Как проверять безударную гласную в корне слова: правила и примеры. Слова с безударными гласными. Безударные гласные. Непроверяемая безударная гласная

Русский язык является одним из богатейших в мире. В то же время он считается структурой со сложным грамматическим строем. Поэтому очень часто произношение слов не определяет их правильного написания. Примеров такого несовпадения можно привести массу: в слове "посолить" безударная гласная в корне слова "о" слышится и произносится как "а". Как же быть в этом случае? Как не ошибиться в таких написаниях? В статье рассмотрим эти вопросы подробнее.

Безударные гласные в корне слова

Практически все сомнительные случаи попадают под то или иное правило. Сложность зачастую создают безударные гласные буквы в корне слова. Существует несколько способов разрешения данной ситуации. В простейшем варианте следует написание проверять родственным или несколько измененным словом. В результате должна получиться конструкция, в которой сомнительный звук стоит в "сильном" (ударном) положении. Если такое слово существует, то говорят о том, что вызывающая вопрос буква - это проверяемая безударная гласная в корне слова. Например: города - город; вода - воды. Но не для всех случаев подходит такой способ проверки написания. Например, таким образом не устанавливается слова или написание букв о-ё после шипящих. Например: подгореть - угар, шёлк и крыжовник. Тем не менее основная часть корней в русских словах пишется в соответствии с морфемным принципом русской орфографии. Он гласит, что правописание конструктивных элементов слова находится вне зависимости от их произношения.

Как проверить безударные гласные в корне слова?

Существуют несложные действия, совершив которые, пишущий сможет проверить сомнительный случай. Чтобы установить, какую букву употреблять, нужно:

Найти корень в слове (например, болеет - корень "бол").

Подобрать родственное слово с ударением на проблемную гласную (болеет - больно).

Особый случай - буква "ё", которая всегда находится в "сильной" (ударной) позиции. Это означает, что в словах одного корня в слабом положении будем писать "е". Например: вёсны - весна, звёзды - звезда, налёт - налетать.

Определение ударением гласной в корне позволяет правильно писать все однокоренные слова: весна - весной - весенний, морской - море - заморский.

Словарные случаи

Когда безударная гласная в корне слова не поддаётся проверке указанным выше способом, следует обратиться к справочной литературе. Написание таких "трудных" случаев следует запомнить. Эти слова в русском языке не подчиняются общим правилам и поэтому называются словарными. А знание правильного написания одного такого речевого элемента позволяет правильно писать и все родственные конструкции. К примеру, возьмём слова вагон, диван, вазелин, винегрет, археолог, президент, экскаватор . В этих случаях проверочные основы не подобрать, но их написание можно запомнить. Что нам это дает? Мы будем знать написание всех их однокоренных слов и производных форм: вагон - вагонный, вагоновожатый; диван - диваны, диванный; вазелин - вазелиновый .

Двойные сомнительные

Мы выяснили, как проверяется одна безударная гласная в корне слова. А если таких букв две, то как быть? Например, в словах молотить, голосит . В таких случаях следует опять же поступать по правилам. Необходимо подобрать родственные конструкции: молотить - молот, молотит; голосит - голос, многоголосие. Таким образом, мы для себя можем сформулировать правило под названием "безударная гласная в корне слова, которую можно проверить путём подбора родственного речевого элемента". В этих случаях буква должна слышаться явно, так как она находится под ударением. В случае наличия двух сомнительных букв следует подобрать несколько родственных речевых элементов. В одном ударение будет падать на одну безударную гласную, а в другом, соответственно, на другую, как показано в примерах выше.

Буквы "о" и "а"

У многих вызывает затруднения чередующая безударная гласная в корне. Это связано с некоторыми расхождениями в правилах для тех или иных речевых элементов. Например:

КОС - КАС, где "а" пишется, при наличии за корнем суффикса "а" (коснуться - прикасаться).

ЛОЖ - ЛАГ, где перед согласной "ж" пишем букву "о", а перед согласной "г" пишем "а". Пример: положить - возлагать.

КЛОН - КЛАН, где в безударном положении пишем только "о". Пример: наклониться.

ТВОР - ТВАР, где в безударной позиции пишем "о". Пример: творец (исключение в данном случае - утварь).

ГОР - ГАР, где "а" бывает в слове только в "сильной" позиции. Буква "о" употребляется в безударном положении. Пример: загар, загорит.

ЗОР - ЗАР. Пишем, наоборот, под ударением букву "о". В слабой позиции используется буква "а". Пример: заря - зори. Исключения здесь: птица-зорянка, (решили) зоревать.

РАСТ - РОС, где в позиции перед буквосочетанием СТ и согласной Щ пишем "а". В случаях, когда употребляется "с", то перед ней используется "о". Пример: подрастать, выращивать. Но при этом: росли. В качестве исключений следует запомнить: росток, ростовщик, наименование города Ростов, мужское имя Ростислав, подростковый, отрасль.

РАВН - РОВН, где "а" употребляется в словах со значением "равный по каким-то параметрам", а "о" - в словах со значением на ровной поверхности. Пример: уровень, уравнение.

МОК - МАК, где МАК пишется при смысловом значении окунать в жидкость, а МОК - пропускать жидкость. Пример: обмакнуть, но намокать.

