедии и драмы “Тяжелые дни”(1863), “Шутники” (1864), “Пучина”, (1865).

После закрытия журнала “Современник” в 1866 году почти все свои пьесы Островский публиковал в журнале “Отечественные записки”. Им были написаны пьесы “Бешеные деньги” (1870), “Лес” (1871), “Волки и овцы” (1875) и другие.

В произведениях 1870–1880‑х годов одной из центральных тем драматурга стала участь талантливой и несправедливо обойденной судьбой русской женщины, отраженная в пьесах “Богатые невесты” (1876), “Бесприданница” (1878), “Таланты и поклонники” (1882), “Без вины виноватые” (1884).

Всего драматург написал 47 пьес, а также свыше 20 переводных пьес Карло Гольдони, НикколоМаккиавели, Мигеля Сервантеса, ПублияТеренция и других зарубежных авторов. Ряд произведений были созданы совместно с другими драматургами – Степаном Гедеоновым, Николаем Соловьевым, Петром Невежиным.

Им были созданы Артистический кружок (1865) и Общество русских драматических писателей и оперных композиторов (1874), где драматург был председателем. Работая с 1881 года при дирекции Императорских театров в комиссии по изменению законодательства по театральному делу, он добился улучшения положения артистов и совершенствования театрального образования. С 1885 года Островский заведовал репертуарной частью московских театров и был начальником театрального училища.

14 (2 по старому стилю) июня 1886 года в имении Щелыково Костромской области Александр Островский скончался за письменным столом от приступа стенокардии.

Вариант 3

Величайший русский драматург Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке.

Начало пути

Отец Александра Николаевича окончил сначала Костромскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию, но в итоге работать стал, говоря современным языком, адвокатом. В 1839 году получил дворянский чин.

Мама будущего драматурга была дочерью младших церковных служащих, умерла, когда Александру не было и восьми лет.

Семья была обеспеченной и просвещённой. Много времени и средств тратилось на обучение детей. Уже с детства Александр знал несколько языков и много читал. С раннего возраста он почувствовал желание писать, но отец видел его в будущем только юристом.

В 1835 году Островский поступает в 1‑ю Московскую гимназию. Через 5 лет – становится студентом юридического факультета в Московском университете. Будущая профессия его не привлекает и может быть, поэтому конфликт с одним из преподавателей становится поводом для ухода из учебного заведения в 1843 году.

По настоянию отца Островский служил сначала писцом в московском Совестном суде, затем в Коммерческом (до 1851 года).

Наблюдение за клиентами отца, затем за историями, разбиравшимися в суде, дало Островскому богатейший материал для будущего творчества.

В 1846 году Островский впервые задумывается о написании комедии.

Творческие успехи

Литературные взгляды его складываются ещё в студенческие годы под влиянием Белинского и Гоголя – Островский сразу и бесповоротно решает, что будет писать только в реалистичной манере.

В 1847 году в соавторстве с актёром Дмитрием Горевым Островский пишет первую пьесу «Записки замоскворецкого жителя». В следующем году его родные переезжают жить в родовое имение Щелыково в Костромской губернии. Александр Николаевич тоже посещает эти места и остаётся под неизгладимым впечатлением от природы и волжских просторов на всю жизнь.

В 1850 году Островский публикует свою первую большую комедию «Свои люди – сочтёмся!» в журнале «Москвитянин». Пьеса имеет большой успех и восторженные отзывы литераторов, но запрещается к повторному изданию и постановке по жалобе купцов, отправленной непосредственно императору. Автора уволили со службы и отдали под надзор полиции, который был снят только после восшествия на престол Александра II. В первой же пьесе Островского проявились основные черты его драматургических произведений, которые были характерны для всего творчества в дальнейшем: умение через личный и семейно-бытовой конфликт показать наиболее сложные общерусские проблемы, создать запоминающиеся характеры всех персонажей и «озвучить» их живой разговорной речью.

Положение «неблагонадёжного» ухудшило и без того непростые дела Островского. С 1849 года он без благословения отца и, не венчаясь в церкви, стал проживать с простой мещанкой Агафьей Ивановной. Отец полностью лишил сына материальной поддержки, и финансовое положение молодой семьи было тяжёлым.

Островский начинает постоянное сотрудничество с журналом «Москвитянин». В 1851 году публикует «Бедную невесту».

Под влиянием главного идеолога журнала А.Григорьева в пьесах Островского этого периода начинают звучать не столько мотивы обличения сословного самодурства, сколько идеализации старинных обычаев и русской патриархальности («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и другие). Такие настроения уменьшают критичность произведений Островского.

Тем не менее, драматургия Островского становится началом «нового мира» во всём театральном искусстве. На сцену выходит простая будничная жизнь с «живыми» персонажами и разговорным языком. Большинство актёров принимают новые пьесы Островского с восторгом, они чувствуют их новизну и жизненность. С 1853 года почти каждый сезон в московском Малом театре и петербургском Александринском в течение 30 лет появляются новые пьесы Островского.

В 1855–1860 годах драматург сближается с революционерами демократами. Он переходит в журнал «Современник». Главным «событием» пьес Островского этого периода становится драма простого человека, противостоящего «сильным мира сего». В это время он пишет: «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Гроза» (1860).

В 1856 году по указанию великого князя Константина Николаевича лучших российских писателей отправляют в командировку по стране с заданием описать промышленное производство и быт различных областей России. Островский едет на пароходе от верховьев Волги до Нижнего Новгорода и делает множество записей. Они становятся настоящими энциклопедическими заметками по культуре и экономике края. При этом Островский остаётся художником слова – многие описания природы и быта переносятся им в свои произведения.