Употребление "е" и " и"

Для чередующихся корневых гласных Е-И правило написания одинаково для всех идентичных корней - пишем гласную И при наличии в закорневой позиции суффикса А, при его отсутствии ставим Е:

БИР - БЕР: уберём - убирать;

ДИР - ДЕР: сдерёт - сдирать;

МИР - МЕР: замереть - умирать;

ПИР - ПЕР: отпереть - запирать;

ТИР - ТЕР: оттереть - оттирать;

ЖИГ - ЖЕГ: поджигать - сжёг;

СТИЛ - СТЕЛ: расстилать - постелить;

БЛИСТ - БЛЕСТ: блестеть - блистать.

Правописание букв О-Ё после шипящих

В таких случаях в сильной позиции пишем корневую гласную букву Ё, если при изменении слова в корне появляется гласная Е. Например: дешёвый - дешевле; жёрдочка - жердь. Это же правило действует, если при изменении слова ударение переходит на соседний слог: чёлка - чело; бечёвка - бечева. Во всех остальных случаях в корне после шипящей следует писать букву "о".

Прочие сочетания

Сегодня в русском языке есть корни с неполногласными сочетаниями -ра-, -ре-, -ле-, -ла- и прочие, пришедшие из старославянского языка, которым соответствуют полногласные корневые буквосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -ело-. Слова, содержащие такие буквосочетания, не требуют проверки ударением, их нужно просто узнавать. Примеры: город (русск.) - град (ст. слав.); здоровье (русск.) - здравие (ст. слав.); молодёжь (рус.) - младое (ст. слав.); золото (рус.) - злато (ст. слав.); берег (рус.) - брег (ст. слав.); дерево (рус.) - древо (ст. слав.); шлем (рус.) - шелом, ошеломлённый (ст. слав..); молоко (рус.) - млечный (ст. слав.). Чаще всего такие полногласные и неполногласные буквосочетания сразу определяемы и, как правило, не вызывают трудностей. Однако не все такие соответствия могут быть восстановлены в современном нам русском языке. Примеры: корова - крава; мороз - мраз. В некоторых словах второй вариант древнеславянского корня сохранился только в других славянских языках. Пример старославянского корня в русском языке сохранился в слове Бологое - наименовании населённого пункта. Исходным словом является "благо".

Слова современного русского языка, вошедшие в него из старославянского, зачастую бывают со стилистической окраской (град, брег, злато и прочие), так как они были неотъемлемой частью книжной, поэтической речи, торжественной и высокопарной. Это был литературно-книжный сакральный язык всех славянских народов, живших в 9-11 в, на который была переведена с древнегреческого языка и Библия, на нём велись богослужения. Есть слова старославянской эпохи, которые за долгое время пребывания в составе русского языка претерпели изменения в значении, утратив былую возвышенно-торжественную окрашенность, и стали обычными, вполне нейтральными по смыслу, то есть обрели новое значение. Примеры: омонимичные слова глава - руководитель города, делегации и прочего, и глава - часть издания, книги, статьи.

Умение правильно и грамотно излагать мысли на бумаге крайне необходимо. Развитию этого навыка уделяют внимание ещё в начальной школе. Одними из самых часто встречаемых орфограмм являются проверяемые безударные гласные в корне слова. Примеры привести несложно: дверной - двери , зеркальный - зеркало , писать - пишет . Во всех перечисленных словах гласные, написание которых находится под сомнением, проверяются однокоренными лексическими единицами, где звук находится в сильной позиции и чётко слышен.

Виды безударных гласных

Чтобы не ошибиться и написать слово с орфограммой правильно, необходимо сначала определить, к какому именно виду она относится. В русском языке принято выделять 3 типа безударных гласных :

  • непроверяемая гласная (словарное слово);
  • чередующаяся гласная;
  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Слово является непроверяемым в том случае, если к нему невозможно подобрать проверочное. В такой ситуации его написание следует уточнить в орфографическом словаре и запомнить.

Примеры - арбуз , человек , чеснок , поролон , календарь , пакет и многие другие.

К группе с непроверяемой гласной в корне относится большое число лексических единиц, заимствованных из иностранных языков: симпатия , информация , филармония , церемония , экономика , математика и т. д.

Корни с чередованием тоже часто вызывают трудности. В этом случае правописание может зависеть от различных факторов :

  • от ударения: сгорает - гарь , заря - зори ;
  • от наличия суффикса «а» после корня: выдирать - выдернул , застилает - застелет ;
  • от согласного в конце корня: растительность - заросли - отращивать ;
  • от смысла: обмакнул - промок .

Чтобы не совершить ошибку, необходимо запомнить, в каких именно корнях появляются чередующиеся гласные и каким правилам они подчиняются.

Чтобы определить, является ли орфограмма безударной проверяемой гласной корня, нужно убедиться, что отсутствует явление чередования. После этого следует подобрать слово, где гласная, вызвавшая затруднение, будет стоять под ударением: коробка - короб , прямой - прямо , цветок - цвет .

Для верного определения проверочного слова необходимо помнить о некоторых важных правилах и исключениях русского языка.

Как найти проверочное слово

Основная сложность при написании заключается в том, как правильно проверить безударную гласную в корне. Правило звучит достаточно просто: нужно подобрать однокоренное слово, в котором буква будет стоять в сильной позиции, т. е. под ударением :

  • щека - щёки ;
  • колбаса - колбасный ;
  • пекарня - пекарь ;
  • грибной - гриб ;
  • цепочка - цепь .

Однако есть ряд исключений из основного правила. Чтобы не допустить ошибку при проверке, необходимо их учитывать :

Все перечисленные правила, а также исключения из них, проще всего запомнить на практике. Для этого можно выполнить несколько упражнений на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задания на правописание безударных гласных в корне встречаются как в учебниках для начальных классов, так и в сборниках ЕГЭ. Ниже будут разобраны некоторые типы упражнений.

Задание 1. Записать 10 слов, в корне которых присутствует проверяемая безударная гласная.

Чтобы выполнить это упражнение, можно посмотреть вокруг и определить, какие из окружающих предметов или признаков имеют в корне гласные в слабой позиции и какие из них проверяются. При этом лучше избегать глаголов, имён существительных и прилагательных иностранного происхождения. А также необходимо проверять, не является ли гласная в корне чередующейся.

Вот лишь некоторые слова, которые подходят под условие упражнения :

  • стекло - стёкла ;
  • окно - окна ;
  • часы - час ;
  • столы - стол ;
  • зелёный - зелень ;
  • на полу - пол;
  • зеркало - зеркальный ;
  • деревянный - дерево , деревья ;
  • стена - стены ;
  • тепло - тёплый .

Под условие задания могут подойти и другие примеры слов.

Упражнение 2. Где пропущена проверяемая безударная гласная?

Аб…немент, ш… лестеть, г… реть, изб… жать, зам… рать, охр… нять, ш… колад, пон… мание, в… лнистый, д… ректор, р… жим, мол… ко.

Сначала следует найти лексические единицы, в которых есть чередование гласных: гореть , замирать , понимание .

Теперь нужно написать проверочные слова к оставшимся в списке. Те из них, которые не удалось проверить, являются непроверяемыми. Эти лексические единицы можно проверить :

  • шелестеть - шелест ;
  • избежать - бег ;
  • охранять - охрана ;
  • волнистый - волны ;
  • молоко - молочный .

Слова абонемент , шоколад , директор и режим являются словарными.

Упражнение 3. Вставить пропущенные буквы.

Наступило раннее утро. Д… вчонка проснулась, вск… чила с кровати и выгл… нула в… кно. Небо поразило её своей с… невой. Уд… вительно осв… жающий воздух ворвался в комнату. Однако всё с… мейство прод… лжало крепко спать. Она взд… хнула, закрыла форточку и начала л… ниво собираться в школу.

Нужно подобрать проверочные слова :

Ко всем словам с пропущенной буквой были подобраны проверочные слова.

Формулировки упражнений по русскому языку могут отличаться. В некоторых из них может потребоваться определить, какая одна и та же буква пропущена в каждой строке задания. Иногда вопрос формулируется так, что нужно понять, какая именно орфограмма присутствует в каждой из нескольких лексических единиц. Но если к слову можно подобрать проверочное, то, без сомнения, речь идёт именно о гласной в корне без ударения.

Обычно считается, что ошибки в написании безударных гласных самые распространённые. Это правда.

Проверяешь диктант в любом классе и всегда найдёшь 5 человек, кто правила не применяет, а пишет наугад.

Возникают ошибки по многим причинам. Например, потому, что не распознаётся место ударения в слове (нет водЫ; льются вОды реки).

Неверно выделяется корень ("обнаж-аются", хотя правильно "об-наж-аются", "рос-кошный", но верно "роскош-ный", проверка – "роскошь").

Делается неправильный подбор проверочных слов (слово "становится" проверяют через "стон", "стойка"). Ученики путают омонимичные корни (омофоны), зависящие от смысла (поласкать котёнка – полоскать бельё).

При выборе безударной гласной особенно сложно в тех случаях, когда слова предлагаются многосложные, состоящие из 3-6 слогов (иде..лист, осл..пительный, обог..щение, пол..мизировать). Кроме того, нужно уметь различать, к какой группе относится безударная гласная: к проверяемым, непроверяемым или чередующимся.

Непроверяемые безударные гласные нужно писать только по памяти или по словарю (вИртуозный, трЕвожиться, сувЕренитет), а – узнавать по особым приметам, применяя то или иное условие их написания (согласно ударению, последующей гласной, лексическому значению или традиции): загар − загорать; прилагать − приложить; вымокнуть под дождём − вымакать чернила; принять − принимать.

Проверяемые безударные гласные потому и "проверяемые", что их необходимо обязательно проверять. Есть несколько общепринятых способов проверки :

1. Изменить форму числа: плечо − плечи, звезда − звёзды; леса − лес, снега − снег.

2. Изменить падежную форму: пора − пору, полком − полк.

3. Добавить или отбросить суффикс: зима − зимушка, верхушка − верх.

4. Подобрать слово из другой части речи: обижать − обидчивый − обидный − обида.

5. Подобрать краткую или полную форму прилагательного: сладка − сладок, рябой − ряб.

6. В глаголах изменяем род, лицо и число: пасти − пас, мочить − мочит, борюсь − борется.

Никогда не подбираем проверочное слово в виде глагола с суффиксами -ыва-(-ива-), так как в них происходит чередование гласных (опоздать − поздно, но опаздывать!).

Слово с полногласием проверяем полногласной формой: голодный − голод. Неполногласие проверяем только неполногласной формой: охлаждение − прохлада.

В задании №8 на ЕГЭ по русскому языку предполагается несколько формулировок :

1) определить слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня,

2) определить слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня,

3) определить слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

Покажем способы выбора необходимого слова по каждому заданию.