В 1859 году вышло первое собрание сочинений Островского в 2‑х томах.

Обращение к истории

В 60‑е годы Александр Николаевич обращает особый интерес в сторону истории и завязывает знакомство с известным историком Костомаровым. В это время он пишет психологическую драму «Василиса Мелентьева», исторические хроники «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и другие.

Не прекращает создание бытовых комедий и драм («Тяжёлые дни»-1863, «Пучина»-1865 и др.), а также пьес сатирической направленности о жизни дворянства («На всякого мудреца довольно простоты»-1868, «Бешеные деньги»-1869, «Волки и овцы» и др.).

В 1863 году Островского награждают Уваровской премией, присуждаемой за исторические сочинения, и избирают членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Следующий год радует его рождением первого сына – Александра. Всего Островский станет отцом шестерых детей.

С 1865–1866 года (точная дата не определена) Александр Николаевич создал в Москве Артистический кружок, из которого впоследствии выйдет множество талантливых деятелей театра. В 1870 (по другим данным – в 1874) году в России организуется Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, руководителем которого драматург останется до конца жизни. В этот период в доме у Островского перебывает весь цвет русского культурного общества. И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, П.М.Садовский, М.Н.Ермолова, Л.Н.Толстой и многие другие выдающиеся личности современности станут его искренними друзьями и приятелями.

В 1873 году Александр Николаевич Островский и молодой композитор Пётр Ильич Чайковский за несколько месяцев напишут удивительную по красоте слога и звучанию оперу «Снегурочка», созданную на основе народных сказок и обычаев. Своим творением и драматург и композитор будут гордиться всю жизнь.

С театром – до конца

В последние годы жизни Островский часто обращается к женским судьбам в своих произведениях. Он пишет комедии, но больше – глубокие социально-психологические драмы о судьбах духовно одарённых женщин в мире практичности и корысти. Выходят в свет « Бесприданница», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники» и др.пьесы.

В 1881 году при дирекции имперских театров организуют специальную комиссию для создания новых законодательных актов по работе театров по всей стране. Островский принимает самое деятельное участие в работе комиссии: пишет множество «записок», «соображений» и «проектов» на тему организации работы в театрах. Благодаря ему принимаются многие изменения, которые значительно улучшают оплату актёрского труда.

С 1883 года Островский получает от императора Александра III право на ежегодное пенсионное обеспечение в размере трёх тысяч рублей. В этом же году выходит последний литературный шедевр Александра Николаевича – пьеса «Без вины виноватые» - классическая мелодрама, поражающая силой характеров своих героев и впечатляющая сюжетом. Это был новый всплеск великого драматургического таланта под влиянием запоминающейся поездки на Кавказ.

Через 2 года Островского назначают заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Драматург старается сформировать в стране новую школу реалистичной игры, выдвигая на первый план самых талантливых актёров.

Островский работает с театральными деятелями, в голове у него множество задумок и планов, он занят переводами зарубежной (в т.ч.античной) драматической литературы. Но здоровье его подводит всё чаще. Организм истощается.

2(14) июня 1886 года в имении Щелыково Александр Николаевич Островский умирает от стенокардии.

Похоронен на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

Похороны осуществлялись на средства, предоставленные Александром III. Вдове с детьми была назначена пенсия.

Мало кто может похвастать таким же весомым вклад в развитие русского театра, как великий драматург Александр Островский. Этот удивительный человек обладал сильной личностью и поразительным талантом, что и принесло ему громкую славу ещё при жизни. Написанные им пьесы и в наши дни регулярно ставятся на подмостках российских театров.

Интересные факты из жизни Островского.

  1. У Островского было тринадцать братьев и сестёр, но половина из них умерла ещё в детстве. Будущийдраматург был старшим ребёнком в семье.
  2. В восьмилетнем возрасте юный Александр потерял мать. Его отец женился повторно, и мачеха окружила его детей неподдельной заботой.
  3. По отцовскому настоянию Островский отправился в гимназию учиться на юриста, но был вынужден прекратить обучение после провала экзамена по римскому праву.
  4. На протяжении более чем двадцати лет драматург сожительствовал гражданским браком с крестьянкой Агафьей, так как не мог жениться на ней из-за общественного осуждения подобного союза.
  5. Долгое время у Островского были проблемы с цензурой - его пьесы попросту не хотели публиковать.
  6. Во многих пьесах Островского судебные чиновники показаны в довольно неприглядном свете. Это - отражение личного опыта драматурга, которому по отцовскому приказу пришлось некоторое время проработать в суде.
  7. Впервые произведение Островского было опубликовано в 1847 году. Комедия «Несостоятельный должник», впоследствии переработанная и получившая название «Свои люди - сочтёмся», получила признание Гоголя, но она же послужила причиной запрета на дальнейшие публикации драматурга.
  8. Островский говорил на семи языках, не считая русского, включая латынь и древнегреческий.
  9. Именно великий драматург благодаря своим переводам познакомил множество людей с творчеством Шекспира.
  10. Основным сторонним увлечением Островского на протяжении всей жизни была рыбалка.
  11. Современники вспоминали, что любую, даже самую мягкую критику, драматург воспринимал крайне болезненно и иногда даже агрессивно.
  12. Творческая деятельность Островского продлилась более сорока лет.
  13. Основанную Островским театральную школу в дальнейшем совершенствовал Булгаков.
  14. Всего из-под пера великого драматурга вышло 49 пьес.
  15. Островский скончался от сердечного приступа прямо за работой, в процессе написания своей 50‑й по счёту пьесы.