Пример выбора безударной проверяемой гласной из ряда: предпол..гать, г..рмоничный, р..сточек, прис..гать, к..фтан.

Рассуждаем так: в данных словах есть чередующиеся гласные (предполАгать: корень -лаг-лож-; рОсточек: слово-исключение), непроверяемые гласные (гАрмоничный и кАфтан). А в слове "прис..гать" можно написать буквы И, Е, Я, так как гласная находится в слабой позиции, то есть без ударения. Это глагол, вот почему подбираем родственное слово из другой части речи с той же гласной в сильной позиции (прис..гать − значит давать присягу, поэтому пишем Я).

Пример выбора безударной непроверяемой гласной из ряда: эфф..ктивный, ст..пендия, мот..вировать, пол..мизировать, напом..нание.

Рассуждаем так: больше всего здесь слов с проверяемой гласной (эффективный − эффЕкт, мотивировать − мотИв, полемизировать − полЕмика), есть также слово с чередованием Я/ИН "напоминание". Остаётся одно словарное слово "стипендия".

Пример выбора безударной чередующейся гласной из ряда: обл..гать, преподн..сить, ре..листический, ут..пический, ав..нтюра.

Рассуждаем так: выделяем словарное слово "авантюра, подбираем проверку для слов преподносить − нОсит, реалистический − реАльный, утопический − утОпия. Остаётся слово "облагать" с корнем -ЛАГ-.

Попробуйте выполнить тест по данной теме. Ответы прилагаются в конце.

Вариант 1

1. П…томки, обт…рать, компр…мисс, зар…стёт, патри…тический;

2. вык…сить, прот…рать, б…хрома, к…мбинация, выр…щенный;

3. закр…пить, зар…сли, выск…чка, р…ализм, прик…саться;

4. изл…жение, обог…щаться, обл…гать, эг…ист, с…нтетический;

5. пром…кашка, соч…тание, орг…низатор, прил…скать, безотл…гательно;

6. ф…льетон, прим…рять (костюм), од…колон, пл…вец, з…ря;

7. р…петировать, р…внина, заст…лать, сист…матический, тр…туар;

8. ск…чок, г…ревать, приг…релый, л…берал, прикл…нить.

II. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9. Прил…жение, фил…рмония, оз…рять, оч…ровать, уд…вительный;

10. перс…нальный, непром…каемый, тр…пещет, перест…лить, в…ранда;

11. зап…вать, р…сти, прикр…пить, кл…ент, р…стовщик;

12. акс…ома, пос…деть, подг…реть, оп…рался, ур…внять;

13. тв…рить, ст…пендия, клев…та, отр…сло, выг…рать;

14. ок…ймлять, оч…ровать, благораспол…жение, соприк…снувшись, к…рифей.

15. Ир…ничный, пл…сунья, д…кламация, ув…дание, заг…рать;

16. ув…дать, т…рраса, бл…стеть, просв…щать, выт…снять;

17. ф…натизм, зар…сли, п…тачок, возд…яние, пощ…чина;

18. пол…мический, экз…менатор, г…ристый, ш…ренга, сд…рать;

19. изв…ваться, объед…нение, р…стовщик, п…йзаж, кал…ндарь;

20. удес…терить, ак…демия, зак…ренелый, подг…ревший, воскл…цание.

Проверочный тест по теме «Правописание гласных в корне»

Вариант 2

I. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. Ур…внять, тр…слись, раств…ритель, выск…чка, к…ридор;

2. вым…чить, отк…заться, зан…маться, ф…лософия, пр…оритет;

3. прекл…ниться, заст…лать, расст…гнуть, г…рнизон, д…ректор;

4. соч…тание, напр…женный, выр…щенный, п…лисадник, с…рафан;

5. л…коничный, ум…рающий, з…рница, нагр…дить, выск…чить;

6. т…инственный, разд…рут, выпл…вка, раств…ритель, к…ндуит;

7. приг…реть, бл…стательный, эст…тический, б…гряный, к…варный;

8. отр…слевой, успок…ение, к…саться, гр…ндиозный, абс…лютный.

II. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная. Выпишите это слово, вставив опущенную букву.

9. Р…внина, к…стер, водор…сли, просл…вляют, предст…вление;

10. ум…рает, обж…гание, к…личество, оп…здавший, сов…щание;

11. р…сунок, см…тритель, к…сательный, пот…рять, осл…пительный;

12. з…рница, прис…гать, ав…нгард, з…рево, р…вномерный;

13. ур…внение, исп…лнение, несг…раемый, прит…зание, сл…вяне;

14. л…гичность, с…реневый, по…вление, к…лыхаясь, распол…жение.

III. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

15. Выл…жен, сож…ление, в…ликолепный, симп…тичный, р…скошный;

16. притв…рить, гл…тать, укр…щать, ок…лдовать, в…теран;

17. ул…жить, об…няние, х…рактер, хв…стливый, см…гчить;

18. гор…зонтальный, ср…щение, объед…няющий, к…нтраст, щ…котать;

19. юб…лей, пом…щаюсь, пл…вчиха, к…нтингент, приви…легия;

20. к…рамический, тр…вога, по…вились, подн…мать, арх…тектурный.

Ответы для варианта 1

1. патриотический
2. выкосить
3. закрепить
4. обогащаться
5. приласкать
6. примерять
7. систематический
8. горевать
9. филармония
10. веранда
11. клиент
12. аксиома
13. стипендия
14. корифей
15. загорать
16. блестеть
17. заросли
18. сдирать
19. ростовщик
20. подгоревший

Ответы для варианта 2

1. тряслись
2. отказаться
3. расстегнуть
4. напряжённый
5. наградить
6. таинственный
7. эстетический
8. успокоение
9. костёр
10. количество
11. рисунок
12. авангард
13. притязание
14. сиреневый
15. выложен
16. притворить
17. уложить
18. сращение
19. пловчиха
20. поднимать

И.А. БУКРИНСКАЯ,
О.Е. КАРМАКОВА,
г.Москва

Продолжение. См. № 39, 43, 47/2003 и № 3, 7, 11, 15/2004

Правописание безударных гласных в корне слова

Компакт-тема № 8

Безударные гласные, проверяемые ударением

Большинство корней в русском языке пишется в соответствии с основным принципом русской орфографии – морфемным, т.е. в корне с безударным гласным пишется та же гласная буква, что и в слове, где она под ударением. (Дости жение – дости чь, растя жение – растя нет).

Упражнение

Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

Прогл_тить, препод_ватель, перевопл_титься, вд_леке, насл_ждение. раст_ржение;
ед_ничный, закр_пление, увл_каться, уд_вительный, под_лить.

При подборе однокоренных слов следует помнить о важном ограничении: нельзя проверять безударную гласную корня глаголами, в которых есть суффикс -ива-/-ыва- . В силу исторических причин во многих глаголах, где есть суффикс -ива-/-ыва- , придающий им значение несовершенного вида, безударное о чередуется с ударным а :

    прогло тить – гло тка , а не прогла тывать ;

    опо здавший – по здно , а не опа здывать ;

    спро сить – спро с , а не спра шивать .

Подбирая проверку, надо правильно разделить слово на составляющие его морфемы и найти корень. При этом необходимо учитывать лексическое значение слов. Ведь бывают слова, которые звучат одинаково, а значение имеют разное и пишутся по-разному (они называются омофонами):

    примир ять врагов (мир) пример ять платье (мер ить, мер ка, пример ка);

    посед еть от невзгод (сед енький) посид еть на завалинке (сид я);

    поласк ать котенка (ласк а) полоск ать белье (полощ ет);

    крат чайшее расстояние (крат кость) – крот чайшее создание (крот кий);

    посвет ить фонариком (свет) – посвят ить жизнь (свят ость ).

Трудности возникают и с паронимами (греч. para – «близко, рядом»; onyma – «имя») – словами, похожими по звучанию (но полностью в звучании, в отличие от омонимов, не совпадающими), например: покорять и покарать (первое проверяется словом покорность , второе – кара ).

Или другая пара: обоняние – «способность различать запахи» и обаяние – «способность производить приятное впечатление, очаровывать». Чтобы не ошибиться в правописании слов, необходимо разобрать слова по составу. Обоняние обо- – приставка, -ня- – корень, который мы находим в родственных словах снять, унять, принять, -ниj- – суффикс существительного, – окончание. В слове обаяние , котороепроисходит от глагола баяти – «красиво говорить, заговаривать», о- – приставка, -баj- – корень, -а - – глагольный суффикс, -ниj- – суффикс существительного, – окончание.

Упражнение

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

Разв_вается флаг; разв_вается промышленность; ст_рожил нашего города; ст_рожил склад продуктов; ум_лять о помощи; ум_лять заслуги; упл_тить налоги; упл_тнить бетон; просв_щенная монархия; жизнь, посв_щенная людям;

вл_стелин; просл_влять; укр_титель; пок_рать;

изм_рение; разув_рять; дост_жение цели; неисч_рпаемый запас;

объед_няться; неприм_римые враги; увл_кательно; раздв_жная стенка;

сож_ление; раск_ленный; благосл_влять; вообр_жение;

прор_дить проросшую морковь; тр_стись от страха; разр_дить международную обстановку; тр_скотня пулеметов; пр_дильный станок.

Непроверяемые гласные в корне
Полногласные и неполногласные сочетания в корне

В русском языке много слов, где гласные в корне нельзя проверить сильной позицией, т.е. невозможно подобрать пример, в котором гласный стоял бы под ударением: са пог, то пор, ви не грет .

В школьной практике подобные слова называются словарными. Их правописание опирается на традицию, а то, как их следует писать, мы узнаем из словарей. В этом случае «работает» традиционный принцип русской орфографии. И здесь остается только один путь – запоминание. Чаще всего не поддаются проверке заимствованные слова: архи тектор, ко нцепция, пе ри фе рия, э ска латор.

Большую группу в нашем языке составляют заимствования из старославянского языка. Среди них есть корни с так называемым неполногласием – -ра-, -ла-, -ре-, -ле -. Им соответствуют исконно русские (древнерусские) полногласные сочетания – -оро-, -оло-, -ере-, -ело -/-оло -:

    гра д (старослав. ) – горо д (русск. ), здра вие (старослав. ) – здоро вье (русск. );

    гла с (старослав. ) – голо с (русск. ), зла то (старослав. ) – золо то (русск. );

    бре г (старослав. ) – бере г (русск. ), пре д (старослав. ) – пере д (русск. );

    шле м (старослав. ) – шело м, ошело мить (русск. ), мле ко (старослав. ) – моло ко (русск. ).

Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.

В большинстве случаев сопоставление полногласных и неполногласных сочетаний не вызывает трудностей. Однако не все соответственные пары возможно восстановить в современном языке, например: в парах мороз – мраз, корова – крава второй вариант корня утрачен, он есть лишь в других славянских языках. Есть слово благо (старослав.), но слово с полногласием болого не сохранилось в современном литературном языке, есть лишь Бологое (имя собственное, название населенного пункта).

Многие из слов, имеющих старославянское происхождение, стилистически окрашены: град, брег, древо, врата, злато и др. – высокие. Они были принадлежностью книжной, торжественной и поэтической речи. Это связано с тем, что старославянский язык, литературно-книжный язык всех славян IX–XI вв., был языком сакральным, т.е. на нем велось богослужение, именно на него с древнегреческого языка была переведена Библия. Другие слова со старославянскими корнями за долгую жизнь в русском языке утратили возвышенную окраску, обрели новое значение и употребляются как нейтральные; например, ставшие омонимами слова глава : 1 – руководитель чего-либо; 2 – часть книги, статьи.

Упражнения

1. Сравните пары слов. Какие из слов могут быть расценены как старославянизмы?

Прах – порох, храм – хоромы, влачить – волочить, мрак – морок, переворот – превращение, молодежь – младший, колодец – кладезь, пленить – заполонить, древесина – дерево, хранить – похоронить.

Ответ : прах, храм, влачить, мрак, превращение, младший, кладезь, пленить, древесина, хранить.

2. Что значит слово прах в приведенных текстах?

а) Они схватились на конях;
Взрывая к небу черный прах,
Под ними борзы кони бьются.

(А.Пушкин)

б) Борис: Но Дмитрий мертв! Он прах! Сомнений нет! (А.К.Толстой)

Словарные значения: 1. высокое . Тело человека после смерти; останки, труп. 2. Традиционно-поэтическое . Мельчайшие частицы чего-либо, пыль. 3. То, что недолговечно, ничтожно, малоценно.

Ответ: а) 2; б) 1.

Помогает правильно писать слова с непроверяемыми гласными этимология (от греч. etymologia , из etymon «истина» и logos «понятие, учение») – наука о происхождении слов.

Например, слово уважать происходит от ува га «внимание, уважение», ва га «вес». Проверочное слово в современном языке – важный . Можно привести параллели из других славянских языков.

Сметана – «снятая часть скисшего молока» – происходит от сметать – «сгребать, собирать».

Впечатление исторически восходит к слову печать . Это то, что впечаталось в память.

Слово преодолеть родственно существительному доля : одолеть – значит о + долеть «делить», от доля – «часть, участь». Первоначально – «получить свою долю». Слово забастовка , появившееся в России в конце XVIII в., пришло из Италии сначала как термин карточной игры – отказ продолжать игру, имеет корень basta – «хватит».

Порой люди создают ложные объяснения происхождения слов: пиджак – спинжак (надевается на спину), скопидом «человек, бережливый до скупости», – скупидом . Такие смешные и неправильные объяснения ученые называют «народной этимологией».

Упражнения

1. Вставьте безударные гласные:

    инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест, ор_гинальный, ун_в_рситет;

    ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель, ант_гонизм, к_нфликт, прогн_зировать;

    атр_бут, д_летант, абон_мент, прив_легия, д_ликатес, пр_оритет;

    тр_диция, к_мпаньон, иде_логия, п_триотизм, пр_паганда, пл_гиат.

2. Вставьте пропущенные буквы, определив происхождение слова :

п_тух, к_сель, м_теж, кл_вета, п_сец (пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, исц_лить, п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, п_ломник, соз_рцать, пр_стыня, б_лье.

(Подсказки : петь, кислый/киснуть, мять, клев (клевать – задевать, задирать кого-то, оговаривать), пес, коло «колесо» (околица), чин – «порядок», «должность, звание», копать – «бить, ударять», целый, пить, кость, кров, черный, пальма: паломники возвращались из святых мест с пальмовыми ветками; зеркало; простой: простыня – из простого полотна, белый).

3. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные проверяются ударением?

1) ум_лчание, возр_ждение, д_ректива;
2) ч_стопородный, м_рщинистый, х_реографический;
3) вл_стелин, просв_щение, з_млетр_сение;
4) оп_лчение, прив_легия, препод_ватель.

Ответ: 3.

4. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные не проверяются ударением?

1) увл_кательный, оч_рование, обв_р_жительный;
2) в_негрет, инт_лл_генция, д_летант;
3) н_гилист, тр_диция, просл_влять;
4) пап_ротник, ст_рожил города, недос_гаемый.

Ответ: 2.

Чередование гласных в корне

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и с теми, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных.

Чередование гласных и /е в корне

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . При этом в корне пишется и перед суффиксом -а- .

Корни с чередующимися гласными надо выучить , чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить – стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой !

Противопоставление е и и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть – умирать, затереть – затирать, выжечь – выжигать, расстелить – расстилать, обдеру – обдираю .

Это чередование гласных является очень древним, оно относится еще к праславянскому периоду и встречается во всех славянских языках. В отдельных корнях до сих пор сохранились четыре ступени чередования – е – и – о – ноль звука: соберу – собирать – сбор – брать ; умереть – умирать – мор – мрут . Слова с о в корне «оторвались» от родного гнезда и воспринимаются как отдельные лексемы. Они обросли уже своими словообразовательными гнездами: сбор – сборище – сборник – собор – соборный – соборность .

Упражнения

1. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только и.

1) Проб_рались, ум_реть, ст_раный.
2) Заж_гать, бл_стательный, оп_раясь.
3) Пост_лю, отч_тал, сд_раем.

Ответ: 2.

2. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только е.

1) Бл_снула, не прид_райся, выж_г.
2) Уст_лаю, соч_тание, зам_рать.
3) Зап_реть, соб_рутся, выт_рли.

Ответ: 3.

3. Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е .

Соб_ратель, расст_латься, п_рила, обж_гающий, словосоч_тание, раст_реть, оп_раться, разд_раемый, обт_рание, заст_лить, ст_реть, выб_рут, изб_рательная (кампания), прост_раться,пост_рать (белье), бл_стательный, бл_снуть, выж_чь, оп_реться, заст_лить.

4. Распределите слова в два столбика: в один поместите слова с чередующимися корнями, а в другой – с корнями, проверяемыми ударением .

Зам_реть, ум_рать, изм_рять, см_ренный (мирный, покорный), усм_рять, обм_реть, отм_рающие (обычаи), см_риться, прим_рявший (костюм), прич_тать (плакать), ч_тальный зал, выч_ты, выч_тать рукопись (проверить), рассч_тать, ч_тательский, сосч_тать.

Ответ:

чередующиеся корни: замереть, умирать, обмереть, отмирающие, причитать, вычеты, рассчитать, сосчитать ;

проверяемые ударением корни: измерять – мера, смиренный – мир, усмирять – мир, обмерять – мерка, смириться – мир, примерявший – примерка, читальный, вычитать (рукопись), читательский – прочитанный, читка .

Чередование гласных о/а в корне

Корни с подобным чередованием делятся на несколько групп.

1. Правописание корня зависит от ударения. В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

2. Правописание корня зависит от суффикса -а-.

3. Правописание корня зависит от последующей согласной.

К этому же случаю – зависимость от последующей согласной – можно отнести и корни -лаг- – -лож-.

4. Правописание корня в зависимости от смысла.

Распознавать корни -равн-/-ровн - бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и тоже, но корень -ровн - исконно русский, а -равн - по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить.

Чередование в корне -плов -/-плав -/-плыв - не подчиняется никаким правилам. Мы пишем пловец, пловчиха , но плавучесть, плавучий;

ы – в словах плывуны, плывущий, плывя .

Существует еще одно важное чередование.

Ударное а или я в безударном положении чередуется с -им или -ин :

нача ть – начин ать; приня ть – приним ать, поня ть – поним ать, сня ть – сним ать, сжа ть -сжим ать. При этом правописание -им , -ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом -а- .

Упражнения

I.В каких словах надо вставить а?

1) З_рница;
2) благотв_рительный;
3) обг_релый;
4) к_сательная;
5) оз_рить.

Ответ: 1, 4, 5.

II. В каких словах надо вставить о ?

1) Прик_сновение;
2) прекл_няться (перед авторитетом);
3) утв_рь (домашняя);
4) разг_раться;
5) отв_рить (темницу).

Ответ: 1, 2, 4, 5

III. а ?

1) Р_стительность;
2) распол_жение;
3) неприк_саемый;
4) выск_чка;
5) сл_гаемые;
6) пром_кательная бумага;
7) попл_вки удочек;
8) р_внинный ландшафт;
9) обм_кнуть перо в чернильницу;
10) ср_внительный оборот.

Ответ: 1, 3, 5, 7, 8, 9, 10.

IV. В каких словах надо вставить о ?

1) Водор_сли;
2) подр_стковый;
3) изл_гались;
4) ск_калка;
5) выр_щенный;
6) знаменитый пл_вец;
7) непром_каемый плащ;
8) квадратное ур_внение;
9) пропл_вавшие корабли;
10) место пор_внее.

Ответ: 1, 2, 6, 7, 10.

V. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корни.

Синее безобл_чное небо, г_рячее солнце, шумящее Эгейское море с белыми гр_бешками волн, которых сл_гка к_саются прол_тающие чайки. Из волн подн_маются ск_листые б_р_га, изрезанные глубокими бухтами. Вд_ли б_леют снежные в_ршины гор, оз_ряемые к_сыми лучами солнца. Т_кова Греция – родина древних г_роев. Всю стр_ну перес_кают горные хр_бты. В ст_родавние вр_мена по склонам их шумели прохладные л_са с пышной р_стительностью. У п_дножия гор л_са см_нялись рощами с_р_бристых м_слин и т_мнеющих лавров. Между горными хр_бтами бл_стали светлые излучины рек, бл_гоухали д_лины.
Кустарники и травы п_стрели з_л_тистыми и пурпурными цв_тами, которые подн_мали к солнцу свои г_ловки. Теплый ветер разн_сил по р_внине, расст_лающейся между морем и горами, обл_ка цв_точной пыли.

Безударные гласные вызывают затруднения в правописании, потому что произносятся неясно, но обозначаются теми же буквами, что и ударяемые звуки. Часто при этом получается расхождение между произношением слова и его изображением на письме. Например, мы говорим [гълΛва], [мълΛд’эош], а пишется го лова, мо ло дежь.

Чтобы не делать ошибок в правописании в таких случаях, нужно сомнительную гласную проверять.

Способы проверки безударных гласных

1. Измените форму слова:

а) число существительного гора - горы, река - реки, стена - стены, часы - час;

б) падеж существительного: вода - воду, полей - поле, весна - весен;

в) род у глаголов прошедшего времени: взяла - взял, вела - вел;

г) время глагола: боролся - борется, показал - покажет, несет - нес.

2.Образуйте краткую форму прилагательного: седой - сед, зеленый - зелен.

3. Подберите непроизводную основу той же части речи: полковник - полк.

4. Подберите однокоренное слово другой части речи: непереводимый - перевод, удалиться - даль, непримиримый - мир, воссоединение - единый.

Примечания. 1. Исключения составляют слова с чередующимися гласными в корне (заря - зорька )и глагольные корни с о ,которые нельзя проверить формами несовершенного вида на -ивать (-ывать): говорить - уговаривать, опоздать - опаздывать.

2.В некоторых словах иноязычного происхождения написание безударной гласной нельзя проверить однокоренным словом, если проверяемая или проверочная гласная входит в состав суффиксов разного происхождения. Например: абоне мент, (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу), ангаже мент, хотя ангажи ровать; аккомпане мент, хотя аккомпани ровать. Сравните также в составе иноязычного корня: дезинфици ровать, хотя дезинфе кция. Сохраняется та же гласная в словах прое кция - прое цировать и некоторых других, так как здесь гласная входит в состав корня.

3. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи совпадают по звучанию: посве тить (фонарем), посвя тить (жизнь науке); приме рять (платье) - прими рять (рассорившихся друзей); разве вается (флаг) - разви вается (промышленность); распе вать (песни) - распи вать (чай); се деть (становиться седым) - си деть (на диване); ума лять (уменьшать значение чего-либо) - умо лять (упрашивать).

Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Например, слово до лина имеет общий корень со словом до л ,ане да ль, глагол благосло вить образован от сочетания «благое слово», а не «благая слава». Неправильное толкование таких слов искажает их написание.

Непроверяемые безударные гласные

В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной. Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.

К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например, такие: балалайка, бокал, корова, капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, интеллигенция, периферия, пластилин, привилегия, стипендия, эликсир, эстакада и др.

Как видно из примеров, многие слова с непроверяемыми безударными гласными заимствованы из европейских языков. Написание гласных в таких словах основано на традициях.

Чередование гласных в корне

В некоторых корнях наблюдается чередование гласных а - о, е - и, например: заря - зорька, умереть - умирать.

Чередование а-о

1. В корнях гар- - гор- о (зага р - заго релый).

2. В корне зар- - зор- а (за рево, за рница, оза рять - зо рька).

3. В корне кас- - кос(н) пишется о, если за ним следует согласный н , а в остальных случаях пишется а (ко снуться - ка саться).

4. В корне клан- - клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения - о (скло ниться - кла няться, покло н - накло ниться).

5. В корне лаг- - лож- перед г пишется а , перед ж пишется о (предла гать - предло жить) Исключение: полог.

6. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» а кать кисть в краску); корень мок- пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость: вымо кнуть под дождем, непромо каемый плащ).

7. В корне плав- гласная а может быть ударяемой и безударной (плавать, плавучесть); корень плов- пишется в словах пло вец, пло вчиха.

8. Корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, поравняться); корень ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять). Исключение: равнина.

9. В корне раст- - рос- пишется а перед сочетанием cm и буквой щ, в остальных случаях пишется о (расти, наращение - выросший, заросли, поросль). Исключения: отрасль (хотя нет cm); Ростов, росток, Ростислав (хотя есть cm).

10. В корне скак- - скоч- перед к пишется а , перед ч пишется о (скакать - подскочить).

11. В корне твар- - твор- под ударением пишется а, без ударения - о (тварь - творчество, творить). Исключение: утварь.

Примечание. При образовании видовых пар некоторых глаголов происходит чередование в корне звуков о - а: опоздать (глагол совершенного вида) - опаздывать (глагол несовершенного вида), уколоть - укалывать, усвоить - усваивать.

Иногда в современном русском языке параллельно используются варианты: обусловливать - обуславливать, сосредоточивать - сосредотачивать, уполномочивать - уполномачивать. Написание таких глаголов затруднений не вызывает, так как гласный звук находится под ударением. Следует иметь в виду, что формы с о присущи книжному стилю речи, формы с а - разговорному, для некоторых пар форма на о устарела (оспоривать -устар., оспаривать -общеупотребит. Ср.: ...И не оспоривай глупца. - П.)

Чередование е-и

В корнях бер- - бир-, пер- - пир-, дер- - дир-, тер- - тир-, мер- - мир-, жег- - жиг-, стел- - стил-, блеет- - блист-, чет - - чит пишется и, если после корня следует суффикс -а , в других случаях пишется е (соберу - собирать, запереть - запирать, удеру - удирать, вытер - вытирать, замер - замирать, выжег - выжигать, расстелю - расстилать, недочет - вычитать). Исключения: сочетание, сочетать, чета (от корня чёт-).

Необходимо отличать слова с корнями мер- - мир-, в которых происходит чередование гласных, от слов с корнями мер- - мир-, проверяемыми ударением. Всегда пишется и в словах, однокоренных со словом мир: примирение, мировой. Всегда пишется е в словах, однокоренных с глаголом мерить: измерение, примерка, измерять.


Похожая информация.